Содержание

Харакири (сэппуку) – ритуальное самоубийство самураев

Японская культура разительно не похожа на привычные нам европейские. Отличия касаются таких важных вопросов, как нравственность, достоинство и смерть. Особенно наглядно различия предстают в отношении к самоубийству. Европейцы издавна считали самоубийство грехом и недостойным поступком, в то время как японцы превратили его в ритуал, возможный, а иногда и необходимый для честного человека.

Понятие чести у японской аристократии опирается на две важные доктрины: в любой момент умереть за своего господина и сохранить свое лицо и доброе имя семьи перед окружающими. В случае, если о позоре воина становилось известно, то ему предоставлялась возможность показать твёрдость духа и чистоту помыслов путем ритуального самоубийства. В Древней Японии воины прибегали к самосожжению или повешению. Лишь с 1156 года обряд «вспарывания живота» стал популяризироваться в Японии. Первым совершившим сэппуку стал даймё Минамото но-Тамэмото чтобы избежать пленения в результате жестокой войны кланов.

Отличие харакири от сэппуку

Отличие харакири от сэппуку проявляется в написании и их прочтении. Сами слова состоят из двух одинаковых иероглифов «вспарывать» и «живот». Только запись харакири (腹切り) на первое место ставит «живот» использует «кунное» японское чтение, а запись сэппуку (切腹) начинается со слова «резать» и читается «онным» китайско-японским чтением.

Есть мнение, что харакири встречается в разговорной речи, тогда как сэппуку чаще можно увидеть в официальных документах. На самом деле сами японцы используют оба термина как синонимы одного и того же ритуального действия.

Совершение ритуального самоубийства

Среди самураев было принято носить два меча: длинным мечом, «катаной», сражались, а коротким, «вакидзаси», обезглавливали жертв. Именно коротким клинком и совершается харакири, хотя на рисунках можно встретить самураев, вспарывающих себе живот длинным мечом. Такие изображения датируются ранним периодом, когда правила совершения сэппуку не были детально прописаны. Существует вариант использования клинка без рукоятки. В этом случае лезвие для удобства оборачивалось несколькими слоями бумаги.

Традиционно место совершения харакири застилалось белой тканью. Белое кимоно одевал и сам будущий самоубийца. Данный цвет выражает траур и скорбь у японцев. Если сэппуку совершалось на природе, то небольшой участок земли засыпался песком и разравнивался. По краю устанавливались колышки-ограждения.

В обрядовом действии принимали участие двое: самурай, решившийся на харакири, и кайсаку, обезглавливающий жертву. Последнего выбирали из числа близких друзей. Только человек испытывающий искренние чувства к самоубийце способен одним взмахом длинного меча отсечь голову и избавить умирающего от мучений. Особым искусством было перерезать шею так, чтобы спереди оставалась тонкая полоска кожи. В этом случае голова совершившего сэппуку склонялась на грудь, а вытекающая кровь не обагряла зрителей.

Последние минуты самурая

Совершение харакири требовало особого мужества от человека. За ритуальным действием часто наблюдали зрители. Самоубийца выходил в центр площадки и садился, сложив колени и оголив верхнюю часть туловища. Иногда кимоно оставалось на плечах, а рукава закладывались под колени. Таким образом одежда мешала телу умирающего откинуться назад.

Обычно перед самураем клали стопку рисовой бумаги, перо и чернильницу с тушью. По другую сторону ставили пиалу с сакэ. Традиционно перед сэппуку выпивался алкогольный напиток, писались напутственные слова, и лишь затем в руки брался ритуальный нож. Разрез живота выполнялся в горизонтальной и вертикальной плоскостях, образуя прямой угол. Самой сложной техникой считалась дзюмондзи гири, когда два движения изображали крест на животе или японскую цифру 10 – «дзю». Если болевые ощущения позволяли, то самурай последним движением перерезал себе сонную артерию. Для умирающего важно было не показать своих страданий, и он до последнего старался сохранить прямое положение тела. Когда туловище начинало наклоняться вперёд, кайсаку завершал одним взмахом обряд.

Поминовение по наложившему на себя руки проводили сразу после совершения ритуала. Хозяин провожал зрителей в отдельные покои, угощал чаем и сладостями.

Дзигай и женщины из самурайского сословия

В Японии жена и дочери самурая в обязательном порядке обучались навыкам владения оружием. Поскольку самураем может быть только мужчина, женщину-воина именовали онна-бугэйся. В отличие от букэ-но-онна (женщина из сословия буси), которая присматривала за детьми и могла защитить при необходимости свой дом, женщина-воин на равных правах могла участвовать в клановых войнах. В них воспитывалась абсолютная преданность начальнику.

На совершеннолетие (12 лет) онна-бугэйся получала короткий кинжал «кайкэн». Его она носила в складках одежды или рукаве. Им же женщина-воин совершала ритуальное самоубийство. В общих чертах дзигай и харакири схожи. Только разрез совершался не вдоль живота, а через гортань. Перед самим ритуалом дамы связывали себе лодыжки, чтобы после смерти не предстать перед зрителями в неудобной позе.

Почему разрезался живот

Философия дзен-буддизма располагает центр активности человека в районе пупка. Вскрытие своих внутренностей при зрителях демонстрировало чистоту помыслов и правоту самоубийцы. Если к сэппуку приговаривался изменник, то после разреза ему следовало омыть свои внутренности в стоящей рядом миске с водой. Таким образом человек перед смертью имел возможность оправдать свои действия перед людьми.

Отношение к самоубийству в буддизме и синтоизме

В общем случае буддизм порицает самоубийство, считая его злым и эгоистичным выбором. Единственное оправдание – наложение на себя рук во имя великой цели. В совершении харакири самураями скорее следует усматривать веяния синтоизма. Согласно древней японской религии синто души умерших живут рядом, и потому для самурая важно умереть с достоинством.

Известные японцы, совершившие харакири

В 1868 году проведение сэппуку попало под запрет. Последним случаем считается харакири, совершённое генералом Японской империи Ноги Марэсукэ после смерти императора Мэйдзи. Он не только вспорол себе крестообразно живот, но и перерезал себе гортань. Вслед за ним совершила дзигай его жена.

47 ронинов

История 47 ронинов – это известное каждому японцу предание XVII века, ставшее основой для многих других произведений. В нем говорится, что господин Асано-Такуми-но-Ками был спровоцирован на конфликт при дворе и приговорён к сэппуку. Чтобы отстоять честь покойного, 47 его верных самураев стали ронинами (воинами без хозяина), расправились с виновным в смерти их господина придворным, после чего совершили харакири. Сейчас их останки покоятся в монастыре Сэнгаку-дзи и являются объектом поклонения.

Юкио Мисима (урождённый Кимитакэ Хираока)

Японский писатель послевоенного времени трижды номинировался на Нобелевскую премию по литературе. Его роман «Золотой храм» считается самым читаемым японским произведением в мире. Юкио совершил самоубийство 25 ноября 1970 года после неудачной попытки государственного переворота на военной базе в Итигае. Его друг Масакацу Морита не смог с нескольких попыток обезглавить тело, передал меч другому члену «Общества щита» и только тогда писатель был избавлен от мучений.

Эмилио Сальгари (урождённый Эмилио Карло Джузеппе Мария Сальгари)

Доведённый до отчаяния долгами и семейными неурядицами, итальянский писатель решил свести счёты с жизнью по обычаю японских самураев. 25 апреля 1911 года в Турине он бритвой вспорол себе живот и перерезал горло.

Возможно, вам будет интересно:

14 мая 2019

ritual.ru

Ритуальные самоубийства | Загадки человека

Разные народы мира к самоубийствам относятся по-разному. Где-то нейтрально (мол, личное дело каждого), где-то негативно, где-то — с уважением. Чаще всего самоубийства не носят ритуального характера, это просто попытка мгновенно убрать груз накопившихся проблем.

Однако порой суицид является ритуалом, вдумчивым, обстоятельным, требующим от самоубийцы огромного самообладания и силы воли. Именно о таких ритуалах — с древности и до современности — речь и пойдет в нашей статье.

Единство сердец

Для европейского и американского термина «одновременное самоубийство влюбленных» у японцев имеется краткое определение — «синдзю», что в переводе означает «единство сердец».

Этот ритуал связан с весьма своеобразными отношениями в средневековом японском обществе, где мужчины и девушки не могли давать волю чувствам. В юности за них все решали родители, в зрелом возрасте их любви могли помешать крайне жесткие традиции. Но сердцу, как говорится, не прикажешь. Именно поэтому в XVII веке в Японии появилось понятие «синдзю».

В начале XVIII века совместные самоубийства влюбленных, которые волей обстоятельств не могли быть вместе, уносили больше жизней, чем эпидемии! В дальнейшем японское общество стало более терпимым к любовным связям, и потому синдзю стало не столь массовым. Хотя и сейчас Япония держит лидерство по одновременным убийствам влюбленных и супругов.

В отличие от харакири, где четко прописан ритуал расставания с жизнью, синдзю не вогнан в рамки. Если мужчина в паре был самураем, то он обычно убивал возлюбленную мечом, после чего им же вскрывал себе живот. Если же речь шла о низших сословиях — крестьянах, торговцах, — то они предпочитали вместе прыгать с высоты на острые камни. В общем, способ самоубийства не важен.

Главное, считали влюбленные японцы, так они могут соединиться хотя бы после смерти, если при жизни общество отказало им в этом. К слову, в Японии до сих пор большинство самоубийств молодые люди осуществляют, взявшись за руки и прыгая с высотных зданий. Нередко на синдзю решаются и пожилые супруги, измученные болезнями и решившие одновременно уйти из жизни. Но они выбирают менее экстравагантные способы суицида.

Мумия при жизни

У японцев вообще много традиций, завязанных на суицид. Но, пожалуй, самым необычным способом самоубийства (правда, не дошедшим до наших дней) является сокушинбутсу — прижизненная мумификация. Практиковали ее буддийские монахи, жившие на севере Японии.

Ритуал этот продолжался несколько лет. В течение этого времени монах, решивший стать Буддой (именно таковым признавали человека, сокушинбутсу которого прошло успешно), придерживался строгой диеты из орехов и семян, чтобы полностью убрать из тела жир. Затем монах еще около трех лет питался корой и довольно ядовитым отваром из смолы лакового дерева, делая свое тело непригодным в пищу для червей.

В конце концов буддист укрывался в крохотном каменном склепе, взяв с собой дыхательную трубку и колокольчик. Товарищи замуровывали его. Из склепа торчал лишь кончик дыхательной трубки. Время от времени будущий Будда звонил в колокольчик, давая понять, что он жив.

После того как звон прекращался, следовало выждать еще три года, после чего склеп вскрывали. Если все проходило успешно, умершего, сидевшего в позе лотоса, переносили в храм, где объявляли Буддой и поклонялись ему. Увы, согласно воспоминаниям современников, чаще всего в склепах находили не мумии, а разложившиеся трупы, которые для поклонения, конечно, не годились.

Саллекхана — выбор джайн

Ритуальное самосожжение вдов в Индии — сати. Женщина бросается в пламя погребального костра, на котором кремируют тело ее умершего мужа. Сати существует и в наши дни, хотя и строго запрещено властями. В отличие от обряда саллекхана, который практикуется тоже в Индии последователями религиозного течения джайнизм.

Религия эта напоминает индуизм, но некоторые принципы в ней доведены до крайности. Джайны верят в реинкарнацию, им запрещено убивать любое живое существо. Поэтому они ходят в масках, чтобы ненароком не проглотить комара или муху, а передвигаясь по улице, метут перед собой тротуар веником, чтобы случайно не раздавить какого-нибудь жучка или паучка.

Стоит ли говорить, что джайны — вегетарианцы в последней степени, они не едят даже клубни и корни растений. Когда кто-нибудь из них достигает высокой степени просветления и чувствует приближение смерти, он готовится к традиционному самоубийству — саллекхане.

Он просит разрешения у своего гуру и, получив его, сообщает о решении родным и близким. После этого джайн начинает беспрерывно медитировать, отказываясь от пищи и воды. Через некоторое время наступает смерть от истощения.

