Русская народная одежда XIX — начала XX в.
Cергиево-Посадский музей обладает одной из самых полных в России коллекций русской традиционной одежды, бытовавшей в крестьянской среде в конце XIX – начале XX века. Значительное количество экспонатов было приобретено сотрудниками музея во время научных экспедиций, которые проводились на Европейской территории страны, начиная с 1930-х годов.
Единого образца русского национального костюма не существовало. Его вариативность определялась огромными просторами страны, различными климатическими зонами, историей, экономикой каждого края, местными культурными традициями, миграцией населения, влиянием проживающих по соседству народов. Костюмы людей из одной сельской местности различались также по их возрастным и социальным признакам, вероисповеданию и ряду других факторов. Так, существовало обязательное различие в одежде детей, неженатой и женатой молодежи, людей детородного возраста и стариков, а также солдаток, вдов и других.
Мужской костюм в целом был единообразен на всей территории проживания русских. Он состоял из рубахи туникообразного прямого или раскошенного книзу кроя с косым (реже прямым) разрезом ворота, нешироких штанов, пояса, обуви и шапки.
Из всего многообразия женского народного костюма исследователи выделяют несколько основных комплексов, отличающихся составными частями, покроем, декоративным убранством и украшениями. Наиболее архаичным считается насыщенный по цвету многослойный поневный ансамбль с длинной рубахой, чаще всего с косыми поликами (плечевыми вставками, расширяющими плечевую часть рубахи), поясной одеждой – поневой, поясом, передником, разнообразной нагрудной одеждой, кичкообразным головным убором типа сороки, украшениями, чулками и обувью. Он был распространен в таких южнорусских губерниях страны, как Рязанская, Тамбовская, Воронежская, Курская, Пензенская, Тульская и других.
В ХIХ веке наиболее широко на территории страны бытовал сарафанный комплекс, или северорусский, – на Русском Севере, в Приуралье, Сибири, Поволжье и на Алтае он был основным, а в южных регионах служил в качестве девичьей одежды. Костюм состоял из: рубахи с прямыми поликами или без поликов, одной или нескольких нижних юбок, сарафана, передника, наплечной одежды, головного убора на жесткой основе типа кокошника, украшений, чулок и обуви.
Следующий ансамбль с юбкой-андараком получил распространение в ряде южнорусских губерний и ограниченно в отдельных уездах и селениях Вологодской и Смоленской губерний. Его носили женщины в местах проживания однодворцев – потомков служилых людей, присланных в XVI–XVII веках для защиты южных границ Русского государства, а также в местах их дальнейшего расселения. В костюм входила рубаха с прямыми поликами из хлопчатобумажных и шелковых тканей, шерстяная полосатая юбка-андарак, пояс, корсетка, головной убор типа кокошника.
Существенную часть в русской народной одежде составлял головной убор. Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает богатой коллекцией женских головных уборов ХVIII – начала ХХ в. Особенно выделяются своим убранством свадебные и праздничные: северные кокошники и повойники, южнорусские кички и сороки, украшенные вышивкой золотными нитями, жемчугом и разноцветными стеклами, имитирующими драгоценные камни.
Верхняя одежда, которую крестьяне носили в холодное время года, была однотипной для мужчин и женщин: шубы и полушубки мехом внутрь, суконные кафтаны, понитки и другое. Ее дополняли вязаные узорные чулки и варежки. В праздники женщины носили теплую одежду с нарядными шерстяными платками и шалями.
Вплоть до начала XX столетия консервативный образ жизни, форма хозяйственной деятельности русских крестьян способствовали сохранению в одежде природных материалов ручного производства, архаичных черт в ее покрое и приемах декоративного убранства. Одежду шили из домотканой льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани и из тканей фабричного производства. Выбор материала определялся в первую очередь назначением костюмов, которые делились на будничные, рабочие, праздничные и обрядовые. Так, на Русском Севере праздничную одежду чаще изготовляли из дорогих покупных шелковых, парчовых, шерстяных, хлопчатобумажных тканей, а повседневную из домашнего холста и пестряди. В то же время покрой одежды разного назначения был единым: свободный, прямой, не подчеркивающий особенностей фигуры человека. Ткань всегда использовалось рационально, почти без отходов.
На протяжении времени формы и детали традиционных ансамблей одежды неизбежно менялись. На смену тяжеловесным шерстяным поневам пришли юбки, косоклинные сарафаны из домотканого льна заменили более простые по крою прямые сарафаны из яркой фабричной ткани, в моду вошел костюм «парочка» из приталенной кофты и юбки. Вышивка, кружево, узорное ткачество в декоре одежды вытеснялись аппликациями из ситца, тесьмой и лентами.
Коллекция народной одежды Сергиево-Посадского музея-заповедника ярко отражает самобытные черты одежды русских крестьян ХIХ – начала ХХ века, обусловленные многовековым укладом жизни народа, его представлениями о добром, полезном и прекрасном.
Зав. отделом «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI вв. » Горожанина Светлана Валентиновна.
5 элементов женского русского костюма
Подарки к празднику
Кому подарок
| Главная \ Советы и рекомендации \ 5 элементов женского русского костюма
|
Официальный партнер
Сарафан »Русская народная песня» | RusClothing.com
Все русские танцевальные костюмы и национальные платья прекрасно смотрятся не только на детях, но и на взрослых. Сарафан с белой традиционной кофтой – один из лучших и типичных образцов русских традиций одежды. Тонкие рубахи-рубашки, красивое платье-сарафан с вышивкой — все это удобная и красивая одежда, которую издавна носили русские. Этот сарафан идеально подходит для русских народных танцев, таких как хоровод, березка, а также для пения частушек. Небольшие размеры пригодятся для детских карнавалов и других праздников! Взрослые традиционные костюмы служат для многих случаев.
Длина сарафана 140см.
ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА РАЗМЕР | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наш размер | XS | С | М | Л | XL | XXL | XXXL | |
Бюст | дюймов | 31½ | 33 | 34½-36 | 38-39 | 41-43 | 45½-48 | 50 |
см | 80 | 84 | 88-92 | 96-100 | 104-110 | 116-122 | 128 | |
Талия | дюймов | 24-25 | 26-27 | 27½-29 | 31-32 | 34-36 | 38½-41 | 43 |
см | 62-64 | 66-68 | 70-74 | 78-82 | 86-92 | 98-104 | 110 | |
Бедра | дюймов | 34 | 35-36 | 37-38½ | 40-42 | 43-46 | 48-50 | 53 |
см | 86 | 90-92 | 94-98 | 102-106 | 110-116 | 122-128 | 134 | |
США | 2 | 4 | 6-8 | 10-12 | 14-16 | 18-20 | 22 | |
ЕС | 34 | 36 | 38-40 | 42-44 | 46-48 | 50-52 | 54 | |
Великобритания | 4 | 6 | 8-10 | 12-14 | 14-16 | 18-20 | 22 | |
Франция | 32 | 34 | 36-38 | 40-42 | 44-46 | 48-50 | 52 | |
Германия | 30 | 32 | 34-36 | 38-40 | 42-44 | 46-48 | 50 | |
Италия | 36 | 38 | 40-42 | 44-46 | 48-50 | 52-54 | 56 | |
Австралия | 6 | 8 | 10-12 | 14-16 | 18-20 | 22-24 | 26 | |
Япония | 5 | 7 | 9-11 | 13-15 | 17-19 | 21-23 | 25 |
Блог русской моды Краткая история сарафана
Слово «сарафан» может быть незнакомо многим, но большинство людей легко помнят, как может выглядеть традиционный русский костюм. Сарафан, по сути, построен вокруг концепции длинного платья в форме трапеции, которое на протяжении веков шло под названиями «ферязь», «клинник» и, наконец, «сарафан». Само слово берет свое начало из персидского языка, но одежда попала в Россию из Европы еще в 13 веке и хорошо сохранилась до 20 века, прежде чем различные изменения привели к ее упадку.
Сарафан, который изначально носили мужчины, на протяжении веков видоизменялся и постепенно стал основным элементом гардероба женщин разного социального происхождения по всей стране. Первоначально он состоял из цельного куска с тонкими лямками, надетыми с безрукавкой, «душегреей», что создавало желаемую форму двух пересекающихся посередине треугольников. Сарафан был выполнен из простой ткани для работы и повседневной носки, но мог выглядеть замечательно празднично, если был сделан из более роскошных материалов и вышивки, предназначенных для особых торжеств. Интересно, что ширина сарафана определяла не только социальный статус его обладательницы, но и ее региональное происхождение и даже то, по какому случаю носили сарафан.
Популярность сарафана не ограничивалась социальными слоями вплоть до начала XVIII века, когда Петр I коренным образом изменил облик высшего и среднего сословия. Придворные теперь были обязаны носить европейскую одежду, тем самым отказываясь от давней традиции ношения сарафанов. В основном носившиеся крестьянскими девушками и женщинами, а также купеческими женами, сарафаны продолжали существовать в своей самостоятельной форме, эволюционируя в соответствии с изменениями климата и географическим расширением страны. Крестьянские костюмы отличались широким использованием крупной цветочной вышивки, яркие цвета которой только усиливались контрастом с популярными в то время простыми белыми рубашками. Синие льняные сарафаны носили чаще всего и часто украшали природными мотивами и рядами пуговиц. Красные сарафаны, столь же популярные у сельского населения, предназначались только для свадеб, хотя невеста не была обязана носить красный сарафан в этот день.
К началу 20 века крестьянское население страны резко сократилось, а вместе с ним ушла и традиция ношения сарафанов. Широко считавшиеся предметом прошлого, теперь они рассматривались как традиционная одежда для некоторых народных праздников и были увековечены в ностальгических картинах, посвященных размышлениям о давно минувших временах. Однако простые, однотонные варианты сарафана постепенно превратились в летнее платье, любимое женщинами России за его практичность и легкость, что делало его идеальным для яркого летнего дня. Наследие традиционных русских сарафанов теперь живет только в этой совершенно современной форме или в костюмах, но их замечательная история оставила неизгладимый след в социальной, культурной и, конечно же, портняжной истории России.
Евгения Дорофеева — фотограф, модный писатель и заядлый путешественник из Лондона. Ее любовь к моде родом из детства, проведенного в ателье у бабушки, а писательство — это хобби, которое обречено стать постоянным занятием. Мечта Евгении – создать достойную домашнюю коллекцию вечерних платьев – самостоятельных сказочниц, перформансов и феечек-крестных.