Мастер-класс по истории на тему "Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад"

Пояснительная записка.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Цели и задачи: Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Оборудование: карточки с заданиями, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (параграф 8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам

III. Основная часть урока.

Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).

План

1) Аравия

2) Судьба пророка (c.а.с.)

3) Ислам и его распространение

4) Арабский халифат и его распад

Аравия (слайд 2).

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба - черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

Текст учебника прочитать (стр.75) факт разложения родового строя у арабов.

(Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

К началу 7 века в жизни кочевников - бедуинов начинают происходить изменения:

- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.

- появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие

причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Судьба Пророка.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).

Мухаммед (с.а.с) родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 13) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед (с.а.с) отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед (с.а.с) вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду (с.а.с) вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед (с.а.с) удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом (с.а.с), которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед (с.а.с) воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку (с.а.с.) вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед (с.а.с) призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

- Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) - мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

Ислам.

- Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

(Слайд 17) Объединению арабских племен способствовала новая религия - Ислам. Переводится с арабского "предание себя Богу". (Слайд 18) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение"). (Слайд 19) Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) - пророк Его". Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

Запись в тетради:

- Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

- Намаз (пять раз в день)

- Закят (пожертвование)

- Пост в месяц Рамадан

- Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 20) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").

Запись в тетради:

Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

- Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

(Слайд 21) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

(Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.

(Слайд 25) После смерти Мухаммеда (с.а.с.) во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата.

(Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

(Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды 28, 29) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

(Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

(Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).

(Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

(Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

(Слайд 36) Закрепление материала и выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 9, ответить на вопросы, повторить параграф 8.

Творческое задание: сравнить правление Мухаммеда (с.а.с) и Карла Великого.

Презентация.

urok.1sept.ru

Урок по истории "Арабский халифат и его распад"

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Материал разработан учителем истории

МОУ Будинской ООШ

Антоненковой А.В.

Цели: - дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

- выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

- продолжить формирование умения работать с картой

- познакомиться с новыми понятиями

Оборудование: компьютер, презентация

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

1) тестирование по теме: « Образование славянских государств».

1. В VI веке славяне занимали обширные территории от:

А) реки Эльбы до среднего течения Дуная

Б) от реки Лабы до реки Днепра

В) от Днепра до Южного Буга

2. Славянские племена делились на:

А) северных, южных и западных

Б) северных, западных, восточных

В) западных, южных и восточных

3. Какая группа славян являлась предками русского, украинского и белорусского народов?

А) восточные

Б) западные

В) северные

4. Народное собрание у славян называлось:

А) сход

Б) вече

В) круг

5. Болгарское государство возникло в:

А) VI веке

Б)во II половине VII века

В) в середине VIII века

6. Какое знаменательное событие произошло в Болгарии в середине IX века?

А) на них напали славянские племена

Б) заключили союз с германцами

В) приняла от Византии христианство

7. Какой византийский император приказал ослепить 14 тысяч пленных?

А) Юстиниан

Б) Василий II

В) Симеон

8. В каком году Кирилл и Мефодий были направлены в Великоморавскую державу для выплне6ния просветительской мысли?

А) 863 г.

Б) 872 г.

В) 880 г.

9. Какой деятельностью занимались Кирилл и Мефодий в Болгарии?

А) строили храмы, открыли школу для подготовки священников

Б) строили школы, переводили книги на болгарский язык

В) печатали книги, проводили церковные книги

10. Великоморавская держава распалась в:

А) 891 г.

Б) 895 г.

В) 906 г.

11. Какой князь положил начало созданию Польского государства?

А) Мешко I

Б) Болеслав I Храбрый

В) Симеон

Критерии оценки:

Менее 5 – «2»

От 5 до 7 – «3»

От 8 до 10 – «4»

11 – «5»

Ключ:

1 – а, 2 – в, 3- а, 4 – б, 5 – б, 6 – в, 7- б, 8 – а, 9 – а. 10 – в, 11 – а

3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 4) План:

1.Природа и занятия населения Аравии.

2.Племена бедуинов

3.Муххамед – основатель ислама.

4.Завоевания арабов.

5.Правление Аббасидов.

6.Халиф Харун ар – Рашида.

7. Распад халифата.

( сл. 5) Задание на урок.

Почему распалась такая великая держава – арабский халифат?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя

- Покажите на карте Аравийский полуостров.

- Найдите и покажите государства, которые были соседями арабов к началу 7 века ( Византия, Франкское государство, Хазарское царство)

- Какими морями омывается Аравийский полуостров? ( Красным, Аравийским, Средиземным, Каспийским)

- Можете ли вы, глядя на карту, описать природные особенности и занятие населения?

( сл. 6) Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго – Восточной Азии. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили осёдлые арабы, которые занимались выращиванием хлебных злаков, сахарный тростник, хлопчатник. Возделывали сады, выращивали финиковые пальмы и виноградники.

( сл. 7) Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей.

- Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

( Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 75 –Караван – сарай на торговом пути.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию.

( сл. 8) Самым крупным был город Мекка. Состоятельные граждане жили в больших каменных домах, а бедные в лачугах. Богачи скупали у кочевников товар и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Зимой и летом они снаряжали караваны в соседние страны. Каждую весну 4 месяца в Мекке проходили ярмарки ( ежегодные или сезонные торги). Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, псуду.

( сл. 9) В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба ( « куб »), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.

( сл. 10) Давайте поближе познакомимся с племенем бедуинов.

Бедуины делились на несколько племён, очень часто между ними возникали стычки из-за недостатка земли. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.

- Какую функцию выполняли вожди?

1) руководили воинами в время набегов

2) выбирали места для кочевий

3) разбирали споры между членами племени

4) выкупал пленников

5) кормил бедняков

- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?

1) прекращение вражды племён между собой

2) борьба с внешними врагами

3) упадок торговли

4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

( сл. 11) Объединению арабских племён способствовала новая религия – ислам. Основателем ислама является житель Мекки – Мухаммед. С 6 лет он остаётся сиротой, его берут на воспитание родственники, у которых он пасёт овец и коз. Его посещали видения – он говорил, что слышал голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» - его Пророком.

- Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов. Все, кто принимали его веру, стали называть себя мусульманами, т.е. «покорными богу»

( сл. 12)

Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь - Медина. Год переселения ( хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.

( сл. 13) В Медину стали стекаться сторонники новой религии. В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное святилище

( сл. 14) Речи Мухаммеда записывали его ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После его смерти эти записи были переработаны и составлена священная книга мусульман - Коран

( сл. 15) Коран включает в себя 114 глав, первая из них выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно — и пересказ библейских историй, и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины.

_ Главные ценности новой религии:

1) покорность богу

2) частная собственность

3) нравственные заповеди

( сл. 16) В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, он создал Адама и Еву. А седьмой день – у мусульман пятница – стал днём отдыха.

2) работа по учебнику:

- Чему учит Коран? ( стр. 77 - в синей рамке)

3) самостоятельная работа:

- Прочитайте самостоятельно пункт « Мораль и право» ( стр. 78) и будьте готовы ответить на вопросы:

- Продолжите предложения:

1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)

2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)

3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей)

4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством )

5) Мусульманам разрешалось.. ( иметь 4 жены )

( сл. 17 ) Запишем новые термины

  • Шариат – правила поведения мусульман

  • Кади – знатоки Корана, духовные судьи.

4) рассказ учителя:

( сл. 18) После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы ( заместители пророка)При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.

( сл. 19) В начале VIII века арабы возобновили наступление. Подчинили племена берберов. В 711 г. переправились через Гибралтарский пролив. В 751 году нанесли китайскому войску поражение.

( сл. 20) Аббасиды расправились с народом и облагодетельствовали иранцев -из них стали назначать Визиров. Завоевания почти прекратились. В халифат вошли Сицилия, Кипр, Крит и Юг Италии. Земля принадлежала халифам, а эмиры(наместники),жили за счет налогов. Ислам распространялся за счет налоговых льгот. Но потом эту льготу отменили. Тем не менее практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Новая династия создала новую столицу-Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало называться Багдадский халифат.

5) работа по учебнику:

( сл. 21 – 22)

Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун ар-Рашида -героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком. Но он был деспотом.

Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости. Его визирь был

казнен из-за зависти к его богатству. Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу. Борьба покоренных народов подрывала власть арабов. Из жителей Средней Азии халифы набирали гвардию, но скоро ее начальники стали назначать халифов. Наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам. В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 веке отделились Египет, Северная Африка, Иран и Афганистан. В 1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана.

5. Подведение итога урока.

Вопросы на стр. 83

6. Домашнее задание:

Параграф 9, вопросы, записи, рабочая тетрадь,.

infourok.ru

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с историей и причинами возникновения ислама; выяснить роль новой религии в объединении арабских племен; исследовать степень влияния природы и климата Аравии на занятия и образ жизни ее населения; объяснить причины военных успехов арабов.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических личностей;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карты «Завоевания арабов», «Распад халифата»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая в VII в. в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих мессий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья. О религии, которая играет важную роль в мире, и пойдет речь на нашем уроке.

III. Актуализация знаний

— Что такое религия?

— Когда и почему она зародилась?

— Когда появилось христианство?

— Какую роль оно сыграло в жизни античного мира?

(Ответы учеников.)

Мы начинаем знакомство с новой страной, которая стала родиной новой мировой религии.

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Природа и занятия населения Аравии.
  2. Племена бедуинов.
  3. Мухаммед — основатель ислама.
  4. Возникновение и распад Арабского халифата.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племен? Почему произошел распад Арабского халифата?

IV. Работа по теме урока

1. Природа и занятия населения Аравии

Родиной арабов был обширный Аравийский полуостров.

— Покажите на карте Аравийский полуостров.

— Какими морями омывается полуостров?

— Какие государства были соседями арабов к началу VII в.?

— Изучая карту, опишите природные особенности Аравийского полуострова.

— Как природа и географическое положение Аравии могли повлиять на занятия ее населения?

(Ответы учеников.)

— А теперь отправимся в виртуальное путешествие во времени на Аравийский полуостров.

Слайд 1. Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго-Восточной Азии. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы, которые выращивали сахарный тростник и хлопчатник, возделывали сады, финиковые пальмы и виноградники.

Слайд 2. Кочевые арабы — бедуины — передвигались по степям со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей.

Вопрос-загадка. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

(Ответы учеников.)

Слайд 3. Бедуины питались молоком и мясом верблюдов, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались от зноя в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи этих животных шили обувь, седла, сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьей и его имущество.

Задание: рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 70 «Караван-сарай на торговом пути». Что рисунок может рассказать о жизни арабов?

(Ответы учеников.)

Слайд 4. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. Самый крупный город на этом пути — Мекка. Состоятельные граждане жили в больших каменных домах, а бедные — в лачугах. Богачи скупали у кочевников товар и дважды в год (зимой и летом) снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Каждую весну в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, посуду.

Слайд 5. В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба («куб»), святое место для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.

2. Племена бедуинов

Давайте поближе познакомимся с жителями Аравийского полуострова — племенами бедуинов.

Задание: познакомьтесь с дополнительным материалом и сделайте вывод об особенностях жизни бедуинов в VII в.

Дополнительный материал

1. Какие выводы о жизни арабов до возникновения у них ислама можно сделать на основе отрывка из стихотворения арабского поэта того времени?

Мы мстим за убийство своих соплеменников,
И наше возмездие неотвратимо.
Того, кто дерзает от рода отречься открыто,
Терзают клинки и тяжелые топчут копыта.
В добычу берем только самое ценное,
Ничтожная нам не по вкусу нажива.
А я ведь друзей нахожу и в убогих шатрах,
И там, где в богатстве живет не одно поколенье.

2. Какими предстают характер и обычаи кочевников в стихотворении поэта доисламского времени?

Я знаю, что лень не добро нам приносит, а зло,
Беспечность страшна — неприятель врасплох застает.
Неделю могу я прожить без еды и питья,
Мне голод не страшен, и думать не стану о нем.
Никто не посмеет мне дать подаянье в пути,
Глодать буду камни и в землю вгрызаться зубами.
В опасности племя мое — я готов умереть,
Враги угрожают — иду без боязни в сраженье.

3. До возникновения ислама араб, изгнанный или бежавший из своего племени, старался примкнуть к другому племени и обычно становился зависимым от его вождя человеком.

— Почему отдельные люди изгонялись или бежали из своего племени? Чем вы можете объяснить стремление изгнанников примкнуть к другому племени?

(Проверка выполнения задания, на доске записывают ключевые слова.)

— Множество племен.

— Кровная месть.

— Междоусобные войны.

— Многобожие.

— Вражда вождей.

— Усиление неравенства.

— Предположите, какая задача стояла перед племенами бедуинов. Почему она возникла?

(Запись в тетради.)

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины.

  1. Прекращение вражды племен между собой.
  2. Борьба с внешними врагами.
  3. Упадок торговли.
  4. Желание знати объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
  5. Стремление знати объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

3. Мухаммед — основатель ислама

Объединению арабских племен способствовала новая религия — ислам. Основателем ислама является житель Мекки Мухаммед.

Задание: давайте познакомимся с основателем новой религии. Почему именно этому человеку удалось справиться с таким трудным делом? Какие качества помогли ему?

Слайд 1. Мухаммед родился около 570 г. в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер до рождения сына, а мать Мухаммеда, Амина, умерла, когда ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив сына сиротой. Воспитывался сначала дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в единого Бога. Сначала он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах своего дяди. Он становился известным, люди его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность наградили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверие).

Слайд 2. Позднее Мухаммед вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей некоторое время спустя Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливо.

Слайд 3. Он любил уединяться для молитв и размышлений в горы, окружавшие Мекку. В один из таких дней, пришедшихся на 610 г., с Мухаммедом, которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно видении перед ним предстал ангел Джа-браил и, указав на явившиеся извне слова, велел ему произнести их. Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям.

Слайд 4. Мухаммед вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

Слайд 5. Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчисление.

Слайд 6. Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда. Ясриб стал называться Мединой — Городом Пророка. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда -мечеть. К моменту смерти Пророка в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

(Проверка выполнения задания.)

Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. После смерти Мухаммеда они были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран. Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

Проблемное задание. Чем можно объяснить, что зарождение классов и возникновение государства сопровождались появлением новой религии: франки приняли христианство, а арабы — ислам?

(Ответы учеников.)

С возникновением ислама место родовых и племенных связей заняли религиозные, преданность роду и племени сменилась верностью религии — исламу. Столкновения между племенами уступили место войнам с «неверными». Для верующих были установлены новые правила поведения.

Задание: работая с текстом п. 4 § 9, охарактеризуйте правила поведения мусульман.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: в Коране сказано: «Я не владею для самого себя ни пользой, ни вредом, если того не пожелает Аллах»; Аллах «кого желает, того сбивает с пути, а кого желает, того помещает на прямой дороге».

— Как вера в Аллаха должна была влиять на поведение мусульманина: на выбор цели жизни, его поступки, на оценку им поведения других людей?

(Проверка выполнения задания.)

4. Возникновение и распад Арабского халифата

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространения «истинной веры» среди «неверных».

— Удалось ли добиться решения этой задачи?

— Как дальше сложится история государства арабов?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, разделимся на три группы.

Задание для первой группы: работая с п. 5 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

Задание для второй группы: работая с п. 6, 7 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

Задание для третьей группы: работая с п. 8 § 9 и исторической картой, ответьте на вопросы и выполните задания.

Вопросы и задания для первой группы

— Кто управлял Арабским государством после смерти Мухаммеда?

— Что составляло главную силу их войска?

— Какие территории завоевали арабы?

— Объясните причины военных успехов арабов,

— Какое государство образовалось в течение VII и VIII вв.?

— Охарактеризуйте это государство.

Вопросы и задания для второй группы

— В каком году власть в халифате перешла к династии Аббасидов?

— Какие новые территории были присоединены к Арабскому государству в годы их правления?

— Почему поначалу многие жители завоеванных стран охотно принимали ислам?

— Как стали называть государство арабов при Аббасидах?

— Назовите время расцвета Багдадского халифата.

— Охарактеризуйте халифа Харун ар-Рашида. Исследуйте легенды и быль о его правлении. Выскажите свое мнение об этой исторической личности.

В арабском сборнике рассказов «Занимательные истории» описан такой случай. Однажды халифу доложили, что один старик-торговец сказал: «Некому заботиться об интересах мусульман». Халиф прервал развлечения, приказал привести к себе старика, допросил, почему он произнес эти слова, и отпустил его. Когда приближенный выразил удивление его действиями, халиф сказал: «Если простые люди станут произносить такие слова, они осмелеют, привыкнут к подобным речам и будут считать, что это вполне дозволено. А такие разговоры легко внушают народу недовольство властью и исламом и побуждают к бунту против правителя. В таких случаях лучше всего пресекать зло в самом зародыше».

— Чего опасался халиф и в чем он видел задачи своей власти?

Вопросы и задания для третьей группы

— В каком положении находились немусульмане в Багдадском халифате?

В арабском сборнике рассказов «Занимательные истории» крестьянин говорит помощнику казначея: «Разве ты не выбираешь землемеров и не велишь им замерять землю так, как надо? А потом сборщик налогов отправляется в сопровождении конных и пеших воинов, гонцов и помощников, пускает в ход побои, оковы, кандалы и при этом все время действует так, как ты велишь: если ты позволишь отпустить человека, они так и делают, а если нет, они жмут на него, пока он не заплатит».

— Как сборщики собирали налог с крестьян, какие злоупотребления они при этом допускали?

В VIII в. налог продуктами, составлявший определенную часть выращенного урожая, был заменен денежным налогом, который взимался в зависимости от размеров посевной площади.

— Как изменение способов сбора налогов должно было повлиять на положение крестьян в халифате?

— Когда и почему распался Арабский халифат?

(Проверка выполнения заданий.)

V. Подведение итогов урока

— Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата? В чем различия?

— Почему такие огромные государства были непрочными?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 9, подготовить проект на тему «Мировые религии».
  2. Для средних учеников — § 9, написать рассказ на тему «Мусульманские и христианские порядки: сходство и различия».
  3. Для слабых учеников — § 9, задания и вопросы к параграфу.

ayratmusin.ru

Арабский халифат, его формирование и распад

Поиск Лекций

Лекция 5. Возникновение ислама. Арабские завоевания

 

Вопросы:

1. Проповедь Мухаммеда;

2. Арабские завоевания;

3. Арабский халифат, его формирование и распад;

4. Арабская культура.

 

Проповедь Мухаммеда

 

Арабские племена. Родиной арабов является Аравийский полуостров. Кочевые племена арабов – бедуины – занимались скотоводством.

Особую роль в религиозной жизни Аравии играл город Мекка и его храм Кааба. Он стал местом, которое посещали все арабские племена. В стену храма был вделан черный камень, упавший с неба.

Проповедь Мухаммеда. Каждое арабское племя имело своих богов, племена часто воевали друг с другом. Человеку по имени Мухаммед удалось объединить арабов под знаменем единого Бога. Мухаммед стал основателем третьей, после буддизма и христианства, мировой религии.

Он родился около 570 г., был пастухом, затем погонщиком в караванах. В Мекке Мухаммед начал проповедовать веру в единого Бога Аллаха, призывал выполнять богоугодные дела – выкупать рабов на волю, помогать бедным, сиротам, вдовам. Бедняки и рабы стали собираться вокруг Мухаммеда. Но богатые мекканцы вынудили его в 622 г. бежать из Мекки в Медину.

Объединив в Медине своих последователей, Мухаммед повел борьбу с Меккой. Она закончилась заключением мира, по которому мекканцы признали власть Мухаммеда и приняли его учение. Постепенно к учению Мухаммеда примкнули все арабские племена. С целью распространения нового вероучения по всему миру арабы начали военные действия против Византии и Ирана.

Учение Мухаммеда получило название ислам или мусульманство, а его последователей называли мусульманами. Наиболее кратко учение ислама гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его». Мусульмане должны пять раз в день совершать молитву, соблюдать пост в течение месяца рамадан, платить налог в пользу бедных и совершать паломничество (хадж) в Мекку.

Основные заповеди ислама, а также высказывания Мухаммеда записаны в Коране. Коран был и сборником законов. Многие мусульмане почитают также Сунну – сборник изречений пророка и рассказов о его жизни.

 

Арабские завоевания

 

После смерти пророка (632 г.) арабы выбирали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов – заместителей или посланников Аллаха. Халифы сосредоточили в своих руках духовную и светскую власть. Первые четыре халифа продолжили наступление на соседние земли. К этому арабов толкало стремление обратить народы в новое учение, а также рост численности их племен, которые уже не могли прокормиться на Аравийском полуострове, жажда добычи.

Основной силой завоевателей была их великолепная кавалерия (конное войско). Первый поход начался в 633 г. на Иран. Иранцы были разбиты, арабы захватили огромные сокровища. К 651 г. они овладели всем Ираном и вторглись на территорию современного Афганистана.

Вторым направлением наступательной политики стала Византия. После долгих боев были завоеваны Армения, Сирия, Палестина, Египет. Не раз арабы осаждали сам Константинополь, но отчаянное сопротивление вынуждало их отступать.

В Африке арабы покорили не только владения Византии, но и кочевые народы Сахары – берберов. Через Гибралтарский пролив завоеватели вторглись на Пиренейский полуостров. В 714 г. было уничтожено Вестготское королевство. Вся Испания, за исключением горной территории на севере, перешла под власть мусульман.

Продолжались и завоевания на Востоке. Арабы заняли Среднюю Азию, часть Индии, разгромили китайцев в битве при Таласе в 751 г., но дальше не пошли.

 

Арабский халифат, его формирование и распад

 

После четырех первых халифов власть над арабами и всей завоеванной ими территорией захватил род Омейядов из Мекки (661 – 750). Омейяды перенесли столицу Арабского халифата в Дамаск. Огромная территория халифата была разделена на пять наместничеств во главе с эмирами. Была налажена почтовая связь со всеми наместничествами, на дорогах установлены почтовые станции.

Арабы поселились на многих завоеванных землях, смешивались с местным населением. Постепенно арабский язык получал все большее распространение. Завоеватели долгое время не закрывали на завоеванной территории христианских и иных храмов, не препятствовали жителям исполнять старые религиозные обряды. Однако все немусульмане были обложены тяжелейшими налогами. От них освобождали тех, кто переходил в ислам. Поэтому постепенно многие становились мусульманами.

Через несколько веков такие некогда христианские страны, как Египет, Сирия, Палестина, стали исламскими, их жители начали говорить по-арабски. Мусульманским стало население Ирана, Средней Азии, Северо-Западной Индии, но здесь сохранились местные языки. Позже ислам распространился и на другие, не подвластные халифату территории.

Единство мусульман было непрочным. Многие не признавали халифов из династии Омейядов. Приверженцы четвертого халифа Али – двоюродного брата и зятя Мухаммеда считали Омейядов изменниками делу пророка. Мусульмане распались на два течения. Сторонников Али называли шиитами, а сторонников халифов – суннитами, поскольку помимо Корана они считали священной книгой Сунну. Суннитов было больше, чем шиитов, но в некоторых областях (например, в Иране) шииты преобладали. В разных концах халифата происходили восстания как против арабской власти, так и против Омейядов. В конце концов Омейяды были свергнуты и почти все истреблены.

В 750 г. власть в Халифате захватила династия Аббасидов – потомков дяди Мухаммеда. При них столица была перенесена в город Багдад. При новой династии завоевания почти прекратились. Лишь в Средиземном море флот арабов захватил многие острова и юг Италии, разорял берега Южной Европы.

Распад Халифата. С начала IX в. Арабский халифат вступил в период распада. Слишком велика была его территория, очень разные там жили народы с разным уровнем развития. Эмиры постепенно превращались в хозяев своих провинций. Первой отпала Испания, где возник Кордовский халифат. Затем отделились Марокко, Алжир, Египет, Средняя Азия, Иран, Аравия.

С конца IX в. реальная власть в остатках Халифата оказалась в руках вооруженных отрядов из числа рабов и иноземцев. В 945 г. Багдад захватили Бунды – правители одного из государств Ирана.

В 1055 г. Багдад был взят турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии и покорившими весь Ближний Восток. Халиф при Бундах и сельджуках стал мусульманским первосвященником, потеряв светскую власть. В 1258 г. Багдад взяли монголы, казнившие халифа.

До 1517 г. аббасидские халифы жили в Каире. После завоевания Египта турками-османами титул халифа принял на себя турецкий султан.

 

Арабская культура

 

Арабы усвоили знания и традиции покоренных народов, развили их на основе ислама и арабского языка, который стал не только общегосударственным, но и языком литературы и науки.

При Омейядах Дамаск был украшен роскошными дворцами и мечетями, наиболее знаменитой из которых стала мечеть халифа Валида (мечеть Омейядов), перестроенная в 705 г. из собора Святого Иоанна.

Уже тогда мировую известность получили дамасские ювелирные изделия и ткани. Но более всего Дамаск прославился сталью, из которой изготовлялось оружие.

При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Их труды щедро вознаграждались правителями. Были основаны школы в Багдаде, Бассоре, Бухаре, Куфе, а также обширные библиотеки в Александрии, Багдаде и Каире. Только в Испании арабы основали 14 университетов и множество школ, пять публичных библиотек.

Благодаря арабам в европейских языках появились слова «алгебра», «алкоголь», «азимут», «зенит» и др.

В дальних походах военачальники были обязаны отмечать на картах покоренные ими земли. Описания неведомых земель оставили и многие арабские ученые-путешественники.

Наибольших успехов арабы достигли в медицине. В Багдаде, Испогани, Фирузабаде, Бухаре, Александрии и Кордове в VIII – IX вв. ими были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежат Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки», который на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей. Много трудов по медицине написал Аверроэс.

В математике арабы ввели употребление цифр и десятеричную систему.

С древнейших времен у арабов процветала поэзия. Они воспевали любовные приключения, военные подвиги. Всемирную известность получили арабские сказки «Тысяча и одна ночь».

 

Задание: Доклад на тему «Историческое значение арабской медицины».

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Какие основные причины распада арабского халифата?

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

как всегда у всех империй борьба за власть между наследниками

Про какое время идет речь? Про 1924г. ? Тогда главная причина - панарабские движения в провинциях Османской Империи...

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

Кодесо истории — так говорят о неизбежных, неотвратимых поворотах истории Предложение: Средние сословия боролись с буржуазией, чтобы спасти свое существование от гибели, они были реакционными: стремились повернуть назад колесо истории

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

1) завоевали больше чем смогли переварить - возникли этнические противоречия и сеппаратизм (основаная причина появления персов-шиитов) 2) геремы - множество жен и потомков у мусульманских правителей провоцировали грызню за власть 3) наемная армия - наемники не воспринимали себя частью простого населения а воспринимали себя как особую общность.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений

Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

И все побежали копировать лучший ответ -.-

Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, Халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор как они оказались под властью арабов, не прекращалась их борьба за независимость. Во-вторых, Власть халифов, что погружались в неслыханную роскошь, а управление государством передавали своим приближенным, чем дальше, тем больше ослабевала. Эмиры (Наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, добиться независимости от халифа.

Образование арабского

touch.otvet.mail.ru

Trojden | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад: Агибалова Е. В.

Глава III

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространён?

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

1. Природа и занятия населения Аравии. Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.

Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьёв они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, сахарный тростник, хлопчатник.

Кочевые арабы — бедуины (что значит «степняки») передвигались со своими стадами по степям, покрытым жёсткой травой и колючим кустарником. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Верблюд, способный питаться колючими, жёсткими растениями, был неразлучным спутником бедуина. Бедуин питался его молоком и мясом, одевался в ткани из верблюжьей шерсти, укрывался от палящего зноя и холодного зимнего ветра в палатке из верблюжьего войлока. Из кожи верблюда делали обувь, сёдла, сбрую. При переходе на новые места верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.

Бедуины в походе. Миниатюра XIII в.

Остановка в оазисе. Миниатюра XIII в.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города, самым крупным из них был город Мекка.

Каждую весну в течение четырёх месяцев в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и её окрестностях объявляли общий мир.

В Мекке расположено древнее святилище — храм Кааба (что значит «куб»), служивший святым местом для всех арабов. Знатные люди Мекки руководили религиозными обрядами, снабжением прибывших паломников нищей и одеждой.

2. Племена бедуинов. Бедуины делились на множество племён и родов. Из-за пастбищ и по обычаю кровной мести часто происходили стычки между племенами, а войны между ними длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это ещё более усиливало рознь среди арабов.

Во главе племён стояли вожди. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков, а также выкупать пленников.

Объединение враждовавших между собой арабских племён было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале VII века Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.

3. Мухаммед — основатель ислама. Объединению арабских племён способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе его называют Магомет) шести лет остался сиротой; о нём заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.

Караван-сарай (постоялый двор на торговом пути) и рынок. Миниатюра. Чем занимаются люди? Как они одеты?

В проповедях Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным и сиротам, освобождать рабов. Все, кто принимал новую религию, называли себя мусульманами, то есть «покорными Богу».

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда, и в 622 году он со сторонниками переселился в соседний оазис — Медину. Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.

Мухаммед стал основателем новой мировой религии — ислама, и главой Арабского государства. Ко времени его смерти иод властью мусульман оказалась большая часть Аравии.

Мухаммед высказывал свои мысли как «откровения», переданные ему Богом. Его речи записывали ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После смерти Мухаммеда эти записи были переработаны и составили священную книгу мусульман Коран (в переводе значит «чтение»).

Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

В Коране, как и в Ветхом Завете Библии, сказано, что Бог — Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека — Адама и из его ребра — Еву. А седьмой день — у мусульман это пятница — стал днём отдыха.

Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра XIV в.

Страница из Корана

4. Мораль и право. Считалось, что все законы и правила поведения мусульман изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новые законы, а лишь исполнять волю Аллаха, переданную Мухаммедом и записанную в Коране. На основе Корана юристы разработали правила поведения — шариат («правильный путь»). Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи — кади.

Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Человеку следует подчиняться правителям и начальникам, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги, помогать бедным и убогим. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.

Основные обязанности мусульманина

Ислам возложил на правоверного мусульманина пять основных обязанностей: 1) верить, что существует лишь единый Бог - Аллах, а Мухаммед - Пророк его; 2) молиться пять раз в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах должны громко созывать их на молитву; 3) соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; 4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; 5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж (паломничество1) в святые места - Мекку и Медину.

1 Паломничество — путешествие с целью посещения святых мест.

5. Завоевания арабов. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы («заместители» Пророка). Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство, в Северной Африке подчинили себе племена берберов.

В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.

На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.

Наместник халифа и проситель. Миниатюра XIII в.

Так в течение VII и VIII веков образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Это была лоскутная империя, состоявшая из многих народов и стран, силой удерживавшихся в подчинении.

Завоевания арабов

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.

Арабские воины

6. Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоёванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена.

Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу — Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселённой долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

7. Халиф Харун ар-Рашид. Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768—809). Современник Карла Великого, он стал героем сборника сказок «Тысяча и одна ночь». В них Харун предстаёт справедливым государем. Чтобы узнать нужды подданных, он, переодетый, ходит ночами по Багдаду в сопровождении везира (советника) и телохранителя.

На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей полной уплаты налогов.

8. Распад халифата. Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счёт армию. Жители завоёванных стран не имели права носить оружие, такую же, как у арабов, одежду; они могли ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.

Золотая печать одного из халифов. X в.

В VIII—IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата. Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники — эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

Распад халифата

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад.

Правитель турок-сельджуков получил от халифа титул султана.

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения? 2. Что способствовало объединению арабских племён? 3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей? 4. Как утвердился ислам среди арабских племён? 5. Объясните причины военных успехов арабов. 6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан? 2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни. 3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский? 4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря. 5. Сравните карты на с. 18, 52. 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?



trojden.com

Распад Арабского Халифата

В конце IX в. появились первые признаки распадения Халифата. В 172/788-89 г. праправнук Али, Идрис, бежавший после разгрома его восстания в Мекке на крайний запад Халифата, образовал независимое государство на территории нынешнего Марокко, положив начало династии Идрисидов. Следующей вышла из-под непосредственного контроля Аббасидов провинция Африка (Ифрикийа), ее наместник Ибрахим ибн Аглаб (с 800 г.), наделенный большими полномочиями, сразу же стал фактически независимым.

Еще опаснее для целостности Халифата оказались события на востоке, который был опорой Аббасидов. В 806 г. в Самарканде поднял мятеж Рафи ибн Лайс, внук умайядского наместника Хорасана Насра ибн Саййара. Его поддержали широкие слои населения Мавераннахра, недовольные притеснениями и вымогательствами аббасидского наместника Хорасана Али ибн Исы. Войска, посланные на подавление мятежа, были разгромлены. В Хорасан отправился сам халиф Харун ар-Рашид (786-809). В пути он заболел и вынужден был остановиться около Туса. Тем временем его новый наместник, Харсама, сменивший Али ибн Ису, нанес поражение Рафи ибн Лайсу под Бухарой. Взятый в плен брат Рафи был доставлен к халифу. Умирающий Харун ар-Рашид приказал мясникам разрезать его на куски.

Julius Köckert, Carlemagne and Haroun al-Rashid

После смерти Харуна ар-Рашида халифом, с резиденцией в Багдаде, стал его сын ал-Амин, а соправителем восточной части Халифата и преемником ал-Амина - сын от другой жены, ал-Мамун. Энергичными действиями Харсамы Рафи был блокирован в районе Самарканда, он обратился к ал-Мамуну с просьбой о помиловании и получил его, так как ал-Мамун был заинтересован в укреплении тыла перед началом борьбы с братом, который нарушил завещание отца и объявил наследником своего малолетнего сына.

Весной 810 г. ал-Мамун объявил себя халифом. В течение 810-812 гг. ал-Амин терял область за областью, и в конце 812 г. войска ал-Мамуна окружили Багдад. После годичной осады ал-Амин, оставленный большинством сторонников, был убит. Однако ал-Мамун пять лет не решался возвратиться в Багдад.

В 814-815 гг. в Куфе, Басре, Медине, Мекке произошли шиитские восстания. В этой сложной ситуации ал-Мамун, в окружении которого было много шиитов, провозгласил своим наследником восьмого шиитского имама Али ибн Мусу (ар-Рида, или Риза) (март 817 г.), отчеканил монету с его именем, заменил официальный черный цвет одежд и знамен Аббасидов на зеленый шиитский и выдал за Али одну из своих дочерей. В ответ в Багдаде дядя ал-Мамуна, Ибрахим ибн ал-Махди, провозгласил себя халифом. Ал-Мамун, уже направившийся в Багдад, вынужден был в пути задержаться, и тут внезапно (и, как считали шииты, не без помощи ал-Мамуна) скончался Али ар-Рида. Ал-Мамун похоронил его с царскими почестями рядом с Харуном ар-Рашидом, но не стал возобновлять завещание в пользу кого-либо из Алидов. В Багдад ал-Мамун вступил только в июле 819 г., после свержения Ибрахима, вместе с ним в его окружении прибыли многие знатные хорасанцы и мавераннахрцы, занявшие командные посты в Халифате.

Ал-Мамун был, несомненно, самым просвещенным и, вероятно, одним из наиболее талантливых политиков среди аббасидских халифов. Но и он не мог остановить начавшегося процесса распадения Халифата, проходившего путем превращения несменяемых наместников в основателей вассальных династий.

Ситуация на территории, непосредственно подчиненной халифу, была неспокойной. Приходилось вести постоянные военные действия против Бабека, подавлять восстания в различных областях. Ал-Мамун решил добиться идейного единомыслия мусульман - впервые сформулировать официальный догмат веры, который удовлетворил бы и суннитов и шиитов. 827 г. был официально принят шиитский лозунг: "Али - лучший из людей" - с оговоркой "после Мухаммада", Муавия был подвергнут осуждению, а единственно верным учением признан мутазилитский догмат о сотворенности Корана. В 833 г. ал-Мамун потребовал проверить убеждения всех судей и знатоков мусульманского предания и отстранить противников этого догмата,

В 830 г. византийский император, пользуясь занятостью значительной части мусульманских войск борьбой с Бабеком, напал на пограничные крепости мусульман. Ал-Мамун ежегодно возглавлял летние кампании против византийцев и добился некоторого успеха, но во время четвертого похода в 833 г. скончался.

В те же годы на востоке, в Систане (ныне Юго-Западный Афганистан), медник (ас-Саффар) Йакуб, собрав вокруг себя добровольцев-газм ("борцов за веру"), захватил восточную часть владений Тахиридов, а затем и весь Хорасан, изгнав Тахирида Мухаммада из Нишапура (873 г.). Халифу оставалось лишь утвердить права Йакуба на захваченные области. В 876 г. Йакуб, недовольный поддержкой, оказываемой халифом Тахиридам, двинулся на Ирак. Сложилась критическая ситуация; халиф сам возглавил поход против Йакуба и одержал победу, Йакуб отступил в Южный Иран, а Хорасан и Западный Иран снова оказались во власти Тахиридов.

Насколько низко в это время стоял авторитет халифа и официального ислама, свидетельствует ограбление бедуинами в 880 г. Каабы в Мекке. Вероятно, это было связано с усилением деятельности исмаилитов-карматов в Северной Аравии. Впервые карматы заявили о себе участием в восстании зинджей. К концу века карматы превратились в мощную оппозиционную группировку с тщательно законспирированной организацией. В 890 г. началось открытое восстание, центр которого находился около Куфы. В 894 г. оно распространилось на Бахрейн. Карматы проповедовали установление имущественного равенства и перераспределение богатств, чем привлекли к себе массу сторонников из низших слоев населения.

Таким образом, к концу IX в. непосредственная власть халифов распространялась лишь на Ирак и Юго-Западный Иран. Но халифы оставались духовными сюзеренами всего суннитского мира, законными мусульманскими правителями считались только те, кто получил инвеституру от халифа.



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *