Приглашенный варяг. Как князь Рюрик пришел к власти | Люди | ОБЩЕСТВО

Древнерусский летописный свод XII века «Повесть временных лет» гласит, что ровно 1153 года назад такие племена, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь призвали княжить в Новгород варяга Рюрика.

Призвание варягов – событие, с которого традиционно принято отсчитывать начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новогородскую и Киевскую Руси.

Варяги у власти

Летописец «Повести» называет причиной приглашения Рюрика междоусобицу, которая охватила жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Родоначальник княжеской династии пришел со своим народом, называемым русь. Историки и по сей день спорят, кем был Рюрик и откуда конкретно родом. Многие связывают его происхождение с Данией и Швецией. Михаил Ломоносов выводил его с варягами из пруссов. Он опирался на топонимы и поздние летописи. Русский ученый также принимал славянское происхождение Рюрика как непреложный факт. Так или иначе, он стал первыми летописно достоверным русским князем.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника». 17 век) Фото: Commons.wikimedia.org

В 862 году, если верить летописи, три родных брата из варягов – Рюрик, Синеус и Трувор — пришли править тремя городовыми областями. Синеус сел в Белоозере, Трувор – в Изборске, а вот Рюрик, по некоторым данным, поселился в Ладоге, по другим – в Новгороде.

При этом предание о призвании варягов может быть ничем иным, как юридическим обоснованием новой формы правления. Законная власть всегда должна быть одобрена общественностью, а согласно некоторым данным, старейшины на общем сходе приняли решение отказаться от народного правления и поставить над собой единого правителя, который смог бы справедливо вершить суд и защищать славян от набегов.

Вероятно, в действительности всё было несколько иначе. Варягов, предположительно, пригласили с целью защиты от варварских набегов и для прекращения междоусобицы. Приглашенные же военачальники могли понять, как богата земля, куда они пришли служить, и им захотелось больше. Не исключено, что против воли славян они и остались у власти.

Казнь Храброго

Позднее в летописях появляются свидетельства о том, что против варяжских правителей восстали новгородцы. Предводителем восстания стал некий Вадим Храбрый. Рюрик с братьями сумел подавить мятеж, а Храброго казнил. Синеус и Трувор, по всей видимости, погибли в этих сражениях. После этого Рюрик присоединил к Новгородской области их земли.

Двое варягов из дружины Рюрика, Дир и Аскольд, отправились в Константинополь. По пути на юг они попали в Киев, где их наняли для защиты от внешних врагов. Там наемные варяги быстро превратились из защитников в правителей. Они смогли полностью захватить Киевскую городовую область.

Купеческое путешествие в Константинополь Аскольда и Дира состоялось позже, но превратилось в завоевательское. Варяги собрали большое войско и в 866 году на 200 ладьях они двинулись к византийской столице. Её они взять не смогли, поскольку, если верить свидетельствам летописца, греческий патриарх Фотий опустил в воду ризу Божьей Матери, что вызвало бурю. Она потопила часть лодок захватичков, которые были напуганы случившимся. Они приняли решение обратиться в митрополию Константинополя с прошением о святом крещении.

Уже ближе к 870 году на русских землях был Северный союз – с центром в Новгороде, а также Южный – со столицей в Киеве. Первым правил Рюрик, а во второй власть принадлежала Диру и Аскольду.

Первый из династии

Варяга, положившего начало отсчету династии Рюриковичей, не стало в 879 году. Новгородским князем после себя он оставил близкого родственника и друга Олега.

Рюрик в ходе своего правления сумел присоединить к русским территориями финские земли, а также территории, которые занимали разрозненные племена восточных славян.

Большинство славян отныне объединяли общие обычаи, язык и вера. Это способствовало образованию новой политической формации, когда во главе государства находится единовластный правитель. Рюрик не стал им, но был основоположником династии, правившей до конца XVI века. Последним из Рюриковичей на престоле стал царь Федор Иванович.

В сентябре 2015 года на центральной площади Старой Ладоги, на берегу Волхова, был установлен памятник Рюрику и Вещему Олегу. Многие исследователи склоняются к тому, что именно отсюда пошло объединение славянских племен и началась история России.

Рюрик на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде. Фото: Commons.wikimedia.org

Этот монумент стал первой скульптурой, которая увековечила основателя российской государственности. Ранее Рюрик в числе иных государственных деятелей был изображен только на памятнике «Тысячелетие России».

Смотрите также:

spb.aif.ru

биография, внутренняя и внешняя политика

Биография князя Рюрика.

Так как жил и правил Рюрик уже очень давно, то осталось мало информации о его рождении и семье. Дата его появления на свет точно не установлена. Годы его правления принято считать с 862 по 879. Рюрик был выходцем из варяг. И когда в Новгороде начались междоусобицы местные жители позвали его их прекратить. Он стал родоначальником всемирно известной династии Рюриковичей. Сам великий русский Рюрик был язычником.

По летописям у Рюрика было еще два брата, одного звали Трувор, а другого Синеус. Когда Рюрик взял бразды правления в Новгороде, его братья начали княжить в других городах. В Белоозере – Синеус, а в Изборске – Трувор. В некоторых исторических источниках пишется о том, что у Рюрика братьев вообще не существовало. До 860 года Рюрик был предводителем варяжской дружины. До пришествия в Новгород Рюрик правил в Ладоге. Умер Рюрик в 879 году, после его смерти править начал князь Олег.

Правление князя Рюрика.

Внутренняя политика князя Рюрика.

Внутренняя политика Рюрика была направлена на то, чтобы укрепить границы государства и защитить их от врагов, а так же расширить эти границы. За период княжества Рюрика он сумел присоединить Ростов, Смоленск и Муром к своим землям.

Далее он попытался прорваться на Юг, в степи Днепропетровска, под его руководством производились грабежи местных племен и народов. Так медленными шагами он уверенно дошел до Киева.

Чтобы обезопасить свои южные границы Рюрик подписывает мирный договор с правителями Киева Аскольдом и Диром. С 866 по 870 год Аскольд нападает на северные земли, входящие в состав Новгорода, но в конечном итоге Рюрик разбивает их армию, но захватывать Киев он не стал. В последние годы своего правления все усилия Рюрика были направлены на заключение мира с западными странами, которые были воинственно настроены против Киева.

Внешняя политика князя Рюрика.

Рюрик был очень умелым руководителем, он огородил свои земли с юго-восточной и северной части от вражеских вторжений и поэтому его жители не знали войн. Постепенно он начал подчинять себе фино-угорские племена. Рюрик во времена своего правления в Восточной Европе, в северной ее части восстановил мир между племенами. На его попечительстве была часть торговли Балтийско-Волжского пути. Благодаря этому он наладил обмен товарами между Булгарией, Скандинавией и Арабским Халифатом.

Рюрик положил начало Российской Монархии, он был умелым руководителем и за времена своего правления укрепил государственность.

Похожие статьи

infoogle.ru

Князь Рюрик, биография, правление и политика

В этой статье вы узнаете, кем же был князь Рюрик в нашей истории, вам будет детально и подробно изложена биография Князя Рюрика, ведь история не должна забываться, а Великие Князья — тем более. Эта рубрика будет полностью посвящена всем правителям России, от Киевских князей, до тандема Путина и Медведева.

Князь Рюрик

В «Повести временных лет» отмечено, что Рюрик пришел на русскую землю вместе с варягами Трувором и Синеусом, призванными славянскими племенами на княжеский престол. Информация о времени и месте его рождения до наших дней  не сохранилась, но факт его прихода на территорию славянских племен в 862 году, зафиксирован в нескольких летописях.  Также большинство древних источников утверждают и тот факт, что 

Рюрик является внуком легендарного варяжского князя Гостомысла.

Первоначально Рюрик занял Новгород, при этом оттеснив оттуда некоего Вадима Храброго, который был впоследствии казнен. С этого момента большинство городов севера Руси отходят под управление князей, пришедших с Рюриком. На всем протяжении правления этого князя идет непрестанный процесс  объединения племен северных славян  под властью единого центра – Новгорода. В то же время на юге южные славяне стали собираться под властью Киева. Таким образом, образовались Северная и Южная Русь. Но политика Рюрика был такова, что эти два центра русской земли не враждовали между собой, а сохраняли устойчивые связи. Отметим, что этот период отмечен серьезным экономическим подъемом, укреплением положения страны в мире, а также отсутствием серьезных конфликтов, прежде всего на севере.

Каких-либо доподлинных описаний того, как правил Рюрик, до наших дней также не сохранилось, поэтому большинство сведений о нем носят сильно искаженный характер, либо очень далеки от действительности, что в дальнейшем породило определенную путаницу в трудах летописцев и историков. К примеру, существует множество вариантов объяснения его происхождения. Также неизвестно, сколько жен было у князя, однако точно установлено, что у него был сын Игорь, матерь которого вероятней всего являлась норвежская княжна Ефанда.

Рюрик умер в 879 году в Кореле, передав власть за малолетством Игоря своему родичу Олегу, правившему до своей кончины.

Рюрик положил начало формированию на Руси наследственной монархии, его род правил Русским государством на протяжении 736 лет. Интересно отметить, что многие историки усматривают связь между Рюриком и названием «Русь». Приход Рюрика в восточно-славянские племена явился началом процесса формирования единого государства,  которым стала в дальнейшем Русь. С его приходом начала складываться система правления, были заложены институты государственности, которые получили дальнейшее развитие в деятельности потомков Рюрика.

__________________________

Уважаемые читатели, что бы узнать больше о своей стране,
вы просто обязаны ознакомиться с биографиями правителей России на основной статье Правители России нашего сайта,
где выложен список всех правителей, от Рюрика до Медведева!

Правители, 25.01.2012

Комментарии

ahuman.ru

Рюрик — биография

Основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Русские летописи сообщают о нем дважды – под 862 г. («Сказание о призвании варягов») и под 879 г. (смерть Рюрика, власть перешла к князю Олегу).

Рюрик – биография (жизнеописание)

Рюрик (первая четверть IX в – 879 г.) – основатель Новгородского государства на севере Руси и династии, правящей в России до конца XVI в. Эту историческую личность часто называли легендарной и даже мифической, ведь сведений о Рюрике в письменных источниках насколько было мало, настолько же они были противоречивы.

О призвании варягов Рюрика в русских источниках

Все же наиболее достоверные сведения о появлении Рюрика, как полагают, содержатся в самых ранних из дошедших до нас русских летописях – Повести временных лет (начала XII в.) и Новгородской первой летописи, текст которой отразил Начальный свод (XI в.), непосредственно предшествовавший Повести. Создание и этих хроник отстояло более чем на двести лет от описываемых событий и, видимо, с этим связаны противоречия в информации даже в одном и том же источнике, сообщающем о призвании варягов и Рюрика.

Текст, повествующий о появлении варяжского конунга на северо-западе современной России, являлся частью некоего, реконструируемого учеными, Сказания о призвании варягов, которое частично вошло в гораздо более поздние летописные своды. Итак, что нам сообщают о Рюрике Повесть временных лет и Новгородская первая летопись.

Под 859 г. есть запись о том, что некие «варяги из заморья» собирали дань со славянских и финно-угорских народов – Чуди, Словен, Кривичей и Мери. А в 862 г. эти народы (дополнительно упоминается еще и Весь) «изгнали варягов за море» и сами стали «собой владеть». Однако вскоре между ними возникли усобицы, они «стали воевать друг с другом». И решили они «поискать себе князя, который бы владел ими и судил по праву». И «пошли за море к варягам… Те варяги назывались русью…». На призыв посольства откликнулись трое братьев «со своими родами». Старший из них, Рюрик, обосновался в Новгороде (исходя из археологических данных, ученые полагают, что речь шла не об известном нам Новгороде, а о Рюриковом городище, расположенном в 3 км к югу от него), другой, Синеус, – на Белоозере , третий, Трувор, осел в Изборске. «И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Спустя два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единолично править, раздавая «мужам своим» города. Новгород, Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром – «над всеми властвовал Рюрик». Двое дружинников из его окружения – Аскольд и Дир, «отпросились» у него и отправились на завоевание южных земель. Они отбили у хазар Киев и совершили в 866 г. поход на Царьград, но о Рюрике русские хроники ничего не сообщают до 879 г. Под этой датой в летописи появляется скупая запись о смерти князя и о том, что он передал власть своему родичу Олегу, поручив ему и воспитание своего малолетнего сына Игоря.

В Ипатьевской летописи (XV в.) в основном повторяется та же информация о Рюрике, но есть и важные расхождения по вопросу о его резиденции. Согласно ее тексту, варяги еще раньше пришли к словенам «и срубили город Ладогу и сел старший из них Рюрик в Ладоге». После смерти братьев в 864 г. он стал править один и  «пришел к Ильмерю и срубил город над Волховом и прозвался Новгород и сел тут княжить». Как отметил главный исследователь древностей Новгорода – В. Л. Янин, именно это сообщение способствовало созданию легенды о том, что Старая Ладога была столицей Северной Руси. Судя по археологическим данным, это поселение возникло задолго до появления Рюрика на русском Северо-Западе.

Предводитель варягов на какое-то время останавливался в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю препятствовали пороги на Волхове. К их преодолению нужно было подготовиться, например, поменять суда, предназначенные для морского плавания, на приспособленные для передвижений по рекам. Вынужденная остановка отнюдь не превращала это место в столицу.

Некоторые иные важные моменты, касающиеся деятельности и происхождения Рюрика, не встречающиеся в ранних русских летописях, есть в других, гораздо более поздних хрониках, и потому считаются многими исследователями менее достоверными. В частности, в Никоновской (Патриаршей) летописи XVII в. сообщается о том, что в 864 г. Рюрик подавил смуту в Новгороде, возглавляемую неким Вадимом Храбрым.

Безусловно спорны, но заслуживают внимания специалистов сведения о происхождении новгородского князя в Густынской и Иоакимовской  летописях (обе – XVII в.). Эти источники показывают связь Рюрика с Гостомыслом – по-видимому, старейшиной новгородских словен. В Густынской хронике сообщается о том, что Гостомысл направлял посольство в Мальборк, город в Восточной Пруссии на южном берегу Балтики. О ранге и полномочиях этого человека известно и из Новгородской четвертой летописи, утверждавшей, что Новгород основал  именно Гостомысл, и это случилось еще до призвания  Рюрика.

Наиболее подробные сведения о жизни и происхождении Рюрика предоставляет Иоакимовская летопись. К сожалению, ее текст сохранился частично и только в изложении В. Н. Татищева. Известный историк полагал, что она написана первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином (умер в 1030 г.). Однако позднее было установлено, что сочинение увидело свет при патриархе Иоакиме (1674–1690 гг.), когда тот был новгородским митрополитом. Исследователи относятся к данным Иоакимовской летописи, как правило, с недоверием и используют их осторожно.

Согласно известиям Иоакимовской летописи, у славянского вождя Гостомысла, правившего в неком Великом граде (историки видят в нем или Старую Ладогу, или город Велиград в земле южнобалтийских славян ободритов), было 4 сына и 3 дочери. Сыновья умерли, не оставив детей мужского пола, а вот у средней дочери, Умилы, «бывшей за королем финским, родился сын Рюрик». Перед смертью Гостомысл (860 г. по В. Н. Татищеву) распорядился позвать сыновей Умилы на княжение. Рюрик, «придя из Финляндии в 862 г., имел жену Енвинду, королеву урманскую, братьев: Трувора, псковского или изборского, и Синеуса на Беле озере, умер в 879-м».

Исходя из данных Иоакимовской летописи, В. Н. Татищев полагал, что Олег был «шурином Рюриковым, князем урманским, из Швеции». Историк предположил, что Аскольд был сыном Рюрика, а «княгине его пасынком, из-за того по-сарматски дирар назван», то есть получается, что Аскольд и Дир одно и тоже лицо.

Исторические реалии предания о Рюрике

Реальность исторической фигуры Рюрика часто соотносят с проблемой исторической достоверности Сказания о призвании. Давно замечено, что аналогичные легенды, повествующие о зарождении государственных институтов, существовали у многих народов Европы. Например, летописный рассказ о Рюрике практически совпадает с сюжетом хроники «Деяния саксов», написанной на столетие раньше Видукиндом Корвейским. В нем говорится о приглашении саксов бриттами. Общая модель подобных средневековых преданий предполагает, что для русского летописца было важно не столько описать конкретное реальное историческое событие, очень давнее для него, сколько передать сам смысл легендарного призвания Рюрика.

Подчеркивалась в науке и мифо-эпическая основа Сказания. Многие ученые отвергают реальность существования братьев Рюрика и объясняют имена Синеуса и Трувора оборотами «sine use» и «tru war», то есть «своими сородичами» и «верной дружиной». Некоторые исследователи обращали внимание и на библейские параллели Сказания о призвании варягов и на этом основании приходили к выводу, что оно не отражало элементов народного эпоса и вообще не имело никакой исторической достоверности.

Однако в решении вопроса о реальности предания о Рюрике с самого начала доминировала другая крайность. Российская историческая наука уже почти три столетия, собственно с момента своего рождения, исследует Сказание о призвании варягов Рюрика. И именно его буквальное, как справедливо заметил И. Н. Данилевский, понимание немецкими учеными И. Байером и Г. Миллером (приглашенными Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г.) и ответная патриотическая реакция М. В. Ломоносова породили так называемую «норманнскую проблему» или  борьбу норманистов и антинорманистов.

Сегодня уже многие признают, что в норманнской дискуссии всегда было больше политического оттенка, чем конкретно-исторического содержания. В. О. Ключевский в свое время назвал варяжскую «проблему» патологией общественного сознания и разделил фиктивную в научном плане «норманнскую проблему» (способны ли восточные славяне к самостоятельному созданию государственных институтов?) на ряд реальных и существенных для понимания ранней истории Руси вопросов.

Среди основополагающих проблем, связанных с историческими интерпретациями Сказания о призвании варягов, главными для исследователей и сегодня остаются – происхождение и первоначальное значение слов «русь» и «варяги». И за одним, и за другим термином видят этническое (скандинавы, германцы и западные славяне побережья Южной Балтики, восточные славяне и т.д.) или социальное содержание (мореходы, профессиональные воины, наемные дружинники, сборщики дани и т.д.). Периодически появляются новые гипотезы, растет количество аргументов в пользу уже давно выдвинутых версий. Но, как заметил современный исследователь А. В. Назаренко, «беда не в том, что существующие гипотезы происхождения Руси исключают друг друга, а в том, что каждая из них вынуждена закрывать глаза на те или иные «не подходящие» для нее данные». Многочисленные гипотезы этнического происхождения самого Рюрика зеркально отражают практически все существующие в историографии версии появления варяжской Руси.

Рюрик – норманн?

Норманнские версии происхождения Рюрика, прежде всего, аргументируются данными, относящимися к Руси и варягам в целом:

  • содержательный анализ известий письменных источников;
  • лингвистические исследования имен варяжских князей, имен, упоминаемых в летописных текстах русско-византийских договоров Х в., «славянских и русских» названий днепровских порогов в сочинении Х в. византийского императора Константина Багрянородного;
  • многочисленные, атрибутируемые как скандинавские, археологические находки на памятниках русского Северо-Запада. Особую важность представляют скандинавские по происхождению артефакты, найденные в Старой Ладоге и на Рюриковом городище в слоях IX – X вв.

Среди норманнских или скандинавских гипотез происхождения Рюрика присутствует «интернациональное» многообразие: финская, норвежская, шведская и датская. В пользу финской, например, свидетельствуют известие Иоакимовской летописи о том, что  Рюрик прибыл из Финляндии, и популярность лингвистической версии, что само слово «русь» финского происхождения. Но Иоакимовская летопись наряду с другими аргументирует и норвежскую версию: Рюрик, хоть и пребывал в Финляндии, но все же был варяжским князем и родственником «урманского князя» Олега.

Шведская версия

Она основана на следующих аргументах:

  • Рюрик назван варягом, а варяги, согласно давней историографической традиции, соотносятся, в первую очередь, с викингами. Русь по звучанию близко финскому ruotsi, так называли финны шведских «гребцов» – мореходов;
  • Руническая надпись «Рюрик» выбита на камне, который использовался для строительства церкви в Норрсунде в Швеции;
  • Отождествление Рюрика с упоминавшимся в сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной»  (XIII в.) Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы (начало правления 850–860 гг. – ум. в 882 г.). Последний, согласно данному источнику, покорил много земель на востоке, в том числе и в Аустрленде (территория Руси).

Датская (фрисландская) версия

В ее пользу свидетельствует выяснение того региона, куда было отправлено совместное посольство словен новгородских и чуди. Ведь маловероятно, что оно могло быть направлено к тем варягам, которые незадолго до этого притесняли эти народы. Но скандинавский мир в эту эпоху был обширен и включал не только Швецию и Норвегию, но и Данию, Британию и Фрисландию.

Согласно Повести временных лет, те варяги, которые пришли с Рюриком, называвшие себя Русь, не были ни шведами (свеями), ни норвежцами (урманами), ни британцами (англянами), ни готландцами (готами). В пользу приглашения князя из Ютландии или Фрисландии может свидетельствовать и упоминавшееся сообщение Густынской летописи о посольстве Гостомысла на Южную Балтику.

Главный аргумент – отождествление Рюрика с конунгом викингов Рёриком Ютландским (Hroerekr) из клана Скъелдунгов. Сходство имени, историческая обстановка и «не противоречащая» хронология делают эту версию одной из самых обоснованных даже для тех ученых, которых можно отнести к антинорманистам. До 850 г. Рёрик, будучи одним из мелких датских конунгов, владел Дорестадом во Фрисландии. В 850 гг. он обосновался в южной Ютландии, участвовал во многих военных мероприятиях – набегах на Англию и континент, в осаде шведской Бирки (852 г.). В хрониках тех лет Рёрик заслужил прозвище «язва христианства». Обращение посольства именно к этому конунгу, враждовавшему с немцами и со шведами, было бы логично с точки зрения политической ситуации. Умер Рюрик, согласно русским источникам, в 879 г., и по данным западных – Рёрика не было в живых в 882 г.

Рюрик – славянин?

В отличие от гипотез происхождения термина Русь славянские версии родословной самого Рюрика связаны только с западнославянским миром. Ученые видели Рюрика выходцем из разных славянских народов – руян,  вагров, ободритов, поморян и т.д., проживавших на побережье Южной Балтики.

Общим аргументом для этих версий выступают археологические данные:

  • Исходя из анализа древностей археологических культур псковских длинных курганов и новгородских сопок, исследователи полагают, что славянское население русского Северо-Запада в VI – VIII вв. – словене новгородские и кривичи ведут свое происхождение от западных славян южного балтийского побережья;
  • В последние годы появились выразительные археологические находки западнославянского происхождения даже на таких «скандинавских» памятниках, как Старая Ладога и Рюриково городище. Речь идет не только об украшениях, но и о такой этноспецифичной категории артефактов, как лепная, то есть, сделанная от руки, глиняная посуда;
  • О западнославянском по происхождению населении в Новгородской земле свидетельствует и лингвистический анализ текстов многочисленных берестяных грамот, найденных при раскопках.

«Прусская» версия

Своим появлением в исторической науке эта версия происхождения Руси и Рюрика обязана М. В. Ломоносову. «Когда Рурик с братьями, со всем родом и с Варягами Россами переселился к Славянам Новгородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах Поруссами или оставшимися по Руссах проименованы…». В рамках «прусской» версии, увидев некоторое созвучие с Русью и Рюриком, ученый упомянул и о руянах – жителях острова Рюген.

На сегодняшний день можно считать выясненным источник этой версии. В начале XVI в., в условиях политического противостояния с Польско-Литовским государством, «в ответ» на литовскую этногенетическую легенду о римском происхождении литовцев аналогичная легенда появилась и в Московии. Согласно этой легенде римский император Август «послал своего брата Прусса на берега Вислы – в страну, которая затем была по его имени названа Прусской землей. От этого Прусса и повелись русские князья. В Прусскую землю пришли искать себе князей по совету новгородского воеводы Гостомысла послы новгородцев. Отсюда они взяли себе Рюрика – потомка Прусса и, следовательно, родственника Августа кесаря».

Почти дословно, с указанием, что Прусс приходился Августу  «сродником», эта версия была воспроизведена  в «Сказаниях о князьях Владимирских» (середина XVI в.) и как официальная идеологема вошла в «Государев родословец». Несмотря на то, что «Прусская» версия подвергалась жесткой критике со стороны историков и лингвистов, те или иные ее элементы в последние десятилетия получили активное развитие в историографии.

Вагры, Варины, Варяги, Варанги…

Побывавший в Московии в первой половине XVI в. австрийский путешественник С. Герберштейн, познакомившись по летописям с русской историей, предположил, что варяги Рюрика, а соответственно и сам Рюрик, происходят от  поморских славян вагров. Вагры, именующиеся в некоторых письменных источниках как Варины, – западнославянское племя, проживавшее в средневековую эпоху на полуострове Вагрия. Они входили в состав племенного союза Ободритов (Бодричей).

С. Герберштейн полагал, что «Варяжское море» (так именуют Балтийское море русские летописи) получило свое название от вагров-варинов. Некоторые лингвисты сближают термины варины, вэрины, вэринги/веринги, варяги общим происхождением и считают разными формами одного слова. Дискуссионным является вопрос о так называемых Варангах – так греки именовали скандинавских наемников на византийской военной службе.

Ободриты, Рареги и Мекленбургские  генеалогии

Среди западнославянских версий происхождения Рюрика – гипотеза о его связи с племенем ободритов обеспечена источниками наиболее комплексно. В первой четверти XVIII в. появилось несколько трудов по генеалогии правящей династии в германской земле Мекленбург, когда-то заселенной ободритами. Поводом послужил заключенный в 1716 г. брак герцога Мекленбурга Карла Леопольда с Екатериной Ивановной, племянницей Петра I, матерью будущей правительницы России Анны Леопольдовны.

В сочинении «Разыскание родства» Ф. Томас проводил идею о родстве между русскими и полабско-поморскими славянами (называвшимися германскими источниками вендами), а также о родстве между правящими российской и мекленбург-шверинской династиями. Отвергая скандинавское происхождение Рюрика, он считал его выходцем из славянской Вагрии. Ссылаясь на источники XV в., Ф. Томас проводит мысль о том, что Рюрик был внуком короля ободритов Витслава (умер в 795 г.) и сыном Годлиба (Годслава), погибшего в 808 г. при штурме датчанами города Рерик. Другой немецкий историк начала XVIII в. И. Хюбнер, используя тот же источник, полагает, что сыновья Годлиба – Рюрик, Сивар и Трувор отправились в 840 г. в Новгород. Замечено, что привязка Рюрика к Годлибу серьезно противоречит хронологии событий, описываемых русскими летописями.

Многие исследователи связывают появление Мекленбургских генеалогий с подъемом славянского этнического самосознания в XVI – начале  XVIII  вв., что выразилось в формировании этногенетических легенд. В частности, по работам И. Хюбнера видно, как в более ранние мифоэпические сюжеты о братьях Чехе и Лехе постепенно вплетаются «реалии» о третьем легендарном брате – Русе.

В связи с Мекленбургскими генеалогиями часто рассматривают появление «народного» предания о Рюрике, записанного в среде немецких крестьян в Мекленбурге французом Ксавье Мармье в первой трети XIX в. Предание повествует о короле бодричей Годлаве и о его сыновьях Рюрике,Сиваре и Труваре, которые в поисках славы «пришли в Руссию». Свергнув местных угнетателей, братья по просьбе народа остались на новой родине. При этом Рюрику досталось Новгородское княжество, Сивару – Псковское, а Трувару – Белоозеро.

Исследователи отмечали, что данное предание о Рюрике – единственное зафиксированное в фольклоре. Учитывая, что германское население давно сменило здесь славян-ободритов, а также принимая во внимание «подозрительную» точность и конкретность в хронологии, локализации и именах, обычно не характерных для устных преданий, живущих веками, предполагают книжный характер и позднее происхождение данного источника. Вероятно, на его возникновение повлияли труды по генеалогии, изданные за сто лет до этого.

Ободритской версии происхождения Рюрика не противоречат сведения германского источника XI в. Адама Бременского, который писал: «… ободритов теперь называют рарегами». Слово «рарег» и сходные с ним во многих славянских языках означают название сокола. На этом основании известный историк С. А. Гедеонов выдвинул гипотезу о том, что имя Рюрик является родовым именем вождей ободритов.

Ободритская гипотеза происхождения Рюрика в определенной мере согласуется с данными некоторых русских летописей (Густынская, Иоакимовская, Новгородская четвертая) о Гостомысле. «Великий град», в котором последний правил, мог быть тем Велиградом, который считается столицей бодричей. И, кажется, уже не вызывает удивления сообщение известного исследователя скандинавских древностей на территории Руси, автора книги «Эпоха викингов в Северной Европе», Г. С. Лебедева о том, что «недавно в еще одной франкской хронике, Ксантенских анналах, обнаружено известие о «Густимусле», славянском вожде в земле ободритов».

Происхождение Рюрика и Руси – это одна из тех научных проблем, решение которых напоминает путь к горизонту. Он бесконечен, всегда будет занимать умы ученых и волновать души простых людей. Но, несмотря на всю противоречивость и скудность сведений о Рюрике, ясно, что эта историческая личность реальна. Рюрик, независимо от того, кем он был, откуда пришел, был и остается основателем северной русской государственности, родоначальником одной из двух династий, с которыми связана вся история России.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Список источников и литературы:

  • Вернадский Г. В. 2004. История России. Древняя Русь. Москва Тверь: «Аграф. Леан». 
  • Данилевский И. Н. 1999. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). М.: «Аспект пресс».
  • Клейн Л. С. 2009. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб: «Евразия». 
  • Кузьмин А. Г. 2003. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М.: «Вече».
  • Ловмяньский Х. 1985. Русь и норманны. М.: «Прогресс». 
  • Мыльников А. С. 2000. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI – начала XVIII века. СПб.
  • Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов, 1950. М.-Л., Издательство АН СССР.
  • Петрухин В. Я. 2013. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: «Форум»; «Неолит». 
  • Повесть временных лет. 1996. Издание второе. СПб.: «Наука».
  • Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении. Четвертое издание. М.: «Флинта», «Наука». 2001.
  • Татищев В. 2003. История Российская. Том 1. М.:«Издательство АСТ». 
  • Фомин В. В. 2008. Начальная история Руси. М.: «Русская панорама».
  • Янин В. Л. 2008. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: «Языки славянских культур».

www.bankgorodov.ru

Рюрик

 

Рюрик – варяг из народа русь, летописный основатель Новгородского княжества и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской династии Рюриковичей. Его называют нередко основателем Древнерусского государства.

Древнейшая летопись «Повесть временных лет», дошедшая до нас в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей, впервые упоминают о Рюрике под 862 годом в рассказе о восстании покоренных варягами и обложенных данью северных племен. Восставшие победили и изгнали своих поработителей. Но управляться самостоятельно освободившиеся племена не смогли, ибо «не было в них правды», «встал род на род, и была в них усобица». Тогда они решили поискать себе князя в других землях и «пошли за море к варягам-руси; ибо звались те варяги русью, как другие зовутся свеями (шведами), урманами (норманнами), англянами (англичанами), готами. Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».

Согласно летописям, на предложение откликнулись три брата из варяжского племени русь – Рюрик, Синеус и Трувор. Вместе со своими родичами они отправились в путь. Это событие в историографии получило условное название Призвание варягов.

Место, куда прибыли братья, разные летописи обозначают по-разному. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород. Синеус утвердился в Белоозере, а Трувор – в Изборске.

«И от тех варягов-руси получила название Русская земля».

Ранние летописи о дальнейшей жизни и деятельности Рюрика дают очень мало сведений. Известно только, что Рюрик раздавал своим людям города (Ростов, Полоцк, Белоозеро, Муром).

С согласия Рюрика, двое из его «мужей» – Аскольд и Дир с собственными отрядами направились к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю).

Поздняя Никоновская летопись (1-я половина XVII века) сообщает о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны жестоким правлением Рюрика. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго, о котором, кроме этого сообщения, больше ничего не известно. Историки связывают этот рассказ летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром.

Неизвестно, сколько у Рюрика было жён и детей. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда. Летописи сообщают только об одном сыне – Игоре.

У Рюрика, возможно, кроме Игоря были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря – Акун и Игорь.

В год смерти Рюрика (879) Игорь был ещё очень мал. По этой причине вести княжеские дела до того, как вырастет Игорь, Рюрик поручил, своему родственнику Олегу.

Уже не одно столетие не утихают споры ученых о том, скандинавом был Рюрик, как и все варяги, или славянином.

Достоверных данных об этом нет. А знание этого факта очень важно. Сторонники норманской теории, доказывающей скандинавское происхождение Рюрика, исходят из того, что Рюрик в русских летописях назван варягом, а варяги ассоциируются по различным источникам с норманнами или шведами, и поэтому считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами из Скандинавии. Норманисты утверждают, что мы, славяне, без скандинавов (норманнов) не способны навести порядок на своей земле. Читать или слышать это очень обидно.

В противовес норманской теории родилась антинорманская теория, которая доказывает, что Рюрик происходит из княжеского рода западнославянских племен ободритов.  а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который назывался на славянских языках рарогом.

Доказательств в пользу и той, и другой теории приводится достаточно много.

Самым, пожалуй, сильным доказательством славянского происхождения Рюрика являются Мекленбургские генеалогии.

Они появились в начале XVIII века, и представляют собой ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, где когда-то жили славянские племена ободритов или бодричей. Эти генеалогии опираются на манускрипт 1687 года, который, в свою очередь, ссылается на какой-то манускрипт 1418 года. Согласно этим манускриптам, младший сын короля ободритов Витслава – Годлиб – погиб в 808 году, а его сыновья   Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород.

Главное, что смущает в этих генеалогиях, это нестыковка с русскими летописями. По Мекленбургским генеалогиям Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Даже простой подсчет подсказывает, что поскольку после него должны были родиться два брата, а отец погиб в 808, то дата рождения Рюрика не может быть значительно позже 805 года. Тогда он стал отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии Повести временных лет), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем, известно, что до середины X века датировка древнерусских летописей приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Да даже чисто по-человечески более понятно и правдоподобно приглашения правителем человека, разговаривающего на близком и понятном языке, имеющего похожую веру и обычаи.

Тогда всё? Славянин и точка?

Но есть среди всех аргументов сторонников норманнской концепции один смущающий факт. Это данные генетических исследований.

ДНК-генеалогия пользуется данными, полученными в результате генетических исследований, прежде всего исследования мужской Y-хромосомы. Всех ныне живущих мужчин делят на 20 генетических родов (гаплогрупп). Представители разных гаплогрупп по определению не могут быть представителями одного рода, даже весьма древнего.

Так, было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика. У обследованных были выявлены с разной частотой две гаплогруппы N1с1 и R1a1.

Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к т.н. скадинавской ветви (или кластеру) этой гаплогруппы. Согласно данным Family Tree DNA «скандинавские» гаплотипы N1c1 встречаются в основном в Швеции, Норвегии, Финляндии, Британии, и в меньшей степени в России. Известны лишь единичные примеры таких гаплотипов в других европейских странах.

Гаплотипы, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1c1, чаще всего встречается в районе Уппсалы, столицы древнего шведского королевства. Город Уппсала является административным центром современной провинции Уппланд, к этой провинции относится район Рослаген (Roslagen, дословно «земля русов»). Из этого делается вывод, что район Уппсалы наиболее вероятен как родовой центр ветви Рюриковичей.

С моей точки зрения, «чаще всего встречается» не является строгим доказательством, что Рюрик именно на территории Швеции и родился, ведь в России тоже встречаются подобные гаплотипы. Нельзя также твёрдо быть уверенными, что тестируемые люди являлись реальными потомками Рюрика.

Сомнения вызывает и тот факт, что, по данным историка Лидии Грот, Руслаген в IX веке находился под водой, а его первое упоминание в летописях датируется лишь XIII веком.

Или вот такой факт: в Швеции 17 процентов населения имеют гаплогруппу R1, представители которой чаще всего живут в Орловской области (62,7%). Но это ведь не значит, что каждый 7-й житель Стокгольма имеет предков из России.

Всё же в целом ДНК-исследование является ещё одним аргументом в пользу «Норманской версии» происхождения Рюрика.

Ещё до ДНК-исследования существовала версия скандинавского происхождения Рюрика, связывающая его с Эйриком Эмундарсоном, как раз конунгом шведской Уппсалы.

И ещё один интересный факт:

Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерик (Roderick), Родерих (Roderich), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Дании, Швеции, Финляндии и Исландии.


www.moi-jaroslavl.ru

история и интересные факты :: SYL.ru

Рюрик – первый русский князь, его существование подтверждают древние летописи. Биография Рюрика (862-879 годы жизни описываются в различных источниках) доподлинно неизвестна, и это порождает много версий о его происхождении и событиях, в которых он участвовал.

Летописные сведения

Первое упоминание о русском правителе было найдено в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, где биография Рюрика получила первый штрих. Рассказ относится к 862 году и повествует о бунте северных племен, которых покорили и обложили данью варяги, в результате восстания захватчики были изгнаны. На освободившихся территориях началась междоусобная война, и народы приняли решение найти князя, который смог бы править государством. Поиски правителя привели к варягам-руси: «Сказали руси чудь, славяне (ильменские) и кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».

Эти события подтверждает и более поздняя Новгородская летопись, дополняя повествование тем, что события происходили в период Киевского княжения Кия, Щека и Хорива. На предложение парламентариев отозвались три брата Рюрик, Синеус, Трувор, происходившие родом из варяжского племени русь. В летописных источниках указываются разные места прибытия братьев. Согласно Ипатьевской летописи, биография Рюрика как князя Руси началась с основания города Ладога. Синеус обосновался в Белоозере, а Трувор начал править в Изборске.

Разночтения в летописях наметились уже в этот период. Так, Троицкая летопись утверждает, что биография Рюрика началась с княжения в Новгороде. Местная, Новгородская, летопись содержит запись о том, что в город прибыл князь с братьями и сильной дружиной. В списках, где рассказывается об обосновании града Ладога, упоминается, что через два года княжения два брата умерли, а Рюрик срубил в районе реки Волхов новый город, назвав его Новгород.

Описание жизни

Сведений о дальнейшей деятельности в летописях очень мало. Биография Рюрика никем не описывалась полностью, практика ведения записей только начиналась. Из ранних источников известно, что князь щедро раздавал вотчины дружине. Два приближенных военачальника Аскольд и Дир были отправлены к Киеву с дальнейшим походом в Царьград.

Известно, что Рюрик имел малолетнего сына Игоря, который в год его смерти в 879 году был очень маленьким. По сведениям, правление княжеством было передано Олегу до того момента, как подрастет законный наследник.

Краткая биография русского князя Рюрика дополняется более поздними летописями, на которые опираются многие историки. По сведениям из Гусынских свитков известно, что совет новгородцам найти князя в среде варягов дал старейшина Гостомысл, это подтверждает Воскресенская летопись. Из двух древних сводов следует, что новгородские послы отправились в прусские земли и уговорили Рюрика, потомка императора Августа, прийти к ним на правление.

Никоновские сведения

В Никоновской летописи по своему описано, как пришел к правлению князь Рюрик. Биография, отраженная в сводах, отчасти повторяет ранние источники и дополняет их новыми фактами. Патриарший (Никоновский) текст рассказывает, что новгородцы не сразу обратились к варягам, а хотели избрать правителя из местных народов, но потерпели неудачу. Призывы у варягов не сразу увенчались успехом, поскольку многие их них боялись крутого нрава местного населения.

Согласились лишь три брата, одним из которых был будущий князь Рюрик. Биография двоих братьев практически не отражена в записях – их постигла скорая смерть, а Рюрик правил в Новгороде с 864 года. В летописи рассказано, что новгородцы пострадали от крутого нрава призванного правителя и создали сопротивление. Бунт был жестоко подавлен, предводитель Вадим – казнен, многие новгородцы бежали в Киев.

Воинственный князь

Некоторые письменные источники дают сведения, что биография Рюрика была наполнена военными походами. В Воскресенской летописи указывается, что новгородский правитель обладал воинственным нравом и, едва утвердившись на престоле, сразу затеял войны с соседями. В других источниках есть указания, что в 866 году Рюрик отправил дружину во главе с воеводой Валетом для завоевания Карелии. Война длилась долго, якобы сам князь умер через 13 лет после ее начала.

Большинство сохранившихся письменных исторических документов утверждают, что смерть князя наступила в 879 году. Биография Рюрика, согласно Ермолинского списка, заканчивается смертью пятью годами ранее, в 873 году.

Спорные сведения Татищева

Биография Рюрика наиболее полно была отражена в работах В. Н. Татищева, который в исследованиях опирался на так называемую Иоакимовскую летопись. Первоисточник не сохранился, есть лишь частичные записи, сделанные в изложении Татищева. Исследователь утверждал, что рукопись была создана в период патриаршества Иоакима (1674-1690 гг.) в Новгороде и в ней упомянут князь Рюрик.

Биография содержит сведения о начале рода. Праотцом династии, согласно Иоакимовской летописи, был князь Гостомысл, который жил и правил в Великом Граде. Ученые считают, что это может быть Старая Ладога или Велиград. Князь имел четырех сыновей, умерших, не оставив наследников, и трех дочерей. Средняя дочь Умила в браке с финским королем родила сына, названного Рюриком.

Предвидя свою смерть, Гостомысл призвал сыновей Умилы на правление в Русь. К тому моменту Рюрик был женат, а также имел двоих братьев – Трувора и Синеуса. Иоакимовская летопись не является каноническим свидетельством, большинство историков относятся к ней как к справочному документу.

Биография Рюрика и Олега в части родства тоже вызывает множество споров у историков. Согласно исследованиям В. Н. Татищева, Олег был урманским князем, откуда родом была жена Рюрика, и потому являлся шурином русскому князю. Родство подтверждают и другие источники.

Наследники и род

Племена, населявшие Русь в незапамятные времена, были язычниками, на каждого мужчину могло приходиться несколько жен. Неизвестно сколько имел жен и детей Рюрик. Краткая биография летописных свитков хранит сведения о том, что родоначальниками первых русских властителей были Рюрик и его жена Ефанда. В браке родился сын – Игорь, у которого, возможно, были племянники (Игорь, Акун), о них упоминается в русско-византийском договоре от 944 года. Игорь был женат на Ольге, в браке родился Святослав Игоревич, внука звали Владимир Святославович.

Разветвление рода Рюриков началось после смерти Владимира и усилилось после Ярослава Мудрого. Князья выделяли вотчины и наделы своим сыновьям, а между ними вспыхивали войны за первенство и право на престол. В своих войнах и разделах они едва не упустили все русские земли в период монголо-татарского ига и многочисленных набегов соседствующих государств. Род Рюрика дал многочисленное потомство, позднее ставшее основателями громких дворянских фамилий.

Версии происхождения

Есть множество версий, откуда появился князь Рюрик. Краткая биография и скудные сведения дают возможность историкам, лингвистам проявлять фантазию, опираясь на обрывки фраз, пространные или профессиональные трактовки древних источников и собственные знания. Варианты происхождения:

  • Скандинавское. В пользу версии приводится созвучие с именем скандинавского правителя Рёрика Ютландского, несколько интерпретаций надписей на камнях с сопки Шуй, датируемых теми же годами, когда Рюрик правил в Новгороде.
  • По еще одной версии, род варягов, из которых вышел Рюрик, французского происхождения, а, следовательно, полное имя русского правителя Рюрик Фрисландский.
  • Балтийское происхождение. Некоторые ученые утверждают, что Рюрик происходит от народности, заселявшей остров Руян (ныне Рюген). В пользу версии говорит история о том, что Рюрик пришел на Русь через Ладогу.
  • Славянское происхождение. При изучении «Повести временных лет» становится понятно, что между князьями из варягов и древними народностями Руси нет языковых отличий, все понимали друг друга без переводчика, названия древних городов понятны и сегодня – Белоозеро, Ладога, Новгород и т. д. Гумилев утверждал, что варяги – это не этнос, а профессия. В той же летописи есть фраза: «И от тех варягов прозвася Русская земля, новугородьци, ти суть людъе новогородъци от рода варяжъска». Т. е. получается, что новгородцы – славяне, а значит, и варяги тоже славяне.

Приведенный список версий происхождения первого русского князя далеко не полный. На право называться страной, из которой вышел правитель, претендуют шведы, германцы и прочие народы Европы. Историческая наука не пришла к единому мнению о происхождении Руси и появлении князей, споры ведутся постоянно, и, наверное, не затихнут даже после появления на свет нового документа. За давностью лет проследить с точностью, какова была биография Рюрика, не представляется возможным, к тому же многими историками ставится вопрос: а был ли Рюрик?

www.syl.ru

Основные даты биографии Рюрика и его эпохи. «Рюрик»

 

Около 817 — примерная дата рождения Рорика Ютландского.

839, 18 мая — к императору Людовику Благочестивому в Ингельгейм прибыло посольство от византийского императора Феофила, вместе с которым приехали послы от «хакана росов». Первое достоверное упоминание о Руси в письменных источниках.

842 — начало правления византийского императора Михаила III, в царствование которого «стала прозываться Русская земля».

840-е годы — сообщение Ибн Хордадбеха о путях купцов-русов к Черному морю, на Каспий и далее в Багдад.

843 — Верденский договор между сыновьями Людовика Благочестивого.

844 — поход восточнофранкского короля Людовика Немецкого на ободритов. Гибель одного из вождей ободритов Гостимусла. Набег норманнов-«русов» на Севилью.

850 — первое упоминание Рорика Ютландского во франкских анналах. Рорик напал на Фрисландию и захватил город Дорестад. По сообщению «Бертинских анналов», Рорик совершил набег даже на Англию. Император Лотарь I принял Рорика в вассалы и пожаловал ему Дорестад в лен.

855 — попытка Рорика и его родича Годфрида захватить власть в Дании, окончившаяся неудачей.

857 — Рорик напал на ютландского конунга Хорика II и захватил часть его земель.

859 — летописное сообщение о варяжской и хазарской данях, взимавшихся с восточнославянских и финно-угорских племен.

860, 18 июня — появление русских кораблей у стен Константинополя. Первый поход русов на Византию, окончившийся неудачей. В летописях поход датируется 866 годом и приписывается Аскольду и Диру.

860-е годы — крещение русов при патриархе Фотии.

861 — Константин Философ (Кирилл) в Херсонесе нашел церковные книги, написанные «рускими» письменами.

862 — летописное сообщение об изгнании варягов за море, усобицах племен и призвании Рюрика с братьями.

862–863 — в грамоте Людовика Немецкого Альтайхскому монастырю упоминается торговое поселение на Дунае — «Русарамарха».

863 — моравская миссия Константина Философа (Кирилла) и Мефодия, создание славянской азбуки. Набег викингов (во главе с Рориком?) на Фрисландию и земли по Рейну. Рорик становится вассалом западно-франкского короля Карла Лысого.

864 — смерть Синеуса и Трувора, согласно летописной хронологии: «И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города».

Около 865 — крещение Дунайской Болгарии.

867 — изгнанный из Фрисландии Рорик угрожает войной королю Лотарю II.

870 — союз Рорика с Карлом Лысым в Нимвегене.

872 — встречи Карла Лысого с Рориком и Родульфом в Льеже и Маастрихте. Рорик признал себя вассалом Карла.

873 — Рорик в Аахене становится вассалом Людовика Немецкого.

Середина 870-х годов — крещение русов при патриархе Игнатии.

Конец 870-х — начало 880-х годов — первый поход русов на Каспий, нападение на город Абаскун (Абесгун).

879 — смерть Рюрика. Новым князем стал его родич Олег.

882 — захват Олегом Киева. Гибель Аскольда и Дира. Владения Рорика во Фрисландии переданы императором Карлом Толстым другому предводителю норманнов — Годфриду.

litresp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *