У истоков создания пушки «Пион»: starcom68 — LiveJournal

У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ПУШКИ «ПИОН»
Зам. директора ИСВ по информатизации,
старший преподаватель  кафедры Е1 «Стрелково-пушечное,
артиллерийское и ракетное оружие» Сергей Кудрявцев

В системе артиллерийского вооружения Сухопутных войск Российской армии особое место занимает 203-мм самоходная артиллерийская установка (САУ) 2С7 «Пион» (в модернизированном варианте — «Малка»). Эта самая мощная в мире 203-мм самоходная пушка стала символом высоких достижений отечественной конструкторской школы в создании артиллерийских систем большой мощности. С созданием артиллерийского вооружения 2А44, входящего в состав САУ 2С7 «Пион», связаны имена известных конструкторов-выпускников Военмеха и его ученых. Главным конструктором Специального конструкторского бюро (СКБ) завода «Баррикады», осуществившим разработку проекта артиллерийского вооружения 2А44, является Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий, выпускник Военмеха Г.И. Сергеев. Значительный вклад в создание артиллерийского вооружения пушки внесли заместители Главного конструктора СКБ, лауреаты Государственной премии, выпускники Военмеха Н.К. Семенов и А.А. Шабанов. На этапе опытно-конструкторских работ при создании артиллерийского вооружения САУ 2С7 были привлечены ученые и сотрудники кафедры №14 (ныне кафедра Е1 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие») и отраслевой научно-исследовательской лаборатории ОНИЛ-14, существовавшей при кафедре №14. Руководителем работ в Военмехе явился известный ученый В.А. Башкатов, исполнявший обязанности начальника ОНИЛ-14, научным руководителем которой являлся генерал-майор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, зав. кафедрой №14, д.т.н., профессор И.И. Жуков.
Самоходная пушка «Пион», ее основные характеристики и особенности

203-мм САУ 2С7 «Пион» была принята на вооружение в 1976 г. Она стоит в ряду САУ, созданных в период плановой модернизации артиллерии Сухопутных войск в 1970-х годах. Тогда появился целый «букет» первоклассных самоходных артиллерийских орудий: 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан». Артиллерийское вооружение этих САУ было создано под руководством известных и выдающихся конструкторов-выпускников Военмеха.
Самоходная пушка «Пион» заняла особое место в ряду современных образцов артиллерийского вооружения, явившись самой мощной в мире пушкой калибра 203 мм. Огневая мощь орудия определяется не только высокой начальной скоростью (960 м/сек) осколочно-фугасного снаряда массой 110 кг, но и возможностью применения атомного тактического снаряда. К числу огневых задач (наряду с традиционными), выполняемых 203-мм самоходной пушкой «Пион», относится уничтожение и подавление средств ядерного поражения. Максимальная дальность стрельбы составляет 37500 м, минимальная — 8400 м.
В орудии использовано картузное заряжание. Широкий диапазон дальности стрельбы обеспечивается четырьмя зарядами. Масса полного заряда составляет 43,98 кг (длина каморной части ствола 2 м при длине канала ствола 11,24 м).
В САУ «Пион» применена схема компоновки с открытым кормовым расположением пушки, позволившая уменьшить массу боевой машины. Кормовое расположение артиллерийской части позволило обеспечить перемещение откатных частей орудия при выстреле вне корпуса шасси, добиться максимальной длины отката 1400 мм и тем самым уменьшить силу сопротивления откату до 135 т.
Разработчики орудия отказались от применения дульного тормоза на стволе, что позволило обеспечить допустимое давление дульной волны на корпус самоходной установки.
Оригинальное техническое решение использовано в орудии для уменьшения разогрева жидкости в тормозе откатных частей — его цилиндр расположен в кожухе люльки, заполненном охлаждающей жидкостью. Это позволяет выдержать достаточно высокий тепловой режим при скорострельности 25 выстрелов в час.
На САУ применены сошник бульдозерного типа и опускающиеся направляющие колеса-ленивцы. Наличие гидравлических элементов сошникового устройства и ленивцев, поглощающих часть энергии отката, позволяет вести стрельбу без выключения подрессоривания ходовой части.
Впервые в практике создания 203-мм орудий достигнута высокая степень механизации процессов подачи и досылки элементов боеприпаса. Для этого применен механизм заряжания рычажного типа с двумя исполнительными гидроцилиндрами, обеспечивающий подачу снарядов и зарядов с грунта на линию досылки. При этом нет излишних промежуточных перегрузок элементов боеприпаса, так как они располагаются на лотке досылателя в процессе подачи.
САУ «Пион» в процессе производства прошла модернизацию и в 1983 г. под названием «Малка» поступила на вооружение Советской Армии. САУ «Малка» соответствует требованиям перспективного вооружения на период до 2010 г.
Разработчики самоходной пушки «Пион»
Главным конструктором конструкторского бюро №3 (КБ-3) Кировского завода, назначенного головным по разработке САУ 2С7, явился выдающийся конструктор боевых машин Николай Сергеевич Попов.
Артиллерийское вооружение САУ 2С7 было спроектировано в Специальном конструкторском бюро (СКБ) завода «Баррикады» в Волгограде под руководством известного конструктора-артиллериста, лауреата Государственных премий, выпускника Военмеха Георгия Ивановича Сергеева (1911 — 1988 гг.).
Г.И.Сергеев окончил вечернее отделение Военмеха по специальности кафедры №14 в 1938 г. (группа 331, факультет «Е») и был направлен в конструкторское бюро завода «Баррикады».
В 1939 г. в КБ завода «Баррикады» проектировались и ставились на производство артиллерийские орудия большой мощности: 210-мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица БР-18, 280-мм мортира БР-5, созданные под руководством выдающегося ученого и конструктора-артиллериста И.И. Иванова — основателя кафедры №№14. Под руководством И.И.Иванова начиналась творческая деятельность Г.И.Сергеева.
К 1942 г. Г.И. Сергеев прошел путь от конструктора до руководителя конструкторской группы.
В годы Великой Отечественной войны Г.И. Сергеев работал в Центральном артиллерийском конструкторском бюро, где под руководством И.И. Иванова участвовал в разработке проекта 85-мм танковой пушки, принятой на вооружение танка Т-34. За участие в перевооружении танка Т-34, вошедшего в историю военной техники как лучший средний танк II мировой войны, Г.И. Сергеев в числе других разработчиков был награжден Государственной премией.
Весной 1950 г. в Волгограде на заводе «Баррикады» было создано артиллерийское конструкторское бюро. Его руководителем был назначен Г.И. Сергеев.

Одной из первых работ Г.И. Сергеева в должности Главного конструктора КБ завода «Баррикады» явилась модернизация 203-мм гаубицы Б-4 (в модернизированном варианте Б-4М).
С 1950 по 1956 г. в КБ проводится постановка на серийное производство 305-мм корабельного башенного артиллерийского орудия для тяжелого крейсера «Сталинград» и 130-мм берегового орудия СМ-4-1.
Самой значительной разработкой в области артиллерийской техники, выполненной под руководством Г.И. Сергеева, стал проект артиллерийского вооружения самоходной пушки «Пион».
Заместителями Г.И. Сергеева, внесшими значительный вклад в создание артиллерийского вооружения самоходной пушки «Пион», являлись выпускники Военмеха 1956 г. по специальности кафедры №14 Николай Кондратьевич Семенов и Адольф Андреевич Шабанов, награжденные Государственной премией.
В 1984 г. Г.И. Сергеев в связи с тяжелой болезнью ушел на пенсию.
Участие кафедры №14 в создании самоходной пушки «Пион»
В период опытно-конструкторских работ по созданию 203-мм самоходной пушки «Пион» был использован научный потенциал кафедры №14 и отраслевой научно-исследовательской лаборатории ОНИЛ-14, созданной при кафедре. В течение почти 6 лет (с 1967 г. по 1972 г.) в ОНИЛ-14 проводились научно-исследовательские работы, практические результаты которых нашли отражение в техническом решении орудия. Руководителем работ явился исполнявший обязанности начальника ОНИЛ-14 доцент, к.т.н. Владимир Александрович Башкатов (1933 — 2000 гг.). Научным руководителем ОНИЛ-14 являлся генерал-майор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, зав. кафедрой №14, д.т.н., профессор Ипполит Иванович Жуков.
Ниже приводятся воспоминания д.т.н., профессора кафедры В.А. Башкатова, которыми он поделился по просьбе автора настоящей статьи в 1999 г. для истории Военмеха. (Воспоминания В.А. Башкатова приводятся с незначительными сокращениями.)

В.А. Башкатов: «В создании орудия «Пион» кафедра приняла непосредственное участие.
Орудие создавалось сначала на заводе «Баррикады» в городе Волгограде, затем к этой работе было подключено и конструкторское бюро Кировского завода в Ленинграде. Уже на первом этапе работы ОКБ завода «Баррикады» обратилось к нашей кафедре с предложением принять участие в разработке этого орудия и были поставлены конкретные задачи, которые необходимо было решить для того, чтобы обосновать конструктивные параметры проектируемого орудия.
Задачи эти были следующие:
1) проверить баллистические расчеты дульного тормоза. Несколько вариантов его конструкции были предложены конструкторами ОКБ завода «Баррикады»: каморного типа и щелевого (ствольного) типа. Результаты их расчетов по различным методикам отличались чуть ли не на 100 процентов. Важно было определить эффективность дульного тормоза той или иной конструкции;
2) исследовать и обосновать параметры противооткатных устройств (ПОУ). Требование получить орудие небольшого веса при таком мощном баллистическом решении вынуждало создать ПОУ очень высокой энергоемкости. Максимальные скорости свободного отката откатных частей могли достигать порядка 30 м/сек, что существенно превышало диапазон скоростей отката существующих орудий. Методики расчетов ПОУ, которые проводились до этого, основывались на гипотезах о стационарном характере движения несжимаемой жидкости. Было очевидно, что при таких больших скоростях период нестационарности должен был проявиться на начальной фазе отката. Этот вопрос требовал и экспериментальной проверки, и корректировки методики расчета;
3) исследование характера и величины динамических нагрузок в конструкции орудия и, в частности, определение прочности коренного зацепления механизма вертикального наведения от нагрузок, которые зависят от динамики выстрела. Необходимо было уточнить методику взаимодействия опорно-сошникового устройства с грунтом, выбрать оптимальные профиль и углы наклона опорной поверхности.
Было принято решение использовать метод физического моделирования, который на кафедре к этому времени в основных чертах был разработан.
Работа у нас проводилась с 1967 г. по 1972 г., когда начались испытания орудия.
Для разработки самохода, механизма заряжания и транспортно-заряжающей машины был привлечен Кировский завод во главе с Главным конструктором Н.С. Поповым. Головным разработчиком всего проекта тоже был назначен Кировский завод, а конструктоское бюро завода «Баррикады» в Волгограде под руководством Главного конструктора Г.И.Сергеева разрабатывало само орудие, опорно-сошниковое устройство и все силовые элементы конструкции, которые накладывались на корпус самохода для того, чтобы воспринять импульс от выстрела.
С самого начала наши работы проводились с коллективом Волгоградского завода «Баррикады» под общим руководством Главного конструктора завода, Героя социалистического труда Георгия Ивановича Сергеева.
Специально для отработки элементов этого орудия на моделях было разработано и изготовлено несколько стендов. Было изготовлено два стрельбовых стенда, располагавшихся в Горелово, для исследований явлений, происходящих при истечении газов из дульного среза и в дульном тормозе. Один стенд, калибром 80 мм, имел назначение определить реальные характеристики тех дульных тормозов, которые нам были предложены: каморного типа и ствольно-щелевого. Но баллистический процесс на этом стенде не был подобен процессу в реальном орудии. После того, как испытания были проведены, по уточненным уже методикам был рассчитан дульный тормоз в обоих вариантах и был изготовлен стенд более мелкого калибра — 18,7 мм, на котором баллистический процесс был точно воспроизведен в баллистическом подобии. И были исследованы характеристики дульного тормоза.
На стенде для исследования противооткатных устройств воспроизводился процесс отката и процесс сжатия жидкости, движения жидкости по направляющей детали. Сам тормоз и накатник были выполнены в соответствии с принципами геометрического подобия. Была изготовлена физическая модель в масштабе 1 к 4, на которой был воспроизведен весь узел откатных частей в соответствии с принципами динамического подобия.

При проведении исследований на модели выяснилось, что необходимо вводить поправки в методику расчета, учитывая сжимаемость жидкости и колебательный характер сжатия этой жидкости в начале отката. На начальной фазе необходимо было внести определенные изменения в профиль регулирующей детали-веретена в тормозе отката для того, чтобы получить требуемый закон силы сопротивления и обеспечить устойчивость орудия. Эти результаты тоже были переданы заказчику и использованы на орудии.
Что касается механизма вертикального наведения, то он был тоже динамически смоделирован с помощью создания подобной приведенной массы этого механизма на коренном валу и с воспроизведением приведенного зазора. В соответствии с принципами геометрического подобия был выполнен сектор подъемного механизма и коренная шестерня.
Кроме того, сама установка была смоделирована по массам, по жесткостям и геометрическому подобию гусеничного обвода, то есть всей гусеничной подвески. При этом было сделано несколько вариантов опорно-сошникового устройства, отличающихся и по профилю, и по жесткости опорных элементов, и было исследовано две точки крепления. Эта модель исследовалась на большом динамическом стенде в Горелово.

Модель располагалась на реальном грунте, уплотненном до необходимой плотности. Во время этих экспериментов тензометрировались элементы коренного зацепления . Тот вариант, который был изготовлен по чертежам КБ завода «Баррикады», сразу же не выдержал и был сломан. То есть зуб сразу же сломался. И потом мы уже вели эксперимент на усиленном варианте зуба, а заказчику, то есть заводу «Баррикады», результаты эксперимента с поломкой зуба были переданы.

В дальнейшем стрельба из натурной установки с дульным тормозом подтвердила те результаты, которые были сделаны на модели. Но в результате этих экспериментов кабина водителя получила значительные повреждения при выстреле, отдельные элементы были смяты. И КБ завода «Баррикады» прищлось отказаться от дульного тормоза, несколько увеличить длину ствола, тем самым понизить выличину избыточных давлений. Заказчик изменил и конструкцию коренного зацепления механизма вертикального наведения.
Испытания натурного образца на полигоне подтвердили, что наука (физическое моделирование) все-таки дает достаточно обоснованные результаты.

В проекте также были приняты предложенные и апробированные нами профиль опорно-сошникового устройства и места его расположения и крепления. Это результат нашего эксперимента. Мы рассматривали разные углы врезания в грунт, рассматривали нагружение орудия не только под разными вертикальными углами, но и под горизонтальными. Определили траекторию движения-дрейфа орудия на грунте при разных углах. В этой части были даны конкретные рекомендации, и это все было использовано в проекте. Кроме того, были определены натяжения гусениц. Для этого специально нами были разработаны модели — тензотраки. Так называемый специальный элемент, который вставляется в гусеницу как обычный трак-гусеница, с встроенными специальными датчиками, которые определяли силу натяжения гусениц в различных местах. То есть сам процесс колебания гусениц был оценен, и это дало возможность ввести некоторую коррекцию в методики динамического расчета самоходных установок, работающих на гусеницах. Вот эти вот результаты были использованы в конструкции «Пиона».
Когда я возглавлял эту работу от ОНИЛ-14, я поддерживал тесную связь с конструкторами Волгограда. Во время работы над проектом пушки «Пион» выдвинулся заместитель Г.И. Сергеева Илья Маркович Соболев. Г.И. Сергеев все время оставался стратегическим руководителем, но у него кроме артиллерийского КБ было еще ракетное КБ. И потом Соболев перешел руководителем ракетного КБ. А работы после него возглавил Шабанов Адольф Андреевич. Он тоже большой вклад внес. Под его руководством был разработан казенник, затвор. Потом на последних уже этапах испытаний и завершения этой работы ее возглавил Семенов Николай Кондратьевич. А.А. Шабанов и Н.К. Семенов стали лауреатами Государственной премии. И.М. Соболев за эту работу получил звание лауреата премии Ленинского комсомола. А Г.И. Сергеев , возглавляя конструкторские разработки по артиллерийской и ракетной тематике одновременно, за эти обе работы получил Государственную и Ленинскую премии.
Кто занимался научно-исследовательскими работам по заказу КБ завода «Баррикады» у нас, в Военмехе? В экспериментальной части, в конструкции очень большой вклад внес ведущий инженер Кашин Николай Аркадьевич. Принимали участие в этой работе на ранней стадии по противооткатным устройствам Коверкин Юрий Борисович и Малючкова (сейчас Андреева) Жанетта Николаевна. По дульному тормозу принимал участие Алексеев Владимир Михайлович. Он тогда был аспирант, а потом стал доцентом нашей кафедры. Специалистом по измерительным комплексам был Хорн Валерий Николаевич. Было привлечено к работе много студентов и аспирантов, были выполнены дипломные пректы и кандидатские диссертации. Много студентов получили практику конструкторской и испытательной работы. Эта работа нашла отражение и в моей докторской диссертации. Я доволен и горжусь, что принимал участие в этой работе.»
* * *
Научная школа физического моделирования артиллерийских систем, созданная на кафедре №14, в дальнейшем активно развивалась и нашла применение в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполненных в ОНИЛ-14 по заказу артиллерийских КБ и НИИ в 1970-1980 гг. при создании перспективных образцов артиллерийской техники.

Материал взят из газеты: «За инженерные кадры» №1 2007

starcom68.livejournal.com

САУ «Пи­он»: stomaster — LiveJournal


16 де­каб­ря 1967 г. Ми­ни­стер­ст­во обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти при­ня­ло по­ста­нов­ле­ние №801, пре­ду­смат­ри­вав­шее раз­вер­ты­ва­ние на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ских и опыт­но-кон­ст­рук­тор­ских ра­бот над но­вой са­мо­ход­ной сис­те­мой на гу­се­нич­ном шас­си. Она пред­на­зна­ча­лась для раз­ру­ше­ния бе­тон­ных, же­ле­зо­бе­тон­ных и зем­ля­ных ук­ре­п­ле­ний, унич­то­же­ния вра­же­ской даль­но­бой­ной ар­тил­ле­рии и ус­та­но­вок так­ти­че­ских ра­кет и про­чих средств дос­тав­ки ядер­ных за­ря­дов. Пред­по­ла­га­лось, что наи­боль­шая даль­ность стрель­бы долж­на со­ста­вить не ме­нее 25 тыс. м, при этом класс ору­дия и ка­либр пред­стоя­ло вы­брать са­мим кон­ст­рук­то­рам.

Кон­ст­рук­то­ры пред­ло­жи­ли не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ус­та­нов­ки ору­дий на гу­се­нич­ное шас­си:
1) на­ло­же­ние ство­ла от 180-мм бук­си­руе­мой пуш­ки С-23 на хо­до­вую часть тан­ка Т-55 с даль­но­стью стрель­бы обыч­ным сна­ря­дом — 30 км, ак­тив­но-ре­ак­тив­ным сна­ря­дом — 45 км. Этот про­ект по­лу­чил обо­зна­че­ние «Пион-1»;
2) на­ло­же­ние ство­ла от 210-мм пуш­ки С-72 на опыт­ное гу­се­нич­ном шас­си («объ­ек­те 429») с даль­но­стью стрель­бы обыч­ным сна­ря­дом — 35 км, ак­тив­но-ре­ак­тив­ным сна­ря­дом — 50 км на шас­си «объ­ек­та 429А»;
3) на­ло­же­ние ство­ла от 180-мм бе­ре­го­вой пуш­ки МУ-1 (Бр-402) на хо­до­вую часть тан­ка Т-55;
4) по­мес­тить в руб­ке — на хо­до­вой час­ти, за­им­ст­во­ван­ной у тан­ка Т-64, — 203,2-мм пуш­ку с улуч­шен­ны­ми бал­ли­сти­че­ски­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми, раз­ра­бо­тан­ную спе­циа­ли­ста­ми ле­нин­град­ско­го Ки­ров­ско­го за­во­да. Ли­бо пуш­ку то­го же ка­либ­ра от­кры­то смон­ти­ро­вать на «объ­ек­те 429», снаб­див ее от­кид­ным сош­ни­ком, улуч­шаю­щим ус­той­чи­вость при ве­де­нии ог­ня.

По­сле дол­гих спо­ров в на­ча­ле 1969 го­да бы­ло ре­ше­но при­нять ка­либр 203 мм. В сен­тяб­ре 1969 го­да ле­нин­град­ский Ки­ров­ский за­вод пред­ста­вил на рас­смот­ре­ние МОП аван­про­ект САУ «Пи­он» на ба­зе шас­си Т-64 в от­кры­том ру­боч­ном ис­пол­не­нии, а за­вод «Бар­ри­ка­ды» — аван­про­ект на ба­зе шас­си объ­ек­та 429 в от­кры­том ис­пол­не­нии. В ре­зуль­та­те бы­ло при­ня­то ре­ше­ние на раз­ра­бот­ку САУ на ба­зе объ­ек­та 429 в от­кры­том ис­пол­не­нии. Со­вме­ст­ным по­ста­нов­ле­ни­ем ЦК КПСС и Со­ве­та ми­ни­ст­ров СССР от 8 ию­ля 1970 г. № 427-151 бы­ло ре­ше­но про­ек­ти­ро­вать 203,2 мм са­мо­ход­ную пуш­ку 2С7 «Пи­он» с даль­но­стью стрель­бы 32 000 м обыч­ны­ми бо­е­при­па­са­ми и 42 000 м — ак­тив­но-ре­ак­тив­ны­ми.

1 мар­та 1971 г. ГРАУ ут­вер­ди­ло уточ­нен­ные так­ти­ко-тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния к про­ек­ти­руе­мой сис­те­ме. В них пред­ла­га­лось про­ра­бо­тать воз­мож­ность ис­поль­зо­ва­ния спе­ци­аль­но­го вы­стре­ла ЗВБ2 от 203-мм гау­биц Б-4. Мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы обыч­ным 110-килограммовым сна­ря­дом бы­ла оп­ре­де­ле­на в 35 км, а ми­ни­маль­ная без­ри­ко­шет­ная — в 8,5 км. Даль­ность стрель­бы ак­тив­но-ре­ак­тив­ным сна­ря­дом со­став­ля­ла 40-43 км. Го­лов­ным раз­ра­бот­чи­ком на­зна­ча­лось кон­ст­рук­тор­ское бю­ро №3 Ле­нин­град­ско­го Ки­ров­ско­го за­во­да.

Ар­тил­ле­рий­скую часть раз­ра­ба­ты­вал вол­го­град­ский за­вод «Бар­ри­ка­ды» под ру­ко­во­дством глав­но­го кон­ст­рук­то­ра Г.И. Сер­гее­ва. Ар­тил­ле­рий­скую часть вол­го­град­цы вы­пол­ни­ли по клас­си­че­ской схе­ме, но с не­ко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми. В ча­ст­но­сти, ствол был не мо­но­блоч­ным, а раз­бор­ным, со­сто­яв­шим из сво­бод­ной тру­бы, ко­жу­ха, ка­зен­ни­ка, муф­ты и втул­ки. Та­кие ство­лы пред­ло­жил еще в 70-е гг. XIX в. спе­циа­лист Обу­хов­ско­го за­во­да А.А. Ко­ло­коль­цев. Де­ло в том, что осо­бо мощ­ным арт­сис­те­мам свой­ст­вен бы­ст­рый из­нос их на­рез­ной час­ти при стрель­бе. При­шед­шие в не­год­ность мо­но­бло­ки в та­ких слу­ча­ях от­прав­ля­ют для за­ме­ны на спе­ци­аль­ные пред­при­ятия, что тре­бу­ет не­ма­ло­го вре­ме­ни, в те­че­ние ко­то­ро­го ору­дие без­дей­ст­ву­ет. У раз­бор­ных же по­доб­ную опе­ра­цию лег­ко про­вес­ти в ар­тил­ле­рий­ских мас­тер­ских, рас­по­ло­жен­ных в приф­рон­то­вом ты­лу.

По­сле про­ве­де­ния за­во­дских и го­су­дар­ст­вен­ных ис­пы­та­ний, в 1975 г. са­мо­ход­ная пуш­ка бы­ла при­ня­та на воо­ру­же­ние Со­вет­ской Ар­мии и за­пу­ще­на в се­рий­ное про­из­вод­ст­во. Ар­тил­ле­рий­ская часть про­из­во­ди­лась на вол­го­град­ском за­во­де «Бар­ри­ка­ды». На Ки­ров­ском за­во­де из­го­тав­ли­ва­лось спе­ци­аль­ное шас­си «объ­ект 216» и про­из­во­ди­лась окон­ча­тель­ная сбор­ка ору­дия.

По­ми­мо СССР, 2С7 со­стоя­ла на воо­ру­же­нии Поль­ши и Че­хо­сло­ва­кии (поз­же Че­хии). На дан­ный мо­мент (2010 год) 2С7 со­сто­ит на воо­ру­же­нии Рос­сии, Ук­раи­ны, Бе­ла­ру­си, Азер­бай­джа­на.

Са­мо­ход­ная пуш­ка 2С7 пред­на­зна­че­на для вы­пол­не­ния сле­дую­щих за­дач:
— унич­то­же­ние и по­дав­ле­ние средств ядер­но­го по­ра­же­ния, ар­тил­ле­рии, ми­но­ме­тов и дру­гих ог­не­вых средств и тех­ни­ки;
— раз­ру­ше­ние по­ле­вых и дол­го­вре­мен­ных обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний;
— по­дав­ле­ние и унич­то­же­ние ты­лов, пунк­тов и ор­га­нов управ­ле­ния вой­ска­ми и ар­тил­ле­ри­ей;
— по­дав­ле­ние и унич­то­же­ние жи­вой си­лы и тех­ни­ки в рай­онах со­сре­до­то­че­ния и на ру­бе­жах раз­вёр­ты­ва­ния.
Са­мо­ход­ная пуш­ка 2С7 вы­пол­не­на по без­ба­шен­ной схе­ме с раз­ме­ще­ни­ем ору­дия от­кры­то в кор­мо­вой час­ти гу­се­нич­но­го шас­си. 2С7 со­сто­ит из 203-мм ме­ха­ни­зи­ро­ван­ной пуш­ки 2А44 и гу­се­нич­но­го шас­си.

Пуш­ка 2А44 со­сто­ит из ство­ла, за­тво­ра, стре­ляю­ще­го ме­ха­низ­ма, за­гру­зоч­но­го лот­ка, люль­ки, про­ти­во­от­кат­но­го уст­рой­ст­ва, по­во­рот­но­го и подъ­ем­но­го ме­ха­низ­мов, двух пнев­ма­ти­че­ских урав­но­ве­ши­ваю­щих уст­ройств тя­ну­ще­го ти­па, верх­не­го стан­ка, при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний и ме­ха­низ­ма за­ря­жа­ния. На ору­дии при­ме­не­ны ствол с ко­жу­хом и двух­такт­ный порш­не­вой за­твор (с пла­сти­че­ским уп­лот­ни­те­лем ти­па «бан­ге»), от­кры­вае­мый вверх. За­твор ос­на­щен стре­ляю­щим ме­ха­низ­мом удар­но­го ти­па, спе­ци­аль­ным ме­ха­ни­че­ским при­во­дом, по­зво­ляю­щим ав­то­ма­ти­зи­ро­вать про­цес­сы от­кры­тия и за­кры­тия за­тво­ра (в ава­рий­ном ре­жи­ме эти опе­ра­ции мо­гут вы­пол­нять­ся вруч­ную), и урав­но­ве­ши­ваю­щим уст­рой­ст­вом, об­лег­чаю­щим от­кры­тие за­тво­ра. В стре­ляю­щем ме­ха­низ­ме вы­пол­не­но гнез­до для ма­га­зи­на кап­сюль­ных тру­бок. Вы­пуск про­из­во­дит­ся с по­мо­щью элек­тро­спус­ка или спус­ко­во­го шну­ра (в ава­рий­ном ре­жи­ме).

Люль­ка ци­лин­д­ри­че­ско­го ти­па ус­та­нов­ле­на верх­нем стан­ке. К ней при­кре­п­ле­ны ци­лин­д­ры про­ти­во­от­кат­но­го уст­рой­ст­ва, зуб­ча­тая ду­га подъ­ем­но­го ме­ха­низ­ма, дат­чик дли­ны от­ка­та и крон­штейн для кре­п­ле­ния при­цель­ных при­спо­соб­ле­ний. Про­ти­во­от­кат­ное уст­рой­ст­во вклю­ча­ет в свой со­став гид­рав­ли­че­ский тор­моз от­ка­та с сис­те­мой урав­ни­ва­ния объ­е­ма ра­бо­чей жид­ко­сти и два гид­ро­пнев­ма­ти­че­ских на­кат­ни­ка. Дли­на от­ка­та со­став­ля­ет не бо­лее 1400 мм. На верх­нем стан­ке смон­ти­ро­ва­ны подъ­ем­ный и по­во­рот­ный ме­ха­низ­мы и урав­но­ве­ши­ваю­щие уст­рой­ст­ва. На­ве­де­ние пуш­ки в вер­ти­каль­ной и го­ри­зон­таль­ной плос­ко­стях осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью гид­рав­ли­че­ских при­во­дов ли­бо вруч­ную (в ава­рий­ном ре­жи­ме). Угол вер­ти­каль­но­го на­ве­де­ния от 0° до +60°, угол го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния — ±15° от­но­си­тель­но про­доль­ной оси ма­ши­ны.

От­каз от ис­поль­зо­ва­ния дуль­но­го тор­мо­за обес­пе­чил дуль­ную вол­ну не­вы­со­ко­го дав­ле­ния на ра­бо­чих мес­тах и по­зво­лил от­ка­зать­ся от мон­та­жа спе­ци­аль­ной за­щи­ты для рас­че­та.

Пуш­ка ос­на­ще­на по­лу­ав­то­ма­ти­че­ской гид­рав­ли­че­ской сис­те­мой за­ря­жа­ния, по­зво­ляю­щей осу­ще­ст­в­лять этот про­цесс при лю­бых уг­лах воз­вы­ше­ния ство­ла. Управ­ле­ние все­ми опе­ра­ция­ми ме­ха­низ­ма за­ря­жа­ния про­ис­хо­дит с пуль­та зам­ко­во­го. Сна­ча­ла в за­ряд­ную ка­мо­ру по­ме­ща­ет­ся сна­ряд, за­тем — ме­та­тель­ный за­ряд, а на по­след­нем эта­пе (пе­ред за­кры­ти­ем за­тво­ра) в гнез­до стре­ляю­ще­го ме­ха­низ­ма вруч­ную встав­ля­ет­ся кап­сюль­ная труб­ка. По­сле вы­стре­ла ис­поль­зо­ван­ная кап­сюль­ная труб­ка вы­бра­сы­ва­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски при от­кры­ва­нии за­тво­ра.

При пи­та­нии вы­стре­ла­ми САУ с грун­та ис­поль­зу­ет­ся двух­ко­лес­ная руч­ная те­леж­ка. Те­леж­ка со­сто­ит из ра­мы с ко­ле­са­ми и съем­ных но­си­лок. Но­сил­ки от­де­ля­ют­ся при подъ­е­ме сна­ря­да с грун­та и по­груз­ке сна­ря­да на ло­ток до­сы­ла­те­ля. Воз­мож­на и руч­ная пе­ре­нос­ка но­си­лок без те­леж­ки. Для по­да­чи бо­е­при­па­сов с грун­та тре­бу­ет­ся до­пол­ни­тель­но шесть че­ло­век.

При­цель­ные при­спо­соб­ле­ния со­сто­ят из ме­ха­ни­че­ско­го при­це­ла Д726-45, па­но­ра­мы ПГ-1М, оп­ти­че­ско­го при­це­ла ОП4М-99А, ар­тил­ле­рий­ско­го кол­ли­ма­то­ра К-1, ве­хи Сб 13-11 и ос­ве­ти­тель­но­го при­бо­ра «Луч-С71М». САУ мо­жет вес­ти огонь, как с за­кры­тых по­зи­ций, так и пря­мой на­вод­кой.

Для стрель­бы из пуш­ки ис­поль­зу­ют­ся без­гиль­зо­вые вы­стре­лы раз­дель­но­го за­ря­жа­ния, со­стоя­щие сна­ря­да и ме­та­тель­но­го за­ря­да (пол­но­го или умень­шен­но­го). По­ро­хо­вые ме­та­тель­ные за­ря­ды за­клю­че­ны в по­лот­ня­ную обо­лоч­ку и хра­нят­ся в гер­ме­тич­ном кон­тей­не­ре.

Ос­нов­ны­ми сна­ря­да­ми яв­ля­ют­ся ос­ко­лоч­но-фу­гас­ный сна­ряд ОФ43 и ак­тив­но-ре­ак­тив­ный сна­ряд 3ОФ44. Мас­са ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­го сна­ря­да — 110 кг, мас­са ВВ — 17,8 кг, мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы на пол­ном за­ря­де — 37,5 км, на­чаль­ная ско­рость — 960 м/сек. Мас­са ак­тив­но-ре­ак­тив­но­го сна­ря­да — 103 кг, мас­са ВВ — 13,8 кг, мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы — 47,5 км. Так­же, к пуш­ке раз­ра­бо­тан бе­то­но­бой­ный сна­ряд, спец­бо­е­при­пас с ядер­ным за­ря­дом и хи­ми­че­ский сна­ряд.

Бое­ком­плект со­сто­ит из 40 вы­стре­лов, из ко­то­рых 4 раз­ме­ще­ны на са­мо­ход­ной ус­та­нов­ке, а ос­таль­ные пе­ре­во­зят­ся в со­про­во­ж­даю­щей ее транс­порт­ной ма­ши­не.

Мак­си­маль­ная ско­ро­стрель­ность пуш­ки — 1,5 вы­стре­ла в ми­ну­ту. Пре­ду­смот­ре­ны сле­дую­щие ре­жи­мы стрель­бы:
— 8 вы­стре­лов в те­че­ние 5 ми­нут;
— 15 вы­стре­лов в те­че­ние 10 ми­нут;
— 24 вы­стре­ла в те­че­ние 20 ми­нут;
— 30 вы­стре­лов в те­че­ние 30 ми­нут;
— 40 вы­стре­лов в те­че­ние ча­са.
До­пол­ни­тель­ное воо­ру­же­ние вклю­ча­ет ПЗРК, руч­ной про­ти­во­тан­ко­вый гра­на­то­мет РПГ-7, гра­на­ты Ф-1, че­ты­ре ав­то­ма­та и сиг­наль­ный пис­то­лет.

Кор­пус шас­си пред­став­ля­ет со­бой свар­ную кон­ст­рук­цию ко­роб­ча­то­го се­че­ния, ко­то­рую по­пе­реч­ные пе­ре­го­род­ки де­лят на че­ты­ре от­де­ле­ния: управ­ле­ния, си­ло­вое, рас­че­та и кор­мо­вое. В пе­ред­ней час­ти кор­пу­са раз­ме­ще­но от­де­ле­ние управ­ле­ния с тре­мя ра­бо­чи­ми мес­та­ми для ко­ман­ди­ра, ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и на­вод­чи­ка, за ним — мо­тор­ное от­де­ле­ние с ос­нов­ной и вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вы­ми ус­та­нов­ка­ми, от­де­ле­ние для че­ты­рех чле­нов рас­че­та и кор­мо­вой от­сек, в ко­то­ром раз­ме­ще­ны ак­ку­му­ля­то­ры, то­п­лив­ные ба­ки и ма­га­зин для бо­е­при­па­сов. Ка­би­на эки­па­жа вы­не­се­на да­ле­ко впе­ред. По­ми­мо сво­его ос­нов­но­го на­зна­че­ния она слу­жит так­же про­ти­во­ве­сом ору­дий­ной ус­та­нов­ке.

Хо­до­вая часть со­сто­ит из пе­ред­них ве­ду­щих ко­лес, се­ми пар опор­ных кат­ков, шес­ти пар под­дер­жи­ваю­щих кат­ков и зад­них на­прав­ляю­щих ко­лес. На ма­ши­не при­ме­не­ны гу­се­ни­цы с ре­зи­но­ме­тал­ли­че­ским шар­ни­ром и не­за­ви­си­мая тор­си­он­ная под­вес­ка с те­ле­ско­пи­че­ски­ми гид­рав­ли­че­ски­ми амор­ти­за­то­ра­ми (на пер­вой, вто­рой, шес­той и седь­мой па­рах опор­ных кат­ков). Мно­гие уз­лы хо­до­вой час­ти за­им­ст­во­ва­ны у тан­ка Т-80. Ме­ха­ни­че­ская транс­мис­сия с ко­ни­че­ским ре­дук­то­ром и бор­то­вы­ми ко­роб­ка­ми пе­ре­дач за­им­ст­во­ва­на у тан­ка Т-72.

Для вос­при­ятия весь­ма зна­чи­тель­ной си­лы от­да­чи пуш­ки в кор­мо­вой час­ти кор­пу­са шас­си смон­ти­ро­ван опус­каю­щий­ся с по­мо­щью гид­ро­при­во­да сош­ник буль­до­зер­но­го ти­па. Он за­глуб­ля­ет­ся в грунт на глу­би­ну до 700 мм и обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую ус­той­чи­вость пуш­ки при стрель­бе. По­вы­ше­нию ус­той­чи­во­сти спо­соб­ст­ву­ют опус­каю­щие­ся с по­мо­щью гид­ро­при­во­да на­прав­ляю­щие ко­ле­са гу­се­нич­но­го шас­си, а так­же бло­ки­руе­мые гид­ро­амор­ти­за­то­ры уз­лов под­вес­ки опор­ных кат­ков. При ма­лых уг­лах воз­вы­ше­ния и при ис­поль­зо­ва­нии умень­шен­ных за­ря­дов стрель­ба из пуш­ки мо­жет вес­тись и без опус­ка­ния сош­ни­ка.

В ка­че­ст­ве ос­нов­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки на са­мо­ход­ной пуш­ке ус­та­нов­лен 12-цилиндровый V-образный че­ты­рех­такт­ный ди­зель В-46-1 с тур­бо­над­ду­вом мощ­но­стью 750 л.с. Вспо­мо­га­тель­ная си­ло­вая ус­та­нов­ка со­сто­ит из 4-цилиндрового ди­зе­ля 9Р4-6У2 мощ­но­стью 18 кВт и ре­дук­то­ра со стар­те­ро­м-ге­не­ра­то­ром и на­со­сом гид­ро­сис­те­мы.

2С7 ос­на­ще­на дву­мя на­блю­да­тель­ны­ми при­бо­ра­ми ноч­но­го ви­де­ния ТВНЕ-4Б, ра­дио­стан­ци­ей Р-123, сред­ст­ва­ми внут­рен­ней свя­зи 1В116, про­ти­во­по­жар­ной сис­те­мой, фильт­ро­вен­ти­ля­ци­он­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми, сис­те­мой обог­ре­ва, тан­ко­вым ком­плек­том де­зак­ти­ва­ции.

Пуш­ку об­слу­жи­ва­ет рас­чет из 14 че­ло­век, из них 7 со­став­ля­ют эки­паж са­мо­ход­ной ус­та­нов­ки и на мар­ше раз­ме­ща­ют­ся в от­де­ле­ни­ях управ­ле­ния и рас­че­та, а ос­таль­ные — в со­про­во­ж­даю­щем ус­та­нов­ку гру­зо­вом ав­то­мо­би­ле или бро­не­транс­пор­те­ре.

 
 

</lj-embed>


 

По материалам http://army.lv —————————————-————————-

Вы планируете начать бизнес или расширить производство ? Вам негде складировать готовую продукцию в москве ? Вам поможет аренда производственных помещений с помощью инвестиционной компании «Визави». «Визави «с 2002 года является одним из лидеров девелоперской деятельности на рынке коммерческой недвижимости Москвы и Московской области и оказывает полный спектр услуг, связанных с инвестированием и управлением объектами недвижимого имущества.

ссылка, стоимость печати листовок

stomaster.livejournal.com

203-мм самоходная пушка 2С7 «Пион»

2С7 «Пион» — самое мощное орудие полевой артиллерии сухопутных войск Российской армии.

Предварительные исследования, связанные с созданием самоходной 203-мм пушки с дальностью стрельбы до 25 км, были начаты в СССР в декабре 1967 г. Пушка предназначалась для уничтожения отдельных удаленных особо важных объектов, разрушения фортификационных сооружений и нанесения ударов спецбоеприпасами с ядерным зарядом. В марте 1970 г. были сформулированы тактико-технические требования на разработку этого орудия, а уже во второй половине 1970-х гг. первые серийные самоходные пушки 2С7 «Пион» начали поступать на вооружение артиллерийских бригад особой мощности Советской армии. В настоящее время, кроме армий России и некоторых стран — членов СНГ, самоходными пушками 2С7 располагают также армии Чехии и Польши.

Самоходная пушка 2С7 выполнена по безбашенной схеме с размещением орудия открыто в кормовой части гусеничного шасси. В передней части корпуса шасси находится отделение управления, за ним следуют моторно-трансмиссионное отделение, отделение расчета и кормовое (боевое) отделение. Пушку обслуживает расчет из 14 человек, из них 7 составляют экипаж самоходной установки; на марше они располагаются в отделениях управления и расчета, а остальные — в сопровождающем установку грузовом автомобиле или бронетранспортере.

В боекомплект пушки входят выстрелы картузного заряжания с переменными зарядами.

Основными снарядами являются осколочно-фугасный снаряд ОФ-43 и активно-реактивный снаряд. Масса осколочно-фугасного снаряда равна 110 кг, из них 17,8 кг взрывчатого вещества. Максимальная дальность стрельбы этим снарядом на полном заряде составляет 37,5 км, начальная скорость — 960 м/с. Активно-реактивный снаряд весит 103 кг, из них 13,3 кг взрывчатого вещества. Дальность стрельбы этим снарядом является рекордной для современных полевых орудий и достигает 47,5 км.

Кроме названных выше, к пушке разработаны бетонобойный снаряд, спецбоеприпас с ядерным зарядом и химический снаряд.

Боекомплект состоит из 8 выстрелов, из которых 4 размещено на самоходной установке, а остальные перевозятся в сопровождающей ее транспортной машине.

Самоходная пушка обладает достаточно высокой для своей массы подвижностью, а благодаря тому, что процесс перевода ее из боевого положения в походное сокращен до минимума, она может произвести 1—2 выстрела и покинуть огневую позицию еще до того, как первый снаряд поразит цель, удаленную на 47,5 км.

В ходе проведенной в 1983 г. модернизации на 2С7 «Пион» была установлена аппаратура для приема и отображения данных для стрельбы. В результате скорострельность была повышена до 2,5 выстр./мин, а возимый боекомплект увеличен. Усовершенствованная самоходная пушка имеет обозначение 2С7М «Малка».

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь