РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Период в истории Древнего Рима с республиканской формой правления.

Ранняя Республика (VIII вв. до н. э.)

В 509 г. до н.э. из Рима был изгнан царь Тарквиний Гордый. В Риме была провозглашена республика, во главе которой были поставлены 2 консула, ежегодно сменявшие друг друга и имевшие равные права. Во время чрезвычайных обстоятельств они передавали власть диктатору с неограниченными полномочиями. Поскольку царь являлся также представителем народа перед богом, то один из жрецов получил  титул «царь священнодействий». В период ранней республики в Риме создается новая система государственного управления, при которой оба консула находились под серьезным контролем сената, членство в котором было пожизненным. Усложнялась и социальная структура государства, помимо деления граждан на пять имущественных классов, выделялись два сословия: патриции и плебеи. Плебеи требовали уравнения прав с патрициями, поскольку они не были представлены в сенате, игравшем существенную роль в государственном управлении того времени. Республика вела активную борьбу за упрочение своего влияния среди латинских, италийских племен, этрусков. С присоединенных территорий часть населения переселялась в Рим, а римские жители перебирались на новые территории.  После Латинской войны 340–338 гг. до н.э. произошло слияние плебейское аристократии и патрициев в новое сословие – нобилитет, представители которого держали власть в республике в своих руках. Наряду с победами были и поражения, так в 390 г. до н.э. Рим был захвачен галлами, разрушившими город. Несмотря на это, к 60-м годам III в. до н.э. почти вся территория Италии была завоевана римлянами с помощью гоплитской армии, состоящей из тяжеловооруженной пехоты. После покорения греческих полисов Южной Италии, Рим обратил свой взор на богатейшую Сицилию, что привело к длительному противостоянию с Карфагеном, вылившемуся в Пунические войны. В результате первой войны (264–241) в состав республики вошли Сицилия, Корсика, Сардиния. Во время второй Пунической войны, армия Карфагена во главе с полководцем Ганнибалом вторглась на территорию Италии и нанесла значительный урон Риму. Но вскоре римские войска отвоевали Испанию, начали войну в Африке. В 149–146 гг. до н.э. римская армия под командованием Сципиона Эмилиана осадила Карфаген, захватила его и разрушила по решению сената. Одновременно римляне разорили Коринф и подорвали торговлю о. Родос. Параллельно шла военная экспансия на Балканы и на территорию Малой Азии. 

Успешные завоевательные войны  способствовали развитию торговли в Средиземном море, в Рим пребывало огромное количество рабов, чей труд широко использовался в народном хозяйстве. В римском обществе усиливалось социальное расслоение. В Сицилии и в самой Италии произошло несколько крупных восстаний рабов.

Поздняя Республика (II

I вв. до н. э.)

В этот период в римском обществе стали усиливаться кризисные явления, многие крестьяне, отправившиеся в военные походы, оказались разорены. Наиболее успешно в это время развивались ориентированные на рынок виллы, использовавшие рабский труд. Свободные граждане требовали земельных наделов от своих общин. В 133 г. до н.э. народный трибун Тиберий Гракх попытался провести аграрную реформу, а его брат, Гай Гракх, в 122 г. до н.э. предложил дать римское гражданство италикам. Обе реформы не были осуществлены. В 91 г. до н.э. предложения Гая повторил трибун Марк Ливий Друз, но его законопроект провалился в сенате, а сам он был убит. В результате произошло восстание италиков, которое было подавлено, но Риму пришлось уступить и включить всё население Италии в состав римской гражданской общины. Но это было лишь локальным успехом, все большую роль в жизни республики стала играть армия, состоящая из профессиональных военных. В 82 г. до н.э. в результате политических разногласий нобиль Луций Корнелий Сулла, поставленный во главе армии, захватил Рим, провозгласил себя диктатором, объявил своих противников вне закона, а в Сенат включил своих сторонников. Однако его правление продолжалось недолго и серьезно поколебало республиканские устои римского государства.

Гражданская война и принципат

Рим был ввергнут в пучину политической борьбы. Заметной фигурой стал Гай Юлий Цезарь, прославивший свое имя благодаря блистательным победам в Галлии. Эти успехи вызвали озабоченность части Сената, попытавшейся ограничить власть и влияние полководца.  В 49 г. до н.э. Цезарь во главе преданных ему войск переходит р. Рубикон, что стало началом Гражданской войны.  В 45 г. до н.э. сенат объявил Цезаря пожизненным диктатором, а также даровал титулы императора и отца отечества. Спустя год он был убит заговорщиками. Его гибель ознаменовала начало нового этапа Гражданской войны. В результате победу  в ней одержал усыновлённый Цезарем его внучатый племянник – Гай Октавиан (Август), который в 27 г. до н.э. официально сложил с себя чрезвычайные полномочия и объявил о восстановлении республиканского строя. В истории Рима наступила эпоха т.н. Принципата – периода, когда сохранялись атрибуты республиканского строя, но при этом в руках Октавиана Августа была сосредоточена высшая гражданская и военная власть. 

w.histrf.ru

Римская республика (Вечный Рим) | Альтернативная История

Римская республика
Год основания: 509 до н. э.
Официальный язык: латинский
Форма правления: Аристократическая республика
Титул правителя: Консул
Законодательный орган: Сенат
Столица
:
Рим
Религия: Римский пантеон
Площадь: около 2 400 тыс. км²
Население: около 35 миллионов чел.
Валюта: Денарий

althistory.fandom.com

Римская республика — Циклопедия

Римская республика около 44 г. до н. э.
Технологии Древнего Рима 1/5. Технологии Древнего Рима 2/5. Технологии Древнего Рима 3/5.
Технологии Древнего Рима 4/5. Технологии Древнего Рима 5/5.
Сексуальная жизнь Древних ч3: Греция и Рим.

Римская республика (лат. Res publica Populi Romani) — древнее государство, существовавшее в Европе, Азии и Африке с 509 по 27 гг. до н. э. со столицей в Риме.

[править] Общая характеристика

В рамках европоцентризма Рим, наряду с античной Грецией, считается основой Западной цивилизации: отсюда идут и латинская культура, и лексика, и название месяцев, и строительство дорог, и основа западного права и т. д. Причина в том, что Рим подчинил себе почти всю Южную Европу. В той же степени Рим может считаться и основой Российской цивилизации, так как оказал культурное влияние через своего преемника — Византию (Восточную Римскую империю).

Главное, что выделяет Рим от прочих государств древнего и античного Мира, — наличие самой совершенной для своего времени армии.

Армия Рима была лучшей не только в силу высокого качества римских воинов и полководцев. Римляне уделяли большое внимание технике — оружию, средствам защиты, военным машинам (метательным и другим), флоту.

Более того, римляне очень большое внимание уделяли устройству лагеря, инженерным работам, снабжению войск, строительству дорог и мостов. В их армии находились врачи.

Всё это позволяло римлянам завоёвывать огромные территории, невзирая на реки, моря, горы, пустыни, леса и т. д.

Революционным было и разделение римлянами армии на малые группы — легионы, центурии, манипулы и т. д. Это увеличило возможность маневрирования войск, увеличило скорость их передвижения и т. д.[1]

Высшая власть в Риме принадлежала Сенату. Он состоял во время Республики от 100 до 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства — магистратов[2].

Высшей выборной магистратурой в эпоху республики в Древнем Риме были

консулы[3].

Римская республика находилась в центре Средиземноморья — в Италии. Столицей её был город Рим. Постепенно Республика подчинила себе почти всю акваторию Средиземноморья: Север Африки, Испанию, Балканский полуостров, Малую Азию, многочисленные острова.

Хозяйство Рима было типичным для античности — рабовладельческий строй: рабы работали в основном в сельском хозяйстве — в латифундиях частных лиц и в государственных землях. Земледелие было основой экономики Римской республики. Рабы были и в городах, где выступали в качестве прислуги[4].

С населения взимались налоги и подати[5].

Действовали законы против роскоши: Закон Клавдия (lex Claudia de nave senatorum) от 218 г. до н. э. запрещал сенаторам и их семьям владеть кораблями вместимостью свыше 300 амфор. Закон Оппия (lex Oppia) от 215 г. до н. э. запрещал римским женщинам иметь больше половины унции золота, носить окрашенную в разные цвета одежду, ездить в повозках по Риму и другим городам и даже вокруг них на расстоянии 1 мили. Был отменен через 20 лет после его принятия, в 195 г. до н. э. благодаря массовым женским выступлениям. Закон о подарках и воздаяниях (lex Cincia de donationibus) от 204 г. до н. э. ограничивал размер подарков от клиента патрону. Закон Гая Орхидия об ограничениях расходов на пиры от 181 года до н. э. и аналогичные ограничивали число гостей при пирах, количество продуктов и т. д.[6]

Важное значение было отведено снабжению Рима и римской армии со стороны колоний, репараций с побеждённых и поставок от «союзников».

Трибун Калпурний Пизон издал закон de pecaniis repetundis для ограждения провинциалов от грабежа и вымогательства правителей.

Трибун Тиберий Семпроний Гракх в 133 г. до н. э. для предотвращения разорения оседлого крестьянства совершил реформу, предложив воспользоваться той частью общественной земли, которая была занята частными лицами на праве владения, а не собственности. За реформу Гракха выступил известный юрист того времени, главный понтифекс Муций Сцевола. Но трибун Октавий наложил на него вето. Комиции же согласились с Тиберием. Октавий был устранен и закон Тиберия был принят народом[7].

До Республики, Римом правили цари,последнего из которых, Тарквиния Гордого свергли в 509 г. до н. э., что и привело к образованию Республики[8][9].

Римская республика стала складываться с образования Латинской федерации и Латинского союза (упразднён в 338 г. до н. э.)[10].

Постепенно Рим расширял своё господство на всю Италию: разбил самнитов, после чего началась война с Пирром, которого позвали на помощь греческие города юга Италии. Пиррова война (280−275 до н. э.) закончилась победой Рима (в союзе с Карфагеном)[11][12]. К 272 году до н. э. были захвачены последние независимые от Рима города Италии — Тарент и Регий.

Экспансия римлян в Сицилию привела к Первая Пуническая война (264−241 гг до н. э.), в которой Риму удалось победить и захватить сицилийские владения Карфагена. Воспользовавшись Восстанием наёмников, римляне в 238 г. до н. э. захватили также Сардинию и Корсику.

Ганнибал Барка попытался взять реванш и начал Вторую Пуническую войну (218−202 гг. до н. э.). Хотя ему удалось нанести римлянам несколько тяжёлых поражений, тем не менее, Римской Республике вновь удалось разбить Карфаген. В результате Рим захватил Сиракузы и Карфагенскую Испанию.

Экспансия Рима на Балканах привела в 215 г. до н. э. к Македонским войнам, которые закончились 148 г. до н. э. полной оккупацией римлянами Греции и южных Балкан, и основанием провинций Македония, Ахея и Эпир[13].

В ходе развязанной римлянами и их союзником Масиниссой в 149−146 гг. до н. э. Третьей Пунической войны, Карфаген был разрушен, а его территории были включены в состав Республики (провинция «Африка»).

В эпоху военного реформатора Мария (ок. 157−86 гг. до н. э.)[14], началась Гражданская война, закончившаяся диктатурой Суллы (83-80 гг. до н. э.)[15].

В ходе войны с Югуртой в 112−105 гг. до н. э. была захвачена Нумидия[16].

На востоке Средиземного моря были захвачены Пергам и Киликия. Это вызвало с 89 по 63 гг. до н. э. войны с Митридатом, царём Понта, в результате которых Сирия, Палестина, Малая Азия стали провинциями Римской Республики[17].

Преследуя Митридат, римский военачальник Луций Лициний Лукулл дошёл до Армении, где победил при Тигранокерте[18][19].

В 67 г. до н. э. Гней Помпей Великий (106−48 гг. до н. э.) выступил в качестве завоевателя Азии, он разбил последние силы Митридата и преследовал его чрез Грузию до Куры. Захватил Иерусалим, разбил Сертория в Испании и Спартака, предводителя восставших рабов в Италии. В результате он стал консулом в 70 г. до н. э., вместе с Крассом. Затем Помпей победил пиратов[20].

После неудач на консульких выборах патриций Катилина попытался поднять популистское восстание против Сената[21], но в декабре 63 г. до н. э. консул Цицерон публично разоблачил конспираторов и тут же добился казни пятерых предводителей без суда.

Возник первый триумвират Юлия Цезаря, Помпея и Красса. Цезарь победил галлов и завоевал Галию и Британию. Цезарь получил фактически единоличное консульство (59 г. до н. э.), а Помпей добился утверждения своих распоряжений и награждения солдат и женился на дочери Цезаря, Юлии. В 58 г. до н. э. Цезарь был назначен губернатором Иллирии, Цизальпинской и Трансальпинской Галлии на пять лет вместо традиционного года. После убытия Цезаря Помпей остался первым по почёту гражданином в Риме, но без реальной власти[22].

После убийства Цезаря возник Второй Триумвират и вскоре произошло падение Республики. Началась новая Гражданская война между Марком Антонием и Октавианом Августом, который стал первым римским императором[23][24].

Римскую республику сменила Римская империя.

  1. ↑ Армия древнего Рима
  2. ↑ Дементьева, В. В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика: Учебное пособие/В. В. Дементьева. — Яросл. гос. ун-т. Ярославль,2004. — 248с.
  3. ↑ Консулы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ Экономика Древнего Рима
  5. ↑ Экономика и хозяйство поздней Римской республики
  6. ↑ Квашнин В.А. Законы о роскоши в Древнем Риме эпохи Пунических войн. — Вологда: «Русь», 2006.
  7. ↑ Г. в ст. П. М. Леонтьева «О судьбе земледельческих классов в древнем Риме» («Отчёт моск. унив.» за 1861 г.).
  8. ↑ Давид Эйдельман «Тарквиний и Лукреция»
  9. ↑ А. В. Коптев — «Изгнание царей и „ритуал перехода“ власти в раннем Риме»
  10. ↑ Немировский А. И. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962
  11. ↑ Битва при Аускуле (Пиррова война) на сайте «Битвы»
  12. ↑ Взаимоотношения Пирра и его союзников в Италии и Сицилии
  13. ↑ Macedonian Wars // Английская Википедия
  14. ↑ Марий Гай
  15. Мартынов А. С. Луций Корнелий Сулла Счастливый: личность в истории. Сайт «История Древнего Рима».
  16. ↑ Sallust, The Jugurthine War.
  17. ↑ Молев Е. А. Властитель Понта. 1995
  18. ↑ Плутарх, «Биография Лукулла»
  19. ↑ Аппиан История Рима: Митридатовы войны
  20. ↑ Плутарх, «Жизнь Помпея».
  21. ↑ Hagen, «Catilina» (Кенигсб., 1854)
  22. ↑ Утченко Сергей Львович Юлий Цезарь, М., 1976.
  23. ↑ Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. — М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1949. — 688 стр.
  24. ↑ Шифман И. Ш. Цезарь Август. — Ленинград: «Наука». 1990

cyclowiki.org

Римская республика и ее империя

Римская республика и ее империя

Историческая формация Римской республики завораживала современников и потомков, правда по совершенно разным мотивам. Прежде всего впечатляют динамика и размах власти, то есть тот факт, что из ничем не замечательной с точки зрения экономического, культурного и военного потенциала республики в период III—II вв. до н.э. образовалось государство, которому удалось достичь власти над всем Средиземноморьем. Во-вторых, импонировала стабильность этого «общинного государства», явно образцовое разрешение конфликтов социальных, выживание после катастрофических военных, будь то вторжение галлов и дальнейшее разрушение «старого» Рима или тяжелое поражение при Каннах в 216 г. до н.э.

В-третьих, Рим превратился в символ республиканских традиций: он стал примером целенаправленной и эффективной организации политически автономной, самоуправляющейся гражданской общины. Конституция Рима, бывшая гарантом легендарной «свободы», считается идеальной. Наконец, в-четвертых, поражает структура римского политического союзничества — дифференцированной системы политического союза, в котором, с одной стороны, признавалось местное самоуправление союзников в тех местах, где власть Рима не была постоянно представлена, с другой, было обеспечено основополагающее политическое главенство Рима, прежде всего мобилизация военного потенциала союзников в интересах Рима.

Эти явные достижения Рима послужили причиной к появлению как в античности, так и в новое время, обсуждений «Причин величия Рима», причем дискуссия однозначно концентрировалась на феномене Римской республики. Уроженец Рудии вблизи Личе Коллабрии поэт Квинт Энний (239—169 гг. до н.э.) цитируется как главный свидетель республиканской эпохи. Энний говорил о себе, что имеет три сердца, потому что владел греческим, оскским и латинским языками. Позже он получил римское гражданство, сначала занимался историей развития Рима, как посторонний, пока наконец не стал рупором римской аристократии. Этот многосторонний и одаренный автор четко сформулировал на все времена представление о Риме. В цитируемом позже Цицероном и Августином изречении, он коротко и ясно заявил: «На древних обычаях и мужах держится Римское государство».

В этой строчке заключена основа самосознания римлян в эпоху классической республики. Эти семь слов четко и ясно передают римское представление о «причинах величия Рима». Однако они требуют краткого пояснения. Поскольку древние обычаи поставлены на первое место, а мужи — на второе, значит, это обратное расположение для всех римлян, а особенно для правящего слоя, было основополагающим.

Как ни в одном другом государстве древнего мира, вклад предков в общее дело используется для легитимизации потомков. Древние обычаи упоминаются в бесчисленных речах как канонизированный пример традиций, они остались в своеобразном ритуале похорон аристократов, когда снова вызывались к жизни великие предки с их почетными знаками отличия; они как бы принимали покойного в свои ряды. Прославлялись не только деяния тех, с кем прощались, но также заслуги и деяния предков. Обычаи предков были по существу добродетелями свободных собственников из старого правящего слоя, которые одновременно выступали как политики и военачальники.

Каноном примерного образа жизни считалось достижение мужских доблестей, сохранение себя как личности, постоянное стремление к славе, дисциплина и строгость, послушание и выдержка, неподкупность и верность, откровенность и, одновременно, молчаливость, готовность вступиться за зависимых людей, за друзей, а потом и союзников. Прежде всего предки отличались благочестием, признанием религиозных и моральных обязанностей. Действовать в соответствии с волей богов было для римлян не только проявлением личной набожности, но и важнейшим политическим достижением их истории, хотя религия во времена Цицерона скорее всего превратилась в идеологию.

В любом случае римляне республики столетиями были убеждены, что их господство соответствует воле богов, той воле, которую они узнавали по различным знакам; наблюдая за полетом вещих птиц, изучая внутренности животных, следя за молниями и другими природными явлениями. Потом умело расшифровывали волю богов и старались ее исполнить. Они полагали, что были обязаны своим господством этому принципу: «следовать воле богов», и поэтому считали великих предков достойными подражания.

Естественно, что уже с давних пор были сделаны попытки объяснить феномен римского могущества. Особенно большое значение имеют соображения Полибия (200—120 гг. до н.э.), потому что наряду с признанием высоких достоинств римских военных, политиков и римского народа он с большой убедительностью подчеркивает, преимущества римской конституции. Она показалась ему крайне стабильным и взвешенным смешением монархических, аристократических и демократических элементов, изобретательной теоретической концепцией.

В новое время тоже было предпринято много попыток напасть на след причин величия Рима. Боссюе, например, считает республиканские добродетели предпосылками достоинств конституции. Монтескье утверждает, что «римляне своими максимами» превзошли все народы. Нибур выделяет отказ римского плебса от сословной борьбы. Моммзен подчеркивает тот факт, что «в пределах римского гражданства не было ни господина, ни слуги, ни миллионера, ни нищего, а одинаковая вера и одинаковые права всех римлян». Р.Хайнце воспринимал римлян, как ярко выраженных «людей власти»; по типологии Шпрангера («Формы жизни»): «Люди власти, как отдельные личности, так и народ в целом, являются признанной силой». Только Фр. Альтхайм, наоборот, выделяет приоритет римской религии и справедливо замечает, что часто цитируемый стих Вергилия

«Ты — римлянин, пусть это будет твоя профессия: правь миром, потому что ты его властелин,

Дай миру цивилизацию и законы, милуй тех,кто тебе покорен, И разбей в войнах непокорных»

призывает не к стремлению к господству, а к «установлению порядка» и выполнению божественной миссии.

Под влиянием новых научных исследований и теорий, а также под влиянием новых общественных идеалов были выработаны другие оценки этого исторического феномена. Как позитивные признаки оценивались образование полностью интегрированного общества, образцовое разрешение социальных конфликтов, а также эффективная целенаправленная организация всей общественной и политической жизни. Способность к интеграции и готовность к ней объяснялись на примере системы римских союзников, плотность «интеграции» которой была впечатляющей.

В настоящее время весьма критически оценивается применение относительно ограниченного инструментария власти Римской республики: гражданского права, колонизации, контрактной системы и мобилизации военного потенциала союзников. Совершенно очевидно, что техника осуществления власти была на удивление развита. Совсем недавно более отчетливо, чем раньше, отмечалось, какие последствия это имело для италийских городов и племен, последствий, которые Моммзен в плену своего восхищения динамичным процессом экспансии обошел молчанием и с которыми он по меньшей мере смирился в соответствии с телеологией «необходимости» единения италийской «нации». Критика экономической и финансовой эксплуатации подвластных Риму регионов не является монополией исторического материализма. На эту тему в последнее время были сделаны точные и конкретные анализы, которые значительно продвинули изучение этого вопроса.

Римское господство, естественно, продолжает оцениваться негативно. С.Пуфендорф и Г.Гердер считают его результатом последовательной агрессивной и деструктивной политики. Вследствие современного опыта на это господство однозначно может быть поставлено клеймо «империализма» и «колониализма». Но отождествлять «величие Рима» с империалистической политикой нельзя. Учитывая это, рекомендуется сначала определить основные черты римского общества, римской конституции, а также римского государства времен республики.

При попытках понять своеобразие Римской республики нужно исходить из однородности ее первоначально аграрного общества. Взаимодействие крупных землевладельцев с огромным количеством мелких крестьян, ремесленников, торговцев определяло экономическую, общественную и политическую жизнь. При этом следует также учитывать семейные связи, власть в семье, клиентелу и государство. Решающим для отношений и структурных элементов римского общества и политики являлось подчинение индивида, а не только рабов своим хозяевам, подчинение жены и детей, даже взрослых и уже женатых сыновей, неограниченной «отцовской власти» главы семьи, подчинение экономически слабых или зависимых, юридически необразованных или неуверенных в себе людей своему патрону в институте клиентелы и, наконец, подчинение отдельных лиц интересам государства.

Эта столь сильно определяемая властными структурами система просуществовала так долго только потому, что не было односторонних злоупотреблений ею или явного самоуправства. Хотя абсолютная власть главы семьи во многих отношениях была санкционирована религией, она тем не менее ограничивалась еще и традициями. От главы семейства времен республики требовалось, чтобы он перед вынесением приговора выслушивал виновного и испрашивал совета членов семьи. Использование совещательного органа, совета, было основополагающей нормой для юридической, военной или политической практики республики. Повседневная жизнь римской семьи, как центральной общественной ячейки, характеризовалась не слепым террором семейного тирана, но совместной жизнью, в которой власть главы семейства была неоспоримой, положение женщины уважалось, и вообще по сравнению с греческими обычаями она пользовалась гораздо большим авторитетом. Причиной этого являлось то, что римлянка во время отсутствия своего мужа, находящегося в походе, управляла домашним хозяйством вместо него.

Если патрон злоупотреблял зависимостью от него клиента, интересы которого он везде представлял, в суде особенно, то он порицался обществом. Конечно, патрон заботился о своих клиентах не из альтруизма, а потому, что его престиж зависел от возможно большего числа клиентов. Эксплуатация была не односторонней: действовали отношения «я даю, чтобы ты дал». В эпоху ранней и классической республики рабы играли только подчиненную роль. Они не имели большого значения, так как потребность в рабочей силе, как правило, удовлетворялось членами семьи и клиентами. Если раб был один или несколько, они полностью интегрировались в семью. Поэтому выдвижение теории о «классовой борьбе» между рабами и рабовладельцами применительно к этой исторической эпохе является ошибочным и непозволительным анахронизмом.

Своеобразие общественных структур можно объяснить тем, что в области политики общепризнанным был авторитет и привилегии правящего слоя, то есть старой аристократии, патрициев, а позже также и «чиновной аристократии». Это продолжалось до тех пор, пока их претензии на власть приносили ощутимую пользу всем гражданам, а политика соответствовала экономическим интересам плебеев. Во всяком случае, как в обществе,так и в политике преобладал аристократический элемент. Римская республика никогда не стремилась к принципам равенства современной демократии.

В римском сенате было сосредоточено большое количество римских аристократов, принадлежность к сенату всегда являлась свидетельством высокого общественного престижа. Власть сенаторов признавалась как политическая компетенция. То, что эта власть предпринимала, считалось легитимным и соответствующим интересам государства. То, что ей противоречило или ее не укрепляло, считалось нелигитимным и бунтарским. В традиционных, отрегулированных формах сенат управлял римской политикой своими решениями и постановлениями.

Исполнительная власть, юрисдикция и военное руководство были в руках немногочисленных магистратов, избиравшихся из господствующих слоев путем народных выборов. В течение всего срока деятельности им предоставлялась неограниченная власть. Только благодаря годичности срока и коллегиальности была пресечена всяческая попытка завладеть долгосрочной единоличной властью: каждая должность как правило давалась на год и как минимум двум равноправным лицам. Власть магистратов была большой, она охватывала как административные, так и военные сферы, поэтому претор, например, мог выполнять функции и судьи, и военачальника. Но фактически эта власть была ограничена в своей компетенции, тесно связана с сенатом и подотчетна ему.

Продуманно организованное правление римской аристократии с самого начала носило антимонархический характер. Понятие «царь» или «тиран» было для нее неприемлемо, республиканский пафос придавал решимость противодействовать любой форме единовластия. Введение должности диктатора, как неизбежной необходимости, только подтверждает это правило. Для римской формы аристократической власти было немыслимо образование центральной бюрократии, «постоянного властного аппарата», хотя в это время процветала бюрократия больших эллинистических царств. Римские сенаторы, как магистраты, выполняли сложные служебные обязанности почти исключительно с личной свитой и персоналом, с друзьями-аристократами и родственниками, с клиентами, вольноотпущенниками и рабами.

Хотя все трудности политики и управления ложились на плечи аристократии, свободные римские граждане тоже не оставались в стороне. На народных собраниях и собраниях центурий, которыми командовали консулы, они имели возможность решать проблемы войны и мира, а также другие важные вопросы, принимать законы, судить политических преступников, а также выдвигать кандидатов в магистратуру. На этих собраниях римский гражданин не имел законодательной инициативы, он мог только соглашаться с внесенным предложением или отклонять его, а также выбирать между официально назначенными кандидатами на должность.

Каким бы ограниченным ни казалось право участия, оно в определенной степени гарантировало открытость важных политических решений. Это право на практике находилось под влиянием личных связей, что вынуждало представителей правящего слоя все время вербовать себе приверженцев и убеждать граждан в необходимости и пользе своих действий. Если плебс был в чем-то убежден, он был готов принести любую жертву для пользы дела. Другими словами, плебс был мобилизован для государства, хотя управление этим государством находилось в руках аристократии.

Нельзя не учитывать, что политика аристократов долгое время удовлетворяла конкретные интересы плебеев. Так как большинство римских плебеев состояло из мелких крестьян, которые на своих крошечных клочках земли вели убогое хозяйство, обеспечение второго и следующих сыновей могло осуществиться лишь благодаря покорению новых земель. Иначе говоря, необходимое воспроизводство общественных и хозяйственных структур было возможно только вследствие насильственного римско-латинского процесса колонизации, который обеспечивал для римской республики внутреннюю стабильность и прочность власти правящего слоя. Возникшее вследствие этого совпадение интересов было более важной движущей силой для римской колонизации, чем все моральные соображения.

В такой же степени, как и в большинстве античных городов, в Римском государстве все важнейшие политические и религиозные акты были связаны с городом Римом. Там почитались боги государства, гадали по ауспициям перед военными походами, там вступали в должность и слагали с себя обязанности магистраты, принимались важные политические решения. Священная граница померий отделяла город от окрестностей, но с самого начала он был тесно связан с сельской местностью. Только она с ее лугами и полями, озерами и лесами обеспечивала существование как правящего слоя, так и плебейского мелкого крестьянства.

К своеобразию римского образа жизни относится то, что уже издавна были фиксированы границы полей и проведены линии, служащие для обмера. Следы их частично сохранились до наших дней. Римляне очень внимательно и настороженно наблюдали не только за небом, но и за своими соседями. Начиная с нападения кельтов в IV в. до н.э., у них выработался защитный инстинкт, менталитет, который возвел в абсолют интересы собственной безопасности. Для профилактики они периодически нападали на соседние племена. Мало-помалу это превратилось в принцип.

Фундаментальное значение для создания и расширения римского владычества имели два понятия римского государственного права: империя и провинция. До сих пор является спорным вопрос, какое фактическое содержание имел термин «империя» в начале республики. Являлась ли она, как утверждал Т.Моммзен, всеобъемлющим полновластием высших магистратов, которые осуществляли как военное, так и политическое руководство. По этой концепции «империя» обозначала совокупность этих компетенций, которые раньше принадлежали царю, а позже — высшим должностным лицам — консулам и преторам.

Словом «провинция» обозначалась конкретная область империи, под которой могла пониматься определенная сфера юрисдикции, например, командование отдельным театром военных действий. Территориальное значение понятия «провинция» относится к более поздним ступеням развития, когда многочисленные римские провинции требовали точного определения. Как в случае со словом «империя», которое при принципате понималось как когерентная Римская империя, а во времена республики относилось к строго ограниченным во времени компетенциям, так и в случае с понятием провинция, которое в процессе развития римской экспансии коренным образом изменило свое содержание.

Начальная примитивная политика Рима с позиции силы хорошо иллюстрируется примером Сицилии, внеиталийской сферы влияния Рима. Римское вмешательство в распри мамертинов в Мессине в 264 г. до н.э. быстро привело к эскалации военных столкновений с Карфагеном, а именно, к продолжавшейся почти два десятилетия I-й Пунической войне, к которой Римская республика вообще не была готова, особенно на море. С царем же Сиракуз, против которого должна была быть направлена римская интервенция, был заключен договор о мире и союзничестве, который в дальнейшем очень пригодился Риму.

На опыте эскалации войны на Сицилии, истощившей Рим, Римская республика, как видно, ничему не научилась. Четыре десятилетия спустя она связала себя обязательствами дружеских отношений с Сагунтом, что на Пиренейском полуострове, чем спровоцировала Баркидов, династии их злейшего карфагенского противника Гамилькара Барки. Это спровоцировало II Пуническую войну (218—201 гг. до н.э.), которая привела город и его союзников на край пропасти.

Эта готовность идти на риск тем более удивительна, что совсем другой противник давно уже представлял для Рима гораздо большую опасность, чем карфагеняне на большом острове, а позже Баркиды в Испании. Процесс экспансии римского владычества и римско-латинской колонизации шел совсем в другом направлении. После нападения кельтов на первом плане стояли верхнеиталийские регионы и задача покорения кельтских племен. Делая вывод из более поздних событий, можно сказать, что римская республика во всех начинаниях, которые касались вне-италийских регионов, будь то Сицилия, Иллирия, Испания, Македония, Греция или Малая Азия и Северная Африка, вызывала события, последствия которых к началу интервенции не были предусмотрены.

Доказательством отсутствия у Рима внешнеполитической концепции является тот факт, что после окончания I Пунической войны на Сицилии не сразу была отлажена эффективная римская администрация вновь приобретенных областей. Первостепенная цель Рима заключалась не в том, чтобы по возможности лучше эксплуатировать новые регионы, а в освобождении Сицилии, а позже Сардинии и Корсики от власти Карфагена. За этим кроется не только абстрактная римская «идеология безопасности», но и горький опыт многочисленных грабежей городов побережья карфагенским флотом во времена последней войны. Прежде всего за этим просматривается своеобразный принцип внешней силовой политики Рима: классическая Римская республика хотела господствовать над своим приграничным пространством, но боялась, однако, брать на продолжительное время власть над этими завоеванными территориями. Так как аристократическая республика не имела управленческого аппарата с долгосрочными функциями, она не могла и думать о том, чтобы взять на себя дополнительно управление большими регионами. Во-вторых, каждый обладатель власти, долгое время управляющий внеиталийскими областями, очень сильно увеличивал там свою клиентелу, что служило угрозой для равновесия римского аристократического общества и его однородности. Тем самым возрастала возможность образования единоличной власти, а в конце концов и монархической. Рим был всегда очень щедр на обвинения в подобных намерениях: подозревался в этом Сципион Африканский, а также Тиберий Гракх и Цезарь.

Итак, ясно, что начало систематической организации внеиталийской сферы господства Римской империи в своей основе было продиктовано военной и политической необходимостью. Очень часто это были импровизации, которые в будущем превращались в долгосрочные решения. Только в 227 г. до н.э. на Сардинии, Корсике и Сицилии были учреждены два претора с военной и административной властью и юрисдикцией. Установлением должностей этих двух провинциальных наместников преследовалась цель обезопасить римское господство от нежелательных для Рима совпадений интересов кельтов и карфагенян.

Обе ближайшие провинции, созданные в 197 г. до н.э. — Испания ближняя и Испания дальняя ~ были наследием II Пунической войны, подобно тому как Сицилия, Корсика и Сардиния — наследием I Пунической войны. Конфликт с Македонией привел к образованию в 148 г. до н.э. провинции Македония, к которой вскоре была присоединена большая часть покоренной Римом Греции. Это являлось следствием войны с Ганнибалом, бывшего союзником Филиппа V Македонского. Поводом для массированной римской интервенции, которая привела к параличу всех эллинистических монархий, послужили попытки македонских и селевкидских владык распространить свою власть на греческие полисы в Греции и Малой Азии.

Последующие образования римских провинций были тоже вынужденными. Возникновение провинции Африка в 146 г. до н.э. явилось неизбежным следствием III Пунической войны (149—146 гг. до н.э.). Образование провинции Азия в 129 г. до н.э. прямое следствие равнодушия владык Пергама, которые по завещанию передали свое царство римлянам, а тот, кто подает пример, всегда находит подражателей. Образование Нарбоннской Галлии в 121 г. до н.э. стало необходимым, когда нужно было обеспечить безопасность коммуникаций из Италии в испанские провинции.

Если учесть все эти даты, факты и взаимосвязи, можно понять, что радиус власти Рима постоянно расширялся дальше, чем может предположить число провинций. Целая сеть договоров о дружбе, клиентские отношения с вождями и царями, дипломатические миссии и «благодеяния» распространяли римское влияние на другие регионы и давали основания и предпосылки для новых вмешательств. Еще со времен первой римской интервенции в Грецию и на эллинистический Восток в начале II в. до н.э. в город Рим хлынули посольства и цари из всего Средиземноморья. Сенату очень нравилась роль постоянного советчика и третейского судьи. Рим превратился в место, где разрешались конфликты государств Греции и Малой Азии, а также Испании и Северной Африки, но только не конфликты собственных провинций. Уже давно стало ясно, что в результате непрямого управления, противоречивости и непродуманности римских решений озлоблялись и ослаблялись даже дружественные государства. Политические и общественные склоки часто приводили к хаотическим отношениям, и Рим был просто вынужден взять на себя управление этими государствами.

Какой бы целенаправленной и прогрессивной ни казалась организация римского союзничества в Италии, какими бы успешными ни были применение римского гражданского права и система римско-латинской колонизации, а также последовательная политика договоров, как инструмента власти и ее укрепления, такими же рудиментарными и неадекватными были основы римской администрации в провинциях. Там не было никакой модели римского господства и управления, которая переносилась бы на вновь обретенные пространства, не было четкой программы расширения римских территорий. По своей структуре и функциям они походили на первые внеиталийские провинции в Испании и Северной Африке, Малой Азии и Нарбоннской Галлии.

Но этот «конгломерат подвластных регионов» (В.Долайм) сдерживался угрозой введения римских легионов, а также заселением или долгосрочным пребыванием там римлян и италиков. Сначала эти замкнутые поселения не играли решающей роли. Но потом десятки тысяч римских ветеранов, торговцев и поселенцев внесли гораздо больший вклад в романизацию провинций, чем римская администрация. Более стабилизирующим римское господство фактором было то, что большие группы высших слоев местного населения становились на сторону Рима, видя в нем гаранта сохранения своих владений и собственности, действуя в своих интересах, они действовали в интересах Рима.

Так как во времена республики в Риме не было постоянного управленческого аппарата и ответственные должностные лица часто менялись, администрация по своей сущности строилась в расчете на личность, а не на региональные интересы. Поэтому личность наместника была важнее, чем все механизмы управления. В длинном ряду римских наместников в провинциях отсутствуют компетентные администраторы, зато есть даже преступные элементы, которые использовали свое положение в разных целях, Должность наместника нередко рассматривалась как шанс для восстановления семейного состояния, пошатнувшегося в результате огромных расходов на политическую карьеру и предвыборную борьбу. В 149 г. до н.э. был учрежден специальный «суд по взяткам». Он должен был препятствовать этим преступлениям, однако остановить их не смог. Сам факт возникновения необходимости его учреждения подтверждает крушение всей системы.

Быстрая смена римских администраторов и наместников в провинциях долго препятствовала проведению единой политики. Но все же отдельные наместники осознали огромные финансовые возможности римских провинций. На Сицилии во время II Пунической войны Марк Клавдий Марцелл, завоеватель Сиракуз, и его преемник Марк Валерий Левин, завоеватель Агригента, обложили налогами завоеванные общины. А в Испании Марк Порций Катон, позже цензор, ярый защитник обычаев предков и чрезвычайно способный экономист, поднял доходы Рима до небывалого уровня и стал примером эксплуатации провинций. Однако этим он спровоцировал ожесточенное сопротивление испанских племен и вождей, которое десятилетиями обременяло республику. Совершенно очевидно, что такая система не могла долго сохраняться и должна была привести к тяжелому кризису даже в самой метрополии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Римская республика

После изгнания авторитарного и властного Тарквиния Гордого в Риме установилось республиканское правление. Римская республика (509 – 27 гг. до н.э.) в своей истории прошла два этапа: так называемой ранней (509-265 гг. до н.э.) и поздней (264-27 гг. до н.э.) республики. Во время ее становления в Риме быстрыми темпами развивалось производство, которое способствовало серьезным социальным сдвигам.

Государственный строй Древнего Рима в этот период сочетал в себе черты аристократические и демократические. Привилегии принадлежали знати — богатой верхушке рабовладельцев.

Правоспособность в Риме имели лишь те, кто обладал свободой, семьей и гражданством. Все население разделялось на свободных и рабов. Первые, в свою очередь, составляли две классовые группы: верхушку богатых рабовладельцев и мелких производителей (ремесленников и земледельцев, к которым примыкали и городские бедняки). Рабы могли принадлежать государству или частным лицам.

Римская республика превратила их в основной эксплуатируемый класс. Источниками рабства были взятые в военный плен, а также начала практиковаться самопродажа. Власть хозяев над рабами не имела никаких ограничений.

По гражданству все свободное население республики делилось на граждан и перегринов (иностранцев). Гражданами становились и вольноотпущенные рабы, но они были ограничены в своих правах.

В конце II -II в. до н.э. возникли привилегированные сословия — это были нобили (богатые патриции и верхушка плебса) и всадники (торговая и финансовая знать, землевладельцы). Участвовать в народном собрании, равно как и занимать госдолжности, могли только домовладыки – главы семей.

Государственный строй Римской республики был таким. Высшими госорганами являлись следующие: Сенат, народные собрания и магистратуры. Народные собрания были трех типов: центуриатные, трибутные и куриатные. Главная роль принадлежала собраниям центуриатным. К середине III в. до н.э. структура собрания претерпела изменения. В них уже были представлены не только аристократы и богатые рабовладельцы, а каждый из разрядов имущих граждан начал выставлять одинаковое количество центурий. В сферу их компетенции входило принятие законов, объявление войн, рассмотрение жалоб по приговорам о смертной казни.

Важно значение в общественно-политической жизни играл Сенат. Хотя формально он был органом совещательным, но в полномочия его входили и функции финансовые, законодательные, по религиозному культу, благоустройству, общественной безопасности и внешнеполитические.

Государственные должности назывались магистратурами. Они делились на обычные (ординарные) с должностями консулов, цензоров, преторов, квесторов и т.д. и чрезвычайные (экстраординарные), создаваемые при чрезвычайных обстоятельствах: войнах, восстаниях и т.д. По предложению Сената назначались диктаторы.

Римская республика опиралась на армию, которая играла особо важную роль в жизни государства. В это время внешняя политика характеризовалась практически непрерывными войнами. Шла борьба с Карфагеном за обладание Западным Средиземноморьем (около 120 лет, с 264 года до н.э. до 146 года до н.э. длились Пунические войны). Также на этот период приходятся войны с Сирией и Македонией. К 146 г. до н.э. Римская республика установила свое господство над всем Средиземноморьем.

Развитие рабовладельческого общества во времена республики привело к обострению его социальных и классовых противоречий. Во II в. до н. э. разразился кризис полисной организации.

Распад республики сопровождался такими событиями, как два Сицилийских восстания рабов и под началом Спартака (74-70 гг.до н.э.), борьбой между крупными и мелкими землевладельцами, революционным движением сельского плебса под руководством братьев Гракхов, Союзнической войной, общеиталийским восстанием против власти Рима, которое закончилось установлением диктатуры Суллы, а затем – Цезаря.

fb.ru

Римская республикa

В период республики организациявласти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства.На протяжении последующих пяти веков существования респуб-лики размеры государства значительно увеличились. Но это почтине отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованноеуправление громадными территориями. Естественно, что такое по-ложение снижало эффективность управления и стало со временемодной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим-ской республике сочетались аристократические и демократиче-ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи- вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотноше-ниях высших государственных органов. Ими являлись народныесобрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-лись органами власти римского народа и были олицетворениемсвойственной полису демократии, не они преимущественно управ-ляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы ре-альной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных со-браний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивав-шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.Правда, их структура с середины ||| в. до н.э. с расширением пре-делов государства и увеличениеж числа свободных изменилась нев их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы-ставлять равное количество центурий — по 70, а общее числоцентурий было доведено до 373.

Но преобладание аристократии ибогатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря-дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря-дов, а неимущие пролетарии, чья численность,значительно возрос-ла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятиезаконов, избрание высших должностных лиц республики (консу-лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалобна приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные со-брания,которые в зависимости от состава жителей триб, участво-вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избиралинизших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-ли жалобы на приговорь~ о взыскании штрафа, Плебейские собра-ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. ониполучили и право принятия законов, что привело к росту их зна-чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результатеувеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра-нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителямотдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, чтопозволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра-Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потерялибылое значение.

Они лишь формально вводили в должность лиц,избранных другими собраниями, и в конце концов были замененысобранием тридцати представителей курии — ликторов. Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-ренести его на другой день.

Они же председательствовали в собра-нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование поним было открытым и только в конце республиканского периодабыло введено тайное голосование (участникам собрания раздава-лись специальные таблицы для голосования).

Важную, чаще всегоопределяющую роль играло то обстоятельство, что решения цен-туриатного собрания о принятии законов и избрании должностныхлиц в первый век существования республики подлежали утвер-ждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. ‘это правило былоотменено, сенат получил право предварительного рассмотрениявопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактическинаправлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской респуб-лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри-цианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличеносначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж-ностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриями тр~бам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило,высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-шинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его поста- новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель- ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат- ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон- тролировалось иабрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се- ната находилась казна государства.

Он устанавливал налоги и оп- ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановленйя по общественной безопасности, благоус- тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне- политические полномочия сената. Если войну объявляло центури- . атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределяллегионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайныхобстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.)сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные долж-ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенныепринципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-венность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатны-ми или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не могпревышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра-туры были коллегиальными — на одну должность избералосьнесколько человек (диктатор назначался один).Но специфика кол- легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог- ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде- ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе- риода, стали источником. значительных доходов.

Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте- чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен- ности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим- ской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую (~гпрепыт) и общую (ро1ея1ая). В ~трепыт включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их испоЬнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам.

Дик- татор имел «высочайший империум» (яыттпыт )трепыт), вклю- чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (тпа]ыя ~трегШт) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (ипре- пцтп пипця) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть ро1ез1ая принадлежала всем магистратам и включала в себя правр отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра- ординарные, (чрезвычаййые). К ординарным магистратурам отно- сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов

И Д~.

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма- гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су- щественными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине 1Ч в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре- тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж- дан (городской претор), а другой — дела с участием иностранцев(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось довосьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам идля составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенцииотносилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (подконтролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концуреспублики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали заобщественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-вывали празднества и зрелища. Коллегии «двадцати шести мужей» состояли из двадцати шестичеловек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебнымиделами.

mirznanii.com

РИМ, ДРЕВНИЙ: РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА — Словарь Кольера — Русский язык

РИМ, ДРЕВНИЙ: РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

К статье РИМ, ДРЕВНИЙ

Ранняя республика и завоевание Римом Италии (500-265 до н.э.). Ранней республике пришлось преодолевать тяжкие испытания, угрожавшие ей как изнутри, так и извне. В самом Риме плебеи выступали за политическое равноправие и улучшение своего экономического положения, используя в борьбе за эти права свою незаменимую роль в армии. На протяжении 5 в. римлянам и латинам пришлось отстаивать свое право на существование в борьбе с чужеземными захватчиками, а в 4 и 3 вв. Рим уже утверждал свое главенство в Италии в войнах с горскими племенами самнитов, обитавшими к юго-востоку от Рима, и с греческим царем Пирром.

Патриции и плебеи. После изгнания царей, традиционно датируемого 509 до н.э., высшая власть в Риме перешла к должностным лицам, называемым консулами. Обычно консулов было двое, центуриатные комиции избирали их из числа патрициев сроком на один год. Власть консулов была ограничена как краткостью пребывания на посту, так и правом каждого из консулов наложить вето на решение коллеги.

Плебеи были крайне недовольны тем, что патрициям принадлежало исключительное право становиться консулами и занимать другие посты. Наконец, в 493 до н.э. суровость долгового законодательства привела к тому, что плебеи вооружились и вместе с семьями удалились из города (такая форма протеста была названа «сецессией», т.е. уходом, в истории Рима их было по крайней мере пять). В результате плебс добился введения должности защищавших его интересы народных трибунов. Личность народного трибуна была священна, он имел право налагать вето на любое решение, кроме решений чрезвычайных правителей. Вскоре число народных трибунов достигло десяти, а после 471 до н.э. они, сделавшись председателями трибутных комиций (плебейских собраний), превратились в вождей плебса и выразителей его интересов. Другим поводом для недовольства плебеев было нежелание патрициев записать и обнародовать действующие законы. После бурных выступлений в 451 до н.э. патриции лишились значительной части своей правовой монополии, когда к кодификации приступила комиссия децемвиров (лат. «десять человек»). В 451-449 до н.э. децемвиры составили свод законов, названный XII таблицами. XII таблиц были выставлены на форуме, чтобы каждый мог с ними ознакомиться. Запрет на межсословные браки оставался в силе, но был отменен в 445 до н.э., а в 444 до н.э. благодаря учреждению должности военных трибунов с консульскими полномочиями, избиравшихся время от времени вместо консулов, плебеи были допущены к ключевым постам в государстве.

Число нуждающихся плебеев оставалось весьма значительным, хотя время от времени их положение облегчалось списанием долгов и улучшалось раздачей земли, захваченной в войнах. Особенно значительной была раздача 387 до н.э., когда земли покоренного этрусского города Вейи были распределены между четырьмя новыми трибами римских граждан. Обратить человека в рабство за долги можно было вплоть до 332 до н.э.

Бурление в обществе, вызывавшееся как политическими, так и экономическими причинами, продолжалось свыше ста лет. Конец ему положила победа народных трибунов Лициния и Секстия, которым удалось в 367 до н.э. добиться допуска плебеев к должности консула. Одновременно они добились ограничения размера участка общественной земли (ager publicus), находившегося во владении одного лица, и провели постановление о списании долгов. Вскоре для плебеев открылись и другие должности: в 366 до н.э. — курульного эдила, осуществлявшего функции попечителя в различных сферах гражданской и религиозной жизни, от контроля мер и весов до ремонта храмов и устройства общественных игр; еще через десять лет — должность диктатора, верховного правителя во время чрезвычайного положения. К должности цензора, в

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Словари → Русский язык → Словарь Кольера


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РИМ, ДРЕВНИЙ: РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


slovar.cc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *