Репортаж о ситуации на ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева»
Ко Дню Вооруженных сил Украины свои двери открыли крайне закрытые до сих пор оборонные предприятия: ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева». На обоих предприятиях побывал и журналист «Вечернего Харькова» (ссылка на фотогалерею с обоих предприятий).
Бронетранспортер БТР-4 и бронеавтомобиль «Дозор-Б» в сборочном цеху ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» (с) Вечерний Харьков
Чем гордятся на заводах сегодня
Погода в тот день выдалась мерзкая. С самого утра город накрыло снегом, транспорт ходил нерегулярно, деревья от порывов ветра и налипшего мокрого снега падали на автотранспорт и на головы прохожим, дороги не расчищались. Встретив журналистов на проходной ХКБМ, пресс-секретарь «Укроборонпрома» Лукьян Сельский сразу предупредил, что киевское руководство не приехало — аэропорт не принял.
Презентацию тем не менее отменять не стали, и пригласили журналистов в первый сборочный цех ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова». Генеральный конструктор ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Владимир Вакуленко продемонстрировал опытные образцы танков «БТР-3», «БТР-4», «Дозор-Б» и установки «Верба».

Бронетранспортер БТР-4 с защитными экранами (с) Вечерний Харьков
— Сегодня времена изменились. Если раньше наше предприятие работало над тяжелой техникой, то сегодня время требует не только танков, но и легкой техники для нашей армии. Наши разработки уже воплощены в металле, — говорит Владимир Вакуленко. — Это в первую очередь машина «БТР-4», которая уже принята на вооружение армии. Мы можем производить эти танки как с двигателями родного производства (завода имени Малышева), так и зарубежного.
Генконструктор утверждает, что оба вида машин БТР прекрасно показали себя в работе, особенно новая танковая мощная броня, существенно отличающаяся от той, что использовали в СССР.

Бронированная медицинская машина БММ-4С в ремонте (с) Вечерний Харьков
Показали на заводе и опытный образец установки «Верба» — новый тип «Града» — усовершенствованный и облегченный.
— «Верба» в семь раз быстрее с точки зрения подготовки к стрельбе и в четыре раза — с точки зрения передачи топографической обстановки места нахождения и поражения цели. А это значит, что у врага меньше шансов засечь машину, — поясняет Владимир Вакуленко.
Генконструктор уточнил, что заказы на новую установку уже поступили, но «Верба» требует доработки и проведения испытаний, а для этого необходимо время (около 7 месяцев) и 15,9 млн грн.
Еще один опытный образец — БМ «Дозор-Б» представил генеральный директор ХКБМ Яков Мормило.
— Это более маневренная и скоростная по сравнению с БТР машина — на ней установлен импортный двигатель «Дойч» мощностью 190 лошадиных сил, коробка-автомат Alison, фирменные шины Michelin, полный привод, автоматическая подкачка шин, максимальная скорость движения 110 км/ч по шоссе. Из вооружения — пулемет 12,7 калибра, система коллективной защиты, рассчитана на экипаж из семи человек.
Яков Мормило подчеркнул, что это принципиально новая машина для украинской армии. Она прошла госиспытания, машину готовят принять на вооружение ВС. Первый опытный образец был изготовлен Львовским бронетанковым заводом, который после оформления документов будет производить всю серию «Дозора».

Повреждения БТР-4 (с) Вечерний Харьков
Открыл двери для журналистов и ГП «Завод им. В.А. Малышева» — заводчане показали цех № 130, где занимаются сборкой танков. Туда акул пера подвезли на… БТР, предложив протестировать машину в действии.
Здесь главный инженер предприятия Александр Шейко представил два бронеавтомобиля «Булат» и танк БМ «Оплот».
— Танк «Оплот» — самая современная машина, разработанная ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и вторым КБ завода, — заверяет Александр Шейко.

Танк БМ «Оплот» (с) Вечерний Харьков
Кроме того, на заводе отчитались, что выполнили задачи, поставленные Минобороны, по ремонту БМ «Булат». Несколько десятков боевых машин поступили на вооружение украинской армии.
— Модернизированный вариант танка БМ «Булат» по своим характеристикам доведен до уровня танка Т-81, — не без гордости отметил Александр Шейко.
По его словам, из Минобороны уже поступил заказ на поставку модернизированных «Булатов» и «Оплотов», которые будут приняты на вооружение ВСУ в 2016 году.

Сборка танка БМ «Оплот» (с) Вечерний Харьков
Вижу цель — не вижу препятствий!
— Проще, быстрее, дешевле и качественнее делать это на тренажерах, чем на готовых машинах, — поясняет Владимир Вакуленко.
По его словам, тренажеры прошли госиспытания и очень востребованы. Они уже установлены в некоторых учебных центрах Украины, и есть госзаказ на поставку еще одной партии.
На КБ им. Морозова новый начальник
Руководство ГК «Укроборонпром» все-таки доехало до Первой столицы, только уже на поезде. Гендиректор концерна Роман Романов осмотрел цеха, а затем вручил награды специалистам бронетанковой отрасли за вклад в разработку, изготовление и опробирование опытного образца БМ «Дозор-Б». А еще пообещал создать условия для работы коллективов, включая новое оборудование и достойную оплату труда.

Танкокот (с) Вечерний Харьков
— Мы разрабатываем программу по оснащению и созданию комфортных условий труда для рабочих коллективов, — сообщил гендиректор.
Комментируя назначение нового генерального директора ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Якова Мормило, он отметил:
— На данный момент сменено несколько руководителей оборонных предприятий Украины. И если за три месяца ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» не покажет положительной динамики, нового руководителя постигнет участь его предшественников.
К слову, вместе с ним в Харьков прибыли представители Львовского бронетанкового завода, чтобы поделиться опытом с харьковскими коллегами, а также вместе отпраздновать День Вооруженных сил Украины.
Поставки в Таиланд остаются в силе
1 сентября 2011 года Укрспецэкспорт и представители Королевской тайской армии подписали контракт, согласно которому Украина должна поставить Таиланду 49 боевых танков «Оплот». Контракт должен быть реализован до конца 2015 года.
topwar.ru
Репортаж о ситуации на ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева»
Елена Лобач в материале «Какими танками снабжают харьковчане армию«, опубликованном украинским ресурсом «Вечерний Харьков«, делится небезынтересными впечатлениями от посещения двух харьковских предприятий бронетанковой промышленности — ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева». Ко Дню Вооруженных сил Украины свои двери открыли крайне закрытые до сих пор оборонные предприятия: ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева». На обоих предприятиях побывал и журналист «Вечернего Харькова» (ссылка на фотогалерею с обоих предприятий).
Бронетранспортер БТР-4 и бронеавтомобиль «Дозор-Б» в сборочном цеху ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» (с) Вечерний Харьков
Чем гордятся на заводах сегодня
Погода в тот день выдалась мерзкая. С самого утра город накрыло снегом, транспорт ходил нерегулярно, деревья от порывов ветра и налипшего мокрого снега падали на автотранспорт и на головы прохожим, дороги не расчищались. Встретив журналистов на проходной ХКБМ, пресс-секретарь «Укроборонпрома» Лукьян Сельский сразу предупредил, что киевское руководство не приехало — аэропорт не принял.
Презентацию тем не менее отменять не стали, и пригласили журналистов в первый сборочный цех ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова». Генеральный конструктор ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Владимир Вакуленко продемонстрировал опытные образцы танков «БТР-3», «БТР-4», «Дозор-Б» и установки «Верба».
Бронетранспортер БТР-4 с защитными экранами (с) Вечерний Харьков
— Сегодня времена изменились. Если раньше наше предприятие работало над тяжелой техникой, то сегодня время требует не только танков, но и легкой техники для нашей армии. Наши разработки уже воплощены в металле, — говорит Владимир Вакуленко. — Это в первую очередь машина «БТР-4», которая уже принята на вооружение армии. Мы можем производить эти танки как с двигателями родного производства (завода имени Малышева), так и зарубежного.
Генконструктор утверждает, что оба вида машин БТР прекрасно показали себя в работе, особенно новая танковая мощная броня, существенно отличающаяся от той, что использовали в СССР.
Бронированная медицинская машина БММ-4С в ремонте (с) Вечерний Харьков
Показали на заводе и опытный образец установки «Верба» — новый тип «Града» — усовершенствованный и облегченный.
— «Верба» в семь раз быстрее с точки зрения подготовки к стрельбе и в четыре раза — с точки зрения передачи топографической обстановки места нахождения и поражения цели. А это значит, что у врага меньше шансов засечь машину, — поясняет Владимир Вакуленко.
Генконструктор уточнил, что заказы на новую установку уже поступили, но «Верба» требует доработки и проведения испытаний, а для этого необходимо время (около 7 месяцев) и 15,9 млн грн.
Еще один опытный образец — БМ «Дозор-Б» представил генеральный директор ХКБМ Яков Мормило.
— Это более маневренная и скоростная по сравнению с БТР машина — на ней установлен импортный двигатель «Дойч» мощностью 190 лошадиных сил, коробка-автомат Alison, фирменные шины Michelin, полный привод, автоматическая подкачка шин, максимальная скорость движения 110 км/ч по шоссе. Из вооружения — пулемет 13,7 калибра, система коллективной защиты, рассчитана на экипаж из семи человек.
Яков Мормило подчеркнул, что это принципиально новая машина для украинской армии. Она прошла госиспытания, машину готовят принять на вооружение ВС. Первый опытный образец был изготовлен Львовским бронетанковым заводом, который после оформления документов будет производить всю серию «Дозора».
Повреждения БТР-4 (с) Вечерний Харьков
Открыл двери для журналистов и ГП «Завод им. В.А. Малышева» — заводчане показали цех № 130, где занимаются сборкой танков. Туда акул пера подвезли на… БТР, предложив протестировать машину в действии.
Здесь главный инженер предприятия Александр Шейко представил два бронеавтомобиля «Булаты» и танк БМ «Оплот».
— Танк «Оплот» — самая современная машина, разработанная ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и вторым КБ завода, — заверяет Александр Шейко.
Танк БМ «Оплот» (с) Вечерний Харьков
Кроме того, на заводе отчитались, что выполнили задачи, поставленные Минобороны, по ремонту БМ «Булат». Несколько десятков боевых машин поступили на вооружение украинской армии.
— Модернизированный вариант танка БМ «Булат» по своим характеристикам доведен до уровня танка Т-81, — не без гордости отметил Александр Шейко.
По его словам, из Минобороны уже поступил заказ на поставку модернизированных «Булатов» и «Оплотов», которые будут приняты на вооружение ВСУ в 2016 году.
Сборка танка БМ «Оплот» (с) Вечерний Харьков
Вижу цель — не вижу препятствий!
На опытной базе ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» гендиректор и генконструктор продемонстрировали образцы тренажеров для будущих военных специалистов. Как рассказали сотрудники лаборатории ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова», эти тренажеры имитируют реальные машины, на них можно отработать 90% навыков вождения и стрельбы.
— Проще, быстрее, дешевле и качественнее делать это на тренажерах, чем на готовых машинах, — поясняет Владимир Вакуленко.
По его словам, тренажеры прошли госиспытания и очень востребованы. Они уже установлены в некоторых учебных центрах Украины, и есть госзаказ на поставку еще одной партии.
На КБ им. Морозова новый начальник
Руководство ГК «Укроборонпром» все-таки доехало до Первой столицы, только уже на поезде. Гендиректор концерна Роман Романов осмотрел цеха, а затем вручил награды специалистам бронетанковой отрасли за вклад в разработку, изготовление и опробирование опытного образца БМ «Дозор-Б». А еще пообещал создать условия для работы коллективов, включая новое оборудование и достойную оплату труда.
Танкокот (с) Вечерний Харьков
— Мы разрабатываем программу по оснащению и созданию комфортных условий труда для рабочих коллективов, — сообщил гендиректор.
Комментируя назначение нового генерального директора ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Якова Мормило, он отметил:
— На данный момент сменено несколько руководителей оборонных предприятий Украины. И если за три месяца ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» не покажет положительной динамики, нового руководителя постигнет участь его предшественников.
К слову, вместе с ним в Харьков прибыли представители Львовского бронетанкового завода, чтобы поделиться опытом с харьковскими коллегами, а также вместе отпраздновать День Вооруженных сил Украины.
Поставки в Таиланд остаются в силе
1 сентября 2011 года Укрспецэкспорт и представители Королевской тайской армии подписали контракт, согласно которому Украина должна поставить Таиланду 49 боевых танков «Оплот». Контракт должен быть реализован до конца 2015 года.
— Но по финансовым причинам работа была продлена. При согласовании с Минобороны и с разрешения начальника Генштаба отправка новой партии танков в Таиланд может быть осуществлена уже в декабря текущего года, а полностью этот контракт должен быть закрыт в 2016 году, — сообщил главный инженер ГП «Завод им. В.А Малышева».
bmpd.livejournal.com
Харьковское конструкторское бюро машиностроения — Howling Pixel
Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ОКБ имени Морозова — ГП ХКБМ до 1951, ОКБ-520 до 1997, КБ-60 до 1999) — предприятие, разрабатывающее бронетанковую технику. Ранее ГП ХКБМ играло ключевую роль в создании бронированных гусеничных машин Советского Союза.
Деятельность
ГП ХКБМ специализируется, главным образом, на разработке и производстве бронетанковой техники. Компетенция ГП ХКБМ в данной сфере является всеобъемлющей и охватывает весь процесс создания того или иного образца, от первой линии на чертеже и до последующего усовершенствования уже эксплуатирующейся машины.
Номенклатура разработанных ГП ХКБМ гусеничных машин включает основные боевые танки «Ятаган», «Оплот», Т-80УД, тяжелую боевую машину пехоты БТМП-84 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Оплот.
Колесные машины, которые разработаны ГП ХКБМ — бронетранспортеры БТР-3, БТР-4, Дозор-Б, многоцелевой автомобиль Дозор-А.
ГП ХКБМ также специализируется на разработке вариантов модернизации устаревших боевых танков, в том числе Т-72, Т-64, Т-59, Т-55 и Т-54.
Кроме того, ГП ХКБМ занимается конструированием и изготовлением инженерной техники, а также высокотехнологичных средств обучения для боевых бронированных машин. В частности были разработаны и изготовлены динамические тренажеры танков Т-80УД, Т-72С(Б), Аль-Халид, Т-64Б, Т-55, а также тренажёр БМП-2.
В дополнение к вышеуказанным основным сферам деятельности, ГП ХКБМ разрабатывает различную гражданскую продукцию, включая оборудование для металлургической промышленности, оборудование для обращения с радиоактивными отходами, спецтехнику на тяжелой гусеничной базе и т. д.
Приватизация
В марте 2012 года Кабинет министров Украины поручил государственному концерну «Укроборонпром» реорганизовать несколько казённых предприятий в коммерческие предприятия. Среди них Харьковское КБ по машиностроению имени Морозова и Харьковское КБ по двигателестроению (расположенное на заовражной площадке ХЗТМ).[1]
Руководители
Организационные преобразования
До войны бюро называлось ОКБ-520. Осенью 1941 эвакуировано в Нижний Тагил, на Уралвагонзавод. Когда Морозов вернулся в 1951 году из-за разногласий с тамошним руководством в Харьков, прежнее название осталось за тагильским[каким именно из них?] конструкторским бюро. Харьковское же начало называться КБ-60. После смерти Морозова получило название ОКБ им. Морозова.
Нестандартные заказы
- Бронетехника для кинематографа
В 2008 году ХБКМ разработало специально для съёмок фантастического фильма Обитаемый остров так называемый «БТР-Космос» — пурпурный инопланетный «танк»-автомат (на шасси БТР-70), на котором разъезжает главный герой фильма Максим Каммерер.[2][3] Тогда же была разработана целая серия фантастических танков, представленная в битве во второй части фильма — «Обитаемый Остров. Схватка».
ВЭД
В конце 2009 года Украина и Ирак подписали контракт на поставку 420 машин БТР-4 на общую сумму 457,5 млн долл. Основной исполнитель контракта — Харьковское конструкторское бюро имени Морозова (ХКБМ), соисполнитель — Государственное предприятие «Завод имени Малышева» (г. Харьков). Первая партия БТР-4 для Ирака в количестве 26 единиц была отправлена заказчику 20 апреля 2011 года.
Примечания
- ↑ Военные заводы Харьковщины отдадут «частникам» Архивная копия от 26 июля 2014 на Wayback Machine. Comments.ua, 23 марта 2012
- ↑ Анна Силаева. Обитатели острова — писатели братья Стругацкие, режиссёр Фёдор Бондарчук и конструкторы-танкостроители КБ имени Морозова. МедиаПорт (5 января 2009). Дата обращения 9 июня 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
- ↑ Харьковские конструкторы создают железного монстра-убийцу. ForUm (14 февраля 2007). Дата обращения 9 июня 2009. Архивировано 19 февраля 2012 года.
Ссылки
БТ-7БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего произведено 5328 машин.
Бастион-01«Бастион-01» (укр. Бастіон-01) — украинская реактивная система залпового огня, состоящая из шасси КрАЗ-6322 и боевой части БМ-21 «Град».
Предназначена для уничтожения живой силы и боевой техники противника, артиллерийских и минометных батарей, разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.
Борисюк, Михаил ДемьяновичМихаи́л Демья́нович Борисю́к (род. 1934) — генеральный конструктор бронетанкового оборудования Украины — руководитель Харьковского конструкторского бюро машиностроения имени А. А. Морозова.
Генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор, почётный доктор Харьковского национального университета, действительный член Академии кибернетических наук.
Верба (РСЗО)БМ-21У «Верба» — украинская реактивная система залпового огня, состоящая из шасси КрАЗ-6322–010 и боевой части БМ-21 «Град».
ГПМ-64ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина, созданная на основе танка Т-64 инженерами Харьковского бронетанкового ремонтного завода в 2010 году.
Дозор-Б«Дозор-Б» — украинский военный бронеавтомобиль лёгкого класса с колёсной формулой 4 × 4. Может использоваться для оснащения специальных подразделений вооружённых сил и полиции. Разработчиком бронемашины является КП ХКБМ им. А. А. Морозова, производителем — ХЗТМ и ЛБТЗ.
Завод имени Малышевапамятник архитектуры (местного значения)
Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева (ЗТМ, ХЗТМ; до 1922 года — Харьковский паровозостроительный завод; до 1939 года — ХПЗ имени Коминтерна, до 1960-х годов — машиностроительный завод № 183 и его филиал завод № 75) — завод транспортного машиностроения в Харькове, выпускающий двигатели, тепловозы и танки.
Национальная гвардия УкраиныНациональная гвардия Украины — воинское формирование c правоохранительными функциями, входит в систему Министерства внутренних дел Украины (МВД) и предназначено для выполнения задач по защите и охране жизни, прав, свобод и законных интересов граждан Украины, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также во взаимодействии с правоохранительными органами — по обеспечению государственной безопасности и защиты государственной границы, пресечению террористической деятельности, деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), террористических организаций, организованных групп и преступных организаций.
Как самостоятельная силовая структура существовала в 1991 по 2000. Как военное формирование с правоохранительными функциями на базе Внутренних войск Министерства внутренних дел Украины и привлечением новых военных кадров на добровольческой основе воссоздана с 13 марта 2014 года.. Общая численность — до 60 000 военнослужащих.
Национальная гвардия функционирует в системе Министерства внутренних дел Украины. Министр внутренних дел Украины осуществляет военно-политическое и административное руководство Национальной гвардией Украины. К личному составу Национальной гвардии Украины относятся военнослужащие и работники. Военнослужащие проходят военную службу по контракту и по призыву. Военнослужащие Национальной гвардии Украины на период военной службы останавливают членство в политических партиях и профессиональных союзах. Существует Военный резерв Национальной гвардии Украины. Резервисты, которые проходят службу в Резерве Нацгвардии, получают соответствующие воинские звания.
Непосредственное военное руководство Национальной гвардией Украины осуществляет командующий Национальной гвардии Украины, который назначается Президентом Украины по представлению Министра внутренних дел. Освобождается командующий НГУ решением Президента Украины. В соответствии с Указом Президента Украины « Вопрос органа военного управления Национальной гвардии Украины» № 346/2014 командующий Национальной гвардии Украины пользуется в отношении военнослужащих Национальной гвардии Украины правами Министра обороны Украины, которые предусмотрены » «Положением о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины», распространяющий своё действие на военнослужащих НГУ.
15 апреля 2014 Верховная Рада Украины назначила генерал-полковника Степана Полторака командующим восстановленной Национальной гвардии Украины. С 14 октября 2014 обязанности командующего Нацгвардии выполняет генерал-лейтенант Александр Васильевич Кривенко, первый заместитель командующего Национальной гвардии Украины. С 6 февраля 2015 года обязанности командующего Нацгвардии временно исполнял генерал-лейтенант Николай Иванович Балан, 30 декабря 2015 года командующим был назначен генерал-лейтенант Юрий Владимирович Аллеров. 7 мая 2019 года президент Порошенко своим указом уволил Юрия Аллерова с должности командующего Национальной гвардии. 14 июня 2019 Владимир Зеленский назначил командующим Национальной гвардией Николая Балана.[1]
Список конструкторских бюро СССР и РоссииСписок содержит перечень конструкторских бюро СССР и России.
Авиационно-космическая отрасльОКБ-1 — Королёв, Сергей Павлович
СБ-1 (МКБ «Стрела») — Берия
СБ-1 (ЦКБ «Алмаз»)
НИИ-1 ((РНИИ), Московский институт теплотехники)
филиал № 1 (ОКБ-293 — разработка ЖРД и ВРД)
филиал № 2 (КБ-2 МСХМ) — разработка реактивных снарядов)
ОКБ-2 — Надирадзе, Александр Давидович
ОКБ-2-155 (филиал ОКБ-155, МКБ «Радуга») — Березняк, Александр Яковлевич
ОКБ-2 (МКБ «Факел») — Грушин, Пётр Дмитриевич
ОКБ-4 (КБ «Молния»)
ЦКБ-7 (КБ «Арсенал»)
ОКБ-8 (ОКБ «Новатор») — Люльев, Лев Вениаминович
НИИ-10 (ГосНПО «Альтаир»)
ОКБ-15 — до 1955 г. — Шпитальный, Борис Гавриилович; Тихомиров, Виктор Васильевич
ОКБ-16 (КБ точного машиностроения) — А. Э. Нудельман
ОКБ-16-2 (Газодинамическая лаборатория — ГДЛ)
ЦКБ-17 («Вега»)
ЦКБ-20 (НИЭМИ)
ОКБ-21 — Алексеев, Семён Михайлович
ОКБ-21 — Лавочкин, Семён Алексеевич (г. Горький, с ноября 1940 по октябрь 1945 г.)
ОКБ-23 — Мясищев, Владимир Михайлович
ОКБ-29 — Омское МКБ (перв. руковод. — Глушенков В. А.)
НИИ-30 — отдел по реактивным снарядам
СКБ-30 (ЦНПО «Вымпел»)
ОКБ-43 (рук. И. И. Торопов)
ОКБ-49 — Бериев, Георгий Михайлович
ОКБ-51 — 1940…1944 — Поликарпов, Николай Николаевич, 1944…1953 — Челомей, Владимир Николаевич, с 1953 — Сухой, Павел Осипович
ОКБ-52 — Челомей, Владимир Николаевич (НПО машиностроения)
КБ-82 (МКБ «Буревестник»)
ОКБ-86 — Бартини, Роберт Людвигович
ОКБ-115 — Яковлев, Александр Сергеевич
ОКБ-134 (ГосМКБ «Вымпел»)
НИИ-147 (ГНПП «Сплав»)
ОКБ-153 — Антонов, Олег Константинович
ОКБ-155 — Микоян, Артем Иванович, и Гуревич, Михаил Иосифович
ОКБ-156 — Туполев, Андрей Николаевич
СКБ-203 (ГСКБ компрессорного машиностроения)
ОКБ-256
ОКБ-276 — Кузнецов, Николай Дмитриевич
ОКБ-293 (ГосМКБ «Вымпел») — Бисноват, Матус Рувимович
ОКБ-301 — Лавочкин, Семён Алексеевич (с октября 1945 г.)
СКБ-385 — Макеев, Виктор Петрович
ОКБ-456 — Глушко, Валентин Петрович (КБ энергетического машиностроения — КБЭМ, НПОЭМ, «НПО «Энергомаш»)
ОКБ-478 — Ивченко, Александр Георгиевич
ОКБ-482 — Мясищев, Владимир Михайлович
ОКБ-586 — Янгель, Михаил Кузьмич (КБ «Южное»)
НИИ-642 (ОКБ «Вымпел»)
СКБ-733 (ГСКБ «Спецмаш») — Бармин, Владимир Павлович
ОКБ-938 — Камов, Николай ИльичОКБ МЭИ — Особое Конструкторское Бюро Московского энергетического института. [1]
ОСКБЭС МАИ — Отраслевое специальное конструкторское бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института [2].
Т-24Т-24 — советский средний танк. Создан в 1929—1930 годах как улучшенная версия опытного танка Т-12 и предназначался на роль «маневренного» танка в системе вооружений Красной армии. В ходе серийного производства в 1930—1931 годах было выпущено 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, однако полномасштабное производство Т-24 развёрнуто не было из-за экономических сложностей и неопределённости с окончательным выбором маневренного танка. Выпущенные машины оставались на вооружении до конца 1930-х годов и в боевых действиях никогда не участвовали.
Т-34T-34 (разговорное «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года. В течение 1942—1947 годов — основной танк РККА и ВС СССР. Являлся основным танком РККА до первой половины 1944 года, до поступления в войска его модификации Т-34-85.
Самый массовый танк Великой Отечественной войны.
Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому средний толстобронированный Т-34 унаследовал от лёгкого тонкобронированного БТ необычайно высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе), обеспечившую в течение всей Великой Отечественной войны абсолютное превосходство танка Т-34 в проходимости, манёвренности, подвижности. Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с февраля 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41 калибр и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.
Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.
Т-55Т-55 — советский основной и средний танк.
Создан на базе танка Т-54. Производился с 1958 по 1979 год. Первый в мире серийный танк, оборудованный автоматической системой противоатомной защиты (ПАЗ) — пионер нового поколения боевых машин, способных вести боевые действия в условиях применения ядерного оружия. Стал первым танком в наличии в войсках, получившим комплекс активной защиты (КАЗ «Дрозд»). Т-55 и его модификация Т-55А широко экспортировались и находятся на вооружении многих государств мира. В западных источниках Т-54 и Т-55 часто упоминаются как Т-54/55.
Т-55АГМТ-55АГМ — украинский вариант модернизации танка Т-55.
Т-84Т-84 — украинский основной боевой танк, дальнейшее развитие Т-80УД.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
КБ имени Морозова 90 лет: от Т-24 до «Оплота» — Новости Харькова
Накануне Дня танкистов Украины Государственное предприятие «Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. А. Морозова» отметило свое 90-летие.
На наш взгляд, юбилей единственного в Украине КБ по созданию танков — основной ударной силы Сухопутных войск — прошел донельзя скромно. На мероприятие были приглашены только некоторые СМИ, выбранные по непонятным критериям, от города коллектив предприятия поздравила директор департамента административных услуг и потребительского рынка Виктория Китайгородская, на сайте областной государственной администрации об этом не было сказано ничего.
Когда же корреспондент «Времени» попытался договориться о встрече с кем-то из руководства КБ, чтобы побеседовать о нынешнем положении дел на предприятии и о тенденциях развития мирового танкостроения, к чему наше харьковское КБ все годы своего существование прикладывало немало усилий, последовал ответ: «Обращайтесь за разрешением в Госконцерн «Укроборонпром», в чьем подчинении сегодня находится ГП «ХКБМ».
Возможно, такая бдительность нужна для иногородних журналистов, не знающих разницы между ГП «ХКБМ» и ГП «Завод им. Малышева». Но лично мне, харьковскому журналисту, бывавшему в кабинетах и бравшему интервью у первых руководителей обоих предприятий, получавшему презенты из рук самого Михаила Демьяновича Борисюка, такая заформализованность непонятна.
Ну да ладно, оставим это на совести бдительной пресс-службы. Это никоим образом не должно касаться работников, инженеров и конструкторов КБ, все 90 лет создающих грозные боевые машины. Вспомним их судьбы и как это было.
Немного истории
Началось все в довоенные 1927–1928 годы, когда на Харьковском паровозостроительном заводе, запущенном, к слову, в 1895 году, было решено строить танки. Тогда, отметим, еще не было такого четкого разделения на КБ и серийный завод по производству бронетехники. Так вот, к концу 27-го года на ХПЗ из числа конструкторов тракторного производства был создан новый коллектив — танковая конструкторская группа, возглавил которую Иван Алексенко. В мае 1929-го коллектив приступил к работе над танком Т-24.
Довести ее до конца не удалось, так как через два года — в июне 1931-го в правительстве было принято решение создать легкий колесно-гусеничный танк по разработкам американского инженера Кристи. Свертывание всех работ по Т-24 было встречено в коллективе негативно, Алексенко уволился, считая, что КБ должно продолжать усовершенствовать узлы Т-24 и выпускать свои средние гусеничные танки, а не «навязанные» иностранные — легкие, колесно-гусеничные. Ему повезло, его не репрессировали, и он переехал работать в Ленинград на Кировский завод (встречался ли он в этот период с Михаилом Кошкиным, будущим третьим руководителем харьковского КБ и создателем легендарного танка Т-34, — история умалчивает). В годы войны Алексенко был ранен на фронте, вернулся на производство, учился, защитил диссертацию, впоследствии преподавал в военных академиях, прожил до 1976 года.
Второй главный конструктор
Судьба второго начальника КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна Афанасия Фирсова, возглавлявшего КБ с 1931 по 1936 год, сложилась значительно трагичнее. До конца 80-х годов прошлого века его имя вообще не было принято упоминать. Поэтому самое время внести ясность.
Афанасий Фирсов родился в Бердянске в семье купца. Окончил железнодорожное училище и продолжил образование за границей в высшей технической школе в Митвайде (Германия) и политехническом институте в Цюрихе (Швейцария). Работал на заводе «Зульцер».
С началом Первой мировой войны он вернулся в Россию. Работал над созданием дизелей для подводных лодок на Коломенском машиностроительном заводе, затем весной 1916 года перешел на работу на завод «Теплоход» под Нижним Новгородом, где создавались минные заградители. С октября 1917 года в течение пяти лет — начальник губернского управления профессионального образования. В 1922—1927 годах — главный механик на заводе «Красная Этна» (Нижний Новгород), затем — на Николаевском судостроительном заводе.
В 1930 году, уже на ленинградском заводе «Русский дизель», Фирсов был обвинен в участии во вредительской группе и арестован, приговорен к пяти годам. К счастью, после увольнения Алексенко из КБ «ХПЗ», дело Фирсова пересмотрели и заменили срок «высылкой в г. Харьков для работы на ХПЗ».
Так, 6 декабря 1931 года А. Фирсов возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения. Под его руководством молодые инженеры прошли уникальную школу конструкторского мастерства, реализуя свои творческие находки в быстроходных танках БТ-2, БТ-5 и БТ-7.
* * * * * *
О танках БТ, доработанных нашими конструкторами и изготовлявшихся на харьковском заводе, стоит также сказать несколько слов. Они стали заметным этапом в деятельности всего КБ.
Идею колесно-гусеничного танка, получившего у нас название БТ («Быстроходный танк») разработал американский конструктор Джон Уолтер Кристи. Тогда считалось, что война, особенно в Европе, будет вестись по хорошим дорогам (автострадам), поэтому танку для этого нужны колеса и высокая скорость (до 110 км/час!). Брони достаточно противопульной — в скоростную машину сложно попасть из пушки. И только в редких случаях, в распутицу, на колеса предполагалось надевать гусеницы. Американским военным этот танк не понравился.
Но наши военачальники, вышедшие из кавалеристов, ухватились за идею. У Кристи закупили несколько «сырых» образцов (их доставка через океан — это отдельная история) и поручили начать производство в Харькове. Так в 1931 году появился БТ-2, за ним БТ-5 и БТ-7.
Они составили основу танкового парка страны, участвовали в конфликтах с Японией (у озера Хасан и на реке Халхин-Гол), в Гражданской войне в Испании, в советско-финской войне, в Польской кампании, на начальном этапе войны с Германией и даже в советско-японской войне.
* * * * *
Все эти машины были разработаны в КБ под руководством Фирсова. Но сегодня появляются модные версии, что уже тогда конструктор считал эти машины «вчерашним днем». Поэтому и заложил основы технического облика будущего гусеничного танка — прототипа Т-34, а также дизельного двигателя В-2. Однако летом 1936 года, в разгар репрессий, Фирсова отстранили от руководства КБ, обвинили «во вредительстве», в середине 37-го его арестовали (как и директора завода Ивана Бондаренко) и без суда и следствия расстреляли.
Реабилитирован Афанасий Фирсов в 1956 году «за отсутствием состава преступления».
Человек-легенда
Третьим начальником КБ стал Михаил Кошкин, с именем которого и связывают создание лучшего среднего танка Второй мировой войны — Т-34, что признано авторитетными историками по вооружению всех воюющих сторон. О жизни Кошкина и создании танка его жизни написано бесконечное множество статей, книг, диссертаций, поставлены документальные и художественные фильмы. Вся его жизнь — легенда. Кажется, рассказано все — и правда, и вымысел. Но до сих пор никто не может объяснить, как его, осмелившегося параллельно с выполнением правительственного заказа на разработку колесного танка А-30 создавать во внерабочее время свой гусеничный танк, отвлекая специалистов и средства — это же прямое вредительство(!) — не расстреляли? Спасло личное знакомство с Орджоникидзе, Кировым или слова Сталина, восхищенного чудо-танком? Или это судьба большевика с 1919 года (в одно время даже руководившего кондитерской фабрикой!), как у главного героя фильма «Коммунист» — до последней капли крови стоящего за свою идею?
Но, в любом случае, танк — это коллективное творение. Не зря в январе 42-го года трем его создателям — Михаилу Кошкину (посмертно), Александру Морозову и Николаю Кучеренко — была присвоена Сталинская премия.
Имени Морозова
Его соратник Александр Морозов принял КБ после смерти Кошкина в 1940-м и возглавлял его до 1976 года. Уже под его руководством танк был модернизирован в конце 1943 года в Т-34-85, став танком победы, успешно противостоящим фашистским «тиграм» и «пантерам».
После войны под руководством Морозова, чье имя теперь носит КБ, позднее под руководством Николая Шомина (1976–1990) и Михаила Борисюка (1990–2011) Харьковское конструкторское бюро по машиностроению стало играть ключевую роль в создании бронированных гусеничных машин нашей страны. Оно по-разному называлось: ОКБ им. Морозова — ГП «ХКБМ» до 1951 года, ОКБ-520 до 1997-го, КБ-60 до 1999 года, но всегда разрабатывало замечательные, можно смело сказать, одни из лучших танков в мире.
Сегодняшнее ГП «ХКБМ» специализируется главным образом на разработке и производстве бронетанковой техники. Компетенция ГП «ХКБМ» в данной сфере является всеобъемлющей и охватывает весь процесс создания того или иного образца, от первой линии на чертеже и до последующего усовершенствования уже эксплуатирующихся в армиях многих стран мира боевых машин.
Как пишет официальный сайт предприятия, сегодня номенклатура разработанных ГП «ХКБМ» гусеничных машин включает основные боевые танки «Ятаган», «Оплот», Т-80УД, тяжелую боевую машину пехоты БТМП-84 и бронированную ремонтно-эвакуационную машину «БРЭМ-Оплот».
Разработаны в Харькове и колесные машины — бронетранспортеры БТР-3, БТР-4, «Дозор-Б», многоцелевой автомобиль «Дозор-А».
ГП «ХКБМ» также специализируется на разработке вариантов модернизации устаревших боевых танков, в том числе Т-72, Т-64, Т-59, Т-55 и Т-54.
Но «коньком» ГП «ХКБМ» по-прежнему остаются танки. К слову, основной боевой танк БМ «Оплот», поставляемый сегодня в Таиланд, считается многими экспертами одним из лучших современных танков по сочетанию тактико-технических характеристик, вооружения, степени комбинированной защиты и т.д., в том числе — по цене, сегодня это тоже важный показатель. Наш «Оплот» не уступает «Леопарду-2», М1 «Абрамс», Т-90А и даже новейшему российскому комплексу Т-14 «Армата», которого еще нет в войсках, а харьковский «Оплот» уже производится серийно и успел выиграть международный тендер в Таиланде.
Но это уже совсем другая история.
Виталий БУЛАТ.
timeua.info
Моя творческая мастерская «КБ Морозов» — Покажите свою мастерскую!
Здравствуйте друзья мастеровые!
Набрался смелости и я, показать свету свою творческую мастерскую, по металообработке. Работы автомоделям и другой эксклюзивной масштабной техники.
Расположился в гараже, пока утеплил пол гаража для чистовых работ и половина для черновых, сварки и т.п.
С вашего разрешения хотел бы выкладывать, показывать разные телодвижения происходящие в мастерской.
Из станков имеется токарный Корвет-401 полностью переделанный мной.
http://www.chipmaker…__fromsearch__1
Фрезерный Каф-20 востановленный мной, с комплектом оснастки.
Большой токарный С8С . в процессе, почти на финише работ по востановлению.
http://www.chipmaker…__fromsearch__1
А так же прочие электрические и ручные инструменты:
Некоторые работы…
Изменено пользователем norco-awww.chipmaker.ru
О ситуации на ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева»

Елена Лобач в материале «Какими танками снабжают харьковчане армию», опубликованном украинским ресурсом «Вечерний Харьков», делится небезынтересными впечатлениями от посещения двух харьковских предприятий бронетанковой промышленности — ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева».
Ко Дню Вооруженных сил Украины свои двери открыли крайне закрытые до сих пор оборонные предприятия: ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и ГП «Завод имени В.А. Малышева». На обоих предприятиях побывал и журналист «Вечернего Харькова».
Чем гордятся на заводах сегодня
Погода в тот день выдалась мерзкая. С самого утра город накрыло снегом, транспорт ходил нерегулярно, деревья от порывов ветра и налипшего мокрого снега падали на автотранспорт и на головы прохожим, дороги не расчищались. Встретив журналистов на проходной ХКБМ, пресс-секретарь «Укроборонпрома» Лукьян Сельский сразу предупредил, что киевское руководство не приехало — аэропорт не принял.
Презентацию тем не менее отменять не стали, и пригласили журналистов в первый сборочный цех ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова». Генеральный конструктор ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Владимир Вакуленко продемонстрировал опытные образцы танков «БТР-3», «БТР-4», «Дозор-Б» и установки «Верба».

— Сегодня времена изменились. Если раньше наше предприятие работало над тяжелой техникой, то сегодня время требует не только танков, но и легкой техники для нашей армии. Наши разработки уже воплощены в металле, — говорит Владимир Вакуленко. — Это в первую очередь машина «БТР-4», которая уже принята на вооружение армии. Мы можем производить эти танки как с двигателями родного производства (завода имени Малышева), так и зарубежного.
Генконструктор утверждает, что оба вида машин БТР прекрасно показали себя в работе, особенно новая танковая мощная броня, существенно отличающаяся от той, что использовали в СССР.

Бронированная медицинская машина БММ-4С в ремонте
Показали на заводе и опытный образец установки «Верба» — новый тип «Града» — усовершенствованный и облегченный.
— «Верба» в семь раз быстрее с точки зрения подготовки к стрельбе и в четыре раза — с точки зрения передачи топографической обстановки места нахождения и поражения цели. А это значит, что у врага меньше шансов засечь машину, — поясняет Владимир Вакуленко.
Генконструктор уточнил, что заказы на новую установку уже поступили, но «Верба» требует доработки и проведения испытаний, а для этого необходимо время (около 7 месяцев) и 15,9 млн грн.
Еще один опытный образец — БМ «Дозор-Б» представил генеральный директор ХКБМ Яков Мормило.
— Это более маневренная и скоростная по сравнению с БТР машина — на ней установлен импортный двигатель «Дойч» мощностью 190 лошадиных сил, коробка-автомат Alison, фирменные шины Michelin, полный привод, автоматическая подкачка шин, максимальная скорость движения 110 км/ч по шоссе. Из вооружения — пулемет 13,7 калибра, система коллективной защиты, рассчитана на экипаж из семи человек.
Яков Мормило подчеркнул, что это принципиально новая машина для украинской армии. Она прошла госиспытания, машину готовят принять на вооружение ВС. Первый опытный образец был изготовлен Львовским бронетанковым заводом, который после оформления документов будет производить всю серию «Дозора».

Открыл двери для журналистов и ГП «Завод им. В.А. Малышева» — заводчане показали цех № 130, где занимаются сборкой танков. Туда акул пера подвезли на… БТР, предложив протестировать машину в действии.
Здесь главный инженер предприятия Александр Шейко представил два бронеавтомобиля «Булаты» и танк БМ «Оплот».
— Танк «Оплот» — самая современная машина, разработанная ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» и вторым КБ завода, — заверяет Александр Шейко.

Кроме того, на заводе отчитались, что выполнили задачи, поставленные Минобороны, по ремонту БМ «Булат». Несколько десятков боевых машин поступили на вооружение украинской армии.
— Модернизированный вариант танка БМ «Булат» по своим характеристикам доведен до уровня танка Т-81, — не без гордости отметил Александр Шейко.
По его словам, из Минобороны уже поступил заказ на поставку модернизированных «Булатов» и «Оплотов», которые будут приняты на вооружение ВСУ в 2016 году.

Вижу цель — не вижу препятствий!
На опытной базе ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» гендиректор и генконструктор продемонстрировали образцы тренажеров для будущих военных специалистов. Как рассказали сотрудники лаборатории ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова», эти тренажеры имитируют реальные машины, на них можно отработать 90% навыков вождения и стрельбы.
— Проще, быстрее, дешевле и качественнее делать это на тренажерах, чем на готовых машинах, — поясняет Владимир Вакуленко.
По его словам, тренажеры прошли госиспытания и очень востребованы. Они уже установлены в некоторых учебных центрах Украины, и есть госзаказ на поставку еще одной партии.
На КБ им. Морозова новый начальник
Руководство ГК «Укроборонпром» все-таки доехало до Первой столицы, только уже на поезде. Гендиректор концерна Роман Романов осмотрел цеха, а затем вручил награды специалистам бронетанковой отрасли за вклад в разработку, изготовление и опробирование опытного образца БМ «Дозор-Б». А еще пообещал создать условия для работы коллективов, включая новое оборудование и достойную оплату труда.

— Мы разрабатываем программу по оснащению и созданию комфортных условий труда для рабочих коллективов, — сообщил гендиректор.
Комментируя назначение нового генерального директора ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» Якова Мормило, он отметил:
— На данный момент сменено несколько руководителей оборонных предприятий Украины. И если за три месяца ГП «ХКБМ имени А.А. Морозова» не покажет положительной динамики, нового руководителя постигнет участь его предшественников.
К слову, вместе с ним в Харьков прибыли представители Львовского бронетанкового завода, чтобы поделиться опытом с харьковскими коллегами, а также вместе отпраздновать День Вооруженных сил Украины.
Поставки в Таиланд остаются в силе
1 сентября 2011 года Укрспецэкспорт и представители Королевской тайской армии подписали контракт, согласно которому Украина должна поставить Таиланду 49 боевых танков «Оплот». Контракт должен быть реализован до конца 2015 года.
— Но по финансовым причинам работа была продлена. При согласовании с Минобороны и с разрешения начальника Генштаба отправка новой партии танков в Таиланд может быть осуществлена уже в декабря текущего года, а полностью этот контракт должен быть закрыт в 2016 году, — сообщил главный инженер ГП «Завод им. В.А Малышева».























warwall.ru
Морозов Александр Александрович
МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился 16 (29) октября 1904 года в городе Бежица (ныне в черте города Брянск). Русский. С 1914 года жил в Харькове, где окончил 5 классов реального училища. С марта 1919 года работал делопроизводителем технической конторы, копировщиком и чертёжником на Харьковском паровозостроительном заводе (вскоре ставшем Харьковским тракторным заводом). Участвовал в подготовке документации по выпуску первых отечественных гусеничных тракторов «Коммунар». С ноября 1926 года проходил срочную службу в армии на должности авиационного техника-моториста (в Киевском военном округе). В 1928 году демобилизован. С октября 1928 года работал конструктором в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода. В 1931 году окончил Харьковский машиностроительный техникум. С 1931 года – руководитель группы в КБ, в 1936-1938 годах – начальник сектора КБ по новому проектированию, с 1938 года – заместитель начальника КБ, затем начальник КБ и заместитель главного конструктора. Принимал участие в разработке первого отечественного среднего танка Т-24 (1930), а также лёгких колёсно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935), БТ-7М (1939), которые наряду с Т-26 составляли в 1930-х годах основу танкового вооружения РККА. В качестве технического руководителя проекта совместно с М.И. Кошкиным и Н.А. Кучеренко возглавлял разработку среднего танка Т-34, принятого на вооружение в декабре 1939 года и ставшего впоследствии лучшим танком Второй мировой войны. В октябре 1940 года, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозов назначен главным конструктором КБ Харьковского тракторного завода. В годы Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в город Нижний Тагил Свердловской области. С октября 1941 по 1951 годы А.А. Морозов – главный конструктор КБ Уральского танкового завода (ныне — производственное объединение «Уралвагонзавод»). В годы войны руководил модернизацией танка Т-34, под его руководством разработаны танки Т-34-85 (1943), Т-44 (1945), Т-54 (1946). Танк Т-54 по оценке специалистов является лучшим отечественным танком послевоенных лет. За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководство заводами Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года Морозову Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина. С ноября 1951 года – главный конструктор Харьковского машиностроительного завода имени Малышева и одновременно — главный конструктор Харьковского КБ машиностроения, в 1966-1976 годах – его начальник. Под его руководством разработаны танки Т-64 (1963), Т-64А (1966), совершившие переворот в танкостроении. За большой вклад в повышение обороноспособности страны и в связи с 70-летием Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1974 года Морозов Александр Александрович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» с вручением ордена Ленина. С июня 1976 года – консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета Министерства машиностроения СССР. Жил в городе Харьков (Украина). Умер 14 июня 1979 года. Похоронен на кладбище №2 в Харькове. Генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970). Награждён 4 орденами Ленина (1941, 1942, 1943, 1974), орденами Октябрьской Революции (1977), Кутузова 1-й степени (1945), Суворова 2-й степени (1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1944, 1954), орденом Красной Звезды (1945), медалями. Лауреат Ленинской премии (1967) и трёх Сталинских премий (Государственных премий СССР) (1942, 1946, 1948). Депутат Верховного Совета СССР в 1958-1962 годах. Имя Героя носит улица в Харькове, его имя присвоено Харьковскому КБ машиностроения и Харьковскому механическому техникуму. Бронзовые бюсты А.А. Морозова установлены в Брянске и в Харькове. В Харькове на доме, в котором он жил, открыта мемориальная доска.
***
Создатель прославленного танка.
Люди старшего поколения, особенно те, кто участвовал в Великой Отечественной войне, хорошо знали танк Т-34. Знали и высоко ценили эту грозную боевую машину. Т-34 был лучшим танком второй мировой войны. Это признавали и наши враги. Немецкий генерал Блюментрит писал: «Очень неприятным сюрпризом было появление танка Т-34. Против него немецкие противотанковые орудия были бессильны …».
О прославленном танке по книгам и кинофильмам знает и наша молодежь. Но далеко не каждому известно, что одним из создателей «Тридцать четверки» был уроженец Брянщины Александр Александрович Морозов.
Первоначально танк был оснащен 76 мм пушкой. Во время Войны ее заменили 85 мм. Благодаря широким гусеницам и низкому удельному давлению на грунт, танк легко двигался по бездорожью. Прочная броня, удачная форма корпуса, хорошая скорость, высокая маневренность выгодно отличали его от вражеских боевых машин.
Работа над созданием нового танка началась еще до Великой Отечественной войны. Вело эту работу конструкторское бюро во главе с М.И. Кошкиным. Александр Александрович был привлечен в эту группу в тридцатые годы как один из самых талантливых конструкторов. А в 1940 году, после смерти М.И. Кошкина, А.А. Морозову поручили возглавить конструкторское бюро. Танк Т-34 был принят на вооружение нашей армии. На полях сражений Великой Отечественной войны машина с честью выдержала суровый экзамен. В 1942 году М.И. Кошкину (посмертно), А.А. Морозову, П.А. Кучеренко, создателям Т-34, была присуждена Государственная премия СССР. Это конструкторское бюро награждено орденом Ленина. В ходе войны некоторые узлы «тридцатьчетверки» совершенствовались, было усилено ее вооружение.
В послевоенное время конструкторское бюро под руководством А.А. Морозова создало ряд новых танков. Александр Александрович воспитал плеяду замечательных конструкторов и инженеров, успешно совершенствующих бронетанковую технику.
Выдающиеся заслуги А.А. Морозова высоко оценены партией и правительством. Он дважды удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Суворова 11 и Кутузова 1 степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Александр Александрович — лауреат Ленинской и трижды лауреат Государственной премии СССР.
Талантливый конструктор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер, А.А. Морозов был известен и как общественный деятель. ОН не раз избирался в Верховный Совет СССР, был делегатом ХХV съезда КПСС.
Александр свой трудовой путь начал чертежником на заводе. Потом работал конструктором, служил в Красной Армии. С 1926 года занялся конструкции трансмиссии и ходовой части танка. В тридцать шесть лет был главным конструктором завода.
Его жизнь оборвалась в июне 1979 года.
В Бежицком районе города Брянска накануне 37-й годовщины со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне состоялось торжественное открытие бронзового бюста дважды Героя Социалистического Труда А.А. Морозова. Он установлен в сквере, около Дворца культуры машиностроителей. Это место для него избрано не случайно. Александр Александрович родился в Бежице 29 октября 1904 года. А его отец Александр Дмитриевич Морозов работал слесарем Брянского завода (ныне объединение БМ3).
Именем выдающегося конструктора назван Харьковский механический техникум, который Александр Александрович окончил в 1931 году. Имя Морозова носит конструкторское бюро, в котором он проработал пятидесяти лет.
Своеобразными памятниками подвигу советских воинов и героическому труду создателей грозных боевых машин являются танки Т-34, установленные на пьедесталы. В Брянске «тридцатьчетверка» стоит на высоком постаменте на берегу реки Десны. Танк установлен в честь воинов 11-й Гвардейской армии Брянского фронта, освобождавшей областной центр от гитлеровских захватчиков.
В Карачеве на массивном основании — танк Т-34, первым ворвавшийся в город, освобожденный от немецко-фашистских захватчиков. Это памятник героям 4-й Гвардейской танковой армии. Они внесли весомый вклад в разгром врага.
Боевые танки установлены также в Почепе, Унече, Трубчевске.
А всего в стране насчитывается более двухсот прославленных машин, ставших памятниками. Танки Т-34, созданные при активном участии А.А. Морозова, стоят на постаментах в Москве и Ленинграде, Киеве и Минске, на Бородинском поле и в Орле. Они установлены и за пределами нашей страны: в Праге, Варшаве, Берлине, Париже.
Памятники земли Брянской,
Р. Русанов, Я. Соколов, 1985 г.

Памятник в Брянске

Памятник на кладбище № 2 в Харькове
www.kray32.ru
