Содержание

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» » Военное обозрение

К началу шестидесятых годов стало очевидно, что перспективные тактические ракетные комплексы должны оснащаться ракетами, имеющими системы управления. Только в таком случае могла обеспечиваться требуемая точность попадания в цель. С целью ускорения разработки новых систем было предложено использовать наработки по некоторым существующим проектам. К примеру, ракета комплекса «Ястреб» должна была основываться на конструкции оружия одного из новейших зенитных комплексов.

Старту проекта «Ястреб» и некоторых других разработок предшествовала научно-исследовательская работа под шифром «Холм». Эта программа предназначалась для изучения существующих возможностей и формирования облика перспективных тактических ракетных комплексов. По результатам НИР «Холм» были сформированы два варианта ракетных систем, разработка которых могла быть осуществлена в то время. Первый вариант подразумевал использование ракеты с радиокомандным управлением на активном участке траектории. Во втором предлагалось использовать инерциальную аппаратуру самонаведения.



ТРК "Ястреб" в походном положении. Рисунок Militaryrussia.ru

По результатам проекта «Холм» была начата разработка двух вариантов ракетного комплекса. Система с радиокомандным управлением ракеты получила название «Ястреб», с автономными системами наведения – «Точка». Необходимо отметить, что проект «Точка» начала шестидесятых годов имел весьма опосредованное отношение к одноименному ракетному комплексу, принятому на вооружение в середине семидесятых годов.

Предварительная проработка проекта «Ястреб» началась в соответствии с решением Комиссии по ВСНХ по военно-промышленным вопросам в марте 1963 года. Примерно в течение двух лет продолжались предварительные работы. Эскизное проектирование стартовало в феврале 1965 года после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Завершить эскизный проект требовалось в третьем квартале того же года.

Основные работы по проекту возлагались на ОКБ-2 во главе с П.Д. Грушиным (ныне МКБ «Факел»). К созданию автоматики и отдельных систем для пусковой установки и ракеты привлекались несколько других проектных организаций. Инженерам КБ-11 под руководством С.Г. Кочарянца поручалась разработка специальной боевой части и всей сопутствующей аппаратуры. Самоходную пусковую установку должны были представить Брянский автомобильный завод и ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград).

В рамках проекта ракетного комплекса «Ястреб» предлагались некоторые оригинальные идеи, ранее не использовавшиеся при создании подобной военной техники. Основным элементом комплекса должна была стать самоходная пусковая установка, также выполнявшая функции машины управления. На ней предлагалось монтировать набор специального оборудования, необходимого для транспортировки и запуска ракеты. Боеприпасом комплекса предлагалось сделать твердотопливную ракету, использующую радиокомандную систему управления. За счет контроля за параметрами полета и своевременной их корректировки предлагалось повышать точность вывода на требуемую траекторию.


Ракета М-11. Фото Wikimedia Commons

Специально для комплекса «Ястреб» было разработано перспективное колесное шасси, на котором следовало монтировать все необходимые системы и агрегаты. На его основе предлагалось строить самоходную пусковую установку. Кроме того, подобное шасси могло стать основой для транспортно-заряжающей машины, необходимой для полноценной боевой работы комплекса.

Самоходная пусковая установка комплекса Ястреб» должна была иметь четырехосное колесное шасси с требуемыми параметрами грузоподъемности. Сохранившиеся материалы демонстрируют конструкцию разработанного шасси. Оно получило сравнительно низкий и широкий вытянутый корпус крупными передним и задним свесами. В передней части корпуса помещалась кабина экипажа, позади нее находился силовой отсек с двигателями и частью агрегатов трансмиссии. При помощи карданных валов и другого оснащения силовой отсек соединялся со всеми колесами шасси. Центральная и кормовая части корпуса отдавались под размещение пусковой направляющей. Перевозить ракету предлагалось выше уровня крыши корпуса. При этом направляющая помещалась в нишу корпуса, по бокам от которой находились объемы для размещения различного оборудования.

Для обеспечения требуемой подвижности относительно тяжелая машина получила четырехосное полноприводное шасси. Между второй и третьей осями предусматривался увеличенный промежуток. Стабилизация и горизонтирование самоходной пусковой установки во время стрельбы должны были осуществляться при помощи набора гидравлических домкратов. Пара таких устройств помещалась в центральной части шасси, в крупном промежутке между второй и третьей осью, еще два – в корме.

Транспортировка и запуск ракеты должны были производиться при помощи пусковой направляющей балочного типа. В кормовой части шасси предусматривались шарниры для установки качающейся направляющей. Сама направляющая должна была представлять собой балку с креплениями для ракеты. При помощи гидравлических приводов балка могла качаться в вертикальной плоскости и подниматься на требуемый угол возвышения. Стартовый стол или иное подобное оснащение не предусматривалось.


Предположительно прототип шасси для комплекса "Ястреб" в ходе испытаний. Кадр из д/ф "Автомобили в погонах", реж. А Крюковский, студия "Крылья России"

Ракета комплекса «Ястреб» должна была иметь радиокомандную систему управления. Для реализации подобных принципов наведения самоходная пусковая установка получила набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Так, для отслеживания ракеты на активном участке полета и определения параметров ее движения предлагалось использовать собственную радиолокационную станцию с требуемыми характеристиками. Антенна РЛС помещалась на крыше корпуса боевой машины, позади кабины, и прикрывалась радиопрозрачным кожухом.

При помощи РЛС автоматика комплекса должна была отслеживать ракету и сравнивать ее траекторию с требуемой. При отклонении от расчетной траектории следовало вырабатывать команды, передаваемые аппаратуре ракеты через соответствующее антенное устройство. Подобный способ наведения позволял обеспечить требуемые показатели точности попадания при сравнительной простоте конструкции ракеты. Вся необходимое сложное оборудование помещалось только на самоходной пусковой установке.

Управляемая баллистическая ракета комплекса «Ястреб» получила обозначение В-612. Это изделие должно было основываться на конструкции зенитной ракеты В-611 из состава корабельного комплекса М-11 «Шторм». Базовая зенитная ракета была разработана ОКБ-2, что должно было значительно упростить создание нового оружия. Из существующего проекта с минимальными изменениями заимствовались конструкция корпуса и плоскостей, система управления, двигатель и другие агрегаты. Кроме того, проявилась необходимость в создании некоторых новых устройств.

Ракета В-612 должна была получить корпус сложной формы, образованной длинным коническим головным обтекателем, цилиндрической центральной секцией и сужающимся хвостовым отсеком. Было решено сохранить стреловидные трапециевидные крылья Х-образной конструкции в центральной части корпуса. В хвосте оставались аэродинамические рули схожей конструкции. При этом расчеты показали, что применение требуемой специальной боевой части приведет к изменению балансировки ракеты. Из-за этого головной обтекатель изделия пришлось оснастить дестабилизаторами небольшого размаха.


Шасси спускается с препятствия. Кадр из д/ф "Автомобили в погонах", реж. А Крюковский, студия "Крылья России"

Зенитная управляемая ракета В-611 оснащалась двухрежимным твердотопливным двигателем, обеспечивавшим старт со сходом с направляющей и последующее достижение цели. Параметры двигателя позволяли ракете разгоняться до 1200 м/с и лететь к цели со средней скоростью 800 м/с. За счет большого запаса топлива время работы двигателя совпадало со временем полета на максимальную дальность стрельбы 55 км. Схожий твердотопливный двигатель с высокими характеристиками мог использоваться в составе изделия В-612.

Системы управления ракеты В-612 должны были выполнять прием поступающих команд с пусковой установки и преобразовывать их в команды для рулевых машинок. Коррекция траектории по командам бортовой автоматики боевой машины должна была осуществляться на всем протяжении активного участка полета. При этом планировалось выполнять вывод ракеты на требуемую траекторию, после чего она могла продолжать неуправляемый полет до момента попадания в цель.

По имеющимся данным, изделие В-612 должно было комплектоваться только специальной боевой частью. Мощность такого боевого оснащения неизвестна. Сведения о возможности разработки и применения конвенциональных боевых частей отсутствуют.

Техническим заданием требовалось обеспечить возможность стрельбы управляемой ракетой на дальность от 8 до 35 км. Интересно, что баллистическая ракета В-612 должна была отличаться от зенитной В-611 меньшей дальностью полета. По-видимому, разница в этих показателях была связана с необходимостью установки более тяжелой специальной боевой части, которая могла привести к росту стартовой массы изделия или к сокращению размеров двигателя с уменьшением запаса его топлива.


В передней части крыши виден имитатор РЛС слежения за ракетой. Кадр из д/ф "Автомобили в погонах", реж. А Крюковский, студия "Крылья России"

К концу первой половины шестидесятых годов специалисты ОКБ-2 и смежных организаций завершили основную массу предварительных работ по проекту «Ястреб». Были определены основные особенности перспективного ракетного комплекса. Кроме того, отдельные его элементы были доведены до стадии сборки прототипов с последующими их испытаниями. Успешное завершение подобных работ позволяло продолжать создание проекта.

Силами Брянского автомобильного завода к 1965-66 годам был построен прототип перспективного четырехосного шасси, предназначенного для использования в качестве основы пусковой установки комплекса «Ястреб». По имеющимся данным, эта машина не получила агрегаты пусковой установки, однако была оснащена имитатором блока антенны радиолокационной станции. Из-за этого на крыше корпуса, позади кабины, появился крупный агрегат, который из соображений секретности прикрывали брезентовым чехлом.

Имеются сведения об испытаниях перспективного шасси, которые позволили установить реальные характеристики машины при движении по дорогам и пересеченной местности. Как показывают сохранившиеся кадры кинохроники, прототип успешно справлялся с достаточно сложными препятствиями. Этот факт мог открыть ему дорогу к последующему использованию.

По имеющимся данным, разработка комплекса «Ястреб» прекратилась на стадии создания эскизного проектирования. Параллельно с «Ястребом» сотрудники ОКБ-2 создавали комплекс «Точка» с иной системой управления ракетой. Сравнение двух проектов показало, что применение радиокомандного управления приводит к чрезмерному усложнению самоходной пусковой установки. Также пусковая установка системы «Ястреб» была вынуждена оставаться на огневой позиции в течение некоторого времени после пуска, выполняя вывод ракеты на нужную траекторию, из-за чего подвергалась большому риску. Кроме того, унификация баллистической и зенитной ракет не позволяла добиться высоких показателей дальности стрельбы.

Таким образом, интересный и недавно казавшийся перспективным проект вряд ли мог устроить армию и дойти до массовой эксплуатации. Не позднее 1965-66 годов проект «Ястреб» был официально закрыт.


Ракетный комплекс в боевом положении. Рисунок Militaryrussia.ru

Насколько известно, к моменту завершения работ по проекту «Ястреб» было построено только опытное шасси для самоходной пусковой установки. Прочие элементы комплекса так и не дошли до сборки и проверки прототипов. Заказчик отказался от нового комплекса до того, как разработчики успели завершить проектирование отдельных его систем.

Предварительная проработка и эскизное проектирование тактического ракетного комплекса «Ястреб» позволила определить перспективы нескольких оригинальных предложений, лежавших в его основе. Так, было установлено, что даже сравнительно тяжелая и крупная зенитная ракета В-611 не может стать основой для баллистической ракеты с требуемыми характеристиками дальности и могущества боевой части. Кроме того, радиокомандное управление ракетой не оправдало себя в контексте тактических систем для сухопутных войск.

Одновременно с этим был получен солидный опыт в деле проектирования ракет и прочих элементов комплексов тактического звена. К примеру, есть основания полагать, что проект специального четырехосного шасси в дальнейшем получил развитие и привел к появлению самоходной пусковой установки 9П714 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Кроме того, разрабатывавшийся параллельно с «Ястребом» проект «Точка» в дальнейшем стал основой для комплекса 9К79 с тем же дополнительным названием.

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» не был реализован в полной мере. Тем не менее, он позволил изучить некоторые оригинальные идеи, а затем определить их реальные перспективы. Оказалось, что интересные и многообещающие предложения вряд ли могут быть использованы на практике. Таким образом, проект «Ястреб» не привел к появлению новой военной техники, однако поспособствовал дальнейшему развитию ракетных комплексов, показав несостоятельность некоторых идей.

По материалам сайтов:
http://pvo.guns.ru/
http://flot.sevastopol.info/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-260.html

topwar.ru

Российская армия получит новую РЛС артиллерийской разведки

В ближайшем будущем эффективность действий российской артиллерии может существенно возрасти.

Министерство обороны заявило о том, что близка к завершению разработка новой контрартиллерийской радиолокационной станции "Ястреб-АВ", предназначенной для обнаружения позиций артиллерии противника и корректирования огня своей артиллерии.

Тактико-технические характеристики перспективного радиолокационного комплекса не раскрываются, но по заявлению заместителя Министра Обороны России генерала армии Дмитрия Булгакова, по своим возможностям "Ястреб-АВ" будет в 2-3 раза превосходить существующие контрартиллерийские комплексы, как российские, так и зарубежные.

Артиллерия, являющаяся одним из старейших видов войск, имеет огромное значение в современной войне. При этом, боевые возможности артиллерии продолжают увеличиваться и её роль в современных конфликтах будет только возрастать. Как показывает опыт всех войн и конфликтов 20 века, а также современных войн, сторона имеющая превосходство в артиллерии способна не только вести успешные наступательные и оборонительные боевые действия, но и минимизировать потери среди личного состава. Вместе с тем, огромную важность в современной войне представляет недопущение эффективных действий артиллерии противника и её подавление, или контрбатарейная борьба.

При этом возможности современной артиллерии существенно затрудняют её ведение - в настоящий момент артиллерийские и общевойсковые соединения передовых в военном отношении держав практически "поголовно" оснащены самоходной артиллерией, а прогресс в области систем связи, радиотехники, информационных технологий и создание систем управления войсками, а также систем управления артиллерийским огнём позволил существенно изменить тактику действия артиллерийских подразделений. Появилась возможность в кратчайшие сроки осуществлять топопривязку,  минимизировать время наведения орудия на цель. Современные самоходные артиллерийские установки (САУ) и реактивные системы залпового огня получили возможность вести точный и эффективный огонь не только в составе батареи или дивизиона, но и действуя по одиночке, а также в кратчайшие сроки покидать позицию.

В этих условиях многие методы ведения контрбатарейной борьбы уже малоэффективны. Наиболее же действенными и результативными средствами ведения контрбатарейной борьбы является использование специализированных радиолокационных комплексов артиллерийской разведки. Данные комплексы оснащены РЛС сантиметрового диапазона, позволяющие обнаружить артиллерийские и реактивные снаряды, миномётные мины и прочие артиллерийские боеприпасы, обладающие крайне малой эффективной отражающей поверхностью. После обнаружения запущенных снарядов, вычислительным комплексом производится экстраполяция их траектории и таким обрзом, с высокой точностью опеределяются позиции артиллерии противника, причём в режиме времени, близком к реальному. 

В настоящий момент основной контрбатарейной РЛС, стоящей на вооружении российской армии является РЛС 1Л219 "Зоопарк-1". Разработка данной РЛС началась ещё в 1980-х годах. Причём в Советском Союзе создавалось одновременно фактически два варианта данного комлекса - "Зоопарк-1" силами НПО "Стрела" и "Зоопарк-2" в НПП "Искра", которое после распада СССР перешло в собственность Украины. Точное количество РЛС "Зоопарк-1" в российской армии неизввестно, но по данным открытых источников такие РЛС входят в в современных бригадах и дивизиях российской армии в состав батарей управления и артиллерийской разведки, которая по штату включает в себя 3 РЛС.  РЛС "Зоопарк-2" принята на вооружение украинской армии, но по всей видимости имеется лишь в единичных экземплярах и отсутсвуют какие-либо сведения о наличии этих РЛС в строевых частях вооружённых сил Украины.

РЛС "Зоопарк-1" является не только контрбатарейной, но и фактически многоцелевой. Данные о местонахождении позиций артиллерии противника, получаемые РЛС в автоматическом режиме передаются на командный пункт артиллерийского соединения, которому и придаётся "Зоопарк". Возможности комплекса позволяют обеспечить определение до 70 позиций артиллерии противника за минуту. Кроме того "Зоопарк-1" способен осуществлять контроль воздушной обстановки и передавать сигналы управления на свои беспилотники. Обнаружить позиции гаубиц противника "Зоопарк-1" способен на дальности в 15 километров, а осуществлять контроль траектории выпущенных снарядов на дальности до 20 километров. Для миномётнов и реактивной артиллерии эти показатели составляют 20 и 22, и 30 и 35 километров соответсвенно. Пуск тактических ракет "Зоопарк-1" засекает на расстоянии до 40 километров. 

Ведётся и совершенствование "Зоопарка-1". Принят на вооружение модернизированный вариант комплекса 1Л260-Е "Зоопарк-1М". "Зоопарк-1М" имеет увеличенную дальность обнаружения позиций артиллерии, большее количество обнаруживаемых позиций артиллерии противника и сопровождать в 3 раза большее количество целей. Так например, дальность обнаружения гаубиц противника увеличена до 23 километров, а точки пуска тактических баллистических ракет - до 65.

Перспективный контрартиллерийский комплекс "Ястреб-АВ" по всей видимости будет иметь на порядок более мощную РЛС. Не исключено, что РЛС "Ястреба-АВ" будет иметь активную фазированную антенную решётку. Скорее всего, возможности комплекса будут позволять обнаруживать позиции артиллерии противника на расстоянии в несколько десятков километров - огонь на такое расстояние уже могут вести многие современные САУ. Вполне возможно также, что новый комплекс будет иметь куда большие возможности по обнаружению точки выстрела активно-реактивных и управляемых снарядов, что представляет существенную проблему для всех существующих контрартиллерийских РЛС. И нет никаких сомнений, что "Ястреб-АВ" будет гораздо более быстродействующим, чем современные контрартиллерийские РЛС, а количество "обрабатываемых" траекторий снарядов противника увеличится в несколько раз.

Очевидно, разработка комплекса "Ястреб-АВ" является ответом не только на вызовы настоящего, но и будущего в области развития артиллерийских систем. Создание "Ястреба" позволит российским артиллерийским соединениям не только сохранить существующие весьма высокие позиции в области контрбатарейной борьбы, но и в разы увеличить его, обеспечивая способность эффективного противостояния противнику, имеющем на вооружении даже наиболее совершенные артиллерийские системы.

Павел Румянцев

dfnc.ru

Новый «убийца артиллерии»: в России создали систему разведки огневых позиций «Ястреб-АВ»

В Минобороны сообщили о завершении работ над созданием нового радиолокационного комплекса разведки, который будет называться «Ястреб-АВ».

В Минобороны сообщили о завершении работ над созданием нового радиолокационного комплекса разведки, который будет называться «Ястреб-АВ». Эта новинка превосходит все известные в мире аналоги, в том числе новейшие американские, подчеркнули в ведомстве. По мнению экспертов, значение такой техники в современных войнах будет все больше возрастать, а потому ее появление весьма своевременно. 

Согласно информации из открытых источников, разработчиком «Ястреба» является входящее в концерн «Алмаз-Антей» НПО «Стрела». 

По мнению экспертов, «Ястреб» будет весьма востребованным в современных конфликтах. Их способность засекать позиции минометов, установок залпового огня и выдавать целеуказания артиллеристам крайне необходимы для эффективной контрбатарейной борьбы, отметил в интервью «Взгляду» военный аналитик Антон Лавров. В обиходе специалистов такие РЛК прозвали «убийцами артиллерии», поясняет он.

Напомним, сейчас на вооружении ВС РФ находятся контрбатарейные радары с фазированной антенной решеткой «Зоопарк». Они способны засекать залп ракетной системы залпового огня (РСЗО) или минометный выстрел на расстоянии до 20 км. Затем по обнаруженной мишени начинает открывает огонь артиллерия. 

Важной особенностью «Зоопарков» является их способность быстро менять позиции – время развертывания системы составляет всего пять минут. Радар комплекса умеет также управлять дронами и сопровождать воздушные цели.

Видео: youtube.com/vexed123  

«Зоопарки» отлично зарекомендовали себя в Сирии, где используются для контроля за соблюдением перемирия в созданных при участии России зонах деэскалации. 

Между тем, в июле на авиасалоне МАКС был представлен улучшенный вариант «Зоопарка» - комплекс 1Л260-Е, радиус действия которого стал шире. Например, «вычислить» американскую САУ Paladin он может на дальности в 23 км, а выстрел американского ракетного комплекса ATACMS и вовсе засекает за 65 км.

Несмотря на заслуги «Зоопарка», РЛК «Ястреб-АВ», по мнению экспертов, станет принципиально новым образцом техники, значительно превосходящим все известные аналоги. А значит, его появление существенно повысит боеспособность армии в условиях современных вызовов. 

Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.

politexpert.net

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ ОГНЕВЫХ ПОЗИЦИЙ АРТИЛЛЕРИИ «ЯСТРЕБ-АВ». RADAR INTELLIGENCE FIRING POSITIONS OF ARTILLERY «YASTREB-AV»


РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ

ОГНЕВЫХ ПОЗИЦИЙ АРТИЛЛЕРИИ «ЯСТРЕБ-АВ»

RADAR INTELLIGENCE FIRING POSITIONS OF ARTILLERY «YASTREB-AV»

07.10.2017

Завершается разработка перспективного радиолокационного комплекса (РЛК) разведки огневых позиций артиллерии противника и корректировки огня своей артиллерии «Ястреб-АВ» для Вооруженных Сил РФ. Об этом сообщил заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Дмитрий Булгаков в ходе торжественных мероприятий, приуроченных к 440-й годовщине со дня образования Главного ракетно-артиллерийского управления.
«Комплекс по своим тактико-техническим характеристикам в разы превосходит имеющиеся на вооружении Российской армии и армий иностранных государств аналоги», – сказал генерал армии Дмитрий Булгаков.
Принятие на вооружение данного РЛК позволит значительно повысить эффективность применения артиллерии и ведения контрбатарейной борьбы.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА И АРТИЛЛЕРИЯ

НПО «СТРЕЛА»

© А.В.Карпенко 2009-2019/A.V.Karpenko 2009-2019

bastion-karpenko.ru

Сторожевые корабли типа «Ястреб» проекта 29К Военно-патриотический сайт «Отвага»


Построено: 6+8


Модификации: нет


 

Проект сторожевого корабля «Ястреб» был разработан еще до войны в 1938-1939 гг. Это был классический корабль тех лет с минно-артиллерийским вооружением, дополненным бомбосбрасывателями. К июню 1941 года были заложены 14 таких кораблей, однако до окончания Великой Отечественной войны вступил в строй лишь один. Последующие 5 единиц достраивались в послевоенные годы по откорректированному проекту 29К. На них было усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГАС. Позже до уровня проекта 29К был модернизирован и головной «Ястреб». Тем не менее, к моменту ввода в строй все СКР этого типа уже заметно устарели.

Программа строительства. Корабли строились с 1939 г. на ССЗ № 190 им.А.А.Жданова в Ленинграде (заложено 8 корпусов), на ССЗ №198 им.А.Марти в Николаеве (4) и на ССЗ №199 в Комсомольске-на-Амуре (2). Головной СКР вступил в строй 23 февраля 1945 года, еще 5 кораблей вошли в строй позже. СКР «Бдительный» («Изумруд») после войны в недостроенном состоянии был списан. Ещё 3 СКР: «Беркут», «Сокол» и «Гриф» были прекращены строительством в 1941 году. 4 недостроенных корабля в августе 1941 г. в Николаеве захватили фашисты, впоследствии разделав их на металл.

Кроме указанных ниже, намечались к постройке по пр.29 СКР «Кондор» (з/н 563), «Кугуар» (з/н 369), «Пантера» (з/н 370), «Фрегат» (з/н 6) и «Орлан» (з/н 9), заказы на которые с началом Великой Отечественной войны были аннулированы.

Статус. СКР «Коршун» в 1951-52 гг. и «Зоркий» в 1950-52 гг. входили в состав Морских погранчастей МГБ СССР и несли службу в качестве ПСКР, после чего были переведены в состав ВМФ. Три корабля по окончании службы были переформированы в УТС, один – в ПКЗ, два – в ОС и ещё один – в ЦЛ (головной «Ястреб»). Последним был выведен из состава флота СКР «Зоркий», прослуживший в качестве УТС до 1975 г.

 

 

СЕРИЯ:

Название з/н заложен спущен в строю исключен
«ЯСТРЕБ» (ЦЛ-4)
530 16.5.1939 2.6.1942 23.2.1945 12.9.1959
«ОРЁЛ» (ОС-27, ПКЗ-17) 534 28.5.1939 12.2.1941 21.12.1950 18.9.1965
«КОРШУН» (ОС-28) 535 25.10.1939 28.5.1941 21.1.1951 31.1.1964
«ЗОРКИЙ» («Алмаз», УТС-9) 536 23.5.1940 31.10.1940 30.1.1950 4.11.1975
«БДИТЕЛЬНЫЙ» («Изумруд») 537 23.5.1940 - не достроен -
«БЕРКУТ» 553 1940 - не достроен -
«СОКОЛ» 554 1940 - не достроен -
«ГРИФ» 555 1940 - не достроен -
«ТИГР» 365 1940 - не достроен -
«ЛЕОПАРД» 366 1940 - не достроен -
«РЫСЬ» 367 1940 - не достроен -
«ЯГУАР» 368 1940 - не достроен -
«АЛЬБАТРОС» (УТС-82) н/д 4.12.1939 2.6.1944 29.9.1945 28.2.1961
«БУРЕВЕСТНИК» (УТС-48) н/д 4.12.1939  27.7.1946 15.7.1947 28.1.1958

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ >>>

 

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн:
• стандартное
• полное
-
916,7
1 266,2
Основные размерения, м:
• длина наибольшая (по КВЛ)
• ширина наибольшая (по КВЛ)
• осадка наибольшая (средняя)
-
85,74 (
н/д)
8,4 (
н/д)
2,89 (
н/д)
Главная энергетическая установка:
• 2 паровых котла, 2 ГТЗА
   суммарная мощность, л.с. (кВт)
котлотурбинная
-
26 000 (19 110)
2 вала; 2 гребных винта -
Скорость хода, уз:
• наибольшая
• экономическая
-
31,3
15,5
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) 2160 (15,5)
Автономность, сут. 12
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 174 (7)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское:
• 100-мм АУ Б-34
• 37-мм АУ 70-К
• 12,7-мм пулеметы ДШК (
или ДШКМ-2)
-
3
Х 1
4
Х 1
3
Х 2 (2 Х 2)
Торпедное:
• 533-мм ТА
-
1
Х 3
Противолодочное:
• бомбометы БМБ-1
• глубинные бомбы БГБ / МГБ
• бомбосбрасыватели
-
2
22 / 24
2
Минное:
• морские якорные мины «КБ-Краб» на палубе
-
до 24

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС обнаружения НЦ 1 х «Риф-1»
РЛС обнаружения ВЦ 1 х «Гюйс-1»
ГАС «Тамир-5»
средства РЭБ набор средств
РЛС управления огнем 1 х «Редан» для артиллерии ГК (не на всех)
командно-дальномерные посты 1 Х СВП-29 или СВП-29-РЛ
1
Х РАС
средства связи набор средств
РЛС госопознавания н/д

Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» — GunMan

К началу шестидесятых годов стало очевидно, что перспективные тактические ракетные комплексы должны оснащаться ракетами, имеющими системы управления. Только в таком случае могла обеспечиваться требуемая точность попадания в цель. С целью ускорения разработки новых систем было предложено использовать наработки по некоторым существующим проектам. К примеру, ракета комплекса «Ястреб» должна была основываться на конструкции оружия одного из новейших зенитных комплексов.

Старту проекта «Ястреб» и некоторых других разработок предшествовала научно-исследовательская работа под шифром «Холм». Эта программа предназначалась для изучения существующих возможностей и формирования облика перспективных тактических ракетных комплексов. По результатам НИР «Холм» были сформированы два варианта ракетных систем, разработка которых могла быть осуществлена в то время. Первый вариант подразумевал использование ракеты с радиокомандным управлением на активном участке траектории. Во втором предлагалось использовать инерциальную аппаратуру самонаведения.

По результатам проекта «Холм» была начата разработка двух вариантов ракетного комплекса. Система с радиокомандным управлением ракеты получила название «Ястреб», с автономными системами наведения – «Точка». Необходимо отметить, что проект «Точка» начала шестидесятых годов имел весьма опосредованное отношение к одноименному ракетному комплексу, принятому на вооружение в середине семидесятых годов.

Предварительная проработка проекта «Ястреб» началась в соответствии с решением Комиссии по ВСНХ по военно-промышленным вопросам в марте 1963 года. Примерно в течение двух лет продолжались предварительные работы. Эскизное проектирование стартовало в феврале 1965 года после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Завершить эскизный проект требовалось в третьем квартале того же года.

Основные работы по проекту возлагались на ОКБ-2 во главе с П.Д. Грушиным (ныне МКБ «Факел»). К созданию автоматики и отдельных систем для пусковой установки и ракеты привлекались несколько других проектных организаций. Инженерам КБ-11 под руководством С.Г. Кочарянца поручалась разработка специальной боевой части и всей сопутствующей аппаратуры. Самоходную пусковую установку должны были представить Брянский автомобильный завод и ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград).

В рамках проекта ракетного комплекса «Ястреб» предлагались некоторые оригинальные идеи, ранее не использовавшиеся при создании подобной военной техники. Основным элементом комплекса должна была стать самоходная пусковая установка, также выполнявшая функции машины управления. На ней предлагалось монтировать набор специального оборудования, необходимого для транспортировки и запуска ракеты. Боеприпасом комплекса предлагалось сделать твердотопливную ракету, использующую радиокомандную систему управления. За счет контроля за параметрами полета и своевременной их корректировки предлагалось повышать точность вывода на требуемую траекторию.

Специально для комплекса «Ястреб» было разработано перспективное колесное шасси, на котором следовало монтировать все необходимые системы и агрегаты. На его основе предлагалось строить самоходную пусковую установку. Кроме того, подобное шасси могло стать основой для транспортно-заряжающей машины, необходимой для полноценной боевой работы комплекса.

Самоходная пусковая установка комплекса Ястреб» должна была иметь четырехосное колесное шасси с требуемыми параметрами грузоподъемности. Сохранившиеся материалы демонстрируют конструкцию разработанного шасси. Оно получило сравнительно низкий и широкий вытянутый корпус крупными передним и задним свесами. В передней части корпуса помещалась кабина экипажа, позади нее находился силовой отсек с двигателями и частью агрегатов трансмиссии. При помощи карданных валов и другого оснащения силовой отсек соединялся со всеми колесами шасси. Центральная и кормовая части корпуса отдавались под размещение пусковой направляющей. Перевозить ракету предлагалось выше уровня крыши корпуса. При этом направляющая помещалась в нишу корпуса, по бокам от которой находились объемы для размещения различного оборудования.

Для обеспечения требуемой подвижности относительно тяжелая машина получила четырехосное полноприводное шасси. Между второй и третьей осями предусматривался увеличенный промежуток. Стабилизация и горизонтирование самоходной пусковой установки во время стрельбы должны были осуществляться при помощи набора гидравлических домкратов. Пара таких устройств помещалась в центральной части шасси, в крупном промежутке между второй и третьей осью, еще два – в корме.

Транспортировка и запуск ракеты должны были производиться при помощи пусковой направляющей балочного типа. В кормовой части шасси предусматривались шарниры для установки качающейся направляющей. Сама направляющая должна была представлять собой балку с креплениями для ракеты. При помощи гидравлических приводов балка могла качаться в вертикальной плоскости и подниматься на требуемый угол возвышения. Стартовый стол или иное подобное оснащение не предусматривалось.

Ракета комплекса «Ястреб» должна была иметь радиокомандную систему управления. Для реализации подобных принципов наведения самоходная пусковая установка получила набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Так, для отслеживания ракеты на активном участке полета и определения параметров ее движения предлагалось использовать собственную радиолокационную станцию с требуемыми характеристиками. Антенна РЛС помещалась на крыше корпуса боевой машины, позади кабины, и прикрывалась радиопрозрачным кожухом.

При помощи РЛС автоматика комплекса должна была отслеживать ракету и сравнивать ее траекторию с требуемой. При отклонении от расчетной траектории следовало вырабатывать команды, передаваемые аппаратуре ракеты через соответствующее антенное устройство. Подобный способ наведения позволял обеспечить требуемые показатели точности попадания при сравнительной простоте конструкции ракеты. Вся необходимое сложное оборудование помещалось только на самоходной пусковой установке.

Управляемая баллистическая ракета комплекса «Ястреб» получила обозначение В-612. Это изделие должно было основываться на конструкции зенитной ракеты В-611 из состава корабельного комплекса М-11 «Шторм». Базовая зенитная ракета была разработана ОКБ-2, что должно было значительно упростить создание нового оружия. Из существующего проекта с минимальными изменениями заимствовались конструкция корпуса и плоскостей, система управления, двигатель и другие агрегаты. Кроме того, проявилась необходимость в создании некоторых новых устройств.

Ракета В-612 должна была получить корпус сложной формы, образованной длинным коническим головным обтекателем, цилиндрической центральной секцией и сужающимся хвостовым отсеком. Было решено сохранить стреловидные трапециевидные крылья Х-образной конструкции в центральной части корпуса. В хвосте оставались аэродинамические рули схожей конструкции. При этом расчеты показали, что применение требуемой специальной боевой части приведет к изменению балансировки ракеты. Из-за этого головной обтекатель изделия пришлось оснастить дестабилизаторами небольшого размаха.

Зенитная управляемая ракета В-611 оснащалась двухрежимным твердотопливным двигателем, обеспечивавшим старт со сходом с направляющей и последующее достижение цели. Параметры двигателя позволяли ракете разгоняться до 1200 м/с и лететь к цели со средней скоростью 800 м/с. За счет большого запаса топлива время работы двигателя совпадало со временем полета на максимальную дальность стрельбы 55 км. Схожий твердотопливный двигатель с высокими характеристиками мог использоваться в составе изделия В-612.

Системы управления ракеты В-612 должны были выполнять прием поступающих команд с пусковой установки и преобразовывать их в команды для рулевых машинок. Коррекция траектории по командам бортовой автоматики боевой машины должна была осуществляться на всем протяжении активного участка полета. При этом планировалось выполнять вывод ракеты на требуемую траекторию, после чего она могла продолжать неуправляемый полет до момента попадания в цель.

По имеющимся данным, изделие В-612 должно было комплектоваться только специальной боевой частью. Мощность такого боевого оснащения неизвестна. Сведения о возможности разработки и применения конвенциональных боевых частей отсутствуют.

Техническим заданием требовалось обеспечить возможность стрельбы управляемой ракетой на дальность от 8 до 35 км. Интересно, что баллистическая ракета В-612 должна была отличаться от зенитной В-611 меньшей дальностью полета. По-видимому, разница в этих показателях была связана с необходимостью установки более тяжелой специальной боевой части, которая могла привести к росту стартовой массы изделия или к сокращению размеров двигателя с уменьшением запаса его топлива.

К концу первой половины шестидесятых годов специалисты ОКБ-2 и смежных организаций завершили основную массу предварительных работ по проекту «Ястреб». Были определены основные особенности перспективного ракетного комплекса. Кроме того, отдельные его элементы были доведены до стадии сборки прототипов с последующими их испытаниями. Успешное завершение подобных работ позволяло продолжать создание проекта.

Силами Брянского автомобильного завода к 1965-66 годам был построен прототип перспективного четырехосного шасси, предназначенного для использования в качестве основы пусковой установки комплекса «Ястреб». По имеющимся данным, эта машина не получила агрегаты пусковой установки, однако была оснащена имитатором блока антенны радиолокационной станции. Из-за этого на крыше корпуса, позади кабины, появился крупный агрегат, который из соображений секретности прикрывали брезентовым чехлом.

Имеются сведения об испытаниях перспективного шасси, которые позволили установить реальные характеристики машины при движении по дорогам и пересеченной местности. Как показывают сохранившиеся кадры кинохроники, прототип успешно справлялся с достаточно сложными препятствиями. Этот факт мог открыть ему дорогу к последующему использованию.

По имеющимся данным, разработка комплекса «Ястреб» прекратилась на стадии создания эскизного проектирования. Параллельно с «Ястребом» сотрудники ОКБ-2 создавали комплекс «Точка» с иной системой управления ракетой. Сравнение двух проектов показало, что применение радиокомандного управления приводит к чрезмерному усложнению самоходной пусковой установки. Также пусковая установка системы «Ястреб» была вынуждена оставаться на огневой позиции в течение некоторого времени после пуска, выполняя вывод ракеты на нужную траекторию, из-за чего подвергалась большому риску. Кроме того, унификация баллистической и зенитной ракет не позволяла добиться высоких показателей дальности стрельбы.

Таким образом, интересный и недавно казавшийся перспективным проект вряд ли мог устроить армию и дойти до массовой эксплуатации. Не позднее 1965-66 годов проект «Ястреб» был официально закрыт.

Насколько известно, к моменту завершения работ по проекту «Ястреб» было построено только опытное шасси для самоходной пусковой установки. Прочие элементы комплекса так и не дошли до сборки и проверки прототипов. Заказчик отказался от нового комплекса до того, как разработчики успели завершить проектирование отдельных его систем.

Предварительная проработка и эскизное проектирование тактического ракетного комплекса «Ястреб» позволила определить перспективы нескольких оригинальных предложений, лежавших в его основе. Так, было установлено, что даже сравнительно тяжелая и крупная зенитная ракета В-611 не может стать основой для баллистической ракеты с требуемыми характеристиками дальности и могущества боевой части. Кроме того, радиокомандное управление ракетой не оправдало себя в контексте тактических систем для сухопутных войск.

Одновременно с этим был получен солидный опыт в деле проектирования ракет и прочих элементов комплексов тактического звена. К примеру, есть основания полагать, что проект специального четырехосного шасси в дальнейшем получил развитие и привел к появлению самоходной пусковой установки 9П714 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Кроме того, разрабатывавшийся параллельно с «Ястребом» проект «Точка» в дальнейшем стал основой для комплекса 9К79 с тем же дополнительным названием.

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» не был реализован в полной мере. Тем не менее, он позволил изучить некоторые оригинальные идеи, а затем определить их реальные перспективы. Оказалось, что интересные и многообещающие предложения вряд ли могут быть использованы на практике. Таким образом, проект «Ястреб» не привел к появлению новой военной техники, однако поспособствовал дальнейшему развитию ракетных комплексов, показав несостоятельность некоторых идей.

gunm.ru

В РФ завершают создание уникального комплекса разведки огневых позиций

В России завершается разработка радиолокационного комплекса (РЛК) «Ястреб-АВ», который имеет ряд преимуществ перед зарубежными образцами.

Соответствующее заявление сделал заместитель главы Минобороны РФ Дмитрий Булгаков. По словам генерала, «Ястреб-АВ» предназначается для разведки огневых позиций артиллерии, а также корректировки огня своей артиллерии. Об этом сообщает ТАСС.

Булгаков отметил, что РЛК в разы превосходит аналоги, которые состоят на вооружении как российской, так и иностранных армий. «Ястреб-АВ» способствует повышенной эффективности при участии в контрбатарейной борьбе.

В конце сентября Рособоронэкспорт назвал страны, в которых российское оружие оказывается наиболее востребованным. Общий объем продаж за границу оценивается в 25 млрд долларов. В настоящее время российское оружие пользуется повышенным спросом в странах Азии, Африки, Латинской Америки. В Рособоронэкспорте называют военную технику РФ превосходящей иностранные аналоги благодаря соотношению эффективности и стоимости.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Станислав Шинкарев

rueconomics.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *