ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Биографии ]— Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский

Русское изобретение

Стремительный рост русской авиационной научной мысли не остался незамеченным за рубежом. Иностранцы пристально следили за тем, как в России кристаллизуется и крепнет ядро деятелей воздухоплавания. Возглавлял это движение Менделеев — всемирно известный ученый, и это обстоятельство заставляло считаться с работами первых русских авиационных исследователей. Даже те, кто привык смотреть свысока на создания русского таланта, ума, энергии, — с интересом следили за деятельностью VII отдела.

Французский исследователь Виктор Татэн много лет производил опыты с летающими моделями, снабженными машущими крыльями, но результаты получал неутешительные. Со временем он отказался от своих моделей и попробовал строить модели, повторяющие те, что изучал Александр Федорович Можайский.

Французские газеты стали писать об успехах Татэна, забывая назвать имя Можайского, но журнал «Воздухоплаватель» решительно встал на [182] защиту русского изобретателя,

«В сентябрьской книжке французского журнала «Аэронавт», — сообщал русский журнал, — помещено описание аппарата Виктора Татэна с рисунками. Аппарат Татэна очень похож на аэроплан г. Можайского».

Сведения о работах Можайского мало-помалу стали проникать за границу, и тут возникла прямая опасность, как бы русское изобретение не присвоили иностранцы. Уже не раз в истории русской технической мысли открытия, сделанные в России, через несколько лет возвращались из-за рубежа на родину как чужеземные, названные именем какого-нибудь иностранца, не постеснявшегося объявить это открытие своим.

Чтобы обезопасить свое изобретение от разных посягательств, Можайский в июне 1880 года подал прошение в Департамент торговли и мануфактур о выдаче привилегии или, как говорят теперь, авторского свидетельства на изобретенный им воздухоплавательный снаряд. Это был первый случай, когда Департаменту торговли и мануфактур пришлось рассматривать заявку на изобретение, касающееся авиации. Заявка сопровождалась подробной объяснительной запиской и чертежами самолета, выполненными самим Александром Федоровичем Можайским.

Самолет, изображенный на чертеже, напоминает современный. К корпусу, похожему на лодку, стоящему на рамной тележке, снабженной четырьмя колесами, прикреплены большие прямоугольные крылья. Чтобы они не прогнулись в полете и при посадке, тросы соединяют концы крыльев с вершинами двух мачт, стоящих на корпусе и со стержнями [183] опорной тележки. В носу лодки находится большой, с четырьмя широкими лопастями, воздушный винт. Два других воздушных винта установлены в прорезях крыльев. За кормой лодки укреплены рули: один — руль поворота, другой — руль высоты.

Тот, кто внимательно всмотрится в этот чертеж — изображение самолета, поймет, что изобретение Можайского выдержало самое тяжелое испытание — временем. Великие изобретения всегда замечательны тем, что даже уже в первых эскизах отчетливо проступают черты, которые, оставаясь неизмененными, определяющими существо изобретения, продолжают жить, несмотря на многочисленные усовершенствования, внесенные тысячами последующих конструкторов.

Вот как сам Можайский описывал свой самолет:

«. ..Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны. Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега [184] летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха, приводят снаряд в движение».

3 ноября 1881 года Можайскому выдали привилегию. Этот документ очень важен, так как представляет неоспоримое свидетельство того, что изобретение самолета составляет приоритет России.

Изобретение самолета Можайским ознаменовало собой новый этап в развитии техники. Длинная цепь попыток, исканий, опытов была теперь завершена. Самолет был изобретен.

В привилегии говорилось:

«Капитан 1-го ранга Александр Можайский, проживающий в С.Петербурге, 4 июня 1880 года, вошел в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче ему пятилетней привилегии на воздухоплавательный снаряд…

…По рассмотрении изобретения сего в Совете торговли и мануфактур, управляющий министерством финансов… удостоверяя, что на сие изобретение прежде сего никому другому в России привилегии выдано не было, дает капитану 1-го ранга Александру Можайскому сию привилегию на пятилетнее от нижеписанного числа исключительное право, вышеозначенное изобретение, по представленным описанию и чертежу, во всей Российской империи употреблять, продавать, дарить, завещать и иным образом уступать другому на законном основании, но с тем, чтобы изобретение сие, по [185] 97 ст. того же Устава, было приведено в полное действие…

…В уверение чего привилегия сия управляющим министерством финансов подписана и печатью Департамента торговли и мануфактур утверждена. С.Петербург, ноября 3 дня 1881 года».

То обстоятельство, что департамент выдал привилегию, очень показательно. Несмотря на все козни врагов России, официальные представители вынуждены были считаться с тем, что изобретение, сделанное Можайским, является новым, и не могли отказать ему в выдаче документа, юридически удостоверяющего его авторство.

Привилегия на самолет, полученная Александром Федоровичем 3 ноября 1881 года, содержала непременное и важное условие: она обязывала Можайского воплотить свое изобретение в действительность «в продолжение четверти срочного времени, на которое выдана привилегия», то есть не позднее, чем через пятнадцать месяцев после выдачи привилегии. Иными словами, Можайский был обязан построить за год и три месяца свой самолет.

Получение привилегии явилось в жизни Можайского событием чрезвычайной важности.

В этой бумаге заключалось официальное признание его трудов, его авторства. Признание рождало радость, наполняло чувством гордости. Но в привилегии содержались такие требования, которые заставляли Можайского тревожиться.

Прежде всего в этом документе указывалось, что если через шесть месяцев после окончания «срочного времени» изобретатель не представит от местного начальства удостоверения о том, «что привилегированное [186] изобретение введено в употребление», то «право оной, на основании 103 ст., прекращается».

Это означало, что он, Можайский, обязан не только создать совершенно новый аппарат, каким являлся самолет — но и быстро справиться с этой сложной технической задачей. Рассчитывать на поддержку официальных кругов не приходилось. Самолет предстояло сооружать на личные средства — таков был вывод, к которому пришел Можайский. Значит, приходилось обосноваться в Петербурге надолго, чтобы общаться с учеными, доставать необходимую техническую литературу.

Еще в мае 1879 года Александр Федорович подал рапорт о зачислении его вновь на действительную службу на флоте. Приказом № 48 от 26 мая 1879 года он снова стал офицером Балтийского флота.

Но теперь он получил назначение не на корабль, а в морской кадетский корпус, в котором сам учился в юности. Огромный опыт, почерпнутый в плавании, и безупречное знание корабля позволили Александру Федоровичу стать преподавателем курса морской практики.

В те годы, когда Александр Федорович стал преподавать, в корпусе учился Алексей Николаевич Крылов, будущий выдающийся кораблестроитель, прославленный русский ученый, впоследствии академик и Герой Социалистического Труда. Отличник учебы — говоря современным языком — старшина курса, или, как тогда говорили — фельдфебель Крылов был исключительно способным и трудолюбивым учеником. [187] Алексей Николаевич слушал лекции Можайского, экзаменовался у него и в своих воспоминаниях описал создателя первого самолета. А. Н. Крылов сообщил:

«…Он (Можайский) был громадного роста, широкий в плечах, богатырски сложенный. Я его впоследствии знал немного, помню его еще и потому, что он нас экзаменовал на выпуске из Морского корпуса по морской практике. Так вот, Александр Федорович решил заняться разработкой вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее. Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змей, запряг в него тройку, велел ее гнать, как говорится, в три кнута, и сам поднимался на этом змее на воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полетов на змее».

Преподавание в корпусе отнимало не очень много времени, и Можайский продолжал работать над проектом самолета. Меняя детали, отыскивая наилучшие из возможных конструктивных решений, Александр Федорович никогда не отказывался от своей основной идеи — летательный аппарат должен иметь неподвижные крылья.

Самолет Можайского — первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха — имел все основные части, характеризующие современный самолет: крылья, корпус, оперение, шасси, управление, силовую установку, Из первых четырех частей, образующих планер самолета, многие последующие самолеты, [189] созданные позднее зарубежными конструкторами, имели только две части — крылья и оперение.

В своем самолете Можайский смело применил наиболее прогрессивную схему, с одной только парой крыльев — моноплан. Теперь эта схема получила всеобщее распространение.

Четверть века тому назад между сторонниками самолетов с одной парой крыльев — монопланов, и приверженцами схемы с двумя парами крыльев бипланов, происходил горячий спор. Сторонники моноплана справедливо указывали, что при этой схеме возникает наименьшее сопротивление и, следовательно, получается большая скорость полета. Защитники биплана, введенного в самолетостроение братьями Райт, утверждали, что вся эта этажерка или, как ее называли, коробка крыльев, состоящая из двух пар крыльев, стоек, проволочных расчалок, связывающих их воедино, должна иметь вес, меньший, чем у моноплана, и обладая меньшим размахом крыльев — обеспечит самолету наилучшую маневренность.

Победила схема Можайского. Русский изобретатель правильно понял, что самолету важнее всего иметь большую скорость полета, а для этого сначала нужно уменьшить его сопротивление, облагородить аэродинамические формы — применить монопланные крылья. Современные истребитель и пассажирский самолет, штурмовик и бомбардировщик — все они — монопланы. Лишь для тихоходных самолетов, где требования аэродинамики менее важны, еще сохранилась схема биплана.

Можайский дал своему самолету четко выраженный корпус. Этим он вновь показал, что рассматривает [190] вопросы аэродинамики, как важнейшие; требованиям аэродинамики он подчинил свою конструкторскую мысль. Это представляется очевидным нынче. Но сколько лет на самолетах вместо корпуса устанавливали решетчатую ферму, и самолеты своим видом напоминали какие-то летающие скелеты.

Придавая корпусу своего самолета форму лодки, Александр Федорович думал о возможности посадки самолета на воду. На многие десятилетия раньше, чем идея самолета-амфибии была реализована, Можайский создал ее прототип.

Любой современный самолет имеет хвостовое оперение, расположенное в кормовой части корпуса. Не раз пробовали строить так называемые самолеты-утки, с оперением, находящимся перед крылом — странные сооружения, словно летящие хвостом вперед. Но ни усилия Райтов, ни старания бразильского миллионера Сантос-Дюмона, шумно рекламировавшего во Франции любой свой грошовый успех на поприще авиации — не обеспечили победы этой надуманной схеме.

Победила схема оперения, примененная Александром Федоровичем Можайским.

Первый в мире самолет стоял на тележке, снабженный четырьмя подрессоренными колесами, что смягчало удар при посадке. Тележка исключала возможность опрокидывания самолета при взлете и при посадке. Эта схема шасси не сразу стала основной в авиастроении. Самолеты начала XX века, самолеты первой мировой войны и самолеты, строившиеся после ее окончания — по большей части имели колесное шасси, состоявшее из трех [191] колес: двух — впереди, перед центром тяжести самолета, а одного, маленького хвостового — сзади. Основные колеса были вынесены только немного вперед по отношению к центру тяжести самолета, иначе сильно возрастала нагрузка на хвостовое колесо — самолет долго бежал по земле до взлета, не в силах оторвать хвостовую опору. Но самолет с малым выносом колес на посадке легко мог опрокинуться через нос.

Только внедрение реактивной техники в авиацию сделало возможным применить такую схему шасси, при которой основными колесами стали задние, а передние, сильно вынесенные вперед по отношению к центру тяжести самолета, уберегали машину от аварии.

Схема, основные особенности которой правильно понял и отобразил Можайский, — оказалась наиболее целесообразной.

Для управления самолетом Александр Федорович применил тросы, соединяющие рули с двумя штурвалами, раздельно воздействующими на каждый из рулей. Тросовая система управления рулями живет в самолетостроении до наших дней.

Замечательные конструктивные решения каждой из частей первого в мире самолета видели передовые люди отечественной науки. В дни первой Всероссийской авиационной недели, проводившейся в России в начале нашего века, академик М. А. Рыкачев, говорил:

«Его идея аэроплана та же, что современные машины. Не было лишь тогда легких и сильных моторов. А как он хотел убедить всех, что его идея достижима. Он был действительно прав». [192]

Профессор В. И. Ковалевский, при открытии Первой Международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, сказал о самолёте, который около полувека тому назад построил Можайский:

… «Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: «Шапки долой!»

Можайский, Александр Фёдорович | это… Что такое Можайский, Александр Фёдорович?

Можайский на почтовой марке1963 года

Можайский на почтовой марке1975 года

Первый полёт самолёта Можайского 20 июля (1 августа) 1882

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9 [21] марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния[1] — 20 марта [1 апреля] 1890) — российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Постройка первого русского самолёта
  • 3 Награды
  • 4 Память об А. Можайском
    • 4.1 Адреса в Санкт-Петербурге
  • 5 Интересные факты
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • 9 См. также

Биография

Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на нем в Балтийском море до 1863 года.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам».

…Производится:

в генерал-майоры:

Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.

Главный начальник флота и Морского ведомства

Генерал-адъютант Алексей

— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д. 820, л. 36

Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постройка первого русского самолёта

Основная статья: Самолёт Можайского

Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.

Награды

  • В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • Во время Крымской войны Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награждён орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг. »

Память об А. Можайском

  • Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. — им. А. Ф. Можайского). Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского в поселке Можайское
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург)
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе
  • именем А. Ф. Можайского назван улица в городе Твери
  • именем Можайского названа улица в городе Ульяновске
  • именем А. Ф. Можайского названа формула уравнения существования летательного аппарата:

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Интересные факты

В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А.  Ф. Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А. Ф. Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.

Примечания

  1. Можайский Александр Федорович — статья из Большой советской энциклопедии

Литература

  • В.Малков. У села Можайского // Вологодский комсомолец. — 1979. — 14.01
  • Ю.Никулин. Александр Федорович Можайский. — Вологда, 2006
  • Ю.Арсеньева. Любовь// Русский Север. — 1996. — 16.04

Ссылки

  • Можайский Александр Фёдорович
  • Можайский Александр Фёдорович
  • Контр-адмирал А. Ф. Можайский
  • Люди и судьбы Российской авиации
  • Андрей Ковтун. Кто первый?
  • Виктор Гоначаренко. Самолет А. Ф. Можайского
  • Андрей Веймарн. Летучка с адскими снадобьями
  • Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. −3-е изд, исправл. -М. : Машиностроение, 1985 г
  • Академия им. Можайского

См. также

  • Телешов, Николай Афанасьевич
  • Кейли, Джордж
  • Хенсон, Уильям
  • Пено, Альфонс
  • Максим, Хайрем Стивенс
  • Адер, Клемент

Российские и советские авиаконструкторы

Алексеев • Антонов • Архангельский • Бабак • Балабуев • Баландин • Бартини • Беляев • Беляков • Березняк • Бериев • Бисноват • Близнюк • Болховитинов • Братухин • Брунов • Васильченко • Вахмистров • Ветчинкин • Голубков • Горбунов • Грибовский • Григорович • Гроховский • Гудков • Гуревич • Дондуков • Ермолаев • Захарченко • Ильюшин • Калинин • Камов • Козлов • Константинов • Лавочкин • Лисунов • Микоян • Миль • Михеев • Можайский • Москалёв • Мясищев • Незваль • Неман • Новожилов • Петляков • Поликарпов • Путилов • Сикорский • Симонов • Слесарев • Сухой • Таиров • Туполев Алексей • Туполев Андрей • Федотов • Флоров • Цыбин • Черёмухин • Четвериков • Чижевский • Шавров • Щербаков • Юрьев • Яковлев • Янгель • Ярковский

 

Александр Федорович Можайский | Русский морской офицер

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Пионеры: Антология: Александр Федорович Можайский (1825-1890)


Александр Федорович Можайский (1825-1890)


Александр Федорович Можайский, (1825-1890)
http://www. philately.com/philately/biomomp.htm

также Алексан дер Фео дорович Можай ски , Можай ски

Александр Федорович Можайский , русский морской офицер, пионер авиации, исследователь и изобретатель в области создания самолетов тяжелее воздуха. Сын морского офицера, он родился 9 (21) марта 1825 года в Роченсальме Выборгского уезда (ныне нынешняя Котка, Финляндия).


Он пошел по стопам отца и после завершения обучения в Морском кадетском училище в 1841 году служил на флоте с 1841 по 1862 год. Позже он также служил на флоте с 1879 по 1882 год.

Модель моноплана Можайский 1884 года Тима Хейворда-Брауна


Тим Хейворд-Браун написал коллеге по этому сайту, новозеландцу Полу Данлопу…
В 1993 Я построил модель фисташкового (размах 8 дюймов) парового моноплана Mozhaiski 1884 и отправил ее по почте для участия в конкурсе Nagoya Nuts Postal. На нем пилотировал покойный Шоичи Учида, он показал время 30 и 40 секунд и в итоге занял 6-е место.

покойный Шоичи Учида с «Можайским» Тима


На фотографии выше Шоичи держит модель. Модель основана на патентном чертеже, но другие эскизы и информация, которые я видел с тех пор, указывают на то, что задние винты, вероятно, располагались «посередине крыла», а не прямо на задней кромке.

Вы сказали, Пол, что, по вашему мнению, дизайн Можайского мог повлиять на (Ричарда) Пирса (крыло с малым удлинением и т. д.). Возможно, на обоих повлияли конструкции Henson/Stringfellow, которые, как вы также отметили, имеют короткое хвостовое оперение. Реквизит также имеет похожее ощущение!


В 1860-х годах он начал серьезно задумываться и рассматривать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, определяя зависимость между площадями крыльев и массой птиц разных видов. Затем он обратил свое внимание на полеты воздушных змеев. Параллельно изучал работу воздушных винтов. именно в это время он запросил и получил от военного министерства финансирование для своих исследований.

Но в 1878 году, когда он обратился за новой комиссией от правительства, эта просьба была отклонена, и ему пришлось действовать самостоятельно. Для изучения сопротивления воздуха движению тел Можайский создал оригинальную экспериментальную установку, с помощью которой провел очень точные определения аэродинамической силы. 4 июня 1880 г. он подал прошение о получении лицензии на свой аэроплан, а 3 ноября 1881 г. получил первый в России патент на свое изобретение.

Модель Можайского моноплана 1884 г.

детали уточняются


Он представил чертежи, которые показали, что у него есть все пять основных частей современных самолетов: крылья, корпус, силовая установка, хвостовое оперение и шасси. в 1881 году на казенный грант в 2500 рублей он приобрел для своего «летательного аппарата» две паровые машины в 20 и 10 лошадиных сил. Строительство было завершено к 1882 году, но записи о полете не сохранились. Тем не менее это был первый в мире полет «летательного аппарата» тяжелее воздуха.

Существующие записи указывают на то, что его попытка привела к крушению его «летательного аппарата», но он продолжал свои исследования в области аэродинамики и воздушных винтов. Значительный вклад Можайского с исторической точки зрения состоял в том, что им были предприняты первые практические попытки построить пилотируемый летательный аппарат. Умер в Санкт-Петербурге 20 марта (1 апреля) 1890 г. — Монголия С101; Россия 2772; 4303


Юбилейная марка

детали уточняются


Александр Ф. Можайский
http://home.earthlink.net/~rastagnac/contro.html

1884 г. — Александр Феодорович Можайский , Российская империя : Можайскому, возможно, удавалось вывести свою большую машину в планирующее движение с наклонной рампы, но досоветские данные свидетельствуют о том, что она быстро опрокинулась на одно крыло. Судя по конструкции самолета и его сходству с другими, над которыми в то время экспериментировали в Англии, маловероятно, что он когда-либо мог взлететь с плоской поверхности. При Сталине Можайский был выдвинут как изобретатель самолета.

Паровой моноплан 1884
http://pease1.unh.edu/mail-archive/archive.1999/1682

Построен Александром Федровичем Можайским. В самолете использовался один двигатель мощностью 20 л.с. (приводил в движение один пропеллер) и один двигатель мощностью 10 л.с. Оба паровые. пролет 74 фута. 46 футов в длину. Машина была выпущена вниз по склону и сделала «прыжок» на 65-100 футов.

Александр Ф. Можайский
http://www.first-to-fly.com/History/pilots.htm

Александр Ф. Можайский, Россия, строит паровой моноплан и испытывает его в Красном Селе под Санкт-Петербургом. Он взлетает по трамплину и пролетает около 100 футов, прежде чем разбиться. Это второй в истории взлет с гидроусилителем.


также. ..

Капитан Александр Можайский — Дагеротипист
http://photography.about.com/library/weekly/aa052801a.htm

Самым ранним известным достоверным изображением японца был дагерротип, сделанный балтиморским фотографом Харви Р. Марксом (1821–1819 гг.).02) в США в 1851 году. Маркс сфотографировал некоторых выживших членов экипажа японского корабля, который был спасен и доставлен в Сан-Франциско в 1851 году, особенно повара Сэма Пэтча. Некоторые из этих дагерротипов до сих пор находятся в музейных коллекциях.

Сэм Пэтч вернулся с эскадрильей ВМС США под командованием коммодора Перри, целью которой было заставить Японию открыться для торговли с США. Официальный фотограф этой экспедиции, Элифалет Браун-младший (1816–1886), сделал более 200 дагерротипов и продемонстрировал процесс в 1854 году, сфотографировав несколько избранных японских женщин, в том числе куртизанку. Из этих картин сохранилось немногое.

Экспедиция Перри привела к прибытию в 1856 году консула США Таунсенда Харриса вместе с голландским переводчиком Генри Хьюскеном (в то время они были единственными европейцами в Японии за пределами Нагасаки). Хьюскен был также фотографом, и среди его учеников был Рэндзё Шимука, который открыл фотостудию в Иокогаме в 1862 году. Россия также отправляла военно-морские экспедиции в 1853 и 1854 годах, а также привезла дагерротиписта капитана Александра Можайского в 1854 году.


PhotoGuide Japan/PhotoHistory 1646-1867 : 1853-1854
http://photojpn.org/HIST/1646.html

Военно-морская эскадра коммодора Перри прибывает в Японию, и официальный фотограф Элифалет Браун-младший (1816-1886) сделал около 200 дагерротипных фотографий людей и пейзажей в Симода (префектура Сидзуока) и Хакодате (Хоккайдо). Таким образом, он стал первым человеком, сфотографировавшим японцев в Японии. Некоторые из этих изображений были использованы для изготовления литографий, которые попали в «Журнал экспедиции Перри в Японию 1853-1854 гг.» Сэмюэля Уэллса Уильямса, опубликованный в 1856 г. Типография, в которой был напечатан этот документ, была уничтожена огнем, и почти все оригинальные дагерротипы были утеряны.