Джайн должен умереть в состоянии полной умиротворенности. Если это условие не соблюдено — например, он запаниковал или его стали мучить боли, мешающие медитации, ритуал прекращается. Если же саллекхана успешно завершается, то совершается пуджа — кремация тела усопшего с особыми почестями как человека, достигшего высот духовного развития.

Вдова в петле

У многих народов мира вдовы после смерти мужа совершали ритуальное самоубийство. Но, пожалуй, нигде это не было обставлено столь пышно, как в средневековом Китае.

Надо сказать, что покончить с собой здесь дозволялось только богатым и родовитым женщинам — женам сановников. И для самоубийства вдове следовало подать письменное прошение в «совет по ритуальным обрядам».

Женщина, сгорающая на погребальном костре мужа. Первая половина XVII века

В случае положительного ответа весь город оклеивали плакатами, сообщавшими о предстоящей церемонии. К назначенному дню на центральной площади возводили богато украшенную высокую платформу с виселицей. В день церемонии у помоста собирались все жители города, включая чиновников.

Вдова, сидевшая рядом с платформой на богато украшенном кресле, прощалась с друзьями. Прощание заканчивалось, и мандарин (старший из присутствовавших чиновников) делал женщине знак, что можно начинать. Вдова поднималась на платформу, надевала на шею петлю и спрыгивала вниз.

Тело еще находилось в петле, а чиновники подходили к родственникам погибшей и тепло поздравляли их. Эта традиция существовала в Китае вплоть до XX века.

Не только Азия

Ритуальные самоубийства наиболее широко были распространены в Азии, но ими не брезговали и народы, населявшие другие регионы. Наверное, первыми их стали практиковать шумеры — примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Археологи установили, что воины из личной охраны царя после его смерти должны были выпить яд, чтобы охранять своего повелителя и на том свете. А число приближенных телохранителей порой достигало нескольких десятков человек.

Чаще всего яд для ритуального самоубийства использовали древние греки. Патриции предпочитали вскрывать вены, сидя в теплой воде. Это считалось красивой и достойной смертью.

Ритуальное самоубийство совершали и пожилые кельты. У них считалось, что после 60 лет человек уже не играет никакой роли в этом мире и лишь отягощает окружающих. Поэтому старики поднимались на «скалу предков» (таковая обязательно имелась поблизости от места обитания каждого племени) и прыгали вниз, разбиваясь насмерть.

Оригинальный ритуал самоубийства под названием «прогулка», напоминающий харакири, придумали викинги. Вспоров себе живот и вырвав кусок тонкого кишечника, воин тройным узлом приматывал его к суку священного дерева и с мечом в руке обходил ствол вокруг. В конце концов, обмотав священное дерево своими потрохами, викинг падал замертво. Увы, источники не сообщают, в каких случаях совершался этот жуткий самоубийственный ритуал.

На Руси тоже практиковались ритуальные самоубийства. Так, у древних славян знатные жены нередко всходили на погребальный костер мужа. А массовые самосожжения староверов, предпочитавших жуткую смерть отказу от своей веры, тоже, конечно, можно считать ритуальным суицидом, не имевшим аналогов в мире.

И последнее, что хочется отметить. Подобные самоубийства — с долгими церемониями, обрядами и так далее — возможны только в обществе, где человеческая жизнь практически ничего не стоит. Когда общество достигает определенной ступени развития, ритуальный суицид сходит на нет.

Евгений ИВАНОВ

paranormal-news.ru

Ритуальные самоубийства, или Наука умирать

Широкие индийские просторы богаты самыми разнообразными религиями и традициями. Одна из наиболее экзотических — джайнизм, религия, общими принципами напоминающая индуизм, однако доводящая некоторые понятия до абсолютной крайности.

Они ходят в масках, чтобы не проглотить ненароком пролетающее насекомое, подметают перед собой пол, чтобы спасти нерадивого таракана, пробегающего под ногами, не едят все, что растет под землей, содержат больницы для птиц и завешают жизнь ритуальными самоубийствами

Джайнизм — религиозное течение, существующее, по словам самих джайнов, с основания мира, — основывается на понятии ахимсы, то есть ненасилия по отношению к окружающему миру. Каждое живое существо несет в себе душу — дживу, и душа муравья столь же ценна, как и душа человека. Все дживы имеют одинаковый потенциал для достижения просветления, поэтому причинение вреда даже самому маленькому существу приравнивается к причинению вреда человеку.

Джайны верят в реинкарнацию, то есть бесконечную цепь перерождений, и карму — закон, согласно которому совершается это перерождение. Интересно, что для существования кармы у них есть научное объяснение: в результате тех или иных действий к «душе», которая является также физическим понятием, прикрепляются некоторые частицы, которые в итоге после смерти физического тела влекут душу назад в физический мир и обуславливают перерождение.

Смерть — это попытка осознать себя как часть нашей бесконечной Вселенной, не обладающей ни размерами, ни временными показателями, ни объективной реальностью. Попытка объединить будничную повседневную реальность, в которой мы вращаемся и варимся ежедневно, с космической необъяснимой истиной, которая атомным взрывом приподнимает и переворачивает наш мир вверх дном.

Концепция жизни и смерти у разных народов выглядит по-разному. Кто-то считает, что смерть — это конец существования индивида либо переход в другое измерение, связанное с этим лишь следственной связью, но не причинной. События этой жизни влияют на то, что будет в следующей, то есть в раю или аду, но не наоборот. Кто-то же рассматривает связь этой жизни с остальными не только как причинную, но и как следственную. Наша жизнь — это тоже следствие определенных действий в предыдущих фазах существования. Так объясняется закон кармы, то есть действия, которое ведет к ответному действию такой же силы и характера. Смерть в этом случае, как и рождение, — переход из одного состояния в другое.

Трансформация — последнее действие в жизни человека. И, как говорят, как смерть встретишь, так ее и проведешь. Так как же подготовиться к такому знаменательному моменту, как отправление за черту?

В джайнской традиции существует обряд под названием саллекхана. В какой-то мере этот обряд представляет собой не что иное, как ритуальное самоубийство путем отказа от пищи и воды. Если человек находится на высоком уровне духовного развития в джайнском понимании и смерть близка или неизбежна по причине болезни, опасности и прочих обстоятельств, то человек с разрешения своего духовного наставника может приступить к исполнению этого ритуала.

Перед совершением ритуала человек объявляет о своем решении родным и близким, просит прощения у всех, уединяется в месте, где совершение этого ритуала не будет нарушать закона и общественного порядка, и приступает к исполнению. Сначала он перестает принимать пищу, поддерживая свое существование различными жидкостями, затем переходит на воду, а потом и вовсе от нее отказывается. Основным правилом этого ритуала является соблюдение моральной чистоты, постоянная практика медитации, совершенствование состояния умиротворенности. Если последнее условие не выполняется и совершающий ритуал заболевает, впадает в панику или какие-то другие негативные эмоции, то ритуал прекращается. Если же все проходит успешно, то похороны такого человека приравниваются к религиозному празднику. Совершается пуджа — ритуальная молитва с подношениями, усопший кремируется с особыми почестями, как человек, достигший высот духовного развития.

Верящие в реинкарнацию индуисты и джайны полагают, что будущее воплощение в той или иной форме зависит не только от того, какие действия человек совершал при жизни, но и от того, с какой мыслью он умирал. Даже проживая безупречную безгрешную жизнь, некий, например, святой отшельник, при смерти может подумать о комаре, который кружится над его ухом, и вся наработанная карма пойдет прахом — он переродится в комара. Ритуал, совершаемый джайнами, имеет единственную цель — осознанную смерть. Смотря на приближающийся конец без страха, с миром в душе, человек имеет большие шансы на успешное перерождение, ведь при смерти все его помыслы будут направлены на высокое и вечное.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» — http://vk.com/myasiatour

www.moya-planeta.ru

Ритуальные самоубийства — Альтернативный взгляд Salik.biz

Разные народы мира к самоубийствам относятся по-разному. Где-то нейтрально (мол, личное дело каждого), где-то негативно, где-то — с уважением. Чаще всего самоубийства не носят ритуального характера, это просто попытка мгновенно убрать груз накопившихся проблем.

Однако порой суицид является ритуалом, вдумчивым, обстоятельным, требующим от самоубийцы огромного самообладания и силы воли. Именно о таких ритуалах — с древности и до современности — речь и пойдет в нашей статье.

— Salik.biz

Единство сердец


Для европейского и американского термина «одновременное самоубийство влюбленных» у японцев имеется краткое определение — «синдзю», что в переводе означает «единство сердец».

Ритуальные самоубийства Этот ритуал связан с весьма своеобразными отношениями в средневековом японском обществе, где мужчины и девушки не могли давать волю чувствам. В юности за них все решали родители, в зрелом возрасте их любви могли помешать крайне жесткие традиции. Но сердцу, как говорится, не прикажешь. Именно поэтому в XVII веке в Японии появилось понятие «синдзю».

В начале XVIII века совместные самоубийства влюбленных, которые волей обстоятельств не могли быть вместе, уносили больше жизней, чем эпидемии! В дальнейшем японское общество стало более терпимым к любовным связям, и потому синдзю стало не столь массовым. Хотя и сейчас Япония держит лидерство по одновременным убийствам влюбленных и супругов.

Рекламное видео:

В отличие от харакири, где четко прописан ритуал расставания с жизнью, синдзю не вогнан в рамки. Если мужчина в паре был самураем, то он обычно убивал возлюбленную мечом, после чего им же вскрывал себе живот. Если же речь шла о низших сословиях — крестьянах, торговцах, — то они предпочитали вместе прыгать с высоты на острые камни. В общем, способ самоубийства не важен.

Главное, считали влюбленные японцы, так они могут соединиться хотя бы после смерти, если при жизни общество отказало им в этом. К слову, в Японии до сих пор большинство самоубийств молодые люди осуществляют, взявшись за руки и прыгая с высотных зданий. Нередко на синдзю решаются и пожилые супруги, измученные болезнями и решившие одновременно уйти из жизни. Но они выбирают менее экстравагантные способы суицида.

Мумия при жизни

У японцев вообще много традиций, завязанных на суицид. Но, пожалуй, самым необычным способом самоубийства (правда, не дошедшим до наших дней) является сокушинбутсу — прижизненная мумификация. Практиковали ее буддийские монахи, жившие на севере Японии.

Ритуал этот продолжался несколько лет. В течение этого времени монах, решивший стать Буддой (именно таковым признавали человека, сокушинбутсу которого прошло успешно), придерживался строгой диеты из орехов и семян, чтобы полностью убрать из тела жир. Затем монах еще около трех лет питался корой и довольно ядовитым отваром из смолы лакового дерева, делая свое тело непригодным в пищу для червей.

В конце концов буддист укрывался в крохотном каменном склепе, взяв с собой дыхательную трубку и колокольчик. Товарищи замуровывали его. Из склепа торчал лишь кончик дыхательной трубки. Время от времени будущий Будда звонил в колокольчик, давая понять, что он жив.

После того как звон прекращался, следовало выждать еще три года, после чего склеп вскрывали. Если все проходило успешно, умершего, сидевшего в позе лотоса, переносили в храм, где объявляли Буддой и поклонялись ему. Увы, согласно воспоминаниям современников, чаще всего в склепах находили не мумии, а разложившиеся трупы, которые для поклонения, конечно, не годились.

Саллекхана — выбор джайн

Ритуальное самосожжение вдов в Индии — сати. Женщина бросается в пламя погребального костра, на котором кремируют тело ее умершего мужа. Сати существует и в наши дни, хотя и строго запрещено властями. В отличие от обряда саллекхана, который практикуется тоже в Индии последователями религиозного течения джайнизм.

— Salik.biz

Религия эта напоминает индуизм, но некоторые принципы в ней доведены до крайности. Джайны верят в реинкарнацию, им запрещено убивать любое живое существо. Поэтому они ходят в масках, чтобы ненароком не проглотить комара или муху, а передвигаясь по улице, метут перед собой тротуар веником, чтобы случайно не раздавить какого-нибудь жучка или паучка.


Стоит ли говорить, что джайны — вегетарианцы в последней степени, они не едят даже клубни и корни растений. Когда кто-нибудь из них достигает высокой степени просветления и чувствует приближение смерти, он готовится к традиционному самоубийству — саллекхане.

Он просит разрешения у своего гуру и, получив его, сообщает о решении родным и близким. После этого джайн начинает беспрерывно медитировать, отказываясь от пищи и воды. Через некоторое время наступает смерть от истощения.

Джайн должен умереть в состоянии полной умиротворенности. Если это условие не соблюдено — например, он запаниковал или его стали мучить боли, мешающие медитации, ритуал прекращается. Если же саллекхана успешно завершается, то совершается пуджа — кремация тела усопшего с особыми почестями как человека, достигшего высот духовного развития.

Вдова в петле

У многих народов мира вдовы после смерти мужа совершали ритуальное самоубийство. Но, пожалуй, нигде это не было обставлено столь пышно, как в средневековом Китае.

Надо сказать, что покончить с собой здесь дозволялось только богатым и родовитым женщинам — женам сановников. И для самоубийства вдове следовало подать письменное прошение в «совет по ритуальным обрядам».

В случае положительного ответа весь город оклеивали плакатами, сообщавшими о предстоящей церемонии. К назначенному дню на центральной площади возводили богато украшенную высокую платформу с виселицей. В день церемонии у помоста собирались все жители города, включая чиновников.

Вдова, сидевшая рядом с платформой на богато украшенном кресле, прощалась с друзьями. Прощание заканчивалось, и мандарин (старший из присутствовавших чиновников) делал женщине знак, что можно начинать. Вдова поднималась на платформу, надевала на шею петлю и спрыгивала вниз.

Тело еще находилось в петле, а чиновники подходили к родственникам погибшей и тепло поздравляли их. Эта традиция существовала в Китае вплоть до XX века.

Не только Азия

Ритуальные самоубийства наиболее широко были распространены в Азии, но ими не брезговали и народы, населявшие другие регионы. Наверное, первыми их стали практиковать шумеры — примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Археологи установили, что воины из личной охраны царя после его смерти должны были выпить яд, чтобы охранять своего повелителя и на том свете. А число приближенных телохранителей порой достигало нескольких десятков человек.

Чаще всего яд для ритуального самоубийства использовали древние греки. Патриции предпочитали вскрывать вены, сидя в теплой воде. Это считалось красивой и достойной смертью.

Ритуальное самоубийство совершали и пожилые кельты. У них считалось, что после 60 лет человек уже не играет никакой роли в этом мире и лишь отягощает окружающих. Поэтому старики поднимались на «скалу предков» (таковая обязательно имелась поблизости от места обитания каждого племени) и прыгали вниз, разбиваясь насмерть.

Оригинальный ритуал самоубийства под названием «прогулка», напоминающий харакири, придумали викинги. Вспоров себе живот и вырвав кусок тонкого кишечника, воин тройным узлом приматывал его к суку священного дерева и с мечом в руке обходил ствол вокруг. В конце концов, обмотав священное дерево своими потрохами, викинг падал замертво. Увы, источники не сообщают, в каких случаях совершался этот жуткий самоубийственный ритуал.

На Руси тоже практиковались ритуальные самоубийства. Так, у древних славян знатные жены нередко всходили на погребальный костер мужа. А массовые самосожжения староверов, предпочитавших жуткую смерть отказу от своей веры, тоже, конечно, можно считать ритуальным суицидом, не имевшим аналогов в мире.

И последнее, что хочется отметить. Подобные самоубийства — с долгими церемониями, обрядами и так далее — возможны только в обществе, где человеческая жизнь практически ничего не стоит. Когда общество достигает определенной ступени развития, ритуальный суицид сходит на нет.

Евгений ИВАНОВ

salik.biz

Ритуальное самоубийство — Викитропы

Этот персонаж убивает себя не просто потому что не выдержал несовершенство этого мира. Его смерть является особым ритуалом. Возможно, так в данной ситуации велят традиции и не совершать ритуальное самоубийство было бы позором. А возможно это магическое действо, нужное для получения каких либо плюшек. Например, превращения в нежить.

Аниме и манга[править]

  • Sin: Nanatsu no Taizai: королева демонов Люцифер погибла, Мария хочет чтобы она воскресла. Что нужно чтобы королева демонов ответила на молитву? Принести жертву, подсказывает Леви. Окей, тогда Мария вызывается стать этой жертвой и закалывает себя. Сработало. Бессмертие кстати, выдают схожим образом — вырезая сердце. Но тут уже самому ковыряться ножиком у себя в груди не надо, добрая Люцифер сама дырку в тушке сделает.
  • Reincarnation no kaben: нет талантов? Не беда, в этом сеттинге можно вытянуть талант из прошлой жизни. Какой — заранее неизвестно, бонусом можно получить проблемы с головой, но суперспособности в любом случае будут. А нужен для всего этого счастья сущий пустяк — перерезать себе шею специальным ритуальным ножом.
  • Puella Magi Madoka Magica — The Rebellion Story: переключение между формами ведьмы и волшебницы. Бе-Бе прыгает в миксер, из полученной однородной массы отливается Нагиса. Саяка превращаясь в ведьму прокалывает себе сердце. Ну, они как никак один раз уже умерли и теперь на местную богиню смерти работают.

Литература[править]

  • Вокруг света за восемьдесят дней: в своих приключениях персонажи попадают в местность где все ещё жива традиция, согласно которой вдова должна восходить на погребальный костер мужа. Некоторые действительно идут на ритуальное самоубийство добровольно и с песней. Но конкретно Ауду туда вели предварительно обработав коноплей до полной невменяемости (см.: Реальная жизнь).
  • Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», рассказ «Про холопа примерного — Якова верного»: у слуги Якова всей-то радости было, что служить барину-самодуру, да воспитывать племянника-сироту. Но барин, позарившись на невесту племянника, сбыл его в рекруты (то есть считай, что убил — из армии в те годы обратно уже не возвращались). Холоп вроде бы простил барина… но однажды завёз его, к тому времени обезножившего, в лес — и повесился перед его лицом на вожжах[1] (См.: Реальная жизнь)

Фольклор[править]

  • Сорок семь ронинов: японское предание, основанное на реальных событиях. Сорок семь ронинов мстят за своего господина, после чего попадают в руки властям. С одной стороны поступили в точности как велит бусидо, с другой стороны закон все же серьезно нарушили. Так что власти обязывают ронинов совершить ритуальное самоубийство.
  • Йу-Року-Сакура: старая сакура в саду старика в конце концов завяла. Но ведь под ней ещё деды играли, обидно же. Так что старик просит чтобы он умер вместо дерева и делает харакири. Сработало, дерево ожило.

Телесериалы[править]

  • «Рим» — Сервилия прокляв Атию совершила самоубийство у дверей её дома

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons: ритуальное самоубийство путем отравления ядовитым зельем — необходимая часть обряда превращения в лича.

Видеоигры[править]

  • Частенько практикуется в серии Silent Hill. В частности главный антагонист четвёртой части, Уолтер Салливан, ещё до событий игры совершил ритуальное самоубийство. Это часть ритуала 21 Причастия — после убийства первых десяти жертв и извлечения их сердец проводящий ритуал совершает ритуальное самоубийство и таким образом сам становится одиннадцатой жертвой и продолжает существовать в виде призрака, способного влиять на живых.
  • Quest for Glory V: Dragon Fire. Главгад игры нанимает асассина для совершения ритуальных убийств возле колонн, которые запечатали древней магией дракона. Если падут все пять, дракон освободится. Потерпев поражение от протагониста и его друзей и не найдя иной жертвы, главгад совершает самоубийство рядом с последней колонной, и дракон пробуждается.

Реальная жизнь[править]

  • Японские самураи со своим харакири (оно же сэппуку) — способом избежать плена и пыток, казни, или же просто спасти свою честь.
    • У японцев же — синдзю, самоубийство влюблённых, которым по какой-то причине не суждено быть вместе. В отличие от Ромео и Джульетты возможность спасения и бегства изначально не рассматривалась, пара сознательно шла на смерть.
    • Японцы в этом плане вообще мастера-затейники. Буддистские монахи на севере Японии часто практиковали сокусимбуцу — самомумификацию, заморивание самого себя голодом и жаждой с тем, чтобы после смерти сразу же получилась мумия.
    • Древние римляне тоже совершали самоубийство при помощи меча
  • Индуистское сати, самосожжение вдовы на погребальном костре её мужа. По правилам должно совершаться добровольно. В реальности же добровольность встречалась редко, и женщин, не желающих «исполнять свой долг», в лучшем случае одурманивали наркотиками до полной невменяемости. В худшем же — связывали, а вокруг костра ставили слуг с шестами, чья задача — заталкивать упрямую вдову обратно в пламя, если вырвется. Несмотря на абсолютный запрет и жесточайшое наказание не только участникам обряда, но даже и зрителям, сати тайком практикуется кое-где до сих пор.
    • Когда кшатрий шёл в последний бой, то самоубийство совершала вся его семья
      • Аналогичный обычай самоубийства семьи перед последним боем был и у чукчей
    • В Индии же духовные лидеры джайнизма часто практикуют саллекхана — самоубийство с помощью поста, чтобы сохранить достигнутый уровень просветления. Саллекхана использовалась в старости, при тяжёлой болезни или травме, когда нет шансов на полное исцеление.
  • У многих народов Евразии, от Китая до Финляндии, самой страшной местью врагу считалось самоубийство на его глазах или на его дворе. Китайцы вешались обычно на воротах дома обидчика, русские или удмурты «тащили сухую беду» — делали то же самое, только не обязательно на воротах, достаточно было и хлева или амбара, принадлежавшего заклятому врагу. Считалось, что самоубийца губит не только свою душу, но и душу того, кто довёл его до такого поступка.
  • Самосожжения старообрядцев, предпочитавших смерть в огне отказу от своей веры.
  1. ↑ Рассказ основан на реальной истории, записанной юристом А. Ф. Кони со слов старого сторожа волостного правления и переданной Некрасову.

wikitropes.ru

ритуальное самоубийство и дело чести самурая — Альтернативный взгляд Salik.biz

Харакири было привилегией самураев, которые очень гордились, что могут свободно распоряжаться собственной жизнью, подчёркивая этим страшным обрядом презрение к смерти. В дословном переводе с японского харакири означает «резать живот» (от «хара» — живот и «киру» — резать). Но если смотреть глубже, то же написание иероглифа, что и у слова «хара» имеют слова «душа», «намерения», «тайные мысли». В нашем обзоре рассказ об одном из самых невероятных обрядов.

Сэппуку или харакири является формой японского ритуального самоубийства. Первоначально эта практика была предусмотрена бусидо — кодексом чести самураев. Сэппуку использовали либо добровольно самураи, которые хотели умереть с честью, а не попасть в руки своих врагов (и, вероятно, подвергнуться пыткам), либо также это была форма смертной казни для самураев, которые совершили тяжкие преступления или чем-то опозорили себя. Торжественная церемония являлась частью более сложного ритуала, который обычно проводился перед зрителями, и состояла из погружения короткого клинка (обычно танто) в брюшную полость и рассечения им живота поперек.

— Salik.biz

Древний свиток с описанием сэппуку


фото: thevintagenews.com

Первый зарегистрированный акт харакири был совершен даймё из рода Минамото по имени Ёримаса во время битвы при Удзи в 1180 году. Сэппуку в конечном счете стал ключевой частью бусидо, кодекса воинов-самураев; он использовался воинами, чтобы избежать попадания в руки врага, чтобы избежать стыда илои избежать возможных пыток. Самураям также могли приказать сделать харакири их даймё (феодалы). Наиболее распространенной формой сэппуку для мужчин было вскрывание живота поперек с помощью короткого клинка, после чего его помощник обрывал страдания самурая путем обезглавливания или рассечения позвоночника.

Самурай готовится к харакири

Рекламное видео:

фото: thevintagenews.com

Стоит отметить, что основным смыслом этого акта было восстановить или защитить свою честь, поэтому воина, который совершал подобное самоубийство, никогда не обезглавливали полностью, а «только наполовину». Тем, кто не принадлежал к касте самураев, нельзя было делать харакири. Да и самурай почти всегда мог осуществить сэппуку только с разрешения своего господина.

Самурай собирается выполнить сэппуку

фото: thevintagenews.com

Иногда даймё приказывал выполнить харакири в качестве гарантий мирного соглашения. Это ослабляло поверженный клан, и его сопротивление фактически прекращалось. Легендарный собиратель японских земель Тоётоми Хидэёси использовал самоубийство врага таким образом несколько раз, причем наиболее драматичным из них фактически закончилась крупная династия даймё. Когда правящий род Ходзё потерпел поражение в битве при Одавара в 1590 году, Хидэёси настоял на самоубийстве даймё Ходзё Удзимаса и изгнании его сына Ходзё Удзинао. Этим ритуальным самоубийством был положен конец самой могущественной семье даймё в восточной части Японии.

Танто, который был подготовлен для сэппуку

фото: thevintagenews.com

До тех пор, пока эта практика не стала более стандартизированной в XVII веке, ритуал сэппуку был менее формализованным. Например, в XII-XIII веках военачальник Минамото-но Ёримаса совершил харакири гораздо более болезненным способом. Тогда было принято сводить счеты с жизнь путем погружения тачи (длинного меча), вакидзаши (короткого меча) или танто (ножа) в кишечник и последующего вспарывания желудка в горизонтальном направлении. В отсутствие кайсяку (помощника) самурай сам вынимал лезвие из своего живота и закалывал себя им же в горло, или падал (из положения стоя) на лезвие, вкопанное напротив в землю напротив его сердца.


Солдат совершает харакири после капитуляции Японии

фото: thevintagenews.com

Во время периода Эдо (1600-1867) проведение харакири стало подробно разработанным ритуалом. Как правило, его проводили перед зрителями (если это было спланированное сэппуку), а не на поле боя. Самурай омывал тело, одевался в белые одежды и вкушал свои любимые блюда. Когда он заканчивал, то ему подавали нож и ткань. Воин клал меч лезвием к себе, садился на эту специальную ткань и готовился к смерти (обычно он в это время писал стихотворение о смерти).

Божественный ветер

фото: suffra.com

Помощник кайсяку при этом становился рядом с самураем, который выпивал чашечку саке, распахивал свое кимоно, и брал в руки танто (нож) или вакидзаши (короткий меч), оборачивал его лезвием частью ткани, чтобы оно не порезало руки и погружал себе в живот, делая после этого разрез слева направо. После этого кайсяку обезглавливал самурая, причем он делал это так, чтобы голова частично осталась на плечах, а не отрубал ее полностью. Из-за подобного условия и точности, необходимой для нее, помощник должен был быть опытным фехтовальщиком.

Самурай, совершающий харакири — ритуальное самоубийство

фото: thevintagenews.com

Сэппуку в конце концов превратился из самоубийства на поле боя и обычной практики в военное время в сложный придворный ритуал. Помощник кайсяку не всегда был другом самурая. Если побежденный воин сражался достойно и хорошо, то противник, который хотел почтить его храбрость, добровольно становился помощником при самоубийстве этого воина.

Сэппуку в ритуальной одежде с помощниками

фото: thevintagenews.com

В феодальные времена существовала специализированная форма сэппуку, известная как канши («смерть от понимания»), в которой люди совершали самоубийство в знак протеста против решения своего лорда. При этом самурай делал один глубокий горизонтальный разрез живота, а затем быстро перевязывал рану. После этого данный человек представал перед своим господином с речью, в которой он объявлял протест против действий даймё. В конце речи самурай сдергивал повязку со своей смертельной раны. Это не следует путать с фунши (смерти от негодования), которое являлось самоубийством в знак протеста против действий государства.

Харакири

фото: humus.dreamwidth.org

Некоторые самураи выполняли значительно более болезненную форму сэппуку, известную как «дзюмондзи гири» («крестообразный разрез»), при котором не присутствовал кайсяку, который мог положить быстрый конец страданиям самурая. Помимо горизонтального разреза живота, самурай также делал второй и более болезненный вертикальный разрез. Самурай, исполняющий «дзюмондзи гири», должен был стоически переносить свои страдания до тех пор, пока не истечет кровью.

salik.biz

Сеппуку – ритуальное самоубийство самураев в Японии — 22 Октября 2014 | Земля

В средневековой Японии существовал кодекс чести самурая − бусидо, предписывающий правила поведения идеального воина. Если самурай нарушал эти правила, свое бесчестье он мог смыть, совершая сеппуку – ритуальное самоубийство. Этот обряд проводился по строгим правилам, а его цель состояла в демонстрации мужества самурая перед лицом боли и смерти.

Кодекс чести

В среде воинского сословия буси почитался так называемый этикет смерти, согласно которому самурай должен был умереть красиво, достойной смертью, приняв ее легко и спокойно. Умирать от старости считалось слишком банальным и недостойным самурая. Важно было не испортить «некрасивой» смертью родословную и честь дома. Красивой смертью считалась смерть от меча. Поэтому в ритуале совершения сеппуку присутствовал ассистент – кайсаку, прекращающий мучения убивающего себя самурая ударом меча. Смерть через сеппуку считалась почетной у привилегированных сословий.

К сеппуку официально приговаривались самураи, совершившие преступление, недостойное пути настоящего воина. При этом приговор мог быть вынесен как одному самураю, так и всем мужчинам его семейства. Самурай, потерявший в бою хозяина, терял свой статус и становился ронином, после чего совершал сеппуку как лучшее доказательство верности и преданности.

Так поступили в 1703 году 47 мужественных ронинов, когда их господин Асано Такуми-но-Ками был спровоцирован на открытый конфликт и приговорен к сеппуку. Ронины обезглавили обидчика своего господина, а потом сами все вместе совершили ритуальное самоубийство. В наши дни могилы 47 ронинов в монастыре Сэнгаку-дзи являются местом паломничества как памятник кодекса чести самураев.

Ритуал

Юкио Мисима, японский писатель, совершивший харакири в 1970 году

В философии дзен-буддизма, формировавшей мировоззрение самураев, центром двигательной активности человека и местоположением его души считался живот (по-японски «хара»). Поэтому вскрытие живота (харакири) путем сеппуку осуществлялось для того, чтобы показать чистоту своих помыслов как доказательство правоты. Это было последней возможностью оправдать себя перед небом и людьми.

Церемония и правила выполнения сеппуку приобрели силу закона при сегунате Асикага (1338-1573 годы). Если ритуал проводился в комнате или храме, пол выстилался белыми татами. Когда сеппуку совершалось в саду, то вокруг покрытого песком места сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами белой материи. Белый цвет в Японии считается траурным.

При самоубийстве присутствовали представители сегуна и другие лица, выполняющие строго предписанные формальности. Наиболее ответственная обязанность возлагалась на кайсаку, который находился рядом с совершающим сеппуку и после ритуала отрубал ему голову. Приговоренный знал, что не будет долго мучиться, потому что на роль кайсаку назначался тот из его близких друзей, кто мог обезглавить тело одним ударом.

Совершавший сеппуку сидел на коленях в белом кимоно, а перед ним лежала стопка японской бумаги и стояла чашка с саке (традиционный японский алкогольный напиток. – Прим. ред.). Выпивая саке, самурай писал последнее короткое послание, обычно в стихах. Затем он усаживался так, чтобы до конца ритуала не мог опрокинуться назад и умереть в неблагородной позе. На принесенном подносе лежал обнаженный клинок, не имеющий рукояти. Чтобы клинок можно было держать в руке, часть его обматывали бумагой.

Секретарь английского посольства в Японии Алджернон Митфорд, приглашенный в середине XIX века на официальную церемонию сеппуку, так описывает этот ритуал: «Не спеша, крепкой рукой самурай поднял кинжал, лежащий перед ним. Он смотрел на него с грустью, почти с любовью. На миг остановился – казалось, он в последний раз собирается с мыслями, а потом вонзил кинжал глубоко в левую часть живота и медленно провел его вправо, после чего повернул лезвие в ране, выпуская наружу небольшую струйку крови. Во время этих невыносимо болезненных действий ни один мускул на его лице не пошевелился. Вырвав кинжал из тела, он наклонился вперед и вытянул шею. Лишь сейчас на его лице промелькнуло выражение страдания, но он не издал ни звука. В этот миг кайсаку, который внимательно следил за каждым его движением, поднял меч в воздух. Мелькнуло лезвие, раздался тяжелый, глухой удар и звук падения. Голова была отсечена от тела одним ударом».

Не для слабонервных!

Исаму Тё, японский генерал лейтенант покончил жизнь самоубийством, чтобы не сдаться американцам после битвы за Окинаву

Существовали различные способы выполнения сеппуку. Самым обычным был прямой горизонтальный разрез живота, слева направо, в конце которого лезвием делался резкий рывок вверх. Таким образом, открывалось место, чтобы могли выпасть внутренности − хара, символически раскрывая истинные намерения самурая.

Сильные духом самураи применяли более сложный способ совершения сеппуку – дзюмондзи гири. После обычного горизонтального разреза они извлекали нож и делали вертикальный разрез снизу вверх по животу от пупка до диафрагмы. В результате резаные раны образовывали крест, или японскую цифру 10 – дзю.

Самурай, пытающийся смыть с себя особый позор, после выпадения своих внутренностей омывал их в стоящей перед ним чаше с водой и вкладывал обратно в живот, очищая себя перед смертью. После этого самурай наклонялся вперед, не сгибая спину. Шею он держал прямо, чтобы кайсаку было легче отрубить ему голову.

Если отрубленная голова катилась по полу, обрызгивая свидетелей и приглашенных кровью, – это считалось дурным тоном. Правильно выполняемый ритуал предписывал кайсаку оставлять неразрубленным лоскут кожи на шее спереди. Тогда голова не отлетала, а откидывалась и висела на груди самурая, не пачкая никого вытекающей кровью.

После совершения обряда свидетели поднимались и уходили в особое помещение, где хозяин дома или дворца предлагал им чай и сладости.

Сеппуку совершали не только мужчины. Но женщины, вынужденные совершить ритуальное самоубийство, часто не обладали достаточным самообладанием и внутренней силой. Они имели право умереть быстро, просто перерезав себе сосуды на шее острым ножом, который обычно вручался жене самурая в качестве свадебного подарка. Короткий меч (вакидзаси) для пронзания сердца вручался каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. Слабые же духом самураи просто дотрагивались до ножа, не вспарывая себе живот, и им тут же отрубали голову.

Современные традиции

Меч танто для церемониального убийства

В конце XIX века с изменением государственного строя Японии и завершением «эпохи самураев» официальное применение сеппуку было отменено. Последнее известное харакири, совершенное посредством крестообразного разреза живота, было выполнено японским генералом в начале XX века, когда умер его любимый император.

Множество профессиональных воинов в это время остались без дела и средств к существованию. Часть из них стали разбойниками, а некоторые, напротив, взяли на себя роль телохранителей в зарождающейся мафиозной организации – якудза, контролирующей игровой и развлекательный бизнес. Находясь на полулегальном положении, они пользовались авторитетом в обществе.

В настоящее время якудза контролируют в Японии не только теневой рынок, но и часть легального бизнеса и даже влияют на политику. Многие считают их наследниками самурайских традиций. Якудза сохранили высокую дисциплину, иерархичность отношений внутри клана и свой «кодекс чести», за нарушение которого существует ритуальное наказание для рядовых членов клана – отрезание мизинца на руке. Боссы якудза, преступившие законы организации, приговариваются к сеппуку.

Согласно традициям самурайского прошлого, если сеппуку должен совершить член клана, которому не доверяют или который не хочет накладывать на себя руки, ритуальный кинжал заменяется на веер, и после прикосновения осужденного к нему производится обезглавливание.

earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *