Назначение и ТТХ тропосферной станции Р-412А — Мегаобучалка

Состоит из двух аппаратных, размещенных в кузовах К-375 на шасси автомобилей повышенной проходимости УРАЛ-375.

Аппаратная машина И-606 имеет габариты 8050х2600х3460 мм и массу 13200 кг.

В кузове аппаратной машины размещена следующая аппаратура:

· Возбудитель — гетеродин И-236 М — 2;

· Усилитель мощности возбудителя И-236 М — 2;

· Передатчик с системой охлаждения И-216 — 2;

· Входное устройство (УСВЧ) И-279м — 1;

· Приемник И-246м — 2;

· Аппаратура уплотнения П-303об (П-303-6) — 1;

· Волноводный тракт с полосовыми фильтрами дуплексерами и распределителем мощности И-126 — 1;

· Коаксиальные переключатели ПК-453-50 — 2;

· Пульт управления И-326м -1;

· Имитатор сигнала И-129 -1;

· Генератор 192 МГц И-133 -1;

· Радиостанция Р-138 — 1;

· Аппаратура АТГС-П (аппаратура телефонной громкоговорящей связи) — 1;

· Телефонный аппарат ТА-57 — 2;

· Автоматический дегидратор МАД 127/220 — 1;

· Щит коммутации питания И-256 — 1;

· Вводный щит И-317 — 1;

· Комплект КИП (контрольно-измерительные приборы) -1;

· УКВ радиостанция Р-105М — 1;

· Комплект ЗИП (запасное имущество и принадлежности) — 1;

· Комплект документации — 1;

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой на 2 отсека: аппаратный отсек и отсек оператора.

В аппаратном отсеке размещены:

· Передающие устройства И-216;

· Входное устройство приемников И-279м;

· Полосовые фильтры, дуплексеры и распределитель мощности фидерного тракта И-126;

· Один из каркасов-опор антенны И-116;

· Дегидратор;

· Коаксиальные переключатели.

В отсеке оператора размещены:

· Пульт управления И-326м -1;

· Приемники И-246м — 2;

· Возбудители-гетеродины И-236м -2;

· Аппаратура уплотнения П-303 оБ (П-330-6) — 1;

· Радиостанция Р-138 — 1;

· Щит распределения питания А-258 — 1;

· УКВ радиостанция Р-105М — 2;

· Комплект КИП;

· Комплект ЗИП ;

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой для снижения интенсивности СВЧ колебаний до допустимых санитарных норм.

На крыше аппаратной машины установлено два антенных устройства И-116.

Кабина водителя оборудована УКВ радиостанцией Р-105М с преобразователем питания И-293.

Силовая машина И-613м представляет из себя автономную электростанцию имеющую такие же габариты, как и аппаратная машина, и имеет массу 13 400 кг.

Кузов силовой машины разделен перегородкой на два отсека: отсек оператора и агрегатный отсек.

В агрегатном отсеке размещены:

· Два дизель-электрических агрегата АД-20-Т/230М ;

· Верстак для слесарных работ;

· Кузовной вентилятор;

В отсеке оператора размещены:

· Автотрансформатор 380/220В И-283;

· Щит оператора И-383;

· Щит отопителя;

· Щит ФВУ-А-100н-12 — Фильтровентиляционная установка;

· Рабочий столик с телефоном ТА-57;

· Диван для отдыха членов экипажа;

· Кузовной вентилятор;

Каждый отсек имеет свою входную дверь. Между отсеками находится герметически закрывающая дверь.

В кабине водителя установлена УКВ радиостанция с преобразователем питания И-293.

УКВ радиостанции обеспечивают радиосвязь между аппаратной и силовой машинами в движении.

При работе Р-412А на боевой позиции при обеспечении тропосферной связи служебные переговоры между аппаратной и силовой машинами осуществляется по проводной линии связи.

Кузова обеих машин оборудованы отопителями ОВ-65 и системами ФВУ-А-100н-12.

Станция обеспечивает дуплексную связь по трем (шести) стандартным каналам ТЧ и одному каналу служебной связи при работе в режиме ЧУ (частотное уплотнение) — ЧМ (частотное телеграфирование), а также передачу и прием бинарной информации со скоростями 1.2, 4.8, 12 или 48 Кбод при работе в режиме ЧТ (частотная модуляция).

Время развертывания станции Р-412А с момента установки ее на позиции до вхождения в связь не более 30 минут.

Экипаж станции Р-412А состоит из 6 человек:

· Начальник станции — 1 чел.,

· Механик тропосферной связи — 3 чел.,

· Водитель-электромеханик — 2 чел.

Оконечная аппаратура подключается к Р-412 от УС по кабелю типа П-296 или ПТРК. Служебная связь с УС осуществляется по проводным линиям или через УКВ радиостанцию Р-138.

Электропитание станции осуществляется либо от автономного источника тока, либо от промышленной сети переменного тока.В станции имеется 100% резерв основного оборудования (за исключением антенн и входного устройства). Существующий комплект аппаратуры с учетом наличия резерва обеспечивает длительную непрерывную работу станции.

 

 

Подготовка к работе аппаратуры П-303-ОБ (Норматив 38)

Норматив 38. Подготовка к включению. Включить питание. Проверить величину напряжения и уровня токов несущих и контрольных частот. Проверить работоспособность аппаратуры.

Внешний осмотр

o ДСВ 3 : 4 кон перемычки в ОК

o МД 3 : ручка РУ в среднее полож.

o 3Г : 4 кон перемычки 12 кГц в ВКЛ

o ГИВ-ГТВ : 4 кон перемычки ПЕР ПР в четырехпров. режим

o ПЕР : 4 кон перемычки в ТМ, 2 пров перемычки КЧ в ВКЛ

o ПР : 4 кон перемычки в ТФ

o ПВУ : все ключи в среднее полож., тумблер 600/6кОМ в 6кОм, тумблер I-II в I, установлены 4 кон перемычки ПЕР ПР

o РРУ 1 : 2 кон перемычки ПЛВ в ВЫКЛ, регулятор громкости в среднем полож., переключатель РН на красной отметке, переключатель РУ на красной отметке

o АРУ : 2 пров. перемычки ТЕРМ в ВКЛ, тумблер АРУ-РУЧН в РУЧН, ручка ПНР в среднем полож.

o ДП : тумблер ВКЛ ДП ВЫКЛ ( нижнее )

o КСС : переключатели РУС и РНС на красных отметках, ключ РАЗГ1 – РАЗГ2 в среднее полож.

o ПУ : тумблер ВКЛ нижнее положение

2. Включить питание.

o ПУ : тумблер ВКЛ в верхнем полож.

megaobuchalka.ru

Назначение, тактико-технические характеристики, варианты исполнения Р-412

Тропосферная станция Р-412 — предназначена для осуществления прямых связей на расстояния не менее 150 км и для строительства тропосферных радиорелейных линий связи протяженностью 500-560 км при трех ретрансляциях.


ТТХ:

  1. Сантиметровый диапазон волн.
  2. Сетка частот возбудителя-гетеродина дискретна с шагом в 20 кГц
  3. Осуществляет работу в двух поддиапазонах
  4. В первом поддиапазоне формирует 5850 рабочих волн связи. Во втором — 6000 волн.
  5. Станция обеспечивает работу с фиксированным (192 МГц) и переменным (>192 МГц) разнесением частот приема и передачи
  6. Основной вид работы — фиксированный разнос частот в 192 МГц (При воздействии преднамеренных помех от соседних станций допускается работа с переменным разносом величиной >192 МГц.)
  7. Мощность излучателя передающего устройства в каждой антенне не менее:
    • при работе одним передатчиком в режиме деления 200 Вт;
    • при работе двумя передатчиками 400 Вт.
  8. В передающем устройстве существует возможность ступенчатого переключения мощности. Работа станции возможна только на стоянке.

Варианты исполнения:

  • Р-412Б — мобильный вариант на бронебазе, для дивизионного звена управления.
  • Р-412А — мобильный вариант на автомобильной базе, для армейского звена управления.
  • Р-412Ф — мобильный вариант на автомобильной базе, для фронтового звена управления.
  • Р-412С — стационарный вариант, для стационарных УС.

Р-412Б:

Смонтирована на базе гусеничного бронетранспортера МТЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Станция имеет 1 комплект основного оборудования (возбудитель — гетеродин, передатчик, приемник, входное устройство, аппаратура уплотнения), и работает без резерва.

Питание осуществляется от генератора типа ГАБ-8-Т/230, подключенного к системе отбора мощности двигателя МТЛБ.


Р-412А:

Состоит из двух аппаратных, размещенных в кузовах К-375 на шасси автомобилей повышенной проходимости УРАЛ-375.

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой на 2 отсека: аппаратный отсек и отсек оператора. На крыше аппаратной машины установлено два антенных устройства И-116.
Кабина водителя оборудована УКВ радиостанцией Р-105М с преобразователем питания И-293.

Силовая машина И-613м представляет из себя автономную электростанцию имеющую такие же габариты, как и аппаратная машина, и имеет массу 13 400 кг.
Кузов силовой машины разделен перегородкой на два отсека: отсек оператора и агрегатный отсек.
Каждый отсек имеет свою входную дверь.

В кабине водителя установлена УКВ радиостанция с преобразователем питания И-293.
УКВ радиостанции обеспечивают радиосвязь между аппаратной и силовой машинами в движении.

Кузова обеих машин оборудованы отопителями ОВ-65 и системами ФВУ-А-100н-12.

Станция обеспечивает дуплексную связь по трем (шести) стандартным каналам ТЧ и одному каналу служебной связи при работе в режиме ЧУ (частотное уплотнение) — ЧМ (частотное телеграфирование), а также передачу и прием бинарной информации со скоростями 1.2, 4.8, 12 или 48 Кбод при работе в режиме ЧТ (частотная модуляция).

Время развертывания станции Р-412А с момента установки ее на позиции до вхождения в связь не более 30 минут.


Р-412Ф:

Состоит, так же как и Р-412А, из двух машин и имеет такой же состав.
Кроме того, в состав станции Р-412Ф входит мобильная антенная опора «Сосна-М».

Масса антенной опоры с полной заправкой автомобиля ГСМ и экипажем из двух человек не превышает 10 400 кг.


Р-412С:

Устанавливается на стационарных УС, как защищенных, так и незащищенных, и имеет комплектацию такую же, как и в варианте Р-412Ф.

Вместо силовой машины, в качестве автономного источника электропитания, придается 1 агрегат АД-20-Т/230м.

Вместо мобильной антенной опоры типа «Сосна-М» станция комплектуется стационарной 20-ти метровой опорой «Сосна-18С».

vivalaradio.ru

Тропосферная станция ТРС Р-412А(Ф) «Торф»

Тропосферная станция Р-412А(Ф) предназначена для осуществления прямых связей на расстоянии не менее 150 км и для строительства тропосферных линий связи протяженностью 500-600 км.

Оперативно-технические характеристики ТРЛ

Характеристики

Параметры

Максимальная протяженность линии, км

500 — 600

Средняя протяженность интервала , км

150

Протяженность одноинтервальной линии, км

150

Количество ретрансляций

3

Количество станций на ретрансляционном пункте

2

Количество транзитов по низкой частоте

1

Пропускная способность  линии

аналоговая, дискретная

Количество стандартных каналов ТЧ

3(6)

Скорость передачи (кБит/с)

1.2, 4.8, 12 или 48

Количество служебных каналов

1

Шумовая защищенность линии  полной протяженности, дБ

30.5

Надежность связи, % времени

95%

Вероятность ошибки на линии полной протяженности

10-3

Тактико-технические характеристики станции

Тип: подвижная, малоканальная, СМВ, с ЧРК-ЧМ.

Диапазон частот: 4438 4555 МГц, 4630 — 4750 МГц.

Количество фиксированных частот: 10000 в каждом п/диапазоне.

Шаг сетки частот: 20 кГц.

Характеристики передающего устройства:

мощность передающего устройства не менее 400 Вт при работе двумя передатчиками и не менее 200 Вт при работе одним передатчиком в режиме деления мощности;

относительная нестабильность ПРД — не более 5х10-5.

Параметры приемного устройства:

полоса пропускания при ослаблении на 3 дБ 2.5+0.3 Мгц в широком тракте и 380 кГц в тракте второй промежуточной частоты;

выходной уровень на нагрузке 135 Ом — 2. 1 в при нормальной девиации;

коэффициент шума приемника — не более7.5 дБ;

ослабление сигнала при расстройке на 1 М.

Параметры антенно-фидерного устройства:

вид поляризации — вертикальная и горизонтальная;

тип антенн: параболическая диаметром 2.5 м;

коэффициент усиления антенны — 38 дБ;

ширина диаграммы направленности 2 град;

механизм азимута обеспечивает юстировки антенны по азимуту 25 град и 3 град по углу места;

высота электрического центра антенны — 4.5 м.

Электропитание станции:

от внешней сети переменного тока напряжением 3х380/220 В и частотой 50 Гц;

от дизельного агрегата АД -20-Т/230-М2 — 2 к-та.

Потребляемая мощность — не более 20 кВт.

Время развертывания станции

          Оценка

Без установления связи

С установлением связи

          Отлично

1 ч.

1 ч. 05 мин.

          Хорошо

1 ч. 10 мин.

1 ч. 20 мин.

          Удовлетворительно

1 ч. 25 мин.

1 ч. 40 мин.

Экипаж: — 6 человек.

Состав комплекта станции:

Р-412 А

— аппаратная машина И606 смонтирована в кузове типа КУНГ-375 на базе автомобиля Урал-375Н, вес — 13200 кг;

— аппаратная машина И613 смонтирована в кузове типа КУНГ-375 на базе автомобиля Урал-375Н, вес — 13400 кг.

Р-412 Ф

— аппаратная машина И606 смонтирована в кузове типа КУНГ-375 на базе автомобиля Урал-375Н, вес — 13200 кг;

— аппаратная машина И613 смонтирована в кузове типа КУНГ-375 на базе автомобиля Урал-375Н, вес — 13400 кг;

— мобильная антенная опора типа «Сосна -М» смонтирована на базе автомобиля Зил-131 вес — 10195 кг.

Режимы работы станции

Оконечный.

Узловой.

Ретрансляции двух станций.

Кроме того, для проверки работоспособности аппаратуры станции предусмотрен режим «Кольцевая» проверка.

voenservice.ru

Уничтожение украинской станции тропосферной связи Р-412Ф под Донецком

В связи с публикацией

Уничтожен радиоцентр и склад боеприпасов ВСУ под Донецком
19.02.2017 — 0:43
2 печальных происшествия произошли на позициях украинских оккупационных войск под Донецком вблизи города Авдеевка.
«Ночью 18 февраля, вскоре после 2 часов, украинские вояки затеяли крупную передислокацию своих сил в районе Авдеевки. Ближе к линии фронта стали подтягиваться украинские подразделения боевой техники и живой силы», — утверждает журналист из Донецка Марина Харькова.
«В это же время для прикрытия перемещения своих войск с позиций ВСУ стали раздаваться залпы из тяжелых артиллерийских орудий и минометов калибра 120 миллиметров. Снаряды и мины разрывались на окраине города Ясиноватой и в поселке Спартак», — добавляет корреспондент из Донецкой Народной Республики.
По словам Харьковой, защитники Республики вынуждены были дать ответ  артиллерии агрессора, обстреливающего мирные населенные пункты:
«Артиллеристы и минометчики армии ДНР были вынуждены послать противнику адекватный ответ. В результате прямого попадания разлетелся на куски передвижной радиоцентр украинской армии, находившийся к югу от Авдеевки, неподалеку от линии фронта».
«Затем на стороне ВСУ раздался оглушительный взрыв. Как выяснилось немногим позже, взлетел на воздух склад боеприпасов, оборудованный украинскими вояками перед началом зимней военной кампании», — резюмирует журналист ДНР.

и последовавшей с украинской стороны критикой ее подлинности, приводим следующее подтверждение:

Сим посланием я открываю серию «Теперь об этом можно рассказать…»

Ну отчего вот сразу «фейки» (кстати, зачем вот этот искаженный американизм люди используют? Чем плохо простое русское слово «ложный», или, если уж хочется сказать грубо – «лживый»?)…
Буквально в конце прошедшей недели, обратились ко мне ребята, обнаружившие как раз в том районе «неведому зверушку», которую они приняли то ли за артиллерийский радар, то ли за РЛС, то ли за черт его знает что… Отчего они ко мне обратились — ума не приложу, то ли с выхода пришли, отоспались, и делать было нечего, то ли по итогам выхода рапорт составляли, и нужно было понимание к снимку, но факт остается фактом, меня спросили, а я ответил.
Так вот, в неведомой зверушке я распознал «горячо мною любимую» «Чебурашку», также известную, как Р-412. Станция тропосферной связи. Как правило, если ты видишь такую хрень не слишком далеко от передовой — то, как правило, в радиусе пары километров, не более, присутствует и что-то, не меньшее, чем штаб полка или ПКП, или что-то не менее «жирное».
О чем было и разъяснено моим корреспондентам. Опознать же они ее достоверно не смогли — по причине «полуразвернутости», т.е. мачта была не поднята в штатное положение.

Так что, вполне вероятно, что этот «Чебурашка» внезапно и помер.
А что до «подтверждения в соцсетях и на сайтах», то, пожалуй, стоит отметить, что в последнее время резко сократилось число этих «подтверждений», по обе стороны фронта. Уже не отследить потери по твиттерам «Сэстра мылосэрдя АТО», или что-то там такое…
И хорошо. Болтун — находка для шпиена, а это правило работает в обе стороны.

Да. Это ТРС  Р-412Ф  Вариант фронтовой.
Состав классический:
1 — Аппаратная на базе Урал 475.
2-  Агрегатная «Энергия»  ( два АД-20Т/230) (ЗиЛ -131 или Урал -475)
3.- АМУ «Сосна» на базе ЗиЛ-131. (Это то, что на снимке).
( Беда — два бензина АИ92 и АИ76)
По-моему, одна секция не выдвинута.  Т.е не 20 метров, а 15. (это вредно ксате).
А как её с такого ракурса сняли? В тылу врага? Ну, это не важно.
Если бы она стояла на долго, то на неё в целях экономии обычно навешивали антенны Р-409 (419) и УКВ.  Для привязки чего-то близкого. 10-20 км. Так как диапазоны очень разные и нет вопроса частотной совместимости.  Значит задача временная на раз. Это каналы к Пороху, главному каклу. И там рядом должно быть их кудло, и Д-01 (закрышка) по ней и надо было  …пнуть.
Хорошо если чпокнули. Она и стОит дохрена и мало их живых. И ремонтировать упаришься. Поди найди эти волноводы.

И немного технических подробностей из дискуссии специалистов и любителей.

Я уточню. А то глаза режет
На первых модификациях ТРС Р-412 ( без М). ствол между станциями ( до 450 км с двумя ретрансляциями). уплотнялся (ЧМ) аппаратурой П-303-ХХ частотного разделения  , Это 3-6 каналов связи ТЧ ( 0.3-3,4 кГц) + канал служебной связи. Существовали варианты и телетайпной связи.
В новых модификациях стали устанавливать псковскую цифровую АУ  П-331 — ХХ .( Импульс-1)  Здесь уже ИКМ и 6-12 каналов со скоростью от 16 до 62 кбит/с.
Все эти каналы . Я подчёркиваю ВСЕ соответствуют по характеристикам  требованиям ЗАС и могут ( обязаны) быть закрыты. У станции нет средств дальней проводной связи. Только в последнее время начали юзать одномодовое волокно. ( до 90км) .Реально 15 км — в полевых условиях, 40 — стационарных. С помощью П-337.( Сезон)
Поэтому основным средством привязки и передачи каналов на узел или на прямую в штаб будет медный кабель на 12 -20 пар. ПТРК — 10х2 ПТРК — 20х2 ( строительная длина 50 метров). Или П-296 ( строительная длина 500 метров) для передачи 6 канальной группы.
 ( Это максимум 3-5 км). Кстате именно такая цифра (3-5 км)  обозначена в наставлении об развёртывании средств радиосвязи возле КП. ( понятно почему).
К станции нельзя подключить абы што, она работает в системе и каждое подключение должно быть согласовано как по характеристикам так и организационно.
PS: Принцип тропосферного рассеивания — отражение радиоволн от атмосферного слоя неоднородностей на высоте 5-6 км. При этом 90% -95%  энергии тратится впустую и греет  космос.
И может подскажут ВВС (ВКС) и ПВО- ики. я их видел в полках ПВО (С-300) и на аэродромах.
Так что резюмирую, что применение такой станции на передовой (в 2 км) ВСУ  — это как забивать гвозди микроскопом. Не, не так — телескопом.
Но работать им не долго.  Во-первых охлаждение амплитронов на спирте. И выходят они часто из строя. И очень-очень много драгоценных и цветных металлов. Как хоть эти пару штук.

ТРС Р-412  станция ну никак не батальонного звена, а оперативно-тактического минимум. Т. е. армия-дивизия, ну бригада. И по правилам развёртывания армейских узлов должна быть в 10-15 км от передка. Вообще-то это станция «привязки», штабов минимум бригады к магистралям или вышестоящим штабам. Организационно они ниже могут использоваться по распоряжению КА или в стратегических (СЯС) мобильных подразделениях (Тополь, Ярс)  Зачем батальону направленная связь на 200 км или 6-12 каналов связи и мощностью 1 КВатт. Она светится, как новогодняя ёлка. ?  Она не покрывает радиус, как станции тактического звена, а только из точки в точку.

Согласен: между тропосферками лежат несколько каналов связи, в том числе — «уплотнённой», ЗАС.
От тропосферки типа Р-412-415 в подразделения идёт радиосвязь КВ\УКВ, проводная, телеграф, пейджинг  и т.п.,
чем располагает ВСУ — что подключишь.
Суть тропосферки в её принципе работы: лучи связи отражаются о  тропосферы и  «падают» в определённый район, где ставится вторая станция.
Так можно выстраивать линии в случае БД.

dr-rusi4.livejournal.com

r-412

49,50.
Назначение и варианты боевого применения
ТРРС Р-412. Тактико-технические характеристики
ТРРС Р-412.

ТРРС
Р-412 — мобильная, малоканальная тропосферная
станция сантиметрового диапазона с
частотным разделением каналов и частотной
модуляцией в передатчике.

Диапазон
частот: 4438 – 4555 МГц, 4680 – 4750 МГц. В первом
поддиапазоне размещено 5820, а во втором
6000 рабочих волн, сетка частот имеет шаг
20 кГц.

Дальность
связи на одноинтервальной ТРРЛ не менее
150 км; при 3-х ретрансляциях до 560 км

Мощность
излучения при работе одним передатчиком
в режиме деления мощности не менее 200
Вт, а при работе с двумя передатчиками
не менее 400 Вт.

Коэффициент
шума приемного устройства не хуже 7.5
дБ.

Электропитание
осуществляется от сети

В или от собственной электростанции
напряжением
В.
Потребляемая мощность не более 20 кВт.

51,52.
Состав комплекта ТРРС Р-412

В
состав основного оборудования входит:

  1. Вводный щит И-317

  2. Аппаратура передачи
    А-6 в составе 2-х моноблоков.

  3. Аппаратура ВЧ
    ствола в виде 2-х комплектов в составе:

  • возбудитель И –
    236 / возбудителя – гетеродина И – 236М-1
    и усилителя возбудителя – гетеродина
    И – 236М-2/;

  • передающего
    устройства И – 216-1М и И – 216-2М /;

  • приемного устройства
    / входных малошумящих усилителей И –
    279М-1 с блоком питания И – 279М и приемника
    И – 246М /;

  • антенно-волноводного
    тракта.

  1. Устройства
    электропитания / щит И-256, стабилизатор
    напряжения/.

  2. Пульт управления
    И –236.

53.
Режимы работы станции ТРРС Р-412. Варианты
разноса волн приёма и передачи.

Рис. 1.1.1 Вариант
прохождения сигналов /алгоритм/.

Режимы
работы станции.

Варианты
уплотнения В ствола

Станция
Р – 412 обеспечивает два режима работы:

  • передачу и прием
    информации по трем или шести телефонным
    каналам и частотной модуляцией в
    передатчике / Режим ЧМ/;

  • передачу и прием
    бинарной информации по одному каналу
    или скоростях работы 1200, 4800, 12000 или
    48000 Бод /Режим ЧТ/.

В
режиме ЧМ используется аппаратура
передачи, входящая в состав станции или
размещенная на УС. В режиме ЧТ используется
только внешняя аппаратура передачи.

Выбор
вида работы осуществляется на пульте
управления переключателем РЕЖИМ РАБОТЫ.

Варианты
разноса волн передачи и приема.

В
целях обеспечения счетверенного приема
обе антенны являются одновременно
передающими и приемными. Т. е. к одному
фидеру одновременно подключается вход
передатчика и вход приемника. Для их
разделения установлены дуплексеры и
применяется разнос волн передачи и
приема. При этом передатчик и приемник
работают в разных диапазонах. Один
возбудитель – гетеродин вырабатывает
сигналы для возбуждения передатчика и
сигнал гетеродин приемника. Разница
между ними – 266 МГц. Промежуточная
частота – 74 МГц. Таким образом, при
использовании одного блока И-236М, разнос
волн равен 192 МГц.

Такой
режим называется РЕЖИМОМ С ФИКСИРОВАННЫМ
РАЗНОСОМ ЧАСТОТ.

Рис. 1.2.1. Варианты
разноса волн передачи и приема.

В
особых случаях, когда приему создается
помеха со стороны противника или соседней
РС, может быть использован РЕЖИМ С
ПЕРЕМЕННЫМ РАЗНОСОМ. При этом в качестве
возбудителя и гетеродина используются
два блока. Но частоты передачи и приема
должны отличаться не менее чем на 192
МГц.

Выбор
режима осуществляется с пульта управления
переключателем РАЗНОСОМ ВОЛН.

54.
Прохождение сигналов по структурной
схеме станции Р-412 в режиме работы станции
НА СЕБЯ

Для
оперативной проверки исправности
передатчика и приемника перед началом
работы и в процессе ведения связи при
пропадании сигнала корреспондента,
предусмотрен РЕЖИМ РАБОТЫ НА СЕБЯ. Режим
используется при фиксированном разносе
частот.

Принцип
работы станции в этом режиме показан
на рис.3.

Рис.1.2.2. Принцип
работы станции в режиме РАБОТА НА СЕБЯ

55.
Прохождение сигналов в трактах передачи
и приема в режиме ЧМ и с ДЕЛЕНИЕМ МОЩНОСТИ
и ФИКСИРОВАННЫМ РАЗНОСОМ.

Тракт
передачи:

  • тракт передачи
    аппаратуры корреспондента;

  • соединительные
    кабели;

  • вводный щит И –
    316;

  • аппаратура передачи
    П – 303 – ОБ / шесть сигналов тональной
    частоты на входе и групповой сигнал в
    спектре 0.3 – 32 кГц на выходе /;

  • переключатель
    РЕЖИМ РАБОТЫ в положение ЧМ;

  • возбудитель-гетеродин
    И – 236М1 / формирует высокочастотный,
    частотно-модулированный сигнал в
    диапазоне работу станции /;

  • усилитель
    возбудителя-гетеродина И – 236М2 / СВЧ
    сигнал усиливается до величины
    необходимой для раскачки первого
    каскада передатчика /;

  • переключатель
    выбора блоков И – 236

  • передатчик И –
    216 / СВЧ сигнал усиливается до величины
    600 Вт/;

  • переключатель
    антенно-волноводного тракта;

  • распределитель
    мощности И – 126 – 2;

  • дуплексеры И126 –
    1 и И126 – 2 / пропускают сигналы к
    поляризационным селекторам и не
    пропускает на полосовые фильтры /;

  • поляризационные
    селекторы ПС111 / один формирует СВЧ
    сигнал с вертикальной, а другой с
    горизонтальной поляризацией/;

  • антенные устройства
    И116 –1 и И116 –2

56. Прохождение
сигналов по структурной схеме станции
Р-412 в тракте приёма в режиме ЧМ с ДЕЛЕНИЕМ
МОЩНОСТИ
.

Тракт
приема:

  • две электромагнитные
    волны с резкой поляризацией;

  • антенна И116 –1
    /преобразует электромагнитную волну
    в два СВЧ сигнала с разной поляризацией;

  • поляризационный
    селектор ПС111 / сигнал с вертикальной
    поляризацией направляет в полосовой
    фильтр, а с горизонтальной – на дуплексер
    /;

  • полосой фильтр
    ПФ151 / выделяет сигнал с частотой
    передатчика;

  • малошумящий
    усилитель МШУ / обеспечивает усиление
    СВЧ сигнала и преобразование его в
    сигнал первой промежуточной частоты;
    для преобразования с блока И – 236 – М1
    на МШУ подается сигнал гетеродина/;

  • сигнал горизонтальной
    поляризации с ПС 111 подается на И126 –1,
    далее на ПФ151 и на МШУ;

  • аналогично
    обрабатываются сигналы, поступающие
    с антенны И116 – 2;

  • четыре сигнала
    первой промежуточной частоты с МШУ
    поступают одновременно на два приемника
    И246М / здесь сигналы усиливаются,
    складываются и детектируются; на выходе
    приемника формируется групповой сигнал
    /;

  • переключатель
    выбора блоков И – 246;

  • аппаратура передачи
    П – 303 – ОБ /преобразует групповой
    сигнал в шесть сигналов тональной
    частоты /;

  • вводный щит И –
    316;

  • соединительные
    кабели;

  • приемная часть
    аппаратуры корреспондента

58. Назначение,
состав и технические возможности пульта
управления

Пульт
управления И326М предназначен для
дистанционного управления аппаратурой
и антеннами станции Р-412 и контроля
работоспособности её элементов с
рабочего места оператора.

Пульт
управления обеспечивает:

1. Выбор
режима и вида работы станции:

  • режим частотной
    модуляции или частотной телеграфии /
    ЧМ — ЧТ/;

  • переменный или
    фиксированный разнос волн.

2. Управление
основными элементами станции:

  • выбор рабочих и
    резервных комплектов И246 и И236 в режиме
    фиксированного разноса волн;

  • выбор рода работы
    возбудителей-гетеродинов при переменном
    разносе волн; I

  • дистанционное
    включение И236М, И246М, И216;

  • управление
    положением антенн по азимуту и углу
    места.

3. Коммутацию
цепей аппаратуры передачи:

  • подключение цепей
    группового сигнала аппаратуры передачи
    Азур-6 или внешней аппаратуры передачи;

  • коммутацию цепей
    широких каналов;

  • подключение входов
    и выходов телефонных каналов к вводному
    линейному щиту или радиостанции Р-138.

4.
Контроль исправности элементов станции:

  • световую индикацию
    состояния основных устройств станции
    и связей между ними;

  • контроль исправности
    АФУ;

  • контроль положения
    фильтров;

  • контроль уровней
    сигналов в четырех трактах приема;

  • звуковую и световую
    сигнализацию о неисправности элементов
    станции;

  • комплексную
    проверку работоспособности станции в
    режиме «НА СЕБЯ».

  1. элементы,
    обеспечивающие выбор режима и вида
    работы станции;

  1. элементы,
    обеспечивая управление элементами
    станции / 2А — элементами ВЧ оборудования,
    2Б — элементами системы электропитания,
    2 — элементами АФУ /

  1. элементы
    коммутации цепей аппаратуры передачи

  1. элементы
    контроля / 4А — световое табло, 4Б
    элементы световой сигнализации о
    неисправности блоков,4В —
    контрольно-измерительные приборы /.

Наиболее
быстро навыки отыскания нужного
элемента формируются при подготовке
станции к работе в заданном режиме.
Вариант алгоритма установки органов
управления в заданное положение
приведен на рис.2.

Рис.2.1.2.
Вариант алгоритма установки органов
управления в заданное положение

studfiles.net

Назначение, ТТХ, правила эксплуатации и состав ТРС Р-412 А





⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 8Следующая ⇒

Состоит из двух аппаратных, размещенных в кузовах К-375 на шасси автомобилей повышенной проходимости УРАЛ-375.

Аппаратная машина И-606 имеет габариты 8050х2600х3460 мм и массу 13200 кг.

В кузове аппаратной машины размещена следующая аппаратура:

· Возбудитель — гетеродин И-236 М — 2;

· Усилитель мощности возбудителя И-236 М — 2;

· Передатчик с системой охлаждения И-216 — 2;

· Входное устройство (УСВЧ) И-279м — 1;

· Приемник И-246м — 2;

· Аппаратура уплотнения П-303об (П-303-6) — 1;

· Волноводный тракт с полосовыми фильтрами дуплексерами и распределителем мощности И-126 — 1;

· Коаксиальные переключатели ПК-453-50 — 2;

· Пульт управления И-326м -1;

· Имитатор сигнала И-129 -1;

· Генератор 192 МГц И-133 -1;

· Радиостанция Р-138 — 1;

· Аппаратура АТГС-П (аппаратура телефонной громкоговорящей связи) — 1;

· Телефонный аппарат ТА-57 — 2;

· Автоматический дегидратор МАД 127/220 — 1;

· Щит коммутации питания И-256 — 1;

· Вводный щит И-317 — 1;

· Комплект КИП (контрольно-измерительные приборы) -1;

· УКВ радиостанция Р-105М — 1;

· Комплект ЗИП (запасное имущество и принадлежности) — 1;

· Комплект документации — 1;

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой на 2 отсека: аппаратный отсек и отсек оператора.

В аппаратном отсеке размещены:

· Передающие устройства И-216;

· Входное устройство приемников И-279м;

· Полосовые фильтры, дуплексеры и распределитель мощности фидерного тракта И-126;

· Один из каркасов-опор антенны И-116;

· Дегидратор;

· Коаксиальные переключатели.

В отсеке оператора размещены:

· Пульт управления И-326м -1;

· Приемники И-246м — 2;

· Возбудители-гетеродины И-236м -2;

· Аппаратура уплотнения П-303 оБ (П-330-6) — 1;

· Радиостанция Р-138 — 1;

· Щит распределения питания А-258 — 1;

· УКВ радиостанция Р-105М — 2;

· Комплект КИП;

· Комплект ЗИП ;

Кузов аппаратной машины разделен экранированной перегородкой для снижения интенсивности СВЧ колебаний до допустимых санитарных норм.

На крыше аппаратной машины установлено два антенных устройства И-116.

Кабина водителя оборудована УКВ радиостанцией Р-105М с преобразователем питания И-293.

Силовая машина И-613м представляет из себя автономную электростанцию имеющую такие же габариты, как и аппаратная машина, и имеет массу 13 400 кг.

Кузов силовой машины разделен перегородкой на два отсека: отсек оператора и агрегатный отсек.

В агрегатном отсеке размещены:

· Два дизель-электрических агрегата АД-20-Т/230М ;

· Верстак для слесарных работ;

· Кузовной вентилятор;

В отсеке оператора размещены:

· Автотрансформатор 380/220В И-283;

· Щит оператора И-383;

· Щит отопителя;

· Щит ФВУ-А-100н-12 — Фильтровентиляционная установка;

· Рабочий столик с телефоном ТА-57;

· Диван для отдыха членов экипажа;

· Кузовной вентилятор;

Каждый отсек имеет свою входную дверь. Между отсеками находится герметически закрывающая дверь.

В кабине водителя установлена УКВ радиостанция с преобразователем питания И-293.

УКВ радиостанции обеспечивают радиосвязь между аппаратной и силовой машинами в движении.

При работе Р-412А на боевой позиции при обеспечении тропосферной связи служебные переговоры между аппаратной и силовой машинами осуществляется по проводной линии связи.

Кузова обеих машин оборудованы отопителями ОВ-65 и системами ФВУ-А-100н-12.

Станция обеспечивает дуплексную связь по трем (шести) стандартным каналам ТЧ и одному каналу служебной связи при работе в режиме ЧУ (частотное уплотнение) — ЧМ (частотное телеграфирование), а также передачу и прием бинарной информации со скоростями 1.2, 4.8, 12 или 48 Кбод при работе в режиме ЧТ (частотная модуляция).

Время развертывания станции Р-412А с момента установки ее на позиции до вхождения в связь не более 30 минут.

Экипаж станции Р-412А состоит из 6 человек:

· Начальник станции — 1 чел.,

· Механик тропосферной связи — 3 чел.,

· Водитель-электромеханик — 2 чел.

Оконечная аппаратура подключается к Р-412 от УС по кабелю типа П-296 или ПТРК. Служебная связь с УС осуществляется по проводным линиям или через УКВ радиостанцию Р-138.

Электропитание станции осуществляется либо от автономного источника тока, либо от промышленной сети переменного тока.В станции имеется 100% резерв основного оборудования (за исключением антенн и входного устройства). Существующий комплект аппаратуры с учетом наличия резерва обеспечивает









stydopedya.ru

Виртуальный компьютерный музей.

Главная  → История развития электросвязи  → 

К. И. Кукк

Тропосферные линии связи

К основному недостатку радиорелейных линий связи следует отнести ограниченность интервала, обусловленного пределами прямой видимости. Стратегические и оперативные задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, требовали широкополосных радиосредств, работающих с интервалом, значительно превышающем 30—40 км.

Несмотря на то, что эффект загоризонтного распространения УКВ-сигналов был установлен еще в 1940-е годы, первые сообщения об устойчивом приёме передач на УКВ на расстояниях, существенно превышающих прямую видимость, относятся к началу 1950-х годов. Создание тропосферных радиорелейных линий (ТРРЛ) стало возможным благодаря использованию в качестве ретранслятора неоднородностей диэлектрической проницаемости в нижних слоях тропосферы («объём переизлучения»). Объём переизлучения образуется пересечением диаграмм направленности антенн двух станций на высоте до 10—15 км в зависимости от широты. Механизм тропосферного рассеяния достаточно сложен, он зависит от многих географических, климатических, атмосферных и сезонных факторов. Канал тропосферной связи вносит существенно большее затухание сигнала по сравнению с затуханием в свободном пространстве. Для этого канала также характерен многолучевой характер распространения.

Значительная роль в становлении теории и практики дальней тропосферной радиосвязи принадлежит учёным НИИ-100 (ФГУП “НИИ Радио”) М.А. Гусятинскому, А.С. Немировскому, А.В. Соколову, В.Н. Троицкому, А.А. Шуру [1].

Преимущества тропосферных линий заключаются не только в повышенной дальности связи, но и в достаточно большой пропускной способности (120 каналов тональной частоты или передача цифровой информации со скоростью до 8 Мбит/с). Развёртывание станций не выдвигает сложных требований к рельефу местности. К недостаткам следует отнести необходимость преодоления больших затуханий в пространстве, и, как следствие, повышенные уровни мощности на передающей стороне и высокая чувствительность приёмников, необходимость использования антенн с высоким коэффициентом усиления. Для борьбы с быстрыми замираниями используются различные методы разнесенного приёма (по пространству, частоте, углу прихода, времени).

Наибольшее распространение получили пространственное и частотное разнесение и их комбинации.

Важнейшими параметрами военных тропосферных линий (как и радиорелейных), являются помехозащищённость, частотная эффективность, скорость развёртывания и др.

Первая военная тропосферная линия начала строиться американцами на побережье Канады в 1954 г. в интересах ПВО США.

В СССР использование тропосферного распространения радиоволн для создания военной аппаратуры связи началось в 1956 г. Уже в то время удалось показать возможность существования линии с интервалом до 250 км. Первые военные тропосферные станции для тактического звена управления “Лодка” (Р-122) и “Фрегат” (Р-121) были разработаны в конце 1950-х годов.

Все последующие годы продолжалась интенсивная разработка средств тропосферной связи. Спутниковая связь была тогда ещё очень слабо развита, и только позже она в значительной степени потеснила тропосферную связь, особенно в гражданской области, но, тем не менее, полной альтернативы тропосферной связи для военного применения нет даже в настоящее время.

Главная обязанность по созданию военных тропосферных систем была возложена на НИИ-129 (МНИРТИ), КБ Красноярского радиотехнического завода и КБ Светловодского радиозавода. К серийному изготовлению аппаратуры для ТРРЛ были подключены Владимирский завод “Электроприбор”, Красноярский завод телевизоров (ПО “Искра”), Красноярский радиотехнический завод (“НПП «Радиосвязь»”), Светловодский радиозавод (ПО “Олимп”) и ряд других заводов промышленности средств связи.

В 1961 г. в НИИ-129 была разработана ТРРЛ дециметрового диапазона (475—625 МГц) Р-408 (“Баклан”). Станция обеспечивала передачу 12 телефонных каналов и размещалась на четырёх автомашинах ЗИЛ-157 с двумя прицепами. Эта станция в 1964 г. была модернизирована и выпускалась, как Р-408М. В ней применялись антенны диаметром 10 м, передатчики с выходной мощностью 1 кВт. Станции уже могла передавать до 24 телефонных каналов, в зависимости от местных условий интервал составлял от 150 до 180 км.

Начиная с 1969 г. стали выпускаться хорошо зарекомендовавшие себя в дальнейшем станции дециметрового диапазона типа Р-410 (“Атлет”).

Станции имели несколько модификаций и отличались, в основном, диаметром применяемых антенн. Тропосферные линии, построенные на станциях типа “Атлет”, могли иметь до 10 интервалов. В такой линии обеспечивалась дуплексная передача до 12 телефонных каналов. В станциях могли быть использованы антенны диаметром 5,5; 7,5 и 10 м. Соответственно интервалы линии составляли от 130 до 160 км (рис. 1).

Рис. 1. Тропосферная станция Р-410М 7, 5 в походном состоянии

Аналогичные станции стали выпускаться и с антеннами диаметром 2,5 м (“Альбатрос”). Эти станции работали также в дециметровом диапазоне волн. В качестве транспортной базы использовались автомашины ЗИЛ-131 и УРАЛ-375. Станции были приняты на вооружение и широко использовались для создания мобильных и стационарных линий тропосферной связи в оперативно-тактическом звене управления Вооруженными Силами.

В эти же годы в конструкторском бюро Красноярского радиотехнического завода проводились разработка семейства подвижных малоканальных станций тропосферной связи сантиметрового диапазона для оперативно-тактического звена управления типа Р-133 (“Корвет”) и Р-412 (“Торф”). В станциях Р-412 впервые в нашей стране был применён счетверённый приём сигналов и оптимальное их сложение по промежуточной частоте с использованием обратной связи, что обеспечивало высокую помехозащищённость. Станции имели много разновидностей и выпускались в стационарном и подвижном вариантах. В качестве транспортной базы использовались как автомобили (“Урал-375Д”, “КАМАЗ-4310”, “Урал-4320”), так и бронетранспортеры. Они обеспечивали передачу до шести телефонных каналов или передачу данных со скоростью 48 кбит/с. Протяжённость линии достигала 500 км при средней дальности интервала 150 км. Станции Р-410 и Р-412 были наиболее массовыми, они до настоящего времени широко используются в российской армии (рис. 2).

Рис. 2. Тропосферная станция Р-412

Техника неумолимо движется вперёд, и то, что вчера было верхом совершенства, сегодня представляется просто мастодонтом. Но на каждом этапе смены поколений техники рождаются уникальные по своим характеристикам долгожители, о которых специалисты будут часто вспоминать и приводить их в пример, как воплощение наилучших качеств изделия, характерного для своего времени.

Так, танкостроение далеко ушло вперёд с времен Второй мировой войны, но танк Т-34 никогда не будет забыт. Станция типа Р-412 (“Торф”) по своей популярности сродни танку Т-34. То же самое можно сказать о радиорелейной станции Р-404 (“Василёк”).

В 1976 г. разработана 24-канальная дециметровая тропосферная линия сверхдальнего распространения дециметрового диапазона волн с интервалом между станциями до 350… 400 км Р-420 (“Атлет-Д”). В состав станции входят две антенны “Атлет-АС16” диаметром 16 м и коэффициентом усиления в рабочем диапазоне частот – 35 дБ (рис. 3). Антенна сохраняет свою работоспособность при скорости ветpa 30 м/с. ТРРЛ “Атлет-Д” позволила существенно расширить спектр возможных применений тропосферных линий, и в ряде случаев только с её помощью можно было решить поставленную боевую задачу [2].

Рис. 3. Тропосферная станция «Атлет-Д»

Для тропосферных станций, работающих в дециметровом диапазоне частот и предназначенных для работы в режиме сверхдальнего приёма (250—400 км), необходимы были передатчики с выходной мощностью до 5 кВт. Наиболее целесообразно для этих целей использовать мощные СВЧ-тетроды, разработанные на заводе “Светлана” для телевизионных передатчиков УКВ-диапазона типа ГС-17Б. Благодаря оригинальной конструкции колебательных контуров усилителя мощности и выбранному динамическому режиму работы, был разработан ряд современных в то время передатчиков для тропосферных линий связи, в том числе для сверхдальних тропосферных линий “Атлет-Д”, а в интересах КГБ СССР – Р-444 (“Эшелон”). В передатчике тропосферной станции “Атлет-Д” с выходной мощностью 5 кВт удалось получить высокий КПД и найти эффективный способ теплоотвода, что позволило заменить систему водяного охлаждения электродов лампы на систему воздушного охлаждения и тем самым существенно упростить условия эксплуатации тропосферной станции “Атлет-Д”.

Выдающаяся роль в становлении военных ТРРЛ принадлежит российскому ученному и инженеру Виктору Семеновичу Куланину (1913—1993). После окончания Московского электротехнического института связи В.С Куланин был направлен в ЦНИИС СА, где после войны окунулся в проблемы тропосферного распространения радиоволн и военно-тактического использования ТРРЛ. В 1958 г. B.C. Куланин был приглашён в НИИ-129 (МНИРТИ), где был назначен главным конструктором по ряду НИОКР в области тропосферной связи. Им был разработан целый ряд тропосферных станций дециметрового диапазона в интересах Министерства обороны и силовых ведомств СССР – ОКР “Баклан”, “Атлет”, “Альбатрос”, “Атлет-Д” и др., которые были освоены серийно и приняты на вооружение Министерством обороны.

Я проработал бок о бок с B.C. Куланином более 15 лет и всегда восхищался его уверенностью в положительных результатах проводимых исследований и разработок. По его заданиям моя лаборатория разработала целый ряд передатчиков для ТРРЛ. Как главный конструктор, B.C. Куланин всегда давал толковые советы, но от заданных требований не отступал. Когда пришла пора осваивать изготовление передатчиков для аппаратуры “Атлет-Д” на Владимирском заводе “Электроприбор”, он порекомендовал мне занять там место регулировщика, чтобы ещё раз проверить качество разработки.

За создание комплекса тропосферных станций в 1977 г. коллективу участников разработки и внедрения тропосферных станций была присуждена Государственная премия СССР. Среди награждённых – сотрудники МНИРТИ, КБ КРТЗ и 16 ЦНИИИС МО: главный конструктор МНИРТИ B.C. Куланин, Ю.И. Башаркин, главный конструктор КБ КРТЗ Б.И. Гуревич, Г.В. Дедюкин, Ю.М. Лабазин, Г.А. Малолепший, А.П. Редин.

Станции тропосферной связи широко использовались во время афганских событий как для построения опорных сетей, так и для сетей прямой связи.

Последующие разработки предполагали дальнейшее освоение сантиметрового диапазона и переход к цифровым методам передачи. Основные принципы такого перехода были сформулированы в 16 ЦНИИИС МО д. т. н., профессором И.Р. Сиваковым.

Так, например, широкополосная ТРРЛ Р-417 (“Багет”) обеспечивала работу в сантиметровом диапазоне волн, имела 16-кратный частотно-пространственный разнос. Такая кратность разноса была предложена сотрудником 16 ЦНИИС МО Г.В. Дедюкиным. Разработка линии была проведена в Московском НИРТИ под руководством главного конструктора В.В. Серова. Максимальная дальность связи с использованием станций Р-417 достигает 1900 км при интервале до 190 км (рис. 4.), обеспечивает передачу 60 телефонных каналов или передачу данных со скоростью до 2,048 Мбит/с. Станция оснащена четырьмя антеннами диаметром 2,65 м или четырьмя антеннами 3×5 м.

Рис. 4. Мобильная тропосферная станция Р-417

ТРРЛ Р-417 по своим техническим характеристикам является самой совершенной в мире и до настоящего времени не имеет аналогов. По имеющимся данным, за рубежом наибольшая достигнутая кратность разноса в ТРРЛ не превышает восьми.

В период с 1985 по 2001 гг., на вооружение были приняты тропосферные станции Р-423-1 (“Бриг-1”), Р-423-2 (“Бриг-2”), Р-423-2А (“Бриг-2А”) и ряд других станций этого семейства (рис. 5). Эти станции существенно превосходили своих предшественниц по пропускной способности (в полтора раза), по помехозащищённости (в 15 раз), по дальности интервала (в полтора раза), по количеству направлений связи от одной станции.

Рис. 5. Тропосферная станция Р-423—1

Важная роль в военной связи отводится опорным сетям. Они должны обеспечивать возможность быстрого наращивания связи в любом направлении на значительные расстояния. Решение этой проблемы потребовало поиска новых, нетрадиционных подходов. По совокупности предъявленных требований лучше всего поставленной цели соответствовали тропосферные радиорелейные линии (ТРРЛ), для которых характерны большие интервалы между станциями. Первая наиболее крупная опорная сеть на основе ТРРЛ (“Барс”) была создана в 1980-е годы в интересах государств – участников Варшавского договора (ГУВД). Анализ технических характеристик существующих и разрабатываемых отечественных тропосферных станций позволил выбрать для основных узлов опорной сети аппаратуру типа Р-417 (“Багет”), наиболее отвечающую предъявляемым требованиям. На базе подвижного варианта аппаратуры Р-417 был разработан стационарный вариант, который использовался в проекте. На отдельных участках большой протяжённости (L>500 км) была применена сверхдальняя ТРРЛ типа Р-420.

В основу создания системы “Барс”, как элемента базовой автоматизированной системы обмена информацией, построенной на единой информационно-технической основе с первичной сетью, был положен зоновый принцип организации связи. В каждой зоне на базе опорных узлов связи созданы линии тропосферной связи с пространственно-частотным разносом.

Система обеспечивала работу с интервалами до 160 км при 60—120 эквивалентных телефонных каналах, а также передачу данных с высокой достоверностью.

Система допускала возможность привязки к ней полевых узлов связи и её наращивания за счёт любых серийных тропосферных, радиорелейных или кабельных линий на расстояние до 1000 км при условии, что суммарная протяжённость тропосферных интервалов не будет превышать 1500 км при расчётной надёжности не менее 90%, а протяжённость радиорелейных или кабельных линий при той же надёжности не будет превышать 2500 км.

С целью обеспечения необходимых требований были проведены доработки аппаратуры тропосферной связи, аппаратуры уплотнения (по характеристикам ТЧ канала), аппаратуры вторичного уплотнения (по уровню загрузки) и аппаратуры конфиденциальной связи. В результате по своим электрическим параметрам система “Барс” была приведена в соответствие требованиям МСЭ, что обеспечивало её сопряжение с телефонной сетью общего пользования по стандартным стыкам.

Отличительными особенностями системы являлись повышенная помехозащищённость и надёжность работы, которые обеспечивались как за счёт высокой собственной аппаратурной надёжности, так и наличия в сети двух и более обходных путей. Фактическая надёжность связи между двумя любыми объектами была не менее 99,99%.

Таблица: Основные характеристики военных тропосферных средств












Тип Диапазон частот, МГц Протяж. линии, км Дальность связи на интервале, км Число

каналов/

скорость

передачи, кбит/с
Кратность разнесения Транспортные единицы Мощность передатчика, Вт Время развертывания, мин Год принятия на вооружение
Р-133 4200-4440     2ТФ 4 2 «Урал-375А» 1000 до 600 1962
Р-408 475-625   до 180 12 ТФ 4 4 «ЗИЛ-157» + 2 прицепа 1000 300 1964
Р-408М 475-625   до 180 24 ТФ 4 4 «ЗИЛ-157» + 2 прицепа 1000 90 1967
Р-410 475… 625 1500 100-120 12 ТФ 4

4 «ЗИЛ-157» и прицепы

700 90 1969
Р-410М 476… 525,

576… 625
1500 100-160 12-24 ТФ 4 3 «ЗИЛ-131»; 1 «УРАЛ-375» +4 прицепа 700 30 1974
Р-412 4200-4440 500 150

3-6 ТФ; до 48 кбит/с

4

2 «Урал-375Д» и «ЗИЛ-131»

2000 90 1986
Р-417 4435-4555;

4630-4750
до 2000 до 390 60 ТЧ; до 2048 кбит/с 1

6
5 «КАМАЗ-4310», 4 прицепа 2ПН-4М. 4000 600 1986
Р-420 Р-420М 476… 525;

576… 625
до 2500 до 420 24 ТФ или 480 кбит/с 4 7 «Урал-375», 1 «ЗИЛ-131»+ 6 прицепов 4500 30 1986
Р-423

4435-4555;

4630-4075

до 2000 до 230 до 2044 кбит/с 4 3 «КАМАЗ-4310» 1500   1987
Р-444 Р-444М 476… 525;

576… 625
  до 240 2×480 кбит/с 4 3 «УРАЛ-4310» и 2 прицепа 2ПН-ЧМ (или «КАМАЗ») 750    

Системы централизованного и распределенного управления сетью связи, телеконтроля и телесигнализации охватывали опорную сеть в целом. Управление элементами сети осуществлялось по системе служебной связи, исключающей возможность несанкционированного доступа. Каналы системы управления дублировались аварийной коротковолновой радиосвязью.

Работы по созданию системы “Барс” велись в тесном контакте с НС ВС. Ответственность со стороны военных была возложена на заместителя начальника войск связи В.И. Соколова.

В декабре 1987 г. система “Барс” была успешно сдана в эксплуатацию, по своим основным параметрам она превосходила лучшую зарубежную систему аналогичного назначения, построенную в Европе (“Айс-Хай”).

Я начинал эту работу как главный конструктор, а в 1987 г. – как заместитель министра промышленности средств связи вместе с нашими военными участвовал в её приёмке.

В таблице даются характеристики военной тропосферной аппаратуры, широко используемой в войсках. Как и в случае радиорелейной аппаратуры, каждый типономинал имеет ряд модификаций, связанных особенностями войскового применения, используемыми транспортными средствами или стационарным вариантом поставки, привлечённой компонентной базой и т. д. Однако приведённые в таблицах данные являются основными для большинства типономиналов.

Уже после развала Советского Союза, когда потребность в военных средствах связи резко упала, промышленные предприятия через наши внешнеторговые организации искали пути выхода на международный рынок. Поступил заказ из Бахрейна на приобретение одной станции Р-417Р. Поставщик (а ныне это украинское производственное объединение “Олимп” в г. Светловодске) охотно пошёл на сделку, тем более, что после строительства системы “Барс” в Восточной Европе перестали существовать ограничения, связанные с секретностью построения этой станции. Естественно, ожидалась покупка и второй станции для создания интервала связи. Однако этого не произошло, что свидетельствует о том, что станция нужна была не Бахрейну, а какой-то другой стране для анализа и изучения нашего “ноу-хау”, которое повторить за рубежом не удалось ещё никому до настоящего времени.

В последние годы с меньшей интенсивностью, но продолжаются работы по созданию более совершенных тропосферных станций для замены когда-то знаменитых Р-410М, Р-420-М, Р412М.

Важное направление работ – создание неких гибридов, способных работать либо в радиорелейном, либо в тропосферном режиме в зависимости от поставленных боевых задач. Одно из предложений состоит в использовании для тропосферных систем кодированной ортогональной модуляции с частотным уплотнением.

Примечание

[1.] Часть 1 опубликована в № 1 «ЭИС», 2008 г. (http://www.computer-museum.ru/connect/radio_rele.htm)

Литература

  1. Мырова Л. О. Страницы 50-летней истории МНИРТИ// Электросвязь. –2006. –№ 8.
  2. Кукк К. И. Двадцать семь лет служения МНИРТИ// Электросвязь. –2006. –№ 8.
  3. Гусятинский И.А., Немировский А.С., Соколов А.В., Троицкий В.Н. Дальняя тропосферная радиосвязь. –М.: Связь, 1968.
  4. Яковлев Л.И. и др. Тропосферная связь. –М.: Воениздат. –1984
  5. Базовые средства, комплексы и системы военной связи. Энциклопедический справочник, том 1. -16 ЦНИИИ МО РФ, Мытищи. –2005.

Статья опубликована в журнале «Электросвязь: история и современность» № 2, 2008 г.

Перепечатывается с разрешения редакции.

Статья помещена в музей 25.11.2009

www.computer-museum.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о