В Минобороны дали оценку действиям американских военных недалеко от российских границ
Большие маневры кораблей НАТО в Черном море. Американцы и их союзники явно повышают градус напряженности у наших южных рубежей. В Москве внимательно наблюдают за происходящим и обеспокоены участием в подобных учениях Киева и Тбилиси.
Ранее Владимир Путин предостерег Запад от попыток поиграть мускулами. Ведь у России достаточно не только терпения, но и военной мощи, чтобы контролировать ситуацию.
Город-герой Севастополь — это в первую очередь главная база нашего Черноморского флота. Российский форпост в Черном море защищает морские рубежи, государственную границу. Именно его боевыми силами сейчас в круглосуточном режиме осуществляется наблюдение за действиями американских Военно-морских сил, перебросивших не куда-нибудь, а в акваторию Черного моря, очень далекого от берегов США, сразу три своих военных корабля. Официально — для проведения учений с партнерами по НАТО. Но только в этом ли истинная цель визита?
В нашем Минобороны отмечают: речь идет о внеплановых действиях Военно-морских сил США, которые создают многонациональную группировку вооруженных сил в непосредственной близости от российских границ. Причем в этой компании не только члены НАТО, но и сочувствующие, такие как Грузия и Украина. Не исключено, что внезапная активность в Черном море может быть своеобразной разведкой перед боем. Украина, и об этом неоднократно заявляли с высоких трибун в Киеве, не оставляет планов по силовому захвату неподконтрольных ей территорий Донбасса.
«Подобные действия являются дестабилизирующим фактором в Черноморском регионе, одной из целью которых является военное освоение территории Украины. С учетом того, что в учениях, помимо американских ВМС, планируется задействование тактической, патрульной и стратегической авиации, а также контингента Вооруженных сил Болгарии, Грузии, Румынии, Турции и Украины, налицо изучение предполагаемого театра военных действий в случае подготовки Киевом силового решения на юго-востоке», — заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков.
О том, что военное освоение территории Украины вызывает глубокое беспокойство России, неоднократно говорил Владимир Путин. А нынешнее сверхагрессивное поведение американцев недалеко от российских границ свидетельствует лишь о том, что обострение им только на руку. С конца октября через турецкие проливы в Черное море прошли три американских корабля.
Учитывая наличие у России современных средств обороны и гиперзвуковое оружие, аналогов которому нет в мире, все передвижения в Черном море, и не только, у наших военных как на ладони.
В. Путин: Вы знаете, корабль США зашел в Черное море, можем посмотреть на него в бинокль либо в прицел соответствующих систем обороны.
Экипажи американского эсминца Porter и командно-штабного корабля Mount Whitney сейчас наслаждаются грузинским гостеприимством в порту Батуми. Флагман 6-го флота США в Черном море не впервые, но каждый раз он появлялся в акватории во время серьезного напряжения в регионе.
Так было в 2008 году, во время российской операции по принуждению Грузии к миру, и в 2014 году, когда в Киеве бурлил Майдан. Сомнительно, что и сейчас заокеанские гости преодолели тысячи миль ради каких-то учений.
«Черное море для них очень важно с геополитической точки зрения. И они очень обеспокоены тем, что Россия, пока они там дремали и пребывали в такой, знаете, эйфории, что они самые могучие, что они контролируют все, а Россия — это какая-то мелкая региональная держава, Россия тем не менее провела модернизацию своих вооруженных сил и фактически на сегодня восстановила полный контроль над акваторией Черного моря», — комментирует ситуацию руководитель Центра политико-военных исследований факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Евгений Бужинский.
Mount Whitney — корабль-разведчик. Радиоэлектронные системы корабля позволяют передавать и принимать большие объемы защищенных данных в любой точке мира. Незадолго до появления американского флагмана в Черном море, в 100 километрах от российской границы засекли пару бомбардировщиков ВВС США и их заправщиков.
Наши истребители тактично сопроводили незваных гостей и вернулись в пункты базирования. По словам военных экспертов, американцы едва ли не впервые задействовали стратегическую авиацию на таком удалении от своих баз.
«Американцы, по сути дела, впервые задействовали в этом регионе многонациональную межвидовую группировку сил и средств с участием стратегической, оперативно-тактической авиации. И штаб, самое главное, который размещен на штабном корабле Mount Whitney, этот штаб способен руководить так называемыми многосферными операциями национальных коалиционных группировок. То есть то, что мы видим на воде, в воздухе, этим он управляет. Но плюс к этому есть и те сферы, которые просто человеческим глазам недоступны: кибероперации, информационные операции. И этим занимается также штаб на этом корабле», — поясняет военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
Но каким бы осведомленным ни было американское командование, любые попытки нарушить российскую границу будут жестко пресечены. Летом 2021 года в этом убедился экипаж британского эсминца Defender. Свернувший в территориальные воды России возле Севастополя, иностранный корабль моментально сменил курс под угрозой бомбометания с воздуха и предупредительных выстрелов с моря.
«Угроза безопасности мореплавания». В России нервно отреагировали на приближение корабля ВМС Украины «Донбасс» к Керченскому проливу
Автор фото, AFP
Подпись к фото,Безоружный корабль украинского флота «Донбасс» не дошел до Керченского пролива 30 километров и повернул обратно
Пока президент США Джо Байден говорил по телефону с президентом Украины Владимиром Зеленским, ФСБ России заявила, что украинский военный корабль приблизился к Керченскому проливу, создав «угрозу безопасности мореплавания».
Как только разговор двух президентов завершился, ФСБ сообщила, что корабль «Донбасс» лег на обратный курс.
Официальный пресс-релиз ФСБ России о том, что плавучая мастерская еще советского флота 1969 года постройки, с 2001 года называющаяся «Донбасс» и входящая в состав ВМС Украины, приближается к Керченскому проливу и не отвечает на запросы, появился два дня спустя после переговоров Владимира Путина и Джо Байдена и практически одновременно со звонком Байдена президенту Украины Зеленскому, в котором президент США пересказал ему свою беседу с российским коллегой.
По версии ФСБ, корабль управления «Донбасс» утром 9 декабря покинул порт Мариуполя и выдвинулся в направлении Керченского пролива. Как сообщили в спецслужбе, в 13:45 корабль береговой охраны ФСБ предупредил украинских моряков о необходимости соблюдать российское законодательство, подавая заявку на прохождение через пролив, на что был получен ответ, что следовать через Керченский пролив «Донбасс» не планирует.
Автор фото, Wikimedia
Подпись к фото,Корабль управления «Донбасс» изначально был построен как плавучая мастерская
Когда украинское судно находилось на расстоянии 18 морских миль (33,3 километра) от Керченского пролива и, по утверждению ФСБ России, перестало отвечать на запросы и требования изменить курс, российская спецслужба выпустила свой пресс-релиз, который на фоне многочисленных публикаций в западных изданиях о возможном скором вторжении России в соседнюю страну не мог не вызвать ажиотажа в российских СМИ и социальных сетях.
Так, главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян прокомментировала происходящее: «Началось, что ли? Матушка, не подведи». А телеведущий Владимир Соловьев начал внеплановый стрим, на котором обсуждал с гостями возможные сценарии вооруженного конфликта России с Украиной.
После того как стало известно, что «Донбасс» лег на обратный курс, Симоньян написала «Расходимся», сопроводив надпись грустным смайлом.
Ситуация могла напомнить события 2018 года, когда российские пограничники захватили с применением оружия в Керченском проливе три корабля ВМС Украины «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» и 24 членов их экипажей, сославшись на то, что эти корабли якобы вторглись в территориальные воды России.
При этом в тот момент еще действовал Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной, подписанный в 1997 году Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, который четко проговаривал свободное право украинских моряков ходить в этой акватории.
Действие того «большого договора о дружбе», как его называли в СМИ, истекло лишь в апреле 2019 года, но до сих пор на сайте Кремля можно найти «Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», подписанный в 2003 году.
В статье 2 этого документа сказано: «Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства».
Действие этого договора никто не прекращал.
Автор фото, FSB/TASS
Подпись к фото,В 2019 россияне захватили два катера и буксир украинского флота, шедшие через Керченский пролив. Позже их вернули
Спустя буквально десять минут после окончания телефонного разговора Байдена с Зеленским ФСБ России выпустила новый пресс-релиз: корабль управления «Донбасс» лег на обратный от Керченского пролива курс, на запросы не реагирует.
«Действия экипажа украинского корабля расцениваются как провокационные и создающие угрозу безопасности мореплавания», — заявила ФСБ.
Министр обороны Украины Алексей Резников назвал сообщения о провокации у Керченского пролива российским информационным вбросом.
«Очень странно, что российские спецслужбы увидели угрозу со стороны поисково-спасательного судна — судна без оружия, в то время как корабли ФСБ постоянно находятся на расстоянии 2 километров от Мариуполя и Бердянска, — заявил украинский министр. — Российские корабли вооружены пушками [калибра] 30 мм».
«В ближайшие 15 лет Россия полностью модернизирует свой военный флот»
Председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко — о ледоколе двойного назначения и развитии с нуля рыболовного судостроения.
Российский Военно-морской флот существенно обновился за последние 10 лет, и ключевую роль здесь сыграла Объединенная судостроительная корпорация, на которую приходится 90% заказов в этой сфере. Однако в обозримом будущем ОСК предстоит не менее сложная задача, связанная с обновлением уже гражданского флота. Как компания планирует ее решать — в интервью председателя совета директоров Георгия Полтавченко «Известиям» на полях ПМЭФ.
— Форум вернулся, это хорошее событие, это событие значимо. ПМЭФ всегда оставался для ОСК ключевой площадкой. Какие проекты вы планируете обсудить в этот раз и о чем пойдет речь в первую очередь?
— Очень приятно, что форум вернулся в очный формат. Я считаю, что это очень важно, особенно сегодня, потому что бизнесу, деловым людям есть возможность посмотреть на вопросы в новом ракурсе, с учетом событий последних двух лет. Те вопросы, которые казались очевидными, сегодня требуют переосмысления. Естественно, наша компания тоже будет искать новые пути, новые направления развития. Скажу, что я и мои коллеги из корпорации рассматривают этот форум в плане поиска новых партнеров, новых рынков сбыта, в первую очередь гражданской продукции.
— К этому еще вернемся, но прежде всего вы неслучайно вспомнили о том, что два последних года были очень сложными. ОСК объединяет 40 предприятий, где работают почти 90 тыс. человек. Это огромный комплекс, огромное количество людей, которые столкнулись с невероятными проблемами. Как вам в условиях пандемии удалось наладить работу такого огромного количества предприятий? Как были задействованы мощности и как корпорация смогла перестроить свою работу с учетом пандемии?
— Да, пандемия внесла негативные коррективы в деятельность корпорации, но могу сказать, что наши предприятия не работали только первую неделю выходных, которые были объявлены по всей стране. Но за это время мы сформировали штаб по предотвращению распространения коронавируса. Он действует и поныне, координируя всю работу, связанную с обеспечением безопасности и здоровья наших сотрудников. На каждом предприятии проводятся регулярные ПЦР-тесты. Штаб контролирует наличие средств индивидуальной защиты для сотрудников. Могу сказать, что после той недели общих выходных ни одно из наших предприятий больше не останавливалось. Конечно, были нарушены определенные логистические цепочки. Но в основном это происходило по вине смежников. Их трудности влекли за собой задержку поставок необходимого нам оборудования для строительства кораблей, и, естественно, это влияло и влияет на графики.
Но в целом мы достаточно спокойно прошли этот сложный период. Хотя он, к сожалению, еще не закончился. Пандемия стабилизировалась, но она всё еще продолжается, поэтому все мероприятия, связанные с нераспространением COVID-19, в силе.
С другой стороны, мы многому научились, на многое посмотрели с другой стороны. В том числе и с точки зрения сокращения управленческих и накладных расходов — в период пандемии сократилось количество командировок. Во-вторых, многие мероприятия, которые мы проводили в очном режиме, совещания сегодня в основном проводятся онлайн. Это всё позволило нам значительно сократить наши накладные расходы, в том числе и управленческие. И вообще работа в онлайн-режиме — направление новое для всей страны. Но она показала достаточно свою эффективность, и в перспективе мы думаем, чтобы часть сотрудников, особенно тех, кто не задействован в производственном процессе, переводить на такой режим. Мне, кажется, это и людям в принципе понравится, но главное — это эффективно с точки зрения загрузки рабочих мест, сокращения площадей, ну и многих других вещей, связанных именно с обслуживанием персонала, который работает непосредственно в офисах и на территориях, с коммунальными расходами и так далее. То есть целый пласт, который надо всем переосмыслить, в том числе и мне.
— Пандемия вмешалась в очень важную процедуру для ОСК — переезд на берега Невы.
— К сожалению, это действительно так. Мы планировали переехать в прошлом году, но переезд затянулся. Хотя я хотел бы напомнить, что изначально, когда корпорация создавалась, ее пропиской был город Санкт-Петербург. В частности, здание одного из предприятий нашей корпорации находится на улице Марата. Но потом так получилось, что основная масса сотрудников потихонечку перебралась в Москву. И центральный офис стал располагаться в столице. Решение о перебазировании было принято президентом нашей страны. Сами понимаете, решение главнокомандующего исполняется, а не обсуждается. Поэтому мы начали этот процесс, и сейчас он активизировался.
Я думаю, что до конца года основная часть головной организации ОСК переберется в Питер. Но при этом мы очень аккуратно работаем, потому что не хочется терять кадры. С каждым сотрудником, который планировался к переводу в Санкт-Петербург из Москвы, ведется индивидуальная работа, в первую очередь с теми, кто особенно важен для корпорации.
И естественно, мы стараемся их чем-то привлечь, увлечь. К сожалению, есть люди семейные, они в основном не очень хотят перебираться в Петербург. С другой стороны, мы чувствуем себя комфортно: Санкт-Петербург — это город, в котором можно найти достаточно соответствующих работников. Тем более много специалистов именно в области судостроения, поэтому я думаю, что процесс переезда пройдет безболезненно. Ну а для города это новые рабочие места, причем весьма неплохо оплачиваемые, и дополнительные поступления в виде подоходного налога, поэтому город от этого только выиграет.— Давайте вернемся к деятельности корпорации, понятно, что не секрет, основная ваша работа — это, конечно, государственная оборона и заказ. Сейчас прошла серия совещаний с президентом России Владимиром Путиным, и очень четко были поставлены задачи. Как идет работа над гособоронзаказом и что в этом направлении можете сказать?
— Всё так: главная задача ОСК на сегодня, естественно, безусловное выполнение гособоронзаказа. Тем более что более 90% от него в части Военно-морского флота осуществляется именно нашей корпорацией. О масштабах нашей сегодняшней работы можно привести несколько цифр. Если с 2008 по 2013 год мы построили 11 новых кораблей и отремонтировали семь, то за следующие четыре года мы построили уже 31 корабль и отремонтировали 27. Даже в условиях пандемии мы сумели в прошлом году сдать девять новейших кораблей и отремонтировать два корабля, которые необходимы флоту. Задача президентом поставлена, и сегодня она достаточно эффективно решается.
Вы наверняка сами обращали внимание, что в зарубежной прессе очень много публикаций, посвященных модернизации российского флота, что говорит о том, что мы на правильном пути. Потому что наши «друзья» никогда не интересуются тем, что у нас плохо, они интересуются тем, что у нас хорошо. Могу привести слова, которые принадлежат нашему выдающемуся флотоводцу. Адмирал флота Николай Герасимович Кузнецов сказал, что нам необходимо иметь многообразный Военно-морской флот, начиная от береговых ракет, авиации, атомных подводных лодок, заканчивая плавучими базами и буксирами. Именно такой флот нужен России. Именно такой подход сегодня осуществляется в том числе и с участием нашей корпорации. Ну и могу сказать, что наша военно-морская наука, в частности наука по строительству военно-морских кораблей, не просто передовая, но и во многом опережает наших коллег из других стран.
— Об этом тоже интересно, потому что сейчас на самом деле разработка новейших систем, возьмем «Калибр», возьмем «Циркон», удачные испытания, модернизация. Это же на вас возлагает дополнительную ответственность: новые технологии, новые специалисты, новые кадры, новая техника, в конце концов. Что СК делает в этом направлении?
— Действительно, конструкторы наших ведущих КБ сегодня создают и разрабатывают уникальную технику. О характеристиках и о секретах, понятно, не буду говорить в интервью. Но могу сказать, что это реально исключительные вещи. Но мы не строим всё время уникальные корабли — в смысле сделали один и забыли, и дальше будем думать, чего бы еще уникальное построить. Мы создаем корабли, которые затем идут в серию, а серия — это всегда удешевление, что важно и для экономики. Но самое главное, мы сегодня работаем по принципу максимальной унификации.
Вы сказали «Калибр» и «Циркон» — первая уже стоит на вооружении, а вторая начинает поступать. Запуск этих ракет осуществляется из унифицированных комплексов. То есть если в перспективе появится новое, более мощное оружие, то всё равно шахта будет та же самая. То есть мы строим платформу с новыми параметрами, постоянно улучшаемыми, но всё равно универсальными.
Точно так же мы сегодня вместе с нашими смежниками из радиоэлектронной промышленности и из других отраслей идем по пути унификации электронного, навигационного оборудования — для того чтобы, грубо говоря, пришел матрос, который отвечает за эту аппаратуру, отвинтил четыре болта, поменял блок, и это всё продолжило работать. Это очень важно еще и с той точки зрения, что от срока службы корабля его боевая мощь не зависит. На него можно будет ставить всё, что будет разрабатывать наша промышленность. И мы их проектируем таким образом, чтобы они могли постоянно модернизироваться. То есть это такая долгоиграющая история, и я думаю, что именно в этом и есть наша главная задача: создать мощный, современный, но имеющий перспективу на ближайшие 20–30 лет флот. Такая задача поставлена, и мы с нашими коллегами из Министерства обороны, с Военно-морского флота и со смежниками стараемся эффективно решать. Ну и если вообще говорить об интересных разработках, о секретах, то если время есть, то могу рассказать о проекте, который мы называем между собой «Наш мирный трактор». Имеется в виду спущенный на воду в 2019 году, но еще достраивающийся патрульный ледокол. Таких кораблей в мире нет.
— Какая его основная функция?
— Это уникальный многоцелевой корабль. Основная его функция — это охрана водных путей, в частности Северного морского пути. Он оснащен ракетными установками, есть артиллерийские установки, есть достаточно мощная система противовоздушной обороны, но при этом он может решать огромный спектр задач — от проводки караванных судов и участия в спасательных операциях до проведения научно-исследовательских экспедиций. Таких кораблей у нас будет четыре. Первый, как я уже говорил, спущен на воду и достраивается. Второй строится, и еще два будут в перспективе, поэтому мы его и называем «мирный трактор», потому что он будет решать и военные, и гражданские задачи.
— Вот вы плавно перешли к гражданке, загрузка ОСК по гражданскому судостроению — 20%. Я так понимаю, и вы это уже озвучили, что эту цифру надо повышать. Как, по-вашему, что нужно гражданскому флоту России?
— Мы все исходим из того, что где-то в ближайшие 10–15 лет Россия полностью модернизирует свой Военно-морской флот. Понятно, заказы будут, но не в таком количестве, как сегодня, а значит, нам нужно думать о том, как заниматься диверсификацией, загружать наше предприятие. И здесь, на мой взгляд, тоже очень неплохая перспектива, потому что практически перед нами стоит задача обновления всего российского торгового флота, причем не только морского, но и речного, это и грузовые пароходы, это и пассажирские пароходы, потому что у нас все, например, круизные пароходы — это постройка середины, ну может быть, второй половины XX века. Не только советские, мы еще отдавали нашим друзьям хорошие заказы — Германия, Польша строили.
— Кстати, как сейчас как ведется работа в этом направлении. С точки зрения того, что на экспорт отправляется. Востребовано оно на мировом и европейском рынке?
— Я так скажу, очень осторожно идет работа, и есть конкретные наметки с целым рядом стран на поставки именно быстроходных пассажирских судов за рубеж. Но я пока не берусь говорить точно, потому что боюсь удачу испугать. Ну а в России, естественно, необходимо обновлять этот флот. В прошлом году мы сдали круизный лайнер типа «река–море» «Мустай Карим». Второй такой пароход строится сейчас в Астрахани. Заложен первый именно пассажирский теплоход, а не круизный лайнер — для Красноярского края. В целом мы планируем серию из пяти таких теплоходов построить. Они будут заниматься пассажирскими перевозками и перевозками груза по Енисею. Это тоже очень серьезный проект. Еще есть большая тема, связанная с рыболовным флотом. ..
— Вы так часто говорите о рыболовном флоте и подчеркиваете, что его надо фактически полностью обновлять. Ведь началось всё с нуля.
— Да, с нуля. Всё еще осложняется тем, что тот флот, который более или менее новый, зарубежной постройки, а значит, обслуживание и ремонт этих судов являются проблемами, связанными с импортом. То решение, которое было принято президентом и правительством по квотированию вылова и его увязка со строительством рыболовецких судов в России, позволит нам в ближайшие 10–15 лет обновить наш флот полностью. И, кстати, послезавтра на Адмиралтейской верфи будет заложен уже пятый большой морозильный траулер, который будет заниматься не просто выловом рыбы, но и ее переработкой и практически упаковкой. То есть это фабрика на воде, будет полный цикл. Он способен переработать около 80 т рыбного филе, 200 т рыбной муки. Это всё фасуется, перерабатывается, вахта заканчивается, они приходят, сдают и тут же уходят опять в море. То есть такой…
— Закрытый цикл в открытом море, уникальный процесс.
— Да, процесс такой. Всего у нас более 40 сегодня заказов на наших верфях строится. Там есть определенные проблемы, честно скажу. Никогда его не строили раньше. Наши рыбопромысловики больше интересовались зарубежными судами. Причем приобретали, как правило, не новое, а б/у. Сегодня, я думаю, для нас как для людей, которые работают и умеют делать самые современные военные корабли, большого труда не составит справиться и с рыболовецкими судами.
7 знаменитых затонувших кораблей российского флота
Крейсер «Варяг» и пароход «Ижора», эскадренный миноносец «Фрунзе» и броненосец «Чесма»: в подборке портала «Культура.РФ» — боевые корабли русского флота, погибшие в XX веке.
Крейсер «Варяг»
130-метровый бронепалубный крейсер «Варяг» построили на американских верфях William Cramp and Sons в Филадельфии в 1898 году. С 1901 года мощное военное судно было введено в строй. Печальную известность «Варяг» получил в годы Русско-японской войны. В феврале 1904 года японская эскадра блокировала русский крейсер и канонерскую лодку «Кореец» в тихоокеанском порту Чемульпо. Отказавшись сдаться, русские корабли вступили в бой с 14 кораблями противника. Чтобы не достаться врагу, «Кореец» взорвали, а «Варяг» затопили.
Однако в следующем году японцы подняли «Варяг» и включили в состав собственного флота под названием «Соя». В 1916 году российское правительство выкупило у Японии русский крейсер. Позже судно несколько раз перепродавали, а в 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берегов Южной Шотландии. В 2003 году съемочная группа телеканала «Россия» обнаружила останки легендарного крейсера в двух милях от деревни Лэнделфут. На поверхность были подняты трубки от паровых котлов крейсера и некоторые боцманские приспособления.
Пароход «Ижора»
Грузовой пароход «Ижора», построенный в Англии и первые 13 лет плававший под британским флагом, СССР купил в 1934 году для Балтийского пароходства. В годы Великой Отечественной войны пароход в Норвежском море был расстрелян и затонул с 33 членами экипажа на борту. В живых остался лишь старпом Николай Адаев — его взяли в плен, и впоследствии он погиб в немецком концлагере Штуттгоф. Сообщение с погибавшей «Ижоры» принял английский крейсер «Кения». Это позволило направить группу самолетов на уничтожение немецкой эскадры, а встречному конвою, следующему из Рейкьявика в Мурманск, благополучно дойти до советского порта.
Пароход «Декабрист»
Купленный Россией в 1904 году грузовой пароход «Декабрист» (ранее он назывался «Анадырь») построили в Англии в 1902 году. Во время Цусимского сражения он стал единственный кораблем, не задержанным японцами. В 1905 году «Декабрист» прибыл в балтийский порт Либава (Лиепая). Пароход участвовал в Первой мировой войне, Февральской революции 1917 года и Ледовом походе Балтийского флота.
Позже судно не раз переходило из одного пароходства в другое. В годы Великой Отечественной войны оно было одним из крупнейших советских транспортных судов. Корабль мог перевозить 8 тысяч тонн грузов и при этом развивать скорость до 22 км/ч. В 1942 году он вез боеприпасы и другие грузы Исландии в Мурманск и был потоплен немцами в Баренцевом море. Из всех членов экипажа выжили лишь трое, и они попали в плен. В 1957 году на острове Надежды в память об экипаже парохода «Декабрист» установили каменный обелиск.
Пароход «Киев»
Грузопассажирский пароход «Киев» построили в 1917 году в Германии. В годы Великой Отечественной войны пароход планировалось использовать для северных союзных конвоев. В апреле 1942 года он в составе британского конвоя вышел из Мурманска в Исландию.
Менее чем через сутки на суда обрушились немцы. Сначала были потоплены английские корабли, а вскоре подводная лодка атаковала и пароход «Киев». Через семь минут после взрыва «Киев» затонул. Большая часть экипажа и пассажиров спаслась: на шлюпках, плотах и уцелевших английских судах они доплыли до Рейкьявика.
Броненосный крейсер «Паллада»
Броненосный крейсер «Паллада» построили в Санкт-Петербурге в 1906 году. Он мог перевозить почти 8 тысяч тонн, имел на борту артиллерийское и минно-торпедное вооружение. Экипаж крейсера состоял из 773 человек. В составе Балтийского флота «Паллада» участвовала в Первой мировой войне.
В самом начале войны экипаж корабля вместе с экипажем крейсера «Богатырь» захватил сигнальную книгу с германского легкого крейсера «Магдебург». Это позволило расшифровать многие элементы военно-морского кода Германии. Однако уже в октябре 1914 года «Палладу» атаковала немецкая подлодка, и она затонула вместе со всем экипажем. От крейсера уцелела судовая реликвия — икона Спаса Нерукотворного, найденная через несколько дней после трагедии у северного побережья Эстонии. Сейчас она находится в петербургском храме Спаса на водах.
Эскадренный миноносец «Фрунзе»
Стометровый эскадренный миноносец «Фрунзе» (тогда носивший имя «Быстрый») был спущен на воду в 1914 году в Херсоне. В годы Первой мировой войны он участвовал в боевых действиях на Черном море. В начале Великой Отечественной войны «Фрунзе» сопровождал другие корабли и ставил мины.
В сентябре 1941 года экипаж миноносца пытался спасти канонерскую шлюпку у Тендровской косы — ее атаковали немцы. Его обстреляли вражеские бомбардировщики, и миноносец получил серьезные повреждения. Капитан корабля Василий Ерошенко принял решение выбросить «Фрунзе» на отмель рядом с Тендровским маяком. Миноносец затонул, однако более сотни моряков спаслись на его надстройках и трубах, оставшихся над водой. Сегодня корабль лежит на глубине 8–8,5 метра.
Броненосец «Чесма»
«Чесму» построили в Севастополе в 1884 году. Он стал первым трехбашенным броненосцем Черноморского флота. Мощный стометровый корабль мог перевозить больше 10 тысяч тонн грузов, развивая при этом скорость до 25 км/ч. На его вооружении было 27 разнокалиберных орудий и 4 торпедных аппарата. Экипаж броненосца составлял 633 человека. В мирное время «Чесма» участвовала в маневрах, стрельбах по морским мишеням и по берегу, высадке десанта.
В 1907 году броненосец разоружили, а в 1912-м вывели из активной службы, переименовав в «Исключенное судно № 4». Позже судно установили на якорь у Тендровской косы и использовали как мишень для испытаний нового вооружения. Сегодня затонувшие останки броненосца лежат на глубине 9 метров.
В Крыму заложили корабли, которые заменят «Мистрали»
фото: пресс-служба Кремля
Два универсальных десантных корабля, два фрегата и две атомные подводные лодки заложили сегодня, 20 июля, на трёх крупнейших верфях России в Керчи, Санкт-Петербурге и Северодвинске. Владимир Путин принял участие в церемонии закладки десантных кораблей на керченском заводе «Залив». Осмелимся предположить, что выбор главы государства был обусловлен тем, что в отличие от петербургской и северодвинской керченская верфь переживает период становления после четверти века упадка в украинские времена. Прилетев в Крым, президент ещё раз подчеркнул своё внимание к региону, который развивается в непростых условиях международных санкций.
200 кораблей, катеров и судов вошли за восемь лет в боевой состав Российского флота
Заложенные в Керчи десантные корабли будут носить имена Ивана Рогова и Митрофана Москаленко, санкт-петербургские фрегаты — имена адмирала Юмашева и адмирала Спиридонова, а северодвинские подлодки — имена городов воинской славы Воронежа и Владивостока.
За последние восемь лет в боевой состав Российского флота вошли более 200 кораблей, катеров и судов различного класса, рассказал президент и напомнил о стоящей перед отраслью задаче: к 2027 году доля современных кораблей в ВМФ должна превысить 70 процентов.
Перед началом церемонии. фото: пресс-служба Кремля
Государство субсидирует заказчикам 30 процентов стоимости судов, которые будут строиться в Крыму
Как отметил Владимир Путин, ведущие предприятия кораблестроительной отрасли загружены заказами на годы вперед, и это отлично для того же «Залива», который при Украине четверть века перебивался с хлеба на воду. Тем более что керчанам не привыкать решать сложнейшие задачи в области кораблестроения. О возможностях «Залива» хорошо свидетельствует такой факт: в 1988 году здесь построили первое в мире ледокольно-транспортное судно с атомной энергетической установкой — лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
С 1945 по 1980 год «Залив» построил около 500 судов, в том числе серию танкеров типа «Крым» дедвейтом 150 тысяч тонн. В 1980-1996 годах здесь строили серию среднетоннажных танкеров типа «Панамакс» с двойными бортами и дедвейтом 65 тысяч тонн. Широко представлена в истории предприятия и продукция военного кораблестроения. В разные годы на мощностях завода были построены серии морских тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей.
Малые ракетные корабли «Аскольд» и «Циклон» проекта 22800 «Каракурт». фото: пресс-служба Кремля
После церемонии закладки универсальных десантных кораблей «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» Владимир Путин пообщался с работниками «Залива», рассказав им о программе государственной поддержки отрасли кораблестроения. При этом, как сообщил президент, для крымчан в нынешнем году предусмотрена специальная мера поддержки: государство готово субсидировать тем, кто закажет строительство судов на крымских верфях, 30 процентов от их стоимости.
Беседа с работниками судостроительного завода «Залив». фото: пресс-служба Кремля
День ВМФ станет демонстрацией возможностей флота и корабелов
Торжественную церемонию массовой закладки новых кораблей не случайно провели именно сейчас. В воскресенье, 26 июля, Россия отметит День Военно-морского флота. И, соответственно, закладка современных кораблей — это демонстрация возможностей отечественного судостроения. При этом символично, что строящиеся на крымском «Заливе» универсальные десантные корабли проекта 23900 разработаны в качестве альтернативы французским «Мистралям», которые европейцы отказались поставлять России после воссоединения полуострова с Россией. Отказ французов продать нам пресловутые «Мистрали» привёл к тому, что мы построим эти корабли сами, да ещё и не где-нибудь, а в Крыму, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор.
Церемония закладки боевых кораблей Военно-Морского Флота. фото: пресс-служба Кремля
Сообщается, что водоизмещение нового российского универсального десантного корабля составит 25 тысяч тонн, а длина — около 220 метров, и он сможет нести более 20 тяжёлых вертолётов и перевозить до 900 морских пехотинцев. При этом, правда, западные средства массовой информации уже успели предположить, что новые российские корабли будут… копиями «Мистралей». Вроде бы респектабельный американский «Форбс» опубликовал в конце мая статью, автор которой Дэвид Экс пишет: «Если нельзя купить — значит надо украсть. Таков подход России к приобретению новых универсальных десантных кораблей спустя шесть лет после того, как Франция отказалась продавать свои универсальные десантные корабли».
Вывод о том, что российские корабли будут клонами «французов», издание сделало на основании… фотографии, на которой Владимир Путин рассматривает эскиз, изображающий предположительный облик УДК проекта 23900, а также на основании вывода одного из пользователя соцсетей, распространившего эту фотографию. И, думается, это всё, что нужно знать об уровне современной западной журналистики.
Флот без кораблей. ВМФ России на грани коллапса
…мой друг Серёга, командир противолодочного вертолёта КА-25 Северного флота корабельного базирования, совершал очередной тренировочный полёт над ледовым полем. Он неоднократно жаловался своей любимой жене, что при полётах над ледовыми полями штатные светофильтры шлемов пилотов ВМФ недостаточно защищают зрение от сверхяркоотражающей поверхности льда. Любимая жена предприняла невероятные усилия, но ко дню рождения Серёга получил поляризационные светозащитные очки французского производства, которыми пользовались пилоты Канадских Арктических Авиалиний (Air North). Вот летит он в этих очках над сплошным ледовым полем и визуально обнаруживает контрастную (относительно всего остального белого поля) окружность очень большого диаметра. Вроде бы не понять, что за оптическое явление. Остекление кабины поляризует свет, светофильтр шлема вносит свою лепту в поляризацию, плюс импортные светозащитные очки. Но вдруг почти в центре гигантской окружности взламывается лёд и показывается рубка нашей атомной подводной лодки! …При движении ПЛ в подводном положении заданная глубина погружения удерживается горизонтальными рулями, которыми управляет боцман или авторулевой. Точность удержания заданной глубины хода в пределах ±5 метров. То есть гигантская масса металла (от 6000 до 33800 тонн) совершает вертикальные колебания по глубине, а вместе с массой колеблется и её гравитационное поле. Часть гравитационного поля корпуса подводного корабля, с регистрируемой измерительными приборами напряжённостью, выходит на поверхность воды, на границу двух сред – воды и воздуха. Помним и о волнении на поверхности. Вот эта часть гравитационного поля, на каком-то одинаковом уровне своей напряжённости вступает в резонансное взаимодействие с приповерхностными слоями морской воды и воздуха. Взаимодействие производит ориентирование солевых доменов в верхних слоях воды и воздуха (как известно у поверхности воды в воздухе высокая концентрация солёных водяных капель), что ведёт к суммированию (своеобразной модуляции) напряжённости их электрических полей. Отсюда кольцевая или эллиптическая форма фигур на экранах РЛС. А уже взаимодействие суммированных электрических полей с электромагнитным полем от антенн радиолокационных станций (поглощение или отражение) ведёт к появлению кольцевых или эллиптических эффектов на экранах радиолокационных станций. У оппонентов возникает вопрос: почему кольцевой эффект не обнаруживается вокруг крупных надводных судов или кораблей? Они ведь тоже обладают гравитационным полем? Ответ в том, что объём зоны взаимодействия гравитационного поля надводного корабля с напряжённостью для искомого резонансного взаимодействия с солёной водой пространственно слишком тонок из-за углов пересечения векторов напряжённости полей близких к 90°. И в этих объёмах не возникает условий для резонансного взаимодействия с электромагнитным полем поисковых РЛС, тем более, если они любого иного частотного диапазона. Для надводных кораблей и судов эффект может наблюдаться кратковременно при их потоплении (гибели). Таким образом, совершенно случайно частотный диапазон радиолокационных станций загоризонтного целеуказания системы “Море” был выбран так, что именно на этих частотах обнаружилось взаимодействие суммарного электрического поля поверхностных солевых доменов морской воды, модулируемых мерцающим гравитационным полем крупных подводных объектов, с электромагнитным полем поисковых РЛС. Частным случаем проявления кольцевого эффекта можно считать изменение поляризации солнечного света, отражённого от ледового покрова, что и наблюдал мой друг Серёга во время одного из своих полётов надо льдами через поляризационные пилотские очки. Лёд при всей его твёрдости имеет в своём составе незамерзающие круто солёные вкрапления, на которые и воздействует гравитационное поле подводной лодки, находящейся подо льдом. |
Сложив всё вышесказанное, приходится признать: возможность засечь подводную лодку с помощью средств радиолокационного и оптико-электронного наблюдения за поверхностью воды или льда – это реальность. И эта реальность, к сожалению, полностью отрицается современной отечественной военно-морской стратегией.
Мы делаем ставку на подводные лодки, игнорируя тот факт, что противолодочные самолёты вероятного противника «видят» их и под водой, и, возможно, подо льдом. Не на всех режимах, конечно, и не всегда, да и район поиска надо как-то выбрать, но сам факт существования такой возможности должен был заставить командование ВМФ в корне пересмотреть свои подходы к военному строительству, в частности, к обеспечению боевых служб ПЛ, их поддержке надводными кораблями и авиацией, включая корабельную.
На практике же всё было и остаётся абсолютно не так. Факт того, что наши подводные лодки крайне уязвимы перед базовой противолодочной авиацией противника в ходе военного строительстве в целом не учитывается. Факты того, что лодки противника превосходит наши ПЛ в скрытности, дальности обнаружения и тактико-технических характеристиках торпедного оружия – тоже. Так ради чего огромные государственные средства тратятся на подплав? Ради того, чтобы потом его быстро утопили, с потерей тысяч моряков и гигантских средств?
Ситуация становится просто жутковатой в приложении её к морской компоненте СЯС. Именно подлодки с баллистическими ракетами являются самым скрытным компонентом наших ядерных сил и единственными носителями ядерного оружия, которые в теории можно спрятать от противника. На практике, получается, что почти нельзя…
Некоторое время назад американцы, хранящие поистине могильное молчание по поводу своих достижений в противолодочном поиске, начали всё же рассекречивать материалы, касающиеся этой тематики.
Так, сейчас в сети доступен доклад «A RADAR METHOD FOR THE DETECTION OF SUBMERGED SUBMARINES» («Радиолокационный метод обнаружения погружённых подводных лодок», выпущенный Исследовательской лабораторией ВМС США в далёком 1975 году. Хоть зона *.mil и закрыта от русскоязычных пользователей, простой анонимайзер позволяет скачать полный текст на английском. Из доклада видно, что впервые американцы обнаружили феномен остаточного следа на поверхности, заметного в радиолокационном диапазоне, ещё во времена Второй мировой войны. И только к 1975 году пришли к консенсусу о том, что эффект есть, и может быть использован. А ещё через тринадцать лет был тот самый разведывательный вылет «Ориона»…В теории, опять же, морская авиация и надводные корабли должны были бы сработать как щит для ударных подлодок, дав им возможность развернуться в относительной безопасности как от вражеских самолётов, так и от вражеских подлодок, но увы, с надводными кораблями и морской авиацией у нас ситуация ещё хуже, чем с подводными лодками, и помочь лодкам они никак не могут.
Начнём с авиации
С морской авиацией у СССР было противоречивое положение. ВМФ СССР имел первоклассную ударную авиацию берегового базирования – Морскую ракетоносную авиацию, вооружённую самолётами Ту-16, Ту-22 и Ту-22М разных модификаций, способных нести противокорабельные крылатые ракеты – как сверхзвуковые, так и дозвуковые. Чуть позже к ним добавились ракетоносные Ту-95К-22 – «длинная рука» ВМФ, способные наносить удары по надводным кораблям над любой точкой Мирового океана. Их дальность и качества БРЭО делали их поистине глобальным оружием (хотя и не лишённым недостатков). Разведывательная авиация тоже была на высочайшем уровне.
А вот в части противолодочной авиации у СССР был провал – прицельно-поисковые системы самолётов не обеспечивали надёжный поиск иностранных подлодок, хотя обнаружений авиация давала всё же немало. Упомянутая выше тема «Окно» могла изменить ситуацию, но увы, её практические результаты были получены непосредственно перед развалом СССР, и после него новые способы поиска получили самое минимальное развитие. Палубная же авиация ВМФ СССР в каком-то смысле просто «не успела» вырасти. Береговая штурмовая авиация была неплоха, а вот истребительная авиация ВМФ испытывала нехватку современных самолётов.
Но даже эти противоречивые достижения в морской авиации были полностью утрачены после развала СССР. Сократился в разы состав противолодочной авиации, причём, что самое неприятное, за все постсоветские годы толком ничего не было сделано по созданию нового самолёта на замену старичкам Бе-12, Ту-142М и Ил-38. Модернизация Ил-38 в вариант 38Н с комплексом «Новелла» — это полумера, с весьма ограниченной эффективностью, да и темпы модернизации самолётов просто удручают.
Фактически не будет преувеличением сказать, что у нас попросту нет противолодочной авиации. И это в условиях, когда совокупная численность современных подлодок у США и их союзников переваливает далеко за сотню. Положение никто и не думает исправлять: ни командование ВМФ, ни структуры Министерства обороны не проявляют серьёзной заинтересованности в решении проблемы.
Но от противолодочной авиации хотя бы сохранились остатки, которые можно модернизировать. А вот МРА была ликвидирована полностью. В 2010 году все остававшиеся в ВМФ самолёты Ту-22М были изъяты из ВМФ и переданы в ВВС. Теперь у флота просто нет инструмента для нанесения внезапных массированных ударов по военно-морским соединениям противника, нет сил, которыми в условиях «большой» войны можно сманеврировать между ТВД, усиливая поочерёдно наши разрозненные флоты. И, конечно, нет никаких гарантий, что ВКС будет озадачиваться вопросами помощи флоту – целей у ВКС в большой войне хватит и без флотских проблем.
Если передаче бомбардировщиков в ВВС есть оправдание, в конце концов, эти машины давно не производятся и действительно стали «на вес золота», их реально мало осталось, то фактическое уничтожение флотом своей собственной истребительной авиации иначе как преступлением не назвать. Ещё пять лет назад ВМФ имел крупные силы истребителей, причём, в отличие от советских времён, вполне современных машин. МиГ-31 и Су-27, отремонтированные и в хорошем состоянии. Чем всё закончилось? Тем, что командование флотов просто-напросто угробило вверенные им авиачасти, не выделяя даже керосин на боевую подготовку. Достаточно сказать, что истребительные части ВМФ на Камчатке в 2015 году имели налёт не более 30 часов в год на человека – почти как в 90-х годах. И это когда уже шла война в Сирии. Офицеры штабов ВМФ открыто, не стесняясь, говорили, что без лётчиков и их проблем им было бы легче и проще служить. Итог закономерен – с 2017 года у флота забирают истребительную авиацию, и медленно, но верно переводят её «под крыло» вновь создаваемых армий ВВС и ПВО. Сначала через это прошёл Северный флот, а в 2018 году – Тихоокеанский. Это, безусловно, спасло авиационные соединения для будущего, вот только отладить нужный уровень взаимодействия между надводными кораблями и авиацией теперь не получится. Впрочем, этим и раньше никто не занимался.
А ведь американские истребители с баз в Японии повисали «на хвосте» у Ил-38 над Охотским морем при каждом вылете на поиск ПЛ (в тех случаях, когда иностранные ПЛ в Охотском море были)! Как можно было в таких условиях угробить вверенные авиачасти? Но ВМФ это сделал.
Относительно неплохо выглядят дела в морских штурмовых авиаполках. Полки летают, тренируются, получают на вооружение новые Су-30СМ. Вот только потенциал этой платформы никто даже и не пытается реализовать. Если в ВВС Индии Су-30 уже пускают тяжелые сверхзвуковые ПКР «Брамос», то в России никто не пытается вооружить морские Су-30СМ аналогичными по параметрам «Ониксами», хотя это решение позволило бы резко нарастить ударные возможности полков, и дать им возможность атаковать современные боевые корабли, не входя в их зону ПВО. Но это, видимо, никому не надо, такие работы не ведутся, равно как и нет никаких признаков того, что флот усилит штурмовые авиаполки самолётами-заправщиками или ДРЛО. Главным оружием штурмовых полков является ракета Х-35 – очень хорошая ракета, но при прорыве современной эшелонированной корабельной ПВО её дальности не хватит, придётся подставлять под вражеские зенитные ракеты и сами самолёты тоже.
Новая гиперзвуковая ракета «Кинжал» тоже зримо не заинтересовала военно-морских товарищей.
По факту от морской авиации времён СССР остались одни ошмётки, и не надо думать, что ВКС, которые вынужденно берут на себя всё больше «морских» задач, станут тут палочкой-выручалочкой. Не станут, потому, что им и над землёй работы хватит, и потому, что лётчик морской авиации — это человек, обладающий крайне специфической подготовкой и навыками, которые пилоту-универсалу из ВКС развивать просто некогда.
Наивно думать, что в таких условиях дела с тем, что прежде всего ассоциируется с флотом (с надводными кораблями), идут лучше. Не идут.
В настоящий момент в строю ВМФ тридцать один корабль ближней и дальней морской, а также океанской зон (за вычетом неходовых кораблей, которые в море уже не выйдут, но ещё не выведены из боевого состава). Кроме пяти корветов проекта 20380 и четырёх фрегатов (три 11356 и один 22350), все они были заложены ещё при СССР. Из этого количества десять кораблей сейчас на ремонте, включая единственный авианосец.
Фактически в настоящее время Северный флот может вывести в море пять надводных кораблей 1-го и 2-го ранга, включая два крейсера, Черноморский – пять СКР и фрегатов, Тихоокеанский – шесть, включая один крейсер, Балтфлот – один СКР проекта 11540 и четыре корвета проекта 20380.
Для сравнения: у Японии тридцать семь боевых кораблей УРО в строю и три вертолётоносца ПЛО, у Франции – двадцать три корабля УРО и полноценный атомный авианосец.
Есть у нас, конечно, ещё некоторое количество (менее тридцати на весь ВМФ) малых противолодочных кораблей, малых ракетных кораблей, ракетных катеров и вспомогательных кораблей и судов. Но они или не могут действовать в дальней морской зоне без больших кораблей, либо необходимы для организации обороны прибрежных вод, либо и то, и другое. Ту же группировку ВС РФ в Сирии ими уже особо не защитить, вблизи Хоккайдо или Шпицбергена не повоевать. Те же новые МРК проекта 21631, отметившиеся пусками «Калибров» имеют очень ограниченную мореходность, и не имеют ни ПВО, ни средств ПЛО, или хотя бы противоторпедной защиты.
При этом все остальные большие корабли натурально «застряли» на ремонтах, которые продолжаются годами, и у которых всё время увеличиваются сроки. Последняя новость из серии – затопление плавдока ПД-50, в котором стоял авианосец «Адмирал Кузнецов», с навалом авианосца на стенку дока, и до конца не озвученными последствиями. Насколько это задержит выход из ремонта «Кузнецова» и осложнит ремонты прочих кораблей и подлодок, можно только гадать.
При этом интенсивная эксплуатация ещё находящихся на ходу кораблей совершенно однозначно приведёт к почти полной выработке многими из них ресурса примерно к 2020-му году, до того, как из ремонта начнут выходить стоящие там сейчас боевые корабли. Фактически флот может уполовинить свой и без того скромный боевой состав, а судоремонт уже сейчас не справляется с имеющимися объёмами работ, после того, как этот объём вырастет процентов на шестьдесят, он не справится тем более. Особенно учитывая то, что некоторые корабли уже натурально доведены «до ручки», и объём работ с ними обещается просто огромный.
Но самое ужасное то, что ВМФ не может обновлять корабельный состав. Под гром фанфар и блеск главных морских парадов от внимания публики ушёл один «скромный» факт: Россия не может строить боевые корабли нужных ей классов. Почти никакие.
Рассмотрим по порядку
В сегменте малых ракетных кораблей (проектов 21631 «Буян-М»и 22800 «Каракурт») флот столкнулся с невозможностью получить нужные двигатели. «Буян-М» был спроектирован под немецкие MTU, но они стали недоступными из-за санкций. Начиная с корабля «Вышний Волочек», на корабль ставятся китайские дизели, однако они не обладают нужным для военного применения техническими характеристиками, что ставит точку в истории серии этих кораблей. Впрочем, после того, как США выйдут из договора о ликвидации ракет малой и средней дальности, смысла в этих кораблях всё равно не будет.
«Каракурты», которые замышлялись как более скоростные и мореходные аналоги «Буяна-М» с более мощным вооружением и отечественными дизелями, остались без двигателей в принципе. ПАО «Звезда», которое должно было поставить для этих кораблей высокооборотистые дизели М507 оказалось просто напросто неспособным их произвести. Такими темпами, которыми завод делает двигатели сейчас, серия «Каракуртов» будет строиться десяток лет, как минимум. Этот кризис повлёк за собой даже такие предложения, как сдача флоту кораблей с бывшими в употреблении двигателями, прошедшими капитальный ремонт. Надо признать, что основания для такого жёсткого решения вполне есть.
Все остальные более крупные корабли также попали в «ловушку» ПАО «Звезда» ибо её дочернее предприятие, «Звезда-редуктор», является единственным в России производителем редукторов для корабельных силовых установок. И проблемы там те же самые, что и на дизельном производстве. Впрочем, уже изученные, и запущенные в серию редуктора завод с горем пополам может делать, пусть долго и помалу. А вот с новыми конструкциями – беда. А между тем именно они требуются для того, чтобы Россия могла бы строить корабли дальней морской зоны – хотя бы фрегаты.
Заметим, что ранее редукторы для крупных кораблей поставляло украинское предприятие «Зоря-Машпроект», но после «евромайдана» и Крыма эти поставки стали невозможны. Невозможны стали и поставки корабельных газовых турбин, но их производство в России смогли освоить, а вот редукторов нет, и завод их производящий, чувствует себя плохо.
В итоге строительство военных кораблей в России в разумные сроки сейчас просто невозможно.
На все эти неприятные факты накладывается неспособность Министерства обороны и командования ВМФ определиться как с доктриной боевого применения, так и с типажом имеющихся и потребных к строительству кораблей.
Про то, что гигантские деньги вваливаются в неспособный защитить себя подплав, уже упоминалось, но это только часть проблемы.
Флот лишён противоминных сил полностью. Современных тральщиков нет, безэкипажных средств, необитаемых противоминных аппаратов и другой потребной для борьбы с минами техники почти нет. То, что строится, зависит от продукции «Звезды» с одной стороны или не отвечает современным требованиям с другой. Минирование акваторий вблизи военно-морских баз приведёт к тому, что корабли и подлодки окажутся там просто-напросто заперты, «расчистить» им выход сегодня нечем. Только отправлять на мины боевой корабль или многоцелевую ПЛ, чтобы «пробить» коридор человеческими жизнями. Ну что же, англичане на Фолклендах готовились так делать, мы ведь не хуже их, правда?
Так же точно нет противолодочных сил, способных отогнать вражеские подлодки от наших баз. Нет ни корветов ПЛО в достаточном количестве, ни системы оповещения о подводной обстановке приемлемого качества.
Только в этом году на флот начали поступать современные управляемые торпеды (это можно было сделать много лет назад), но у экипажей ПЛ ещё не хватает опыта их применения и статистика стрельб весьма мала.
Не проводится работ по модернизации противолодочных вертолётов, хотя есть хорошие наработки по опускаемым гидроакустическим станциям, но им, что называется «не дают ход».
Про морскую авиацию уже упоминалось.
И в этих условиях ВМФ не находит ничего лучше, как гоняться за химерами.
Зачем-то построена серия небоеспособных и непригодных для ведения боевых действий «патрульных» кораблей проекта 22160. Их позиционируют как антипиратские, но корабль такого водоизмещения не может работать в Индийском океане – есть риск, что из-за волнения на море он не сможет принимать обратно на борт свои лодки и вертолёты с морскими пехотинцами.
Вооружением для ведения противолодочной борьбы или способностью воевать с надводными кораблями противника эти корабли не обладают.
Зачем их тогда строили? Для чего расходовали деньги?
Ещё одним мегараспилом является корабль проекта 20386. О нём уже написано, да и потенциальных технических рисков в проекте специалисты уже нашли огромное количество. Некоторые потенциальные недостатки этого корабля окажутся, видимо, неустранимыми. При этом «Звезда» и этот корабль обделила редуктором. Редуктор 6РП, предусмотренный конструкцией, до сих пор не существует в металле, и неизвестно когда будет, сейчас судостроители осторожно говорят о том, что ГЭУ для корабля возможно будет готова в 2020-м году… а, возможно, и нет.Так или иначе, ни сдачи корабля флоту в 2022-м году, ни закладки второго корпуса в 2018-м уже точно не будет.
Всё это, правда, не помешало разработчикам проекта и подсистем освоить огромный бюджет, выделенный на разработку и строительство этого «вундерваффе».
Развитие единственной серии кораблей, которые Россия худо-бедно могла строить, — корветов 20380, остановлено волевым решением кого-то в ВМФ. И это несмотря на то, что модернизационный потенциал кораблей далеко не раскрыт, а альтернатив пока просто нет. Новые корабли этого проекта не закладываются, новые, более приспособленные к противолодочной борьбе или обладающие более эффективной ПВО модификации не разрабатываются. Могут возразить, что и к этим кораблям редукторов приходится ждать годами, но их, по крайней мере, можно дождаться!
Ну а более крупные корабли Россия или вообще не может строить, или может очень дорого и медленно, например, фрегаты проекта 22350. Очень мощные для своего класса и очень дорогие корабли, с серьёзной боевой мощью. Впрочем, эта серия кораблей тоже больше строиться не будет, всё ограничится четырьмя экземплярами.
О таких вещах, как межкорабельная унификация, и говорить не стоит, наверное, такое чувство, что у нас не знают о том, что это такое вообще.
Равно как и о том, в разработке морского подводного оружия, средств гидроакустического противодействия, гидроакустических комплексов и многого другого, реальная работа и производство уже давно заменены хитроумными схемами, позволяющими осваивать бюджеты, не выдавая в ответ ничего, никаких прототипов, образцов и т. д., — только отчёты о проделанных опытно-конструкторских работах, фальсифицированные протоколы испытаний и бесконечные перезапуски этого процесса. Прибыль без производства в чистом виде.
Стоит иметь в виду, что на этот раз всё вышеперечисленное накладывается на рост военной опасности для РФ, на наличие у нас изолированного ТВД, доступ к которому по суше отсутствует (Сирия), на то, что все наши серьёзные противники сегодня – страны с сильными ВМС, на санкции, не позволяющие закупать оружие и комплектующие за рубежом, на грядущий демографический кризис 2025-2030-х годов, когда армии, флоту и ВКС придётся конкурировать за мобилизационный ресурс и людей, на то, что добиваться роста боевых возможностей флота придётся без роста расходов на него…
Это фактически идеальный шторм, система, ушедшая в сингулярность, в «разнос». Все кризисные явления в пиковой форме и одновременно. Коллапс флота, полный обвал всего того, что в нём ещё держится.
Вот что ждёт ВМФ в самое ближайшее время.
Переживёт ли это флот? Не факт. Но самое страшное будет, если именно в этот момент придётся использовать ВМФ в боевых действиях. Цусима покажется небольшим речным круизом на фоне того, что может случиться в самые ближайшие годы. Причём, чтобы «огрести», нам совсем не обязательно будет сваливаться в конфликт с США: разбить настолько неустойчивую систему, как ВМФ РФ после 2020-го года, сможет практически любая более-менее развитая в военно-морском отношении страна.
Кто виноват в том, что всё это стало возможным?
Это, безусловно, Министерство обороны, включая департамент обеспечения гособоронзаказа, командующие ВМФ, личный состав Главкомата ВМФ, ответственный за кораблестроение, министры обороны — все за примерно последние 12-13 лет.
Кто-то недоработал, кто-то закрыл глаза на недоработки одних и прямой саботаж других, кто-то этот саботаж осуществил. И в итоге мы имеем то, что имеем. Однозначно виновна Военно-промышленная комиссия, по крайней мере, все те, кто в её составе отвечают за судостроение.
Виновна и ФСБ, потому что не уследила за складыванием поистине мафиозных кланов в ОПК, и за тем, что деятельность некоторых товарищей в «околофлоте» (не будем показывать пальцем), «отдаёт» иностранными спецслужбами.
Что делать?
Во-первых, заменить людей, виновных в этих провалах, на других. Это принципиально важно. Все, кто стоял за доведением флота «до ручки», должны отправиться искать другое место работы. Во-вторых, жёстко, с объявлением целей и назначением сроков, взяться за устранение всех вышеперечисленных проблем, не только в промышленности, но и в самом ВМФ. Начиная от ответа на вопрос «Зачем нам флот в принципе?» и заканчивая отработкой взаимодействия между авиацией и надводными кораблями. От восстановления компетенций в судостроении до наведения порядка в финансировании ОКР флотской тематики. От увеличения частоты торпедных стрельб до придания морской авиации должного статуса внутри структуры флота. С проведением исследовательских учений, необходимых для определения облика и состава флота будущего. С оздоровлением финансирования в части распределения средств между подводным, надводным флотом и авиацией.
С необходимыми изменениями нормативной базы и зачистками тех, кто не захочет или не сможет работать «на результат».
Как можно быстрее — потому что времени уже не осталось. Его вообще нет, и совсем скоро это станет очевидно.
Наверное, на этот раз не получится обойтись без «ручного управления» со стороны президента и министра обороны, сам этот кризис не «рассосётся».
Иначе нам останется только ждать очередную Цусиму и дождаться её.
Причём совсем скоро.
Самые дорогие военные корабли – Картина дня – Коммерсантъ
ВМС США приняли на вооружение авианосец USS Gerald R. Ford — самый дорогой военный корабль в мире. Его строительство началось в 2009 году, а стоимость достигает $13 млрд. Полное водоизмещение — 98 тыс. тонн, длина — 337 м, авиационная группа — свыше 75 вертолетов и БПЛА. Другие дорогие военные корабли — в галерее “Ъ”.
2 июня 2017 года авианосец Gerald R. Ford (CVN-78), строительство которого началось в 2009 году, был передан ВМС США. В разработке проекта использовалось 3D-моделирование, в строительстве принимали участие около 5 тыс. человек. Стоимость контракта с судостроительной компанией Northrop Grumman составила $12,9 млрд. Новый корабль способен перевозить более 4,5 тыс. персонала и 75 самолетов, наносить 220 авиаударов в день (один выстрел каждые шесть минут). Оснащен зенитными ракетами «корабль-воздух» средней дальности RIM-162 ESSM, корабельным зенитно-ракетным и зенитно-артиллерийским комплексами. Водоизмещение корабля — 100 тыс. тонн, длина — 332,8 м, ширина — 40,8 м (ватерлиния), 78 м (полетная палуба). Максимально возможная скорость — 30 морских узлов (56 км/ч). Прогнозируемый срок службы составит 50 лет.
Британский авианосец HMS Queen Elisabeth водоизмещением 65 тыс. тонн и длиной 280 м был спущен на воду 4 июля 2014 года и стал первым законченным судном одноименного проекта, в рамках которого ведутся работы над аналогичным авианосцем HMS Prince Wales. С 2007 года общая стоимость работ выросла в два раза — с £3,9 млрд ($6,7 млрд) до £6,2 млрд ($10,6 млрд). HMS Queen Elisabeth оснащен тремя взлетно-посадочными полосами для 40 самолетов. В 2020 году ожидается принятие его в состав ВМС.
29 октября 2013 года на воду был спущен эсминец ВМС США DDG-1000 Zumwalt стоимостью $7 млрд. Длина составляет 182,9 м, ширина — 24,6 м, водоизмещение — 13,2 тыс. тонн. Ввод корабля в боевой состав флота состоялся 15 октября 2016 года. Ведется строительство второго и третьего эсминцев этого типа. Общая стоимость программы постройки трех кораблей оценивается в $22,4 млрд.
10 января 2009 года в состав флота США был принят атомный авианосец USS George H. W. Bush (CVN-77) класса Nimitz, названный в честь 41-го президента США. Его стоимость составила $6,2 млрд, он стал последним в серии из десяти кораблей. Водоизмещение — 97 тыс. тонн, длина — 333 м, на борту авианосца может находиться до 98 боевых самолетов и вертолетов.
В декабре 1999 года ВМС Франции получили на вооружение атомный авианосец Charles de Gaulle, заложенный в Бресте в 1989 году. Он обошелся в $3,2 млрд. Водоизмещение стандартное — 36,6 тыс. тонн, полное — 40,55 тыс. тонн, длина — 238 м. Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов К15 (общей мощностью 300 МВт) и двух паровых турбин (76 тыс. л. с.). Авиакрыло может включать до 40 самолетов и вертолетов. На боевое дежурство корабль заступил 18 мая 2001 года. 19 ноября 2015 года покинул порт приписки Тулон и направился к берегам Сирии для участия в операции против ИГ (организация запрещена в России). В декабре был передислоцирован в Персидский залив.
27 августа 2010 года в строй была введена британская атомная подлодка HMS Astute стоимостью £1,6 млрд ($2,4 млрд). Также заложены еще две подлодки этого класса водоизмещением 7,2 тыс. тонн, длиной 97 м, способных нести 38 крылатых ракет типа Tomahawk с дальностью полета 2 тыс. км. 22 октября 2010 года первая из этих подлодок села на мель близ северо-западного побережья Шотландии. В марте 2013 года на вооружение была принята вторая подлодка этого класса — Ambush, 20 июля 2016 года в ходе учений столкнувшаяся с торговым судном у берегов Гибралтара. Всего на вооружении состоят три подлодки данного типа.
23 октября 2004 года ВМС США приняли на вооружение первую атомную подлодку Virginia SSN-774. 125-метровая атомная подводная лодка с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) оснащена беспилотными аппаратами, которые используются под водой в разведывательных целях. Водоизмещение — 7,8 тыс. тонн. К концу 2014 года в состав флота вошло 11 ПЛАТ. Всего предполагается строительство 30 подводных лодок данного типа. Стоимость серийной подводной лодки оценивается в $2–2,5 млрд.
11 октября 2014 года универсальный десантный корабль вертолетоносец USS America (LHA-6) был принят в состав ВМС США. Стоимость одного корабля составляет $2,4 млрд. Авианосец LHA-6 имеет водоизмещение 45 тыс. тонн и длину 281 м. В отличие от стандартных десантных кораблей, конструкция LHA-6 не предусматривает наличия дока для катеров, при этом высвободившееся пространство используется в качестве ангаров для авиационной техники. Планируется, что на новом корабле будут базироваться восемь вертолетов, а также 12 конвертопланов и 10 истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Всего в рамках проекта LHA-6 запланировано 11 кораблей. 22 июня 2014 года состоялась закладка второго корабля этого типа — Tripoli (LHA-7). Спуск на воду ожидается в 2017 году.
25 сентября 2012 года ВМС Китая приняли на вооружение первый авианосец «Ляонин». В 1998 году Китай приобрел у Украины за $20 млн недостроенный тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» «для переоборудования в туристический аттракцион». «Варяг» был заказан для ВМФ СССР и заложен в 1988 году. После распада СССР крейсер, построенный на 67%, остался на верфи Николаевского судостроительного завода и отошел Украине. Водоизмещение корабля длиной 300 м превышает 65 тыс. тонн. Крейсер мог бы нести на борту до 60 самолетов, для которых были оборудованы три взлетно-посадочные полосы, также он был вооружен ракетными комплексами. Его общая стоимость составляла на тот период около $2,4 млрд.
10 июня 2009 года авианосец Cavour CVH был введен в состав боеготовых сил Италии. Строительство началось еще в июле 2001 года на судоверфи «Рива-Тригозо» компании Fincantieri, в июле 2004 года спущен на воду. Водоизмещение — 30 тыс. тонн. 19 января 2010 года состоялось первое задание авианосца: Cavour CVH был направлен к берегам Гаити для оказания помощи пострадавшим от землетрясения. Максимальная скорость составляет 29 морских узлов (54 км/ч), водоизмещение — 30,1 тыс. тонн, длина — 244 м, ширина — 39 м. Способен вмещать более 1,4 тыс. членов экипажа и 22 самолета. Оснащен вертикальными пусковыми установками Sylver A-43 для ракет ПВО/ПРО ближнего радиуса действия Aster 15, артиллерийскими установками с пушкой скорострельностью 120 выстрелов в минуту, оборонительными артиллерийскими установками «Эрликон». Стоимость постройки превышает $1,4 млрд.
16 ноября 2013 года Россия передала ВМС Индии авианосец Vikramaditya (бывший «Адмирал Горшков»). Контракт на продажу, модернизацию и поставку тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» был заключен в 2004 году, его стоимость оценивалась в $974 млн. К 2010 году стоимость работ возросла до $2,33 млрд. «Адмирал Горшков», вошедший в состав ВМФ СССР в 1987 году, в 1995 году был поставлен на хранение в гавани поселка Роста (Мурманск) из-за отсутствия средств на ремонт и модернизацию. Водоизмещение стандартное — 38 тыс. тонн, полное — 45,5 тыс. тонн, длина — 274 м, на нем могут базироваться 24 палубных истребителя и 6 вертолетов.
Русский
ВМФ 2022 :: Список действующих кораблей и подводных лодок ВМФ России Это список действующих кораблей ВМФ России. Здесь более 290 боевых кораблей, подводные лодки и боевые катера, предположительно находящиеся на действительной службе в России. Военно-морского флота, в резерве или в стадии строительства, на основании публичных отчетов, составленных в этом список. Последнее обновление: 08 января, 2022
|