Содержание

Многоликая тактическая ракета Х-25 | Военное обозрение

Переход от ручного командного наведения к системам самонаведения обеспечил существенное повышение эффективности авиационно-ракетных комплексов. В 1970 году в СССР была начата разработка тактической ракеты класса «воздух — поверхность» с полуактивной лазерной системой наведения — цель подсвечивалась лазерным лучом, ракета наводилась по отражённому лучу.

От «двадцать третьей» к «двадцать пятой»

Разработка ракеты велась в ОКБ-455 (ОКБ «Звезда») под руководством Ю. Н. Королева, затем — В. Н. Бугайского. За основу была взята схема уже проходившей испытания ракеты Х-23 того же ОКБ, что позволило ускорить процесс разработки. Новая ракета получила индекс Х-25 (заводской индекс «изделие 69»). Лазерная ГСН разрабатывалась в ЦКБ «Геофизика» (главный конструктор Д. М. Хорол), лазерный дальномер-целеуказатель — на Уральском оптикомеханическим заводе. Активное участие в работах принимало ОКБ П. О. Сухого.

Противорадиолокационная авиационная ракета Х-25МП

Уже в августе 1973 года ракета поступила на государственные испытания. 3 февраля 1976 года ракета Х-25 принята на вооружение в составе комплекса Су-17КГ с самолётной лазерной станцией подсветки цели «Прожектор-1». В США и НАТО ракета Х-25 получила обозначение AS-10 Karen.

Схема Х-25

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением крыла и рулей, оснащена твердотопливным двигателем ПРД-228 с двумя боковыми соплами. В головной части установлена лазерная полуактивная ГСН 24Н1 со следящим координатором цели. Для подсветки целей могла использоваться самолётная или наземная лазерная станция.

Носителями ракет серии Х-25 могли выступать самолёты Су-17М, Су-24М, Су-25, Су-27, МиГ-23БК, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31БМ, Як-38, ракеты Х-25МЛ — также вертолет Ка-50.

Осколочно-фугасная боевая часть Ф25-1М несла готовые стальные осколки. В хвостовой части размещена дополнительная боевая часть Ф25-2М, что не только увеличило поражающее действие ракеты, но и улучшило её центровку.

Универсальная, модульная

В 1978 году было принято правительственное постановление о разработке модульного ряда ракет класса «воздух — поверхность». Все варианты ракеты должны были выполняться на основе единого базового модуля с общими подсистемами. Это должно было сократить затраты на разработку, производство и эксплуатацию ракет, упростить адаптацию к различным носителям, дать возможность собирать нужные варианты непосредственно в строевых частях в зависимости от конкретной задачи и условий ее выполнения, увеличить запас по модернизации. Сменные системы наведения позволили бы заменить одной серией ракет несколько моделей — Х-23М, Х-25 и Х-27ПС — и поражать широкий диапазон малоразмерных наземных и надводных целей. ОКБ «Звезда» провело разработку ракеты на основе Х-25.

Первые варианты ракеты были приняты на вооружение уже в 1981 году. Базовая Х-25М («изделие 71») имела единые для всех вариантов двухрежимный твердотопливный двигатель ПРД-276, автопилот СУР-273, боевую часть Ф-27, оперение, энергоблок.

Лазерный вариант

Ракета Х-25МЛ («изделие 713») оснащена той же лазерной ГСН 24Н1. Наведение осуществлялось по методу пропорциональной навигации.

Самолётный лазерный дальномер-целеуказатель «Клён» обеспечивал подсветку цели при атаке с пикирования под небольшим углом или с горизонтального полёта, имел варианты «Клён-ПС» для самолётов Су-17МЗ/М4, Су-25 и «Клён-ПМ» для МиГ-27М/Д. В лазерно-телевизионной системе «Кайра» (самолёты Су-24М и МиГ-27К) электронно-оптический видикон выдавал на индикатор пилота увеличенное изображение местности, позволявшее обнаружить и захватить цель. Возможна подсветка цели пилотом (удержанием цели в перекрестии) и в автоматическом режиме — автоматическая следящая система удерживала луч на выбранной цели с использованием бортовой ЦВМ. Угол отклонения луча позволял самолёту с системой «Кайра» выполнять противозенитный маневр, оставляя цель на автосопровождении.

Радиокомандная, противорадиолокационная и другие

Ракета Х-25МР («изделие 714») несёт в хвостовой части приёмную аппаратуру системы радиокомандного наведения «Дельта», заимствованную от ракеты Х-23М, с рупорной приёмной антенной и трассером на кронштейне.

Многоцелевая ракета Х-25МЛ на авиационном пусковом устройстве

Противорадиолокационная ракета Х-25МП («изделие 711» и «изделие 712») оснащена сменной пассивной РЛ ГСН, рассчитанной на диапазон частот РЛС американских ЗРК «Хок» и «Усовершенствованный Хок». В США и НАТО ракета получила обозначение AS-12 Kegler.

Модификация Х-25МПУ отличается расширенным диапазоном частот РЛ ГСН, что расширило номенклатуру поражаемых целей (включая ЗРК «Кроталь» и «Роланд»). Инерциальная система наведения обеспечивает Х-25МПУ наведение на РЛ-цель в случае прекращения ее работы. Значительно увеличена дальность стрельбы. Позднее были созданы модификации Х-25МТ и Х-25МТП соответственно с телевизионной и с тепловизионной ГСН. Последний вариант должен был обеспечить круглосуточное и всепогодное применение ракет.

Ракеты подвешивались на пусковые устройства АПУ-68/68УМ и их варианты.

Можно заметить, что различные варианты систем наведения роднят Х-25М с американской AGM-65 «Мэйверик», хотя и с иными датами принятия и иной последовательностью модификаций.

militaryreview.ru

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-25 (СССР) » Военное обозрение

Первые отечественные авиационные ракеты малой дальности класса «воздух-земля», Х-66 и Х-23, позволяли с высокой вероятностью поражать малоразмерные наземные цели, однако не были лишены недостатков. Вооружение этих типов оснащалось системами управления с использованием радиоканала. Так, Х-66 автоматически удерживалась в луче радиолокационной станции, а Х-23 управлялась командами с самолета-носителя. Подобное управление обеспечивало приемлемую точность попаданий, однако затрудняло боевую работу. Пилоту самолета-носителя ракеты приходилось удерживать боевой курс до момента попадания в цель, что в боевой обстановке было связано с высокими вероятностями поражения зенитными средствами противника. Для уменьшения рисков требовалось создать ракету с иной системой управления.

С конца шестидесятых годов советские инженеры работали над созданием перспективных систем наведения для управляемых ракет. В частности, велась проработка полуактивных лазерных головок самонаведения. Подобной системой планировалось оснастить модификацию ракеты Х-23 под названием Х-23Л. Тем не менее, в силу определенных причин этот проект остался на бумаге. В 1970 году было решено делать не модификацию существующего боеприпаса, а полностью новую ракету, в которой, однако, предлагалось использовать наработки по существующим проектам.

Головным предприятием проекта Х-25 или «Изделие 69» стало ОКБ «Звезда», уже принимавшее активнейшее участие в создании управляемого авиационного вооружения. Разработку нового оружия вновь возглавил Ю.Н. Королев. За создание лазерной ГСН отвечало ЦКБ «Геофизика». Новую ракету изначально предлагалось интегрировать в комплекс вооружения существующих и перспективных самолетов, из-за чего к проекту с самого начала привлекли ОКБ П.О. Сухого. Предполагалось, что основными носителями изделия Х-25 станут именно самолеты марки «Су».

Создание новых компонентов и освоение перспективных технологий было достаточно сложным делом, из-за чего разработка проекта затянулась на несколько лет. Только в 1973 году удалось приступить к сборке опытных ракет, которые планировалось использовать в испытаниях. Первые пробные пуски показали необходимость дальнейших доработок ракеты, в результате чего работы затянулись еще на несколько лет.

При разработке «Изделия 69» специалисты «Звезды» приняли решение использовать компоновочные решения и некоторые агрегаты, заимствованные из проектов Х-66 и Х-23. Подобный подход к конструированию сулил некоторое упрощение серийного производства новых изделий, поскольку уже было налажено изготовление некоторых компонентов для существующих ракет.

Изделие Х-25 получило обновленный цилиндрический корпус с коническими головным и хвостовым обтекателями. Длина корпуса – 3,75 м, максимальный диаметр – 275 мм. В носовой части корпуса сохранились Х-образные рули, в хвостовой – крыло размахом 850 мм. Компоновка внутренних объемов корпуса была заимствована из предыдущих проектов, однако претерпела большие изменения. Внутри головного обтекателя с прозрачным колпаком разместили аппаратуру полуактивной лазерной ГСН. Позади головного отсека находились рулевые машинки и часть электрооборудования. Среднюю часть ракеты занимала осколочно-фугасная боевая часть, позади которой поместили твердотопливный ракетный двигатель с двумя соплами на боковой поверхности корпуса. Рядом с крыльями находился еще один отсек для автоматики. Системы управления предыдущих ракет располагались в хвостовой части корпуса. Изменение компоновки, связанное с новой ГСН, привело к освобождению хвостового обтекателя и изменению балансировки. Для компенсации потери веса в хвосте ракеты Х-25 поместили сравнительно небольшую дополнительную боевую часть.

За счет применения новых комплектующих ракета Х-25 заметно потяжелела по сравнению со своими предшественниками. Ее стартовый вес достиг 320 кг.

Для ракеты Х-25 был создан новый твердотопливный двигатель ПРД-228 с двумя соплами, вынесенными на боковую поверхность корпуса. Такая силовая установка должна была разгонять ракету до скорости порядка 800-850 м/с. Обеспечивалась дальность полета до 10 км.

Для поражения цели ракета «Изделие 69» должна была нести сразу две боевые части. В средней части корпуса находился блок Ф25-1М общим весом 112 кг с 80-килограммовым зарядом взрывчатого вещества. Вокруг заряда располагались готовые поражающие элементы. В хвостовом отсеке ракеты предлагалось установить дополнительную боевую часть Ф25-2М, имевшую массу 24 кг и заряд 13 кг. Вторая боевая часть предназначалась для решения сразу двух задач: она повышала могущество боеприпаса, а также обеспечивала требуемую балансировку.

Специально для новой управляемой ракеты ЦКБ «Геофизика» разработало полуактивную лазерную головку самонаведения 24Н1. Это изделие было построено по схеме, теперь считающейся классической для подобного оборудования. В состав ГСН вошли неподвижный фотодетектор, подвижный координатор (фокусирующая система), а также блок обработки сигналов и выдачи команд управления. Для наведения ракеты должен был использоваться лазерный луч, направленный на цель. Задачей лазерной ГСН был поиск пятна отраженного света и выработка команд для рулевых машинок.

Изначально предполагалось, что целеуказание будет осуществлять специальная аппаратура самолета-носителя. Для оснащения существующих и перспективных самолетов был разработан контейнер лазерной аппаратуры «Прожектор-1». Он мог использоваться с самолетами различных типов. К примеру, в ходе первых испытаний носителями ракет и контейнера были истребители Су-7БМ и Су-17М.

Основные работы по проекту Х-25 завершились в начале 1973 года. Зимой того же года были проведены первые запуски с самолетов Су-7БМ и Су-17М. В ходе первого этапа испытаний было проведено 36 тестовых полетов с 12 запусками ракет. В одном из пусков с самолета были сброшены сразу две ракеты. Первые проверки показали жизнеспособность предложенных идей, а также позволили выявить имеющиеся проблемы. Конструкторам пришлось провести доводку проекта.


Одна из претензий касалась использованных самолетов-носителей. В связи с этим дальнейшие испытания проводились с применением истребителей-бомбардировщиков Су-17М2, которые оснащались более новым и совершенным прицельным оборудованием. По некоторым данным, в государственных испытаниях 1974 года применялся самолет Су-17М2, прошедший модернизацию и получивший новое обозначение Су-17МКГ («Модернизированный с квантовым генератором»). Самолет-носитель выполнил 69 полетов с 30 пусками ракет. В том же в 74-м испытывался авиационный ударный комплекс на базе самолета МиГ-23БК (МиГ-27К), оснащенный прицельной системой «Кайра».

В 1974 году на вооружение ВВС СССР был принят новый ракетный комплекс в составе управляемой ракеты «воздух-земля» Х-25 и контейнерной системы «Прожектор-1» с лазерным дальномером «Фон». Контейнер позволял отклонять лазерный луч в вертикальной плоскости, благодаря чему запуск ракеты мог осуществляться не только в пикировании, но и в горизонтальном полете. Возможности системы «Прожектор-1» позволяли производить запуск на скоростях 730-1000 км/ч на высотах 500-4000 м. Допустимая дальность пуска лежала в пределах 3-7 км.

При помощи системы «Прожектор-1» можно было поражать цели с круговым вероятным отклонением 6,4 м. Для этого летчик должен был в течение некоторого времени сохранять курс самолета и удерживать прицельную марку на выбранной цели. Поскольку лазерный луч мог перемещаться только в вертикальной плоскости, такой способ применения управляемой ракеты Х-25 напоминал методики использования Х-66 и Х-23. Для надежного поражения цели пилоту требовалось удерживать цель в прицеле на протяжении примерно 10 с.

Вскоре ракету Х-25 «научили» работать и с другими устройствами целеуказания. На самолетах Су-17М3, Су-17М4, Су-25 и МиГ-27М использовались лазерные дальномеры-целеуказатели семейства «Клен». В составе этих систем имелись механизмы, позволявшие отклонять луч лазера в пределах сектора шириной 24° в горизонтальной плоскости и от +6° до -30° в вертикальной. Наибольшая эффективность поражения цели с использованием системы «Клен» достигалась при пуске с пикирования. Тем не менее, летчик имел возможность атаковать в горизонтальном полете, а также делать некоторые небольшие маневры.

Самым совершенным целеуказателем для ракеты Х-25 являлась лазерно-телевизионная система «Кайра», устанавливавшаяся на самолетах МиГ-27К и Су-24М. При ее использовании поиск цели производился при помощи видеосистемы с возможностью увеличения изображения. Наведение осуществлялось в полуавтоматическом режиме: от летчика требовалось удерживать цель в прицеле, а автоматика самостоятельно направляла на нее лазерный луч. При определенных условиях система «Кайра» позволяла атаковать цели не только в передней, но и в нижней полусфере, буквально под самолетом. Для этого оптико-электронный блок с лазером мог «заваливаться» в вертикальной плоскости на угол более -90°.

С конца семидесятых годов советские инженеры работали над дальнейшим развитием управляемой ракеты Х-25. В течение нескольких лет был создан ряд новых модификаций этого оружия, отличавшихся от базового изделия характеристиками, использованными комплектующими и т.д. Кроме того, закладывалась унификация новых изделий по различным компонентам. Список модификаций ракеты, появившихся с начала восьмидесятых годов, выглядит следующим образом:
— Х-25МА. Версия ракеты с активной радиолокационной головкой самонаведения. Новый блок аппаратуры был выполнен в виде отдельного модуля, устанавливаемого вместо базового головного обтекателя. Такие доработки привели к увеличению длины ракеты до 4,3 м. Прочие характеристики остались на прежнем уровне. С конца девяностых годов предлагается зарубежным заказчикам;
— Х-25МЛ. От базовой ракеты отличается набором использованных комплектующих. Кроме того, была применена новая система управления, удерживающая ракету на курсе. Характеристики изделия в основном остались на прежнем уровне;
— Х-25МП. Для уничтожения РЛС противника была разработана ракета с пассивной радиолокационной ГСН. Ракеты Х-25МП оснащались ГСН двух типов: ПРГС-1ВП и ПРГС-2ВП, предназначавшихся для атаки целей различных видов. Как и в случае с изделием Х-25МА, новые системы наведения были выполнены в виде отдельных головных модулей и поэтому увеличивали длину ракеты;
— Х-25МПУ. Усовершенствованный вариант противорадиолокационной ракеты с обновленной ГСН, способной засекать зарубежные РЛС новых типов. Кроме того, ракета имела инерциальную навигационную систему, позволявшую продолжать полет и производить повторный поиск захват цели после срыва атаки;
— Х-25МР. В определенной мере упрощенный вариант базовой Х-25 с радиокомандной системой управления. В хвостовой части корпуса имелся трассер для отслеживания движения ракеты. Управление осуществлялось с борта самолета-носителя;
— Х-25МТ. Модификация с телевизионной системой наведения. За счет некоторых усовершенствований способна поражать цели на дальностях до 20 км. Телевизионная ГСН, как и в других случаях, выполнялась в виде специального головного модуля;
— Х-25МТП. Вариант с тепловизионной ГСН. По своим характеристикам соответствует другим ракетам семейства, однако может использоваться по принципу «запустил-забыл».

Ракета Х-25 использовалась во время конфликтов в Афганистане и в Чечне для уничтожения различных объектов противника. Для целеуказания применялось как оборудование самолета-носителя, так и наземная аппаратура. Полуактивное лазерное наведение обеспечивало приемлемую точность попаданий. В сочетании со сравнительно высоким могуществом боевой части новая ГСН позволяла уничтожать цели противника при минимальном расходе боеприпасов. Ракета Х-25 оказалась более удобным и эффективным средством, чем более старые Х-66 и Х-23 с управлением по радиоканалу.

За несколько лет производства было собрано не менее 20-22 тыс ракет Х-25 всех модификаций. Это оружие до сих пор состоит на вооружении военно-воздушных сил России. С появлением новых управляемых ракет Х-25 уступает им свое место, однако пока остается в арсеналах.

По материалам сайтов:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://aviaros.narod.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/

topwar.ru

Продукция

Основным недостатком командного метода наведения управляемого ракетного оружия на наземную цель, примененного в ракете Х-23, являлось увеличение нагрузки на летчика. Обнаружив цель, летчику приходилось до момента поражения цели непрерывно удерживать трассер ракеты на линии «самолет-цель», продолжая при этом пилотировать самолет; одновременно он вынужден был следить за воздушной обстановкой и вести боевое маневрирование, уклоняясь от самолетов противника и зенитного огня. Для повышения боевой эффективности авиационных управляемых ракет требовались кардинально новые принципы наведения, позволявшие «разгрузить» летчика.

В конце 60-х годов в СССР была проведена комплексная научно-исследовательская работа (НИР) с участием ОКБ Калининградского машиностроительного завода (КМЗ, сейчас АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»), Московского машиностроительного завода «Кулон» (ОКБ Сухого П.О.), ГосНИИ АС (г. Москва) и ЦКБ «Геофизика» (г. Москва). Этот проект определял пути создания в приемлемых весах и габаритах станции подсвета цели с использованием лазеров на базе стекла, активированного неодимом, и чувствительных элементов ГСН, способных воспринимать сигнал станции подсвета, отраженный от различных подстилающих поверхностей, на дальностях до 8 км. Был проработан также облик ракеты с осколочно-фугасной боевой частью, вопросы размещения ее на самолете типа Су-7Б и принципы демпфирования луча станции подсвета цели, обеспечивающие удовлетворительную точность удержания его на цели в режимах пикирования и горизонтального полета самолёта. Итоги проведенной работы показали, что новый вид оружия дает существенный прирост эффективности действия фронтовой авиации, по сравнению с неуправляемыми ракетами и бомбами, при поражении разнообразных малоразмерных точечных целей. Прогнозировалось существенное повышение боевой эффективности таких ракет по сравнению с ракетами с радиолучевой системой наведения.

4 декабря 1970 года комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам приняла по результатам НИР решение № 308 о повышении тактико-технических характеристик самолета Су-7БМ (Су-17М). Это планировалось сделать за счет вооружения его ракетами Х-25 и снарядами УС-КГ с полуактивными лазерными ГСН при подсвете цели лучом оптического квантового генератора станции подсвета «Прожектор-1». Этим же решением ОКБ КМЗ определялось головным разработчиком ракеты Х-25 (изделие «69»).

6 мая 1972 года коллегия Министерства авиационной промышленности приняла решение в сжатые сроки разработать и изготовить ракету Х-25. Соответствующим приказом по заводу на главного конструктора Юрия Королева возлагалась обязанность обеспечить выпуск технической производственной документации для производства изделия «69». Руководителем разработки ракеты Х-25 назначили заместителя главного конструктора Вадима Коренькова.

Ракета Х-25 разрабатывалась на базе Х-23. От своей предшественницы она унаследовала аэродинамическую схему, имела те же консоли крыла, рули, двигатель. Однако аппаратура наведения (лазерная ГСН) располагалась теперь в носовом отсеке, а освободившееся место в хвостовом отсеке было использовано для размещения дополнительной боевой части Ф-25-2 массой 26 кг, содержащей 15 кг взрывчатого вещества и собственный предохранительно-исполнительный механизм. За ГСН находился отсек управления, но вместо рулевых блоков появились рулевые пневмоприводы и блок управления. Здесь же установили систему контактных датчиков.

Третий отсек отвели под предохранительно-исполнительный механизм и основную осколочно-фугасную боевую часть Ф-25-1М массой 111 кг, содержавшую 80 кг взрывчатого вещества и готовые стальные осколочные элементы. Четвертым отсеком стал пороховой ракетный двигатель ПРД-228, разработанный для ракеты Х-23, за ним – отсек энергообеспечения, включавший пневмоблок с редуктором, блок батарей, блок электропитания, элементы электроавтоматики, пневмопривод управления элеронами. Снаружи корпуса находились основные узлы крепления консолей крыла, а вверху – бортовой электроразъем для электросвязи с носителем. Возросшее электропотребление систем ракеты заставило увеличить количество ампульных батарей. Масса ракеты достигла 320 кг. В её конструкции применили систему управления ракетой (автопилот), сделавшую процесс наведения ракеты на цель более стабильным.

К маю 1973 года завод уже выпустил первые опытные образцы ракет Х-25. Заводские летные испытания проходили в мае – июле 1973 года. В ходе их проведения с самолета-носителя Су-7БМ выполнили несколько пусков программного варианта ракеты с целью определения реальных аэродинамических и баллистических характеристик, оценили правильность выбора динамических коэффициентов системы управления ракетой.

16 августа 1973 года начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-25 в составе авиационно-ракетного комплекса Су-7КГ. Подсвет цели осуществлялся как с борта самолета, так и с земли. Этот этап завершился в июне 1974 года. В ходе испытаний была проведена модернизация системы управления ракетой, позволившая улучшить характеристики стабилизации ракеты в момент старта.

Этап «Б» государственных совместных летных испытаний был проведен на самолете Су-17МКГ в августе-ноябре 1974 года и закончился с положительным результатом. В акте по результатам испытаний отмечалось: «Первая отечественная лазерная система вооружения «Прожектор», обеспечивающая самонаведение управляемых ракет Х-25 по малоразмерным наземным целям, подсвеченным оптическим квантовым генератором, значительно расширяет боевые возможности самолетов фронтовой авиации».

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР за № 90-35 от 3 февраля 1976 года и приказом № 0036 министра обороны ракету Х-25 и систему вооружения «Прожектор» приняли на вооружение ВВС.

По итогам реализации программы группе авторов в 1976 году было присвоено звание лауреатов Ленинской премии.

Ракета Х-25 серийно производилась с 1975 по 1983 год на КМЗ (с 2 ноября 1976 года – Калининградское производственно-конструкторское объединение «Стрела», а с 7 августа 1978 года – Калининградское производственное объединение «Стрела»).

В апреле 1986 года самолеты-штурмовики Су-25 впервые применили Х-25 по реальному (а не полигонному) противнику в Афганистане. Ракеты стали надежным оружием применительно к пещерам, зачастую неуязвимым для других видов оружия. Моджахеды использовали пещеры под склады и тайники, оборудовали мастерские по ремонту оружия (в пещерном городе на базе Джавара находился целый патронный завод). Изрытые норами горы превращались в естественные крепости. Устраивались огневые позиции, закрытые от обстрела снизу, и выбить оттуда противника артиллерия и танки не могли. Огонь с высившихся скал был губительно точен, а подобраться к ним не давали крутые откосы и завалы. При использовании авиации противник прятался в глубине под толстыми сводами, бомбы и НАР впустую крошили камни вокруг. Переждав налет, стрелки выбирались наружу и продолжали вести огонь. Точность попадания Х-25 была поразительной – ракеты удавалось укладывать точно во входы пещер и амбразуры, а их солидной боевой части с избытком хватало для уничтожения цели. При этом выявилось, что наилучшие результаты давала помощь наземного наводчика, хорошо знающего местность. Первое время лазерные целеуказатели монтировались на БТР и БМП импровизированно, затем их сменили штатные боевые машины авиационного наведения (БОМАН) на базе БТР-80.

По данным ОАО «ОКБ Сухого», всего в ДРА с Су-25 произвели 139 пусков управляемых ракет с лазерной ГСН.

Период с 1973 по 1990 год в истории предприятия отмечен выходом на качественно новый уровень конструкторской деятельности. Он характеризуется интенсивным творческим поиском, направленным на создание принципиально новых перспективных образцов ракетной техники.

В это время в ОКБ «Звезда» впервые в мире была сформулирована и научно обоснована концепция построения модульного ряда многоцелевых ракет, получивших впоследствии наименование «семейство ракет «воздух-поверхность», Х-25М.

Идея родилась из опыта разработки и серийного производства предыдущего поколения управляемого ракетного вооружения, созданного коллективом конструкторского бюро. Работа над ракетами Х-23, Х-25 и Х-27 выявила их значительную общность по основным подсистемам. Поэтому сущность модульной концепции заключается в выделении у группы ракет различного назначения общих подсистем, которые, будучи объединенными, образуют единый для всех ракет данного модульного ряда базовый модуль, тогда как стыкующиеся к ним сменные модули создают разнообразие типов ракет.
Применение модульного принципа построения ракет обеспечивало сокращение времени на разработку новых изделий, затрат на проведение их испытаний, упрощало адаптацию каждого типа вооружения к различным авиационным носителям, снижало общие затраты на переподготовку персонала в войсках, облегчало техническое обслуживание эксплуатирующими организациями.

Ведущая роль в создании семейства модульных ракет принадлежит заместителю главного конструктора Вадиму Коренькову, который совместно со специалистами МАИ много сил вложил в разработку технико-экономического обоснования модульной концепции.

В начале 70-х годов на вооружение ВВС и ВМС ряда зарубежных стран начали поступать тактические управляемые ракеты нового поколения. В частности, в США, опираясь на опыт Вьетнама, была создана и принята на вооружение УР AGM-65A Maveric с телевизионной системой самонаведения, способная поражать цели на дальности до 11–13 км. В конце 70-х появились новые модификации этой ракеты, AGM-65C, AGM-65D и AGM-65L, имеющие лазерные полуактивные или тепловизионные системы самонаведения. Новыми ракетами, значительно более эффективными, нежели УР Bullpup, американцы вооружили практически все боевые самолеты тактической авиации, а также палубные ударные самолеты.

Отечественное ракетостроение развивалось в начале 70-х годов также чрезвычайно интенсивно. Различные конструкторские бюро активно выполняли государственные заказы, создавая много образцов новой ракетной техники как класса «воздух-воздух», так и «воздух-поверхность». Каждая ракета разрабатывалась конструкторами изолированно от других изделий, поэтому вновь создаваемые образцы отличались друг от друга по размерам, диаметру, делению на отсеки, размещению отрывного разъема, по наземному оборудованию, например по конструкциям и размерам подъемников, и т.д. В результате возникла проблема эксплуатации всей этой техники: у авиационного полка появился «обоз», в частности, в виде многообразных тележек (на каждый тип ракеты для эскадрильи истребителей требовалось как минимум шесть тележек), многочисленных пусковых установок, переходных балок, держателей. А учитывая, что обычно в авиаполку имеется три эскадрильи, на вооружении каждой из которых несколько типов ракет, легко понять, что полк оказывался попросту нетранспортабельным. В результате он утрачивал свою боеспособность. Однако все многообразие ракетного вооружения создавалось для решения совершенно конкретных задач. Каждая ракета в боевой эффективности полка занимала собственную нишу. Другими словами, сумма всех типов ракетного вооружения обеспечивала общую боевую эффективность полка.

Таким образом, остро встал вопрос о сокращении типажа ракет, что, однако, не должно было вести к снижению уровня боевой эффективности войск. Главком ВВС СССР Павел Кутахов хорошо понимал остроту проблемы и очень жестко ставил эту тему перед промышленностью.

Основными принципами, заложенными в идеологию построения модульной ракеты Х-25М, были:

  • замена находящихся в производстве трех ракет Х-23М, Х-25 и Х-27ПС одной ракетой со сменными системами наведения;
  • возможность формирования в строевых частях необходимого облика ракеты;
  • возможность совершенствования данного класса оружия за счет применения новых типов боевых частей и перспективных систем наведения.

Создание модульной ракеты должно было позволить:

  • уменьшить количество типов ракет;
  • значительно снизить затраты и сроки на создание новых систем управляемого ракетного оружия;
  • сократить цикл мобилизационного развертывания на особый период;
  • создать семейство модульных элементов систем вооружения с достаточной степенью адаптации к динамично развивающейся ситуации на театре военных действий;
  • повысить эксплуатационную надежность систем вооружения;
  • упростить их эксплуатацию.

На первом этапе предполагалось унифицировать ракеты Х-23М, Х-25 и Х-27ПС, а в дальнейшем разработать для ракеты новые варианты модулей ГСН и боевого снаряжения. Активные проектные работы по формированию рациональной системы модулей начались в 1976 году. Технические предложения по модульной ракете, получившей обозначение Х-25М, были оформлены и выпущены в феврале 1978 года.

Ракета Х-25М проектировалась на первом этапе в следующих модификациях:

  • Х-25МП – противорадиолокационная ракета с ПРГС-1ВП или с ПРГС-2ВП для замены ракеты Х-27ПС;
  • Х-25МЛ – многоцелевая ракета с ГСН 24Н для замены ракеты Х-25;
  • Х-25МР – многоцелевая ракета с радиокомандной аппаратурой В-500 для замены ракеты Х-23.

Облик ракеты Х-25МП практически полностью совпадал с обликом ракеты Х-27ПС. Однако система управления ракетой была модифицирована путем введения в нее признака системы наведения и изменения закона управления, что позволило уменьшить минимальную дальность пуска у ракеты Х-25МП до 3–5 км по сравнению с 9,5–10 км у ракеты Х-27ПС. Хвостовой обтекатель, входивший в состав отсека энергообеспечения, был удлинен и стал самостоятельным шестым отсеком.

Ракета Х-25МЛ получалась из Х-25МП заменой пассивной радиолокационной ГСН на полуактивную лазерную.

Ракета Х-25МР получалась из Х-25МП заменой пассивной радиолокационной ГСН на носовой обтекатель и размещением в 6-м отсеке радиокомандной аппаратуры. Таким образом, ракета Х-25М состояла из носового и хвостового сменных отсеков и базового модуля, представлявшего собой ракету Х-27ПС без ГСН и с измененной хвостовой частью.

Решение Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 318 от 13 декабря 1978 года и приказ МАП № 2 от 2 января 1979 года дали «зеленый свет» работе по созданию ракеты Х-25М.

В июне 1978 года был утвержден «План-график по разработке и выпуску экспериментальных модульных изделий», который предусматривал до ноября подготовку и передачу в производство необходимой технической документации.

Защита эскизного проекта ракеты Х-25М проходила в ОКБ в июле 1979 года.

21 декабря 1979 года начался этап «А» государственных совместных летных испытаний ГСЛИ, проходивший в четыре подэтапа. Первый подэтап из-за неподготовленности основного самолета для испытаний МиГ-23БК проводился на самолете МиГ-23М и заключался в отработке ракеты Х-25МР.

На втором подэтапе отрабатывалась ракета Х-25МП в составе вооружения самолета МиГ-23БК. По результатам этих двух подэтапов выявилось, что горение порохового заряда двигателя ПРД-276 отрицательно влияет на процесс наведения ракет Х-25МЛ и Х-25МР.

С целью недопущения перерыва в испытаниях, вызванного разработкой двигателя с новым, менее дымным топливом, третий подэтап, на котором отрабатывалась Х-25МЛ, проводился с подключением второго самолета МиГ-23БК, осуществлявшего подсвет цели при пусках ракет с первого МиГа.

На четвертом подэтапе проводилась проверка работоспособности разных вариантов ракеты Х-25М при наведении на цель для доводки до состояния, обеспечивающего определение летно-тактических, технических и боевых характеристик. Он завершился 3 сентября 1981 года. 4 ноября 1981 года на самолете МиГ-27К (обозначение МиГ-23БК с 1981 года) начался этап «Б» государственных совместных летных испытаний. Хотя окончить его планировалось 22 февраля 1982 года, пуски всех запланированных ракет были выполнены досрочно, что позволило завершить этап «Б» 28 декабря 1981 года.

16 сентября 1981 года за создание и запуск в серийное производство семейства модульных ракет Х-25М коллектив КПО «Стрела» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Многие работники предприятия были также награждены орденами и медалями Советского Союза.

Первые серийные ракеты были сданы заказчику в 1982 году. Пик серийного производства пришелся на вторую половину 80-х годов. После распада Советского Союза в производстве находились только ракеты Х-25МЛ, объем выпуска которых значительно снизился. Последние ракеты были изготовлены в 1997 году. Всего было произведено около 25000 ракет типа Х-25М, из которых более 5000 отправлено на экспорт в 15 стран.

Приказом № 0209 от 13 августа 1989 года министра обороны СССР ракеты Х-25МП, Х-25МЛ и Х-25МР были приняты на вооружение. Это была самая массовая советская ракета класса «воздух-поверхность» как по выпуску, так и по количеству вооруженных ей самолетов.


ktrv.ru

Авиационная тактическая ракета Х-25мл | Энциклопедия оружия

Описание

Авиационная тактическая ракета Х-25млпредназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных (надводных) целей: РЛС и пусковых установок комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и переправ, малотоннажных судов, железнодорожных эшелонов и других целей.

Авиационная ракета Х-25мл, как и другие ракеты семейства Х-25м ( Х-25мр — с радиокомандной системой наведения; Х-25мп — с пассивной радиолокационной головкой самонаведения ), создана с использованием двигателя, крыльев, рулей автопилота, энергоблока и боевой части ракеты Х-27пс.

По своим основным летно-тактическим характеристикам ракета Х-25мл сопоставима с американской ракетой «Maverick» АGМ-65Е аналогичного назначения.

На западе ракета получила обозначение AS-10 «Karen».

Ракета Х-25мл выполнена по аэродинамической схеме «утка» с Х-образным расположением крыла и рулей. Двухрежимный двигатель ПРД-276 на смесевом топливе разработан в ОКБ-81 под руководством И. И.Картукова. Фугасная боевая часть Ф-27 размещается в носовой части планера за РГСН и в хвостовом отсеке за двигательной установкой.

Ракета имеет полуактивную лазерную систему самонаведения. В 1970-х годах, когда подтвердилась возможность использования отраженного лазерного излучения для наведения на цели управляемых боеприпасов, была разработана полуактивная ГСН 24Н1 для ракет Х-25мл, Х-29л и С-25л, пополнивших комплект вооружения самолетов Су-17 (различных модификаций), Су-24М, МиГ-23БМ и МиГ-27К.

Наведение ракеты Х-25мл на цель проводится по методу пропорционального сближения. Параметром управления является угловая скорость изменения направления линии визирования цели. Сигнал управления формируется на выходе следящего лазерного координатора цели, имеющего угол поля зрения — 2o максимальный угол пеленга цели — 30o Система управления также стабилизирует ракету по тангажу, курсу и крену.

Подсветка атакуемой цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней лазерного луча с необходимой точностью, была создана станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К». В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других самолётов в группе. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТУ-индикаторе. Точное удержание луча подсвета на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5–7 м на предельных дальностях стрельбы. На конечном участке траектории ракета делает «горку».

Для транспортировки и хранения ракеты используется специальный контейнер.

ТТХ

Тактико-технические характеристики

Х-25мл

Самолет-носитель

МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Як-141, МиГ-29М, Су-35

Дальность действия минимальная, км

2,53

Дальность действия максимальная, км

810

Время полета на максимальную дальность, с

1518

Скорость полета максимальная, м/с

600850

Скорость полета средняя, м/с

400450

Скорость полета носителя, км/ч

6001250

Высота пуска, км

0,055

Точность стрельбы (КВО), м

510

Длина ракеты, мм

37053750

Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм

275280

Размах крыльев, мм

820

Размах оперения, мм

493

Стартовый вес, кг

295300

Вес боевой части, кг

89,690

Авиационная пусковая установка

АПУ-68, АПУ-68УМ, АПУ-6885, АПУ-68УМ2

Длина транспортного контейнера, мм

4200

Ширина транспортного контейнера, мм

860

Высота транспортного контейнера, мм

806

Масса контейнера с ракетой, кг

540

war-arms.info

Авиационная управляемая ракета Х-25 (СССР)


В 1970 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании комплекса вооружения в составе лазерной станции подсвета цели «Прожектор-1», размещенной в контейнере самолета-носителя, и ракеты Х-25 с полуактивной лазерной ГСН «24Н1» для одноместного штурмовика. Комплекс вооружения Су-17КГ с лазерной станцией подсветки цели «Прожектор-1» и с ракетой Х-25 был принят на вооружение в 1976 г. Это первый в мире автономный комплекс вооружения: штурмовик с лазерной станцией подсветки целей и ракетой с лазерной полуактивной ГСН.

В 1978 г. вышло Постановление Совмина СССР о создании модульного ряда тактических ракет «воздух-земля» с единым двигателем, боевой частью, системой стабилизации, но с различными системами наведения. Разработку такого комплекса ракет поручили КБ «Звезда», создателю Х-25. В состав модульного ряда вошли ракеты:

Х-25МЛ с лазерной ГСН 24Н1;
Х-25МР с радиокомандной системой самонаведения;
Х-25МП с радиолокационной пассивной ГСН для поражения работающих РЛС.

Все ракеты типа Х-25 имеют аэродинамическую схему «утка». Максимальный диаметр фюзеляжа 275 мм. Размах крыла 820 мм. Боевая часть фугасная весом 90 кг. Двигатель твердотопливный.

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-поверхность» Х-25МЛ (западная маркировка AS-10 Kerry) предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных и надводных целей (зенитных ракетных комплексов, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, мостов и переправ, железнодорожных эшелонов, надводных кораблей небольшого водоизмещения и т.д.). Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». Оснащена полуактивной лазерной головкой самонаведения, твердотопливным ракетным двигателем, осколочно-фугасной боевой частью массой 90 кг. Фугасная боевая часть Ф-27 размещается в носовой части планера за РГСН и в хвостовом отсеке за двигательной установкой. Наведение ракеты Х-25МЛ на цель проводится по методу пропорционального сближения.

Подсветка атакуемой цели может осуществляться бортовой и наземной станциями целеуказания. Ракета Х-25МЛ имеет дальность пуска (в зависимости от высоты полета самолета-носителя) 10-20 км и максимальную скорость 850 м/с.

Разработан вариант управляемой ракеты с тепловизионной ГСН для использования в ночное время. Максимальная дальность пуска 10-20 км. Длина ракеты 4255 мм, стартовый вес 300 кг. Максимальная скорость ракеты 850 м/с.

Параметром управления является угловая скорость изменения направления линии визирования цели. Сигнал управления формируется на выходе следящего лазерного координатора цели, имеющего угол поля зрения — 2°, максимальный угол пеленга цели — 30°. Система управления также стабилизирует ракету по тангажу, курсу и крену. Подсветка атакуемой цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Для обеспечения подсветки цели и удержания на ней лазерного луча с необходимой точностью, была создана станция подсвета и дальнометрирования «Клен-ПС», а также две модификации лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» и «Кайра-К».

В конструкциях станции подсвета и ГСН реализованы технические решения, исключающие влияние лазерного излучения от других самолётов в группе. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча подсвета на цели обеспечивается автоматической следящей системой. Комплекс оптико-электронных приборов из станции подсвета и ГСН обеспечивает наведение ракет с ошибкой 5-7 м на предельных дальностях стрельбы. На конечном участке траектории ракета делает «горку». По своим основным летно-тактическим характеристикам ракета Х-25МЛ сопоставима с американской ракетой АGМ-65Е Maverick аналогичного назначения. Для транспортировки и хранения ракеты используется специальный контейнер. Вариант с радиокомандной системой наведения получил обозначение Х-25МР.

Ракета Х-25МР с радиокомандной системой наведения предназначена для поражения малоразмерных на земных и одиночных надводных целей. Основным достоинством ракеты является высокая помехоустойчивость в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия и относительно низкая стоимость. Длина ракеты Х-25МР 4353 мм, стартовый вес 300 кг, максимальная скорость 850 м/с. Дальность прицельная максимальная 8-10 км.

Ракета Х-25МП с пассивной радиолокационной системой наведения предназначена для высокоточного поражения РЛС наиболее распространенного ЗРК типа «Хоук» и «Усовершенствованный Хоук». Максимальная дальность стрельбы 40-60 км. Максимальная скорость 900 м/с. Длина ракеты 3830 мм. Стартовый вес 320 кг.

Для поражения ЗРК типа «Роланд» и «Кротапь» ракета Х-25МП была модернизирована и получила индекс Х-25МПУ. Модернизация заключалась в расширении диапазона частот пассивной радиолокационной ГСН и применения ИНС, обеспечивающей возможность пролонгации наведения и повторного захвата цепи при временном выключении излучения РЛС цели. Резко увеличилась дальность стрельбы (до 340 км). Остальные тактико-технические характеристики близки к Х-25МП: стартовый вес 320 кг, максимальная скорость 850 м/с и т. д.

Ракеты семейства Х-25 не уступают по своим характеристикам лучшим зарубежным образцам. Все они с 1992 г. предлагаются на экспорт.

Разработчик  ОКБ «Звезда» 
Изготовитель  ГНЦП «Звезда-Стрела» 
Самолет-носитель  МиГ-23БН, МиГ-23БМ, МиГ-27М, МиГ-27К, МиГ-27Д, Су-17М2, Су-17М3, Су-17М4, Су-24М, Су-25, Су-25Т, Як-141, МиГ-29М, Су-35 
Дальность действия,км 
минимальная  2.5-3 
максимальная  8-10 
Время полета на максимальную дальность ,с  15-18 
Скорость полета максимальная ,м/с  600-850 
Скорость полета средняя ,м/с  400-450 
Скорость полета носителя ,км/ч  600-1250 
Высота пуска,км  0.05-5 
Точность стрельбы (КВО) ,м  5-10 
Длина ракеты, мм  3705-3750 
Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм  275-280 
Размах крыльев, мм  820 
Размах оперения, мм  493 
Стартовый вес ,кг  295-300 
Вес боевой части,кг  89.6-90 
Авиационная пусковая установка  АПУ-68, АПУ-68УМ, АПУ-68-85, АПУ-68УМ2 
Транспортный контейнер 
длина,мм  4200 
ширина,мм  860 
высота,мм  806 
масса контейнера с ракетой , кг  540

www.dogswar.ru

Х-25 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Х-25 (по классификации МО США и НАТО — AS-10 Karen)[3] — советская / российская высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия.

Разработка управляемой ракеты Х-25 («изделие 69») началась в ОКБ «Звезда» в 1970 году. Ракета Х-25 принята на вооружение в 1976 году, с 1992 года поставляется на экспорт.

Предназначена для уничтожения бронетехники, радиолокационных станций, надводных кораблей и других целей.

Семейство ракет Х-25 имеют осколочно-фугасную боевую часть массой от 86 кг — до 136 кг (в зависимости от модификации).

Модификации

Установка Х-25 на пилон самолёта

Разработаны следующие модификации Х-25 (литера «М» в наименовании означает «модульная»):

  • Х-25 («изделие 69», Х-25Л) — базовый вариант с лазерной ГСН
  • Х-25МА — с активной радиолокационной ГСН, предлагается на экспорт с 1999 года
  • Х-25МЛ («изделие 713») — с полуактивной лазерной ГСН 24Н1 и тандемной БЧ способной пробивать до 1 метра бетона[4]
  • Х-25Р/Х-25МР («изделие 714») — с помехозащищённым радиокомандным наведением
  • Х-25МТ — с телевизионной ГСН
  • Х-25МСЭ
  • Х-25МТП — с тепловизионной (инфракрасной) головкой самонаведения
  • Х-27ПС («изделие 72», имеет обозначение НАТО: AS-12 Kegler) — базовый противорадиолокационный вариант Х-25
  • Х-25МП («изделие 711», AS-12 Kegler) — модульная противорадиолокационная ракета (с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП) предназначенная для поражения РЛС широко распространённых ЗРК типа «Хок» и «Усовершенствованный Хок». В основном идентична Х-27ПС, имеет модифицированную в части введения признака системы наведения и изменения закона управления систему управления, позволившую уменьшить минимальную дальность пуска с 9,5-10 км у ракеты Х-27ПС до 3-5 км у ракеты Х-25МП. Также, был удлинен и стал самостоятельным шестым отсеком хвостовой обтекатель, ранее входивший в состав отсека энергообеспечения.
  • Х-25МПУ (AS-12 Kegler) — модернизированный вариант Х-25МП. Имеет РЛГСН с расширенным диапазоном частот способным работать по РЛС ЗРК типа «Crotale» и «Roland», также, ракета снабжена инерциальной системой наведения, что дало возможность пролонгировать наведение и осуществлять повторный захват цели в случае временного выключения РЛС-цели. Имеет значительно увеличенную по сравнению с Х-25МП дальность стрельбы.

Видео по теме

Тактико-технические характеристики

Х-25Х-25МЛХ-25МРХ-25МП
заводской индексизделие 69изделие 713изделие 714изделие 711/
изделие 712
год принятия на вооружение1976198119811981
Система управленияавтопилот СУР-71 с лазерной ГСНавтопилот СУР-73 с лазерной ГСНавтопилот СУР-73 с радиокомандной СН
ГСНполуактивная лазерная 24Н1полуактивная лазерная 24Н1пассивная радиолокационная ПРГС-1ВП/ПРГС-2ВП
двигательРДТТ ПРД-228Двухрежимный РДТТ ПРД-276
боевые характеристики
минимальная дальность пуска, км3
максимальная дальность пуска, км7101040
КВО, м6,4[5] (5-10 м[6])6[7] (5-10 м[8])
скорость носителя, км/ч700-1000700-1250
минимальная высота применения, км0,50,05
максимальная высота применения, км4512
максимальная скорость полета, м/с850870860920
средняя скорость полета, м/с400-450
время полета на максимальную дальность, с15-18
массо-габаритные характеристики
длина, мм3750370538304194/4294
диаметр, мм275
размах крыла, мм820755
размах оперения, мм493
стартовая масса, кг320299±8320315±8
основная БЧФ25-1М
осколочно-фугасная
Ф27
масса осн. БЧ, кг11286-9014086-90
масса ВВ, кг80
дополнительная БЧФ25-2М
осколочно-фугасная
масса доп. БЧ, кг24
масса ВВ, кг13
габариты транспортного контейнера (ДхШхВ), мм4200х860х8064816х855х816
вес в стартовом контейнере, кг540530
совместимость
устройства отделения:АПУ-68, АПУ-68УМ, АПУ-68-85, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМ3
носители:Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31БМ, Ка-50 (Х-25МЛ)
экономические показатели
стоимость за единицу:

Примечания

  1. ↑ Главные конструкторы Оф. сайт корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
  2. 1 2 Х-25МП. История создания Оф. сайт корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
  3. ↑ Многоликая тактическая ракета Х-25
  4. ↑ Friedman, Norman (2006), The Naval Institute Guide to World Naval Weapon Systems (5 ed.), Naval Institute Press, с. 838, ISBN 9781557502629, <https://books.google.co.uk/books?id=4S3h8j_NEmkC&pg=PA838> 
  5. ↑ Марковский, Перов, 2005, с. 11.
  6. ↑ Х-25. Сайт «Уголок неба» (2004). Архивировано 19 июня 2013 года.
  7. ↑ Марковский, Перов, 2005, с. 19.
  8. ↑ Х-25МЛ (рус.). Сайт «Уголок неба» (2004). Проверено 17 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.

Литература

  • Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: Экспринт, 2005.
  • Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wiki2.red

Х-25 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Х-25 (по классификации МО США и НАТО — AS-10 Karen)[3] — советская / российская высокоточная авиационная ракета класса «воздух-поверхность» малого радиуса действия.

Разработка управляемой ракеты Х-25 («изделие 69») началась в ОКБ «Звезда» в 1970 году. Ракета Х-25 принята на вооружение в 1976 году, с 1992 года поставляется на экспорт.

Предназначена для уничтожения бронетехники, радиолокационных станций, надводных кораблей и других целей.

Семейство ракет Х-25 имеют осколочно-фугасную боевую часть массой от 86 кг — до 136 кг (в зависимости от модификации).

Модификации

Установка Х-25 на пилон самолёта

Разработаны следующие модификации Х-25 (литера «М» в наименовании означает «модульная»):

  • Х-25 («изделие 69», Х-25Л) — базовый вариант с лазерной ГСН
  • Х-25МА — с активной радиолокационной ГСН, предлагается на экспорт с 1999 года
  • Х-25МЛ («изделие 713») — с полуактивной лазерной ГСН 24Н1 и тандемной БЧ способной пробивать до 1 метра бетона[4]
  • Х-25Р/Х-25МР («изделие 714») — с помехозащищённым радиокомандным наведением
  • Х-25МТ — с телевизионной ГСН
  • Х-25МСЭ
  • Х-25МТП — с тепловизионной (инфракрасной) головкой самонаведения
  • Х-27ПС («изделие 72», имеет обозначение НАТО: AS-12 Kegler) — базовый противорадиолокационный вариант Х-25
  • Х-25МП («изделие 711», AS-12 Kegler) — модульная противорадиолокационная ракета (с пассивной радиолокационной ГСН ПРГС-1ВП или ПРГС-2ВП) предназначенная для поражения РЛС широко распространённых ЗРК типа «Хок» и «Усовершенствованный Хок». В основном идентична Х-27ПС, имеет модифицированную в части введения признака системы наведения и изменения закона управления систему управления, позволившую уменьшить минимальную дальность пуска с 9,5-10 км у ракеты Х-27ПС до 3-5 км у ракеты Х-25МП. Также, был удлинен и стал самостоятельным шестым отсеком хвостовой обтекатель, ранее входивший в состав отсека энергообеспечения.
  • Х-25МПУ (AS-12 Kegler) — модернизированный вариант Х-25МП. Имеет РЛГСН с расширенным диапазоном частот способным работать по РЛС ЗРК типа «Crotale» и «Roland», также, ракета снабжена инерциальной системой наведения, что дало возможность пролонгировать наведение и осуществлять повторный захват цели в случае временного выключения РЛС-цели. Имеет значительно увеличенную по сравнению с Х-25МП дальность стрельбы.

Тактико-технические характеристики

Х-25Х-25МЛХ-25МРХ-25МП
заводской индексизделие 69изделие 713изделие 714изделие 711/
изделие 712
год принятия на вооружение1976198119811981
Система управленияавтопилот СУР-71 с лазерной ГСНавтопилот СУР-73 с лазерной ГСНавтопилот СУР-73 с радиокомандной СН
ГСНполуактивная лазерная 24Н1полуактивная лазерная 24Н1пассивная радиолокационная ПРГС-1ВП/ПРГС-2ВП
двигательРДТТ ПРД-228Двухрежимный РДТТ ПРД-276
боевые характеристики
минимальная дальность пуска, км3
максимальная дальность пуска, км7101040
КВО, м6,4[5] (5-10 м[6])6[7] (5-10 м[8])
скорость носителя, км/ч700-1000700-1250
минимальная высота применения, км0,50,05
максимальная высота применения, км4512
максимальная скорость полета, м/с850870860920
средняя скорость полета, м/с400-450
время полета на максимальную дальность, с15-18
массо-габаритные характеристики
длина, мм3750370538304194/4294
диаметр, мм275
размах крыла, мм820755
размах оперения, мм493
стартовая масса, кг320299±8320315±8
основная БЧФ25-1М
осколочно-фугасная
Ф27
масса осн. БЧ, кг11286-9014086-90
масса ВВ, кг80
дополнительная БЧФ25-2М
осколочно-фугасная
масса доп. БЧ, кг24
масса ВВ, кг13
габариты транспортного контейнера (ДхШхВ), мм4200х860х8064816х855х816
вес в стартовом контейнере, кг540530
совместимость
устройства отделения:АПУ-68, АПУ-68УМ, АПУ-68-85, АПУ-68УМ2, АПУ-68УМ3
носители:Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31БМ, Ка-50 (Х-25МЛ)
экономические показатели
стоимость за единицу:

Примечания

  1. ↑ Главные конструкторы Оф. сайт корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
  2. 1 2 Х-25МП. История создания Оф. сайт корпорации «Тактическое ракетное вооружение»
  3. ↑ Многоликая тактическая ракета Х-25
  4. ↑ Friedman, Norman (2006), The Naval Institute Guide to World Naval Weapon Systems (5 ed.), Naval Institute Press, с. 838, ISBN 9781557502629, <https://books.google.co.uk/books?id=4S3h8j_NEmkC&pg=PA838> 
  5. ↑ Марковский, Перов, 2005, с. 11.
  6. ↑ Х-25. Сайт «Уголок неба» (2004). Архивировано 19 июня 2013 года.
  7. ↑ Марковский, Перов, 2005, с. 19.
  8. ↑ Х-25МЛ (рус.). Сайт «Уголок неба» (2004). Проверено 17 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.

Литература

  • Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: Экспринт, 2005.
  • Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.

Ссылки

Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты

Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) .

wikipedia.green

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *