Истинное отношение России к Исламу
Россия не выступает на стороне суннитов или шиитов — она стоит на защите истинного ислама, который не приемлет войн.
Почему политические силы США и ЕС, Саудовской Аравии уверенно запускают в СМИ провокационные заявления о том, что суннитской мусульманской мир можно направить против России? Ответ становится очевидным, если принять во внимание, что для расшатывания стабильности могут применяться отработанные методики разжигания межнациональных и межрелигиозных конфликтов, в том числе, внутри ислама между суннитами и шиитами. Мусульман-суннитов гораздо больше, чем мусульман-шиитов, к тому же часть суннитов уже находятся на территории России.
Вспомните, где проживают этнические сунниты, т.е. какие страны исповедуют суннитский ислам? Это арабские страны Северной Африки, а также Северная Индия, Пакистан, Индонезия, Малайзия и Турция. Сунниты населяют Казахстан и страны Средней Азии, кроме Таджикистана. В самой России суннитский ислам исповедуют мусульмане Северного Кавказа и Крыма, Татарстана и Башкирии. В каждом российском городе свободно проживают узбеки, казахи, туркмены и киргизы – сунниты граждане России или мигранты.
Ареал стран шиитского ислама значительно меньше – это Афганистан, Таджикистан, Азербайджан, Иран. Немного шиитов в Ираке и Ливане.
Нынешний конфликт в Сирии не шиитский и не суннитский, это надуманный искусственный конфликт для развала Сирии и захвата энергетической и транспортной инфраструктуры и терминалов. Оказывая помощь Сирии, Россия оказалась на пути настоящих врагов ислама — США и его союзников. Те, в свою очередь, решили создать условия для обвинения России и сразу же обратили сирийский конфликт против России: началась активная информационная кампания, убеждающая аудиторию в шиитской и суннитской междоусобной войне, где Россия якобы встала на сторону шиитов. Зная о невозможности проверки информации всеми, американская коалиция выдает ложь за правду, чтобы суннитов поднять против России.
Наша страна не выступает на стороне суннитов или шиитов — она стоит на защите истинного ислама, который не приемлет войн.
Российская Федерация взяла на себя ответственность вернуть в данный регион мир и безопасность. Мы выступаем на стороне ЕДИНОГО ислама, ратуем за сохранение древней цивилизации, в частности, за сохранение целостности сирийского государства и гражданского общества Сирии, пусть это не устраивает многих врагов России и Сирии, в числе которых и мировое теневое правительство.
В их планах, во-первых, создать ненависть внутри страны к президенту Путину В.В. и по религиозным мотивам поссорить между собой российских мусульман, а дальше со всеми мусульманами мира. Во-вторых, самим в это время создать условия для разделения России, а также её природных ресурсов между западным миром. На средства Запада многими недоброкачественными политиками и общественными деятелями в российских СМИ звучат необоснованные обвинения в адрес России. Считаю, что такого рода заявления должны пресекаться в Российской Федерации, где сунниты и шииты живут в полном мире и согласии, где все народы живут в обстановке межконфессионального и межнационального мира. Нужно с большой трибуны говорить о таких достижениях внутри самой России! Пророссийским политологам, экспертам, общественникам нужно чаще выступать в СМИ перед широкой аудиторией с разъяснениями истинного положения дел, а исламским духовным лидерам регулярно проводить беседы с молодежью о роли и целях России в борьбе с ИГИЛ.
Россия не делит мусульман на шиитов и суннитов, спасая честное имя Ислама. Поэтому на провокационные выпады иностранных СМИ, политиков США, ЕС и Саудовский Аравии наши СМИ, эксперты и политологи не должны поддаваться. Наоборот, своими выступлениями в российском обществе они должны быть более ответственными и всегда правильно объяснять цели российской политики — мы поддерживаем единый Ислам, не кого-то в отдельности суннитов или шиитов.
Союн Садыков Президент Центра Моделированная Стратегического развития, доверенное лицо президента РФ В.В.Путина.
Интервью для Центра этнической социологии РАН
Ноябрь 2010
Кто по национальности прихожане вашей мечети? Изменился ли национальный состав верующих в связи с притоком в Москву трудовых мигрантов из Средней Азии, Азербайджана, республик российского Кавказа?
Прихожанами нашей мечети являются русские, татары, украинцы, чеченцы, ингуши, корейцы, аварцы, даргинцы, азербайджанцы, армяне, евреи, таджики, узбеки, киргизы, казахи и др.
Если говорить об азербайджанцах, жителях Северного Кавказа и Средней Азии, то их количество, которое было в Москве 13 лет назад, конечно, отличается от того количества, которое есть сегодня. Их стало больше.
Существует мнение, что часть коренных российских мусульман настороженно относятся к приезжим мусульманам, выходцам из стран СНГ и кавказских республик. Как мусульмане-старожилы воспринимают мусульман-мигрантов, прибывающих в Москву для заработка (азербайджанцев, киргизов, чеченцев, ингушей)? Есть ли вероятность возникновения напряженных отношений между мусульманами-старожилами и мусульманами-мигрантами?
Вероятность напряженных отношений крайне низка, потому что мусульманин — он и в Африке мусульманин. То есть, несмотря на отличия, есть сильный объединяющий фактор — религия. Но стоит отметить, что СМИ за последние 20 лет агрессивно разжигают межнациональную и межрелигиозную рознь, что повышает вероятность возникновения напряжения между коренным населением Москвы, например, и теми, кто переехал сюда недавно либо временно работает.
По мнению ряда экспертов, успешная адаптация (интеграция в местное сообщество) мигрантов-мусульман, прибывающих в Россию из Средней Азии, Азербайджана, кавказских республик, возможна лишь при условии их активного вовлечения в российскую мусульманскую умму. Каково ваше отношение к этому мнению? Как вы оцениваете перспективы этого процесса?
Кавказские республики — это тоже Россия, а не что-то отдельное, «не наше», как нам внушают СМИ. Неточность сформулированного вами вопроса ярко показывает, что разделение граждан России на «своих» и «чужих» есть, и это — проблема, угроза национальной безопасности и целостности нашего государства, проникшая в подсознание людей.
Соглашусь с упомянутым вами мнением ряда экспертов, оно имеет хорошие перспективы в завтрашнем дне. Однако отмечу, что немалая часть мигрантов-мусульман уже давно в мусульманской умме России.
Главной составляющей в развитии положительных перспектив является строительство вместительных храмов и культурных просветительских центров, куда люди смогут прийти и послушать проповедь на русском языке, успокоить свои души и вспомнить о ценностях жизни.
Что на ваш взгляд сильнее — солидарность по вере или национальная, земляческая солидарность?
Для коренного мусульманского населения России религиозный фактор является значительно более сплачивающим, национальный же за последние 15 лет ослабил силу влияния, как мне кажется. У приезжих и временно здесь проживающих религиозная и национальная солидарность находятся примерно на одном уровне.
Как вы относитесь к тому, что, учитывая многонациональность прихожан, проповедь во многих мечетях ведется на русском языке? На каком языке читается проповедь в московских мечетях? Затрагиваются ли в проповедях темы межнационального мира? Темы взаимоотношений местного мусульманского сообщества с русскими?
Проповеди обычно ведутся на том языке, на котором говорит и который понимает большинство. В московских мечетях основная часть проповедей (95%) читается на русском языке.
В советские времена они велись только на татарском.Тема межнационального мира затрагивается постоянно, в противодействие тому, что творят СМИ, натравливая последние 15 лет одни народы на другие, а также немусульман на мусульман.
С точки зрения мусульманской культуры в ведении проповедей акцент на национальность ставиться не должен. Главное — не национальная принадлежность, а то, каков человек.
«О люди [все люди, вне зависимости от взглядов и убеждений]! Поистине, Мы [говорит Господь миров, местоимением «Мы» указывая на Свое могущество и величие, но никоим образом не на множественность] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми].
Все 13 лет, что читаю проповеди в Московской Мемориальной мечети, я никогда не разделял людей на русских и нерусских. Для меня есть москвичи и гости столицы, граждане России и приехавшие из-за рубежа.
Известно, что в России распространен Ислам суннитского толка. Как азербайджанцы, которые придерживаются Ислама шиитского толка, вписываются в местную мусульманскую общину? Существуют ли какие-то особые трудности у азербайджанцев в вопросах адаптации в местное мусульманское сообщество? Как они их решают?
Не все азербайджанцы следует шиитскому толку.
Разница между суннитами и шиитами невелика. В нашей мечети есть прихожане-шииты. Они, как мне кажется, чувствуют себя комфортно и выполняют ритуалы вместе с нами.
«Существуют ли какие-то особые трудности у азербайджанцев в вопросах адаптации в местное мусульманское сообщество?»
Я такого не замечал.
Какую вы прогнозируете реакцию коренного русского населения на усиливающийся приток мусульман-мигрантов из республик Кавказа и стран СНГ? Что помогает москвичам различной национальности и вероисповедания позитивно воспринимать усиливающийся приток мусульман в Москву?
В СМИ следует больше говорить о том, что Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна, и это не новость, так сложилось испокон веков, это наша история и культура вот уже более тысячи лет.
Если в России все так же будут сеять рознь между разными народами, если все так же человека с мусульманской фамилией, совершившего то или иное преступление, будут привязывать к его национальности, мол, именно из-за нее он является таким плохим и все они, мусульмане, такие, то ничего хорошего ждать не приходится. А считать, будто «аргументированное» оскорбление нерусских и неправославных приведет к тому, что они обрусеют и примут Христианство, — утопия и крайне недальновидная политика.
Можно ли считать, что какие-то этнические группы мусульман в большей степени включены в жизнь местного населения, а другие — держатся особняком, не стремятся к адаптации здесь? Какие группы? Почему это происходит? Что помогает мусульманам-мигрантам успешно адаптироваться в Москве?
Та часть приезжих, которые держатся особняком, делают это для того, чтобы, в первую очередь, сохранить свою культуру, язык, обычаи. Они в большинстве случаев не намерены оставаться в Москве надолго. В основном это жители Средней Азии.
Взаимодействует ли Духовное Управление мусульман, которое вы представляете, с национальными мусульманскими диаспорами, национально-культурными организациями мусульман Москвы? Стоит ли задача координации усилий национально-культурных организаций и ДУМЕР в деле интеграции мусульман-мигрантов, их включения в местное сообщество?
ДУМЕР контактирует, взаимодействует с национальными диаспорами и автономиями Москвы, проводит совместные мероприятия национально-культурного характера.
На ваш взгляд, должны ли московские национально-культурные организации мусульман ставить перед собой задачи налаживания культурных контактов с местным населением, просвещения местного русского большинства о религии, традициях, культуре своего народа?
Нет особой необходимости просвещать немусульман об Исламе, при желании каждый сам может найти необходимую информацию, главное — чтобы она была компетентной. Однако есть большая необходимость на государственном уровне чаще заявлять, что Россия является не православным, а многоконфессиональным государством, что Россия — не только для русских, а для всех народов, живущих сотни и тысячи лет в ее сегодняшних границах, что она является частью современного мира, а потому с уважением относится к приехавшим на время или проживающим иностранцам, вне зависимости от того, из какого государства они приехали.
Считаю, что по телевидению должны транслировать больше документальных фильмов, торжественных мероприятий, концертов, показывающих россиянам многонациональность нашей страны, как это было во времена Советского Союза.Очень важно воспитание уважительного отношения к гостям нашей столицы и страны. Это наше лицо перед мировым сообществом, тем более что сегодня «развивающиеся» при современных скоростях могут очень быстро стать развитыми, а те, кого мы негостеприимно встречаем, — президентами государств и министрами иностранных дел уже завтра. Уважение к тем, кто не такой, как ты, — это вопрос не веротерпимости, а должного уровня интеллекта и образованности.
У психолога Абрахама Маслоу есть хорошие слова на этот счет: «Самореализованные люди имеют глубокое ощущение отождествления, симпатии и привязанности к людям в целом. Они ощущают свое родство и связь со всеми людьми, как с членами своей собственной семьи».
Я совершенно согласна, что «есть большая необходимость на государственном уровне чаще заявлять, что Россия является не православным, а многоконфессиональным государством, что Россия — не только для русских, а для всех народов, живущих сотни и тысячи лет в ее сегодняшних границах, что она является частью современного мира…». Но как быть со страхом, который часто испытывают перед Исламом современные люди (в том числе и москвичи-немусульмане), напуганные исламистами? Что нужно делать, чтобы люди не боялись?
Исламист — это термин, рожденный одним из российских востоковедов. В Исламе такого термина нет, а есть понятие «преступник», нарушивший закон. Независимо от национальности и вероисповедания, человека судят за конкретное преступление, когда доказано, что он причастен к этому. Вся шумиха вокруг «исламского терроризма», «исламистов» — это геополитика, нефтедоллары и современный способ деления сфер влияния между сильными мира сего.
Да, согласен, люди напуганы, но не мусульмане в этом повинны, а несколько, возможно, десятков человек разных национальностей и культур, совершивших те или иные заказные злодеяния, которые через СМИ были разрекламированы как воплощение мусульманских ценностей и принципов. Замечу, что никто за все эти годы черного пиара не осветил в информационном потоке такие мусульманские ценности, к примеру, как:
«Поистине, Мы [говорит Господь миров] сотворили вас из мужчины и женщины [Адам и Ева явились началом рода человеческого] и сделали вас народами и племенами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша «разность и непохожесть» для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]» (см. Св. Коран, 49:13).
*
«…И если бы не защита Всевышнего одних людей другими, то были бы разрушены и снесены монастыри, церкви, синагоги и мечети, где много упоминаемо имя Бога» (см. Св. Коран, 22:40).
*
«Помогайте друг другу во всем благом и в [сохранении] набожности. И не помогайте друг другу в грехе и вражде» (см. Св. Коран, 5:2).
СМИ за последние 20 лет много говорили о том, что терроризм и Ислам — синонимы или что терроризм в Исламе — это норма, хотя подобного никогда не было в мусульманском богословии и культуре, и действия террориста с точки зрения мусульманских канонов относятся к тем, к которым применяется высшая мера наказания или полная изоляция от общества.
Из 1,5 миллиардов мусульман, населяющих сегодня планету Земля, можно найти несколько десятков сумасшедших, выросших в условиях войны, которая была развязана на их территории «великими» державами в угоду геополитическим интересам. И этим подросткам либо взрослым людям жизнь была преподнесена (в том числе через отдельные цитаты из священного текста) под определенным углом, а понять все хитрости сегодняшних политических и экономических войн, противостояний у них просто не хватило ума, так как на их родных землях уже давно нет не то что университетов, а даже элементарных условий для нормальной жизни.
Весь фокус в том, что преступные действия такого рода людей не были пресечены изначально. Им дали ход как «регулируемому злу», пропиарили на весь мир через самые популярные СМИ и возвели очевидное преступление в ранг «священной войны». Любой здравомыслящий, верящий не тому, что говорят по телевизору, но читающий, общающийся и анализирующий жизнь, понимает, что от всей этой страшной игры в большей степени пострадали именно мусульмане, мусульманские государства и мусульманские регионы, не говоря уже о том, что многовековые ценности Ислама были убедительно смешаны с очевидной грязью. Зачем все это, спросите вы? Это триллионы долларов дохода, это раздел мировых рынков сбыта, это способ держать в страхе тех, кому ты должен очень много денег.
Ярким мини-примером подрывания экономических основ, например, Китая или Европы, являются появившиеся из неоткуда болезни — коровье бешенство и птичий грипп, из-за которых эти государства понесли многомиллиардные убытки и были вынуждены притормозиться при сегодняшних высоких скоростях экономического развития. Думаю, приведенных примеров будет достаточно, хотя их можно продолжать, если внимательно отслеживать политическую и экономическую ситуацию в современном мире.
Кстати, напомню, некоторое количество лет назад все узнали о том, что за 14 веков Ислама буддийские статуи на территории Афганистана никому не были нужны и расценивались как историческая достопримечательность, и вдруг откуда ни возьмись появились ярые «защитники Ислама», желающие активно «бороться с язычеством». Весь мир был свидетелем этому, происходящему где-то в глухом месте событию, о котором никогда бы не узнал, если бы это кому-то не понадобилось. Мусульманские богословы во всеуслышание говорили, что с точки зрения канонов недопустимо разрушать храмы и святыни других религий, но их комментарии транслировали лишь местные каналы. Мировые СМИ этого не заметили. Почему? Развязка — после этого под предлогом спасения статуй и борьбы с международным терроризмом американские войска вошли в Афганистан, сместили талибов с пьедестала власти, поставили своих людей, и 90% территории Афганистана было засеяно тем, из чего производят наркотики. О последнем позже писали авторитетные экономические журналы, не связывая это со статуями, но констатируя факт. Куда же пошли эти наркотики? — Россия и Европа. Доходы исчисляются десятками миллиардов и, конечно же, не оседают в карманах нищего афганского народа, а Россия и Европа, в свою очередь, безрезультатно борются с наркоторговлей, местами легализуют их и все больше лишаются тех светлых умов, от которых зависит будущее экономическое и политическое процветание.
Что делать? В первую очередь — извиниться перед мусульманами, перед отдельными мусульманскими народами (к примеру, чеченским) за те необоснованные обвинения и оскорбления, которые лились из российских СМИ последние 20 лет нескончаемым потоком, а после нужно начать убеждать людей в том, что каждый гражданин России не только в строках, прописанных в Конституции, но и на деле, вне зависимости от того, в какой храм он ходит или какая у него фамилия, является полноправным гражданином, за которого в нужный момент государство встанет горой, а он в свою очередь будет делать все, чтобы оно процветало, имело будущее и дети его жили в нем счастливо и без унижений.
Считаю, что мусульманам надо больше рассказывать о подлинном Исламе, о себе, о своих ценностях, о своих праздниках, о своих духовных авторитетах. Вы согласны с этим?
Я согласен с этим, нужно рассказывать. СМИ должны перестать бояться сказать доброе слово об Исламе или мусульманах. И учитывая примерное процентное соотношение представителей разных конфессий РФ, следует давать им возможность говорить, наставлять и показывать живой пример того, что многонациональность и многоконфессиональность нашего государства — это его сила и мощь, а также сохранение целостности его границ и шанс раскрыть потенциал сегодняшнего и завтрашнего дней.
Беседовала С. В. Рыжова, кандидат социологических наук
Кто будет управлять 2 миллионами шиитов России?
КИ-ВЕСТ, Флорида — три крупнейших мусульманских духовных управления России сейчас активно обсуждают возможность формирования единой мусульманской иерархии, но ни они, ни российские власти, похоже, не уделяют особого внимания одной группе мусульман там — тем более 2,1 миллиона последователей шиитского ислама.
Все российские МСД суннитской ориентации, иллюстрация того, как до 19В 90-е годы мусульман-шиитов в Российской Федерации было мало, и эти немногие могли обратиться к базирующемуся в Баку Закавказскому МСД, глава которого, шейх уль-ислам, отвечал за всех шиитов в Советском Союзе.
Но у распада Советского Союза было два последствия. С одной стороны, это развязало мощные миграционные потоки, в результате которых в Россию приехало около 2 миллионов азербайджанцев, почти все из которых традиционно являются шиитами. А с другой, их традиционный лидер в Баку сейчас находился в чужой стране.
Любопытно, что ни МСР в России, ни российские власти не проявили особого интереса к попыткам разрешить эту ситуацию. Суннитское руководство в России часто рассматривало шиитов как иностранный, даже чужеродный элемент, несмотря на то, что в результате советских антирелигиозных усилий мало кто из мусульман, суннитов или шиитов в России может объяснить разницу между ними.
А Москва больше заинтересована в том, чтобы заручиться поддержкой Аллашахура Паша-заде, бакинского шейха уль-ислама, вплоть до избрания его главой религиозной группы в масштабах СНГ, чем в том, чтобы увидеть еще одного мусульманского духовного управления, на этот раз шиитской направленности, на территории России.
Однако сегодня есть три причины, по которым такое пренебрежение больше не является устойчивым. Во-первых, поскольку российские МСД не поддерживают рабочих-иммигрантов-шиитов, многие из последних обращаются за наставлениями к неофициальным и более радикальным имамам, что грозит усугубить и без того серьезную напряженность между рабочими-мигрантами и русским населением.
Во-вторых, поскольку Иран является ведущей шиитской державой и поскольку в Азербайджане и Ираке проживает большое шиитское население, российские власти явно заинтересованы в том, чтобы представить себя сторонниками шиитов, а не противниками этой тенденции, которая примерно За ними следуют 10 процентов мусульман мира.
И в-третьих, если три суннитских МСД в Российской Федерации смогут объединиться, что в настоящее время далеко не точно, по крайней мере некоторые из российских сильных мира сего, вероятно, захотят получить еще один рычаг, который они могут использовать против все более объединяющейся мусульманской уммы в Российской Федерации.
Это делает вопрос о статусе более чем двух миллионов шиитов в Российской Федерации более важным, что было подчеркнуто на конференции шиитов из Сирии, Палестины, Азербайджана, Турции и России в Санкт-Петербурге в конце прошлого месяца. для российской аудитории.
Выступая на этой встрече, Тарас Черниенко, директор Пражского института диалога цивилизаций, сказал, что, несмотря на присутствие 600 000 шиитов в Санкт-Петербурге и 1,5 млн шиитов в Москве, российские ученые «практически» не уделяли внимания этому направлению в исламе.
«Произведения шиитских авторов практически не переводятся и очень мало издаются», — продолжил он, хотя мусульмане и российские чиновники наверняка должны знать, что «именно шиитский ислам может быть самым действенным фактором в блокировании деятельности разного рода реакционеры, выступающие от имени ислама».
В качестве первого шага к исправлению этой ситуации, сказал Черниенко, «основной задачей российских шиитов сегодня [должно быть] формирование единого духовного течения и создание [своей отдельной] религиозной организации». Его слова были подхвачены различными мусульманскими веб-сайтами, но еще неизвестно, как отреагируют шииты России.
Россия и мусульмане региона: история взаимоотношений — İnsamer
Несмотря на то, что Россия является светским государством, она не считает ислам угрозой до тех пор, пока он остается в рамках, установленных самой Россией, и объединила все муфтияты, основанные в XVIII веке при царской России, для создания Управления по делам религий в составе правительства в чтобы держать все религиозные дела под контролем центрального правительства.
Простираясь из Восточной Европы через весь север Азии и охватывая девять часовых поясов, Россия по площади является самой большой страной в мире. С северо-запада на юго-восток Российская Федерация граничит по суше с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией и Северной Кореей, а Япония является ее морским соседом. По данным на 2015 год, население страны составляет 142 423 773 человека, из них около 30 миллионов мусульман. При многоэтнической и многоконфессиональной социальной структуре 20% населения России исповедуют православие, 15% — мусульмане, 2% — представители других христианских конфессий, 1% — евреи, 1% — буддисты и 61% — атеисты. или не связываться ни с какой формой религии, остаток 70-летнего коммунистического режима. Большинство мусульман в России принадлежат к суннитской секте, а шииты (которые составляют 3% мусульман) состоят из граждан азербайджанского происхождения, проживающих в Дагестане. Большое количество мусульман в России делает ислам второй по величине религией в стране, и хотя это не мусульманское государство, оно является одним из пяти государств-наблюдателей в Организации исламского сотрудничества.
В отличие от других стран, где мусульмане — это в основном иностранные иммигранты, мусульмане России — это местные или коренные народы, которые веками живут в стране. Большая часть мусульман проживает в Волго-Уральском и Северо-Кавказском регионах. В двух крупнейших городах России – столице Москве и Санкт-Петербурге – проживает значительное количество мусульман.
Хотя официальное определение отсутствует в Конституции России, официальное название страны – Российская Федерация, состоящая из девяти федеральных образований; Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Поволжский, Северо-Кавказский и Крымский. Каждый федеральный округ имеет в своем составе множество федеральных субъектов, и в каждом из них есть региональный представитель Президента Российской Федерации, обязанности которого можно охарактеризовать как уполномоченного представителя Президента Российской Федерации. Считается, что в результате федеративной системы Россия состоит из более чем 190 различных этнических групп. В состав Федерации входят семь республик, где мусульмане составляют большинство: Башкортостан и Татарстан в Волго-Уральском регионе, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия на Северном Кавказе.
Ислам пришел в пределы современной России в VII веке. В 641 году мусульманская армия под предводительством Абд аль-Рахмана ибн Ребиа продвинулась на северо-восток Южного Кавказа после взятия Ирана и Иерусалима. После победы над Хазарским каганатом в 737 году Омейядский халифат захватил Северный Кавказ. С тех пор как Узбекистан и Таджикистан были исламизированы, регионом правили мусульманские династии в течение 1200 лет. В результате центральной мусульманской администрации в регионе появилось много ученых-хадисоведов и фикхов, а также выдающихся философов, физиков и математиков.
Приход ислама в регион
Европейские русские, проживающие вокруг Москвы, соприкоснулись с исламом в 10 веке через торговцев-мусульман. Ислам постепенно распространился в бассейне реки Волги благодаря торговым и другим экономическим связям с мусульманскими купцами. Сегодня в Татарской, Башкирской, Казанской, Уральской областях, а также в бассейне реки Волги проживает около 10 миллионов мусульман. Вторая волна исламской экспансии в России пришлась на Золотоордынское ханство в 1242 г.
В начале 15 века после падения Золотой Орды возникло несколько независимых мусульманских ханств. Эти ханства охватывали почти всю территорию современной России, за исключением области между городами Москвой и Киевом, где господствовали русские княжества. В этот период Османская империя начала поддерживать эти небольшие тюркские и мусульманские государства. Ислам доминировал на большей части территории России до тех пор, пока эти мусульманские ханства не были побеждены Российской империей в 16 веке. При том значении, которое река Волга имела для логистики и транспорта в царской Российской империи, первое, что сделала новообразованная Российская империя, — захватила этот регион. В 1552 году русская армия численностью 50 000 человек вторглась в Казань и истребила большое количество мусульман. После падения Казанского ханства ислам был стерт с лица земли на 200 лет, в эпоху, известную мусульманам как «период молчания». Мусульмане тайно исповедовали свою религию в этот период, когда мечети и исламские ученые полностью отсутствовали в общественной жизни. Вынужденные скрываться, мусульмане России принимали участие во всех восстаниях против Российской империи, включая восстание Разина, восстание Пугачева и Башкирское восстание. С другой стороны, вторжение в Казань оказалось поворотным моментом в русско-османских отношениях, которые до этого были весьма позитивными. Как следствие, две империи вступили в период конфликта. Однако конфликтные отношения лучше отвечали интересам России, поскольку теперь она могла подавлять небольшие общины, поддерживаемые Османской империей, и расширяла свое влияние по мере того, как становилась все более могущественной. С присоединением Крыма количество мусульман в империи, естественно, увеличилось. Следующей конечной целью России было присоединение казахских и тюркских степей, где было много мусульманского населения.
Екатерина Великая, вступившая на престол в 1762 году, стремилась изменить традиционную политику России в отношении своих мусульманских подданных. Царица поняла, что она не может продвигать христианство, убивая и подавляя мусульман, которых угнетали и мучили в течение 200 лет, и решила держать мусульман под контролем, а не уничтожать их.
Чтобы держать в ежовых рукавицах мусульман, а также ученых и шейхов в районах с мусульманским большинством, Россия учредила в 1788 году Оренбургский исламский суд, а затем муфтияты в Крыму и Баку. Муфтияты, которые работали над улучшением связи между администрацией и ее подданными-мусульманами, стали официальными учреждениями, которые контролировали назначение имамов в регионы и вели записи актов гражданского состояния мусульман.
До Екатерины II мусульманам не разрешалось селиться на важных путях, в том числе на Волге, и других крупных речных путях, а также в отдельных районах, близких к основным дорогам страны, с тем, чтобы они не могли улучшить экономически или использовать новые технологии. После того, как Екатерина II отменила эти запреты, мусульмане в этот период добились больших успехов и достижений.
Но хотя при Екатерине II притеснение мусульман было умеренным, полной свободы мусульмане в России никогда не имели. В 1859 г., мусульмане Дагестана (который как единый регион включал в себя Чечню и Ингушетию) не смогли предотвратить аннексию своей земли Россией в конце 34-летней борьбы под предводительством шейха Шамиля. Таким образом, государство нарисовало новую дорожную карту для управления регионом и установило полный контроль над регионом через шиитские и суннитские муфтияты на Южном Кавказе. Несмотря на закон, обеспечивающий общую свободу для других религий и этнических групп наряду с православной верой, основным источником мотивации государства, политика ассимиляции продолжалась, особенно когда речь шла о тюркских и мусульманских народах. Вынужденные подчиняться приказам своих повелителей на своей родине, мусульмане в России решили бороться против царского режима того периода. В течение этого периода 600 000 кавказцев и черкесов мигрировали в Османскую империю в соответствии с политикой переселения царской России, часто называемой Исходом черкесов 1864 г.
Мусульманские общины воспользовались политическим разрывом, возникшим после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг., и сформировали политические организации. Помимо мусульманских народов, в Российской империи были и другие этнические группы, недовольные политикой правительства, и это помогло привести к русской революции 1905 года. В результате революции Николай II, царь того периода, постановил, что все религии заслуживают одинаковых прав, и принципом будет терпимость. Либеральная политика начала применяться немедленно и позволила мусульманам создавать политические партии в Российской империи.
Казанские тюрки, перешедшие под власть русских в 1550 г., питались атмосферой свободы, возникшей после Кровавого воскресенья 1905 г., и джадидизм , способствующий религиозному, языковому, культурному и идеалистическому единству, был возрожден Исмаилом Гаспринским. Гаспринский руководил съездами и собраниями, объединявшими тюрко-мусульманские народы Крыма и России. Будучи видным деятелем среди тюркских народов в составе Российской империи, Исмаил Гаспринский стал символом тюркского единства своим дискурсом «единства языка, идеи и труда». Три съезда под названием «Мусульмане в России» состоялись в период с 19 по 19 в.05-1906. Однако темы, обсуждавшиеся на съездах, не шли дальше религиозного просвещения мусульман.
Мусульмане в России, которым ранее было запрещено создавать политические партии, теперь имели партию в Думе, российском парламенте, и начали издавать газеты и журналы. С тех пор мусульмане в России были политически и идеологически активны. Однако дарованные права и свободы не помогли Николаю II заручиться поддержкой мусульман, а сблизили их с большевиками, готовившимися в это время к революции. Поскольку большевики знали, что пагубная для Российской империи политика проводилась по отношению к татарам-мусульманам, они установили диалог с мусульманами, обещая им права и административные должности. Таким образом, большевики во главе с Лениным получили поддержку мусульман наряду с большинством людей, живших под Российской империей.
Коммунистическая Россия и мусульмане
Союз Советских Социалистических Республик (СССР), основанный после распада царской России в результате большевистской революции 1917 года, ознаменовал начало очень трудной эпохи не только для мусульман, но и для для всех жителей России. Большевистское движение во главе с Лениным давало новые обещания мусульманам, подвергшимся унижениям в царской России, но после прихода к власти заняло совершенно иную позицию. Всего за десятилетие правительство СССР провело несколько реформ и санкций, включая изменение алфавита, чтобы уничтожить мусульманские языки, религию, культуру и традиции. Они даже навязывали разные версии кириллицы разным тюркским народам, чтобы уменьшить языковое единство между ними.
После смерти Ленина в 1922 году Сталин вступил во владение и оказался еще более жестоким, чем его предшественник. Коммунистический режим при Сталине вел войну против всех религий, включая христианство, с 1924 по 1926 год. Сталин считал ислам, преобладающую религию тюркских народов, величайшей угрозой советскому империализму и считал, что коммунизм не будет успешным без устранения ислама. Таким образом, он принял еще более жестокую политику по отношению к мусульманам. В период с 1926 по 1927 год религиозные школы были закрыты, а мечети снесены и приведены в негодность. Небольшое количество оставшихся мечетей было разрешено использовать только пожилым людям. Вплоть до 19 века его вспоминали как одного из самых жестоких диктаторов в истории.36 Сталин приказал снести около 30 000 мечетей, некоторые мечети использовать в качестве амбаров, а также приказал собрать и сжечь Коран. Во время его правления сотни тысяч мусульманских ученых были убиты, а миллионы сосланы в ледяные пустоши Сибири, где им грозила верная смерть.
Были сожжены библиотеки с миллионами исламских книг, расположенные в важных центрах изучения ислама, таких как Самарканд, Бухара, Дербент, Коканд, Кашгар, Тимурхан, Алмаста и Термез. В этот период также применялась политика, пропагандирующая атеизм, проводились конференции и публикации, противоречащие религии, и притеснялись мусульмане, жившие в условиях крайней нищеты.
С началом Великой Отечественной войны мусульмане юго-западной части России (чеченцы, крымские татары, балкарцы и др.) были вынуждены покинуть свои земли. С началом переселенческого движения 23 февраля 1944 года около 350-400 тысяч чеченцев, а также 91 250 ингушей были депортированы с родины, несмотря на холодную зиму. 17 мая около 230 тысяч татар-мусульман из Крыма были депортированы с родной земли в Узбекистан, Казахстан, Марий Эл и другие регионы Советской России.
Постсоветская российская политика в отношении ислама
После 1980-х годов Советский Союз, переживший финансовый кризис, распался в 1991 году, и его место заняла Российская Федерация. 1990 год стал поворотным как для российской, так и для мировой истории. Перенеся 74 года угнетения, мусульмане смогли вздохнуть с облегчением в связи с крахом коммунизма и вместе с другими религиозными группами страны вернули себе право свободно исповедовать свою религию. Мусульманское население, сократившееся из-за миграции, конфликтов и других причин, стало увеличиваться после 19 века. 90-е. Прожив почти столетие в отрыве от своей религии, русские либо возобновили свою христианскую идентичность, либо обратились в ислам. В эту новую эпоху мусульмане стали больше самоорганизовываться и активнее заниматься прозелитизмом внутри России, что привело к распространению ислама среди этнических русских. В настоящее время количество мусульман в России составляет около 30 миллионов человек. В то же время после распада Советского Союза количество мечетей в составе федерации увеличилось с 500 до 5000.
Большинство мусульман в России исповедуют сунниты и следуют местным исламским суфийским орденам. Запрещенные советской властью, суфии теперь сотрудничают с региональными администрациями и поддерживаются самим государством. В рамках специальных мер, предпринятых Советами для контроля над Кавказским регионом, кавказские мусульмане, составлявшие суннитское большинство, находились под контролем шиитского шейха аль-Ислама, а суннитский муфтий возглавлял религиозное управление с центром в Баку. Эта административная система, сохранившаяся даже после распада Советского Союза, вызвала бурю негодования среди народов Кавказа. Тесные отношения, установившиеся между российским правительством и шиитскими шейхами аль-ислам, создают еще одно измерение напряженности в регионе. С другой стороны, между мусульманскими группами, отказавшимися подчиняться немусульманскому государству, и суфиями возникла конфликтная атмосфера. На данный момент «Таблиги Джамаат», охвативший почти все города России, и «Хизб ут-Тахрир», выступавшая за исламский союз, рассматриваются как угроза России.
Несмотря на то, что Россия является светским государством, Россия не считает ислам угрозой, пока он остается в рамках, установленных самой Россией, и объединила все муфтияты, основанные в 18 веке при царской России, для создания Управления по делам религий в рамках правительства, чтобы держать все религиозные дела под контролем центрального правительства. Обязанные работать в Управлении по делам религий, религиозные деятели и муфтии были вынуждены объяснять, как ислам вписывается в Конституцию Российской Федерации. Кроме того, мусульмане-сунниты, которых не устраивают тесные отношения российского правительства с шиитским шейхом аль-Ислам, а также клиентелизм в пользу шиитов, сталкиваются с жесткими притеснениями под предлогом войны с террором.
Расположенные на Северном Кавказе салафитские группировки, отказывающиеся подчиняться немусульманскому государству, считаются в России крайне исламистскими слоями общества. Салафизм более популярен среди чеченцев и особенно привлекает молодежь. В отличие от суфизма, Россия не может контролировать группы, питаемые салафизмом, и поэтому идеология ваххабизма была запрещена по всей стране в начале 2000-х годов в рамках войны с терроризмом против «Аль-Каиды» после 11 сентября. Кроме того, дома людей, подозреваемых в принадлежности к салафитам, подвергались незаконным обыскам и сжигались. В отчете Организации безопасности Российской Федерации за 2015 год утверждается, что 2500 российских граждан из Северо-Кавказского региона присоединились к ДАИШ, чтобы сражаться в Сирии.
Со времен холодной войны Россия сочувствовала и поддерживала шиитский мир в противовес политике Америки, поддерживающей суннитский мир. Несмотря на то, что меньшинство под властью России — это шиитская группа, поддержка Россией шиитов — не что иное, как эффективное оружие для использования шиитско-суннитской напряженности. С другой стороны, негативная позиция по отношению к салафитским группам проистекает из сепаратистской и джихадистской программы этих групп.
Мусульмане России и проблемы общества
Рост рождаемости среди мусульман в последнее время вызывает беспокойство в России. Особенно в Северо-Кавказском федеральном округе, одном из девяти федеральных округов, где мусульмане составляют большинство, рождаемость в 2000-2012 годах выросла на 170%, что усилило беспокойство России. Исследования показывают, что численность населения сокращается в регионах с этнически русским и православным большинством, в то время как уровень рождаемости остается прежним или увеличивается в пределах России в национальных автономных округах с мусульманским большинством. Еще один фактор роста населения также связан с притоком беженцев из мусульманских стран, таких как Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан. По оценкам, в России проживает 4 миллиона беженцев, эмигрировавших из тюркских республик. Беспокойство по поводу того, что Россию исламизируют, стало причиной новых исламофобских инцидентов в стране. Некоторые российские медиа-каналы транслируют антимусульманские программы, что, в свою очередь, привело к увеличению числа русских националистических группировок. Эти группы участвовали во многих фашистских акциях, в том числе в нападениях на мечети и препятствовании въезду иммигрантов-мусульман в Россию. Временный и незаконный статус беженцев в Москве делает их уязвимыми для преследований, оскорблений и расового насилия со стороны полиции. Мусульмане, которые пытаются зарабатывать на жизнь в Москве, обычно заняты на работах самого низкого уровня. Дискриминация правительством мусульманского меньшинства и его безразличие к серьезному уровню ксенофобии среди своих граждан является еще одной проблемной областью.
Мусульманам трудно найти работу, особенно в православных регионах с преобладанием русского населения, и они вынуждены скрывать свою веру. В большинстве случаев такая ситуация затрудняет разграничение того, кто является мусульманином, а кто не находится в стране. Хотя такие проблемы не очень распространены в регионах с мусульманским большинством, инвестиции и возможности трудоустройства редки в этих регионах, таких как Северный Кавказ, что вынуждает мусульман переезжать в места с русским большинством с большими инвестициями, где они чувствуют необходимость сохранить свою религию. секрет.
В недавних межрелигиозных браках больше мусульман обращаются в христианство, чем наоборот. С 1991 года около 2 000-5 000 христиан обратились в ислам, в то время как число обращенных мусульман в христианство составляет около 2 миллионов человек.
Хотя мусульмане не сталкиваются с дополнительными препятствиями, когда дело доходит до открытия таких средств массовой информации, как радио или телевидение, за ними пристально следят и контролируют. Как и во всем остальном, правительство требует, чтобы ислам был в той форме и в тех пределах, которые оно определяет. Россия всегда рассматривала неконтролируемые исламские центры как угрозу. Контроль государства над всей печатной прессой и требование, чтобы имамы готовили свои проповеди в сотрудничестве со Службой безопасности Российской Федерации, подтолкнули мусульман к неформальным, независимым исламским источникам информации. Последующее использование Интернета мусульманами в качестве альтернативы встревожило российское правительство. Особенно когда в 2013 году вспыхнули антипутинские протесты, активное использование интернета мусульманами обеспокоило правительство, и для противодействия этому потребовался ряд мер предосторожности. В том же году пресс-секретарь думского комитета по информационным и коммуникационным технологиям Алексей Митрофанов просигнализировал о санкциях: «Эпоха неограниченного интернета закончилась. Когда количество пользователей составляло всего два миллиона, интернет не был ни политическим, ни экономическим фактором. Однако количество интернет-пользователей в стране сейчас составляет 45 миллионов человек. И это превратило Интернет в нечто, что необходимо контролировать».
В то время как количество православных церквей увеличивается благодаря финансовой и моральной поддержке государства, правительство всячески препятствует строительству новых мечетей. Особенно в Москве, самом густонаселенном городе, мусульманское население увеличивается, но мечетей всего четыре, что далеко не соответствует потребностям, и это время от времени вызывает напряжение. Таким образом, во время Рамадана и Ид аль-Адха граждане-мусульмане должны совершать свои религиозные ритуалы на открытом воздухе, так как для них недостаточно места, что, в свою очередь, вызывает беспорядки со стороны немусульманских жителей.
Мусульмане в Москве сталкиваются с трудностями в обществе, даже когда они реализуют свои политические права. Просьбы протестовать против исламофобии и дискриминации, которой они подвергаются, отклоняются местными властями. Несмотря на то, что некоторым исламским политическим партиям удалось в 1990-х годах стать политически активными, их участие в выборах было заблокировано неофициальными средствами. В 2004 году, внеся поправку в свою конституцию, Россия классифицировала растущее мусульманское население как экзистенциальную угрозу для себя, по этой причине государство запретило политические партии на религиозной или этнической основе, и, таким образом, мусульмане в стране не представлены политически. Мусульмане могут стать членами только существующих политических партий.
Ислам появился в России в разных формах, от умеренного евроисламского подхода татар до суфизма на Кавказе и радикальных салафитских идеологий, популярных среди некоторых молодых мусульман. Эти различные исламские идентичности недавно взаимодействовали с государством, которое выделяется как этнически русское и православное христианство. В то время как российское государство стало более могущественным, его влияние на повседневную жизнь и религиозные обычаи мусульманской общины теперь сильнее.
Крымский кризис 2014 года еще раз доказал, насколько важен ислам для современной России. В это время российское правительство оказывало давление на спонсируемые государством мусульманские фонды, чтобы привлечь крымских татар к российской политике. Москва использовала эту стратегию, чтобы совместить с политикой назначения представителей в религиозные группы, которую она проводила в течение некоторого времени. Со времен Екатерины II правительство ожидало от исламских властей толкования ислама в соответствии с его интересами. Излишне говорить, что усилия государства, направленные на то, чтобы убедить мусульман поддержать предпочитаемую им интерпретацию ислама, привели к риску того, что те, кто не согласен с этой интерпретацией, станут врагами государства. Возникшая в результате борьба за власть сыграла определяющую роль в формировании мусульманской идентичности в постсоветской России.
РЕФЕРЕНЦИИ
Альп, Альпер, «Русь Чарлыгинда Мюфтюльюклерин Курулушу ве Гелишими», Академик Бакыш, гр. 7, С. 13, Кыш 2013, с. 117. Аслан, Кахит, «Бир Сойкырымин Ади 1864 Бююк Черкес Сюргюню», http://www.kafdav.org.tr/document-s/1864surgunu_kafkav.pdf
Орели, Кампана, «Массовая» депортация чеченского народа: Как и почему депортировали чеченцев», Электронная энциклопедия массового насилия, 5 ноября 2007 г., http://www.scien-cespo.fr/mass-violence-war-massacre-resis-tance/en/document/massive -deportation-chec-курильщики-как-и-почему-чеченцы-были-депортированы
Балджи, Аслан, Муслюман Азынлыклар ве Проблемлери, «Руся», Стамбул: Эбрар Яинлары, Касым 1997, сс. 115-145.
Бозкурт, Г. Сайнур, Гаспирали ве Русья Муслюманла-ринин Кимлик Мукаделеси, 1905-1907, http://www.ismailgaspirali.org/yazilar/gsbozkurt.htm, (Эришим Тарихи, Март 2016, Роберт Крювари)
3
., «Москва и мечеть, сотрудничество мусульман в путинской России», выпуск за март-апрель 2014 г., Foreign Policy, https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federati-on/2014- 02-06/Москва-и-мечеть. (Эришим Тарихи, март 2016 г. )Чапраз Хайри, «XIX. Юзйылда Чарлык Русьясынин Кы-рим Политикаси», Карадениз Араштырмалары, С. 11, Гюз 2006, сс. 57-70. 1993, с. 174.
Гёкдаг, Б. Атсыз, Ортадогунун Бёлюнмюшлюгюнде Шии-Алеви Тюрк Дюньясы, Ортадогу ве Африка Чалышмалари Меркези, 19Август 2013 г., http://www.21yyte.org/tr/arastirma/orta-dogu-ve-af-rika-arastirmalari-merkezi/2013/08/19/7162/orta-dogunun-bolunmuslugunde-si-a-lev -turk-dunyasi (Эришим Тарихи, март 2016 г.)
Хан, М. Гордон, Исламская угроза России, издательство Йельского университета, 2007 г.
https://antitayyeap.wordpress.com/2008/05/18/tari -hin-en-acimasiz-diktatoru-milyonlarin-kati-li-ve-rus-komunist-lideri-josef-stalin/ (Эришим Тарихи, март 2016 г.)
Калаам А., Мусульмане в СССР в поисках новой зари, http://www.cyberistan.org/islamic/ussr-muslims.htm (Эришим Тарихи, март 2016 г.) Курат, А. Нимет, «Рус Хакимиети Алтында Идил-Урал улкеси», Университет Анкары Дил Тарих Цораф-я Дергиси, c . 23, С. 3-4, Теммуз-Аралык 1965, сс.