Россия — родина викингов? » Перуница


Общепринятая теория гласит, что викинги — это датские, норвежские и шведские воины-язычники, которые в 9-11 веках совершали набеги на поселения и города европейского побережья. Слово vikingr в древних скандинавских языках означало «пират».

Тур Хейердал, однако, пытается доказать, что первые викинги служили в качестве наемников в древних русских княжествах с 1 века до н.э. до 3 века н.э. и были предками казаков.
Норвежский исследователь убежден, что легенда о боге Одине — «генеральном секретаре» скандинавских богов — берет свое начало в жизни реального викинга, который был рожден в русских степях и привел свой народ в Скандинавию.
Чтобы доказать свою теорию, подтверждение которой он усматривает в исландских сагах 12-13 веков, 86-летний Хейердал начал археологические раскопки в древнем городе Танаис недалеко от Азова, где он надеется обнаружить следы древней цивилизации викингов.

Для проведения раскопок Тур Хейердал собрал группу норвежских, шведских и российских археологов.
Ранее российские историки утверждали, что Танаис был основан еще до прибытия туда греческих поселенцев, возможно, древними викингами. Российские националисты выдвигают теорию, согласно которой Россия является родиной норманов и викингов, что противоречит более распространенной версии, гласящей, что викинги вторглись в Россию и спустились вниз по реке Дон.

Скандинавский бог российских степей

Хейердал выдвинул свою теорию, изучив тексты исландских саг
Легендарный норвежский исследователь Тур Хейердал занят поисками не менее легендарного героя скандинавских саг, бога Одина.
Норвежец считает, что Один мог быть исторической личностью — князем, правившим в I веке до новой эры на территории нынешней Ростовской области. Его племя, возможно, было изгнано из этих мест римлянами.

Хейердал собрал средства напроведение крупных археологических раскопок в Приазовье и надеется найти следы пребывания там Одина и его племени.

Тур Хейердал прославился экспедициями по следам древних цивилизаций, самая известная из которых — плавание на плоту «Кон-Тики» из Перу в Полинезию в 1947 году. Сейчас ему 86 лет, но задору с возрастом не поубавилось.

Древние поселения
В Танаисе уже найдены
следы поселений,
которым 2000 лет

Теория Хейердала основывается на изучении одной из исландских саг XIII века, в которой, по его мнению, можно найти подтверждения реального существования Одина и его племени.
Что и говорить, природа в тех местах, где ведутся раскопки, действительно впечатляет — место вполне подходящее для рождения легендарного героя саг.
Здесь, неподалеку от впадения Дона в Азовское море, издавна велась торговля. Местные археологи уже обнаружили тут следы поселения, которому больше двух тысяч лет. Теперь они помогают анализировать все найденное на новых раскопках.
Российскую группу археологов возглавляет Сергей Лукьяшко. Ему теория Хейердала представляется захватывающей.
«Ни Тур, ни сам я не настолько наивны, чтобы полагать, что мы отыщем здесь следы самого Одина, но нам уже удалось найти подтверждения нескольким фрагментам саг, — говорит Лукьяшко. — Будем продолжать работу, пока не найдем материалы. которые либо подтвердят, либо разобьют его теорию».

Родина воинов

Неподалеку от Азова проходят военную подготовку юные казаки. На этой земле всегда рождались воины — казаки недаром славятся на всю Россию как искуснейшие наездники. Потому хочется верить, что скандинавский бог войны и его неутомимые кони и в самом деле когда-то жили именно здесь.
Российские историки, правда, настроены скептически. По мнению профессора МГУ Сергей Карпова, на этот раз Тур Хейердал зашел слишком далеко. Правда, он признает, что полету творческой мысли норвежца можно только восхищаться.
Норвежским археологам работать в Ростовской области осталось недолго — скоро они должны вернуться на родину.
Как говорит Бьернар Стурфьелль, для них важнее всего не возможность доказать новую гипотезу, а просто возможность поработать в России.
Возле раскопок уже громоздится гора римских ваз и греческих урн, а рядом — осколки предметов, относящихся к еще более древним цивилизациям.
И каковы бы ни оказались результаты раскопок, они уже стали новой главой в одиссее Тура Хейердала, неустанно возвращающего из прошлого наследие народов, когда-то населявших Землю.

Неугомонный Хейердал

Тур Хейердал прославился в 1947 году, когда он организовал экспедицию на плоту «Кон-Тики» и с шестью другими норвежцами пересек Тихий океан, проплыв три тысячи миль от берегов Перу до островов Полинезии. Его книга, рассказывавшая о 101-дневном путешествии, стала международным бестселлером и была переведена на 67 языков.
В 1969-70 годах Тур Хейердал организовал две экспедиции через Атлантический океан на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2», а в 1977 году — на тростниковой лодке «Тигрис» по реке Тигрис, Персидскому заливу и Аравийскому морю. На обеих «Ра» и на «Тигрисе» знаменитого норвежца сопровождал российский «кинопутешественник» Юрий Сенкевич.
В настоящий момент Тур Хейердал живет со своей четвертой женой на острове Тенерифе и, помимо всего прочего, занимается изучением местных пирамид.

www.perunica.ru

А. Я. Гуревич. Походы викингов

А. Я. Гуревич. Походы викингов — Norroen Dyrd

А. Я. Гуревич

Саги о древних скандинавах рассказывают, что, когда норвежцы покидали родину и отправлялись в морское плавание на поиски новых земель, они брали на борт своих кораблей вместе со скарбом и резные деревянные столбы с изображениями древних богов. Эти столбы украшали хозяйское сидение в горнице: языческие боги охраняли дом и его обитателей от бед и злых сил — великанов, чудовищ и прочей нечисти. Приближаясь к берегам Исландии, переселенец бросал эти столбы в волны и высаживался в том месте, куда их выбрасывало прибоем. Здесь он строил новый дом и устанавливал старые столбы подле своей почетной скамьи. Переселяясь на новые места не только с домочадцами, рабами и скотом, но также и со своими богами, привычками и обычаями, норвежцы искали возможность продолжать жить по законам своих предков.

Норвежские эмигранты, оказавшись в Исландии, на Оркнейских или Фарерских островах, в Ирландии или Шотландии, предпочитали селиться в гористой местности, близ морского побережья, в бухтах и фьордах. Между тем датчане, покидая равнинный Ютландский полуостров, переселялись в равнинные районы Нормандии и Восточной Англии. Выходцы из Швеции искали озерные и речные края, напоминавшие их родной Меларен и другие озера Центральной Швеции.

И это неудивительно. В средние века человек зависел от природы несравненно больше, чем сейчас. Она диктовала ему, как жить, где селиться, чем заниматься. Люди должны были скорее приспосабливать ее к своим потребностям. Вот почему, не зная своеобразных черт природы Скандинавии, нельзя понять жизнь ее средневековых обитателей.

Скандинавский полуостров, вытянувшийся без малого на 2000 км, — самый крупный в Европе. Его рельеф сложился при отступлении и таянии ледника. Большая часть полуострова — гористая. С юго-запада на северо-восток простираются массивы Скандинавских гор. Гранитные скалы обнажены, но некоторые из них покрыты вечными снегами и ледниками. В образованных древним ледником чашах блещут синевой многочисленные озера. Горы круто обрываются в Норвежское море, врезающееся в берега многочисленными узкими и глубокими фьордами. Фьорды — заполненные морем огромные трещины в каменном теле полуострова — тянутся на десятки и сотни километров. Горы Скандинавии густой сетью прорезаны короткими, но многоводными и быстрыми реками с частыми порогами и водопадами. У берегов Норвегии, тянущейся длинной узкой полосой в западной и северной частях полуострова, в общей сложности насчитывается до полутораста тысяч островов. На восток Скандинавские горы постепенно понижаются. Возвышенности Северной Швеции наклонены к югу и ступенями спускаются к Ботническому заливу.

Лишь южная оконечность Скандинавского полуострова — Сконе — равнинная, с плодородными почвами. Ее пересекают невысокие скалистые гряды. Рядом островов, крупнейший из которых — Зеландия, Сконе соединяется с полуостровом Ютландией, тоже преимущественно равнинным. Берега Ютландии изрезаны морем и окружены огромным количеством островов и скалистых островков — шхер. Юго-западное побережье Ютландии окаймлено песчаными косами, отделенными от полуострова ваттами — пространствами, которые заливаются приливом и обнажаются при отливе. На берегу они переходят в покрытые сочными травами марши, которые тоже иногда затопляются морем. Это наиболее плодородные земли.

В отличие от Ютландии, ныне сравнительно небогатой лесами, почти половину всей площади Скандинавского полуострова занимают леса. Но в древности ими была покрыта большая часть территории обоих полуостровов. Леса разнообразны: на севере — хвойные, южнее — смешанные. Они располагаются зонами, в зависимости от высоты гор. На крайнем севере Скандинавского полуострова преобладает тундра. Леса богаты зверем, много птиц, прибрежные воды изобилуют рыбой.

Скандинавские горы резко делят полуостров на две климатические зоны. На севере климат полярный, суровый в течение круглого года, на западе — умеренный, океанический; здесь чувствуется теплое Атлантическое течение — Гольфстрим. Благодаря ему климат Норвегии и Швеции более мягкий, чем в других странах, расположенных в тех же широтах. Обильны осадки, зима мягкая, лето прохладное. Восточная часть полуострова защищена от западных ветров горами. Климат здесь континентальный: зима холоднее, лето более теплое, причем в древности эти различия были сильнее, чем ныне. Но климат Средней Швеции смягчается под влиянием больших озер — Венерн, Меларен, Веттерн и др. Зимой на большей части территории Швеции передвижение возможно преимущественно на санях.

Сильно изрезанная береговая линия Скандинавского полуострова чрезвычайно велика. Швеция, Норвегия и Дания — морские страны. Такова и Исландия — остров, население которого сосредоточивается на береговых низменностях, тогда как его внутренняя, возвышенная часть — пустынна и бесплодна.

Природные условия — горы, валуны, густые леса, обилие холодных талых вод вследствие весеннего таяния снегов, бедность почв и значительная высота над уровнем моря — мало благоприятствовали занятию земледелием. И в наши дни в Норвегии обрабатываемые земли составляют около 3% всей площади, а в Швеции — 9%, причем большинство пахотных земель приходится на ее южные области. В Исландии же обрабатываемые земли занимают менее 1% общей площади. Шире хлебопашество развивалось в Сконе и в Дании. В Норвегии и в большей части Швеции земледелие было возможно лишь на ограниченных пространствах, да и там населению подчас приходилось очищать почву от камней, выжигать или вырубать леса. Легенда приписывает одному из первых шведских конунгов прозвище «Лесоруб»: он якобы велел своим подданным и слугам вырубать леса и строить на расчистках селения. В XI–XIII вв. подобная внутренняя колонизация Швеции и Норвегии приобрела значительный размах. Выжигание лесов практиковалось вплоть до недавнего времени и привело к гибели обширных лесных массивов.

Из-за обилия осадков и короткого вегетационного периода во многих частях Скандинавского полуострова среди хлебных злаков преобладают быстро созревающие сорта овса и ячменя. Рожь и пшеница распространены лишь в южных районах. Но увеличение населения далеко не всегда могло сопровождаться соответствующим ростом зернового хозяйства. Хлеба в Скандинавии в средние века не хватало, и зерно ввозили из других стран (в раннее средневековье — из Англии, затем — из Германии). Методы обработки земли на протяжении всего средневековья оставались большей частью примитивными. Нередко практиковалось мотыжное земледелие. Трехпольный севооборот применялся мало. Урожайность культур была крайне низкой.

Шире было развито скотоводство. Большие возможности для него давали горные пастбища — сетеры. Ими пользовались сообща жители многих хуторов и целых округов. Крестьянам часто приходилось заботиться не столько о запашке поля, сколько о заготовке фуража для скота на зиму. Кормов недоставало, и весной отощавших коров подчас приходилось выносить на приусадебные пастбища на руках. Падеж скота был обычным явлением. Поэтому октябрь в шведском календаре считался месяцем массового убоя скота.

Среди продуктов питания норвежцев и шведов на первом месте стояли мясо, молоко, масло, а также рыба: ловля трески и сельди всегда являлась одним из основных занятий населения приморских областей. Издревле в Скандинавии был известен и китобойный промысел. На Севере, за Полярным кругом, добывали тюленей. Тамошние жители — саами (лопари) разводили оленей, охотились на пушного зверя, птицу, собирали птичьи яйца и пух. Мясо и рыбу запасали впрок, вялили, солили и коптили. Такую пищу запивали большим количеством пива, и часто зерно употребляли прежде всего для изготовления горячительных напитков, а не для выпечки хлеба. В сагах нередко упоминаются недороды и голодные годы, когда даже наиболее богатым людям не из чего было варить пиво.

Голод и его угроза как следствие неурожая, падежа скота, ухода рыбы от побережья и других стихийных бедствий — повседневная реальность в жизни скандинавов того времени. Жители Севера сплошь и рядом были вынуждены покидать насиженные места, переселяться в другие районы страны или вовсе уезжать за ее пределы. Эмиграция из Скандинавии началась задолго до эпохи викингов.

Неизбежно возникавшая потребность в регулировании численности жителей Скандинавии удовлетворялась разрешенным языческими верованиями детоубийством. Новорожденного приносили отцу, и он решал, оставить ребенка в семье или нет. Если он не считал это возможным вследствие своей бедности, физических недостатков или слабости ребенка, младенца относили в лес или пустынную местность и оставляли на произвол судьбы. Особенно часто так поступали с девочками. Если же новорожденного окропили водой, и отец дал ему имя и взял на руки, — он считался членом семьи, рода, после чего выбрасывание его расценивалось бы как убийство. Мужчина имел право признавать или отвергать детей, рожденных вне брака, — от рабыни или наложницы; если он не признавал ребенка, его судьбой должна была распорядиться сама мать. В те времена в ходу было понятие gravgangsmenn — «люди, обреченные на могилу»: если вольноотпущенник не мог прокормить свое потомство, детей оставляли в открытой могиле; бывший господин вольноотпущенника должен был взять наиболее крепкого из этих несчастных, остальные погибали голодной смертью. Показательно, что, когда в 1000 г. исландцы согласились принять крещение, было оговорено сохранение старинного обычая выбрасывать новорожденных. Эти варварские обычаи легко осудить, однако их нельзя объяснить черствостью родительского сердца. Нужда ожесточает. Суровые климатические условия Исландии постоянно держали ее население под угрозой голода. Во время сильного голода, постигшего остров зимою 976 г., убивали стариков. Видимо, неспроста датчане в Западной Европе того времени прослыли обжорами: после скудного питания на родине они с жадностью набрасывались на пищу, которой были богаче жители более плодородных стран.

Естественная среда, в которой жили скандинавы, определяла не только формы их хозяйственной деятельности, но и характер поселений. В гористых, сильно пересеченных местностях Норвегии и Швеции преобладали хуторские поселения, состоявшие из отдельной усадьбы или нескольких усадеб. Зачастую хутора были разбросаны на большом расстоянии один от другого. Лишь постепенно, с ростом населения, из хуторов возникали небольшие деревни. Но и тогда сыновьям владельца хутора нередко приходилось переселяться в другую местность, если имелась возможность основать новую усадьбу. Обширные районы в гористой части Скандинавии оста

norse.ulver.com

Великая Свитьод — родина викингов

Опубликовано сб, 17/02/2018 — 15:17 пользователем skygrad

  Существует гипотеза об Азиатской родине предков скандинавских викингов. Есть много оснований полагать, что легендарная Восточная Швеция находилась в Прикамье.
  
  
   Сага об Инглингах
  
   Круг Земной, где живут люди, очень изрезан заливами. Из океана, окружающего землю, в нее врезаются большие моря. Известно, что море тянется от Нёрвасунда (Гибралтар) до самого Йорсалаланда (Иерусалима). От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Азией, а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Свартаха (Черного моря) расположена Великая, или Холодная Швеция… Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода… В Швеции много больших областей. Там много также разных народов и языков… С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой.
   Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином. Там было большое капище. По древнему обычаю в нем было двенадцать верховных жрецов. Они должны были совершать жертвоприношения и судить народ. Они назывались диями, или владыками. Все люди должны были им служить и их почитать. Один был великий воин, и много странствовал, и завладел многими державами… Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал…
   Один пошел войной против Ванов, но они не были застигнуты врасплох и защищали свою страну, и победа была то за Асами, то за Ванами. Они разоряли и опустошали страны друг друга. И когда это и тем и другим надоело, они назначили встречу для примирения, заключили мир и обменялись заложниками. Ваны дали своих лучших людей, Ньёрда Богатого и сына его Фрейра, Асы же дали в обмен того, кто звался Хёниром, и сказали, что из него будет хороший вождь… Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов. Фрейя была дочерью Ньёрда. Она была жрица. Она первая научила Асов колдовать, как было принято у Ванов. Когда Ньёрд был у Ванов, он был женат на своей сестре, ибо такой был там обычай. Их детьми были Фрейр и Фрейя. А у Асов был запрещен брак с такими близкими родичами.
  
   
  
   Большой горный хребет тянется с северо-востока на юго-запад (Уральские горы). Он отделяет Великую Швецию от других стран. Недалеко к югу от него расположена Страна Турок (Средняя Азия и Сибирь). Там (в прошлом) были у Одина большие владения. В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений. Так как Один был провидцем и колдуном, он знал, что его потомство будет населять северную окраину мира. Он посадил своих братьев Be и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Он отправился сначала на запад в Гардарики (территория Руси во времена написания саг), а затем на юг в Страну Саксов. Он завладел землями по всей Стране Саксов и поставил там своих сыновей правителями. Затем он отправился на север, к морю, и поселился на одном острове. Это там, где теперь называется Остров Одина на Фьоне. Затем он послал Гевьюн на север через пролив (в Скандию) на поиски земель…
   … Когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил… Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.
   Один ввел в своей стране те законы, которые были раньше у Асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре вместе с их имуществом. Он сказал, что каждый должен прийти в Вальгаллу с тем добром, которое было с ним на костре, и пользоваться тем, что он сам закопал в землю (клад). А пепел надо бросать в море или зарывать в землю, а в память о знатных людях надо насыпать курган, а по всем стОящим людям надо ставить надгробный камень…
   Когда он был при смерти,… он сказал, что отправляется в Жилище Богов и будет там принимать своих друзей. Шведы решили, что он вернулся в древний Асгард и будет жить там вечно. В Одина снова стали верить и к нему обращаться. Часто он являлся шведам перед большими битвами… Один был после смерти сожжен, и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит с ним.
   Свейгдир стал править после своего отца. Он дал обет найти Жилище Богов и старого Одина… Он побывал в Стране Турок и в Великой Швеции и встретил там много родичей, и эта его поездка продолжалась пять лет… Он женился на женщине по имени Вана. Она была из Жилища Ванов. Их сыном был Ванланди.
   Свейгдир снова отправился на поиски Жилища Богов. А в Восточной (Великой) Швеции есть большая усадьба, которая называется У Камня. Там есть камень большой, как дом. Однажды вечером после захода солнца, когда Свейгдир шел с пира в спальный покой, он взглянул на камень и увидел, что у камня сидит карлик. Свейгдир и его люди были очень пьяны. Они подбежали к камню. Карлик стоял в дверях и позвал Свейгдира, предлагая тому войти, если он хочет встретиться с Одином. Свейгдир вошел в камень, а тот сразу закрылся, и Свейгдир так никогда из него и не вышел…
  
   Комментарии.
   Историк Джаксон Т. Н. пишет:
   «Ванаквисль буквально означает «устье ванов». Однако, фонетический переход Танаквисль — Ванаквисль из латинского названия Дона — Танаис — невозможен. Поэтому отождествление страны ванов с низовьем Дона не правомерно. Ваналанд (земля ванов) была вблизи земли их противников асов — Асаленд (Ásaland или Asialand. Асгард — крепость асов, в конструкции слова можно увидеть и общее обозначение городов на востоке от Скандинавии ( то есть это условное название города). Асгард построили Один с братьями в центре мира, то есть на реке Ванов, разделяющей части света. Земля тюрков в Азии к юго-востоку от Великой Швеции. Великая Швеция (Свитьод) расположена одновременно в Азии и Европе, т. к. через нее протекает Ванаквист, разделяющий эти части света. Она (Вел. Свитьод) включает в себя и страну Асов с главным городом Асгардом».
  
   Автор саги (Снорри Стурлусон, 13в.) основывался на устных поэтических преданиях эпохи викингов, при этом часто домысливая их невнятное повествование. Из них он и приводит настоящее название реки Ванаквисль, которую он отождествил с известным ему Танаисом-Доном. Отсюда пошли остальные его домыслы о местоположении Асгарда. Джаксон переводит Ванаквисль как «устье (реки) Ванов», а другие — как «рукав (реки) Ванов». То есть, Ванаквисль — это не вполне река, а, приток крупной реки, которая и отделяет части света в представлении древних. Ваны и асы жили в соседстве по разным берегам реки Ванов, вероятно, вблизи ее устья. Великую Холодную Свитьод (Швецию) по многим признакам можно поместить в Прикамье, а страну Ванов отождествить с Вятским регионом. В названии Свить-од ясно виден корень Вить, близкий к Вять (святая?). Река Ванов — это Вятка, имеющая своим продолжением Волгу, разделявшую в представлении древних Европу и Азию. Тем более, что в средние века считали, что Дон-Танаис является рукавом Волги. (На реконструкции карты мира в представлениях викингов река «Танаис» течет с севера через Биармаленд). Данную гипотезу подтверждает археология Прикамья и, в первую очередь, находки шлемов из могильников 4-5в. Вятки и Камы.
  
   Карта samlib.ru/l/lurxe_e_w/helme.shtml находок шлемов вендельского типа (предвикингского), красным цветом указаны наиболее близкие по форме шлемы из захоронений воинов в Прикамье. Обратим внимание, во всей Вост. Европе ничего подобного нет:
   
   
  
   «Гунское время в Прикамье характеризуется развитием культуры автохтонного финноязычного населения (азелинской культуры в Волжско-Вятском междуречье), а также внедрением в край новых пришельцев. Археологические следы последних представлены, в частности, небольшим, но богатым комплексом Тураевского курганного могильника (расположен вблизи правого берега Камы к востоку от Елабуги) несущего в своей культуре явные гунно-аварские особенности.
   Курганы занимают площадь размером 40х80 м. Всего на могильнике вскрыто 23 погребения. Высота курганов составляла от 0.5 до 1.5 м при диаметре от 5 до 15 м. В могильнике захоронены мужчины-воины, очевидно, погибшие в столкновениях с местным населением. Захоронения совершены, как правило, в глубоких ямах и сопровождаются богатым и разнообразным набором оружия и воинских доспехов, поясными наборами. Анализ вещевого материала и стратиграфии позволили датировать Тураевский могильник концом IV — первой половиной V вв н.э. Судя по материалам этих могильников, пришельцы были в основном воинами, бравшими в жены местных женщин». http://mendeleevsk.tatarstan.ru/rus/info.php?id=225162
  
   
   «По материалам Тарасовского могильника (Кама, Удмуртия) можно судить, что в 4в. в Прикамье проникает небольшая, хорошо вооруженная группа населения (возможно, военный отряд). Наличие специфических черт в вооружении (топоры центрально-европейских типов, шлемы с нащечниками, кольчуги, панцири) позволяет скорее предположить ее европейское, нежели азиатское, происхождение.
   Часть пришлого населения была уничтожена либо очень быстро ассимилировалась в бассейне Вятки. Во всяком случае, следы мигрантов там быстро исчезают. Другая часть мигрантов в Прикамье до второй половины 5 в. cохраняла своеобразие духовной и материальной культуры». www.badaew.narod.ru/goldina.htm
  
   Щукин М. Б. ГОТСКИЙ ПУТЬ:
   ‘Балто-Волжский торгово-сакральный путь — по бассейну Западной Двины или через Финский залив, Ладогу, Ильмень, в верховья Волги и далее на Среднюю Волгу и в Прикамье, — по которому в более позднее время, в эпоху викингов, скандинавы направлялись в священные зем- ли ≪Биармии≫ (скорее всего, куда-то в нынешнюю Пермскую область и примыкающие районы) и по которому поступало в Европу восточное серебро в виде арабских дирхемов, возможно, пушнина из Прикамья и другие товары, функционировал и в эпоху Германариха. Овладение этим ≪меховым путем≫ и было, вероятно, задачей готского короля.
   Путь этот, впрочем, был известен издавна, еще с эпохи поздней бронзы и раннего железа. Привлекательным Волго-Камско-Уральский регион был во все времена: это драгоценные металлы и полудрагоценные уральские камни, хотя основным богатством края могли бы служить шкурки лесных зверушек — соболя, куницы, горностая, белок и прочих, высоко ценимые в более южных областях, особенно в Средиземнорье. Скопление находок сасанидских и византийских серебряных блюд IV-VII вв. в Прикамье совсем не случайно,… местные вожди и шаманы, процарапав на них еще и собственные изображения неких персонажей в зубчатых коронах, с мечами в обеих руках, приносили в жертву своим богам на достаточно многочисленных известных в этом регионе святилищах вместе с весьма грубыми по технике, но чрезвычайно выразительными ≪чудскими образками≫ человеко-зверей. Это был совершенно особый таежный культурный мир с высокой степенью сакрализации’.
  
   Итак, на Вятке и Каме в сер. 4в. появляются воины с запада, вероятно, это отряд готов Германариха установивший свою власть на прибыльном ‘Меховом пути’ с Камы в Балтику. Они оставили могильники типа Первомайского и Тарасовского. Около 370г. в низовья Камы прибывают гунны со своим правителем. После долгой войны устанавливается перемирие и братание. Гунны и их потомки оставили типичные для кочевников курганные погребения. Совместное войско прикамских народов и гуннов переправляется на правобережье Волги и начинает свой победный путь на Запад. Один из гуннских вождей в нач. 5в. возвращается на Каму, собирает людей и примерно в 430г. уходит на север Европы, где основывает свое государство. Этим, а не только стычками с местным населением, можно объяснить археологическое исчезновение пришлых рыцарей в два этапа: в конце 4в. на Вятке, а затем, в начале 5в. — на Каме. Одновременно в 4-5в. шло переселение на Волгу протославян-именьковцев, оказавших влияние на Вятскую Азелинскую культуру.
  
   
  
   Один (прагерм. Wōđan, Wōđin, Otin) идентично прозвищу Вотин (правитель Воти). Имя «вотяки» в данном контексте относится не только к предкам удмуртов, но ко всем обитателям бассейна Вятки и Камы. Вообще можно предположить, что разделение на вятских русских и вотяков-удмуртов произошло относительно недавно в связи со становлением православия на Вятской земле и смешения с прибывающим русским и южноудмуртским населением.
  
   Из саги видно сохранение связей между Великой и Малой Швецией даже после смерти Одина-Вотана. В поздних преданиях путь в этот отдаленный «потусторонний» мир проходил через Валгаллу — отождествляемую в нашей трактовке с рекой Волгой, по которой можно попасть в Прикамье, в реальности. Ваны — это искаженное временем от вотины. Названия живших здесь народов идут от имени реки и местности — Вятки-Ванаквисль. А жили на ней во времена Одина-Вотана азелинцы, которых можно отождествить с потомками Будинов и гелонов (вотинов и хлынов) Геродота.
  
   
   На роль ‘Жилища Ванов’ наиболее подходит уникальное Первомайское Чуршинское городище на Вятке возле Слободского. По археологии эта небольшая крепость (замок) была обитаема еще 2000 лет назад. Жили здесь и в эпоху гуннов, и во времена викингов, и в 13-14 веках. Из работы Л. Д. Макарова ‘Окрестности пос. Первомайский в древности’:
   ‘Первомайский могильник, выявлено 71 захоронение. Умершие были похоронены в деревянных долбленых колодах в своих лучших одеждах и сопровождались в мир иной любимыми украшениями и необходимыми им предметами, которые могли пригодиться и в загробном мире. Поэтому в женских погребениях обнаружены разнообразные бронзовые украшения, а также ножи. В самом богатом воинском погребении обнаружены предметы вооружения из железа: меч, шлем, боевой нож, дротик, конские удила и детали уздечки, а также пояс с бронзовыми принадлежностями, гривна с нанизанной на нее бусиной из халцедона, два диска из этого же материала, бронзовые перстень и крестовидная подвеска… Недалеко известны и другие позднепьяноборские (худяковские) памятники: Городищенский могильник 2-3 вв. и Кривоборское городище первой половины 1 тыс. н. э. на р. Чепце, а также отдельные находки этого времени на Никульчинском городище’.
   Описание обряда захоронения (ориентация костяков, глубина, инвентарь) почти полностью соответствуют типу захоронений Черняховской культуры; отождествление их с протоудмуртами не выдерживает критики и является данью «общепринятой» концепции заселения Вятского региона.
   Местная легенда в подробностях сохранила отголоски описанных в саге событий: приход 12 богатырей с запада, их богатства от продажи мехов в дальних странах, постройку дворца-крепости на горе, войну с пришельцами, перемирие, братание и брачные союзы, камни на могилах погибших, подземные ходы и клады и т. д. Приведу характерные отрывки:
  
   ‘Еще в то время, когда на Руси не было царей и князей, когда она управлялась своими родоначальниками, в Вятскую землю пришли ‘из-под заката’ (с запада) 12 богатырей вместе со старшим братом своим Онохой и построили городище, а на нем большой дворец. Землю для этого городища богатыри таскали своими колпаками (шлемами), так что каждый богатырь должен был принести земли для основания городища двенадцать корлпаков с того именно места, где ныне находится озеро. Богатыри жили сначала спокойно, мирно. Никто их не тревожил и сами они только ‘побарывались в схватку’. Мало-помалу им эта жизнь надоела, и вот они вздумали заниматься охотой и войною и, как водится, всегда оставались победителями… Они вели также (на)сильную торговлю разными зверями, за которыми отправлялись к северу на своих ‘быстроногих конях’. От продажи своего товара они сделались ‘великими богачами’. Всех сильнее из богатырей был Оноха, благодаря силе которого они никого не боялись, одного Никулицу немного побаивались… Однажды богатыри, осердясь из-за чего-то на Никулицу, вздумали кидать в его дворец гирями. Никулица, спавши крепким сном, вдруг пробудился и узнавши, что это бросают его соседи-богатыри, объявил им войну, которая велась с его стороны семью молодцами. Три года они воевали, а успеха ни с той, ни с другой стороны у них не было. Оноха и его братья первые вздумали с Никулицей мириться. Оноха сам подъехал к Никулице с 12 хлебами и ‘братынею’ золота. Мир богатыри заключили трехнедельным пированием, а на последний час Никулица согласился на их мирное предложение…
   (Оноха просит себе княжескую дочь Никулицы, тот требует за это самоцветных камней.)… Оноха остался заложником в городище у Никулицы, а богатыри должны были в ту же ночь привезти к ‘двенадцатым петухам’ ‘с закату’ самоцветных камней, в противном случае Оноха будет повешен и вороны его расклюют, а богатыри окаменеют на том самом месте, где они будут в ‘двенадцатые петухи’… К несчастью, богатыри в ‘двенадцатые петухи’ достигли только ямы, из которой они ранее таскали глину колпаками, а потому они окаменели, и на том месте образовалось озеро, которое их тот час же покрыло. Услышав о несчастье своих братьев, Оноха весьма опечалился, начал выдумывать хитрость — как бы украсть Никулицыну дочь и убежать бы с ней… одну ночь он закричал, что во дворце пожар, и в сумятице взял его дочь и убежал. Никулица тотчас же пустился со своими молодцами в погоню и прискакал прямо к Онохину городищу… Оноха, приехав в свое городище, запер двери тяжелым замком… Никулица не стал долго раздумывать, он прыгнул на своих быстролетных конях через городище и тотчас же Оноху сожег и кости его закопал посреди городища в землю…».
  
   Интересно, что предания о богатырях сохранились только в районе Чуршинского городища. Параллели с мотивами саг про Одина видны невооруженным глазом, даже вороны есть. Место возле озера, где окаменели богатыри, — это Первомайский могильник гунской поры, на котором, видимо, в далеком прошлом стояли надмогильные камни-монументы. Среди захоронений здесь особенно выделяются два, — мужское и женское в боевых доспехах. Оноха и дочь Никулицы?
  
   Упомянутое в предании о богатырях озеро возле Чуршинского городища по описи 1629г. звалось «Лимониха». Ныне озеро невелико, продолговатое, похоже на лиман. Др.-русск. лимень, лимѣнь — ‘гавань’. Данное озеро является остатком старого русла реки, и в прошлом играло роль гавани. Возможно, что от реки к озеру для удобства прохода небольших судов был прокопан канал.
  
  
   Саги приписывают ванам и их женщинам свойства магов, из ванов набраны дии (жрецы) в окружении Одина. Из других источников известно о Прикамских магах, колдунах и амулетах. Геродот описывает развитый культ у гелонов.
  
   
  
   Асгард можно отождествить со знаменитым Елабужским городищем, непосредственно на нем обнаружены следы жизни времен гуннов (именьковская и азелинская керамика). Городище расположено на правом берегу Камы на береговом холме в 50км к востоку от устья Вятки. Выше от него по реке в 50 км на том же берегу находится Тураевский курганный могильник с артефактами гуннов.
  
   Елабужский каменный замок был возведен в конце 10в. напротив скалы, разделявшей течение реки и затруднявшей судоходство. Ныне этот каменный островок отсутствует (взорван для безопасности судоходства). В древности в этом месте была переправа через Каму. Само название Елабуга или Алабуга можно связать с упоминаемой в саге усадьбе «У Камня». Буга в переводе с татарского «бык», — так часто называли речные камни-скалы, а сейчас быками называют мощные опоры мостов. Крепость Алаборг фигурирует в сагах о походах в Биармию как самая отдаленная её местность — за тремя лесами (волоками-водоразделами). Городище имеет второе название «Сюддум», что совпадает с наименованием Скандинавии в Джагфар Тарихы — Садум.
   Крепость располагалась на северном берегу Камы, который внутренними булгарами был освоен не ранее конца 12в. Стратегически она могла иметь один смысл: защиту важной переправы от вторжений с юго-востока, то есть, от степняков, тех же гуннов (позже булгар). После захвата она стала столицей пришельцев-асов — Асгардом. Именно здесь продолжали жить братья Одина после его ухода на запад. Поэтому не удивителен интерес скандинавов к данному региону даже спустя много столетий. У Елабужской крепости-замка имевшей размеры 20 на 20 метров сохранилась наибольшая угловая башня-донжон (в прошлом она была вдвое выше). Подобные конструкции небольших крепостей характерны для Зап. Европы времен поздних викингов.
  
   
  
   Древнейшую крепость Елабужского городища (ананьинской культуры) мы отождествили с Геродотовским деревянным городом Гелон. Действительно, если отбросить крайние согласные часто теряемые в переводах, то останется основа «Ело», то есть, Ела-буга (Гелон у камня, из камня) или Ала-борг (Гелон город).
  
   
   Карта продвижения гуннов по материалам коллекций Эрмитажа. Обратим внимание на ответвление потока пришельцев на среднюю Вятку в район Первомайского городища.
  
   Итак, предки викингов появились путём соединения в Прикамье выходцев из восточного и западного рыцарства, а также местного населения. Оставшиеся на Вятке потомки этих воинов стали основой Вятских русов-биармов. Отсюда выходит их родство с военным сословием скандинавов, из которого позже вышли викинги. Саги описывают войны и брачные союзы викингов с биармами. Их связи, правда, в виду значительных расстояний не столь активные, поддерживались на протяжении всего домонгольского времени. Не случайно часть биармов бежала от татар в Норвегию в 13в.
  
   Есть и другие подтверждения высказанной версии. В частности, клинковое оружие викингов 8-10в. характеризуется технологией трехслойного пакета. Считается, что она была перенята у них первыми русами. Однако эта технология появляется еще у именьковцев, вероятно, после контактов с римлянами (участвовали в войнах гуннов и готов в Европе). При этом, данная технология развилась в зоне контакта именьковской и азелинской культур в правобережье нижней Камы еще в 5в., но уже после ухода отсюда гуннов в Скандинавию. К 7-8в. она появляется на Вятке и Чепце и сохраняется здесь до 15в. В таком случае, процесс распространения прогрессивного приема среди русов мог идти не с запада (Скандинавии), а наоборот, от вятчан через Ладогу в Скандинавию по древнему «Меховому пути» из Прикамья на Балтику. Одновременно с этим можно отметить, что булгары не переняли от именьковцев этого способа ковки. Сложные технологии в средние века передавались внутри семьи, поэтому сохранение метода свидетельствует об этнической преемственности кузнецов в регионе на протяжении почти 1000 лет. Это может означать, что носители технологии с булгарами не контактировали, правобережье Камы было долго недоступным для булгар.
  
   Богачев (2010 с.220): «Целый ряд украшений и предметов вооружения из могильников Прикамья имеют западное (юго-западное) происхождение. Бесспорно, что в конце 4 века на Вятку и Каму пришла какая-то новая этническая группа хорошо вооруженных воинов …, которых можно идентифицировать с хунугурами Иордана (сообщившего, что от них идет торговля пушниной)».
   Гунно-угров, составлявших основную массу гуннов, считают близкими к финно-уграм Прикамья. Автор приводит карту-схему передвижения гуннов с территории Казахстана прямиком через низовья Волги в Причерноморье. Далее после войн в Европе часть гуннов уходит в Прикамье. Но датировки гунских находок во всех этих трех регионах очень близки — конец 4-го — начало 5- веков. Поэтому, на мой взгляд, не менее вероятна версия продвижения гуннов на запад через промежуточный пункт в Прикамье. Именно поэтому чуть позже часть гуннов (хунугуры) вернулись на знакомые им места (вслед за основной массой переселенцев именьковцев-черняховцев).
  
   Легенды об Одине находят параллели в Прикамских верованиях. «Чудские образки» в своих сюжетах отражают сообщения саг. Например, Один с двумя воронами, которые нашептывали ему в уши сведения о противнике.
  
   
   
   
   Накладка на шлеме викинга.
  

rodnaya-vyatka.ru

родина викингов? — Славянская культура

Общепринятая теория гласит, что викинги — это датские, норвежские и шведские воины-язычники, которые в 9-11 веках совершали набеги на поселения и города европейского побережья. Слово vikingr в древних скандинавских языках означало «пират». 

Тур Хейердал, однако, пытается доказать, что первые викинги служили в качестве наемников в древних русских княжествах с 1 века до н.э. до 3 века н.э. и были предками казаков.

Норвежский исследователь убежден, что легенда о боге Одине — «генеральном секретаре» скандинавских богов — берет свое начало в жизни реального викинга, который был рожден в русских степях и привел свой народ в Скандинавию.

Чтобы доказать свою теорию, подтверждение которой он усматривает в исландских сагах 12-13 веков, 86-летний Хейердал начал археологические раскопки в древнем городе Танаис недалеко от Азова, где он надеется обнаружить следы древней цивилизации викингов.

Для проведения раскопок Тур Хейердал собрал группу норвежских, шведских и российских археологов.
Ранее российские историки утверждали, что Танаис был основан еще до прибытия туда греческих поселенцев, возможно, древними викингами. Российские националисты выдвигают теорию, согласно которой Россия является родиной норманов и викингов, что противоречит более распространенной версии, гласящей, что викинги вторглись в Россию и спустились вниз по реке Дон.

Скандинавский бог российских степей

Хейердал выдвинул свою теорию, изучив тексты исландских саг
Легендарный норвежский исследователь Тур Хейердал занят поисками не менее легендарного героя скандинавских саг, бога Одина.
Норвежец считает, что Один мог быть исторической личностью — князем, правившим в I веке до новой эры на территории нынешней Ростовской области. Его племя, возможно, было изгнано из этих мест римлянами.

Хейердал собрал средства напроведение крупных археологических раскопок в Приазовье и надеется найти следы пребывания там Одина и его племени.

Тур Хейердал прославился экспедициями по следам древних цивилизаций, самая известная из которых — плавание на плоту «Кон-Тики» из Перу в Полинезию в 1947 году. Сейчас ему 86 лет, но задору с возрастом не поубавилось.

Древние поселения
В Танаисе уже найдены
следы поселений,
которым 2000 лет

Теория Хейердала основывается на изучении одной из исландских саг XIII века, в которой, по его мнению, можно найти подтверждения реального существования Одина и его племени.
Что и говорить, природа в тех местах, где ведутся раскопки, действительно впечатляет — место вполне подходящее для рождения легендарного героя саг.

Здесь, неподалеку от впадения Дона в Азовское море, издавна велась торговля. Местные археологи уже обнаружили тут следы поселения, которому больше двух тысяч лет. Теперь они помогают анализировать все найденное на новых раскопках.
Российскую группу археологов возглавляет Сергей Лукьяшко. Ему теория Хейердала представляется захватывающей.
«Ни Тур, ни сам я не настолько наивны, чтобы полагать, что мы отыщем здесь следы самого Одина, но нам уже удалось найти подтверждения нескольким фрагментам саг, — говорит Лукьяшко. — Будем продолжать работу, пока не найдем материалы. которые либо подтвердят, либо разобьют его теорию».

Родина воинов

Неподалеку от Азова проходят военную подготовку юные казаки. На этой земле всегда рождались воины — казаки недаром славятся на всю Россию как искуснейшие наездники. Потому хочется верить, что скандинавский бог войны и его неутомимые кони и в самом деле когда-то жили именно здесь.
Российские историки, правда, настроены скептически. По мнению профессора МГУ Сергей Карпова, на этот раз Тур Хейердал зашел слишком далеко. Правда, он признает, что полету творческой мысли норвежца можно только восхищаться.

Норвежским археологам работать в Ростовской области осталось недолго — скоро они должны вернуться на родину.
Как говорит Бьернар Стурфьелль, для них важнее всего не возможность доказать новую гипотезу, а просто возможность поработать в России.
Возле раскопок уже громоздится гора римских ваз и греческих урн, а рядом — осколки предметов, относящихся к еще более древним цивилизациям.
И каковы бы ни оказались результаты раскопок, они уже стали новой главой в одиссее Тура Хейердала, неустанно возвращающего из прошлого наследие народов, когда-то населявших Землю.

Неугомонный Хейердал

Тур Хейердал прославился в 1947 году, когда он организовал экспедицию на плоту «Кон-Тики» и с шестью другими норвежцами пересек Тихий океан, проплыв три тысячи миль от берегов Перу до островов Полинезии. Его книга, рассказывавшая о 101-дневном путешествии, стала международным бестселлером и была переведена на 67 языков.

В 1969-70 годах Тур Хейердал организовал две экспедиции через Атлантический океан на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2», а в 1977 году — на тростниковой лодке «Тигрис» по реке Тигрис, Персидскому заливу и Аравийскому морю. На обеих «Ра» и на «Тигрисе» знаменитого норвежца сопровождал российский «кинопутешественник» Юрий Сенкевич.

В настоящий момент Тур Хейердал живет со своей четвертой женой на острове Тенерифе и, помимо всего прочего, занимается изучением местных пирамид. 

Похожие статьи:

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

История → Ведическая культура славян ариев

История → Русская вера!

Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора

Художественные фильмы → Сага древних булгар.Лествица Владимира Красное Солнышко (2004) DVDRip

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Родина викингов. «Походы викингов» | Гуревич А. Я.

 

Саги о древних скандинавах рассказывают, что, когда норвежцы покидали родину и отправлялись в морское плавание на поиски новых земель, они брали на борт своих кораблей вместе со скарбом и резные деревянные столбы с изображениями древних богов. Эти столбы украшали хозяйское сидение в горнице: языческие боги охраняли дом и его обитателей от бед и злых сил – великанов, чудовищ и прочей нечисти. Приближаясь к берегам Исландии, переселенец бросал эти столбы в волны и высаживался в том месте, куда их выбрасывало прибоем. Здесь он строил новый дом и устанавливал старые столбы подле своей почётной скамьи. Переселяясь на новые места не только с домочадцами, рабами и скотом, но также и со своими богами, привычками и обычаями, норвежцы искали возможность продолжать жить по законам своих предков.

Норвежские эмигранты, оказавшись в Исландии, на Оркнейских или Фарерских островах, в Ирландии или Шотландии, предпочитали селиться в гористой местности, близ морского побережья, в бухтах и фьордах. Между тем датчане, покидая равнинный Ютландский полуостров, переселялись в равнинные районы Нормандии и Восточной Англии. Выходцы из Швеции искали озёрные и речные края, напоминавшие их родной Меларен и другие озёра Центральной Швеции.

И это неудивительно. В средние века человек зависел от природы несравненно больше, чем сейчас. Она диктовала ему, как жить, где селиться, чем заниматься. Люди должны были скорее приспосабливать её к своим потребностям. Вот почему, не зная своеобразных черт природы Скандинавии, нельзя понять жизнь её средневековых обитателей.

Скандинавский полуостров, вытянувшийся без малого на 2000 км, – самый крупный в Европе. Его рельеф сложился при отступлении и таянии ледника. Большая часть полуострова – гористая. С юго-запада на северо-восток простираются массивы Скандинавских гор. Гранитные скалы обнажены, но некоторые из них покрыты вечными снегами и ледниками. В образованных древним ледником чашах блещут синевой многочисленные озёра. Горы круто обрываются в Норвежское море, врезающееся в берега многочисленными узкими и глубокими фьордами. Фьорды – заполненные морем огромные трещины в каменном теле полуострова – тянутся на десятки и сотни километров. Горы Скандинавии густой сетью прорезаны короткими, но многоводными и быстрыми реками с частыми порогами и водопадами. У берегов Норвегии, тянущейся длинной узкой полосой в западной и северной частях полуострова, в общей сложности насчитывается до полутораста тысяч островов. На восток Скандинавские горы постепенно понижаются. Возвышенности Северной Швеции наклонены к югу и ступенями спускаются к Ботническому заливу.

Лишь южная оконечность Скандинавского полуострова – Сконе – равнинная, с плодородными почвами. Её пересекают невысокие скалистые гряды. Рядом островов, крупнейший из которых – Зеландия, Сконе соединяется с полуостровом Ютландией, тоже преимущественно равнинным. Берега Ютландии изрезаны морем и окружены огромным количеством островов и скалистых островков – шхер. Юго-западное побережье Ютландии окаймлено песчаными косами, отделёнными от полуострова ваттами – пространствами, которые заливаются приливом и обнажаются при отливе. На берегу они переходят в покрытые сочными травами марши, которые тоже иногда затопляются морем. Это наиболее плодородные земли.

В отличие от Ютландии, ныне сравнительно небогатой лесами, почти половину всей площади Скандинавского полуострова занимают леса. Но в древности ими была покрыта большая часть территории обоих полуостровов. Леса разнообразны: на севере – хвойные, южнее – смешанные. Они располагаются зонами, в зависимости от высоты гор. На крайнем севере Скандинавского полуострова преобладает тундра. Леса богаты зверем, много птиц, прибрежные воды изобилуют рыбой.

Скандинавские горы резко делят полуостров на две климатические зоны. На севере климат полярный, суровый в течение круглого года, на западе – умеренный, океанический; здесь чувствуется тёплое Атлантическое течение – Гольфстрим. Благодаря ему климат Норвегии и Швеции более мягкий, чем в других странах, расположенных в тех же широтах. Обильны осадки, зима мягкая, лето прохладное. Восточная часть полуострова защищена от западных ветров горами. Климат здесь континентальный: зима холоднее, лето более тёплое, причём в древности эти различия были сильнее, чем ныне. Но климат Средней Швеции смягчается под влиянием больших озёр – Венерн, Меларен, Веттерн и др. Зимой на большей части территории Швеции передвижение возможно преимущественно на санях.

Сильно изрезанная береговая линия Скандинавского полуострова чрезвычайно велика. Швеция, Норвегия и Дания – морские страны. Такова и Исландия – остров, население которого сосредоточивается на береговых низменностях, тогда как его внутренняя, возвышенная часть – пустынна и бесплодна.

Природные условия – горы, валуны, густые леса, обилие холодных талых вод вследствие весеннего таяния снегов, бедность почв и значительная высота над уровнем моря – мало благоприятствовали занятию земледелием. И в наши дни в Норвегии обрабатываемые земли составляют около 3% всей площади, а в Швеции – 9%, причём большинство пахотных земель приходится на её южные области. В Исландии же обрабатываемые земли занимают менее 1% общей площади. Шире хлебопашество развивалось в Сконе и в Дании. В Норвегии и в большей части Швеции земледелие было возможно лишь на ограниченных пространствах, да и там населению подчас приходилось очищать почву от камней, выжигать или вырубать леса. Легенда приписывает одному из первых шведских конунгов прозвище «Лесоруб»: он якобы велел своим подданным и слугам вырубать леса и строить на расчистках селения. В XI-XIII вв. подобная внутренняя колонизация Швеции и Норвегии приобрела значительный размах. Выжигание лесов практиковалось вплоть до недавнего времени и привело к гибели обширных лесных массивов.

Из-за обилия осадков и короткого вегетационного периода во многих частях Скандинавского полуострова среди хлебных злаков преобладают быстро созревающие сорта овса и ячменя. Рожь и пшеница распространены лишь в южных районах. Но увеличение населения далеко не всегда могло сопровождаться соответствующим ростом зернового хозяйства. Хлеба в Скандинавии в средние века не хватало, и зерно ввозили из других стран (в раннее средневековье – из Англии, затем – из Германии). Методы обработки земли на протяжении всего средневековья оставались большей частью примитивными. Нередко практиковалось мотыжное земледелие. Трехпольный севооборот применялся мало. Урожайность культур была крайне низкой.

Шире было развито скотоводство. Большие возможности для него давали горные пастбища – сетеры. Ими пользовались сообща жители многих хуторов и целых округов. Крестьянам часто приходилось заботиться не столько о запашке поля, сколько о заготовке фуража для скота на зиму. Кормов недоставало, и весной отощавших коров подчас приходилось выносить на приусадебные пастбища на руках. Падёж скота был обычным явлением. Поэтому октябрь в шведском календаре считался месяцем массового убоя скота.

Среди продуктов питания норвежцев и шведов на первом месте стояли мясо, молоко, масло, а также рыба: ловля трески и сельди всегда являлась одним из основных занятий населения приморских областей. Издревле в Скандинавии был известен и китобойный промысел. На Север

litresp.ru

Викинги — Tooya.ru

Родина викингов — Скандинавия. На неплодородных берегах Балтики, дающих скудную пищу, они отточили своё мастерство мореходов и приобрели отчаянную храбрость. Около 800г. они пустились в море на своих длинных судах, чтобы торговать, грабить и захватывать.

В 982 году Эрик Рыжий, яростный викинг, прозванный так за рыжий цвет волос, за убийство был приговорён к трёхлетнему изгнанию из Норвегии. Он отправился в Исландию, но и там убил несколько человек. Через три года он возвратился с рассказами о новой земле, которую он назвал Гренландией — зелёной страной. Хотя она была не более зелёной чем Исландия, Эрик надеялся, что красивое имя привлечёт туда новых поселенцев.

В 985 году 25 исландских кораблей отплыли в Гренландию. До места добрались только 14. Корабль Бьярни Херъёльфссона сначала попал в шторм, а затем — в туман. Когда туман рассеялся, моряки увидели гористую, покрытую лесами землю (это была Америка). Херъёльфссон не пристал к берегу и вернулся в Гренландию.

Лейф Эриксон купил корабль Херъёльфссона и примерно в 1000 году отплыл в Америку. Посещая там различные места, он давал им свои названия: Геллуланд (Баффинова Земля), Маркланд (Лабрадор) и Винланд (Ньюфаундленд). Однако коренные племена Америки вступили в войну с викингами.
Один ирландский монах писал: «Не осталось ни гавани, ни укрепления, ни замка, на которые не обрушились бы викинги и пираты». Западные викинги из Дании и Норвегии совершали набеги на побережья Британии и Франции, и даже не большую часть Средиземноморья.

Скандинавов, осевших в северной Франции, называли норманнами, а земля эта до сих пор называется Нормандией. Граф Нормандии Вильям завоевал Англию в 1066 году, победив короля Гарольда, который и сам происходил из викингов.

В IX веке викинги регулярно нападали на берега Испании. В 844 году отряд викингов удерживал Севилью в течении недели, пока испанские мавры не выбили их оттуда.

Примерно в 890 году викинг Оттар обогнул верхнюю оконечность Скандинавии и вдоль берегов Лапландии вышел в Белое море. Он установил там торговое поселение, через которое на юг переправляли меха, китовое мясо и моржовые бивни.

Шведские викинги постепенно перемещались в глубь материка и проложили там через Киев и Новгород торговый путь в Византию. Торговали они мехами, янтарём, мёдом, воском и рабами. Когда между славянскими племенами возникали раздоры, они пригласили родовитых викингов править ими.

Проложенные викингами торговые пути пересекали Аральское, Каспийское и Чёрное моря, соединяли Скандинавию с Великим шелковым путём, а потомки викингов даже торговали с Багдадом.

tooya.ru

Забытая реальность — Россия — родина викингов

Общепринятая теория гласит, что викинги — это датские, норвежские и шведские воины-язычники, которые в 9-11 веках совершали набеги на поселения и города европейского побережья. Слово vikingr в древних скандинавских языках означало «пират».

Тур Хейердал, однако, пытается доказать, что первые викинги служили в качестве наемников в древних русских княжествах с 1 века до н.э. до 3 века н.э. и были предками казаков.

Норвежский исследователь убежден, что легенда о боге Одине — «генеральном секретаре» скандинавских богов — берет свое начало в жизни реального викинга, который был рожден в русских степях и привел свой народ в Скандинавию.

Чтобы доказать свою теорию, подтверждение которой он усматривает в исландских сагах 12-13 веков, 86-летний Хейердал начал археологические раскопки в древнем городе Танаис недалеко от Азова, где он надеется обнаружить следы древней цивилизации викингов.

Для проведения раскопок Тур Хейердал собрал группу норвежских, шведских и российских археологов.

Ранее российские историки утверждали, что Танаис был основан еще до прибытия туда греческих поселенцев, возможно, древними викингами. Российские националисты выдвигают теорию, согласно которой Россия является родиной норманов и викингов, что противоречит более распространенной версии, гласящей, что викинги вторглись в Россию и спустились вниз по реке Дон.

Скандинавский бог российских степей

Хейердал выдвинул свою теорию, изучив тексты исландских саг
Легендарный норвежский исследователь Тур Хейердал занят поисками не менее легендарного героя скандинавских саг, бога Одина.
Норвежец считает, что Один мог быть исторической личностью — князем, правившим в I веке до новой эры на территории нынешней Ростовской области. Его племя, возможно, было изгнано из этих мест римлянами.

Хейердал собрал средства напроведение крупных археологических раскопок в Приазовье и надеется найти следы пребывания там Одина и его племени.

Тур Хейердал прославился экспедициями по следам древних цивилизаций, самая известная из которых — плавание на плоту «Кон-Тики» из Перу в Полинезию в 1947 году. Сейчас ему 86 лет, но задору с возрастом не поубавилось.

Теория Хейердала основывается на изучении одной из исландских саг XIII века, в которой, по его мнению, можно найти подтверждения реального существования Одина и его племени.

Что и говорить, природа в тех местах, где ведутся раскопки, действительно впечатляет — место вполне подходящее для рождения легендарного героя саг.

Здесь, неподалеку от впадения Дона в Азовское море, издавна велась торговля. Местные археологи уже обнаружили тут следы поселения, которому больше двух тысяч лет. Теперь они помогают анализировать все найденное на новых раскопках.
Российскую группу археологов возглавляет Сергей Лукьяшко. Ему теория Хейердала представляется захватывающей.
«Ни Тур, ни сам я не настолько наивны, чтобы полагать, что мы отыщем здесь следы самого Одина, но нам уже удалось найти подтверждения нескольким фрагментам саг, — говорит Лукьяшко. — Будем продолжать работу, пока не найдем материалы. которые либо подтвердят, либо разобьют его теорию».

Родина воинов

Неподалеку от Азова проходят военную подготовку юные казаки. На этой земле всегда рождались воины — казаки недаром славятся на всю Россию как искуснейшие наездники. Потому хочется верить, что скандинавский бог войны и его неутомимые кони и в самом деле когда-то жили именно здесь.
Российские историки, правда, настроены скептически. По мнению профессора МГУ Сергей Карпова, на этот раз Тур Хейердал зашел слишком далеко. Правда, он признает, что полету творческой мысли норвежца можно только восхищаться.

Норвежским археологам работать в Ростовской области осталось недолго — скоро они должны вернуться на родину.
Как говорит Бьернар Стурфьелль, для них важнее всего не возможность доказать новую гипотезу, а просто возможность поработать в России.
Возле раскопок уже громоздится гора римских ваз и греческих урн, а рядом — осколки предметов, относящихся к еще более древним цивилизациям.
И каковы бы ни оказались результаты раскопок, они уже стали новой главой в одиссее Тура Хейердала, неустанно возвращающего из прошлого наследие народов, когда-то населявших Землю.

Неугомонный Хейердал

Тур Хейердал прославился в 1947 году, когда он организовал экспедицию на плоту «Кон-Тики» и с шестью другими норвежцами пересек Тихий океан, проплыв три тысячи миль от берегов Перу до островов Полинезии. Его книга, рассказывавшая о 101-дневном путешествии, стала международным бестселлером и была переведена на 67 языков.

В 1969-70 годах Тур Хейердал организовал две экспедиции через Атлантический океан на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2″, а в 1977 году — на тростниковой лодке «Тигрис» по реке Тигрис, Персидскому заливу и Аравийскому морю. На обеих «Ра» и на «Тигрисе» знаменитого норвежца сопровождал российский «кинопутешественник» Юрий Сенкевич.

В настоящий момент Тур Хейердал живет со своей четвертой женой на острове Тенерифе и, помимо всего прочего, занимается изучением местных пирамид.

Источник: tainoe.info

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *