Содержание

Украина. Национальный костюм по областям: vakin — LiveJournal

В далекие 1980-е годы я приобрел для предмета «История костюма» набор открыток «Украинский народный костюм». Вот и вновь пригодился материал для очередного поста. Автор рисунков — художник А. Перепелиця.

Автор предисловия и комментариев к рисункам — Вадим Миронов (Прим. перевод текста — мой). Я позволил себе чуть подредактировать текст автора, убрав оттуда «социалистическую» тематику.

Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту. Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно саму прекрасную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков.

Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от тяжелой действительности. Скажем, вышивание — это было не просто ремесло, это проявление народного таланта, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм.

Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент.

Колорит с преимуществом красно-черно-синей отделки характерен для Центрального Поднепровья.

Но при всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, отчетливо проявляется подчинение отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю.

Буковина. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.

Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитая цветными узорами цветной шерстью. Опинка, окутывающая бедра, из домотканой шерстяной ткани, вышита нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор — «кода» — сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок ковыля. Разноцветные стеклянные бусы покрывают шею. Кожаные ботинки – «черевики» — желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.

Костюм юноши.

Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшены аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «холоши» — брюки из белого полотна вышиты на штанине. Одежда была колоритной, украшалась разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти, которые назывались «морщени», «заклебучени», привязывались к ноге веревками — «волоками».

Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.

Рубашка «довгань» из домотканого полотна. Рубашка украшена «пазухой» — сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышиты многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышита цепь из разноцветных ромбов — «хвост». Безрукавка — «пличка» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук — «плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Венковоподобный головной убор украшен цветами и бисером. Шейное украшение — «сылянка» в виде широкой ленты, расшитой бисером.

Мужской костюм.

Короткая рубашка из домотканого полотна. Полочки ее оформлены вышивкой белыми нитками. Широкие штаны «гачи» с белыми кистями — «ройтами» — на штанинах и зигзагами – «кривульками» — из синей тесьмы собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясаны широким кожаным поясом — «чересом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированы тиснением и украшены металлом.

Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.

Рубашка — «ромованка» из домотканого полотна со вставками, с вышивкой гладью. Вышиты верхняя часть и низ рукавов. Юбки – «запаски» — тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, который назывался «багор». Безрукавка украшена цветной вышивкой, войлочными кистями, аппликацией из кожи, бисером и металлом. На голове платок с цветами на черном фоне. Кожаные лапти – «морщени» одеты на плетеные шерстяные длинные носки, орнаментированные белыми нитками.

Мужской костюм.

Туниковидная рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран и завязан декоративным шнуром. Вышивка украшает воротник, грудь – «пазуху» и подол рубахи. Безрукавка и сердак украшены вышивкой, аппликацией из кожи, войлочными кистями и полосками. Шляпа коричневого цвета называется «клебанка». Красные суконные штаны «гачи». Лапти обуты на суконные носки «капчуры».

Львовская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.

Рубашка из домотканого полотна. Шерстяная безрукавка – «горсик с лаптихами», украшена цветными нитями, шнурами и кружевом. Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и передник вышиты многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» из домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитый полотняный платок одевается на головной убор красного цвета с бахромой. Который называется «бавница». Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: гердани и пестрое ожерелье.

Мужской костюм.

Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манишке, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темного цвета, будничные — из домотканого полотна, праздничные — преимущественно фабричные. Кафтан — «каптан» из белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочная шляпа украшена лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные.

Черниговская область Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.

Туниковидная рубашка из домотканого полотна. Широкая манишка, стоячий воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно навыпуск под витой пояс. Неширокие брюки из грубого неотбеленногоного полотна.

Женский костюм.

Рубашка из домотканого полотна с широкими, в полторы полки, рукавами. На рукавах красно-черная вышивка гладью. Синяя корсетка с подрезной спинкой с фалдами. Красная юбка в складку типа «андарак» из домотканой шерсти с тканым разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом. Два разноцветных платка повязаны на белый чепец. Один платок завязан традиционно, а второй подведен под подбородок и завязан на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи.

Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Костюм юноши.

Рубашка из домотканого полотна с широкими рукавами. Швы рубашки расшиты серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка-узор на манишке – «пазухе» и низе рукавов. Брюки из плотной ткани. Пояс тканный, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»).

Девичий костюм.

Рубашка из домотканого полотна со стоячим воротником. На предплечьях и рукавах красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая из фабричной шерстяной ткани, с вышитым углом правой полы. Юбка из байки с апликациями — с «перцами», фартук с закладками и вышитой каймой. К венку привязаны разноцветные ленты. Украшения: разноцветные бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками.

Полтавская область. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.

Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.

Женский костюм.

Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом — «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.

Головной убор — «намитка» из тонкой белой ткани пвязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета.

Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.

Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты — «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Женский костюм.

Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря, серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках».

Волынская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.

Рубашка из домотканого полотна с отложным воротником. Кофта – «кусан», также из домотканой шерстяной ткани, шилась со складками от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На юбку красного цвета, так называемый «летник», сотканный продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, повязывалась шерстяная ковровая запаска -передница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями выткан красным узором — полоской. Платок повязывается на «кибалку», сделанную из джута льняной пряжи или лубяного ободка.

Мужской костюм.

Рубашка из домотканого полотна. Воротник отложной. Пазуха, воротник, манжеты оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясана рубаха многоцветным тканым поясом с кистями — «кутасами». Брюки узкие из сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, которые обувались на полотняные портянки — «завои».

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.

Рубашка из домотканого полотна, выкроена «вперекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третинницы», которые вставлялись между основными полочками, сшиты швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышиты орнаментом «виноград» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск подпоясана красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Верхняя одежда — кожух со стоячим воротником. Воротник, полы и низ рукавов обшиты черным мехом и шерстяными цветными нитками. Шапка из черного каракуля.

Костюм юноши.

Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного цвета. Верхняя одежда «чугаина» темно-рыжего цвета с яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочная, украшенная лентами и цветами.

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм.

Рубашка из домотканого полотна со сплошным рукавом. Отложной воротник, верхняя часть рукавов и бюст расшиты крупными цветами из красно-синих ниток. Широкая юбка — летник из домотканого сукна обшита по подолу плисом, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями повязан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, а спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное и перламутровое белое ожерелье и серьги.

Женский костюм.

Рубашка из домотканого полотна со сплошными рукавами, пришитыми к станку декоративными цветными расшивками. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст расшиты техникой набивания. Характерные вертикально вышитые полоски на груди – «пазухе». Подол рубашки имеет два разреза, рашитых яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Юбка – «горбатка» из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающей горбатку, подвешен кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому привязана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках.

Харьковская область. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм.

Рубашка с «бочками», вшитыми между основными полочками. В связи с тем, что рубашка, благодаря бочкам, шире, чем кокетка, у шва, соединяющего полочки и кокетку, образовывались многочисленные сборки. Красно-черная вышивка крестом на воротнике, манишке и манжетах. Брюки широкие, пестрые. Шляпа – «брыль» из соломы. Сапоги — «пришвы» из черной кожи.

Женский костюм.

Рубашка со вставками прямоугольной формы. Многоцветная вышивка в виде квадратов на вставках, вдоль рукавов и на узеньком стоячем воротнике. Низ рукавов собран «на нитку». Подол украшен мережкой.

Парчовая керсетка с зубцами на бюсте, обшитыми, как и полы безрукавки, цветной тесьмой «высечкой». Плахта соткана квадратами преимущественно оранжевого цвета. Фартук — «завеска» парчовый, с подолом, обшитым красным сукном. Парчовый платок цилиндрической формы с «ушками», который повязывали на чепец. Сапоги — «чернобривцы» черно-желтые, с орнаментированными каблуками.

Днепропетровская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.

Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины — «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги — «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги.

Мужской костюм.

Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор — серая барашковая шапка цилиндрической формы.

Донецкая область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм.

Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта расшита цветной тесьмой. Полы обшиты кружевом. Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита плисом и подшита «щеточкой», чтобы не протиралась на перегибе. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» — пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками.

Мужской костюм.

Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет — «жильотка» темного цвета. Брюки узкие, городского покроя. Сапоги — «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор — фуражка (картуз).

Современные художники-модельеры часто обращаются к лучшим образцам народной одежды. Орнамент, колористика, вышивка, кружево, конструктивные формы народной одежды находят отражение в современном искусстве моделирования костюма. И это не простое отображение, повтор прошлых форм, его пропорций и цветовых сочетаний, а творческая наследственность традиций.

Житомирская область. Вторая половина XX века

Женский костюм.

Хлопчатобумажная рубашка, сшитая по традиции с уставками, с вышитыми рукавами. Нагрудник из шерстяной ткани синего цвета является комплексом лифа с юбкой, фартук из такой же ткани, украшенный вышивкой гладью и мережкой. Платок цветастый шерстяной. Украшения: плетёнка из бисера и бусы.

Девичий костюм.

Белая шелковая блузка с коротким рукавом и традиционным орнаментом, вышитым вдоль пазухи и на рукавах. Сарафан из цветастой ткани отрезной, в талию. Украшения: плетёнка из бисера светлых цветов.

Тернопольская область. Вторая половина XX в.

Мужской костюм.

Рубашка синего цвета на кокетке, с полихромной вышивкой манишки, манжетов и подола. Брюки темные из фабричной шерстяной ткани. Рубашка носится преимущественно поверх штанов «под пояс».

Девичий костюм.

Блузка со сплошным вышитым рукавом. Вырез горловины обшит плетеной сеточкой из разноцветных нитей. Безрукавка — «сердак» обшита по полам тесьмой. Юбка из шерстяной ткани в цветочек.

Винницкая область. Хмельницкая область. 50-70 гг. XX в.

Женский костюм.

В Винницкой области вместо традиционной женской рубашки в современое время вошла в быт рубашка до талии с полихромной вышивкой цветочками на кокетке и рукавах, с обязательной цветком, вышитым на вырезе горловины. Широкая юбка из красочной ткани обшита по подолу зеленым плисом, фартук из ситца с оборкой — «шляркою» украшен цветными лентами.

Мужской костюм.

Белая хлопковая рубашка с кокеткой, от которой вдоль груди сделаны мелкие складки — «фальбаночки». На воротнике, пазухе и манжетах полихромная вышивка. Узкие брюки современного покроя.

Черниговская область. Закарпатская область. 60-70 гг. XX в.

Женский костюм.

Блузка из хлопчатобумажной ткани, сшитая в талию с продольными складками — «зашивками». Фартук украшен вышивкой и кружевом. Украшения: красный бант и «плетёнка» в виде ажурной ленты, вышитой бисером.

Девичий костюм.

Рубашка — «косица»», безрукавка из яркой шелковой ткани, сшитая по традиции «с зубцами» на полах, фартук — «плат», украшенный кружевом и красной лентой. Традиционное шейное украшение «силянка» сделано из бисера.

Источник — www.liveinternet.ru

Украинский народный костюм

Костюм в украинском стиле у большинства из нас ассоциируется с веночком и лентами, кораллами и вышиванкой, широкими козацкими шароварами, заправленными в мягкие кожаные сапожки. И доля истины в таком представлении, конечно же, есть. Но на самом деле украинский народный костюм – явление гораздо более сложное и многогранное. Он умудрился объединить в себе широту и искренность славянской души, пристрастие восточных народов к ярким краскам и украшениям, и даже нотку изысканной элегантности, присущей европейским соседям. История украинского народного костюма берет свое начало в глубокой древности, когда славянские племена приднепровья еще не объединились под эгидой Киевской Руси (именно с тех пор сохранился обычай носить рубаху-вышиванку без дополнительной верхней одежды) и продолжала свое становление вплоть до 19 века.

Мужской украинский народный костюм – описание

Основой мужского костюма выступает вышитая рубаха. Но в отличие от русской косоворотки разрез на украинской вышиванке располагался по центру. В разных регионах закрепились различные варианты оформления верха рубашки: на юге горловина собиралась мелкими сборками и оформлялась тесьмой, в центральных регионах более распространен был вариант с узким вортником-стойкой, украшенным вышивкой, а для западных – более характерен был (также вышитый) отложной воротник.

Рубаху украинцы заправляли в шаровары. В западных областях брюки были довольно узкими и понизу имели отвороты, украшенные вышивкой. В остальных районах брюки были более просторными, собирались мелкими складками и дополнительно фиксировались широким цветным поясом. Казаки нередко дошивали между штанин прямоугольный кусок ткани – мотню, что обеспечивало свободу движений в боевом гопаке. В качестве верхней одежды использовали свитки из серого или другого темного сукна, а зимой – кожухи из овчины.

Женский украинский народный костюм

Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Украинский народный костюм для девушки предполагал ношение сорочки без верхней одежды. Сорочка, как правило, состояла из двух частей, при этом нижняя (пидтычка) шилась из более грубой ткани. Цельные сорочки (додильни) считались праздничной одеждой. Замужней женщине полагалось не только покрывать голову платком, но и дополнять свой наряд поясной одеждой. Имелось три ее разновидности: дерга (рабочая одежда, сшитая из темной ткани до 3 м шириной) – ее принято было собирать в пышные складки сзади. Запаска – поясная одежда на завязках, состоящая из задней (более широкой и темной) и передней части. И третий, праздничный вариант – плахта. В старину шился из шелка либо парчи, позднее распространение получила шерстяная плахта с вышитым шерстяными же нитками клетчатым рисунком.

Народные костюмы Украины имели отличительные региональные особенности. К примеру, для южных областей характерной была более открытая горловина рубахи и яркая вышивка с использованием красного, желтого, зеленого цветов. В центральных регионах получила распространение черно-красная цветовая гамма. Хотя на Полтавщине до сих пор популярна удивительно красивая вышивка белым по белому, а на Черкасщине, через которую проходил «черный шлях» (по нему гнали на юг полон) была распространена вышивка черным по белому.

Как видим, в народном костюме нашли свое воплощение не только характер и талант украинского народа, но и его история. Поэтому и отношение к нему на Украине особое – костюм в украинском народном стиле, или хотя бы вышиванку сегодня имеет у себя едва ли не каждая украинская семья.

 

Становление украинского национального костюма

Национальная одежда украинцев очень разнообразна, колоритна, поражает многообразием форм костюма, удобными и красивыми деталями, которые удачно сочетаются между собой, образуя своеобразный комплекс одежды, характерный для каждого региона. Характерные черты национального костюма создавались веками, поэтому они отражают историю народа, демонстрируют восприятие народом красоты на разных этапах истории, умение воплотить свое эстетическое творчество в создании и украшении одежды. Для этнографов и искусствоведов украинский костюм является богатым источником сведений об украинской истории, культуре, взаимоотношениях в семье и обществе, умении выразить любовь к прекрасному в оригинальных техниках и приемах, используемых для декорирования предметов народного костюма.

Одежда украинцев, как и всех других народов, предназначалась не только для тепла и удобства в повседневных делах. Большое значение одежда имеет в совершении культовых и религиозных обрядов, связанных со значительными событиями в жизни народа, семьи и каждого отдельного человека. Богатая, насыщенная событиями история украинского народа, характер украинцев, отразились в особенностях одежды, которая занимает заметное место в мировой этнической культуре.

В элементах украинского костюма прослеживается влияние других народов, которые в течение истории в разной степени взаимодействовали с украинцами. Традиционный костюм основан на одежде славян, проживавших на территории Украины, особенно во времена процветания Киевской Руси. Костюм украинцев представлял собой гармоничный комплекс предметов одежды, в основной состав которого входили нательные, поясничные, нагрудные и верхние одежды. Дополняли убранство головные уборы, обувь, пояса и разнообразные съемные украшения.

Каждый предмет имел определенное предназначение, только ему присущий способ ношения, а также возможность объединения в комплекс с другими предметами. Детали одежды изготавливались из соответствующих материалов традиционных расцветок, по-своему украшались.

Основу любого мужского и женского украинского костюма представляет нательная сорочка из домотканого полотна. Мужчины носили недлинные сорочки туникоподобной формы, с длинным рукавом и глухо закрытой горловиной. Женщины шили себе длинные сорочки с большим, чем у мужчин, разнообразием покроя. Сорочка могла быть туникоподобной, с цельнокроеными рукавами или с плечевыми вставками. Поясной одеждой мужчин были штаны разного кроя, от шаровар до ногавиц (гачей), которые шили из домашнего сукна темного или светлого цвета. Женская поясная (набедренная) одежда почти не шилась, а изготавливалась из одного или двух-трех полотен ткани, которые по-особому обматывались вокруг бедер и закреплялись поясом. Ткань для этого бралась домотканая однотонная или с узорами.

В разных регионах женская поясная одежда значительно отличалась формой, материалом, расцветкой и орнаментами.

Женщины Среднего Приднепровья в обычные дни надевали две запаски – достаточно узкие куски ткани черного или синего цвета с завязками, чтобы крепиться на талии. Для праздников у них имелась плахта из нарядной ткани с разноцветным орнаментом в клеточку, а спереди надевалась красиво вышитая запаска – попередница. На Подолье носили дергу – широкое домотканое шерстяное полотно, которое оборачивалось несколько раз вокруг бедер. Нередко ткань дерги украшалась полосами из разноцветных орнаментов. В Карпатах и Приднестровье носили две запаски из домашнего полотна с красивыми вытканными орнаментами, а также широкие обертки вокруг бедер, оформленные с присущим своей местности колоритом.

В более позднее время в Украине появились и распространились шитые формы поясной одежды. Наиболее распространенными были андарак и летник. Андарак – это юбка в крупную складку, которую шили преимущественно из красной однотонной ткани, с тканым широким орнаментом по низу. Летник тоже часто был из красной ткани, но с вертикальными разноцветными полосами. На Львовщине носили юбку шорц из шерстяного полотна – на белом фоне располагались частые цветные вертикальные полосы. Низ юбки оформляли декоративным цветным шнуром. Часто украинки носили юбки из домашнего полотна с набивным рисунком, которые называли малеванками, дымками, друкованицами.

Юбки отличались в разных местностях кроем, тканями, оригинальными узорами и цветовой гаммой. Неповторимые, характерные для каждой определенной местности орнаменты мастерицы ткали, вышивали, набивали, наносили с помощью аппликации, шнура, декоративного шва и других способов, свойственных данному региону.

Головные уборы были очень важным предметом одежды, который не только украшал женщину, но и указывал на ее семейное положение. Девушки до замужества носили обруч или перевязку, которые оставляли открытыми косы. В качестве праздничного головного убора использовался плетеный из цветов веночек, украшенный разноцветными лентами. Особенно красивым делали венок на первый день свадьбы, а на второй день молодая жена надевала очипок – головной убор, плотно прилегающий к голове и скрывающий волосы. Его форма зависела от традиций конкретной местности.

Очипок женщина носила постоянно, снимая только на ночь, а если выходила из дома, особенно в церковь, то обязательно повязывала сверху намитку – легкую полосу ткани, по форме похожую на длинное полотенце. Длина намитки достигала нескольких метров, она зависела от способа, которым завязывали намитку в данной местности. Ткани для намитки также были различными в разных регионах. В западных регионах намитки изготавливались из тонкого, но плотного полотна, а в центральных и восточных ткали специальную тонкую льняную или конопляную ткань, напоминающую вуаль.

Обувью для крестьян в основном служили лапти – плетеные или сшитые из кожи. Зажиточные люди могли носить кожаные сапоги или ботинки. В праздники надевали нарядные «бархатцы» – ботинки из сафьяновой кожи, обычно двух цветов.

Верхняя крестьянская одежда также отличалась в разных областях по покрою и декорированию. Хотя материалом для нее служило почти везде домашнее сукно из валяной шерсти. Крой мог быть приталенный или прямой, в зависимости от назначения изделия. Прямой крой имели плащи-накидки – манта, гугля, чуга. Особенно распространена была в Украине свита из сукна. Эта одежда имела большое региональное разнообразие фасонов, цвета, декора. Покрой был приталенный, отрезной по талии, с вставками-клиньями по бокам или от талии к низу свиты. Из фабричного сукна шили жупан – эту одежду могли носить только богатые крестьяне.

В морозную зимнюю погоду крестьяне надевали теплый кожух из овечьей шкуры, не покрывая его никакой тканью. Его покрой также имел свои отличия в разных регионах.

Городская одежда также имела свои особенности и постепенно развивалась и видоизменялась. В городе активно развивались ремесла, специализируясь на отдельных видах производства, в том числе и ткачество, которое могло выпускать ткани лучшего качества, чем домашние. Благодаря мануфактурам городская одежда становилась более унифицированной, менялись технологии шитья, состав комплекса одежды.

Купцы привозили в города много тканей из разных стран: атлас, тафту, китайку, бязь, киндяк, миткаль, кумач и многие другие. Восточные купцы везли шелк и хлопчатобумажные ткани. Местные мануфактуры поставляли на рынок качественные ткани из шерсти, льна, шелка. Развивалось и производство красителей, которые позволяли красить ткани в необычные для домашнего ткачества цвета, такие как серый, лазурный, гвоздичный и тому подобные.

По городской одежде, также как и по сельской, определялся социальный статус людей. Простые люди – обслуга, мелкие торговцы, ремесленники — в основном состояли из бывших селян, поэтому и одежда их мало отличалась от сельской.

Зажиточные горожане одевались более богато и нарядно. Женщины носили сорочки не полотняные, а шелковые, с широким вырезом. Сверху надевали приталенный лиф с зауженными рукавами. Юбка, как и лиф, шилась из парчи, атласа, штофного шелка и других дорогих тканей.

Из головных уборов были очень популярны овальные шапочки из красивых качественных тканей – бархата, парчи, шелка. Верхняя одежда зажиточных горожанок была разнообразной. Они носили жупаны, кунтуши, каптаны свитки. Обувались горожанки в сапоги или ботиночки из кожи – телячьей, конской, юфти. Наиболее богатые позволяли себе сапожки из турецкого или персидского сафьяна, роскошно вышитые золотыми нитями. Сапожки были красивых расцветок — желтые, красные, зеленые, лазурные, белые, голубые и бежевые.

Мужчины в городах носили в качестве верхней одежды в основном жупан из сукна, поверх которого повязывали красивый широкий пояс. Пояс был гордостью владельца, демонстрировал его достаток. В паре с жупаном носили кунтуш, который имел длинные рукава или прорези. Иногда кунтуш подшивали мехом для красоты и тепла.

Повседневная мужская одежда горожан среднего достатка шилась из заграничного сукна или зуфа, а праздничная из различных шелковых тканей, таких как атлас, бархат, тафта, камка и другие. Богатые люди могли носить и в будни красивую шелковую одежду.

В те времена было принято носить одежду из яркой цветной материи. Темную или черную одежду носили только в знак траура или смирения. Яркие цвета были символами власти, богатства, они вызывали почтение, уважение. Для проявления своего могущества знать всегда появлялась перед народом в ярких, цветных, богато расшитых одеждах. Военные начальники также надевали красивую цветную форму в торжественных и значительных случаях.

Среди множества разных цветов в одежде наиболее популярным был красный, имевший большое количество красивых оттенков. Его использовали в одежде не только светские, но и духовные особы, которые носили красные рясы на торжествах. Очень часто использовались такие цвета, как лазурный, вишневый, зеленый. Не менее роскошными считались ярко-желтый, лимонный, кирпичный, песочный, сливовый, дымчатый и другие цвета.

Дорогие шелковые ткани включали в себя, кроме шелковых, также золотые и серебряные нити. Из этих нитей составлялись многочисленные сложные узоры: круги, чешуя, листья, травы, реки, змейки, птицы и другие образы. Одежду из золотой ткани должны были надевать особо знатные люди для торжественных приемов и встречи важных иностранных послов.

Наиболее ценными элементами мужского нарядного костюма были нашивки, кружева, манжеты и пуговицы. Нашивки изготавливали из материала, контрастно выделяющегося цветом на фоне основной ткани костюма. Цвет завязок с кистями (ворворками) совпадал с цветом нашивок. Манжеты, как и нашивки, богато расшивали драгоценными камнями, жемчугом, золотыми пуговицами. Кружева были очень разнообразны и красивы. Предметом гордости и демонстрации роскоши были жемчужные пуговицы, состоящие из нескольких мелких, а иногда и из одной крупной жемчужины. Люди из бедных сословий, конечно, не могли себе позволить такое убранство, но с успехом заменяли драгоценности красивыми самобытными украшениями из шелка и цветных ниток.

Обязательной составляющей мужского костюма были пояса. Самой простой была опояска, повязываемая поверх рубашки. Главной же красотой костюма и гордостью хозяина был кушак – широкий длинный мягкий пояс, который несколько раз обматывался вокруг талии и завязывался или застегивался особым образом. Люди бедные и среднего сословия носили пояса из недорогих тканей, украшенные в соответствии с достатком. Богатые покупали пояса из дорогих, роскошных тканей с многочисленными драгоценными украшениями. Самыми популярными украшениями кушаков были плащи – серебряные или золотые бляхи круглой, квадратной, многоугольной или другой формы. На плащах вырезали узоры или сюжетные картинки в виде всадников, зверей, птиц и так далее. Такие пояса не завязывались, а застегивались на специально пришитые крючки.

Мужские рубахи или сорочки были короткими, простого свободного кроя. Их заправляли в штаны или опускали поверх штанов, опоясываясь узким пояском «опояской». Мужские рубашки вышивали по краям рукавов и подола или обшивали красивой тесьмой, украшенной шелковыми, золотыми и серебряными узорами. На рубашках из полотна делали цветные вставки под мышками из другой материи. Богатые носили пошевные рубашки, на которых были расшиты грудь и рукава. Большое значение в украшении рубашки имел красиво расшитый ворот, называемый «ожерелье». Это было отдельное изделие, которое пристегивалось к сорочке пуговицами или запонками.

За всю историю до утверждения гетманщины украинский народ создавал основы своей национальной одежды. В период казачества стали проявляться особенные, национальные черты костюма, ставшие впоследствии определяющими, характерными для всего украинского народа.

Одежда запорожских казаков отличалась большим разнообразием. Очень простая и удобная повседневная одежда в праздники заменялась весьма нарядными и даже роскошными одеяниями, состоящими в основном из добытых в походах трофеев.

Путешественники и писатели разных стран, непосредственно общавшиеся с казаками, описывали необычайное разнообразие и красоту одежд, которые носили казаки. Среди прочих предметов одежды упоминаются татарские мантия и кобеняк. В повседневной одежде казаки предпочитали полотняные сорочки, удобные шаровары, суконные кафтаны и шапки. В восемнадцатом веке польские писатели, описывая запорожских казаков, отмечали их своеобразную одежду. Шаровары были очень широкие, украшенные золотым галуном. В качестве верхней одежды использовались полукунтуши с откидными рукавами, белые жупаны, крытые шелком. Казаки подпоясывались широкими шелковыми поясами с золотыми кистями. Среди головных уборов описываются высокие шапки с верхом из красного шелка, с кистью на конце, и широким серым барашковым окольником.

Среди прочих описаний одежды запорожских казаков можно отметить частое использование суконных или шелковых кафтанов разной расцветки, или черкесок, напоминающих жупан, разных ярких цветов. Широкие шаровары и шелковые кушаки присутствуют во всех описаниях. Головные уборы дополняют кабардинки – шапки из выдры. Из обуви отмечаются сафьяновые сапоги.

Поражала красотой праздничная и парадная одежда казаков из шелка и сукна. Штофную шелковую ткань с богатыми узорами казаки называли шалевой. Сукно было польское, английское и восточное – кармазин и бархат.

Отличались оригинальностью и самобытностью также прически казаков. Интересное описание составил запорожец Иван Розсолода, в котором он подробно рассказывает о том, что казаки головы брили, оставляя длинную чуприну. Чуприна была столь длинна, что казак мог ее обмотать вокруг уха несколько раз, а особенно длинную от левого уха протянет через затылок к правому, и намотает на правое ухо, оставив конец свисать до плеча. Особые щеголи на ночь накручивали конец чуприны на ленту, а утром расплетали и получали закрученную кудрявую чуприну. Бороды не отращивали, их сбривали. Зато отращивали очень длинные усы, которые, подобно чуприне, забрасывали за уши, с которых они свисали почти до плеч. Только намотав чуприну и расчесав усы, казак утром надевает одежду.

Сохранилось много документов, которые показывают присутствие в гардеробе казаков множества разнообразных предметов одежды, в том числе заимствованных от других народов. Это широкие киреи из сукна, и короткие кожаные куртки – шкирянки, и даже длинные платки, повязанные на талии поверх шаровар. Шапки тоже отличаются разнообразием – от низких плоских до высоких островерхих, с шелковым или суконным верхом, с околышем из овчины.

Несмотря на множество деталей, заимствованных от иностранных культур, одежда запорожцев основывалась на своих этнических традициях. Благодаря этому сложился самобытный украинский национальный костюм.

Состав и особенности одежды зависели от разных причин: сезона, погоды, обрядов, бытовой ситуации, социального положения. Для больших торжеств надевали полный комплекс одежды, по которому ясно просматривался материальный и семейный статус человека, его национальная и региональная принадлежность. В украинском костюме отразилась национальная культура и духовность народа, в нем заложены исторические знания и ценности.

Начиная с XIX века большинство украинцев стали носить городскую одежду, постепенно забывая родные традиции. Однако сохранилось много документов и образцов старинной украинской одежды, которые могут много рассказать об истории и самобытной культуре украинского народа. Благодаря людям, сохранившим память о национальном костюме, в наши дни возрождается интерес к национальной одежде, а вместе с ней и ко всей украинской истории.

В ЭТНОХАТЕ вы сможете купить вышиванки, Киев – курьерская доставка, Украина – Новая почта. В нашем ассортименте множество товаров на любой вкус!

Украинский народный костюм: фото, описание, история

Если вы интересуетесь модой, то вам будет любопытно узнать немного об украинском народном костюме. Ведь дизайн одежды развивался во всех странах обособленно, и в то же время много заимствовал у соседей. Именно под воздействием такой сложной системы выработался уникальный стиль костюма, который отличается и от русской, и от белорусской одежды. Все подробности читайте ниже.

История и особенности

Вид украинского народного костюма отражает менталитет страны. Свободолюбивые люди, которые не могли примириться с установленными правилами и хотели жить обособленно, выработали свой уникальный стиль. Конечно, создавать велосипед люди не стали. Они воспользовались знаниями и умениями тех, кто жил в Киевской Руси. Но в отличие от своих соседей, украинцы сделали костюм более свободным и ярким. А также украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, отличается многослойностью и комплексностью. То есть одна часть наряда дополняет другую. Например, нижняя рубашка женщин выглядывает из-под юбки, что создает диссонанс плотности материала. Этот прием смотрится интересно и нетривиально. История украинского народного костюма берет свое начало во времена скифов. Но свой уникальный и неповторимый стиль люди выработали в XVI в. Стиль со временем видоизменялся. Большое влияние на моду оказали козаки. Эти беглые крестьяне хотели отличаться от земледельцев, они создали свой колоритный наряд, который дал моде новый виток. К XIX в. украинцы переходят к стилю горожан, и повсеместно мода меняется. Большое влияние на вкус людей имеют заграничные модельеры. Собственно, такая ситуация в стране сохраняется и по сей день.

Из чего шили одежду

Украинский народный костюм люди изготавливали из натуральных тканей. Чаще всего использовалось домотканое полотно. Ткали его из конопляных или льняных нитей. Получалась грубая ткань, которая подходила для изготовления рубах. Носили такую одежду мужчины. Когда ткань стиралась и от постоянных стирок становилась мягкой, ее пускали на изготовление женской одежды. Ну и после того как полотно становилось совсем мягким, из него шили детские рубашки. Штаны на Украине, так же как и на Руси делали из шерсти или из сукна. Первый вариант был пригоден для зимы, а второй — для лета. Такую ткань использовали одноразово и только для изготовления мужских штанов. Женщины из шерстяной ткани шили поневы и юбки.

Украинский народный костюм, фото которого вы можете видеть выше, также состоял из обуви и головных уборов. Шапки делали из меха. Обувь же изготавливали из сыромятной кожи. Реже использовали лапти. Но все же на Украине чаще люди носили сапоги, хотя они и были предметом роскоши.

Декоративные украшения делали из стекла и натурального камня. Но чаще все же использовали стекло, так как оно было дешевле. Часто девушки декорировали свои головные уборы живыми цветами. Венки носили по праздникам практически все девушки.

Как красили одежду

Украинский народный костюм отличается богатым декором. Но чтобы покрасить нити, нужна была особая сноровка и подходящие красящие компоненты. Так как химическая промышленность стала давать свои результаты очень поздно, люди обходились тем, что могли собрать в окрестностях своего хутора. Поэтому чаще всего в качестве краски использовалась всевозможная трава. Женщины собирали травы, сушили, а затем делали отвар. Таким образом получалось выварить зеленый пигмент. А как же делали красный? В отличие от традиций, которые бытовали на Руси, украинские женщины добывали яркий цвет из насекомого, которое именовали червец. Его находили во мхе или же на кустах. Зачастую собирали не самих насекомых, а их личинки. Затем нужно было подождать, когда они вылупятся, и отварить, а точнее запечь в печи червецов с водой. Подобная краска томилась на огне в течение дня, и только потом она была пригодна для окраски. Так как необходимое насекомое было сложно собирать и варить, красный пигмент был очень ценен. Им красили только пряжу и пояса, а не готовое полотно рубахи. Для создания других пигментов использовали кору деревьев и всевозможные цветы.

Цветовая гамма

В национальном костюме преобладал красный цвет. Его носили все сословия от земледельцев и ремесленников до духовенства. По насыщенности цвета можно было понять, к какому сословию принадлежит человек. Но использовали не только открытый красный, но и его оттенки. Популярностью пользовался малиновый, кирпичный и маковый. На втором месте по популярности в украинском народном костюме стоял желтый цвет. Использовали такие оттенки, как лимонный, песчаный, рыжий и песочный. Черный цвет использовался редко. Его заменяли дымчатым, то есть серым. Если нужно было затемнить какую-то часть узора, вводили коричневый. Зеленые оттенки тоже можно увидеть в вышивке. Использовали как темные, так и светлые тона.

Особое место в декоре одежды занимали золотые нитки. Ими вышивали узоры на шелковых тканях. Но такие наряды были малодоступны. Золотая и серебряная вышивка украшала костюм богатых дам, а также рясы представителей духовенства. Разноцветные полупрозрачные бусины выступали основными элементами декора. А перламутровый цвет считался символом роскоши не меньше, чем блеск благородных металлов.

Верхняя одежда

Национальный костюм украинских жителей включал не только повседневную летнюю, но и зимнюю одежду. Что же это было? Верхняя одежда мужчин и женщин – это свита. Такой наряд сильно обтягивал фигуру, и за счет этого выглядел нелепо. Изготавливалась свита из толстого домотканого полотна. Первоначально она вообще ничем не украшалась. Самая распространенная модель женской свиты изготавливалась из светлой ткани, а мужской – из темной. Напоминала она рубаху с небольшим воротником-стойкой. Но этот воротник был настолько маленьким и узким, что он не мог даже полностью закрыть шею.

Кожухи – это вторая по популярности разновидность верхней одежды. Шили кожух из плохо обработанной овечьей кожи. Такие недубленые кожухи носили мехом вовнутрь. Модель одежды была самая примитивная, она напоминала упрощенный вариант современного пальто.

А какая же длинна была у верхней одежды? Четной регламентации не было. Каждый шил себе одежду той длины, которая была комфорта. Например, повседневные свиты обычно доходили до пят, а вот вариант дорожного кожуха обычно был редко длиннее колен.

Мужская рубаха

Украинский народный мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Чем же одежда отличалась от той, которую носили в соседних регионах? Мужские рубахи имели разрез спереди. Он назывался пазушка. Украшался разрез вышивкой или же декорировался тесьмой. Наличие на этом предмете гардероба воротника определялось регионом, в котором жил человек. Распространены были рубахи с воротником-стойкой. Такая модель была удобна тем, что застегивалась она на пуговицы. А вот рубахи без воротников имели завязки. Украинские казаки упростили покрой своей одежды. Они решили, что ластовицы, которые располагались под мышками, можно редуцировать. Это было сделано не потому, что этот элемент сильно мешал людям или же сковывал движения, а потому, что казаки хотели отличаться от простых мужиков-земледельцев.

Способ ношения рубахи тоже был на Украине оригинальным. Если на Руси крестьяне и бояре носили рубахи поверх штанов, то казаки решили заправлять подол изделия в брюки. Но это был не протест, а логичное нововведение. Позаимствован такой способ ношения рубахи был у кочевников, которые постоянно ездили на лошадях и полы длинной рубахи мешали и сковывали бедра.

Мужские штаны

Если вас интересует пошив украинских народных костюмов, то вы должны обратить внимание на характерные особенности наряда. Народные штаны отличались своей шириной. Такой изделие не имело резинки сверху, поэтому затягивалось оно на тесьму. Но такой способ крепления одежды на теле был не очень надежным, поэтому очень часто украинцы подпоясывали штаны поясом. Для этой цели они использовали как стандартные народные варианты ремня, так и новые европейские модели, которые имели пряжки. Отличие украинских шаровар от тех, которые носили на Руси, заключалось в наличие мотни. Она пришивалась между штанин, что позволяло мужчинам быстрее бегать и чувствовать себя всегда комфортно. Богатые козаки носили не домотканые шаровары, а те модели, которые изготавливались из шелка. Но для тех мужчин, которые не обладали большим достатком, такой предмет одежды был скорее роскошью или парадным вариантом костюма. Декорировались штаны вышивкой. Она располагалась в нижней части штанин. Причем вышивали изнанку изделия, и поэтому мужчины носили штаны, подворачивая их концы.

Женская рубаха

Украинский народный женский костюм состоял из трех частей. Рубахи, юбки и поневы. Рубахи делились на два вида: короткие и длинные. Длинные считались праздничными. Их подол декорировался вышивкой. Этот элемент женской нижней одежды обычно виднелся из-под нижнего слоя. Повседневные рубашки были короткими. Они имели длину современных туник. Но такой вариант одежды был приемлем для замужних женщин. Девушки же не носили понев, поэтому их рубахи были длинными. А какими были рукава изделия? Рубахи шились с длинными рукавами. У кистей они становились уже. Этого добивались путем пришивания манжет. Эти элементы декорировались вышивкой. Также украшения в виде вышивки могли располагаться на плечах.

Воротник на женских рубашках мог быть отложным. Но чаще ворот изделия обрабатывался тесьмой и завязывался на веревку.

Украинский народный костюм для девочки был схож с девичьим нарядом. Дети носили рубашки, подпоясанные ремнем.

Понева

Женский украинский народный костюм сложно представить без поневы. Этот элемент одежды делился на три вида: повседневная, дерга и праздничный вариант. Повседневная понева была черного цвета. Ее делали из грубой льняной или полотняной ткани. Она могла быть даже шерстяной. Понева делилась на две части: одна прикрывала заднюю часть тела, а другая — переднюю. Этот элемент одежды был разной длины, часто доходил женщинам до щиколоток.

Если вы решите делать украинский народный костюм своими руками, то вам следует изготавливать не повседневную поневу, а дегу. В чем же заключаются отличия? Дега тоже была сшита из плотной ткани. Но цвет изделия был не темным, а ярким. Деги, или запаски, как их еще называли, могли быть красными, зелеными или же синими. Пояс этого элемента одежды украшался цветной тесьмой и даже вышивкой. Некоторые женщины не носили переднюю поневу, а заменяли ее передником.

Праздничные одежды выглядели нарядней, чем повседневные. Такая понева изготавливалась из легкой ткани, иногда из шелка. Декорировалась она вышивкой или же клетчатым орнаментом. Часто на таких поневах был нанесен клетчатый орнамент.

Юбка

Если вы хотите сшить украинский народный костюм своими руками, но поневу вам делать не хочется, можете обратить внимание на ее эволюционировавший вариант. Юбка заменила поневу и стала элементом одежды зажиточных дам. Самыми распространенными были три их вида. Литнык – это узкая шерстяная юбка. Она смотрелась празднично по той причине, что была красного цвета. На этот броский фон были нанесены вертикальные полосы. Они могли быть зелеными, желтыми, белыми или же синими. Такой вариант юбки был самый простой. Андарак – это более широкая модель юбки. Декоративным элементом здесь выступали складки, которые вертикально располагались по всему периметру. На подоле находилась широкая орнаментальная полоса. Шорц – это тоже широкая модель юбки, но, в отличие от двух предыдущих, она смотрелась ярко за счет пестрых вертикальных полос, которые располагались близко друг к другу. Подол такого изделия был обшит толстым шнуром. Все эти разновидности юбок украшались вручную с помощью вышивки.

Декор одежды

Как можно украсить украинский народный костюм для девочки своими руками? Если вы решили полностью копировать декор костюма, то вам нужно будет запастись цветной тесьмой. Ей обшивали горловины и подол рубашек. Из разноцветных ниток делались кисти. Их вешали на пояса. Юбки и рубахи украшались вышивкой. Для этого использовали яркие шерстяные нитки. Богатые барышни могли себе позволить наносить узор или орнамент на свою одежду с помощью тончайшего шелка. Ну и не стоит забывать о золотом шитье. Оно использовалось часто на костюмах зажиточных женщин. Кружево можно встретить не только как элемент декора женского костюма, но им украшалась и мужская одежда. Кружево ценилось высоко, поэтому мало кто мог его себе позволить. А вот стеклянные бусины были в широком употреблении. Правда, одежда ими расшивалась нечасто. А вот головные уборы декорировались повсеместно. Люди с большим достатком могли себе позволить украшать одежду не стеклом, а драгоценными камнями. Особенно в ходу был жемчуг. Из крупных жемчужин даже делали пуговицы. А вот менее обеспеченные люди использовали пуговицы, обтянутые шелком или яркой холщовой тканью. В ходу были нашивки. Ими декорировались рубахи наподобие погон. Нашивки изготавливались из контрастной одежде ткани, чаще всего — из красной или зеленой. Такие декоративные элементы богато расшивались шелком и золотом.

Орнамент

Рисунок на украинском народном костюме чаще всего изображает две главные для людей стихии: воду и солнце. Именно благодаря им существовал южный народ, они приносили хлеб, а значит – жизнь. Эти стихии нередко расшифровываются как отцовское и материнское начало. Если говорить об элементах, то материнский символ выглядит как восьмилетний цветок с россыпью точек по краям. Отцовский элемент – это квадрат, в котором заключен цветок. Такой орнамент можно встретить как на мужских, так и на женских рубахах. Второй по частоте мотив – это рисунок хмеля. Символическое очертание волнообразной ветки с цветами ассоциируется с молодостью, любовью и задором. Такой орнамент можно было увидеть на одежде молодежи. Изображение калины и дуба считалось на Украине оберегами. Стилизованные листья и плоды должны были защитить человека от сглазов и от завистников. Они оберегали людей не только от соседей и недоброжелателей, но и защищали от различного рода бытовых неприятностей. А вот если женщина хотела привлечь удачу, она вышивала ромбы. Этот символ земли и плодородности должен был оберегать человека от голода и ненастной погоды.

Растительный орнамент превалировал в декоре одежды. Реже можно было встретить анималистические мотивы. Украинцы не жили охотой, точнее убийство диких животных не было единственным способом пропитания. Вследствие этого если на одежде и появлялось животное или птица, их можно было считать тотемом семьи.

Пояса

На фото украинских народных костюмов мужских и женских можно увидеть одну особенность. В обязательном порядке все люди подпоясывались. Ходить без пояса было не только некрасиво, но и считалось постыдным. Этот элемент одежды считался у людей оберегом именно по этой причине ему и придавался сакральный смысл. Даже небогатые крестьяне старались приобрести пояс из дорогого материала. А если такой возможности не было, они ткали его самостоятельно, а затем расшивали символическим орнаментом. Четкого регламента не было. У каждого человека были свои ценности, и их он пытался продемонстрировать с помощью рисунка на поясе. Зажиточные люди подпоясывались ремнем с пряжкой, сделанной из драгоценного металла. Она тоже украшалась причудливым орнаментом, состоящим из зверей и птиц. Богатые горожане по праздникам надевали пояса, полностью сделанные из серебра и даже золота.

Парадный пояс (кушак) должен был быть не короче 3-4 метров. Его декорировали не только вышивкой, но и драгоценными камнями или же бусинами из стекла. Часто можно было увидеть кисти, которые свисали с обоих концов кушака.

Украшения

Сегодня декоративные безделушки, которые носят дамы, не имеют никакого символического смысла. А раньше подобного рода украшения в первую очередь несли не декоративное значение, а служили оберегом. Украинский народный костюм для женщин включал в себя бусы. Конечно, их не носили каждый день, а надевали по праздникам. Позволить себе украшения из драгоценных металлов могли только зажиточные дамы. Они носили различные подвески из натуральных камней и серьги причудливой формы. Скромные деревенские девушки в качестве украшений использовали ленты и цветы. Главным достоянием женщин тех времен была длинная коса. Именно ее они и украшали. Волосы должны были быть заплетены в сложную прическу, поверх которой можно было надеть венок из живых цветов. Если бедная девушка надевала бусы, то вероятность того, что они были деревянные, была практически 100%. Такие украшения были популярны не только на Украине, но и на Руси.

Головные уборы

Фото украинского женского народного костюма представлено выше. Но по нему сложно составить представление о том, что носили жители Украины на голове. Костюм незамужней девушки дополнял ободок. Чаще всего его делали из лент. Завязывали этот головной убор так, чтобы макушка оставалась непокрытой. А вот замужние женщины носили очепок. Эта шапочка имела твердый каркас. Форма головного убора зависела от области проживания женщины. Чаще всего очепок был трапециевидный или овальный. Такой головной убор декорировали бусинами или драгоценными камнями. Бедные женщины украшали свою шапочку с помощью вышивки гладью. Но кроме повседневных головных уборов, были еще и праздничные платки. Ими женщины повязывались тогда, когда шли в гости, в церковь или же на праздничное гуляние. Цвет платка должен был быть ярким. Нередко этот головной убор расшивали золотом.

А что же носили на голове мужчины? Свои лысые головы они украшали шапками. Естественно, головные уборы они носили только в холодную погоду. Шапки чаще всего делали из овечьей шерсти, но существовали кожаные и тканые разновидности.

Обувь

Описание украинского народного костюма было бы неполным, если не рассказать о том, во что же обувались люди. Бедные крестьяне носили лапти. Так же, как и на Руси, даже такая примитивная обувь была в дефиците. Но в отличие от русичей, украинцы делали лапти необычным способом. Они продевали через петли лозы веревку, а затем затягивали ее на ноге. Лапти изготавливали не только из лозы, но и из кожи. В отличие от аналогичной обуви своих ближайших соседей, украинцы делали лапти практически без боковин. В некоторых семьях обувь изготавливали из сыромятной кожи. Причем материал никак не сшивался. Форму коже придавали непосредственно на ноге. Фиксировали такое подобие ботинок с помощью бечевки. Те крестьяне и казаки, у которых не было больших финансовых проблем, могли позволить себе сшитую из кожи обувь. Изначально вместо каблуков у таких ботинок была подкова. Но впоследствии сапоги приобрели современный вид. Чаще всего обувь была красного цвета. Она выглядела ярко и хорошо сочеталась с красным декором народного костюма. На ноге сапоги фиксировались с помощью тесемок. А более поздние модели стали производить с металлическими пряжками, которые часто изготавливали из благородных металлов. На верхний край сапога наносился узор, который или выжигали, или прорезали.

Как нарисовать украинскую девушку в национальном – Telegraph

Жичкина Доминика
ᐈ Рисунок украинской одежды рисунки, векторные . .. ↗Брючные костюмы с жакетами Девушка в украинском национальном костюме Лицензионные Стоковые Иллюстрации … Женщина в украинском национальном традиционном костюме …

11:13
Простые рисунки #256 Русская красавица / народный костюм

2:07
Украинский национальный костюм

4:51
Как нарисовать девушку в традиционном русском костюме …

Девушки — нарисовать карандашом поэтапно ↗В этом уроке будем рисовать поэтапно русскую красавицу. Это девушка в русском народном костюме. В древности, у каждой области и каждой местности …

Как нарисовать женщину в русском народном костюме …
Как нарисовать женщину в русском национальном костюме? … Русскую женщину можно нарисовать карандашом поэтапно в такой …

Как нарисовать женщину в русском народном костюме … ↗13. 12.2016 — Начнем рисунок с головы русской красавицы и русского национального головного убора — кокошника. следующий шаг набросок уложенных …

Как нарисовать русскую девушку? ↗Как нарисовать русскую крестьянскую девушку в национальном костюме карандашом поэтапно ? Не путать с вопросом ‘Как нарисовать женщину в …

Как нарисовать украинскую девушку в национальном костюме


Картинки по запросу украинский стилизованный костюм … ↗Mar 17, 2018 — Картинки по запросу украинский стилизованный костюм фото. … Картинки по запросу украинский стилизованный костюм фото Этническая Мода, Мода Для Девушек, Женская Мода … LajaniРисуем иглой … костюма Украиночка, народный костюм, национальный костюм от Alyona Silka по …

Украинский национальный костюм — Википедия ↗Н. Е. Рачков. Девушка-украинка. Вторая половина XIX века. Бойки. Украинский национальный костюм (укр. українське національне вбрання) — костюм … Вы не представились системе; Обсуждение · Вклад · Создать учётную запись …

ᐈ Современный украинский костюм рисунки, фото …Девушка в украинском национальном костюме Стоковая Иллюстрация Девушка в украинском национальном костюме · Традиционные дети пары …

Tag: fCfDaGXBCT3G

Украинский народный костюм, материалы изготовления, фасон и украшения

На чтение 7 мин Просмотров 15. 1к.

Украинская национальная одежда у многих людей ассоциируется с вышитой рубашкой, широкими казацкими шароварами, красными сапожками, женскими венками из ярких цветов и разноцветных лент. Хотя все эти элементы действительно характерны для традиционной одежды и присутствуют в ней, украинский народный костюм намного сложнее и многограннее. Он сочетает самобытность славянской культуры, экзотичность образов Востока, изысканную элегантность, присущую одежде европейцев. Основные детали национального наряда были изобретены еще до образования Киевской Руси, с течением времени он видоизменялся, а закончил свое формирование к XVII-XVIII веку.

Характерные особенности

Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.

Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:

  • силуэт с плавными линиями;
  • контрастные сочетания цветов, их символичность;
  • вышивка с оригинальными узорами или орнаментом;
  • яркая обувь, аксессуары.

Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.

Разновидности нарядов

Одежда украинцев, несмотря на определенную сложность, практична и удобна. Она состоит из простых, но самобытно украшенных деталей. Именно из-за ярких расцветок тканей, узоров, аксессуаров предметы гардероба выглядят нарядно.

Женский

Раньше незамужние девушки носили вышитую сорочку с юбкой, подвязанной длинным широким поясом. Голову украшали красной лентой, которую вплетали в косу. Украинские женские рубашки были длиннее мужских, всегда декорировались вышивкой по горловине, переду, рукавам, подолу. Часто их шили из двух частей, нижняя была из более плотной ткани. В холодное время надевали жакет или свитку, сапоги. Одежда замужних женщин была более разнообразна. Сорочку носили с юбкой, которая могла быть трех видов:

  • дерга – вариант для работы, ее делали из темной грубой ткани, без украшений;
  • запаска – повседневная одежда из однотонной ткани, состоящая из двух частей;
  • плахта – праздничное изделие из тонкой шерсти, с вышитым клетчатым рисунком (в старые времена шилось из шелка или парчи).

На сорочку сверху надевали вышитый жакет, голова женщин должна была быть покрыта. Головной убор украинок – платок или длинная полоска ткани, завязанная определенным образом.

Мужской

Интересно, что мужской костюм почти в точности копировал одежду запорожских казаков. Это становится понятным, если учесть, что история Украины последних веков неразрывно связана с ними. Наряд состоял из рубашки, шаровар красного или синего цвета, длинного широкого пояса, кожаных сапог. Внешне он не сильно отличался от восточнославянского русского или белорусского, имел черты восточной, азиатской одежды. Ведь исторически сложилось так, что на культуру Украины оказывали влияние тюркские народы.

Ворот, перед, манжеты мужской украинской рубахи также украшали вышивкой. Оформление верха этого изделия отличалось. В южных областях горловину обшивали тесьмой. В центральных регионах у рубах был узкий воротник-стойка, в западных – отложной.

Рубаху никогда не носили навыпуск, а заправляли в шаровары, которые подвязывали поясом. Эта деталь одежды имела не только практическое значение, но и символическое – пояс считался оберегом, он защищал тело от физических, магических повреждений. Его оборачивали вокруг талии несколькими слоями, а концы, украшенные кисточками, опускали вниз.

Детский

Национальная украинская одежда для детей ничем не отличалась от взрослой. Однако она не так красочна, сделана немного проще. Костюм для девочки состоял из:

  1. Белой сорочки с несложной, но обязательной вышивкой. Она была с застежкой или завязывалась на горловине на тесемку.
  2. Юбки, которую часто делали короче и пышнее, чем во взрослом наряде. Выполнялась в разных расцветках, но орнаменты на ткани присутствовали.
  3. Фартука, который был того же цвета, что юбка, либо другого.
  4. Аксессуаров – традиционного веночка и бус.
  5. Аккуратных нарядных туфель.

Украинский костюм для мальчика состоял из рубашки с длинными рукавами, вышитыми манжетами и воротом, темных широких штанов, пояса насыщенного красного цвета. Обувь была обычной, подходящей к случаю.

Расцветка и декор

Основные цвета украинского народного костюма – белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.

В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине – двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).

В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль – по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.

Материалы

Раньше для изготовления национальной одежды использовали натуральные ткани: льняную, конопляную, шерстяную. Из такого недорогого, часто домотканого материала шили вещи для повседневной жизни. Богатые и знатные люди носили наряды из китайского шелка, атласа, бархата, парчи, украшенных золотыми и серебряными нитками.

Сейчас костюмы шьют не только из натуральных материалов, но и из синтетических. А вышивка получается даже пышнее и замысловатее, чем на классических вариантах наряда.

Выглядят современные традиционные украинские костюмы не менее роскошно, чем те, что носили в прошлые столетия. Что касается аксессуаров, то тут разнообразие поражает: украшения делают не только из полудрагоценных камней, стекла, дерева, как это было раньше, но и из современных материалов. Главное, чтобы они максимально напоминали этнические и подходили по стилю к костюму.

Обувь и аксессуары

Раньше одним из вариантов обуви были постолы. Это что-то вроде невысоких сапог из куска кожи. Их, в отличие от обычных, не сшивали, а оборачивали вокруг ноги определенным образом, затем завязывали для прочности веревкой. В северных, северо-восточных областях носили лапти, которые тоже привязывали крест-накрест к ноге.

Популярной обувью были сапоги из сыромятной кожи, хотя они считались предметом роскоши. Их изготавливали с каблуками или без. Женщины летом носили легкие ботинки (черевички).

Национальные украинские женские украшения известны не менее, чем вышиванка. Это венок из натуральных, а чаще искусственных цветов (мака, пиона, васильков, розы, лилии, мальвы, ромашки, калины), разноцветные ленты. У каждого цветка или ленты имелось свое значение.

Украинский женский костюм не был полным без бус – очень популярного украшения. Они преимущественно были объемными, в несколько рядов.

Раньше дорогим подарком для девушки считались бусы из кораллов, сегодня именно аксессуары красного цвета женщины надевают чаще всего. Впрочем, кроме кораллов, широко использовались любые камни, монеты. Мужской костюм ничем, кроме вышивки и пояса, не украшался.

Украинский костюм – яркое, самобытное одеяние, которое воплощает характер и талант народа, его интересную богатую историю. Поэтому относятся к нему в стране по-особенному. Все больше людей сегодня выражают желание одеваться на праздники в национальную одежду, очень многие имеют если не целый костюм, то хотя бы вышиванку.

Видео