Р-77 (РВВ-АЕ)
Перспективная управляемая ракета средней дальности РВВ-АЕ с активной радиолокационной головкой самонаведения разработана в ГосМКБ «Вымпел». На выставке МАКС-95 был представлен ее макет. Ракета средней
дальности РВВ-АЕ является аналогом американской управляемой ракеты AIM-120 (AMRAAM) и предназначается для замены существующей ракеты Р-23. Разработка
этой ракеты велась приблизительно с 1985 г. (1982-89 гг.)
Ракета РВВ-АЕ (Р-77) создана для борьбы с различными целями: самолетами, вертолетами (в том числе в режиме висения), ракетами классов «земля-воздух» и
«воздух-воздух». Применение ракеты возможно круглосуточно, в любых метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех противника, на фоне земной и водной поверхностей по
принципу «пустил-забыл», в том числе с многоканальным обстрелом. Способна атаковать цели с бортовым углом 90° относительно носителя.
Ракета имеет нормальную аэродинамическую схему. Цилиндрический корпус и крылья являются основными
элементами, создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий
профиль, что очень важно для минимизации волнового сопротивления ракеты и для размещения ее во внутренних отсеках вооружения самолетов-носителей.
За счет такой структуры рулей реализуется бессрывное обтекание, а значит сохраняется эффективность, до углов атаки порядка 40°. Имеется широкая возможность изменения характеристик хвостового оперения при помощи варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики.
Конструкция решетчатых рулей позволяет их складывать и при необходимости автоматически раскрывать после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), что облегчает внутрифюзеляжное размещение ракеты и решение задачи по снижению общей эффективной отражающей поверхности самолета.
Ракета РВВ-АЕ, как и AMRAAM, оснащена твердотопливным двигателем, реализующим энергичный начальный отлет от носителя при одновременном обеспечении максимальной дальности полета. При этом достигается скорость полета, соответствующая числу 4М.
Для ракеты РВВ-АЕ московским НИИ «Агат» совместно с ГНПП «Исток» была разработана комбинированная (инерциальная с радиокоррекцией на маршевом участке и активная радиолокационная — на конечном) система наведения. Многофункциональная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1348Э диаметром 200 мм обеспечивает возможность захвата воздушной цели класса «легкий истребитель» (с ЭПР 5 м
Схема применения. Самолет-носитель производит поиск, захват и сопровождение целей своей бортовой радиолокационной станцией. (Число атакуемых целей является характеристикой самолетной станции, а ракета сконструирована таким образом, что любая из подвешенных под носителем может быть пущена по своей цели). Примерно за 10 секунд до входа в зону разрешенного пуска или по команде «Пуск» ракета начинает работу в предпусковом режиме и получает от носителя информацию о цели. По команде «Пуск» включается автономное питание, запоминается информация о параметрах носителя и цели, разарретируются рули. Им дается предварительное отклонение для безопасного отделения ракеты от носителя. Если она располагается на рельсовой пусковой установке, то сразу после этого происходит включение двигателя, а если на катапультной, то сначала срабатывают толкатели, отделяющие ракету от самолета, а затем с некоторой, зависящей от тактической ситуации, задержкой включается двигатель. После удаления ракеты от самолета на безопасное для него расстояние (150 — 300 м), взводится механизм взрывателя. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, который определяет дистанцию захвата цели головкой. При этом, в случае стрельбы на минимальной дальности, командно-инерциальное наведение не используется, а сразу по сходу включается активная головка самонаведения. После перехода на самонаведение линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае ее потери на траектории организуется повторный поиск с использованием этой модели. Во всех режимах применения используется метод модифицированного пропорционального наведения. В условиях организованных помех, при которых бортовая радиолокационная станция носителя не может обеспечивать ракету сведениями о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.
Ракета оснащена лазерным взрывателем. Его работа заключается в облучении цели и определении по отраженному сигналу момента подрыва боевой части (на оптимальном расстоянии от цели). Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) в целях самоликвидации.
Боевая часть ракеты РВВ-АЕ стержневая с микрокумулятивными элементами. Вес ее 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
Пуск ракеты осуществляется с катапультного устройства АКУ-170.
Сейчас в ГосМКБ «Вымпел» ведутся работы по модернизации ракеты РВВ-АЕ в направлениях повышения эффективности, дальности поражения, технологичности и унификации ее применения в в зенитных ракетных комплексах (вариант РВВ-ЗРК). Планируется создание варианта с комбинированным ракетно-прямоточным двигателем (вариант РВВ-ПД) увеличенных габаритов для увеличения дальности пуска на малых высотах и для поражения целей типа самолетов ДРЛО на дальностях до 150 км и более. В дальнейшем предусматривается комплектация ракеты ИК ГСН с захватом цели на траектории полета.
Впервые макет ракеты Р-77 был показан в 1992 году (?) на Мосаэрошоу-92. Позже ракета демонстрировалась на многих выставках на стендах ГосМКБ «Вымпел» и на статической экспозиции около самолетов-носителей.
Описание | |
---|---|
Разработчик | ГосМКБ «Вымпел» |
Обозначение | Р-77 (РВВ-АЕ) |
Принята на вооружение | 1994 |
Тип ГСН | командно-инерциальная + радиолокационная активная |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина, м | 3,6 |
Диаметр, м | 0,2 |
Размах крыла, м | 0,4 |
Размах оперения, м | 0,7 |
Стартовая масса, кг | 175 |
Масса БГ, кг | 22 |
Тип БЧ | стержневая с микрокумулятивными элементами |
Силовая установка | |
Двигатель | РДТТ |
Летные данные | |
Скорость, м/с (М=) | (4) |
Диапазон высот поражения, м | 20-30000 |
Максимальная скорость цели, км/ч | 3600 |
Перегрузка цели | до 12 |
Дальность пуска, км | 0,3-100 |
Источники информации:
- «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
- «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Авиационная ракета РВВ-АЕ (Р-77) / Aviation.ru /
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- AA-12 ADDER-77 / FAS /
- Russian Air-to-Air Missile AA-12 (Adder) / Watson’s military page /
testpilot.ru
Ракета Р-77: технические характеристики, фото
Управляемая ракета типа Р-77 относится к зарядам средней дальности модификации «воздух-воздух». Тактически-ракетное вооружение под кодовым наименованием «Изделие 170-1» разработали и создали специалисты конструкторского бюро «Вымпел» имени Торопова И. И. Заряд ориентирован на поражение воздушных мишеней различных конфигураций, независимо от времени суток и ракурсов поверхности. В качестве носителей указанных боеприпасов выступили современные и перспективные истребители отечественного производства.
История создания
Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.
Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.
Устройство
Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:
- Общая длина – 3710 мм.
- Корпус в диаметре – 200 мм.
- Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
- Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
- На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
- Начальная масса изделия – около 190 кг.
В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.
Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.
Самонаведение
Самонаводящаяся головка ракеты Р-77 отличается от предшественников улучшенными тактико-техническими параметрами, а также увеличенной чувствительностью передатчиков и приемников, отвечающих за корректировку прицельности и ликвидацию возможных помех. Такая система дает возможность самостоятельно обнаруживать цели по принципу «выстрелил и забыл». При этом не требуется подсвечивание или другое обозначения мишени до момента ее поражения. Исследовательский институт «Агат» в 2014 году представил две модернизированные версии рассматриваемых ракет. Головка типа 9Б-1103М-200ПА оснащена добавочным полуактивным каналом. Аналог под индексом 9Б-1103М-200ПС оборудован пассивным механизмом, который дублирует основную систему. Модернизированные экземпляры позволяют расширить возможности достижения и поражения цели за счет усовершенствованных способов поиска.
Характеристики ракеты Р-77
Ниже приведены основные параметры рассматриваемого снаряда:
- Длина – 3,6 м.
- Диаметр – 20 см.
- Размах оперения/крыла – 750/454 мм.
- Стартовый вес ракеты – 175 кг.
- Масса боевой начинки – 22 кг.
- Дальность запуска по максимуму/минимуму – 80/0,3 км.
- Степень вероятности поражения заданной мишени – 0,7 единицы.
- Тип боевой нагрузки – стержневые микрокуммулятивные элементы.
Управление
В период полета ракеты высокой дальности «воздух-воздух» управление осуществляется посредством нескольких пар рулей решетчатого типа, смонтированных в хвостовом отсеке. К особенностям рассматриваемого оружия относят изменение конструкции указанных элементов. Они получили новое крепление, иные механизмы привода и стойки. Благодаря усовершенствованиям размах рулевых приспособлений удалось снизить на 70 миллиметров, наряду с повышением аэродинамических показателей. Средняя часть ракеты РВВ-СД оснащена боевой кумулятивной частью, вес которой составляет 22,5 килограмма.
Эксплуатация
Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.
В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.
Поражение целей
Произведенная в России ракета «воздух-воздух» большой дальности типа Р-77 РВВ-СД в состоянии поразить цель на высоте до 25 километров. Большую часть пути боеголовка пролетает за счет инерционной системы навигации. На завершающей стадии выполняется активация радиолокационной самонаводящейся головки. Дальность захвата мишени и длительность финальной части полета под управлением ГСН зависит от нескольких показателей. Основным из них является заметность цели. К примеру, воздушное судно противника с ЭПР на уровне трех квадратных метров засекается с дистанции порядка 20 км. Окончательное наведение на цель производится через ГСН (головки самонаведения).
По официальным сведениям, Р-77 способна ликвидировать цели, перемещающиеся со скоростью до полутора тысяч метров в секунду. Предельная перегрузка мишени, степень которой позволяет ракете продолжать атаку с наведением, составляет 12 единиц. У модернизированных версий этот параметр достигает 40 ед. с возможностью разворота до 150 градусов в секунду.
Носители
Эксплуатация новой управляемой ракеты в комплекте вооружения истребителей осуществляется при помощи авиационного катапультного приспособления типа АКУ-170Е. В устройстве используется поршневая механика с гидравлическим приводом. Основным источником энергии служит пиропатрон модификации ЭПК-28Т-2. Рассматриваемая катапульта отличается несколькими особенностями, среди которых возможность удержания боеголовки в заданном положении до момента отделения от носителя. Такая конфигурация дает возможность избежать разворотов ракеты по курсу и крену. Также допускается транспортировка оружия на протяжении 30 дней без снятия и дополнительных проверок.
В качестве носителей для ракеты Р-77 могут использоваться отечественные военные летательные аппараты различных типов. Основным из таких самолетов является многофункциональный истребитель Су-35С. Предположительно именно из-за задержки по созданию полноценного авиационного комплекса затянулись испытания рассматриваемого оружия.
fb.ru
Р-77 (РВВ-СД)
Ракета «воздух-воздух» средней дальности действия
Р-77 (РВВ-СД) / К-77 разработана ГосМКБ «Вымпел». Разработка ракеты средней дальности с активной радиолокационной головкой самонаведения и массой до 160-165 кг начата по решению ВПК при Совете министров СССР от 19 марта 1980 г. ОКР по созданию ракеты велась ГосМКБ «Вымпел» совместно с НПО «Молния», ГосНИИАС и ЦАГИ. Главный конструктор ракеты — В.Г.Богацкий (ГосМКБ «Вымпел»).
Испытания ракеты баллистическими пусками прототипа начаты в 1983 г. Начиная с мая 1984 г. ракета К-77 проходила летные испытания с носителя МиГ-29. До конца 1984 г. выполнено 18 пусков ракет без системы наведения. В декабре 1984 г. к программе испытаний присоединились еще несколько МиГ-29. В 1984 г. начато серийное производство ракеты К-77 на киевском заводе им.Артема (Украина, производство ракет велось до распада СССР). Государственные испытания с пусками по мишеням Ла-17 и беспилотным самолетам-мишеням Ту-16 и МиГ-21 проводились пусками с самолетов МиГ-29 в период с 1988 г. по 1991 г. В 1992-1993 г.г. ракета проходит войсковые испытания. Ракета К-77 официально принята на вооружение ВВС России 23 февраля 1994 г. Серийное производство ракет К-77 для нужд ВВС в России не велось, серийное производство ракет К-77 для поставок на экспорт велось опытным производством ГосМКБ «Вымпел».
Ракета К-77-1 / РВВ-СД является вариантом ракеты К-77 с использованием компонентов только российского производства. По состоянию на 2011 г. ракета К-77-1 принята на вооружение или завершает программу государственных испытаний.
.
Ракета РВВ-СД на авиасалоне МАКС-2011
(фото Саид Аминов, http://saidpvo.livejournal.com/)
Западное наименование ракеты Р-77 / К-77 / РВВ-СД — AA-12 ADDER.
Самолеты-носители ракет Р-77 в ВВС России
С 2011 г. ракета Р-77 принята на вооружение ВВС России и по информации СМИ находится в серийном производстве. Ракета применяется с авиационных катапультных установок АКУ-170 / АКУ-170Е, а так же с пусковых установок АПУ-140 или АКУ-140. На перспективных истребителях ракета применяется из внутренних отсеков. Носителями ракет Р-77 являются следующие самолеты:
- МиГ-29 / МиГ-35
- МиГ-31М
- МиГ 1.42
- Су-27К / Су-35
- Су-34
- Су-39
- Су-57 / ПАК ФА
- Як-141
Конструкция ракеты
Ракета Р-77 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с удлиненным корпусом и трапецевидными крыльями с большой хордой и малым удлинением, стабилизаторы решетчатые раскрывающиеся. Особенность конструкции обусловлена необходимостью размещения ракеты во внутренних отсеках самолетов-носителей. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40°, обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления..
Ракета оснащена двухрежимным стартово-маршевым твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ).
ТТХ ракеты РВВ-CД
Длина - 3710 мм Диаметр корпуса - 200 мм Размах крыла – 420 мм Размах стабилизаторов – 680 мм Масса – 190 кг Масса боевой части – 22,5 кг Дальность действия: - 300 м (минимальная) - до 110 км Скорость полета - 4 - 4.5 М Высота полета поражаемых целей - 20 - 25000 м Перегрузка маневрирующей цели - до 12 G
Ракета Р-77 под крылом штурмовика Су-39
(Техника и вооружение. №9 / 2005 г.)
Боевое оснащение
Ракета оснащена стержневой боевой частью с микрокумулятивными элементами. Радиус поражения - 7 м
Устройство ракеты Р-77: 1 — головка самонаведения (ГСН), 2 — лазерный взрыватель, 3 — автопилот, 4 — предохранительно-исполнительный механизм (ПИМ), 5 — боевая часть, 6 — двигатель, 7 — тепловой источник электрического тока, 8 — электрическая рулевая машинка
Система управления и наведение
Система управления ракетой инерциальная с радиокоррекцией на начальном этапе полета и всеракурсной активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) с коррекцией данных по математической модели цели от ЭВМ самолета-носителя и автоматическим поиском цели в случае срыва самонаведения по математической модели. Так же в ракете реализована возможность пассивного наведения на источник пассивных помех. Все режимы работают по методу модифицированного пропорционального наведения. Угол целеуказания с носителя - до 90 градусов по курсу. Включение ГСН происходит по команде бортовой ЭВМ ракеты.
Модификации:
К-77 / Р-77 / РВВ-АЕ — первый вариант ракеты принятый на вооружение в 1994 г.
Р-77М — модернизированный вариант ракеты
К-77-1 / Р-77 / РВВ-СД — более современная модификация ракеты К-77, используются компоненты только российского производства.
РВВ-АЕ-ПД — вариант ракеты с ПВРД и увеличенной дальностью.
dfnc.ru
Р-77 Википедия
Р-77 (РВВ-АЕ в экспортном варианте, по классификации МО США и НАТО — AA-12 Adder (рус. Гадюка)) — российская управляемая ракета средней дальности (110 км) класса «воздух-воздух» с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения[5]. Разработана в ГосМКБ «Вымпел». Принята на вооружение в 1994 году.
Р-77 предназначена для борьбы с воздушными целями: самолетами, вертолетами, ракетами классов «земля — воздух» и «воздух — воздух» в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех. Вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7[6].
История создания
Начиная с мая 1984 г. ракета проходила лётные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29. В 1984 г. новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г. ракету официально приняли на вооружение.
Конструкция
Аэродинамическая схема
схема ракеты Р-77Аэродинамическая схема — нормальная. Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъёмную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий профиль, что минимизирует волновое сопротивление ракеты и упрощает её размещение во внутренних отсеках вооружения самолётов-носителей. Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъёмную силу ракеты. Использование решётчатых рулей с очень малым (в пределах 1,5 кгм) шарнирным моментом позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности. Благодаря такой структуре рулей реализуется бессрывное обтекание и, следовательно, сохраняется эффективность до углов атаки порядка 40°. Имеется возможность изменения характеристик хвостового оперения путём варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики. Решётчатые рули могут складываться и при необходимости автоматически раскрываться после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), а также решается задача снижения общей эффективной отражающей поверхности самолета.
Двигатель
Ракета Р-77 оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлёт от носителя на максимальную дальность полёта. При этом развивается скорость полёта, соответствующая числу 4 М.
Система управления
Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения (ГСН). После перехода на самонаведение линия коррекции полётных данных ракеты с самолёта-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае срыва автосопровождения цели организуется повторный поиск с использованием этой модели. Дальность захвата цели с ЭПР равной 5 м² составляет 16 км[7].
Во всех режимах работы используется метод модифицированного пропорционального наведения. При наличии организованных помех, когда бортовая радиолокационная станция носителя не может передавать на ракету информацию о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.
В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и ЭВМ. Для повышения помехозащищённости и обеспечения высокой точности наведения реализована пространственно-временная обработка сигнала, калмановская фильтрация, непрерывное решение кинематических уравнений с возможностью поддержания процесса наведения при временных срывах автосопровождения цели[8].
Взрыватель
Взрыватель — лазерный. Облучая цель и определяя по отраженному сигналу расстояние до неё, устройство подрывает боевую часть на оптимальной дистанции. Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) на случай необходимого самоуничтожения.
Боевая часть
Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными элементами. Масса БЧ — 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоскоростные цели в режиме противоракетной обороны самолёта-носителя.
Электрический рулевой привод
Уникальной для ракет «воздух-воздух» особенностью Р-77 является решетчатые аэродинамические рули, расположенные на хвосте, с малым сопротивлением и стабильным шарнирным моментом во всем диапазоне скоростей, высот и углов атаки при безсрывном обтекании, которые разработаны и изготавливаются на ДП Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч» [9][10]. Такие рули впервые прошли испытания на баллистической ракете «Точка». В сложенном положении они не выступают за поперечные габариты ракеты, которые определяются размахом крыла. Наряду с малым весом относительно небольшая длина руля обеспечивает возможность размещения большого количества ракет внутри фюзеляжного отсека перспективного истребителя. Кроме того, за счет малой хорды такого руля шарнирный момент мал и слабо зависит от скорости и высоты полета, а также от угла атаки. Нужный момент не превышает 1,5 кгм, что позволило применить для отклонения рулей малогабаритные и легкие электрические рулевые приводы. Рули сохраняют эффективность на углах атаки до 40 °, обладают большой жесткостью, что положительно сказывается на параметрах процесса управления. Как и любое другое техническое решение, использование решетчатых аэродинамических рулей управления имеет и недостатки — увеличенное аэродинамическое сопротивление и увеличенная эффективная поверхность рассеяния, что, впрочем, в какой-то степени компенсируется сложенным положением рулей, что способствует размещению ракет на носителе при внутрифюзеляжной и контейнерной подвеске.[11][12]
Сравнительная характеристика
- Советские и российские аналоги
Ракета | Дальность полёта, км | Высоты, м | Максимальная скорость ракеты, М | Максимальная скорость цели, км/ч | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Система наведения | Типы поражаемых целей |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Р-77/РВВ-АЕ/СД | 80/110 | 20-25000 | 4 | 3600 | 175/190 | 22 | ИНС с радиокоррекцией + АРГСН с возможностью пассивного наведения | самолёты (в т. ч. постановщики помех), вертолёты, КР, РВВ/РВП[8] |
Р-27П/ЭП | 72/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 248/346 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПРГСН | самолёты (в т. ч. постановщики помех) |
Р-27Р/ЭР | 75/110 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 253/350 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ПАРГСН | самолёты |
Р-27Т/ЭТ | 65/80 | 20-27000 | 4,5 | 3500 | 245/343 | 39 | ИНС с радиокоррекцией + ТГСН | самолёты, вертолёты |
Р-33 | 160 | 20-28000 | 4,5 | 3700 | 500 | 47 | ИНС + полуактивная радиолокационная ГСН | самолёты, КР |
- Зарубежные аналоги
Ракета | Изображение | Год | Дальность, км | Скорость, число М | Длина, м | Диаметр, м | Размах крыла, м | Размах рулей, м | Масса, кг | Масса БЧ, кг | Тип БЧ | Тип двигателя | Тип наведения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AIM-7F | 1975 | 70 | 4М | 3,66 | 0,203 | 1,02 | 0,81 | 231 | 39 | ОФ | РДТТ | ПАР ГСН | |
AIM-54C | 1986 | 184 | 5М | 4,01 | 0,38 | 0,925 | 0,925 | 462 | 60 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120A | 1991 | 50-70 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,533 | 0,635 | 157 | 23 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
AIM-120C-7 | 2006 | 120 | 4М | 3,66 | 0,178 | 0,445 | 0,447 | 161,5 | 20,5 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
MICA-IR | 1998 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+ТП ГСН | ||
MICA-EM | 1999 | 50 | 4М | 3,1 | 0,16 | 0,56 | 110 | 12 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
Р-77 | 1994 | 100 | 4М | 3,5 | 0,2 | 0,4 | 0,7 | 175 | 22 | стержневая | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | |
PL-12 | 2007 | 100 | 4М | 3,93 | 0,2 | 0,67 | 0,752 | 199 | ОФ | РДТТ | ИНС+РК+АРЛ ГСН | ||
MBDA Meteor | 2013 | >100 | 4М | 3,65 | 0,178 | 185 | ОФ | ПВРД | ИНС+РК+АРЛ ГСН |
Модификации
Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) ,
Р-77ПД (РВВ-ПД),
РВВ-ЗРК,
К-77М (изделие 180),
К-77МЭ (изделие 180-БД)
- Р-77 (К-77, изделие 170) — базовый вариант. Первоначально производилась на заводе «Артем» в Киеве, затем была снята с производства. Для ВВС РФ Р-77 не закупалась.
- РВВ-АЕ (изделие 190) — экспортный вариант Р-77. Активно поставлялась третьим странам.
- РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; создание завершено в 1999[13]
- РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты.
- Р-77-1/РВВ-СД — модификация, представленная в 2009 году, с увеличенной до 110 км дальностью пуска, испытания завершены в 2013 году. Р-77-1 поставляется на вооружение ВВС РФ.
- Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения[14].
- Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, с повышенной по сравнению с К-77М дальностью[14][15].
ТТХ
Параметр | Показатель | Доп.информ. |
---|---|---|
Диаметр: | 200 мм | Диаметр без крыльев. |
Длина | 3600 мм | — |
Размах крыла | 400 мм | — |
Размах решётчатого стабилизатора: | 700 мм | — |
Вес: | 175 кг | При стандартном разрывном заряде. |
Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: | 80 км | Полностью выгорает топливо, теряется управление. |
Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: | 300 метров | Более близкий пуск опасен для запускающего. |
Дальность поражения низколетящей цели | 20-25 км | — |
Скорость полёта поражаемой цели: | 3600 км/ч (1 км/с) | На более скоростных целях испытаний не велось. |
Скорость полёта: | 4250 км/ч (3,5 М) | — |
Масса боевой части:(разрывного заряда) | 22 кг | Без учёта поражающих элементов. |
Совместимость
Крепление к носителю
Р-77 применяется с катапультного устройства АКУ-170.
Носители
Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 году была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращён после выпуска опытных партий. Серийное производство Р-77 для российских ВВС не велось, а на экспорт ракеты РВВ-АЕ изготавливались опытным производством ГосМКБ «Вымпел». Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России[16]. Ракета закупалась небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации — возможность применять ракеты семейства Р-77), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ. В настоящее время Р-77-1 серийно производится ГосМКБ «Вымпел».[17]
На вооружении
Боевое применение
Индийские истребители Су-30, нёсшие ракеты Р-77, участвовали в воздушном бою с пакистанскими самолётами в феврале 2019 года. Как сообщила индийская телекомпания NDTV со ссылкой на источники в ВВС Индии, заявленная дальность пуска ракет Р-77 не подтвердилась, и они не могли быть использованы против целей на расстоянии более чем 80 км, в то время как пакистанцы атаковали индийские самолёты ракетами AIM-120 на дальности около 100 км.[21]
Примечания
- ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 190.
- ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 160.
- ↑ ГосМКБ «Вымпел» » История предприятия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 апреля 2011. Архивировано 18 мая 2010 года.
- ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 414.
- ↑ Продукция
- ↑ Экспортный каталог Рособоронэкспорт-2005 (недоступная ссылка)
- ↑ http://www.missiles.ru/_foto/Slanec_1348/DSCN3512.jpg
- ↑ 1 2 РВВ-АЕ
- ↑ http://www.luch.kiev.ua/index.php/ukr/osnovni-napryamki-diyalnosti/istoriya
- ↑ [http: //www.luch.kiev.ua/index.php/ukr/produktsiya/sistemi-keruvannya-ta-slidkuyuchi-elektrichni-rulovi-privodi]
- ↑ Управляемая ракета средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ) | Ракетная техника
- ↑ / r77. html
- ↑ Рвв-Ае-Пд
- ↑ 1 2 Как победить в ракетной гонке
- ↑ Управляемые ракеты средней дальности (рус.). Военный паритет. Дата обращения 5 июля 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.
- ↑ Новинки корпорации «Тактическое ракетное вооружение» на МАКС-2009 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 сентября 2010. Архивировано 11 декабря 2015 года.
- ↑ bmpd. Закупка ракет класса «воздух-воздух» средней дальности (неопр.). bmpd (27 августа 2015). Дата обращения 8 августа 2017.
- ↑ Половина российских ракет бракована — может ли такое быть? — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство
- ↑ Малайзия купила российских ракет на 35 миллионов долларов: Наука и техника: Lenta.ru
- ↑ DSA 2012. Малайзия заключила контракт на закупку 35 ракет РВВ-АЕ — ВПК.name
- ↑ Outgunned By Pak F-16s, IAF Plans To Re-Arm Its Sukhois With Israeli Missiles
Литература
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
- Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
- Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
Ссылки
Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты | |
---|---|
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) . |
wikiredia.ru
Р-77 — R-77 — qwerty.wiki
Р-77 / РВВ-АЕ АА-12 Сумматор | |
---|---|
Тип | Средней дальности, активный радар самонаведения ракета воздух-воздух |
История службы | |
В сервисе | 1994 (Р-77) |
история добычи | |
производитель | Вымпел |
Характеристики | |
масса | 175 кг (R-77), 190 кг (Р-77-1) |
длина | 3,6 м (Р-77), 3,71 м (Р-77-1) |
Диаметр | 200 мм |
боеголовка | 22,5 кг ОН фрагментированию (Р-77) |
Детонация | лазерный неконтактный взрыватель |
двигатель | Твердое топливо ракетный двигатель (Р-77), воздух-дыхание ПВРД (Р-77-ПД) |
размах крыла | 700 мм |
Оперативный | 80-100 км (Р-77), 110 км (Р-77-1)> 193km (К-77M) |
высотный полет | 5-25 км (16,000-82,000 футов) |
скорость | 4 Маха, Маха 5 К-77PD (РВВ-АЕ-ПД) |
Наведение | Инерциальной с обновлением середине курса и терминала активной радиолокационной ГСН / инфракрасной ГСН (Р-77T) |
Запуск | МиГ-21-93-/ LANCER / Зубр , МиГ-23 , МиГ-25 , МиГ-27- , МиГ-29 , МиГ-31 , МиГ-35 , Сухой Су-27 , Су-30 , Су-33 , Су-34 , Су-35 , HAL Tejas , Яковлев Як-141 , Чэнду J-10 Будущие Платформы: Су-57 |
Вымпел НПО Р-77 (ракета по классификации НАТО : АА-12 Сумматор ) является средней дальности России, активный радар наведения ракеты воздух-воздух . Он также известен под обозначением экспорта РВВ-АЕ . Он предназначен как российский аналог американской AIM-120 AMRAAM ракеты.
R-77 был отмечен особо затяжного развития. Работа началась в 1980 — х годах, но не была завершена до того , как Советский Союз пал. В течение многих лет, только модель Р-АЕ была произведена для экспорта клиентов. Производство было дополнительно нарушено , когда вмешательство России в Украине привело к украинским эмбарго на поставки оружия против России, разрывая цепочки поставок . ВВС России наконец вошел в R-77-1 (AA-12B) в эксплуатацию в 2015 году Впоследствии она была развернута Су-35S боевиков в Сирии на боевых воздушных патрулей .
развитие
Работа на R-77 началась в 1982 году представила первую в России ракеты многоцелевой для тактической и стратегической авиации для огня и забыть использовать против целого ряда самолетов от зависания вертолета высокой скорости, низкой высоты самолета. Геннадий Соколовский, генеральный конструктор ОКБ Вымпел , говорит о том , что ракеты Р-77 может быть использовано против ракет средней и большой дальности воздух-воздух , таких , как AIM-120 AMRAAM и AIM-54 Phoenix , а также Sams такого как Patriot . Боеприпас имеет лазерный запускаемый радиовзрыватель и расширяющийся стержень боеголовку , которые могут разрушить цели переменных размера. Он может быть использован против крылатых ракет и высокоточного оружия (МПГ). Первое упоминание в 1992 году на Московском авиасалоне (МАКС) 1992 года R-77 сразу же прозвали Amraamski западными журналистами. Основной Р-77 известна как izdeliye 170, в то время как экспортный вариант известен как izdeliye 190, или РВВ-АЕ. Р-77 и РВВ-АЕ имеют диапазон 80 км. Вымпел не было достаточного финансирования в течение 1990 — х и в первой части следующего десятилетия , чтобы поддержать дальнейшую эволюцию R-77, либо для ВВС России и на экспортном рынке. Базовая версия R-77 не полагают, вошел в военно — воздушных сил инвентаризации русский в значительных количествах.
R-77 может быть использован модернизированный Су-27, МиГ-29 и МиГ-31 Варианты обслуживания ВВС России. Некоторые варианты Су-27 в Китае Народно-освободительной армии ВВС , в том числе отечественного производства J-11 вариантов, можно также использовать ракету. Новый Су-30МКК имеет N001 (Су-27) радиолокационный с цифровым обводным каналом , включающим в себя режим , позволяющий ему использовать R-77s. Экспорт РВВ-АЕ было продано широко, с Китаем и Индией размещения значительных заказов на боеприпаса, как это имело место для R-73 . Базовый R-77 был разработан в 1980 — х годах, с развитием подтверждаемого около 1994 Индии был первым экспортным заказчиком варианта экспорта, известный как РВВ-АЕ, с конечной партии , произнесенной в 2002 году.
Есть другие варианты в стадии разработки. Один имеет модернизированный двигатель , чтобы расширить диапазон на больших высотах до целых 120-160 км; он известен как РВВ-АЕ-ПД ( Р ovyshenoy Д alnosti — улучшенный диапазон). Этот вариант был испытательным пуском и использует твердое топливо ПВРД двигатель. Его диапазон ставит его в классе Дальнего и эквивалентен в диапазоне от AIM-54 Phoenix . В другом варианте R-77, терминал инфракрасного самонаведения искатель предлагается. Это в соответствии с российской практикой атаковать цели при стрельбе пары ракет с различными системами наведения. Это усложняет конец игры оборонительные действия для целевого самолета, так как он должен успешно преодолевать две системы самонаведения. Если ракета средней дальности РЛС наведения обжигает на реактивных самолетах противника за пределами зоны атаки без побега, целевой самолет может быть в состоянии бежать через аварийный маневр. Но в этот момент, по сути, инфракрасное руководство имеет преимущество: после того , как реактивный самолет поворачивается , чтобы избежать, сопла двигателя подвергается воздействию, а также инфракрасные характеристики подвергаются. Этот метод атаки не всегда может быть доступен , как ИК — убежище , как правило , имеет меньший диапазон и меньшее сопротивление к плохой погоде , чем радарное убежище, которые могут ограничивать успешное использование смешанных атак убежища , если ракета ИК не первоначально направлена с помощью радара или некоторых других средств.
Другая программа улучшения была назначена R-77m, который сделал ракету длиннее и тяжелее, что делает использование двухступенчатый двигателя, а также улучшенным искатель. Еще один продукт, улучшение R-77, обозначенная как R-77M1 , а затем Р-77-ПД, был оснащены ПВРД движитель. Эта ракета была предназначена для МиГ 1.44 , что для программы MFI. Боеприпас имеет лазерный предохранитель и расширяющийся стержень боеголовки , которые могут разрушить цели переменного размера. Тем не менее, из — за нехватки финансирования и в конечном итоге отмены МиГ 1.44, разработка этой модели может быть остановлено в 1999; нет информации или объявления в отношении R-77M и Р-77-PD не появилось с тех пор.
Дальнейшее развитие
Тактическое ракетное оружие Corporation, известный также как ТРВ ( Takticheskoe Raketnoe Vooruzhenie — Ракетное Вооружение Тактическое ), представила ракеты РВВ-СД и РВВ-МД впервые на Московском авиасалоне (МАКС) в августе 2009 года РВВ-СД является улучшенный вариант R-77, в то время как РВВ-МД является вариант R-73. Р-СД включает в себя обновление , связанное с izdeliye 170-1, или R-77-1. РВВ-СД, наряду с РВВ-МД, кажется, быть частью заявки России для Индии средней конкуренции многофункциональность боевых самолетов . Оба обозначения были включены МиГ на презентации , охватывающей МиГ-35 Fulcrum вооружение во время Aero India Air Show в феврале. Первоначальное предложение Р-СД, вероятно , не более чем временная мера , чтобы попытаться сохранить свои позиции, и обеспечить надежное радиолокационное наведением оружия , чтобы предложить в рамках экспортных пакетов истребителей и обновление программ.
Согласно спецификациям, Р-77-1 и его экспортный вариант РВВ-СД составляет 15 кг (33 фунтов) тяжелее, чем основной R-77 / РВВ-АЕ, весом 190 кг (420 фунтов), а не 175 кг (386 фунтов ). Максимальная дальность увеличена до 110 км (68 миль) от 80 км (50 миль). Ракета также немного длиннее на 3,71 метра (12.2 футов), а не на 3,6 метра (11.8 футов) от базового варианта. Дополнительные улучшения включают в себя модернизацию РЛС ГСН и лодки хвост задней части ракеты, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Ракета производитель России Агат ранее подтвердил, что он работал на модернизацию самонаведения для R-77, это означает, что по крайней мере два проекта велись, один для экспорта и один для российских ВВС.
Вымпел, а, слился быть частью ТРУ, разрабатывает более обширную модернизацию ракеты , чем R-77-1. Места на izdeliye 180, или K-77M, эта ракета является обновление середины жизни для ракеты и предназначен для основной ракеты средней дальности для Су-57 . Это обновление имеет целью обеспечить дальнейшее улучшение в диапазоне, с конструкцией , включающей в себя конфигурацию двигателя двойного импульса. Izdeliye 180 будет использовать активный электронное сканирование массива искатель и обычные задние ребра вместо решетки ребер R-77 в. Эта ракета предназначена , чтобы соответствовать производительности последних AIM-120 вариантов. Хотя он использует подобное обозначение как ранее программу улучшения R-77M, не известно , если эти две ракет являются одинаковыми или связаны между собой .
описание конструкции
Аэродинамика являются новыми, сочетая рудиментарные крестообразные крылья с сетки ребер , используемых в качестве хвоста поверхностей управления (подобные устройства используются на ОТР-23 Ока и USAF использует их на Моава ). Каждая поверхность состоит из металлического каркаса , содержащего лопасти типа сборки сетки , которая сочетает в себе большую зону управления, и , таким образом подъемную силу , с уменьшенным весом и размером. Развитие этой концепции управления потребовалось три года теоретической работы и тестирования. Эти поверхности требуют менее мощных приводов по сравнению с обычными плавниками. Разделение потока , которое происходит при больших углах атаки повышает его способность поворота, давая ракету максимальной скорость поворота до 150 ° в секунду. Тем не менее, обновленные варианты R-77, такие как izdeliye 180 , которая предназначена для Су-57, будут использовать обычные ребра вместо этого.
Ракета использует многофункциональный с допплер — моноимпульсный активным радиолокационный искателю , разработанной ОАО Агат. РЛС имеет два режима работы, на короткие расстояния, ракета будет запущена в активном « огне и забыть режим». Более длинные расстояния ракета управляется инерциальным руководство пилота авто со случайными закодированными обновлениями канальных от радара ракеты — самолета на изменениях в пространственном положении или G мишени. По мере того как ракета приходит в пределах 20 км (12 миль) своей цели, ракета переходит в активный режим радара. Хост — система радиолокационного сохраняет вычисленный целевую информацию в случае , если цель пробитием блокировки на ракеты.
Эксплуатационная история
В начале февраля 2016 года, четыре Су-35С был развернуты в Сирию в составе российских воздушных экспедиционных сил в страну . Поручено с воздухом в воздушных обязанностей, Су-35С были хорошо документированы в то время как вооруженные с парой R-77 ракет, между IR ищет R-27T под внутренними пилонами и R-73 при внешних. </ исх>
Варианты
R-77 вариантов.Р-77 (РВВ-АЕ),
Р-77PD (РВВ-ПД),
РВВ-ЗРК,
К-77M (izdeliye 180),
К-77ME (izdeliyе 180-BD)
- R-77 ( izdeliye 170) — Стандартная модель.
- РВВ-АЕ ( izdeliye 190) — Экспорт модель R-77.
- R-77P / Р-PE — Пассивная модель самонаведения.
- R-77T / Р-TE — Инфракрасный самонаведения модель.
- R-77-1 ( izdeliye 170-1) — русский встроенный вариант с обтекаемым носом, 9Б-1248 ( Izdeliye-50-1 ) активным самонаведением головой радара, и новыми плавниками.
- Р-SD — Экспорт модель R-77-1.
- Р-77-СРК — Корабль-воздух вариант.
- Р-77-ЗРК / РВВ-АЕ-ЗРК — РВВ-ЗРК Поверхность-воздух вариант.
- Р-77-PD / РВВ-АЕ-ПД — ПВРД модель.
- Р-77-ПД ЗРК / РВВ-АЕ-ЗРК — RVV- (PD — ) ЗРК поверхности к воздуху вариант.
- К-77M ( izdeliye 180) — версия в стадии разработки для Су-57 с AESA искателю, обычными ребрами, и два импульса двигателя.
- К-77ME ( izdeliye 180-BD) — ПВРД модель K-77M.
операторы
Карта с R-77 операторов в синем цветеТекущие операторы
Смотрите также
Рекомендации
- Цитирование
- Список используемой литературы
- Гордон, Ефим (2004). Советские / Русские самолеты Оружие времен Второй мировой войны . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-188-1 .
ru.qwerty.wiki
Авиационная ракета средней дальности Р-77-1 (РВВ-СД изделие 170-1)
Материалы предоставлены: Галушко С. гр. А-532 БГТУ «ВОЕНМЕХ»
]]>]]>Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77-1 (изделие 170-1) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».
Возможна адаптация на носители иностранного производства.
Головной разработчик — Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова. Экспортное обозначение РВВ-СД.
«Изделие 170-1» представляет из себя результат глубокой модернизации ракеты предыдущего поколения Р-77(РВВ-АЕ) и разрабатывалось, в первую очередь, для размещения на истребителе Су-35С (см. ]]>фото]]>) и бомбардировщике Су-34 (см. ]]>фото]]>). Ракета входит в состав вооружения истребителя пятого поколения Т-50 и может размещаться на его узлах внешней подвески (см. ]]>фото1]]>, ]]>фото2]]>). Модернизированный МиГ-31БМ самолёт может нести до четырёх новых ракет Р-77-1.
Задание на разработку «Изделия 170-1» было выдано Министерством обороны в 2003 году. В декабре 2005 года были изготовлены первые четыре образца для предварительных испытательных пусков. После изготовления ещё 6 изделий в 2006 году был открыт этап государственных совместных испытаний. Но фактически испытания не проводились, т.к. еще не был создан авиационный комплекс Су-35С, способный применять это изделие. В конце 2010 года комплекс был готов к испытаниям. Заключительные пуски, проведенные в том же году, завершились прямыми попаданиями в цель, подтвердив все заданные показатели для этого класса изделий. Серийное производство Р-77-1 развернуто на производственной базе МКБ «Вымпел».
Следующим этапом развития линейки ракет средней дальности МКБ «Вымпел» стало «Изделие 180», предназначенное для вооружения истребителя пятого поколения — Т-50. Изделие 180 оснащается новыми комбинированными активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки МНИИ «Агат», усовершенствованным ракетным двигателем. Поставка двигателя 542У для ЛКИ изделия 180 была произведена в 2006 г. Для размещения внутри фюзеляжа T-50 решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули.
Отдельным направлением развития ракет средней дальности, выполняемым МКБ «Вымпел» , стала разработка изделия 180-ПД (повышенной дальности), оснащенного прямоточным реактивным двигателем 371.
Состав
]]>]]>РВВ-СД — ракета нового поколения, оснащена усовершенствованными многоканальными системами самонаведения. Применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило получить более высокие показатели тактико-технических характеристик по сравнению с предыдущими образцами. Это касается увеличения дальности действия, повышения точности и вероятности поражения целей, улучшения помехозащищенности, а также обеспечения применения ракет в любых климатических и погодных условиях в любое время года и суток.
Система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. На ракете РВВ-СД установлена современная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, созданная Московским научно-исследовательским институтом ‘Агат’. У АРГСН 9Б-1103М значительно повышена мощность передатчика и чувствительность приемника, обновлено программное обеспечение, улучшена помехозащищенность к искусственным и естественным помехам. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска в переднюю полусферу (ППС) до 110 км и поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g.
АРГСН 9Б-1103М (см.описание) была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне «Фарнборо-1998» и в дальнейшем неоднократно модернизировалась.
На Международном форуме «Технологии в машиностроении 2014» МНИИ «Агат» представил новые головки самонаведения семейства 9Б-1103М, предназначенные в т.ч. для оснащения изделий 170-1 и 180 :
- АРГСН 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом (см. описание)
- АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом (см. описание).
По утверждению разработчиков, совмещение в одном устройстве сразу двух систем самонаведения с различными боевыми возможностями обеспечивает повышение эффективности средств поражения, оснащенных этой ГСН.
Двигательная установка ракеты – однорежимный РДТТ. Взрыватель – лазерный неконтактный. Боевая часть – стержневая, мультикумулятивная.
По сравнению с РВВ-АЕ у РВВ-СД улучшены аэродинамические характеристики за счет применения удлиненного носового радиопрозрачного обтекателя, обтекаемой хвостовой части и утопленных узлов крепления решетчатых рулей.
Подвеска авиационной ракеты РВВ-СД на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-170Е. АКУ-170Е — поршневого типа, тип привода — пирогидравлический. В качестве энергоисточника используется пиропатрон ЭПК-28Т-2.
АКУ-170Е обеспечивает:
- многоразовую подвеску и снятие ракеты без дополнительных регулировок;
- принудительное катапультирование с удержанием ее от поворота по курсу и крену до момента отделения;
- применение ракеты в течение 30 суток без снятия ее и проведения дополнительных проверок и регулировки АКУ.
Тактико-технические характеристики
Дальность пуска, км: — минимальная в ЗПС — максимальная в ППС | 0.3 110 |
Высота полета поражаемых целей, км: — минимальная — максимальная | 0.02 25 |
Максимальная перегрузка поражаемых целей | 12 |
Габариты, мм: — длина — диаметр корпуса — размах крыльев — размах рулей | 3710 200 420 680 |
Стартовая масса ракеты, кг | 190 |
Масса боевой части, кг | 22.5 |
Располагаемая перегрузка | 40 |
Габариты, мм: — длина — ширина — высота | 2400 120 215 |
Параметры отделения: — скорость, м/с — угол тангажа, ° — угловая скорость тангажа, °/с — ход принудительного сопровождения, мм | до 7 от –2,0 до 0 от –10 до –70 ~100 |
Напряжение питания, В | 27 +2,4 -3,0 |
Масса, кг | 60±2 |
rbase.new-factoria.ru
АЕ — это… Что такое РВВ-АЕ?
РВВ-АЕ (Р-77, по классификации МО США и НАТО — AA-12 Adder (рус. Гадюка)) — российская управляемая ракета средней дальности класса «воздух-воздух» с моноимпульсной допплеровской активной радиолокационной головкой самонаведения[3]. Разработана в ГосМКБ «Вымпел». Принята на вооружение в 1994 году.
РВВ-АЕ предназначена для борьбы с воздушными целями: самолетами, вертолетами, ракетами классов «земля — воздух» и «воздух — воздух» в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях, при наличии фоновых и активных радиолокационных помех. Вероятность поражения цели составляет 0,6-0,7.[2]
История создания
Начиная с мая 1984 г. ракета проходила летные испытания в составе вооружения самолета МиГ-29. В 1984 г. новую ракету запустили в серийное производство. Государственные испытания завершились в 1991 г., а 23 февраля 1994 г. ракету официально приняли на вооружение.
Конструкция
Аэродинамическая схема
схема ракеты РВВ-АЕАэродинамическая схема — нормальная. Цилиндрический корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъемную силу. Крылья малого удлинения имеют простую форму в плане и тонкий профиль, что минимизирует волновое сопротивление ракеты и упрощает её размещение во внутренних отсеках вооружения самолетов-носителей. Носовая часть ракеты имеет параболическую форму, что увеличивает общую подъемную силу ракеты. Использование решетчатых рулей с очень малым (в пределах 1,5 кгм) шарнирным моментом позволило применить малогабаритный электропривод малой мощности. Благодаря такой структуре рулей реализуется бессрывное обтекание и, следовательно, сохраняется эффективность до углов атаки порядка 40°. Имеется возможность изменения характеристик хвостового оперения путём варьирования количества ячеек руля, которые практически аэродинамически независимы друг от друга и от корпуса ракеты. У них более благоприятные по сравнению с традиционными рулями прочностные и аэроупругие характеристики. Решетчатые рули могут складываться и при необходимости автоматически раскрываться после пуска. Этим обеспечиваются минимальные транспортировочные габариты (квадрат со стороной 300 мм), а также решается задача снижения общей эффективной отражающей поверхности самолета.
Двигатель
Ракета РВВ-АЕ оснащена твердотопливным двигателем, обеспечивающим энергичный начальный отлет от носителя на максимальную дальность полета. При этом развивается скорость полета, соответствующая числу 4М.
Система управления
Наведение ракеты комбинированное: командно-инерциальное на начальном и активное на конечном участке траектории. Переход к активному наведению производится по сигналу с бортового компьютера, определяющего дальность захвата цели головкой самонаведения (ГСН). После перехода на самонаведение линия коррекции полетных данных ракеты с самолета-носителя продолжает формировать математическую модель цели. В случае срыва автосопровождения цели организуется повторный поиск с использованием этой модели. Дальность захвата цели с ЭПР равной 5 м², составляет 16 км.[4]
Во всех режимах работы используется метод модифицированного пропорционального наведения. При наличии организованных помех, когда бортовая радиолокационная станция носителя не может передавать на ракету информацию о дальности и скорости сближения с целью, наведение происходит по специальным траекториям. В головке самонаведения ракеты реализована также возможность пассивного наведения на источник помех, совмещенный с целью.
В состав ГСН входит моноимпульсный пеленгатор и ЭВМ. Для повышения помехозащищенности и обеспечения высокой точности наведения реализована пространственно-временная обработка сигнала, калмановская фильтрация, непрерывное решение кинематических уравнений с возможностью поддержания процесса наведения при временных срывах автосопровождения цели.[5]
Взрыватель
Взрыватель — лазерный. Облучая цель и определяя по отраженному сигналу расстояние до нее, устройство подрывает боевую часть на оптимальной дистанции. Параметры взрывателя адаптируются к размеру поражаемой цели. Предусмотрен также контактный взрыватель (для случаев прямого попадания или падения на землю или в воду) на случай необходимого самоуничтожения.
Боевая часть
Боевая часть — стержневая с микрокумулятивными элементами. Масса БЧ — 22 кг. Стержни соединены между собой так, что при подрыве образуют сплошное расширяющееся кольцо, которое буквально разрезает цель. Микрокумулятивные составляющие боевой части поражают высокоточные цели в режиме противоракетной обороны самолета-носителя.
Сравнение
Ракета | Дальность полета, км | Максимальная скорость полета, М | Высоты, м | Максимальная скорость цели, км/ч | Масса, кг | Система наведения | Типы поражаемых целей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
РВВ-АЕ/РВВ-СД | 80-110 | 4 | 20-25000 | 3600 | 175-190 | ИНС/активное/пассивное наведение на помеху/радиокоррекция | самолеты (в т. ч. постановщики помех), вертолеты, крылатые ракеты, ракеты в-в/в-п[6] |
Р-27П/Р-27ЭП | 72-110 | 4,5 | 20-27000 | 3500 | 250-350 | ИНС/пассивное наведение на помеху/радиокоррекция | самолеты (в т. ч. постановщики помех) |
Р-27Р/Р-27ЭР | 75-110 | 4,5 | 20-27000 | 3500 | 250-350 | ИНС/полуактивное наведение/радиокоррекция | самолеты |
Р-27Т/Р-27ЭТ | 65-80 | 4,5 | 20-27000 | 3500 | 250-350 | ИНС/пассивное самонаведение(ТГСН)/радиокоррекция | самолеты, вертолеты |
Р-33 | 120 | 4,5 | 20-28000 | 3700 | 500 | ИНС/полуактивное наведение | самолеты, крылатые ракеты |
Модификации
Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) базовая,
Р-77ПД (РВВ-ПД),
РВВ-ЗРК,
К-77М (изделие 180),
К-77МЭ (изделие 180-БД)
- Р-77/РВВ-АЕ (К-77) — базовый вариант; Первоначально производилась на Украине, затем была снята с производства. Для ВВС РФ РВВ-АЕ не закупалась.
- РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; Создание завершено в 1999[7]
- РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты;
- РВВ-СД — модификация, представленная в 2009 году с увеличенной до 110 км дальностью пуска, на испытаниях;.
- РВВ-БД — ракета большой дальности, находится в разработке[8];
- Масса 510 кг
- Двигатель двухрежимный РДТТ
- Дальность пуска 200 км[9]
- Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения[10];
- Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, повышенной по сравнению с К-77М дальностью[10][11].
- РВВ-МД Ракета с ИК ГСН, сделана на базе РВВ-АЕ, проходит испытания. ГСН ММ-2000 разработки киевского КБ «Арсенал».
ТТХ
- Диаметр: 200 мм
- Длина: 3600 мм
- Размах крыла: 400 мм
- Размах решетчатого стабилизатора: 700 мм
- Масса: 175 кг
- Дальность пуска макс. в переднюю полусферу: 80 км
- Дальность пуска мин. в заднюю полусферу: 0,3 км[12]
- Дальность поражения низколетящей цели 20-25 км[13]
- Скорость полёта цели: до 3600 км/ч
- Скорость полёта: 4250 км/ч (4 М)
- Масса боевой части: 22 кг
Совместимость
Крепление к носителю
РВВ-АЕ применяется с катапультного устройства АКУ-170.
Носители
Ракетой Р-77 могут быть оснащены модернизированные истребители семейства Су-27 и МиГ-29. В начале 1990-х годов она успешно прошла государственные испытания и в 1994 г. была принята на вооружение российских ВВС. Серийный выпуск ракеты Р-77 для ВВС Советского Союза налаживался в Киеве на ГАХК «Артем» и после развала СССР был прекращен после выпуска опытных партий, а РВВ-АЕ российскими ВВС не закупалась. Дальнейшее развитие Р-77 — РВВ-СД — на 2009 год проходила государственные испытания, после чего должна начаться закупка ракет данной модификации для ВВС России[14]. В настоящее время ракета закупается небольшими партиями для прошедших модернизацию строевых Су-27СМ (основная опция модернизации, возможность применять ракеты семейства РВВ-АЕ), а также для новых Су-27СМ3, Су-30М2 и МиГ-29СМТ, недавно поставленных ВВС РФ.
На вооружении
Литература
- Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru