Вооружение средневековых рыцарей

В начале XIII столетия, когда путем добавления топора и крюка начали расширять боевые возможности обычного копья

 

и оно превратилось в алебарду, аналогичным образом стали модернизировать пехотный топор. К его обуху добавили молот, острый шип или крюк,клювообразной формы. В конце XIV века топор дополнили копьецом. Таким образом, формы слились, так что иногда трудно классифицировать оба вида оружия по их форме, потому что отдельные образцы с равным правом могут быть отнесены как к одному, так и к другому виду. Так, например, боевой топор, в конце XIII века использовавшийся в пехоте во Фландрии и на языке солдатского юмора получивший название «годендаг» (нижненем. «добрый день»), формой близок к алебарде, хотя по очертанию лезвия и по приемам применения его следует отнести к боевым топорам

Эта же форма, только без копьеца, была распространена в XV и XVI веках у всех северных народов от Швеции до России. Такие топоры были у телохранителей шведских регентов Стуре (1440—1503) и короля Густава Вазы (1496—1560), как можно видеть на фресках надгробной часовни короля в соборе в Упсала. До конца XVIII века они были также оружием стрельцов, которые называли их 

бердыш; слово восходит, вероятно, к немецкому Barte — разновидность боевого топора (рис. 428). Топор с особой, похожей на турецкую, формой лезвия в Венгрии носили для личной безопасности. Там испокон веков существовал обычай у всадников возить «походный топор» (нем. Griesbeil, венгр, buzogány, тур. bozdoghân) подвешенным к седлу, а пеший путник пользовался таким топором как тростью. Боевые топоры, щедро украшенные травлением, около 1530 года носили и венгерские телохранители королей Фердинанда I и Карла III Испанского (впоследствии император Карл VI, 1685—1740). Эти боевые топоры были богато украшены серебром. Тяжелый двуручный топор в средние века кавалеристы использовали лишь в особых случаях, широко распространен он не был никогда. Единичный пример можно найти на миниатюре, датированной приблизительно 1250 годом из рукописи «Роман о Круглом столе», хранящейся в фондах Национальной библиотеки в Париже.

В XV столетии тяжеловооруженные рыцари, а также их оруженосцы, позже немецкие тяжеловооруженные всадники и французские жандармы (дворянская тяжелая кавалерия) использовали разновидность топора, рассчитанную прежде всего на то, чтобы разбивать доспехи противника. Такие топоры не имели острого лезвия, они были клинообразными и отличались большой прочностью и весом. У них были короткие, обычно не более 60 см, рукояти, их возили подвешенными к седлу на прочном темляке. Знать предпочитала топорам чеканы, а булава, гораздо более распространенная на Востоке, в западных странах была особым символом достоинства.

 

В пехоте Франции, Германии и Швейцарии наибольшее распространение получили широкие боевые топоры, у которых навершие дополнительно крепилось к рукояти шнуром или винтами. На самой рукояти обычно имелись два кольца, к которым пристегивали ремень. На марше топор носили за плечами. Стремление увеличить силу удара уже в XIV веке привело к значительному удлинению рукояти. В результате этого изменения, а также дополнения копьецом и крюком, боевой топор превратился в своего рода алебарду. Таким топором с длинным древком в сражении в пешем строю пользовались даже особы рыцарского сословия. Интересный экземпляр оружия такого рода хранится в богатой коллекции В. X. Риггса. У этого топора вместо крюка молот, на бойке молота четырехгранные пирамидки-шипы и насмешливая надпись: «de bon» 

(фр. «от доброго сердца»)

Оружие, представляющее собой боевую часть в виде клюва, закреплённую проушиной на рукояти.Состоял из стального наконечника, имевшего с одной стороны острый клюв-пробойник, а с другой — плоскую поверхность. Использовались в XV—XVII веках для пробивания доспехов.Среди же польской шляхты наджаки пользовались популярностью — их использовали, как посох, а при надобности — как оружие.Часто использовался с целью сбить наездника с лошади. Также использовался для того, чтобы пробить толстую броню, которую не мог пробить ни один меч. Впрочем, имел ограниченную эффективность, ввиду своей тяжести, отчего его ударов при определенной сноровке было несложно избежать. Основная мощь удара уходила на то, чтобы пробить броню, поэтому сами ранения редко бывали смертельными. При этом это орудие часто застревало в броне соперников, делаю невозможным повторную атаку.
В средние века кинжал носили представители всех слоев общества. Он служил для самообороны, был столовым прибором и украшением. В Испании и Италии получили распространение кинжалы для левой руки, которые помогали отражать удары противника при фехтовании. В XVI в. кинжал как принадлежность костюма начал уступать место шпаге.Кинжал был еще и вспомогательным оружием, которым окончательно добивали противника, после того как он был тяжело ранен другим оружием, будь то меч, топор и т. д. Этот вид кинжалов так и назывался – кинжал милосердия (нем. Gnadott). Таким кинжалом можно было легко проникнуть между стыками пластин доспеха и даже проколоть плетение кольчуги. Не на войне его использовали как средство защиты и скрытого нападения, кинжал можно быстро достать и легко спрятать.

Уже с XIII века знатные в бою особы наряду с мечом стали применять и кинжалы. С той поры кинжал превращается в общепринятый предмет вооружения. Его носят на правом боку, на перевязи, подобно мечу. В 1340 году, когда феодалы стали носить на бедрах широкий пояс, который считался знаком достоинства рыцарского сословия, кинжал стали подвешивать к нему.  В середине 14 в в бою кинжал кинжал подвешивали на цепи. Цепь укреплена сверху на правой стороне груди, чтобы не потерять оружие в рукопашной схватке. В городах средневековой Европы было принято, чтоб нож или кинжал просто так  не болтались. Для этого его носили в обычной кожаной сумке или  в ножнах. С XIV века не только нож, но кинжал становится неразлучным спутником мужчины, его носят на ремне с правого бока, а то и спереди. Из Испании в конце XV века распространился обычай носить кинжал за спиной рукоятью вниз. Эту моду переняли швейцарцы и немецкие ландскнехты.

Кинжал часто использовали в дуэлях и поединках как средство парирования удара вместо щита, то есть в правой руке держали основное оружие, а в левой руке – кинжал как вспомогательное. Такие кинжалы получили название «левая рука». Для достижения наибольшего эффекта эти кинжалы для левой руки часто делали с необычными лезвиями. Ими можно было не только отражать удары, но и захватывать оружие противника. Также в этих кинжалах мог быть спрятан тот или иной секретный механизм, предназначенный для различных целей.

Помимо секретных механизмов, которые увеличивали шанс нанести один-единственный смертельный удар, иногда применяли также особые кинжалы, лезвие которых было покрыто ядом. Достаточно было таким кинжалом нанести даже небольшую царапину, и противник умирал мучительной смертью.

Для обозначения средневековых ножей используются термины Хаусвер (от нем Hauswehre – защитник жилищ) и Бауэрснвер (от нем. Bauersnwehr – защитник крестьян) в которых прямо подчеркивается низкий класс людей использущих ето оружие. Есть терминологическое разделение Корд – боевой нож. Корделяс – длинный боевой нож с расширяющимся к острию клинком, аналог фальчиона и гросмейстера.

Вне зависимости от формы и габаритов нож  имеет одностороннюю заточку. Только с 19 века с легкой руки полковника Боуи острие клинка тяжелого ножа становится скошенным и заостренным на одну треть.  Собственно боевых ножей известно немного. От хозяйственных они отличаются  более массивным клинком и чем-то наподобие гарды. Для низ характерны клинки типа “Дроп поинт”, но также встречаются клинки “Спир поинт”.

Самыми ранними боевыми ножами были всевозможные саксы. Более поздние ножи от них мало отличались, поэтому саксом могут назвать большой нож скажем 14 века.. Но под закат средневековья появляются ножи вполне похожие на современные тактические. Боевой нож на войне используется не только как оружие, но и как инструмент для разделки туш животных, для обтачивания деревянных кольев и т. п. Многие боевые ножи имеют значительный вес около 400 грамм и длину клинка около 50 см. такие большие ножи-тесаки иногда относят к фальчионам.

Гросс-мессер – клинковое холодное оружие средневековой Европы, немецкий одноручный меч. Очень близок к фальчиону, только длиннее. Название произошло от немецкого grosses messer, что переводится как «большой нож» или hiebmesser – рубящий нож. Классифицировать гросс-мессер можно как тип ножа или тесака. Использовался он на протяжении XIV – XVI веков.

Гросс-мессер представляет собой прямой, слегка изогнутый на конце клинок, длиной около 80 см. Общая длина тесака составляет от 1 до 1,2 метра. Очень часто дол на лезвии отсутствует, клинок широкий. Окончание клинка усечено так, что это делает гросс-мессер похожим на турецкий килич. Общая масса оружия варьировалась от 1,1 до 1,4 кг. Гарда клинка чаще всего прямая, но встречается и выгнутая дугой по направлению к лезвию. Также эфес оружия имеет нагель – выступ, располагающийся с правой стороны гарды и идущий вдоль клинка. Он предназначался для защиты руки.

В нескольких руководствах по фехтованию, относящихся к XIV – XV века (в том числе «Кодекс Валлерштайна») в часть учебного плана входило умение фехтовать гросс-мессером. Еще этот клинок использовался в вооруженных конфликтах ландскнехтами. Также можно заметить изображения гросс-мессера на гравюрах А. Дюрера.

Благодаря своей простоте и небольшой стоимости относительно других типов холодного оружия, гросс-мессер мог применяться не только профессиональным воином, но и простым человеком. Кроме того, он был удобен и в повседневной работе. В виду этого, гросс-мессер эффективно использовался как в бою, так и в бытовом лагере воинов. А если он применялся простым горожанином или крестьянином, то легко превращался из хозяйственного орудия в рубяще-режущее оружие для защиты своего дома от разбойников, воров и прочего сброда, который был частым явлением в Средние века.

Очень часто гросс-мессер путают с ланг-мессером, или как он еще называется – крейг-мессером. Однако это разные виды оружия. С середины XVI века гросс-мессер постепенно эволюционирует и преобразовывается в тесак.

  • Полуторный Меч

Полуторный меч (Longsword) – тип европейского меча, используемого во время позднесредневековых периодов и эпохе Возрождения, приблизительно 1350 – 1550 годах. Полуторные мечи имеют длинные крестообразные гарды с эфесом приблизительно 15 см в длину (обеспечивая тем самым возможность его удержания двумя руками), прямые обоюдоострые клинки длиной часто более 90 см, и обычно весят от 1.2 до 1.4 кг (легкие экземпляры чуть меньше 1 кг, и тяжелые экземпляры немного больше 2 кг.

Полуторный меч обычно удерживается в бою обеими руками, хотя некоторые могут быть использованы как одноручные мечи. Полуторный меч используется для нанесения рубящих и режущих, а также колющих ударов. Специфическое атакующее предназначение полуторного меча имеет корни в его форме. Все части меча используются в

subscribe.ru

Рыцарский меч

Рыцарский меч (также иногда называемый боевой меч) является одноручным крестообразным мечом Высокого Средневековья, и в основном использовался в период с 1000 по 1350 год, возможно в дальнейшем изредка применявшийся вплоть до 16 века. Боевой меч соответствует типам XI, XII и XIII по Окшотту, и, как полагают, является потомком мечей переходного периода или мечей викингов. Комбинация типологий Окшотта и Петерсона показывает хронологическую прогрессию от меча викингов до «переходного меча», который включил в себя элементы как мечей викингов, так и рыцарских мечей. «Переходный меч» продолжал развиваться к уже определенному рыцарскому мечу.

Обычно используемый с щитом или баклером, рыцарский меч был стандартным армейским мечом рыцарей (просто называть его «военным мечом» неверно, это неоднозначное название, данное многим типам мечей, применявшихся для сражений), пока технический прогресс не привел к появлению полуторных мечей в конце 13 века. Есть много текстов и картин, изображающих эффективный бой c рыцарским мечом без применения щита. Согласно средневековым текстам, при отсутствие щита свободная (обычно левая) рука могла использоваться для захвата или удержания противника. Рыцарский меч был в целом легким, универсальным оружием, приспособленным к рубящим и колющим ударам; и обычно имел превосходную балансировку. Хотя множество видов мечей попадает под определение «рыцарского меча», они обычно определяются как одноручные обоюдоострые мечи, разработанные более для рубящих ударов, нежели чем для колющих. Хотя боевые мечи были найдены со множеством вариантов длины клинка (от 60 см до 100 см, как следует из работы Окшотта «Records of the Medieval Sword»), в основном клинки 12-14 веков имели длину 75-80 см, в тоже время среднестатистический рыцарский меч имел вес в районе 1-1,3 кг. Как правило, боевые мечи стали разделяться в формах с конца 12 века, становясь или все более и более короткими и в большой степени острыми, или более длинными и более тяжелыми. Это было отражением двух различных подходов к приспособлению меча к все более прочным доспехам: либо изготовить клинок, который был бы достаточно тяжелым, чтобы нанести тупую травму через доспех, или же достаточно острым, чтобы этот доспех проткнуть. Вероятно, эти два типа клинков развились в полуторный меч, и чинкуэду.

Рыцарский меч был распространенным оружием в художественных работах того периода, и в музеях имеется множество сохранившихся экземпляров. Меч носился рыцарем, даже когда он был не в доспехе, и рыцарь считался «раздетым» для публики, если при нем не было меча. Первые полуторные мечи были фактически немного больше, чем двуручные, но различие в длине существенно росли с течением времени. После того, как большие мечи получили распространение, боевой меч был сохранен как общее вспомогательное оружие, и в конечном счете эволюционировал в «рубяще-колющие» мечи Ренессанса.

Рыцарские мечи иногда неправильно упоминаются как полуторные мечи или палаши (последние фактически относятся к длинным двуручным мечам и, позднее, к мечам с широким клинком и эфесом типа «корзина», популярным в 17-18 веках).

bsmith.ru

Рыцарский меч — Битва Наций

Рыцарский меч — один из самых почитаемых предметов старины, могущественное и драгоценное оружие — является неотъемлемой принадлежностью тяжеловооруженного европейского воина, вследствие чего может считаться своеобразным символом средневековья вообще и западного воинского искусства — в частности.

В общем случае меч — это наступательное оружие с обоюдоострым прямым клинком, предназначенным в основном для нанесения рубящих ударов, но также приспособленный и к нанесению укола.

К сожалению, мы пока не можем предоставить вам достаточно стройную схему его происхождения, поэтому ограничимся здесь лишь краткими замечаниями по этому поводу, после чего перейдем к непосредственному рассмотрению конструктивных форм этого оружия.
Во все времена и у всех народов развитие военной техники напрямую зависело от уровня цивилизации. Только при наличии высокоразвитой металлургии и кузнечного дела можно было изготовить достаточно длинный и прочный клинок.

Германцы, перенявшие от римлян короткий меч — «гладиус», первоначально пользовались большими боевыми ножами — «саксами», клинки которых вначале были изогнутыми, но позже делались прямыми. Конечно, такое оружие не могло быть достаточно эффективным на войне, поэтому, как только появилась возможность ковать клинки большего размера, эти ножи стали удлиняться, пока из них не развился «лангсакс» — уже достаточно длинное и тяжелое оружие с прямым, заточенным с одной стороны, рубящим клинком шириной от 3,5 до 4 см и длиной от 40 до 60 см. Он уже вполне годился для использования в бою, но для всадника, которому очень часто приходилось наносить улары с коня, лангсакс оказался не слишком удобен. В результате возник тяжелый тесак — «скрамасакс», клинок которого при ширине до 6,5 см достигал от 41 до 76 см в длину, а ширина его обуха составляла 6-8 мм. А отдельные экземпляры скрамасаксов были по тем временам просто громадными, как, например, обнаруженные во Фронстеттских могильниках. Их общая длина превышала 120 см, из которых более 30 приходилось на рукоять («Внешний быт народов»). Такие параметры придавали этому оружию большую поражающую способность, к тому же германцы часто наносили удары скрамасаксом, обхватив его рукоять обеими руками.
Однолезвийное рубящее оружие с прямым клинком — изобретение германцев. Стальной же обоюдоострый меч (spatha) был позаимствован ими, как, впрочем, и римлянами, у галлов. В эпоху Меровингов спата у германцев удлинилась, стала тяжелее и развилась в характерную форму с коротким перекрестием и конусообразным навершием.

Поскольку изготовить спату было очень непросто, стоила она дорого, а потому изначально не была общедоступным оружием. Владеть ею мог себе позволить только состоятельный человек, который, как правило, на войне сражался верхом. Собственно, именно из среды этих богатых и хорошо вооруженных всадников и родилось европейское рыцарство. Для удобства ведения конного боя клинок спаты изготавливался длиной 60-70 см. Именно это оружие эпохи Меровингов, появившееся примерно в 80-х гг. VI в., является прямым предком рыцарского меча.

Первые клинки мечей имели линзообразное поперечное сечение, а потому были несколько тяжеловесными. Поэтому уже в VII в. они приобрели долы — продольные желоба по обеим сторонам клинка, служившие для его облегчения. К этому времени длина клинка стала еще больше и теперь составляла около 85 см, а их ширина равнялась 5-7 см. У большинства мечей клинки имели закругленный конец, поскольку предназначались они прежде всего для нанесения рубящих ударов: в те времена еще довольно редко случались поединки на мечах. По этой же причине и перекрестия лишь незначительно выступали за края клинка: меч возник как оружие нападения и первоначально защите руки не уделяли должного внимания.

С VII в. началось относительно быстрое развитие меча, которое привело к образованию основополагающей формы, ставшей основой дальнейшей его эволюции. Это был так называемый меч скандинавского типа, который в VIII-Х вв. распространился почти по всей территории Европы. Свое название он получил вовсе не потому, что был изобретен на Скандинавском полуострове, а из-за того, что именно там археологами было найдено наибольшее количество его образцов, особенно в Норвегии, где было обнаружено две с половиной тысячи экземпляров мечей подобного типа, датированных IX-Х вв.

На самом деле европейские мечи VIII-IX вв. происходят в основном из Центральной и Западной Европы. В частности, мечи, которые еще в VIII в. активно употреблялись викингами, были оружием франкского происхождения. Они также служили в качестве образцов для подражания местным мастерам.

Лишь немногие средневековые европейские центры того времени производили качественное оружие. Для того чтобы застраховать свою продукцию от подделок, мастера снабжали клинки мечей своей работы разного рода надписями и знаками, которые служили своеобразной пометой, так сказать, знаком качества. Эти пометы выполнялись инкрустацией из металлической проволоки (иногда дамаскированной) и располагались в верхней трети дола клинка или же посередине.

Лучшим тому примером могут послужить мечи, отмеченные надписью Ulfberht. Всего в Европе было обнаружено 115 экземпляров мечей с такой меткой. Предполагают, что первоначально это слово обозначало имя конкретного франкского мастера, работы которого пользовались большим спросом по причине хорошего качества изготовления. Очевидно, этот Ulfberht стал ро¬доначальником целой династии кузнецов-оружейников, так что впоследствии его имя стало семейной маркой и, очевидно, закрепилось за большой группой мастеров. На основании франкской формы имени Ulfberht был сделан вывод, что эти мастера работали в районе Мааса, на Рейне, на территории между современными Майнцем и Бонном.

Несколько слов скажем о производстве клинков. Это была особая, очень развитая отрасль средневекового ремесла. Уже в раннем средневековье при изготовлении мечей применялось разделение труда с четкой специализацией. Каждую операцию — заготовку металла, проковку полосы, полировку, закалку, заточку, насаживание клинка на рукоять — выполнял специальный человек. Техника изготовления полосы для клинка концентрировала в себе лучшие достижения металлургии. При ковке меча на мягкую вязкую основу из железа наваривалось стальное лезвие. Такой способ был хорошо известен кузнецам-оружейникам Х в., однако приемы работы часто могли быть и более сложными. Например, еще со II-III вв. н. э. в Европе для ковки клинков применяли сварочный Дамаск. Расцвет технологии дамаскатуры клинков связан с франкским миром. Французский исследователь Франс-Ланор, исходивший из того, что рисунок узора клинка отражает его внутреннюю структуру, реконструировал технику сварочного Дамаска, характерную для эпохи Меровингов.

Итак, кузнец брал три полосы из железа и четыре стальных, после чего сваривал их попеременно вместе. Затем полученный «сварок» перекручивали или, надрубив, складывали гармошкой, а потом проковывали в полосу. Таких полос заготавливали несколько, от двух до восьми. Из них сваривали основу клинка, к которой наращивали стальное лезвие. В зависимости от различного сочетания пластин на поверхности клинка получался различный рисунок. Так король Теодорих Великий (454-526) писал своему шурину, королю вандалов Тразамунду (496-523), что благодарит его за присланные им в подарок мечи, клинки которых гладкие и блестящие, как зеркало, и украшены узором в виде червячков. Это одно из первых текстовых свидетельств о европейском дамаскированном оружии. При всей своей внешней декоративности дамаскатура придавала клинку отличные боевые качества. Достаточно сказать, что средняя часть клинка, где проходил дол, а потому имевшая в толщину от 2,5-3 до 4-6 мм, обладала большой сопротивляемостью.

Дорогая и трудоемкая, техника дамаскирования к IX-Х вв. несколько упрощается. Теперь сложноузорчатые полосы не составляют основу клинка, а выполняются в виде двух тонких боковых пластинок, наложенных на сердечник из железа. Быть может, подобная продукция была своего рода подделкой под качественные изделия. При этом использовали доверчивость покупателя, который считал, что, как говорил багдадский философ ал-Кинди, живший в IX веке, «глядя на дамасскую сталь, видишь ее как снаружи, так и внутри». В это время дамаскатура играет лишь декоративную роль.

Тогда же появляются и клинки вообще без дамаскирования. Это было вызвано не потерей производственных секретов, а тем, что мастера теперь стали работать с прочными сталистыми соединениями, что намного удешевило выпуск оружия.

О франкских мечах нередко упоминают в своих трудах арабские ученые и философы того времени. В первую очередь это вышеупомянутый ал-Кинди, написавший трактат «О различных видах мечей и железе хороших клинков и о местностях, по которым они называются», посвященный халифу Мутасиму (833-841). Ал-Кинди пишет о более чем 25 вилах мечей Европы и Азии, дает разъяснение о способах их изготовления, о сортах железа и стали, о способах закалки клинков.

Франкские мечи, по его словам, выкованы из материала, составленного из мягкого железа (nermahen) и стали (saburagan). Они широкие у рукояти и узкие у острия (попутно отметим для сравнения, что клинок спаты имел практически одинаковую ширину по всей длине и лишь у самого конца сужался), имеют широкий дол, «который выглядит как чистый речной поток». Франкский дамаск (qauhar) по рисунку похож «на редкий узор табаристанской ткани». В верхней части этих мечей находятся полумесяцы или кресты, иногда «отверстия» (кольца или круги), выложенные латунью или золотом. Кинди сообщает, что франкские мечи приготовлялись из сварочного Дамаска. Причем в своем описании он перечисляет почти все те знаки, которые обнаружены современ¬ными исследователями на дошедших до нас образцах.

Надо сказать, франкские мечи снискали себе заслуженную славу благодаря своему качеству. Для торговли этим оружием была налажена такая разветвленная контрабанда, что с нею не могли справиться даже многочисленные запреты франкских королей и императоров. Таких запретов было несколько — в 779, 803, 805, 811 и 864-м гг. В разделе, посвященном оборонительному вооружению, уже упоминался капитулярий Карла Великого от 805 г., запрещавший купцам, которые направлялись к славянам и аварам, продавать им франкское холодное оружие и броню. Контроль за не¬законным вывозом оружия осуществлялся сетью досмотровых станций — в Магдебурге, Регенсбурге, Эрфурте и других городах. Но это не помогало. Например, на Нижнем Днепре были найдены мечи, отмеченные надписью Ulfberht. Купцырусы, по сообщению Ибн Хордадбега (80-е гг. IX в.), привозили франкские мечи к Черному морю, а иногда и в Багдад. По другим источникам, они экспортировались также и в Хорезм.

А вот исламские мечи в Европе не были столь попу¬лярны, поскольку отличались худшим качеством. По свидетельству ал-Гарнати (30-50-е гг. XII в.), восточные клинки, попадавшие к «северной югре», были из железа, «которое только что вышло из огня и затем пролежало некоторое время в воде» (то есть подразумевается закалка железных лезвий), В Европе не обнаружено ни одного экземпляра оружия, изготовленного из литой булатной стали, которым так славились восточные народы, особенно индусы. Как писал Бируни, такие клинки не выдерживали холода северных зим и от этого становились хрупкими. Зато франкское оружие пользовалось на Востоке повышенным спросом.

С IX по XIII вв. в развитии мечей существовала определенная преемственность. Уже в Х в. существовали мечи с крупными навершиями, служившими не только для того, чтобы предотвращать выскальзывание меча из руки, но и предназначенные в качестве противовеса длинному клинку, а также с довольно развитыми перекрестиями, послужившие переходными формами к конструкциям последующих времен. Клинки мечей Х и XII вв. уже различаются между собой. В раннесредневековый период встречались сравнительно длинные, около 95 см, и довольно тяжелые, до 1,5 кг, клинки. Во второй половине XI в. они уже, как правило, не встречаются. Меч второй половины XI — начала XII в. легче — около 1 кг, несколько короче — достигает в длину 86 см и на 0,5-1,5 см уже. Изменились и параметры дола. Для клинков мечей IX-Х вв. он, как правило, занимает половину ширины полосы. Позднее он начал сужаться, к концу Х — началу XII в. он занимал уже одну треть ширины, а уже в период XII-XIII вв. превратился в узкий желоб.

Процесс утончения дола был вызван прежде всего тем, что в бою постепенно возрастает значение колющего удара. Широкие и плоские мечи с большими долами были прекрасно приспособлены для рубки, но изгиб «из плоскости» клинка, неминуемо появлявшийся при нанесении укола, мог привести к его поломке. Поэтому ширина была несколько уменьшена и увеличена относительная высота продольных ребер, шедших по бокам дола, которые и призваны были сопротивляться изгибу.

В XII в. выработка клинков удешевляется: сравнительно редко используется их орнаментация, так популярная в прежние времена. Если раньше на мечах иногда монтировались навершия и перекрестия из бронзы, то теперь они совершенно уступают свое место железным. Прежние навершия, собиравшиеся из отдельных частей, заменяются цельными. Эти изменения в конструкции были вызваны не только стремлением сделать продукцию оружейников более доступной, менее дорогой, но и тенденциями к общему усилению рыцарского вооружения. Известны мечи XII-XIII вв. длиной до 120 см и весом около 2 кг, то есть по своим характеристикам они превосходят образцы IX-Х вв.

Перекрестия рыцарских мечей вытягиваются в длину, так что она составляла 18-20 см (для сравнения: длина перекрестий у предшествующих типов мечей равнялась 9-12 см, то есть они «выросли» почти вдвое). Длинные перекрестия лучше предохраняли кисть руки от проскальзывавших вдоль клинка ударов противника.

На каролингских мечах для удобства удержания их рукой навершие и перекрестие отгибались в разные стороны, чтобы во время рубки кисть руки между ними не зажималась. Здесь же достигал»! того же эффекта не изогнутостью частей, а удлинением самого стержня рукояти с 9-10 до 12 и более см. Так что при случае за рукоять меча можно было взяться не одной, а обеими руками.

Изменилась и конструкция клинка. Раньше он был приспособлен практически лишь для нанесения рубящих ударов. Теперь же его острие несколько вытянулось и сузилось, что дало возможность успешно наносить и колющие удары (кстати, удлиненное перекрестие при этом создавало хороший упор для руки). В XIII в. клинки несколько сужаются и одновременно происходит относительное увеличение высоты продольных ребер, что свидетельствует о все большем распространении колющих ударов в воинской практике.

Со второй половины XIII в. появляются мечи, у которых клинок резко сужается от рукояти к острию, приобретая очертания сильно вытянутого треугольника, а вместо дола у них выступает продольное ребро. Это было специальное колющее оружие, впрочем отнюдь не утратившее своих рубящих функции, которое первое время применялось в пешем бою, а затем и в конном. Такие клинки положили начало развитию «готических» мечей, применявшихся до начала XVI в. Заостренная форма клинка говорит о происшедших изменениях в тактике ведения боя: раньше старались разрубить доспехи, теперь стремились нанести укол в слабое место. Одним из примеров такого оружия является так называемый меч князя Довмонта, традиционно приписываемый этому псковскому князю. Трудно сказать, принадлежал ли он на самом деле Довмонту или нет, но одно известно точно — этот меч был изготовлен западноевропейскими мастерами, о чем свидетельствует клеймо в виде «пассауского волчка» — «фирменный» знак оружейников немецкого города Пассау.

В XIV в., в связи с появлением первых пластинчатых защитных приспособлений, мечи все больше стали делать с вытянутыми заостренными концами и все чаще снабжать продольными ребрами вместо долов. Однако с появлением первых образцов латного защитного снаряжения эти усовершенствования формы клинка стали недостаточными: они все-таки были слишком широкими, чтобы проникнуть в сочленения. В результате во второй половине XIV в. появился так называемый боршверт — «меч-протыкатель». Это оружие было специально предназначено для нанесения колющих ударов в стыки между смежными пластинами доспехов, а потому его клинок практически утратил свою рубящую функцию. Он имел вид длинного четырехгранного шила и изготовлялся из твердой закаленной стали. Позже, в период конца XV — начала XVI в., «протыкатель» несколько видоизменился в облегченный колющий меч-кончар, исчезнувший во второй половине XVI в. в связи с появлением шпаги.

Искусство владения мечом постоянно совершенствовалось и усложнялось, в соответствии с этим менялся внешний облик и рукоятей мечей. Прежде всего рукоять несколько удлинили: трудно было действовать клинком длиною 80-90 см, удерживая меч только одной рукой. Поэтому уже в середине XIII в. появились «мечи в полторы руки», рукоять которых была приспособлена для удержания ее как одной, так и двумя руками. Первоначально они не были широко распространены, но уже в первой половине XIV в. «полутораручные» мечи становятся характерным оружием рыцарей. Их общая длина в среднем равнялась 125 см, из которых около 30 приходилось на рукоять.

Изменилась и до тех пор простая форма перекрестия, она все чаще отгибается в сторону клинка. Нередко конец такой дугообразной крестовины расширялся и уплощался. Это давало рыцарю возможность во время поединка, при известной сноровке, захватить клинок вражеского меча между клинком своего и перекрестием и отвести его в сторону и даже вырвать из руки. В конце XIV в. на перекрестиях появилось добавление — так называемая ослиная подкова, или металлическое полукольцо, выступавшее на боковой поверхности перекрестия и защищавшее от удара внешнюю сторону кисти. На ита¬льянских мечах впервые появилась защитная дужка — отросток перекрестия, отогнутый книзу, в сторону навершия, и служивший для защиты пальцев. Образовались и боковые защитные кольца, отделившиеся от крестовины и загибавшиеся в сторону острия, сначала с одной стороны клинка, а впоследствии, к концу XV в., — с обеих. С первой половины XVI в. начинают делать и двойные боковые кольца под перекрестием — одно под другим, для захвата неприятельского клинка. Вслед за этим были изобретены особые лужки, образовывавшие как бы корзинку, которая закрывала кисть руки.
Рукояти первых мечей были овального сечения, обматывались кожаным шнуром или нарезались поперечными рубцами, чтобы обеспечить крепкий обхват. В период второй половины XIV — первой половины XV в. их стали делать уже с небольшими гранями и обматывать проволокой, а в конце XV в. ее сделали узкой и снабдили отчетливыми продольными ребрами, чтобы она не выскальзывала из латной перчатки.

С появлением двойных боковых защитных колец происходят и некоторые изменения в конструкции клинка. Его небольшой участок от перекрестия до уровня нижнего кольца оказался закрытым, а потому не имело смысла устраивать на нем заточку и он оставался прямоугольного сечения. Этот участок получил название «пятка» или «рикассо».
В некоторых случаях рыцари использовали и клин¬ковое оружие, которое первоначально предназначалось для пехотинцев. Особенно это было характерно для тех случаев, когда рыцарь выступал в роли командира пехотного отряда. Наибольшей популярностью среди рыцарей пользовались короткие мечи ландскнехтов и применявшиеся ими же огромные двуручные мечи.
Ландскнехтский меч, как отдельная разновидность, появился в конце XV — начале XVI в. Он имел короткую рукоять, расширявшуюся кверху в виде уплощенного конуса. Концы его длинной крестовины загибались таким образом, что она походила на горизонтально расположенную восьмерку или латинскую литеру «S». Иногда такой меч снабжался и защитной дугой, отходившей от перекрестия к навершию. Его клинок был широким, несколько более полуметра в длину, и, как правило, имел закругленный конец, то есть был приспособлен для рубящих ударов. Из-за того что солдаты первое время обтягивали его ножны кошачьими шкурками, этот меч нарекли «катцбальгером» — «кошкодером». Мечи, которыми пользовались рыцари, конструктивно не отличались от своих солдатских прототипов, они выделялись только качеством работы и отделкой.

А вот двуручный меч по своей длине иной раз равнялся росту человека. Появились они во второй половине XV в. и состояли на вооружении солдат, которым вменялось в обязанность охранять командира или знамя, а также врубаться в ряды противника, прокладывая дорогу остальным, или же прикрывать, отступление. Он имел очень длинную рукоять (ведь действовать им можно было только взявшись обеими руками), достигавшую в среднем 60 см в длину, простое прямое, иногда несколько изогнутое к острию, перекрестие, нередко снабжаемое с обеих сторон мощными боковыми полукольцами для защиты пальцев, иногда эти полукольца заполнялись перфорированными пластинками.

Его клинок в своей начальной четверти, от перекрестия, имел рикассо и нередко обтягивался в этом месте плотной кожей. В нижней части рикассо от клин¬ка отходили два боковых заостренных отростка, прямых или несколько изогнутых к острию клинка. Они служили для захвата между ними и перекрестием вражеского клинка и для парирования ударов древкового оружия. Как правило, клинки двуручных мечей были прямыми, но нередко их делали с волнистыми лезвиями, которые при ударе наносили страшные рваные раны. Называли подобные мечи «фламбергами» или «фламбержами», от слова «фламме», что означает «пламя». Из-за своих огромных размеров двуручный меч не имел ножен, а носился в походе на плече или — реже — на специальной перевязи за спиной.

Здесь следует сделать одно замечание. Нередко в боевой практике встречались образцы мечей, которые по своим размерным характеристикам занимают как бы промежуточное положение между мечами «в полторы руки» и двуручными, по этой причине их часто причисляют то к одному, то к другому типу. Относительно недавно к подобным мечам стали применять термин «бастард» (как намек на некоторую неопределенность в типологии).

От «полуторных» мечей бастарды отличались прежде всего заметно большими размерами (до 140 см в длину, из которых примерно 30-35 приходится на рукоять), а от двуручных — прежде всего тем, что имели ножны и носились на поясе, как обычные мечи, и отсутствием боковых отростков на клинке. Наглядным примером бастарда может послужить меч, изображенный на известной картине Павла Корина «Александр Невский».

Моделью для него послужил подлинный западноевропейский меч XV в., который приписывается почему-то псковскому князю Всеволоду Мстиславовичу, хотя тот умер еще в 1137 г. Правда, художник несколько переиначил форму навершия и слегка «укоротил» меч (или «растянул» Александра). Длина его составляет 140 см, из них 30 — длина рукояти. Кстати, и это отражено в картине, его перекрестие смонтировано в перевернутом положении: видимо, данный образец использовался как символически парадное оружие.

Со второй половины XVI в. мечи утрачивают свое ведущее значение и постепенно уступают свое место шпагам, которые, по сути дела, являются лишь усовершенствованными разновидностями мечей и отличаются от них прежде всего более узкими клинками, рассчитанными скорее на укол, чем на рубящий удар, каковую функцию, правда, утратили далеко не сразу.

В отличие от меча в конструкции шпаги гораздо больше внимания уделено защите руки. Помимо защитных колец, которые обеспечивали лучшее парирование удара, шпаги часто снабжались и дужками для зашиты пальцев, которые иногда развивались в систему стержней, напоминавших корзину. Формы эфесов шпаг и их конструкции так разнообразны и насчитывают такое великое множество вариантов, что перечислить их все здесь просто невозможно. В качестве примера мы приводим только три образца этого оружия на иллюстрациях.

Клинки шпаг были, как правило, обоюдоострыми, широкими у основания и сужающимися к острию. Но встречались и клинки с односторонней заточкой, обоюдоострые лишь на конце.
Сохранились также некоторые образцы шпаг с волнистыми клинками. По сравнению с обычными их не так уж много, но это объясняется не их плохими боевыми качествами, скорее наоборот. Поскольку волнистые клинки наносили обширные, плохо заживавшие, рваные раны, то к владельцам подобных шпаг отношение было весьма негативное. Попадись он в плен — его не щадили. Например, цюрихский капитан Лафатер в своей «Военной книжечке», изданной в 1644 г., прямо указывает: тот «кто стреляет железными четырехугольными, квадратными или иными картечинами, либо пулями с зазубринами, или носит волнистые шпаги — повинны смерти».

Существует мнение, что оружие с изогнутым клинком стало знакомо европейцам только в XVII в., но это не совсем так. Такое утверждение может быть справедливо в отношении такого оружия, как сабля. Но это совсем не означает, что в Европе не пользовались какими-либо конструктивными ее подобиями. Уже в период крестовых походов, познакомившись с восточным боевым искусством, оружейники задумали объединить режущие свойства сабли с тяжестью меча, и в результате к началу XIV в. появился большой тяжелый тесак-«фальшион» с прямым расширяющимся клинком, закругляющимся к острию. В XV- XVI вв. в Швейцарии и Германии бытовала так назы¬ваемая двуручная сабля — по сути дела, сочетание рукояти меченого типа с длинным изогнутым клинком.

Для ведения рукопашного боя на коротких дистанциях рыцари использовали кинжалы. Это и подобное ему оружие применялось еще в раннем средневековье. Упоминавшийся в разделе о доспехах Вальтар, герой одноименной поэмы, собираясь в бой, прикрепляет к левому бедру обоюдоострый меч, а к правому — «по паннопийскому обычаю, другой, наносящий смертельные раны только одной стороной» («Внешний быт народов»). Очевидно, в данном случае подразумевалось оружие типа «сакс».

Изображения уже вполне четко сформировавшегося кинжала с обоюдоострым клинком встречаются на миниатюрах начала XI в., например, на иллюстрациях к «Средневековой энциклопедии» Рабана Мавра, относящейся к 1028 г. На одной из них изображены рядом меч, кинжал и небольшой нож с изогнутым клинком.

Систематическое употребление кинжала во время ведения боевых действий началось, вероятно, в конце XII — начале XIII вв. С этого времени он превратился в обязательный атрибут рыцарского вооружения.

За свою историю кинжал не претерпел каких-либо основополагающих изменений в своей конструкции, поскольку и характер применения его в бою практически не менялся. Как правило, предназначался он для нанесения колющих ударов, поэтому его изначально изготовляли с вытянутым и заостренным на конце клинком, Те перемены, которым это оружие все же подвергалось, были рассчитаны на придание ему лучшей пробивной способности.
Особенно это заметно на образцах, относящихся к XIV-XV в. Кинжалы этого периода имели прочные и узкие, как правило, четырехгранные клинки, которыми вполне можно было проникнуть сквозь сочленения доспеха или проткнуть кольчугу.

Для того чтобы обеспечить руке хороший упор при нанесении удара сквозь кольчугу или чешуи панциря, навершие и перекрестие кинжала изготовлялись в виде небольших толстых дисков, отчего такие кинжалы прозвали «шайбендолх» — «кинжал с шайбами». Рукояти же более ранних образцов делались по образцу мечевых. Средняя длина шайбендолха равнялась 40-42 см.
Впрочем, одновременно с ними бытовали также кинжалы, которые являлись, по сути дела, уменьшенными копиями мечей, иной раз использовавшиеся с ними в паре, достигавшие в длину полуметра и частично сохранившие рубящую функцию, но все же преимущественно ориентировавшиеся на нанесение колющего удара.

Обычно в Западной Европе употребляли обоюдоо¬стрые кинжалы с прямым клинком, иногда — так называемые долхмессеры, что в переводе с немецкого означает «кинжал-нож», имевшие уплощенные клинки с односторонней заточкой. С XV в. встречаются образцы с волнистыми клинками, которыми помимо укола можно было наносить и полосующие удары.
Когда кинжалы стали использовать как парное оружие при фехтовании на шпагах, произошел возврат к прежней конструктивной схеме рукояти. Теперь она делалась с длинным перекрестием, которое не только обеспечивало упор для руки, но и помогало парировать удары.

Несколько слов скажем еще о двух разновидностях холодного оружия с коротким клинком, которые обычно относятся к кинжалам, но на самом деле являются совершенно самостоятельными типами оружия. Речь пойдет о появившихся в XVI в., в связи с развитием фехтования на шпагах, даге и шпаголомателе.

Дага представляла собой холодное оружие с длинным, до 50 см, прямым клинком, приспособленным почти исключительно для укола, имевшим трехгранное сечение и снабжавшимся у острия иногда встречной заточкой. Рукоять даги оснащалась довольно длинным перекрестием, от которого отходил крупный металлический щиток треугольной формы, огибавший руку кольцом. Нередко по бокам клинка у даги имелись продольные отростки или пружинные язычки, которые использовались в качестве ловушек для клинка противника. А иногда клинки даг изготовлялись волнистыми.

Еще более своеобразной была конструкция шпаголомателя. Его широкий, массивный и плоский клинок на конце имел небольшое острие и был заточен с одной стороны. С другой же стороны на нем проделывались глубокие пропилы в виде длинных прямых зубьев, в которые захватывали вражеский клинок и рывком рукояти сгибали его или ломали (отчего это оружие и получило свое название). Чтобы не дать вражеской шпаге выскользнуть из пропила, на их концах укреплялись маленькие подпружиненные зубцы, служившие стопорами. Эти конструкции отличались от кинжалов не только внешне, но и по характеру использования. Если кинжалы могли применяться практически в любой обстановке совершенно самостоятельно, то вышеописанные типы оружия — только в паре со шпагой и только во время поединков, не в ходе боев во время войн. Особенно это относится к лаге. Кроме того, если кинжал, как правило, удерживают таким образом, что мизинец расположен у перекрестия, а большой палец — у навершия (то есть так называемым обратным хватом, при котором клинок направлен вниз относительно кулака), то дагу и шпаголоматель — всегда клинком вверх.

Не менее важным оружием, чем меч, было копье. Первые его образцы, которыми пользовались рыцари, имели прямое древко круглого сечения, одинакового диаметра по всей длине, составлявшей около трех метров, и снабжались плоскими крупными остриями с боковой заточкой и ребром посередине. Такие копья были недостаточно пригодными для борьбы с противником, оснащенным доспехами, поэтому с середины XII в. начинается процесс усиления его поражающей способности. Прежде всего произошло удлинение и утяжеление древка. Если раньше его длина не превышала, в наибольшем случае, 4 м, а диаметр равнялся 3,3-3,5 см, то позднее появились древки диаметром 4,5 см и длиной до 5 м, а наконечники приобрели длинные втулки.

Увеличение веса привело к тому, что всадник стал зажимать древко копья подмышкой, брать его «наперевес», тогда как раньше он мог удерживать его только рукой. Так что копьем не ударяли, а таранили. Выяснилось, что это куда более эффективный способ поражения тяжеловооруженного противника.

Но для того, чтобы наносить таранный удар с наи¬большей эффективностью, нужно было обеспечить копью наилучшее удержание. Кроме того, длинное ровное древко довольно трудно было удержать ровно, поскольку его центр тяжести находился далеко от места обхвата его рукой. Поэтому уже с XIV в. начался процесс усовершенствования конструкции кавалерийского копья.

В первую очередь копье застраховали от проскальзывания под мышкой при ударе, для чего снабдили упорным диском из дерева или металла. Позднее ему придали форму конуса, а на конце древка сделали утолщение. Таким образом центр тяжести копья сместился ближе к месту обхвата и управлять им стало легче. Отныне рыцарское копье приобрело свой характерный внешний вид.

С увеличением защитных свойств доспехов наращивалась и пробивная способность копья. Происходило это за счет увеличения веса древка, поэтому уже к концу XIV в. на нагрудниках стали укреплять опорные крюки, на которые укладывали древко копья. Чтобы этот упор не мешал в рукопашной схватке, его делали откидным. Тогда же стали делать наконечники с небольшими гранеными остриями, которые лучше подходили для борьбы с пластинами панциря, чем плоские.

Очень часто, особенно в период XII-XIV вв., пол наконечником копья укрепляли матерчатый вымпел, на котором нередко изображали герб владельца и который одновременно служил и своеобразным знаком отличия рыцаря: по его форме судили о ранге воина. Но вымпел служил не только для этого. Во время атаки, развеваясь от набегающего на него встречного потока воздуха, он мешал вражеским стрелкам точно прицелиться, а кроме того, издавал громкие хлопающие звуки, путавшие неприятельских коней.

Копье просуществовало в европейских армиях до конца XVI в. Позднее, когда кавалеристы обзавелись пистолетами, которые по своей пробивной способности не уступали копью, от него постепенно отказались.

В качестве вспомогательного оружия рыцари применяли булаву, секиру и боевой молот.
Прообразом булавы является обыкновенная деревянная дубина, известная еще с незапамятных времен. Однако, несмотря на столь плебейское происхождение, булава заслужила среди благородного рыцарства весьма высокую оценку. Собственно, изображения на ковре из Байо говорят нам о том, что и простой дубиной рыцари отнюдь не брезговали. Даже сам Вильгельм Завоеватель в одном месте изображен именно с дубиной, довольно
массивной и сучковатой. Но уже тогда появилась булава в своем классическом виде — деревянной прямой рукояти с насаженным на него металлическим навершием.

Предназначалась булава для нанесения оглушающих и дробящих ударов по голове или корпусу. Но не только. На том же самом Байонском ковре видно, что иной раз рыцари используют булаву и в качестве своеобразного метательного оружия, причем швыряют ее с довольно отдаленных дистанций, стараясь попасть в голову.

Это оружие было прекрасно приспособлено для поражения противника, защищенного кольчужным или чешуйчатым доспехом. Ударом булавы по мягкой кольчуге можно было причинить очень серьезный ушиб, а то и раздробить кость. Ею можно было оглушить даже воина в закрытом шлеме или даже разбить его. Так что рыцаря было очень трудно представить без этого столь мощного оружия, подвешенного к луке седла. (Существует давнее, но ошибочное представление, что ТОЛЬКО таким оружием (как «не проливающим крови») сражались рыцари-священнослужители. Легенда эта существует чуть ли не с той поры, как имеющий сан священника Одо, брат Вильгельма, сражался при Гастингсе булавой: Однако ведь и сам Вильгельм пользовался, наряду с мечом и копьем, даже еще более примитивным оружием…)
Навершия булав всегда изготовлялись таким образом, чтобы усилить дробящий или проламывающий эффект. Для того чтобы придать булаве способность прорывать кольчугу, ее уже в XII в. снабдили короткими массивными шипами. Изготовляли навершия из железа, бронзы или свинца. Для увеличения силы удара древко булавы подчас делалось около метра в длину. Формы наверший несколько отличались. Вначале они были цилиндрическими, потом — в виде шара или многогранника.

В XIII в., во время крестовых походов, европейцы позаимствовали новую конструкцию булавы, навершие которой представляло собою стержень, от которого радиально расходились широкие заостренные ребра (на Руси такое оружие называлось «пернач» или «шестопер»). В дальнейшем эта форма стала наиболее популярной в Европе.

С появлением пластинчатых доспехов рукоять булавы стали изготовлять не из дерева, а из металла, что увеличило ее прочность и сообщило дополнительный вес.

Надо сказать, очень многие рыцари среди ударного оружия отдавали предпочтение именно булаве. Поэтому уже тогда, когда из тактических соображений ее стали редко применять в качестве оружия, она преобразилась в командирский жезл.

Боевым молотом, правда, рыцари начали пользоваться намного позднее, чем булавой. Его период широкого употребления в кавалерии начинается с середины XV в.

Это оружие по своей форме действительно напоминало молот, обух которого изготовлялся в виде клюва (отсюда и его русское название «клевец»). В Европи это оружие за свой внешний вид прозвали «попугаем». Этот «клюв» на обухе служил для проламывания сочленений или ударов по стыкам пластин панциря. Боек молота делался либо плоским, либо в виде невысокой пирамидки, что концентрировало силу удара в одной точке и повышало пробивную способность.
В «рыцарском» варианте (в отличие от огромных пехотных образцов, которыми, впрочем, рыцари тоже пользовались) это оружие было довольно компактным. Столь же компактен был и классический боевой топор, применяемый рыцарями. Вообще, три перечисленных вида оружия если и не по происхождению, то функционально стали весьма сходными. Основа их — мощный цельнометаллический стержень, который поэтому трудно назвать «древком». А «рабочая часть», будь она дробящей, рубящей или «клюющей», обычно предназначалась для концентрации удара на малой площади, то есть для локального пробивания брони!)
Обычно, кроме лезвия, топор имел и одну из «рабочих поверхностей» боевого молота: обух, оформленный как дробящий боек или клювпробойник. Иногда боевые топоры почему-то считают двулезвийными, обоюдоострыми, но это для них не типично.

А вот метательным такой топорик иногда был, причем без всяких функциональных переделок (как и булава). Вообще, умение метать чуть ли не любой из предметов своего вооружения издавна характерно для рыцарства…

Кроме того, многие топоры имели подобие гарды, а также копейное острие на конце, что лает им внешнее сходство с алебардой, которая, правда, требовала иных навыков. Но и такие навыки у рыцарей были: в пешем строю они регулярно применяли алебарды или огромные пехотные секиры (причем даже на таких состязаниях высокого ранга, как турниры!), а то и такое «неблагородное» оружие, как кистень и боевой цеп!

Так что мнение об исключительной приверженности рыцарей к немногим «благородным» видам оружия (и соответственно единоборства), пренебрежение их метательным оружием и т. д. — тоже, надо сказать, из числа устойчивых, но неверных штампов.

battleofthenations.com.ua

Меч рыцарей ордена Тамплиеров.США.Конец 19 века

Размеры: общая длина: 935 мм, длина клинка: 710 мм, ширина клинка у пяты: 18 мм Описание: Клинок стальной, прямой, ромбического сечения, двулезвийный , без долов. На три четверти длины клинка от рукояти, по обеим сторонам полотна вытравлены подписи и изображения символико-нарративного характера в обрамлении завитков растительного на правой стороне аббревиатура — имя бывшего владельца меча . Эфес состоит из рукояти и массивной крестовины. Рукоять деревянная, бочкообразная, чёрного цвета. Головка рукояти металлическая, рельефная, выполнена в виде рыцарского шлема с опущенным забралом. На рукояти с лицевой стороны металлический накладной крест. У основания располагается металлическая втулка. Крестовина металлическая, короткая, концы расширяются с рельефными орнаментами. На перекрестье рельефное изображение рыцаря в шлеме с бармицей. Ножны металлические с прибором, состоящим из устья, двумя массивными обоймицами, тремя кольцами для портупеи и массивного наконечника. На обоймице также располагается эмблема Ордена (крест в короне ). Историческая справка: Средневековый рыцарский Орден тамплиеров, или храмовников, созданный в эпоху крестовых походов, прекратил существование в начале XIV в., однако спустя четыреста лет европейские масоны объявили его своим предшественником. Орден был «воссоздан» в качестве одного из направлений масонства, отличаясь от прочих процедурой приёма в члены, напоминающей средневековую, и требованием исповедания веры в Святую Троицу. «Рыцарские» мечи стали одним из обязательных атрибутов облачения членов ордена. В Европе наибольшую активность Орден проявлял во Франции, Англии и Германии . Его современное официальное название – Объединённые Религиозные, Военные и Масонские Ордены Храма и Св. Иоанна Иерусалимского, Палестинского, Родоса и Мальты, однако повсеместно Орден известен под названием «Тамплиеры». Отдельные подразделения Ордена Тамплиеров, носящие название прецепторий или командорств, работают под юрисдикцией Великого и Высшего Приората, зачастую через промежуточный уровень — Провинциальный Приорат. История Ордена храмовников в Соединенных Штатах Америки началась 28 августа 1769 г., когда Уильям Дэвис был посвящён в рыцари королевской ложи Ковчега св. Андрея. Впоследствии орден получил столь широкое распространение, что к концу 1930 г. в США было 1716 командорств (отделений) с 434 тысячами членов. Американские тамплиеры входят в т.н. Йоркский, или Американский устав – совокупность нескольких самостоятельных масонских орденов, действующих в Новом Свете. По преданию, своё название он получил от города Йорк, в котором проходили первые собрания английских масонов.


Меч рыцарей ордена Тамплиеров.США.Конец 19 века

Меч рыцарей ордена Тамплиеров.США.Конец 19 века

Меч рыцарей ордена Тамплиеров.США.Конец 19 века

vilingstore.net

Самое популярное оружие крестоносцев — ckiffi4 — LiveJournal

27 ноября 1095 года Папа римский Урбан II на Клермонском соборе провозглашает Первый крестовый поход. Крестовые походы были кровопролитным занятием и требовали эффективного оружия. Сегодня поговорим о самом популярном боевом оружии крестоносцев.

МЕЧ
Самым благородным и распространенным оружием рыцарей был, как известно, меч. В сражении жизнь рыцаря часто зависела от прочности и гибкости меча. При этом длина лезвия или масса меча не являлись основными характеристиками, определяющими силу удара. Главный параметр — расположение центра тяжести и балансировка.
Средняя длина клинка составляла около метра, и широкий желобок проходил почти по всей длине, исчезая примерно в 2,5 см от довольно острого кончика клинка. Много клинков несут на себе большие железные заглавные буквы, часто религиозного свойства; к примеру, HOMO DIE, или NOMINE DOMINI, или искаженные версии этих слов.
Примерно в 1000 году появился новый тип меча – длинный, более тонкий, с узким и неглубоким желобком, исчезающим примерно в 20 см от кончика клинка. Средняя длина таких мечей примерно на 13 см больше, чем мечей предшествующего типа.
Меч клали на алтарь во время бдения перед посвящением в рыцари, клинок прикладывали к плечу рыцаря во время церемонии посвящения, меч свисал с гробницы, когда рыцарь умирал. В «Песне о Роланде» умирающий герой отчаянно пытается сломать клинок Дюрендаль о камень, чтобы не позволить какому-либо недостойному использовать этот меч после смерти его хозяина. Если какой-либо рыцарь бросал тень на рыцарский орден, его меч ломался перед ним слугой.



Фото: Global Look Press

БОЕВОЙ ТОПОР

Защищенного броней воина всегда было непросто поразить мечом, поэтому для ближнего боя рыцарь использовал норманнский боевой топор и боевой молот, которые могли пробить латы и выбить оружие из рук противника. Кроме того, мощным ударом боевого топора можно было буквально разрубить противника пополам, до самого седла.
После I крестового похода на вооружении у рыцарских ополченцев появились боевые топоры, которые конфигурацией лезвия отличались от норманнских. Предполагается, что новая форма лезвия была заимствована у восточных народов.

БОЕВОЙ МОЛОТ

В качестве оружия крестоносцы часто использовали молоты различной формы. Превратившись в пеших воинов, рыцари вместо копий вооружались молотами. Длина рукоятки молота составляла приблизительно 90 см. Молотом, как и топором, можно было пробить броню врага.

ЛУК

Лук является самым древним оружием, предназначенным для дистанционного боя. Сразу же после татаро-монгольского нашествия в Европе начали создаваться отряды лучников, вооруженных луками. На рисунках в старинных книгах можно увидеть рыцарей с короткими луками. Чтобы успешно противостоять мусульманам в крестовых походах, рыцари должны были выстраивать перед своим авангардом линию воинов-лучников.


Фото: swordmaster.org

АРБАЛЕТ

Механический принцип метательного оружия был известен еще в античном мире и использовался римлянами в специальных метательных машинах, применяемых при осаде крепостей. В XI столетии появились ручные метательные устройства — арбалеты, а в 1139 г. это оружие в христианском воинстве было запрещено папой для использования в Европе. Арбалеты можно было использовать только в сражениях с мусульманами.
Хотя использование арбалетов было предано анафеме папой Иннокентием II на Втором Латеранском соборе в 1139 году, а также множеством указов более позднего времени, эти станковые луки стали одним из важнейших видов оружия Средних веков, особенно в руках хорошо подготовленных наемников.
Английский король Ричард I создал целые подразделения пеших и конных арбалетчиков, которые успешно сражались в рядах крестоносцев. Широко распространено мнение, что Ричард I получил возмездие судьбы, скончавшись от раны, нанесенной стрелой из арбалета, поскольку Ричард сам активно использовал в войсках это оружие.


Фото: Wikimedia Commons

КОПЬЕ

Главным оружием конных воинов оставалось копье. В XI веке его обычно держали на расстоянии вытянутой руки и весьма часто – подняв над плечом, как это можно видеть на гобелене из Байе. Когда в этом была большая необходимость, копье можно было бросить, как под Гастингсом, когда требовалось проделать бреши в стене из щитов англосаксов, чтобы конница могла ворваться в эти бреши. Понемногу становился популярным новый метод – держать копье под мышкой, то есть прижатым к правому боку с захватом правой руки непосредственно перед плечом. Это давало захвату много большую жесткость, теперь в удар копья вкладывалась не сила правой руки, а инерция движения всадника и лошади. Из поэтических описаний видно, что перед битвой копье держали более или менее вертикально, причем задняя часть копья покоилась на передней части седла. Копье бралось наперевес только непосредственно перед ударом. Для того чтобы было легче держать равновесие при удержании копья, а также, возможно, чтобы направить щит к противнику, соперники, где это было возможно, приближались друг к другу левой стороной; при этом копье проходило над шеей коня. Кавалерийское копье теперь неизменно имело простой и очень острый наконечник в виде листа. Старое копье, с крылышками, использовалось теперь лишь в пехоте и охотниками.


Конные воины на заднем плане Фото: Wikimedia Commons

ПОЛЭКС

Полэкс был одним из самых популярных видов оружия для пешего боя. Из иллюстраций того периода, письменных описаний и небольшого количества сохранившихся образцов мы можем увидеть, что полэкс предстает в разных формах: иногда с тяжелыми, как у алебарды, лезвиями топоров, а иногда с головками в виде молотов, часто имеющих позади изогнутый шип.
Все полэксы, по-видимому, были снабжены шипом на верхушке оружия, а многие также имели шип и на нижнем конце древка. Помимо этого, древко часто оснащалось металлическими полосами, называемыми лангетами, спускавшимися от головки оружия вниз по сторонам древка и предназначенными для защиты его от перерубания. Отдельные образцы имели также рондели для защиты кистей рук. Существенным отличием являлось то, что «головки» полэксов собирались на штифтах или болтах, в то время как алебарды были цельнокованными.


Готфрид Бульонский с полэксом Фото: Wikimedia Commons

ckiffi4.livejournal.com

Чем был меч для средневекового рыцаря? Только ли оружием? — Битва Наций

Рыцарский меч… Сколько легенд, сказаний, да и историй, похожих на правду рассказано об этом замечательном оружии. Меч в те времена был очень дорогим оружием. Его даже передавали по наследству.

Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч» – так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения. Конечно, во времена короля Артура (начало XII века), да и много позже, наряду с мечом применялось множество видов другого оружия. Например: копье, секира (боевой топор), кистень, цеп, пернач, палица, булава, чекан – узкий боевой молот на длинной ручке (он же клевец), моргенштерн – шипастый шар, прикрепленный короткой цепью к деревянной рукоятке.

Копьё в ближнем, особенно пешем, бою неудобно, к тому же оно легко ломается. А остальные виды оружия? Представим следующую ситуацию: в поле один на один два пеших воина: один вооружен щитом и мечом, другой (вариант первый – щит и чекан) или (вариант второй – моргенштерн и щит). За кем останется победа?

Конечно, элемент профессионализма и военной удачи никто, даже господь Бог, не отменяет. И всё же.

  1. Щит нельзя развалить ударом меча. В лучшем случае меч затупится, в худшем сломается, может еще и в щите застрять. Если тупым мечом пытаться прорубить доспехи – ничего не получится…
  2. Чекан не застревает в щите – он его пробивает и все. Кроме того, от удара чеканом не спасает ни шлем, ни латы; пропустив удар, воин сразу получает тяжелую контузию.
  3. Силу в бою тоже надо экономить: ни моргенштерн, ни чекан не весили больше, чем меч. Их вес – от 1,5 до 3 кг максимум. Зато они ударяют ограниченной поверхностью и их пробивная способность очень велика, по сравнению с мечом.
  4. У меча есть одно только преимущество – им можно колоть, но у тех же чеканов часто делался сверху острый бивень – им тоже можно было колоть, как очень коротким копьем. Таким образом, преимущества меча сходят на нет, особенно против кольчужного доспеха, прекрасно защищающего от скользящих ударов.
  5. Моргенштерн создает опасные для жизни контузии. Даже удары по щиту моргенштерном и то опасны, они могут создать тяжелые ушибы руки, которая держит щит, и щит повиснет на неподвижной руке….
  6. И моргенштерн, и чекан крайне опасны при ударе в голову, их практически невозможно отбить – особенно у чекана. Каждый раз поднимать щит так высоко – устанет рука. А пытаться отбить моргенштерн мечом – без меча останешься… запутав меч цепью, его очень легко вырвать у противника. А меч в этой ситуации будет гораздо менее эффективен – он соскальзывает с поверхности шлема, не наносит контузии, хуже прорубает шлем на голове…

Вот такие вот соображения…

Кстати, всё это оружие обходилось гораздо дешевле меча. Так может меч – это просто понты? Ведь для пешего средневекового воина меч был больше вспомогательным оружием.

Иное дело – конный воин. Скорость, с которой сближаются конники, не позволяет наносить множественные удары – часто один удар решал, кто победит. Копьё обычно ломалось уже к середине битвы. Кстати, рубящий встречный удар мечом у конника гораздо сильнее, чем у стоящего пехотинца. Удачный колющий удар в несущегося на огромной скорости противника пробивал любой доспех. Пехотинцы могут остановить конницу только плотным копейным строем, во всех остальных случаях конный воин имеет перед пешим неоспоримое преимущество. И именно мечом удобнее пробиваться сквозь плотный строй пехоты.

В крестовых походах рыцари-крестоносцы столкнулись с легкой конницей арабов – саррацинов, главным вооружением которых была кривая сабля. А ведь не переняли её, как, например, древние римляне испанскую саблю. Легкая булатная сабля, легко перерубающая гвозди, оказалась бессильна против закованных в доспехи рыцаря. А колющий или рубящий удар острого, сужающейся к концу тяжелого полуторамерового стального лезвия легко пробивал любой арабский доспех, в том числе и щит. Да и помолиться для просьбы милости Господней легко, достаточно воткнуть меч в землю. Вот и походный алтарь с крестом…

А уж как символу статуса мечу просто не было равных! Высокая стоимость хорошего длинного меча (по сравнению с другим оружием) делает его доступным лишь для состоятельных людей. Меч всегда находился при своём владельце, и по нему можно легко определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело. Следовательно, именно меч выделял рыцаря из массы других людей, символизируя его социальное превосходство. Человек, хорошо владеющий мечом, не задерживался долго на нижних ступеньках социальной лестницы. Кстати, посвящение в рыцари в те времена тоже производилось мечом. При посвящении в рыцари над посвящаемым делались некие «священные» манипуляции: хлопнуть его боковой стороной клинка по плечу или сделать что-то в этом роде.

А вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

«Меч для рыцаря не просто инструмент, как топор для плотника или мастерок для каменьщика. Он друг. Потому что не только защищает, но и кормит. Попробуй, не окажи ему должного внимания – подведет в трудную годину.
Застрянет в кости врага, вывернется из руки… Заклинит в ножнах… Да мало ли.
Меч надо холить и лелеять. Точить оселком, смазывать в сырую погоду. И, конечно, упражняться, упражняться, упражняться! Ведь странствующие рыцари вынуждены полагаться только на силу рук, меч и копье, да на удачу и милость Господню.»

Владислав Русанов. «Пасынок судьбы.»

Так продолжалось до тех пор, пока не появились пушки и пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Тяжелый, закованный в латы неповоротливый конник был прекрасной мишенью. А меч постепенно «выродился» в изящную шпагу, которую мужчины знатного сословия носили ещё много лет (даже веков) спустя.

battleofthenations.com.ua

Оружие настоящих крестоносцев / Научный хит

27 ноября 1095 года Папа Урбан II произносит на Клермонском соборе столь зажигательную проповедь, что вся рыцарская Европа объединяется в едином порыве — отвоевать Гроб Господень у проклятых сарацин. Так начался Первый крестовый поход, который, помимо всего прочего, оказал существенное влияние на развитие оружия и техники того времени. А вот чем настоящие крестоносцы предпочитали разить врага.

Романский меч

Этот тип европейского меча был очень распространен в период позднего Средневековья. В Западной Европе им владели исключительно представители рыцарского сословия — ибо дорого и, честно говоря, не слишком-то функционально. «Романские» мечи использовались, скорее, в качестве вспомогательного оружия, однако являлись важнейшим отличительным признаком рыцарского статуса владельца.

Копье

Кавалерийское копье стало главным оружием конницы. В конце XII века рыцари догадались прижимать копье к туловищу, что придавало захвату большую жесткость и обеспечивало невероятную силу удара. Столкновения с западной конницей для сарацинов были сродни грому господню.

Боевой топор

А вот для ближнего боя рыцарь-крестоносец предпочитал использовать старый добрый боевой топор. Норманнский топор пробивал почти все типы лат, одним удачным ударом можно было выбить соперника из седла, а пешего легко вооруженного воина и вовсе развалить на две половинки. Уже после первого крестового похода западные воины несколько изменили лезвия норманнских топоров, заимствовав более функциональную форму у восточных народов.

Моргенштерн

Благодаря простоте конструкции это убийственное по силе оружие было весьма распространено среди простолюдинов, но и рыцари пользовались им с удовольствием. Крестоносцы же предпочитали использовать кавалерийский вариант «утренней звезды», с укороченной рукоятью.

Арбалет

Для защиты от вражеской пехоты рыцари выставляли перед конным строем линию лучников, которые давали несколько залпов и строились так, чтобы пропустить атакующую конницу. Всадники-крестоносцы использовали арбалеты: они превосходили луки в дальности и точности стрельбы, и могли похвастать большей пробивной силой.

sci-hit.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *