Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева | История | Общество
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома.
***
Страшный сон американских адмиралов
Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.
Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.
Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.
Экраноплан «Лунь», Каспийск, 2010 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Fred SchaerliУдивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.
В погоне за скоростью
Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.
Ростислав Алексеев. Фото: РИА Новости/ Галина КмитБудущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.
Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).
Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.
Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.
Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.
Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях».
Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.
Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.
Судно на подводных крыльях «Буревестник». Фото: Commons.wikimedia.org«Ракета», покорившая мир
В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».
Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.
«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.
Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».
За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.
«Каспийский монстр»
Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.
В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.
Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).
Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.
«Каспийский монстр». Фото: Кадр youtube.comИспытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.
«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.
От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.
«Орлёнок» и опала
Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.
Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.
В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.
Экраноплан «Орлёнок». Фото: Commons.wikimedia.orgНесмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.
Конструктора погубило его детище
Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.
Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…
В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.
Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.
Прошлое и будущее
Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.
«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.
В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.
Что нужно России?
В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.
Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.
А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.
И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.
Алексеев Ростислав Евгеньевич — Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева
(18.12.1916–9.02.1980)
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в Новозыбкове Черниговской губернии (ныне Брянской области).
Страсть к покорению водных просторов в Ростиславе Алексееве проснулась еще в детстве. В 14 лет он смастерил свою первую лодку — совсем простенькую, но без труда держащуюся на волнах. В 16 лет «родилась» яхта. А самое ценное изобретение раннего периода биографии Ростислава Алексеева — яхта-швертбот «Пират», собранная в 1935 году для любительской регаты.
В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький (ныне Нижний Новгород).
Альма-матер Ростислава Алексеева стал Горьковский индустриальный институт им. А. А. Жданова. В октябре 1941 года он защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда, в 25 лет, парень мечтал создавать крылатые корабли.
В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над пассажирским судном на подводных крыльях, получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев привел первый образец в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого впервые в мире началось скоростное судостроение. 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ.
Заслуги Ростислава Алексеева признали лишь в 1962 году. Ему вручили Ленинскую премию, а также представили к почетному званию «Заслуженный изобретатель РСФСР».
9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича не стало. Причиной смерти стал плеврит. Его похоронили на Бугровском кладбище в Нижнем Новгороде. На могиле установлен бронзовый бюст Ростислава Алексеева.
Именем Алексеева названы судно на подводных крыльях и площадь в Нижнем Новгороде. 2 февраля 2007 года его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету.
В 2004 году в городе Новозыбкове возвели мемориальный комплекс памяти Ростислава Алексеева.
Библиография:
- Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева. — Текст электронный // Военное обозрение : [сайт]. — URL : https://topwar.ru/65192-konstruktor-letuchih-korabley-geniy-i-tragediya-rostislava-alekseeva.html (дата обращения 17.03.2022).
- Куценкова, И. Прославили наш край / И. Куценкова // Маяк (Новозыбковский район). — 2021. — 12 ноября (№ 46). — С. 11.- То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/mayak_2021_46.pdf (дата обращения 16.10.2022)
- Медаль за труд // Брянский рабочий. — 2019. — 4 июля (№ 26). — С. 10.- То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib. libryansk.ru/elib/periodika/br_rab_2019_26.pdf (дата обращения 16.10.2022)
404 — СТРАНИЦА НЕ НАЙДЕНА
Почему я вижу эту страницу?
404 означает, что файл не найден. Если вы уже загрузили файл, имя может быть написано с ошибкой или файл находится в другой папке.
Другие возможные причиныВы можете получить ошибку 404 для изображений, поскольку у вас включена защита от горячих ссылок, а домен отсутствует в списке авторизованных доменов.
Если вы перейдете по временному URL-адресу (http://ip/~username/) и получите эту ошибку, возможно, проблема связана с набором правил, хранящимся в файле .htaccess. Вы можете попробовать переименовать этот файл в .htaccess-backup и обновить сайт, чтобы посмотреть, решит ли это проблему.
Также возможно, что вы непреднамеренно удалили корневую папку документа или ваша учетная запись должна быть создана заново. В любом случае, пожалуйста, немедленно свяжитесь с вашим веб-хостингом.
Вы используете WordPress? См. Раздел об ошибках 404 после перехода по ссылке в WordPress.
Как найти правильное написание и папку
Отсутствующие или поврежденные файлыКогда вы получаете ошибку 404, обязательно проверьте URL-адрес, который вы пытаетесь использовать в своем браузере. Это сообщает серверу, какой ресурс он должен использовать попытка запроса.
http://example.com/example/Example/help.html
В этом примере файл должен находиться в папке public_html/example/Example/
Обратите внимание, что CaSe важен в этом примере. На платформах с учетом регистра e xample и E xample не совпадают.
Для дополнительных доменов файл должен находиться в папке public_html/addondomain.com/example/Example/, а имена чувствительны к регистру.
Разбитое изображениеЕсли на вашем сайте отсутствует изображение, вы можете увидеть на своей странице поле с красным цветом X , где изображение отсутствует. Щелкните правой кнопкой мыши X и выберите «Свойства». Свойства сообщат вам путь и имя файла, который не может быть найден.
Это зависит от браузера. Если вы не видите на своей странице поле с красным X , попробуйте щелкнуть правой кнопкой мыши на странице, затем выберите «Просмотреть информацию о странице» и перейдите на вкладку «Мультимедиа».
http://example.com/cgi-sys/images/banner.PNG
В этом примере файл изображения должен находиться в папке public_html/cgi-sys/images/
Обратите внимание, что в этом примере важен CaSe . На платформах с учетом регистра символов PNG и png не совпадают.
404 Ошибки после перехода по ссылкам WordPress
При работе с WordPress ошибки 404 Page Not Found часто могут возникать при активации новой темы или изменении правил перезаписи в файле .htaccess.
Когда вы сталкиваетесь с ошибкой 404 в WordPress, у вас есть два варианта ее исправления.
Вариант 1: Исправьте постоянные ссылки- Войдите в WordPress.
- В меню навигации слева в WordPress нажмите Настройки > Постоянные ссылки (Обратите внимание на текущую настройку. Если вы используете пользовательскую структуру, скопируйте или сохраните ее где-нибудь.)
- Выберите По умолчанию .
- Нажмите Сохранить настройки .
- Верните настройки к предыдущей конфигурации (до того, как вы выбрали «По умолчанию»). Верните пользовательскую структуру, если она у вас была.
- Нажмите Сохранить настройки .
Во многих случаях это сбросит постоянные ссылки и устранит проблему. Если это не сработает, вам может потребоваться отредактировать файл .htaccess напрямую.
Вариант 2. Измените файл .htaccess Добавьте следующий фрагмент кода 9index.php$ — [L]
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-f
RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} !-d
RewriteRule . /index.php [L]
# Конец WordPress
Если ваш блог показывает неправильное доменное имя в ссылках, перенаправляет на другой сайт или отсутствуют изображения и стиль, все это обычно связано с одной и той же проблемой: в вашем блоге WordPress настроено неправильное доменное имя.
Как изменить файл .htaccess
Файл .htaccess содержит директивы (инструкции), которые сообщают серверу, как вести себя в определенных сценариях, и напрямую влияют на работу вашего веб-сайта.
Перенаправление и переписывание URL — это две очень распространенные директивы, находящиеся в файле .htaccess, и многие скрипты, такие как WordPress, Drupal, Joomla и Magento, добавляют директивы в .htaccess, чтобы эти скрипты могли работать.
Возможно, вам потребуется отредактировать файл .htaccess в какой-то момент по разным причинам. В этом разделе рассматривается, как редактировать файл в cPanel, но не то, что может потребоваться изменить. статьи и ресурсы для этой информации. )
Существует множество способов редактирования файла .htaccess- Отредактируйте файл на своем компьютере и загрузите его на сервер через FTP
- Использовать режим редактирования программы FTP
- Используйте SSH и текстовый редактор
- Используйте файловый менеджер в cPanel
Самый простой способ отредактировать файл .htaccess для большинства людей — через диспетчер файлов в cPanel.
Как редактировать файлы .htaccess в файловом менеджере cPanelПрежде чем что-либо делать, рекомендуется сделать резервную копию вашего веб-сайта, чтобы вы могли вернуться к предыдущей версии, если что-то пойдет не так.
Откройте файловый менеджер- Войдите в cPanel.
- В разделе «Файлы» щелкните значок «Диспетчер файлов ».
- Установите флажок для Корень документа для и выберите доменное имя, к которому вы хотите получить доступ, в раскрывающемся меню.
- Убедитесь, что установлен флажок Показать скрытые файлы (точечные файлы) «.
- Нажмите Перейти . Файловый менеджер откроется в новой вкладке или окне.
- Найдите файл .htaccess в списке файлов. Возможно, вам придется прокрутить, чтобы найти его.
- Щелкните правой кнопкой мыши файл .htaccess и выберите Редактировать код в меню. Кроме того, вы можете щелкнуть значок файла .htaccess, а затем Редактор кода Значок вверху страницы.
- Может появиться диалоговое окно с вопросом о кодировании. Просто нажмите Изменить , чтобы продолжить. Редактор откроется в новом окне.
- При необходимости отредактируйте файл.
- Нажмите Сохранить изменения в правом верхнем углу, когда закончите. Изменения будут сохранены.
- Протестируйте свой веб-сайт, чтобы убедиться, что ваши изменения были успешно сохранены. Если нет, исправьте ошибку или вернитесь к предыдущей версии, пока ваш сайт снова не заработает.
- После завершения нажмите Закрыть , чтобы закрыть окно диспетчера файлов.
Ростислав Алексеев биография, список изобретений Ростислава Алексеева
Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в семье сельского агронома. В 1932 году семья Алексеевых переехала в советский город Горький (ныне восстановлено дореволюционное название Нижний Новгород). Именно здесь располагалась Красное Сормово, одна из старейших верфей в России, которая со временем стала производителем самых разнообразных судов на подводных крыльях в мире. В 1935 лет Алексеев поступил на кораблестроительный факультет Горьковского индустриального института (ныне — Нижегородский государственный технический университет). Свободное время он посвящал строительству яхт для себя и участию в гонках. На его яхте был черный парус. Согласно легенде, Алексееву иногда отказывали в допуске к гонкам из-за «пиратского цвета» его паруса. Но в таких случаях он ждал, пока гонка не начнется, а затем пробегал дистанцию, обычно финишируя намного раньше, чем другие участники.
Прочитав работы советских ученых о работе фольги в потоке воды, Алексеев решил заняться этой проблемой. В октябре 1941 года (во время Великой Отечественной войны, когда противник был под Москвой) он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Глиссирующий катер на подводных крыльях». Его работа была признана близкой к уровню докторской диссертации. Алексеев был направлен на завод «Красное Сормово» для контроля качества изготовления танков Т-34. После Сталинградской битвы ему разрешили работать на скоростном катере один час в день. В 1943 было построено первое судно на подводных крыльях.
В 1940-х и начале 1950-х годов было построено несколько опытных судов на подводных крыльях. Разработаны гидродинамические профили. Были исследованы вопросы устойчивости движения, маневренности, надежности, безопасности, конструкции и разработаны принципы. Многие учреждения и государственные организации давали отрицательные заключения о деятельности Алексеева, и были даже требования запретить ее. Но Алексеев продолжал самоотверженно работать, развивая концепцию неглубоко погруженных фольг. Его конструкция специально предназначалась для эксплуатации на гладких, но открытых и неглубоких реках и каналах. Основным принципом, лежащим в основе системы крыльев Алексеева, является эффект глубины погружения для стабилизации погружения крыльев в спокойной воде за счет использования малых коэффициентов подъемной силы.
Сразу после Второй мировой войны русские создали конструкторское бюро в Саксонии
И только в середине 1950-х Министерство речного флота решило заказать по проекту Алексеева судно на подводных крыльях.
Прототип РАКЕТА №1 на крыльевой системе Алексеева был спущен на воду в 1957 году. 25 августа 1957 года судно на подводных крыльях «РАКЕТА №1» вышло в первый рейс Горький-Казань. Ее скорость составляла 60 км/ч – в три раза больше скорости обычных водоизмещающих речных судов. В последующие годы было построено несколько сотен таких судов, которые эксплуатировались на крупных реках Советского Союза. Несмотря на его ранний дизайн и запуск в 1957, «Ракета» может быть названа одним из самых успешных советских коммерческих пассажирских судов на подводных крыльях. Еще в 1973 году, когда ВМС США спустили на воду свой первый PHM на подводных крыльях, на советских реках и озерах эксплуатировалось более 300 РАКЕТ, в том числе 66 эксплуатировалось только Волжским объединенным агентством речного пароходства.
В начале 1960-х Алексеев разработал программу создания скоростного пассажирского флота. Были построены следующие классы: Ракета, Метеор, Спутник, Беларусь, Волга, Беревестник, Вихрь, Комета. В 1962 лидер Советского Союза Н.С. Хрущев сказал: «Хватит ездить на волах!», и дал коллективу Алексеева Ленинскую премию. Уже в середине-конце 1960-х годов в России эксплуатировалось не менее 45 судов на подводных крыльях и перевозилось около 3 000 000 пассажиров в год.