Как утилизируют атомные подводные лодки
Далекий северный город Северодвинск, расположенный в европейской части России, известен как колыбель атомного кораблестроения России. На предприятии «Севмаш», которое находится в материковой части города, за полвека было построено около 165 подводных лодок. Из них 128 – атомные.Многие из этих подводных лодок здесь же, в Северодвинске, заканчивали свой век. На соседнем с «Севмашем» предприятии «Звездочка» были утилизированы 44 атомные подводные лодки. Операция по утилизации АПЛ и надводных кораблей с атомным сердцем — это отдельная, сложная с инженерной точки зрения операция.
Взят у kuleshovoleg в Об утилизации атомных кораблей — из первых уст
В стране не так много предприятий, которые способны проводить данные работы. О том, как она происходит, и для чего кораблям необходима эта процедура, мы попросили рассказать начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий Научно-исследовательского проектно-технологическое бюро «Онега» (НИПТБ «Онега») Сергея Добровенко.
2.Сергей Добровенко / НИПТБ «Онега»
— Сергей Вячеславович, расскажите нам о себе. Давно ли Вы связаны с кораблестроением? Чем занимаетесь в НИПТБ «Онега»?
— С кораблестроением связан со времен Севмашвтуза (ныне – ИСМАРТ САФУ). Я там учился и одновременно работал по системе «завод-втуз» на судоремонтном предприятии «Звездочка» сборщиком корпусов металлических судов в цехе № 15. По окончании учебы, в 1996 году, устроился на работу в НИПТБ «Онега». Начинал с инженера-технолога. Сейчас занимаю должность начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий.
Наш отдел разрабатывает технологии ремонта корпуса, корпусных конструкций и покрытий. Кроме того, одно из направлений деятельности НИПТБ «Онега» – разработка технологий утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, а также судов атомного технического обеспечения. В основном, это работы, связанные с разрезкой корпусных конструкций и демонтажом систем и оборудования.
Мы занимаемся разработкой всевозможных технологий по разрезке корпусов, металлических конструкций, процессу демонтажа корпусных конструкций, формированию блоков реакторных отсеков.
3. Установленная как памятник рубка от атомной подводной лодки проекта 667АТ
— Вы упомянули о работе на «Звездочке». На каком заказе начинали работать? Так сказать – Ваш первый корабль
— Если говорить о первом корабле, на котором работал, то это была «Груша», проект 667АТ. На ней я занимался ракетными нишами. А если говорить о разрезке, то первый корабль, в утилизации которого я принимал участие, это «азуха» — атомная подлодка проекта 667А.
4. Атомная подводная лодка К-222 (Проект 661 «Анчар») перед утилизацией / Центр судоремонта «Звёздочка»
— Давайте перейдем к главному вопросу. Что из себя представляет процесс утилизации?
— Утилизация атомной подводной лодки и утилизация надводного корабля отличаются друг от друга, но суть, тем не менее, одна и та же. Для начала разрабатывается так называемый комплект проектно-организационной документации по утилизации корабля, в который входит определенный объем документов, необходимый и достаточный для приведения лодки в безопасное состояние и формирования реакторного отсека. Эти документы согласовываются с соответствующими надзорными органами и заинтересованными организациями.
Далее следуют несколько этапов:
Процесс утилизации начинается с вывода корабля из эксплуатации. Флот передает корабль промышленности. Разрабатывается комплект документов, согласовывается, утверждается, получает экспертные заключения надзорных органов, и только после этого начинается процедура физической утилизации. Корабль поступает на предприятие, которое будет проводить работы по утилизации. Становится к причальной стенке. В том случае, если на нем находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), оно выгружается на береговых комплексах выгрузки ОЯТ. Реактор приводится в безопасное состояние.
5. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР) / Центр судоремонта «Звёздочка»
После выгрузки ОЯТ начинается физическая разделка корабля. Частично конструкции демонтируются на плаву для того, чтобы разгрузить доковый вес заказа, а также ускорить процесс утилизации. После разгрузки корабль ставится на твердое основание: в плавдок, док-камеру или на стапель. После того, как корабль поставлен на доково-опорное устройство, начинается процесс демонтажа корпусных конструкций, систем и оборудования. ОЯТ выгружается, затем на спецэшелоне отправляется на предприятия-переработчики, такие как «Маяк». Радиоактивные отходы, образующиеся при этом, остаются на предприятии и подлежат переработке или временному хранению.
6. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР)
Первым делом демонтируются корпусные конструкции, такие как надстройка корабля или рубка подводной лодки. Они крупными секциями выгружаются с заказа, затем разрезаются на транспортные секции, после чего перевозятся на участки разделки металлолома и оборудования, где данный габаритный лом отгружается на металлургические комбинаты.
7. Процесс утилизации атомной подводной лодки / Центр судоремонта «Звёздочка»
В процессе утилизации с корабля выгружается все оборудование, которое тоже разделывается на специализированных площадках, или его забирают себе на разделку специализированные предприятия. Металлолом разделяют по различным маркам и тоже сдают на предприятия-переработчики.
8. Метал, который остался от утилизации атомной субмарины, в дальнейшем уходит на переработку / Центр судоремонта «Звёздочка»
Также при утилизации образуется большое количество различных токсичных промышленных отходов: остатки лакокрасочных, резиновых и прочих покрытий, отделки судовых помещений и т.п., которые подлежат переработке или отправляются на захоронение на полигон.
9. Формирование трёхотсечного блока атомной подводной лодки К-222 (Проект 661 «Анчар») / Центр судоремонта «Звёздочка»
После того, как носовой и кормовой блоки АПЛ утилизированы и переработаны, начинается формирование реакторных блоков. На судостроительных предприятиях их формируют в трехотсечные блоки — реакторный отсек и два дополнительных отсека по бокам, так называемых поплавка, которые обеспечивают положительную плавучесть этого блока. После формирования блоки буксируют в пункты длительного хранения реакторных отсеков, где отсеки-поплавки отрезают и оставляют отсек с реактором на хранение.
10. Трёхотсечный блок атомной подводной лодки во время перевозки к пункту долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ
11. Пункт долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ
— Вы рассказали про утилизацию подводных лодок. А как обстоят дела с утилизацией крупных надводных кораблей, таких как ССВ-33 «Урал», корпус которого до сих пор не утилизирован, но вся надстройка спилена. Какие-то сложности?
— Работы по утилизации «Урала» до сих пор ведутся. Они идут медленно из-за отсутствия финансирования. Также длительное время разрабатывался проект по утилизации этого корабля, и долгое время решался вопрос по варианту формирования реакторного отсека.
Так как у таких кораблей массогабаритные характеристики значительно выше, чем у атомных подлодок, был принят такой вариант утилизации — демонтируются конструкции надстройки до верхней палубы, а затем из реакторного отсека выгружается реактор, который помещается в спецупаковку. В случае необходимости корабль разрезают на две части для того, чтобы можно было его поставить на твердое основание.
12. Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» / Википедия.
— А когда начнется утилизация «Кирова»?
— На сегодняшний день НИПТБ «Онега» разрабатывает комплект документов по его утилизации. Согласуем его, и далее, насколько я знаю, финансирование работ будет производиться на деньги Госкорпорации «Росатом». Насчет сроков неизвестно, это зависит от тендера, но, скорее всего, начало утилизации будет положено в следующем году.
13. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров».
— Весной на портале госзакупок появилась запись о проведении тендера на демонтаж крышек шахт с атомной подводной лодки ТК-17 «Архангельск» (проект 941). Сообщалось о начале работ в августе этого года. Началась ли какая работа в этом направлении?
— Честно говоря, не обладаю такими сведениями. Но, наверное, начнут в ближайшее время. Если речь идет о демонтаже крышек, то это будет так называемая процедура по договору СНВ — демонтаж крышек и приведение в безопасное состояние пусковых установок. Считаю, что эта работа несложная, и будет сделана быстро.
14. Атомные подводные лодки проекта 941 в ожидании утилизации.
— А как обстоят дела с утилизацией судов «Атомфлота» и судами технического обеспечения? Насколько это отличается от утилизации подлодок и кораблей? Слышал, что с «Лепсе» были определенные сложности.
— Утилизация «Лепсе» – сложный проект. Мы разрабатывали комплект документов на него, я принимал непосредственное участие в разработке технологий по утилизации корпусных конструкций и формировании блок-упаковок, в которые будут закатаны наиболее радиационно-опасные блоки судна. Эти части встанут в упаковку, которую затем отправят в пункт длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда.
Сложности существуют всегда и везде, особенно на таких судах как «Лепсе», где находятся высокоактивные отходы, с которыми невозможно было что-то сделать, кроме как оставить их в части этого судна для дальнейшего длительного хранения.
(Лепсе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот». В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. — Прим. ред.)
Вопросы безопасности были очень серьезные и тщательно прорабатывались, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций и переоблучения людей.
15. «Лепсе» — судно-заправщик атомного ледокольного флота России.
— Какой заказ в Вашей работе был особенно сложен?
— Много сложных кораблей было в практике. Сложности были с «Курском». Мы разрабатывали на него проект документов. С «Лепсе» сложности были только из-за его состояния. Также «Золотая рыбка» (АПЛ проекта 661 «Анчар») была сложная – титановый корабль в аварийном состоянии.
Но самыми сложными были атомные подводные лодки, находившиеся на Дальнем Востоке, так называемые «чажемские». Две аварийные подлодки проекта 675 зав. № 175 и проекта 671 зав. № 610 с повышенным радиационным фоном. Они много лет стояли в отстое в бухте Павловского, а затем их утилизировали в док-камере ДВЗ «Звезда». Для их утилизации в доке сделали специальные поддоны под все основание, чтобы не разнести загрязненные элементы. На этих кораблях были очень высокие активности, что представляло большую сложность.
Разрабатывали документы так, чтобы демонтаж конструкций, систем и оборудования выполнялся с наименьшим вредом для человека, так как внутри могли находиться остатки жидких радиоактивных отходов.
— Как вы относитесь к масштабной утилизации подлодок первого и второго поколения в 90-х и 2000-х годах?
— Надо понимать, что все эти корабли выработали свой ресурс, особенно первое и второе поколение. Поменялась геополитика и задачи государства, да и новая техника получает свое развитие. А те корабли выработали себя полностью, и продолжать их эксплуатацию было совсем нецелесообразно, многие из них находились в аварийном состоянии. Я считаю, что правильнее наращивать новые группировки более современных кораблей, а не поддерживать устаревшие морально. Кроме того, существовала угроза экологической безопасности. Они приходили в такое состояние, что герметичность легкого корпуса практически совсем отсутствовала. Также была угроза их затопления, что повлекло бы еще больше проблем.
Своевременная утилизация необходима — это рационально. Все должно вовремя строиться и вовремя утилизироваться. Если у вас есть машина, вы же не будете сто лет ездить на ней и постоянно ее ремонтировать – больше проблем будет, чем удовольствия от ее вождения.
— У Вас есть информация по подъему затопленных в морях подлодок и реакторов? Последнее время в СМИ часто мелькает информация по их подъему и утилизации, а до действий так и не доходит.
— На сегодняшний день пока это только разговоры. Подъем этих лодок — очень дорогостоящее занятие. Некоторые из них лежат на больших глубинах. В свое время поднимали «Курск», он лежал на небольшой глубине, а тот же «Комсомолец» лежит на глубине около полутора тысяч метров, подъем его на поверхность — большая проблема.
Разговоры о подъеме этих лодок часто звучат на различных конференциях и совещаниях, но пока я не слышал о реальных перспективах подъема затонувших атомных подводных лодок.
— От лодок к семье. Есть ли у Вас дети? Если да, то по Вашим стопам пошли?
— Мой сын сейчас окончил школу и поступил в Архангельский медицинский университет. С первого сентября начнет там обучение. Не по моим стопам пошел.
— А есть ли у Вас любимая подлодка? За красоту, какое-либо качество или за что-то другое?
— Мне очень нравятся «Акулы», 941-й проект. Кроме нас, такой мощный и большой корабль никто не мог построить. В современных условиях они, может быть, и не нужны, но это – шедевр.
Олег Кулешов
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
kak-eto-sdelano.livejournal.com
Атомная глубоководная станция «Лошарик» — Мастерок.жж.рф — LiveJournal
Осенью 1999 г. в США увидела свет книга Шерри Зонтаг и Кристофера Дрю «Блеф слепца» (Blind Man’s Bluff), имевшая подзаголовок «Нерассказанная история американского подводного шпионажа». В ней преимущественно речь идет о тайных операциях субмарин ВМС США против СССР после Второй мировой войны. В ней в частности так же сообщалось, что в августе 1972 г. американская атомная подводная лодка специального назначения Halibat установила рядом с подводным кабелем Министерства обороны СССР, связывающего Камчатку с материком, устройство, к слову, весьма значительных габаритов, снимавшее и записывавшее на магнитную ленту секретную информацию. Мы уже обсуждали это в отдельной статье — Секретная операция «Айви Беллз», но мы продолжим подходить ближе к нашей теме.
Время от времени американские субмарины в ходе операции под кодовым названием Ivy Bells («Цветы плюща») пробирались в Охотское море к «золотой жиле», как в Пентагоне, ЦРУ и АНБ называли кабель, и забирали с него записи переговоров.
Так продолжалось довольно долго.
Американский шпионский «девайс», извлеченный со дна Охотского моря.
Однако в Вашингтоне не знали, что некоторое время спустя после установки устройства за него зацепился якорь какого-то советского гражданского судна. На помощь пришли водолазы ВМФ. Они-то и обнаружили заокеанский шестиметровый «подарок». Соответствующие советские службы использовали его на полную катушку, гоняя через кабель дезинформацию. Факт обнаружения подводного «жучка» инициировал проверку всех подводных советских коммуникаций. И когда подслушивающее устройство было обнаружено на одной из линий связи у Кольского залива, никто этому не удивился. И его тоже сделали инструментом слива «дезы».
Установка «жучков» была подтверждена в 1980 г. сотрудником АНБ Рональдом Пелтоном, завербованным советской разведкой в США, которого выдал в 1985 г. агент-перебежчик Виталий Юрченко. После этого использовать шпионский «девайс» в Охотском море не имело смысла. Его подняли со дна и представили общественности.
Но «жучок», установленный Halibat, находился на глубине 120 м. Работать с объектами, находящимися на глубинах более 500 м, а тем более 1000 и 6000 м, значительно сложнее, а то и невозможно. По дну Атлантики проходят секретные линии информационной сети Пентагона DoDIN, там размещены стационарные станции гидроакустического наблюдения, следящие за перемещением российских атомоходов, а также подводные «маяки», с помощью которых американские субмарины сверяют точность своего курса. И вообще под многометровыми толщами воды находится много чего интересного.
Переоборудование АПЛ «Подмосковье», источник
11 августа этого года в северодвинском Центре судоремонта «Звездочка» состоялась церемония вывода из эллинга АПЛ «Подмосковье», проходящей глубокую модернизацию, а фактически перестройку из РПКСН К-64 проекта 667БДРМ в большую подводную лодку специального назначения БС-64 по проекту 09787 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Сейчас она уже спущена на воду. Эта субмарина станет носителем так называемых атомных глубоководных станций 1-го ранга.
Отметим, что переоборудование стратегического ракетоносца К-64 в носитель подводных аппаратов началось аж в 1999 году: работы неоднократно приостанавливались из-за пересмотра техзадания и недостатка финансирования. Известно, что из корпуса АПЛ был вырезан ракетный отсек — его заменили отсеком специальной конструкции с разъемами и шлюзовыми переходами для малых подводных лодок. Также в нем расположены комфортабельный отсек для экипажа гидронавтов станции и научно-исследовательская часть. За счет вставки нового отсека длина подлодки возросла.
Атомные глубоководные станции (АГС) – это относительно небольшие атомные подводные лодки с титановыми корпусами, способные работать на глубинах, как сообщают справочники, более 1000 м. Они предназначены для выполнения научно-исследовательских и специальных операций. Первые три АГС проекта 1910 «Кашалот» подводным водоизмещением около 2000 т разработки СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Е.С. Корсуков) были построены «Адмиралтейскими верфями» и в 1986-1994 гг. переданы заказчику. На Западе эти лодки получили обозначение Uniform.
АПЛ «Подмосковье» — транспортировщик АГС.
Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».
Следующее трио АГС проекта 1851/18511 «Нельма» подводным водоизмещением около 1000 т проектировалось тем же СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России С.М. Бавилин) и строилось теми же «Адмиралтейскими верфями». Сколько-нибудь четких фотографий этих подлодок нет. Но если довериться ресурсу Covert Shores, специализирующемуся на сборе и обобщении информации о силах и средствах специальных подводных операций, то в днищевой части носовой оконечности этих субмарин имеются мощные манипуляторы, способные выполнять самые разные задачи: от собирания элементов разного рода оружия на морском дне до «перегрызания» подводных кабелей.
Западное обозначение лодок этого типа – X-Ray.
АГС проекта 1910 «Кашалот».
Наконец, самая известная из АГС – АС-31 проекта 10831 подводным водоизмещением 2100 т – из-за особенностей конструкции своего прочного корпуса, представляющего собой «цепочку» титановых сфер, получила неофициальное название «Лошарик». Субмарина сконструирована СПМБМ «Малахит» (главный конструктор – Герой России Ю.М. Коновалов) и построена Севмашем. Она вошла в строй в 2006 году. Во время экспедиции «Арктика-2012» в августе-октябре 2012 г. эта лодка двадцать суток занималась сбором грунта и образцов породы на глубинах 2500-3000 м. Этот рекорд вряд ли в обозримом будущем будет побит. Разве что какой-нибудь очередной АГС российского производства.
Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.
— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».
Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.
Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.
Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.
По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.
Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.
— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.
— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.
— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».
По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.
— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».
Так по версии ресурса Covert Shores выглядит АГС проекта 1851 «Нельма».
А доставляют АГС к месту работы атомные подводные лодки специального назначения (ПЛАСН). По сути дела, это субмарины-транспортеры. Сейчас в этой роли выступает БС-136 «Оренбург» проекта 09786 разработки ЦКБ МТ «Рубин». Она переоборудована из РПКСН К-136 проекта 667БДР в Центре судоремонта «Звездочка». В ее корпус врезан специальный отсек, в который «прячется» АГС и транспортируется к месту глубоководных исследований. Именно АПЛ БС-136 «Оренбург» в сентябре 2012 г. доставила подо льдами «Лошарика» на Северный полюс, и тот из ее чрева несколько раз «сбегал» на дно макушки Земли.
КС-129 «Оренбург» – большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786.
Во время автопробега по берегу Белого моря операторам английской телепрограммы Top Gear удалось заснять АС-31.
На смену «Оренбургу» придет «Подмосковье». Проходят ремонты и модернизируются, готовясь к предстоящим миссиям, и атомные глубоководные станции. АГС и ПЛАСН-транспортировщики организационно входят в состав 29-й отдельной бригады атомных подводных лодок особого назначения Северного флота и базируются на Губу Оленью.
АГС АС-31 проекта 10831 по версии ресурса Covert Shores.
Вот почему АГС проекта 10831 получила неофициальное название «Лошарик».
ПЛАСН «Подмосковье» может транспортировать АГС разных типов.
В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».
Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.
Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.
Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.
Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа
В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.
источники
http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/maintheme/2015/1214/143117336/detail.shtml
http://topwar.ru/24870-sekrety-losharika.html
http://masterok.livejournal.com/2194087.html
http://masterok.livejournal.com/393335.html
http://topwar.ru/20479-losharik-proshel-ispytaniya-v-arktike.html
http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?f=760&t=1663&start=60
И еще немного интересного про подводные лодки: вот посмотрите что это за Подводная двустволка, а вот История невезучей подлодки и Самая большая подводная лодка в мире. Вспомним еще про Советскую подлодку проекта 661: «Золотая рыбка» и Сверхмалую подводную лодку «Тритон-1М» Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=86703
masterok.livejournal.com
Атомные гиганты Северодвинска: salatau — LiveJournal
Всем привет! Я Олег kuleshovoleg, пишу из обычного небольшого городка на севере России, расположенного на берегу Белого моря — Северодвинска. Не буду вдаваться в подробности о красоте нашей природы и моря, а перейду сразу к главной теме — теме моей вахты, моего блога и моего хобби — атомные подводные лодки и военное кораблестроение.На фото: АПЛ «Северодвинск» во время государственных испытаний в Белом море.
В Северодвинске находятся два градообразующих предприятия, на которых работает большинство жителей города: «Севмаш» — единственный в стране изготовитель атомных подводных лодок и «Звёздочка», которая специализируется на ремонте подводных лодок и строительстве вспомогательных судов. Именно благодаря этим предприятиям Россия поддерживает в исправности морскую часть нашей ядерной триады!
Фото 3. Подводная лодка «Новомосковск». Проект 667БДРМ. Можно сказать именно с этой фотографии начался мой блог. Первая раз попал на предприятие «Звёздочка» zvezdochka_ru с фотоаппаратом.
Немного поясню. Ядерная триада – это стратегические наступательные вооруженные силы, которые включают в себя три компонента: стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы.
Стратегическую авиацию, как и запуск баллистической ракеты можно без особых проблем отследить радарами и спутниками, а атомную подводную лодку с ядерными боеголовками, которая находится у берегов вероятного противника — весьма затруднительно. То есть при полном уничтожении арсеналов любых двух компонентов триады, третий должен быть способен нанести ответный удар, гарантирующий уничтожение противника или причинение ему неприемлемого ущерба. Как говорится, ядерная триада — оружие мира.
К морским компонентам ядерной триады России относятся не все атомные подводные лодки, а именно стратегические ракетоносцы проектов 941 «Акула», 667БДР и 667БДРМ, а так же новейшие ракетоносцы 4 поколения проекта 955 «Борей».
Фото: Подводная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской».
«Дмитрий Донской» — самый настоящий атомный гигант, прозванный «Хилтон», за комфортабельные условия для подводников, включающие: бассейн, спортзал, сауну, солярий и даже заметил внутри игровые автоматы «Морской бой». Заранее предупреждаю злобных комментаторов — это не ржавчина на носу, а оторвавшееся резиновое покрытие, которой обшит пароход для поглощения активного сигнала гидролокаторов противника и уменьшения сигнала отражения.
Фото: Подводная лодка «Екатеринбург». Проект 667БДРМ.
Фото: Стратегический ракетоносец «Владимир Мономах» проекта 955.
Все подводные лодки на фотографиях построены в Северодвинске! Нам есть чем удивить мир и вероятного противника. Много лет назад, когда я только начал писать в блог, в моей голове о стране были сплошные негативные мысли, в духе, что все развалили, ничего не строят и все потеряно — Путин виноват. Слава богу, регулярные прогулки на нашу “Звездочку” и “Севмаш” эти мифы развенчали и теперь я уверен в достойном будущем нашей страны. Поэтому в своём блоге я стараюсь писать все последние новости о строительстве атомных подлодок, о их ремонте и, конечно же, постоянно делаю свежие фотоотчеты!
Фотосессии выходящих или заходящих на предприятия подлодок я называю — рыбалка. Раньше она была больше похожа на «повезёт, не повезёт», когда я мог несколько дней сидеть на одном месте с палаткой в ожидании подлодки, а теперь же всё стало проще. Клёв начинается всегда в прилив и, естественно, в определённые погодные условия. Люблю ловить атомную рыбку!
Фото: Рыбалка. Позади меня две АПЛ проекта 941 — «Архангельск» и «Северсталь».
Но «ловля подлодок» не так интересна, как вывод подводной лодки из цеха после строительства. Возможно, что для многих увлекающихся как и я военно-морским флотом самые ожидаемые события: вывод подводной лодки и спуск её на воду после постройки! После этого месяцы нетерпеливого ожидания первого выхода подлодки в море и, наконец, поднятия на ней военно-морского флага России!
Фото: Торжественный вывод из цеха атомной подводной лодки проекта 955 «Борей».
Фото: Закладка новой подводной лодки проекта 955А в декабре 2014 года.
Выход в море подводной лодки всегда большое событие! На предприятии играет «Прощание славянки», а во время выхода с акватории предприятия все стоящие у причалов подводные лодки подают длинные сигналы, как бы желая уходящей подлодке удачи в походе, а она отвечает им длинным мощным сигналом.
Пожелание попутного ветра можно услышать в этом видео!
Фото: Подводная лодка уходит от глубоководной набережной предприятия. Впереди путь к месту несения службы — Гаджиево (Мурманская область), а дальше на Дальний Восток, в Вилючинск.
Строить атомную подводную лодку — дело трудное и долгое. В её постройке участвуют сотни предприятий России, которые поставляют оборудование и детали в Северодвинск, где лист металла за определённый отрезок времени превращается в красивый и грозный корабль. Самую главную роль в их создании играют профессионалы своего дела — корабелы Севмаша.
Фото: Корабел Севмаша.
Фото: Корабелы Севмаша на фоне крейсера «Адмирал Нахимов». Не удивляйте меня вопросами — почему грязная одежда!
Судостроительный завод “Севмаш” стоит у истоков подводного кораблестроения: здесь построена первая отечественная атомная подводная лодка, самая глубоководная и самая быстроходная.
За короткий промежуток времени предприятию приходится решать сложнейшие задачи, которые не имеют аналогов в истории отечественного судостроения и определяют судьбу и пути развития Военно-морского флота России.
Примером одной из таких задач является бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после сложнейшей модернизации и переоборудования превратился в флагман военно-морского флота Индии — авианосец «Викрамадитья».
Фото: Возвращение авианосца ВМС Индии в Северодвинск после испытаний. Идёт под буксирами, так как «канал» узкий, поэтому в акваторию предприятий крупному кораблю необходима подмога.
Опыт модернизации такого крупного корабля пригодится и сейчас, когда в наливном бассейне предприятия находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». После ремонта он станет самым современным и мощным кораблём Российского военно-морского флота!
Фото: Тяжелый атомный ракетный крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш». Перед модернизацией.
Сейчас на стапелях Севмаша строится девять атомных подводных лодок, из которых шесть подлодок четвертого поколения проектов 885-М «Ясень» и 955 «Борей-А». Вполне возможно, что в этом году будет заложено ещё две, а может и три атомных подлодки. Догоняем «золотые времена», когда на каждой стапельной ветке было по несколько подлодок.
В моём блоге вы можете увидеть фотографии самой большой подводной лодки, внутри которой есть спортзал, бассейн, сауна, увидеть экскурсионную подводную лодку, самую современную и даже побывать на тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Киров» и «Адмирал Нахимов».
Что еще рассказать вам о военном кораблестроении, подводных лодках, о городе Северодвинске и предприятии «Севмаш»? Спрашивайте!
salatau.livejournal.com
Атомные гиганты Северодвинска: kuleshovoleg — LiveJournal
На фото: АПЛ «Северодвинск» во время государственных испытаний в Белом море.
В Северодвинске находятся два градообразующих предприятия, на которых работает большинство жителей города: sevmash — единственный в стране изготовитель атомных подводных лодок и zvezdochka_ru, которая специализируется на ремонте подводных лодок и строительстве вспомогательных судов. Именно благодаря этим предприятиям Россия поддерживает в исправности морскую часть нашей ядерной триады!
Фото 3. Подводная лодка «Новомосковск». Проект 667БДРМ. Можно сказать именно с этой фотографии начался мой блог. Первая раз попал на предприятие «Звёздочка» zvezdochka_ru с фотоаппаратом.
Немного поясню. Ядерная триада – это стратегические наступательные вооруженные силы, которые включают в себя три компонента: стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы.
Стратегическую авиацию, как и запуск баллистической ракеты можно без особых проблем отследить радарами и спутниками, а атомную подводную лодку с ядерными боеголовками, которая находится у берегов вероятного противника — весьма затруднительно. То есть при полном уничтожении арсеналов любых двух компонентов триады, третий должен быть способен нанести ответный удар, гарантирующий уничтожение противника или причинение ему неприемлемого ущерба. Как говорится, ядерная триада — оружие мира.
К морским компонентам ядерной триады России относятся не все атомные подводные лодки, а именно стратегические ракетоносцы проектов 941 «Акула», 667БДР и 667БДРМ, а так же новейшие ракетоносцы 4 поколения проекта 955 «Борей».
Фото: Подводная лодка проекта 941 «Дмитрий Донской».
«Дмитрий Донской» — самый настоящий атомный гигант, прозванный «Хилтон», за комфортабельные условия для подводников, включающие: бассейн, спортзал, сауну, солярий и даже заметил внутри игровые автоматы «Морской бой». Заранее предупреждаю злобных комментаторов — это не ржавчина на носу, а оторвавшееся резиновое покрытие, которой обшит пароход для поглощения активного сигнала гидролокаторов противника и уменьшения сигнала отражения.
Фото: Подводная лодка «Екатеринбург». Проект 667БДРМ.
Фото: Стратегический ракетоносец «Владимир Мономах» проекта 955.
Все подводные лодки на фотографиях построены в Северодвинске! Нам есть чем удивить мир и вероятного противника. Много лет назад, когда я только начал писать в блог, в моей голове о стране были сплошные негативные мысли, в духе, что все развалили, ничего не строят и все потеряно — Путин виноват. Слава богу, регулярные прогулки на нашу “Звездочку” и “Севмаш” эти мифы развенчали и теперь я уверен в достойном будущем нашей страны. Поэтому в своём блоге я стараюсь писать все последние новости о строительстве атомных подлодок, о их ремонте и, конечно же, постоянно делаю свежие фотоотчеты!
Фотосессии выходящих или заходящих на предприятия подлодок я называю — рыбалка. Раньше она была больше похожа на «повезёт, не повезёт», когда я мог несколько дней сидеть на одном месте с палаткой в ожидании подлодки, а теперь же всё стало проще. Клёв начинается всегда в прилив и, естественно, в определённые погодные условия. Люблю ловить атомную рыбку!
Фото: Рыбалка. Позади меня две АПЛ проекта 941 — «Архангельск» и «Северсталь».
Но «ловля подлодок» не так интересна, как вывод подводной лодки из цеха после строительства. Возможно, что для многих увлекающихся как и я военно-морским флотом самые ожидаемые события: вывод подводной лодки и спуск её на воду после постройки! После этого месяцы нетерпеливого ожидания первого выхода подлодки в море и, наконец, поднятия на ней военно-морского флага России!
Фото: Торжественный вывод из цеха атомной подводной лодки проекта 955 «Борей».
Фото: Закладка новой подводной лодки проекта 955А в декабре 2014 года.
Выход в море подводной лодки всегда большое событие! На предприятии играет «Прощание славянки», а во время выхода с акватории предприятия все стоящие у причалов подводные лодки подают длинные сигналы, как бы желая уходящей подлодке удачи в походе, а она отвечает им длинным мощным сигналом.
Пожелание попутного ветра можно услышать в этом видео!
Фото: Подводная лодка уходит от глубоководной набережной предприятия. Впереди путь к месту несения службы — Гаджиево (Мурманская область), а дальше на Дальний Восток, в Вилючинск.
Строить атомную подводную лодку — дело трудное и долгое. В её постройке участвуют сотни предприятий России, которые поставляют оборудование и детали в Северодвинск, где лист металла за определённый отрезок времени превращается в красивый и грозный корабль. Самую главную роль в их создании играют профессионалы своего дела — корабелы Севмаша.
Фото: Корабел Севмаша.
Фото: Корабелы Севмаша на фоне крейсера «Адмирал Нахимов». Не удивляйте меня вопросами — почему грязная одежда!
Судостроительный завод “Севмаш” стоит у истоков подводного кораблестроения: здесь построена первая отечественная атомная подводная лодка, самая глубоководная и самая быстроходная.
За короткий промежуток времени предприятию приходится решать сложнейшие задачи, которые не имеют аналогов в истории отечественного судостроения и определяют судьбу и пути развития Военно-морского флота России.
Примером одной из таких задач является бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после сложнейшей модернизации и переоборудования превратился в флагман военно-морского флота Индии — авианосец «Викрамадитья».
Фото: Возвращение авианосца ВМС Индии в Северодвинск после испытаний. Идёт под буксирами, так как «канал» узкий, поэтому в акваторию предприятий крупному кораблю необходима подмога.
Опыт модернизации такого крупного корабля пригодится и сейчас, когда в наливном бассейне предприятия находится тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». После ремонта он станет самым современным и мощным кораблём Российского военно-морского флота!
Фото: Тяжелый атомный ракетный крейсер в наливном бассейне предприятия «Севмаш». Перед модернизацией.
Сейчас на стапелях Севмаша строится девять атомных подводных лодок, из которых шесть подлодок четвертого поколения проектов 885-М «Ясень» и 955 «Борей-А». Вполне возможно, что в этом году будет заложено ещё две, а может и три атомных подлодки. Догоняем «золотые времена», когда на каждой стапельной ветке было по несколько подлодок.
В моём блоге вы можете увидеть фотографии самой большой подводной лодки, внутри которой есть спортзал, бассейн, сауна, увидеть экскурсионную подводную лодку, самую современную и даже побывать на тяжелых атомных ракетных крейсерах проекта 1144 «Киров» и «Адмирал Нахимов».
Что еще рассказать вам о военном кораблестроении, подводных лодках, о городе Северодвинске и предприятии «Севмаш»? Спрашивайте!
kuleshovoleg.livejournal.com
О «секретных подлодках ГРУ»…: shurigin — LiveJournal
Тема атомных глубоководных станций отечественного ВМФ в последние месяцы существенно прогрессирует — новая информация, вскрытие многих исторически значимых моментов и т.д. и т.п. Одна из причин последнего всплеска — появление относительно нового сайта ветеранов-подводников http://oosif.ru… Мы же в статью по первой АГС — пр.18510 «Нельма» добавили немного информации по лодка-носителям глубоководных комплексов.Первая АГС АС-23 была выполнена без рубки и размещалась под атомной лодкой-носителем БС-86 пр.675Н. Позже, в ходе одного из ремонтов рубка была установлена — для защиты от волн при нахождении аппарата на поверхности моря при волнении. В дальнейшем подобные аппараты выполнялись именно так — похожими на обычные подводные лодки — с рубкой. Но это не было ограждением выдвижных устройств — как таковых выдвижных устройств, проникающих в прочный корпус аппарата, рассчитанного на погружения на большие глубины, не было. Это была именно защитная рубка для зашиты входного люка от волн.
Если дела пойдут так же как и последний год, то возможно скоро мы начнем рассказывать и о том, чем же занимались АГСы на дне океана…
Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 «Кашалот» и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ «Волна» Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 — С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов — Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки — Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса «Селигер».
В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ «Рубин». Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название БС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект — особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851.
Опытовая АГС проекта — АС-23 — в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем (источник). АС-23 принята в состав Флота 30 декабря 1986 г. По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ «Звездочка». 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ «Звездочка», где, вероятно, проходит ремонт (возможно, с модернизацией).
ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 «Оренбург» (второй) в Оленьей Губе. 19.03.2006 г. (фото — Den, http://fotki.yandex.ru).
АГС АС-23 пр.18510 «Нельма» — X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, 18.11.2010 г. (фото — maverick, http://www.klubsmi.ru).
АГС АС-23 пр.18510 «Нельма» — X-RAY рядом с АГС пр.1910 у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, 10.05.2010 г. (фото — Лиханов, http://forums.airbase.ru).
В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.
Конструкция — полуторакорпусная (?). Материал корпуса — титановый сплав. Опытовая АГС пр.18510 изначально была выполнена без рубки, но позже, в ходе ремонта, рубка была установлена — необходимость в рубке возникла т.к. при нахождении АГС на поверхности при волнении моря люк шлюзового отсека заливался водой. На головной и серийной АГС пр.18511 рубки устанавливались изначально.
Двигательная установка — однореакторная атомная энергетическая установка. В части источников упоминается мощность 10 МВт, но эти цифры носят неофициальный и оценочный характер. В эскизном проекте АГС пр.18510 предполагалось использование легкой энергетической установки подобной тем, что использовались на космических аппаратах. Реактор предполагалось установить в капсуле без биологической защиты — её роль должна была выполнять забортная вода. В окончательном проекте лодки используется энергетическая установка с турбогенератором «когтевого» типа разработки ПО «Электросила» и производства Калужского турбинного завода.
Ядерная силовая установка, вероятно, разработана в НИКИЭТ, главный конструктор — В.А.Шишкин (источник).
ТТХ АГС:
Экипаж — точных данных нет — несколько офицеров (менее 10)
пр.1851 | пр.18511 | |
Длина | 44 м ?? | 55 м |
Ширина | до 3.5 м | 3.8 м |
Осадка | до 4 м | 4.2 м |
Водоизмещение (упоминается в нескольких источниках, но не подтверждено) | 529 т ? | 730 т ? |
Глубина погружения — данных нет (но более 1000 м)
Скорость подводного хода — 6 уз
Модификации:
— Комплекс пр.1851, АГС пр.18510 «Нельма» — X-RAY / NELMA — первый опытный вариант глубоководной атомной станции. Построена АГС АС-23.
ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н, опубликовано в 2011 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).
ПЛА-носитель КС-86 пр.675Н с АГС АС-23 в первоначальном виде (использованы рисуноки с http://forums.airbase.ru и http://oosif.ru).
— пр.18511 «Палтус» — PALTUS — атомный глубоководный комплекс. Построены АГС АС-21 (головная) и АС-35 (серийная).
ПЛА-носители КС-411 пр.09774 (слева) и КС-86 пр.675Н (http://oosif.ru).
АГС пр.18511 «Палтус» — PALTUS, Оленья губа, 24.05.2008 г. (http://forums.airbase.ru).
АГС пр.18511 «Палтус» — PALTUS, Оленья губа, вероятно 2010-2011 г.г. На переднем плане предположительно АГС АС-33 пр.19100 UNIFORM (http://forums.airbase.ru).
— пр.18510М «Нельма-М» — наименование условное. Модернизированная в ходе капитального ремонта АГС АС-23 пр.18510. 04.12.2012 г. в «Известиях» появилась статья о строительстве на ЦС «Звездочка» новой АГС с использованием недостроенного четвертого корпуса АГС пр.1851. Вцелом информация приведенная в статье, по нашему мнению, вряд ли соответствует действительности, но существует большая вероятность того, что АГС АС-23, находящаяся на ремонте в ЦС «Звездочка» может быть значительно модернизирована. На основании логических рассуждений можно сделать вывод о том, что у АГС может быть полностью обновлена АЭУ (по причине опытного характера, длительного простоя и морального устаревания имеющейся АЭУ), модернизировано оборудование (по схожим причинам), проведена ревизия корпуса. АГС должна быть адаптирована к новому поколению лодок-носителей. Вероятно, отрывочные сведения о подобной глубокой модернизации и легли в основу информации источников статьи в «Известиях». При этом часть информации в материале «Известий» может оказаться правдивой — например, информация об изготовлении в Обнинске нового реактора для АГС нового типа. Так же с большой вероятностью носителем новой АГС будет переоборудовываемая там же в ЦС «Звездочка» специальная лодка-носитель БС-64 «Подмосковье».
Статус: СССР / Россия. Ведомственная принадлежность лодок — ГРУ МО России.
— 1984 г. — впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-23 пр.18510.
— 1991 г. апрель — впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-21 пр.18511.
— 1994 г. сентябрь — впервые замечена западными разведывательсными средствами АГС АС-35 пр.18511.
Вывод АГС АС-35 пр.18511 из цеха Ленинградского Адмиралтейского Объединения, г.Санкт-Петербург, сентябрь 1994 г. (фото из архива ABL22, http://forums.airbase.ru).
— 1995 г. октябрь — во время прохождения Государственных испытаний АС-35 пр.18511 повреждает носовую часть станции с акустической аппаратурой.
— 1996 г. 22 июля — успешно завершены глубоководные испытания АГС АС-35 пр.18511 — последний этап Государственных испытаний. Командир АГС — капитан 1 ранга Щербаков Ю.А..
АГС АС-23 пр.1851 «Нельма» — X-RAY рядом (слева от) с АГС пр.1910 у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске, 2010 г. (фото — Михаил Кравцов, http://forums.airbase.ru).
— 2011 г. июль — АГС АС-35 совершает выходы в море.
— 2011 г. осень — АГС АС-23 пр.1851 «Нельма» X-RAY еще находится у станки СРЗ «Звездочка».
— 2012 г. 02 февраля — во время пресс-тура на СРЗ «Звездочка» АГС АС-23 обнаружена в цеху ЦС «Звездочка».
— 2012 г. 04 декабря — в статье в газете «Известия» говорится о строительстве АГС нового типа на ЦС «Звездочка» — см. выше раздел «Модификации».
Реестр ПЛА пр.1851 X-RAY (версия на 05.12.2012 г., данные по базированию носят предположительный характер):
№ пп | Название | Проект | Завод. № | Борт № | Завод | Дата закладки | Дата спуска на воду | Дата вступлен. в строй | Базирование |
1 | АС-23 носитель — КС-86 пр.675Н / 06754 | 1851 / 18510 | 01429 | ЛАО ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущие военпреды — В.С.Семенов и Г.А.Попильнух | 25.09.1981 | 9.09.1983 | 30.12.1986 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2000 г.; лодка как минимум с 5 мая 2004 г. находится у стенки СРЗ «Звездочка» в Северодвинске. 02.02.2012 г. — в цеху СРЗ «Звездочка». Первый командир АГС — Ю.А.Терехов | |
2 | АС-21 носитель — КС-411 пр.09774 | 18511 | 01430 | ЛАО ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред — Михайлов А.И., Председатель государственной комиссии — Холод В.В. | 26.12.1984 | 29.04.1991 | 28.12.1991 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2010 г.; Первый командир АГС — М.В.Грицко. Предполагаемая дата пуска реактора — 04.05.1991 г. (источник). | |
3 | АС-35 носитель — БС-136 пр.09786 | 18511 | 01431 | 222 ? | ЛАО ответственный сдатчик М.Е.Сусленников, ведущий военпред Мухин В.М. Председатель государственной комиссии – Хмыров В.Л. | 20.12.1989 | 29.09.1994 | 12.11.1995 | 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1), 2010 г.; Первый командир АГС — Ю.А.Щербаков |
4 | АС-23 носитель — БС-64 пр.09787 | 18510М | 01429 | ЦС «Звездочка» | начало работ по ремонту и модернизации — конец 2011 г. — начало 2012 г. | Предположение по модернизации АГС АС-23 силами ЦС «Звездочка» |
Источники:
Jane’s Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.
shurigin.livejournal.com
Как утилизируют атомные подводные лодки
Далекий северный город Северодвинск, расположенный в европейской части России, известен как колыбель атомного кораблестроения России. На предприятии «Севмаш», которое находится в материковой части города, за полвека было построено около 165 подводных лодок. Из них 128 – атомные.Многие из этих подводных лодок здесь же, в Северодвинске, заканчивали свой век. На соседнем с «Севмашем» предприятии «Звездочка» были утилизированы 44 атомные подводные лодки. Операция по утилизации АПЛ и надводных кораблей с атомным сердцем — это отдельная, сложная с инженерной точки зрения операция.
Взят у kuleshovoleg в Об утилизации атомных кораблей — из первых уст
В стране не так много предприятий, которые способны проводить данные работы. О том, как она происходит, и для чего кораблям необходима эта процедура, мы попросили рассказать начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий Научно-исследовательского проектно-технологическое бюро «Онега» (НИПТБ «Онега») Сергея Добровенко.
2.Сергей Добровенко / НИПТБ «Онега»
— Сергей Вячеславович, расскажите нам о себе. Давно ли Вы связаны с кораблестроением? Чем занимаетесь в НИПТБ «Онега»?
— С кораблестроением связан со времен Севмашвтуза (ныне – ИСМАРТ САФУ). Я там учился и одновременно работал по системе «завод-втуз» на судоремонтном предприятии «Звездочка» сборщиком корпусов металлических судов в цехе № 15. По окончании учебы, в 1996 году, устроился на работу в НИПТБ «Онега». Начинал с инженера-технолога. Сейчас занимаю должность начальника отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий.
Наш отдел разрабатывает технологии ремонта корпуса, корпусных конструкций и покрытий. Кроме того, одно из направлений деятельности НИПТБ «Онега» – разработка технологий утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, а также судов атомного технического обеспечения. В основном, это работы, связанные с разрезкой корпусных конструкций и демонтажом систем и оборудования.
Мы занимаемся разработкой всевозможных технологий по разрезке корпусов, металлических конструкций, процессу демонтажа корпусных конструкций, формированию блоков реакторных отсеков.
3. Установленная как памятник рубка от атомной подводной лодки проекта 667АТ
— Вы упомянули о работе на «Звездочке». На каком заказе начинали работать? Так сказать – Ваш первый корабль
— Если говорить о первом корабле, на котором работал, то это была «Груша», проект 667АТ. На ней я занимался ракетными нишами. А если говорить о разрезке, то первый корабль, в утилизации которого я принимал участие, это «азуха» — атомная подлодка проекта 667А.
4. Атомная подводная лодка К-222 (Проект 661 «Анчар») перед утилизацией / Центр судоремонта «Звёздочка»
— Давайте перейдем к главному вопросу. Что из себя представляет процесс утилизации?
— Утилизация атомной подводной лодки и утилизация надводного корабля отличаются друг от друга, но суть, тем не менее, одна и та же. Для начала разрабатывается так называемый комплект проектно-организационной документации по утилизации корабля, в который входит определенный объем документов, необходимый и достаточный для приведения лодки в безопасное состояние и формирования реакторного отсека. Эти документы согласовываются с соответствующими надзорными органами и заинтересованными организациями.
Далее следуют несколько этапов:
Процесс утилизации начинается с вывода корабля из эксплуатации. Флот передает корабль промышленности. Разрабатывается комплект документов, согласовывается, утверждается, получает экспертные заключения надзорных органов, и только после этого начинается процедура физической утилизации. Корабль поступает на предприятие, которое будет проводить работы по утилизации. Становится к причальной стенке. В том случае, если на нем находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), оно выгружается на береговых комплексах выгрузки ОЯТ. Реактор приводится в безопасное состояние.
5. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР) / Центр судоремонта «Звёздочка»
После выгрузки ОЯТ начинается физическая разделка корабля. Частично конструкции демонтируются на плаву для того, чтобы разгрузить доковый вес заказа, а также ускорить процесс утилизации. После разгрузки корабль ставится на твердое основание: в плавдок, док-камеру или на стапель. После того, как корабль поставлен на доково-опорное устройство, начинается процесс демонтажа корпусных конструкций, систем и оборудования. ОЯТ выгружается, затем на спецэшелоне отправляется на предприятия-переработчики, такие как «Маяк». Радиоактивные отходы, образующиеся при этом, остаются на предприятии и подлежат переработке или временному хранению.
6. Процесс утилизации атомной подводной лодки «Борисоглебск» (Проект 667БДР)
Первым делом демонтируются корпусные конструкции, такие как надстройка корабля или рубка подводной лодки. Они крупными секциями выгружаются с заказа, затем разрезаются на транспортные секции, после чего перевозятся на участки разделки металлолома и оборудования, где данный габаритный лом отгружается на металлургические комбинаты.
7. Процесс утилизации атомной подводной лодки / Центр судоремонта «Звёздочка»
В процессе утилизации с корабля выгружается все оборудование, которое тоже разделывается на специализированных площадках, или его забирают себе на разделку специализированные предприятия. Металлолом разделяют по различным маркам и тоже сдают на предприятия-переработчики.
8. Метал, который остался от утилизации атомной субмарины, в дальнейшем уходит на переработку / Центр судоремонта «Звёздочка»
Также при утилизации образуется большое количество различных токсичных промышленных отходов: остатки лакокрасочных, резиновых и прочих покрытий, отделки судовых помещений и т.п., которые подлежат переработке или отправляются на захоронение на полигон.
9. Формирование трёхотсечного блока атомной подводной лодки К-222 (Проект 661 «Анчар») / Центр судоремонта «Звёздочка»
После того, как носовой и кормовой блоки АПЛ утилизированы и переработаны, начинается формирование реакторных блоков. На судостроительных предприятиях их формируют в трехотсечные блоки — реакторный отсек и два дополнительных отсека по бокам, так называемых поплавка, которые обеспечивают положительную плавучесть этого блока. После формирования блоки буксируют в пункты длительного хранения реакторных отсеков, где отсеки-поплавки отрезают и оставляют отсек с реактором на хранение.
10. Трёхотсечный блок атомной подводной лодки во время перевозки к пункту долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ
11. Пункт долговременного хранения реакторных отсеков / РОСАТОМ
— Вы рассказали про утилизацию подводных лодок. А как обстоят дела с утилизацией крупных надводных кораблей, таких как ССВ-33 «Урал», корпус которого до сих пор не утилизирован, но вся надстройка спилена. Какие-то сложности?
— Работы по утилизации «Урала» до сих пор ведутся. Они идут медленно из-за отсутствия финансирования. Также длительное время разрабатывался проект по утилизации этого корабля, и долгое время решался вопрос по варианту формирования реакторного отсека.
Так как у таких кораблей массогабаритные характеристики значительно выше, чем у атомных подлодок, был принят такой вариант утилизации — демонтируются конструкции надстройки до верхней палубы, а затем из реакторного отсека выгружается реактор, который помещается в спецупаковку. В случае необходимости корабль разрезают на две части для того, чтобы можно было его поставить на твердое основание.
12. Большой атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал» / Википедия.
— А когда начнется утилизация «Кирова»?
— На сегодняшний день НИПТБ «Онега» разрабатывает комплект документов по его утилизации. Согласуем его, и далее, насколько я знаю, финансирование работ будет производиться на деньги Госкорпорации «Росатом». Насчет сроков неизвестно, это зависит от тендера, но, скорее всего, начало утилизации будет положено в следующем году.
13. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров».
— Весной на портале госзакупок появилась запись о проведении тендера на демонтаж крышек шахт с атомной подводной лодки ТК-17 «Архангельск» (проект 941). Сообщалось о начале работ в августе этого года. Началась ли какая работа в этом направлении?
— Честно говоря, не обладаю такими сведениями. Но, наверное, начнут в ближайшее время. Если речь идет о демонтаже крышек, то это будет так называемая процедура по договору СНВ — демонтаж крышек и приведение в безопасное состояние пусковых установок. Считаю, что эта работа несложная, и будет сделана быстро.
14. Атомные подводные лодки проекта 941 в ожидании утилизации.
— А как обстоят дела с утилизацией судов «Атомфлота» и судами технического обеспечения? Насколько это отличается от утилизации подлодок и кораблей? Слышал, что с «Лепсе» были определенные сложности.
— Утилизация «Лепсе» – сложный проект. Мы разрабатывали комплект документов на него, я принимал непосредственное участие в разработке технологий по утилизации корпусных конструкций и формировании блок-упаковок, в которые будут закатаны наиболее радиационно-опасные блоки судна. Эти части встанут в упаковку, которую затем отправят в пункт длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда.
Сложности существуют всегда и везде, особенно на таких судах как «Лепсе», где находятся высокоактивные отходы, с которыми невозможно было что-то сделать, кроме как оставить их в части этого судна для дальнейшего длительного хранения.
(Лепсе — судно-заправщик атомного ледокольного флота России. Принадлежит ФГУП «Атомфлот». В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В пеналах и кессонах хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) судна размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), часть из которых повреждена. — Прим. ред.)
Вопросы безопасности были очень серьезные и тщательно прорабатывались, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций и переоблучения людей.
15. «Лепсе» — судно-заправщик атомного ледокольного флота России.
— Какой заказ в Вашей работе был особенно сложен?
— Много сложных кораблей было в практике. Сложности были с «Курском». Мы разрабатывали на него проект документов. С «Лепсе» сложности были только из-за его состояния. Также «Золотая рыбка» (АПЛ проекта 661 «Анчар») была сложная – титановый корабль в аварийном состоянии.
Но самыми сложными были атомные подводные лодки, находившиеся на Дальнем Востоке, так называемые «чажемские». Две аварийные подлодки проекта 675 зав. № 175 и проекта 671 зав. № 610 с повышенным радиационным фоном. Они много лет стояли в отстое в бухте Павловского, а затем их утилизировали в док-камере ДВЗ «Звезда». Для их утилизации в доке сделали специальные поддоны под все основание, чтобы не разнести загрязненные элементы. На этих кораблях были очень высокие активности, что представляло большую сложность.
Разрабатывали документы так, чтобы демонтаж конструкций, систем и оборудования выполнялся с наименьшим вредом для человека, так как внутри могли находиться остатки жидких радиоактивных отходов.
— Как вы относитесь к масштабной утилизации подлодок первого и второго поколения в 90-х и 2000-х годах?
— Надо понимать, что все эти корабли выработали свой ресурс, особенно первое и второе поколение. Поменялась геополитика и задачи государства, да и новая техника получает свое развитие. А те корабли выработали себя полностью, и продолжать их эксплуатацию было совсем нецелесообразно, многие из них находились в аварийном состоянии. Я считаю, что правильнее наращивать новые группировки более современных кораблей, а не поддерживать устаревшие морально. Кроме того, существовала угроза экологической безопасности. Они приходили в такое состояние, что герметичность легкого корпуса практически совсем отсутствовала. Также была угроза их затопления, что повлекло бы еще больше проблем.
Своевременная утилизация необходима — это рационально. Все должно вовремя строиться и вовремя утилизироваться. Если у вас есть машина, вы же не будете сто лет ездить на ней и постоянно ее ремонтировать – больше проблем будет, чем удовольствия от ее вождения.
— У Вас есть информация по подъему затопленных в морях подлодок и реакторов? Последнее время в СМИ часто мелькает информация по их подъему и утилизации, а до действий так и не доходит.
— На сегодняшний день пока это только разговоры. Подъем этих лодок — очень дорогостоящее занятие. Некоторые из них лежат на больших глубинах. В свое время поднимали «Курск», он лежал на небольшой глубине, а тот же «Комсомолец» лежит на глубине около полутора тысяч метров, подъем его на поверхность — большая проблема.
Разговоры о подъеме этих лодок часто звучат на различных конференциях и совещаниях, но пока я не слышал о реальных перспективах подъема затонувших атомных подводных лодок.
— От лодок к семье. Есть ли у Вас дети? Если да, то по Вашим стопам пошли?
— Мой сын сейчас окончил школу и поступил в Архангельский медицинский университет. С первого сентября начнет там обучение. Не по моим стопам пошел.
— А есть ли у Вас любимая подлодка? За красоту, какое-либо качество или за что-то другое?
— Мне очень нравятся «Акулы», 941-й проект. Кроме нас, такой мощный и большой корабль никто не мог построить. В современных условиях они, может быть, и не нужны, но это – шедевр.
Олег Кулешов
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Александру Куксе ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
bmpd.livejournal.com
Музей «Подводная лодка» (93 фото)
Для тех, кто вырос вдали от морей и кому никогда ранее не приходилось видеть подводных лодок.Для тех, кто вырос вдали от морей и кому никогда ранее не приходилось видеть подводных лодок.
Оказывается, одна черная субмарина омывается тихими водами Химкинского водохранилища и приглашает всех любознательных на свой борт.
Подлодка Б-396 проекта 641 Б, под названием «Новосибирский комсомолец», была заложена в 1979 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
Подлодка несла службу с 1980 по 1998 года в Атлантическом океане, на Средиземном море и в Норвежских морях.
В 2000 году подлодка была доставлена буксиром в Северодвинск, а в апреле 2001 — отправлена в цех на переоборудование.
Внутренняя обстановка подводной лодки претерпела минимальные изменения, после чего в 2003 году была торжественно спущена на воду в качестве музея.
Длина лодки — 90 м, погружение на глубину — 300 метров, имеет 1 якорь.
Ширина — 8,6 м.
Осадка — 5,9 м.
Экипаж — 78 человек
Глубина погружения — 300 м
Автономность — 80 суток
Количество торпед — 24
Дальность — 15000 миль
Скорость хода — надводная: 13,5 / подводная: 16 узлов (шифр «Сом», по классификации NATO – «Tango class»), относится к лодкам 2-го поколения отечественного судостроения.
Лодка состоит из 7 отсеков: торпедный, два жилых и аккумуляторных, ЦПУ, дизельный, электромоторный, кормовой и жилой.
На экскурсию можно попасть только группой не менее 10 человек, дети с взрослыми. Группа собирается у входа в музей. Лучше идти в выходной день, тогда вероятность того, что группа наберется быстро, больше.
Рядом с подводной лодкой на набережной выставлены также военный самолет-амфибия и катер.
Вход в подводную лодку в музейном варианте осуществляется с правого борта через тамбур-вход.
Первый отсек — торпедный.
Переходы на лодке осуществляются через люки, они сохранены, но добавлены традиционные двери, где проходят посетители. Торпедные отсеки снаружи закрыты, а внутри лодки 6 торпедных устройств, доступны для осмотра.
В этом отсеке находятся и водолазные костюмы, которые использовались при необходимости.
Здесь же были и спальные места военнослужащих, но их сняли, так как негде было бы разместиться посетителям.
Лодка могла выстрелить сразу 6-ю торпедами, каждая из которых наведена на разные цели поражения.
Сюрреализм технических штучек, очень живописно!
Сейчас вся подводная лодка напичкана кондиционерами, а подводникам приходится дышать не очень свежим воздухом.
В отсеке представлен спасательный гидрокостюм подводника для выхода членов экипажа в аварийных ситуациях через торпедные аппараты.
Все можно потрогать, посидеть в штурманском кресле, попрыгать через люк, позвонить в рынду.
Кстати! Что такое рында знаете? Уверены?
Второй отсек — жилой, аккумуляторный.
Здесь демонстрационный зал с техникой для лекций. Желающие могут задраить люки.
Каюты экипажа и кают-компания.
Отдельная каюта капитана, обстановка строгая, никаких излишеств.
Каюты офицеров.
Изолятор (медицинский) и гальюн.
Третий отсек — центральный пост управления.
В отсеке две палубы. На верхней — центральный пост с локальными постами, штурманской, гидроакустической и радиолокационной рубками.
Капитанская рубка с разнообразными навигационными устройствами.
Радиорубка слева и камбуз справа.
Камбуз маловат. Коку не позавидуешь. В такой тесноте приготовить завтрак, обед, ужин на 78 человек. Ежедневно, на протяжении нескольких месяцев!
Четвертый отсек — жилой, аккумуляторный.
В отсеке две палубы: верхняя и нижняя. На верхней палубе расположен выставочный зал — «Музей истории развития дизельных подводных лодок», а также макет подводной лодки 641Б проекта в масштабе 1:40 (в разрезе).
Пятый отсек — дизельный.
Здесь показан дизель правого борта с обслуживающими системами.
Шестой отсек — электромоторный.
В отсеке электродвигатель правого борта и обслуживающие системы.
Прохождение в люк требует определенной сноровки.
Да что там дети.
Седьмой отсек — кормовой, жилой.
На верхнюю палубу нельзя без спасательных жилетов.
На подволоке отсека расположен штатный кормовой люк с водолазным тубусом для аварийного выхода команды.
Спальные места матросов.
В отсеке — общекорабельные системы, механизмы и устройства, а также спальные места команды.
Подводная лодка установлена на подводное гидротехническое основание, что позволило приподнять корабль на 4 метра и сделало открытым для обозрения винто-рулевой комплекс.
mainfun.ru