Проект ракетного комплекса «Гермес-К» » Военное обозрение
Текущие тенденции изменения облика вооруженных конфликтов предъявляют особые требования к перспективному вооружению. В частности, военно-морским силам теперь необходимы не только противокорабельные ракеты, но и иное ударное вооружение. К примеру, существует необходимость в создании перспективных ракетных систем тактического звена, изначально предназначенных для поражения береговых целей. В конце прошлого десятилетия российской оборонной промышленностью было представлено потенциальное решение этого вопроса: многоцелевой корабельный ракетный комплекс «Гермес-К».Одной из основных предпосылок к появлению нового проекта стал рост значения операций флота по поддержке сухопутных подразделений. Флоту необходимо высокоточное вооружение с дальностью не менее нескольких десятков километров, при помощи которого можно уничтожать укрепления, бронетехнику, живую силу и различные объекты противника, расположенные на берегу. Современные и перспективные противокорабельные ракеты, изначально предназначенные для уничтожения надводных целей, имеют ограниченные возможности в деле атаки береговых. Таким образом, существует необходимость в разработке нового ракетного комплекса для решения поставленных задач.
Проект многоцелевого ракетного комплекса «Гермес-К» восходит к более ранним разработкам. Еще в середине девяностых годов тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) начало работы по перспективной противотанковой ракете для вертолетов, получившей обозначение «Гермес-А». В начале двухтысячных годов эта система прошла испытания в составе комплекса вооружений вертолета Ка-52. Утверждалось, что новый комплекс и его ракета готовы к серийному производству. Позже стало известно, что на базе авиационного комплекса «Гермес-А» разрабатываются аналогичные системы для сухопутных войск («Гермес-С») и для флота («Гермес-К»).
Катер с пусковой установкой ракет «Гермес-К»
При создании корабельного ракетного комплекса было предложено значительно повысить характеристики базовой ракеты. За счет различных нововведений планировалась довести максимальную дальность стрельбы с исходных 15-20 до 100 км. Такая доработка позволила бы заметно повысить ударный потенциал комплекса, а также серьезно упростить эффективность его применения за счет возможности пуска с относительно безопасных дистанций. Одновременно с этим разрабатывалась и ракета, по показателям дальности не отличавшаяся от базовой авиационной.
В соответствии с проектом, в состав многоцелевого ракетного комплекса «Гермес-К» входят несколько основных компонентов. При этом конкретный состав оборудования должен определяться в соответствии с классом и типом корабля-носителя. Так, для сравнительно легких катеров предлагается упрощенный набор оборудования с собственными средствами обнаружения и управления, а крупные надводные корабли могут получать отдельные пусковые установки и должны использовать имеющуюся радиоэлектронную аппаратуру.
По имеющимся данным, самый легкий вариант комплекса «Гермес-К» предназначается для установки на катера водоизмещением не более 200-300 т. В состав такого комплекса входят система управления огнем, оптико-электронный модуль для обнаружения и лазерного подсвета целей на малых дистанциях, а также пусковая установка одного из нескольких типов. Для монтажа транспортно-пусковых контейнеров и запуска ракет предлагаются установки на базе артиллерийской системы АК-630, причем ракеты могут как заменять, так и дополнять имеющийся автомат. Также рассматривалась возможность крепления ТПК ракет «Гермес-К» на пусковых установках систем залпового огня.
Строящиеся и модернизируемые корабли водоизмещением до нескольких тысяч тонн могут получать новые пусковые установки для комплекса «Гермес-К». Кроме того, предусматривается доработка существующих зенитных ракетно-артиллерийских комплексов разработки КБП. Поиск и обнаружение целей, выдача целеуказания и другие операции должны выполняться при помощи штатных средств корабля и с использованием системы управления огнем ракетного комплекса. При установке ракет «Гермес-К» на существующие ЗРАК возможна их интеграция в имеющиеся системы управления.
Наиболее полный комплект аппаратуры, предназначенный для применения с новыми ракетами, предлагается для установки на крупные корабли с водоизмещением не менее 8-10 тыс. т. В такой конфигурации комплекс «Гермес-К» может комплектоваться собственными пусковыми установками. Поиск целей и целеуказание возлагаются на радиоэлектронную аппаратуру корабля, а непосредственное управление стрельбой осуществляется штатными средствами комплекса.
Вне зависимости от класса и типа носителя и комплектации ракетного комплекса, основным элементом последнего является управляемая ракета «Гермес-К», построенная на основе предыдущих разработок семейства. Она представляет собой двухступенчатое изделие с твердотопливными двигателями и собственными системами управления. По имеющимся данным, специально для ракет семейства «Гермес» была разработана универсальная осколочно-фугасная боевая часть, позволяющая эффективно поражать различные цели, в том числе укрепления и бронетехнику.
Ракета комплексов «Гермес»
Ракета нового типа строится по двухступенчатой бикалиберной схеме. Маршевая ступень представляет собой агрегат цилиндрической формы с коническим головным обтекателем и сужающейся хвостовой части. На головной и хвостовой частях ступени располагаются рули и стабилизаторы. С маршевой ступенью стыкуется разгонная, так же имеющая цилиндрическую форму с обтекаемой головной частью. В ее хвосте предусматривается Х-образное оперение. Выход из ТПК и первоначальный разгон ракеты должен производиться при помощи стартовой ступени, после чего она сбрасывается и дальнейший полет производится при помощи двигателя маршевой ступени.
Транспортно-пусковой контейнер с ракетой «Гермес-К» имеет длину 3,5 м. Длина маршевой ступени составляет 1,5 м, стартовая немного короче 2 м. Стартовая ступень имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. После выхода из ТПК ракета должна раскрывать несколько наборов плоскостей размахом до 240 мм. Масса ракеты с контейнером зависит от модификации. Так, ракета с дальностью полета 20 км в ТПК весит 110 кг, изделие с дальностью 100 км тяжелее на 20 кг.
Все модификации оснащаются осколочно-фугасной боевой частью весом 28 кг. Для новой боевой части разработан оригинальный взрыватель, способный учитывать тип цели. В зависимости от типа поражаемого объекта определяется необходимый тип подрыва. Возможно срабатывание заряда как при контакте с целью, так и с некоторой задержкой, которая так же может изменяться.
Для повышения боевой эффективности ракет комплексов семейства «Гермес» были предложены системы управления, включающие в себя головки самонаведения нескольких типов. Таким образом, конкретный способ наведения ракеты на цель зависит от ряда различных факторов. На начальном участке полета управление ракетой должно осуществляться автоматикой носителя при помощи радиокомандной системы. При невозможности применения такой аппаратуры ракета должна добираться до района цели при помощи инерциальной навигационной системы с коррекцией по сигналам спутников ГЛОНАСС.
На конечном участке управление должно осуществляться головкой самонаведения одного из нескольких типов. Известно о создании тепловой, радиолокационной или комбинированной (тепловая и полуактивная лазерная) ГСН. Существование нескольких головок самонаведения, как предполагается, позволит выбирать наиболее подходящую для выполнения имеющейся задачи.
Важной особенностью ракет комплекса «Гермес-К» является возможность выполнения вертикального маневра непосредственно перед целью. Благодаря этому ракета получает возможность атаковать цель сверху, почти вертикально. Таким образом, ракета способна пройти через мертвую зону средств ПВО цели. Кроме того, за счет малого КВО (порядка 0,01 кв.м) снижается вероятность обнаружения и успешного уничтожения ракеты на подлете.
Твердотопливные двигатели стартовой и маршевой ступеней обеспечивают разгон ракеты до максимальной скорости на уровне 1000-1300 м/с. Точные параметры скорости зависят от дальности до цели и полетной программы. Так, при стрельбе на максимальную дальность до 100 км предлагается разгоняться до 1300 м/с.
Способы применения ракет
Интересно, что дальность полета до 100 км была достигнута не только за счет новых силовых установок, но при помощи оригинальной методики применения ракеты. Для стрельбы на большую дальность ракета, используя усиленную стартовую ступень, должна лететь по баллистической траектории. При этом она поднимается на сравнительно большую высоту и выходит в разреженные слои атмосферы. Специфическая траектория, высокая тяговооруженность и другие особенности изделия позволили в несколько раз увеличить дальность полета в сравнении с базовой авиационной ракетой.
Предложенный облик перспективного ракетного комплекса «Гермес-К» позволяет осуществлять атаки различных надводных и наземных целей, как стационарных, так и подвижных. Подобным оружием могут оснащаться катера и корабли различных типов, причем состав средств комплекса должен определяться в соответствии с возможностями и характеристиками носителя. По задумке авторов проекта, такие особенности ракетного комплекса должны были заинтересовать потенциальных заказчиков и дать проекту большое будущее.
К сожалению, на данный момент известно только об испытаниях комплекса «Гермес-А», предназначенного для ударных вертолетов. В начале двухтысячных годов эта система, установленная на вертолете Ка-52, прошла испытания и могла быть принята на вооружение. Тем не менее, решение о принятии этого комплекса на вооружение пока не принято. Перспективы комплекса остаются неопределенными.
Авиационный вариант комплекса прошел испытания, тогда как две других его версии, предназначенные для сухопутных войск и флота, насколько известно, пока остаются в виде конструкторской документации. Ввиду отсутствия интереса со стороны потенциальных заказчиков самоходный комплекс «Гермес-С» и корабельный «Гермес-К» пока не дошли до стадии сборки и проверки прототипов. Таким образом, реальные перспективы этой системы пока остаются предметом споров.
Многоцелевой корабельный ракетный комплекс «Гермес-К» представляет собой одну из самых интересных и многообещающих отечественных разработок последнего времени. Тем не менее, до сих пор он не получил должного внимания со стороны потенциальных заказчиков, из-за чего остается на стадии конструкторских работ и не имеет реальных перспектив. При этом базовый вариант ракетного комплекса, предлагаемый для авиации, успешно прошел все необходимые испытания и может быть принят на вооружение. Какой будет дальнейшая судьба нескольких интересных ракетных комплексов – покажет время. Принятие на вооружение систем семейства «Гермес» способно значительно повысить ударную мощь разных видов вооруженных сил.
По материалам сайтов:
http://kbptula.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-49.html
topwar.ru
Ракетные комплексы семейства «Гермес» » Военное обозрение
Развитие различных средств защиты и вооружения предъявляет новые требования к противотанковым и иным средствам. Наиболее актуальными в этом контексте в настоящее время являются вопросы повышения дальности управляемых ракет, а также реализация принципа «запустил-забыл». Внедрение подобных нововведений позволяет заметно повысить эффективность вооружения, а также сократить риски для его операторов или платформы-носителя. С целью решения подобных задач в течение нескольких последних десятилетий в нашей стране разрабатывается универсальный ракетный комплекс «Гермес».По разным данным, разработка проекта «Гермес» могла стартовать еще в первой половине девяностых годов. Создание нового комплекса велось тульским КБ Приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. К концу десятилетия были завершены все основные проектные работы, что позволило приступить к созданию нескольких модификаций системы, одна из которых в дальнейшем прошла испытания. Так, в 2003 году КБП и авиационная промышленность успешно провели испытания авиационной версии комплекса «Гермес» («Гермес-А») на ударном вертолете типа Ка-52. Позже были проведены некоторые дополнительные работы, по результатам которых рассматривается возможность принятия новой системы на вооружение.
В основе проекта «Гермес» лежали несколько идей, призванных повысить эффективность готового оружия. Для сокращения вероятности ответного удара противника следовало довести дальность пуска ракеты до максимально возможных значений. С этой же целью предполагалось реализовать принцип «выстрелил-забыл». В качестве дополнительного средства управления предлагалось применить лазерную систему наведения. Также ракету предлагалось оснастить сравнительно тяжелой осколочно-фугасной боевой частью, способной уничтожать различные цели: технику, наземные сооружения, корабли и т.д. Для повышения эффективности системы в реальном бою следовало обеспечить максимальную скорость полета ракеты, предусмотреть возможность залповой стрельбы, а также обеспечить транспортировку максимально возможного боекомплекта.
Ракета комплекса «Гермес» и ее контейнер. Фото Rbase.new-factoria.ru
Изучение предъявленных требований привело к формированию оригинального облика перспективного многоцелевого ракетного комплекса. Предполагалось, что основным элементом системы «Гермес» станет управляемая ракета с требуемыми характеристиками. При этом рассматривалась возможность создания нескольких модификаций ракеты с максимальной степенью унификации и разными характеристиками. Подобные ракеты, как предполагалось, смогут использоваться в составе всех версий комплекса, вне зависимости от типа базовой платформы.
За счет монтажа аппаратуры комплекса на различные типы техники можно было обеспечить решение боевых задач в различных условиях, а также сократить затраты на создание, производство и эксплуатацию систем нескольких моделей. В рекламных материалах по проекту «Гермес» фигурировали три основные версии комплекса. Система «Гермес-С» должна была базироваться на самоходном автомобильном шасси и решать задачи защиты от наземного или надводного противника. Для работы на море предлагался проект «Гермес-К». В таком случае пусковая установка для ракет должна была монтироваться на катерах или кораблях. Вариант для военно-воздушных сил, предназначенный для эксплуатации на самолетах или вертолетах, получил обозначение «Гермес-А». В некоторых источниках эта система также обозначается как «Клевок» или «Клевок-А».
Согласно опубликованным данным, основным элементом самоходного наземного комплекса «Гермес-С» должна была стать боевая машина на автомобильном шассе. На ней предлагалось монтировать два пакета с 12 транспортно-пусковыми контейнерами ракет на каждом, а также радиолокационную станцию управления ракетами. Также в рекламных материалах фигурировала пусковая установка без средств наведения с иной компоновкой блока ракет. Также в состав сухопутного комплекса могла входить дополнительная машина с РЛС поиска и управления на подъемно-мачтовом устройстве.
Боевая машина комплекса «Гермес-С». Рисунок Rbase.new-factoria.ru
Морской комплекс «Гермес-К» предлагался для оснащения малых кораблей и катеров с целью повышения их огневой мощи. При этом предполагалось изготавливать два варианта пусковых установок. Первый представлял собой тумбовую установку с опорно-поворотным устройством для наведения нескольких ТПК с ракетами. Второй имел более простую конструкцию и фактически являлся набором кронштейнов для крепления контейнеров ракет на башнях корабельных артиллерийских установок.
В силу различных причин ракетные комплексы «Гермес-С» и «Гермес-К» пока существуют только в виде чертежей и изображений в рекламных материалах. Насколько известно, сборка таких систем не велась, а испытания не производились. Авиационная система, в свою очередь, уже прошла несколько этапов испытаний и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.
По имеющимся данным, авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» состоит из нескольких основных компонентов: оптико-электронной системы, системы управления огнем и вооружения. В состав оптико-электронной системы включены телевизионная и тепловизионная аппаратура, а также лазерный дальномер на стабилизированной платформе, автомат сопровождения цели и другие узлы. В СУО входят вычислительная система управления, пульт управления, блок автоматики, магистраль информационного обмена и т.д. Вооружение комплекса состоит из пусковых установок, подвешиваемых под крылом базового вертолета, и управляемых ракет.
Катер с тумбовой пусковой установкой комплекса «Гермес-К». Рисунок Militaryrussia.ru
В состав комплексов семейства «Гермес» входят управляемые ракеты нескольких типов, имеющие максимально унифицированную конструкцию. Все они построены по бикалиберной схеме с отделяемой первой ступенью в виде высокоэнергетического твердотопливного двигателя. Вторая ступень, в свою очередь, несет аппаратуру управления и боевую часть. Управление полетом осуществляется при помощи набора плоскостей. На хвостовой части стартового двигателя имеется набор Х-образных стабилизаторов, а на второй ступени крепятся стабилизаторы (в хвосте) и рули (в головной части) аналогичной конструкции. Для выброса из ТПК при старте применяется дополнительный метательный заряд.
Согласно некоторым источникам, ракеты семейства «Гермес» могут получать головки самонаведения трех типов: полуактивные лазерные, инфракрасные и активные радиолокационные. Подобные системы обеспечивают правильное наведение на указанную цель, однако отличаются с точки зрения тех или иных характеристик. К примеру, лазерная ГСН требует подсвета цели до момента попадания, тогда как другие реализуют принцип «запустил-забыл». Кроме того, существуют некоторые ограничения на одновременное применение ракет. Так, при применении лазерной подсветки возможен одновременный пуск лишь двух ракет. Инфракрасная и радиолокационная системы, в свою очередь, позволяют одновременно запускать до 12 ракет – почти весь максимальный боекомплект вертолета.
Ракеты комплекса «Гермес», как авиационной, так и других модификаций, предлагается поставлять в транспортно-пусковых контейнерах, унифицированных с комплексом «Вихрь». Общая длина такого ТПК с ракетой составляет 3,5 м, масса – до 110 кг при стартовом весе ракеты 90 кг. Стартовая ступень ракеты имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. Длина второй ступени – 1,5 м, размах крыла – 240 мм. Авиационные ракеты предлагается оснащать осколочно-фугасной боевой частью массой 27,5 кг, из которых порядка 12 кг приходится на взрывчатое вещество.
Вертолет Ка-52 с комплексом «Гермес-А». Фото Rbase.new-factoria.ru
Одной из главных задач проекта авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» было увеличение дальности пуска до значений, обеспечивающих безопасное применение оружия без входа в зону поражения ПВО противника. С целью выполнения этого требования и снижения массы ракеты авторы проекта пошли на некоторое сокращение параметров полета ракеты в сравнении с максимально возможными. Первая стартовая ступень при запуске должна разгонять ракету до скорости порядка 1000 м/с, что позволяет атаковать цели на дальностях до 20 км. При этом максимальная дальность пуска и эффективной атаки зависит от типа цели. Так, на расстоянии до 20 км можно эффективно атаковать надводные цели. При работе по наземным целям максимальная дальность составляет 17 км, по воздушным – до 15 км.
Ранее упоминалось, что в составе сухопутного и корабельного комплексов «Гермес-С» и «Гермес-К» могут применяться управляемые ракеты двух типов, главным отличием которых является конструкция первой ступени и, как следствие, дальность полета. Модификация ракеты, унифицированная с авиационной, способна поражать цели на дистанциях не более 20 км. Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км.
Широкая общественность узнала о проекте «Гермес» в начале двухтысячных годов. Кроме того, в это время стартовали испытания авиационного варианта ракетного комплекса. Для проведения этих работ, завершившихся в середине 2003 года, специальное оборудование получил вертолет Ка-52. Завершение испытаний позволило промышленности не только представить новые данные, но и включить ударный вертолет с новым вооружением в экспозиции на различных выставках. Первая демонстрация опытного Ка-52 с системой «Гермес-А» состоялась на выставке МАКС в 2007 году. Показанный вертолет был оснащен платформой с оптико-электронной системой под носовым обтекателем, а также пусковыми установками на пилонах.
Архитектура комплекса «Гермес-А». Рисунок Militaryrussia.ru
В конце прошлого десятилетия сообщалось, что комплекс «Гермес-А» прошел большую часть испытаний и готов к запуску серийного производства. На авиасалоне МАКС-2009 представитель тульского КБ Приборостроения заявил, что в 2010 году авиационный вариант ракетного комплекса должен пройти летные испытания, что позволит принять его на вооружение. Серийное производство по заказу российского военного ведомства могло начаться в 2011 или 2012 году.
По неназванным причинам подобные планы не были реализованы. Тем не менее, работы не были остановлены и продолжились, результатом чего должно стать принятие нового комплекса на вооружение, пусть даже и через несколько лет после изначально названной даты. Так, осенью 2014 года представители КБП говорили о продолжении совместных работ с фирмами «Камов» и «Миль», результатом которых должно стать оснащение отечественных вертолетов новейшим вооружением с высокими характеристиками. Кроме того, в то время упоминались работы по созданию противотанковых ракет большой дальности для вооружения сухопутных войск и проектирование аналогичной системы для флота.
Последний раз вопрос сроков поднимался примерно год назад. В феврале 2015-го сообщалось, что КБП и «Вертолеты России» продолжают работы по интеграции системы «Гермес-А» в комплекс вооружения боевых вертолетов. Кроме того, к тому времени завершились проектирование и наземная отработка введения новых ракет в комплекс вооружения штурмовика Су-25. При успешном завершении всех текущих работ серийное производство нового оружия может начаться в 2018 году. Тогда же новые ракеты должны поступить в войска.
Пусковая установка ракет «Гермес» под крылом вертолета Ка-52. Фото Otvaga2004.ru
К настоящему времени определена дальнейшая судьба только авиационного ракетного комплекса. В течение нескольких ближайших лет промышленность должна завершить все необходимые работы, что позволит начать перевооружение ударной авиации, расширив ее боевые возможности. Перспективы самоходного комплекса «Гермес-С» и морского «Гермес-К» пока, вероятно, не определены. Эти системы могут представлять большой интерес для вооруженных сил, но проекты пока не доведены хотя бы до стадии полноценных испытаний.
Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» до сих пор не добрался до войск. В настоящее время промышленность занимается доработкой этой системы и готовит ее к принятию на вооружение. Кроме того, выполняются работы по расширению списка потенциальных носителей новых ракет.
На стадии ранних испытаний носителем комплекса «Гермес-А» был вертолет Ка-52, который в дальнейшем демонстрировался на выставках. Открытые сообщения последних лет позволяют предположить, что в будущем этот комплекс будет устанавливаться и на вертолетах марки «Ми». Кроме того, упоминалась интеграция новых ракет в комплекс вооружения самолета Су-25.
Продолжающиеся в настоящее время работы позволят вооружить ударную авиацию ВВС России современным управляемым ракетным оружием с высокими характеристиками и хорошим потенциалом. Прежде всего, вырастут возможности самолетов и вертолетов по нанесению ударов без необходимости входа в зону действия противовоздушной обороны противника, а также отпадет необходимость в длительном сопровождении ракеты и управлении ею до попадания в цель. К большому сожалению, к настоящему времени наметилось некоторое отставание отечественных разработок в этой области от зарубежных аналогов. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» в обозримом будущем позволит ликвидировать этот разрыв и повысить ударный потенциал отечественной авиации.
По материалам сайтов:
http://kbptula.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://btvt.narod.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-49.html
topwar.ru
«длинная рука» возмездия для Ка-52
Современный этап сирийской войны характеризуется заметным увеличением доли управляемого оружия в общей совокупности ударов по террористам всех мастей, наносимых ВКС России и ВВС Сирии. Некоторые из образцов вооружений, прошедших апробацию на «арабском фронте», можно было увидеть на Международном аэрокосмическом салоне МАКС-2017 в подмосковном городе Жуковский.
Среди всего спектра противотанковых ракет, применяемых в Сирии, на МАКС-2017 был представлен многоцелевой ракетный комплекс «Корнет-ЭМ». Выполненный в варианте на платформе бронемашины колесной формулы 4х4, он находился у входа в Е-3. А в соседнем павильоне можно было увидеть ракету авиационного комплекса управляемого вооружения «Гермес-А». Ракета – бикалиберная, причем ее стартовая ступень подобна той, что используется в зенитном комплексе «Панцирь-С1», боевая машина которого выставлялась рядом с «Корнетом».
Выставленные рядышком под крышей одного выставочного павильона ракеты комплексов «Гермес-А» и «Панцирь-С1» внешне практически не различаются. Присмотревшись, обнаруживается: при одинаковой длине, калибр маршевой ступени «панциря» несколько меньше. Однако это далеко не единственное отличие. Системы наведения у противотанкового и зенитного вариантов принципиально иные. У первой целеуказание ведется по лазерному лучу, второй – по радиокомандной линии. На траектории разгона и маршевого участка противотанковый снаряд корректирует траекторию полета, используя данные бортовой инерциальной системы (БИНС), а для зениток она не требуется.
«Гермес-А»: информация от разработчика
Акционерное общество «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» — одна из ведущих проектно-конструкторских организаций оборонного комплекса России, коллективом которой разработано, освоено в серийном производстве и сдано на вооружение Российской армии более 150 образцов вооружения и военной техники. Сегодня АО «КБП» представляет мощный научно-производственный центр, создающий системы высокоточного оружия ближней тактической зоны и современное стрелково-пушечное и гранатометное вооружение.
Стенд предприятия на МАКС-2017 содержал достаточно подробную информацию по «Гермес-А». Комплекс может устанавливаться на учебно-боевые самолеты Як-130 (образцы с номерами 01 и 59 выставлялись на статической площадке, а борта 02 и 134 принимала участие в летной программе) и штурмовики Су-25ТМ (Су-39). Правда, на вооружении ВКС России находятся только «яки», тогда как «сушки» указанных моделей были построены штучно, выдержали испытания, но серийно не выпускались. Кроме того, возможна установка «Гермеса-А» на модернизированный вертолет Ми-35 (правда, на используемой КБП в качестве иллюстрации фотографии легко опознается доработанный Ми-24П). А основным носителем «Гермес-А» должен выступить Ка-52, причем на внешней подвеске этот вертолет может нести до 16 УР.
Чтобы винтокрылая машина могла поражать цели ракетами комплекса, на ее борту устанавливаются оптико-электронная система вместе с сопряженными с ней вычислителями и автоматикой. Кабина экипажа оснащается манипулятором (типа «джойстик»), видео-смотровым устройством (монитор с цветной жидкокристаллической матрицей) и пультом управления (устройство с кнопками и собственным ЖК экраном). Аппаратура управления комплексом обеспечивает обнаружение и распознавание целей в дневных и ночных условиях, автоматическое сопровождение, лазерный подсвет целей и наведение ракет.
Согласно утверждениям КБП, установка комплекса даст «обеспечение новых боевых качеств военно-транспортных и боевых вертолетов за счет увеличения дальности стрельбы и сверхзвуковой скорости управляемой ракеты». Следующий аргумент – будет достигнута «высокая боевая производительность за счет залповой стрельбы и автоматизации работы комплекса».
Ракета «бикалиберная»: стартовая ступень имеет диаметр 170мм, маршевая 130мм. Длина герметичного транспортно-пускового контейнера, в котором ракета находится без обслуживания в течение всего срока эксплуатации – 3500мм. Общий вес — 110кг или превосходит соответствующий показатель для широко распространенной ПТУР «Атака» более чем вдвое. Масса боевой части – 30 кг, тип – «осколочно-фугасная», причем взрывчатого вещества – 12…13 кг.
«Ракета несет универсальную осколочно-фугасную боевую часть большой силы», — утверждает разработчик. Пикирующие траектории на конечном участке для поражения в верхнюю, наименее защищенную проекцию цели типа «танк» или «укрепленный пункт».
Важной особенностью ракеты является повышенная до 15 км максимальная дальность стрельбы, что серьезно выделяет ее в лучшую сторону от широко используемой в Сирии «Атаки» (6 км) и «Вихря» (8 км). И это — при сохранении высокой сверхзвуковой скорости полета (разгон до 1000 м/с). С новым оружием армейская авиация может рассчитывать на сокращение собственных потерь в условиях противодействия ПВО высокотехнологичного противника.
Польза от новой ракеты
Повышенная дальность стрельбы новой ракетой разработки КБП соответствует возможностям современных радиолокаторов, что устанавливаются на вертолеты, представленные на МАКС-2017. В частности, Ка-52 (в носовой части — «Арбалет») и Ми-28НЭ (над втулкой стоит антенна БРЛС Н025). Считается, что подобные сенсоры способны обнаружить движущуюся цель типа «танк» на дистанции порядка 20-25 км.
Экипаж вертолета с комплексом «Гермес-А» и БРЛС может выполнять пуски ракет на большом удалении от цели с тем, чтобы противник не смог заблаговременно обнаружить ведущуюся по нему атаку. Это обещает внезапность огневого воздействия и ее высокую эффективность. Собственно, для достижения этого разработчики и пошли на использование крайне редкой для ПТУР двухступенчатой схемы и установили на нее инерциальную систему вместе с самонаведением.
Когда дистанция до объекта атаки сокращается до пары-тройки километров, ракета сбрасывает головной обтекатель, служащий для улучшения аэродинамики и предохраняющий от повреждений аппаратуру самонаведения на стартовом и маршевом участках полета. Включается головка самонаведения, которая сканирует пространство для нахождения «светового пятна».
Чтобы ракета поразила танк или иной объект противника, требуется «подсветить» его лазерным лучом от внешней системы целеуказания. Как это осуществить – вопрос тактики: подсвет может вести как вертолет, который произвел пуск, так и другой летательный аппарат. Кроме того, можно задействовать наземного оператора с соответствующей аппаратурой, и иные варианты.
Вышеописанная схема реализована на ракете комплекса «Гермес-А», представленной на МАКС-2017. В перспективе, ее можно доработать для применения глобальной навигационной системы. Хотя использование спутниковых сигналов не позволяет (во всяком случае, пока) поражать подвижные цели, точность определения координат с помощью GPS/Глонасс (при использовании L3, L5 и технологии «аугментации») более чем достаточна для наведения управляемых боеприпасов на любые стационарные объекты.
Другим перспективным направлением считается разработка радиолокационной станции с внедрением новейших технологий для повышения детализации радиолокационного изображения местности. Работы в данном направлении ведутся в нескольких странах мира. Кроме точности, нужна еще и надежная технология распознавания цели. Это представляет серьезную научно-техническую проблему.
Говоря о «Гермес-А» необходимо особо отметить приличную массу взрывчатого вещества, составляющую порядка 12-13 кг, что вдвое превосходит таковую для корректируемого по лазерному лучу шестидюймового артиллерийского снаряда калибра 152-155мм, например, американского Copperhead и отечественного «Краснополь».
Сирийский полигон
При первом изгнании «игиловцев» (ИГИЛ — террористическая организация запрещена на территории РФ) из Пальмиры их отступающую бронетехнику выбивали ракетами «Атака» экипажи вертолетов Ми-28. Во время второй операции по освобождению древнего города, в открытом доступе появилась видеосъемка нанесения ударов по противнику ракетами повышенной дальности. Речь идет об использовании УР «Вихрь» экипажами вертолетов Ка-52.
Сирийская Арабская Армия и союзные формирования продолжают наступление в Сирийской Пустыне, условия которой вполне подходят для апробирования в режиме реального боя противотанковых ракет, разработанных за время после принятия на вооружений «Атаки» и «Вихря». Специалисты нисколько не удивятся, если в недалеком будущем новостные ленты принесут соответствующую информацию с «антитеррористического» фронта.
Попутно заметим, что для специалистов представляет большой интерес сравнительные испытания в боевых условиях различных типов и модификаций противотанковых ракет, отличающихся системами наведения. Семейство «Штурм»/«Атака» использует радиокомандное, «Вихрь» — по лазерному лучу с фотоприемниками в хвостовой части снаряда, TOW – по проводам, а еще есть модели с волоконно-оптической линией (в полете разматывается катушка проводов) и активным самонаведением, например, израильский Spike и американский Javeline. У каждой есть свои преимущества и недостатки, нужно выявить приемлемый вариант, отталкиваясь от накопленного боевого опыта.
Принцип разумной достаточности предполагает: армию надо насыщать оружием, которые было бы эффективным средством уничтожения противника на поле боя, но при этом его закупки не ложись бы тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков. Как известно, террористами и мятежниками в Сирии и Ираке в основном применяются старые советские танки Т-55 и Т-62 возраста 40-60 лет, и, гораздо реже, Т-72 возраста 20-30 лет. Расстреливать их суперсовременными самонаводящимися ракетами с «инерциалками», «оптоэлектроникой» и прочими «наворотами» — накладно. Да и за исключением особых, критических моментов боя — ненужно. Испытать новейшие системы — «да», а бездумно «переводить деньги» — «нет».
Вместе с тем, представляется правильным в некоей перспективе перевооружить армию более современным оружием, по возможности сократив число противотанковых комплексов за счет более широкой унификации. Поэтому унифицированный многоцелевой управляемый снаряд будущего должен быть разработан с учетом опыта боевых действий в Сирии и проведенного там апробирования перспективных комплексов.
tvzvezda.ru
Ракетные комплексы семейства «Гермес» | Армейский вестник
Развитие различных средств защиты и вооружения предъявляет новые требования к противотанковым и иным средствам. Наиболее актуальными в этом контексте в настоящее время являются вопросы повышения дальности управляемых ракет, а также реализация принципа «запустил-забыл». Внедрение подобных нововведений позволяет заметно повысить эффективность вооружения, а также сократить риски для его операторов или платформы-носителя. С целью решения подобных задач в течение нескольких последних десятилетий в нашей стране разрабатывается универсальный ракетный комплекс «Гермес».
По разным данным, разработка проекта «Гермес» могла стартовать еще в первой половине девяностых годов. Создание нового комплекса велось тульским КБ Приборостроения под руководством А.Г. Шипунова. К концу десятилетия были завершены все основные проектные работы, что позволило приступить к созданию нескольких модификаций системы, одна из которых в дальнейшем прошла испытания. Так, в 2003 году КБП и авиационная промышленность успешно провели испытания авиационной версии комплекса «Гермес» («Гермес-А») на ударном вертолете типа Ка-52. Позже были проведены некоторые дополнительные работы, по результатам которых рассматривается возможность принятия новой системы на вооружение.
В основе проекта «Гермес» лежали несколько идей, призванных повысить эффективность готового оружия. Для сокращения вероятности ответного удара противника следовало довести дальность пуска ракеты до максимально возможных значений. С этой же целью предполагалось реализовать принцип «выстрелил-забыл». В качестве дополнительного средства управления предлагалось применить лазерную систему наведения. Также ракету предлагалось оснастить сравнительно тяжелой осколочно-фугасной боевой частью, способной уничтожать различные цели: технику, наземные сооружения, корабли и т.д. Для повышения эффективности системы в реальном бою следовало обеспечить максимальную скорость полета ракеты, предусмотреть возможность залповой стрельбы, а также обеспечить транспортировку максимально возможного боекомплекта.
Ракета комплекса «Гермес» и ее контейнер.
Изучение предъявленных требований привело к формированию оригинального облика перспективного многоцелевого ракетного комплекса. Предполагалось, что основным элементом системы «Гермес» станет управляемая ракета с требуемыми характеристиками. При этом рассматривалась возможность создания нескольких модификаций ракеты с максимальной степенью унификации и разными характеристиками. Подобные ракеты, как предполагалось, смогут использоваться в составе всех версий комплекса, вне зависимости от типа базовой платформы.
За счет монтажа аппаратуры комплекса на различные типы техники можно было обеспечить решение боевых задач в различных условиях, а также сократить затраты на создание, производство и эксплуатацию систем нескольких моделей. В рекламных материалах по проекту «Гермес» фигурировали три основные версии комплекса. Система «Гермес-С» должна была базироваться на самоходном автомобильном шасси и решать задачи защиты от наземного или надводного противника.
Для работы на море предлагался проект «Гермес-К». В таком случае пусковая установка для ракет должна была монтироваться на катерах или кораблях. Вариант для военно-воздушных сил, предназначенный для эксплуатации на самолетах или вертолетах, получил обозначение «Гермес-А». В некоторых источниках эта система также обозначается как «Клевок» или «Клевок-А».
Согласно опубликованным данным, основным элементом самоходного наземного комплекса «Гермес-С» должна была стать боевая машина на автомобильном шасси. На ней предлагалось монтировать два пакета с 12 транспортно-пусковыми контейнерами ракет на каждом, а также радиолокационную станцию управления ракетами. Также в рекламных материалах фигурировала пусковая установка без средств наведения с иной компоновкой блока ракет. Также в состав сухопутного комплекса могла входить дополнительная машина с РЛС поиска и управления на подъемно-мачтовом устройстве.
Боевая машина комплекса «Гермес-С».
Морской комплекс «Гермес-К» предлагался для оснащения малых кораблей и катеров с целью повышения их огневой мощи. При этом предполагалось изготавливать два варианта пусковых установок. Первый представлял собой тумбовую установку с опорно-поворотным устройством для наведения нескольких ТПК с ракетами. Второй имел более простую конструкцию и фактически являлся набором кронштейнов для крепления контейнеров ракет на башнях корабельных артиллерийских установок.
В силу различных причин ракетные комплексы «Гермес-С» и «Гермес-К» пока существуют только в виде чертежей и изображений в рекламных материалах. Насколько известно, сборка таких систем не велась, а испытания не производились. Авиационная система, в свою очередь, уже прошла несколько этапов испытаний и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.
По имеющимся данным, авиационный ракетный комплекс «Гермес-А» состоит из нескольких основных компонентов: оптико-электронной системы, системы управления огнем и вооружения. В состав оптико-электронной системы включены телевизионная и тепловизионная аппаратура, а также лазерный дальномер на стабилизированной платформе, автомат сопровождения цели и другие узлы. В СУО входят вычислительная система управления, пульт управления, блок автоматики, магистраль информационного обмена и т.д. Вооружение комплекса состоит из пусковых установок, подвешиваемых под крылом базового вертолета, и управляемых ракет.
Катер с тумбовой пусковой установкой комплекса «Гермес-К».
В состав комплексов семейства «Гермес» входят управляемые ракеты нескольких типов, имеющие максимально унифицированную конструкцию. Все они построены по бикалиберной схеме с отделяемой первой ступенью в виде высокоэнергетического твердотопливного двигателя. Вторая ступень, в свою очередь, несет аппаратуру управления и боевую часть. Управление полетом осуществляется при помощи набора плоскостей. На хвостовой части стартового двигателя имеется набор Х-образных стабилизаторов, а на второй ступени крепятся стабилизаторы (в хвосте) и рули (в головной части) аналогичной конструкции. Для выброса из ТПК при старте применяется дополнительный метательный заряд.
Согласно некоторым источникам, ракеты семейства «Гермес» могут получать головки самонаведения трех типов: полуактивные лазерные, инфракрасные и активные радиолокационные. Подобные системы обеспечивают правильное наведение на указанную цель, однако отличаются с точки зрения тех или иных характеристик. К примеру, лазерная ГСН требует подсвета цели до момента попадания, тогда как другие реализуют принцип «запустил-забыл». Кроме того, существуют некоторые ограничения на одновременное применение ракет. Так, при применении лазерной подсветки возможен одновременный пуск лишь двух ракет. Инфракрасная и радиолокационная системы, в свою очередь, позволяют одновременно запускать до 12 ракет – почти весь максимальный боекомплект вертолета.
Ракеты комплекса «Гермес», как авиационной, так и других модификаций, предлагается поставлять в транспортно-пусковых контейнерах, унифицированных с комплексом «Вихрь». Общая длина такого ТПК с ракетой составляет 3,5 м, масса – до 110 кг при стартовом весе ракеты 90 кг. Стартовая ступень ракеты имеет диаметр 170 мм, маршевая – 130 мм. Длина второй ступени – 1,5 м, размах крыла – 240 мм. Авиационные ракеты предлагается оснащать осколочно-фугасной боевой частью массой 27,5 кг, из которых порядка 12 кг приходится на взрывчатое вещество.
Вертолет Ка-52 с комплексом «Гермес-А».
Одной из главных задач проекта авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» было увеличение дальности пуска до значений, обеспечивающих безопасное применение оружия без входа в зону поражения ПВО противника. С целью выполнения этого требования и снижения массы ракеты авторы проекта пошли на некоторое сокращение параметров полета ракеты в сравнении с максимально возможными. Первая стартовая ступень при запуске должна разгонять ракету до скорости порядка 1000 м/с, что позволяет атаковать цели на дальностях до 20 км. При этом максимальная дальность пуска и эффективной атаки зависит от типа цели. Так, на расстоянии до 20 км можно эффективно атаковать надводные цели. При работе по наземным целям максимальная дальность составляет 17 км, по воздушным – до 15 км.
Ранее упоминалось, что в составе сухопутного и корабельного комплексов «Гермес-С» и «Гермес-К» могут применяться управляемые ракеты двух типов, главным отличием которых является конструкция первой ступени и, как следствие, дальность полета. Модификация ракеты, унифицированная с авиационной, способна поражать цели на дистанциях не более 20 км. Также упоминалась ракета со стартовой массой на уровне 130 км и более мощным стартовым двигателем, способная развивать скорость до 1300 м/с и лететь на дальность до 100 км.
Широкая общественность узнала о проекте «Гермес» в начале двухтысячных годов. Кроме того, в это время стартовали испытания авиационного варианта ракетного комплекса. Для проведения этих работ, завершившихся в середине 2003 года, специальное оборудование получил вертолет Ка-52. Завершение испытаний позволило промышленности не только представить новые данные, но и включить ударный вертолет с новым вооружением в экспозиции на различных выставках. Первая демонстрация опытного Ка-52 с системой «Гермес-А» состоялась на выставке МАКС в 2007 году. Показанный вертолет был оснащен платформой с оптико-электронной системой под носовым обтекателем, а также пусковыми установками на пилонах.
Архитектура комплекса «Гермес-А».
В конце прошлого десятилетия сообщалось, что комплекс «Гермес-А» прошел большую часть испытаний и готов к запуску серийного производства. На авиасалоне МАКС-2009 представитель тульского КБ Приборостроения заявил, что в 2010 году авиационный вариант ракетного комплекса должен пройти летные испытания, что позволит принять его на вооружение. Серийное производство по заказу российского военного ведомства могло начаться в 2011 или 2012 году.
По неназванным причинам подобные планы не были реализованы. Тем не менее, работы не были остановлены и продолжились, результатом чего должно стать принятие нового комплекса на вооружение, пусть даже и через несколько лет после изначально названной даты. Так, осенью 2014 года представители КБП говорили о продолжении совместных работ с фирмами «Камов» и «Миль», результатом которых должно стать оснащение отечественных вертолетов новейшим вооружением с высокими характеристиками. Кроме того, в то время упоминались работы по созданию противотанковых ракет большой дальности для вооружения сухопутных войск и проектирование аналогичной системы для флота.
Последний раз вопрос сроков поднимался примерно год назад. В феврале 2015-го сообщалось, что КБП и «Вертолеты России» продолжают работы по интеграции системы «Гермес-А» в комплекс вооружения боевых вертолетов. Кроме того, к тому времени завершились проектирование и наземная отработка введения новых ракет в комплекс вооружения штурмовика Су-25. При успешном завершении всех текущих работ серийное производство нового оружия может начаться в 2018 году. Тогда же новые ракеты должны поступить в войска.
Пусковая установка ракет «Гермес» под крылом вертолета Ка-52.
К настоящему времени определена дальнейшая судьба только авиационного ракетного комплекса. В течение нескольких ближайших лет промышленность должна завершить все необходимые работы, что позволит начать перевооружение ударной авиации, расширив ее боевые возможности. Перспективы самоходного комплекса «Гермес-С» и морского «Гермес-К» пока, вероятно, не определены. Эти системы могут представлять большой интерес для вооруженных сил, но проекты пока не доведены хотя бы до стадии полноценных испытаний.
Как уже упоминалось, главными целями создания перспективного авиационного ракетного комплекса «Гермес-А» были увеличение дальности пуска и обеспечения самостоятельной работы автоматики ракеты без участия оператора или бортового оборудования вертолета. Судя по имеющимся данным, обе задачи были успешно решены. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» до сих пор не добрался до войск. В настоящее время промышленность занимается доработкой этой системы и готовит ее к принятию на вооружение. Кроме того, выполняются работы по расширению списка потенциальных носителей новых ракет.
На стадии ранних испытаний носителем комплекса «Гермес-А» был вертолет Ка-52, который в дальнейшем демонстрировался на выставках. Открытые сообщения последних лет позволяют предположить, что в будущем этот комплекс будет устанавливаться и на вертолетах марки «Ми». Кроме того, упоминалась интеграция новых ракет в комплекс вооружения самолета Су-25.
Продолжающиеся в настоящее время работы позволят вооружить ударную авиацию ВВС России современным управляемым ракетным оружием с высокими характеристиками и хорошим потенциалом. Прежде всего, вырастут возможности самолетов и вертолетов по нанесению ударов без необходимости входа в зону действия противовоздушной обороны противника, а также отпадет необходимость в длительном сопровождении ракеты и управлении ею до попадания в цель. К большому сожалению, к настоящему времени наметилось некоторое отставание отечественных разработок в этой области от зарубежных аналогов. Тем не менее, комплекс «Гермес-А» в обозримом будущем позволит ликвидировать этот разрыв и повысить ударный потенциал отечественной авиации.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
army-news.ru
📌 Гермес (ракетный комплекс) — это… 🎓 Что такое Гермес (ракетный комплекс)?
Гермес — российский перспективный комплекс управляемого ракетного оружия, разработанный в тульском конструкторском бюро приборостроения. Испытания авиационного варианта были завершены в 2003 году[1], впервые широкой публике комплекс был продемонстрирован 22 февраля 2009 года[2].
Предназначен для поражения одиночных и групповых целей (в том числе танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей и низкоскоростных летательных аппаратов) одиночным или залповым огнём на дальностях до 100 км[3].
Комплекс приспособлен под различные варианты базирования («Гермес» — наземные ПУ, «Гермес-А» — авиационный и «Гермес-К» — корабельный вариант, разрабатывается стационарный наземный вариант) и представляет собой унифицированное решение высокоточной реактивной артиллерии для всех родов войск.
История создания
Ракета
Ракета комплекса «Гермес». МАКС-2009Ракета комплекса «Гермес» представляет собой двухступенчатую бикалиберную сверхзвуковую управляемую ракету. Индекс ГРАУ ракеты пока достоверно не известен. Ракета внешне напоминает ракету 57Э6-Е комплекса ПВО Панцирь-С1. Калибр ускорителя различается в зависимости от дальности полёта и может составлять либо 170, либо 210 мм[1].
На маршевом участке траектории ракета развивает скорость до 1 000 м/с[4], а в среднем по траектории скорость составляет около 500 м/с[1].
Управление полётом ракеты осуществляется воздушными рулями. Система наведения ракеты — комбинированная. На этапе выхода в район цели оно осуществляется с помощью инерциального или радиокомандного наведения, а на конечном участке — самонаведением[4]. На ракете могут размещаться различные головки самонаведения[1], в том числе лазерные[1].
Поражение цели производится осколочно-фугасной боевой частью весом 28 кг[4]. По заявлению производителя, точность попадания и мощность боеголовки обеспечивают безвозвратное уничтожение малоразмерных целей одной ракетой, а крупноразмерных — несколькими, путём последовательного поражения жизненно важных элементов цели[4].
Модификации
Гермес
«Гермес» — наземная модификация комплекса, размещяемая на серийных колёсных шасси высокой проходимости[3] (в частности, КАМАЗ 43114). Благодаря использованию специализированной многофункциональной РЛС обнаружения целей и сопровождения ракет обладает наибольшей среди всех модификаций дальностью поражения целей в 100 км[3] (при этом используется ракетный ускоритель бо́льшего калибра[1]).
Огромная для подобных систем дальность приближает возможности «гермеса» к оперативно-тактическим ракетным комплексам при значительно меньшей стоимости. Комплекс обладает высоким потенциалом при контрбатарейной стрельбе.
Состав
В состав подвижного комплекса минимально входят[3]:
- Боевая машина (ПУ) с 24 готовыми к пуску ракетами в ТПК
- Машина управления с МРЛС обнаружения и сопровождения на выдвижной мачте
- Командно-штабная машина с аппаратурой связи и навигации
Повышение возможностей комплекса возможно при включении в его состав[3]:
- Транспортно-заряжающих машин
- Комплексов воздушной разведки с БПЛА
Обслуживание комплекса производится[3]:
- Машиной технического обслуживания
Гермес-А
«Гермес-А» — авиационная модификация комплекса, оптимизированная для размещения на широком круге летательных аппаратов — от ударных самолётов и вертолётов, до транспортной авиации[4]. Дальность применения авиационной модификации составляет 15-20 км днём и ночью[4].
Комплекс «гермес-А» существенно увеличивает возможности ударной авиации по поражению всех типов наземных и надводных, а также низкоскоростных воздушных целей. Так же, благодаря сверхзвуковой скорости ракеты и большой дальности применения, снижается опасность для носителя со стороны ПВО противника[4]. Комплекс обладает высокой степенью автоматизации и позволяет вести залповый огонь по различным целям[4].
Состав
На носителе размещены:
- До 16 ракет в ТПК
- До 2-х пусковых установок
- Аппаратура управления
Так же в состав комплекса входят, но не размещаются на носителе средства технического обслуживания.
Носители
Достоверно пока не известен полный список возможных носителей комплекса. На сайте производителя в качестве примера приводятся вертолёт Ка-52 и штурмовик Су-39[4]. Известно, что в 2003 году были успешно завершены испытания комплекса на вертолёте Ка-52[1].
Гермес-К
«Гермес-К» представляет собой корабельную модификацию комплекса, предназначенную для размещения на кораблях малого и среднего водоизмещения[5] . В зависимости от решаемых задач, на кораблях могут быть установлены ракеты как обычной, так и повышенной дальности.
Состав
В состав комплекса «гермес-К» входят[5]:
- управляемые ракеты «Гермес» в ТПК
- подвижная ПУ:
- специализированная
- АК-630, доработанная для размещения ракет.
- аппаратура управления комплексом;
- средства связи и передачи данных;
- средства технического обслуживания.
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Противотанковый ракетный комплекс «Гермес». Информационная система «ракетная техника»[1]
Основные характеристики комплекса
- Максимальная дальность стрельбы:
- Вариант повышенной дальности: 100 км
- Вариант обычной дальности: 20 км
- Скорость полёта:
- Максимальная: 1 000 м/с
- Средняя: 500 м/с
- Температура применения: от −50 °C до +50 °C
Ракета
- Массо-габаритные характеристики:
- Ракеты:
- Длина: < 3,5 м
- Диаметр ракетного ускорителя: 0,21 м или 0,17 м (в зависимости от дальности)
- Диаметр второй ступени: 0,13 м
- Вес: 90 кг
- ТПК:
- Длина: 3,5 м
- Диаметр: > 0,21 м или > 0,17 м (в зависимости от дальности)
- Вес:
- Полный вес ТПК с ракетой: 130 кг или 110 кг (в зависимости от дальности)
- Вес ракеты в ТПК: 127 кг или 107 кг (в зависимости от дальности)
- Ракеты:
- Боевая часть:
- Тип: осколочно-фугасная
- Вес:
- Боевой части: 28 кг
- Взрывчатого вещества: 18 кг
- Бронепробиваемость: 1 000 мм
Управление и наведение комплекса
- Допустимые типы управления: Комбинированное, с самонаведением
- Сопровождение цели: автоматическое
Пусковая установка
- Допустимые типы: наземная, корабельная и воздушная
- Носители: различные типы колёсных шасси, транспортной и боевой авиации, боевых кораблей и катеров
- Число ракет на ПУ: до 24
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
ГЕРМЕС-А, комплекс управляемого вооружения
www.arms-expo.ru
Гермес (ракетный комплекс) — Википедия. Что такое Гермес (ракетный комплекс)
Гермес — российский перспективный комплекс управляемого ракетного оружия, разработанный в Конструкторском бюро приборостроения в Туле,[1] совместно с НИИФП[2]. Испытания авиационного варианта были завершены в 2003 году[3], впервые широкой публике комплекс был продемонстрирован 22 февраля 2009 года[4].
Предназначен для поражения одиночных и групповых целей (в том числе танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей и низкоскоростных летательных аппаратов) одиночным или залповым огнями на дальностях до 100 км[5]. Авиационный вариант комплекса имеет дальность до 20 км, однако это резко сокращает потери авиации от ПЗРК и ПВО малого радиуса действий класса Оса-М.[6]
Комплекс приспособлен под различные варианты базирования («Гермес» — наземные ПУ, «Гермес-А» — авиационный вариант, «Гермес-К» — корабельный вариант, «Гермес-С» — стационарный вариант для береговой обороны), и представляет собой унифицированное решение высокоточной реактивной артиллерии для всех родов войск.
История создания
Ракета
Ракета комплекса «Гермес» представляет собой двухступенчатую бикалиберную сверхзвуковую управляемую ракету. Индекс ГРАУ ракеты пока достоверно не известен. Ракета внешне напоминает ракету 57Э6-Е комплекса ПВО Панцирь-С1. Калибр ускорителя различается в зависимости от дальности полёта и может составлять либо 170 мм, либо 210 мм[3].
На маршевом участке траектории ракета развивает скорость до 1 000 м/с[7], а в среднем, по траектории скорость составляет около 500 м/с[3].
Управление полётом ракеты осуществляется воздушными рулями. Система наведения ракеты — комбинированная. На этапе выхода в район цели она осуществляется с помощью инерциального или радиокомандного наведения, а на конечном участке — самонаведением[7]. На ракете могут размещаться различные головки самонаведения[3], в том числе — лазерные[3].
Поражение цели производится осколочно-фугасной боевой частью, весом 28 кг[7]. По заявлению производителя, точность попадания и мощность боеголовки обеспечивают безвозвратное уничтожение малоразмерных целей одной ракетой, а крупноразмерных — несколькими, путём последовательного поражения жизненно важных элементов цели[7]. При выходе на цель ракета взмывает вверх и поражает цель, пикируя сверху[8].
Модификации
Гермес
«Гермес» — наземная модификация комплекса, размещаемая на серийных колёсных шасси высокой проходимости[5] (в частности, КамАЗ-43114). Благодаря использованию специализированной многофункциональной РЛС обнаружения целей и сопровождения ракет «Гермес» обладает наибольшей среди всех модификаций дальностью поражения целей в 100 км[5] (при этом используется ракетный ускоритель большего калибра[3]).
Огромная для подобных систем дальность приближает возможности «Гермеса» к оперативно-тактическим ракетным комплексам при значительно меньшей стоимости. Комплекс обладает высоким потенциалом при контрбатарейной стрельбе.
Состав
В состав подвижного комплекса минимально входят[5]:
- Боевая машина (ПУ) с 24 готовыми к пуску ракетами в ТПК;
- Машина управления с МРЛС обнаружения и сопровождения на выдвижной мачте;
- Командно-штабная машина с аппаратурами связи и навигации.
Повышение возможностей комплекса возможно при включении в его состав[5]:
- Транспортно-заряжающих машин;
- Комплексов воздушной разведки с БПЛА.
Обслуживание комплекса производится[5]:
- Машиной технического обслуживания.
Гермес-А
«Гермес-А» — авиационная модификация комплекса, оптимизированная для размещения на широком круге летательных аппаратов — от ударных самолётов и вертолётов до транспортной авиации. Дальность применения авиационной модификации составляет 15—20 км днём и ночью[6]
Одной из важнейших черт комплекса является возможность ведения огня на дальности больше ПЗРК и ПВО малого радиуса действия, которые представляют основную угрозу вертолетам.[6] Залповый пуск ракет сразу по нескольким целям позволяет увеличить поражаемость из-за невозможности ответной реакции после первого попадания. Сверхзвуковая скорость ракеты усложняет работу комплексов активной защиты.[6][7]
Некоторые источники считают, что, поскольку ракета адаптирована из варианта с дальностью до 100 км, то указываемая дальность порядка 15-18 км соответствует варианту ракеты с инерциальной системой наведения[6], а дальность до 100 км достижима при применении радиокомандной.[6][9]
Производитель заявляет оптико-электронную систему (ОЭС) c оптическим захватом и сопровождением цели с управлением полетом ракеты по лазерному лучу. Состав ОЭС следующий:[6]
- включающая телевизионный и тепловизионный каналы технического зрения,
- два канала лазерного целеуказания, электронные блоки (в т. ч. двухканальный автомат сопровождения цели),
- автоматическое сопровождение и лазерный подсвет целей.
Состав
На носителе размещены:
- до 16 ракет в ТПК
- до 2 пусковых установок
- аппаратура управления
Также в состав комплекса входят, но не размещаются на носителе, средства технического обслуживания.
Носители
Достоверно пока не известен полный список возможных носителей комплекса. На сайте производителя в качестве примера приводятся вертолёт Ка-52 и штурмовик Су-39[7]. Известно, что в 2003 году были успешно завершены испытания комплекса на вертолёте Ка-52[3].
Серийно устанавливается на Ми-24ВМ1 (экспортное обозначение Ми-35М), Ми-24ВК-П, а также, со спецдоработкой — на Ми-24П и ВП, Ми-17АМТШ.
Гермес-К
«Гермес-К» представляет собой корабельную модификацию комплекса, предназначенную для размещения на кораблях малого и среднего водоизмещения[10]. В зависимости от решаемых задач, на кораблях могут быть установлены ракеты как обычной, так и повышенной дальностей.
Состав
В состав комплекса «гермес-К» входят[10]:
- управляемые ракеты «Гермес» в ТПК
- подвижная ПУ:
- специализированная
- АК-630, доработанная для размещения ракет.
- аппаратура управления комплексом;
- средства связи и передачи данных;
- средства технического обслуживания.
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Противотанковый ракетный комплекс «Гермес». Информационная система «ракетная техника»[3]
Основные характеристики комплекса
- Максимальная дальность стрельбы:
- Вариант повышенной дальности: 100 км
- Вариант обычной дальности: 20 км
- Скорость полёта:
- Максимальная: 1 000 м/с
- Средняя: 500 м/с
- Температура применения: от −50 °C до +50 °C
Ракета
- Массо-габаритные характеристики:
- Ракеты:
- Длина: < 3,5 м
- Диаметр ракетного ускорителя: 0,21 м или 0,17 м (в зависимости от дальности)
- Диаметр второй ступени: 0,13 м
- Вес: 90 кг
- ТПК:
- Длина: 3,5 м
- Диаметр: > 0,21 м или > 0,17 м (в зависимости от дальности)
- Вес:
- Полный вес ТПК с ракетой: 130 кг или 110 кг (в зависимости от дальности)
- Вес ракеты в ТПК: 127 кг или 107 кг (в зависимости от дальности)
- Ракеты:
- Боевая часть:
- Тип: осколочно-фугасная
- Вес:
- Боевой части: 28 кг
- Взрывчатого вещества: 18 кг
- Бронепробиваемость: 1 000 мм
Управление и наведение комплекса
- Допустимые типы управления: Комбинированное, с самонаведением
- Сопровождение цели: автоматическое
Пусковая установка
- Допустимые типы: наземная, корабельная и воздушная
- Носители: различные типы колёсных шасси, транспортной и боевой авиации, боевых кораблей и катеров
- Число ракет на ПУ: до 24
Потенциальные недостатки
При наведении ракеты на цель может потребоваться, чтобы хотя бы на конечном этапе траектории, луч лазера был направлен прямо на цель. Облучение цели может позволить противнику использовать средства защиты. Например, на танке «Тип 99» установлено ослепляющее лазерное оружие. Оно определяет направление излучения, и посылает в его сторону мощный световой импульс, способный ослепить систему наведения и/или пилота. Танк принимал участие в широкомасштабных учениях сухопутных войск[11].
Примечания
Литература
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
Ссылки
Комплексы управляемого вооружения СССР и России после 1945 года | |||
---|---|---|---|
| |||
| |||
|
wiki.sc