Первая российская подводная лодка — Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни» — ЖЖ

Владимир Дергачев

https://fofoi.ru/wp-content/uploads/2015/02/pervay1-e1424440883593.jpg
Копия подлодки Никонова в Сестрорецке возле собора Петра и Павла.

Идея боевого применения подводного судна впервые была высказана гениальным Леонардо да Винчи. Он даже разработал проект, но подумав, уничтожил его, опасаясь разрушительных последствий подводной войны. Впервые действующий образец вёсельной подводной лодки создал голландский инженер в 1620 году для короля Англии Якова, она  успешно прошла испытания в Темзе.

В России попытку построить подводную лодку предпринял при Петре Великом крестьянин-самоучка Ефим Никонов. На галерном дворе в Петербурге в присутствии царя была испытана действующая модель, но со смертью императора проект «потаённого огненного судна» забросили.

Для постройки судна были привлечены бочары, что и определило бочкообразную форму первой субмарины. В строительстве подлодки использовалось дерево, железо, кожа, её раззмеры были шесть метров длинной и два шириной.

Система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днище корабля. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Подлодка работала на весельной тяге, и весь экипаж состоял из четырех человек, изобретатель сам руководил всем процессом погружения.

Никонов решил соорудить шлюзовую камеру, через которую из находящейся под водой подлодки мог выйти водолаз и нанести повреждения вражескому кораблю. Для водолаза конструктор изобрел скафандр с герметичным шлемом и грузами на спине. Осенью 1724 года в окрестностях Петербурга на Карельском перешейке на озере Разлив в присутствии императора Петра I состоялись первые испытания «потаенного судна». Подлодка под командованием Никонова опустилась под воду на несколько метров, но из-за неправильных расчетов глубины, стукнулась днищем о камни на дне и треснула. Весной 1725 года, после ремонта судна, конструктор снова попытался испытать его в воде, но обнаружилась течь и погружение отменилось.

После смерти Петра I подлодкой Никонова перестали интересоваться. Коллегия Адмиралтейства свернула работы, изобретателя разжаловали из мастера в работники, а в 1728 году сослали в далекое Астраханское адмиралтейство. Говорят, что  упорный изобретатель и там  без финансовой поддержки, на одном своем энтузиазме совершил несколько удачных погружении на «потаенном судне».

Фотография Валентины Балакиревой

Впервые подводную лодку применили в боевых целях во время войны за независимость  Соединенных Штатов Америки. Субмарина «Черепаха» попыталась атаковать британский флагман, но была обнаружена и подорвана миной.

Русский ученый-инженер польского происхождения Степан (Стефан)  Джевецкий (1843 —1938, Париж), уйдя с военной службы,  на своей даче в Одессе на Малом Фонтане  разработал и реализовал в 1878 году проект боевой одноместной подводной лодки. Она приводилась в движение силой ног человека и предназначалась для постановки мин под вражеские корабли. Первое удачное испытание прошло на одесском рейде, где с помощью субмарины была подорвана баржа.

Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году. Она вмещала 4 человека и имела два гребных винта. Модель испытана на Серебряном озере в Гатчине в присутствии наследника российского престола великого князя Александра Александровича (с 1881 года — император Александр III), в ходе которых  изобретатель взорвал миной плотик-мишень, а после причаливания преподнёс молодой цесаревне букет её любимых орхидей. Царским указом было построено пятьдесят небольших подводных лодок, предназначенных для обороны морских крепостей.

В начале 1890-х годов Джевецкий предложил ряд усовершенствованных проектов подводных лодок с механическим двигателем. За проект подводной лодки водоизмещением около 120 т, имеющей паровую машину, экипаж 12 человек, которую он разработал совместно с Алексеем Крыловым, на Международном конкурсе в Париже в 1898 году ему была присуждена первая премия. Джевецкий также изобрёл «подводный минный аппарат», значительно отличавшийся от ранее существовавших. В 1907 году по его проекту построена подводная лодка «Почтовый» с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода.

Подводная лодка Джевецкого в Центральном военно-морском музее в Петербурге.

Фото Н. Михайлова. https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633794401_1_-p1010973.jpg

В 1899 году на международной конференции в Гааге Россия при поддержке Германии, Франции, Италии, Японии и США, предприняла попытку ограничить создание подводного оружия, которая была сорвана Великобританией. Впервые подводные лодки были применены в русско-японской войне. Экипажи их набирались на добровольной основе из числа офицеров и матросов надводных кораблей.
До 1906 года подводные лодки числились миноносцами. Во время Первой мировой войны появились подводные лодки с дизельным двигателем для движения на поверхности, и электрическим для движения под водой. К дизельному двигателю подключали генератор, который производил электричество для подзарядки батарей. Первой в мире подводной лодкой с дизельным двигателем стала российская «Минога», построенная в  1906—1909 годах.

http://rusdarpa.ru/wp-content/uploads/2015/04/-1-e1428444240535.jpg

«Минога» участвовала в Первой мировой войне, совершила 14 боевых выходов, несколько раз пыталась атаковать неприятельские корабли. В 1918 году после ремонта на Балтийском заводе перевезена по железной дороге в Саратов, откуда своим ходом дошла до Астрахани и приняла участие в Гражданской войне на стороне молодой Советской власти в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. В 1925 году субмарина отправлена на металлолом.

Ускоренное развитие подводного флота в годы Первой мировой войны привело к тому, что субмарины стали грозным оружием. Всего за время войны 600 подводных лодок воюющих государств потопили 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 субмарины. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых тонн. Действия германских подводных лодок на морских коммуникациях поставили Англию на грань поражения в войне.

В Одессе в парке Победы Стефану Джевецкому в 2004 году установлен памятник в дни проведения 41-го Международного конгресса моряков-подводников.

https://dumskaya.net/pics/b1/picturepicture_153052858195078165225816_20985.jpg

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»

Добавиться в друзья

Метки: История, Карельский перешеек, Корабли, Россия, Санкт-Петербург

История подводных лодок — от «потаенного судна» Петра I до «Посейдона» – Военное оружие и армии Мира

Не все знают, что российские изобретатели и инженеры внесли значительный вклад в зарождение подводного флота. По ряду показателей первые российские субмарины не только не уступали лучшим зарубежным образцам, но и опережали их. Современные российские атомные подводные лодки внушают ужас западным воякам, а подводный беспилотник «Посейдон» зарубежные СМИ даже прозвали оружием «Судного дня».

«Безумная» идея русского крестьянина

Создать первую российскую подводную лодку предложил изобретатель-самоучка Ефим Никонов, простой подмосковный крестьянин. В челобитной Петру I он писал: «…сделаю к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли… потаенно под самое дно…». В 1720 году состоялась встреча царя с изобретателем, на которой тот смог подробно изложить суть своей идеи. Петр I велел ему сначала создать действующую модель субмарины «ради показания и в реке испытания».

По приказу царя Адмиралтейств-коллегия произвела Ефима Никонова в «мастера потаенных судов». Работы по созданию модели проводились на площадке Обер-сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. В марте 1721 года модель «потаенного судна» была готова. Никто не знает, как выглядела субмарина Никонова, никаких ее чертежей не сохранилось. Полагают, что она имела бочкообразную форму, ведь к ее созданию были привлечены бочары. Сохранилось также распоряжение об отпуске 15 железных полос; скорее всего, их использовали для обручей, стягивающих корпус судна. В кормовой части подлодки находился руль, а выступающая рубка со смотровыми стеклами выполняла роль своеобразного перископа.

Экипаж субмарины состоял из 4 человек, в движение она приводилась с помощью обычных весел. Первое испытание субмарины состоялось летом 1721 года на озере «Разлив». На нем присутствовал сам Петр I. Испытание прошло неудачно, у модели прорвало дно. Однако Петр все же отдал распоряжение приступить к созданию «потаенного огненного судна большого корпуса». Субмарина в натуральную величину была готова к осени 1724 года. Увы, испытание опять оказалось провальным. Лодка быстро пошла ко дну, врезалась в него и проломила днище. При этом Никонов едва не погиб и был спасен при личном участии царя.

Поразительно, что и на этот раз Петр I отнесся к неудаче весьма спокойно. Он велел Никонову укрепить корпус судна и исправить все выявленные недостатки. После смерти Петра I, лишившись покровителя, изобретатель не опустил руки — он все же отремонтировал субмарину и внес исправления в ее конструкцию. Весной 1725 года его творение вновь спустили на воду: увы, лодка опять дала течь и ее в который раз вытащили на сушу.

Последнее испытание субмарины состоялось в 1727 году, но и оно опять закончилось неудачей. Субмарину запихнули под замок в сарай, где она со временем сгнила.

Пионер подводного флота России

Вторая попытка создать реально действующую подводную лодку была предпринята в России в 1834 году. Субмарину водоизмещением 16 тонн построил российский военный инженер генерал-адъютант К. А. Шильдер. Его корабль считают пионером подводного флота России. Металлический корпус субмарины, изготовленный из котельного железа толщиной 5 мм и соединенный методом клепки, выдерживал погружение на глубину до 12 м. Внешне подводная лодка представляла собой чуть приплюснутое с боков эллипсоидное тело, над которым на один метр возвышались две башенки с иллюминаторами и входными люками.

Экипаж состоял из 8 моряков, половина из них приводила в движение лодку с помощью специальных весел-гребков. Обеспечение притока свежего воздуха давал вентилятор, соединенный с трубой, выходившей на поверхность.

Для погружения и всплытия использовались водяная балластная цистерна и два массивных якоря. Лодка оснащалась «оптической» трубой, с ее помощью осуществлялся обзор водной поверхности. Она являлась прототипом современного перископа. Субмарина была вооружена зажигательными ракетами и минами. При движении в надводном положении применялась съемная мачта с парусом.

Испытания подводной лодки довольно удачно прошли 29 августа 1834 года. В результате Шильдер получил ассигнования для проектирования и строительства нового судна. Вторая подлодка Шильдера имела меньшие габариты и цилиндрический корпус с заостренным носом. В носовой части находился удлиненный бушприт со встроенным гарпуном с миной. Помимо мины субмарина была вооружена 6 ракетными пусковыми установками в виде трубок и могла совершать залпы даже с подводной позиции.

Испытания второй подводной лодки Шильдера прошли 24 июля 1838 года на рейде Кронштадта. В ходе них был проведен успешный подрыв макета судна. Главной претензией морских чиновников к субмарине являлась ее крайне низкая скорость. В конечном счете она была забракована, изобретателю предложили продолжить усовершенствования подлодки за свой счет, однако тот к тому времени и так уже истратил на нее все свое состояние.

Подлодки обретают торпеды

Неудачно сложилась и судьба подводной лодки И. Ф. Александровского. Ее испытания начались в июне 1866 года в Кронштадте и с различными перерывами продолжались до 1901 года.

В этот довольно длительный период субмарина не раз претерпевала различные усовершенствования. Увы, все закончилось после полного разорения изобретателя, который основную часть работ финансировал за свой счет.

Стоит вспомнить и о подводной лодке изобретателя С. К. Джевецкого. Еще в 1876 году он предложил проект небольшого одноместного судна. В последующие годы он постоянно усовершенствовал свое детище и создал еще три различных модификации субмарины. Одну из них даже приняли к серийной постройке. Однако концепция применения подводных лодок изменилась, из средств обороны портов и береговых крепостей они превратились в оружие нападения на корабли противника в открытом море. Для этого небольшие субмарины Джевецкого не подходили, и их сняли с вооружения.

Тогда изобретатель к 1887 году разработал проект более крупной субмарины, способной погружаться на глубину до 20 метров и находиться под водой до 5 часов. Самое же главное, эта субмарина имела на вооружении торпедные аппараты, разработанные Джевецким (в 1865 году И. Ф. Александровский создал первую самодвижущуюся мину-торпеду). Лодка была оснащена паровым двигателем, из-за этого она не могла при необходимости срочно погрузиться, поэтому проект одобрения не получил.

Позже изобретатель создал субмарину с бензиновым двигателем. Этот его проект утвердили. В 1907 году был построен опытный образец и проведены испытания. И хотя субмарина по ряду параметров превосходила лучшие зарубежные образцы, увы, она имела один существенный недостаток: распространявшиеся при работе двигателя пары бензина буквально отравляли экипаж. Джевецкий предложил заменить бензиновый двигатель на дизель, а в 1905 году даже высказал мысль о дистанционно управляемой субмарине без экипажа.

Начало создания подводных сил Российского флота связано с появлением первой отечественной боеспособной субмарины «Дельфин», разработанной специальной комиссией под руководством выдающегося инженера и ученого И. Г. Бубнова. Она послужила прототипом для последующих подводных лодок — «Акулы», «Барса», «Касатки», «Миноги» и др. В 1906 году император Николай II подписал указ о создании российского подводного флота — тогда в стране насчитывалось всего 10 субмарин. Однако к 1917 году в ВМФ России было уже 73 подводные лодки.

Этот подводный флот непобедим!

В 1926 году в СССР было принято решение о возрождении подводного флота. К началу Великой Отечественной войны ВМФ СССР уже располагал 212 подводными лодками. Это были подводные лодки типа «Декабрист», типа Л («Ленинец»), типа М («Малютка»), типа С («Средняя») и легендарные «Щуки» (тип Щ). Наиболее впечатляющим достижением того времени стало создание подлодки типа К («Крейсерская»), которая обладала десятью торпедными аппаратами и очень мощной радиостанцией.

В послевоенные годы новой вехой отечественного подводного судостроения стало создание в 1958 году атомной подводной лодки. Такая субмарина могла находиться под водой значительное время, имела практически неограниченную дальность плавания и высокую скорость хода. Среди атомных субмарин специалисты выделяют подлодки проекта 941 «Акула». В период с 1981 года до начала 90-х было построено 6 таких подводных ракетоносцев. Каждая подлодка имела очень прочный многоуровневый корпус и была вооружена 20 твердотопливными ракетами.

Сейчас российский подводный флот насчитывает 76 субмарин различных типов. Среди них ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, атомные многоцелевые подлодки, усовершенствованные дизельные субмарины и подлодки специального назначения. Настоящей сенсацией стало сообщение Президента России В. В. Путина о беспилотной мини-подлодке «Посейдон», способной нести 100-мегатонную термоядерную боеголовку.

Наш канал в Телеграм
Главная » Бюджетная промышленность » Ускорение разработки атомной подводной лодки в Австралии, говорит член парламента по поводу годовщины AUKUS



Автор: Джон Грейди

Подводная лодка Королевских ВМС Австралии HMAS Sheean прибывает рядом во время посещения логистического порта Хобарта, Тасмания, 1 апреля 2021 г. Королевский флот Австралии, фото

Член австралийского парламента хочет ускорить доставку атомных подводных лодок в Канберру, чтобы дать понять Китаю и России, что Австралия будет защищать свой суверенитет от их агрессивных амбиций.

Эндрю Хасти, выступая на мероприятии Гудзоновского института, посвященном годовщине исторического соглашения о создании атомных подводных сил в Австралии и обмене передовыми технологиями между Канберрой, Лондоном и Вашингтоном, сказал, что Австралия хочет иметь подводные лодки в

«в следующем десятилетии, если не раньше».

Он добавил, что эта настойчивость в создании суверенной обороны является уроком, который Австралия извлекла из сопротивления Украины вторжению России в этом году и агрессивных действий Китая против Тайваня.

В первом квартале 2023 года Австралия решит, какой модели конструкции подводных лодок она будет следовать — американским ударным катерам класса «Вирджиния» или британскому классу «Астют». сказал.

Патрик Кронин, председатель Азиатско-Тихоокеанского региона Гудзоновского института, назвал соглашение между Австралией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами [AUKUS] «явным шагом вперед», и не только в отношении двигателей подводных лодок, но также в области технологий и модернизации обороны и меры безопасности.

По его словам, китайцы «видят [AUKUS] как серьезную угрозу» для них, начиная с передовых пилотируемых и беспилотных подводных боевых действий и заканчивая космосом и киберпространством.

Соглашение приняло предыдущие договоренности между тремя странами и систематизировало и институционализировало их в отношении множества технологий, сказал Брайан Кларк, директор Hudson по оборонным концепциям и технологиям. Ядерная силовая установка станет авангардом, ведущим к другим соглашениям между тремя странами по технологиям, начиная от беспилотных систем, гиперзвука, радиоэлектронной борьбы, квантовых вычислений и, возможно, Канберры, создающей эквивалент Американского агентства оборонных исследовательских проектов, известного как DARPA.

Кларк сказал, что с AUKUS «кажется, что мы добиваемся прогресса» в разработке ряда технологий, и со временем это включает обмен «операционными знаниями».

— Очень важно, чтобы мы все сделали правильно, — сказал Хасти. Он добавил, что три страны также должны изучить, как соглашение повлияет на иммиграцию и движение капитала, в дополнение к разработке, передаче и обмену военными технологиями.

«AUKUS — отличное начало», — добавил он.

Соглашение также может служить моделью для работы с другими союзниками, такими как Япония и Южная Корея, и партнерами, такими как Индия, в передаче оборонных технологий, заявили участники дискуссии.

«Австралия является растущей державой» в Индо-Тихоокеанском регионе, и эта приверженность долгосрочному соглашению о безопасности показывает это, добавил Кронин. Хасти сказал, что это обязательство распространяется на основные политические партии Канберры.

Помимо AUKUS, Кронин упомянул, что Австралия создает космические силы, чтобы заполнить брешь в своей будущей обороне, и продемонстрировала, что она не позволит китайским угрозам ограничивать ее оборонное развитие. Кларк сказал, что это расширяет существующее сотрудничество между двумя странами, когда речь идет об обмене разведданными и данными.

В ходе панельной дискуссии Кларк сказал, что договоренность может также использовать преимущества географического положения Австралии путем размещения наземных ударных вооружений глобального масштаба, тем самым давая Канберре новую возможность «сдерживать и побеждать китайские амбиции и агрессию».

Забегая вперед, Кронин сказал: «AUKUS — один из основных технологических ускорителей, на который можно опираться» для будущей безопасности союзников и партнеров в регионе, поскольку он включает в себя нечто большее, чем строительство атомных подводных лодок.

Как бывший помощник министра обороны в правительстве Австралии, которое достигло соглашения между тремя странами, Хасти сказал, что Канберра увидела необходимость в этом в связи с расширением сотрудничества между Россией и Китаем. Это создало «странного нового монстра», рожденного из «сильной обиды на Америку». Он добавил, что примерами возросшей угрозы, которую представляет собой это сотрудничество между Пекином и Москвой в прошлом месяце, являются российское вторжение в Украину и запуск Китаем ракет по Тайваню.

Хасти сказал, что цель Китая состоит в том, чтобы сделать его великой державой Индо-Тихоокеанского региона в экономическом, дипломатическом и военном отношении и заменить модель сотрудничества Соединенных Штатов в регионе авторитарной.

«Мы не должны ни переоценивать возможности Китая, ни недооценивать возможности демократий», — добавил он.

Хасти сказал, что США необходимо разработать стратегию, которая «выходит за рамки цикла Конгресса [и] выходит за рамки президентского цикла», которая может решить проблемы Китая и России в долгосрочной перспективе. «Мы ожидаем следующего шага Соединенных Штатов».

Ключевые слова статьи: AUKUS, Австралия, министр обороны Австралии Питер Даттон, атомные подводные лодки, президент Джо Байден, член палаты представителей Джо Кортни, член палаты представителей Роб Уиттман, Великобритания

Категории: Бюджетная промышленность, Новости и анализ, Подводные силы, ВМС США

США и Великобритания заложили атомные подводные лодки для Австралии


Октябрь 2021 г.
Автор Джулия Мастерсон

Австралия может стать первым государством, не обладающим ядерным оружием, разместившим на вооружении атомную подводную лодку в рамках нового трехстороннего партнерства в области безопасности с Соединенными Штатами и Великобританией, известного как AUKUS. Инициатива была обнародована на совместной виртуальной пресс-конференции, состоявшейся 15 сентября.

Все три страны подчеркнули, что Австралия не будет приобретать ядерное оружие и что они будут соблюдать свои обязательства по глобальным стандартам нераспространения. Тем не менее, решение Соединенных Штатов и Великобритании оснастить Австралию атомными подводными лодками усилило опасения по поводу распространения, поскольку подводные лодки США и Великобритании оснащены бортовыми реакторами, работающими на высокообогащенном уране (ВОУ).

Целью нового трехстороннего альянса является обеспечение «мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском [регионе] в долгосрочной перспективе», — заявил президент США Джо Байден во время совместного выступления с премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном и Великобританией. Премьер-министр Борис Джонсон на видеомониторах.

«Мы должны иметь возможность учитывать как текущую стратегическую обстановку в регионе, так и то, как она будет развиваться, потому что будущее каждой из наших наций, да и всего мира, зависит от свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, устойчивого и процветающего в ближайшие десятилетия», — добавил Байден.

Соединенные Штаты поделились технологиями двигателей атомных подводных лодок только с Великобританией, что является результатом ряда соглашений времен холодной войны, направленных на противодействие советскому влиянию в Европе.

Королевский флот Великобритании эксплуатирует три системы атомных подводных лодок: подводную лодку с баллистическими ракетами класса «Авангард» и ударные подводные лодки классов «Астют» и «Трафальгар». Джонсон сказал, что партнерство с AUKUS предоставит «новую возможность укрепить позиции Великобритании на переднем крае науки и технологий, укрепляя наш национальный опыт».

Моррисон сказал, что Австралия будет работать с Вашингтоном и Лондоном в течение следующих 18 месяцев, «чтобы определить наилучший способ достижения» атомного подводного флота с обычным вооружением. Он также сообщил, что подводные лодки будут построены «в Австралии в тесном сотрудничестве» с Великобританией и США. Сообщается, что подводные лодки будут завершены к 2040-м годам. Ранние сообщения предполагают, что Австралия тем временем может арендовать американские или британские атомные подводные лодки, но подробности остаются неясными.

На пресс-конференции в Канберре 16 сентября Моррисон отметил, что «атомные подводные лодки [n]следующего поколения будут использовать реакторы, не требующие дозаправки в течение срока службы лодки. Возможности гражданской ядерной энергетики здесь, в Австралии, не требуются для реализации этой новой возможности».

Высокопоставленный чиновник администрации Байдена подтвердил 20 сентября, что суда будут работать на ВОУ, как и британские и американские подводные лодки, когда они прокомментировали пригодность Австралии для «управления ВОУ». Остается неясным, кто будет поставлять Австралии расщепляющийся материал, необходимый для заправки подводных лодок, и могут ли атомные подводные лодки быть предоставлены по лизинговому соглашению.

Другой неизвестный — будет ли конструкция подводной лодки основана на существующих ударных подводных лодках США или Великобритании или будет совершенно новой конструкции. Одна из причин, по которой Австралия может арендовать американские или британские суда в ближайшем будущем, заключается в том, чтобы «предоставить нам возможность обучать наших моряков, [чтобы] предоставить навыки и знания с точки зрения того, как мы работаем», — заявил министр обороны Австралии Питер Даттон. журналисты 19 сентября предположили, что новые подводные лодки могут иметь схожую конструкцию.

Инициатива AUKUS не ограничивается проектом новой подводной лодки. Это также облегчит обмен информацией в ряде технологических областей, включая искусственный интеллект, подводные системы, квантовые, кибер- и ударные возможности дальнего действия. Моррисон сказал, что Австралия также расширит свои возможности нанесения ударов большой дальности за счет закупки крылатых ракет Tomahawk и совместных ракет класса «воздух-поверхность» увеличенной дальности.

Три лидера были осторожны, чтобы не приписать новую трехстороннюю инициативу безопасности ответу на опасения по поводу расширения военного потенциала Китая. В феврале, в рамках растущего акцента США на приоритизации конкуренции с Пекином, Байден объявил о создании новой целевой группы министерства обороны, которой будет поручено оценивать военную стратегию США в отношении Китая.

Тем не менее, китайские официальные лица поспешили осудить инициативу AUKUS. Представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь заявил 16 сентября, что «сотрудничество США, Великобритании и Австралии в области атомных подводных лодок серьезно подорвало региональный мир и стабильность, усилило гонку вооружений и подорвало международные усилия по нераспространению».

Китай также выразил озабоченность по поводу рисков распространения, связанных с этой инициативой. Лицзянь предупредил, что «у международного сообщества, включая соседние с Австралией страны, есть все основания сомневаться в том, что Австралия серьезно относится к выполнению своих обязательств по нераспространению ядерного оружия».

Официальные лица Австралии, Великобритании и США пытались заверить международное сообщество в том, что эта инициатива не представляет повышенного риска распространения. Высокопоставленный чиновник администрации Байдена заявил 15 сентября, что «Австралия, опять же, не стремится и не будет стремиться к ядерному оружию. Речь идет об атомных подводных лодках». Но они отметили новизну обстоятельства, добавив: «[Это] откровенно исключение из нашей политики во многих отношениях».

Эйдан Лиддл, посол Великобритании на Конференции по разоружению в Женеве, сообщил Arms Control Today в электронном письме от 21 сентября, что «[все] три вовлеченные стороны абсолютно привержены [ядерному] Договору о нераспространении [ДНЯО]. и имеют большой опыт работы по поддержанию и укреплению глобального режима противодействия распространению».

«Мы говорили об этом с [-] генеральным директором [Международного агентства по атомной энергии], и мы будем поддерживать тесный контакт с МАГАТЭ, поскольку мы исследуем последствия программы для гарантий на следующем этапе работы», — сказал Лиддл. Он добавил: «[Мы] позаботимся о том, чтобы мы выполняли наши международные обязательства и давали абсолютную уверенность в том, что ВОУ не будет перенаправлен на оружейные цели».

Большинство экспертов по нераспространению, однако, говорят, что озабоченность вызывают не обязательно намерения Австралии, а прецедент, который создаст схема совместного использования атомных подводных лодок. Хотя новые австралийские подводные лодки будут вооружены обычным вооружением, они явно будут развернуты для использования в военных целях и, как сообщается, будут использовать ВОУ, который также может быть использован в качестве ядерного оружия.

Вашингтон заключил соглашения о сотрудничестве в ядерной области для обмена и передачи гражданских ядерных материалов, оборудования и технологий в мирных целях со многими государствами, не обладающими ядерным оружием. Но передача военно-морских ядерных технологий не подпадает под действие этих соглашений, включая американо-австралийское соглашение о сотрудничестве в ядерной области, подписанное в 2010 г.

В письме от 21 сентября редактору, опубликованном в The New York Times, Роуз Геттемюллер, бывший заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности, подвергла критике предложение поделиться с Австралией подводными лодками, работающими на ВОУ. Она написала, что это предложение «разрушило 60-летнюю политику США», направленную на минимизацию использования ВОУ. «Из такого урана получаются ядерные бомбы, и мы никогда не хотели, чтобы он попал в руки государств, не обладающих ядерным оружием, каким бы чистым он ни был», — сказала она.

Совсем недавно, в мае 2021 года, Великобритания и Соединенные Штаты заявили, что они хотят «активизировать» усилия по минимизации использования ВОУ, согласно официальному заявлению, в котором изложены цели Глобального партнерства G7 против массового распространения оружия. Разрушение. (См. ACT, июнь 2021 г.) Сокращение производства и использования ВОУ «пользуется широкой поддержкой, но требует более твердой политической поддержки», — говорится в заявлении.

Высокопоставленные чиновники администрации Байдена назвали решение в отношении Австралии «разовым», подразумевая, что подобные договоренности не будут заключаться с другими союзниками США.

Несмотря на поддержку новой инициативы тремя столицами, партнерство AUKUS рискует подорвать отношения США и Великобритании с союзниками, особенно с Францией. Австралия подписалась на схему приобретения атомных подводных лодок после отказа от сделки стоимостью 66 миллиардов долларов с Францией на строительство 12 подводных лодок с обычными двигателями. Переговоры о создании инициативы AUKUS велись тайно в течение шести месяцев, и французы не были причастны к этим обсуждениям.

В своем письме редактору от 21 сентября Геттемюллер раскритиковала отсутствие «стратегического воображения» в сделке с подводной лодкой и отметила, что «нам нужен был треугольный бильярдный бросок — разворот к Азии, да, но держите наших европейских союзников в напряжении». доска.»

«Я предлагаю сесть за стол переговоров с французами», — заключил Геттемюллер, который также был заместителем генерального секретаря НАТО с 2016 по 2019 год.