Ан-124 – тяжелый транспортный самолет
Тяжелый транспортный самолет
Ан-124 «Руслан» разработан ОКБ им.О.К.Антонова (ныне — ГП «Антонов», Украина), главный конструктор — П.В.Балабуев. После появления информации о разработке в США широкофюзеляжного тяжелого транспортного самолета C-5A Galaxy ЦК КПСС и Совет министров СССР в Постановлении №564-180 от 21.07.1966 г. «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 г.г.» поставили задачу создания транспортных самолетов в грузоподъемностью до 100-120 тонн. Во исполнение этого Постановления на Киевском Механическом заводе (позже ОКБ им.О.К.Антонова, ныне ГП «Антонов») началась проработка проектов нового самолета.
В 1967 г. был представлен технический проект «122», который представлял из себя развитие Ан-22. Через три года КБ представило аванпроекты еще двух самолетов: четырехдвигательного Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и шестидвигательного Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн).
Первый полет прототипа Ан-124 совершил 24 декабря 1982 г. в Киеве. Серийное производство начато в 1984 г. на АНТК им.Антонова в Киеве и позже развернуто в России на ульяновском авиазаводе (ЗАО «Авиастар-СП»). В январе 1987 г. самолет принят на вооружение военно-транспортной авиации ВВС СССР и начал поступать в части.
Серийное производство в России велось на ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске по 2004 г. Всего за все время было построено 56 самолетов. Ан-124 установил 30 мировых рекордов грузоподъемности, высоты с коммерческой нагрузкой, скорости и дальности полета.
Ан-124-100 ВВС России (http://mil.ru)
На Западе до первого публичного показа проект был известен как «An-40 CONDOR».
Ан-124 в ВВС России
В 1987 г. самолет был принят на вооружение военно-транспортной авиации СССР. По состоянию на конец 2016 г. в составе воздушно-космических сил России 16 самолетов Ан-124. Еще 8 самолетов эксплуатируются 224-м летным отрядом Министерства обороны России.
Конструкция самолета
Ан-124 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, высокоплан. В конструкции крыла применены принципиально новые суперкритические профили, которые в основном определили аэродинамическое совершенство самолета. Наибольшую эффективность в достижении высокой весовой отдачи обеспечили конструктивно-технологические решения по использованию в фюзеляже и хвостовом оперении уникальных длинномерных монолитных прессованных панелей и лонжеронов крыла длиной 25 метров, а также других крупногабаритных силовых деталей.
АН 124: транспортный самолёт Руслан
Военный транспортный самолет Ан-124 «Руслан» являлся самым крупногабаритным самолетом в мире (вплоть до появления в 1988 году шестимоторного Ан-225 «Мрия»), а также лидировал по грузоподъемности. Пальму первенства смог отобрать только в 2005 году американский «Боинг-747-8Ф». Уникальная конструкция грузового отсека, высокая вместимость и надежность позволяют машине оставаться востребованной и в наши дни.
Годы выпуска «Руслана» 1987…2004, эксплуатируется он до сих пор, парк потихоньку устаревает, а замены ему пока нет.
История создания
Созданный в 1965 году первый в мире широкофюзеляжный армейский транспортный самолет Ан-22 «Антей» открыл новую страницу в соперничестве СССР и США за первенство в разработке самолетов высокой грузоподъемности.
Американским ответом стал транспортный Lockheed C-5 Galaxy, заметно превосходивший по всем характеристикам Ан-22. В 1966 году увидело свет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале разработки перспективных самолетов с грузоподъемностью не менее 100-120 т.
Для разработки новой машины первоначально предполагалось использовать фюзеляж «Антея», оснащенный стреловидным крылом и турбореактивными двигателями. Однако предполагаемые характеристики не устроили заказчика, и в середине 1968 года были готовы два новых проекта, один из которых имел обозначение Ан-124.
После детальной проработки технического задания, было решено полностью переработать концепцию и проект машины. Разработка чертежей самолета «проект 400» началась в 1976 году.
При разработке машины Ан-124 впервые использовался принцип комплексно-целевой программы, который предусматривал совместное улучшение всех компонентов, отвечающих за эффективность летательного аппарата.
Программа способствовала не только ускорению разработки самолета, но и дальнейшему развитию советской авиационной промышленности.
В результате комплексных работ удалось снизить расход топлива на 15%, а навигационную точность увеличить в 4 раза. Трудоемкость обслуживания Ан-124 сократилась в сравнении с «Антеем» в несколько раз.
Постройка первых экземпляров машины для статических тестов велась на авиационном заводе КиАПО в Киеве. Специально для сборки крупногабаритных самолетов Ан-124 «Руслан» были построены цеха с длиной пролета до 100 м. Турбовентиляторные двигатели по темпам развития отставали от самолета.
Стендовые прогоны начались за несколько месяцев до запланированного первого взлета Ан-124. Первая опытная машина была готова в конце октября 1982 года. Из-за неготовности силовой установки самолет испытывался в режиме рулежки и коротких пробежек.
Первый полет Ан-124 состоялся в конце декабря под управлением опытных испытателей В.И. Терского и А.В. Галуненко.
Машина продержалась в воздухе около часа, но во время посадки были повреждены элементы шасси из-за возникшего явления «шимми». Дальнейшие полеты выявили склонность двигателей к помпажу. Дефект преследовал Ан-124 на протяжении нескольких лет. В конце 1984 года был готов второй тестовый экземпляр самолета.
Официальное представление «Руслана» состоялось весной 1985 года на ежегодном авиационном салоне, проходившем во Франции (Ле Бурже), а в конце 1986 года самолет прошел государственные испытания, в 87-м поступил в войска.
В 1992 году Ан-124 получил официальный сертификат, разрешавший эксплуатацию в качестве гражданского летательного аппарата. Производство «Русланов» велось в Киеве (построено 17 пригодных к эксплуатации машин Ан-124) и в Ульяновске (собрано 33 самолета).
За годы эксплуатации в авариях было потеряно четыре машины, в том числе разбился второй тестовый экземпляр Ан-124. Самолет упал в ходе испытательных полетов, направленных на получение сертификата гражданского авиалайнера.
Крупнейшей катастрофой с участием Ан-124 стало падение машины с бортовым номером RA-82005 на жилые кварталы в Иркутске. Причиной катастрофы, унесшей жизни 72 человек, стала перегрузка и помпаж двигателей из-за грубых нарушений норм технического обслуживания.
Конструкция
Цельнометаллический фюзеляж самолета Ан-124 выполнен по стандартной для армейских транспортных машин схеме с верхним расположением стреловидного крыла. Хвостовое оперение построено по однокилевой схеме. При изготовлении силового набора фюзеляжа и крыла использованы композитные материалы.
Общий вес материалов в конструкции составляет 5000 кг.
Использование такого решения позволило сократить вес пустой машины на 2000 кг. Силовая конструкция фюзеляжа набрана из поперечных шпангоутов, соединенных продольными стрингерами и лонжеронами. В конструкции использована работающая обшивка, дополнительно повышающая прочность фюзеляжа.
Крыло с углом стреловидности 28⁰ обладает большим удлинением и имеет толстый профиль. Конструкция крыла Ан-124 имеет четыре лонжерона, консоли неразъемные. В состав крыла входят три сегмента – носовой, кессонный и задний. Кессон входит в состав силовой конструкции самолета и имеет продольный и поперечный силовой набор.
Механизация узлов управления состоит из шести секций предкрылков, которые установлены по носовой части крыла на протяжении всего размаха. На задней части каждой консоли расположены внутренний закрылок и дополнительные две секции щелевых закрылков. Рядом с закрылками расположены два элерона и 12 секций тормозных щитков.
Вертикальное оперение самолета Ан-124 состоит из киля и смонтированного на нем руля направления. Руль разделен на верхнюю и нижнюю секции. Киль построен по схеме с двумя лонжеронами и работающей обшивкой. Горизонтальные стабилизаторы выполнены по аналогичной схеме. Рули высоты, размещенные на задней части стабилизатора, состоят из двух элементов – внутреннего и внешнего.
Фюзеляж Ан-124 имеет профиль в виде двух окружностей, пересекающихся в виде цифры «8», внутри оснащен двумя палубами. Радиус верхней окружности составляет 1900 мм, нижней – 3800 мм. Силовой каркас и обшивка соединены при помощи сварки и клея.
Часть элементов фюзеляжа выполнена из углепластика, в частности – створки заднего грузового люка.
Поперечные герметичные переборки разбивают фюзеляж Ан-124 на несколько отсеков. Герметизация защищает подпольные отсеки фюзеляжа от затопления дождевой водой и от попадания агрессивных жидкостей (при перевозке). Фюзеляж оборудован системой дренажных отверстий, предотвращающих застою жидкости и коррозии. Верхняя передняя часть используется для размещения членов экипажа (основного и сменного).
В состав каждого экипажа Ан-124 входит по 6 человек:
- командир экипажа;
- помощник командира;
- штурман;
- старший бортовой инженер;
- бортинженер;
- оператор радиостанции.
Помимо персонала, в отсеке сменного экипажа размещено различное пилотажное оборудование и системы обеспечения жизнедеятельности. Оборудование позволяет вести высадку десанта и доставку грузов в различное время суток при различных метеорологических условиях, а также при противодействии средств ПВО противника.
В состав оборудования Ан-124 входит пилотажный комплекс с прицельным и навигационным блоками, комплекс радиосвязи, специальное оснащение для десантирования.
Кабина пилотов Ан-124 оснащена остеклением, прикрепленным к каркасному переплету кабины. В отсеке сменного экипажа выполнены три круглых застекленных окна, выходящих вбок. Дополнительные окна выполнены в грузовом отсеке. Они предназначены для визуального контроля состояния двигателей и створок грузового отсека.
В нижней передней части фюзеляжа имеется грузовой отсек, приспособленный для размещения военной техники.
Отсек проходит по всей длине фюзеляжа и оснащен грузовыми откидными люками, расположенными в носовой и кормовой части фюзеляжа. Проемы люков оснащены усилителями. Полезный объем отсека составляет 1050 м³. Для погрузки и разгрузки самолет Ан-124 оснащен штатным крановым и швартовочным оборудованием.
В отсеке смонтированы два передвижных крана с грузоподъемностью по 10 тонн. Установки мостового типа, перемещаются по рельсам, установленным вдоль бортов. Дополнительно установлены электрические лебедки, развивающие тяговое усилие до 4500 кг. Оборудование нижней палубы позволяет перевозить единичные грузы массой до 50 тонн.
Участок верхней палубы, расположенный в хвостовой части, предназначен для размещения обслуживающего и сопровождающего персонала. Самолет Ан-124 мог вместить до 22 пассажиров. В большинстве случаев в состав команды для обслуживания входили два оператора, которые работали на штатных мостовых кранах.
Кабина персонала оборудована системой поддержки давления, позволяющей выполнять полеты на высотах до 8000 м без применения кислородных масок.
Шасси оснащено двенадцатью опорами. Из них две расположены спереди, а десять – по бокам фюзеляжа (по пять на сторону). Все стойки имеют по два колеса и оборудованы индивидуальной независимой подвеской и отдельным механизмом уборки.
Передняя опора не имеет тормозных механизмов, оснащена механизмом поворота и позволяет развернуть самолет Ан-124 на полосе шириной 50 метров.
При этом используется ассиметричный режим работы двигателей, позволяющий уменьшить радиус поворота.
Створки шасси Ан-124 для снижения веса изготовлены из композитного материала. Тележки основных стоек оборудованы системой регулировки клиренса, позволяющей снизить наклон рампы и упростить погрузку и разгрузку. Конструктивно самолет предназначен для эксплуатации с взлетных полос длиной более 3000 м, оснащенных бетонным покрытием. На практике машины успешно использовались с грунтовых летных полей.
В состав силовой установки входят четыре турбовентиляторных двигателя модели Д-18Т. Установки были разработаны в Запорожском конструкторском бюро «Прогресс» специально для Ан-124 и еще более крупного транспортного самолета Ан-225.
Двигатель создан по трехвальной схеме и состоит из вентилятора компрессора и двух рабочих роторов (пониженного и высокого давления). Конструкция ТРД обеспечивает высокий коэффициент двухконтурности – до 80%. Двигатели размещены под крылом, на пилонах. В обтекателях шасси смонтированы дополнительные газовые турбины ТА-12.
В мотогондолах самолета Ан-124 располагается система предварительной подготовки воздуха для систем кондиционирования в кабинах, а также для работы антиобледенительной системы. Забор воздуха осуществляется из компрессора, затем он охлаждается и подается к исполнительным механизмам под нормальным давлением.
Гидравлика самолета Ан-124 работает от насосных агрегатов, расположенных на двигателях. Агрегаты состоят из двух отдельных насосов.
Каждая система автономна и может обеспечивать жидкостью все исполнительные механизмы.
От гидравлики работает система рулей для управления самолетом, выпуск и уборка стоек шасси, приводы створок, система торможения и управления колесами, приводы грузовых люков.
Электрическая сеть Ан-124 рассчитана на переменное напряжение 115 и 200 В. Генераторные установки расположены на турбовентиляторных двигателях и имеют суммарную мощность 240 кВА. Запас топлива расположен в кессонах центроплана.
Имеется 13 отдельных топливных баков, разделенных на 4 ступени выработки. Постепенная выработка позволяет сохранить центровку самолета. Вес топлива в баках – до 213 тыс. кг.
Технические характеристики Ан-124
Параметр | Значение |
---|---|
Длина фюзеляжа, м | 69,1 |
Диаметр миделя, м | 7,68 |
Длина грузовой палубы, м | 43,45 |
Ширина грузовой палубы, м | 6,68 |
Высота грузового отсека, м | 4,4 |
Размах крыла, м | 73,3 |
Площадь крыла, м² | 628 |
Площадь горизонтального оперения, м² | 166,7 |
Площадь руля высоты, м² | 49,75 |
Колея шасси, м | 8 |
Предельная рулежная масса, кг | 398 000 |
Максимальная взлетная масса, кг | 392 000 |
Максимальная посадочная масса, кг | 330 000 |
Предельная скорость, км/ч | 530 |
Длина разбега (в зависимости от массы), м | 1000-2200 |
Модификации Ан-124
На базе армейского Ан-124 в 1992 году был создан коммерческий вариант с индексом 124-100. Машина прошла цикл сертификационных проверок и была признана соответствующей требованиям.
На основе модели 100 был создан модернизированный вариант под обозначением Ан-124-100М. На самолете применялось пилотажное и навигационное оборудование, произведенное в странах СНГ и в Европе. Оборудование позволило сократить экипаж до четырех человек и повысить безопасность эксплуатации. Для снижения шумности гондолы моторов оборудованы капотами с шумопоглощающими элементами.
Еще одним вариантом стал Ан-124-100М-150, отличающийся увеличенной до 150 000 кг полезной нагрузкой и расширенным радиусом действия. При грузе весом 120 000 кг самолет обладает радиусом действия 5400 км.
Интересные факты
Для названия летательного аппарата предлагалось несколько имен, в том числе и «Тарас Бульба». Название «Руслан» было предложено О.К. Антоновым в числе прочих, позаимствованных из греческой мифологии.
В 1985…87 годах на машинах Ан-124 был установлен ряд мировых авиационных рекордов.
В ходе беспосадочного перелета с общей протяженностью 20151 км, проходившего вдоль границ Советского Союза, взлетный вес машины достиг 455 000 кг.
При создании самолета Ан-124 предполагалось размещать на борту десант, состоящий из 440 парашютистов или 880 солдат пехотных подразделений, укомплектованных полным боевым снаряжением. В ходе испытаний использовалось десантирование манекенов.
Тестовые высадки выявили ряд ограничений на высадку людей через хвостовой люк в фюзеляже. Одну из машин оснастили дополнительными дверями в бортах фюзеляжа, предназначенными для десантирования. Такая доработка была осуществлена на одном Ан-124 «Руслан», остальные самолеты дверей не имели.
Перспективы
Выпуск самолетов Ан-124 закончился на заводе в Ульяновске в 2004 году. В Киеве сборка закончилась еще раньше. Всего заводы отгрузили заказчикам 56 машин. Часть машин, состоящих на вооружении российской армии, прошли модернизацию с заменой элементов конструкции планера и радионавигационного оборудования. Доработанные самолеты соответствуют спецификации Ан-124-100М.
Проблемой дальнейшей модернизации явились обострившиеся взаимоотношения между Россией и Украиной.
КБ Антонова, располагающееся в Украине, периодически публикует материалы о планируемом запрете полетов «Русланов» за пределы России при отказе от сервисного обслуживания.
В составе российских вооруженных сил находится 24 самолета Ан-124. Еще 12 машин эксплуатируются в транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». В Украине имеются 7 машин. По отдельным данным в Киеве и Триполи находятся по одному самолету из состава гражданского авиафлота Ливии.
По одной машине применяется в авиации Арабских Эмиратов и Азербайджана. Машина используется ООН по принципу аренды. В случае необходимости организация может привлекать для проведения грузоперевозок или спасательных операций до шести самолетов Ан-124 «Руслан».
Видео
Почему Ан-124 навсегда изменил грузовой
В 1970-е годы Советскому Союзу не хватало стратегических тяжелых самолетов, и они обратились в ОКБ Антонова с просьбой разработать самолет, отвечающий их требованиям. В отличие от ВВС США, у которых было много больших транспортных самолетов, Советы полагались на турбовинтовой Антонов Ан-22.
Советские военные просили самолет с реактивным двигателем большей грузоподъемности, чем Ан-22, чтобы он мог перевозить больше вещей и совершать меньше полетов. Ведущим конструктором проекта был выпускник Харьковского авиационного института Виктор Толмачев.
Ан-124 был похож на Lockheed C-5 Galaxy
Подобно американскому Lockheed C-5 Galaxy, в конструкции Ан-124 использовалось больше углеродных композитов и больше титана для снижения веса самолета. . Несмотря на инновационную конструкцию, самолет не имел полностью герметичного грузового отсека и возможности дозаправки в полете.
Постройка первого Ан-124 началась в 1979 году и использовала комплектующие со 100 заводов Советского Союза и Восточной Европы. Ан-124 впервые поднялся в воздух 24 декабря 19 г.82 и впервые появился на западе на Парижском авиасалоне 1985 года. После распада Советского Союза в 1991 году Антонов запросил гражданскую сертификацию самолета, которую получил 30 декабря 1992 года.
Фото: Сергей Кустов через Wikimedia Commons.
Кабина Ан-124 была герметизирована лишь частично
Как и С-5, Ан-124 имеет двойной фюзеляж с задней грузовой дверью на нижней палубе. Он может открываться во время полета без нарушения структурной целостности самолета. Это идеально подходит для десантников или возможности доставки груза на парашюте. В отличие от хвостового оперения С-5, Ан-124 имеет хвостовое оперение, аналогичное Boeing 747. Самолет способен перевозить 150 тонн груза, а также может перевозить 88 пассажиров в отсеке на верхней палубе. Экипаж перемещается между палубами по двум внутренним откидным трапам. Грузовой отсек Ан-124 на 20% больше, чем у С-5.
Несмотря на то, что он может перевозить пассажиров и войска, он редко используется для этого, так как они должны быть оснащены кислородными масками и одеждой для холодной погоды на нижней палубе. В отличие от днища с грузовой рампой верхняя палуба частично герметизирована. Одним из нововведений Ан-124 является использование титана для пола нижней палубы, что делает его пригодным для перевозки тяжелой техники, такой как танки. Титан почти никогда не используется таким образом, потому что он очень дорог.
Ан-124 может встать на колени близко к земле
Еще одно новшество Ан-124 — шасси, откалиброванное для посадки на неровные взлетно-посадочные полосы. Самолет также может опускаться ближе к земле для более легкой погрузки и разгрузки через переднюю грузовую дверь. Еще одна функция, предназначенная для облегчения погрузки и разгрузки, — это встроенный кран, способный поднимать до 30 тонн. Более тяжелые предметы поднимаются на борт самолета с помощью лебедки на нижней палубе.
Фото: Майк Янг через Wikimedia Commons.
Варианты Ан-124 включают следующие самолеты:
- Ан-124 Руслан: Стратегический транспортно-десантный самолет.
- Ан-124-100: Коммерческий транспортный самолет.
- Ан-124-100М-150: Вариант с модернизированными двигателями и повышенной полезной нагрузкой.
- Ан-124-102 Slon: Коммерческий транспортный самолет с бортовой кабиной ЭФИС разработки ЦАГи.
За время производства с 1982 по 2004 год было построено 55 Ан-124. По состоянию на 2019 год, в коммерческой эксплуатации находилось 26 Ан-124.
Airliners.net
Страна происхождения
Украина
Тип
Тяжелый грузовой корабль
История
Некоторое время массивный Ан-124 считался самым большим самолетом в мире, пока не появился Ан-225, удлиненная шестидвигательная модификация. Он обычно используется для негабаритных грузовых чартеров. Разрабатываемый в первую очередь как военно-стратегический грузовой корабль (в этой роли он может нести ракетные установки и основные боевые танки), первый опытный образец Ан-124 поднялся в воздух 26 декабря 1919 г.82. Второй прототип, названный Русланом (в честь русского народного героя), впервые предстал перед публикой на Западе на Парижском авиасалоне в июне 1985 г. , предшествовав первой коммерческой эксплуатации этого типа в январе 1986 г. С тех пор Ан-124 установил широкий спектр рекордов полезной нагрузки, недавним достижением стал самый тяжелый одиночный груз, когда-либо перевозимый по воздуху — генератор силовой установки весом 124 тонны (273 400 фунтов) и связанная с ним люлька для распределения веса, общий вес полезной нагрузки 132,4 тонны (291 940 фунтов), установленный в поздно 1993. Примечательные особенности включают носовую и хвостовую грузовые двери, 24-колесную ходовую часть, позволяющую работать с полуподготовленных полос, возможность становиться на колени для облегчения загрузки спереди и систему управления по проводам. Двумя основными вариантами Ан-124 являются базовый Ан-124 и аналогичный российский гражданский сертифицированный Ан-124-100. Были предложены различные модернизации, в том числе Ан-124-100М, оснащенный западной авионикой, построенный в виде прототипа, но не летавший, Ан-124-102 с тремя экипажами на летной палубе EFIS и бомбардировщик Ан-124FFF.
Также были проведены многочисленные исследования по модернизации двигателей, в том числе с использованием Rolls-Royce RB-211-524G, General Electric CF680 (как Ан-124-130) и даже Авиадвигатель НК9.3 пропеллера. Ан-225 «Мрия» создан на базе Ан-124, но имеет шесть (вместо четырех) ТРДД Д18Т, удлиненный фюзеляж и максимальную взлетную массу 600 тонн (1 322 750 фунтов). Один был построен, предназначенный для использования в качестве транспорта для российского космического корабля «Буран». Первый полет был в 1988 году.Силовые установки
Ан-124 — четыре 229,5 кН (51 590 фунтов) ЗМКБ Прогресс (Лотарев) Д18Т.
Характеристики
Ан-124 — Максимальная крейсерская скорость 865 км/ч (468 узлов), типовая крейсерская скорость от 800 до 850 км/ч (от 430 до 460 узлов). Дальность с максимальной полезной нагрузкой 4500 км (2430 морских миль), дальность с полной заправкой топливом 16 500 км (8900 нм).
Вес
Ан-124 — Эксплуатационная масса 175 000 кг (385 800 фунтов), максимальная взлетная масса 405 000 кг (892 875 фунтов).
Размеры
Размах крыла 73,30 м (240 футов 6 дюймов), длина 69,10 м (226 футов 9 дюймов), высота 20,78 м (68 футов 2 дюйма). Площадь крыла 628,0 м2 (6760 кв. футов).
Вместимость
Летный экипаж из шести человек, состоящий из двух пилотов, двух бортинженеров, штурмана и связиста. На верхней палубе за зоной полетной палубы есть кухня, комната отдыха и две каюты для сменного экипажа. Зона верхней палубы за крылом может вместить до 88 пассажиров. Грузовой отсек главной палубы может перевозить ряд крупногабаритных и негабаритных грузов. Полная полезная нагрузка Ан-124 составляет 150 тонн (330,695 фунтов).
Производство
Построено около 60 Ан-124, из которых 25 находились в коммерческой эксплуатации в 2000 г. Некоторые западные грузовые операторы используют Ан-124, арендованные у Антонова, для грузовых чартеров.
Ссылки по теме
Антонов Ан-124 Руслан
Основа этого раздела взята из Международный справочник гражданских самолетов Джерарда Фроули и используется с разрешения.