Кубинский ракетный кризис » Военное обозрение

Президент США Джон Кеннеди с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко в Овальном кабинете Белого дома.
Фото из Библиотеки и музея имени президента Джона Ф.Кеннеди в Бостоне. 1962


14 октября исполнилось 50 лет со дня начала продолжавшегося 13 дней Карибского кризиса, который в США называют Кубинским ракетным кризисом, а на Кубе – Октябрьским кризисом. В этот период противостояние атомных гигантов – СССР и США – достигло предельной точки холодной войны. Мир вполне реально посмотрел в глаза грядущей ядерной катастрофы. Происходившие тогда события многократно исследовались западными и российскими учеными. Национальный архив по безопасности (NSA), находящийся в Вашингтоне, недавно опубликовал более четырех десятков совершенно секретных документов, показывающих, что Белый дом весьма серьезно готовился напасть на Кубу.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Возникновение кризиса в отношениях США и CCCP советским правительством объяснялось как ответ США на размещение на территории Турции американских баллистических ракет средней дальности PGM-19 Юпитер. В 1961 году 15 таких одноступенчатых жидкостных ракет было установлено на пяти стартовых установках вокруг города Измир. Их обслуживание осуществляли турецкие специалисты, но ядерные боеголовки контролировались и снаряжались военнослужащими США. БРСД могли поражать цели, находящиеся на удалении до 2,5 тыс. км, а мощность их ядерного заряда составляла почти полторы мегатонны.

Развертывание ракетных установок США в Турции вызвало беспредельное негодование в рядах советских руководителей. Американские ракеты были высокомобильным оружием тех времен, а их предстартовая подготовка занимала всего лишь 15 минут. Кроме того, подлетное время этих БРСД составляло менее 10 минут и США получали возможность нанесения внезапного и крайне разрушительного удара по западной части СССР, включая Москву и основные промышленные центры. Поэтому лидеры Советского Союза приняли решение дать адекватный ответ Америке и тайно установить на Кубе свои ядерные ракеты, которые были бы способны поражать стратегические объекты практически на всей территории США.

Бывший в то время Председателем Совета Министров СССР и Первым секретарем ЦК КПСС Никита Хрущев официально выразил свое категорическое возмущение фактом установки американских БРСД в Турции. Позднее в своих мемуарах он писал, что отправка ядерных ракет и стратегических бомбардировщиков Ил-28 на Кубу была первым случаем, когда советские носители ядерного оружия покинули территорию СССР.

Вспоминая те времена, Хрущев отмечал, что в первый раз идея размещения ядерных ракет на Кубе пришла к нему в 1962 году во время посещения Болгарии. Один из членов делегации, которую Хрущев возглавлял, указал ему на Черное море и сказал, что в Турции находятся американские ракеты с ядерными боеголовками, способные в течение 15 минут нанести удар по основным промышленным центрам СССР.

Никита Сергеевич, бывший крайне эмоциональным и не в меру категоричным человеком, очень резко отреагировал на турецкую акцию Белого дома. Сразу после возвращения из Болгарии, 20 мая, он встретился с министром иностранных дел Андреем Громыко, министром обороны Родионом Малиновским и Анастасом Микояном, который был доверенным лицом Хрущева и по его поручениям занимался внешнеполитической деятельностью. Глава правительства предложил своим коллегам удовлетворить постоянные просьбы Фиделя Кастро об увеличении численности воинских контингентов СССР на Кубе и развернуть там ядерные ракеты. На следующий день Совет обороны большинством голосов поддержал предложение Хрущева. Правда, не все его члены были согласны с этим решением. Наиболее категорично против этой акции выступал Микоян.

Военное и внешнеполитическое ведомства получили задание обеспечить тайную доставку воинских контингентов, ядерных ракет и других вооружений на Остров свободы, который с 1959 года находился в экономической блокаде со стороны США.

В последних числах мая советская делегация, в которую входили политики, военные и дипломаты, встретились с Фиделем и Раулем Кастро. Последний возглавлял Революционные вооруженные силы Республики Куба. Представители СССР предложили ввести в страну советские войска. Это предложение, как отмечали участники переговоров, оказалось совершенно неожиданным для кубинского лидера и даже вызвало у него некоторую растерянность. Однако членам делегации удалось убедить Фиделя в большой вероятности и крайней опасности американской агрессии. На следующий день Кастро согласился с планом Никиты Хрущева.

Все детали предстоящей операции по переброске войск и техники были уточнены в ходе визита Рауля Кастро, посетившего Москву в конце июня 1962 года. В ходе этого визита Рауль Кастро и министр обороны СССР Родион Малиновский подписали проект секретного «Договора между Правительством Республики Куба и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о размещении Советских Вооруженных Сил на территории Республики Куба». Этот документ был составлен специалистами Главного оперативного управления ГШ МО СССР. Фидель Кастро внес некоторые поправки в этот документ, суть которых советскому лидеру изложил посетивший Москву Эрнесто Че Гевара. 27 августа Хрущев одобрил предложения Кастро. В окончательном тексте договора отмечалось, что СССР «для усиления ее обороноспособности» в случае возникновения опасности агрессии внешних сил направит на Кубу свои ВС, что будет обеспечивать поддержание мира во всем мире». В случае военных действий против Кубы или нападения на советские ВС, дислоцирующиеся на территории острова, правительства союзных стран, используя право на индивидуальную или коллективную оборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, предпримут «все необходимые меры для отражения агрессии».

ВВОД СОВЕТСКИХ ВОЙСК

Военное сотрудничество Москвы и Гаваны началось весной 1960 года. В начале марта в гаванском порту был взорван французский теплоход «Ле Кувр», который доставил на Кубу боеприпасы, приобретенные в Бельгии. С тех пор США, лидирующие в западном мире, заблокировали все возможности кубинского правительства закупать вооружения за рубежом. Практически сразу после этого взрыва пленумом Президиума ЦК КПСС был решен вопрос об оказании военной помощи Кубе. В июле 1960 года в ходе визита в Москву военного министра Кубы Рауля Кастро было подписано совместное коммюнике. В этом документе были сформулированы долгосрочные обязательства Москвы перед Гаваной. Коммюнике носило открытый характер. Только в течение июля того года советское руководство дважды предупреждало Белый дом о готовности оказывать Кубе необходимую военную помощь, включая непосредственное военное участие в обороне страны.


Поставки советской военной техники осуществлялись из резервов, хранившихся на складах ВС со времен Второй мировой войны. Гавана получила около трех десятков танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.

После событий в заливе Свиней и провала утвержденного 4 апреля 1961 года окончательного варианта плана проведения «Операции Запата», в результате которой силами так называемой «бригады 2506», состоящей из специально обученных и вооруженных кубинских эмигрантов, должно было быть свергнуто правительство Фиделя Кастро, правительство СССР приняло постановление о расширении военной помощи Кубе. Было решено поставлять на остров ВВТ на льготных условиях. 4 августа и 30 сентября 1961 года были заключены соответствующие соглашения. Общая стоимость поставляемых вооружений составляла 150 млн. долл. При этом Куба должна была выплатить СССР только 67,5 млн. долл. К концу марта 1962 года ВС Кубы получили 400 танков, 40 истребителей МиГ-15 и МиГ-19, несколько радиолокационных станций и некоторые другие виды военного имущества. Обслуживанию и эксплуатации советской военной техники кубинских военных обучали советские инструкторы как в местах развертывания на острове, так и в центрах подготовки, в училищах и академиях ВС СССР.

Группа советских войск, предназначенная для развертывания на Кубе (ГСВК), была сформирована уже к 20 июня 1962 года. Общее руководство разработкой плана доставки и размещения советского воинского контингента на Кубе осуществлял заместитель министра обороны СССР маршал Иван Баграмян. Непосредственно составляли план заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Семен Иванов и начальник оперативного управления Главного оперативного управления ГШ ВС СССР генерал-лейтенант Анатолий Грибков.

Предстоящая операция, о которой знал крайне ограниченный круг лиц, проводилась под строжайшим секретом. Чтобы ввести в заблуждение руководство США и составить у него представление о том, что это просто стратегические учения и некоторая гражданская акция в северной части СССР, операции было дано название «Анадырь».

В ГСВК должна была войти дивизия стратегических ракет (16 пусковых установок и 24 ракеты Р-14) и два ракетных полка, имеющих на вооружении 24 пусковые установки и 36 ракет Р-12. Этим силам придавались ремонтно-технические базы, а также части и подразделения обеспечения и обслуживания. Мощность ядерных зарядов, которые могли быть доставлены к поражаемым целям в ходе первого пуска, составляла 70 Мт. Для прикрытия ракетных сил планировалось использовать четыре мотострелковых полка.

Кроме того, на Кубе должна была быть развернута дивизия противоракетной обороны, в состав которой входило 12 пусковых установок со 144 зенитными ракетами С-75, и зенитно-артиллерийская дивизия ПВО. Кроме того, в состав этой группировки входил полк фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13.

ВВС ГСВК включали отдельную авиационную эскадрилью, отдельный вертолетный полк и два полка тактических крылатых ракет, способных нести ядерные заряды. На вооружении этих полков стояло 16 пусковых установок, 12 из которых предназначались для еще не принятых на вооружение ракет «Луна», и 42 легких бомбардировщика Ил-28.

В военно-морскую составляющую группы планировалось включить дивизию кораблей и бригаду из 11 подводных лодок, 2 плавбазы, 2 крейсера, 2 ракетных и 2 артиллерийских эсминца, бригаду из 12 ракетных катеров, отдельный подвижной береговой ракетный полк, вооруженный ракетными комплексами «Сопка», минно-торпедный авиационный полк, состоящий из 33 самолетов Ил-28, и отряд из 5 судов обеспечения.

В состав ГСВК должны были включить полевой хлебозавод, 3 госпиталя на 1800 человек, санитарно-противоэпидемический отряд, роту обслуживания перевалочной базы и 7 складов военного имущества.

Советское руководство планировало также развернуть в кубинских гаванях 5-й флот ВМФ СССР, состоявший из 26 надводных кораблей, 7 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетам, несущими боеголовки мощностью 1 Мт, 4 дизельные торпедные подводные лодки и 2 плавбазы. Перебазирование подводных лодок на Кубу должно было проходить в рамках отдельной операции под кодовым наименованием «Кама».

Доставка войск на Кубу осуществлялась судами Министерства морского флота СССР. Общая численность передислоцируемой группы войск составляла почти 51 тыс. человек личного состава и до 3 тыс. человек гражданского персонала. В целом должны были перевезти более 230 тыс. тонн военной техники и других материальных средств. По предварительным оценкам советских экспертов, перевозка ракет, для которой требовалось не менее 70 грузовых судов, должна была занять около четырех месяцев. Однако реально в июле–октябре 1961 года для осуществления операции «Анадырь» было использовано 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно. Позднее Анастас Микоян утверждал, что «только на транспорт мы израсходовали 20 миллионов долларов».

Однако Советскому Союзу не удалось до конца реализовать свои замыслы по созданию ГСВК, хотя к 14 октября 1962 года на Кубу доставили 40 ядерных ракет и большую часть оборудования. Узнав о столь масштабной переброске советских войск и техники к границам США, Белый дом объявил о «карантине» Кубы, то есть о введении военно-морской блокады. Советское правительство было вынуждено прекратить выполнение операции «Анадырь». Была приостановлена и передислокация надводных кораблей и подводных лодок к берегам Острова свободы. В конечном итоге все эти действия советского правительства и привели к возникновению Карибского кризиса. Мир в течение 13 дней стоял на грани третьей мировой войны.

Патрульный самолет «Нептун» ВМС США пытается обнаружить на борту советского сухогруза контейнеры с бомбардировщиками Ил-28.
Фото из книги Dictionary of American Naval Aviation Squadrons, Volume 2. 1962

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

14 октября 1962 года американский самолет-разведчик U-2, совершая очередной полет над Кубой, в окрестностях деревни Сан-Кристобаль сфотографировал развернутые позиции БРСД Р-12. Эти фотографии легли на стол Джона Кеннеди, вызвали резкую реакцию президента и дали толчок Карибскому кризису. Кеннеди практически сразу после получения разведывательных данных провел с группой своих советников закрытое совещание по возникшей проблеме. 22 октября эта группа правительственных чиновников, в которую кроме президента входили члены Совета национальной безопасности США, некоторые советники и эксперты, в соответствии с изданным Кеннеди Меморандумом о мероприятиях по национальной безопасности № 196 получила официальный статус и стала называться «Исполнительный комитет» (EXCOMM).

Через некоторое время члены комитета предложили президенту точечными ударами уничтожить советские ракеты. Другой вариант возможных действий сводился к проведению полномасштабной военной операции на территории Кубы. В качестве последней реакции США на действия СССР предлагалось заблокировать морские подходы к Кубе.

Ряд заседаний исполкома проводился в режиме строгой секретности. Но 22 октября Кеннеди выступил с открытым обращением к американскому народу и объявил, что Советский Союз завез на Кубу «наступательное оружие». После этого была введена военно-морская блокада острова.

Как следует из недавно опубликованных Национальным архивом по безопасности совершенно секретных документов того периода и из заявлений близких к президенту чиновников, Кеннеди был категорически против вторжения на Кубу, поскольку представлял себе тяжелые последствия этой войны для всего человечества. Кроме того, он был крайне озабочен тем, что ядерная война может начаться и в Европе, где у Америки были большие запасы ядерного оружия. В то же время генералы Пентагона весьма активно готовились к войне с Кубой и разрабатывали соответствующие оперативные планы. Против военного исхода событий выступал и Кремль.

Президент дал указание Пентагону оценить возможные потери Америки в случае начала войны с Кубой. 2 ноября 1962 года в докладной записке под грифом «совершенно секретно» председатель ОКНШ армейский четырехзвездный генерал Максвелл Тейлор, достаточно активно выступавший за военное решение кубинской проблемы, в докладной записке написал президенту, что даже если вторжение будет происходить без нанесения ядерных ударов, то в первые 10 дней боевых действий потери ВС США могут, по опыту проведения аналогичных операций, составить 18,5 тыс. человек. Он также отметил, что провести подобные оценки, не имея данных о боевом использовании ядерного оружия, практически невозможно. Генерал подчеркнул, что в случае внезапного ядерного удара с кубинской стороны потери будут огромны, но заверил президента, что ответный удар будет нанесен незамедлительно.

В связи с обострением межгосударственных отношений Кеннеди и Хрущев стали ежедневно отправлять друг другу письма, в которых предлагались различные компромиссные пути выхода из кризиса. 26 октября Советское правительство сделало официальное заявление. Москва предложила Вашингтону отказаться от нападения на Кубу и удержать своих союзников от подобных действий. Советское правительство также заявило, что если США прекратят военно-морскую блокаду Кубы, то ситуация вокруг острова кардинально изменится. Правительство СССР выразило готовность дать гарантии Америке, что прекратят поставки Кубе любых вооружений и отзовет из страны советских военных специалистов. Это предложение нашло положительный отклик в Вашингтоне. Но еще до получения официального ответа из Белого дома Кремль выдвинул новые условия. Советский Союз предложил США в ответ на ликвидацию своих ракетных баз на Кубе вывести из Турции ракеты «Юпитер».

К 27 октября напряженность отношений Москвы и Вашингтона достигла высшей точки. Никита Хрущев получил сообщение о сбитом самолете-разведчике U-2 и письмо Фиделя Кастро о том, что американское вторжение на Кубу может начаться в ближайшие несколько суток. Все это крайне обеспокоило советского лидера, поскольку события неуклонно развивались в направлении войны. Однако на следующий день, когда Белый дом официально согласился с большей частью предложений Кремля, Советский Союз официально объявил о своей готовности убрать ядерное оружие с Кубы. Таким образом, Карибский кризис пришел к завершению.

Необходимо отметить, что и США, и СССР в ходе обсуждения своих позиций использовали неофициальные каналы и задействовали для передачи своих предложений разведчиков, журналистов и просто хорошо знавших друг друга и близких к высокопоставленным политикам советских и американских специалистов.

Кеннеди пытался разрешить кризис путем установления неофициальных контактов с генеральным секретарем ООН У Таном, которому вечером 27 октября один из его эмиссаров в Нью-Йорке передал совершенно секретное послание с предложением оказать давление на Хрущева. Президент пытался привлечь и Бразилию, у которой были хорошие отношения с кубинским лидером, к разрешению возникшей кризисной ситуации путем проведения переговоров непосредственно с Фиделем Кастро без участия советской стороны. Америка хотела предложить Кастро отказаться от советских ракет. За это ему гарантировалось установление добрососедских отношений с США и другими западными странами. Но это начинание президента потеряло смысл, поскольку бразильский эмиссар генерал Альбино Сильва, который был уполномочен довести до Кастро предложения Вашингтона, прибыл в Гавану 29 октября, то есть через день после решения СССР убрать свои ракеты с Кубы.

28 октября 1962 года министр обороны СССР издал директиву о демонтаже стартовых позиций ракет и переводе в Советский Союз личного состава. В течение месяца все ракеты и бомбардировщики Ил-28 были вывезены с Кубы. На Кубе остался небольшой контингент офицеров, сержантов и солдат РВСН и некоторых вспомогательных подразделений. Затем было принято решение о передаче кубинской армии завезенного вооружения и военной техники СВ, ПВО, ВМФ и ВВС. В течение 10 месяцев ВС Кубы были переданы самолеты МиГ-21, МиГ-15ути, Як-12 и Ан-2; вертолеты Ми-4; ракетные катера типа «Комар» и ряд других вооружений.

ОЦЕНКИ ЗАОКЕАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Последние оценки этого кризиса прозвучали в работе, ставшей доступной для широкой общественности, ведущего специалиста по ядерному оружию США Федерации американских ученых (Federation of American Scientists – FAS) Роберта Норриса и директора программы ядерной информации FAS Ханса Кристенсена.

Ученые отмечают, что в десятках тысяч страниц, посвященных анализу этих событий, рассматриваются только некоторые виды оружия и не оценивается весь военный потенциал противостоящих сторон. По их мнению, кризис был значительно опаснее, чем считают многие специалисты. Это обусловлено тем, что в ходе этих событий военные действия могли начаться по чьей-то ошибке, просчету или неправильному истолкованию указаний руководства. Они утверждают, что к моменту военно-морской блокады Кубы, которая началась 24 октября 1962 года, на остров уже было доставлено 158 советских ядерных боеголовок пяти типов. Американская разведка не имела об этом ни малейшего представления.

Роберт Макнамара, бывший в период кризиса министром обороны США и принимавший самое активное участие в его урегулировании, в 1997 году в письме генералу Анатолию Грибкову, который представлял в это время в США МО СССР, написал: «США полагали, что СССР никогда не вывозил и не будет вывозить ядерные боеголовки со своей территории. В 1989 году мы узнали, что это не так. В то время ЦРУ утверждало, что ядерного оружия на Кубе нет… ЦРУ сообщало, что на острове 10 тысяч советских военных, на Московской конференции мы узнали, что их там 43 тысячи… Только в 1992 году мы узнали, что на острове были и тактические боеголовки».

По оценкам ученых, из всех этих боеголовок можно было использовать только 95–100 единиц, поскольку только часть ракет Р-14 была доставлена на Кубу, а из всех привезенных БРСД Р-12 в боевой готовности находилось только 6–8 ракет. Несколько бомбардировщиков Ил-28 находились в состоянии сборки, а остальные были упакованы в контейнерах. Наибольшую опасность для ВС США представляли два полка крылатых ракет ФРК-1 «Метеор», которые были оснащены 80 ядерными боеголовками и могли нанести удар по военно-морской базе ВМС США в Гуантанамо и по штурмовому десанту.

Как утверждают специалисты, до сих пор остается неизвестным, редактировал ли ОКНШ свои ядерные планы в связи с предполагаемым вторжением на Кубу, хотя существуют данные, что этот вопрос рассматривался генералами. Но 31 октября они приняли решение не использовать ядерное оружие в этой операции. Неясным остается вопрос и о том, имел ли полномочия командующий ГСВК генерал Исса Плиев по своему усмотрению принимать решение об использовании ракет «Луна» и ФРК-1 в ядерном снаряжении. Все это, по мнению ученых, требует дальнейшего исследования.

В период кризиса силы стратегического назначения США обладали значительно большей мощью и были более надежны, чем их контрагенты в СССР. Америка располагала 3,5 тыс. единиц ядерного оружия, общей мощностью 6,3 тыс. Мт, 1479 бомбардировщиками и 182 баллистическими ракетами.

Только 42 советских МБР, стоявших на вооружении, могли достичь территории США. Советский Союз располагал 150 бомбардировщиками дальнего радиуса действия, способными нести ядерное оружие. Однако, чтобы достичь цели, им пришлось бы преодолеть американо-канадскую систему ПВО, которая была достаточно эффективна. В начале 90-х годов генерал армии Анатолий Грибков заявил, что Хрущев и его военные советники знали, что по ядерной мощи США превосходили СССР в 17 раз.

Как отмечают американские эксперты, Кубинский ракетный кризис разворачивался на самом раннем этапе гонки ядерных вооружений, когда каждая из противоборствующих сторон была относительно незрела в ядерном отношении. Ядерные силы США строились по принципу создания барьера устрашения на пути главного противника – СССР. Безопасность самой Америки тогда стояла на втором месте. Но именно Кубинский ракетный кризис дал толчок процессу последующих переговоров о ядерном разоружении.

topwar.ru

Карибский (Кубинский) кризис 1962 года

Для выполнения указанной задачи было намечено разместить на Кубе три полка ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и два полка ракет Р-14 (16 пусковых установок) — всего 40 ракетных установок с дальностью действия ракет от 2,5 до 4,5 тысячи километров. С этой целью была сформирована сводная 51-я ракетная дивизия в составе пяти ракетных полков из разных дивизий.

Общий ядерный потенциал дивизии в первом пуске мог достичь 70 мегатонн. Дивизия в полном составе обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов почти на всей территории США.

Примерная численность Группы советских войск на Кубе (ГСВК) планировалась в пределах 44-60 тысяч человек.

Доставка войск на Кубу осуществлялась гражданскими судами министерства морского флота СССР. В июле-октябре 1962 года в операции «Анадырь» приняли участие 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно.

К октябрю на Кубу были переброшены 47 тысяч человек, 24 пусковые установки Р-12, 42 ракеты Р-12 (СС-4), включая шесть учебных, около 45 ядерных боеголовок, 42 самолета Ил-28 в разобранном виде, а также боевая техника обычного назначения.

14 октября американским разведывательным самолетом У-2 в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) были обнаружены и сфотографированы стартовые позиции советских ракетных войск.

16 октября ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди. 16-17 октября Кеннеди созвал совещание своего аппарата, включая высшее военное и дипломатическое руководство, на котором обсуждался факт развертывания советских ракет на Кубе. Было предложено несколько вариантов действий, включая высадку американских войск на острове, авиационный удар по стартовым площадкам, морской карантин.

В выступлении по телевидению 22 октября Кеннеди сообщил о появлении советских ракет на Кубе и о своем решении объявить с 24 октября военно-морскую блокаду острова, привести в боевую готовность вооруженные силы США и вступить в переговоры с советским руководством. В Карибское море были направлены свыше 180 боевых кораблей США с 85 тысячами человек на борту, в боевую готовность приведены американские войска в Европе, 6-й и 7-й флоты, до 20% стратегической авиации находилось на боевом дежурстве.

23 октября советское правительство сделало заявление о том, что правительство США «берет на себя тяжелую ответственность за судьбы мира и ведет безрассудную игру с огнем». В заявлении не было ни признания факта развертывания советских ракет на Кубе, ни конкретных предложений о выходе из кризиса. В тот же день глава советского правительства Никита Хрущев направил президенту США письмо, в котором заверял его в том, что любое оружие, поставленное Кубе, предназначено только для целей обороны.

С 23 октября начались интенсивные заседания Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь ООН У Тан обратился к обеим сторонам с призывом проявить сдержанность: Советскому Союзу — остановить продвижение своих кораблей в направлении Кубы, США — предотвратить столкновение на море.

27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса. В этот день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Рудольф Андерсон погиб.

Президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Многие американцы покидали крупные города, опасаясь скорого советского удара. Мир оказался на грани ядерной войны.

28 октября в Нью-Йорке начались советско-американские переговоры при участии представителей Кубы и генерального секретаря ООН, которые завершили кризис соответствующими обязательствами сторон. Правительство СССР согласилось с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.

2 ноября президент США Кеннеди объявил о том, что СССР демонтировал свои ракеты на Кубе. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 21 ноября США отменили морскую блокаду. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что Кубинский кризис ликвидирован.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 

 

ria.ru

Российские ракеты на Кубе поставят США на место

Вернуть на Кубу российские ракетные комплексы и возобновить работу центра радиоэлектронной разведки в Лурдесе предлагают депутаты Госдумы Валерий Рашкин и Сергей Обухов. Соответствующее обращение, как сообщает РИА «Новости», они уже направили президенту Владимиру Путину, министру иностранных дел Сергею Лаврову и главе Минобороны Сергею Шойгу. 

Инициатива парламентариев, стала реакцией на недавнюю информацию агентства Reuters о намерении США в мае разметить ракетные пусковые установки типа HIMARS на юго-востоке Турции. Авторы обращения отмечают тот факт, что эти установки позволяют использовать ракеты с радиусом действия до 500 км. Что, по их мнению, создает потенциальную угрозу для союзников России по ОДКБ. Прежде всего, Армении. 

В этой связи депутаты призывают руководство страны принять сопоставимые ответные меры. Предполагается, что решение на этот счет может быть оформлено в рамках действующего Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Кубой. 

Вопрос: насколько все это реально в сегодняшних условиях, когда в отношениях Вашингтона и Гаваны явно наметился тренд на сближение?

— Конечно, было бы неплохо иметь центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе, — признаетвоенный эксперт Михаил Ходарёнок. — Но я полагаю, что депутаты с кубинским руководством по этому поводу не консультировались. И никаких просьб от кубинской стороны на этот счет тоже не поступало. 

Реально ли нам вообще вернуться на Лурдес? 

Я думаю, в современной геополитической обстановке, когда, действительно, наметилось очевидное сближение Кубы и США, это очень большой вопрос. Об этом можно рассуждать. Но только в плане гипотез. 

Что касается размещения ракет на Кубе, то это, мне кажется, все-таки определенное следствие воображения. Во-первых, кубинская сторона никогда не пойдет ни на какое размещение оружия у себя. Да и нам это, по большому счету, не надо. 

— Даже «в целях защиты интересов России и союзников по ОДКБ»? 

— Если вспомнить 1962 год, то тогда речь шла о размещении на Кубе ракет средней дальности. Средней, потому что в боевом и численном составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), не было у нас тогда достаточного количества межконтинентальных баллистических ракет. 

То есть, решение Хрущева о советских ракетах на Кубе с военной точки зрения еще оправдать можно. Но сейчас такой военной необходимости в размещении ракет с боевыми частями, где бы то ни было, нет. Потому что мы и с собственной территории достанем кого-угодно, где-угодно и в любое время. Это один момент. 

Второй… Предположим, что все это случилось. У нас и так сейчас отвратительные отношения с Соединенными Штатами. А тут мы еще им такой раздражитель создадим… Понятно, что отношения эти совсем выйдут за рамки. 

Не в том должно состоять генеральное направление нашей внешней политики, чтобы, в конце концов, разругаться со всеми и поставить Россию на грань ядерной войны. 

Поэтому я не думаю, что предложение депутатов проникнуто реализмом и соответствует национальными интересами РФ. 

То есть, относительно Лурдеса вопрос гипотетически еще можно поставить. А ракеты — это никуда не годится. 

— Уход с Лурдеса в 2001 году это, по-вашему, ошибка? 

— Конечно, ошибка. Потому что база за рубежом — даже без учета специфики центра в Лурдесе — это, в любом случае, вещь полезная. Надо было заключать какие-то межгосударственные соглашения о ее дальнейшем функционировании. А сейчас вернуться к этому вопросу будет крайне тяжело, учитывая сегодняшние геополитические реалии — т.е. очевидное потепление во взаимоотношениях Кубы и США. Несомненно, оно будет продолжаться и углубляться. Поскольку это в интересах Кубы, да и определённый интерес Соединенных Штатов там присутствует. А нам все-таки за многие тысячи километров влиять на ситуацию будет очень затруднительно. 

— Несмотря на то, что у нас достаточно плохие отношения с Западом, они, как мне кажется, еще не достигли такого уровня, когда мы должны играть мускулами, — считает военный историк Юрий Кнутов — Причем, так откровенно. Хотя идею о восстановлении работы базы, которая у нас находилась в Лурдесе и занималась электронной разведкой, я бы поддержал. Потому что эта база позволяет перехватывать данные радиоэфира практически по всей территории США и отслеживать действия американцев на своих полигонах. В частности, даже тренировки на авиабазе Неллис в штате Невада. Там пустыня. Они строят макеты вокруг какого-то объекта. И до автоматизма тренируют пилотов, чтобы летчики до доли секунды отработали нанесение ударов по объектам, которые планируется в ближайшее время бомбить. 

И если с помощью радиоразведки проанализировать эту обстановку, можно определить, какую операцию готовит Пентагон и где нанесет удар. 

Конечно, такой объект нужен. И если бы кубинское правительство согласилось, на базу в Лурдесе стоило бы вернуться. 

— Но и ракеты на Кубе — идея старая… 

— Да, действительно, в свое время размещение советских ракет на Кубе привело к тому, что американцы убрали свои ракеты из Турции, Италии и частично из Германии. Но тогда была другая ситуация. 

Если мы пойдем на подобный шаг сегодня, то это лишь усугубит те санкции, которые применяются в отношении России. К тому же я сомневаюсь, что и кубинское правительство согласится на обострение отношений с США в тот момент, когда началось определенное потепление. 

То есть, предложение думцев, мне не кажется достаточно взвешенным. Поскольку оно, в общем-то, рискует раскрутить очередной виток противостояния с Западом. Что может закончиться усилением экономического давления на нашу страну. Вплоть до заморозки счетов и облигаций, которые мы купили у американцев в свое время. Мы сделает себе только хуже. 

— Что тогда мы можем противопоставить планам американцев в Турции? 

— Необходимо вести переговоры с американцами, с НАТО, где следует поставить этот вопрос, привязав его к соблюдению Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД). По этому договору у нас с американцами все время идут споры, но тут у нас козырь появляется. Тут мы их можем здорово прижать. И никто не мешает, в крайнем случае, в Армении разметить аналогичные комплексы. 

Научный сотрудник РГГУ, специалист по Латинской Америке Михаил Белят назвал отказ от станции радиоэлектронного слежения в Лурдесе поспешным: 

— К сожалению, когда все это ликвидировалось, мы уходили отовсюду, часто даже хлопая дверями. Но мне трудно оценить, нужна ли — и насколько — станция в Лурдесе нам сейчас. Ведь средства слежения по сравнению с прошлым веком, когда она возникла, стали просто неизмеримо совершеннее. Возможно, мы добиваемся того же самого без таких серьезных шагов. 

Но я однозначно против ракет. 

— Поясните? 

— Мы уже проходили это в 1962 году, когда был Карибский кризис. Когда весь мир стоял на грани ядерной войны. И были даже не в шаге, а в нескольких сантиметрах от края этой пропасти. Повторять этот опыт мне представляется сейчас ненужным совершенно. 

Тем более что ракеты среднего и малого радиуса действия, это те ракеты, которые Соединенные Штаты никак не испугают. Вот наши крылатые «Калибры», которые из акватории Каспийского моря точно поразили цели в Сирии за тысячу с лишним километров, они, безусловно, могут потрепать нервы американцам. Но для этого не нужны ракетные установки на Кубе, которые могут спровоцировать лишь новый виток гонки вооружений. И вообще очень серьезные вещи в мире. 

— А самой Гаване нужно так обострять ситуацию? Особенно сейчас, когда Штаты заявили о намерении по-новому строить отношение с Кубой. 

— Гавана, в принципе, не боится обострения отношений с американцами тогда, когда это отвечает интересам Гаваны. Кубинские руководители не раз заявляли, что интересы Кубы и кубинского народа они расценивают выше, чем те перспективы развития отношений с США, которые сейчас замаячили перед ними. Они не будут в угоду Вашингтону поступаться идеологическими ценностями. Не будут поступаться своими достижениями в области социальной политики и т. д. 

Америка идет на сближение с Кубой не просто так — у нее есть для этого свои резоны. Это не просто альтруистический добрый шаг со стороны США — это преследование довольно серьезных целей на континенте. А именно, создание общеамериканской зоны свободной торговли. О чем они мечтают уже два десятилетия и никак не могут добиться из-за серьезного противодействия латиноамериканских стран. И одна из серьезнейших причин этого противодействия — отношение США к Кубе. Блокада Кубы. 

Вот сейчас эта блокада, на словах, вроде бы будет снята. Хотя времени, прежде чем начнутся серьезные шаги по отмене санкций против Кубы, пройдет немало. Но я не думаю, что российские ракетные базы на ее территории отвечали бы сейчас интересам страны. Интересам ее безопасности или экономики. 

Поэтому мне кажется, что кубинцы будут очень серьезно подходить к этому вопросу. То есть, жестов, которые были в 1962 году, вряд ли они сейчас допустят. 

sobityadnya.ru

Кубинский кризис 1962 года — 13 дней на грани » Военное обозрение

Самое опасное изобретение человечества – ядерное оружие уже не раз ставило планету на край гибели. Ближе всего к концу света мир стоял осенью 1962 года. Внимание международного сообщества в октябре оказалось прикованным к событиям, разворачивающимся в Карибском бассейне. Противостояние двух сверхдержав стало вершиной гонки вооружений и высшей точкой напряжения в Холодной войне.

Сегодня Кубинский кризис, как именуют его в Соединенных Штатах, оценивается по-разному. Одни считают операцию «Анадырь» блестящей работой советских спецслужб и организации военных поставок, а также рискованным, но грамотным политическим ходом, другие клеймят Хрущева за недальновидность. Утверждать, что Никита Сергеевич предвидел абсолютно все последствия решения о размещении ядерных боеголовок на Острове свободы, не верно. Хитрый и опытный политический деятель наверняка понимал, что реакция со стороны США будет решительной.


«Николаев» в порту Касильда. На причале видна тень от RF-101 «Вуду», самолёта-разведчика, сделавшего снимок

Рассматривать действия советского военного руководства на Кубе следует, учитывая предысторию развития кризиса. В 1959 году на острове, наконец, победила революция, и во главе государства встал Фидель Кастро. Особой поддержки от СССР в этот период Куба не получала, так как не рассматривалась в качестве стабильного участника социалистического лагеря. Однако уже в 1960-х годах, после введения экономической блокады со стороны Штатов, в Кубу начинаются поставки советской нефти. Кроме того, Советы становятся основным внешнеторговым партнером молодого коммунистического государства. В страну потянулись тысячи специалистов в области сельского хозяйства и промышленности, начались крупные капиталовложения.

Интересы Союза на острове были продиктованы далеко не идеологическими убеждениями. Дело в том, что в 1960 году США удалось разместить на территории Турции свои ядерные ракеты средней дальности полета, что вызвало в Москве крайнее возмущение. Удачная стратегическая позиция позволяла американцам контролировать огромные советские территории, включая столицу, причем скорость запуска и достижения цели у данного вооружения была минимальная.

Куба располагалась в непосредственной близости к границам США, поэтому размещение системы наступательного вооружения с ядерным зарядом могло в какой-то мере компенсировать создавшийся перевес в противостоянии. Идея размещения на территории острова пусковых установок с ядерными ракетами принадлежала непосредственно Никите Сергеевичу, и была высказана им 20 мая 1962 года Микояну, Малиновскому и Громыко. После идея была поддержана и получила свое развитие.

Интерес в размещении на своей территории советских военных баз со стороны Кубы был очевиден. С момента утверждения в качестве политического лидера и главы государства, Фидель Кастро стал постоянной мишенью для различного рода американских провокаций. Его пытались устранить, причем США открыто готовило военное вторжение на Кубу. Свидетельством чего являлась пусть и неудачная попытка высадки десанта в Заливе Свиней. Увеличение советского контингента и наращивание вооружения на острове давало надежду на сохранение режима и суверенитета государства.

Никита Хрущёв и Джон Кеннеди

Заручившись согласием Кастро, Москва развернула широкую секретную операцию по переброске ядерного вооружения. Ракеты и комплектующие для их установки и приведения в боеготовность доставлялись на остров под видом торговых грузов, выгрузку осуществляли лишь ночью. В трюмах судов на Кубу выехали около сорока тысяч военных, переодетых в штатское, которым строго запрещалось изъясняться на русском языке. За время путешествия солдаты не могли выходить на открытый воздух, так как командование всерьез опасалось быть разоблаченными раньше намеченного срока. Руководство операцией возложили на маршала Ованеса Хачатуряновича Баграмяна.

Первые ракеты советские корабли выгрузили в Гаване 8 сентября, вторая партия прибыла 16 числа того же месяца. Капитаны транспортных судов не знали о характере груза и месте его назначения, перед отправкой им вручались конверты, открыть которые они могли лишь в открытом море. Текст приказа указывал на необходимость следования к берегам Кубы и уклонении от встреч с кораблями НАТО. Основная часть ракет была размещена в западной части острова, там же сосредотачивалась подавляющая часть военного контингента и специалистов. Часть ракет планировалось установить в центре, и несколько на Востоке. К 14 октября на остров доставили сорок ракет средней дальности с ядерным зарядом и приступили к их установке.

За действиями СССР на Кубе настороженно следили из Вашингтона. Молодой американский президент Джон Кеннеди ежедневно собирал экском –исполнительный комитет национальной безопасности. Вплоть до 5 сентября США направляла самолеты-разведчики U-2, но данных о наличии ядерного вооружения они не приносили. Скрывать, однако, далее намерения СССР, становилось все труднее. Длина ракеты вместе с тягачом составляла около тридцати метров, поэтому их выгрузка и транспортировка оказалась замеченной местными жителями, среди которых было немало американских агентов. Тем не менее, одних предположений американцам казалось не достаточно, лишь фотографии, сделанные 14 октября пилотом Lockheed U-2 Хайзером не оставили сомнения в том, что Куба стала одной из стратегических советских баз, оснащенных ядерными ракетами.

Кеннеди считал советское руководство не способным на столь решительные действия, поэтому снимки стали в какой-то мере неожиданностью. С 16 октября самолеты-разведчики начинают летать над островом до шести раз за день. Комитет выдвинул два основных предложения: начать военные действия, либо организовать военно-морскую блокаду Кубы. К идее вторжения Кеннеди сразу отнесся критично, так как понимал, что подобное может спровоцировать начало Третьей мировой. Брать на себя ответственность за последствия такого решения президент не мог, поэтому американские силы были направлены на блокаду.

Первое изображение советских ракет на Кубе, полученное американцами. 14 октября 1962

Разведывательная деятельность американцев в данном инциденте показала себя с худшей стороны. Сведения, представленные спецслужбами президенту, оказались далеки от истины. Например, количество военного контингента СССР, по их информации, на Кубе составляло не более десяти тысяч человек, в то время как реальная численность давно превышала сорок тысяч. Не знали американцы и о том, что на острове имеются не только ядерные ракеты средней дальности, но и атомное оружие ближнего спектра действия. Бомбардировка, которую так настойчиво предлагали американские военные, уже проведена быть не могла, так как четыре пусковые установки были готовы к 19 октября. В радиус их досягаемости входил и Вашингтон. Высадка десанта также грозила катастрофическими последствиями, так как советские военные были готовы пустить в ход комплекс под названием «Луна».


Напряженная обстановка продолжала накаляться, так как ни одна из сторон не желала идти на уступки. Для США размещение ракет на Кубе являлось вопросом безопасности, но и СССР находился под прицелом американского ракетного комплекса в Турции. Кубинцы требовали открыть огонь по самолетам-разведчикам, но вынуждены были подчиняться решениям СССР.

22 октября последовало публичное заявление Кеннеди в адрес американцев о том, что на Кубе действительно устанавливается наступательное оружие против США, и правительство будет рассматривать любой акт агрессии как начало войны. Это означало, что мир находится на грани уничтожения. Международное сообщество поддержало американскую блокаду, во многом благодаря тому, что советское руководство длительное время скрывало истинное значение своих действий. Однако Хрущев законной ее не признал и заявил, что огонь будет открыт по любому из судов, проявивших агрессию к советскому морскому транспорту. Большую часть кораблей СССР все же обязал вернуться на родину, но пять из них уже подходили к месту назначения в сопровождении четырех дизельных субмарин. Подводные лодки несли на своем борту вооружение, способное уничтожить большую часть американского флота в данном регионе, но США об этом не были информированы.

24 октября один из кораблей «Александровск» пристал к берегу, но в адрес Хрущева была отправлена телеграмма с призывом о благоразумии. На следующий день после скандального разоблачения на заседании ООН, в США был впервые за всю историю отдан приказ о боевой готовности 2. Любое неосторожное действие могло вызвать начало войны – мир замер в ожидании. Утром Хрущев направил примирительное письмо, в котором предлагал демонтировать ракеты в обмен на обещание США отказаться от вторжения на Кубу. Обстановка несколько разрядилась, и Кеннеди принял решение отложить начало военных действий.

Кризис вновь обострился 27 октября, когда советским руководством было выдвинуто дополнительное требование о демонтаже американских ракет в Турции. Кеннеди и его окружение предположили, что в СССР произошел военный переворот, в результате которого Хрущев был смещен. В это время над Кубой был сбит американский самолет-разведчик. Некоторые считают, что это являлось провокацией со стороны команданте, выступавшего за категорический отказ в выводе вооружения с острова, однако большинство именует трагедию самовольными действиями советских командиров. 27 октября мир ближе всего за всю свою историю стоял на грани самоуничтожения.

Утром 28 октября в Кремль поступило обращение из США, в котором предлагалось решить конфликт мирным путем, причем условиями разрешения стало первое предложение Хрущева. По неподтвержденным данным устно была обещана и ликвидация ракетного комплекса в Турции. Всего за 3 недели СССР провел демонтаж ядерных установок, а 20 ноября блокада острова была снята. Несколько месяцев спустя американцы демонтировали ракеты в Турции.

Радиус покрытия ракет, дислоцированных на Кубе: Р-14 — большой радиус, Р-12 — средний радиус

Самый опасный момент человеческой истории пришелся на двадцатый век, но стал он также и завершением периода гонки вооружений. Две сверхдержавы вынуждены были научиться искать компромисс. Современные политики нередко пытаются расценить результат Кубинского кризиса как поражение или победу Союза. С точки зрения автора настоящей статья сделать однозначный вывод в данном случае нельзя. Да, Хрущев смог добиться ликвидации американской базы в Турции, но риск оказался слишком велик. Благоразумие Кеннеди, находившегося под сильнейшим давлением Пентагона, требовавшего развязать войну, заранее не просчитывалось. Попытки сохранения ракетной базы на Кубе могли стать трагическими не только для кубинцев, американцев и советских людей, но и уничтожить все человечество.

topwar.ru

Карибский кризис 1962 года: хроника противостояния

В одной из своих речей Н.С. Хрущев заявил, что если США тронут Кубу, то СССР нанесет по ним ответный удар. По мнению Хрущева, обеспечить оборону от возможного вторжения США на Кубу обычными вооружениями не представлялось возможным. Только ракеты с ядерными боеголовками могли стать надежным средством сдерживания возможной агрессии США.

Для выполнения указанной задачи было принято решение (кодовое название «Анадырь») разместить на Кубе ракетную дивизию в составе трех полков ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и двух полков ракет Р-14 (16 пусковых установок). Дальность полета ракет обеспечивала поражение важнейших объектов на территории США.

Общая численность группы советских войск на Кубе составила 43 тыс. человек. Для перевозки личного состава с вооружением и техникой было задействовано до 80 судов морского флота СССР. 12 июля 1962 года началась погрузка личного состава и техники в портах Балтийского, Черного и Баренцева морей.

Эскалация конфликта

После получения через каналы своей разведки сведений об увеличении количества советских «специалистов» и развернутой ими «непонятной и новой» деятельности на острове, власти США предупредили правительство СССР о неизбежных серьезных последствиях расширения советских или кубинских возможностей нанесения удара по США. В ответном послании правительство СССР заявило, что поставка оружия и военного снаряжения на Кубу осуществляется «исключительно в оборонных целях».

14 октября американским разведывательным самолетом У-2 в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) были обнаружены и сфотографированы стартовые позиции советских ракетных войск. 16 октября 1962 г. ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди. В короткие сроки американцами был определен и тип ракет.

22 октября правительство США объявило об обнаружении ракет на Кубе. Через пятнадцать минут после заявления американцев главнокомандующий ВС Кубы Фидель Кастро объявил боевую тревогу и всеобщую мобилизацию. Численность Вооруженных сил Республики Кубы составила в то время около 400 тысяч человек.

Обнаружение американскими разведывательными самолетами на территории острова готовых к монтажу советских ракет среднего радиуса действия дало основание США выдвинуть обвинение в том, что на протяжении нескольких месяцев по решению советского правительства на острове создавались условия для нанесения ракетно-ядерного удара по США. СССР устами своих дипломатических представителей за рубежом опроверг эти обвинения, хотя, как стало известно позднее, советские дипломаты не располагали информацией о том, что в действительности происходило на Кубе, как и о том, что часть ракет уже была оснащена боеголовками, а советское военное командование на месте уполномочено принимать решение об их применении.

«Накануне» третьей мировой

Кульминационным пунктом кризиса стало выступление президента США Джона Ф.Кеннеди по телевидению 22 октября 1962 года, в котором «в качестве первых шагов» объявлялась морская блокада Кубы, а Советскому Союзу было предъявлено ультимативное требование безотлагательно удалить советские ракеты с территории острова. Кеннеди отдал приказ вывести в Карибское море соединения флота, а также привести в боевую готовность стратегическую авиацию. ВМС США, предназначенные для организации блокады, состояли из 238 кораблей: 8 авианосцев, 2 крейсеров, 118 эсминцев, 13 подводных лодок, 65 десантных и 32 вспомогательных судов. На Флориде была сконцентрирована почти 250-тысячная группировка американских войск, состоявшая из морской пехоты, авиационных, десантных, танковых и других дивизий, корпусов и частей.

Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет «самый мощный ответный удар». В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все вооруженные силы и в первую очередь — РВСН.

В течение нескольких дней кризиса мир был ближе к третьей мировой войне с применением ядерного оружия, чем когда-либо на протяжении всех послевоенных десятилетий. Демонстрация решимости применить крайние меры сопровождалась активной пропагандистской кампанией как в СССР, так и в США, призванной оказать психологическое воздействие на противоположную сторону.
В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания.

26 октября, когда стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты, Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие, но убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку.

27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. В этот день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.

Ослабление противостояния 

28 октября во избежание дальнейшего обострения международной обстановки, грозившего перерасти в военное противостояние с непредсказуемыми последствиями вплоть до начала новой мировой войны, правительство СССР сочло разумным согласиться с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.

2 ноября президент США Кеннеди объявил о том, что СССР демонтировал свои ракеты на Кубе. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 21 ноября США отменили морскую блокаду. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что кубинский кризис ликвидирован.

Все справки>>

ria.ru

Жесткий ответ Вашингтону: эксперт объяснил, зачем России размещать ракеты на Кубе

Западный мир боится, что Россия может создать военную базу на Кубе в качестве ответа на планы президента США Дональда Трампа выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Об этом пишет, в частности, британское издание The Daily Star со ссылкой на исследование Джеймстаунского фонда.

В интервью Федеральному агентству новостей известный российский политолог Сергей Марков объяснил смысл создания военной базы РФ на Кубе и размещения там российских ракет, а также оценил общее состояние отношений Москвы и Вашингтона.

Российский щит

— Сергей Александрович, насколько в сегодняшних реалиях мировой политики возможно возвращение российской военной базы на Кубу?

— Это абсолютно реально. У России и Кубы есть общие интересы, в которые вписывается возвращение российской военной базы на Остров Свободы. Куба заинтересована в российских военных, поскольку официальная Гавана сейчас чувствует нарастающую угрозу со стороны США.

— Вашингтон давит на кубинские власти?

— Дело в том, что США, как известно, отказались от политики примирения с Кубой, которую пытался проводить Барак Обама. Президент Дональд Трамп отказался от этой политики примирения. Вашингтон стал занимать новую, жесткую позицию по отношению к Гаване. Кроме того, Штаты отказались от ядерной сделки с Ираном. Все эти факторы дают понять другим игрокам, что США не ценят договоренностей, не ценят мир.

— Есть ли другие факторы напряженности в регионе?

— Совершенно очевиден запредельный рост военных расходов США. Это делается ими с целью обеспечения своего военного доминирования. У Гаваны, безусловно, есть серьезные основания полагать, что за этим может последовать военная агрессия США против Кубы. Кроме того, Остров Свободы теряет внешнюю поддержку со стороны такого игрока, как Венесуэла. После того как умер президент Боливарианской республики Уго Чавес, в этой латиноамериканской стране прошли серьезные процессы по дестабилизации ситуации.

— Зачем Россия Кубе, понятно. Но объясните, в чем смысл военного присутствия на Кубе для России?

— У России, конечно, тут есть свой интерес. Наша страна в свое время вывела военные базы из Кубы, надеясь на развитие хороших отношений с США. Однако сейчас уже можно определенно точно сказать, что хороших отношений со Штатами построить не получается. Вспомните: чем более доброжелательно вела себя с Америкой Россия, тем более агрессивно начинал вести себя Вашингтон.

— И что из этого следует?

— Думаю, легкая доля агрессивности с российской стороны могла бы в значительной степени улучшить отношения Москвы и Вашингтона. Вернуть российские ракеты на Кубу было бы очень правильным решением, с точки зрения российских силовиков.

Россия сосредотачивается

— Когда же может произойти размещение российской военной базы на Кубе?

— Загадывать точно здесь, конечно, нельзя. Это может произойти в любой момент. Ситуация очень нестабильная. Решение о создании военной базы может очень долго приниматься и затем очень быстро быть воплощено в жизнь.

— На Земле есть много точек, где Россия могла бы укрепить военное присутствие. Стоит ли ждать массового появления новых военных баз РФ по всему миру?

— Вообще говоря, нет. Россия, наоборот, пытается сосредоточить свои ресурсы. Конкретно же на Кубе, действительно, следует вернуться к идее поставить туда наши ракеты средней дальности. Создать российскую базу на Кубе необходимо в том случае, если США будут развертывать свои ракеты средней дальности в Европе, — это было бы достаточно жестким ответом Вашингтону. Выход США и ДРСМД как раз возобновил вопрос о восстановлении российской военной базы на Кубе.

— В свете потенциального выхода США из ДРСМД высказывалось мнение о том, что блок НАТО может развернуть свои ракеты на Украине, в непосредственной близости от наших границ. Успеем ли мы развернуть при этом свою базу на Кубе?

— Во-первых, даже при развертывании базы на Украине американцы не сразу будут стрелять. Во-вторых, развернуть базу на Кубе можно достаточно быстро при наличии соответствующего политического решения российских властей.

riafan.ru

Начало Карибского кризиса – противостояния между СССР и США

Карибский кризис – исторический термин, определяющий период напряженного противостояния между СССР и США в октябре 1962 года, после размещения Советским Союзом на Кубе воинских частей и вооружения, включая ядерные ракеты.

Желание США покончить с победившей в январе 1959 года кубинской революцией не ограничивалось торгово-экономическими санкциями. Организация контрреволюционных мятежей в городах Тринидад, Сьенфуэгос, в провинции Камагуэй, бомбардировки с воздуха кубинских аэродромов в Сантьяго-де-Куба и Гаване, организация прямого вооруженного вторжения в районе Плайя-Хирон в апреле 1961 года, постоянное присутствие авианосцев и десантных кораблей морской пехоты вблизи берегов острова – все эти средства военного давления на Кубу широко и открыто применялись США.

От военной агрессии Куба смогла защититься с помощью СССР. Кубинское правительство заключило с правительством СССР соглашение о размещении на острове оружия стратегического назначения – советских ракет среднего радиуса действия.


22 октября 1962 года правительство США объявило об обнаружении ракет на Кубе. В тот же день президент США Джон Кеннеди заявил об установлении морской блокады вокруг Кубы. На Флориде была сконцентрирована почти 250-тысячная группировка американских войск, состоявшая из морской пехоты, авиационных, десантных, танковых и других дивизий, корпусов и частей. Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет «самый мощный ответный удар». В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все Вооруженные силы.

Кубинские войска сосредоточились на побережье, в местах возможной высадки десанта. Были взяты под охрану все важные объекты, мосты, электростанции. В Гаване на площадях были установлены зенитные орудия, открывавшие огонь при облетах американских самолетов. В тот же день был созван Совет безопасности ООН, на котором обсуждался вопрос вывоза с Кубы советских ракет в увязке с отказом от вторжения на остров.

События развивались динамично. Обмен посланиями и заявлениями между главами США и СССР, сбитый американский самолет-разведчик У-2, облетавший Кубинские полевые позиционные районы ракетных войск, ультиматум США с угрозой начать боевые действия…

Все же здравый смысл победил. В результате достигнутого компромисса было принято решение вывести ракеты Р-12 с Кубы. 31 октября исполняющий обязанности Генерального секретаря ООН У Тан, прибывший на остров для урегулирования последствий конфликта, был проинформирован о демонтаже ракетных установок. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены.

20 ноября СССР согласился вывести с Кубы советские бомбардировщики. На следующий день США отменили морскую блокаду Кубы. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники.

В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что Карибский (кубинский) кризис ликвидирован.

www.calend.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *