Рыцарские ордена

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
  По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле, где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
  Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были

Римский Папа и император Священной Римской империи.
  В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах, принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
  К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца. В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков:
Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау
. C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
  Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий, попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232, когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились:
Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга
и знаменитый Кёнигсберг. Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
  Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск. Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский
, в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
  В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

srednyvek.ru

Тамплиеры и инквизиция: anna_warvick — LiveJournal

По просьбе elf_shade и heline напишу немного про этот аспект Инквизиции, а именно преследование ею тамплиеров.

Кто такое тамплиеры? Название, вроде бы, у всех на слуху (Кто сказал «Тампль»?!), но все же немного углубимся в историю.

Орден тамплиеров (от фр. tample — храм) был создан в 1118 или 1119 году, вскоре после первого крестового похода. Организовали его девять французских рыцарей, которые дали иерусалимскому патриарху обет целомудрия, бедности и послушания. Они также взяли на себя обязанность оказывать вооруженную защиту паломникам, охраняя их на пути от морского берега к Святым местам.
Эти люди отреклись от мира и соединили в своем ордене — монашеской организации — служение обществу с суровой военной дисциплиной во славу Пресвятой Матери Божьей и сочетали монашеский образ жизни с рыцарским.

Тамплиерский крест

Мирских наслаждений рыцари ордена должны были избегать. Женатые рыцари также могли быть тамплиерами, но не имели права носить отличительные знаки ордена: его белый льняной плащ с алым крестом (символ мученичества) и белый полотняный пояс — символ сердечной чистоты. Вот и приходилось выбирать:)


Посвящение в рыцари

Было достаточно интересное правило: храмовникам предписывалось вкушать трапезу молча, чтобы не смущать друг друга пустыми речами. В это нет ничего необычного, но были разработаны специальные жесты, с помощью которых монахи общались между собой во время еды. Чтобы попросить хлеб, надо было сделать двумя пальцам круг, чтобы попросить молока, надо было пососать мизинец; чтобы получить мед — облизать палец, а рыбу — имитировать рукой движение плавников в воде. В общем, развлекались как могли.

Но не будем отвлекаться от темы.
Очень скоро орден достиг своего расцвета, стал пользоваться огромным уважением по всей Европе. Получая в дар земли, браться ордена обрабатывали их, осушали болта, вспахивали поля — они фактически наладили систему земледелия по всей Европе. Также тамплиеры всегда защищали своих людей и заботились об их благополучии.
Люди могли безо всякой боязни передвигаться по стране, если знали, что путь их будет пролегать по территории, принадлежащей тамплиерам.

Тамплиеры в сражении

Вскоре тамплиеры сосредоточили свое внимание на делах финансовых, их орден стал общеевропейским банком, а их замки в Париже и Лондоне — мировыми финансовыми центрами.
Вот тту-то и запахло жареным, т.е. костром инквизиции. Еще бы, кому понравится, что какая-то организации становится богаче королевских дворов и самой церкви?
Но первым на орден ополчилась не церковь, а французский король Филипп IV Красивый.


Усыпальница французских королей: Филипп IV.

Уничтожить орден он не мог, как бы не пытался, ведь орден не подчинялся Франции. Но он мог действовать через церковь, а конкретно — через папу Климента V, который своим назначений был обязан французскому королю.

Климент V

Ранним утром в пятницу, 13 октября 1307 года в замок Тампль — парижскую резиденцию Ордена тамплиеров (храмовников), — ворвался отряд вооруженных стражников, которыми командовал королевский советник Гийом де Ногарэ. Захваченные врасплох рыцари во главе с Великим магистром Жаком де Моле были арестованы, закованы в цепи и заключены в темницу своего же замка.
В тот же день во французских провинциях были схвачены все находившиеся во Франции рыцари Ордена Храма. Орденские замки и дома оказались под надзором королевских чиновников, а все имущество тамплиеров присвоила казна. Собственно, понятно, что вся ересь была Филиппу абсолютно по боку, а вот тамплиерские деньги — вовсе нет.
14 октября королевские бальи зачитали на городских площадях обвинения в ереси и отступничестве от веры, которые французский король Филипп IV Красивый выдвинул против храмовников.
Гийом де Ногаре, умный и хитрый придворный, злой гений Филиппа Красивого, был первым, кто воспользовался в обвинении в ереси в политических целях.

12 августа 1308 года папа разослал по всей Европе письма, в которых повелевал всем церковным и светским властям начать судебное преследование тамплиеров. В Париже под арестом содержалось 540 тамплиеров.
Но желание избавиться от тамплиеров было столь сильно, что их начали сжигать, даже когда закон еще не вступил в действие, как случилось во Французских городах Теймсе, Руане и Каркассоне.

Начался долгий процесс над тамплиерами. В течении семи лет инквизиторы Филиппа Красивого пытками и угрозами выбивали из арестованных храмовников признания в самых страшных грехах: сатанизме, надругательстве над крестом и святыми дарами, содомии. Почтенный архиепископ Нарбоннский, бывший хранителем королевской печати, отказался участвовать в этом позорном фарсе. Тогда король назначил хранителем печати своего самого продажного и лживого клеврета — «рыцаря» Гийома де Ногарэ, готового на любые мерзости и преступления для того, чтобы заслужить благосклонность монарха. Ему под стать были помощники — личный духовник короля Гийом Эмбер (Гийом Парижский), ставший великим инквизитором Франции, и брат королевского первого министра Жан де Мариньи, получивший титул епископа Санского.

Назначение руководителями процесса над тамплиерами этих отъявленных мерзавцев оправдало ожидания Филиппа. «Нет такой низости, такого преступления, к которым бы ни прибегли судьи в ходе этого процесса…», — писал Морис Дрюон, автор известных хроник из серии «Проклятые короли».

Морис Дрюон

Главными свидетелями обвинения стали несколько бывших храмовников, исключенных из Ордена за уголовные и сексуальные преступления. Среди этих ренегатов особой подлостью выделялся некий Эскен де Флойран — бывший приор Монфоконский, приговоренный в свое время Великим магистром за убийство одного из рыцарей к пожизненному заключению. Он охотно подтверждал немыслимые обвинения инквизиторов и, стараясь угодить королевскому канцлеру, сам выдумывал еще более страшные грехи. В качестве «свидетелей» обвинения выступили также королевские чиновники. Например, советник-легист Рудольф де Прелли развлек суд трогательным рассказом о неком тамплиере по имени Жервэ, который, «рыдая», якобы поведал ему о «страшных тайнах и грехах» Ордена.
Но кроме клеветы предателей и чиновничьих сплетен суду нужны были признания самих обвиняемых. Абсолютное большинство арестованных рыцарей, несмотря на длительное заключение и угрозы судей, с возмущением отвергли нелепые выдумки обвинителей. Тогда судьи решили прибегнуть к пыткам.

Папа созвал Вселенский собор, на котором 2 мая 1312 года было принято решение упразднить орден тамплиеров.
Перед главным парижским собором, Нотр Дамом, 10 марта 1314 года пяти высшим должностным лицам ордена был объявлен приговор о пожизненном заключении.
В качестве главных подсудимых в собор были доставлены бывшие руководители Ордена Храма: великий магистр Жак де Моле, генеральный визитатор Юг де Пайрандо, приор Нормандии Жоффруа де Шарне и командор Аквитании Жофруа де Гонвилль.
Четыре старика в грязных лохмотьях, измученные семилетним заключением, голодом, пытками и унижениями, стояли перед королевским трибуналом, блистающим яркими одеждами и драгоценностями.
«Солнечные лучи играли на золоченых митрах, на епископских посохах, на пурпуровых кардинальских одеяниях, на багрово-красных сутанах епископов, пробегали по бархатным, отороченным горностаем коротким мантиям, золотили обнаженные клинки. Эта роскошная игра красок, эти яркие блики еще резче подчеркивали контраст между группой обвиняемых и пышным судилищем…, между судьями и четырьмя старыми, оборванными тамплиерами, которые стояли, прижавшись друг к другу, неразличимо серые, будто изваянные из пепла».
М.Дрюон. Железный король. Глава IV.

Под диктовку Ногарэ королевский суд обвинил рыцарей Храма в поклонении идолам, богохульстве и ереси. В обвинительное заключение были включены все самые дикие и невероятные выдумки, пришедшие в голову инквизиторам и их добровольным помощникам — так называемым «свидетелям». Тамплиеров обвинили в том, что они отрекались от Христа, плевали на крест, предавались разврату, поклонялись демону Бафомету и неким «Говорящим Головам», которых использовали в своих колдовских ритуалах, что еще они поклонялись черной кошке — олицетворению Сатаны, — и что черные кошки участвовали в заседаниях капитула Ордена, что они жарили младенцев и их жиром мазали дьявольских идолов…


Сожжение тамплиеров

Судьба ордена Храма в разных странах была различной. Его отделение в большинстве стран Европы были захвачены светскими властями и другими орденами монахов, но сами таплиер были отпущена на свободу. В Англии и Португалии тамплиеры были оправданы.

Источники:
Наталия Будур «Инквизиция. Гении и злодеи». 2006
Амбелен Р. Драмы и секреты истории. Пер. с франц. М., 1993.
Отт И. Тайна рыцарей тамплиеров. Пер. с нем. М., 1994.
http://www.hist.ru

anna-warvick.livejournal.com

Рыцарские ордена Европы XI — XIII веков

6 188

В XI — XIII вв. католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и «гроба господня», который, по преданию, находился в Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате земель и грабеже восточных стран, о богатстве которых много тогда говорилось в Европе.

В армиях крестоносцев с благословения папы римского создавались особые монашеско-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Вступая в орден, рыцарь оставался воином, но приносил обычный обет монашества: не мог иметь семьи. С этого времени он беспрекословно повиновался главе ордена гроссмейстеру, или великому магистру.

Ордена подчинялись непосредственно папе, а не правителям, на землях которых располагались их владения. Захватив огромные территории на Востоке, ордена развернули на «святой земле» широкую деятельность.

Рыцари закрепощали крестьян, как местных, так и пришедших с ними из Европы. Грабя города и села, занимаясь ростовщичеством, эксплуатируя местное население, ордена скапливали огромные богатства. На награбленное золото покупались большие имения в Европе. Постепенно ордена превращались в богатейшие корпорации.

Первым был основан в 1119 г. орден тамплиеров (храмовников) . Первоначально он находился недалеко от того места, где, по преданию, стоял Иерусалимский храм. Вскоре он стал самым богатым.

Отправляясь в крестовый поход, крупные феодалы и рыцари нередко закладывали под ссуду свои земли и другое имущество в европейских конторах ордена. Боясь ограбления в пути, они брали лишь расписку, с тем чтобы получить деньги по прибытии в Иерусалим. Так тамплиеры становились не только ростовщиками, но и организаторами банковского дела. И оно принесло им огромные богатства: ведь многие крестоносцы погибали в пути, не успев добраться до Иерусалима…

Вторым был орден госпитальеров-иоаннитов. Свое название он получил от госпиталя святого Иоанна, помогавшего больным пилигримам. В конце XXI в. образовался третий орден Тевтонский. Позже он переселился на берега Балтийского моря, где в 1237 г. объединился с орденом меченосцев. Объединенный орден меченосцев зверски истреблял и грабил местные племена литовские, латышские, эстонские. Пытался захватить русские земли в XIII в., но князь Александр Невский разгромил рыцарское войско на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г.

В XI — XII вв. в Испании возникли три ордена. Они были созданы рыцарями в связи с реконкистой — борьбой, направленной к изгнанию арабов из Испании.

В XIV — XV вв. европейские короли, создавая централизованные государства, подчинили себе и духовно-рыцарские ордена. Так, Французский король Филипп IV Красивый жестоко расправился с самым богатым из них — орденом тамплиеров. В 1307 г. тамплиеров обвинили в ереси. Многих из них сожгли на кострах, имущество ордена конфисковали, пополнив им королевскую казну. Но отдельные ордена сохранились до наших дней. Например, в Риме до сих пор существует орден иоаннитов — это реакционное клерикальное (церковное) учреждение.

ДЕТСКИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Летом 1212 г. по дорогам Франции и Греции двигались небольшими группами и целыми толпами мальчики от 12 лет и старше, одетые по-летнему: в простых холщевых рубахах поверх коротких штанов, почти все босиком и с непокрытыми головами. У каждого спереди на рубахе был нашит матерчатый крест красного, четного и зеленого цвета. Это были юные крестоносцы. Над процессиями веяли пестрые флаги; на одних было изображение Иисуса Христа, на других — богородицы с младенцем. Звонкими голосами крестоносцы распевали религиозные гимны, прославляющие бога. Куда же и с какими целями направлялись все эти толпы детей?

Впервые в самом начале XI в. призвал Западную Европу к крестовым походам римский папа Урбан II. Это произошло поздней осенью 1095 г., вскоре после того, как городе Клермоне (во Франции) закончился сбор (съезд) церковников. Папа обратился к толпам рыцарей, крестьян, горожан. монахов, собравшихся на равнине близ города, с призывом начать священную войну против мусульман. На призыв папы откликнулись десятки тысяч рыцарей и деревенских бедняков из Франции, а позже и из некоторых других стран Западной Европы.

Все они в 1096 г. отправились в Палестину воевать против турок-сельжуков, которые незадолго до этого захватили город Иерусалим, считавшийся у христиан священным. По преданиям, там якобы находился гроб Иисуса Христа, мифического основателя христианской религии. Освобождение этой святыни и служило предлогом для крестовых походов. Крестоносцы прикрепляли к своим одеждам кресты из материи в знак того, что они идут на войну с религиозной целью — изгнать иноверцев (мусульман) из Иерусалима и других священных для христиан мест в Палестине.

В действительности цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора, по обычаю, мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее любым путем. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Кроме того, церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы) , побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. Этим и воспользовались римские папы, бросив клич «На Восток! «. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Первое время в крестовых походах участвовала и крестьянская беднота, жестоко страдавшая от притеснения феодалов, неурожаев и голода. Темные, задавленные нуждой земледельцы, большей частью крепостные, слушая проповеди церковников, верили, что все бедствия, которые они испытывают, ниспосылаются на них богом за какие-то неведомые грехи. Священники и монахи уверяли, что если крестоносцам удастся отвоевать у мусульман «гроб господень», то всемогущий бог сжалится над бедняками и облегчит их участь. Церковь обещала крестоносцам прощение грехов, а в случае гибели — верное местечко в раю.

Уже во время первого крестового похода погибли десятки тысяч бедняков, и лишь немногие из них добрались вместе с сильными рыцарскими ополчениями до Иерусалима. Когда в 1099 г. крестоносцы захватили этот город и другие прибрежные города Сирии и Палестины, все богатства достались только крупным феодалам и рыцарству. Прибрав к рукам плодородные земли и цветущие торговые города «Святой земли», как европейцы называли тогда Палестину, «христовы воины» основали свои государства.

Пришлые крестьяне почти ничего не получили, и поэтому в дальнейшем все меньше крестьян участвовало в крестовых походах.

В XII в. рыцарям пришлось много раз снаряжаться на войну под знаком креста, чтобы удержать захваченные территории.

Однако все эти крестовые походы терпели неудачи. Когда в начале XIII в. французские, итальянские и немецкие рыцари в четвертый раз опоясались мечом по призыву папы Иннокентия III, они направились не против мусульман, а обрушились на христианское государство Византию. В апреле 1204 г. рыцари захватили ее столицу Константинополь и разграбили его, показав, чего стоили все пышные фразы о спасении «гроба господня». Через восемь лет после этого позорного события состоялись детские крестовые походы. Средневековые монахи-летописцы так рассказывают о них. В мае 1212 г. в аббатство святого Дионисия, в Париже, пришел неведомо откуда двенадцатилетний мальчик-пастух Этьен. Он объявил, что послан самим богом возглавить поход детей против «неверных» в «Святую землю». Потом этот мальчуган пошел по деревням и городам. На площадях, на перекрестках дорог, во всех людных местах он произносил пылкие речи толпам людей, призывая своих сверстников собираться в путь ко «гробу господню». Он говорил: «Взрослые крестоносцы — дурные люди, жадные и корыстолюбивые грешники. Сколько они ни воюют за Иерусалим, ничего у них не выходит: всесильный господь не желает даровать грешникам победу над неверными. Милость бога могут получить только непорочные дети. Безо всякого оружия им удастся освободить Иерусалим из-под власти Султана. По велению божьему Средиземное море расступится перед ними, и они перейдут по сухому дну, подобно библейскому герою Моисею, и отберут у неверных «святой гроб».

«Сам Иисус приходил ко мне во сне и открыл, что дети избавят Иерусалим от ига язычников», — заявил пастушок. Для большей убедительности он поднимал над головой какую-то грамоту. «Вот письмо, — утверждал Этьен, — которое дал мне спаситель, поручив предводительствовать вами в заморском походе во славу господа». Тут же, прямо на виду у многочисленных слушателей, рассказывают хроники (летописи) , Этьен совершал различные «чудеса»: он будто бы возвращал зрение слепым и исцелял калек от недугов одним прикосновением рук.

Этьен приобрел широкую известность во Франции. По его призыву толпы мальчиков двинулись в город Вандом, ставший сборным пунктом юных крестоносцев.

Наивные рассказы летописцев не объясняют, откуда взялось такое удивительное религиозное рвение у детворы. Между тем причины были те же, которые в свое время побудили бедняков крестьян первыми двинуться на Восток. И хотя движение крестоносцев в XIII в. уже было опорочено грабительскими «подвигами» и крупными неудачами рыцарей и шло на убыль, все же в народе не совсем угасла вера, что бог будет милостивее, если удастся отвоевать священный город Иерусалим. Эту веру усиленно поддерживали служители церкви. Священники и монахи стремились погасить усиливавшееся недовольство крепостных против господ с помощью «богоугодного дела» — крестовых походов.

За юродивым (психически больным) пастушком Этьеном стояли ловкие церковники. Им было нетрудно подучить его творить заранее подготовленные «чудеса». Крестоносная «лихорадка» охватила десятки тысяч бедняцкой детворы сначала во Франции, а затем и в Германии. Судьба юных крестоносцев оказалась очень плачевной. За пастухом Этьеном двинулось 30 тыс. детей.

