На пленке — Восточный фронт

Зафиксированные на пленке, эти частные свидетельства войны десятилетиями пылились в частных архивах

Mein Krieg (My Private War) (1990)

Вероятно, первой ласточкой в серии подобных видеооткровений был фильм «Моя война», снятый в начале 90-х. Двое режиссеров, Харриет Эдер и Томас Куфус, нашли 6 стариков-ветеранов германо-советского фронта. Из этих шестерых — несколько пехотинцев, артиллерист, врач, солдат авиачастей.

По состоянию на 1990 год им всем было где-то за 70, то есть самый закат жизни, однако они были еще бодры, в сознании и доброй памяти. Всех шестерых, помимо службы в одной армии, объединяло то, что они брали с собой видеокамеру; притом только один из них впоследствии стал военным корреспондентом. Остальные же, снимая любительское кино, ими не являлись.

В 40-е это увлечение не было столь распространенным: фотоаппараты в Европе имели довольно широкое хождение (именно поэтому доступно такое количество частных фотографий, сделанных солдатами вермахта), но с кинопленкой мало кто имел дело, как по причине дороговизны, так и из-за труднодоступности самой пленки, тем более в условиях фронта.

Фильм сделан по принципу «ничего лишнего»: процентов 70 от общего экранного времени — это отснятый этими бойцами материал, оставшиеся 30 — их актуальные комментарии и рассуждения о войне в целом. Темы не то чтобы конкретные, скорее о войне в общем: первое боевое крещение, отношение к противнику, чувства, мысли и настрой того времени, переосмысление себя после войны, частная рефлексия.

Персонажи разные, разное и их отношение к своему прошлому. Один почти прямо сказал, что участвовал в расстреле группы гражданских лиц, среди которых, предположительно, были артнаводчики, и рассуждал о «звероподобности» русских. Второй в плену переосмыслил свое прошлое, а сомнения в правильности войны у него еще тогда появились. Третий вообще войну воспринимал как фон, ему просто путешествовать, видимо, интересно было. Четвертый просто воевал, потому что «так было надо».

Особую ценность представляет визуальный ряд, в который вплетено некоторое количество цветных кадров. Тут и пресловутая муштра в тренировочном лагере, со всеми «лечь-встать», и Польша с разрушенной Варшавой, и вторжение в СССР с кучами сожженной техники. Хватает кадров, отражающих окопный быт, есть поездка в отпуск, снят госпиталь… Сильно отличается от вылизанных кадров «Вохеншау», с бодрыми и улыбающимися лицами.

Что хорошо: ведущие вообще никак не навязывают свое мнение, буквально два-три вопроса они задают в интервью, а все остальное — беспрерывный поток сознания этих операторов-солдат. Никакой тревожной музыки, никаких комментариев замогильным голосом. Зритель и так все поймет.

Фильм доступен на русском языке.

Mit der Kamera nach Stalingrad. Filmtagebücher deutscher Soldaten 1941/42 (2009)

«С камерой на Сталинград», или немецкая катастрофа 6-й армии в развитии. Компоновка фильма несколько отличается от предыдущей ленты. Если там нам показывали прямую речь, и на ее фоне уже шли кадры, то тут, скорее, центром является именно отснятый материал.

Пять немецких ветеранов 29-й пехотной дивизии (моторизованной) сидят и комментируют то, что открывается взгляду зрителя на экране. «Он кидает гранату… Вот мертвый русский солдат, а вот еще один мертвый русский солдат… Вот пленные…», — и так далее на протяжении всего фильма, несколько в стиле Капитана Очевидность. Так или иначе, зритель может проникнуть в мировоззрении говорящих, которое они отражают через свои комментарии. В этом смысле очень показательны моменты, где один из бойцов рассуждает о партизанах и комиссарах. В фильм вошла часть съемок Гетца Хирт-Ригера (см. ниже), который служил в 20-й танковой дивизии в 1941–1942 гг.

Ведущие в фильме отсутствуют, есть лишь старые голоса комментаторов.

Как и в предыдущем случае, в самих кадрах боевые действия не занимают центрального места: все так же много времени уделено быту, маршам, стоянкам и т.п. Быть может, самый запоминающийся момент в фильме: один из комментаторов увидел могилу своего ротного и расплакался прямо на записи. Заканчивается фильм боями внутри города, однако само окружение и зимний разгром не показаны. Им было уже не до съемок, да и даже без этого впечатление вполне комплексное. «Всё понятно».

Фильм доступен на немецком языке: даже несмотря на отсутствие субтитров, с базовыми лингвистическими познаниями вполне можно смотреть.

Mit der Kamera an der Ostfront. Private Filmaufnahmen eines deutschen Kriegsberichterstatters (2010)

Главный герой этого фильма, Гетц Хирт-Ригер, профессионалом киносъемки не был, но это только поначалу. Фиксируя на свой «Кодак» все, что видел, он оставил для истории одни из самых известных и широко используемых в современной немецкой документалистике кадров, как черно-белых, так и цветных.

Краткая биография этого оператора такова. Изначально он по трудовой повинности попал в Reichsarbeitsdienst (RAD). Позже оказался в 20-й танковой дивизии, с которой был под Москвой. В 1943 г. его талантам нашлось применение: пройдя спецшколу, он стал кинооператором «Вохеншау». Однако, даже присоединившись к корпусу видеопропагандистов, Хирт-Ригер продолжил снимать на частную камеру. Был одним из участников фильма «Моя война», часть отснятого материала показали еще тогда. Другая часть вошла в предыдущую ленту про Сталинград, а уже позже все вышло отдельно и аж в целых трех частях.

Самой интересной частью мне лично показалась первая: где-то процентов 60 снято в цвете, показаны RAD, учебка, оккупированная Польша, начало войны в СССР, наступление на Москву. Во второй и третьей части лишь изредка мелькают врезки в цвете. В третьей части интересны съемки из Румынии.

Фильм доступен на немецком языке с русскими субтитрами.

warspot.ru

С камерой по восточному фронту 1939-1944 (Германия, Гетц Хирт-Ригер

«С камерой по восточному фронту» — это личные 16-мм киноплёнки немецкого репортера, переведённые в «цифру».

Он снимал свои кино-зарисовки будучи официальным оператором еженедельника «Wochenschau», готовившего со своей камерой материалы для отдела кинопропаганды и… для себя. У вас есть возможность посмотреть его личные записи — многие из которых отсняты в цвете…

Доп. информация по фильму:Выражение «Embedded journalists» можно перевести приблизительно так — «внедрённые» в боевое подразделение журналисты, которые сообщают с передовой о делах на фронте и результатах похода. Это понятие не является каким-то изобретением современности. Уже во Второй Мировой войне было примерно 300 так называемых «военкоров», которые вели съемки на всех участках фронта и создавали репортажи для „Немецкого киножурнала» по поручению Имперского министерства Народного просвещения и пропаганды.
Так как многие сюжеты снимались при драматических обстоятельствах и в непосредственной зоне боевых действий, больше чем одна треть всех операторов фильмов оплачивала добытый материал своей жизнью.




Одним из таких кинооператоров был Гетц Хирт-Ригер, который был совсем юным восторженным юношей и непрофессиональным режиссёром. Куда бы он только не попадал, он всегда имел при себе камеру и запас кассет фирмы «Кодак» в пленках, которые всегда находили место в его полевом багаже. Из-за своего особенного таланта (обучался Гетц в Берлине как режиссёр документальных фильмов) он был откомандирован на восточный фронт как солдат Вермахта. Здесь он снимал свои сенсационные репортажи, вёл частично цветные съёмки продвижения Вермахта на Москву, сражения за Орёл, ход грандиозной танковой битвы под Курском, Кубанская операция и фронтовые зарисовки на Днепре. Он снимал оборонительные позиции дружественных частей румын на Чёрном море, присоединялся к разведгруппе идущей вглубь обороны советских войск и пережил кровавую бойню в пригородной зоне Яссы и Кишинёва, где погибло или попало в русский плен примерно 250.000 немецких солдат.

И ещё: то, что едва ли кто знал — Хирт-Ригер почти всё время снимал двумя камерами. Одной камерой он вёл официальные съёмки, а своей личной кинокамерой всё то, что не находило официального признания и не показывалось в „Немецком киножурнале»: незамаскированная жизнь немецких солдат на кровавой войне. Гетц Хирт-Ригер стал таким образом невольным летописцем тех давних событий. Его личные киноплёнки, которые, невзирая ни на что, пережили войну, относятся к самым важным сокровищам документальных лент времён Третьего Рейха.


voenhronika.ru

Война глазами оператора «с той стороны»

Не знаю как вам, мои дорогие друзья и читатели, лично мне всегда было интересно знать, как видит и оценивает противник различные события. Ну не интересно мне знать только одну точку зрения. Вторая мировая война не исключение. Да, я притащила снова документалистику.)

Ролики длинные, каждый по часу, но лично мне было интересно их посмотреть, тем более, что данные отснятые кадры считаются ценными и относятся к сокровищам документалистики времён Третьего Рейха. Поэтому тех, кого напрягает тема Третьего Рейха, прошу пройти мимо, ибо нервы надо беречь. Ну а те, кому действительно интересно, идите под кат и смотрите фильм немецкого кинооператора Гетца Хирт-Ригера «С камерой по восточному фронту». Период охвачен с 1939 по 1944 годы.

Гетц Хирт-Ригер будучи официальным оператором еженедельника «Wochenschau», готовил материалы для отдела кинопропаганды и… для себя. Да, оператор почти всё время снимал двумя камерами. Одной камерой он вёл официальные съёмки, а своей личной кинокамерой всё то, что не находило официального признания и не показывалось в „Немецком киножурнале». Данный фильм как раз включает его личные записи. Интересно, что многие из кадров отсняты в цвете…

Хирт-Ригер был откомандирован на восточный фронт как солдат Вермахта. Здесь он снимал свои репортажи, снимал продвижения немецких войск на Москву, сражения за Орёл, ход танковой битвы под Курском, Кубанскую операцию и фронтовые зарисовки на Днепре. Он снимал оборонительные позиции дружественных частей румын на Чёрном море, присоединялся к разведгруппе идущей вглубь обороны советских войск и пережил кровавую бойню в пригородной зоне Яссы и Кишинёва… В фильм были включены также кадры, отснятые товарищами Гетца.

И знаете, что меня больше всего удивило, это в кадрах нет истерии, немцы без стыда описывают своё, достаточно грамотно спланированное отступление: тихо, главное, чтобы русские не заметили…

Озвучка, как я понимаю, современная.

tvsher.livejournal.com

Mein Krieg. Mit der kamera

Материал от sogenteblx

sogenteblx: посмотрел любопытный фильм «Моя война», снятый немцами в начале 90-х.

Двое режиссёров нашли 6 стариков, ветеранов Восточного фронта; среди прочих, пехотинцы, артиллерист, врач, солдат авиачастей. Им всем тогда было где-то за 70, т.е. ещё бодры, в сознании и доброй памяти. Все шестеро таскали с собой кинокамеру, не будучи военкорами, что по тем временам было очень редким явлением. У военнослужащих вермахта было достаточно фотоаппаратов, а вот с киноплёнкой мало кто дело имел.

Фильм сделан по принципу «ничего лишнего»: процентов 70 от общего экранного времени — это отснятый этими бойцами материал, оставшиеся 30 — их актуальные комментарии и рассуждения о войне в целом. Темы не то чтобы конкретные, скорее, о войне в общем: первое боевое крещение, отношение к противнику, чувства, мысли и настрой того времени, переосмысление себя после войны.

Персонажи разные. Один почти прямо сказал, что участвовал в расстреле в группы гражданских, среди которых, предположительно, были артнаводчики, и рассуждал о «звероподобности» русских. Второй в плену переосмыслил своё прошлое, а сомнения в правильности войны у него ещё тогда появились. Третий вообще войну воспринимал как фон, ему просто путешествовать, видимо, интересно было. Четвёртый просто воевал, потому что так надо было.

И ценные плёнки, конечно, среди которых хватает цветных кадров. Пресловутая муштра в тренировочном лагере, со всеми «лечь-встать»; Польша, с разрушенной Варшавой; вторжение в СССР, кучи сожжённой техники; окопная бытовуха, отпуск, госпиталь… Сильно отличается от вылизанных кадров «Вохеншау».

Ведущие вообще никак не навязывают своё мнение, буквально два-три вопроса они задают в интервью, а всё остальное — беспрерывный поток сознания этих операторов-солдат. Никакой тревожной музыки, никаких комментариев замогильным голосом. Зритель итак всё поймёт.
Смотреть здесь.

Оказывается, было ещё несколько фильмов, посвящённых частным съёмкам, сделанным солдатами вермахта. Все они пересекаются.


Mit der Kamera nach Stalingrad. Filmtagebücher deutscher Soldaten 1941/42 (2009).

«С камерой на Сталинград». Пять немецких ветеранов 29-й пехотной дивизии (моторизованной) сидят и комментируют то, что открывается взгляду зрителя на экране. «Он кидает гранату… Вот мёртвый русский солдат, а вот ещё один мёртвый русский солдат… Вот пленные…» и так далее на протяжении всего фильма, несколько в стиле капитана Очевидность. Так или иначе зритель может узнать о мировоззрении говорящих, которое они отражают через свои комментарии (например, о партизанах или комиссарах). В фильм вошла часть съёмок Гётца-Хирт Ригера (см. ниже), который служил в 20-й танковой дивизии в 1941-1942 гг.

В самих кадрах боевые действия не занимают центрального места: много времени уделено быту, маршам, стоянкам и т.п. Самый запоминающийся момент в фильме: один из комментаторов увидел могилу своего ротного и расплакался.
Перевода на русский нет. Смотреть здесь, скачать здесь.


Mit der Kamera an der Ostfront. Private Filmaufnahmen eines deutschen Kriegsberichterstatters (2010).
Гётц Хирт-Ригер поначалу профессионалом не был, снимая на свой «Кодак» всё, что видел. Попал в RAD, позже оказался в 20-й танковой дивизии, с которой был под Москвой. В 1943 г. его талантам нашлось применение: стал кинооператором «Вохеншау», но продолжал снимать на частную камеру. Был одним из участников фильма «Mein Krieg», часть там показали; часть вошло в предыдущую ленту, а потом всё вышло отдельно и аж в целых трёх частях.

Самой интересной частью мне лично показалась первая: где-то процентов 60 снято в цвете, показан RAD, учебка, оккупированная Польша, начало войны в СССР, наступление на Москву. Во второй и третьей части лишь изредка мелькают врезки в цвете. В третьей части интересны съёмки из Румынии.

Смотреть можно тут (1, 2, 3), субтитры там присутствуют, скачать здесь.

Из всех трёх фильмов самым интересным показался первый.

skaut-67.livejournal.com

Топ 10 | Документальные фильмы о Великой Отечественной Войне

10 Три года до осени

  • Год: 2014
  • Режиссер: Светлана Бокова
  • Страна: Россия
  • Хронометраж: 132 мин.

В истории Великой Отечественной войны есть много прославленных битв, о которых знают даже школьники. Но некоторые военные операции незаслуженно остаются в тени. Одной из таких кампаний стали бои за Кольский полуостров. Мурманск и Архангельск были стратегическими портами, которые ни в коем случае нельзя было отдать врагу. Совместный русско-норвежский проект расскажет о том, каким трудом это далось.

9 Операция «Послушники»

  • Год: 2013
  • Режиссер: Екатерина Кругликова
  • Страна: Россия
  • Хронометраж: 45 мин.

В тяжелые годы войны у религии появилась особая роль. В страхе за будущее и своих близких все больше людей искали духовного укрепления в церкви. Сталин прекрасно понимал сложившуюся ситуацию, гонения на верующих значительно ослабли. Но мало кто знает, что духовенство помогло армии не только словом, но и делом, выступив в роли контрразведки. Информация об этой уникальной операции была рассекречена совсем недавно.

8 Битва за Россию

  • Год: 1943
  • Режиссер: Фрэнк Капра, Анатоль Литвак
  • Страна: США
  • Хронометраж: 83 мин.

Трудно поверить, но один из лучших фильмов о защите русской земли был создан в США. Наши тогдашние союзники сняли целый цикл под названием «Почему мы сражаемся», в котором СССР получил значительное внимание. Авторский коллектив предельно емко описал богатство 1/6 части суши, мужество ее солдат и те потери, которые понесла далекая огромная страна в борьбе с фашизмом. Кинолента вместе с остальными частями документального сериала заслужила премию «Оскар».

7 С камерой по восточному фронту

  • Год: 1939
  • Режиссер: Гетц Хирт-Ригер
  • Страна: Германия
  • Хронометраж: 168 мин.

Военкор – профессия легендарная. Многие советские фронтовые корреспонденты вписали свое имя в историю великой войны, не все из них дожили до победы. У немцев тоже были свои журналисты на передовой, работавшие на Имперское министерство пропаганды. Один из них помимо рабочего материала оставил много личных видеозарисовок об армии Третьего рейха. Вместе с комментариями автора они дают полное представление о войске, пытавшемся захватить Советский Союз.

6 Блокада

  • Год: 2005
  • Режиссер: Сергей Лозница
  • Страна: Россия
  • Хронометраж: 52 мин.

Можно сделать тысячу документальных фильмов, наполнить их рассуждениями историков и свидетелей тех событий, но лучшим способом передать атмосферу останется лаконичная хроника. Режиссер Сергей Лозница собрал уникальный материал, снятый несколькими десятками военных операторов, отреставрировал и смонтировал из него концентрированный видеоряд о жизни осажденного Ленинграда.

5 Великая война. Курская дуга

  • Год: 2010
  • Режиссер: Анна Граждан, Валерий Бабич
  • Страна: Россия
  • Хронометраж: 50 мин.

В 2010 году к юбилею Победы Первый канал выпустил документальный цикл о ключевых событиях Великой Отечественной войны. Не обошли стороной и главное танковое сражение 1943 года. Получился подробный рассказ о развитии событий, героях и, конечно, технике, участвовавшей в той битве.

4 Великая война. Оборона Севастополя

  • Год: 2010
  • Режиссер: Анна Граждан, Валерий Бабич
  • Страна: Россия
  • Хронометраж: 50 мин.

В начале войны Крым фигурировал в первостепенных планах Гитлера. Однако фюрер не представлял, сколько проблем ему на самом деле доставит этот полуостров. Авиация и флот, базировавшиеся в Севастополе, заставили немецкое командование перебросить дополнительные силы для овладения этой укрепленной военной базой. Защитники города отчаянно сопротивлялись 7 долгих месяцев. Документальный фильм Первого канала расскажет, как это происходило.

3 Великая война. Битва за Берлин

  • Год: 2010
  • Режиссер: Анна Граждан, Валерий Бабич
  • Страна: Россия
  • Хронометраж: 50 мин.

Берлин оказался в окружении. Конец Третьего рейха был очевиден, но немецкая армия упрямо продолжала сражаться. Советским войскам предстояло сокрушить врага в самом сердце его страны – рейхстаге. Красная армия шла к этой цели, борясь за каждую улицу. До конца войны оставалась одна неделя.

2 Сталинград

  • Год: 1943
  • Режиссер: Леонид Варламов
  • Страна: СССР
  • Хронометраж: 75 мин.

Это фильм вышел буквально через месяц после освобождения города. Режиссер Леонид Варламов собрал фронтовые кинохроники и создал цельное повествование о великом сражении, начиная с его первых дней. После смерти Сталина киноленту затронул процесс развенчания культа личности, на какое-то время «Сталинград» оказался под запретом.

1 Обыкновенный фашизм

  • Год: 1965
  • Режиссер: Михаил Ромм
  • Страна: СССР
  • Хронометраж: 130 мин.

Классика советской документалистики, одинаково впечатлявшая и критиков, и простых зрителей. Михаил Ромм не останавливался на полумерах. Он соединил трофейные хроники о становлении и расцвете Третьего рейха вместе с материалами антифашистских организаций, собиравших данные о жертвах режима. Получившийся контраст никого не оставит равнодушным.

Комментарии:

Добавить комментарий

pooha.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *