ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Биографии ]— Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский
Русское изобретение
Стремительный рост русской авиационной научной мысли не остался незамеченным за рубежом. Иностранцы пристально следили за тем, как в России кристаллизуется и крепнет ядро деятелей воздухоплавания. Возглавлял это движение Менделеев — всемирно известный ученый, и это обстоятельство заставляло считаться с работами первых русских авиационных исследователей. Даже те, кто привык смотреть свысока на создания русского таланта, ума, энергии, — с интересом следили за деятельностью VII отдела.
Французский исследователь Виктор Татэн много лет производил опыты с летающими моделями, снабженными машущими крыльями, но результаты получал неутешительные. Со временем он отказался от своих моделей и попробовал строить модели, повторяющие те, что изучал Александр Федорович Можайский.
Французские газеты стали писать об успехах Татэна, забывая назвать имя Можайского, но журнал «Воздухоплаватель» решительно встал на [182] защиту русского изобретателя,
«В сентябрьской книжке французского журнала «Аэронавт», — сообщал русский журнал, — помещено описание аппарата Виктора Татэна с рисунками.Аппарат Татэна очень похож на аэроплан г. Можайского».
Сведения о работах Можайского мало-помалу стали проникать за границу, и тут возникла прямая опасность, как бы русское изобретение не присвоили иностранцы. Уже не раз в истории русской технической мысли открытия, сделанные в России, через несколько лет возвращались из-за рубежа на родину как чужеземные, названные именем какого-нибудь иностранца, не постеснявшегося объявить это открытие своим.
Чтобы обезопасить свое изобретение от разных посягательств, Можайский в июне 1880 года подал прошение в Департамент торговли и мануфактур о выдаче привилегии или, как говорят теперь, авторского свидетельства на изобретенный им воздухоплавательный снаряд. Это был первый случай, когда Департаменту торговли и мануфактур пришлось рассматривать заявку на изобретение, касающееся авиации. Заявка сопровождалась подробной объяснительной запиской и чертежами самолета, выполненными самим Александром Федоровичем Можайским.
Самолет, изображенный на чертеже, напоминает современный.
К корпусу, похожему на лодку, стоящему на рамной тележке, снабженной четырьмя колесами, прикреплены большие прямоугольные крылья. Чтобы они не прогнулись в полете и при посадке, тросы соединяют концы крыльев с вершинами двух мачт, стоящих на корпусе и со стержнями [183] опорной тележки. В носу лодки находится большой, с четырьмя широкими лопастями, воздушный винт. Два других воздушных винта установлены в прорезях крыльев. За кормой лодки укреплены рули: один — руль поворота, другой — руль высоты.
Тот, кто внимательно всмотрится в этот чертеж — изображение самолета, поймет, что изобретение Можайского выдержало самое тяжелое испытание — временем. Великие изобретения всегда замечательны тем, что даже уже в первых эскизах отчетливо проступают черты, которые, оставаясь неизмененными, определяющими существо изобретения, продолжают жить, несмотря на многочисленные усовершенствования, внесенные тысячами последующих конструкторов.
Вот как сам Можайский описывал свой самолет:
«...Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны. Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега [184] летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха, приводят снаряд в движение».
3 ноября 1881 года Можайскому выдали привилегию.
Этот документ очень важен, так как представляет неоспоримое свидетельство того, что изобретение самолета составляет приоритет России.
Изобретение самолета Можайским ознаменовало собой новый этап в развитии техники. Длинная цепь попыток, исканий, опытов была теперь завершена. Самолет был изобретен.
В привилегии говорилось:
«Капитан 1-го ранга Александр Можайский, проживающий в С.Петербурге, 4 июня 1880 года, вошел в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче ему пятилетней привилегии на воздухоплавательный снаряд……По рассмотрении изобретения сего в Совете торговли и мануфактур, управляющий министерством финансов… удостоверяя, что на сие изобретение прежде сего никому другому в России привилегии выдано не было, дает капитану 1-го ранга Александру Можайскому сию привилегию на пятилетнее от нижеписанного числа исключительное право, вышеозначенное изобретение, по представленным описанию и чертежу, во всей Российской империи употреблять, продавать, дарить, завещать и иным образом уступать другому на законном основании, но с тем, чтобы изобретение сие, по [185] 97 ст. того же Устава, было приведено в полное действие…
…В уверение чего привилегия сия управляющим министерством финансов подписана и печатью Департамента торговли и мануфактур утверждена. С.Петербург, ноября 3 дня 1881 года».
То обстоятельство, что департамент выдал привилегию, очень показательно. Несмотря на все козни врагов России, официальные представители вынуждены были считаться с тем, что изобретение, сделанное Можайским, является новым, и не могли отказать ему в выдаче документа, юридически удостоверяющего его авторство.
Привилегия на самолет, полученная Александром Федоровичем 3 ноября 1881 года, содержала непременное и важное условие: она обязывала Можайского воплотить свое изобретение в действительность «в продолжение четверти срочного времени, на которое выдана привилегия», то есть не позднее, чем через пятнадцать месяцев после выдачи привилегии. Иными словами, Можайский был обязан построить за год и три месяца свой самолет.
Получение привилегии явилось в жизни Можайского событием чрезвычайной важности.
Прежде всего в этом документе указывалось, что если через шесть месяцев после окончания «срочного времени» изобретатель не представит от местного начальства удостоверения о том, «что привилегированное [186] изобретение введено в употребление», то «право оной, на основании 103 ст., прекращается».
Это означало, что он, Можайский, обязан не только создать совершенно новый аппарат, каким являлся самолет — но и быстро справиться с этой сложной технической задачей. Рассчитывать на поддержку официальных кругов не приходилось. Самолет предстояло сооружать на личные средства — таков был вывод, к которому пришел Можайский. Значит, приходилось обосноваться в Петербурге надолго, чтобы общаться с учеными, доставать необходимую техническую литературу.
Еще в мае 1879 года Александр Федорович подал рапорт о зачислении его вновь на действительную службу на флоте.
Приказом № 48 от 26 мая 1879 года он снова стал офицером Балтийского флота.
Но теперь он получил назначение не на корабль, а в морской кадетский корпус, в котором сам учился в юности. Огромный опыт, почерпнутый в плавании, и безупречное знание корабля позволили Александру Федоровичу стать преподавателем курса морской практики.
В те годы, когда Александр Федорович стал преподавать, в корпусе учился Алексей Николаевич Крылов, будущий выдающийся кораблестроитель, прославленный русский ученый, впоследствии академик и Герой Социалистического Труда. Отличник учебы — говоря современным языком — старшина курса, или, как тогда говорили — фельдфебель Крылов был исключительно способным и трудолюбивым учеником. [187] Алексей Николаевич слушал лекции Можайского, экзаменовался у него и в своих воспоминаниях описал создателя первого самолета. А. Н. Крылов сообщил:
«…Он (Можайский) был громадного роста, широкий в плечах, богатырски сложенный. Я его впоследствии знал немного, помню его еще и потому, что он нас экзаменовал на выпуске из Морского корпуса по морской практике.Так вот, Александр Федорович решил заняться разработкой вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее. Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змей, запряг в него тройку, велел ее гнать, как говорится, в три кнута, и сам поднимался на этом змее на воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полетов на змее».
Преподавание в корпусе отнимало не очень много времени, и Можайский продолжал работать над проектом самолета. Меняя детали, отыскивая наилучшие из возможных конструктивных решений, Александр Федорович никогда не отказывался от своей основной идеи — летательный аппарат должен иметь неподвижные крылья.
Самолет Можайского — первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха — имел все основные части, характеризующие современный самолет: крылья, корпус, оперение, шасси, управление, силовую установку, Из первых четырех частей, образующих планер самолета, многие последующие самолеты, [189] созданные позднее зарубежными конструкторами, имели только две части — крылья и оперение.
В своем самолете Можайский смело применил наиболее прогрессивную схему, с одной только парой крыльев — моноплан. Теперь эта схема получила всеобщее распространение.
Четверть века тому назад между сторонниками самолетов с одной парой крыльев — монопланов, и приверженцами схемы с двумя парами крыльев бипланов, происходил горячий спор. Сторонники моноплана справедливо указывали, что при этой схеме возникает наименьшее сопротивление и, следовательно, получается большая скорость полета. Защитники биплана, введенного в самолетостроение братьями Райт, утверждали, что вся эта этажерка или, как ее называли, коробка крыльев, состоящая из двух пар крыльев, стоек, проволочных расчалок, связывающих их воедино, должна иметь вес, меньший, чем у моноплана, и обладая меньшим размахом крыльев — обеспечит самолету наилучшую маневренность.
Победила схема Можайского. Русский изобретатель правильно понял, что самолету важнее всего иметь большую скорость полета, а для этого сначала нужно уменьшить его сопротивление, облагородить аэродинамические формы — применить монопланные крылья.
Современные истребитель и пассажирский самолет, штурмовик и бомбардировщик — все они — монопланы. Лишь для тихоходных самолетов, где требования аэродинамики менее важны, еще сохранилась схема биплана.
Можайский дал своему самолету четко выраженный корпус. Этим он вновь показал, что рассматривает [190] вопросы аэродинамики, как важнейшие; требованиям аэродинамики он подчинил свою конструкторскую мысль. Это представляется очевидным нынче. Но сколько лет на самолетах вместо корпуса устанавливали решетчатую ферму, и самолеты своим видом напоминали какие-то летающие скелеты.
Придавая корпусу своего самолета форму лодки, Александр Федорович думал о возможности посадки самолета на воду. На многие десятилетия раньше, чем идея самолета-амфибии была реализована, Можайский создал ее прототип.
Любой современный самолет имеет хвостовое оперение, расположенное в кормовой части корпуса. Не раз пробовали строить так называемые самолеты-утки, с оперением, находящимся перед крылом — странные сооружения, словно летящие хвостом вперед.
Но ни усилия Райтов, ни старания бразильского миллионера Сантос-Дюмона, шумно рекламировавшего во Франции любой свой грошовый успех на поприще авиации — не обеспечили победы этой надуманной схеме.
Победила схема оперения, примененная Александром Федоровичем Можайским.
Первый в мире самолет стоял на тележке, снабженный четырьмя подрессоренными колесами, что смягчало удар при посадке. Тележка исключала возможность опрокидывания самолета при взлете и при посадке. Эта схема шасси не сразу стала основной в авиастроении. Самолеты начала XX века, самолеты первой мировой войны и самолеты, строившиеся после ее окончания — по большей части имели колесное шасси, состоявшее из трех [191] колес: двух — впереди, перед центром тяжести самолета, а одного, маленького хвостового — сзади. Основные колеса были вынесены только немного вперед по отношению к центру тяжести самолета, иначе сильно возрастала нагрузка на хвостовое колесо — самолет долго бежал по земле до взлета, не в силах оторвать хвостовую опору.
Но самолет с малым выносом колес на посадке легко мог опрокинуться через нос.
Только внедрение реактивной техники в авиацию сделало возможным применить такую схему шасси, при которой основными колесами стали задние, а передние, сильно вынесенные вперед по отношению к центру тяжести самолета, уберегали машину от аварии.
Схема, основные особенности которой правильно понял и отобразил Можайский, — оказалась наиболее целесообразной.
Для управления самолетом Александр Федорович применил тросы, соединяющие рули с двумя штурвалами, раздельно воздействующими на каждый из рулей. Тросовая система управления рулями живет в самолетостроении до наших дней.
Замечательные конструктивные решения каждой из частей первого в мире самолета видели передовые люди отечественной науки. В дни первой Всероссийской авиационной недели, проводившейся в России в начале нашего века, академик М. А. Рыкачев, говорил:
«Его идея аэроплана та же, что современные машины. Не было лишь тогда легких и сильных моторов.А как он хотел убедить всех, что его идея достижима. Он был действительно прав». [192]
Профессор В. И. Ковалевский, при открытии Первой Международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, сказал о самолёте, который около полувека тому назад построил Можайский:
… «Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: «Шапки долой!»
Можайский, Александр Фёдорович | это… Что такое Можайский, Александр Фёдорович?
Можайский на почтовой марке1963 года
Можайский на почтовой марке1975 года
Первый полёт самолёта Можайского 20 июля (1 августа) 1882
Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9 [21] марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния[1] — 20 марта [1 апреля] 1890) — российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.
Содержание
|
Биография
Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.
После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.
С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония.
В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.
В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».
8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на нем в Балтийском море до 1863 года.
В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).
В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны.
С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г. Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.
В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.
В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам».
…Производится:
в генерал-майоры:
Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.
Главный начальник флота и Морского ведомства
Генерал-адъютант Алексей
— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д.
820, л. 36
Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.
20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.
Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Постройка первого русского самолёта
Основная статья: Самолёт Можайского
Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.
Награды
- В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
- Во время Крымской войны Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награждён орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.
»
Память об А. Можайском
- Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. — им. А. Ф. Можайского). Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
- В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского в поселке Можайское
- Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург)
- Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе
- именем А. Ф. Можайского назван улица в городе Твери
- именем Можайского названа улица в городе Ульяновске
- именем А. Ф. Можайского названа формула уравнения существования летательного аппарата:
Адреса в Санкт-Петербурге
1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.
Интересные факты
В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А.
Ф. Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А. Ф. Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.
Примечания
- ↑ Можайский Александр Федорович — статья из Большой советской энциклопедии
Литература
- В.Малков. У села Можайского // Вологодский комсомолец. — 1979. — 14.01
- Ю.Никулин. Александр Федорович Можайский. — Вологда, 2006
- Ю.Арсеньева. Любовь// Русский Север. — 1996. — 16.04
Ссылки
- Можайский Александр Фёдорович
- Можайский Александр Фёдорович
- Контр-адмирал А. Ф. Можайский
- Люди и судьбы Российской авиации
- Андрей Ковтун. Кто первый?
- Виктор Гоначаренко. Самолет А. Ф. Можайского
- Андрей Веймарн. Летучка с адскими снадобьями
- Шавров В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г. −3-е изд, исправл.
-М. : Машиностроение, 1985 г - Академия им. Можайского
См. также
- Телешов, Николай Афанасьевич
- Кейли, Джордж
- Хенсон, Уильям
- Пено, Альфонс
- Максим, Хайрем Стивенс
- Адер, Клемент
Российские и советские авиаконструкторы
Алексеев • Антонов • Архангельский • Бабак • Балабуев • Баландин • Бартини • Беляев • Беляков • Березняк • Бериев • Бисноват • Близнюк • Болховитинов • Братухин • Брунов • Васильченко • Вахмистров • Ветчинкин • Голубков • Горбунов • Грибовский • Григорович • Гроховский • Гудков • Гуревич • Дондуков • Ермолаев • Захарченко • Ильюшин • Калинин • Камов • Козлов • Константинов • Лавочкин • Лисунов • Микоян • Миль • Михеев • Можайский • Москалёв • Мясищев • Незваль • Неман • Новожилов • Петляков • Поликарпов • Путилов • Сикорский • Симонов • Слесарев • Сухой • Таиров • Туполев Алексей • Туполев Андрей • Федотов • Флоров • Цыбин • Черёмухин • Четвериков • Чижевский • Шавров • Щербаков • Юрьев • Яковлев • Янгель • Ярковский
Александр Федорович Можайский | Русский морской офицер
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Александр Федорович Можайский (1825-1890) Александр Федорович Можайский, (1825-1890) также Алексан дер Фео дорович Можай ски , Можай ски Александр Федорович Можайский , русский морской офицер, пионер авиации, исследователь и изобретатель в области создания самолетов тяжелее воздуха. Сын морского офицера, он родился 9 (21) марта 1825 года в Роченсальме Выборгского уезда (ныне нынешняя Котка, Финляндия). Модель моноплана Можайский 1884 года Тима Хейворда-Брауна Тим Хейворд-Браун написал коллеге по этому сайту, новозеландцу Полу Данлопу… В 1993 Я построил модель фисташкового (размах 8 дюймов) парового моноплана Mozhaiski 1884 и отправил ее по почте для участия в конкурсе Nagoya Nuts Postal. В 1860-х годах он начал серьезно задумываться и рассматривать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, определяя зависимость между площадями крыльев и массой птиц разных видов. Затем он обратил свое внимание на полеты воздушных змеев. Параллельно изучал работу воздушных винтов. именно в это время он запросил и получил от военного министерства финансирование для своих исследований.Но в 1878 году, когда он обратился за новой комиссией от правительства, эта просьба была отклонена, и ему пришлось действовать самостоятельно. Для изучения сопротивления воздуха движению тел Можайский создал оригинальную экспериментальную установку, с помощью которой провел очень точные определения аэродинамической силы. 4 июня 1880 г. он подал прошение о получении лицензии на свой аэроплан, а 3 ноября 1881 г. получил первый в России патент на свое изобретение. Модель Можайского моноплана 1884 г. детали уточняются Он представил чертежи, которые показали, что у него есть все пять основных частей современных самолетов: крылья, корпус, силовая установка, хвостовое оперение и шасси. в 1881 году на казенный грант в 2500 рублей он приобрел для своего «летательного аппарата» две паровые машины в 20 и 10 лошадиных сил. Строительство было завершено к 1882 году, но записи о полете не сохранились. Тем не менее это был первый в мире полет «летательного аппарата» тяжелее воздуха.Существующие записи указывают на то, что его попытка привела к крушению его «летательного аппарата», но он продолжал свои исследования в области аэродинамики и воздушных винтов. Значительный вклад Можайского с исторической точки зрения состоял в том, что им были предприняты первые практические попытки построить пилотируемый летательный аппарат. Умер в Санкт-Петербурге 20 марта (1 апреля) 1890 г. — Монголия С101; Россия 2772; 4303 Юбилейная марка детали уточняются Александр Ф. Можайский http://home.earthlink.net/~rastagnac/contro.html 1884 г. — Александр Феодорович Можайский , Российская империя : Можайскому, возможно, удавалось вывести свою большую машину в планирующее движение с наклонной рампы, но досоветские данные свидетельствуют о том, что она быстро опрокинулась на одно крыло. Паровой моноплан 1884 Построен Александром Федровичем Можайским. В самолете использовался один двигатель мощностью 20 л.с. (приводил в движение один пропеллер) и один двигатель мощностью 10 л.с. Оба паровые. пролет 74 фута. 46 футов в длину. Машина была выпущена вниз по склону и сделала «прыжок» на 65-100 футов. Александр Ф. Можайский Александр Ф. Можайский, Россия, строит паровой моноплан и испытывает его в Красном Селе под Санкт-Петербургом. Он взлетает по трамплину и пролетает около 100 футов, прежде чем разбиться. Это второй в истории взлет с гидроусилителем. также. Капитан Александр Можайский — Дагеротипист Самым ранним известным достоверным изображением японца был дагерротип, сделанный балтиморским фотографом Харви Р. Марксом (1821–1819 гг.).02) в США в 1851 году. Маркс сфотографировал некоторых выживших членов экипажа японского корабля, который был спасен и доставлен в Сан-Франциско в 1851 году, особенно повара Сэма Пэтча. Некоторые из этих дагерротипов до сих пор находятся в музейных коллекциях. Сэм Пэтч вернулся с эскадрильей ВМС США под командованием коммодора Перри, целью которой было заставить Японию открыться для торговли с США. Официальный фотограф этой экспедиции, Элифалет Браун-младший (1816–1886), сделал более 200 дагерротипов и продемонстрировал процесс в 1854 году, сфотографировав несколько избранных японских женщин, в том числе куртизанку. Из этих картин сохранилось немногое. Экспедиция Перри привела к прибытию в 1856 году консула США Таунсенда Харриса вместе с голландским переводчиком Генри Хьюскеном (в то время они были единственными европейцами в Японии за пределами Нагасаки). PhotoGuide Japan/PhotoHistory 1646-1867 : 1853-1854 Военно-морская эскадра коммодора Перри прибывает в Японию, и официальный фотограф Элифалет Браун-младший (1816-1886) сделал около 200 дагерротипных фотографий людей и пейзажей в Симода (префектура Сидзуока) и Хакодате (Хоккайдо). Таким образом, он стал первым человеком, сфотографировавшим японцев в Японии. Некоторые из этих изображений были использованы для изготовления литографий, которые попали в «Журнал экспедиции Перри в Японию 1853-1854 гг.» Сэмюэля Уэллса Уильямса, опубликованный в 1856 г. Типография, в которой был напечатан этот документ, была уничтожена огнем, и почти все оригинальные дагерротипы были утеряны. |

Аппарат Татэна очень похож на аэроплан г. Можайского».
..Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухолетательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с колесами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны. Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега [184] летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха, приводят снаряд в движение».
того же Устава, было приведено в полное действие…
Так вот, Александр Федорович решил заняться разработкой вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее. Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змей, запряг в него тройку, велел ее гнать, как говорится, в три кнута, и сам поднимался на этом змее на воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полетов на змее».
А как он хотел убедить всех, что его идея достижима. Он был действительно прав». [192]
820, л. 36
»
-М. : Машиностроение, 1985 г

philately.com/philately/biomomp.htm
На нем пилотировал покойный Шоичи Учида, он показал время 30 и 40 секунд и в итоге занял 6-е место.
Параллельно изучал работу воздушных винтов. именно в это время он запросил и получил от военного министерства финансирование для своих исследований.
Строительство было завершено к 1882 году, но записи о полете не сохранились. Тем не менее это был первый в мире полет «летательного аппарата» тяжелее воздуха.
Судя по конструкции самолета и его сходству с другими, над которыми в то время экспериментировали в Англии, маловероятно, что он когда-либо мог взлететь с плоской поверхности. При Сталине Можайский был выдвинут как изобретатель самолета.
..
Хьюскен был также фотографом, и среди его учеников был Рэндзё Шимука, который открыл фотостудию в Иокогаме в 1862 году. Россия также отправляла военно-морские экспедиции в 1853 и 1854 годах, а также привезла дагерротиписта капитана Александра Можайского в 1854 году. 