P-47 Thunderbolt в СССР

Истребитель-бомбардировщик

Republic

В 1944 и 1945 г.г. пресс-служба фирмы Рипаблик очень часто публиковала символический снимок четырех истребителей Р-47 «Тандерболт» в цветах ВВС США, Великобритании, Бразилии и Советского Союза. Для «группового портрета» не хватает только «Тандерболта» с кокардой французских ВВС. В годы Второй мировой войны истребители Р-47 состояли на вооружении ВВС пяти государств.

По количеству полученных «Тандерболтов» Советский Союз занимает четвертое место. Уильям Грин в своем фундаментальном труде «Warplanes of the Second World War» говорит о 203 отправленных из США в СССР «Тандерболтов» вариантов P-47D-22-RE и P-47D-27-RE, 196 самолетов, по данным Грина, дошло до получателя.

Информация из архива Главного штаба ВВС Советской Армии отличается не сильно — 190 истребителей Р-47 получено в 1944 г. и пять — в 1945 г. Видимо, в советском архиве не учтен еще один самолет — P-47D-10-RE заводской номер 42-75202 купленный на собранные американскими сенаторами средства, этот самолет получил собственное имя «Knight of Pythias».

Именно его испытывали в середине 1944 г. в НИИ ВВС и ЛИИ.

«Тандерболт» разочаровал советских летчиков-испытателей. Один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ Марк Лазаревич Галлай так вспоминал о полете на Р-47:

— Уже в первые минуты полета я понял — это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, удобный, но — не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетворительную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскостях. Самолет медленно разгонялся — сказывалась инерция тяжелой машины. «Тандерболт» замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно.

Несильно отличалось от летчиков мнение о «Тандерболте», сложившееся у советских авиационных инженеров. Несмотря на вылизанные формы фюзеляжа и кажущееся совершенство аэродинамики, коэффициэнт Сх у «Тандерболта» оказался меньше чем у основных германских истребителей Bf.l09G и Fw-190A. Интерес вызвал не сам самолет, а турбокомпрессор (в первую очередь!), двигатель, авиационное оборудование.

Самолет разобрали по «косточкам» и тщательно изучили в Бюро новой техники Наркомата авиационной промышленности (БНТ НКАП). Специалисты БНТ выпустили на русском языке полное техническое описание истребителя Р-47. Инженеры сделали выводы также относительно качества и методов изготовления узлов и агрегатов американского истребителя, отметив, что по уровню технологии советская авиационная промышленность отстает от американской. Строевые пилоты ВВС РККА также не оценили заокеанское чудо. В эскортировании тяжелых бомбардировщиков в 1944 г. у Советского Союза не было ни малейшей нужды — всю тяжесть войны несла на себе фронтовая авиация. Воздушные бои на советско-германском фронте велись на высотах ниже 6000 м, как раз на тех высотах, где «Тандерболт» более всего походил на летающую мишень. На малых высотах Р-47 проигрывал по всем статьям любому советскому или германскому истребителю образца 1944 г. Интересный факт — не исключено, что американцы пытались улучшить маневренные качества «советских» «Тандерболтов», поставляя их с уже снятыми внешними пулеметами.
Фактически «Тандерболт» повторял историю советского истребителя МиГ-3 — превосходного воздушного бойца на большой высоте и неуклюжего у земли. Такой самолет в ВВС РККА в годы войны оказался невостребованным. Конечно, следует учитывать, что мнение советских летчиков и инженеров было сформировано на базе оценок истребителя P-47D-10-RE. По ленд-лизу же поставлялись оснащенные более мощными двигателями R-2800-59 самолеты P-47D-22-RE и Р-47D-27-RE. На Западе распространено мнение, что де русские просто не ту машину испытывали, a P-47D-22 и Р-47D-27 прибыли слишком поздно. Это вряд ли. Весь ход воздушной войны на Восточном фронте говорит о том, что тяжелые высотные истребители здесь не приживались. Тяжелым и неуклюжим оказался даже Fw-190 — истребитель, который на фронте Западном славился своей маневренностью. В Красной Армии все высотные истребители «сплавляли» в авиаполки ПВО. Сначала такая участь постигла МиГ-3, затем ленд-лизовские «Спитфайры» и наконец «Тандерболты». Единственным местом, где появись они годом раньше, «Тандерболты» еще могли бы себя проявить, оставалась авиация военно-морского флота.
Большинство «Тандерболтов» прибыло в Советский Союз южным маршрутом протяженностью 26 000 км (путь занимал 42 суток) из Нью-Йорка в персидский порт Абадан. В Абадане самолеты собирали под надзором военных представителей ВВС РККА, затем облетывались, после чего летчики 6-го перегоночного истребительного авиационного полка перегоняли «Тандерболты» по маршруту Абадан-Тегеран-Кировобад. В Кировабаде самолеты принимал 11-й запасной бомбардировочный авиационный полк. На маршруте протяженностью 1450 км летчикам приходилось преодолевать две горные гряды. С промежуточной посадкой в Тегеране протяженность беспосадочного перелета до Кировобада с территории Ирана сокращалась до 754 км.

Первые истребители «Тандерболт» прибыли на аэродром 11-го ЗБАП 24 августа 1944 г. В этот, день по полку был отдан приказ № 30, в котором отмечалось принятие на вооружение полка оснащенных двигателями R-2800-59 истребителей P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25611 и 42-26633. Масштабные поставки начались чуть позже. Согласно приказам №№ 36, 38 и 39 от 22 декабря 1944 г. на вооружение части поступили самолеты P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25541, 543-7, 552, 553, 555, 557, 559, 560-564, 566-568, 570, 574, 576-580, 582, 583, 586, 591, 594, 595,600-610, 612,614-617, 619-628, 631, 634, 636-638 — всего 62 самолета. Тогда же были приняты 47 истребителей P-47D-27-RE с заводскими номерами 42-27015, 018, 019, 021, 0222, 025-029, 031-033, 037, 038, 042-044, 050, 052-055, 058, 061, 116, 117, 123, 129, 130-132, 134, 140, 141, 144, 149, 150, 154, 156, 157, 159, 160, 162 и 163. Таким образом, 11-й ЗБАП получил 111 «Тандерболтов».

В 1945 г. «Тандерболты» прибыли в расположение 11-го ЗБАП двумя партиями, 21 апреля — два P-47D-27 выпуска завода в Фэрмигдэйле (заводские номера 42-27136 и 42-27146) и 27 апреля — еще четыре аналогичных истребителя (заводские номера 42-25S51, 587, 590 и 593).

Все истории о доставке «Тандерболтов» в Советский Союз северными конвоями через Мурманск или по трассе Аляска-Сибирь являются вымыслами чистой воды.

Истребители Р-347 прибывали в СССР только южным путем через Иран. Технические специалисты ВВС РККА дорабатывали (или вообще меняли) радиостанции «Тандерболтов» под частоты, используемые в советской авиации; ответчики радиолокационной системы опознавания «свой — чужой» снимались за ненадобностью. Опознавательные знаки на P-47D-22-RE перекрашивались в Советском Союзе — наносились красные звезды с бело-красной каймой. На предназначенных для поставки в СССР P-47D-27-RE красные звезды наносились непосредственно на заводе фирмы Рипаблик. Как правило их наносили в тех же мечтах и тех же размеров, что и опознавательные знаки ВВС США, зачастую красную звезду рисовали в белом круге. В состав 11-го ЗБАП входили четыре эскадрильи- на базе 1-й и 2-й велась подготовка бомбардировочных экипажей, на базе 3-й и 4-й — подготовка летчиков-истребителей, главным образом, для самолетов P-39N/Q. В официальной документации 11-го ЗБАП истребитель Р-47 именуется «Сандерболтом». Количество пилотов, подготовленных в полку к полетам на «Сандерболте» невелико: 12 летчиков в 1944 г.
и 15-в 1945 г.

До окончания войны в Европе истребители Р-47 так и не появились на вооружении фронтовых частей ВВС РККА. Почти все «Тандерболты» поступали в истребительные авиаполки Юго-Западного округа ПВО. Эта мощная авиационная группировка была сформирована 24 декабря 1944 г. для прикрытия путей сообщения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов в Румынии, Венгрии и Чехословакии. Первые 11 «Тандерболтов» (десять P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25544, 547, 555, 557, 564, 570, 604, 610, 622 и 638, один P-47D-27-RE с заводским номером 42-27026) прибыли на расположенный в 50 км южнее Киева аэродром Белая Церковь 31 мая 1945г. В июне 1945 г. истребители распределили по авиационным полкам. 12 июня в войска прибыли еще 18 самолетов P-47D-22-RE (заводские номера 42-25543, 560, 563, 678, 593, 600, 601, 605, 606, 609, 611, 614617, 619, 621, 628, 633 и 634) и один P-47D-27-RE с заводским номером 42-27038.11 июля поступила третья партия: 17 самолетов Р-47D-22-RE (заводские номера 42-2552, 556,567, 580,582,583,691, 594,602,603, 607, 616, 624-627 и 631) и два P-47D-27-RE с заводскими номерами 42-27132 и 42-27154.

Истребители Р-47 не долго оставались на вооружении частей советской ПВО. Согласно соглашению о ленд-лизе большинство самолетов вернули американцам. «Тандерболты» сосредоточили на аэродроме Стрый (80 км юго-западнее Львова), где их и передали представителям США. Американцы посчитали экономически нецелесообразным тащить назад груду ставших ненужными истребителей. Было принято решение привести самолеты в непригодное к полетам состояние, в качестве инструмента для такой работы лучше всего подошли танки. Уничтожение «Тандерболтов» заняло много времени — всю зиму 1945-46 г.г. Бдительность представителей США, наблюдавших за процессом, постоянно подвергалась искушениям. Дело в том, что свято верившие в идеалы Свободы представители Запада лицом к лицу встретились со звериным оскалом хищнеческого социализма и не выдержали искушения. Простые советские люди научили доверчивых как младенцев 100% янки пить всякую алкоголе-содержащую гадость из авиационного хозяйства — не водку, не самогон и уж тем более не виски, а какой-то ликер шасси! Более того, варвары закусывали алкоголь украинским беконом, который представлял собой просто соленый свинячий жир — сало.

Самый же кошмар заключался в том, что пили ликер шасси и жрали «бекон» прямо под открытым небом день за днем! Бедные американцы втянулись в процесс настолько, что стали менять «бекон» у местного населения на пригодные в хозяйстве детали «Тандерболтов». Как известно, украинский крестьянин круче советского прапорщика — у хохла любая деталь в хозяйстве пригодится. А тут — авиационные часы, колбочки, баночки из нержавейки или алюминия, а какие замечательные змеевики получались из трубопроводов! В общем, бизнес и дружба народов цвели на аэродроме Стрый вне зависимости от трескучих морозов. Идиллию нарушали только несознательные любители халявы, не желавшие расставаться с салом, но так и норовившие отколупнуть от «Тандерболта» какую-нибудь жизненно необходимую для огорода штуковину. В авиации ВМФ СССР истребители Р-47 получил 255-й ИАП ВВС Северного флота. «Тандерболт» не был первым американским самолетом, освоенным летчиками полка. В 1943 г. 255-й ИАП перевооружили истребителями Белл Р-39 «Аэрокобра» модификаций «N» и «Q».
Советские морские летчики успешно дрались на «Кобрах», так 16 июля 1943 г. лейтенант В.А. Бурматов на P-39N сбил Ганса Дёбриха из II./JG-5, эксперта с 65 победами. Первый P-47D-22-RE 255-й ИАП получил 29 октября 1944 г.

Командование морской авиации решило перепроверить результаты летных испытаний P-47D-10-RE в ЛИИ. Собственной испытательной базы авиация ВМФ СССР не имело, поэтому решили, что испытывать «Тандерболт» станут опытные фронтовые летчики из 255-го ИАП.

Испытательные полеты проводились с 29 октября по 5 ноября 1944 г., одновременно исследовалась возможность базирования «Тандерболтов» на заполярных аэродромах. Несмотря на сжатый срок программа испытаний выглядела весьма насыщенной:

— взлет и посадка с бетонной и грунтовой полос с полной загрузкой;

— определение боевого радиуса действия с различными вариантам бомбовой нагрузки на внешней подвеске: 2хФАБ-250 (по бомбе на подкрыльевых пилонах), ЗхФАБ-250 (две бомбы на подкрыльевых и одна на подфюзеляжном узлах подвески), 2хФАБ-500;

— бомбометание с пикирования;

— топмачтовое бомбометание с высоты 20-25 м на дистанции 150-170 м от цели.

Результаты испытаний в целом оказались благоприятными. Самолет с двумя бомбами ФАБ-250 нормально взлетал с аэродрома Ваенга. Сброс бомб производился в пикировании под углом 50 град с высоты 3000 м, прицеливание при бомбометании производилось по штатному пулеметному прицелу. Бомбометание тремя ФАБ-250 или двумя ФАБ-500 сочли возможным выполнять только с горизонтального полета. Ниже приведена выдержка из «Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE «Тандерболт».

От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преображенского № 08489 от 13 ноября 1944 г.

Рапорт Командующему ВВС ВМФ СССР Маршалу Жаворонкову Докладываю, что по результатам испытания самолета P-47D-22-RE «Тандерболт» серийной постройки мною принято решение о вооружении одной эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами «Тандерболт».

Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:

1. дальнее сопровождение бомбардировщиков

2. горизонтальное и маловысотное бомбометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет

3. атака кораблей охранения конвоев

Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию: «Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50 самолетов». В 255-м ИАП «Тандерболты» (в основном P-47D-27-RE с каплеобразными фонарями) эксплуатировались в течение года после окончания войны, дольше, чем где бы то ни было в СССР.

Свой путь морские «Тандерболты» завершили почти так же, как и их собратья из частей ПВО — в овраге на окраине Ваенги под гусеницами тракторов.

Год выпуска 1942
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12.43
Длина самолета, м 11.01
Высота самолета, м 4.31
Силовая установка
1 ПД Pratt&Whitney R-2800-21 Double Wasp 2000л.с.
Кратковременно максимальная 2300л. с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4491
Нормальная взлетная 6123
Максимальная взлетная 6770
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 697
Крейсерская скорость, км/ч 568
Практический потолок, м 12802
Дальность полета, км 1030
Дальность полета с ПТБ 757л, км 2012
Вооружение
8 x 12,7 мм пулеметов, одна бомба, кг 227

Источники

  • «Война в воздухе» /№ 46/

Рипаблик Р-47 «Тандерболт» — Боевое применение

Рипаблик Р-47 «Тандерболт» — Боевое применение

Самый крупный одномоторный истребитель Второй мировой войны Republic P-47 Thunderbolt являлся одним из основных истребителей американских ВВС военного времени. Он отличился в воздушных боях и над Европой, и над Тихим океаном. Применялся в том числе и как штурмовик. Имел высокой живучесть, а самым скоростным Тандерболтом был XР-47J. В конце Второй мировой стал самым массовым истребителем США. Самолеты поставлялись в СССР по ленд-лизу (203 единицы), которые использовались для защиты городов частями ПВО.

Содержание
Рипаблик Р-47 «Тандерболт»
Техническое описание
Боевое применение

Чтобы опробовать «Тандерболты» в в реальных условиях эксплуатации по возможности скорее было решено вооружить новейшими самолетами строевые истребительные подразделения. Выбор пал на 56-ю истребительную авиагруппу — ближайшую по месту дислокации к заводу-производигелю. Решение о вооружении группы самолетами Р-47 было принято 14 января 1941 года. После Перл-Харбора и объявления Штатами войны Германии, группу передислоцировали на Восточное побережье для обороны расположенных здесь индустриальных центров от налетов германской авиации.

В состав 56-й группы входили 61-я, 62-я и 63-я эскадрильи. В начале 1942 года 56-ю группу перебазировали севернее в Каролинас, где она вошла в состав 1-й воздушной армии и I истребительного командования. Штаб группы находился в Тинеке, штат Ныо-Джерси, 61-я эскадрилья базировалась в муниципальном аэропорте Бриджпорт, штат Коннектикут, 62-я — на гражданском аэродроме Бендикс, штат Ныо-Джерси, а 63-я занимала часть заводского аэродрома фирмы Рипаблик в Фэрмингдэйле.
В окрестностях Фэрмингдэйла базировалась также 80-я группа, начавшая перевооружение на истребители Р-47В практически одновременно с 56-й группой. К июне 1942 года в группу поступило достаточное для начала переучивания летного состава количество «Тандерболтов». Технический персонал группы изучал новую технику непосредственно на заводе фирмы Рипаблик.

По сравнению с предшественниками, «Тандерболт» представлял собой существенный шаг в развитии техники — сложнейшие на тот момент электрическая и гидравлическая системы самолета долгое время оставались головной болью техников. Вызывало проблемы техническое обслуживание приборное оборудование кабины, наладка системы управления.Благодаря норову нового истребителя и собственной горячности юные летчики наломали немало дров по ходу рутинной службы: дежурства, тренировочные полеты, взлеты по учебным тревогам. В итоге, в 56-й группе к концу июня из доброй половины «Тандерболтов» часть была сломана, а часть просто превращена в металлолом. Огромный истребитель чувствовал себя хозяином неба лишь на больших высотах, здесь он демонстрировал прекрасную маневренность, имел лучшие ХР-47Н — модификация планера стандартного Р-47D-15 под установку 16-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Крайслер XI-2220 мощностью 2500 л.с. Несмотря на меньший мидель двигателя и большую мощность по сравнению со штатным звездообразным мотором, ХР-47Н не смог превысить значения скорости в 414 миль/ч, а первый полет выполнил только в июле 1945 года.

Самым скоростным «Тандерболтом» стал XР-47J. Облегченный самолет с двигателем R-2800-57 мощностью 2800 л. с. 5 августа 1944 года развил скорость 505 миль/ч.ХР-72 — радикальная модернизация исходной конструкции «Тандерболта». Самолет оснащался 3000-сильным двигателем Пратт энд Уитни R-4360 с соосным воздушным винтом фирмы Аэро Продакте. Было построено два прототипа ХР-72, один с соосным винтом, другой — с обычным. Программу разработки ХР-72 аннулировали в 1944 году, так как приоритет в развитии истребительной авиации получила реактивная техника.

56-я группа вместе с эскадрильями 4-й группы составила ядро VIII истребительного командования базировавшейся в Великобритании 8-й воздушной армии. Основной задачей, которую решали пилоты «Тандерболтов», стало сопровождение тяжелых бомбардировщиков в налетах на Германию. «Короткие ноги», недостаточный радиус действия. ограничивали тактическое использование истребителей Р-47. В полевых мастерских «Тандерболты» пытались оснащать импровизированными подвесными топливными баками. Положение изменилось только с появлением в 1944 году модификации Р-47D-25, на которые можно было подвешивать 760-литровые дополнительные топливные баки. Изначально эти огромные баки преднназначались исключительно для использования в перегоночных полетах, но военная ситуация заставила пилотов летать с такими «бочками» в глубокий тыл противника на сопровождение дневных бомбардировщиков. Проблема заключалась в том, что эти баки не имели системы наддува, что ограничивало их использование на больших высотах. Фактически топливо из бака расходовалось примерно наполовину.

Жестокие потери американских бомбардировщиков в налетах на Швейнфурт, Времен и Регенсбург (80-я воздушная армия лишилась в этих рейдах пятой части бомбардировщиков, принимавших участие в налетах) заставили срочно принимать все возможные меры по обеспечению ударных самолетов истребительным прикрытием на всем маршруте до цели и обратно. «Словом» дня для истребителя стала «дальность». Группа технических специалистов VIII истребительного командования под руководством полковника Кассиуса Хога предложила использовать для повышения радиуса действия «Тандерболтов» подвесные баки из прессованного картона, сделанные на основе подвесных баков британских истребителей «Харрикейн». Хог сумел даже наладить производство таких баков. Первые картонные баки имели емкость 420 литров, но затем ее довели до 570 литров. Устанавливались на Р-47 и металлические подвесные топливные баки емкостью 270 литров и 420 литров от истребителей Р-39 и Р-40. Импровизированные металлические топливные баки овального сечения емкостью 760 литров оказались очень удачными, а вот из картонный вариант не прижился. За счет использования дополнительных баков тактический радиус действия истребителей Р-47 возрос на 520 км — истребители получили возможность прикрывать бомбардировщики в небе Западной Европы на значительной части маршрута. Тем не менее, над Берлином «большие друзья» (бомбардировщики) пока летали в одиночестве.

На роль дальнего истребителя сопровождения отлично подходил двухмоторный двухбалочный «Лайтнинг», однако истребители Р-38 выпускал всего один завод, из-за чего в них ощущалась постоянная нехватка. Приоритетом в получении «Лайтнингов» обладала действовавшая на Тихом океане 5-я воздушная армия. Командование воздушной армии устраивали по своим характеристикам оснащенные британскими двигателями Роллс-Ройс «Мерлин» истребители «Мустанг» модификаций Р-51В/С и Р-51D/K. Тактический радиус действия в 1600 км позволял этим самолетам сопровождать бомбардировщики в полетах до Берлина и обратно. В то же время, командование армии отмечало трудности с обеспечением «Мустангов» запасными частями и сложности технического обслуживания этих истребителей.»Мустанг», вне всяких сомнений, являлся выдающимся самолетом, но в отдельных публикациях утверждается, что летчики 8-й воздушной армии практически не использовали в боях истребители Р-51.

Истина заключается в доминировании «Тандерболтов» на протяжении всей первой половины 1944 года в качестве истребителей сопровождения. Первые оснащенные «Мерлинами» истребители второй мировой войны «Мустанг» прибыли в Великобританию в конце 1943 года но для их освоения еще требовалось время. О соотношении типов истребителей сопровождения в бомбардировочных рейдах дают представления следующие примеры:

  • 11 января 1944 года VIII истребительное командование выделило для сопровождения бомбардировщиков 499 истребителей «Тандерболт», 49 «Лайтнингов» и порядка двух десятков «Мустангов».
  • 20 февраля — 668 «Тандерболтов», 94 «Лайтнинга»» и 73 «Мустанга».
  • 25 февраля, рейд на Регенсбург и Аугсбург: 755 тяжелых бомбардировщиков сопровождали 687 «Тандерболтов», 73 «Лайтнинга» и 139 «Мустангов».

Радиус действия «Мустанга» превосходил радиус действия «Тандерболта», поэтому в конечном итоге командование 8-й воздушной армии сделало ставку на использование в качестве истребителей сопровождения «Мустангов». Одним из мероприятий вторжения союзников в Нормандию стало формирование 9-й воздушной армии, предназначенной для непосредственной поддержки наземных войск. Американская авиация не имела специализированного самолета штурмовика типа советского Ил-2, но эту нишу удачно закрыл «Тандерболт» с присущей ему высокой боевой живучестью и способностью «тащить на себе» приличную ракетно-бомбовую нагрузку. Крупнокалиберные пулеметы позволяли эффективно поражать легкобронированные цели, а отдельные крайне смелые в суждения западные авторы утверждают будто бы своими пулеметами «штурмовики» Р-47 успешно отстреливали германские танки снайперски попадая в решетки над двигателями, отверстия вентиляторов и даже рикошетом от дороги поражая зажигательными пулями топливные баки танков через уязвимое днище. С августа 1944 года на Европейском театре военных действий американцы начали использовать напалм. Баками с напалмом вооружались и «Тандерболты».

Со штурмовок «Тандерболты» порой возвращались с ужасающими боевыми повреждениями — простреленными насквозь или вовсе вырванными снарядами цилиндрами двигателей, иногда нижняя часть фюзеляжа и плоскости крыла получали массу пробоин от собственных, сброшенных слишком низко, бомб, иногда — самолет просто обдирал брюхо о макушки деревьев. «Тандерболт» демонстрировал благодаря наличию звездообразного двигателя воздушного охлаждения гораздо лучшую живучесть, нежели остроносые «Спитфайры», «Мустанги» или «Лайтнинги». Большую живучесть лобастых звезд лишний раз продемонстрировала войны в Корее, когда фирма Порт Америкэн всерьез собиралась ставить двигатель воздушного охлаждения на «Мустанг». В Корее представители авиации второй мировой войны «Мустанги» наносили удары но наземным целям, то есть выполняли те же задачи, что «Тандерболты» в Западной Европе.

Действовавшая на Тихоокеанском театре военных действий 5-я воздушная армия генерала Джорджа Кении получила первые «Тандерболты» в июне 1942 года. Главным препятствием для их использования стал недостаточный радиус действия, меньший даже, чем у Р-40. Инженерно-техническая служба 5-й воздушной армии немедленно стала проводить мероприятия по оснащению истребителей Р-47 дополнительными топливными баками. Помимо дополнительных баков от «Аэрокобр» и «Уархоков» мастерские стали выпускать штампованные из металла баки «Брисбен» емкостью 760 литров. Пользовались популярностью и подвесные 630-литровые баки от «Лайтнингов».После нескольких случаев гибели летчиков и самолетов в ходе длительных перелетов над водными пространствами Тихого океана, командование ВВС пригласили известного летчика Чарлза Линдберга поделиться с пилотами с опытом длительных перелетов. В случае правильной регулировки оборотов двигателя и турбокомпрессора, рациональной установки шага лопастей воздушного винта истребитель Р-47С был способен держаться в воздухе более пяти часов.

В воздушных боях с плохо вооруженными и не имевшими брони японскими истребителями, которые однако обладали экстраординарной маневренностью, летчики «Тандерболтов» выработали своп тактические приемы. Чаще всего использовалась атака на пикировании с последующим энергичным выходом восходящим виражом. Летчики, сражавшиеся на Тихом океане, пытались повысить маневренные качества «Тандерболтов» за счет демонтажа двух внешних пулеметов и сокращения боезапаса. В 1943 году на Новой Гвинее действовали три истребительных авиагруппы, вооруженных «Тандерболтами». По мере улучшения ситуации на Тихоокеанском театре военных действий «Тандерболты» стали все чаще использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков. В составе действовавшей на Средиземноморье 7-й воздушной армии имелось шесть вооруженных «Тандерболтами» истребительных авиагрупп. И здесь самолеты Р-47 чаще применялись для нанесения ударов но наземным целям, чем для ведения воздушных боев. На Азиатском континенте истребители Р-47 использовала единственная группа, входившая в состав 10-й воздушной армии. Это было особое соединение — 1-я авиационная группа коммандос. Перед группой стояла задача поддерживать с воздуха действия войск союзников на территории Индии и Бирмы. Бок о бок с истребителями Р-47 американских коммандос действовали самолеты «Тандерболт I» и «Тандерболт II» британских ВВС. Британские самолеты Второй мировой войны «Тандерболты» прибыли в Бирму в марте 1944 года вскоре после проведения японцами в этом районе наступательной операции. Американские военные истребители-бомбардировщики в короткий срок сменили устаревшие «Харрикейны» в 221-й группе RAF. Подразделения 14-й американской воздушной армии, наполовину вооруженной «Тандерболтами», прошли боевой путь, пролегавший но доброй половине Земного шара: от Северной Африке через Сицилию, Италию в Индию, а затем — в Китай. В Китае «Тандерболты» из состава 14-й воздушной армии передали войскам маршала Чан Кай Ши.

Источники:

  • «Война в воздухе» № 46.
  • Геннадий Корнюхин. 50 лучших истребителей Второй мировой войны.
  • Иван Малышев. Republic P-47 Thunderbolt.
  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Бакурский В., Гусев А., Ковальский П. Длинная рука «крепостей».
  • The Republic P 47D Thunderbolt [Aircraft Profile 7].
  • Самолёты мира. Историческая серия. Р-47 «Тандерболт».

<< Назад — Вперед


< Назад   Вперед >

Республика P-47D (F-47) Тандерболт | Музей авиации

Огромный и мощный P-47 Thunderbolt компании Republic был одним из поистине великих истребителей Второй мировой войны. Разработанный под руководством Александра Картвели, «Тандерболт» обеспечивал надежную защиту пилота, а его прочная конструкция и двигатель с воздушным охлаждением позволяли ему выдерживать боевые повреждения. Кроме того, его пулеметы калибра . 50 наносили удар в бою. Он эффективно служил в воздушном бою и сопровождении бомбардировщиков, но действительно преуспел в наземных атаках. P-47 был построен в большем количестве (15 683 единицы), чем любой другой истребитель США, включая North American P-51.

Самолет музея представляет собой модель P-47D-2-RE, построенную в Фармингдейле, штат Нью-Йорк. Его военная история неизвестна. Это «реимпортированный» самолет, представляющий собой один из многих «Тандерболтов», отправленных в страны Латинской Америки в рамках послевоенных программ военной помощи. Самолет был передан ВВС Боливии (Fuerza Aérea Boliviana) в октябре 1949 года. В течение ряда лет он служил «сторожем ворот» в аэропорту Ла-Пас, Боливия.

Позже Дуг Чамплин приобрел самолет у Джима Каллена в 1919 году.76 и отправили его Дику Мартину из Карлсбада, Калифорния, для полного восстановления до летной годности, которое было завершено в 1981 году. Самолет был восстановлен в маркировке самолета 325-й истребительной группы полковника Роберта Бейслера, известного своей схемой окраски «клетчатый хвост».

Серийный номер:

42-8205

Регистрация:

NX14519

Размах крыла:

40,78 футов

Длина:

36 футов

Высота:

15 футов

Зона крыла:

300,00 футов²

Масса пустого:

10 000 фунтов

Масса брутто:

17 500 фунтов

Максимальная скорость:

426 миль в час

Электростанция:

Один радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800

Диапазон:

1800 миль

Огромный и мощный P-47 Thunderbolt компании Republic был одним из поистине великих истребителей Второй мировой войны. Разработанный под руководством Александра Картвели, «Тандерболт» обеспечивал надежную защиту пилота, а его прочная конструкция и двигатель с воздушным охлаждением позволяли ему выдерживать боевые повреждения. Кроме того, его пулеметы калибра .50 наносили удар в бою. Он эффективно служил в воздушном бою и сопровождении бомбардировщиков, но действительно преуспел в наземных атаках. P-47 был построен в большем количестве (15 683 единицы), чем любой другой истребитель США, включая North American P-51.

Самолет музея представляет собой модель P-47D-2-RE, построенную в Фармингдейле, штат Нью-Йорк. Его военная история неизвестна. Это «реимпортированный» самолет, представляющий собой один из многих «Тандерболтов», отправленных в страны Латинской Америки в рамках послевоенных программ военной помощи. Самолет был передан ВВС Боливии (Fuerza Aérea Boliviana) в октябре 1949 года. В течение ряда лет он служил «сторожем ворот» в аэропорту Ла-Пас, Боливия.

Позже Дуг Чамплин приобрел самолет у Джима Каллена в 1919 году. 76 и отправили его Дику Мартину из Карлсбада, Калифорния, для полного восстановления до летной годности, которое было завершено в 1981 году. Самолет был восстановлен в маркировке самолета 325-й истребительной группы полковника Роберта Бейслера, известного своей схемой окраски «клетчатый хвост».

Серийный номер:

42-8205

Регистрация:

NX14519

Размах крыла:

40,78 футов

Длина:

36 футов

Высота:

15 футов

Зона крыла:

300,00 футов²

Масса пустого:

10 000 фунтов

Масса брутто:

17 500 фунтов

Максимальная скорость:

426 миль в час

Электростанция:

Один радиальный двигатель Pratt & Whitney R-2800

Диапазон:

1800 миль

«Дедушка привел свою семью в музей и поделился своим опытом Второй мировой войны на P-47. Через 10 минут его рассказа внучка сказала: «Дедушка, я не знала, что ты делал все это, когда тебе было девятнадцать». Действительно, это был особый момент».

-Docent

Производитель:

Республиканская авиационная корпорация

Модель:

P-47D Тандерболт

Год:

1942 г.

Местонахождение музея: 

Крыло личного мужества

Почему P-47 Thunderbolt, зверь времен Второй мировой войны, управлял небом | В Смитсоновском институте

«P-47 был одним из самых универсальных самолетов, которые у нас были во время Второй мировой войны», — говорит Джереми Кинни, куратор и заведующий отделом аэронавтики Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики, в коллекции которого хранится один такой самолет. НАСМ 900:02 В небе высоко над Германией 26 ноября 1943 года майор Габби Габрески изо всех сил толкал свой Республиканский P-47 «Тандерболт». 56-й истребительной группе ВВС США было приказано прикрывать отвод самолетов Boeing B-17 Flying Fortress после бомбардировки промышленного города Бремена.

Габрески, возглавлявший 61-ю истребительную эскадрилью, летел быстро, чтобы спасти американские бомбардировщики, которые атаковали нацистские истребители. Когда они прибыли на место, командир приказал своим пилотам вступить в бой.

Габрески видел цели повсюду. Он включил турбированный двигатель своего мощного самолета и пошел в атаку. Габрески заметил «Мессершмитт Bf 110» и присмотрелся. На расстоянии 700 ярдов он выпустил очередь из своих восьми пулеметов 50-го калибра, в результате чего двухмоторный самолет загорелся. Ему пришлось пикировать, чтобы избежать столкновения с разваливающимся самолетом.

Несколько минут спустя Габрески заметил еще один Bf 110. Он заглушил свой массивный 2000-сильный двигатель и приблизился к ничего не подозревающему истребителю. Габрески выстрелил и попал в основание крыла. Он по спирали упал на землю огромным огненным шаром.

26 ноября 1943 года майор Габби Габрески на своем P-47 Thunderbolt сбил два немецких Ме-110 и стал летным асом времен Второй мировой войны. Викисклад

Эти два убийства почти 80 лет назад в этом месяце были его четвертым и пятым во Второй мировой войне. Габрески был теперь асом. Он сбил 28 вражеских самолетов и стал лучшим американским асом в Европе. Все убийства происходили за штурвалом P-47, одного из самых прочных истребителей войны.

При пустом весе 10 000 фунтов «Тандерболт» был самым большим одномоторным истребителем, построенным любой страной во время Второй мировой войны. Полностью загруженный пилотом, топливом и вооружением, он весил более 17 500 фунтов, но был исключительно быстрым, как истребитель-бомбардировщик, достигая максимальной скорости 426 миль в час. Возможно, это был лучший штурмовик Америки того времени.

«P-47 был одним из самых универсальных самолетов, которые у нас были во время Второй мировой войны», — говорит Джереми Кинни, куратор и заведующий отделом аэронавтики Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики, в музее которого хранится P-47. коллекции — на обозрении в музейном Центре Стивена Ф. Удвара-Хейзи в Шантийи, Вирджиния. «Он не был так известен, как P-51 Mustang, но считается одним из лучших для того времени. Громовержец был молотом: большим и сильным, он мог выдержать много ударов и при этом нанести смертельный удар. Он не имел себе равных как самолет наземной поддержки, а также как отличный воздушный истребитель».

На Европейском театре военных действий пилоты P-47 уничтожили более 7000 самолетов противника, из них более половины — в боях воздух-воздух. Хотя «Тандерболт» был как минимум в два раза тяжелее «Супермарин Спитфайр», он был на удивление проворным и быстрым. Его хорошо ценили за его исключительную способность к нырянию, которую пилоты-асы считали решающей, и за то, как он преобразовывал эту энергию в способность преодолевать подъемы, чтобы вернуться в бой.

«Как самолет сопровождения бомбардировщиков, он более чем мог противостоять лучшим самолетам Люфтваффе, несмотря на ограниченную дальность полета», — говорит Кинни. «С восемью пулеметами калибра .50 и способностью нести ракеты и бомбы P-47 был грозным самолетом против наземных целей».

И прочный. Вскоре после того, как Габрески стал асом, его двигатель заглох на большой высоте, когда в его турбокомпрессор попал снаряд 20-мм пушки Messerschmitt Bf 109. Он смог перехитрить вражеский самолет и перезапустить Pratt & Whitney R-2800 Double. Wasp Engine на более низкой высоте.

«Удар молнии может выдержать много повреждений», — говорит Кинни. «Он был разработан, чтобы быть прочным, и стал выдающимся истребителем Второй мировой войны, летающим на всех основных театрах военных действий и развивающим это мифическое качество благодаря своей долговечности».

P-47D-30-RA Смитсоновского института был доставлен в Годман-Филд, штат Кентукки, в 1944 году, где он служил в качестве учебно-тренировочного самолета, а затем был передан в Музей ВВС США, а затем в Национальный музей авиации и космонавтики. Сейчас он выставлен в музейном центре Удвар-Хейзи в Шантийи, штат Вирджиния. НАСМ

Самолет был детищем Александра Картвели, ведущего конструктора Северского авиастроительного завода, предшественника Республиканской авиации. В 1930-х годах он создал Северский Р-35 для ВВС США, который послужил образцом для Р-47. Новый истребитель совершил первый полет 6 мая 19 г.41.

«Картвели, иммигрант из России, был одним из величайших американских авиаконструкторов, — говорит Кинни. «Он произвел революцию в истребительной авиации с полуэллиптическим крылом и более мощными двигателями, оснащенными турбокомпрессорами».

Во время Второй мировой войны «Тандерболт» совершил более полумиллиона вылетов и сбросил 132 000 тонн бомб. У него был исключительно низкий показатель потерь — 0,07 за вылет, — в то время как пилоты «Тандерболтов» продемонстрировали впечатляющее соотношение потерь в воздухе 4,6 к 1. Из 15 683 Р-47, построенных между 1941 и 1945 г., в боях было потеряно всего 3499 человек.

На плакате из коллекции Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики изображена поразительная иллюстрация репутации P-47 как надежного самолета. НАСМ

«Громовержец», выставленный в Центре тумана, — один из нескольких десятков, переживших конфликт и ход времени. Построенный в 1944 году, этот P-47D-30-RA в основном использовался в качестве учебно-тренировочного самолета в США. После войны он стал частью Музея ВВС США, ныне Национального музея ВВС США, а затем был передан Смитсоновскому институту. Восстановлен компанией Republic Aviation к 20-летию первого полета истребителя в 1919 г.41.

Глядя на блестящий алюминиевый фюзеляж P-47, легко понять, почему пилоты Второй мировой войны так полагались на этот самолет. Большая и выносливая, она была зверем в дыхательных путях и могла причинить гораздо больше вреда, чем приняла.

Фактически, эта репутация долговечности стала источником вдохновения для другого замечательного самолета: Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Известный как «Бородавочник» за его необычную эстетику, он пошел по стопам своего тезки и стал одним из самых надежных и прочных самолетов непосредственной авиационной поддержки в ВВС США.

«А-10 отдает дань уважения P-47 как штурмовику, — говорит Кинни. «Оба являются прочными и удивительными машинами, которые были и остаются решающими для обороны нашей страны».

«P-47 был разработан, чтобы быть прочным, и стал выдающимся истребителем Второй мировой войны, летая на всех основных театрах военных действий и развивая это мифическое качество благодаря своей долговечности», — говорит Кинни. Эрик Лонг, НАСМ

Габрески, возможно, был таким же крепким, как и оба самолета. Всего он совершил 266 боевых вылетов и пережил аварийную посадку и интернирование в немецком лагере для военнопленных. Помимо 28 убийств во время Второй мировой войны, Габрески сбил шесть самолетов в Корее, став одним из семи американских пилотов, отличившихся в двух войнах.

В последнем конфликте он летал на реактивных самолетах и, безусловно, оценил их скорость и ловкость. Однако превосходство P-47 Thunderbolt с турбонаддувом во Второй мировой войне произвело неизгладимое впечатление на Габрески, который умер в 2002 году.