Ракета Р-13

Подводная лодка проекта 658

Подводная лодка проекта 629

Боеприпас ракеты Р-13

Корпус боеприпаса ракеты Р-13

Старт ракеты Р-13 с подводной лодки проекта 629

Компоновочная схема ракеты Р-13

Ракета Р-13 (комплекс Д-2) – первая отечественная баллистическая ракета, разработанная специально для размещения на подводных лодках. Опытно-конструкторская разработка началась в 1960 г. после завершения первых этапов лётной отработки ракеты Р-11ФМ. Одноступенчатая схема ракеты не изменилась. Тем не менее, полученные результаты оказались весомыми в сравнении с Р-11ФМ, а именно: переход от ядерного к термоядерному заряду повысил мощность более чем в 50 раз при полуторакратном увеличении веса; дальность стрельбы возросла в 4 раза при увеличении стартового веса в 2,5 раза.

Уникальной разработкой в составе ракеты Р-13 стало создание (СКБ-385 и НИИ-1011 Минсредмаша) боевого блока (ядерного боеприпаса), в котором реализовали совмещение физической схемы в конструкциях корпуса блока и корпуса боезаряда. Убедительной демонстрацией боевых качеств морского стратегического оружия стал пуск ракеты Р-13 с подводной лодки, завершившийся натурным термоядерным взрывом мощностью 1450 тонн тринитротолуола 20 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля.

 

makeyev.ru

Ракетный комплекс Д-2 С БРПЛ Р-13(35-М-4)

]]>

]]>В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки. шахта со специальными системами относилась к корабельным устройствам (вентиляция, система затопления и осушения шахт, крышка шахты).

Р-13 — одноступенчатая ракета надводного старта с ЖРД на хранимом высококипящем топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива — самовоспламеняющиеся, окислитель — раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 — смесь ксилидина и триэтиламина. Для повышения безопасности бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего — в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Емкости горючего ракет размещались вне прочного корпуса подводной лодки — в ограждении рубки. Ракеты могли находиться в шахтах в заправленном состоянии до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Ракетный комплекс обслуживали 10 человек.

Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25.7т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Маршевый двигатель разработан в КБ химического машиностроения под руководством Алексея Исаева. Комплекс наземного оборудования разработан в московском КБ транспортного машиностроения под руководством Владимира Петрова.

Система управления — инерциальная, разработана в свердловском ОКБ-626 (НПО автоматики) под руководством главного конструктора Николая Семихатова, предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.

Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.

Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов. Первая ракета могла стартовать через 4 минуты после всплытия, а не через 15, как у Р-11ФМ.

Механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60 (см.]]>схему]]>), имели оригинальные технические решения. К числу таких устройств относились:

  • цепной подъемник с цепями толкающего типа и электрогидравлическим приводом подъема стола;

  • пусковое устройство с механизмом автоматического разброса и сведения стоек этого устройства;

  • система амортизации и крепления ракеты по-походному;

  • устройство аварийного сброса неисправной ракеты за борт.

Для улучшения условий эксплуатации комплекса на ПЛ использована фиксированная установка ракеты на штыри пускового стола, исключающая выверку ракеты по вертикали и азимуту после ее погрузки на пусковой стол. Механизм подъема стола выполнен с двумя цепями толкающего типа с направляющими для цепей внутри шахты. Подъем стола производился до жестких упоров. При подходе к жестким упорам, автоматически включались гидротормоза привода подъема, обеспечивалось поджатие стола к упорам и надежное удержание его при качке и старте ракеты. Стол подъемника представлял сварно-литую конструкцию из двух тонкостенных отливок. На столе размещался поворотный стол с приводом для наведения ракеты по азимуту. На поворотном столе размещался пусковой стол, пусковое устройство, механизм разброса и сведения стоек и устройство аварийного сброса ракеты за борт. Вес подъемно-поворотного стола с устройствами, размешенными на нем и ракетой Р-13, составлял 33т. Высота подъема стола — 12м. Мощность электродвигателя привода подъема — 110КВт.

]]>]]>

Пусковое устройство корсетного типа имело четыре стойки с захватами, образующими верхний пояс, удерживающий ракету до старта. Схема пускового устройства с четырьмя стойками обеспечивала его одинаковую жесткость на качке при любом положении поворотного стола по азимуту и надежность расхождения ракеты с верхними захватами при старте. При старте ракеты и подъеме ее на 120мм с помощью копиров, расположенных на ее корпусе, происходило принудительное раскрытие замков пускового устройства и автоматический разброс стоек на угол 60° под действием мощного пружинного механизма. Для торможения стоек, в конце их откидывания в механизме разброса стоек были предусмотрены гидравлические тормоза. Сведение стоек после старта производилось автоматически двумя гидроцилиндрами при опускании стола в шахту с использованием направляющих для цепей подъемника как копиров.

Вертикальность ракеты обеспечивалась выверенной горизонтальной плоскостью пускового стола. Исходное положение по азимуту обеспечивалось фиксирующими штырями пускового стола. Аварийный сброс ракеты обеспечивался для ПЛ пр.629 в условиях постоянного крена до 8° и амплитуды боковой качки до 5°. При этом поворотный стол устанавливался в положение «сброс», при котором ракета сбрасывалась на правый борт. Для сброса ракеты на пусковом столе имелась рамка, а в поворотном столе размещались два пневматических цилиндра, которые разворачивали рамку, в результате чего ракета, за счет момента от собственного веса, падала за борт.

Стартовая установка СМ-60 в составе комплекса Д-2 находилась на вооружении ВМФ в течение 12 лет. За это время отказов в пуске ракеты Р-13, по причине неисправностей механизмов и устройств установки СМ-60, не было. За время эксплуатации комплекса каких-либо замечаний по конструкции установки СМ-60 ее надежности и безопасности с флотов и управления ВМФ не поступало.

rbase.new-factoria.ru

Комплекс Д-2 с ракетами Р-13

Первый советский комплекс с баллистическими ракетами подводных лодок, разрабатывавшийся как единое целое.

В 1954 году в СССР была поставлена задача создать специализированную дизель-электрическую подлодку с ракетным вооружением, а в 1955 году, оценив ограниченные возможности первой приспособленной к морскому применению ракеты Р-11ФМ (дальность в 150 км), приняли решение разрабатывать под эти лодки новый комплекс с дальностью до 600 км.

В январе 1956 года вышло объединенное техническое задание на ракетный комплекс Д-2 с новой ракетой надводного старта, включающий, помимо ракеты, подводную лодку с установленным оборудованием и наземные технические средства эксплуатации.

Памятный знак «Ракета» в честь 25-летия Североморска, на постаменте БРПЛ Р-13

Несмотря на оперативно-тактическую дальность, комплекс Д-2 на тот момент имел стратегическое значение, т.к. позволял наносить ядерные удары по военным, политико-административным и промышленным центрам вероятного противника.

Эскизная разработка ракетного комплекса началась в ОКБ-1 у Сергея Королева, но затем была передана в отдельное КБ, которое сформировали в Миассе под началом выходца из королёвской команды Виктора Макеева (сейчас это «Государственный ракетный центр им. академика В.П.Макеева», разработчик большей части отечественных баллистических ракет морского базирования).

13 октября 1961 года после окончания все доводочных испытаний постановлением Совета министров СССР комплекс Д-2 с ракетами Р-13 был принят на вооружение ВМФ.

Комплекс разрабатывался совместно с новым проектом подводных лодок-носителей — 629. Ракета не поспевала к готовности субмарины, поэтому первые три лодки этого типа первоначально оснастили ракетами Р-11ФМ. Когда Р-13 была доведена, лодки проекта 629 получили их на вооружение — по три в шахтах в ограждении рубки.

Ракету Р-13 также получили первые советские атомоходы-ракетоносцы проекта 658; они также несли по три ракеты в ограждении рубки. Головная лодка К-19, оснащенная этими ракетами, вошла в строй 12 ноября 1960 года.

Старт ракеты Р-13 с борта Б-92, головной лодки проекта 629

Ракета Р-13 — одноступенчатая, массой 13,7 тонн, с жидкостным реактивным двигателем на высококипящих самовоспламеняющихся компонентах топлива. Горючее — так называемая «Тонка-250» или ТГ-02: смесь ксилидинов с триэтиламином. Окислитель — тетраоксид азота, растворенный в концентрированной азотной кислоте. Ракета могла находится в шахтах на лодке в заправленном состоянии до трех месяцев; после этого она извлекалась на регламентные работы.

Максимальная дальность ракеты составляла 600 км, минимальная — 150 км. Отделяемая головная часть массой 1600 кг содержала термоядерный моноблок мощностью 1 Мт.

Старт ракеты происходил с верхнего среза шахты в надводном положении. Лодки при этом могла идти со скоростью до 15 узлов, а волнение на море могло достигать пяти баллов. Старт осуществлялся через четыре минуты после всплытия (для сравнения, у Р-11ФМ — через 15 минут).

С 1959 по 1962 года Советский Союз ввел в строй 22 подводные лодки проекта 629, оснащаемые ракетами Р-13. С 1960 по 1962 год также были развернуты восемь атомоходов проекта 658 с этими ракетами.

20 октября 1961 года была проведена операция «Радуга»: с борта лодки К-102 в условиях штормовой погоды была успешно запущена на новоземельский ядерный полигон ракета Р-13 в боевом оснащении. Это было первое и последнее «боевое» испытание морской баллистической ракеты с ядерным оснащением в СССР.

defendingrussia.ru

Баллистическая ракета 4К50 Р-13 (СССР)


БРПЛ Р-13 (индекс УРАВ ВМФ — 4К50) — жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета надводного старта, состоявшая на вооружении подводных лодок проектов 629 и 658. Решение о создании баллистической ракеты для подводных лодок с дальностью стрельбы 400-600 километров, способной нести ядерную боеголовку, было принято 25 августа 1955 года. Эскизный проект ракеты разрабатывался в ОКБ-1 под руководством С. П. Королева с конца 1955 года до середины 1956 года. Затем все работы были переданы в созданное незадолго до этого СКБ-385 под руководством главного конструктора В. П. Макеева.

21 августа 1956 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1240-631сс о разработке для вооружения подводных лодок проектов 629 и 658 ракетного комплекса Д-2 с баллистической ракетой Р-13. На обоих типах лодок предусматривалась установка трех пусковых установок. К началу 1957 года СКБ-385 подготовило конструкторскую документацию.

 

Ракета Р-13 конструктивно представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с моноблочной отделяющейся головной частью. Головная часть и хвостовой отсек ракеты оснащались четырьмя стабилизаторами. Ракета была оснащена пятикамерным жидкостным ракетным двигателем С2.713 с тягой 25,7 тонны, разработанным в КБ химического машиностроения. Двигатель состоял из центральной неподвижной маршевой камеры, четырех поворотных рулевых камер и имел два режима работы. Работал на токсичных самовоспламеняющихся компонентах топлива — горючем ТГ-02 (смесь ксилидина и триэтиламина) и окислителе АК-27И (раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте). Баки ракеты были несущими и представляли собой цельносварную конструкцию из жарокислостойкой стали. Верхний бак предназначался для хранения окислителя, а нижний — горючего. Баки были разделены промежуточным отсеком.

 

В верхней части ракеты находилась отделяемая головная часть массой около 1600 килограммов с термоядерным боезарядом мощностью 1 мегатонна. Для испытаний и учебно-боевых пусков применялось так называемое инертное оснащение головной части — без ядерного боезаряда, но со штатными средствами подрыва и взрывчатым веществом массой в 300 килограммов (в штатном варианте применявшимся для подрыва ядерного заряда).

 

В декабре 1958 года начались испытания двигателей ракеты. Летные испытания ракеты проводились на полигоне Капустин Яр с июня 1959 года по март 1960 года. Всего с неподвижного и качающегося стендов было выполнено 19 пусков, из них 15 признаны успешными. С ноября 1959 года по август 1960 года были проведены корабельные испытания Р-13 на Северном флоте на подводной лодке Б-62 — головной лодке проекта 629. Было проведено 13 пусков, из них 11 признаны успешными. С августа по сентябрь 1960 года были проведены специальные испытания на взрывостойкость ракетного комплекса Д-2. Испытания проводились в Кольском заливе, на макете лодки проекта 629. При испытаниях проводились взрывы глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитирующих подводные ядерные взрывы. По результатам шести испытаний был выработан ряд рекомендаций для повышения взрывобезопасности. Так, было предложено горючее хранить в цистернах на борту лодки, а ракеты, уже заправленные окислителем, в пусковых шахтах.

 

После окончания летных испытаний начались эксплуатационные испытания ракетного комплекса на подводной лодке Северного флота. Ракета находилась в течение трех месяцев на подводном ракетоносце, после чего был произведен пуск ракеты с боеголовкой без делящихся материалов. По результатам всех видов испытаний постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 13 октября 1961 года № 1109-461сс комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13 был принят на вооружение ВМФ. С 1959 по 1962 год в строй советского ВМФ вступили 22 подводных лодки проекта 629, вооруженных ракетами Р-13. С конца 1960 года началось вступление в строй атомных ракетоносцев проекта 658. Всего в 1960-1961 годах в состав Северного флота вошли 8 лодок.

 

С помощью ракеты Р-13 был выполнен единственный в СССР пуск баллистической ракеты с ядерным боезарядом с борта подводной лодки. Эксперимент состоялся 20 октября 1961 года в ходе проведения учений «Радуга». Экипажем подводной лодкой К-102 по полигону на Новой Земле был произведен пуск ракеты Р-13 в ядерном оснащении. Всего при эксплуатации комплекса с 1961 по 1973 год было проведено 311 пусков ракет, из которых 225 были признаны успешными. На рубеже 1950-1960 годов СКБ-385 совместно с конструкторским бюро А. Н. Туполева велись проектные работы по воздушному старту ракеты Р-13. Разработке был присвоен индекс Р-13А. С 1958 года в СКБ-385 велись работы по подводному старту Р-13. Этот вариант получил обозначение Р-13М. Проект сначала рассматривался как альтернатива ракете Р-15, разрабатывавшейся в ОКБ-586, но затем все работы были прекращены в связи с передачей в СКБ-385 из ОКБ-586 всех наработок по ракете Р-21. В 1973 году ракета Р-13 была снята с вооружения.

 

Технические характеристики 4К50 Р-13
Длина, м — 11,835
Диаметр, м — 1,3
Стартовая масса, т — 13,745
Масса боевой части, т — 1,5975
Максимальная дальность, км — 600
Круговое вероятное отклонение, км — 4
Тип головной части — ядерная
Мощность головной части, Мт — 1

 

авторы статьи: А.Б. Железняков
первоисточник: «100 лучших ракет СССР и России»

www.dogswar.ru

Р-13 Википедия

Эта статья об ракете; об двигателе см. Р-13-300.
Р-13
индекс ГРАУ: 4К50
обозначение НАТО: SS-N-4 «Sark»

Р-13 на постаменте памятного знака «Ракета» в честь 25-летия Североморска.
Тип БРПЛ
Статус снята с вооружения
Разработчик ОКБ-1/СКБ-385
Главный конструктор В. П. Макеев
Годы разработки 1955—1961
Начало испытаний июнь 1959
Принятие на вооружение 13 октября 1961
Годы эксплуатации 1961—1972
Основные эксплуатанты ВМФ СССР
Основные технические характеристики
Максимальная дальность: 600 км
Точность (круговое вероятное отклонение): 4 км
Забрасываемая масса: 1600 кг
Головная часть: ядерная, моноблочная, 1 Мт
↓Все технические характеристики
 Медиафайлы на Викискладе

Р-13 (индекс ГРАУ — 4К50, по классификации МО США и НАТО — SS-N-4 Sark, поначалу Snark[1]) — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, которая в составе ракетного комплекса Д-2 состояла на вооружении подводных лодок проекта 629 и 658. Разработка начата в ОКБ-1 и продолжена в СКБ-385.

С её помощью был выполнен единственный в СССР пуск баллистической ракеты с ядерным боезарядом с борта подводной лодки. 20 октября 1961 года в ходе проведения учений «Радуга» подводной лодкой «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракеты Р-13 в ядерном оснащении. Всего при эксплуатации комплекса с 1961 по 1973 год было проведено 311 пусков ракет, из которых 225 было признано успешными.

Ракета Р-13 стала первой в СССР ракетой, специально разработанной для запуска с подводных лодок. По сравнению с ранее принятой на вооружение Р-11ФМ, дальность её была значительно увеличена (со 160 до 600 км), а мощность ядерного боезаряда повышена. Однако основной недостаток — надводный старт — устранить не удалось.

ru-wiki.ru

Управляемая ракета малой дальности К-13М («изделие 380»).

Управляемая ракета малой дальности К-13М («изделие 380»).

Разработчик: ОКБ-134
Страна: СССР
Принятие на вооружение: 1974 г.

К концу шестидесятых годов устарела спроектированная за пятнадцать лет до того ракета AIM-9B «Sidewinder». На смену ей американцы разработали и в 1967 году приняли на вооружение усовершенствованный вариант AIM-9D. В новой модификации был устранен явный недостаток исходного образца — огромный тупой лоб прозрачного обтекателя тепловой ГСН, что позволило существенно увеличить досягаемость ракеты.

Война во Вьетнаме создала предпосылки для ознакомления советских специалистов с новой американской техникой. Разработка аналогичной отечественной ракеты была развернута 28 ноября 1967 года. При этом ставилась также задача обеспечить возможность пусков в переднюю полусферу, для чего силами конструкторов киевского «Арсенала» во главе с И.Н.Полосиным началась разработка новой высокочувствительной ГСН «Иней 70» с охлаждением фреоном, поступающим от систем, размещенных на вновь разработанном пусковом устройстве АПУ-13МТ.

Угол прокачки ГСН увеличили с 28° до 40°, при этом наведение головки осуществлялось не корпусом ракеты, а по сигналам целеуказания, поступающим от самолетной аппаратуры. В этом случае не требовалось прицеливания оси самолета с точностью, близкой к необходимой для применения пушечного вооружения. Для повышения маневренных возможностей несколько увеличили площадь рулей. Ракету оснастили новым радиолокационным неконтактным взрывателем (НВ) «Синица». Предохранительно-исполнительный механизм «Галка» располагался перед новой стержневой боевой частью. Усовершенствованный энергоблок обеспечивал почти втрое большую продолжительность полетного функционирования ракеты, что в сочетании с более мощным двигателем ПРД-240 позволило существенно расширить зоны пуска ракеты.

Новый вариант — «изделие 380» — был принят на вооружение 3 января 1974 года и получил обозначение Р-13М — традиция индексов типа Р-3 была прервана. Максимальная дальность пусков в заднюю полусферу была увеличена до 15 км, диапазон ракурсов довели до 3/4. Кроме того, обеспечивалась возможность пусков в переднюю полусферу при ракурсах до 4/4 по цели с двигателем, работающим на форсаже, а также с носителя, маневрирующего с перегрузкой до 3,7 единиц.

Изготовитель — завод № 43 (г. Москва). Производство с 1971-го по 1988 год.

Модификации:
— Р-13М (К-13М, «изделие 380») – серийная ракета;
— «изделие 381» – аэродинамический прототип;
— «изделие 382» – пусковой прототип;
— «изделие 383» – программный прототип;
— «изделие 385» – телеметрический прототип;
— К-13МК («изделие 380.1») – опытная с комбинированной теплорадиолокационной ГСН ПАРГ-50ВВ, разработка с 1968 года, испытания в 1975 году.
— К-13М1, («изделие 380М») – с ГСН «Иней-1М», производство с 1977 года, принята на вооружение в 1982 году.
— К-13МУ – опытная с ГСН «Иней 80», 1985 год.
— К-14 («изделие 480») – опытная всеракурсная ракета, разработка в 1974-1979 годов.

ТТХ:

Длина, мм: 2875
Диаметр, мм: 127
Размах крыла, мм: 632
БЧ: 11,3 кг, ОФ
Скорость полета, м/с: 550
Дальность пуска в ЗПС, км: 1,2-16,6
Двигатель: РДТТ ПРД-240
-тяга, кгс: 2800.

Ракета К-13М на пилоне под МиГ-23.

Р-3 и К-13М. Схема.

Компоновка К-13М. Схема.

К-13М. Схема.

.

.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Р-13М».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Баллистическая ракета подводных лодок Р-13

Работы по ее созданию в августе 1956 года поручили конструктору В.П. Макееву и ОКБ-1. Впоследствии коллектив этого конструкторского бюро стал основным разработчиком баллистических ракет морского базирования.

К работам над проектом этой ракеты в новом бюро (СКБ-385) приступили в середине 1956 года. Ракета Р-13 проходила летные испытания с июня 1959 по март 1960 года. На полигоне Капустин Яр был оборудован специальный комплекс, имитировавший подводную лодку в море, с которого провели 19 пусков (15 успешных). Затем с борта подводной лодки проекта 629 по программе совместных испытаний выполнили еще 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракетный комплекс Д-2 с ракетой Р-13 был принят на вооружение.

Р-13 – одноступенчатая баллистическая ракета с маршевым двигателем на жидком топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива – самовоспламеняющиеся при взаимном контакте окислитель – раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 – смесь ксилидина и триэтиламина. Бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего – в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Сделано это было для повышения взрывобезопасности ракет.

Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25,7 т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Инерциальная система управления предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.

Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.

Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов.

В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки.

Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время предстартовой подготовки составляло 15 – 20 минут), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок. И даже большая унификация конструкции с Р-5М, что удешевляло производство, в данном случае не играла заметной положительной роли. Советская ракета Р-13 по всем основным показателям уступала созданной несколько раньше американской БРПЛ «Поларис-А1».

Ракеты Р-13 состояли на вооружении дизельных подводных лодок проекта 629А и атомной – проекта 658 до 1973 года и уступили свое место более совершенным представителям своего класса. За это время было проведено 311 пусков этих ракет, из которых 225 признано успешными. 38 пусков оказались неудачными из-за отказов систем ракеты и стартового оборудования, а еще 38 – из-за ошибок личного состава. Причины 10 неуспешных пусков установлены не были.

voennaya.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *