Содержание

Подводники, ставшие Героями Советского Союза в период Великой Отечественной войны

Подводники, ставшие Героями Советского Союза в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

(к 75-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне)

Часть 7

Мы заканчиваем повествование о подводниках, удостоенных звания Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время Великой Отечественной войны. Последняя публикация цикла посвящена Героям, которые были удостоены этого высокого звания в послевоенные годы.

Георгий Никитич Холостяков

(02.08.1902 – 21.07.1983)

Г.Н. Холостяков родился 02 августа 1902 года на территории современной Брестской области Белоруссии. С 1922 года он служит на военном флоте, в том же году оканчивает Военно-морское подготовительное училище, в 1925 – Военно-морское гидрографическое училище, в 1928 – подводный класс Специальных курсов командного состава Военно-морских сил, в 1938 – тактические курсы при Военно-морской академии им.

К.Е. Ворошилова. С 1925 года Георгий Никитич проходил службу на подводных лодках Балтийского флота, в 1932 году был переведен на Дальний Восток, в 1940 – назначен на должность командира 3-й бригады подводных лодок Черноморского флота. В предвоенный период он являлся инициатором автономных плаваний подлодок, в ходе которых были превзойдены многие технические нормативы.

С февраля 1941 года Г.Н. Холостяков получил назначение начальником отдела подводного плавания штаба Черноморского флота и в этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. В июле 1941 года он был назначен начальником штаба Новороссийской военно-морской базы, а в сентябре – ее командиром. Под его руководством корабли и части военно-морской базы вели боевые действия, осуществляли морские перевозки, обеспечивали эвакуацию черноморских портов, организовывали снабжение по морю войск в осажденном Севастополе, осуществляли постановки минных заграждений и траление мин, принимали участие в обороне Новороссийска, а также в Керченско-Феодосийской, Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской и других десантных операциях.

В 1943–1944 годах Георгий Никитич, оставаясь командиром Новороссийской базы, временно исполнял обязанности командующего Азовской военной флотилией. С декабря 1944 года он был назначен командующим Дунайской флотилией, прославившейся в боях на территории Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Флотилия во время Будапештской, Венской и Братиславско-Брновской операций высаживала речные десанты, обеспечивала переправу войск через Дунай и их снабжение, оказывала огневую поддержку советским войскам.

Г.Н. Холостяков занимал должность командующего Дунайской флотилией до 1951 года. В дальнейшем он проходил военную службу на различных административно-командных должностях, занимался преподавательской деятельностью. В 1964 году Георгий Николаевич в качестве старшего на борту атомной подводной лодки К-27 обеспечивал один из первых дальних океанских походов советских подводников. 07 мая 1965 года за умелое руководство соединениями, мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне Г.

Н. Холостякову было присвоено звание Героя Советского Союза. В отставку он вышел в 1969 году, в звании вице-адмирала.

Герой Советского Союза Георгий Никитич Холостяков и его супруга трагически погибли в 1983 году в Москве. Он был награжден тремя орденами Ленина, один из которых вручен одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, а также имел ряд иностранных наград, в том числе знак Командора ордена Британской империи.

Александр Иванович Маринеско

(15.01.1913 – 25.11.1963)

А.И. Маринеско родился 15 января 1913 года в городе Одессе. С 1933 года он служит на военном флоте, в 1934 году оканчивает Специальные курсы командного состава Военно-морских сил им. ЦИК Татарской АССР (Ленинград), в 1938 – Специальные курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова (Ленинград). В 1934–1939 годах Александр Иванович проходил службу на подводных лодках Балтийского флота, в мае 1939 года назначен командиром подлодки М-96 (тип М – «Малютка», серия XII), которая под его руководством прошла государственные испытания и была зачислена в состав флота.

Командуя субмариной, А.И. Маринеско принимал участие в Советско-финляндской войне 1939–1940 годов. По итогам боевой подготовки 1940 года М-96 заняла 1-е место на Балтийском флоте. В качестве командира этой подводной лодки Александр Иванович принимает участие в боевых действиях с первых дней Великой Отечественной войны. 14 февраля 1942 года М-96, находясь на стоянке в Ленинграде, получила повреждения при артиллерийском обстреле и находилась в ремонте до августа того же года. В 1941–1942 годах подлодка под командованием А.И. Маринеско совершила три боевых похода – активно действовала на коммуникациях противника и участвовала в обеспечении разведывательно-десантной операции. В апреле 1943 года Александр Иванович становится командиром лодки С-13 (тип С – «Средняя», серия IX-бис), которой командует до конца Великой Отечественной войны.

Во время боевого похода октября – ноября 1943 года субмарина повредила артиллерией германский транспорт «Зигфрид» (водоизмещение – почти 600 брутто-регистровых тонн).

11 января 1945 года С-13 вышла в очередной боевой поход, прославивший имена командира и членов экипажа. 30 января того же года субмарина тремя торпедами уничтожила крупный вражеский транспорт «Вильгельм Густлофф» (более 25 000 брт), который использовался в качестве плавучей казармы учебной дивизии подводного плавания Германии. Вместе с судном были уничтожены личный состав 2-го батальона 2-го учебного дивизиона подводного плавания (около 20 подготовленных экипажей подводных лодок), военнослужащие вспомогательной службы флота, а также иные военнослужащие армии и флота. В том же походе, 10 февраля 1945 года лодка двумя торпедами пустила ко дну другой транспорт «Штойбен» (почти 15 000 брт), на котором передислоцировались на Запад около 3 000 германских военнослужащих. По итогам боевого похода января – февраля 1945 года Александр Иванович стал самым результативным командиром советской подводной лодки Великой Отечественной войны по общему тоннажу потопленных судов.

20 апреля 1945 года С-13 за боевые заслуги награждена орденом Красного Знамени.

После окончания войны капитан 3-го ранга Александр Иванович Маринеско уволился в запас, он умер в Ленинграде 25 ноября 1963 года. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, А.И. Маринеско 05 мая 1990 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За свои боевые подвиги он также был награжден двумя орденами Красного Знамени и двумя орденами Ленина, одним из которых посмертно – одновременно с присвоением звания Героя Советского Союза.

Матиясевич Алексей Михайлович

(30.09.1905 – 28.01.1995)

А.М. Матиясевич родился 30 сентября 1905 года в городе Смоленске. С 1940 года он служит на военном флоте, в июле 1941 года – оканчивает Высшие специальные курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова. После обучения, уже в ходе Великой Отечественной войны, Алексей Михайлович назначается на должность помощника командира подводного минного заградителя «Лембит» (бывшая эстонская подлодка, тип «Калев»).

В августе 1941 года в составе экипажа субмарины он принимает участие в обеспечении героического Таллинского перехода (перебазировании кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт). В октябре того же года А.М. Матиясевич становится командиром «Лембита».

14 сентября 1942 года подлодка атаковала конвой противника, впервые в истории Балтийского флота попытавшись торпедировать одновременно две цели. Одна из торпед поразила германский транспорт «Финланд» (более 5 000 брт), который через некоторое время затонул. Корабли охранения сбросили на «Лембит» 50 глубинных бомб, из-за взрывов которых возник пожар в аккумуляторной батарее, в один из отсеков начала поступать забортная вода. Командир подлодки, несмотря на полную темноту, отравленную атмосферу и большое количество раненых, личным примером стойкости и мужества сумел организовать экипаж на борьбу за живучесть субмарины. Благодаря профессионализму и слаженности действий личного состава, был ликвидирован пожар, частично устранены повреждения и прекращено поступление воды внутрь лодки.

При этом Алексей Михайлович получил отравление ядовитым дымом от пожара, периодически терял сознание, но, приходя в себя, вновь включался в борьбу за спасение корабля.

В следующем боевом походе, который проходил в октябре 1944 года, «Лембит» уничтожил торпедами транспорт «Хильма Лоу» (более 2 000 брт). Всего в качестве командира подлодки А.М. Матиясевич совершил 6 боевых походов, выполнил 5 минных постановок. На минах, выставленных субмариной, предположительно, подорвалось и затонуло германское судно «Шпрееуфер» (более 200 брт). 6 марта 1945 года за боевые заслуги подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени.

Алексей Михайлович командовал «Лембитом» до марта 1946 года, после чего проходил военную службу на различных должностях в подводном флоте и занимался преподавательской деятельностью, выйдя в отставку в звании капитана 1-го ранга. Скончался он 28 января 1995 года в Санкт-Петербурге. 29 ноября 1995 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками в годы Великой Отечественной войны, А. М. Матиясевичу было посмертно присвоено звание Героя России. За свои боевые подвиги он также был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Ушакова II степени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды и Знак Почета.

Подводные тайны Второй мировой Журнал Министерства обороны Российской Федерации

АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №07 2022 Г

 

«Прозвище «Летучий Голландец» заслужено нами в самом начале войны за умение исчезать и появляться неожиданно. Вдобавок, поручения, которые мы выполняли тогда, были сугубо секретными. Именно поэтому наш командир не ввязывался и не ввязывается первым в бой. Для заурядного потопления вражеских кораблей существуют обычные подводные лодки под номерами. Предназначение «Летучего Голландца» иное».

 «Секретный фарватер», Л.Д. Платов, 1971 год, роман.

 

В. КУЛИНЧЕНКО

 

В юности, наверное, многие читали увлекательный приключенческий роман Леонида Платова, написанный в 1971 году «Секретный фарватер», который впоследствии был экранизирован и  сегодняшним телезрителем смотрится с  большим интересом.   Тайны, которые хранят океаны и моря, скрывают в глубинах своих тайников то, что и сегодня способно перевернуть взгляды на источники и последствия II Мировой войны. Эта проблема становится интересной при наличии достоверных источников, немногих очевидцев и артефактов, поднятых из морских глубин, которые способны как свидетели прошлого в какой-то мере повлиять на прояснение ситуации минувших десятилетий.

Автор Вадим Кулинченко — ветеран-подводник, капитан 1 ранга — неоднократно обращался к читателям с этой темой. Его исследовательский подход, опытный и аргументированный взгляд морского офицера позволяет в черно-белой хронике неизвестных для нас событий увидеть интересный, а может быть, и страшный сюжет прошлого, который как джинн способен появиться в неожиданных для нас реалиях.

 

УВОЗИТЕ ЗОЛОТО

СУБМАРИНАМИ

 

Шеф 6 отдела Главного управления имперской службы безо­пасности бригаден фюрер СС Вальтер Шелленберг, взглянув на часы, мысленно представил, на сколько миль уже удалились подводные лодки «особого назначения» от северо-западных берегов Рейха. Достав из сейфа служебную карту мира, он взглянул на Западное полушарие. Никаких особых пометок на конусообразном пространстве Южной Америки он не делал, доверяя лишь своей памяти. Она точно подсказывала Шелленбергу пункты назначения, куда следовали отборные экипажи из «волчьих стай» гросс-адмирала Деница.

Загрузка немецких субмарин в порту Киля в 1943 году

 

Еще до начала войны гитлеровское правительство поставило перед собой цель, опираясь на «АО» («Аусланде-организацион» управление «Абвер/Аусланд», преобразованное 18 октября 1939 года,  в рамках которого существовал отдел «Аусланд» (Заграница)), превратить немцев региона Южной Америки в своих агентов. Аргентине придавалась особая роль. Членам «АО» гитлеровцы давали установку: «Вербуй в свои ряды каждого честного немца. Убеди его в необходимости обеспечения нашей победы во имя того, чтобы Германия могла хорошо жить и править всем миром». Главным организатором и вдохновителем тотальной системы шпионажа стал Рудольф Гесс. Геббельс в это время начал подкупать местные газеты и радио, а также создавать свои СМИ. Он внедрял своих людей в театры и киностудии. Главная задача Геббельса состояла в том, чтобы разжигать старые шовинистические предрассудки, будто немцы — это «избранная раса», призванная господствовать над всеми людьми. Свои национальные интересы Германия ставила выше международного права и моральных принципов, и любое преступление немца оправдывалось его пользой для «фатерланда».  Риббентроп превратил немецкие посольства и консульства в центры шпионской и подрывной работы. В Буэнос-Айресе был открыт «Коричневый дом», а в Паране (город на востоке Аргентины) действовала германская военная организация. Координировал работу по Южной Америке лично Борман, а офис Шелленберга в Берлине был превращен в штаб-квартиру по работе в Латинской Америке.

 

ТАЙНЫЙ ТРАНСПОРТ

 

В прессе не раз появлялись материалы об использовании подводных лодок во второй мировой войне в качестве транспортных. Они, в частности, обеспечивали секретный канал сношений между Германией и Японией, союзников по оси Берлин — Рим — Токио. Эти сведения просочились в печать и стали известными, отнюдь не из воспоминаний фашистских бонз и адмиралов, их раскопали и предали огласке вездесущие журналисты. Дениц и другие «подводные асы» третьего Рейха об этом не упоминают, а между тем известны почти все номера немецких субмарин, доставлявших в Японию цейсовскую оптику, новейшие приборы и вооружение, даже снаряды «Фау» в разобранном виде, и специалистов. Обратно на борт немецкие субмарины брали стратегическое сырье: каучук, вольфрам, молибден, олово, хинин, опиум. Обычно для этих целей использовались лодки IX серии, различных модификаций, водоизмещением около 1300 тонн, по прозвищу «Морская корова».

В конце 1943 года на Восток были направлены с ценными грузами и торпедами шесть подлодок. На обратном пути они должны были взять каучук и другие виды сырья. Однако из них прибыли в Пенанг (остров в 3 км от северо-западного побережья Малайзии) и Джакарту (Индонезия) лишь U-1062, U-219 и вспомогательный танкер U-195. Судьба остальных малоизвестна. Возможно, на одной из них была и тонна урановой руды, которую так ждали в Японии.

Транспортным лодкам строжайше было запрещено соприкосновение с противником, но противник уже знал о них и отслеживал их на большом пути на Восток.

 

СЕКРЕТНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

 

Как известно, Япония еще до начала войны на Тихом океане (7.12.1941 г.) работала с ураном-235, но для полноценных опытов у нее не хватало его запасов. В 1943 году японское правительство вынуждено было обратиться к Германии с просьбой о выделении ей двух тонн урановой руды. После уяснения столь интересной просьбы в конце 1943 года одна тонна урановой руды была загружена на борт немецкой субмарины. Но до адресата она не дошла. Номер и судьба этой субмарины неизвестна до сих пор; по всей вероятности, она лежит где-то у берегов Малайзии. До настоящего времени считалось, что больше немцы не посылали урана своим союзникам. Оказалось, что это не так.

 

УРАНОВЫЙ ПОХОД «U-234»

 

Когда Гитлер понял, что война проиграна, он стал надеяться на любой вид «секретного оружия». Немцы явно не успевали с созданием атомной бомбы. Возможно, это сделают союзники японцы, если им помочь ураном-235.

Подводный танкер XIV серии представлял собой довольно удачную попытку глубокой модернизации больших океанских лодок IX серии.
Субмарина являлась специализированным судном снабжения, предназначенным для пополнения запасов подводных лодок, находящихся на боевом дежурстве, вдали от якорных стоянок и морских баз.

В среднем передача топлива обеспечивала дополнительные две недели боевого дежурства. Так как во главу угла ставилось снабжение топливом, подводные танкеры получили негласное меткое прозвище «Дойные коровы» (Milchkühe).

 

И вот 25 марта 1945 года под покровом ночи субмарина U-­234, загруженная полутонной обогащенного урана-235 незаметно покидает Киль и отправляется в свой опасный поход. Кроме урана на борт субмарины были загружены в разобранном виде первый в мире реактивный самолет Ме-262 и детали ракет ФАУ-2. О цели похода знали только два человека на лодке — ее командир капитан-лейтенант Йоханн-Хейнрих Фехлер и второй офицер Карл-Эрнст Пфафф, руководящий загрузкой лодки.

Однако факт переделки субмарины в транспортную, загрузка ее секретными ящиками и контейнерами, наличие на ней высокопоставленных пассажиров стали достоянием разведки союзников. Не зная ничего о конкретном грузе, тем не менее американцы поняли, что на лодке находится важный стратегический материал и кто его получатель. Судьба субмарины была предрешена.

U-234 везла на борту сырье для создания оружия, призванного круто изменить военно-­политическую ситуацию в мире в пользу стран оси. Путь неблизкий. Война продолжается, и 2 мая 1945 года советскими войсками взят бункер Гитлера. Дениц отдает приказ подводным лодкам в море сложить оружие и сдаться.

Однако не все субмарины сдались. Для некоторых война продолжается, в том числе и для U-234. Подводная лодка следует своим нелегким маршрутом через Атлантику. Командир успешно уклоняется от американских и английских противолодочных сил, но понимает, что до Японии им уже не добраться.

Командир Фехлер собрал своих офицеров и задал единственный вопрос: что делать? Единогласно принимается решение — выполнить приказ Деница и сдаться союзникам. Но кому? Конечно, американцам.

14 мая 1945 года U-234 появилась на экране радаров американских эсминцев. Со скоростью 14 узлов субмарина неслась на встречу с эсминцем «Саттон». Встреча состоялась. Эсминец подошел к борту субмарины и высадил на нее призовую партию….

И ужасная гримаса истории: уран, предназначенный для спасения Японии, поверг ее в шок 6 августа 1945 года. В тот день бомбардировщик «Энолла Гей» обрушил атомную бомбу на Хиросиму, в которой был и уран с подводной лодки U-234.

 

КОД «ОГНЕННАЯ ЗЕМЛЯ»

 

Если уран был нужен для союзников, то золото для себя. Фюрер-фанатик готов был сражаться до конца, но бонзы, стоявшие за ним, думали о своем безбедном будущем….

Шел 1944 год. До страсбургского секретного совещания промышленных магнатов в отеле «Мезон руж» днем, а ночью до этого в другом отеле Страсбурга «Ротен хауз» состоялось тайное совещание нацистской верхушки. К тому времени в «белорусских котлах» были окружены и перемолоты отборные дивизии вермахта из группы армий «Центр». Неизбежность поражения нацистской Германии стала очевидна не только военным, но и финансово-промышленной олигархии.

Капитулировавшая немецкая подводная лодка U-234 (тип X-B) и два американских буксира в районе Нью-Лондона

 

Протоколы на обоих совещаниях 10 августа 1944 года не велись, но договоренности были крепче всяких протокольных обязательств. Участники страсбургской «тайной вечери» позаботились о том, чтобы все утвержденные в Страсбурге предписания и рекомендации не остались лишь буквой. Возможно, сегодня, почти через 80 лет мы пожинаем последствия этих тайных совещаний. Перефразируя некогда известное высказывание, можно сказать: «Фюреры приходят и уходят, а подлецы остаются!. .».

Основным плацдармом для возрождения «четвертого рейха» должна была стать Южная Америка, куда еще в 1936 году по заданию Гитлера отправились пять особенно доверенных агентов, каждому из которых вручался капитал в 20 миллионов долларов. Им предписывалось: ассимилироваться, установить связи с местными фашистскими организациями и приступить к созданию националистических групп, которые в «день икс» должны оказать любую необходимую помощь рейху в Южной Америке….

Еще до страсбургских секретных совещаний, где замысел операции «Огненная земля» был переведен на язык конкретных директив, берлинская штаб-квартира СС уже приступила к ее реализации.

Под покровом темноты на пирсах северогерманских баз рейха, оцепленных отборной охраной СС, специально уполномоченные Главного управления имперской службы безопасности, прибывшие из Берлина, контролировали погрузку на подводные лодки опломбированных контейнеров, доставленных из нацистской столицы. Ящики опускались в торпедные отсеки и минировались. Если бы в открытом океане возникла опасность захвата субмарин, этот секретный груз был бы взорван вместе с торпедами. Приказ на этот чрезвычайный случай был отдан самый строгий, а в состав экипажей включены нацисты-фанатики из спецотрядов СС, на которых можно было положиться: эти предпочтут пойти на дно, нежели оказаться в плену.

За трансатлантическим «подводным» плаванием спецгруза из рейха следили Гиммлер и Кальтенбруннер. От начала и до конца переброску к берегам Южной Америки контейнеров с валютой и сокровищами держал под своим личным контролем Мартин Борман.

Главным штабом, руководящим всеми мероприятиями по укрытию награбленного, стала резиденция Шелленберга, находившаяся в особняке на Беркерштрассе в Берлине. Отсюда за границу отправлялись центнеры золота, миллионные суммы в фальшивой валюте, мешочки с драгоценными камнями; сюда поступали шифрованные донесения об удачных финансовых операциях. По неполным данным, опубликованным американцами вскоре после войны, только с 1944 по 1947 годы за счет вывезенного нацистами капитала в Центральной и Южной Америке была куплена подставными лицами 331 фирма (всего в мире 750 — В. К.).

На Латиноамериканский континент в итоге операции «Огненная земля» были переправлены поистине гигантские богатства, какие никогда не снились испанским конкистадорам. В одну лишь Аргентину было доставлено, не говоря о валюте: 2 511 кг золота, 87 кг платины, 4 638 каратов бриллиантов.

И для чего все это? Для возрождения в будущем идей нацизма?

И только?! (Идеи бессмертны — старый философский постулат — В.К.).

 

«КРЫСИНАЯ НОРА»

 

Незадолго до своей смерти бывший глава разведки СД Шелленберг скупо сказал в своих мемуарах: «В Южной Америке (1943 год — В.К.) мы располагали большим числом сотрудников. В выполнении наших задач нам помогало и то, что здесь немецкие промышленники создали сферу своего влияния, из которой мы черпали персональную и материальную помощь».

В прессе, литературе и кинофильмах сегодняшнего дня оживают старые сюжеты о таинственных субмаринах Третьего райха, всплывающих у берегов Латинской Америки. Особенно привлекательной для них оказалась Аргенина

 

Этот регион лично контролировал «серый кардинал» третьего рейха Мартин Борман, где, по почти достоверным версиям, он скрылся после войны и затерялся в «джунглях» Аргентины. И не только он, а и шеф гестапо Генрих Мюллер и не менее 10 тысяч военных преступников спокойно проживали в Южной Америке уже в 1987 году (данные мировой прессы 1989 года — В.К.).

Именно для таких, как они, кадровых «наследников» фашизма и для его возрождения была заложена в Латинской Америке в ходе операции «Огненная земля» мощная финансовая база, сплетена подпольная сеть неонацистских ячеек, конспиративных центров, явок и подставных фирм.  

Сегодня можно предположить, что непопулярный после войны фашизм мог, при покровительстве некоторых стран-победительниц, возродиться под иным названием, например, «терроризм». Не исключено, что основные его центры ищут не в той части света….

Первые скудные сообщения о прибытии в Южную Америку немецких подводных лодок с драгоценным грузом и нацистскими беглецами попали англо-американским разведслужбам уже в 1944 году. Это, в частности, подтвердил в 1983 году журнал «Монд дипломатик». В связи с выдачей Франции гестаповца Барбье журнал развернул, как он писал, «занавес молчания», задернутый рядом стран Запада, влиятельные круги которых «беззастенчиво дали приют нацистским преступникам».

Капитан U-977 Хайнц Шеффер и его подводная лодка

 

Поднятая в 90-х годах прошлого столетия тема тайны «нацистского золота» заинтересовала мировую общественность и вызвала громкий резонанс в СМИ многих стран. Но это было не в интересах влиятельных людей Запада и, как по мановению волшебной палочки, она быстро заглохла. А сегодня уже мало кто знает об этих событиях, выросло новое поколение, но его кто-то опять упорно толкает на «крысиную тропу».

 

ПИСЬМА МЕРТВЫХ

 

Владельцы несметных богатств не могут обходиться без рядовых исполнителей. А исполнители обычно подчиняются властям, то есть начальникам и командирам. Этому нет альтернативы, и на этом уровне происходит сращивание власти и капитала.

Подводники подчинялись гросс адмиралу, а Карл Дениц был слугою фюрера и его власти. И он нашел выход. Чтобы ввести противника в заблуждение, он подставлял свои субмарины под атаки противолодочных сил врага.

Командир подлодки подводит преследователей к затонувшему кораблю, выпускает немного соляра — для приманки, потом, резко отвернув, уходит переменными галсами или использует слои воды разной плотности. Он не притворяется мертвым, нет. Вместо себя под удар подставляет мертвеца! На поверхность вздымаются обломки от удара глубинных бомб. Соляр и обломки — лучшее свидетельство гибели субмарин!

Назавтра в победных реляциях появятся сообщения о потопленной немецкой лодке. А она цела, но уже не числится в списках флота. В дальнейшем ее используют в спецрейсах. Государственная необходимость! Так объяснялось командирам субмарин и их экипажам. И против этого, понятно, никто не мог возразить….

Эта идея вынашивалась с января 1943 года, когда битва на берегах Волги сыграла роковую роль в судьбе многих немецких подводников.

Из письма штурмана одной из безликих субмарин: «Под Новый год на борт доставили груз особой важности. С минуты на минуту, выполняя свою историческую миссию, мы покинем порт…. Я пишу эти строки отрывочно, наспех. Можно же пренебречь самыми строгими запретами, если война уже проиграна? Тем более, сейчас, когда мы готовимся в этот дальний поход. Вернемся ли еще в Германию? В лучшем случае пройдет, наверное, не один год…».

Нет, в Германию из них никто не вернулся. Они нашли покой вдали от своей Родины: одни в чужой, неизвестной им стране, другие на дне океана — таких исполнителей никогда не оставляют в живых!

 

И ПРИЗНАНИЯ ЖИВЫХ

 

Только недавно стало известно, что в годы Второй мировой войны существовало сверхсекретное соединение немецких подводных лодок, получившее наименование «Конвой Фюрера». В него входило 35 субмарин, но на сегодня известна более-менее судьба только 3-х лодок: U-977, U-530, U-465, которые участвовали в заключительной стадии операции «Огненанная земля».

В самом конце войны в порту Киля (имеется в виду конец 1944 года — В.К.) с субмарин «Конвоя Фюрера» сняли торпеды и прочее вооружение, поскольку им строжайше запрещалось вступать в бой во время этого плавания.  Команды подлодок были подобраны так, что никто не был женат, и ни у кого не оставалось живых родственников. Согласно предписаниям от Гитлера и Деница командирам лодок, они должны были взять у каждого члена команды «обет вечного молчания».

На эти лодки погрузили контейнеры, содержащие ценности и документы, огромные запасы провизии. В Киле субмарины приняли на борт таинственных пассажиров, некоторых даже под видом членов экипажей.

Командир одной из этих подлодок U-977 Хайнц Шеффер попал в плен. На многочисленных допросах, проводимых представителями американских и британских спецслужб, он так и не выдал существенной информации о субмаринах «Конвоя Фюрера».

Написанная им в 1952 году книга мемуаров, под названием U-977, также не содержала чего-то сенсационного. Но то, что он знал тайну, подтверждает его письмо, адресованное «старому товарищу» капитану цурзее (капитан 2 ранга) Вильгельму Бернхарту, датированное 1 июня 1983 года: «… Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом!

 Конечно, ты не намериваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение…».

Много еще тайн хранят события второй мировой войны, особенно связанных с подводными лодками. Одни верят, а другие нет в «подводную чепуху». Но мне, кажется, что не только «за красивые глаза» Гитлер назначил К. Деница своим преемником, ведь были и другие, более значимые фигуры. Это один из поводов к размышлению на обозначенную тему.

 

ТАЙНА СУБМАРИНЫ

«U — 534»

 

Были ли «сокровища рейха» на затонувшей подлодке или что иное,  так и остается тайной, хотя с момента ее обнаружения на дне Датских проливов прошло уже много лет. Еще в 1986–87 годах все газеты мира пестрели материалами об этой сенсационной находке Оге Енсена, датчанина, профессионально занимающегося поисками затонувших судов. На дне Каттегата он обнаружил, сомнений не было, знаменитую U-534. Как известно, обнаруженная еще в 1976 году им же подлодка примерно в этом месте, неподалеку от Анхольта, оказалась обычной немецкой субмариной U-251. В 1942 году она участвовала в боевых действиях в Советском Заполярье, под командованием известного фашистского подвод­ного аса Тимма, и была потоплена в апреле 1945 года. Никакой ценности она не представляла.

Командир U–534 Герберт Ноллау

 

Сенсационность находки U-534, скрытой под водой, по мнению газет, заключалась в том, что на борту подлодки, вышедшей из Киля 5 мая 1945 года, и уходившей от расплаты в самом конце войны, находились солидный запас золота третьего рейха, секретные архивы и около сорока видных нацистов. Командиру U–534 Герберту Ноллау было приказано взять курс на Латинскую Америку. Однако тысячи морских мин, поставленных союзниками вдоль побережья Германии и североевропейских стран, не позволяли субмарине идти ночью или в подводном положении. На оперативный простор надо было выйти в надводном положении. Но не удалось. Подлодку атаковали английские самолеты близ датского острова Анхольт в проливе Каттегат, где она и затонула на глубине 60 метров. 47-ми членам экипажа удалось спастись. Специальную комиссию, созданную по затопленной лодке и взятому в плен экипажу, интересовало содержимое якобы погруженных на нее 11 алюминиевых ящиков. Однако немцы упорно стояли на своем: не знаем ни о каком золоте. А что же в ящиках? Зенитные снаряды там держали. Капитан Герберт Ноллау вообще отказался давать показания. Он был единственным человеком, который знал цели и маршрут подводной лодки, но унес тайну в могилу вскоре после войны, покончив жизнь самоубийством. Официальное расследование пришлось закрыть. Уже позже историки выдвинули предположение (возможно, базирующееся на каких-то реальных фактах), что следующей же ночью после гибели U-534 в тот район прибыла команда водолазов «Кригсмарине» и изъяла наиболее ценную часть груза. Впоследствии члены команды распространили рассказы о богатствах затонувшей подлодки U-534. Неожиданно проектом заинтересовался крупный датский бизнесмен Карстен Рее. По версии главной целью были секретные документы, свидетельствующие о преступлениях нацистов. После нескольких лет дипломатических препирательств в августе 1993 года U-534 была поднята на поверхность. Но никакого золота на лодке не обнаружили. Истлевшие мундиры, россыпи ржавых орденов, прокисшее вино 1936 года — все что угодно, но не «благородный металл»! Утешением для кладоискателей стал сейф капитана Ноллау с секретными документами и дневниками военного руководства рейха. Пухлые пачки документов в непромокаемых пакетах лежали так плотно друг к другу, что даже попавшая в сейф морская вода за многие десятилетия не смогла их испортить. Пакеты с величайшей осторожностью были загружены в переносные холодильники, и уже в лаборатории документы обработали консервирующими составами, прочли и классифицировали. Люди во многих странах, понятно, ждали новостей о дальнейшей судьбе субмарины, но они так и не поступили. Изучение новых «свидетельств преступлений» нацистов сразу взяли под контроль спецслужбы, которые и сегодня не спешат раскрыть результаты исследований. Последовали лишь общие фразы — якобы на борту U-534 сделана одна из важнейших документальных находок, относящихся к нацистской Германии. Специалисты из Дании сделали предположение, что в сейфе, помимо приказа капитану Ноллау относительно курса субмарины и пунктов назначения, находились планы руководства рейха о заключении сепаратного мира с союзниками. Возможно, были и чертежи секретного немецкого оружия. Однако это не единственная тайна U-534. Было ли на борту подлодки золото, что стало с сокровищами рейха и куда направлялась субмарина с ценным грузом?

Карта мест затопления подводных лодок «Кригсмарине» в Северной Атлантике, немного в Средиземном,

Черном и Балтийском морях

 

Стиг Торнсон — руководитель проекта по подъему подводной лодки, — считает, что экипаж вообще мог не знать груза. По словам Торнсона, U534 находился на верфях в Щецине четыре с половиной месяца, прежде чем покинуть Киль. При этом даже две недели считались очень долгой остановкой на верфях для такой подлодки. К чему готовились «подводные волки» адмирала Деница перед своим походом? Осталось тайной. По словам Торнсона, перед U534 стояла важная задача.

Поднятая  U-534

 

Было ли это транспортировкой ценностей, реликвий, а может быть, даже артефакта — «священного копья», или одного из главных нацистских чиновников, мы, вероятно, никогда не узнаем, но документы показывают, что старшие немецкие офицеры намеревались бежать на подводных лодках в Гренландию или Южную Америку в конце войны, а на борту U-534 как раз находились морские карты Южной Америки.

 

ПОСТСКРИПТУМ

 

Поднятая выше тема тянет на большое документальное исследование. При тщательной работе такое исследование займет уйму времени и может не дать желаемых результатов. Сильные мира сего в буквальном смысле умели и умеют «прятать все концы в воду». До сих пор мы мало знаем о планах Гитлера по достижению мирового господства. Например, скрывая свои планы относительно разгрома в первую очередь Англии и России, вождь фашизма хотел поднять на высокую ступень движение нацистов в Латинской Америке. Через Мексику Гитлер собирался перебросить основные силы к границам США, задумав разбить американцев. Развернутый план удара по Америке под кодовым названием «С юга на север» был доложен Гитлеру лично Борманом. Аргентине в нем отводилась роль плацдарма и форпоста германского фашизма.

В небольшой статье можно только обозначить контуры интересной буквально для всех темы.

Как советские подводники смогли предотвратить Третью мировую войну

Этот серьезный инцидент произошел у залива Холи-Лох, расположенного примерно в 50 километрах от города Глазго.

В телеграмме на имя тогдашнего госсекретаря США Генри Киссинджера сообщалось о столкновении советской и американской субмарин. При этом, как отмечают эксперты, столкновение между американской подводной лодкой, несущей 160 ядерных зарядов, и советским судном было настолько серьезным, что это могло вызвать цепочку событий, которые бы привели к Третьей мировой войне. Тем временем британское издание «Таймс» сообщило о том, что точной информации о характере повреждения двух субмарин по-прежнему нет.

Однако для наших подводников та давняя история давно уже не секрет. «Мы повторили подвиг Гастелло, только без жертв». Именно так, с долей горького юмора, рассказывают наши подводники об этом опасном инциденте, который сегодня англо-американские СМИ подают как сенсацию, рассекреченную ЦРУ.

Из текста рассекреченной телеграммы: «Получено сообщение из Пентагона о том, что одна из наших подлодок класса «Посейдон» только что столкнулась с советской субмариной. Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Джеймс Мэдисон» выходил из Холи-Лох, чтобы занять позицию, когда столкнулся с советской субмариной, ожидавшей за пределами базы с целью установления слежения. Оба корабля всплыли, однако потом советская подводная лодка снова погрузилась в воду. Пока нет никаких сообщений о степени повреждений, будем держать вас в курсе».

Можно понять озабоченность автора телеграммы: да, столкновение атомных подводных ракетоносцев всегда чревато непредсказуемыми последствиями. Но такова «холодная война» в мировом океане — подводные лодки противоборствующих флотов сталкивались не раз, и не два, и не три… Есть статистика, сегодня уже открытая, подобных столкновений. Она насчитывает свыше двадцати инцидентов, повлекших взаимные повреждения разной тяжести. Возможно, этот печальный перечень не полон, и однажды появятся новые рассекреченные документы. Но вернемся к событиям 1974 года и предоставим слово штурману советской субмарины К-306 Александру Викторовичу Кузьмину:

«Смотрю — а на стеллажах верхние торпеды вышли из зацепов и дернулись к задним крышкам торпедных аппаратов»

— Многоцелевая торпедная атомная подводная лодка К-306 под командованием капитана 1-го ранга Эдуарда Гурьева вышла к берегам Англии с особым заданием. Надо было скрытно подойти к выходу из бухты Клайд Брит, где базировались американские атомные ракетные лодки типа «Джордж Вашингтон», дождаться выхода одной из них и записать ее шумовой «портрет». То есть сделать все то же самое, что делали американские подводники по отношению к нашим новым подводным лодкам.

В этом районе уже давно вел слежение за американскими лодками наш РЗК — разведывательный корабль. Мы должны были его сменить.

О том, что было дальше, я узнал от самого, быть может, главного свидетеля это опаснейшего происшествия: бывшего старшины команды торпедистов, мичмана в отставке Михаила Михайловича Смолинского. Ведь именно он стоял ближе всех к месту удара.

— По трансляции «Боевая тревога! Торпедная атака!» прибежал на боевой пост. Краем уха уловил доклад акустика — «ничего не слышу!» И тут старшина команды гидроакустиков Толя Корсаков мрачно обронил: «Сейчас столкнемся…» И точно.

Удар! Вмазали мы американцу в борт. Смотрю — а на стеллажах правого борта верхние торпеды вышли из зацепов и дернулись к задним крышкам торпедных аппаратов… Это конец! А дальше — чудо: все торпеды вернулись в свои ложементы, и зацепы сами защелкнулись! Кто-то сильно Бога за нас молил…

Трансляция рявкнула: «Осмотреться в отсеках!»

Я включил мнемосхему. И тут услышал, а потом и увидел: в первый отсек — в наш отсек — поступает вода!

Быстро сообразили в чем дело, перекрыли клапаны вентиляции торпедных аппаратов, и течь прекратилась. Но дифферент на нос растет. Градусов за 17 перевалил! Стоять трудно. А в голове только одно — грунт рядом, сейчас долбанемся. И тут еще одно чудо: наш механик, капитан 2-го ранга Владимир Каталевский, продул носовые цистерны, дифферент стал отходить…

А.В. Кузьмин: Наш командир БЧ-5 оказался на высоте — сработал в режиме автомата: не дожидаясь команд, продул балласт в носовой группе цистерн. Можно сказать, спас всех нас и корабль. Смерть пронеслась как пуля у виска. Что там пуля! Тут пять торпед с СБП (ядерной начинкой) мимо виска пронеслись. Торпеда — дура, пузырь — молодец!

М.М. Смолинский: А я не отрываю глаз от мнемосхем и с ужасом вижу, что торпедные аппараты с СБП — ядерным боеприпасом — заполнились водой. Подмокли. Главное наше оружие. Первая мысль: «Ну все… теперь наручники обеспечены». По местам стоять, с должностей сниматься…

А.В. Кузьмин: Американская ПЛАРБ вынуждена была всплыть в позиционное положение. Мы же подвсплыли под перископ и сразу увидели ее. «Джеймс Мэдисон» сидел в воде с большим креном на правый борт. На корпус выбрались растерянные матросы, командир с мостика пытался понять, что произошло. Надо было сфотографировать картину через перископ, но в штурманском фотоаппарате не было пленки. Пришлось взять карандаш и быстро зарисовать… У американской ПЛАРБ бортовой номер 627.

«А с ужасом вижу, что торпедные аппараты с ядерным боеприпасом — заполнились водой»

Мы тоже осмотрелись в отсеках. Кроме подмоченных торпед с СБП других проблем вроде бы не было. Можно было только представить, как выглядит наш нос, смятый вдрободан… Позже выяснилось, что у нас были повреждены все носовые торпедные аппараты кроме одного. У американцев были пробиты цистерны главного балласта.

Как бы там ни было, но мы повторили подвиг капитана Гастелло, только без жертв. Во всяком случае «Джеймс Мэдисон» со всей своей кучей «поларисов» в заданный район не вышел.

Продолжение этой истории я услышал в Санкт-Петербурге от бывшего боцмана К-306, мичмана запаса Николая Молчанова.

— Мы этого «Джеймса Мэдисона» видели, слышали, вели вплоть до самой точки погружения. Чтобы нас не засекли, мы подошли поближе к нашему разведкораблю, который держался правее от нас, ушли под прикрытие его шумов. Вот это-то и сыграло роковую роль. Акустик докладывает: «Лодка погружается».

И тут с РЗК дали сигнал о передаче контакта. Мы совершенно в нем не нуждались. Мы уже держали контакт. Но на РЗК об этом не знали и поступили так, как требует инструкция… Акустик даже наушники не успел снять, как прогремел первый взрыв. Мы были слишком близко от РЗК, и потому взрыв прозвучал особенно громко, его слышали во всех отсеках. А у акустика из ушей пошла кровь.

Мы не сразу поняли, что произошло. Толчок, довольно мягкий. Но глубина вдруг сразу поехала. Циферблат с метровыми отметками завращался как бешеный. Провалились на 29 метров. В принципе для атомарины такой провал не страшен, но общая глубина места была 86 метров. Так что под килем оставалось около метра.

Командир дал команду: «Пузырь в среднюю!» Я заметил: провал на глубину резко замедлился. Потом остановились… Тут же заполнили среднюю и всплыли под перископ. Погода была хорошая, и американцы тоже всплыли в позиционное положение.

Гурьев потом рассказывал: вижу в перископ командира «Джеймса Мэдиссона», люди в свитерах по корпусу бегают, бегают и оглядываются, понять ничего не могут.

Мы ушли с перископной глубины. Из отсеков доклады — все осмотрено, замечаний нет. Все агрегаты работают. Ушли еще на сто метров, и командир стал готовить радиограмму о столкновении.

Домой возвращались на глубине 40 метров, чтобы снизить давление на задние крышки торпедных аппаратов. Возвращались мы две недели. «Мэдисону»-то что — лег на обратный курс — и вот она, база. Нам же надо было пройти добрых две тысячи миль. Вскоре выяснилась новая беда: от удара в чужой борт сильно повредились антенны гидроакустики. Мы оглохли на весь правый борт. Но и выход на боевую службу супостату мы сорвали.

На подходе к базе нас вышел встречать на катере командир дивизии контр-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов. Он обошел лодку, осмотрел нос, который был почти сплющен. Поднялся на корабль, поговорил с командиром и в целом весьма спокойно отнесся к ЧП. Как опытный моряк Чернов прекрасно понимал, что в море бывают непредвиденные ситуации.

Командующий флотилией назначил расследование чрезвычайного происшествия. Командиру К-306 капитану 1-го ранга Э. Гурьеву объявили строгий выговор. На всякий случай. А американский экипаж, как мы потом узнали, наградили за проявленное мужество знаками «Золотой дельфин». И вот так всегда: кому пинки, кому дельфины.

А ведь наш экипаж, как показало дальнейшее расследование, был ни в чем не виноват. Мы действовали как предписывали руководящие документы: РЗК передал нам контакт согласно наставлению — взрывами трех гранат, брошенных в воду. А поскольку глубина была относительно небольшой, 86 метров, то пошла мощная звуковая реверберация. После каждого взрыва гранаты экран гидролокатора засвечивался почти на минуту. Таким образом, К-306 ослепла почти на четыре минуты. Поскольку лодки шли навстречу друг другу, да еще практически на одной глубине, они столкнулись. К-306 ударила «Джеймс Мэдисон» в район кормы, повредив американцам две шахты. По счастью, человеческих жертв не было ни с той, ни с другой стороны.

По-разному сложились судьбы участников этого подводного тарана. Нет уже в живых ни тогдашнего командира корабля Эдуарда Гурьева (он скончался в 2007 году и погребен в Сосновом Бору под Питером), ни доблестного инженер-механика В. Каталевского.

Командир турбинной группы Вениамин Азарьев уехал в США к дочери, которая вышла замуж за американца. Там он нашел бывшего командира «Джеймса Мэдисона». Но тот так и не признался в столкновении.

Капитан 1-го ранга Александр Кузьмин, выходивший в тот поход приписным штурманом, стал впоследствии командиром самой большой в мире атомной подводной лодки типа «Акула».

Ну а сама К-306 три года тому назад была увековечена в Башкирии. Снятая с нее рубка поставлена на постамент в Уфе в память о подводниках-земляках.

Британская газета «Таймс», опубликовавшая рассекреченную телеграмму ЦРУ, приводит мнение эксперта, по словам которого «столкновение американской субмарины, несшей 160 ядерных боеголовок, и советского судна было настолько серьезным, что могло привести к началу Третьей мировой войны». Вот тут все вилами по воде писано. Точнее, гребными винтами субмарин. Любая «горячая война» чаще всего вырастает из войны холодной.

Подводная война Первой мировой войны

Новая немецкая тактика, известная как «неограниченная подводная война», вызвала большое недовольство в нейтральных странах, особенно в Америке. Для многих потопление пассажирского лайнера RMS Lusitania подводной лодкой U-20 в мае 1915 года стало самым шокирующим актом кампании. Английская няня Элис Друри путешествовала на Лузитании , когда она была торпедирована. Она описала панику на борту, когда пыталась уберечь детей, за которыми присматривала, от вреда.

Я был по левому борту, и мне пришлось карабкаться, чтобы добраться до лодки. Люди, которые падали, были на противоположной стороне. Пришел моряк и схватил Стюарта, а я последовал за ним. Он бросил Стюарта в спасательную шлюпку, и шлюпка уже была готова к отплытию; он был полон. Теперь я пошел прыгать в спасательную шлюпку, и матрос подхватил меня обратно. Он сказал: «Он полон; в следующем полно места». Боюсь, я впал в истерику. Я закричала и, честно говоря, укусила его за руку, и он отпустил меня. Я прыгнул, думая, что только естественным путем прыгну в спасательную шлюпку, но я прыгнул, когда спасательная шлюпка начала тонуть, и я пошел к ней сбоку. Спасательная шлюпка приземлилась на воду почти так же, как и я. Человек, который был в спасательной шлюпке, наклонился вперед и схватил меня за волосы, и я опрокинулся в спасательную шлюпку. Поэтому я всегда говорю, что мои волосы спасли мне жизнь!

Спасательная шлюпка Алисы отчаянно пыталась уйти от тонущего корабля, но поначалу казалось, что ей это не удастся.

Всасывание лайнера тянуло нас назад. Каждый раз, когда весла уходили вперед, мы шли так, как будто нас вот-вот утянет. В конце концов мы ушли, и я увидел, как воронки одна за другой исчезают. Я видел все эти спасательные шлюпки — спасательная шлюпка, в которой я был, была единственной спасенной на том берегу. За нами наблюдала подводная лодка. Я видел, как моряки смотрели на все эти тела людей и обломки. Море было спокойным, как пруд. Я не думаю, что кто-то был бы жив сейчас, если бы не был прекрасный тихий день.

Возмущение после затопления, в результате которого погибло более 1000 человек, привело к тому, что Германия в сентябре 1915 года отказалась от неограниченной подводной войны. Но ряд факторов, включая британскую морскую блокаду немецких портов и желание захватить контроль над морей из Британии — означало, что политика была возобновлена ​​всерьез в феврале 1917 года. Военный корабль SS Transylvania был торпедирован в Средиземном море через три месяца. Уолтер Уильямс из Корпуса армейской службы был одним из тех, кто находился на борту.

Свисток только что пошел на парад, я помню, как не успели мы подняться на палубу, как первая торпеда попала в корабль в корму левого борта. Смятения было много, потому что, конечно, именно в этот момент никто не знал, на какой лодке плыть, на каком плоту плыть. Офицеры стреляли в воздух из револьверов и всякой всячины. Затем раздался крик: «Сначала спасите женщин», и мы увидели, как спускаются на воду лодки. На борту находились 66 медсестер, и они благополучно ушли.

Те, кто служил на подводных лодках, боролись с этическим вопросом нападения на невоенные корабли. Но для Франца Беккера проблема упростилась, когда он узнал об условиях дома в Германии.

Война с подводными лодками была делом серьезным. В начале войны нам было нелегко топить торговые суда, потому что мы предпочли вести войну против военных кораблей. Потому что с каждым торговым кораблем у нас был личный контакт. Я особенно помню, как однажды я встретил очень хороший один из последних больших парусных кораблей, и потопить его мне было очень и очень тяжело. Но потом мы поехали домой в отпуск в Германию и увидели, как блокада Германии; наш народ в Германии голодал. И тогда у нас появились новые силы вести войну подводными лодками против торговых судов. Нам нужно было это знать; почему мы вели эту войну против торговых судов.

Подводные лодки были смертельным противником для военных кораблей Королевского флота. Работая ведущим кочегаром на борту HMS Chester в августе 1916 года, Берт Стивенс стал свидетелем потопления HMS Falmouth подводной лодкой.

Я только что оторвался от первой собачьей вахты, чтобы пойти в кают-компанию, чтобы выпить тазик чая. Я только что взял этот тазик с чаем и уже собирался его пить, как вдруг [издает звук взрыва] Что это?! Приходит боцман, говорит: «Корабль подорвался на мине!» Вот он и идет наверх, корабль ни во что не попал. Фалмут  был остановлен, из ее воронки вырывалось пламя и дым. Подводная лодка поразила ее двумя торпедами; один в машинном отделении и один в кочегарке. И ее остановили замертво. И мы видим, как она во что-то стреляет, поэтому мы обошли ее, увидели этот перископ и сбросили эти глубинные бомбы. Мы снова обошли ее и увидели, что она снова во что-то стреляет, Falmouth , так что мы снова обошли ее и сбросили еще несколько глубинных бомб. Мы снова приходим в себя, и тут наш рулевой механизм вышел из строя.

Угроза, исходящая от немецких подводных лодок, потребовала ряда британских контрмер, главным из которых были конвои. Эта система, согласно которой группы торговых судов сопровождались военными кораблями, была впервые введена в апреле 1917 года. W Fry с HMS Drake отплыл в одном из первых конвоев в следующем месяце.

Мы съехали и попытались собраться снаружи. Произошла некоторая неразбериха, и капитаны торговых судов не привыкли собираться. Со временем конвой был сформирован, и я понял, что мы должны плыть в составе конвоя. Я раньше не слышал о конвоях, о торговых судах, но мы шли строем вперед, тремя колоннами на расстоянии около 200 кабельтовых друг от друга. Прошло до 20 мая – мы приехали.

Брайан Де Курси-Ирландия из HMS Relentless также работал в охране конвоя.

Мы базировались в Леруике на Шетландских островах и вели конвои в Норвегию и обратно. Мы отправились из Леруика на север, ну, на полпути в Норвегию. И мы должны были принять эти конвои. Что-нибудь в количестве до дюжины в колонне, и мы взяли их. Это были ужасные старые черепки. Время от времени — я думаю, что раз в месяц — мы получали то, что они называют медленным конвоем. Ну, это было четыре узла в хорошую погоду. Мы обнаружили, что если вы действительно хотите, чтобы они немного подвигались, мы обычно сбрасывали поблизости глубинную бомбу, которую они считали подводной лодкой, понимаете, и дым из их труб поднимался вверх, и они пристегнул бы немного!

Сопровождение конвоев в бурном море было трудным делом, как обнаружил Джордж Уэйнфорд из HMS Onslaught  .

Мы выполняли обязанности конвоя, это была гнилая работа. Мы проходили полпути к Штатам, подбирали корабли, потом американские эсминцы разворачивались и уходили обратно, и мы возвращались с ними. И самое ужасное в этом было то, что меня всегда укачивало — всегда — я так и не привык к этому. Я никогда ничего не ел, я просто выпил воды и съел несколько сухих бисквитов. Я никогда, никогда не привык к морской болезни. Имейте в виду, что я был не единственным, но некоторые из парней никогда не болели, и они всегда дурачили вас из-за этого, знаете ли. Они не понимали, как плохо быть больным.

Система конвоев была эффективной, но не надежной, и подводные лодки продолжали атаковать британские корабли. Карл Дениц, который позже стал главнокомандующим военно-морского флота Гитлера и его назначенным преемником, был капитаном подводной лодки в 1918 году. Он описал нападение на британский конвой на своей неисправной подводной лодке, UB 68 .

В октябре 1918 года я был капитаном подводной лодки. А в Средиземном море, у Мальты, темной ночью я встретил британский конвой с крейсерами и эсминцами и атаковал и потопил корабль. Но после этого мне пришлось нырнуть. А потом, по ошибке в конструкции моей подводной лодки, моя лодка тонула в пучине воды – вода была очень глубокая, три-четыре тысячи метров. Но я дал возможность снова всплыть на поверхность, но тогда мне пришлось выйти из лодки со всем экипажем. Британский эсминец остановился, и мы поднялись на борт этого эсминца.

Еще одним нововведением для борьбы с подводными лодками стало введение секретных «кораблей Q». Хенли Клэкстон объяснил, что это такое.

Лодка Q была замаскированным торговым судном или морским траулером. В бинокль он выглядел как обычное торговое судно или обычное парусное судно. Но за всем этим фасадом были спрятаны пушки. Что ж, когда подводная лодка заметила это, они настороженно относились к тому, что это было и что. И как только подводная лодка давала о себе знать, паническая группа покидала этот корабль, как будто они дезертировали с корабля. Но на борту остались остальные члены экипажа, спрятанные там, вне поля зрения, и вот корабль — во всех смыслах и целях — покинутый. И подводная лодка постепенно приближалась, и когда она была в пределах досягаемости, скажем, 100 или 200 ярдов, и сразу же капитан на борту думал, что время пришло, выпускать закрылки. И прежде чем подводная лодка успела уйти, она получила свои фишки.

Подводным лодкам также иногда бросали вызов их британские коллеги. Реджинальд Эшли служил на подводной лодке D4 в 1918 году.

Ну, мы оба подходили, чтобы перезарядить наши батареи, мы были на одной стороне Луны, а UB 72 — на другой стороне. На мостике были только шкипер, я и еще кое-кто — нас трое. И вдруг я сказал шкиперу, я сказал: «Что это там?» А он сказал: «О, это подводная лодка делает то же, что и мы, чтобы перезарядить свои батареи». станции. Мы выпустили торпеду и промахнулись, и при этом я немедленно снял свои морские сапоги. Он сказал: «Зачем ты это делаешь?» Я сказал: «Ну, мы промахнулись, он не пропустит нас». На самом деле, она скучала по нам; затем мы выстрелили в следующую и попали в нее. И это было в Лайм-Бей. И она затонула, и она пошла ко дну со всеми руками.

Когда линкор Роберта Фэгга, HMS Warspite , наткнулся на подводную лодку у Шетландских островов в 1918 году, страсти накалились.

Мы заметили немецкую подводную лодку у Леруика, и, хотя она несла выведенный из строя белый флаг, мы подошли к ней очень осторожно. Мы подкрались к этой подводной лодке под белым флагом, и она была повреждена, потому что вокруг были плоты с немецкими моряками. из этих парней. Я ДН [Ведущий торпедист]  сидел на трубах, понимаете, так что я все это видел, я видел, что произошло. И, конечно, капитан был очень взбешен этим и приказал этому стрелку подняться на мостик и объяснить свое поведение. И, по-видимому, вы видите, что он сделал с этим Ударом, когда он выстрелил, он сказал: «Это для моего брата, ублюдки». Видите ли, он потерял своего брата во Франции.

В атмосфере страха, порожденного подводными лодками, был введен ряд противолодочных патрулей. Роберт Пиктон был британским старшиной, служившим в Королевском яхтенном патруле в поисках подводных лодок в 1919 году.17-1918.

Должен сказать, из Дувра в радиусе трех четвертей мили от Дюнкерка велся обстрел. Раньше мы должны были делать это патрулирование между краем заграждения и берегом туда и обратно без всяких огней и идти очень тихо: у нас были специальные глушители, чтобы нас не было слышно. И мы были там, чтобы посмотреть, не попытаются ли немецкие подводные лодки или эсминцы пройти в темноте. Потому что, конечно же, все суда шли через них, и одной из их главных целей был морской паром из Нью-Хейвена в Дьепп.

За подводными лодками также наблюдали с воздуха. Офицер Королевских ВВС Гордон Хайамс участвовал в патрулировании и сопровождении конвоев с войсками в 1918 году.

Наша работа заключалась в сопровождении конвоев с войсками из Александрии в Салоники. Кроме того, мы должны были выйти до отплытия конвоя и разведать простреленный канал, который вывел вас в море, а затем вернуться и проводить конвой как можно дальше. Это было, наверное, я думаю, мы могли бы сделать до четырех часов – а потом оставить их и вернуться. Но во всяком случае мы ничего не видели.

Для этой работы также использовались дирижабли, но без особого успеха. Лесли Мертон был рулевым на дирижабле SST3 .

Мы высматривали, нет ли там немецких подводных лодок, и таким образом мы держали канал чистым, понимаете. Раньше мы высматривали подводные лодки. И если бы вы думали, что видели его, вы бы сбросили на него мину, а если бы у вас было масло, вы бы знали, что подорвали его. Но мы ни разу не наткнулись на нефть, ни разу не наткнулись, хотя летели все это время!

Торговые корабли были окрашены в ослепляющий камуфляж, чтобы сделать их менее заметными для подводных лодок. Но это не всегда гарантировало защиту, как заметил Сид Белл, служивший в Норвежской конвойной флотилии в 1918 году.

Иногда было тихо, а иногда и ты… раз или два мы потеряли пару торговых судов. Я помню, как однажды днем ​​я был на вахте, и мы подходили к восточному побережью, и я сказал сигнальщику: «Эй, я сказал, посмотри вон на тот корабль». ослепительная краска. И вот, не прошло и пары минут, как мы услышали взрыв и вспышку, и мы оглянулись, и это был ослепленный корабль — затонувший.

Submarine escape: A WWII survival tale from Kefalonia

  • Published

Image caption,

HMS Perseus was launched in May 1929

By Tim Clayton

Military historian

Семьдесят лет назад у греческого острова Кефалония британская подводная лодка HMS Perseus подорвалась на итальянской мине, что вызвало одну из величайших и самых противоречивых историй о выживании во время Второй мировой войны.

Чистые воды Средиземного моря стали смертельной ловушкой для британских подводных лодок во время Второй мировой войны.

Некоторых бомбили с воздуха, на других охотились гидролокаторами и глубинными бомбами, а многие, возможно, большинство, натолкнулись на мины.

Две пятых подводных лодок, отправившихся в Средиземное море, были потоплены, и когда подводная лодка затонула, она превратилась в общий гроб — все на борту погибли. Таково было правило.

На самом деле за всю войну было всего четыре побега с подбитых британских подводных лодок. И самое примечательное из них произошло 6 декабря 1941, когда HMS Perseus рухнул на морское дно.

Enigma

Покинув британскую базу подводных лодок на Мальте в конце ноября 1941 года, HMS Perseus имел на борту 59 членов экипажа и двух пассажиров, одним из которых был Джон Кейпс, 31-летний кочегар ВМФ. по пути в Александрию.

Image caption,

Джон Кейпс: Стокер на «Персее»

Высокий, темноволосый, красивый и немного загадочный, Кейпс получил образование в Далвичском колледже, и, как сын дипломата, он, естественно, скорее был офицером, чем один из самых скромных механиков, которые следили за двигателями.

Суровой зимней ночью 6 декабря «Персей» находился на поверхности моря в 3 км (двух милях) от побережья Кефалонии, перезаряжая свои батареи под покровом темноты, готовясь к еще одному дню под водой.

Согласно газетным статьям, которые Кейпс позже написал или которым способствовал, он отдыхал на импровизированной койке, переделанной из запасного торпедного аппарата, когда без предупреждения раздался разрушительный взрыв.

Лодка перевернулась, погрузилась и ударилась о дно с тем, что Кейпс описал как «нервный толчок».

Его койка вздрогнула и отбросила его через купе. Погас свет.

Кейпс догадался, что они подорвались на мине. Обнаружив, что он может стоять, он нащупал факел. Во все более грязном воздухе и поднимающейся воде машинного отделения он нашел «изуродованные тела дюжины мертвых».

Но это было все, что он мог сделать. Дверь машинного отделения была закрыта напором воды с другой стороны. «Он скрипел под большим давлением. Струи и струйки просачивались из резинового соединения», — сказал Кейпс.

Он подтащил всех кочегаров, которые подавали признаки жизни, к аварийному люку и снабдил их и себя спасательным аппаратом Дэвиса, резиновым легким с кислородным баллоном, мундштуком и очками.

Это оборудование было испытано только на глубине 100 футов (30 м). Глубиномер показывал чуть более 270 футов, и, насколько Кейпс знал, никто никогда не совершал побега с такой глубины.

На самом деле датчик сломался, завысив глубину на 100 футов, но время было на исходе. Теперь было трудно дышать.

Он затопил отсек, опустил брезентовый багажник под аварийный люк и с большим трудом открутил поврежденные болты на люке.

Он затолкал своих раненых товарищей в багажник, через люк и в холодное море наверху. Затем он сделал последний глоток рома из своей блиц-бутылки, нырнул под воду и сам прошел через люк.

«Я отпустил, и жизнерадостный кислород быстро поднял меня вверх. Внезапно я оказался один посреди великого океана.

«Боль стала бешеной, легкие и все тело готовы были разорваться на части. От агонии у меня закружилась голова. Как долго я протяну?

Но, совершив самый глубокий из всех зарегистрированных побегов, его испытания не закончились. холодное декабрьское море

В темноте он заметил полосу белых скал и понял, что у него нет другого выбора, кроме как броситься на них.

История вызывает сомнения

На следующее утро Кейпс был найден без сознания двумя рыбаками на берегу Кефалонии.

В течение следующих 18 месяцев его переходили из дома в дом, чтобы избежать итальянских оккупантов. Он похудел на 70 фунтов (32 кг) и покрасил волосы в черный цвет, пытаясь слиться с остальными. семья ради меня

Подпись к изображению,

Костас Токтаридес и его команда дайверов нашли затонувший корабль HMS Perseus в 1997 году

«Они даже дали мне одну из своих ценных вещей, осла по имени Марика. торжественный обет не есть ее».

Наконец, в мае 1943 года его увезли с острова на рыбацкой лодке в ходе тайной операции, организованной Королевским флотом.

Опасный круговой путь длиной 640 км привел его в Турцию, а оттуда обратно на подводную службу в Александрию.

Несмотря на то, что Кейпс был награжден медалью за побег, история Кейпса была настолько необычной, что многие люди, как во флоте, так и за его пределами, сомневались в ней.

Он вообще был на лодке? Ведь его не было в списке экипажа. Командиры подводных лодок получили приказ закрывать снаружи аварийные люки, чтобы они не поднимались во время атак глубинными бомбами.

Свидетелей не было, он имел репутацию великого рассказчика, и его собственные письменные отчеты после войны отличались деталями.

И глубиномер, показывающий 270 футов, сделал его историю еще более трудной для понимания.

Джон Кейпс умер в 1985 году, но только в 1997 году его история была окончательно подтверждена.

Во время серии погружений к обломкам «Персея» Костас Токтаридес обнаружил пустую койку торпедного аппарата Кейпса, люк и отсек в точности, как он их описал, и, наконец, свою блиц-бутылку, из которой он сделал последний укрепляющий глоток рома. .

Тим Клейтон — автор книги «Морские волки: необыкновенная история британских подводных лодок времен Второй мировой войны».

Программа BBC Radio 4 «Побег из глубин» будет транслироваться в пятницу, 2 декабря 2011 года, в 11:00 по Гринвичу. Или послушайте еще раз на BBC iPlayer.

BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.

Лучшие книги о подводных лодках времен Второй мировой войны

Джон Дж. Геогхеган
  • Веб-сайт
  • YouTube

Кто я?

Я потратил более пяти лет на исследования и написание книги о японских подводных силах во время Второй мировой войны — тема, практически не затронутая западными историками. Мои исследования привели меня в Японию, где я взял интервью у выживших членов Шестого флота Императорского флота Японии — его подводной ветви. Эти люди рассказали невероятные истории о том, каково было служить на борту японской подводной лодки во время Второй мировой войны; истории, наполненные мужеством, страхом, пафосом и юмором, раскрывающие универсальность человеческого состояния. Я остался тронут ими и по сей день.


Книги, которые я выбрал и почему

Shepherd поддерживается читателем. Мы можем получать партнерскую комиссию, когда вы покупаете по ссылкам на нашем веб-сайте. Этот так мы финансируем этот проект для читателей и авторов (узнать больше).

Я-капитан лодки

По Зенджи Орита, Джозеф Д. Харрингтон,

Почему эта книга?

Это первая книга, которую я когда-либо читал, написанная японским командиром подводной лодки, которая описывает подводную войну с японской точки зрения. Немногие японские командиры подводных лодок пережили войну, поэтому то, как Орита выжил, чтобы рассказать эту историю, — лишь одна из многих замечательных историй, которые он рассказывает в своей книге. Мало того, что это читается как саспенс-триллер, вы обретете вновь обретенное уважение к страданиям, через которые прошли он и его команда. Итог: японская версия Ботинок !

  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

Операция «Барабанный бой»: драматическая правдивая история первых немецких атак подводных лодок вдоль американского побережья во время Второй мировой войны

По Майкл Гэннон,

Почему эта книга?

Мало кто понимает, насколько паршиво было Восточное побережье США с подводными лодками в первые месяцы Второй мировой войны. Действуя практически безнаказанно, они почти год топили танкеры и торговые суда вдоль побережья, прежде чем США наконец организовали эффективную оборону. Гэннон отлично справляется с обстановкой сцены и рассказывает историю войны подводных лодок — историю, которую мало кто знает, но она не оставит вас равнодушным.

  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

Затонувшие: история японского подводного флота, 1941-1945 гг.

По Мочицура Хашимото,

Почему эта книга?

Хашимото был японским суб-капитаном I-58, который потопил военный корабль США Indianapolis вскоре после того, как он доставил атомную бомбу в последние дни Второй мировой войны. История Индианаполиса описана в нескольких превосходных книгах, включая «Путь вреда» и «Роковое путешествие», а также в фильме «Челюсти».0237 никогда не с японской точки зрения. То, как Хашимото и его команда пережили войну, является неотъемлемой частью этой истории, из-за которой «Охота за красным октябрем » кажется детской игрой. И это все правда!

  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

Подводная победа: влияние операций подводных лодок на войну на Тихом океане

По У. Дж. Холмс,

Почему эта книга?

Подводная победа — исчерпывающая история подводных боев в Тихом океане во время Второй мировой войны. Холмс был гигантом в этой области и действительно знает свое дело. Вы уйдете с гораздо большей оценкой того, как подводные боевые операции проводились как США, так и Японией. Важно отметить, что Холмс не стесняется рассказывать вам о хорошем и плохом независимо от того, о какой стороне он пишет. Без него не обходится ни одна библиотека энтузиастов.

  • Книжный магазин.org
  • Амазонка

Беги тихо, беги глубоко

По Эдвард Л. Бич,

Почему эта книга?

Это одна из классических игр, с которой все началось. Несмотря на вымысел, Бич был командиром подводной лодки во время Второй мировой войны, сражавшейся против японцев.