«Адмирал Кузнецов». Самый главный боевой корабль России

Пять фактов из истории флагмана российского ВМФ, тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», принятый флотом 25 декабря 1990 года, считается крупнейшим кораблем в составе отечественного Военно-морского флота. Неудивительно, что именно он с гордостью несет титул флагмана российского ВМФ, одновременно являясь флагманом и Северного флота, на котором проходит его служба. «Адмирал Кузнецов» уникален и тем, что это единственный настоящий авианосец в России, то есть корабль, который может принимать самолеты горизонтального взлета и посадки. И это далеко не единственный примечательный факт в его истории.

Пять имен одного крейсера

«Адмирала Кузнецова» можно, пожалуй, назвать рекордсменом по числу имен, которые этот корабль сменил, прежде чем вступил в строй. В проекте он носил имя «Советский Союз». Такая честь досталась кораблю неслучайно: он должен был стать первым советским авианосцем! Но когда 1 сентября 1982 года на Николаевском заводе закладывали новый тяжелый авианесущий крейсер, ему присвоили имя «Рига», так как по традиции советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик. Через два с небольшим месяца скончался советский лидер Леонид Брежнев, и 22 февраля 1983 года корабль перезаложили с новым именем – в честь почившего Генерального секретаря. Как «Леонид Брежнев» крейсер и был спущен на воду 4 декабря 1985 года. Через два года на волне перестройки его переименовали в «Тбилиси». А 4 октября 1990 года он получил свое пятое и последнее имя, которое носит по сей день: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», в честь легендарного Николая Кузнецова, первым из советских флотских начальников высказавшегося за строительство собственных авианосцев.

 

Собрать как из кубиков

«Адмирал Кузнецов» строился по измененному проекту, по которому к тому времени были построены уже четыре других крейсера. Главным его отличием от них стала нормальная полетная палуба, допускавшая эксплуатацию обычных самолетов, а не только с вертикальным взлетом и посадкой, как на предшественниках. Из-за этого размеры корабля существенно выросли: наибольшая ширина – 75 метров, длина – 304,5 метра, высота – 64,5 метра. Чтобы собрать такой корабль, требовались новые технологии и приемы. И они были разработаны. «Адмирал Кузнецов» стал первым в СССР кораблем, который строили из готовых блоков весом до 1700 тонн каждый. Всего таких блоков было 24, в том числе как единый блок устанавливали и надстройку-«остров». Внутренние помещения корабля строили – тоже впервые! – с помощью объемного проектирования с применением компьютерных технологий.

 

Первая посадка

Поскольку «Адмирал Кузнецов» с самого начала планировался как традиционный авианосец, отработку техники посадки на него начали еще до вступления корабля в строй. Для этого под городом Саки в Крыму создали Наземный испытательный тренажер корабельной авиации – НИТКА, где и тренировались будущие пилоты корабельного крыла. Чтобы убедиться в готовности крейсера к приему обычных самолетов, его вывели в море на летно-конструкторские испытания прежде, чем завершилась постройка, – 21 октября 1989 года. Через одиннадцать дней, 1 ноября впервые в отечественной истории летчик-испытатель Виктор Пугачев (именем которого названа одна из самых сложных фигур высшего пилотажа – «кобра Пугачева») совершил посадку истребителя Су-27К с горизонтальным взлетом и посадкой на палубу корабля. В тот же день летчик Токтар Аубакиров впервые в истории совершил на самолете МиГ-29К взлет с корабельной палубы. А 21 ноября Пугачев впервые совершил ночную посадку на палубу будущего «Адмирала Кузнецова».

 

Единственный авианосец на Черном море

Предшественники «Адмирала Кузнецова» – тяжелые авианесущие крейсера проекта «Кречет» (или класса «Киев», как называют их в НАТО по имени головного корабля) – имели довольно мощное обычное вооружение: зенитно-ракетные и артиллерийские комплексы, торпедные аппараты, глубинные бомбы и так далее. Новый крейсер вооружили еще мощнее, дав ему дюжину пусковых установок тяжелых противокорабельных ракет «Гранит». Тем самым он разом перестал считаться авианосцем, поскольку их отличает отсутствие собственного наступательного вооружения помимо самолетов. За счет этого «Адмирал Кузнецов» был и остается единственным авианесущим кораблем, которому разрешено появляться в Черном море. Всем другим авианосцам вход туда заказан в соответствии с принятой еще в 1936 году конвенцией Монтре, определяющей в том числе, корабли каких типов могут проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.

 

Боевой флагман

Флагман ВМФ России ТАВКР «Адмирал Кузнецов» – не только самый крупный корабль, но и один из немногих, имеющих солидный боевой опыт, а если говорить об отечественных авианесущих кораблях, то вообще единственный. Осенью 2016 года крейсер во главе состава кораблей Северного флота отправился в Средиземное море, откуда его самолеты и начали наносить удары по боевикам террористических группировок в провинциях Идлиб и Хомс. По оценкам отечественных и иностранных военных экспертов, летчики базирующегося на «Адмирале Кузнецове» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, принимавшие участие в боевых действиях, получили уникальный боевой опыт, которым могут похвастаться немногие действующие военные летчики в мире. О том, насколько удачно летчики крейсера справились с выполнением своих боевых задач, говорит такой факт: в 2018 году крейсер награжден орденом Ушакова – одной из высших военно-морских наград.

«Адмирал Кузнецов». Как единственный авианосец России угнали

Совсем недавно средства массовой информации вновь вспоминали, как 30 лет назад разваливалась великая держава: кто что подписывал, в каком был состоянии, как делили большой союзный пирог. Действительно, были определенные договоренности о том, кому что достанется, но в процессе всегда появляется желание отхватить чуть побольше (а вдруг получится?).

Не замай, це наше…

Еще до Беловежского соглашения, которое подписали в декабре 1991 года, Украина провозгласила себя независимым государством. Произошло это 24 августа 1991 года, и сразу было принято постановление, подчинявшее все военные подразделения, расположенные на территории «незалежной», новому государству. Среди интересов Украины оказался и тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который проходил испытания в Черном море, но был приписан к Северному флоту. В ноябре 1991 года командир корабля получил телеграмму от председателя Верховной рады Кравчука с заявлением, что крейсер теперь собственность Украины и необходимо находиться на рейде Севастополя до вынесения решения правительства.

Сразу возникли вопросы: зачем Украине океанский корабль и почему она предъявляет права на корабль, предписанный Северному флоту. Вопросов было много, а вот ответов не было совсем, но появилась трещинка в отношениях внутри команды, так как некоторые офицеры были не прочь поменять Арктику на теплое Черное море. В этот момент приходит телеграмма, что в Севастополь прилетает заместитель командующего Северным флотом вице-адмирал Юрий Устименко.

С якоря сниматься!

Командование крейсера с нетерпением ожидало распоряжений. 1 декабря в 21.00 адмирал поднялся на борт крейсера и сразу приказал командиру капитану 1-го ранга Виктору Ярыгину сниматься с якоря и идти прямым курсом на Северодвинск. Не вся команда в это время была на корабле, но командование распорядилось, что оставшиеся догонят корабль на поезде, а оставшиеся самолеты должны будут долететь сами. В 23.40 «Адмирал Кузнецов» покинул рейд и взял курс на проливы. Неопределенность кончилась, и команда поняла, что на самом верху принято решение корабль Украине не отдавать.

Дорога домой

На рассвете подошли к турецким проливам. При подходе к мосту к авианосцу пристроился тихоходный буксир-спасатель с советским военно-морским флагом. Для прохождения проливов требовалась специальная заявка, которую должно было подать советское консульство. Заявки такой не было, но Устименко знал, что нет и категорических запретов на прохождение без заявок. Авианосец снизил скорость до 20 узлов и продолжил следовать своим курсом. Турки препятствий не чинили. Громадный авианосец благополучно через проливы вышел на простор Мраморного моря. Моряки позже вспоминали, что турки приветствовали корабль, махали руками, фотографировали и очень удивлялись необычным контурам судна. В проливе произошел один инцидент: несколько моряков срочной службы решили сбежать с корабля и на спасательном плоту добраться до берега. Был подан сигнал «Человек за бортом», и команда сопровождавшего буксира выловила беглецов, а затем доставила на авианосец. Беглецы были отправлены в карцер, где и просидели до прихода судна в порт Видяево, а по окончании службы они все уехали в Украину.

Средиземное море корабль проскочил на одном дыхании, но на подходе к Гибралтару случилась задержка, так как на винты намотало рыболовные сети. Четверо суток экипаж освобождал свой корабль из непредвиденного плена. За проливом советский авианосец встречал американский авианосец «Джордж Вашингтон», который экстренно вызвали из Норфолка. Авианосец имел при себе внушительную свиту из полутора десятков кораблей охранения. Американские корабли сразу развернули масштабные учения, при которых начали имитировать атаки. Самолеты носились на опасной высоте, по курсу бросали учебные бомбы, а после всюду были разбросаны противолодочные буи. Экипаж с сожалением вспоминал свои самолеты, которые могли продемонстрировать американцам мастерство. Чтобы охладить наскоки американцев, авианосец дал сигнал «Провожу учения» и поднял в воздух два имеющихся вертолета. К этому времени к авианосцу подошел сторожевой корабль «Задорный», который с азартом гонялся за буями и совершал дерзкие перестроения вокруг кораблей охранения. Через некоторое время американские корабли ушли на запад, а им на смену сначала пришел английский фрегат, а позже – норвежский сторожевик, сопровождавший наш корабль до мыса Нордкап.

Весь переход занял 27 суток. Членов экипажа авианосца как героев встречали все – командование Северного флота, все объединения и соединения. Специально к приходу авианосца был построен плавучий причал. «Адмирал Кузнецов» стал единственным в мире авианосцем, базирующимся в Заполярье.

А что там?

А вот украинские власти эпопею с крейсером расценивают как кражу украинского корабля. Моряки считают, что «Адмиралу Кузнецову» выпала счастливая судьба, ведь если посмотреть, что стало с оставшимися кораблями, то очевидной станет трагедия и людей, и кораблей. Украинские власти себя долго не обременяли себя мыслями о том, что делать с оставшимися кораблями.

Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» за бесценок достался Китаю, где превратился в увеселительный аттракцион с отелем и рестораном. До 1991 года не удалось достроить «Варяг». Готовый на две трети его продали тому же Китаю за 20 миллионов долларов. Китайцы достроили корабль, он стал первым китайским авианосцем и гордое имя «Варяг» сменил на «Ляонин». К тому же стал головной болью Тихоокеанского флота США. Еще два корабля, однотипных с «Адмиралом Кузнецовым», никто и не собирался достраивать, их просто порезали на металлолом.

Так что же остается в итоге? В настоящее время в военно-морском флоте Украины осталось менее 25% судов, полученных при разделе советского флота. Самым мощным кораблем стал сторожевик «Гетман Сагайдачный». Сколько судов из списочного состава способно выполнять боевые задачи, точных данных нет. Зато СМИ постоянно взахлеб рассказывают, что страны НАТО готовы поддержать Украину в создании флота: Турция начала строительство корвета, американцы передали им несколько б/у катеров, готовится помощь из Англии и Франции. Теперь только время покажет результат всех этих усилий.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» передадут ВМФ «не раньше 2024 года»

13 июня 2022 14:01