Они прошли Тур, Лион и другие города, кормясь милостыней. Папа римский Иннокентий III, зачинщик многих кровавых войн, предпринимавшихся под религиозным знаменем, ничего не сделал, чтобы остановить этот безумный поход. Напротив, он заявил: «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за Святую землю».

К детям в пути примкнуло нимало взрослых — крестьян, бедных ремесленников, священников и монахов, а также воров и прочего преступного сброда. Нередко эти грабители отбирали у детей продукты и деньги, которые им подавали окрестные жители. Толпа крестоносцев, подобно катящейся лавине, увеличивалась в пути.

Наконец, они достигли Марселя. Здесь все тотчас бросились к пристани, ожидая чуда: но, конечно, море перед ними не расступилось. Зато нашлись два жадных торговца, которые предложили перевезти крестоносцев за море безо всякой платы, ради успеха «дела божьего». Детей погрузили на семь больших кораблей. Недалеко от берегов Сардинии, у острова Св. Перта, суда попали в бурю. Два корабля вместе со всеми пассажирами пошли ко дну, а остальные пять были доставлены корабельщиками в гавани Египта, где бесчеловечные судовладельцы продали детей в рабство.

В одно время с французскими детьми в крестовый поход пустились 20 тыс. немецких ребят. Их увлек 10-летний мальчик по имени Николай, наученный своим отцом говорить то же самое, что Этьен. Толпы юных немецких крестоносцев из Кельна двинулись вдоль Рейна на юг. С трудом дети перешли Альпы: от голода, жажды, усталости и болезней две трети детей погибло; остальные полуживые добрались до итальянского города Генуи. Правитель города, решив, что приход такого множества детей не иначе, как козни врагов республики, приказал крестоносцам немедленно убираться прочь. Измученные дети отправились дальше. Только небольшая часть их достигла города Бриндизи. Вид оборванных и голодных ребятишек был настолько жалок, что местные власти воспротивились продолжению похода. Юным крестоносцам пришлось возвращаться домой. Большинство их погибло от голода на обратном пути. По свидетельству очевидцев, трупы детей в течение многих недель валялись неубранными на дорогах. Уцелевшие крестоносцы обратились к римскому папе с просьбой освободить их от обета крестового похода. Но папа согласился дать им отсрочку лишь на время, пока они достигнут совершеннолетия.

Страшную страницу истории — детские крестовые походы некоторые ученые склонны считать вымыслом. На самом деле детские крестовые походы — были, а не легенда. О них повествуют многие летописцы XIII в., составлявшие свои хроники независимо друг от друга. Крестовые походы детей явились результатом бедствий трудового люда и пагубного влияния религиозного фанатизма, который всячески раздували в народе католические церковники. Они-то и были главными виновниками массовой гибели юных крестоносцев.

via

taynikrus.ru

Как возникла святая инквизиция и её масштабы

В католичестве имеется многочисленное монашество. Оно здесь подразделяется на так называемые монашеские ордены (слово ordo переводится с латинского как «ряд, чин или порядок»). Самый ранний орден создали в IV веке последователи святого Бенедикта — бенедиктинцы.

В эпоху крестовых походов появилось много новых орденов — иоанниты, тамплиеры, тевтонцы и другие. Монахи этих объединений были воинами-рыцарями, под эгидой миссионерства (проповедования христианства) занимавшихся завоеванием огромных пространств на Востоке. Их и называли крестоносцами.

Позднее, в 13 столетии, появились не воинствующие, нищенствующие ордены францисканцев (названных так по имени святого монаха-отшельника Франциска Ассизского, проживавшего в Италии) и доминиканцев (от имени святого Доминика). По случайному созвучию имя последнего святого совпадает с латинскими словами Domini canes что буквально означает «псы Господни». Доминиканцы сыграли огромную роль в католическом образовании из их числа вышли великие ученые и философы (Фома Аквинский, Альберт Великий).

Пожалуй, самый известный в истории католический орден — иезуитов. Это название происходит от латинских слов Societas Jesu означающих «общество Иисуса — Орден основал бывший испанский дворянин и офицер Игнатий Лойола в XVI веке в Париже. Целью этой монашеской организации было восстановление утраченного могущества католической Церкви, которое сильно пострадало с началом распространения Реформации.

В крошечном европейском государстве Сан-Марино есть специальный музей, где выставлены самые изощренные орудия для «исправления нравов»: дыбы, машины для раздавливания черепа, кандалы, цепи, кресла с острыми шипами и тому подобное.

Излюбленным пособием инквизиторов была книга «Молот ведьм», написанная немцами Инсисторисом и Шпренгером в XV веке. В ней, со ссылками на Священное Писание, доказывалась необходимость жесточайшей расправы с ведьмами, колдунами и еретиками. Особенно доставалось женщинам.
Насколько массовыми были казни того времени говорят факты, взятые из документов XVI-XVII веков: 

Инквизиция формально просуществовала до 1965 года и продолжала защищать «чистоту веры». Конечно, в новое время она уже не применяла прежних ужасающих методов. Казни и пытки остались только как воспоминание о средневековой дикости.

maxanto.ru

ТАЙНЫ РЫЦАРСКИХ ОРДЕНОВ

 

 

Орден последователей Святого Франциска, через тысячелетие после Христа попытавшийся возродить каноны евангельской жизни. Босые монахи в коричневых рясах проповедовали отказ от мирских богатств ради духовных сокровищ. И, главное, напомнили миру полузабытый завет Спасителя: «Любите друг друга». Сейчас это кажется невероятным, но за первые века своей истории христиане почти забыли об этой стороне учения. Все внимание было нацелено на избежание грехов и на неизбежную кару, если все-таки поддаться соблазну. Франциск Ассизский, «Апостол Любви», как называли его современники и потомки, по-новому открыл для себя и своих учеников Христа и идею служения ему.

Францисканцы, единственные из всей католической церкви, не боялись говорить о священном с юмором. И это было настоящим подвигом, если вспомнить, что в XII-XIII веках созывались церковные соборы, чтобы определить – греховен ли смех. Слишком много было тех, кто считал, что только страх может быть адекватной реакцией на божественное. Нужно было обладать незаурядным мужеством, чтобы отстаивать свою позицию перед самыми высокими столпами Церкви, как это делал Франциск, придя на аудиенцию к Папе римскому Иннокентию III после ночевки в хлеву.  Второй революционной идеей Франциска было объявление всего мира Храмом Божьим. Он считал, что молиться можно не только в церкви, часовней может стать роща и берег озера, луг и гора. И хотя в этом он опирался на слова самого Христа, многим христианам эта идея казалась еретической.

Третье, и самое важное, чему научил людей Франциск – искусству мистической медитации. В то время как повсюду было принято опираться на цитаты из святых отцов, Франциск утверждал: главная цель – приблизиться к Богу, слиться с ним мысленно и чувственно, поскольку Бог непостижим.

Сам Франциск был настолько вдохновлен своей верой, что у него открылся дар исцелять больных и страждущих. В конце жизни, после череды медитаций, у него открылись стигматы – пять ран, как от гвоздей, в тех самых местах, где Иисус был пригвожден к кресту. Орден мистиков и шутников, как называли францисканцев в Средние века, дал миру многих замечательных людей.

Хотя сам Франциск с недоверием относился к «книжной премудрости», не все его последователи отвергали науку. Изобретатель пороха Бартоломей Шварц, естествоиспытатели Роджер Бекон и Вильгельм Оккамский и даже великий Франческо Петрарка тоже принадлежали к ордену. Какими бы разными они не были, в каждом, приглядевшись, можно заметить черты их Великого Учителя.

Францисканцы всегда балансировали на грани ереси. Самым главным чудом их истории было то, что их признала официальная церковь и даже возвела Франциска Ассизского в ранг святого. И все же церковь с опаской следила за нищенствующими братьями; ей требовалось что-то более «серьезное».

 

 

 

 

 

 

Через несколько лет после Франциска тот же папа Иннокентий III дает позволение отпрыску знатного испанского рода Доминго Гусману организовать новый нищенствующий орден – проповедников, которых правильнее было бы назвать «фанатиками».

Если францисканцы отметали всякий авторитет, то доминиканцы сделали авторитет своим идолом, не различая за ним иногда простых библейских истин.

Слепо преданные вере и истине, как они ее понимали, доминиканцы называли себя сторожевыми псами веры, обыгрывая имя своего основателя (Dominicus созвучно латинскому Domini Canes – «Псы Господа»).

Они были беспощадны к любым проявлениям «легкомыслия» и инаковости.

Неслучайно из-под белых ряс вышел флорентиец Джироламо Саванарола, гонитель Данте, умевший так гипнотизировать толпу, вызывать в них такой порыв к покаянию, что под воздействием его проповедей жители города – столицы и жемчужины итальянского Возрождения – сжигали уникальные книги и произведения искусства. Когда Церковь постановила покарать французского короля Генриха III, отличавшегося нетрадиционной ориентацией и почти атеистическим отношением к религии, именно доминиканский монах Жак Клеман, переодевшись во время бала в платье Белой Дамы, по Луврским поверьям предвещавшей смерть, заколол «нечестивого» монарха кинжалом.

Самым мрачным сыном ордена стал знаменитый Великий Инквизитор XV века Фома Торквемада. Именно из-за него слово «инквизиция», которое означает всего лишь «допрос с помощью вопросов», приобрело зловещий оттенок.

Тот же фанатизм подвиг доминиканца Джордано Бруно скорее сгореть на костре, чем отказаться от собственных убеждений.

Словом, доминиканцы были слишком истовы для Европы. Когда в XVI веке началась Эпоха Великих Географических открытий, доминиканские монахи отправились в Новый Свет, в Азию и Африку – проповедовать Слово Божье.

В тех условиях, в которых жили первооткрыватели, только истовая вера помогала им добиваться поставленных целей. Случались во время путешествий «псов Господних» и курьезы. Испанец Бартоломео Лас Касас стал первым защитником прав индейцев в Новом свете и считается первым испанским гуманистом.

Правда, его биографы обычно опускают тот факт, что именно Лас Касас предложил вместо индейцев использовать в качестве рабочей силы негров-африканцев (у которых, по его ученому мнению, души не было совершенно точно).

 

 

Католическая церковь всегда экспериментировала с формой. Еще до прихода Франциска и Доминика эта склонность стала причиной появления странных образований – духовно-рыцарских орденов.

Время около 1000 года в Европе было смутным. Ждали конца света; вера в приближающийся апокалипсис была настолько сильна, что в некоторые годы даже не составляли календарей богослужений на год. В таком брожении умов родилась идея искупительного Крестового похода в Святую Землю – отвоевывать Гроб Господень. Всего их было семь или восемь. Но самым блестящим стал Третий Крестовый поход. Его возглавили Ричард Английский Львиное Сердце, Людовик Французский Святой и император Фридрих Барбаросса. Вместе с королями на Ближний Восток отправились многие рыцари. И многие из них остались в Палестине, основав собственные государства. Среди них распространилась идея о совмещении рыцарского достоинства и монашеского образа жизни. Воины-защитники Гроба Господня должны были вести праведный образ жизни, дав три монашеских обета: целомудрия, послушания, бедности.

Первым из таких орденов стало братство святого Иоанна – Госпитальеров (названных так, потому что члены ордена ухаживали за ранеными в боях). Годом позже, в 1192 году, возник Орден Рыцарей Храма – тамплиеров, а еще через некоторое время образовалось новое братство – Немецких рыцарей (больше известное как Тевтонский орден).

О монахах-рыцарях ходили самые разные легенды. Считалось, что все они чернокнижники, что на Востоке они проникли в тайну Каббалы и стали духовными наследниками коптов и халдеев. Было ли здесь завязано колдовство, неизвестно, но духовно-рыцарские ордена очень быстро набирали могущество и богатство, заставляя бояться себя и Папу Римского, и европейских королей.

 

Первый удар был нанесен по тамплиерам. Французский король Филипп IV обвинил рыцарей-монахов в колдовстве и в 1310 году сжег руководство ордена и большинство рядовых братьев на кострах. Богатства храмовников, захваченные на Востоке и приумноженные в Европе, перешли к французской короне.

Легенда, что часть тамплиеров спаслась и основала новое эзотерическое и могущественное общество, жива до сих пор.

Два других ордена – Госпитальеры и Немецкий – спаслись, бежав из Европы на рубежи христианской цивилизации, где вернулись к «борьбе с неверными». Госпитальеры поселились на Родосе, затем на Мальте, основали собственное государство и контролировали военные и торговые пути Средиземноморья, сражаясь с новым врагом – Османской империей. Постепенно членство в ордене стало отличительным знаком, чем-то вроде масонства. Последним мальтийским Великим Магистром был российский император Павел I.

 

 

Исследователи предлагают две версии истории о рыцарях Храма. Первая основана на документах и свидетельствах современников. Вторая представляет собой гремучую смесь из теории заговоров, вымысла художественных произведений и оккультных и эзотерических знаний. Переломной датой в обеих версиях является 1312 год, когда папа Климент V распустил орден тамплиеров. Согласно историкам, на том и закончилось существование знаменитого ордена. Но, по мнению сторонников теории заговоров, храмовники уцелели в подполье и до сих пор представляют собой могучую силу.

По официальной версии, орден нищенствующих рыцарей Христа и храма Соломона был основан в 1118 году, когда восемь (или, как утверждают некоторые исследователи, девять) благородных французов дали обет королю иерусалимскому Болдуину II защищать паломников, направляющихся в Святую землю. Свое название орден получил от Храмового квартала в Иерусалиме, где располагался его штаб — подобно тому, как орден их соперников госпитальеров был назван в честь госпиталя Святого Иоанна, об обитателях которого они заботились.

Благодаря пожертвованиям тамплиеры быстро приобрели огромные богатства и влияние, а благодаря активной вербовке неофитов умножили свои ряды. На пике развития ордена их силы составляли только в Иерусалиме около четырехсот рыцарей плюс еще более многочисленный отряд легковооруженной конницы из людей среднего сословия. Для помощи в защите тамплиерами путей следования паломников к Святой земле страны, участвующие в крестовом походе, доверили ордену управление крупнейшими пограничными крепостями. Но во второй половине XIII века мусульмане стали представлять серьезную угрозу Святой земле, и тамплиеры были вынуждены последовательно уступать им один укрепленный пункт за другим. В августе 1291 года, оставив свой обнесенный стеной город Тортоза, они бежали к прибрежному острову Арвад, где продержались еще 11 лет. Однако после 1302 года тамплиеры оказались беженцами в Европе — хотя и невероятно состоятельными благодаря успешному освоению второй профессии — банкиров и ростовщиков.

           Постепенно начали распространяться слухи о том, что во время своего пребывания на Востоке тамплиеры оказались подвержены влиянию нечестивых последователей пророка Мухаммеда, а также говорилось об обнаруженных ими «секретах» при проведении раскопок на месте храма Соломона. Они были обвинены в таких грехах, как ересь, содомия, поклонение котам и таинственной голове существа, именуемого «Бафомет» (впоследствии в соответствующей булле католическая церковь признала это обвинение ложным). А также в проведении странных ритуалов посвящения, включающих отречение от Христа и плевки на распятие, целование ягодиц и прочее. Загадочное тайное испытание на преданность ордену, о котором запрещено было рассказывать, вызывало еще большие подозрения.

13 октября 1307 года король Франции Филипп IV Красивый нанес тщательно спланированный удар по ордену. В один день по всей стране агентами короля были проведены аресты храмовников. Им были предъявлены обвинения в ереси, но в действительности главной целью преследования были деньги ордена.

В ходе жестоких допросов арестованных рыцарей были добыты все необходимые королю признания, после чего примеру Франции, с большим или меньшим рвением, последовали остальные европейские страны. Через пять лет Филипп сумел добиться от Папы Римского признания вины тамплиеров и постановления о роспуске ордена, а 11 марта 1314 года в Париже был сожжен на костре Великий магистр ордена Жак де Моле. Распространена легенда о том, что, умирая, он проклял Филиппа IV и все его потомство, соратника короля де Ногаре и Папу Климента V. В результате чего не прошло и года, как все трое последовали за ним в могилу, а в течение последующих 14 лет трое сыновей Филиппа, прозванных в народе «проклятыми королями», один за другим погибли при загадочных обстоятельствах, не оставив после себя наследников. Во многом не менее тяжелая судьба постигла и преемников Климента V, но это уже другая история…

В 2007 году на все эти темные дела был пролит некоторый свет. Историк и исследователь Барбара Фрале нашла в секретных архивах Ватикана давно забытый пергамент под названием Processus Contra Templarios («Процесс против тамплиеров»), столетиями хранившийся в тайне. Из него выяснилось, что в 1308 году Климент V принял решение освободить тамплиеров от наиболее тяжелого обвинения — в ереси. Старшие кардиналы допросили Великого магистра и его заключенных в тюрьмы компаньонов и пришли к заключению, что отречение от Христа было продиктовано военными задачами и ставило целью, прежде всего, подготовить новых рекрутов к возможным пыткам, которым они могли подвергнуться в руках неверных.  К сожалению, милосердие Климента на том и закончилось по той причине, что Филиппом IV уже была распределена и потрачена большая часть конфискованных богатств ордена.

Собственность тамплиеров была частично конфискована, частично передана во владение госпитальерам. Те, кто избежал костра, были вынуждены присоединиться к другим орденам или тихо исчезнуть. Но есть сторонники альтернативных вариантов истории, продвигаемых различными псевдоисториками и кучкой современных неотамплиерских орденов. К числу наиболее видных относится, к примеру, суверенный военный орден Храма Иерусалимского.

 

Официальное название — «Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского» (первоначально слово «госпиталь» означало «странноприимный дом»). В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. Оно крепло, увеличивалось, начало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета: бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Члены капитула отдавали Великому магистру кошель с восемью динариями, что должно было символизировать отказ рыцарей от богатства.

Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе. И в 1309 г. рыцари укрепились на острове Родос и их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке.  В 1522 г. император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России, императора которой, Павла I, они провозгласили в знак благодарности Великим магистром. После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры.

Наконец, в 1871 г. Великим магистром был провозглашён Жан-Батист Чесчиа-Санта-Кроче. Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден — рыцари по праву рождения и по призванию. В последнюю категорию попадают люди, которые не должны представлять доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками. Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти что суверенным государем о. Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» — меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом св. Иоанна Иерусалимского». Рыцари имели определённые обязанности перед орденом — они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности 5 лет в конвенте на о. Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет — эта обязанность называлась «караван».

К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался крестом Св. Иоанна Иерусалимского.

 

В XII в. в Иерусалиме существовал госпиталь немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов. Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных «языков», Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» — огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена. В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили Прибалтику, в начале ХШ в. основав г. Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли.

Существовал ещё один немецкий орден — Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. Но потерпели поражение от Александра Невского. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

 

 

Их коварство стало нарицательным. Последний великий оплот католической церкви – орден иезуитов. Над Европой шумела Реформация, обвинявшая католическую Церковь в заботе о земном богатстве и славе, невежестве, нежелании просвещать паству. Сначала перевес был на стороне протестантов. В отличие от католиков, признававших только непонятную большинству населения латынь, реформаторы вели богослужение на национальных языках, сделав литургию понятной простым верующим. Католики могли противопоставить старое оружие – доминиканцев. Но время требовало чего-то нового. Этим «новым» стало Общество Иисуса – знаменитый орден иезуитов. Его основателем стал мелкий идальго из страны Басков Игнатий Лойола. Подобно другим основателям орденов, до 30 лет он вел светскую жизнь при дворе испанского короля. В 30 лет получил серьезное ранение и преобразился. Лойола стал паломником, учился в лучших университетах Европы, искренне считал себя избранным – «захваченным Христом», как он говорил. В 1534 году он основал общество, целью которого было укрепление католических ценностей. Именно ему приписываются слова «цель оправдывает средства». Чтобы иезуиты могли действовать более эффективно, им позволялось вести светский образ жизни, скрывать свою принадлежность к ордену, лгать, даже отрекаться от католической веры, если это способствовало достижению высшей цели.  В ордене царила жесточайшая иерархия – младший был обязан беспрекословно подчиняться старшему, который за это «брал на себя» все грехи подчиненного. Иезуиты стремились превратить мозг каждого члена ордена в идеальную машину. 

xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai

Крестовые походы и инквизиция.

         В VII столетии Ближний Восток завоевали мусульмане. Священные для христиан места оказались в руках иноверцев, а Запад был слишком слаб, чтобы помочь христианам Востока. Вначале арабские завоеватели не препятствовали христианским паломникам. Однако с XI в. в этих районах усилилось влияние турок-сельджуков, которые в отличие от арабов не были настолько веротерпимы.
Турки угрожали Константинополю, а затем и всей Европе. Византийский император обратился за помощью к Риму. Именно тогда, на церковном соборе в Клермоне (1095 г.), папа Урбан II и провозгласил I крестовый поход. Призыв к освобождению Гроба Господня имел огромный отклик: многие здесь же дали обет идти против «неверных» и нашили на свою одежду кресты, за что и получили название крестоносцев. Вместо одной армии, как предполагалось, были сформированы четыре.
В 1099 г. Иерусалим был взят и объявлен столицей Иерусалимского королевства. Королём стал Годфрид Бульонский. Однако удержать город не удалось, и в 1187 г. его снова заняли турки. Это вызвало новые крестовые походы, но ни один из них не был столь удачным, как первый. А IV крестовый поход (1202—1204 гг.) преследовал совсем иные цели.
В 1204 г. крестоносцы, не дойдя до Святой земли, вторглись в Константинополь и безжалостно разграбили его. На захваченной территории они основали Латинскую империю, а на незавоёванных землях возникло несколько византийских государств, в частности Никейская империя во главе с Феодором Ласкарисом. В 1261 г. Константинополь отвоевал никейский император Михаил VIII. Он восстановил Византийскую империю и основал династию Па-леологов, правившую вплоть до захвата Константинополя турками в 1453 г.
Бесчинства участников IV крестового похода не ставят под сомнение истинность религиозных чувств прежних крестоносцев. Большинство из них, включая короля Людовика IX Святого (1226—1270 гг.), относились к крестовым походам как к паломничеству. Смерть в таком походе была подобна мученической. И всё же многих отправившихся в Святую землю влекло не только обещанное папой отпущение грехов, но и стремление поживиться.
Во времена первых крестовых походов возникли и первые рыцарские ордена. В Иерусалимском королевстве появились сообщества монахов-рыцарей, которые вначале просто принимали паломников и защищали святые места. Так появились тамплиеры («рыцари храма», «храмовники»), госпитальеры св. Иоанна Иерусалимского (позже этот орден стал именоваться Мальтийским), рыцари Гроба Господня, рыцари Тевтонского ордена.
ЕРЕСИ И НАЧАЛО ИНКВИЗИЦИИ
Первой ересью, с которой столкнулся Запад, было арианство. Ариане учили, что Христос не вечен, не равен Богу Отцу. Эта ересь была осуждена ещё на Никейском соборе (325 г.), но варварские племена, недавно соприкоснувшиеся с христианством, она привлекла своей простотой и близостью к их древним мифологическим представлениям.
Во второй половине XII в. на юге Франции, в Италии и Германии распространилась ересь катаров (от греч. «katharos» — «чистые»). Они призывали к суровой аскезе и объявили ненужными почитание креста, храмы, иконы, таинства, отрицали учение о смерти и воскресении Христа.
Катары решительно настаивали на нищенском образе жизни и считали, что священнослужители, которых они называли «безупречными», должны обязательно соблюдать целибат. Это был прямой упрёк многим священникам, которые не только владели немалыми состояниями, но и жили «во грехе».
Особенно успешной оказалась деятельность катаров во французской провинции Лангедок, мало затронутой реформами. Город Альби стал центром движения, а его приверженцы получили название альбигойцев. Доминго де Гусман, будущий св. Доминик, посетив Лангедок, сообщил папе Римскому, что успеху катаров способствуют религиозное невежество народа и низкий интеллектуальный уровень духовенства. В 1205 г. по просьбе папы Иннокентия III Доминик прошёл через города и веси, проповедуя и споря, но в то же время постясь и ведя нищенский образ жизни. Так возник нищенствующий орден проповедников, который обычно называют доминиканским.
Однако ни проповеди, ни публичные споры не принесли желаемых результатов. В 1208 г. оруженосец Раймонда VI, графа Тулузского, убил папского посла. В ответ на это папа Иннокентий III отлучил от Церкви Раймонда VI, а затем объявил крестовый поход против еретиков. Его призыв поддержали сеньоры и рыцари всей Франции. В 1209 г. были уничтожены жители катарского города Безье. Крестовый поход под предводительством Симона де Монфора превратился в завоевательный, вызвав волну ответного гнева.
В ходе борьбы с катарской ересью появился важнейший церковный институт — инквизиция (лат. inquisi-tio — «расследование»). Сначала судьями в вопросах ереси были только епископы, но в 1232 г. папа Григорий IX, недовольный мягкостью приговоров, лишил епископов полномочий и передал их доминиканцам. Позже к ним присоединились францисканцы (нищенствующий монашеский орден, основанный св. Франциском Ассизским). Вскоре папа Григорий IX ввёл инквизицию в большинстве стран Европы.
Инквизиторы подчинялись только папе, лишь ему можно было направить апелляцию по их приговорам. В 1252 г. папа Иннокентий IV, вопреки установившейся в Церкви традиции, разрешил при допросах применять пытки (до этого пытку как метод дознания использовали только светские власти).
Приговор произносили перед собранием епископов. Защитники ереси, подозреваемые, простые члены катар-ских общин получали суровые наказания, носившие, однако, временный характер. Приговоры звучали, например, так ношение креста из жёлтой ткани, нашитого на одежду на видном месте; бичевание; паломничество и т. п.
Беглецы, клятвоотступники, вновь впавшие в ересь, наказывались уже пожизненным тюремным заключением. «Упорствующих в ереси» приговаривали к смерти и передавали светским властям, которые совершали казнь. Папа не уточнял вид казни. Это мог быть и костёр, хотя к нему прибегали довольно редко (в XIII в. лишь 1 % всех казнённых сожгли). Однако не одни инквизиторы преследовали катаров: многих сожгли в Лангедоке крестоносцы.
Пытки и жестокие казни стали обычными в то время; исчезли они (там, где исчезли) только в XIX столетии. Сегодня трудно представить, как расценивало их христианское сознание, но так же трудно, видимо, будет понять будущим поколениям, почему христиане наших дней ругают и оскорбляют друг друга.

secretworlds.ru

Рыцарские и монашеские ордена: murrrc — LiveJournal

Кресто́вые похо́ды — ряд военных кампаний в XI-XVI веке, которые первоначально велись по указанию (впоследствии по одобрению) римского папы. Первые походы имели целью христианскую экспансию, помощь христианам востока в борьбе с мусульманами и обретение Святой Земли, но со временем приобрели характер одной из форм борьбы за влияние.

Помимо завоевания земель открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия города-крепости Иерусалима в 1099 году с благословения Папы Римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов — защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Орден тамплиеров

После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французом Гуго де Пейном в 1119 г. учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке. Первое название: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона». Официально признан церковью в 1128 г. Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами). Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. На рубеже XIII–XIV веков храмовники достигли вершины могущества. Чрезмерное финансовое могущество тамплиеров вызывало раздражение многих. Французский король Филипп IV Красивый, обвинив орден в смуте, вступил в секретные переговоры с Папой Римским Климентом V, который пошёл навстречу требованиям короля. В 1307 году по приказу Филиппа Красивого начались аресты членов ордена на территории Франции. Тамплиеров обвинили в ереси, отречении от Иисуса Христа и других тяжких преступлениях, подвергали пыткам и казнили. Несмотря на то, что нигде, кроме Франции, добиться от тамплиеров признания вины не удалось, в 1312 году Климент V своей буллой упразднил орден как обесчестивший себя. Имущество ордена было конфисковано и передано ордену госпитальеров. Свою долю получил и король Филипп IV Красивый. Последний великий магистр ордена Жак де Моле был сожжён на костре 18 марта 1314 года.

Орден госпитальеров

В 600 году по велению Папы Римского Григория Великого в Иерусалиме началось строительство госпиталя, в задачу которого входили лечение и забота о христианских пилигримах в Святой земле. Сразу после Первого крестового похода Жераром Благословенным был основан Военный странноприимный орден Святого Иоанна, задачей которого стала защита христианских паломников в Святой Земле. Образование ордена в 1113 году было утверждено буллой Папы Римского Пасхалия II. Первоначально деятельность ордена была сосредоточена вокруг госпиталя в Иерусалиме, что и дало организации неофициальное название «госпитальеры». Наравне с тамплиерами, орден госпитальеров превратился в основную военную силу христиан на Ближнем Востоке. После упразднения ордена тамплиеров госпитальерам достались огромные владения «конкурентов». В 1530 году госпитальеры обосновались на Мальте, откуда продолжили свою борьбу с расширением владений мусульман в Средиземноморье. Но времена менялись, рыцарские ордены утрачивали могущество. Постепенно теряя владения и влияние в Европе, орден, также называемый теперь Мальтийским, просуществовал на острове до 1798 года, пока Мальта не была захвачена Наполеоном. Орден был разогнан, а часть его членов нашла убежище в России. Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, даже избрали российского императора Павла I великим магистром ордена. Избрание магистром православного монарха, однако, не было одобрено папой Римским, так что формально Павел I не являлся главой госпитальеров. Начиная с первой половины XIX века, орден отказался от военной составляющей, сосредоточившись на гуманитарной и благотворительной деятельности. Современный Мальтийский орден имеет статус организации-наблюдателя при ООН, членами ордена на сегодня являются около 13 тысяч человек.

Тевтонский орден

Во время Третьего крестового похода армия германского императора Фридриха I Барбароссы осадила крепость Акру. Купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой. Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском и военные функции в его деятельности стали основными. В отличие от других крестоносцев, орден с XIII века действовал в Европе, избрав целью языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы. На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Орден оставался влиятельным игроком на карте Европы до 1410 года, когда начался закат ордена (рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде). Формально орден просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году. Стремились обратить к католической вере массы, отошедшие от католицизма, а также евреев, мусульман и язычников. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. Славился жёсткой военной дисциплиной, отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов. К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена. 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Но на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование. В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств. 13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским. Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII–XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями. В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III. Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

«Мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции. В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

Возник в одно время с орденом францисканцев. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, впоследствии названный святым Домиником, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции и стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси. В 1214 году Доминго Гусман основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена. Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы. Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины. Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни». Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют. Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

по материалам

murrrc.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *