Содержание

Синонимы и антонимы «камикадзе» — анализ и ассоциации к слову камикадзе. Морфологический разбор и склонение слов

Перевод слова камикадзе

Мы предлагаем Вам перевод слова камикадзе на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»


  • kamikaze
    • атака камикадзе — kamikaze attack
  • Kamikaze — смертник
  • kamikaze — смертник

Каким бывает камикадзе (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

японским паучим беспилотным настоящим русским маленьким опытным высокотехнологичным чертовым таксомоторным безрассудным черным арабским управляемым бесстрашным последним вражеским уцелевшим натуральным убитым выжившим очередным другим сумасшедшим форменным первым погибшим подобным комариным старым истинным заправским новым этаким бывшим крошечным законченным проклятым дворянским влюбленным сбитым голодным бронированным ведомым политическим достойным легендарным потопленным дрожащим имперским потенциальным вторым фанатичным нужным тринадцатым неизвестным иракским свойственным неосознанным пушистым потным палестинским убежденным рядовым

Что может камикадзе? Что можно сделать с камикадзе (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

врезаться погибнуть ринуться взорвать отрастить встать пожать жить умыться взяться суметь взорваться увидеть преодолеть присесть сработать сжимать успевать пробраться оказаться дать основываться записаться пожать приказать потерять завалить направить броситься рухнуть усвоить сделать метаться перебегать показаться тянуть ответить сидеть решить позволить рассмешить понять потащить являться спикировать брать открыться справиться стращать вернуться грызть иметься бросить поверить сунуть действовать идти рвануть запутаться просовывать задумать попытаться упасть подорвать

Ассоциации к слову камикадзе

штурм моторка путь зависимость вылет кремль эскадрилья коготь окинава кино граната остров цель татуировка автомат стиль наставление поверхность устранение юбка авиабаза задание жало тайвань прицел дипломат поединок характер продажа взрывчатка окно бизнес потеря нож действительность труд момент носитель люк подразделение компания самолете число секта вторжение корпус немец база нападение служба груз вызов штурвал командование англия интерес наслаждение программирование самопожертвование барменша наука помощь глаз парень

Сфера употребления слова камикадзе

Общая лексика Разговорное выражение Военный термин Политика Военно-морской флот

Морфологический разбор (часть речи) слова камикадзе

Часть речи:

существительное

Число:

единственное

Одушевленность:

одушевленное

Падеж:

именительный

Склонение существительного камикадзе

ПадежВопросЕд.числоМн. число
Именительный(кто, что?)камикадзекамикадзе
Родительный(кого, чего?)камикадзе камикадзе
Дательный(кому, чему?)камикадзекамикадзе
Винительный(кого, что?)камикадзекамикадзе
Творительный(кем, чем?)камикадзекамикадзе
Предложный(о ком, о чём?)камикадзекамикадзе

Предложения со словом камикадзе

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Камикадзе добровольно бросился по правому коридору

плохо 0

хорошо 0

2. Процентный камикадзе забавно увидел на боковой улице

плохо 0

хорошо 0

www.reright.ru

КАМИКАДЗЕ — это… Что такое КАМИКАДЗЕ?

  • камикадзе — смертник, летчик, боевик, тейсинтай Словарь русских синонимов. камикадзе смертник Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • КАМИКАДЗЕ — (япон. букв. ветер богов), название японского летчика смертника, действовавшего против кораблей противника во время 2 й мировой войны. По американским данным, камикадзе потопили 45 и повредили ок. 300 боевых кораблей …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАМИКАДЗЕ — [яп. букв. «божественный ветер»] воен. летчик смертник в японской армии в период Второй мировой войны (1939 1945), погибавший вместе с атакующим цель самолетом. Также перен. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. камикадзе (яп.) летчик… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Камикадзе — летчики смертники в японской армии в конце 2 й мировой войны. При подходе к цели (крупному военному кораблю) камикадзе направлял на цель (обычно крупный корабль) свой самолет, несший 250 кг бомбу (позднее заряд взрывчатого вещества в носовой… …   Морской словарь

  • Камикадзе — (яп. kamikaze ветер богов), яп. летчики смертники, управлявшие самолетами, начиненных взрывчаткой. Назв. было выбрано яп. военно мор. ко мандованием в годы 2 й мировой войны для обозначения необычной тактики, принятой в 1944 г. для борьбы с… …   Всемирная история

  • Камикадзе — У этого термина существуют и другие значения, см. Камикадзе (значения). Пилот камикадзе Киёси Огава, который атаковал американский авианосец «Банкер Хилл» …   Википедия

  • камикадзе — [дзэ], неизм.; м. и ж. [яп.] 1. только м. Во время второй мировой войны в японской армии: лётчик смертник, погибавший вместе с атакующим цель самолётом. 2. О ком л., рискующем чем л. важным, существенным. * * * камикадзе (япон., буквально  ветер… …   Энциклопедический словарь

  • Камикадзе — Тип блюда: Категория: Рецепт приготовления: В текущей категории (Из старинных рецептов): | | | | | | | | | | | | | | | | | …   Энциклопедия кулинарных рецептов

  • Камикадзе — (япон., буквально ветер богов)         лётчик смертник в вооруженных силах Японии во время 2 й мировой войны 1939 45, вступавший в бой с надводным кораблём противника на самолёте одноразового действия (см. также Тейсинтай). В 1945 в ВВС Японии… …   Большая советская энциклопедия

  • камикадзе — нескл. м. 1. Японский летчик смертник, погибший вместе с самолетом, атакуя цель (во время Второй мировой войны). 2. перен. Тот, кто жертвует собою ради каких либо обстоятельств; безрассудный смельчак. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • dic.academic.ru

    Камикадзе — это… Что такое Камикадзе?

    Лёгкий крейсер «Колумбия» атакован камикадзе в заливе Лингаен; 6 января 1945 года Взрыв после попадания камикадзе в «Колумбию»

    Камика́дзе (яп. 神風 камикадзэ, симпу:?, ками — «божество», кадзэ — «ветер») — «божественный ветер», название тайфуна, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии.

    Во второй половине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны на Тихом океане. «Камикадзе» — часть более широкого японского термина токкотай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).

    Японцы называли подобные действия токубэцу ко: гэки тай (яп. 特別攻撃隊) — «ударные отряды специальных атак» или аббревиатурой токко: тай (яп. 特攻隊). Подразделения лётчиков-самоубийц назывались симпу токубэцу ко: гэки тай (яп. 神風特別攻撃隊) — «специальные ударные отряды „Божественный ветер“». В английском языке термин «камикадзе» (кунное чтение иероглифов 神風) закрепился с подачи японцев-эмигрантов, служивших в американской армии. Вскоре войска союзников начали использовать слово «камикадзе» для всех видов самоубийственных атак, применяемых японцами. В наши дни чтение иероглифов 神風 как «камикадзе» вернулось в Японию и допускается в качестве названия пилотов-смертников.

    Предыстория

    После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943—1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.

    К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в качественном отношении новым американским моделям, таким как P-51 «Мустанг». Из-за больших боевых потерь ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, из-за недостатка запасных частей и топлива проведение любой крупной авиационной операции превращалось для Японии в проблему.

    15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

    Предсказание сбылось 17 октября 1944 года, когда американцы атаковали остров Сулуан, начав крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся в Маниле, было приказано осуществлять поддержку японским кораблям, которые будут пытаться уничтожить силы союзников в заливе. Первый воздушный флот к этому моменту имел в распоряжении лишь 40

    [источник не указан 553 дня] самолётов: 34 палубных A6M Zero, 3 торпедоносца Nakajima B6N, 2 бомбардировщика Yokosuka P1Y, один Mitsubishi G4M и один лёгкий разведывательный самолёт. Задача, стоявшая перед японской авиацией, была практически невыполнимой. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Ониси стал известен как «Отец камикадзе».

    Первые камикадзе

    Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло и бомба не взорвалась. По крайней мере 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

    Существует точка зрения, что первыми камикадзе стали лейтенант Такеши Косаи и неизвестный сержант, которые подвесив к своим «зеро» по две 100-килограммовых бомбы, вылетели 13 сентября 1944 с острова Негрос (Филиппины) с целью таранить американские корабли. Оба не вернулись, но американцы не сообщали о повреждениях своих кораблей в этот день в этом районе. Кроме того, 15 октября 1944 контр-адмирал Масафуми Арима, возглавивший воздушную атаку на американское морское соединение в районе между Тайванем и Окинавой, перед вылетом на своём бомбардировщике «Мицубиси Г4М «Бетти» снял знаки различия и заявил, что не вернётся из боя, что и случилось. В ходе боя авианосец «Франклин» получил повреждения, но нет свидетельств о самоубийственной атаке.

    Битва за Филиппины

    Самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Oka» в американском пособии

    25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

    Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

    Пилотируемые снаряды «Йоко́сука MXY7 О́ка» представляли собой деревянный планёр с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Сам по себе разогнавшийся ракетный снаряд был малоуязвим для зениток и истребителей. Заряд боеголовки составлял 1,2 тонны аммонала, что было достаточно для уверенного поражения морских целей. Однако, в связи с высокой степенью уязвимости бомбардировщика-носителя, боевая эффективность самолётов MXY7 оказалась ниже всякой критики, за что американцы прозвали их «Бака» (дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг — не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

    29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Абнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

    26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Махэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани-Бэй» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Перл-Харбора «Калифорния».

    Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

    Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек.

    Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

    Битва за Окинаву

    Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолётов.

    3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Калхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

    До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

    К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90 % японских самолётов было сбито в воздухе.

    Вскоре в связи с уменьшением у японцев количества самолётов был разработан специальный тип летательного аппарата для действий камикадзе. Накадзима Ки-115 «Цуруги» представлял собой простой в постройке самолёт, в котором могли быть использованы устаревшие двигатели 1920-х и 1930-х годов. Шасси не убирались, а сбрасывались сразу после взлёта, что позволяло использовать их повторно. Было произведено около ста этих самолётов, каждый из которых мог нести 800-килограммовую бомбу, но ни один из них так и не успели использовать.

    Итоги

    К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

    Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

    Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

    Известные камикадзе

    • Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолетов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.

    Выжившие камикадзе

    Несмотря на изначальную установку погибнуть, выполняя задание, зафиксированы случаи возвращения летчиков-смертников на базу или подобранных в море. В большинстве случаев это происходило по причине неисправности самолетов и двигателей. В случае необнаружении цели, или по иной причине срыва атаки, камикадзе прямо предписывалось возвращаться.

    Однако унтер-офицеру Ямамура «повезло» больше. Он трижды оставался жив после взлета. Первый раз он был сбит вместе с экипажем бомбардировщика-носителя и был подобран рыбаками. Почти через 2 месяца бомбардировщик-носитель с подвешенным самолетом-снарядом и Ямамурой на борту, поднявшись в небо, попал в дождь и вследствие плохой видимости вернулся на базу. Третий раз, благодаря неисправности механизма подвески самолета-снаряда, Ямамура не смог отцепиться. Более вылетов не было и он пережил окончание войны.[1]

    В искусстве

    • В начале 1990-х в Санкт-Петербурге существовала группа «Камикадзе» с песнями «Любовь камикадзе» и «Камикадзе Girl».
    • «Камикадзе» — второй альбом (2006) группы #####.
    • У Александра Розенбаума есть песня «Камикадзе», в которой от первого лица рассказывается, что мог чувствовать лётчик-смертник в последние мгновения своей жизни.
    • Песня «Страж Империи» есть у группы Ария.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Алиса.
    • Песня «Kamikaze Rock-n-Roll Suicide» есть у певицы Donatella Rettore.
    • Песня «Камикадзе» есть у Андрея Земскова.
    • Песня «Камикадзе» есть у рэпера Lee Kei.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы ВИА-Гра.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Инь-Ян.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Звери.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы D’espairsRay.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Kagrra.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Stigmata.
    • В альбоме «Снежный лев» группы Аквариум есть песня «Центр циклона», в которой упоминаются камикадзе и их клич — Банзай.
    • Песня «Страж Империи» группы Ария посвящена камикадзе.
    • Камикадзе посвящена песня «Карлсоны» Олега Медведева
    • У группы Mordor есть песня «Банзай!»
    • Певица Мара исполняет песню «Самолеты», с сюжетной линией о камикадзе.
    • Тема камикадзе поэтически разрабатывается в песне «Вперёд и вверх! (Для тех, кто видит сны)» из альбома «Для тех, кто видит сны. Vol.1» группы «Оргия Праведников».
    • В романе Дэвида Митчелла «Сон № 9» (англ. David Mitchell. «number9dream») одна из сюжетных линий посвящена истории погибшего пилота-камикадзе, записанной в его дневнике, найденном в поднятой после войны неразорвавшейся торпеде-кайтэн.
    • В фильме «Приказ: Перейти границу» показана погоня за отрядом смертников-камикадзе.
    • Фильм «Камикадзе (For those we love)», 2007, Япония, Toei Company.
    • Компьютерная игра Call of Duty 5: в одной из миссии нужно защитить американский флот от массированной атаки камикадзе.
    • George Lynch имеет 4 подписные модели гитар ESP, названные, соответственно: Kamikaze 1, Kamikaze 2, Kamikaze 3, Kamikaze 4 — различающиеся, преимущественно, накладкой на гриф и расцветкой.

    См. также

    Литература

    Ссылки

    Примечания

    1. С.Журко, А.Булах, С.Цветков. Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти». — (История авиации, спецвыпуск № 1).

    dic.academic.ru

    Откуда произошло слово «камикадзе»?

    • История
      • Быт и жизненный уклад
      • Войны
      • Изобретения
      • Личности
      • События
    • Мифы
    • Моя планета
      • Общество, культура, традиции
      • Удивительные места
      • Флора и фауна
      • Явления
    • Наука
      • Археология
      • Естественные науки
      • Космос
      • Технологии
    • Рекорды
    • В мире
      • Животные
      • Люди
      • Новости
      • Открытия

    Поиск

    Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
    • История
      • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

        Энн Ходжес — единственный известный человек, пострадавший от прямого попадания метеорита

        Клара — самый знаменитый носорог 18 века

        Модная римская обувь возрастом 2000 лет

        Откуда в русском языке появился мат?

    • Мифы
      • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

        Правда, что мухомор убивает мух?

        Правда ли, что носороги топчут огонь?

        «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

        Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

    • Моя планета
      • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

        Как насекомые видят в темноте?

        Изначально морковь была фиолетового цвета

        Раньше на планете обитали пингвины-гиганты

        Парижский синдром — когда город влюбленных не оправдывает ожиданий

    • Наука

    mydiscoveries.ru

    История камикадзе — Мы родом …

    Ещё по теме Японии во ВМВ

    Дуновения божественного ветра
    Стратегия и идеология японских камикадзе

    Утром 20 октября 1944 года в 201 воздушной группе японской морской авиации на Филиппинах впервые было сформировано подразделение самоубийственных атак — камикадзе. ©



    Атака летчика-камикадзе

    Подразделение состояло из четырех отрядов по шесть самолетов в каждом: «Ямато» (древнее название Японии), «Асахи» (восходящее солнце — символ Японии), «Сикисима» (поэтическое название Японии) и «Ямасакура» (цветок горной вишни).
    Создатель отрядов камикадзе, командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Ониси Такидзиро заявлял: «Если летчик, видя вражеский самолет или корабль, напряжет всю свою волю и силы, превратит самолет в часть самого себя, — вот самое совершенное оружие. А разве может быть для воина более великая слава, чем отдать свою жизнь за императора и за страну?»

    Однако к подобному решению японское командование пришло не от хорошей жизни. К октябрю 1944 года потери Японии в самолетах, а главное, в опытных пилотах, были катастрофические. Иначе как жестом отчаяния и верой в чудо, способное если не переломить, так хоть нивелировать соотношение сил на Тихом океане, создание отрядов камикадзе не назовешь. Отец камикадзе и командир корпуса, вице-адмирал Ониси и командующий объединенным флотом адмирал Тоёда прекрасно понимали, что война уже проиграна. Создавая корпус летчиков-смертников, они рассчитывали, что ущерб от атак камикадзе, нанесенный американскому флоту, позволит Японии избежать безоговорочной капитуляции и заключить мир на относительно приемлемых условиях.

    Проблем у японского командования не было только с набором пилотов для выполнения самоубийственных задач. Немецкий вице-адмирал Гельмут Гейе в свое время писал: «Возможно, что и в нашем народе имеется некоторое количество людей, которые не только заявят о своей готовности добровольно пойти на смерть, но и найдут в себе достаточно душевных сил, чтобы действительно это сделать. Но я всегда считал и считаю, что такие подвиги не могут совершать представители белой расы. Бывает, конечно, что тысячи смелых людей в пылу сражения действуют не щадя своей жизни, это, несомненно, часто случалось в армиях всех стран мира. Но чтобы тот или иной человек добровольно обрекал себя на верную смерть заранее, — такая форма боевого применения людей вряд ли сможет стать общепринятой среди наших народов. У европейца просто нет того религиозного фанатизма, который оправдывал бы подобные подвиги, европеец лишен презрения к смерти и, следовательно, к своей собственной жизни…».

    У японских воинов, воспитанных в духе бусидо, главным приоритетом было выполнение приказа, пусть даже ценой собственной жизни. Единственное, чем отличались камикадзе от обычных японских солдат, — это практически полным отсутствием шансов выжить при выполнении задания.

    Японское выражение «камикадзе» переводится как «божественный ветер» — синтоистское обозначение бури, которая приносит пользу или является благоприятным знамением. Этим словом был назван ураган, который дважды — в 1274 и 1281 годах разбил флот монгольских завоевателей у берегов Японии. По верованиям японцев, ураган был послан богом грома Райдзин и богом ветра Фудзин. Собственно, благодаря синтоизму и сложилась единая японская нация, эта религия основа японской национальной психологии. В соответствии с ней микадо (император) является потомком духов неба, а каждый японец — потомком менее значимых духов. Поэтому для японцев император, благодаря своему божественному происхождению, находится в родстве со всем народом, выступает как глава нации-семьи и как главный жрец синтоизма. И для каждого японца считалось важным быть преданным прежде всего императору.


    Ониси Такидзиро

    Несомненное влияние на характер японцев оказал и дзен-буддизм. Дзен превратился в главную религию самураев, которые нашли в используемой им медитации способ полного раскрытия своих внутренних возможностей.

    Конфуцианство также получило широкое распространение в Японии, принципы покорности и безоговорочного подчинения авторитету, сыновней почтительности нашли благодатную почву в японском обществе.

    Синтоизм, буддизм и конфуцианство явились тем основанием, на котором сформировался весь комплекс морально-этических норм, составивших самурайский кодекс бусидо. Конфуцианство обеспечило морально-этическое обоснование бусидо, буддизм принес равнодушие к смерти, синтоизм сформировал японцев как нацию.

    У самурая желание смерти должно быть полным. Он не имел права бояться ее, мечтать, что будет жить вечно. Все помыслы воина, согласно бусидо, должны быть направлены на то, чтобы броситься в гущу врагов и умереть с улыбкой.

    В соответствии с традициями у камикадзе выработался и свой особый ритуал прощания и особая атрибутика. Камикадзе носили ту же форму, что и обычные летчики. Однако на каждой из семи ее пуговиц были выбиты три лепестка сакуры. По предложению Ониси, отличительной частью экипировки камикадзе стали белые повязки на лбу — хатимаки. На них часто изображали красный солнечный диск хиномару, а также выводили черные иероглифы с патриотическими, а иногда и мистическими высказываниями. Самой распространенной надписью была «Семь жизней за императора».

    Другой традицией стала чашечка саке непосредственно перед стартом. Прямо на летном поле накрывали стол белой скатертью — по японским поверьям, это символ смерти. Наполняли напитком чашечки и предлагали их каждому из выстроившихся в шеренгу летчиков, отправляющихся в полет. Камикадзе принимал чашечку обеими руками, низко кланялся и отпивал глоток.

    Установилась традиция, согласно которой вылетающим в последний полет пилотам выдавалась бенто — коробочка с едой. Она содержала восемь маленьких шариков из риса, называемых макидзуси. Такие коробочки первоначально выдавали летчикам, отправлявшимся в длительный полет. Но уже на Филиппинах ими стали снабжать и камикадзе. Во-первых, потому что их последний полет мог стать длительным и требовалось поддерживать силы. Во-вторых, для летчика, который знал, что из полета не вернется, коробочка с едой служила психологической поддержкой.

    Все смертники оставляли в специальных маленьких деревянных неокрашенных шкатулках обрезки ногтей и пряди своих волос для отсылки родным, как делал каждый из японских солдат.


    Летчики-камикадзе пьют сакэ перед вылетом

    25 октября 1944 года в заливе Лейте была проведена первая массированная атака камикадзе против вражеских авианосцев. Потеряв 17 самолетов японцам удалось уничтожить один и повредить шесть авианосцев противника. Это был несомненный успех новаторской тактики Ониси Такидзиро, особенно учитывая то, что накануне Второй воздушный флот адмирала Фукудоме Сигеру потерял 150 самолетов, вообще не добившись успеха.

    Практически одновременно с морской авиацией был создан и первый отряд армейских летчиков-камикадзе. Было сформировано сразу шесть армейских подразделений специальных атак. Так как в добровольцах недостатка не было, а по мнению начальства, отказников и быть не могло, то в армейские камикадзе переводили пилотов без их согласия. 5 ноября считается днем официального участия в боевых действиях армейских групп летчиков-самоубийц все в том же заливе Лейте.

    Однако не все японские пилоты разделяли такую тактику, были и исключения. 11 ноября один из американских эсминцев спас японского летчика-камикадзе. Летчик входил в состав Второго воздушного флота адмирала Фукудоме, переброшенного с Формозы 22 октября для участия в операции «Се-Го». Он пояснил, что по прибытии на Филиппины не велось никаких разговоров о самоубийственных атаках. Но 25 октября группы камикадзе начали спешно создаваться и во Втором воздушном флоте. Уже 27 октября командир эскадрильи, в которой служил летчик, объявил своим подчиненным о том, что их подразделение предназначается для выполнения самоубийственных атак. Сам пилот считал саму идею таких ударов глупой. У него не было намерения умереть, и пилот совершенно искренне признался, что никогда не испытывал желания совершить самоубийство.

    Как же осуществлялись атаки воздушных камикадзе? В условиях растущих потерь бомбардировочной авиации родилась идея атаковать американские корабли одними истребителями. Легкий «Зеро» не был способен поднять тяжелую мощную бомбу или торпеду, однако мог нести 250-килограммовую бомбу. Конечно, одной такой бомбой авианосец не потопишь, но вывести его из строя на длительный период было вполне реально. Достаточно повредить полетную палубу.

    Адмирал Ониси пришел к выводу, что три самолета камикадзе и два истребителя сопровождения представляли собой небольшую, а потому достаточно мобильную и оптимальную по составу группу. Истребители сопровождения играли чрезвычайно важную роль. Им приходилось отражать атаки вражеских перехватчиков до тех пор, пока самолеты камикадзе не устремятся на цель.

    Из-за опасности обнаружения радарами или истребителями с авианосцев летчики-камикадзе использовали два метода выхода на цель — полеты на предельно малой высоте 10–15 метров и на предельно большой — 6–7 километров. Оба метода требовали надлежащей квалификации пилотов и надежной техники.

    Однако в дальнейшем пришлось использовать любые самолеты, включая устаревшие и учебные, а в летчики-камикадзе шло молодое и неопытное пополнение, которое просто не успевали достаточно обучить.


    Самолет «Йокосука MXY7 Ока»

    21 марта 1945 впервые была предпринята безуспешная попытка применить пилотируемый самолет-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» отрядом «Боги грома». Этот самолет представлял собой аппарат с ракетным двигателем, спроектированный специально для атак камикадзе, и был оснащен 1200-килограммовой бомбой. Во время нападения самолет-снаряд «Ока» поднимался в воздух самолетом «Мицубиси G4M», пока не оказывался в радиусе поражения. После отстыковки пилот в режиме парения должен был подвести самолет как можно ближе к цели, включить ракетные двигатели и затем протаранить намеченный корабль на огромной скорости. Войска союзников быстро научились атаковать носитель «Оки», прежде чем он сможет выпустить самолет-снаряд. Первое успешное применение самолетов «Ока» произошло 12 апреля, когда самолет-снаряд, пилотируемый 22-летним лейтенантом Дохи Сабуро, потопил эсминец радиолокационного дозора «Маннерт Л. Абеле».

    Всего в 1944–1945 годах было произведено 850 самолетов-снарядов.

    В водах Окинавы летчики-смертники нанесли американскому флоту весьма серьезный урон. Из 28 кораблей, потопленных авиацией, камикадзе отправили на дно 26. Из 225 поврежденных кораблей камикадзе повредили 164, том числе 27 авианосцев и несколько линейных кораблей и крейсеров. Четыре британских авианосца получили пять попаданий самолетов камикадзе. Около 90 процентов камикадзе не попали в цель или были сбиты. Тяжелые потери понес корпус «Боги грома». Из 185 самолетов «Ока», использованных для атак, 118 были уничтожены противником, погибли 438 летчиков, в том числе 56 «богов грома» и 372 члена экипажей самолетов-носителей.

    Последним кораблем, потерянным США в войне на Тихом океане, стал эсминец «Каллагэн». В районе Окинавы 29 июля 1945 года, используя ночную темноту, старый тихоходный учебный биплан «Аити D2А» с 60-килограммовой бомбой в 0-41 сумел прорваться к «Каллагэну» и таранить его. Удар пришелся в капитанский мостик. Вспыхнул пожар, который привел к взрыву боеприпасов в погребе. Экипаж оставил тонущий корабль. Погибли 47 моряков, 73 человека получили ранения.

    15 августа император Хирохито в своем радиовыступлении объявил о капитуляции Японии. Вечером этого же дня в последний полет отправились многие из командиров и штабных офицеров корпуса камикадзе. Вице-адмирал ОнисиТакидзиро в тот же день совершил харакири.

    А последние атаки камикадзе были произведены на советские корабли. 18 августа японский армейский двухмоторный бомбардировщик попытался в Амурском заливе у Владивостокской нефтяной базы таранить танкер «Таганрог», однако был сбит зенитным огнем. Как следовало из уцелевших документов, пилотировал самолет поручик Йосиро Тиохара.

    В этот же день камикадзе добились своей единственной победы, потопив в районе Шумшу (Курильские острова) катер-тральщик КТ-152. Бывший сейнер — рыбный разведчик «Нептун» — был построен в 1936 году и имел водоизмещение 62 тонны и команду из 17 моряков. От удара японского самолета катер-тральщик сразу же пошел на дно.

    Наито Хатсаро в своей книге «Боги грома. Летчики-камикадзе рассказывают свои истории» (Thundergods. The Kamikaze Pilots Tell Their Story. — N.Y., 1989, р. 25.) приводит число потерь морских и армейских камикадзе с точностью до человека. По его данным, в самоубийственных атаках в 1944–1945 годах погибло 2525 морских и 1388 армейских пилотов. Таким образом, всего погибло 3913 летчиков-камикадзе, причем в это число не вошли камикадзе-одиночки — те, кто самостоятельно принял решение отправиться в самоубийственную атаку.

    В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили 34 потопленных и 288 поврежденных кораблей.

    Но кроме материальных потерь от массовых атак летчиков-самоубийц, союзники получили психологический шок. Он был настолько серьезен, что командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц предложил сохранять в тайне сведения об атаках камикадзе. Американская военная цензура наложила строгие ограничения на распространение сообщений об атаках пилотов-смертников. Союзники-англичане также не распространялись о камикадзе до конца войны.


    Моряки тушат пожар на авианосце «Хэнкок» после атаки камикадзе

    Тем не менее атаки камикадзе приводили в восхищение многих. Американцев всегда поражал боевой дух, демонстрируемый летчиками-самоубийцами. Дух камикадзе, берущий начало в глубинах японской истории, иллюстрировал на деле концепцию власти духа над материей. «Было какое-то гипнотизирующее восхищение в этой чуждой Западу философии, — вспоминал вице-адмирал Браун. — Мы завороженно наблюдали за каждым пикирующим камикадзе — больше как публика на спектакле, а не потенциальные жертвы, которых собираются убить. На какое-то время мы забывали о себе и думали только о том человеке, который находится в самолете».

    Однако стоит отметить, что первый случай тарана самолетом вражеского корабля произошел 19 августа 1937 года во время так называемого Шанхайского инцидента. И произвел его китайский летчик Шен Чангхай. В дальнейшем еще 15 китайских пилотов пожертвовали своими жизнями, обрушив самолеты на японские корабли у китайского побережья. Они потопили семь небольших вражеских судов.

    Видимо, японцы по достоинству оценили героизм противника.

    Следует отметить, что в безвыходных ситуациях, в пылу боя, огненные тараны совершали летчики многих стран. Но никто, кроме японцев, не делал ставку на самоубийственные атаки.

    Бывший премьер-министр Японии адмирал Судзкуки Кантаросам, не раз смотревший смерти в глаза, так оценивал камикадзе и их тактику: «Дух и подвиги пилотов-камикадзе, безусловно, вызывают глубокое восхищение. Но эта тактика, рассматриваемая с точки зрения стратегии, является пораженческой. Ответственный командир никогда не прибегнет к таким чрезвычайным мерам. Атаки камикадзе — яркое свидетельство нашего страха перед неизбежным поражением, когда не было никаких других возможностей изменить ход войны. Воздушные операции, которые мы начали проводить на Филиппинах, не оставляли возможности уцелеть. После гибели опытных летчиков в самоубийственные атаки приходилось бросать менее опытных и в конце концов тех, кто вообще не имел никакой подготовки».

    Основой статьи послужила книга: Иванов Ю. Г. «Камикадзе: пилоты-смертники. Японское самопожертвование во время войны на Тихом океане». Смоленск, 2003.

    Мария Березина
    «Русская планета», 22 октября 2014

    yarodom.livejournal.com

    Камикадзе

    TR | UK | KK | BE | EN |
    камикадзе ди, камикадзе значение слова
    Камика́дзе (яп. 神風 камикадзэ, симпу:?, ками — «божество», кадзэ — «ветер») — «божественный ветер», название тайфуна, который дважды, в 1274 и 1281 годах, уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии.

    Во второй половине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны в Тихом океане. «Камикадзе» — часть более широкого японского термина токкотай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).

    Японцы называли подобные действия токубэцу ко: гэки тай (яп. 特別攻撃隊) — «ударные отряды специальных атак» или аббревиатурой токко: тай (яп. 特攻隊). Подразделения лётчиков-самоубийц назывались симпу токубэцу ко: гэки тай (яп. 神風特別攻撃隊) — «специальные ударные отряды „Божественный ветер“». В английском языке термин «камикадзе» (кунное чтение иероглифов 神風) закрепился с подачи японцев-эмигрантов, служивших в американской армии. Вскоре войска союзников начали использовать слово «камикадзе» для всех видов самоубийственных атак, применяемых японцами. В наши дни чтение иероглифов 神風 как «камикадзе» вернулось в Японию и допускается в качестве названия пилотов-смертников.

    Содержание

    • 1 Предыстория
    • 2 Первые камикадзе
    • 3 Битва за Филиппины
    • 4 Битва за Окинаву
    • 5 Итоги
    • 6 Известные камикадзе
    • 7 Выжившие камикадзе
    • 8 В искусстве
    • 9 См. также
    • 10 Литература
    • 11 Ссылки
    • 12 Примечания

    Предыстория

    После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943—1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.

    К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в качественном отношении новым американским моделям, таким как F6F «Хеллкэт», P-51 «Мустанг», F4U «Корсар». Из-за больших боевых потерь ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, из-за недостатка запасных частей и топлива проведение любой крупной авиационной операции превращалось для Японии в проблему.

    15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

    Предсказание сбылось 17 октября 1944 года, когда американцы высадились на небольшом островке Сулуан, начав крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся в Маниле, было приказано осуществлять поддержку японским кораблям, которые будут пытаться уничтожить силы союзников в заливе. Первый воздушный флот к этому моменту имел в распоряжении лишь 41 самолёт: 34 палубных A6M Zero, 3 торпедоносца Nakajima B6N, 2 бомбардировщика Yokosuka P1Y, один Mitsubishi G4M и один лёгкий разведывательный самолёт. Задача, стоявшая перед японской авиацией, была практически невыполнимой. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси, фанатичный боец Ямато, принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой Zero на американский авианосец». Ониси стал известен как «Отец камикадзе».

    Первые камикадзе

    Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, врезался в надстройки «Австралии», разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло и бомба не взорвалась. По крайней мере 30 человек погибло, включая командира корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945 года, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

    Существует точка зрения, что первыми камикадзе стали лейтенант Такеси Косаи и неизвестный сержант, которые, подвесив к своим «зеро» по две 100-килограммовых бомбы, вылетели 13 сентября 1944 с острова Негрос (Филиппины) с целью таранить американские корабли. Оба не вернулись, но американцы не сообщали о повреждениях своих кораблей в этот день в этом районе. Кроме того, 15 октября 1944 контр-адмирал Масафуми Арима, возглавивший воздушную атаку на американское морское соединение в районе между Тайванем и Окинавой, перед вылетом на своём бомбардировщике Мицубиси G4M снял опознавательные знаки и заявил, что не вернётся из боя, что и случилось. В ходе боя авианосец «Франклин» получил повреждения, но нет свидетельств о самоубийственной атаке.

    Битва за Филиппины

    Самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Oka» в американском пособии

    25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Юкио Сэки, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зеро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло», вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

    Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение последующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтэн» и небольшие быстроходные катера, начинённые взрывчаткой.

    Пилотируемые снаряды «Йоко́сука MXY7 О́ка» представляли собой деревянный планёр с зарядом взрывчатки в носовой части, одноместной кабиной пилота в средней части и ракетным двигателем в хвостовой части корпуса. Сам по себе разогнавшийся ракетный снаряд был малоуязвим для зениток и истребителей. Заряд боеголовки составлял 1,2 тонны аммонала, что было достаточно для уверенного поражения морских целей. Однако, в связи с высокой степенью уязвимости бомбардировщика-носителя, боевая эффективность самолётов MXY7 оказалась ниже всякой критики, за что американцы прозвали их «Бака» (дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой, чтобы вселить уверенность в американских военнослужащих и матросов, так как, в соответствии с постулатом психологического воздействия: «высмеиваемый враг не страшен». Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

    29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белло Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Эбнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

    26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Мэхэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Пёрл-Харбора «Калифорния».

    Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

    Дальнейшие действия по массированному применению камикадзе развернулись во время битвы за Иводзиму. 21 февраля в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикондерога», его потери составили 140 человек.

    Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые, в отличие от британских аналогов, не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы типа «Касабланка».

    Битва за Окинаву

    Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года

    Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолётов.

    3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Кэлхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

    До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сэнгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

    К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90 % японских самолётов было сбито в воздухе.

    Вскоре в связи с уменьшением у японцев количества самолётов был разработан специальный тип летательного аппарата для действий камикадзе. Накадзима Ки-115 «Цуруги» представлял собой простой в постройке самолёт, в котором могли быть использованы устаревшие двигатели 1920-х и 1930-х годов. Шасси не убирались, а сбрасывались сразу после взлёта, что не позволяло использовать их повторно. Было произведено около ста этих самолётов, каждый из которых мог нести 800-килограммовую бомбу, но ни один из них так и не успели использовать.

    Итоги

    К концу Второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным, потери составили 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, значение имел и психологический эффект, производимый на американских моряков.

    Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше, чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях бусидо и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти. Умереть с честью за свою страну и за Императора было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

    Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и хатимаки (белую повязку на лоб). Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

    Известные камикадзе

    • Матомэ Угаки — вице-адмирал, командующий 5-м Воздушным Флотом ВМФ Японии. Совершил боевой вылет в район Окинавы с миссией «камикадзе» 15 августа 1945 года в составе группы из 7 самолетов, принадлежащих 701-й авиагруппе. Погиб.
    • Сэки, Юкио — лейтенант, выпускник Военно-морской академии. Не разделяя взгляды командования на тактику «камикадзе», подчинился приказу и возглавил первый специальный ударный отряд. Совершил боевой вылет с авиабазы Мабалакат в залив Лейте с миссией «камикадзе» 25 октября 1944 года, лидируя в группе из 5 самолетов, принадлежащих 201-му воздушному корпусу. Тараном уничтожил авианосец «Сент-Ло». Погиб. Другими участниками группы был выведен из строя авианосец «Калинин Бей», ещё два повреждены. Первая результативная атака камикадзе.

    Выжившие камикадзе

    Несмотря на изначальную установку погибнуть, выполняя задание, зафиксированы случаи возвращения лётчиков-смертников на базу или подобранных в море. В большинстве случаев это происходило по причине неисправности самолётов и двигателей. В случае необнаружения цели или по иной причине срыва атаки камикадзе прямо предписывалось возвращаться.

    Однако унтер-офицеру Ямамура «повезло» больше. Он трижды оставался жив после взлёта. Первый раз он был сбит вместе с экипажем бомбардировщика-носителя и был подобран рыбаками. Почти через 2 месяца бомбардировщик-носитель с подвешенным самолетом-снарядом и Ямамурой на борту, поднявшись в небо, попал в дождь и вследствие плохой видимости вернулся на базу. Третий раз, из-за неисправности механизма подвески самолёта-снаряда, Ямамура не смог отцепиться. Более вылетов не было, и он пережил окончание войны.

    В искусстве

    • В начале 1990-х в Санкт-Петербурге существовала группа «Камикадзе» с песнями «Любовь камикадзе» и «Камикадзе Girl».
    • «Камикадзе» — второй альбом (2006) группы #####.
    • У Александра Розенбаума есть песня «Камикадзе», в которой от первого лица рассказывается, что мог чувствовать лётчик-смертник в последние мгновения своей жизни.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Алиса.
    • Песня «Kamikaze Rock-n-Roll Suicide» есть у певицы Donatella Rettore (1982).
    • Песня «Kamikaze» есть у певицы PJ Harvey.
    • Песня «Камикадзе» есть у Андрея Земскова.
    • Песня «Kamikaze» есть у Owl City.
    • Песня «Камикадзе» есть у рэпера Lee Kei.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы ВИА-Гра.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Инь-Ян.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Звери.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы D’espairsRay.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Kagrra.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы Stigmata.
    • Песня «Камикадзе» есть у группы NoGoD.
    • В альбоме «Снежный лев» группы Аквариум есть песня «Центр циклона», в которой упоминаются камикадзе и их клич — Банзай.
    • Песня «Страж Империи» группы Ария посвящена камикадзе.
    • Камикадзе посвящена песня «Карлсоны» Олега Медведева
    • У группы Mordor есть песня «Банзай!»
    • Певица Мара исполняет песню «Самолеты», с сюжетной линией о камикадзе.
    • Тема камикадзе поэтически разрабатывается в песне «Вперёд и вверх! (Для тех, кто видит сны)» из альбома «Для тех, кто видит сны. Vol.1» группы «Оргия Праведников».
    • В романе Дэвида Митчелла «Сон № 9» (англ. David Mitchell. «number9dream») одна из сюжетных линий посвящена истории погибшего пилота-камикадзе, записанной в его дневнике, найденном в поднятой после войны неразорвавшейся торпеде-кайтэн.
    • В фильме «Приказ: Перейти границу» показана погоня за отрядом смертников-камикадзе.
    • В фильме «Не сдавайся» другом главного героя является призрак летчика-камикадзе.
    • Фильм «Дневники камикадзе», 1967, Япония, Toei Corporation.
    • Фильм «Камикадзе (For those we love)», 2007, Япония, Toei Company.
    • Компьютерная игра Call of Duty 5: в одной из миссий нужно защитить американский флот от массированной атаки камикадзе.
    • Компьютерная игра Attack on Pearl Harbor: в финальной миссии японской компании необходимо с группой лётчиков-камикадзе напасть на американский флот и затем протаранить американский линкор.
    • George Lynch имеет 4 подписные модели гитар ESP, названные, соответственно: Kamikaze 1, Kamikaze 2, Kamikaze 3, Kamikaze 4 — различающиеся, преимущественно, накладкой на гриф и расцветкой.
    • Песня «Божественный ветер» (с японского «камикадзе») есть у группы План Ломоносова.

    См. также

    Статуя солдата Вьетминя с противотанковым оружием (Музей Армии в Ханое). В конце Второй мировой войны японцы использовали смертников-камикадзе, вооружённых кумулятивной гранатой на шесте в качестве оружия, против американских танков. После этого аналогичное оружие также использовалось вьетнамцами в ходе Вьетнамской войны.
    • Тэйсинтай
    • Огненный таран
    • Шахид
    • Пояс шахида
    • Кайтэн
    • Террористические акты 11 сентября 2001 года
    • Yokosuka MXY7 Ohka
    • «Уми юкаба» — военно-патриотическая песня, ассоциировавшаяся с камикадзе
    • Торихама, Томэ — «Матушка камикадзе»
    • Зельбштопфер — германские смертники

    Литература

    • Шерман Ф. «Война на тихом Океане. Авианосцы в бою».
    • Ёкота Ю. «Субмарины-самоубийцы»
    • Рикихэй Иногути, Тадаси Накадзима. «Божественный ветер». ACT, 2000. С. 653.
    • Кувахара Я., Оллред Г. Т. «Камикадзе».
    • Иванов Ю «Камикадзе: пилоты-смертники».
    • Ефименко В «Ветер богов».

    Ссылки

    • На Викискладе есть медиафайлы по теме Камикадзе
    • «Камикадзе. Семь жизней за императора.»
    • Образы камикадзе в японском и американском восприятии
    • Персональный сайт о камикадзе
    • Голоса моря. Прощальные письма пилотов-камикадзе

    Примечания

    1. Журко С., Булах А., Цветков С. Бомбардировщик-торпедоносец «Мицубиси» G4M «Бетти». — (История авиации, спецвыпуск № 1).

    камикадзе аккорды, камикадзе википедия, камикадзе ди, камикадзе значение слова, камикадзе инь янь, камикадзе клип, камикадзе коктейль, камикадзе песня, камикадзе розенбаум, камикадзе суши челябинск


    Камикадзе Информацию О




    Камикадзе Комментарии

    Камикадзе
    Камикадзе
    Камикадзе Вы просматриваете субъект

    Камикадзе что, Камикадзе кто, Камикадзе описание

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    www.turkaramamotoru.com

    Камикадзе — Традиция

    Крейсер «Колумбия» атакован камикадзе в заливе Лингаен; 6 января 1945 года Взрыв после попадания камикадзе в «Колумбию»

    Камика́дзе (яп. 神風, ками — Бог», «дух»; кадзе — «ветер») — «Божественный ветер», название тайфуна, который дважды, в 1274 и 1281 гг., уничтожил корабли монгольской армады хана Хубилая на подступах к берегам Японии.

    Во второй половине XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся на заключительном этапе войны на Тихом океане. «Камикадзе» — часть более широкого японского термина тейсинтай, которым обозначали всех добровольцев-смертников (не только лётчиков).

    Японцы называли подобные действия токубецу ко:геки тай (特別攻撃隊) — «специальный ударный отряд» или аббревиатурой токко:тай (特攻隊). Подразделения лётчиков-самоубийц назывались «специальные ударные отряды камикадзе». Вскоре войска союзников начали использовать слово «камикадзе» для всех видов самоубийственных атак, применяемых японцами.

    После поражения в битве у атолла Мидуэй 4 июня 1942 года Япония начала терять инициативу в войне на Тихом океане. В течение 1943—1944 годов союзные войска, подкреплённые индустриальной мощью США, шаг за шагом продвигались по направлению к японским островам.

    К этому времени японские самолёты, особенно истребители, серьёзно уступали в качественном отношении новым американским моделям, таким как P51 «Мустанг». Из-за больших боевых потерь ощущалась нехватка опытных пилотов. Кроме того, из-за недостатка запасных частей и топлива, проведение любой крупной авиационной операции превращалось для Японии в проблему.

    15 июля 1944 года войсками США была взята база японской армии на острове Сайпан. В результате этого у дальней бомбардировочной авиации США появилась возможность наносить удары непосредственно по территории Японии. После падения Сайпана японское командование предположило, что следующей целью американцев будет захват Филиппин, из-за их стратегически важного расположения между Японией и захваченными ей источниками нефти в юго-восточной Азии.

    Предсказание сбылось 17 октября 1944 года, когда американцы атаковали остров Сулуан, начав крупнейшую в истории современности морскую битву в заливе Лейте. Первому воздушному флоту военно-морских сил Японии, базировавшемуся в Маниле, было приказано осуществлять поддержку японским кораблям, которые будут пытаться уничтожить силы союзников в заливе. Первый воздушный флот к этому моменту имел в распоряжении лишь 40 самолётов: 34 палубных «Мицубиси Зиро», 3 торпедоносца «Накадзима B6N», 2 бомбардировщика «Йокосука P1Y», один «Мицубиси G4M» и один лёгкий разведывательный самолёт. Задача, стоявшая перед японской авиацией, была практически невыполнимой. Командующий первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси принял решение сформировать специальный ударный отряд лётчиков-камикадзе. На брифинге 19 октября Ониси заявил: «Я не думаю, что есть ещё какой-то способ выполнить стоящую перед нами задачу, кроме как обрушить вооружённый 250-килограммовой бомбой «Зиро» на американский авианосец». Ониси стал известен как «Отец камикадзе».

    Первые камикадзе[править]

    Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны. Первая атака камикадзе была проведена 21 октября 1944 года против флагмана австралийского флота, тяжёлого крейсера «Австралия». Вооружённый 200-килограммовой бомбой самолёт, пилот которого так и остался неизвестен, ударился в надстройки «Австралии» разбросав обломки и топливо по большой площади, однако крейсеру повезло и бомба не взорвалась. По крайней мере 30 человек погибло, включая капитана корабля. 25 октября «Австралия» получила ещё одно попадание, после чего корабль пришлось отправить на ремонт (крейсер вернулся в строй в январе 1945, а всего к концу войны «Австралия» пережила 6 попаданий самолётов камикадзе).

    Битва за Филиппины[править]

    Самолёт-снаряд «Йокосука MXY7 Ока» в американском пособии

    В тот же день 25 октября 1944 года отряд камикадзе, возглавляемый Секи Юкио, атаковал американское авианосное соединение на востоке залива Лейте. Первый «Зиро» ударился в корму авианосца «Сенти», убив при взрыве 16 человек и вызвав пожар. Через несколько минут авианосец «Суони» был также выведен из строя. Пожары, возникшие из-за попадания камикадзе в палубу эскортного авианосца «Сент-Ло» вскоре вызвали детонацию арсенала, в результате которой корабль разорвало на части. Погибло 114 членов экипажа. Всего в результате этой атаки японцы потопили один и вывели из строя шесть авианосцев, потеряв 17 самолётов.

    Первоначальный успех привёл к немедленному расширению программы. В течение следующих нескольких месяцев более 2000 самолётов совершили самоубийственные атаки. Также были разработаны новые типы вооружений, включая пилотируемые крылатые бомбы «Йокосука MXY7 Ока», пилотируемые торпеды «Кайтен» и маленькие лодки, начинённые взрывчаткой.

    Пилотируемые снаряды «Йокосу́ка MXY7 О́ка» представляли из себя маленькие деревянные планеры, с кабиной для пилота-камикадзе и большим запасом взрывчатки. Снаряды «Ока» были довольно тяжелы, не отличались манёвренностью. Большинство из них уничтожалось зенитным огнём ещё в воздухе. А те, что долетали, могли при удачном попадании пробить лишь деревянные палубы. Корабли со стальной палубой были для этих снарядов неуязвимы. Снаряды «Ока» вызвали сотни безрезультатных смертей камикадзе, за что их прозвали «Ба́ка» (дурак). По другой версии, название «Бака» было введено американской пропагандой. Во всяком случае, в американских пособиях эти самолёты-снаряды именовались только «Бака».

    29 октября самолётами камикадзе были повреждены авианосцы «Франклин» (на борту корабля было уничтожено 33 самолёта, 56 моряков погибло) и «Белли Вуд» (92 убитых, 44 раненых). 1 ноября был потоплен эсминец «Абнер Рид», еще 2 эсминца выведено из строя. 5 ноября повреждён авианосец «Лексингтон» (41 человек убит, 126 ранено). 25 ноября повреждено ещё 4 авианосца.

    26 ноября камикадзе нанесли удар по транспортам и кораблям прикрытия в заливе Лейте. Потоплен эсминец «Купер», повреждены линкоры «Колорадо», «Мэриленд», крейсер «Сент-Луис» и ещё 4 эсминца. В декабре потоплены эсминцы «Махэн», «Уорд», «Лэмсон» и 6 транспортов, несколько десятков кораблей повреждено. 3 января 1945 года попадание камикадзе в авианосец «Оммани-Бей» вызвало пожар, вскоре в результате детонации боезапаса корабль взорвался и затонул, унося с собой 95 моряков. 6 января повреждены линкоры «Нью-Мексико» и возродившийся после Перл-Харбора «Калифорния».

    Всего в результате действий камикадзе в битве за Филиппины американцы потеряли 2 авианосца, 6 эсминцев и 11 транспортов, повреждения получили 22 авианосца, 5 линкоров, 10 крейсеров и 23 эсминца.

    Дальнейшие действия по массированному применение камикадзе развернулись во время битвы за Формозу. 21 января в результате пожаров, вызванных попаданием камикадзе, сгорел и затонул авианосец «Бисмарк Си» (318 человек погибло), также повреждён авианосец «Тикандерога», его потери составили 140 человек.

    Особо уязвимыми перед камикадзе оказывались американские ударные авианосцы, которые в отличии от британских аналогов не имели бронирования полётной палубы, а также эскортные авианосцы класса «Касабланка».

    Битва за Окинаву[править]

    Файл:G323712.jpg Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года

    Максимальной интенсивности атаки камикадзе достигли во время битвы за Окинаву — всего в атаках участвовало 1465 самолётов.

    3 апреля выведен из строя авианосец «Уэйк-Айленд». 6 апреля вместе со всем экипажем (94 человека) уничтожен эсминец «Буш», в который врезалось 4 самолёта. Также потоплен эсминец «Калхаун». 7 апреля повреждён авианосец «Хэнкок», 20 самолётов уничтожено, погибло 72 и ранено 82 человека.

    До 16 апреля был потоплен ещё один эсминец, выведено из строя 3 авианосца, линкор и 9 эсминцев. 4 мая полностью сгорел авианосец «Сенгамон» с 21 самолётом на борту. 11 мая попадание двух камикадзе вызвало пожар на авианосце «Банкер-Хилл», в котором было уничтожено 80 самолётов, погиб 391 человек и 264 было ранено.

    К концу битвы за Окинаву американский флот потерял 26 кораблей, 225 были повреждены, из них 27 авианосцев. Тем не менее, предпринятые американцами меры по защите от камикадзе дали результат — 90% японских самолётов было сбито в воздухе.

    Вскоре, в связи с уменьшением у японцев количества самолётов, был разработан специальный тип летательного аппарата, специально для действий камикадзе. «Накадзима Ki-115 Цуруги» представлял собой простой в постройке самолёт с холстяной обшивкой на деревянном каркасе, в котором могли быть использованы устаревшие двигатели 1920-х и 1930-х годов. Шасси не убирались, а сбрасывались сразу после взлёта, что позволяло использовать их повторно. Было произведено несколько сотен этих самолётов, каждый из которых мог нести 800-килограммовую бомбу, но ни один из них так и не успели использовать.

    К концу второй мировой войны японской морской авиацией было подготовлено 2525 лётчиков-камикадзе, ещё 1387 предоставила армия. В соответствии с японскими заявлениями, в результате атак камикадзе был потоплен 81 корабль, 195 повреждены. По американским данным потери составили всего 34 потопленных и 288 повреждённых кораблей. Кроме того, большое значение имел и психологический эффект, произведённый на американских моряков.

    Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же, глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях «Бусидо» и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти, подчас, недоступное пониманию европейцев. Умереть с честью за свою страну и за Императора — было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.

    Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и «хачимаки», белую повязку на лоб. Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.

    Первоисточник этой статьи был признан «избранной статьёй» в русском разделе Википедии

    traditio.wiki

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *