Содержание

Патрульный катер «Раптор» — быстр, вооружен и очень опасен

Проект 03160, шифр «Раптор», — это быстроходный патрульный катер прибрежной зоны.

«Мангуст» — хорошо, но нужно лучше

Довольно странно было бы наклепать весь флот из одних авианосцев (хотя, порой, и очень хочется) или атомных подводных лодок. Попробуйте, например, на авианосце или атомарине патрулировать портовую акваторию. Или осуществлять задержание в лабиринте шхер малоразмерной скоростной цели, вроде широко распространенной жестко-надувной лодки «Zodiac». Результат подобного перформанса, думаем, был бы вполне предсказуемым.

В 80-е советский флот для патрулирования акватории, обороны пунктов базирования ВМФ, осуществления поисково-спасательных работ, а также обнаружения, перехвата и задержания малых надводных целей активно использовал сторожевые катера проекта 1400, шифр «Гриф». Спроектированные в 1967 году ЦКБ «Алмаз» для использования морскими частями погранвойск КГБ СССР 36-тонные «Грифы» вполне отвечали своему предназначению. Построенные в количестве более 300, некоторые из этих катеров до сих пор несут службу. Однако, к началу 90-х «Грифы», порядком изношенные и способные развивать лишь 29 узлов, явно устарели.

Долгое время отечественному ВМФ в силу недостаточного финансирования приходилось обходиться тем, что есть. Ситуация стала меняться лишь в начале XXI века. Для начала Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».

Всем он был хорош, особенно скоростью. 28-тонный «Мангуст» без проблем разгонялся до 53 узлов! Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Получив «Мангуст», ВМФ захотел уже не просто патрульный катер, а такой патрульный катер, который способен высаживать на необорудованное побережье диверсионно-разведывательную группу. Что подразумевало наличие у катера хоть какого-то бронирования, небольшой осадки и носовой аппарели для высадки десанта.

В общем, флоту захотелось получить катер для спецназа. Чтобы он и свою базу мог охранять, и скоростную мелочь в прилегающей акватории гонять, и в твиндек или на палубу большого десантного корабля влезать, и на вражеский берег незаметно выбираться, а если прижмет — огрызаясь из крупнокалиберного пулемета, быстро убегать.

Шведский след

«Мангуст», больше напоминавший Формулу-1 в мире катеров, под столь специфическую «хотелку» явно не подходил. Какое-то время российские кораблестроительные КБ потратили на неуверенные творческие метания… Но потом решили не изобретать велосипед, а взять уже готовую иностранную конструкцию, чтобы на ее базе и создать катер для ВМФ России.

В практике отечественного военного кораблестроения это не было чем-то из ряда вон выходящим. Тем более, что очень подходящий по своим ТТХ катер еще в 1991 году разработала шведская компания Dockstavarvet, и с тех пор постоянно пиарила свой Stridsbåt 90, он же — Combat Boat 90 (CB90) на всех доступных международных военно-морских выставочных площадках.

Тот факт, что катера этого проекта к концу 2010 года состояли на вооружении уже не только шведского флота, но и американского, британского, греческого, мексиканского, малайзийского и норвежского, окончательно убедил российских моряков, что CB90 — это то, что надо.

В итоге, взяв концепцию шведского катера за основу, КБ ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России к 2013 году разработало конструкцию российского патрульного катера проекта 03160. Новый патрульный катер получил соответствующий его назначению «хищный» шифр «Раптор».

Впрочем, часто вместо безликой классификации «патрульный» применительно к «Раптору» используется другой, более подходящий эпитет — «десантно-штурмовой».

Зубастый малыш

Корпус «Раптора» с целью облегчения конструкции выполнен из алюминиевого сплава, за счет чего его вес составляет всего 8 тонн. При этом прочностные характеристики корпуса весьма высоки: «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.

В носовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель для высадки/приема десанта. Позади первого отсека, часто именуемого экипажем «форпик», находится возвышенный над палубой ходовой пост. В нем располагаются рабочие места командира катера и рулевого-сигнальщика, отвечающего также за вооружение катера.

Основное вооружение катера располагается за ходовым постом и представляет собой разработанный ОАО «НПО «Карат» дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Последний включает в себя гиростабилизируемый оптико-электронный модуль и крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет КПВТ.

«Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, автоматически просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы. Среди типовых функций системы управления огнем модуля имеется и т.н. «предупредительный огонь». Это когда выбравший данную функцию оператор захватывает цель, а электроника сама рассчитывает угол поворота пулемета, при котором очередь не заденет цель, но аккуратно ляжет поперек ее курса.

Дальность обнаружения боевым модулем целей составляет 3 км, прицельная дальность стрельбы — 2 км. При этом дальность полета 14,5-мм пули с высокой убойной силой составляет 8 км. На дистанции в 500 метров боеприпасы КПВТ способны насквозь прошить 32-мм броню. При попадании в типовую обшивку самолета пули 12,5-мм пулемета создают пробоины диаметром до 400 мм.

В случае необходимости, вместо КПВТ боевой модуль может быть укомплектован автоматическим гранатометом.

Живучий и бронированный

«Раптор» способен принять на борт взвод морской пехоты, спецназа или боевых пловцов со всем положенным ему по штату вооружением. Позади ходового поста и под боевым модулем «Управа-Корд» находится большой десантный отсек. В нем побортно расположены 20 амортизирующих кресел со страховочными ремнями. Кресла имеют механизм индивидуальной настройки под массу своего «пользователя».
За десантным отсеком находится кормовой отсек катера, представляющий собой машинное отделение с двумя мощными турбодизелями, механизмом сцепления и водометами. Последние придают «Раптору» феноменальную маневренность, позволяя разворачиваться буквально на «пятке». Во время выхода в море за работой двигательной установки катера следит третий член экипажа — моторист.

Отсеки катера разделяются водонепроницаемыми переборками. В случае поступления забортной воды в один отсек это дает возможность избежать затопления остальных. Над машинным отделением катера имеется платформа, огражденная бронированным фальшбортом. Здесь, в случае необходимости, на вертлюжных установках побортно может устанавливаться пара 7,62-мм пулеметов «Печенег».

Кстати, о броне. Композитные панели, способные выдержать попадание 7,62-мм пуль, прикрывают не только пулеметную платформу катера, но и ходовой пост с десантным отсеком. Стекло в иллюминаторах катера также пулестойкое — толщиной в 39 мм.

Плюсы и минусы

«Раптор» оборудован самыми современными средствами связи, обнаружения и навигации. Турбодизели позволяют катеру развивать скорость до 48 узлов. В то же время на малом ходу их работа за пределами машинного отделения практически не слышна, что дает «Раптору» возможность подкрадываться к цели почти бесшумно.

Для подъема катера на палубу корабля-носителя или на берег предусмотрены специальные рымы.

Личный состав катеров типа «Раптор» до начала службы в обязательном порядке проходит комплексную и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге, а также непосредственно на предприятии-строителе.

Однако, при всех многочисленных плюсах «Раптора», есть у катера и минусы. Формирование алюминиевых корпусных конструкций оказалась делом достаточно трудоемким, что вынуждает выполнять его исключительно вручную. Также среди узлов и агрегатов катера присутствует заметное количество иностранных комплектующих. В условиях санкционной политики Запада это весьма актуализирует для производителя вопрос импортозамещения.

От Москвы-реки до Тартуса

Головной «Раптор» был спущен на воду 15 августа 2013 года. На данный момент ОАО «ЛСЗ «Пелла» сдало Флоту уже 11 патрульных катеров проекта 03160, которые несут службу на Балтийском и Черных морях.

Любопытный нюанс. Черноморские «Рапторы» успели поучаствовать не только в охране мероприятий Олимпиады-2014 в Сочи, но и в патрулировании акватории сирийского порта Тартус, где находится 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России.

Еще один «Раптор» — П-344 — можно увидеть у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки. По всей видимости, данный «Раптор» используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.

Стоит отметить, что победное шествие концепции шведского Stridsbåt 90 по постсоветскому пространству на «Рапторах» не закончилось. С явной оглядкой на шведский катер, концерн «Калашников» разработал прямого конкурента проекту 03160 — десантный катер проекта 02510 типа «БК-16». Украинцы тоже не пожелали оставаться в стороне от модных флотских веяний и объявили о начале проектирования на базе проекта CB 90 собственного десантно-штурмового катера под шифром «Кентавр».

Поскольку задача легкой транспортировки «Кентавра» на палубах и в твиндеках других кораблей перед украинскими разработчиками не ставилась, они сразу увеличили размеры своего катера настолько, чтобы он мог принять на борт не 20, а 32 десантника. И 5 членов экипажа. И 2 пулеметно-гранатометных модуля. И 2 блока с авиационными НУРСами. И морские мины. И, до кучи, решетчатые экраны для защиты от РПГ.

Водоизмещение «Кентавра» сразу «прыгнуло» до 54,5 тонн. В общем, украинское видение концепции небольшого скоростного малозаметного катера для патрулирования и спецопераций, с точки зрения военно-морских аналитиков, стало выглядеть довольно комично. Чего не скажешь о «Рапторах».

 

riafan.ru

«Спущен на воду патрульный катер «Раптор» проекта 03160» в блоге «Судостроение и судоходство »

11 апреля на судостроительном заводе «Пелла» состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160 «Раптор», заводской строительный номер 714. Об этом проекту «Сделано у нас» сообщили в пресс-службе «Пелла»

После завершения необходимых испытаний катер будут передан Государственному Заказчику и введён в состав Балтийского флота.

Проект катера разработан в КБ АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. Головной катер проекта «П-274» (заводской № 701) спущен на воду 15 августа 2013 года. Сегодня был спущен уже 14-й «Раптор».

Катера проекта предназначены для выполнения в светлое и темное время суток следующих задач:

Назначение:

— Доставка групп персонала до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при высадке и посадке группы.

— Несение дежурств в назначенных районах.

— Перехват и задержание малых целей.

— Спасение людей в районах несения дежурств.

— Оборона пунктов базирования, кораблей (судов) от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей на незащищенных рейдах.

— Обеспечение действий подразделений специального назначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны Государственной границы Российской Федерации.

Район плавания — прибрежная зона морей, проливы, устья рек в свободный ото льда навигационный период в светлое и тёмное время суток с удалением от места убежища до 100 миль.

Главные размерения

Длина наибольшая, м

16,9

Ширина наибольшая, м

ок. 4,1

Габаритная высота корпуса, м

ок. 3,5

Осадка, м

ок. 0,9

Экипаж

3 человека

Спецперсонал

20 человек

Скорость хода

ок. 50 узлов

Суммарная мощность

2300 л.с.

Броневая защита — бронепанели класса «Бр4» по пулестойкости. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера оборудованы броневой защитой соответствующей классам защиты «5» и «5А» по пулестойкости.

Иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм

Вооружение — дистанционно управляемый комплекс «Управа-Корд» состоящий из пулемёта «КПВТ» калибра 14,5 мм, гиростабилизируемого оптико-электронного модуля (ГОЭМ) и системы управления огнём.

БДМ «Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учётом поправки на внешние факторы. Дальность обнаружения целей составляет 3 км, а прицельная дальность стрельбы — 2 км. Комплекс разработан ОАО «НПО «Карат».

На катере так же предусмотрено размещение 2 пулеметов 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.

sdelanounas.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР»

HIGH SPEED PATROL BOAT PROJECT 03160 RAPTOR

30.01.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: КИЛЕКТОР КИЛ-158 ПРИВЕЗ «РАПТОР» В СЕВАСТОПОЛЬ. 22.01.2017

После ухода от берегов Сирии группы во главе с отечественным авианосцем «Адмирал Кузнецов» — килектор КИЛ-158 привез домой севастопольский «Раптор».
Как ранее сообщалось, в ноябре 2016 года через пролив Босфор прошло килекторное судно КИЛ-158 ВМФ России с двумя катерами проекта 02510 типа «БК-16» («Раптор») под брезентом в направлении Сирии. 1 ноября 2016 года из Севастополя в Сирию ушел килектор КИЛ-158. На палубе судна перевозился патрульный катер типа «Раптор» (П-845), предназначенный для охраны места стоянки российских кораблей на рейде Тартуса.
Так же отмечает, что в начале мая 2016 года то же судно уже доставляло два катера данного типа.
ВТС «БАСТИОН», 30.01.2017

КИЛЕКТОР КИЛ-158 ПРИВЕЗ «РАПТОР» В СЕВАСТОПОЛЬ. 22.01.2017

КИЛЕКТОРНОЕ СУДНО «КИЛ-158» ПРОЕКТА 141

09.05.2017
Новейшие противодиверсионные катера проекта «Раптор» вошли в состав Черноморского флота, сообщает Минобороны России.
«В Севастополе торжественно подняты Андреевские Военно-морские флаги на двух новейших противодиверсионных катерах П-415 и П-425 проекта «Раптор», — говорится в сообщении.
На Черноморском флоте теперь восемь «Рапторов», которые способны работать в любое время суток в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек на удалении до 100 миль от базы.
Катера могут доставить к месту назначения до 20 морских пехотинцев, способны перехватывать и задерживать малоразмерные надводные цели и выполнять поисково-спасательные функции.
Длина катера составляет примерно 17 метров, ширина — порядка четырех метров. «Раптор» способен разгоняться до 50 узлов.

31.05.2017

На Ленинградском судостроительном заводе «Пелла» состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160 (строительный № 712). Катера этой серии строятся по заказу Военно-Морского Флота для несения патрульной службы в морских районах. Они отличаются высокой маневренностью и эффективным для своего класса вооружением для выполнения поставленных задач.

После завершения необходимых испытаний катер будет передан Государственному Заказчику и введён в состав Балтийского флота РФ.
ВТС «БАСТИОН»

26.09.2017

В полигонах Балтийского моря успешно завершены государственные испытания очередного серийного патрульного катера проекта 03160 «Раптор», построенного предприятием «Пелла». После подписания Государственной приёмной комиссией приёмного акта катер будет передан Военно-Морскому Флоту (ВМФ) и войдет в состав Балтийского флота. Катера этого проекта являются самыми скоростными в составе ВМФ России.
Строительство «Раптора» осуществлено с опережением графика.

Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

12.10.2017

В Санкт-Петербурге состоялась церемония подписания акта передачи в состав Военно-Морского Флота (ВМФ) России новейшего патрульного катера проекта 03160 («Раптор»). Это 12-й по счету катер в серии, который построен на санкт-петербургском предприятии «Пелла» по заказу ВМФ. Катер войдет в состав Балтийского флота.
Государственные испытания очередного патрульного катера «Раптор» успешно прошли в морских полигонах в акватории Балтийского моря. Катера этого проекта являются самыми скоростными в составе надводных сил ВМФ России.
«Наряду со строительством кораблей морской и океанской зоны Главное командование ВМФ уделяет внимание и развитию малотоннажной высокомобильной составляющей надводных сил, – отметил начальник Управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников. – Катера типа «Раптор» имеют превосходные характеристики для эффективных действий в акваториях, прилегающих к пунктам базирования Военно-Морского Флота».

Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации

31.10.2017

Государственной приемной комиссией подписан акт о приемке нового патрульного катера «Раптор», построенного для Балтийского флота. В настоящее время катер введен в состав флота.
Катер прибыл к месту постоянного базирования в порт Балтийск и будет выполнять задачи по предназначению в Балтийской военно-морской базе. Государственные испытания очередного серийного «Раптора» проходили в морских полигонах в акватории Балтийского моря.
Патрульный катер проекта 03160 «Раптор», построенный для нужд Балтийского флота на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», способен выполнять задачи по патрулированию прибрежной зоны морей, проливов и устьев рек, нести дежурство в назначенных районах. Он может осуществлять перехват и задержание малых целей, а также осуществлять мероприятия по оказанию помощи на воде экипажам терпящих бедствие плавсредств или летательных аппаратов в районе несения дежурства.

Длина катера – около 17 метров, ширина — порядка четырех метров. Силовая установка общей мощностью 2000 лошадиных сил позволяет «Раптору» развивать скорость до 50 узлов (свыше 90 км в час). На катерах имеется помещение с местами для досмотровой или антитеррористической группы, водолазов или спасателей в зависимости от выполняемых задач. Экипажи катеров «Раптор» в обязательном порядке проходят комплексную и многоуровневую подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ (Санкт-Петербург) и непосредственно на судостроительном предприятии.
Отдел информационного обеспечения Балтийского региона (г. Калининград)

13.04.2018

На заводе «Пелла» состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 714. После завершения необходимых испытаний катер будет передан Государственному Заказчику и введён в состав Балтийского флота.

ОАО «Пелла»

14.04.2018

Согласно опубликованным снимкам агентства Reuters и блога Yörük Işık / Reuters российское транспортное судно «Александр Ткаченко» 13 апреля 2018 года прошло через пролив Босфор в направлении Сирии. На борту транспорта были военные грузы, включая автомобили и кунги, а также два катера специального назначения проекта 03160 (шифр «Раптор»). «Сирийский экспресс» продолжает работать.
ВТС «БАСТИОН»

ВОЙНА В СИРИИ

30.08.2018

27 Августа 2018 года начались государственные испытания патрульного катера проекта 03160, стр. № 713, построенного на ЛСЗ «Пелла». После завершения необходимых испытаний катер будет передан Государственному Заказчику и введён в состав Каспийской флотилии.

ВТС «Бастион»

05.09.2018

После успешного завершения испытаний Государственной приемной комиссией 1 сентября 2018 года подписан приемный Акт на патрульный катер проекта 03160, стр. №713. В ближайшее время он будет передан Государственному Заказчику.
3 сентября 2018 года начались государственные испытания патрульного катера проекта 03160, стр. № 714. После завершения необходимых испытаний катер будет передан Государственному Заказчику и введен в состав Балтийского флота.
Оба катера построены на ОАО «Пелла».
ВТС «Бастион»


БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР»

ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»15 августа 2013 года спустил на воду головной быстроходный патрульный катер проекта 03160 “Раптор”, спроектированного и построенного ОАО “Пелла” по заданию ВМФ РФ. В сентябре 2013 года завод «Пелла» завершил заводские ходовые испытания головного быстроходного патрульного катера проекта 03160 «Раптор».

РМ-17 «Раптор» предназначен для выполнения нескольких задач, он заказан ВМФ России. В зависимости от необходимости он может перевозить более 20 человек, в том числе с вооружением и снаряжением; дежурить в заданном районе; перехватывать и задерживать легкие плавсредства; а также осуществлять поисково-спасательную работу.
Катера проекта «Раптор» способны работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. Оборудование позволяет им выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от базы.
Как отмечают специалисты и СМИ, недавно построенный заводом «Пелла» катер «Раптор» несет необычный для ВМФ России камуфляж и, по из мнению, он предназначен для сил специального назначения ВМФ, подобно строящимся на ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске скоростным катерам специального назначения проекта 12150А «Мангуст».
Также в СМИ отмечается, что катер проекта 03160 “Раптор” представляет собой фактически лицензионный вариант широко известных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ 90), разработанных и строящихся с 1989 года шведской компанией Dockstavarvet. Это обстоятельство пока официально не подтверждено.

Назначение:
• Доставка групп персонала до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при высадке и посадке группы.
• Несение дежурств в назначенных районах.
• Перехват и задержание малых целей.
• Спасение людей в районах несения дежурств.
• Оборона пунктов базирования, кораблей (судов) от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей на незащищенных рейдах.
• Обеспечение действий подразделений специального назначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны Государственной границы Российской Федерации.

Вооружение:
Универсальный боевой дистанционно управляемый модуль “УПРАВА-КОРД” калибром 14,5 мм с гиростабилизированным оптико-электронным модулем.
2 пулемета “Печенег” калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.
Бронезащита:
Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера оборудованы броневой защитой соответствующей классам защиты “5” и “5А” по пулестойкости.
Иллюминаторы изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.
Район плавания – прибрежная зона морей, проливы, устья рек в свободный ото льда навигационный период в светлое и тёмное время суток с удалением от места убежища до 100 миль.

На базе боевого катера конструкторы разработали медицинский катер на базе проекта 03160 «Раптор».

Назначение:
— Скоростная доставка не менее двух пациентов при поддержке двух медиков и работе системы жизнеобеспечения.
— Несение дежурств в прибрежных зонах морей, проливах, устьях рек с удалением от места убежища до 100 миль, а также на внутренних водных путях.
— Спасение людей в районах несения дежурств.
30 сентября 2013 года катер проекта 03160 «Раптор» был представлен руководству ВМФ и ОСК.
На международной выставке «НЕВА-2013» Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» была представлена модель быстроходного патрульного катера РМ-17 «Раптор» проекта 03160 и и его характеристики.

17 Июня 2014 года первый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» производственной программы 2014 года, строящийся по контракту с ВМФ, спущен на воду на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» для проведения заводских ходовых испытаний.
Судостроительный завод «Пелла» в Санкт-Петербурге до конца 2015 года построит для Военно-морского флота России восемь десантно-штурмовых катеров проекта «Раптор». О заключении соответствующего соглашения сообщил 27 июня 2014 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. Четыре катера завод построит в 2014 году, еще четыре – в 2015 году.
В начале марта 2015 г. на военно-морской базе Черноморского Флота в г. Новороссийск государственная приемная комиссия произвела приемку патрульных катеров проекта 03160, стр. №№ 701-703, предназначенные для несения службы в составе Флота РФ.
По контракту 2014 года завод «Пелла» в течении 2015 года сдал Министерству обороны России восемь катеров проекта 03160 — четыре предполагавшихся по программе 2014 года, и четыре по программе 2015 года. Из этих катеров семь (строительные номера с 701 по 705 и с 707 по 708) официально числятся в составе ВМФ России противодиверсионными катерами. Фактически, по известным данным, эти катера используются на флотах в составе морских разведывательных пунктов специального назначения. Из них два катера (П-280 и П-281, соответствующие строительные номера 705 и 704) находятся в составе Балтийского флота, базируясь на Кронштадт, а остальные пять (П-274, П-275, П-276, П-838, П-845) — числятся в составе Черноморского флота, базируясь на Новороссийск и Севастополь.
Еще один катер проекта 03160 П-344 со строительным номером 706, сданный в августе 2015 года, был построен в варианте катера связи — фактически в качестве разъездного катера для перевозки VIP. Формально числясь в составе Балтийского флота, катер П-344 постоянно находится ошвартованным у причального комплекса-дебаркадера ДБР-481 проекта 02590 Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки, и, по всей видимости, используется как персональный разъездной катер Министра обороны России. В качестве разъездного катера для перевозки VIP был достроен и вышеупомянутый катер П-413.

На заводе «Пелла» состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 714. После завершения необходимых испытаний катер будет передан Государственному Заказчику и введён в состав Балтийского флота. Это первый катер проекта 03160, построенный заводом «Пелла» в 2018 году, и шестой, построенный по контракту на строительство восьми катеров этого типа, заключенному с Министерством обороны России в мае 2016 года. Ранее два катера по данному контракту П-415 и П-425 (строительные номера 709 и 711) были спущены на «Пелле» в декабре 2016 года и вошли в состав Черноморского флота 8 мая 2017 года, а еще два катера П-413, спущен на воду 14 декабря 2016 года) и П-345 (строительный номер 712, спущен на воду 30 мая 2017 года) были переданы в состав Балтийского флота. Еще один катер (строительный номер 713) был спущен на воду 24 августа 2017 года и планируется ко вводу в состав Каспийской флотилии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение 23 т
Длина наибольшая 16,9 м
Ширина наибольшая 4,1 м
Высота фиксированная ок. 3,5 м
Осадка максимальная 0,9
Суммарная мощность 2000 — 2200 л.с. 2х800-850 кВт
Движители 2 х водомета
Скорость хода 48 — 50 узлов
Дальность плавания 300 миль
Корпус алюминевый
Броневая защита — бронепанели классов «5» и «5а» по пулестойкости. Иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм
Иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм
Экипаж 2 — 3 человека
Спецперсонал 20 — 22 человека

ВООРУЖЕНИЕ

1 х Универсальный боевой дистанционно управляемый модуль “УПРАВА-КОРД” калибром 14,5 мм с гиростабилизированным оптико-электронным модулем.
• калибр 14,5 м;
• дальность обнаружения цели 3000 м;
• прицельная дальность стрельбы 2000 м;
2 х пулемета 6П41 “Печенег” калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 16.10.2014

Источники: www.pellaship.ru, ВТС «БАСТИОН», Ленинградский судостроительный завод «Пелла», РИА Новости, bmpd.livejournal.com и др.

БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР». НОВОСТИ 2015-2016
БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР». НОВОСТИ 2012-2014

РОССИЯ ГОТОВИТ КОРАБЛИ ДЛЯ ДИВЕРСИЙ НА МОРЕ
КИЛЕКТОР КИЛ-158 ПРИВЕЗ «РАПТОР» В СЕВАСТОПОЛЬ. 22.01.2017
ВИЗИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ В СЕВАСТОПОЛЬ. 08.07.2016
БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР ПКА-681 ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР» У ОСТОВА КОТЛИН. 26.04.2016
БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР» НА ОАО «СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ» 30.09.2013
БЫСТРОХОДНЫЙ ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР РМ-17 ПРОЕКТА 03160 «РАПТОР» НА НЕВА-2013
НЕВА-2013. 12-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПО ГРАЖДАНСКОМУ СУДОСТРОЕНИЮ
ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫЙ БОЕВОЙ МОДУЛЬ «УПРАВА-КОРД»
ЛЕНИНГРАДСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД «ПЕЛЛА»

bastion-karpenko.ru

CombatBoat 90 по-русски. Патрульный катер «Раптор» » Военное обозрение

15 августа ОАО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”» (г. Отрадное, Ленинградская область) спустил на воду головной катер проекта 03160 «Раптор». Катер был построен по заказу военно-морского флота России и в настоящее время находится на испытаниях. Проверка всех систем займет считанные недели – передача катера заказчику запланирована на сентябрь текущего года.

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» предназначен для выполнения нескольких задач. В зависимости от необходимости он может перевозить более 20 человек, в том числе с вооружением и снаряжением; дежурить в заданном районе; перехватывать и задерживать легкие плавсредства; а также осуществлять поисково-спасательную работу. Катера проекта «Раптор» способны работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. Оборудование позволяет им выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от базы.


Спущенный на воду на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» головной построенный для ВМФ России скоростной катер проекта 03160 (“Раптор»). Отрадное, 15.08.2013 (с) ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Головной катер проекта имеет наибольшую длину около 17 метров, ширину – порядка 4 метров. Силовая установка общей мощностью 2000 лошадиных сил позволяет «Раптору» разгоняться до 50 узлов. Собственный экипаж катера – два человека. Кроме того, имеется помещение с местами для 22 человек – десанта, медиков и т.п., в зависимости от текущей задачи.

Внешне новый катер, построенный на заводе «Пелла», очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H (также известен под названием CombatBoat 90 или CB90), о которых мы не так давно писали. Причина этого очень проста – по имеющимся данным, проект 03160 разрабатывался на основе шведского Strb 90H/CB90 при участии компании Dockstavarvet, создавшей и строящей оригинальные катера. Таким образом, российский «Раптор» фактически представляет собой лицензионную версию шведского катера, пополняющую список многочисленных вариантов, модификаций и версий оригинального Strb 90H.

Исходя из «происхождения» проекта 03160, можно сделать соответствующие выводы о его возможностях. Катера семейства Strb 90H/CB90 активно эксплуатируются военно-морскими силами и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Соединенных Штатов, Греции и других стран. Во всех этих государствах шведские катера используются для патрулирования акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Судя по виду головного российского «Раптора», он также будет выполнять эти задачи. В пользу этого говорит сохранение носовой аппарели десанта и почти полное отсутствие каких-либо серьезных изменений в конструкции катера.

Как видно из имеющихся материалов, катера проекта 03160, как и их шведские «предшественники», в носовой части имеют аппарель и проход для высадки десанта на берег. Сразу за проходом находится рубка с рабочими местами двух членов экипажа. За рубкой размещено десантное отделение с местами для перевозимой группы. При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека.

[center]Построенный для ВМФ России на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» головной скоростной катер проекта 03160 (“Раптор») перед спуском на воду. Отрадное, 15.08.2013 (с) ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»[/center]

На фотографиях головного «Раптора» отсутствует какое-либо вооружение. Тем не менее, зарубежный опыт и предназначения катера говорят о том, что оно будет установлено в будущем. Точный его состав пока неизвестен, но можно предположить, что на катерах проекта 03160 будут устанавливаться пулеметы различных моделей, в том числе и крупнокалиберные. Как показывает зарубежная практика, на подобных катерах можно установить почти любое необходимое вооружение, вплоть до управляемых ракет (Норвегия проводила эксперимент с установкой ракет Hellfire, но эти работы так и остались на стадии тестовых стрельб).

Конкретное предназначение нового катера и подразделение, в котором он будет служить, на данный момент не оглашались. Однако из камуфляжа, нанесенного на него, были сделаны соответствующие выводы. Похожую окраску с характерными «рубленными» цветными пятнами получают скоростные проекта 12150А «Мангуст», предназначенные для сил специального назначения военно-морского флота. Таким образом, катера «Раптор» в ближайшем будущем могут отправиться служить именно в таких подразделениях.

Тот факт, что российское предприятие «Пелла» создало новый катер для отечественного флота на основе шведской разработки, выглядит достаточно интересно. Ранее Россия и Швеция не занимались совместной разработкой или строительством военной техники, в том числе и для флота. В то же время, головной катер проекта 03160 не является первым легким многоцелевым судном семейства Strb 90H/CB90, поступившим в эксплуатацию в нашей стране. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны купила 11 катеров типа IC16MII, построенных шведской компанией Dockstavarvet. Катера IC16MII представляют собой переработанную версию боевых Strb 90H/CB90, предназначенную для использования силовыми структурами и гражданскими организациями.

Таким образом, российский военно-морской флот в самое ближайшее время воспользуется лучшими наработками зарубежных судостроителей в деле строительства легких многоцелевых катеров. Работники российского судостроения, в свою очередь, получили доступ к технологической части зарубежного проекта. В течение ближайших лет на основе проекта 03160 может быть создан новый многоцелевой катер, имеющий более высокие характеристики и лучшие в сравнении с «Раптором» возможности. Пока же ВМФ получит некоторое количество катеров, построенных в рамках международного сотрудничества.

По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://pellaship.ru/

http://bmpd.livejournal.com/
http://navyrecognition.com/

topwar.ru

Российский патрульный катер «Раптор» проекта 03160

15 августа этого года ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (г. Отрадное, Ленинградская область) спустил на воду головной катер проекта 03160 «Раптор». Катер был построен по заказу военно-морского флота России и в настоящее время находится на испытаниях. Проверка всех систем займет считанные недели – передача катера заказчику запланирована на сентябрь текущего года.

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» предназначен для выполнения нескольких задач. В зависимости от необходимости он может:
— перевозить более 20 человек, в том числе с вооружением и снаряжением;
— дежурить в заданном районе;
— перехватывать и задерживать легкие плавсредства;
— осуществлять поисково-спасательную работу.

Катера проекта «Раптор» способны работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. Оборудование позволяет им выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до100 мильот базы.

Спущенный на воду головной скоростной катер проекта 03160 «Раптор». г.Отрадное, 15.08.2013

Головной катер проекта имеет наибольшую длину около 17 метров, ширину – порядка 4 метров. Силовая установка общей мощностью 2000 л.с. позволяет «Раптору» разгоняться до 50 узлов. Собственный экипаж катера – два человека. Кроме того, имеется помещение с местами для 22 человек – десанта, медиков и т.п., в зависимости от текущей задачи.

Внешне новый катер, построенный на заводе «Пелла», очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H (также известен под названием CombatBoat 90 или CB90), о которых мы не так давно писали. Причина этого очень проста – по имеющимся данным, проект 03160 разрабатывался на основе шведского Strb 90H/CB90 при участии компании Dockstavarvet, создавшей и строящей оригинальные катера. Таким образом, российский «Раптор» фактически представляет собой лицензионную версию шведского катера, пополняющую список многочисленных вариантов, модификаций и версий оригинального Strb 90H.

Исходя из «происхождения» проекта 03160, можно сделать соответствующие выводы о его возможностях. Катера семейства Strb 90H/CB90 активно эксплуатируются военно-морскими силами и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Соединенных Штатов, Греции и других стран. Во всех этих государствах шведские катера используются для патрулирования акваторий, высадки десантов и выполнения поисково-спасательных работ. Судя по виду головного российского «Раптора», он также будет выполнять эти задачи. В пользу этого говорит сохранение носовой аппарели десанта и почти полное отсутствие каких-либо серьезных изменений в конструкции катера.

Как видно из имеющихся материалов, катера проекта 03160, как и их шведские «предшественники», в носовой части имеют аппарель и проход для высадки десанта на берег. Сразу за проходом находится рубка с рабочими местами двух членов экипажа. За рубкой размещено десантное отделение с местами для перевозимой группы. При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека.

Построенный для ВМФ России головной скоростной катер проекта 03160 «Раптор» перед спуском на воду. г.Отрадное, 15.08.2013

На фотографиях головного «Раптора» отсутствует какое-либо вооружение. Тем не менее, зарубежный опыт и предназначения катера говорят о том, что оно будет установлено в будущем. Точный его состав пока неизвестен, но можно предположить, что на катерах проекта 03160 будут устанавливаться пулеметы различных моделей, в том числе и крупнокалиберные.

Как показывает зарубежная практика, на подобных катерах можно установить почти любое необходимое вооружение, вплоть до управляемых ракет (Норвегия проводила эксперимент с установкой ракет Hellfire, но эти работы так и остались на стадии тестовых стрельб).

Конкретное предназначение нового катера и подразделение, в котором он будет служить, на данный момент не оглашались. Однако из камуфляжа, нанесенного на него, были сделаны соответствующие выводы. Похожую окраску с характерными «рубленными» цветными пятнами получают скоростные проекта 12150А «Мангуст», предназначенные для сил специального назначения военно-морского флота. Таким образом, катера «Раптор» в ближайшем будущем могут отправиться служить именно в таких подразделениях.

Тот факт, что российское предприятие «Пелла» создало новый катер для отечественного флота на основе шведской разработки, выглядит достаточно интересно. Ранее Россия и Швеция не занимались совместной разработкой или строительством военной техники, в том числе и для флота. В то же время, головной катер проекта 03160 не является первым легким многоцелевым судном семейства Strb 90H/CB90, поступившим в эксплуатацию в нашей стране. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны купила 11 катеров типа IC16MII, построенных шведской компанией Dockstavarvet. Катера IC16MII представляют собой переработанную версию боевых Strb 90H/CB90, предназначенную для использования силовыми структурами и гражданскими организациями.

Таким образом, российский военно-морской флот в самое ближайшее время воспользуется лучшими наработками зарубежных судостроителей в деле строительства легких многоцелевых катеров. Работники российского судостроения, в свою очередь, получили доступ к технологической части зарубежного проекта. В течение ближайших лет на основе проекта 03160 может быть создан новый многоцелевой катер, имеющий более высокие характеристики и лучшие в сравнении с «Раптором» возможности. Пока же ВМФ получит некоторое количество катеров, построенных в рамках международного сотрудничества.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Патрульные катера проекта 03160 Википедия

Слово «Раптор» имеет и другие значения.
Патрульные катера проекта 03160 «Раптор»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 2013 — н.в.
Запланировано более 10 до конца 2018 года[1]
Построено 13[2][3]
В строю 13[2][3]
Основные характеристики
Водоизмещение 23 т (полное)
Длина 16,9 м (наибольшая)
Ширина 4,1 м (наибольшая)
Высота 3,5 м
Осадка 0,9 м (наибольшая)
Бронирование бронепанели классов «5» и «5а», иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм
Двигатели CAT C18 ACERT 2 × 1150 л. с.
Мощность 2300 л. с.
Движитель 2 водомёта Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS
Скорость хода 48 узлов
28 узлов при высоте волны 2,5 м
20 узлов при высоте волны 4,5 м
Дальность плавания 300 миль (экономическим ходом)
Экипаж 2 + 20 спецперсонала[4]
Вооружение
Навигационное вооружение Furuno Navionics
Артиллерия 1 × 14,5-мм «Управа-Корд»,
2 × 7,62-мм 6П41 «Печенег»
 Медиафайлы на Викискладе

Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — серия быстроходных патрульных катеров прибрежной зоны.

Проект разработан в КБ АО «Ленинградский судостроительный завод „Пелла“» по заданию ВМФ России. Строительство катеров ведётся на верфи «Пелла» в городе Отрадном Ленинградской области.

Из-за большой схожести внешнего вида, катера проекта можно перепутать с другими транспортно-десантными катерами проекта 02510 типа «БК-16», разработанными в концерне «Калашников», и производимыми на «Рыбинской верфи»[5]. В основе обоих проектов лежат шведские штурмовые катера CB90 (англ.)русск. [источник не указан 927 дней].

ru-wiki.ru

Новый катер типа «Раптор» — bmpd

7 октября 2017 года ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» (Отрадное, Ленинградская область) сообщило о подписании акта приема-передачи заказчику (ВМФ России) очередного «патрульного катера» проекта 03160 (шифр «Раптор») со строительным номером 712, вошедшего в состав Балтийского флота предположительно как П-345. Катер был спущен на воду 30 мая, приемный акт был подписан 29 сентября.

Построенный для ВМФ России на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» катер проекта 03160 (шифр «Раптор») со строительным номером 712 (с) ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»

Это первый катер проекта 03160, построенный заводом «Пелла» в 2017 году, и четвертый, построенный по контракту на строительство восьми катеров этого типа, заключенному с Министерством обороны России в мае 2016 года. Ранее два катера по данному контракту П-415 и П-425 (строительные номера 709 и 711) были спущены на «Пелле» в декабре 2016 года и вошли в состав Черноморского флота 8 мая 2017 года, а еще один катер П-342 «Юнармеец Балтики» (строительный номер 710), спущенный на воду 14 декабря 2016 года, был передан в состав Балтийского флота.

24 августа 2017 года на заводе «Пелла» был спущен следующий катер этого типа со строительным номером 713, планируемый к вводу в состав Каспийской флотилии.

Ранее по предыдущему контракту 2014 года завод «Пелла» в течении 2015 года сдал Министерству обороны России восемь катеров проекта 03160 — четыре предполагавшихся по программе 2014 года, и четыре по программе 2015 года. Из этих катеров семь (строительные номера с 701 по 705 и с 707 по 708) официально числятся в составе ВМФ России противодиверсионными катерами. Фактически, по известным данным, эти катера используются на флотах в составе морских разведывательных пунктов специального назначения. Из них два катера (П-280 и П-281, соответствующие строительные номера 705 и 704) находятся в составе Балтийского флота, базируясь на Кронштадт, а остальные пять (П-274, П-275, П-276, П-838, П-845) — числятся в составе Черноморского флота, базируясь на Новороссийск и Севастополь.

Еще один катер проекта 03160 П-344 со строительным номером 706, сданный в августе 2015 года, был построен в варианте катера связи — фактически в качестве разъездного катера для перевозки VIP. Формально числясь в составе Балтийского флота, катер П-344 постоянно находится ошвартованным у причального комплекса-дебаркадера ДБР-481 проекта 02590 Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки, и, по всей видимости, используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.

Головной катер (прототип) РМ-15 проекта 03160 “Раптор”, спроектированный и построенный «Пеллой” «по заданию ВМФ РФ», был спущен на предприятии 15 августа 2013 года и сдан ВМФ в 2014 году, также сейчас используясь в составе Черноморского флота. Таким образом «Пелла» сдала суммарно уже 13 катеров проекта 03160.

bmpd.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *