Содержание

колющая часть, холодное оружие, укол, удар, бой, тактико-технические характеристики (ТТХ), фехтование

Первые ножи были созданы древними, чтобы разделывать туши убитых животных. Увы, человек быстро понял: нож прекрасно режет не только туши, но и других людей. Так зародились клинки, мечи и прочие оружия убийства.

Ещё римляне понимали, что укол нанесет больше урона, чем рубка, но с приходом латных, кольчужных и ламеллярных доспехов уколы уступили место рубке и вернули свои позиции лишь с приходом бездоспешного Ренессанса. Ведущим игроком в области колющих оружий стала рапира. А её колющая часть, при соприкосновении с телом, обычно оставляла глубокие и смертельные ранения, а иногда даже протыкала соперника насквозь.

Истоки «меча для ношения с одеждой»

Данный клинок зародился как производная шпаги – стандартного колющего оружия, и стал оружием самообороны у обывателей позднего Средневековья и раннего Ренессанса. Появилась она впервые в Испании, став при этом богато украшенным парадным оружием. Впоследствии придворные узнали, что парадный боевой шампур неплохо справляется в настоящем бою.

Вплоть до XVIII века рапира господствовала среди своих холодных собратьев. На смену ей пришли укороченные варианты шпаг, сабли.

Примечательно, что во многих европейских языках слово «рапира» обозначает шпагу.

Объяснение крайне простое: испанское «espadasroperos», переводящееся как «клинок для ношения с одеждой» превратилось во французское «rapier», откуда перешло на остальную часть материка.

Но в России этим словом обозначали сугубо тренировочный клинок, который обматывался тряпьём, чтобы нельзя было поранить человека, а вместо острия она обладала так называемой «пуговкой».

Материал и техника изготовления

Рапира делится на несколько частей: эфес и клинок. Эфес, он же «ручка» рапиры, самая изящная часть оружия. Состоит из гарды, навершия и рукояти.

Гарда (из названия понятно) защищает кисть от удара. Наиболее изящная часть, которую делали витиеватой или узорчатой. У большинства рапир она была вида закрытого, хотя встречаются и другие экземпляры. Навершие создаёт необходимую точку равновесия в 5-10 см от гарды.

Примечательно: на некоторых клинках противовес имеет конусовидную форму.

Такая форма создана для удара боком в ближнем бою, если у фехтовальщика хватит для этого изворотливости (но в реальном ближнем бою фехтовальщики использовали дагу – кинжал для второй руки).

Рукоять, как у большинства представителей клинкового оружия, имеет рифлёную поверхность, во избежание излишнего скольжения руки. Имеет длину порядка 10-15 см. Клинок, в свою очередь, тоже делится на три части: сильная часть, слабая часть, остриё.

Сильная часть, она же дола, имела выемку малых размеров, не имела заточки и составляла не более 1/3 от размера клинка. Большинство ударов принималось именно на эту часть. Дола хотя бы не разваливалась при сильном ударе.

Слабая часть, в отличие от сильной, имела заточку, зачастую, обоюдоострую.

Ей можно было наносить рубящие удары и порезы, но с силой все равно надо было осторожничать, чтобы не поломать оружие. Как правило, центр удара находился именно здесь, за 10-20 см от острия. Центр удара – часть лезвия, первой вступающая в контакт с объектом поражения.

Остриё – часть клинка, которой наносятся уколы, продолжение слабой части, поэтому обладает заточкой. Нередко ломается при сильном ударе, но способно проткнуть человека насквозь. По крайней мере, мастера-оружейники не советовали наносить мощные удары остриём, во избежание поломки оружия.

Формулировка тактико-технические характеристики к холодному оружию XV-XVI века применима сложно, общие параметры рапиры приведены в таблице.

МатериалЖелезо, сталь
ДлинаНе более 1300 мм
ДиаметрОт 30 мм удолы до 15 мм у заточки
МассаПримерно 1,5 кг
УдобностьВыше средней
ИзносостойкостьСредняя

Изготовить меч или даже хороший нож – целая наука. Необходимо соблюсти правильные пропорции угля и железа при изготовлении стали, иначе оружие станет излишне ломким. Рапиру, как другие клинки, изготавливали посредством наслоения металла.

Первый слой – сердцевина из железа для придания формы и жёсткости. Второй слой – сталь для усиления упругости. Отдельно железные или стальные мечи, шпаги, сабли не делались.

Железо обладает свойством гнуться, а углеродистая сталь ломаться при сильном ударе.

Неприятно было бы, если новенький сверкающий стальной клинок при первом же ударе сломается или погнётся… А вот применение и стали и железа дает прекрасный результат.

Исторический путь оружия

Как только дворяне узнали, что парадное оружие хорошо играет роль боевого, то сей чудный агрегат быстро перевели в этот стан. На новом месте клинок провёл около 300 лет, а потом уступил место саблям и коротким шпагам.

Новую жизнь рапира получила в 1896 году вместе с проведением I Олимпийских игр. Фехтование на рапирах было представлено в качестве отдельной номинации, сохранившейся до сегодняшнего времени. Забавно, что спортсмены отличались удивительнейшим бесстрашием – бои велись без особой защиты или брони.

В XXI веке область применения клинков расширилась, по сравнению с XX веком. Это спортивное и историческое фехтование – участие в исторических реконструкциях, частное коллекционирование, и музейные экспонаты. Логично, что старые образцы оружия находятся в музеях и частных коллекциях, а клинки новой ковки применяют в «истфехте» и «спортфехте».

Особенности клинков «истфехта» – отсутствие заточки и ограничение на травмоопасные и приводящие к летальному исходу приёмы.

Особенности клинков «спортфехта» – гибкость, пуговка вместо острия. Причины всё те же, вот только во втором варианте используется защита из облегчённого кевлара и облегчённое оружие, а в первом – костюмы эпохи и сходные по массе клинки.

Синий, красный, голубой – выбирай любой

Оружейная эволюция развила «шампур» в несколько подвидов:

  • для «истфехта» и «спортфехта»;
  • боевые с кольцевой гардой;
  • типа «паппенхаймер»;
  • с чашеобразной гардой;
  • дуэльные рапиры ;
  • прочие разновидности.

Из боевых клинков самыми популярными и известными стали модели с кольцевой гардой. Именно кольцевая гарда сформировала облик рапиры в массовой культуре. Изящная форма гарды дает возможность, при определенной выучке и опыте, поймать клинок противника. Модификация имеет второе название – рапира со стреловидным эфесом.

Эфесы типа «паппенхаймер» обладают защитой от укола кисти, но не всей руки, типаж является современником короля Людовика XIII. Эфесы с чашеобразной гардой почти до конца защищают руку от укола. Этот типаж можно считать апогеем развития рапиры. Но популярность рапир к тому времени сохранилась лишь в Испании.

Оставшаяся дуэльная рапира практически неотличима от шпаги – короткое колющее оружие, предназначенное для легального выяснения отношений между людьми в спортивных поединках.

Оружие оставило наследие в истории. Это и появление клинка в многочисленных видеоиграх, школы фехтования на рапирах и олимпийская дисциплина, аббревиатура для языка программирования «РАПИРА», советское орудие МТ-12 «Рапира» и британская ЗРК «Rapier» и негласное звание национального испанского оружия, прошедшего пятисотлетний путь.

Видео

warbook.club

Рапира | Ван пис вики

Рапи́ра (оригинальное немецкое название Rapier, от французского rapière, изначально испанское espadas roperas — буквально «меч для одежды», то есть носимый с гражданским одеянием, а не с доспехами, искажённое в французское la rapiere) — преимущественно колющее клинковое оружие, разновидность шпаги, в изначальном значении длинная «гражданская» шпага, в отличие от «боевой» шпаги слишком лёгкая для нанесения рубящего удара, тем не менее в классическом (не спортивном) варианте имеющая лезвия.

В русском языке рапирой чаще всего называются оружие со штыкообразным клинком — трёх- или четырёхгранным, преимущественно предназначенное для тренировочных поединков.

Стоит отметить, что в российских дореволюционных изданиях по фехтованию «рапирой» вообще всегда называли сугубо тренировочное оружие, не имеющее ни лезвий, ни острия, вместо которого у неё имелась «пуговка», «которая притом ещё обвёртывается замшей, чтобы нельзя было ранить». Боевое же оружие называлось шпагой.

Настоящую рапиру можно назвать одноручным колющим оружием. Оно имеет длинный, узкий, жесткий, почти без лезвия клинок, объемный в сечении и сужающийся к острию. Острие очень тонкое и острое. Рапиры отличаются одна от другой по длине и ширине клинков и, особенно, по внешнему виду эфесов. Рапиры являются тонким, легким, сбалансированным колющим оружием, предназначенным для поединков с соперниками, не защищенными с помощью брони.

    Рапира: терминология

    В самой разнообразной исторической литературе об оружии можно найти различные описания рапир. В терминологии, рапиры определялись как мечи, обладающие узкими рубяще-колющими клинками, плохо приспособленными для рубяще-режущих ударов. Ими пользовались представители военных и горожане. В итоге, рапирами стало называться оружие, обладающее длинными колющими клинками без лезвий. Рапиры обладают самыми разнообразными формами и размерами, а также и общими чертами: тонкими и жесткими, негнущимися клинками, предназначенными только для колющих ударов.

    Рапиры в XVI столетии

    Рапиры изменялись и адаптировались к новой обстановке. Их можно условно назвать «ранними» ― с широкими и плоскими по сечению клинками, и «поздними» или «настоящими» ― с более узкими и объемных по сечению. Короткие одноручные мечи, резко сужающиеся к острию (характерные для XV столетия), сегодня также будут считаться разновидностями рапир, преимущественно из-за эфесов, напоминающих эфесы рапир конца XVI столетия.

    Прочность рапир

    Имеются исторические свидетельства того, что рапиры могли ломаться во время битв. Они ломались о тела или от ударов друг о друга. Клинок рапиры был весьма тонким и легким, что влияло на его прочность. В результате он ломался при контакте с любым жестким объектом. Известно, что мастера оружейного дела рекомендовали не наносить удары острием или, как минимум, не делать это очень сильно.

    Хоть клинки рапир и хрупкие, они не так уязвимы. Рапиры могут быть довольно крепкими и парировать уколы оружия потяжелее. но лишь средними, более прочными частями клинков, эфесов или с помощью отводящих удары атак, не ставя жестких блоков. Лучший выход был в том, чтобы уклониться от удара, а не отражать его.

    Происхождение названия рапира

    Имеются самые разнообразные теории о происхождении этого названия. Сначала в XVI столетии французские фехтовальщики нарекали любое длинное и тонкое оружие — rapiére. Тогда как испанские воины называли небольшие клинки, которые носили гражданские, spada ropera, что значит «меч для одежды». В следующем столетии аналогичное оружие англичане называли rapiers, а в немцы — Rappier и Rapir. Со временем словом «рапира» стали называть тонкие колющие клинки. Достоверно неизвестно, чем отличаются espada ropera или la rapiére. Ничего не известно об их размерах. Зато известно, что у итальянской знати 1480–1490 годов были клинки подлиннее и потяжелее, чем кинжалы, но полегче боевых мечей. Эти клинки обладали сложными плетеными или всецело закрытыми эфесами. Не исключено, что с течением времени они становились более длинными, и так появились рапиры.

    Для чего создавались рапиры

    Рапиры произошли от более ранних рубяще-колющих мечей и были орудием самозащиты в городе, а также на частых поединках. Для этого мастера-оружейники изготавливали быстрые, подвижные, одноручные колющие виды вооружений. Они могли быть использованы на улицах, в переулках или в местах с ограниченным пространством. Между фехтовальщиками оружейных дел мастерами было тесное взаимодействие.

    Все новые изобретения проверялись на практике. И самые удачные элементы оставлялись и усовершенствовались с учетом просьб тех, кто ими пользовался. Первоначально рапиры создавались, как что-то типа своеобразного ответа на рубяще-колющие мечи, а позднее они стали использоваться как противодействие другим рапирам. Со временем новейшие виды вооружений изобретали вместе с техникой их применения. В начале XVI столетия люди не могли выходить на улицу с огромными боевыми мечами. Тогда начали появляться более легкие, тонкие и не такие огромные вооружения. Тем не менее, внешний вид тонких и легких клинков для будничных дуэлей продолжал изменяться в течение всего столетия. Окончательные формы они приобрели лишь к концу XVI столетия.

    Когда применялись рапиры

    Оружие, напоминающее рапиры появилось к середине XVI столетия, но само название появилось ранее. Формы, больше схожие на нынешние, появились позднее, а потом продолжали модифицироваться до конца XVII столетия. Испанцы использовали рапиры даже в XIX столетии. В отдельных европейских регионах в XVIII-XIX столетиях старинными рапирами порой пользовались на так называемых «формальных» поединках. Кроме того, к старым клинкам нередко приделывались другие эфесы, а иногда и укорачивали их.


    Имеется общеизвестное предание о том, что к изобретению колющих мечей приложили руку мастера-фехтовальщики в XVI столетии, для замены «тяжелых рубящих мечей». Это не совсем так, потому что заостренные колющие мечи (тяжелые и легкие) в огромном количестве существовали еще с XIV столетия. Кроме того, несмотря на практически двухсотлетнее использование «тяжелых рубящих мечей» ими все еще широко пользовались, однако в несколько измененном облике (типа сабель, палашей и пр.). Причем, даже после того, как рапиры перестали быть популярными.

    Влияние рапир на технику фехтования

    По сути, фехтование на рапирах заключалось в том, что кратчайшая дистанция между парой точек является прямой линией укола. Быстрота и досягаемость рапир в бою могла быть неожиданностью для не владеющих такой манерой боя воинов. В руках мастера рапиры были непредсказуемыми, стремительными, и неискушенные соперники могли просто недооценивать их.

    Колющие раны наносились с легкостью, и нередко были смертельными. Если кто-то стремился наносить рубящие или режущие удары с помощью не такого поворотливого рубящего оружия, то он стремительно получал укол рапирой, которая была более маневренней. Во время линейных атак бойцы, как правило, пытались синхронно защищаться и контратаковать скрупулезно выверенными движениями, заранее уклонившись от укола соперника. Это можно было сделать с помощью одного движения. При этом сберегалась связь с клинком недруга. Кроме того, это делалось свободной рукой или дополнительным оружием. Длинные тонкие клинки безупречно подходили для этих действий. Тем не менее, порой большая длина могла и помешать, а все потому, что неприятель с коротким оружием мог, технично минуя удар рапирой, воспользоваться стилетом.

    Тонкие, непредсказуемые рапиры были повседневным оружием в основном для разрешения конфликтных ситуаций. Они были созданы для уличных боев, и были главным цивильным оружием самозащиты. Из простых практичных предметов они стали популярными атрибутами в «благородном искусстве».

    Фехтование на рапирах в бою

    Рапирами пользовались вовсе не таким образом, как в наши дни это показывается в кинофильмах типа «Трех мушкетеров» или «Маски Зорро». В попкультуре фехтовальные бои нередко изображаются не совсем верно. В действительности рапирами не пользовались для частого нанесения уколов или их отражения, как делают современные спортсмены-фехтовальщики, и тем более не для перерезания веревок, кожаных ремней или вырезаний символов. Это все киновыдумки и спецэффекты. Удар рапирой мог быть как грубым и жестким, так и весьма осторожным и точным. От уколов чаще уворачивались, чем отражали их. Однако, когда защиту приходилось блокировать, тогда клинок неприятеля отводился в бок, а после этого следовал переход в контратаку.

    Эффективность рапир в бою

    Рапиры обладают уникальной способностью проводить невероятные, непредсказуемые и стремительные атаки. Кроме того, рапирами могли наносить точные, стремительные хлесткие уколы в район лица, горла, глаз и зубов. А главным образом по рукам для отвлечения, провоцирования и изматывания неприятеля.

    Стремительные выпады рапирами с учетом их проникающей силы были смертельными. Простые колотые раны на глубину в несколько сантиметров могли незамедлительно привести к кончине. Следует знать, что с колотыми ранами невозможно было долго прожить, ведь они не затягивались. Однако это не всегда приводило к немедленной кончине. Когда не было проколото сердце или черепная коробка, воин мог еще жить какое-то время и даже победить в бою. Все же позднее он погибал от потери крови и болевого шока.

    Летописцы прошедших времен нередко жаловались, что рапирами практически невозможно было нанести один единственный решающий и летальный удар. Они утверждали, что люди вполне могли устоять после получения нескольких уколов рапирой. Судя по историческим записям поединков с применением рапир, так оно и было. Тем не менее, в первоисточниках имеется немалое число примеров, в которых описывается моментальная кончина людей от быстрых и точных уколов. Невзирая на исключительность, технические приемы фехтования на рапирах все еще опирались на проверенные принципы. Это были тщательность в контроле дистанции, расчетливость, и, естественно неплохое владение самим оружием. Опытные бойцы, действующие с этих позиций, будут успешны в противоборстве широким мечам. Главное отличие не в оружии, а в том, кто, как и где его использовал.

    Удерживание рапир фехтовальщиками

    Рапиры всегда балансировались и держались в руке так, чтобы контролировалось острие для нанесения точного укола. Ррукоятки к рапирам изготавливались так, чтобы уколы путем выпрямлением плеча делались намного удобнее. Первоначальные варианты хвата позволяли с легкостью извлекать рапиру из ножен, вынув руку вверх. В эти моменты большие пальцы лежали посредине крестовин. Другой вариант хвата предусматривал обхват указательным пальцем крестовины. При таком хвате большой палец мог лежать на обухе.

    Чем отличаются рапиры тренировочные от реальных

    Реальные рапиры чрезвычайно жесткие. Их делали так, чтобы легко прокалывать человеческие тела в бою. Кроме того, рапиры должны были отводить удары, а клинки не должны были выгибаться. Во избежание этого, рапиры обладали особым сечением. Вследствие этого клинки оставались жесткими и прочными, и одновременно легкими и тонкими. И их закаливали особым образом, для придания им дополнительной прочности, с сохранностью необходимой степени гибкости. Тогда как у современных рапир наблюдается излишняя гибкость. Это является результатом устремления фехтовальщиков обладать безопасным тренировочным оружием. Оно могло бы изгибаться до определенного уровня, при этом не ломаться, и не проникать в тела соперников. Такая гибкость, как раз присуща спортивному фехтованию. Что в свою очередь оказывает влияние на общее мнение о рапирах, а также переиначивает реальные техники фехтования на них.

    nazarepriklucheniy.fandom.com

    технические характеристики, модификации и фото

    Единожды появившись на поле сражения, танк стал кошмаром пехотинца надолго. Первые из этих машин были практически неуязвимы, и боролись с ними только путем рытья противотанковых рвов и создания заградительных надолбов.

    Потом появились противотанковые ружья, мощность которых по сегодняшним меркам просто смешная. Даже в то время танки, снова нарастив броню, могли уже не опасаться большей части этого оружия. И тут на сцену вышли противотанковые пушки. Они были несовершенны и неповоротливы, но танкисты сразу стали их уважать.

    Нужны ли сегодня противотанковые пушки?

    Многие обыватели считают, что на современном поле боя этому «архаичному» оружию уже не место: дескать, броня нынешних танков далеко не всегда пробивается даже кумулятивным боеприпасом, чего уж ждать от каких-то там пушек! Но эта точка зрения не совсем верна. Есть такие их образцы, которые способны доставить много проблем даже весьма «навороченным» машинам. К примеру, противотанковая пушка «Рапира» советского еще производства.

    Оружие это настолько интересное, что о нем следует поговорить отдельно. Чем мы сейчас и займемся.

    Предыстория создания

    Примерно в середине 50-х годов прошлого века стало понятно, что основные противотанковые средства нуждаются в срочном повышении боевой мощи. Причина заключалась в появлении у американцев собственных проектов тяжелых танков. На тот момент на вооружении СА стояла пушка Д-10Т и БС-3 (обе – 100 мм). Техники справедливо предполагали, что их технических характеристик может оказаться недостаточно.

    Проще всего было увеличить калибр… но такой путь вел к созданию огромных, тяжелых и неповоротливых орудий. И тут советские инженеры решили вернуться к гладкоствольной артиллерии, которая в России не применялась вот уже с 1860 года! Что же заставило их принять такое решение?

    А все дело в огромной скорости, до которой должен разогнаться бронебойный снаряд в стволе. Любая погрешность в изготовлении последнего ведет не только к катастрофическому падению точности, но и к повышению риска разрушения всего орудия. С гладким же стволом ситуация совершенно противоположная. Основное его преимущество состоит в равномерном износе.

    Трудности выбора

    Но какую же замену отыскать нарезам? Ведь именно за их счет снаряд сохраняет курсовую устойчивость, позволяя вести эффективный огонь на большие расстояния! И снова решение отыскалось в архивах артиллеристов. Оказалось, что для гладкоствольной артиллерии можно использовать оперенные снаряды. Современные (на тот момент) технологии позволяли сделать его не только калиберным (совпадающим с внутренним диаметром пушки), но и раскрывающимся. Проще говоря, снаряд раскрывал лопасти уже после покидания пределов ствола (как у гранатомета РПГ-7).

    Первые опыты и первый образец

    Первые же опыты показали, что для уверенного подбития перспективных танков противника потребуется минимум 105-мм орудие. В то ж время разведка получила донесение, что англичане проектируют пушку аналогичного калибра с невиданными доселе характеристиками. Главного конструктора проекта — В. Я. Афанасьева — обязали «догнать и перегнать» конкурентов в кратчайшие сроки. Талантливейший конструктор не только уложился в отведенное для этого время, но и предусмотрел возможность установки нового орудия в отечественные танки. Для этого он слегка пожертвовал баллистикой, укоротив снаряд ровно до 1000 мм.

    Так родилась «Рапира» — противотанковая пушка, фото которой неоднократно приводится в этой статье.

    Что использовалось при ее создании?

    Чтобы ускорить работу, взяли лафет от пушки Д-48, слегка поменяв его конструкцию. Но полевые испытания сразу же показали, что он слишком хлипок для нового орудия. Пришлось переделывать эту деталь буквально с нуля. Новые испытания пушка выдержала с честью и была принята на вооружение. Она известна как орудие калибра 105 мм «Т-12». «Рапира» современного образца в значительной степени от нее отличается.

    Ствол у новой пушки был выполнен по моноблочной схеме. Длина – 6510 мм. Конструкторы предпочли использование активно-реактивной разновидности дульного тормоза. Казенник оснащен вертикальным клиновым затвором. Стрельба осуществлялась прямо с колес, дополнительной фиксации (за счет блокировки подвески) при этом не требовалось.

    Чтобы вы лучше себе представляли, на что способна пушка «Рапира», характеристики которой мы вкратце расписали, предлагаем взглянуть на таблицу.

    Характеристики пушки Т-12 2А19

    Калибр

    105 мм

    Количество обслуживающего персонала (расчет орудия)

    Шесть человек

    Вес

    3280 кг

    Общая длина орудия

    9980 мм

    Масса снаряда (в зависимости от характеристик), кг

    5,21/11,4/19,5

    Дальность стрельбы, максимальная

    8700 м

    Заметим, что это – не современная пушка «Рапира». Характеристики последних ее модификаций намного серьезнее.

    Характеристика боеприпасов

    Для противотанковой пушки боеприпас – первейшее дело. Даже феноменально дальнобойное и надежное орудие превращается в «тыкву», если для него используются устаревшие, некачественные снаряды. И пушка «Рапира», ТТХ которой приведены нами выше, – лучшее тому подтверждение.

    Боеприпасы для нового оружия также доставили много хлопот, так как их пришлось разрабатывать заново. Основной тип – подкалиберные и кумулятивные. Для поражения живой силы противника используется стандартный осколочно-фугасный тип выстрела. Учеба расчета производится с использованием учебных подкалиберных снарядов. Очень много проблем доставило оперение последних, так как опыта в создании чего-то подобного попросту не было, да и сама гладкоствольная 100-мм пушка еще не была толком освоена отечественной промышленностью.

    Сложность была в том, что снаряд с нераскрывшимися лопастями должен был достаточно надежно прилегать к стволовому каналу, не образуя люфтов. Были приняты и тут же отброшены десятки концепций, но ни одна не удовлетворяла всех требований конструкторов. Как ни странно, но рабочим оказалось решение, которое было предложено в самом начале и отвергнуто «из-за примитивности». Это еще раз подтвердило, что самое простое – зачастую самое надежное.

    Новое решение

    Сердечник в этом случае предлагалось делать из высококачественной мартенситно-стареющей стали. Наконечник-рассекатель снаряда – из самой обычной штампованной листовой стали, из которой делались некоторые детали хвостового стабилизатора. Оперение «стрелы» отливали из особого алюминиевого сплава, причем впоследствии выяснилось, что алюминий требуется дополнительно анодировать. Трассер впрессовывают внутрь хвоста и дополнительно фиксируют на резьбовое соединение и керн.

    Много работы было с ведущим пояском снаряда: в конце концов, остановились на тройном варианте, элементы которого были соединены обтюрирующим медным кольцом. Как только снаряд покидает ствольный канал, аэродинамические силы попросту разрывают этот поясок, и «стрела», раскрывшая оперение, устремляется к танкам. На дальности до 750 метров отклонение составляет не более 2,5 градусов по горизонтальной линии прицеливания.

    Особенности прочих типов выстрелов

    Кумулятивный и стандартный осколочно-фугасный выстрелы имели аналогичную конструкцию. В их случае корпус снаряда также жестко соединялся с хвостовой втулкой, на которой крепилось оперение. Отличие заключалось в отсутствии обтюрирующего пояска и диаметре, совпадавшим с таковым для ствола. Для кумулятивных снарядов использовалась втулка с пятью лопастями оперения, а в случае осколочно-фугасного выстрела – с шестью.

    Кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы предъявляли не столь высокие требования к гильзе, а потому ее делали из обычной (плакированной лаком) стали. Снаряды же подкалиберного типа снаряжались исключительно в высококачественную латунную гильзу, которая не так изнашивала оружие. «Рапира» – пушка на то время весьма дорогая, а потому специалисты искали любые пути для увеличения ее эксплуатационного срока.

    Доработка снарядов

    Но с принятием различных типов выстрелов проблемы только начались, так как все они требовали серьезной доработки. В частности, подкалиберные снаряды великолепно пробивали вертикально расположенные слои брони, но вот с наклонной они справлялись далеко не столь убедительно. Снаряд или заходил в броню под каким-то немыслимым углом, или просто рикошетил. На полигонах были разбиты десятки списанных танков, пока специалисты нашли устраивающее всех решение.

    Новые элементы в конструкции

    Потребовалось просто добавить в конструкцию «стрелы» дополнительный сердечник из особо прочного сплава. Как только была внедрена эта часть (весом всего 800 г), выполненная из карбида вольфрама, стрельбы тут же показали фантастические результаты: пробиваемость наклонной брони улучшилась сразу на 60 %!

    Вскоре все эти характеристики были проверены на практике. Пушка «Рапира», боевое применение которой началось во время инцидента на Голанских высотах, показала отличные результаты по пробиваемости.

    Дальнейшее развитие проекта

    Очень скоро на новую пушку обратили внимание и советские танкисты. Им импонировала мощь и низкая отдача гладкоствольного орудия и его небольшой вес. Были наспех собраны первые образцы, которые сразу произвели на военных неизгладимое впечатление.

    Будучи установлена на шасси танка Т-54, новая 100-мм пушка «Рапира» пробивала учебные мишени (списанные корпуса тех же Т-54) навылет, причем с запредельных расстояний. От овечек, которые исполняли роль экипажа, практически ничего не оставалось.

    В 1960 году доработанная до требуемого состояния пушка «Рапира» начала монтироваться на опытные шасси (на базе танка Т-55). Вскоре после этого все испытания Д54 были полностью завершены, так как новое гладкоствольное орудие показало свое абсолютное превосходство. Отличие от «пехотной» модификации в том, что на танковом орудии этой серии нет дульного тормоза. Всего через полгода танковая пушка «Рапира» (фото которой можно увидеть в этом материале) была принята на вооружение под индексом 2А20 «Стилет».

    Дело в том, что при калибре 100 мм он был особенно не нужен. Учитывая же то обстоятельство, что советские танки никогда не отличались запредельными габаритами и массой, а дульный тормоз сильно повышает отдачу, его установка в отечественном танкостроении практиковалась только в тех случаях, когда все иные способы гашения уже были испробованы и не дали нужного результата.

    Новые модификации

    В начале 1970-х пушка «Рапира» снова модифицируется. Результатом работы ученых и инженеров стало орудие Т-12А (2А29). Металлурги и химики нашли способ изготавливать более прочные стволы, что автоматически дало задел для испытания новых, усиленных боеприпасов.

    В очередной раз был полностью переработан лафет, в результате чего удалось практически полностью избавиться от вибрации при стрельбе, практическая скорострельность выросла почти в полтора раза. Был разработан и принят на вооружение прицел для ночной стрельбы, а также комплекс радиолокации, предназначенный как для ночи, так и дневного времени при условии плохой видимости (пылевые бури, к примеру). Внешне эту модификацию отличить очень просто, так как дульный тормоз орудия сильно смахивает на солонку.

    Одновременно с модификацией 2А29 приняли на вооружение совершенно новый подкалиберный снаряд с рабочей частью, выполненной из цельного куска вольфрамового сплава. Масса боеприпаса несколько выросла, зато дальность стрельбы увеличилась приблизительно на 30 %. Следом появилась новая редакция наставлений для боевого расчета пушки. В ней говорилось, что стрельба улучшенным боеприпасом из старой «Рапиры» 2А19 категорически запрещена, так как возможен разрыв ствола.

    Начиная с 1971 года в серию пошла обновленная танковая «Рапира» под индексом Т-12А – 2А20М1 «Стилет».

    Заключение

    На сегодняшний день это оружие значительно устарело. Считается, что пушка «Рапира» уже не может гарантировать уверенного пробития брони современных танков, но в определенных условиях она вполне справляется со своими обязанностями.

    Так, во время Югославского конфликта она использовалась всеми сторонами с весьма неплохими результатами. Специалисты отмечают, что это орудие идеально подходит для борьбы с легкой бронетехникой противника (которая тяжелее отечественных БМП раза в два). Кроме того, пушка «Рапира» (фото выше), практически наверняка может поразить большинство танков НАТО в борт и корму. Это дает основание предполагать, что «старушке» еще рано отправляться на покой.

    fb.ru

    оружие хитрецов » Параллельный мир. Все грани реальности

    На рубеже XV и XVI веков закованные в доспехи рыцари оказались бессильными против разрушительной мощи артиллерии. Герметичная броня пополнила фамильные коллекции замков, а тяжелый меч вытеснило легкое и маневренное оружие -шпаги и рапиры. И если первые напоминали меч по форме и технике владения, то появление рапир повлекло за собой разработку новых приемов фехтования, требовавших ловкости и хитрости.

    «Меч для одежды»

    Рапира появилась как тонкое и легкое колющее оружие, предназначенное для поединка с противником, не защищенным броней. Существует несколько теорий происхождения этого термина. Например, в конце XV века французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapiere, а у испанцев espadas roperas обозначало колющий клинок, носимый с гражданской одеждой, буквально — «меч для одежды».

    В отличие от шпаги и меча, центр тяжести рапиры располагался вблизи рукояти, что делало ее практически невесомой в руке, обеспечивая невероятную маневренность и подвижность. Поскольку оружие весило около килограмма, а длина клинка часто превышала один метр, то требуемая балансировка достигалась за счет массивного на верш ия на конце рукояти и сложного металлического эфеса.

    Витиеватые и громоздкие эфесы были неудобными для знатных горожан, одетых в модное платье и носивших рапиры на боку, но с этим приходилось мириться, чтобы остаться в живых. Сложный эфес «закрытой» формы, состоящий из самых разных решеток, пластин, колец и чашек, делался не только для того, чтобы защитить руку от укола, но и чтобы помешать острию противника легко двигаться вокруг собственного оружия и контратаковать. Такой эфес мог использоваться и сам по себе, например, для удара противника по лицу.

    Традиция ношения оружия с гражданской одеждой, а не с военной формой, впервые появилась при дворе, а затем ее переняли и горожане в целях самообороны. В узких улочках городов эпохи Возрождения колющая рапира оказалась гораздо удобнее рубящего меча. Она быстро завоевала популярность как оружие уличных драк между горожанами.

    Смертельные кружева

    Сначала рапира появилась как своеобразный ответ на рубящее оружие, и только позже она стала применяться в дуэльном фехтовании. Хорошо разработанная в то время техника владения мечом, состоящая преимущественно из размашистых рубящих ударов и широких круговых движений для защиты от них, оказалась непригодной для поединка с оружием, представляющим из себя острый стальной прут. От молниеносного и смертельно опасного укола сражавшийся мечом мог спастись только быстрым отступлением.

    Итальянские исторические хроники 1540-1560-х годов сообщают о случаях использования рапиры в целях, самообороны, а не на дуэлях между аристократами. Однако по мере развития нового стиля и совершенствования приемов управления длинным клинком при помощи легких движений кисти и пальцев рапиру начали использовать и те, кому чаще всего приходилось участвовать в поединках чести, — дворяне.

    Фехтование рапирой постепенно превращалось в «благородное» искусство. Переводы и переносы клинка вокруг оружия противника и змееподобная техника «завязывания» были похожи на рисование кончиком рапиры магических и гипнотизирующих узоров. В поединках на таком оружии стало возможным одновременно защищаться и контратаковать всего одним тщательно выверенным движением, слегка отклонив укол противника и сохраняя при этом контакт с его клинком (укол в оппозиции).

    В 1568 году Камилло Агриппа, а затем и Ди Грасси ввели в технику фехтования новый элемент — длинный выпад, при котором резко увеличилась поражающая дистанция. В отличие от общепринятых ранее шагов с прямыми коленями, они предложили «быстрое выдвижение передней ноги еще более вперед, дабы колющий удар проникал дальше». В результате атака рапирой стала еще более быстрой и смертоносной.

    Изначальные хитрости

    Первые поединки на рапирах не были «благородным» фехтованием, обставленным по правилам этикета, которое практиковали дворяне впоследствии. В зависимости от ситуации противники использовали удары кулаком, пинки, тычки эфесом, подножки, захваты рук и клинка, удары по ногам, удушения и другие универсальные боевые приемы, дополнявшие действия оружием.

    Итальянцы, будучи в то время самыми хитрыми и мстительными, придерживались убеждения, что за предательство и обман благородный человек вправе отплатить тем же, и это нисколько не запятнает его чести. Некоторые дуэлянты тайно заказывали себе легкие кирасы, окрашенные в телесный цвет и надеваемые под рубашку так, что даже секунданты ничего не могли заметить. В этом случае одновременная встречная атака мгновенно решала исход поединка.

    У рапиры есть уникальная способность к непредсказуемым и стремительным уколам, а также опасное свойство -возобновлять атаки в любых направлениях даже после парирования. Дуэлянты часто наносили точные и быстрые легкие уколы в лицо, горло, глаза, зубы и особенно руки, чтобы отвлечь, спровоцировать и измотать противника.

    Боевые помощники

    Исторические трактаты и гравюры демонстрируют, как свободная рука фехтующего использовалась для отбивания или отклонения укола рапиры противника. Это позволяло приблизиться к своему сопернику и нанести ему удар кулаком или ногой. Если же на руку надевали специальную перчатку из плотной кожи, то схватить или отбить клинок можно было без всякого риска.

    Чаще всего в поединках на рапирах использовалось вспомогательное оружие: дага (кинжал), баклер (небольшой кулачный щит), плащ, иногда ножны или другой предмет — например, кружка, быстро схваченная с обеденного стола при вспыхнувшей ссоре.

    Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала было очень опасным. Кинжал направляли на противника, а концы перекрестья располагались по сторонам для того, чтобы отбивать или захватывать его клинок.

    Существовал и еще один шокирующий обманный прием. Дуэлянт вытаскивал из одних ножен два оружия одновременно. Это были рапиры-близнецы - клинки одинаковой длины, имеющие только с одной стороны защитные получаши. Фехтовальщик, вооруженный двумя рапирами, мог в любой момент сменить стойку, не перекладывая оружия из руки в руку, и непроизвольно заставив соперника сделать то же самое, тем самым выиграв бой.

    От дуэли к спорту

    Век рапиры продлился всего около 150 лет, пока огнестрельное оружие не сделало ее ненужной для самообороны. Длинные клинки и сложные эфесы не подходили к изменившейся обстановке XVIII века — они мешали при ходьбе в толпе, на балах, приемах, с ними неудобно было сидеть или вылезать из кареты. Повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, и возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше, уже не осталось.

    Спортивные и тренировочные рапиры сегодня существенно отличаются от тех, которыми фехтовали в эпоху Ренессанса. Дуэльные клинки были очень жесткими, для того чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время поединка. Если бы они были гибкими, то не смогли бы пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Рапирой нужно было отводить удары, и клинок при этом не должен был изгибаться.

    Спортивные рапиры — это безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться, не ломаясь и не проникая в тело противника. Для более виртуозной манипуляции клинком рукоять имеет специфический изгиб по форме ладони либо похожа на рукоять пистолета с желобками для пальцев. Такая конструкция позволяет современному фехтовальщику выполнить в соревновательном поединке как можно больше хитрых и обманных приемов, свойственных только этому виду оружия.

    Вера Чистякова, Александр Плошинский

    parallelnyj-mir.com

    Шпага и рапира. Отличие одного инструмента от другого. Шпага, рапира и сабля: в чем отличия?

    В старину от мастерства фехтовальщика зависела его честь и жизнь. Сегодня оружие применяют только для спортивных поединков и даже иногда для фитнеса. Чтобы правильно применять его, следует ознакомиться с отличительными особенностями каждого из них. Укол является единственным способом атаки для таких видов, как шпага и рапира. Отличие сабли заключается в возможности наносить еще и удар. Это предполагает значительную разницу в технике фехтования. Каждому человеку подходит свой вид оружия. Поэтому перед началом посещения занятий, следует ознакомиться с принципами использования в поединке каждого вида.

    История оружия

    Прообразом, отличным от сегодняшней шпаги и рапиры, в каменном веке считается палка, которую взял в руки первобытный человек для своей защиты.

    Прошло очень много времени, пока первый вид оружия преобразовался в нечто более подобное современным его разновидностям.

    Первым появился меч. Это случилось еще во II веке до н. э. Это было тяжелое и острое со всех сторон оружие, которым можно было колоть, рубить и резать. Применялся он в пешей схватке. Но для битвы на коне он был очень неудобен.

    Три столетия спустя азиатами были придуманы сабли, которые с успехом применялись как для конного, так и для пешего боя. В 15 веке в Европе появилась шпага и рапира. Отличие их от сабли заключалось в большой тонкости лезвия. Это позволяло ему проникать в незащищенные места доспехов воинов. В Италии такое оружие получило название «шпага», а в Испании – «рапира». Раны, нанесенные ими, были смертельными в случае колющего удара и менее опасными в случае порезов.

    Шпага историческая

    Шпага (от итал. spada) – производное от меча холодное колюще-режущее оружие. Ее длина встречалась от 1 м и более. Она состоит из одного- или двухлезвийного клинка и рукояти, которая имеет дужку и гарду. Рукоять называют эфесом. Сложная форма гарды защищает пальцы от ударов.

    Среди разновидностей такого оружия следует отметить появившуюся впоследствии «придворную» шпагу. Она имела облегченный вес. Такая шпага была неотъемлемым атрибутом одежды придворных.

    Французская школа фехтования укоротила лезвие оружия и превратилась в граненый клинок. Рапира и шпага, отличия которых были значительными в более поздний период, также имели незаточенное лезвие и очень острую вершину. Кавалерийский вариант шпаги был в пределах от 1 до 1,5 кг.

    Оружейные шпаги и рапиры стали также гражданскими и были атрибутом дворян и богатых людей в Европе.

    Спортивная шпага

    Современные шпага, рапира, сабля, отличия которых имеют значения для стиля фехтования, рассматриваются только как спортивное оружие.

    Шпага имеет длину 110 см. Ее вес составляет 770 г и выше. Стальной клинок довольно гибок и имеет трехгранное сечение. Кисть фехтовальщика защищает круглая гарда диаметром 13,5 см. Главной особенностью спортивной шпаги является трехгранное сечение лезвия, утонченного к вершине. Максимальная ширина граней составляет 24 мм.

    В спорте применение шпаги, рапиры или сабли предполагает отличные турниры для мужчин и женщин. Наконечник шпаги снабжается датчиком, который реагирует на давление в 550 г. Это регистрирует укол, который может наноситься во все части тела спортсмена, кроме затылка. Аппарат не фиксирует его, если давление на наконечник произошло позже другого на 0,25 с. Поэтому в фехтовании на шпагах нет приоритета действий. Одновременно нанесенные уколы присуждаются обоим участникам.

    Рапира историческая

    Рапира и шпага, отличия которых были определены еще в 16 веке, значительно отличались от современного спортивного оружия.

    Рапира (от исп. ropera) означает буквально «меч для одежды». Ее чаще применяли для ношения с гражданской одеждой, так как это был облегченный вариант оружия. Для рубки рапира подходит меньше, чем шпага. Однако в классическом варианте неспортивная разновидность имела лезвия.

    Рапиры были популярны в 16 веке. В 17 столетии их вытеснили короткие шпаги, которые из-за этого стали весить меньше.

    Длина исторической рапиры была до 130 см. Меньше чем метр был клинок, которым характеризовалась разновидность оружейная. Шпаги и рапиры весили больше, чем спортивные.

    Спортивная рапира

    Спортивные рапиры от шпаги отличаются своими параметрами. Так, сечение рапиры четырехгранное. Длина клинка составляет 90-110 см, а масса оружия при этом не превышает 500 г. Кисть защищает металлическая гарда диаметром 12 см.

    Клинок пропорционально уменьшается в сечении к вершине, которая оснащена наконечником диаметром 6 мм.

    У оружия, применяемого на соревнованиях, наконечник представляет собой подвижное электроконтактное устройство. Оно реагирует на укол, нанесенный противнику. При замыкании цепи сигнал подается по проводу, который идет по углублению грани от наконечника до гарды. Под гардой находится разъем, к которому вклеен провод.

    Помимо основных параметров, существует еще одно отличие рапиры от шпаги. Спорт позволяет применять разные тактики и техники ведения боя. Именно рапира позволяет иногда заменить прямую рукоятку фигурной. Эта форма называется «пистолет» и дает возможность не сгибать запястье во время захвата рукоятки.

    Бой на рапирах

    Фехтование на рапирах, саблях и шпагах предполагает организацию отдельных соревнований для мужчин и женщин. Давление рапиры для реагирования наконечника должна составлять 500 г. Уколы засчитываются, только если они были нанесены в металлизированную куртку.

    I – сабля;

    II – рапира;

    III – шпага.

    Такое оружие, как рапира, шпага, сабля, отличия в спорте которых достаточно значительное, требует отдельного рассмотрения. Современное правило фехтования на рапирах определяет, что атака противника должна быть отражена перед началом ответного действия. Поэтому для этого оружия важен приоритет действия. Преимущество определяет арбитр, который останавливает бой, когда аппарат зарегистрировал нанесенный укол.

    Также запрещается столкновение бойцов телами. Также бой останавливается, если один из участников окажется за спиной другого бойца. С применением в современном фехтовании видеоповторов стало возможным избежать ошибки арбитра при вынесении решения.

    Историческая сабля

    Шпага, рапира, сабля, отличия которых сформировались в силу исторической техники ведения боя, применимы и сегодня в спортивных соревнованиях с учетом их древних особенностей.

    Сабля является рубящим оружием, которое обладает изогнутым клинком. Для того, чтобы наносить и колющие удары, воины оттачивали вершину лезвия на 10 см с обеих сторон.

    Сабля появилась на Востоке и получила большое распространение в 7-8 веках. В этот период это было рубяще-колющий тип оружия. К 14 столетию это было уже преимущественно рубящая разновидность, обладавшая относительно малым весом и значительной кривизной клинка. Смещение центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражения.

    В 16 столетии сабли применяли драгуны, а в 18-19 веках, видоизмененный тип этого оружия использовали гусары.

    Спортивная сабля

    Фехтование на шпагах, рапирах, саблях учитывает и сегодня те особенности ведения боя, для которых в старину применялся каждый вид. Поэтому спортивная сабля представляет собой рубяще-колющее оружие, клинком с трапециевидным сечением.

    Длина стального лезвия достигает 105 см. Масса сабли равна 500 г. Гарда имеет специальную форму, которая защищает кисть бойца спереди и сверху, если тот направляет клинок вверх.

    Удары позволяется наносить только в верхнюю часть туловища фехтовальщика, включая руки (до запястья) и маску. Удар и укол фиксируются аппаратом. Поражаемая поверхность защитной одежды имеет серебряную стружку, а маска контактирует с курткой.

    Бой на саблях похож на фехтование на рапирах с правом приоритета при атаке. Отличие заключается только в типе удара. Они не колющие, а режущие. Бой при этом становится более динамичным.

    Разновидности фехтования

    Сегодня в зависимости от типа фехтования применяется сабля, шпага или рапира. Бой может быть историческим, артистическим и спортивным. Поэтому и тип оружия следует подбирать, опираясь на цели его проведения.

    Историческое фехтование проводится для реконструкции поединка двух людей или целой группы в стиле выбранной эпохи с соответствующим оружием. Внешне это, может, и не самые красивые зрелища, но они помогают восстановить историческую достоверность событий.

    Артистическое фехтование также воссоздает исторические концепции боя. Однако этот вид более зрелищный. Это постановочное шоу и противник тут, по сути, партнер. Здесь чаще используют легкие варианты оружия.

    Спортивное фехтование ведется на специальных шпагах, рапирах и саблях по определенным правилам. Версии оружия тут также используются облегченные.

    Как выбрать оружие

    Решившись заняться фехтованием, следует определить, какое оружие более приемлемо для человека. Это может быть сабля, шпага и рапира. Отличие техники ведения боя при помощи каждого вида изучается новичком в течение первых 3-4 месяцев.

    Каждый тренер уверен, что тот вид фехтования, который он преподает, самый лучший, техничный и красивый. Поэтому выбранный тип оружия надо любить. Этому каждый мастер фехтования будет учить новичка с первых же уроков.

    Попробовать себя в спарринге или тренировочном бою каждый сможет не сразу. Поэтому следует попробовать различные техники фехтования и только спустя несколько месяцев сделать вывод о самом подходящем типе оружия для себя.

    Также следует учесть, что тренировочные шпаги, рапиры и сабли несколько отличаются от электронных. Хотя, если освоить технику фехтования и научиться всем тактическим и физическим тонкостям этого вида спорта, такие детали не будут мешать проявить себя на соревновании.

    Оружие сабля, шпага и рапира, отличие которых было сформировано под влиянием исторических факторов ведения боя, позволяет каждому начинающему фехтовальщику подобрать для себя самый лучший его тип. Итак, можно сделать вывод: каждый вид оружия обладает своими уникальными возможностями и зрелищностью.

    fb.ru

    «Рапира — оружие хитрецов…» | Военная история

    На рубеже XV и XVI веков закованные в доспехи рыцари оказались бессильными против разрушительной мощи артиллерии. Герметичная броня пополнила фамильные коллекции замков, а тяжелый меч вытеснило легкое и маневренное оружие -шпаги и рапиры. И если первые напоминали меч по форме и технике владения, то появление рапир повлекло за собой разработку новых приемов фехтования, требовавших ловкости и хитрости.

    «Меч для одежды»

    Рапира появилась как тонкое и легкое колющее оружие, предназначенное для поединка с противником, не защищенным броней. Существует несколько теорий происхождения этого термина. Например, в конце XV века французы насмешливо называли любое чрезмерно длинное и тонкое оружие la rapiere, а у испанцев espadas roperas обозначало колющий клинок, носимый с гражданской одеждой, буквально — «меч для одежды».

    В отличие от шпаги и меча, центр тяжести рапиры располагался вблизи рукояти, что делало ее практически невесомой в руке, обеспечивая невероятную маневренность и подвижность. Поскольку оружие весило около килограмма, а длина клинка часто превышала один метр, то требуемая балансировка достигалась за счет массивного на верш ия на конце рукояти и сложного металлического эфеса.

    Витиеватые и громоздкие эфесы были неудобными для знатных горожан, одетых в модное платье и носивших рапиры на боку, но с этим приходилось мириться, чтобы остаться в живых. Сложный эфес «закрытой» формы, состоящий из самых разных решеток, пластин, колец и чашек, делался не только для того, чтобы защитить руку от укола, но и чтобы помешать острию противника легко двигаться вокруг собственного оружия и контратаковать. Такой эфес мог использоваться и сам по себе, например, для удара противника по лицу.

    Традиция ношения оружия с гражданской одеждой, а не с военной формой, впервые появилась при дворе, а затем ее переняли и горожане в целях самообороны. В узких улочках городов эпохи Возрождения колющая рапира оказалась гораздо удобнее рубящего меча. Она быстро завоевала популярность как оружие уличных драк между горожанами.

    Смертельные кружева

    Сначала рапира появилась как своеобразный ответ на рубящее оружие, и только позже она стала применяться в дуэльном фехтовании. Хорошо разработанная в то время техника владения мечом, состоящая преимущественно из размашистых рубящих ударов и широких круговых движений для защиты от них, оказалась непригодной для поединка с оружием, представляющим из себя острый стальной прут. От молниеносного и смертельно опасного укола сражавшийся мечом мог спастись только быстрым отступлением.

    Итальянские исторические хроники 1540-1560-х годов сообщают о случаях использования рапиры в целях, самообороны, а не на дуэлях между аристократами. Однако по мере развития нового стиля и совершенствования приемов управления длинным клинком при помощи легких движений кисти и пальцев рапиру начали использовать и те, кому чаще всего приходилось участвовать в поединках чести, — дворяне.

    Фехтование рапирой постепенно превращалось в «благородное» искусство. Переводы и переносы клинка вокруг оружия противника и змееподобная техника «завязывания» были похожи на рисование кончиком рапиры магических и гипнотизирующих узоров. В поединках на таком оружии стало возможным одновременно защищаться и контратаковать всего одним тщательно выверенным движением, слегка отклонив укол противника и сохраняя при этом контакт с его клинком (укол в оппозиции).

    В 1568 году Камилло Агриппа, а затем и Ди Грасси ввели в технику фехтования новый элемент — длинный выпад, при котором резко увеличилась поражающая дистанция. В отличие от общепринятых ранее шагов с прямыми коленями, они предложили «быстрое выдвижение передней ноги еще более вперед, дабы колющий удар проникал дальше». В результате атака рапирой стала еще более быстрой и смертоносной.

    Изначальные хитрости

    Первые поединки на рапирах не были «благородным» фехтованием, обставленным по правилам этикета, которое практиковали дворяне впоследствии. В зависимости от ситуации противники использовали удары кулаком, пинки, тычки эфесом, подножки, захваты рук и клинка, удары по ногам, удушения и другие универсальные боевые приемы, дополнявшие действия оружием.

    Итальянцы, будучи в то время самыми хитрыми и мстительными, придерживались убеждения, что за предательство и обман благородный человек вправе отплатить тем же, и это нисколько не запятнает его чести. Некоторые дуэлянты тайно заказывали себе легкие кирасы, окрашенные в телесный цвет и надеваемые под рубашку так, что даже секунданты ничего не могли заметить. В этом случае одновременная встречная атака мгновенно решала исход поединка.

    У рапиры есть уникальная способность к непредсказуемым и стремительным уколам, а также опасное свойство -возобновлять атаки в любых направлениях даже после парирования. Дуэлянты часто наносили точные и быстрые легкие уколы в лицо, горло, глаза, зубы и особенно руки, чтобы отвлечь, спровоцировать и измотать противника.

    Боевые помощники

    Исторические трактаты и гравюры демонстрируют, как свободная рука фехтующего использовалась для отбивания или отклонения укола рапиры противника. Это позволяло приблизиться к своему сопернику и нанести ему удар кулаком или ногой. Если же на руку надевали специальную перчатку из плотной кожи, то схватить или отбить клинок можно было без всякого риска.

    Чаще всего в поединках на рапирах использовалось вспомогательное оружие: дага (кинжал), баклер (небольшой кулачный щит), плащ, иногда ножны или другой предмет — например, кружка, быстро схваченная с обеденного стола при вспыхнувшей ссоре.

    Сочетание длинной рапиры и короткого кинжала было очень опасным. Кинжал направляли на противника, а концы перекрестья располагались по сторонам для того, чтобы отбивать или захватывать его клинок.

    Существовал и еще один шокирующий обманный прием. Дуэлянт вытаскивал из одних ножен два оружия одновременно. Это были рапиры-близнецы — клинки одинаковой длины, имеющие только с одной стороны защитные получаши. Фехтовальщик, вооруженный двумя рапирами, мог в любой момент сменить стойку, не перекладывая оружия из руки в руку, и непроизвольно заставив соперника сделать то же самое, тем самым выиграв бой.

    От дуэли к спорту

    Век рапиры продлился всего около 150 лет, пока огнестрельное оружие не сделало ее ненужной для самообороны. Длинные клинки и сложные эфесы не подходили к изменившейся обстановке XVIII века — они мешали при ходьбе в толпе, на балах, приемах, с ними неудобно было сидеть или вылезать из кареты. Повседневное ношение оружия в городе и при дворе прекратилось, и возможностей для внезапных стычек и атак, как раньше, уже не осталось.

    Спортивные и тренировочные рапиры сегодня существенно отличаются от тех, которыми фехтовали в эпоху Ренессанса. Дуэльные клинки были очень жесткими, для того чтобы с легкостью проколоть человеческое тело во время поединка. Если бы они были гибкими, то не смогли бы пробить ткань, кожу, мышцы и кость. Рапирой нужно было отводить удары, и клинок при этом не должен был изгибаться.

    Спортивные рапиры — это безопасное тренировочное оружие, которое может сгибаться, не ломаясь и не проникая в тело противника. Для более виртуозной манипуляции клинком рукоять имеет специфический изгиб по форме ладони либо похожа на рукоять пистолета с желобками для пальцев. Такая конструкция позволяет современному фехтовальщику выполнить в соревновательном поединке как можно больше хитрых и обманных приемов, свойственных только этому виду оружия.

    Вера Чистякова, Александр Плошинский

    maxpark.com

    Оружие |

    В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности. Различия в правилах, технике и тактике в различных видах оружия во многом связаны с историей их происхождения. Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

    Рапира

    Рапира создавалась как исключительно тренировочное оружие. С рапиры начинали когда-то свое обучение все новички, она была единственным оружием, на котором дозволялось фехтовать женщинам, а благодаря малому весу с ней вполне могли управиться и дети. Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.

    Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

    Шпага


    Шпага – тaкже колющее спортивное оружие, дуэльное по происхождению. На дуэли укол в любую часть тела противника оказывался «результативным», при этом важно было нанести укол первым, не пропустив ответный выпад. По таким же правилам и принципам ведется сейчас шпажный бой. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.

    У шпажистов поражаемая поверхность всё тело, туловище, руки, ноги и голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.

    Сабля

    Спортивная сабля произошла от кавалерийского клинка: в конном поединке часто наносились рубящие удары – в основном до пояса, что и предопределило размер поражаемой поверхности и допустимые приемы атаки на соперника в поединке саблистов. Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.

    В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является «тактическая правота».

    Судейство

    Участники поединка пытаются нанести друг другу укол/удар в поражаемую поверхность, победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени. Фехтовальный бой обслуживает бригада судей. Схватка бойцов разбирается Главным Cудьёй и присуждается укол/удар с помощью электрооборудования для фиксации уколов, так же используется видеоповтор в момент спорных действий.

    Аппарат сигнализирует нанесение укола спортсменом зажиганием ламп различного цвета. Если спортсмен нанёс укол, на аппарате зажигается лампа, находящаяся на его стороне. В фехтовании на рапирах и саблях действительными считаются только уколы, нанесённые в поражаемую поверхность. Действительные уколы отмечаются зажиганием цветных ламп (красной или зелёной), а недействительные — белой лампой. Когда зажигаются одновременно цветная и белая лампы – это означает, что сначала был нанесён недействительный укол, и в этом случае действительный укол не засчитывается. В фехтовании на шпагах зажигаются только цветные лампы. Поскольку все уколы считаются действительными, то засчитывается каждый нанесённый укол. Когда лампы зажигаются с двух сторон одновременно, каждому спортсмену присуждается по уколу.


    Понравилось это:

    Нравится Загрузка…


    fencingru.wordpress.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *