Управляемая ракета малой дальности Р-60
]]>]]>Р-60 выполнена по аэродинамической схеме «утка» с дополнительными дестабилизаторами в головной части ракеты (см.]]>схему]]>). Малая стартовая масса и совершенная аэродинамическая компоновка придают ракете высокую маневренность.
Ракета состоит из пяти отсеков.
В первом отсеке ракеты расположена тепловая головка самонаведения (ТГСН) «Комар» (ОГС-60ТИ), разработанная в КБ «Арсенал» под руководством С.П Алексеенко. ТГСН «Комар» оснащалась неохлаждаемым фотоэлементом и малоинерциальным координатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 12° по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета-носителя. Угловая скорость линии визирования цели достигала 35град/c, диапазон углов сопровождения цели — 30…35°.
Во втором отсеке размещена боевая часть — ]]>стержневого]]> типа. Взрыватели — контактный и радиолокационный. Радиус действия радиовзрывателя — 5м.
В третьем отсеке последовательно размещаются предохранительно-исполнительный механизм, рулевой привод, аппаратура автопилота. На наружной поверхности передней части отсека установлены попарно кинематически связанные аэродинамические рули, а ближе к хвосту — антенны радиовзрывателя. В начале четвертого отсека находится радиовзрыватель, а за ним располагается источник электропитания — два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления.
Пятый отсек представляет собой твердотопливный двигатель ПРД-259 с переменной по времени диаграммой тяги. На корпусе двигателя крепятся треугольные крылья большой стреловидности. Малое удлинение крыльев при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения на носителе, что необходимо для увеличения боекомплекта. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.
Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека, который крепится посредством фланцевого соединения.
]]>]]>
Р-60 допускает атаку цели при любом начальном положении в поле обзора летчика в диапазоне углов целеуказания ±12° и при угловых скоростях линии визирования цели до 35°/c. Скорость полета цели до 2500 км/ч в диапазоне высот от 30м до 20км.
Модернизированный вариант ракеты — Р-60М — отличается расширенным до ±20° диапазоном углов целеуказания, увеличенной до 3,5 кг массой боевой части и применением более совершенной головки самонаведения «Комар-М» с охлаждаемым фотоприемником. Охлаждение фотоприемника ТГСН «Комар-М» повысило чувствительность головки и обеспечило возможность применения ракеты Р-60М в переднюю полусферу цели в ближнем маневренном бою, что значительно повышает боевой потенциал самолетов-носителей. Расчетная вероятность поражения цели одной Р-60М на ближней дистанции составляет 0.9.
Применяется с пусковых устройств АПУ-60 (АПУ-60-I), АПУ-60-II (П-62-2, двойной узел подвески) и ПД-62 (на Су-15ТМ). Для учебных целей используется УЗР-60 (учебно-записывающая с регистратором).
Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений.
rbase.new-factoria.ru
Авиационные ракеты серии Р-60 — оружие ближнего воздушного боя
Опыт воздушных боев в ходе локальных войн показал растущее значение ракетного вооружения малой дальности, применяемого с маневрирующего носителя по энергично маневрирующей цели.
В конце 1960-х годов в нескольких странах начались работы над маневренной самонаводящейся ракетой, легкой и малогабаритной, чтобы самолет мог нести достаточный их боекомплект. Определением облика легкой высокоманевренной ракеты малой дальности занялись в этот период в НИИ-2 Министерства авиапромышленности СССР.
Конструкторские проработки с 1968 года велись в ОКБ-4 МАП (МКБ «Молния», г. Жуковский) под руководством главного конструктора М. Р. Бисновата и его заместителя B. Н. Елагина.
ПЕРВАЯ РАКЕТА ДЛЯ «СОБАЧЬЕЙ СХВАТКИ»
Официально разработка ракеты, получившей шифр К-60, была задана ОКБ-4 Постановлением Правительства от 21 января 1970 года. К тому времени на киевском заводе «Арсенал» под руководством C. П. Алексеенко уже велась разработка малогабаритной тепловой (инфракрасной) головки самонаведения «Комар» с большим значением угла сопровождения цели. Разработка К-60 (индекс разработчика «изделие 62») заняла всего около четырех лет. За основу поначалу приняли ракету 9М31 ЗРК ближнего действия «Стрела-1»-отсюда и диаметр фюзеляжа 120 мм. Но в результате было создано совершенно иное изделие. Ракета предназначалась для вооружения истребителей МиГ-21, МиГ-23, Су-15, Су-17, Як-28П. Первые пуски ракет К-60 с истребителя МиГ-21СМТ провели в 1971 году, затем пуски осуществлялись также с МиГ-23. Государственные испытания закончились в 1973 году. Заданную массу 30-35 кг выдержать не удалось, но в целом ракета оказалась весьма удачной. Постановлением от 18 декабря 1973 года она была принята на вооружение под обозначением Р-60. В США и НАТО ракета получила обозначение АА-8 Aphid.
Серийное производство Р-60 вели московский завод «Коммунар», Ижевский механический и Тбилисский авиационный заводы. В число носителей Р-60 кроме упомянутых самолетов вошли также Су-15ТМ, Су-17М, МиГ-25ПД, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-31 М, Як-38. Р-60 обычно используется в составе вооружения самолета вместе с более тяжелыми ракетами.
УСТРОЙСТВО РАКЕТЫ Р-60
Р-60 построена по аэродинамической схеме «утка» с крестообразным треугольным крылом малого удлинения и с большой хордой — так удалось уменьшить поперечный габарит ракеты при достаточной площади крыла. Увеличению маневренности ракеты способствуют дестабилизаторы, установленные впереди аэродинамических рулей. На задней кромке крыла расположены роллероны. Тепловая ГСН «Комар» производит захват цели на подвесе, перед пуском, по сигналам от бортовой прицельной системы самолета. Автосопровождение цели ГСН осуществляет в диапазоне углов до 30-35°.
Осколочно-стрежневая боевая часть расположена во втором отсеке, прямо за ГСН. Таким образом боевая часть выдвинута максимально вперед, поскольку при ограниченной ее массе наибольший эффект дает подрыв контактным взрывателем при прямом попадании в цель. Радиус поражения при подрыве возле цели (по сигналу неконтактного радиовзрывателя) — 2,5 м. В третьем отсеке размещены предохранительно-исполнительный механизм боевой части, рулевые приводы, управляющие попарно связанными аэродинамическими рулями, и автопилот, в четвертом — радиовзрыватель и источник электропитания (турбогенератор, приводимый в действие газами порохового аккумулятора давления). Пятый отсек занимает твердотопливный двигатель ПРД-259 с переменной по времени силой тяги. Пуск производится с авиационной пусковой установки типа АПУ-60-I (на одну ракету) или АПУ-60-II (на две ракеты), крепящейся на подкрыльевом пилоне, на консоли крыла или под фюзеляжем. Возможен пуск по одной цели двух ракет залпом. Максимальная дальность пуска 7,2 км обеспечивается на высоте около 12 км, на малых высотах максимальная дальность пуска уменьшается до 2,5 км.
РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Работы по модернизации К-60 начались еще до официального принятия ее на вооружение. Главной задачей разработки варианта К-60М («изделия 62М») было обеспечение атаки цели со стороны как задней, так и передней полусферы — в маневренном бою взаимное положение противников быстро меняется — и увеличение могущества действия боевой части. Соответствующие задания выданы МКБ «Молния» Комиссией по военно-промышленным вопросам в октябре 1974-го и в апреле 1975 года.
Всеракурсность применения К-60М обеспечила созданная заводом «Арсенал» тепловая ГСН «Комар-М» с повышенной чувствительностью (за счет охлаждения фотоприемника) и увеличенным углом целеуказания.
Аппаратура системы управления разработки 3-го Московского приборостроительного завода выполнена на микросхемах. Увеличена масса и несколько изменена конструкция боевой части, повышена помехозащищенность радиовзрывателя. «Пространственный» диапазон применения ракеты расширен увеличением максимальной и уменьшением минимальной дальности пуска.
Объем государственных испытаний модернизированной ракеты в целом был выполнен к 1977 году. Ракета принята на вооружение под обозначением Р-60М. Она вошла в состав вооружения истребителей МиГ-29, МиГ-31, истребителя-бомбардировщика МиГ-27, фронтового бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25Т, а также вертолетов Ми-24 и Ми-8. В дальнейшем Р-60М дорабатывалась — в частности, установлен оптический неконтактный взрыватель, хотя экспортный вариант Р-60МК оснащен радиолокационным взрывателем.
Оставить эмоциюwarfor.me
В обломках Mh27 найден стержень от ракеты «воздух-воздух» Р-60М
В Голландии составлена модель из обломков упавшего в Донецке «Боинга». По фотографиям обломков с места крушения можно сделать примерную реконструкцию корпуса самолета. Среди фотографий обнаружились как минимум две, которые опровергают версию об атаке самолета из комплекса «БУК».
На одном фото видно предмет, похожий на стержень от авиационной ракеты Р-60М, а на другом — круглое отверстие в воздухозаборнике правого двигателя. Есть как минимум девять отверстий обшивки, характерных для действия боевой части ракеты «воздух-воздух».
Круглые, квадратные, стержневые — что попало в Боинг
Уже на ближайшей неделе, 3-го, 5-го и 6-го марта 2015 года почти пять тысяч человек — родственники и друзья погибших в катастрофе «Боинга» в Донецке — увидят собранную из обломков модель самолета Боинг-777 Малайзийских авиалиний на авиабазе Гилзе-Рийен в Голландии. Последние крупные фрагменты, целый грузовик, пока еще находятся в Петропавловке — голландские журналисты смогли добраться до них только 22 февраля 2015 года.
Фото с авиабазы 3 марта 2015:
РЕКОНСТРУКЦИЯ
Левая сторона «Боинга»
Правая сторона «Боинга»
Наибольшее внимание сразу привлекла левая сторона кабины пилотов, здесь самолет имел большое количество повреждений. Самое крупное отверстие в центре обломка имеет рваные края, выгнутые наружу, что характерно для взрыва изнутри или декомпрессии из-за резкого перепада давления.
Далее, на фотографии мы видим более 20 больших отверстий округлой формы, пробивших в том числе рамы остекления и левую часть кабины. Материал обшивки в этом месте наиболее плотный — он создан из армированного алюминия (по другим данным используется титановая пластина), уложенного в два слоя с целью предотвратить повреждение кабины при возможном столкновении с птицей. По некоторым данным, толщина одного слоя листа — 1,8 мм, другого слоя — 0,8 мм.
Нам также известно, что толщина большей части обшивки фюзеляжа «Боинга»-777 — всего 2 мм (0,09 дюйма)
При увеличении фотографии мы видим множество мелких отметин-«оспин» и черные пятна копоти с внешней стороны кабины, а также загнутые наружу края внешней обшивки. Это свидетельствует о том, что поражающий снаряд взорвался в непосредственной близости от обшивки самолета. По некоторым оценкам, расстояние от кабины пилотов до эпицентра взрыва могло составлять всего от 50 см до 4-5 м. Тогда как радиус зоны поражения «БУК» — 17 м, ракета взрывается впереди и выше цели, делая горку, и создает большое облако из шести тысяч осколков.
Цитата с mh27webtalks: Продукты детонации — именно они оставили бесчисленное количество треков на фрагментах кокпита — теряют возможность наносить механические повреждения (теряют кинетическую энергию) на удалении от точки подрыва, равном 15…20 радиусам шашки ВВ. Соответственно, при радиусе в 10…15см, это — 1.5…3.0м…. С начала взрыва вперед бежит взрывная волна, за ней горячие газы, а потом, как более массивные — осколки. Но газ быстро тормозится, поэтому его следы имеются только рядом с местом взрыва.
Если по дальности подрыва «БУК» не совпадает со снимком, возможно, он подходит по размеру пробоин?
Чтобы узнать диаметр отверстий в обшивке кабины, нам необходимо знать диаметр шляпки стандартной авиационной заклепки. Он равен 0,488 дюйма или 11 мм.
Соотнеся параметры, получим ширину пробоин 20-30 мм. Диаметр округлых отверстий в обшивке кабины в размере 2-3 диаметров шляпки авиационной заклепки.
На первом фото у нескольких отверстий еле заметны желто-красные края — возможно, след от медной оболочки пробившего эти отверстия снаряда.
(При внедрении пули в преграду она, выталкивая часть материала преграды вперед и раздвигая его, оставляет имеющиеся на ней частицы на образуемом отверстии. Поясок обтирания шириной в несколько миллиметров оставляет частицы копоти выстрела, оружейной смазки, металлические частицы со ствола и самой пули).
Однако на осколочных элементах «БУК» нет меди, зато она есть на снарядах авиационных пушек.
Лента бронебойных и осколочно-фугасных зарядов в авиационной пушке, осколочные элементы цилиндрической формы:
Помимо нескольких десятков округлых и овальных отверстий, в передней части «Боинга» есть еще как минимум пять отверстий, которые имеют прямоугольную и квадратную форму. Впрочем, ни одно из них не попало в обшивку непосредственно снаружи, поэтому определить их размер сложно. Но речь идет о размерах более 1
Впрочем, ни одно из этих отверстий не было сделано в обшивке с внешней стороны. Кстати, в описании характеристик ракеты Р27, например (также может быть установлена на Су-25), говорится о наличии в боевой части ракеты готовых кубиков поверх стержней. Бывшие военнослужащие ВВС России и Украины на своем форуме пишут, что Р-60 оснащена кроме вольфрамовых стержней еще и готовыми осколочными элементами (схожее описание об осколочной и стержневой БЧ есть и на других сайтах) (Крупно изображение БЧ учебной ракеты Р-60).
Внимание привлекла также обшивка боковой части кабины пилотов. Заряд осколочно-фугасной боевой части может входить в различные поверхности «Боинга» под разным углом. В зависимости от этого будет меняться и форма отверстия — например от круглой (при попадании сферического элемента под прямым углом) до продолговатой (под острым углом). Вот как это выглядит при попадании в металл простого патрона.
Возможно, именно этим объясняется наличие отверстий разного размера на одном из кусков обшивки сбоку от кабины пилотов (Пункт 4 на схеме левой стороны «Боинга»). Сравнивая со шляпками заклепок, размер этих пробоин колеблется от 3 см до 10 см в длину. Угол попадания осколка может быть равен 25-30 градусам.
Как стреляет «БУК»
Ракета 9М38М1, используемая в комплексах «БУК -М1», состоит из осколочно-фугасной боевой части 9Н314 массой 70 кг. В ее основу включены 32 кг поражающих элементов (4500 элементов весом 8 г в форме двутавра (среднее между буквами Н и Х) и 1500 кубиков весом 4 г).
В сети есть фото одной из боевых частей ракетного комплекса. Осколки-двутавры — 13 мм. Диаметр кубиков меньше 10 мм.
Если бы для атаки на «Боинг» использовался этот вид ракеты «Земля-Воздух», то большинство осколочных отверстий должны были оставить характерные следы прямоугольной формы (двутавры имеют лучшие показатели пробивной силы, нежели кубики).
Один из пользователей «Живого журнала» провел эксперимент — вот какие следы должен был оставить «БУК» в обшивке «Боинга», если хотя бы несколько осколков из 4,5 тысяч влетели в него под углом, близким к прямому.
Подробное описание эксперимента ЗДЕСЬ.
На найденных обломках «Боинга» в обшивке самолета нет ни одного похожего отверстия с подобным размером. Причем, как утверждает автор эксперимента, на тонком материале фюзеляжа осколки, летящие со скоростью 1200 м.с, должны оставить более четкий след, чем например в обшивке кабины с усиленным слоем алюминия. С поправкой на фугасный заряд и угол поражения, осколки «БУКа» могут оставлять в обшивке следы диаметром 18-20 мм.
Два найденных в кабине квадратных фрагмента разоблачили — один оказался из керамики, другой не совпал по скошенным краям.
Как выглядит обстрел самолета из «БУКа»
В сети есть фотографии обломков трех самолетов, сбитых за последние 15 лет предположительно из зенитно-ракетных комплексов «БУК». Во всех случаях экипаж оставался жив еще какое-то время после ракетного удара.Во всех случаях обшивка самолетов выглядит примерно одинаково — много мелких круглых или крестообразных отверстий.
Обломки самолета Ан-26, сбитого на Украине 14 июля 2014 года на высоте 6500 м:
Известно, что 29 июня 2014 года ополченцы захватили воинскую часть 1402 в Донецке, где была одна неисправная установка «БУК», впрочем, тогда представители ДНР заявили, что не собираются ее чинить. Известно например, что имеющиеся на вооружении Украины комплексы «Оса» тоже способны достигать цели, подобные Ан-26 или Су-25 на высоте 6000 м.
Отверстия в форме стержней. Один из стержней найден.
Мы видим в обломках как минимум три режущих отверстия: на левом крыле, в районе второй левой двери экошпон, на элементах хвостовой части (см. схему Левая сторона «Боинга»). Например, отверстие в обшивке рядом со второй левой дверью имеет длину около 10 см.
Левое крыло:
Пол в кабине рядом со второй левой дверью:
Рядом с этим отверстием и «разрезанными» вдоль него шпангоутами находим продолговатый элемент, внешне похожий на кусок стержневой боевой части авиационной ракеты «воздух-воздух» Р-60М. Исходное фото
Обшивка нижней части фюзеляжа рядом со второй левой дверью:
Слева — примерно так выглядит стержневая БЧ на украинских штурмовиках. Справа боевая часть ракеты Р-
Вид ракеты в разрезе без поражающих элементов:
СПРАВКА:
Штурмовик Су-25М1, ракета Р-60М
Материал стержней БЧ — сплав циркония и молибдена / вольфрам. Боевая часть относительно малой мощности, максимально эффективная при проникновении внутрь конструкции самолета-цели. Взрыватель — неконтактный радиовзрыватель «Колибри» (разработан в 1971 г.) и контактный дублирующий. Радиус срабатывания радиовзрывателя — 5 м. Радиус поражения — 2.5 м.
Вот описание боевой части Р-60М (изделие 62М). Она отличается от классических длинных тонких стреловидных стержней, в экспортном варианте представляет собой набор «псевдостержней». Поражающие элементы сделаны из более тяжелого вольфрама. «Перехлестывающиеся поражающие элементы из вольфрама, вдвое более тяжелого, чем легированная сталь, резали и силовой набор крыла или планера и двигатели», — говорится в описании боевой части Р-60М.
В некоторых источниках указывается масса стержней — 3 г. Вес боевой части — 3 кг. Укладка стержней выполнена в корпусе с треугольной окантовкой — стержни, вероятно, имеют трехстороннее сечение: «Пространство между корпусом и стержневыми ГПЭ заполнено тротилом, имеющим пирамидальные выемки напротив каждого полуготового поражающего элемента корпуса… Осколки массой 3г, разгоняются до скорости 7,5км/с.»
«Стержневая БЧ Р-60М (62М) с вольфрамовыми стержнями, уложенными перпендикулярно, давала не линейные, а громадные дельта или ромбовидные пробоины». На экспорт поставлялись только Р-62, а, начиная с 80-х Р-62М, 70% обеих ракет имели осколочную (или “псевдостержневую”), а не стержневую БЧ»
Крупные входящие рваные дельта-отверстия встречаются нам, например, с правой стороны в обшивке второго салона. На одном из них виден след копоти. Кроме того, две подобных пробоины видны в полу переднего багажного отсека недалеко от кабины пилотов.
Шесть дельта- и ромбовидных отверстий и три режущих отверстия на левом крыле и на нижней части обшивки рядом со второй левой дверью:
Формы отверстий совпадают с поражениями от боевой части Р-60М, установленных на штурмовиках СУ-25М1.
Ракета могла наводиться на двигатель «Боинга», но взорваться в 5 м от него, в том числе и рядом с левым крылом и полом у Exit L2 — где найдены два характерных стержневых отверстия. Украинское ПО «Арсенал» занималось модернизацией ракеты. На ракетах была установлена почти всеракурсная инфракрасная система наведения ОГС-75Т «Комар-М». (Увеличение ракурса до 2/4 или даже 1/4 (возможность пуска в переднюю полусферу цели при пеленге под определенным углом) обеспечивается охлаждением фотоприемника ГСН. Серийное производство велось НПК «Прогресс» (г.Киев). Угол целеуказания — сектор 34 град. Скорость смещения цели максимальная — 35 град/с).
Возможно также, что после активации вышибного заряда на максимальном приближении к «Боингу» боевая часть раскрылась, а носитель Р-60 попал внутрь обшивки «Боинга» в районе стоек шасси рядом с двигателями.
«Осколочно-стержневые БЧ в основном применяются на ракетах воздух-воздух благодаря компактности. В момент максимального подлета к цели, в БЧ производится подрыв вышибного заряда, и пучок стержней на почти космической скорости устремляется к цели. При попадании, такой стержень на одной только кинетике способен пробить самолет насквозь почти в любой плоскости, при этом разрушая внутреннюю структуру летательного аппарата, разнося вдребезги бортовое оборудование. Кинетика стержня такова, что он может перебить надвое даже титановый лонжерон. У такой БЧ есть и еще одно преимущество — ракете не требуется абсолютная точность — она подрывается до контакта с целью, и стержни разлетаются в направлении самолета конусом. Даже если непосредственно в цель попадет 2-3% этих стержней, самолет обречен.»
КАК УБИВАЛИ «БОИНГ» Mh27
С момента последнего ответа экипажа Mh27 до потери связи с самолетом прошло всего семь секунд. Экипаж не успел сообщить диспетчерам о какой-либо угрожающей ситуации (если верить в подлинность «терявшихся» записей из Управления воздушным движением в Днепропетровске), а значит, события в кабине пилотов развивались стремительно.
После ЧП «Боинг» развернуло, он резко потерял скорость — с 900 км.ч до 400 км.ч. и дальше планировал с высоты 10 тыс. метров до высоты примерно 2 тыс. метров. Жители Грабово и Тореза услышали в небе два очень громких хлопка. Спустившись ниже облаков, «Боинг» начал разрушаться — ближе всего к месту возникновения ЧП на борту в лесопосадке приземлился большой кусок фюзеляжа — часть бизнес-класса и второго салона эконом-класса — их нашли в Петропавловке. Рядом в Рассыпном нашли отделившуюся кабину пилотов и тела еще 40 человек. Хвост и центральная часть фюзеляжа вместе с шасси и крыльями улетели дальше всего — в поле деревни Грабово.
С июля 2014 по февраль 2015 года найдено большинство обломков Боинга. Не хватает правого крыла и правой стороны бизнес-класса, а также носа «Боинга». До сих пор не опознаны трое пассажиров самолета. Всего на борту было 298 человек. В теле пилота, по данным малайзийской прессы, найдены металлические фрагменты. В целом, обнаружено 25 металлических объектов, вызвавших у следователей подозрения.
Больше всего повреждений от осколочных элементов получила левая сторона кабины, обшивка пола кабины, многочисленные отверстия видны в районе кресел командира экипажа, несколько отверстий — в кресле второго пилота. Как минимум четыре отверстия видны в теле командира экипажа. Все эти отверстия округлой формы.
Спинка кресла второго пилота, видны многочисленные отверстия сбоку и в спинке:
Учитывая остатки копоти и множество мелких черных точек- следов воздействия продуктов детонации, ракетный снаряд сработал именно здесь — снаружи кабины пилотов на близком расстоянии.
Учитывая высоту полета — 10 тыс. метров, добраться до кабины мог либо зенитно-ракетный комплекс (С300, «БУК»), либо ракета «воздух-воздух».
А поскольку на кабине пилотов нет следов от воздействия стержневых поражающих элементов, зато много круглых отверстий с неровными краями — речь идет о подрыве осколочно-фугасного снаряда. Такие снаряды с округлыми поражающими элементами используются в авиапушках ГШ-30, а также характерны для ракет «земля-воздух» С-200 и С-300.
Поскольку в обломках «Боинга» нет крестообразных следов — преобладающих элементов ракеты БУК, а сам подрыв произошел на расстоянии не более 5 м, версию применения «БУКа» можно отклонить. Комплексы С200 на Украине «простаивают» с 2001 года, запуск ракет С300 в этом районе никто не зафиксировал.
АТАКА НА БОИНГ СПРАВА «ВДОГОН»
Так возникла версия о самолете или двух самолетах Су-25М1 — модернизированных штурмовиках, стоящих на вооружении Украины (к моменту трагедии у ВВС Украины было пять таких самолетов — один из шести украинских Су-25М1 был сбит за день до катастрофы «Боинга»).
Помимо обнаруженного в обломках предмета, похожего на стержневой элемент ракеты Р-60М, эту версию подтверждает обломок обнаруженного в поле куска воздухозаборника правого двигателя «Боинга».
Обломок лежит к нам перевернутым «вниз головой» — на левом краю виден кусок оторванной внутренней обшивки, а правая сторона — наружняя, с едва заметными буквами логотипа RR — если кусок перевернуть, то это будет верхняя часть воздухозаборника ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ.
Это небольшое отверстие обнаружено на правом двигателе «Боинга» — так утверждают авторитетные источники Wall Street Journal. Края отверстия выгнуты наружу, в таком случае осколок пробил воздухозаборник, прилетев со стороны хвоста.
Есть еще один кусок двигателя — обод турбины со следами входящих отверстий, однако к какому из двигателей он принадлежит, установить по фотографии невозможно. Известно, что обломок был найден в окрестностях Петропавловки, где лежал правый воздухозаборник. Однако здесь же была найдена левая дверь, расположенная перед левым двигателем.
Если это действительно обломок правого двигателя, значит, стрельба велась из авиапушки сзади справа, а затем сбоку справа через борт и правый двигатель в область кабины пилотов. Скорее всего, стрельба велась с близкого расстояния (около 500-700 м).
Правая часть обшивки «Боинга» между кабиной и второй правой дверью не найдена (во всяком случае, ее фотографий в открытом доступе нет). Wall Street Journal опубликовал обломки багажных полок с правой стороны бизнес-класса, а на авиабазе Гильзе-Рийен журналистам запретили приближаться именно к этим обломкам бизнес-класса, заклеив их квадратами, поскольку объекты представляют интерес для следствия.
Су-25 (Грач).
На самолете установлена двуствольная неподвижная пушка ГШ-30 слева на борту в нижней носовой части фюзеляжа (калибр 30 мм, боезапас 250 патронов), предназначенная в основном для поражения слабо бронированных целей типа БТР. Могут быть дополнительно установлены до 4 пушек ГШ-23Л с подвижным стволом, способным отклоняться вниз на 30 градусов (боезапас 260 патронов), а также две ракеты «воздух-воздух» Р-60 или Р-27, в некоторых вариантах возможна установка ракет Р-77.
Вот как выглядит первая атака из авиапушки сзади справа «вдогон» — пули пробивают обшивку двигателя, правый борт бизнес-класса и влетают в спину пилотам. Подробно эта версия разобрана здесь.
Для стрельбы могла использоваться авиапушка ГШ-30 с бронебойными и осколочно-фугасными патронами (см. выше) калибром 30 мм или четыре пушки ГШ-23 с патронами калибром 23 мм. Несколько отверстий на обнаруженном куске обшивки кабины пилотов, а также спинка кресла второго пилота, скорее всего были повреждены осколками размером не более 20-30 мм, летевшими со стороны хвоста. Об этом свидетельствуют сразу несколько источников (ссылка и еще ).
Пилоты не видели штурмовик перед собой — смертельные ранения они получили со спины. Уже после этого Су-25 атаковал кабину спереди, когда «Боинг» развернуло. Так образовались множественные входные и несколько выходных отверстий на обшивке кокпита.
Входные и выходные отверстия в кабине пилотов:
спинка кресла пилота пилота. Как выглядят входящие в ткань и металл отверстия можно сравнить здесь издесь
Тело командира экипажа с отверстиями в груди:
ВЫВОД:
По малайзийскому Боингу был нанесен комбинированный удар с штурмовика Су-25 М1. Первый обстрел из Су-25М1 велся по курсу полета «Боинга» вдогон — вероятнее всего, штурмовик находился с правой стороны от хвоста малайзийского самолета и стрелял, двигаясь в направлении правого двигателя — в этом направлении самолет сделал несколько выстрелов из авиапушки калибра 23мм или 30 мм.
После первого обстрела пилоты погибли, в кабине произошла массивная декомпрессия, электроника вышла из строя, самолет развернуло влево, и «Боинг», вероятно, был вновь атакован штурмовиком, теперь уже по левому борту — в область кабины со стороны командира экипажа из авиапушки и ракетой Р-60М в область левого двигателя и левой двери, на которых остались следы от поражения стержневыми осколками.
evanesce-girl
news-front.info
Военные технологии — Р-60М Ракета «воздух-воздух»
Ракета Р-60М с тепловой системой наведения в настоящее время является основным оборонительным потенциалом вертолётов Ми-24ВП, Ми-28, Ка-50 и Ка-52. Она обладает значительно большей дальностью и мощностью боевой части, чем «Игла-В», она так же значительно легче, чем новая ракета промежуточной дальности Р-73(это уже ракета другого класса) и значительно превосходит все модификации американских ракет «Сайдуиндер». Именно этими ракетами были совершены самые известные воздушные победы Ми-24 различных модификаций, над боевыми вертолётами и даже сверхзвуковыми истребителями противника на различных театрах военных действий, победы, которые стали легендами (стоит так же отметить, что Ми-24 — единственный в мире вертолёт, сбивавший сверхзвуковые реактивные истребители). Поэтому, ракета Р-60М заслуживает особого внимания и рассказа об истории её создания.
А всё началось с откровенного плагиата — в конце пятидесятых в СССР попало две американских ракеты «воздух-воздух» «Сайдуиндер». Одна из них была «привезена» на китайский аэродром, застрявшей в борту истребителя МиГ-15 во время воздушного боя над Тайванем. Вторая попала в сети советского рыболовного судна. Новая ракета стала просто открытием для советских специалистов — имевшиеся тогда на вооружении СССР ракеты воздушного перехвата РС-2УС с радиокомандной системой наведения и питанием от громадных тяжёлых аккумуляторов выглядели просто монстрами по сравнению с американской системой.
Во-первых — «Сайдуиндер» был полностью автономным — требовалось только захватить цель по инфракрасному пеленгу и произвести пуск — далее пилот мог забыть о цели и уходить или атаковать следующую. В американской авиации даже существовал термин: «Fire & Forget” «выстрелил и забыл». РС-2УС требовала постоянного сопровождения цели радиолучом, что делало атаку длительной и небезопасной для самолёта-носителя, так как сковывало его возможности к маневрированию. К тому же — электросистема «Сайдуиндера» была полностью автономной — ток вырабатывался в турбине, питаемой газами порохового аккумулятора давления. Такая схема электропитания была на порядок легче свинцовых аккумуляторов, к тому же её надёжность была намного выше — ПАД сохранял готовность к пуску сколь угодно долго. Теми же газами питались рулевые машинки (на советских ракетах для поворота рулей использовались баллоны со сжатым воздухом). Ещё одним новшеством, замеченным советскими ракетостроителями, был «роллерон» — находящийся на отклоняемых плоскостях хвостового оперения зубчатый цилиндр, раскручиваемый воздушным потоком и автоматически, за счёт гироскопической устойчивости парировавший крен. Ракета была признана очень эффективной и, вскоре, её попросту скопировали, оставив даже неметрический — пятидюймовый калибр — 127мм. Так появилась Р-3с.
Эта ракета много повоевала во Вьетнаме и зарекомендовала себя очень хорошо, но недостатком системы стала низкая чувствительность головки самонаведения — ГСН. Атака производилось только из задней полусферы, ракета нацеливалась на пышущие жаром сопла самолётов противника. Итог — и для Р-3с и для её заокеанской «сестры» основным маневром применения стал классический «заход в хвост» — приём пушечных и пулемётных самолётов Второй и даже Первой Мировой войны. По обе стороны океана специалисты изготовили новые изделия, основанные на базовой модели «AIM-9B» — в Америке это был «Сайдуиндер»«AIM-9L», в СССР — Р-13М. Новшество заключалось в применении жидкого азота для охлаждения ГСН, что делало возможным атаку в переднюю полусферу самолёта противника — ракеты воспринимали даже слабый кинетический нагрев передних кромок самолёта. Однако, наряду с большей эффективностью, вышли на первый план и врождённые недостатки компоновки ракеты — прежде всего, малая маневренность, вследствие непропорциональной длины, пилоты противника выводили свою машину из зоны захвата ГСН. Создатели попали в замкнутый круг — тяжёлая боевая часть (далее БЧ) требовала дополнительного топлива для разгона. Всвязи с этим, корпус пришлось удлинять. Тяжёлый корпус так же требовал дополнительного топлива. И, в конце концов, само топливо приходилось нести и разгонять дополнительным топливом. Казалось бы, — выхода из порочного круга нет, но советские инженеры нашли его. Как всё гениальное — выход оказался простым — облегчить в 2,5 раза БЧ. Так родился проект ракеты Р-60. Создатели использовали метрический калибр — 120мм, близкий к калибру «Сайдуиндера». Вес БЧ новой ракеты составлял всего 3кг, но это не уменьшало её боевую эффективность. Дело в том, что эффективный радиус поражения взрывной волной и осколками зависит не от веса, а от диаметра взрывного устройства. Пример: если взять 200 гр. пластида, разделить на две равные части, одну из них раскатать в 30 см колбасу, а другую скатать в шарик, то при подрыве длинная «колбаса» даст громкий хлопок, а шарик может разнести легковую машину… Оптимальная форма БЧ — шар, но, поскольку ракеты имеют цилиндрическую форму — идеальная БЧ представляет из себя цилиндр, диаметр которого равен его длине. Исходя из такой компоновки и сделали прототип Р-60
Длина ракеты составила всего 2,09м, сравните с длиной «Сайдуиндера» 2,89м. За счёт этого, маневренность ракеты достигла 42 единиц. Маневренность повышали так же за счёт других новшеств — применения дестабилизирующих пластин, увеличивающих эффективность рулей. Масса ракеты упала до 43х кг, против 86ти кг у «Сайдуиндера». Скорость ракеты возросла с 2,5 до 3М. Правда, в начале производства, ГСН ракеты не была оснащёна охладителем, всвязи с эйфорией от использования первых советских ракет средней дальности, предполагалось использование Р-60 в заднюю полусферу. При разработке на первый план вышла подвижность фотоэлемента, для отслеживания быстрой и высокоманевренной цели. Дальность пуска составила 7,2км. Поражающее действие было усилено за счёт использования БЧ нового типа — так называемой «стержневой» схемы. Массивные вольфрамовые поражающие элементы образовывали при промахе плотное кольцо, рассекающее самолёт противника. Практически сразу была создана модификация Р-60М — фотоэлемент модернизированной ракеты охлаждался азотом, ГСН могла производить селекцию помех, БЧ увеличили до 3,5 кг, не увеличивая в размерах, её оснастили более мощным взрывчатым веществом и большим количеством поражающих элементов, так же увеличили калорийность топлива, и максимальная скорость ракеты достигла 1000м/с.
Боевые качества Р-60 и Р-60М были подтверждены в боях 1982 года между сирийскими и израильскими самолётами в долине Бекаа. Весь мир обошли кадры, на которых запечатлено попадание, запущенной сирийским МиГом-21, ракеты Р-60, попавшей точно в сопло двигателя Ф-16 и разорвавшейся внутри(!!!) израильской машины, буквально размазав её по ливанскому небу.
В итоге, Р-60М стала самой эффективной ракетой ближнего боя, намного превосходящей своего главного конкурента «AIM-9M» — последнюю модификацию «Сайдуиндера». Дальность её автономного пуска в переднюю полусферу достигала восьми км, в заднюю — пятнадцати. Примерно такие же показатели имел и новейший «Сайдуиндер», но по скорости и маневренности советская ракета была далеко впереди…
На основе Р-60М была изготовлена ракета повышенной или промежуточной дальности Р-73. Она являлась практически увеличенной в полтора раза, «масштабированной» копией Р-60М, оснащённой еще и газодинамическими рулями, но это уже другая история…
Как говорилось выше, ракетами Р-60М оснащались не только истребители, но и боевые вертолёты. Ми-24В, П и ВП могли нести до четырёх Р-60М — по две(одна — расположенная снизу, а другая расположена сбоку двухпозиционных АПУ-60-11) на внешних подкрыльевых узлах подвески, что существенно увеличило оборонительный и наступательный потенциал машин. Во время ирано-иракской войны, иракские Ми-24 уничтожили ракетами Р-60М две «Суперкобры», с дистанции 8 и 11 километров. Для сравнения — «Кобры» могли атаковать Ми-24 только ПТУР «ТОУ» дальность которых была менее четырёх км, а скорость — дозвуковой. В случае промаха, «Кобры» были обречены — более скоростные Ми-24В догоняли их и расстреливали из высокотемпного крупнокалиберного пулемёта, или же наводили более дальнобойные и точные сверхзвуковые ПТУР «Штурм», а при наличие Р-60М — вертолёты Хуссейна могли не догонять «Кобру», а сбивать её с дальней дистанции. Правда, единственный сбитый вертолётом Ми-24 в Ираке иранский «Фантом» американского производства, был жертвой НАР С-5, а в другом случае, Ми-24 был сбит «Фантомом», не смотря на наличие у вертолёта ракет Р-60М.
Реванш «двадцатьчетвёрки» с ракетами Р-60М взяли в Ливане в 1982 году, когда Ми-24В заметил по антирадару СПО-15 израильский Ф-14 «Томкет», довёл вертолёт до захвата цели ГСН ракеты Р-60М и с 8 560метров произвёл пуск в переднюю полусферу и сбил тяжёлый израильский перехватчик, кстати, нёсший ракеты высокой дальности (до 150км) «Феникс».
По аналогии с американским «Апачем» новейшие российские боевые вертолёты предполагается оснащать ракетами «воздух-воздух» «Игла-В» — модификацией ПЗРК. Это не совсем оправдано, ибо БЧ «Иглы» недостаточно мощна, для поражения тяжелобронированных летательных аппаратов, а её дальность слишком мала для обороны от истребителей противника, которые могут распознавать и атаковать ракетами средней дальности вертолёты на фоне земли с дистанции 7-8км.
Поэтому, в винтокрылой авиации, Р-60М продолжает жить. Ми-24 могут оснащаться надкрыльевыми АПУ с ракетами Р-60М, на которых ракета «лежит», как «Сайдуиндер» на английском «Ягуаре», а так же — установками на законцовках крыла, где ракета подвешена на горизонтальной установке.
Ми-28Н, Ми-35 и Ка-50 могут нести двухпозиционную АПУ-60-11 в ассиметричном варианте. Проект Ка-50-2 предусматривает подвеску двух Р-60М по одной на дополнительных третьих внешних подкрыльевых пилонах. Но история на этом не кончается — успехи Ми-24 в качестве перехватчика низколетящих воздушных целей побудили конструкторов дооснастить ракеты Р-60М модулем приёма радиокомандной линии комплекса «Атака», что позволяет применять их против самолётов противника на встречных курсах при дальности до 17 км. При этом существенно возрастает вероятность попадания — вертолёт не только доводит ракету до захвата, но и отсеивает активные и пассивные помехи! Газы, питающие рулевые машинки вывели в стороны и прикрыли клапанами, сделав их дополнительными газодинамическими рулями, что ещё повысило эффективность системы. Такие машины смогут оборонять автобронеколонны от воздушного противника на марше на порядок эффективнее, чем зенитные установки типа «Тунгуска» или сверхзвуковые истребители, не способные сопровождать медленно продвигающуюся колонну. Так что — продолжение следует.
ammokor.ucoz.ru
В обломках Mh27 найден стержень от ракеты «воздух-воздух» Р-60М: lycoperdon — LiveJournal
В Голландии составлена модель из обломков упавшего в Донецке «Боинга». По фотографиям обломков с места крушения можно сделать примерную реконструкцию корпуса самолета. Среди фотографий обнаружились как минимум две, которые опровергают версию об атаке самолета из комплекса «БУК».
На одном фото видно предмет, похожий на стержень от авиационной ракеты Р-60М, а на другом — круглое отверстие в воздухозаборнике правого двигателя. Есть как минимум девять отверстий обшивки, характерных для действия боевой части ракеты «воздух-воздух».
Круглые, квадратные, стержневые — что попало в Боинг
Уже на ближайшей неделе, 3-го, 5-го и 6-го марта 2015 года почти пять тысяч человек — родственники и друзья погибших в катастрофе «Боинга» в Донецке — увидят собранную из обломков модель самолета Боинг-777 Малайзийских авиалиний на авиабазе Гилзе-Рийен в Голландии. Последние крупные фрагменты, целый грузовик, пока еще находятся в Петропавловке — голландские журналисты смогли добраться до них только 22 февраля 2015 года.
UPD
Фото с авиабазы 03.03.15
Источник, Источник
РЕКОНСТРУКЦИЯ
Левая сторона «Боинга».
Правая сторона «Боинга»
Наибольшее внимание сразу привлекла левая сторона кабины пилотов, здесь самолет имел большое количество повреждений. Самое крупное отверстие в центре обломка имеет рваные края, выгнутые наружу, что характерно для взрыва изнутри или декомпрессии из-за резкого перепада давления.
Далее, на фотографии мы видим более 20 больших отверстий округлой формы, пробивших в том числе рамы остекления и левую часть кабины. Материал обшивки в этом месте наиболее плотный — он создан из армированного алюминия (по другим данным используется титановая пластина), уложенного в два слоя с целью предотвратить повреждение кабины при возможном столкновении с птицей. По некоторым данным, толщина одного слоя листа — 1,8 мм, другого слоя — 0,8 мм.
Нам также известно, что толщина большей части обшивки фюзеляжа «Боинга»-777 — всего 2 мм (0,09 дюйма
При увеличении фотографии мы видим множество мелких отметин-«оспин» и черные пятна копоти с внешней стороны кабины, а также загнутые наружу края внешней обшивки. Это свидетельствует о том, что поражающий снаряд взорвался в непосредственной близости от обшивки самолета. По некоторым оценкам, расстояние от кабины пилотов до эпицентра взрыва могло составлять всего от 50 см до 4-5 м. Тогда как радиус зоны поражения «БУК» — 17 м, ракета взрывается впереди и выше цели, делая горку, и создает большое облако из шести тысяч осколков (источник).
Цитата с mh27webtalks: Продукты детонации — именно они оставили бесчисленное количество треков на фрагментах кокпита — теряют возможность наносить механические повреждения (теряют кинетическую энергию) на удалении от точки подрыва, равном 15…20 радиусам шашки ВВ. Соответственно, при радиусе в 10…15см, это — 1.5…3.0м…. С начала взрыва вперед бежит взрывная волна, за ней горячие газы, а потом, как более массивные — осколки. Но газ быстро тормозится, поэтому его следы имеются только рядом с местом взрыва.
Если по дальности подрыва «БУК» не совпадает со снимком, возможно, он подходит по размеру пробоин?
Чтобы узнать диаметр отверстий в обшивке кабины, нам необходимо знать диаметр шляпки стандартной авиационной заклепки. Он равен 0,488 дюйма или 11 мм.
Соотнеся параметры, получим ширину пробоин 20-30 мм. Диаметр округлых отверстий в обшивке кабины в размере 2-3 диаметров шляпки авиационной заклепки.
На первом фото у нескольких отверстий еле заметны желто-красные края — возможно, след от медной оболочки пробившего эти отверстия снаряда.
(При внедрении пули в преграду она, выталкивая часть материала преграды вперед и раздвигая его, оставляет имеющиеся на ней частицы на образуемом отверстии. Поясок обтирания шириной в несколько миллиметров оставляет частицы копоти выстрела, оружейной смазки, металлические частицы со ствола и самой пули).
Однако на осколочных элементах «БУК» нет меди, зато она есть на снарядах авиационных пушек.
Лента бронебойных и осколочно-фугасных зарядов в авиационной пушке, осколочные элементы цилиндрической формы
Наглядно здесь. Как стреляет авиапушка ГШ-30
Помимо нескольких десятков округлых и овальных отверстий, в передней части «Боинга» есть еще как минимум пять отверстий, которые имеют прямоугольную и квадратную форму. Впрочем, ни одно из них не попало в обшивку непосредственно снаружи, поэтому определить их размер сложно. Но речь идет о размерах более 1 см.
Внимание привлекла также обшивка боковой части кабины пилотов. Заряд осколочно-фугасной боевой части может входить в различные поверхности «Боинга» под разным углом. В зависимости от этого будет меняться и форма отверстия — например от круглой (при попадании сферического элемента под прямым углом) до продолговатой (под острым углом). Вот как это выглядит при попадании в металл простого патрона.
Возможно, именно этим объясняется наличие отверстий разного размера на одном из кусков обшивки сбоку от кабины пилотов (Пункт 4 на схеме левой стороны Боинга).
Сравнивая со шляпками заклепок, размер этих пробоин колеблется от 3 см до 10 см в длину. Угол попадания осколка может быть равен 25-30 градусам.
КАК СТРЕЛЯЕТ «БУК»
Ракета 9М38М1, используемая в комплексах «БУК -М1», состоит из осколочно-фугасной боевой части 9Н314 массой 70 кг. В ее основу включены 32 кг поражающих элементов (4500 элементов весом 8 г в форме двутавра (среднее между буквами Н и Х) и 1500 кубиков весом 4 г).
В сети есть фото одной из боевых частей ракетного комплекса. Осколки-двутавры — 13 мм. Диаметр кубиков меньше 10 мм.
Если бы для атаки на «Боинг» использовался этот вид ракеты «Земля-Воздух», то большинство осколочных отверстий должны были оставить характерные следы прямоугольной формы (двутавры имеют лучшие показатели пробивной силы, нежели кубики).
Один из пользователей «Живого журнала» провел эксперимент — вот какие следы должен был оставить «БУК» в обшивке «Боинга», если хотя бы несколько осколков из 4,5 тысяч влетели в него под углом, близким к прямому.
Подробное описание эксперимента ЗДЕСЬ.
На найденных обломках «Боинга» в обшивке самолета нет ни одного похожего отверстия с подобным размером. Причем, как утверждает автор эксперимента, на тонком материале фюзеляжа осколки, летящие со скоростью 1200 м.с, должны оставить более четкий след, чем например в обшивке кабины с усиленным слоем алюминия. С поправкой на фугасный заряд и угол поражения, осколки «БУКа» могут оставлять в обшивке следы диаметром 18-20 мм. Прочитать про реальные размеры оставляемых осколочно-фугасными снарядами отверстий можно здесь, здесь и здесь.
Как выглядит обстрел самолета из «БУКа»
В сети есть фотографии обломков трех самолетов, сбитых за последние 15 лет предположительно из зенитно-ракетных комплексов «БУК». Во всех случаях экипаж оставался жив еще какое-то время после ракетного удара.Во всех случаях обшивка самолетов выглядит примерно одинаково — много мелких круглых или крестообразных отверстий. Подробнее здесь.
Обломки самолета Ан-26, сбитого на Украине 14 июля 2014 года на высоте 6500 м.
Известно, что 29 июня 2014 года ополченцы захватили воинскую часть 1402 в Донецке, где была одна неисправная установка «БУК», впрочем, тогда представители ДНР заявили, что не собираются ее чинить. Известно например, что имеющиеся на вооружении Украины комплексы «Оса» тоже способны достигать цели, подобные Ан-26 или Су-25 на высоте 6000 м.
Отверстия в форме стержней. Один из стержней найден
Мы видим в обломках как минимум три режущих отверстия: на левом крыле, в районе второй левой двери, на элементах хвостовой части (см. схему Левая сторона «Боинга»). Например, отверстие в обшивке рядом со второй левой дверью имеет длину около 10 см.
Левое крыло
Пол в кабине рядом со второй левой дверью
Рядом с этим отверстием и «разрезанными» вдоль него шпангоутами находим продолговатый элемент, внешне похожий на кусок стержневой боевой части авиационной ракеты «воздух-воздух» Р-60М. Исходное фото
Обшивка нижней части фюзеляжа рядом со второй левой дверью Источник
Слева — примерно так выглядит стержневая БЧ на украинских штурмовиках (Источник). Справа боевая часть ракеты Р-60
Вид ракеты в разрезе без поражающих элементов Источник
СПРАВКА Штурмовик Су-25М1, ракета Р-60М
Материал стержней БЧ — сплав циркония и молибдена / вольфрам. Боевая часть относительно малой мощности, максимально эффективная при проникновении внутрь конструкции самолета-цели. Взрыватель — неконтактный радиовзрыватель «Колибри» (разработан в 1971 г.) и контактный дублирующий. Радиус срабатывания радиовзрывателя — 5 м. Радиус поражения — 2.5 м. ИсточникВот описание боевой части Р-60М (изделие 62М). Она отличается от классиеческих длинных тонких стреловидных стержней, в экспортном варианте представляет собой набор «псевдостержней». Поражающие элементы сделаны из более тяжелого вольфрама. «Перехлестывающиеся поражающие элементы из вольфрама, вдвое более тяжелого, чем легированная сталь, резали и силовой набор крыла или планера и двигатели», — говорится в описании боевой части Р-60М.
В некоторых источниках указывается масса стержней — 3 г. Вес боевой части — 3 кг. Укладка стержней выполнена в корпусе с треугольной окантовкой — стержни, вероятно, имеют трехстороннее сечение: «Пространство между корпусом и стержневыми ГПЭ заполнено тротилом, имеющим пирамидальные выемки напротив каждого полуготового поражающего элемента корпуса… Осколки массой 3г, разгоняются до скорости 7,5км/с.» (Источник)
«Стержневая БЧ Р-60М (62М) с вольфрамовыми стержнями, уложенными перпендикулярно, давала не линейные, а громадные дельта или ромбовидные пробоины.
На экспорт поставлялись только Р-62, а, начиная с 80-х Р-62М, 70% обеих ракет имели осколочную (или “псевдостержневую”), а не стержневую БЧ.
Источник и ЗДЕСЬ — http://vkjournal.ru/doc/3501214
Крупные входящие рваные дельта-отверстия встречаются нам, например, с правой стороны в обшивке второго салона. На одном из них виден след копоти. Кроме того, две подобных пробоины видны в полу переднего багажного отсека недалеко от кабины пилотов.
Шесть дельта- и ромбовидных отверстий:
И три режущих отверстия на левом крыле и на нижней части обшивки рядом со второй левой дверью:
Формы отверстий совпадают с поражениями от боевой части Р-60М, установленных на штурмовиках СУ-25М1,
Ракета могла наводиться на двигатель «Боинга», но взорваться в 5 м от него, в том числе и рядом с левым крылом и полом у Exit L2 — где найдены два характерных стержневых отверстия. Украинское ПО «Арсенал» занималось модернизацией ракеты. На ракетах была установлена почти всеракурсная инфракрасная система наведения ОГС-75Т «Комар-М». (Увеличение ракурса до 2/4 или даже 1/4 (возможность пуска в переднюю полусферу цели при пеленге под определенным углом) обеспечивается охлаждением фотоприемника ГСН. Серийное производство велось НПК «Прогресс» (г.Киев, источник). Угол целеуказания — сектор 34 град. Скорость смещения цели максимальная — 35 град/с).
Возможно также, что после активации вышибного заряда на максимальном приближении к «Боингу» боевая часть раскрылась, а носитель Р-60 попал внутрь обшивки «Боинга» в районе стоек шасси рядом с двигателями.
«Осколочно-стержневые БЧ в основном применяются на ракетах воздух-воздух благодаря компактности. В момент максимального подлета к цели, в БЧ производится подрыв вышибного заряда, и пучок стержней на почти космической скорости устремляется к цели. При попадании, такой стержень на одной только кинетике способен пробить самолет насквозь почти в любой плоскости, при этом разрушая внутреннюю структуру летательного аппарата, разнося вдребезги бортовое оборудование. Кинетика стержня такова, что он может перебить надвое даже титановый лонжерон. У такой БЧ есть и еще одно преимущество — ракете не требуется абсолютная точность — она подрывается до контакта с целью, и стержни разлетаются в направлении самолета конусом. Даже если непосредственно в цель попадет 2-3% этих стержней, самолет обречен.» ИсточникКАК УБИВАЛИ «БОИНГ» Mh27
С момента последнего ответа экипажа Mh27 до потери связи с самолетом прошло всего семь секунд. Экипаж не успел сообщить диспетчерам о какой-либо угрожающей ситуации (если верить в подлинность «терявшихся» записей из Управления воздушным движением в Днепропетровске), а значит, события в кабине пилотов развивались стремительно.
После ЧП «Боинг» развернуло, он резко потерял скорость — с 900 км.ч до 400 км.ч. и дальше планировал с высоты 10 тыс. метров до высоты примерно 2 тыс. метров. Жители Грабово и Тореза услышали в небе два очень громких хлопка. Спустившись ниже облаков, «Боинг» начал разрушаться — ближе всего к месту возникновения ЧП на борту в лесопосадке приземлился большой кусок фюзеляжа — часть бизнес-класса и второго салона эконом-класса — их нашли в Петропавловке. Рядом в Рассыпном нашли отделившуюся кабину пилотов и тела еще 40 человек. Хвост и центральная часть фюзеляжа вместе с шасси и крыльями улетели дальше всего — в поле деревни Грабово.
С июля 2014 по февраль 2015 года найдено большинство обломков Боинга. Не хватает правого крыла и правой стороны бизнес-класса, а также носа «Боинга». До сих пор не опознаны трое пассажиров самолета. Всего на борту было 298 человек. В теле пилота, по данным малайзийской прессы, найдены металлические фрагменты. В целом, обнаружено 25 металлических объектов, вызвавших у следователей подозрения.
Больше всего повреждений от осколочных элементов получила левая сторона кабины, обшивка пола кабины, многочисленные отверстия видны в районе кресел командира экипажа, несколько отверстий — в кресле второго пилота. Как минимум четыре отверстия видны в теле командира экипажа. Все эти отверстия округлой формы.
Спинка кресла второго пилота, видны многочисленные отверстия сбоку и в спинке
Учитывая остатки копоти и множество мелких черных точек- следов воздействия продуктов детонации, ракетный снаряд сработал именно здесь — снаружи кабины пилотов на близком расстоянии.
Учитывая высоту полета — 10 тыс. метров, добраться до кабины мог либо зенитно-ракетный комплекс (С300, «БУК»), либо ракета «воздух-воздух».
А поскольку на кабине пилотов нет следов от воздействия стержневых поражающих элементов, зато много круглых отверстий с неровными краями — речь идет о подрыве осколочно-фугасного снаряда. Такие снаряды с округлыми поражающими элементами используются в авиапушках ГШ-30, а также характерны для ракет «земля-воздух» С-200 и С-300.
Поскольку в обломках «Боинга» нет крестообразных следов — преобладающих элементов ракеты БУК, а сам подрыв произошел на расстоянии не более 5 м, версию применения «БУКа» можно отклонить. Комплексы С200 на Украине «простаивают» с 2001 года, запуск ракет С300 в этом районе никто не зафиксировал.
АТАКА НА БОИНГ СПРАВА «ВДОГОН»
Так возникла версия о самолете или двух самолетах Су-25М1 — модернизированных штурмовиках, стоящих на вооружении Украины (к моменту трагедии у ВВС Украины было пять таких самолетов — один из шести украинских Су-25М1 был сбит за день до катастрофы «Боинга»).
Помимо обнаруженного в обломках предмета, похожего на стержневой элемент ракеты Р-60М, эту версию подтверждает обломок обнаруженного в поле куска воздухозаборника правого двигателя «Боинга».
Обломок лежит к нам перевернутым «вниз головой» — на левом краю виден кусок оторванной внутренней обшивки, а правая сторона — наружняя, с едва заметными буквами логотипа RR — если кусок перевернуть, то это будет верхняя часть воздухозаборника ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ.
Это небольшое отверстие обнаружено на правом двигателе «Боинга» — так утверждают авторитетные источники Wall Street Journal. Края отверстия выгнуты наружу, в таком случае осколок пробил воздухозаборник, прилетев со стороны хвоста.
Есть еще один кусок двигателя — обод турбины со следами входящих отверстий, однако к какому из двигателей он принадлежит, установить по фотографии невозможно. Известно, что обломок был найден в окрестностях Петропавловки, где лежал правый воздухозаборник. Однако здесь же была найдена левая дверь, расположенная перед левым двигателем.
Если это действительно обломок правого дв
lycoperdon.livejournal.com
Ракета К-60М (Р-60М, «изделие 62М»). Техника и вооружение 2005 09
Ракета К-60М (Р-60М, «изделие 62М»)
При всех достоинствах первая в мире ракета ближнего воздушного боя обладала некоторыми недостатками, возможность устранения которых определялась заложенными в ней резервами дальнейшего совершенствования.
Еще за пару лет до принятия Р-60 на вооружение начались работы по модернизированному варианту К-60М На «изделии 75» предусматривалось установить более мощную боевую часть, новую ГСН киевского завода «Арсенал», новую систему управления на микросхемах разработки 3-го МПЗ взамен СУР-69. В дальнейшем эта ракета получила обозначение «изделие 62М». На ней установили доработанную ГСН «Комар-М» (ОГС- 75). Угол целеуказания был увеличен с 12 до 20°. Для обеспечения возможности пуска в переднюю полусферу цели была повышена чувствительность ГСН.
При использовании более совершенных поражающих элементов масса боевой части АБ-62 возросла на 17% по сравнению с ББ-62.Соответственно возрос вес ракеты в целом, а длина увеличилась на 43 мм. Удалось повысить помехозащищенность неконтактного взрывателя. В дальнейшем ракеты Р-60М комплектовались оптическим взрывателем. а экспортные Р-60МК – радиолокационным. Минимальную дальность удалось сократить на треть, а максимальную – увеличить на 500 м.
Уже в 1973 г. начались облеты новой ГСН на Су-17 и Су-15ТМ, при этом последний использовали и для проведения четырех пусков экспериментальных ракет. В соответствии с решениями ВПК от 25 октября 1974 г. и от 7 апреля 1975 г. предусматривалось представление ракеты на государственные испытания в конце 1975 г. В 1974 г. выпустили техническое предложение, учитывающее новые требования по применению К-60М на МиГ-21бис.
Для проведения испытаний в 1975 г. переоборудовали МиГ-21 №1116 и МиГ-23М N92503. В следующем году пусками шести автономных и одной телеметрической ракеты, сбившей Ла-17. завершился первый этап государственных испытаний. Кроме того, прошли испытания по подтверждению возможности применения ракет в переднюю полусферу цели. В дальнейшем к испытаниям подключили самолеты МиГ-21СМТ №5001705, МиГ-21СМ №1500507, МиГ-21бис №102, МиГ-23МЛ №105, МиГ-23МЛ №5302. К 1977 г. основной объем государственных испытаний был выполнен.
За рубежом всеракурсное применение ракет малой дальности с тепловыми головками самонаведения было впервые обеспечено для УР «Сайдуиндер» AIM-9L, принятой на вооружение в 1976 г. и подтвердившей высокую боевую эффективность в ходе Фолклендской войны 1982 г.
Ракеты Р-60 и Р-60М широко применялись почти на всех истребителях 1970-х гг. и более поздней разработки, в том числе и в качестве «вспомогательного калибра» в сочетании с более мощными «изделиями».
В 1983 г. Р-60М завершила государственные испытания в составе вооружения МиГ-29. Ракеты Р-60 также использовались в качестве оружия самообороны на ударных самолетах семейств Су-17, Су-24, Су-25 и МиГ-27.
Варианты Р-60К и Р-60МК экспортировались за рубеж и применялись в реальной обстановке, начиная с боев над Ливаном в 1982 г.
Ракеты ближнего боя Р-60 на подвеске под крылом перехватчика МиГ-31 (вверху) и штурмовика Су-25 (внизу).
Ракеты Р-60 используются в качестве оружия самообороны на ударных самолетах Су-25, Су-17 и МиГ-27.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
60 — это… Что такое Р-60?
Р-60 («изделие 62», по классификации НАТО — AA-8 Aphid «Тля») — советская управляемая ракета «ближнего боя» класса «воздух-воздух». Разработка начата в 1967 году в ПКПК (бывшее ОКБ-4) Минавиапрома под руководством М. Р. Бисновата.
Конструкция
Ракета сконструирована по аэродинамической схеме «утка». В целях повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки для спрямления набегающего потока применяются небольшие дестабилизаторы, закрепленные на наружной поверхности корпуса головки самонаведения (ГСН). На поверхности передней части третьего отсека установлены попарно кинематически связанные аэродинамические рули. Трапецевидные крылья большой стреловидности крепятся на корпусе двигателя (пятый отсек). Их малое удлинение при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения ракеты на носителе. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.
Двигатель
Твердотопливный двигатель ПРД-259 расположен в кормовом, пятом от начала отсеке ракеты и имеет переменную во времени диаграмму тяги с более мощным стартовым импульсом. Время работы двигателя — 3-5 секунд[5].
Система управления
Ракета Р-60 оснащена тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения[4] «Комар» (ОГС-60ТИ) имеющей неохлаждаемый фотоприемник и разработанной киевским предприятием «Арсенал» (главный конструктор С. П. Алексеенко). ГСН «Комар» (ТГС-60), размещенная в первом отсеке ракеты, имеет гироинерциальный стабилизатор, обеспечивающий отработку углов целеуказания до 12° по информации, поступающей из бортовой прицельной системы самолёта-носителя (РЛС или теплопеленгатора), которая указывает азимут и положение цели по вертикали с углами до 120 градусов. Сопровождение цели в пределах ±30…35° осуществляется с угловой скоростью до 35 °/с.[4] Неохлаждаемая ГСН не позволяла вести атаку самолётов в передней полусфере или атаковать крылатые ракеты и вертолёты.
Замена на модификации Р-60М ГСН на ГСН «Комар-М» (ОГС-75) с охлаждаемым фотоприёмником увеличило чувствительность ГСН и позволило применять ракету Р-60М в ближнем манёвренном бое в переднюю полусферу целей. Новая ГСН имеет большие углы целеуказания. Это серьёзно усилило боевые возможности носителей, так расчетная вероятность поражения цели одной ракетой на ближней дистанции для Р-60М оценивается в 0,9[5], тогда как аналогичный показатель для предшественницы Р-60 — 0,5 (залпом двух ракет — 0,7-0,8)[6].
Взрыватель
Р-60 различных модификаций оснащается неконтактными взрывателями — оптическим «Стриж» или радиолокационными «Колибри» («Колибри-М»), — расположенным в начале четвёртого отсека. Радиус действия взрывателя — 5 метров.
Боевая часть
Боевая часть стержневого типа расположена во втором отсеке. Неконтактный подрыв обеспечивает нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения 2,5 м; уверенное уничтожение достигается при прямом попадании. Поражение методом реза — стержнями (изготовленные из молибдена или циркония).
Крепление к носителю
Р-60 применяется с пусковой установки АПУ-60-1 с одной направляющей массой 32 кг и с АПУ-60-2 с двумя направляющими, весящей 34 кг.
Носители
Ракета Р-60 была принята на вооружение в 1973 году и может использоваться практически всеми типами истребителей, включая МиГ-21, МиГ-23М, МиГ-25ПД, МиГ-29, МиГ-29С, МиГ-31, Су-24М, Су-25Т и Як-38. На данный момент эта ракета, практически не применяется ввиду малой практической дальности полета — до 10-12 км (в передней полусфере).
Модификации
- Р-60К — модификация Р-60 с неконтактным радиолокационным взрывателем «Колибри». Поставлялась на экспорт. Радиус срабатывания — 5 метров;
- УЗР-60 (сокр. от учебно-записывающая с регистратором, также обозначалась как УЗ-62) — учебный вариант Р-60 не имеющий крыла и двигателя.
- Р-60М («изделие 62М») — модификация Р-60 оснащённая более чувствительной охлаждаемой ГСН «Комар-М» (ОГС-75 или ТГС-75) с большими углами целеуказания для слежения за высокоподвижной целью и более мощной стержневой боевой частью (БЧ) массой 3,5 кг (на 0,5 кг тяжелее Р-60) и соответственно, удлинённым на 42 мм отсеком БЧ. Разработка начата практически параллельно с принятием на вооружение базового варианта Р-60. Поставлялась на экспорт. Радиус срабатывания оптического взрывателя — 5 метров.
- Р-60МК («изделие 62М») — модификация Р-60М оснащённая модернизированным радиолокационным взрывателем «Колибри-М» обладающим лучшей помехоустойчивостью. Поставлялась на экспорт.
- Р-60МУ — учебный вариант Р-60М, в основном подобен УЗР-60.
Тактико-технические характеристики
Модификация | Р-60 | Р-60М | Р-60К | Р-60МК | |
---|---|---|---|---|---|
изделие 62 | изделие 62М | ||||
Принятие на вооружение | 1973 | 197? | |||
Самолёты-носители | МиГ-21бис, МиГ-23М, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-23М (до МиГ-23МЛД), МиГ-25ПД, МиГ-31, Су-15ТМ, Су-17М3/Су-17М4, Су-24М, Су-25, Як-38 | ||||
Тип ПУ | АПУ-60-1, АПУ-60-2, ПД-62 (на Су-15) | ||||
Максимальная дальность, км | 7[прим. 1] | 10 | 7 | 10 | |
Минимальная дальность, км | 0,2-0,25 | ||||
Диапазон высот применения, км | 0,03-20 | ||||
Длина ракеты, мм | 2096 | 2138 | 2096 | 2138 | |
Диаметр корпуса, мм | 120 | ||||
Размах крыла, мм | 390 | ||||
Стартовая масса, кг | 43,5 | 44 | 43,5 | 44 | |
Время управляемого полёта, сек. | 23-25 | ||||
Максимальная скорость, Махов | 2,5 | ||||
Максимальная стартовая перегрузка, g | 7 | ||||
Максимальная перегрузка, g | 47 (42[5]) | ||||
Перегрузка перехватываемой цели, g | до 12 | ||||
Боевая часть | тип БЧ | Стержневая | |||
масса БЧ, кг | 3 (2,7[3]) | 3,5 | 3 | 3,5 | |
Система наведения | принцип работы | ИК ГСН | |||
модель ГСН | «Комар» (ОГС-60ТИ) | «Комар-М» (ОГС-75) | «Комар» (ОГС-60ТИ) | «Комар-М» (ОГС-75) | |
тип ГСН | неохлаждаемая | охлаждаемая | неохлаждаемая | охлаждаемая | |
угол целеуказания | ±12° | ±17° | ±12° | ±17° | |
Взрыватель | тип | неконтактный оптический | неконтактный радиолокационный | ||
модель | «Стриж» | «Колибри» | «Колибри-М» | ||
радиус действия | до 5 м | ||||
Двигательная установка | РДТТ ПРД-259 |
Боевое применение
Ракета Р-60 применялась сирийскими лётчиками в боях с израильскими самолётами над Ливаном в 1982 году. Отмечен ряд случаев попадания ракеты точно в сопла двигателей самолётов противника.[5]
Примечания
- ↑ На высотах порядка 12 км, вблизи поверхности Земли дальность уменьшается почти втрое.
Источники
Литература
- Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух» // Авиация и Космонавтика. — 2002. — № 1. — С. 5-11.
- Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракет «воздух-воздух». Часть 2. Ракеты средней и большой дальности // Техника и вооружение. — 2006. — № 2.
- Марковский В. Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: Экспринт, 2005. — 47 с. — («Экспринт: Авиационный фонд»).
- Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.
- Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6
- Gordon Yefim Soviet/Russian Aircraft Weapons. Since World War Two. — Hinkley, England: Midland Publishing, 2004. — 207 p. — ISBN 1-85780-188-1
Ссылки
dic.academic.ru