Неуправляемые убийцы террористов: на что способна С-8ОПФ

Средство ведения боя

Уже четвертый день в подмосковном Жуковском проходит Международный аэрокосмический салон, МАКС-2017. Все новостные ленты просто забиты кадрами с этого масштабного авиационного праздника. Каждый день небо аэродрома Раменское раскалывается от грохота реактивных двигателей, каждый день люди поднимают головы вверх, каждый день в павильонах показывают суперсовременные и высокотехнологичные новинки. Это МАКС.

Мой рассказ будет о новой авиационной ракете. И хотя она не обладает искусственным интеллектом и не летает на гиперзвуке, она очень нужна нашей фронтовой и армейской авиации.

НАР

Неуправляемая авиационная ракета С-8ОПФ. Ее на МАКСе, представило НПО СПЛАВ, которое является разработчиком неуправляемых ракет и головным заказчиком комплексов «Ураган», «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек» и многих других.

Современные неуправляемые ракеты это грозное и эффективное оружие. Уверен, вы много раз видели кадры из Сирии, где пара наших вертолетов наносит удары неуправляемыми ракетами по позициям террористов.

Тонкие черточки дыма, вылетевшие из блоков боевой машины и море огня накрывающее позиции террористов. Это залп НАР С-8. Два вертолета, четыре блока Б8-В20, в каждом по двадцать ракет калибра 80 мм. Суммарный залп 160 ракет, радиус поражения каждой 50 метров.

Немного истории

Неуправляемая авиационная ракета применяется со времен второй мировой войны.

Первое в мире применение НАР было осуществлено ВВС  Советского Союза в 1939 году в конфликте на Халхин-Голе. Во время войны НАРы применяли ВВС США и фашисткой Германии. Первые ракеты того времени можно смело отнести к классам воздух-поверхность и воздух-воздух. Ничего удивительного — тогда пилоты, в плотном воздушном бою, умудрялись этими ракетами поражать самолеты противника. У нас ракеты входили в состав штатного вооружения знаменитого штурмовика Ил-2 и своим воем наводили ужас на фашистские колонны.

Неуправляемые ракеты хорошо себя показали во всех военных конфликтах XX века. Особый толчок к их развитию дал Афганистан. Тогда появилось большое количество новых боевых частей (БЧ). НАР смогли не только пробивать броню до 300 мм и накрывать осколками противника, но и ставить радиолокационные помехи и освещать местность. НАР даже оснащались мощными объемно-детонирующими БЧ.

Как это работает

Неуправляемая авиационная ракета летит по «смешанной» траектории. В момент выхода из блока и пока работает двигатель, НАР летит как ракета. Раскрывающиеся перьевые стабилизаторы раскручивают ее для обеспечения устойчивости полета. Этот этап полета неуправляемой ракеты — прямолинейный. На этом участке полета взрыватель ракеты переводится в боевое положение. Как только твердотопливный двигатель заканчивает свою работу, НАР приобретает свойства обычного снаряда и продолжает полет по баллистической траектории, т.е. так же как брошенный горизонтально камень.

Как вы понимаете, дальность полета ракеты зависит от того «насколько сильно брошен камень» или от начальной скорости полета, которая складывается из скорости самой ракеты и скорости самолета или вертолета, с которого она запущена. 

Существует несколько способов применения НАР: с пикирования и с кабрирования. Наиболее эффективным и точным является пуск ракет с пикирования. Вертолет подходит к цели на предельно малой высоте. Перед атакой летчик делает горку, в верхней точке осуществляет прицеливание. Как правило, на него уходит не более 2-3 секунд, и с легкого пикирования производит пуск неуправляемых ракет. После этого вертолет осуществляет резкий отворот с одновременным снижением уходя от цели. Применение НАР с самолета производится аналогично, правда самолет летит быстрее и выше, поэтому дальность пуска у самолета больше.

Пуск НАР с кабрирования используется гораздо реже и нужен для того чтобы «перекинуть» ракеты через препятствие, например через холм. При этом траектория ракеты становиться более крутой и позволяет поражать противника сверху. Недостатком этого способа является большое рассеивание ракетного залпа, что уменьшает эффективность поражения цели.

Но в любом из этих случаев одновременный залп, например двух вертолетов Ми-24, в котором будет 160 штук 80 мм НАР, превратит площадь размером с футбольный стадион в море огня и не оставит шансов противнику.

Найдите отличия

Чем же отличается новая ракета от тех, которые уже много лет вылетают огненным шквалом из блоков вертолетов и самолетов? Прежде всего изменился твердотопливный двигатель ракеты. Более совершенное топливо и конструкция позволили сделать его меньше и легче, а тягу больше. За счет освободившегося внутреннего объема и уменьшения общей массы ракеты удалось увеличить мощность БЧ ракеты. Масса взрывчатого вещества существенно выросла и достигла 2,9 кг. Кроме этого на корпусе БЧ были сделаны специальные насечки, которые позволили при взрыве сформировать правильное осколочное поле и повысить эффективность поражения цели. Осколок имеет заданную массу 3-6 грамм.

Применение ракеты практически полностью идентично старым ракета С-8. Для пуска с вертолета подходит штатный блок Б8-В20, который вмещает в себя двадцать ракет калибра 80 мм. Единственное, что, по словам представителя НПО СПЛАВ Виталия Васильева, потребует модификации, это авиационный прицел. В него нужно внести новые данные по баллистике ракеты.

Это связано с тем, что ракета получила высокоэнергетичный двигатель, и соответственно изменилась траектория ее полета. Ракета летит дальше и быстрее. Ее заявленная дальность полета — 6000 метров. К сравнению у С-8 с кумулятивно-осколочной БЧ максимальная дальность достигала 4000 метров, эффективная примерно 2000 метров. Согласитесь, пара километров дистанции в современном бою совсем никому не помешает. Сразу скажу — дальность нашей ракеты, по сравнению с американским аналогом Hydra-70, меньше, но размер и мощность БЧ существенно больше.

Давайте сравним

Попробуем сопоставить технические данные ракет: дальность эффективного пуска в оптимальных условиях, массу боевой части и взрывчатого вещества. Понятно, что это сравнение примерно и весьма условно, но…

 Марка НАР

Дальность, м

Масса БЧ / ВВ, кг

С-8

4000

3,6 / 1,0

С-8ОФП

6000

9,5 / 2,9

Hydra-70 М151 (2014)

8000

3,9 / 1,0

Мы видим, что до сегодняшнего момента американский НАР долгое время превосходил наш по эффективности. Причина тому достаточно простая — конструкторы Lockheed Martin Ordnance Systems непрерывно продолжали совершенствование своей ракетной системы. Разрабатывались новые двигатели, системы стабилизации полета и боевые части. Мы же продолжали использовать старые советские технологии, наши политики и их друзья занимались перестройкой, гласностью,  развалом страны и дележом того что оставалось, а нашей промышленности было рекомендовано вместо ракет производить кастрюли…

Назад в будущее

Сейчас совсем другое время и мы возвращаем потерянные позиции. Предприятия обновляются, конструктора создают новые, высокотехнологичные изделия. Один из результатов этого — новое изделие НПО СПЛАВ, которое имеет не только увеличенную дальность, но и существенно более мощную БЧ.

По максимальной дальности стрельбы мы до сих пор отстаем от американцев, хотя давайте подумаем, насколько это критично. Дальность стрельбы конечно важный показатель, и позволяет вести огонь вне зоны поражения средств ПВО противника, но ведь ракета то неуправляемая!

Как уже было сказано после того как отработал реактивный двигатель ракета продолжает свой полет по баллистической траектории. На нее начинают оказывать существенное влияние различные параметры окружающей среды, например боковой ветер Траектория ракеты начинает отклоняться от заданной, площадь рассеивания боеприпасов увеличивается а плотность огневого поражения уменьшается. Цель поразить становиться сложнее. Поэтому эффективная дальность пуска с вертолета составляет примерно 1,5-2 км.

Чтобы этого избежать ведущими зарубежными компаниями велось множество работ. Их целью было сделать неуправляемую ракету высокоточным боеприпасом. Этим занимались специалисты Lockheed Martin, Raytheon, Thales, BAE System и многие другие. Не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что эта затея изначально не имеет смысла. Ведь одним из основных преимуществ НАР является их низкая стоимость и как следствие массовость применения. Превращение НАР, особенно небольших калибров, в высокоточный боеприпас существенно увеличит его стоимость и сведет на нет весь смысл авиационных неуправляемых ракет. А вот увеличение мощности боевой части явно повысит эффективность боевого применения. Плотность огневого поражения существенно вырастет, а шансы на спасение у противника наоборот уменьшаться.

Хорошего вам МАКСа

Новая ракета находится еще в начале своего пути. Она сертифицирована для применения с вертолетов семейства Ми-8. На очереди другие российские вертолеты и самолеты. Не забываем и про зарубежный рынок. Нашей авиационной техники made in USSR & Russia там много, но это все в будущем. А в настоящем пройдитесь по павильонам авиасалона, посмотрите на новинки. Некоторые из них может и не так заметны и известны как ПАК ФА или Ка-52, но не менее важны и интересны. Посмотрите на новые разработки в сфере средств навигации, на новую летную амуницию, полетайте на тренажерах, а потом, заслышав грохот в небе, поднимите голову и насладитесь превосходной летной программой.

tvzvezda.ru

Неуправляемые снаряды стирают врагов с лица земли

В моде при любой погоде

Несмотря на век высоких технологий, тотальное применение высокоточных средств поражения, неуправляемое вооружение было и остается основной ударной силой в массированных наступательных операциях с применением авиационной техники. От больших до маленьких, авиационное ракетное вооружение с самого своего становления продолжает выполнять возложенные на него задачи.

Рождением реактивных снарядов в Советском Союзе принято считать середину-конец 1930-х годов, когда к применению был рекомендован один из первых советских неуправляемых реактивных снарядов РС-82, по виду больше напоминавший какую-нибудь алюминиевую болванку, чем смертоносное оружие. После всех испытаний и проверок неуправляемый авиационный снаряд приняли на вооружение в 1937 году. Блоками НАР (неуправляемых авиационных ракет) стали оснащать почти все современные истребители того времени.

Чудовищная огневая мощь, которую на испытаниях показывали самолеты с подвешенными контейнерами неуправляемых ракет, буквально не оставляла от мишеней камня на камне. Первое же боевое применение РС-82 у реки Халхин-Гол показало их невероятную эффективность – живая сила противника рассеивалась после первых же попаданий.

Больше и дальше

Те, кто бывал в горах и слышал работу вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25, сразу вспомнят, какой невероятный стоял вокруг свист, когда заходящая на цель и грохочущая боевая машина давала залп неуправляемым вооружением. Послевоенное время дало некоторую передышку советской оборонной промышленности, однако снижать обороты по линии разработки неуправляемого вооружения советские оружейники даже не думали. С-5, С-8, С-13 – все эти неуправляемые ракеты были разработаны в послевоенное время как дешевое и эффективное средство для уничтожения живой силы противника и легкой бронетехники на поле боя.

«Впечатления от первой боевой работы блоков НАР у меня до сих пор перед глазами. Словно вчера это было, – рассказывает в интервью «Звезде» майор ВВС России Александр Юров. – Нажатие на гашетку и следующие несколько секунд зубной боли, тряски в коленях, вибрации, а потом резкий маневр, разворот и заход на следующую стрельбу. Такое не забывается. Земля потом докладывала «Спасибо, летун! Пацаны подарками довольны!«»

Залпы неуправляемых авиационных ракет, по словам майора российских ВВС, особенно С-5 и С-13, не оставляют от врага буквально ничего.

«Все дело в том, какую боевую часть используют эти боеприпасы. Большинство из неуправляемого вооружения имеют осколочно-фугасную БЧ, однако есть и довольно редкие, так сказать, комбинированные версии», – поясняет в интервью «Звезде» Александр Юров.

«57-миллиметровая С-5 имеет очень интересную модификацию, которая называется С-5КО. Боевая часть этой ракеты оказывает на противника помимо сильного слабительного эффекта еще и кумулятивно осколочный. Такой ракетой можно дробить броню до 150 миллиметров точно, до 170 миллиметров – по бумагам. Ну, и про осколки не стоит забывать. Живая сила противника от такой не уцелеет», – рассказал майор российских ВВС.

Более крупная авиационная ракета С-8 (калибром 80 мм) тоже имеет помимо обычных осколочно-фугасных типов ракет и экзотические боевые части, которые встречаются разве что в авиабомбах. С-8БМ – совершенно уникальная в техническом отношении ракета. Бетонобойная боевая часть ракеты весом чуть более 15 килограммов способна после попадания разворотить стенки укрепления толщиной до метра, а групповое попадание таких ракет и вовсе оставит от бетонного бункера или блокпоста маленький кратер. Дальность пуска такой ракеты варьируется от километра до двух.

Самый крупный из всех

Есть среди отечественного неуправляемого вооружения помимо «маленьких, да удаленьких» и настоящие монстры, которые совершенно не похожи на неуправляемую ракету. Боеприпасы с литерой С-25 для любого летчика – это настоящий синоним слова «завершение». Попадание неуправляемой ракеты в скопление живой силы противника фактически означало бы окончание боевой работы.

Несмотря на то, что как и большинство боеприпасов с «неуправляемым» характером, С-25 планировался как средство для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой, случай выведения из строя тяжелой бронетехники тоже имел место быть. В середине 80-х годов на испытаниях летчик советских ВВС по фамилии Стриженков уложил неуправляемый боеприпас С-25-О ровно в район двигателя танка ИС-3, задействованного в качестве мишени.

«Когда пыль рассеялась, а все осколки улеглись, то наблюдатели обнаружили, что тяжеленный танк, который наводил ужас на любого противника, исчез. Ну, буквально, в прямом смысле этого слова. Башню танка нашли в 15 метрах, а корпус, точнее, то, что от него осталось, представлял собой передний бронелист и днище. Катки и траки, насколько мне известно, не нашли», – рассказал военный историк и эксперт в области ракетного вооружения Константин Швец.

История применения таких боеприпасов, как С-25, – это каждый отдельно проработанный план и ювелирная, точная работа. Применение столь мощных боеприпасов доверяли летчикам экстра-класса, а результаты попаданий почти никогда не проверяли.

Популярность

За массовость, дешевизну и эффективность советские неуправляемые ракеты заслужили славу надежного оружия, если не сказать абсолютного. К несчастью, пользоваться советским оружием начали не только борцы за мир – вооруженные формирования в Африке и в Азии, занятые борьбой за власть, все чаще стали использовать неуправляемые ракеты. Правда, не совсем так, как это задумывали создатели.

Особенно преуспели в создании недорогого и мобильного оружия афганские моджахеды, которые монтировали блоки НАР в кузов какого-нибудь джипа, предварительно сняв вооружение со сбитого вертолета Ми-8. Такое оружие было вполне эффективно – обстрелять позиции советских солдат и моментально уйти получалось почти всегда.

Советский спецназ, пару раз ловивший такие «боевые колесницы», удивлялся, насколько все просто и в то же время сердито было сделано.

«В современном виде такие автомобили можно наблюдать во многих районах Сирии, Ливии, которые контролируются террористами. Они не гнушаются устанавливать такие системы в кузов автомобиля. Это – несмотря на то, что пламя от выстрелов в девяти случаях из 10 сжигает машину, с которой ведется огонь», – рассказывает востоковед и военный историк Олег Васильев.

Неуправляемое вооружение, даже несмотря на почтенный возраст, используется везде – в самолетах и вертолетах. Современные средства поражения – такие, как противотанковые комплексы отечественного производства, то и дело соседствуют с блоками НАР характерной круглой формы. Военные эксперты в один голос утверждают, что несмотря на высокоточное оружие, неуправляемое вооружение было, есть и будет важной частью авиационного вооружения, способного моментально подавлять противника на поле боя.

/Дмитрий Юров, tvzvezda.ru/

army-news.ru

Неуправляемые авиационные ракеты, используемые в Сирии » Военное обозрение

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) стали одним из основных средств воздушного поражения, стоящих на вооружении ВВС Сирии, пишет Вестник Мордовии.
Первыми НАР, применявшиеся вертолетами Ми-8/17, стали 57-мм С-5.

«Ракеты С-5 были приняты на вооружение еще в 1955 году. За это время было создано множество модификаций данного оружия, которые отличались типами боевых частей. Были варианты с осколочными, кумулятивными, кумулятивно-осколочными, осветительными и дипольными БЧ. Одной из последних версий является модификация с 1000 стреловидных поражающих элементов», – пишет агентство со ссылкой на военного эксперта Юрия Лямина.

Длина ракеты С-5 – 882 мм, вес – 3,86 кг, дальность полета – 1800 м. Отмечается, что кроме вертолетов их также применяли Су-23М4 и учебно-боевые Л-39.

В настоящее время наиболее распространенной моделью является С-8. «В зависимости от модификации вес НАР С-8 составляет от 11,3 до 15,2 кг. Ракеты могут иметь различные боевые части: кумулятивно-осколочные с двумя тысячами «стрел» для поражения живой силы, объемно-детонирующие, бетонобойные, осветительные и др.», – говорится в статье.

Прицельная дальность стрельбы такими ракетами составляет около 2 км, при этом отклонение от точки прицеливания достигает 6 м.

С-8 применяются как с вертолетов, так и с самолетов, в т.ч. с истребителей МиГ-29.

«Самыми мощными неуправляемыми ракетами, которые использовались в этой войне, стали тяжелые 240-мм С-24 весом в 235 кг и длиной в 2 метра 30 см. Масса боевой части – 123 кг. Скорость полета – 430 м/с, дальность – до 2 км. С-24 применялись, в основном, истребителями МиГ-21», – пишет автор статьи Лев Романов.

topwar.ru

НАР Википедия

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится к ракетам как воздушного базирования, так и наземного.

История[ | ]

В 1912 году русский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет с электрозапалом, калибр ракет — 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет — 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

14 октября 1943 года в небе над Германией состоялся воздушный бой с применением НАР заграждения, отстреливаемых залповым способом («снопом»). Немецкие истребители-перехватчики успешно применили указанное оружие для отражения налёта союзнической бомбардировочной авиации с баз в Великобритании. По словам уцелевшего командира 384-й бомбардировочной группы ВВС Армии США полковника , американские тяжёлые бомбардировщики B-17 Flying Fortress, направленные с заданием нанесения бомбо

ru-wiki.ru

Неуправляемая авиационная ракета — Википедия

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного базирования, так и наземного.

В 1914 году, во время Первой мировой войны, русский офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский офицер Ле Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и английскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали от 6 до 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на больших дальностях. Так к примеру точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[2].

www.wikiznanie.ru

Неуправляемая авиационная ракета Википедия

Неуправляемая ракета С-5М Су-25, хорошо видны блоки с НАР под крылом

Неуправляемая авиационная ракета (аббр. — НАР) — вид авиационных средств поражения. После пуска ракета совершает неуправляемый полёт. В литературе также можно встретить устаревшее обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится к ракетам как воздушного базирования, так и наземного.

История

В 1912 году русский морской офицер Н. А. Яцук в книге «Воздухоплавание в морской войне» высказал мысль об использовании ракет для вооружения самолётов. В том же году И. В. Воловский предлагал два варианта «реактивной митральезы» — блоков на 20 либо на 50 ракет с электрозапалом, калибр ракет — 2 дюйма (50,8 мм), длина ракет — 40 дюймов (1015 мм), но проект реализован не был.

Через несколько лет идея нашла практическое воплощение — французский морской офицер Ле-Приер сконструировал боевые пороховые ракеты для самолётов. Они с успехом применялись французскими и британскими летчиками для уничтожения немецких аэростатов наблюдения. На самолёте обычно устанавливали 6 или 8 ракет[1].

Впервые в мире подобное оружие в бою было применено 20 августа 1939 года лётчиками ВВС РККА группы капитана Н. Звонарева в конфликте на реке Халхин-Гол — вылетев в 16 часов на выполнение боевого задания по прикрытию советских войск, лётчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко под командованием капитана Н. Звонарёва над линией фронта встретились с японскими истребителями. По сигналу командира все пятеро произвели одновременный залп НАР РС-82 с расстояния около километра и сбили два японских самолёта.

Во время Второй мировой войны НАР применялись Королевскими ВВС Великобритании, Люфтваффе, ВВС США и ВВС РККА против наземных и воздушных целей.

14 октября 1943 года в небе над Германией состоялся воздушный бой с применением НАР заграждения, отстреливаемых залповым способом («снопом»). Немецкие истребители-перехватчики успешно применили указанное оружие для отражения налёта союзнической бомбардировочной авиации с баз в Великобритании. По словам уцелевшего командира 384-й бомбардировочной группы ВВС Армии США полковника , американские тяжёлые бомбардировщики B-17 Flying Fortress, направленные с заданием нанесения бомбового удара по промзоне Швайнфуртского завода по производству шарикоподшипников, встретили в пути немецких истребителей-перехватчиков — бортовое стрелково-пушечное вооружение бомбардировщиков позволяло на равных вести бой с перехватчиками, но те не стали приближаться на расстояние досягаемости огня противника, начав обстрел ракетами залповым способом с расстояния около 2 тысяч ярдов (1,8 км). По словам Пизли, НАР на начальном участке траектории полёта оставляли за собой двухсотметровый дымовой след, а их взрыв в диаметре вдвое превышал разрывы крупнокалиберных снарядов зенитной артиллерии. Каждый перехватчик имел под крыльями четыре орудийных блока с НАР, которые были оснащены неконтактными взрывателями, разрываясь на расстоянии, помимо фугасного действия взрывной волны, пробивали обшивку обстреливаемого самолёта готовыми поражающими элементами типа осколочного кожуха, которые были извлечены по возвращении техниками наземного обслуживания. Американский журнал «Тайм» сообщил, что таким образом немцам удалось за один бой 14 октября сбить шестьдесят американских B-17 (что по всей вероятности является преувеличением)[2].

В настоящее время НАРами вооружаются и вертолёты.

По сравнению с пушечным вооружением НАР имеют бо́льшую прицельную дальность, но всё же имеют слишком большое рассеивание на большой дальности полёта. Так, к примеру, точность НАР С-8 при пуске на максимальную дальность — около 0,003 от дальности[3].

См. также

Примечания

Литература

  • Марковский К., Перов М. Наследники «ЭрЭсов» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 10. — С. 21—23. — ISSN 0130-2701.
  • Германов Н. Неуправляемые авиационные ракеты (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М.: «Красная Звезда», 1982. — № 7. — С. 54—58. — ISSN 0134-921X.

Ссылки

wikiredia.ru

Неуправляемая авиационная ракета — это… Что такое Неуправляемая авиационная ракета?

  • Неуправляемая авиационная ракета R4M — R4M (здесь R нем. Rakete, 4 масса снаряженной ракеты в кг, а М нем. Minenkopf (с фугасной боевой частью)) неуправляемая авиационная ракета класса «воздух воздух». Разработана в Германии в конце Второй мировой войны и …   Википедия

  • Авиационная неуправляемая ракета — Су 25, хорошо видны блоки с НАР под крылом. НАР неуправляемая авиационная ракета. В литературе можно встретить обозначение авиационных ракет как НУРС, однако эта аббревиатура имеет более широкое значение и относится как к ракетам воздушного… …   Википедия

  • Ракета авиационная — оружие боевой авиации для поражения воздушных и наземных целей, использующее для доставки боеприпаса к цели реактивный двигатель. Существуют неуправляемые и управляемые Р. Неуправляемая авиационные Р. (НАР) состоит из боевого снаряжения (заряд… …   Энциклопедия техники

  • ракета — Рис. 1. Аэродинамические схемы управляемых авиационных ракет. ракета авиаци …   Энциклопедия «Авиация»

  • ракета — Рис. 1. Аэродинамические схемы управляемых авиационных ракет. ракета авиац …   Энциклопедия «Авиация»

  • ракета — Рис. 1. Аэродинамические схемы управляемых авиационных ракет. ракета авиаци …   Энциклопедия «Авиация»

  • ракета — Рис. 1. Аэродинамические схемы управляемых авиационных ракет. ракета авиац …   Энциклопедия «Авиация»

  • С-25 ракета — С 25 неуправляемая авиационная ракета. Разработана в КБ Точмаш . С 25 предназначены для уничтожения техники и живой силы противника. Ракета принята на вооружение в ВВС СССР в июне 1975 г . Данными ракетами оснащаются различные типы самолетов .… …   Википедия

  • Словесные названия российского оружия — …   Википедия

  • Як-141 — Як 141 …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *