Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 4

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ 

Раздел 2 стр.6  

2.6.4. МИНИМУМЫ ДЛЯ ВЗЛЕТА 

Видимость (дальность видимости) на ВПП, м 

Без огней осевой линии (с маркировкой осевой линии) 

 

при наличии ОВИ 

 

без ОВИ (днем 

и ночью) 

С огнями осевой линии 

(днем и ночью) 

 

днем 

ночью 

 

300 300 400 

400 

Примечание*  Минимумы  применимы  при  наличии  запасного  аэродрома,  время  полета  до  которого  от 

аэродрома вылета не превышает 1 ч. В качестве запасного в этом случае принимается 
аэродром,  на  котором  фактические  и  прогнозируемые  метеоусловия  не  ниже 
минимума КВС для посадки на этом аэродроме. При отсутствии запасного аэродрома 
решение  на  вылет  принимается  при  видимости  (дальности  видимости)  на  ВПП  не 
менее 400 м. 

 

2.6.5. МИНИМУМЫ ДЛЯ ПОСАДКИ 

Параметры минимумов для посадки, 

м 

Режимы захода на посадку 

 

H

пр

 

L

вид

 

По радиотехнической системе посадки (ПСП) 

 

50

 

 

700

 

 

По посадочному радиолокатору и двум 

приводным радиостанциям (РСП+ОСП) 

 

80

••

 

 

1000

••

 

 

Параметры минимумов, для 

посадки, м 

Режимы захода на посадку 

 

H

пр

 

L

вид

 

По посадочному радиолокатору (ГСП) 

 

80

••

1000

••

 

 

По двум приводным радиостанциям (ОСП) 100  1500 

По одной приводной радиостанции (ОПРС) 200  2500 

•  Минимум 50х700  может  быть  установлен  при  заходе  на  посадку  на  аэродромах  оборудованных 

радиомаячной системой II—III категории. В остальных случаях он должен быть не менее 60х800. 

•• Значения H

пр

 и 1,вид. указанные в таблице, установлены для посадочных радиолокаторов типа РП-2 и 

РП-3. Для 
других типов ПРЛ (ОПРЛ) табличные значения H

пр

 увеличиваются на 20 м и L

вид

 — на 200 м. 

 

2.6.6. ПО УПРАВЛЕНИЮ КОЛЕСАМИ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ ШАССИ 

Максимальная  скорость  руления  при  управлении  колесами  передней  стойки 

шасси от штурвальчика — не более 30 км/ч.  

На  скоростях  более 30 км/ч  пользоваться  управлением  колесами  передней 

стойки шасси от штурвальчика разрешается только в исключительных случаях — для 
предотвращения аварии. 

zinref.ru

Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 1

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

Введение стр. 8  

ВВЕДЕНИЕ 

Руководство  по  летной  эксплуатации  содержит  сведения,  указания  и  рекомендации, 

необходимые  для  безопасного  выполнения  полета  в  пределах  установленных  ограничений  и 
условий полета для данного самолета в соответствии с его назначением. 

Вылет без РЛЭ запрещается. 

Нумерация страниц разделов 1 — 6 и 8 выполнена с учетом автономности разделов, а нумерация 
страниц раздела 7 и Приложения выполнена с учетом автономности подразделов и Приложений, 
так, например: 
7.8. Стр. 9, где 7 — раздел, 8 — подраздел, 9 — страница. 

Нумерация  подразделов  раздела 8 совпадает  с  нумерацией  разделов  РЛЭ.  Изменения  в 
Руководстве  производятся  путем  замены  старых,  дополнением  новых  листов  или 
аннулированием листов без замены. 

Все изменения отмечаются вертикальной чертой на левом поле страницы, напротив измененного 
текста или графика (рисунка). 

На вновь введенных листах указывается дата утверждения. 

Содержание Руководства и все изменения к нему должны соответствовать последнему «Перечню 
действующих страниц». 
Все изменения должны быть отражены в «Листе регистрации изменений». 

Изменения  Руководства,  связанные  с  заменой  старых,  добавлением  новых  листов  или 
аннулированием  листов  без  замены,  направляются  в  организацию,  эксплуатирующую  самолет, 
вместе  с новым «Перечнем действующих страниц», в котором все новые страницы отмечаются 
знаком «*». 

О  всех  изменениях  Руководства  производится  запись  в  «Листе  регистрации  изменений»  с 
указанием даты внесения изменения и подписи лица, ответственного за изменения в Руководстве. 

Примечание.  Если  одновременно  изменены  обе  страницы  одного  листа,  их  номера  в 

«Листе регистрации изменений» записываются дробью, например: 7.8. Стр. 9/10. 

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

Сокращения стр. 9  

АЗР 
АЗС  
АНО  
АРК  
ВНА  
ВСУ  
ДПОР 
ДУА 
ЗМГ 
ИКМ 
KB 
КПП 
КУС 
НПП 
ПВД 
ПМГ 
ПОС  
ППД 
ППЗ 
ПРТ  
РИО 
РК 
РЛС 
РМ 
РУД  
СА 
САРД 
 
САХ 
СГУ 
СКВ 
СО 
СОР Ц 
 
СП  
СПУ 
ТЛГ 
ТЛФ 
УПРТ 
ЦГВ 
ЦТ 
 
 
 
 
 
 
 

автомат защиты цепи разрывной 
автомат защиты сети 
аэронавигационные огни 
автоматический радиокомпас 
входной направляющий аппарат 
вспомогательная силовая установка 
датчик предельных отклонений рулей 
датчик углов атаки 
земной малый газ 
измеритель крутящего момента 
корректор высоты 
командно-пилотажный прибор 
комбинированный указатель скорости 
навигационно-пилотажный прибор 
приемник воздушного давления 
полетный малый газ 

противообледенительная система 
приемник полного давления 
противопожарная защита 
предельная регулировка температуры 
радноизотопный сигнализатор обледенения 
распределительная коробка 
радиолокационная станция 
рулевая машина 
рычаг управления двигателем 
стандартная атмосфера 
система  автоматического  регулирования 
давления 
средняя аэродинамическая хорда 
самолетное громкоговорящее устройство 
система кондиционирования воздуха 
сигнализатор обледенения 
 
сигнализация 

опасных 

режимов 

централизованная 
система посадки 
самолетное переговорное устройство 
телеграф 
телефон 
указатель положения рычага топлива 
центральная гировертикаль 
центр 

тяжести

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

 
 
 

Раздел 1 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

zinref.ru

Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 8

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА 

Раздел 4 стр.2  

СОДЕРЖАНИЕ 
4.1. Подготовка к выруливанию и руление ……………………………………………………………… 3 
4.2. Взлет ………………………………………………………………………………………………………………………….5 
42.1. Взлет с тормозов ……………………………………………………………………………………………………….5 
4.2.2. Взлет с кратковременной остановкой на ВПП …………………………………………………………. 7 
4.2.3. Особенности взлета при боковом ветре …………………………………………………………………… 8 
4.2.4. Взлет с уменьшением шума на местности ……………………………………………………………….. 8 

4.25. Особенности взлета ночью ………………………………………………………………………………………. 8 
4.3. Набор высоты ……………………………………………………………………………………………………………. 8 
4.4. Полет по маршруту ……………………………………………………………………………………………………. 9 
4.5. Снижение ………………………………………………………………………………………………………………….. 9 
4.6. Заход на посадку и посадка ………………………………………………………………………………………..10 
4.6.1. Заход на посадку ……………………………………………………………………………………………………..10 
4.6.2. Устранение боковых отклонений от оси ВПП при заходе на посадку…………………………12 
4.63. Выполнение посадки ………………………………………………………………………………………………..13 
4.6.4.  Заход  на  посадку  и  посадка  самолета  с  двумя  работающими  двигателями  при 
фиксированном  максимальном  сливе  топлива  системой  ПРТ-24  на  одном  из  двигателей 
…………………………………………………………………………………………………………………………………………13 
4.6.5. Особенности посадки при боковом ветре ………………………………………………………………..14 
4.6.6. Особенности посадки ночью …………………………………………………………………………………..15 
4.7. Ошибки при посадке на повышенной скорости (скоростной «козел») …………………………15 
4.8. Уход на второй круг ………………………………………………………………………………………………….16 
4.9. Заруливание на стоянку и останов двигателей ……………………………………………………………16 
4.10. Особенности эксплуатации самолета на грунтовых, снежных и ледовых аэродромах ..17 
4.10.1. Эксплуатация самолета на грунтовых аэродромах ………………………………………………….17 
4.10.2. Эксплуатация самолета на аэродромах с уплотненным снежным покровом ……………20 
4.10.3. Эксплуатация самолета на ледовом аэродроме ……………………………………………………….21 
4.11.  Особенности  эксплуатации  самолета  при  высоких  температурах  воздуха  и  на  вы-
сокогорных аэродромах ……………………………………………………………………………………………………22 
4.12. Полеты в условиях обледенения ……………………………………………………………………………….22 
4.12.1. Общие положения ………………………………………………………………………………………………….22 
4.12.2. Взлет и набор высоты …………………………………………………………………………………………….23 
4.12.3. Полет на эшелоне …………………………………………………………………………………………………..24 
4.12.4. Снижение, заход на посадку и посадка ………………………………………………………………25/26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА — Руление 

Раздел 4 стр.3  

4.1 ПОДГОТОВКА К ВЫРУЛИВАНИЮ И РУЛЕНИЕ 

1. Убедитесь, что закрыта дверь фюзеляжа (входная дверь). 
2.  Убедитесь  в  наличии  давления  в  гидросистеме 120—155 кгс/см

2

,  проверьте  включение 

автомата торможения колес. 
3. Проверьте, сняты ли винты с промежуточного упора. 
4. Включите пилотажно-навигационное оборудование и радиооборудование. 
На  самолетах,  не  оборудованных  ССОС,  на  задатчике  высоты  радиовысотомера  установите 
значение 100 м. 
 5.  Проверьте  свободный  ход  органов  управления  самолетом.  Установите  триммер  РВ  в 
положение,  соответствующее  взлетной  центровке  самолета,  а  триммеры  элерона  и  РН  в 
нейтральное положение. 
6. Включите обогрев стекол в ослабленном режиме. 
7. Включите сигнализаторы обледенения самолета и двигателей. 
8.  Убедитесь,  что  переключатель  «КРЫЛО  ОПЕР.  ВХОД  РУ-19» («КРЫЛО  и  ОПЕР») 
установлен в положение «ОТКЛ» (нейтральное положение). 
9. Убедитесь, что переключатель «ЛЕВ. ВНА ПРАВ» находится: 

— в положении «ОТКРЫТО»  
— в случае наличия условий возможного обледенения; 
— в положении «ЗАКРЫТО» — при отсутствии этих условий. 

10.  Установите  проходные  защелки  рычагов  управления  двигателями  в  соответствующее 
положение согласно табл. 7.2, 
11. Включите систему опознавания, установите код. 
12. Зачитайте раздел «Перед выруливанием» Карты контрольной проверки. 
13. Запросите разрешение на выруливание. После получения разрешения на выруливание: 

1. Включите рулежное управление колесами передней стойки шасси. 
2. Убедитесь в отсутствии препятствий в полосе руления. 
3. Дайте команду: «Экипаж, выруливаю». 

 
ВНИМАНИЕ: 1. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДО НАЧАЛА ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА 
ВРАЩАТЬ ШТУРВАЛЬЧИК РУЛЕЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОТКЛОНЯТЬ  
ПЕДАЛИ ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОМ УПРАВЛЕНИИ. 
2.  НА  РУЛЕНИИ  ВСЕ  ГИРОСКОПИЧЕСКИЕ  ПРИБОРЫ  ДОЛЖНЫ  БЫТЬ  ВКЛЮЧЕНЫ. 
АВИАГОРИЗОНТЫ РАЗАРРЕТИРОВАНЫ. 
3.  ПРИ  РАБОТЕ  ДВИГАТЕЛЕЙ  НА  РЕЖИМАХ 0-35° ПО  УПРТ  РУД  ПЕРЕМЕЩАТЬ 
ПЛАВНО, ТЕМПОМ 10-15°/с. 

 
4.  Снимите  самолет  со  стояночного  тормоза  и  плавно  увеличьте  режим  работы 

двигателей до 15-20° по УПРТ. 

5.  Подбором  режима  двигателей  в  зависимости  от  состояния  рулежной  дорожки 

установите потребную скорость руления. 

6.  Разрешается  по  согласованию  с  диспетчером  руление  на  одном  работающем 

двигателе по  ВПП и РД с искусственным покрытием и по сухому грунтовому аэродрому без 
травяного  покрытья  при  ветре  до 7 м/с  и  коэффициенте  сцепления  более 0,5, запуск  другого 
двигателя 

производить 

на 

предварительном 

старте 

или 

другом…………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………… 

zinref.ru

Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 9

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА — Взлет 

Раздел 4 стр.6  

8. На высоте не менее 3—5 м затормозите колеса. По загоранию желтых светосигнализаторов 
убедитесь в исправной работе автомата торможения колес. 
 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЕСЛИ ПОСЛЕ ОТРЫВА, ПРИ ТОРМОЖЕНИИ КОЛЕС, 
ЖЕЛТЫЕ СВЕТОСИГНАЛИЗАТОРЫ НЕ ЗАГОРЕЛИСЬ, ЧТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ 
О НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМАТА ТОРМОЖЕНИЯ. ВЫКЛЮЧИТЬ АВТОМАТ 
ТОРМОЖЕНИЯ; ПРИ ПОСАДКЕ УЧИТЫВАТЬ, ЧТО АВТОМАТ ВЫКЛЮЧЕН И 
ТОРМОЗИТЬ ПЛАВНО. 
 
9.  Дайте  команду  бортмеханику  убрать  шасси,  бортмеханик,  убедившись  в  том,  что 
светосигнализатор  «ВКЛЮЧЕНО  ОТ  ПЕДАЛЕЙ»  управления  колесами  передней  стойки 
шасси погас, убирает шасси. 
 
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.  ЕСЛИ  ПОСЛЕ  ОТРЫВА  САМОЛЕТА  СВЕТОСИГНАЛИЗАТОР 
«ВКЛЮЧЕНО    ОТ  ПЕДАЛЕЙ»  НЕ  ПОГАС.  ВЫКЛЮЧИТЬ  ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ 
УПРАВЛЕНИЕ  КОЛЕСАМИ  ПЕРЕДНЕЙ  СТОЙКИ  ШАССИ  УБРАТЬ  ШАССИ.  НА 
ПОСАДКЕ  ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ВКЛЮЧИТЬ  ТОЛЬКО  ПОСЛЕ 
КАСАНИЯ ВПП КОЛЕСАМИ ПЕРЕДНЕЙ СТОЙКИ ШАССИ. 
 

Примечания: 1. При взлете с большой взлетной массой (более 20 000 кг) или при высоких 
Температурах окружающего воздуха в процессе уборки шасси при взлете с (δ 

з =

5°) возможна 

кратковременная вибрация передней опоры. 
2.  На  аэродромах  со  схемой  взлета,  предусматривающей  выполнение  отворота  до  уборки  механизации 
крыла, отворот производить с высоты не менее 100 м (по радиовысотомеру) на скорости не менее 230—
255  км/ч,  в  зависимости  от  взлетной  массы,  с  набором  высоты.  Уборку  закрылков  выполнять  после 
выхода из разворота на прямой. 

 
10. На высоте не менее 120 м на скорости 240—270 км/ч (δ 

з  =

15°) и 245—275 км/ч (

δ 

з =

) в 

зависимости от взлетной массы подайте команду. «Закрылки убрать», по которой бортмеханик 
в три приема убирает закрылки (закрылки из положения 5° и на самолетах, доработанных по 
бюллетеню  № 1321БУ-Г,  убираются  в  один  прием).  В  процессе  уборки  закрылков  не 
допускайте  потери  высоты  и  уменьшения  утла  тангажа.  Возникающие  усилия  на  штурвале 
снимайте триммером руля высоты. К концу уборки закрылков увеличьте скорость до 270—300 
км/ч в зависимости от взлетной массы. 
 
ВНИМАНИЕ.

 

1. 

НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПОЛЕТА 

УСИЛИЯ С 

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

 

СНИМИТЕ ТРИММЕРАМИ. ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ НАГРУЗ 
КИ СНИМИТЕ ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИЕМА ПО УБОРКЕ (ВЫПУСКУ) ЗАКРЫЛКОВ.  
2.ПРИ СРАБАТЫВАНИИ СИГНАЛИЗАЦИИ «ОПАСНО ЗЕМЛЯ» В ПРОЦЕССЕ ВЗЛЕТА ДО 
МОМЕНТА УБОРКИ ЗАКРЫЛКОВ НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЕ СНИЖЕНИЕ И 
ПЕРЕВЕДИТЕ САМОЛЕТ В НАБОР ВЫСОТЫ. ПРИ СРАБАТЫВАНИИ СИГНАЛИЗАЦИИ 
ОПАСНО ЗЕМЛЯ» ПОСЛЕ УБОРКИ ЗАКРЫЛКОВ И ПРИ ДАЛЬНЕЙШЕМ 
МАНЕВРИРОВАНИИ В ЗОНЕ ВЗЛЕТА, ЕСЛИ ПОЛЕТ ВЫПОЛНЯЕТСЯ НАД 
ХОЛМИСТОЙ ИЛИ ГОРНОЙ МЕСТНОСТЬЮ. ЭНЕРГИЧНО ПЕРЕВЕДИТЕ САМОЛЕТ В 
НАБОР ВЫСОТЫ (НЕ ДОПУСКАЯ ВЫХОДА ЗА ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ 
ПЕРЕГРУЗКИ И УГЛА АТАКИ) И УСТАНОВИТЕ РУД НА ВЗЛЕТНЫЙ РЕЖИМ. 
ВЫДЕРЖИВАЯ ЕГО ДО ОТКЛЮЧЕНИЯ СИГНАЛИЗАЦИИ. 
 

Примечание. При полете на малых высотах (свыше 250 м по радиовысотомеру) в болтанку 
возможно  кратковременное (не более 2 с) срабатывание сигнализации «ОПАСНО ЗЕМЛЯ», не 
требующее от экипажа действий по изменению траектории полета. 

 
11.  Набор  высоты  до  первого  разворота  производите  на  скорости 300 км/ч.  Первый  разворот 

выполняйте на высоте не менее 200 муи скорости 320—330 км/ч. 

12. На высоте 400 м, плавно перемещая РУДУстановите номинальный режим(65° по УПРТ для 

двигателей  АИ-24 2-й  серии  или 63° по  УПРТ  для  двигателей  АИ-24Т).  После  перевода 

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА — Взлет 

Раздел 4 стр.7  

двигателей  на  номинальный  режим  работы  сбалансируйте  самолет  триммерами,  включите 
отбор воздуха от двигателей на систему кондиционирования. 
Для самолетов, оборудованных системой автоматического включения ПОС крыла, оперения и 
воздухозаборника РУ19А-300, независимо от метеоусловий переключатель «КРЫЛО и ОПЕР. 
ВХОД РУ19А-300» («КРЫЛО И ОПЕР») установите в положение «АВТОМАТ». 
 

4.2.2. ВЗЛЕТ С КРАТКОВРЕМЕННОЙ ОСТАНОВКОЙ НА ВПП 

 
1.  Принципиальным  отличием  взлета  с  кратковременной  остановкой  на  ВПП  от  взлета  с 
тормозов  является  начало  разбега  до  выхода  двигателей  на  взлетный  режим  и  достижение 
взлетной тяги на начальном этапе разбега 
 
Взлет  с  кратковременной  остановкой  применяется  в  целях  экономии  топлива  и  увеличения 
пропускной способности аэродромов. 
 
2. Использование взлета с кратковременной остановкой на ВПП разрешается при условии, что 
фактическая масса самолета меньше максимально допустимой, рассчитанной по параметрам D 
и R 
 
3.  Об  использовании  взлета  с  кратковременной  остановкой  на  ВПП  КВС  обязан 
проинформировать экипаж до вывода самолета на предварительный старт. 
 
4.  На  предварительном  старте  каждому  из  членов  экипажа  выполнить  все  операции  в 
соответствии  с  указаниями  подраздела 4.1 «Подготовка  к  выруливанию  и  руление» (на 
предварительном  старте).  По  окончании  контроля  по  разделу  «На  предварительном  старте» 
Карты Контрольной проверки КВС запросить разрешение вырулить на исполнительный старт. 
 
5.  Получив  разрешение  на  выруливание,  КВС  подает  команду: «Выруливаем.  Контроль  по 
Карте». 

В процессе руления на исполнительный старт каждому из членов экипажа выполнить 

операции в соответствии с указаниями подраздела 4.1 «Подготовка к выруливанию и руление» 
(на исполнительном старте) и начать контроль по разделу «На исполнительном старте» Карты 
контрольной проверки. 
При этом: 

—  второму  пилоту  проверить  включение  обогрева  ПВД  и  доложить: «Обогрев  ПВД 

включен. Готов»; 

— бортмеханику переключить СО-63 в режим «УВД» и доложить КВС. 

 
6.  После  вывода  самолета  на  ось  ВПП  КВС  включить  взлетно-посадочное  управление 
колесами  передней  стойки  шасси,  прорулить 5—10 м  и,  остановив  самолет,  удерживать  его 
тормозами. Экипажу закончить контроль по Карте контрольной проверки. 
При этом: 

—  бортмеханику  установить  переключатель  снятия  винтов  с  промежуточного  упора  в 

положение «ВИНТЫ НА УПОРЕ» и, убедившись, что аварийные светосигнализаторы не горят, 
доложить: «Красные  сигналы  не  горят.  Готов».  Плавно  и  синхронно  перевести  РУД  в 
положение 30—40° по УПРТ; 

— штурману (второму пилоту) согласовать курсовую систему (если ранее она не была 

согласована на РД) и доложить: «Курс…, согласованы. Готов»; 

—  командиру  воздушного  судна  доложить: «Переднее  колесо — взлет — посадка. 

Режим УВД установлен. Готов». 
 
7. Получив разрешение на взлет, КВС подает команду: «Взлетаем» и отпускает тормоза. 
 
8. Бортмеханику по команде «Взлетаем» плавно и синхронно перевести РУД двигателей АИ-24 
в положение 100° по УПРТ. В момент  достижения двигателями взлетного режима доложить: 
«Режим 

взлетный».

zinref.ru

Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 13

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА – Выполнение полетов в условиях обледенения 

Раздел 4 стр.22  

При посадке на ледовую полосу торможение начинать после того, как появилась уверенность в 
устойчивом сохранении направления пробега. 
В  конце  пробега  перед  остановкой  возникает  подергивание  самолета  из-за  частого 
срабатывания  датчиков  «юза».  При  необходимости  полной  остановки  самолета  на  ледовой 
полосе непосредственно перед остановкой датчики «юза» можно временно выключить. 
Взлеты  и  посадки  на  ледовом  аэродроме  разрешается  производить  с  боковой  составляющей 
ветра на более 8 м/с. 
 

4.11. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОЛЕТА ПРИ ВЫСОКИХ 

ТЕМПЕРАТУРАХ ВОЗДУХА И НА ВЫСОКОГОРНЫХ АЭРОДРОМАХ 

 
При полетах в районах с жарким климатом и на высокогорных аэродромах уменьшается тяга 
двигателей,  что  приводит  к  увеличению  длины  разбега  и  взлетной  дистанции,  ухудшаются 
характеристики  скороподъемности  и  снижается  практический  потолок  самолета. 
Характеристики взлета и посадки в зависимости от высоты аэродрома и температуры воздуха 
приведены в разд. 6. 
При взлете применяйте впрыск воды в двигатели. 
 

Примечание.  При  взлете  с  бетонной  или  грунтовой  ВПП  с  прочностью 8,0 кгс/см

2

  и  более  систему 

впрыска воды включайте перед началом разбега при работе двигателей на взлетном режиме, а 
при  взлете  с  грунтовой  ВПП  с  прочностью  менее 8,0 кгс/см

2

 — при  работе  двигателей  на 

режиме 30—40° по УПРТ. 

 

4.12. ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ 

 

4.12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 
1.  Перед  полетом  изучите  метеорологическую  обстановку  по  трассе  и  особенно  в  пунктах 
взлета  и  посадки,  учитывая,  что  большинство  случаев  обледенения  происходит  в  наборе 
высоты и при снижении на высотах ниже 5000 м. 
 
2. При подготовке к полету проверьте работу противообледенительной системы в соответствии 
с указаниями подразд. 7.12. 
перед запуском двигателей убедитесь в отсутствии льда на поверхности самолета и двигателей. 
 
ВНИМАНИЕ.  ЗАПРЕЩАЕТСЯ  ПРОИЗВОДИТЬ  ВЫЛЕТ,  ЕСЛИ  НА  ПОВЕРХНОСТИ 

САМОЛЕТА  И  ДВИГАТЕЛЕЙ  ИМЕЮТСЯ  КАКИЕ-ЛИБО  ОТЛОЖЕНИЯ  ЛЬДА, 
СНЕГА ИЛИ ИНЕЯ. 

 
3.  Условия  возможного  обледенения:  температура  воздуха +5°С  и  ниже  при  наличии 
облачности, тумана, снегопада, дождя или мороси. 
 
4.  Противообледенительная  система  обеспечивает  защиту  самолета  от  обледенения  до 
температуры воздуха «20°С. 
 
ВНИМАНИЕ. ЭКИПАЖ ОБЯЗАН ПРИНЯТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ 

ЗОНЫ ОБЛЕДЕНЕНИЯ В СЛУЧАЯХ: 

— ПОПАДАНИЯ САМОЛЕТА В УСЛОВИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПРИ ТЕМПЕРАТУРЕ НИЖЕ 
-20°С; 
— ОТКАЗОВ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ; 
— ОТКАЗА ОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ. 
2. ПРИ ОТКАЗАХ ПОС, ПО ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОИЗВЕСТИ ПОСАДКУ НА АЭРОДРОМЕ, 
ГДЕ ОТСУТСТВУЮТ УСЛОВИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ. 
 
5. Признаками обледенения являются: 
 

zinref.ru

Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 10

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА – Заход на посадку 

Раздел 4 стр.12  

Пролет  БПРМ  производите  на  высоте,  указанной  в  схеме  для  данного  аэродрома. 

Высоту контролируйте по барометрическому высотомеру и радиовысотомеру. 

Если  до  установления  надежного  визуального  контакта  с  наземными  ориентирами 

(огнями  подхода  и  др.)  по  курсу  посадки  сработал  светосигнализатор  радиовысотомера, 
необходимо немедленно начать маневр по уходу на второй круг. 

Сохранение  установленных  скоростей  планирования  и  уточнение  расчета  на  посадку 

производите изменением режима работы двигателей. 

В  случае  невыпуска  закрылков  от  основной  системы  выпустите  их  от  аварийной 

системы  на 15° и  произведите  посадку.  Планирование  с  закрылками,  отклоненными  на 15°, 
выполняйте  на  скорости 220—240 км/ч,  приземление  происходит  на  скорости,  меньшей 
скорости планирования на 20 км/ч. 

Фактическая  посадочная  дистанция  самолета  в  зависимости  от  метеоусловий  на 

аэродроме посадки, посадочной массы, коэффициента сцепления для закрылков, отклоненных 
на 38°, определяется  по  рис. 6.41. Номограмма  применима  для  сухой,  влажной,  мокрой  и 
покрытой  слоем  воды  ВПП  с  искусственным  покрытием.  Пример  пользования  номограммой 
показан стрелками и пунктиром. 

Длина  ВПП  на  аэродроме  посадки  должна  быть  не  менее  фактической  посадочной 

дистанции для 

δ 

з =

38°

, определенной по рис. 6.41. 

 

4.6.2. УСТРАНЕНИЕ БОКОВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ ОТ ОСИ ВПП ПРИ ЗАХОДЕ НА 

ПОСАДКУ 

 
После  установления  надежного  визуального  контакта  с  наземными  ориентирами,  до 
достижения ВПР, КВС должен оценить величину бокового отклонения самолета от оси ВПП. 
Предельно допустимые боковые отклонения от оси ВПП: 
 

Высота начала маневра, м 

 

150 100  80  60 

50 

 

Предельно допустимое боковое 

отклонение, м 

 

200 

 

100 

 

70 

 

40 

 

30, но не более 

половины ширины 

ВПП 

 

Оценку фактических боковых отклонений КВС производит визуально, с использованием 

посадочных  огней и других ориентиров. 

 
Если фактическое боковое отклонение превышает предельно допустимое, КВС на высоте 

не ниже ВПР должен начать уход на второй круг. 

 
Если  фактическое  боковое  отклонение  находится  в  допустимых  пределах,  КВС, 

принимая  решение  о  посадке,  на  высоте  и  ниже  ВПР  должен  начать  маневр  по  устранению 
бокового отклонения. 

 
Для  устранения  бокового  отклонения  выполняется  маневр  в  сторону  оси  ВПП 

координированным отклонением органов управления. 

 
Боковой  маневр  имеет  в  плане  вид  буквы «S» и  состоит  из  двух  сопряженных 

разворотов. 
 

Первый  разворот  (в  сторону  оси  ВПП)  выполняется  с  углом  крена 10-12°, а  второй 

разворот (в обратную сторону) — 6—8°. Маневр по устранению бокового отклонения должен 
быть закончен до начала ВПП. 

 
Максимальный угол крена не должен превышать 15° в начале маневра и 2—3° к началу 

ВПП.  После  пролета  ВПР  и  до  начала  выравнивания  полет  должен  осуществляться  по 
продолженной 

глиссаде.    

zinref.ru

Самолет Ан-24 (Ан-24РВ). Руководство — часть 2

Ан-24 (Ан-24РВ) 

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 

 

Раздел 1 стр.5 

Средняя аэродинамическая хорда, м: 

для самолетов с двухщелевым центроплан- 
ным закрылком ………………………………………………………………………………2,686 
для самолетов с однощелевым центроплан- 
ным закрылком ………………………………………………………………………………2,813 

Угол поперечного «V», град.: 

по отъемной части крыла ……………………………………………….   —2 
по центроплану ……………………………………………………………………………………0 

Угол стреловидности консолей крыла (на 25% хорды) ……………………………………….. 6°50′ 
Установочный угол крыла, град…………………………………………………………… 3 
Угол отклонения элеронов, град.: 

вверх ………………………………………………………………………………………………24±1 
вниз  ………………………………………………………………………………………………16±1 

Углы отклонения триммера элерона вверх и вниз 
от нейтрального положения, град. ……………………………………………………………………..±15±1 
На самолетах, доработанных по бюллетеню № 907 
ДМ, углы отклонения триммера элерона вверх и 
вниз от нейтрального положения, град………………………………………………… ±7±1 
Угол отклонения закрылков, град.: 

на взлете ……………………………………………………………… 15; 5±1 
на посадке ………………………………………………………………………………………38±1 

1.2.3. ФЮЗЕЛЯЖ И ГЕРМОКАБИНА 

Длина фюзеляжа, м ……………………………………………………………………. 23,53 
Общий объем гермокабины, м

3

 …………………………………………………………………………. 73,23 

Размеры проема грузовой двери, м: 

высота ………………………….……………………………………………10 
ширина ……………………………………………………………………………………………1,20 

Размеры проема пассажирской (входной) двери, м: 

высота …………………………………………………………………………………………….1,40 
ширина …………………………………………………………………….0,75 

Размеры проема багажной двери (расположена 
между шп. № 34—36), м: 

высота …………………………………………………………………………………………… 1,41 
ширина ………………………………………………………………………………………….. 0,75 

Размеры проемов бортовых аварийных люков, м: 

высота ………………………………………………………………………………………………0,5 
ширина ……………………………………………………………………………………………. 0,6 

Расстояние от земли до проема, м: 

грузовой двери ………………………………………………………………………………….1,3 
багажной двери ……………………………………………………………………………….1,55 
пассажирской (входной) двери ……………………………………………1,4 

 
 

zinref.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *