Обзор артиллерии. Часть 2. Ад на колесах » Военное обозрение
В основном можно говорить о двух категориях колесной артиллерии: пушки как таковые, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей, и башенные пушки на бронированном шасси; каждая категория со своими собственными преимуществами. В первом случае это будет подвижность, хотя и стоимость тоже хороший аргумент для продажи. Во втором же случае при выполнении огневой задачи экипаж находится под надежной защитой брони.


В то время как многие производители, разрабатывавшие артиллерийские системы калибров советского стандарта, теперь переделывают их под стандарты НАТО, чешская гаубица Dana M1 до сих пор имеет калибр 152 мм
Необходимость в улучшении стратегической мобильности и тактической мобильности на дорогах – вот то, что получило особое значение в недавних асимметричных боевых действиях. Это привело к разработке многочисленных систем в двух ранее упомянутых категориях. Многие уже давно состоят на вооружении, а другие находятся на стадии прототипа. Много факторов влияет на развитие этих систем, не в последнюю очередь финансовый кризис и соответствующие сокращения оборонных бюджетов.
Устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей (далее для краткости грузовики) системы в настоящее время кажутся более предпочтительным вариантами. Решение Индии начать именно с системы этого типа в своем Плане по модернизации артиллерии означает, что все основные изготовители подобных систем сделают всё возможное, чтобы получить контракт на 814 самоходных артиллерийских установок (САУ). А вот к истинным колесным самоходным гаубицам (СГ) рынок, по всей видимости, несколько более прохладен в связи с их более высокой стоимостью.
Самоходные системы среднего калибра
За прошедшие три десятилетия возможно первой страной, которая поверила в достоинства колесной самоходной артиллерии среднего калибра, стала Чехословакия, чья 152-мм САУ Dana впервые была замечена западными обозревателями в 1980 году. Dana производилась с 1977 года также под обозначением ShKH-77; она базируется на грузовом шасси грузового автомобиля 8×8 с установленной на него бронированной кабиной. Гаубица до сих пор состоит на вооружении разных стран, например Польша развертывала их в Афганистане в 2008 году. После распада страны на Чешскую и Словацкую республики оборонная промышленность двух новых стран унаследовала проект Dana и использовала его в качестве отправного решения для разработки двух совершенно разных проектов. Хотя система Dana была изначально разработана словацкой стороной, но название проекта Dana фактически перешло чехам и модернизированному варианту, разработанному компанией Excalibur Army. Со своей стороны словацкая Konstrukta Defence на базе системы Dana разработала гаубицу Zuzana.
В Чешской республике эволюция системы Dana не привела к системе, соответствующей стандартам НАТО. Действительно, САУ Dana-M1 CZ, разработанная компанией Excalibur Army, до сих пор оснащена оригинальной артиллерийской частью калибра 152 мм. Этот выбор в основном объясняется необходимостью модернизации хотя бы части из более чем 600 существующих гаубиц Dana M-77, до сих пор состоящих на вооружении Чешской республики, Ливии, Польши и Грузии. Модернизация гаубицы в основном направлена на мобильность, эргономику и систему командования и управления. Повышение мощности было получено за счет установки на оригинальный двигатель T3-390 новых турбокомпрессоров и промежуточных охладителей. Это в свою очередь заставило установить новую коробку передач 430 Sachs, также была установлена система централизованной подкачки новых шин 14R20. У водителя появилось новое лобовое бронированное стекло и усовершенствованная система рулевого управления с гидроусилением. В кабине также были установлены независимые системы обогрева и кондиционирования. Вооружение имеет новую систему управления огнем (СУО) и новую навигационную систему, что сокращает время развертывания на позиции. Новый компьютер и интеллектуальный терминал командира позволяют подготовиться к огневой задаче заранее, а это еще сокращает время подготовки к стрельбе. Частичная квалификация гаубицы ожидалась в 2014 году, но по этому поводу компания так и не выпустила пресс-релиза.
Компания Konstrukta Defence разработала новую гаубицу Zuzana 2000, заменив устаревшую 152-мм артиллерийскую часть новой 155-мм/45 производства компании ZTS Special. 16 таких систем состоит на вооружении словацкой армии и более 12 систем было продано Кипру. Словацкая компания в настоящее время предлагает новые варианты Zuzana A1 и Zuzana 2. Разница заключается в силовом блоке: на вариант A1 установлен форсированный двигатель MAN D28 76 LF мощностью 453 л.с. в одном блоке с трансмиссией Allison HD 4560 PR, тогда как на вариант Zuzana 2 установлен двигатель Tatra T3B-928.70 мощностью 442 л.с., соединенный с трансмиссией Tatra 10 TS 180. В отличие от оригинальной гаубицы Zuzana, модели A1 и 2 имеют ствол 152 калибра также производства ZTS Special. Пушка стреляет всеми боеприпасами стандарта НАТО. В конвейере уложено 40 снарядов и 40 зарядов к ним, в нем можно разместить снаряды длиной до 1000 мм. Установщик взрывателей позволяет перед досыланием запрограммировать электронные взрыватели снарядов. В первую минуту может быть дослано и выпущено до 6 выстрелов, ну или как вариант 16 выстрелов в первые три минуты. Возможно ведение огня в ручном режиме со скорострельностью два выстрела в минуту. Также имеется радар измерения начальной скорости, что повышает точность, гаубицы Zuzana Al и 2 способны вести огонь в режиме MRSI (multiple-round simultaneous impact – одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени прилетают к цели одновременно). При стрельбе калиберными снарядами с донным газогенератором максимальная дальнобойность составляет свыше 41 км. Еще одно усовершенствование заключается во вспомогательной силовой установке, которая предназначена для работы системы при заглушенном двигателе. Экипаж гаубицы надежно защищен по лобовой дуге, а передняя кабина имеет уровень защиты соответствующий 4-му. В 2014 году были завершены стрельбовые и ходовые испытания гаубицы Zuzana 2 и в настоящее время она ожидает первого заказа от словацкой армии.
Югославия также разработала колесную гаубицу M84 Nora A, у которой пушка 152/45 была установлена на грузовик FAP 2832. В начале 2000-х компания Югоимпорт решила разработать систему, предназначенную для зарубежных рынков. Модель Nora B-52 K0 в связи с этим была вооружена пушкой 155-мм/52, установленной в открытой башне. Затем последовал вариант K1, который главным образом отличался российским шасси Камаз 63501 8×8 (заменило оригинальное сербское шасси FAP 2832), полузащищенной башней для расчета, полностью автоматической системой заряжания с полуавтоматическим затворным механизмом, автоматизированной системой и СУО. Двенадцать готовых выстрелов размещались в башне, а еще 24 укладывались в магазине позади передней кабины. Для выполнения первого выстрела было необходимо 60 секунд, сокращению времени открытия огня способствовали автоматическое наведение и электропривод опор. Гаубица K1 до сих пор входит в портфолио компании Югоимпорт; она экспортировалась, по крайней мере, в две страны, Мьянму и Кению, обе заказали по 30 систем.

Компания Konstrukta Defence на свою гаубицу Zuzana первоначально устанавливала пушку 155-мм/45, затем новую пушку 155/52, система в настоящее предлагается с двумя разными силовыми блоками

Спроектированная с целью соответствия потребностям сербской армии, гаубица Nora K-1 от компании Югоимпорт все еще ждет первый заказ от национальной армии
Новейший вариант гаубицы под обозначением B-52 K-I отличается полностью закрытой башней, тем самым, завершив свой переход от установленной на грузовик пушки к колесной самоходной гаубице в классическом понимании. Nora третьего поколения была доработана по многим параметрам. Была повышена надежность самой артиллерийской системы, а также точность благодаря новой СУО, улучшенной навигационной системе и радару измерения начальной скорости. Гидравлические опоры получили амортизаторы, а экипаж был сокращен до четырех человек. Максимальная дальнобойность при стрельбе снарядами повышенной дальности составляет 41,2 км, а при стрельбе активно-реактивным боеприпасом с донным газогенератором она ожидается в районе 56 км.
Обеспечение сил быстрого реагирования самоходной гаубицей было целью компании Югоимпорт, когда в 2011 году она предложила систему на базе 122-мм пушки D30J. Используя опыт, полученный при создании Nora, сербская компания разработала САУ Soko SP RR 122, состоящую из грузовика FAP 2228 6×6 с кабиной защищенной в соответствии с 1-м уровнем стандарта STANAG и артиллерийской башни, установленной позади кабины. Экипаж из 4 человек разбит на пары, водитель и командир сидят в кабине, а стрелок и заряжающий в башне. Максимальная дальнобойность осколочно-фугасными снарядами составляет 17,3 км, такими же, но с донной выемкой – 21 км. С целью уничтожения движущихся целей пушка может также стрелять снарядом с лазерным наведением Китолов-2M. Электрогидравлический магазин и полуавтоматическая система заряжания с пневматическим досылателем позволяют быстро заряжать снаряды и заряды. Быстрое время подготовки к стрельбе обеспечивается гидравлическими опорами и СУО, которая может быть интегрирована в систему управления боем.
В конце 70-х годов южноафриканская компания Denel разработала самоходную гаубицу G6 SP на базе специально спроектированного шасси 6×6. Ее башня вооружена такой же пушкой 155/45, что и буксируемая G5. Оригинальная гаубица G6 с ручным заряжанием была куплена армиями ЮАР, Омана и ОАЭ. Ее экипаж состоял из 4 артиллеристов и водителя. В 2003 году компания Denel Land Systems начала выпуск G6-52 с пушкой калибра 52, которая имела меньший боекомплект (40 против 50), размещенный в двух карусельных магазинах в задней части башни, один со снарядами и один с зарядами. Автомат заряжания гарантировал скорострельность 6 выстрелов в минуту, при этом расчет был сокращен до трех человек. Гаубица G6-52 оборудована навигационной системой INS/GPS и продвинутой системой целеуказания и наведения AS2000, что позволяет открывать огонь из пушки через 60 секунд после получения задания. Башня G6-52 хотя устанавливалась на модернизированный вариант оригинального шасси G6, но может также устанавливаться и на другие шасси, в основном гусеничные. На G6-52, также известную как Renoster, заказы от зарубежных стран пока не поступали. Что касается Индии, то там компания Denel внесена в черный список, и когда ей позволят вернуться к борьбе за заказы, поди догадайся. Артиллерийская система в башенной конфигурации T6 могла бы быть также использована для создания гусеничной СГ, базирующейся на национальном шасси (Bhin на базе танка Arjun предложена несколько лет назад).

Хотя Норвегия решила выйти из программы, компания BAE Systems пока имеет контракт на 48 систем Archer, подписанный со Швецией

G6/45 состоит на вооружении Объединенных Арабских Эмиратов. Вариант с 52 калибром находится на стадии продвинутого прототипа и в настоящее время ожидает своего первого заказчика


Использовав бронемашину Enigma 8×8 разработки Emirates Defence Technology в качестве базовой платформы, компания BAE предложила необычное решение по упрощенной интеграции своей сверхлегкой гаубицы M777 155/39 с этой машиной. На фото модель с пушкой в положениях для стрельбы и по-походному
В середине 90-х были проведены исследования по возможности установки буксируемой пушки Bofors FH77 B05 52 на колесную самоходную гаубицу. Система получила обозначение Archer. С целью получения максимальной проходимости по заснеженным землям Северной Европы была выбрана модифицированная сочлененная машина Volvo A30E 6×6. Основные особенности системы следующие: полная автоматизация (Archer обслуживает расчет из трех человек изнутри защищенной кабины), режим MRSI до шести выстрелов, время занятия позиции с ходу и открытие огня менее 30 секунд и защита от баллистических и минных угроз. Гаубица может перебрасываться самолетом A400M. Ее дальнобойность составляет 40 км обычными боеприпасами и 50 км управляемыми снарядами типа Excalibur. В рамках этой программы в 2007 году Норвегия присоединилась к Швеции, система получила официальное обозначение FH 77 BW L52. Первые 24 системы Archer, заказанные в 2010 году, были поставлены шведскому Управлению оборонного имущества в сентябре 2013 года, но спустя три месяца Норвегия, подписавшая контракт также на 24 системы, решила покинуть программу. Ее решение основывалось на неназванных причинах, не позволивших добиться соответствия системы норвежским требованиям. Это привело к подписанию исправленного контракта между Управлением и компанией BAE Systems Bofors по графику поставок только для Швеции. Поставка последней партии запланирована на начало 2016 года. На сегодняшний день нет никаких подробностей о штрафных санкциях. Гаубица Archer также является возможным кандидатом на датскую программу по замене M109.
Компания Rheinmetall использовала опыт разработки пушки PzH 2000 и ее ствола производства Unterluβ и создала автономную башню с такой же пушкой 155/52, способной стрелять на дальность 42 км улучшенными снарядами с донным газогенератором и на более чем 52 км снарядами V-LAP с реактивным движителем. Автоматическая система заряжания позволяет обеспечить скорострельность шесть выстрелов в минуту или 75 выстрелов в час в режиме продолжительного ведения огня. В режиме MRSI может быть отстреляно до пяти снарядов. При использовании специальной машины пополнения боеприпасов может быть загружено за пять минут 40 снарядов и 40 зарядов к ним. Имея на борту кольцевой лазерный гироскоп с GPS, автоматическую систему наводки орудия, систему управления и командования AS4000, гаубица может отстрелять первый снаряд через 60 секунд после остановки и сняться с позиции всего через 30 секунд. Компания Rheinmetall заявляет о круговом вероятном отклонении 0,6% от дальности при стрельбе по низкой траектории. Башня была разработана в надежде на индийский контракт по артиллерийским системам и с этой целью была установлена на южноафриканское шасси G6, дав рождение системе RGW52 (Rheinmetall Wheeled Gun), но, как и другие компании, Rheinmetall попала в индийский черный список. В настоящее время программа остановлена, но в компании Rheinmetall готовы еще раз начать, если заказчик проявит интерес к системе. Поскольку башня автономная, то она может устанавливаться на колесные и гусеничные шасси.
Начатая благодаря двум исследовательским программам, частично финансируемым итальянским министерством обороны, разработка гаубицы Centauro 155/39 LW компанией Oto Melara в настоящее время остановлена из-за скудных финансовых возможностей итальянской армии. Система была показана на выставке Eurosatory 2012. Она представляет собой башню, вооруженную легкой пушкой 155/39, установленную на шасси Centauro 8×8, хотя серийная система может устанавливаться на шасси Centauro 2. Длина ствола была выбрана исходя из того, что пушка будет стрелять в основном боеприпасами Vulcano (см. часть «Управляемые боеприпасы»), которые смогут улетать на 55 км в управляемом варианте. Для системы было принято полностью автоматическое заряжание; 15 снарядов уложены в задней части башни, тогда как соответствующие заряды размещены в шасси. Система автоматически выбирает тип снаряда и заряда в соответствии с данными, полученными от командира или стрелка. Гарантируется скорострельность восемь выстрелов в минуту, система также способна отстрелять до 4 выстрелов в режиме MRSI. Расход боеприпасов сокращается при стрельбе управляемыми боеприпасами; впрочем, машина пополнения боеприпасов с конвейером перегружает полный боекомплект снарядов и зарядов менее чем за 10 минут. Пушка имеет реактивный дульный тормоз типа «солонка», что значительно снижает силы отката; моделирование показало, что опоры при стрельбе необязательны. Испытания на данный момент прошли сама пушка, боеприпасы, заряды и автоматическая система заряжания. Компания Oto Melara готова заново начать разработку и даже установить башню на другое шасси, если потребует зарубежный заказчик.

Автономный модуль Artillery Gun Module может устанавливаться как на гусеничные, так и на колесные шасси, например на фото он установлен на Boxer. Система уже описывалась в «Часть 1. Ад на гусеницах»
Устанавливаемые на шасси грузового автомобиля пушки калибра 155 мм
В начале 90-х компания Giat Industries (в настоящее время Nexter) начала разработку артиллерийской системы на грузовике, которая оставалась на стадии прототипа пока французская армия не решила испытать ее. На систему, получившую обозначение Caesar (CAmion Equipe d’un Systeme dArtillerie – грузовик, оборудованный артиллерийской системой), в конечном счет был получен заказ; французское правительство решило загрузить национальную промышленность и заказало пять гаубиц. Французская армия была не в особом восторге от этой концепции в то время, но спустя десять лет положение дел существенно изменилось. Она заказала еще 72 системы Caesar в конце 2004 года, развернула их в Афганистане и Мали и в настоящее время полностью убедилась в преимуществах этой мобильной пушки. В Афганистане гаубица 155/52 Caesar позволяла прикрывать всю зону ответственности французского контингента площадью 15×40 км, действуя от Нихраба на севере и до Гвана на юге. Развертыванию систем способствовала хорошая авиатранспортабельность и также их точность. Первые пристрелка на большие дальности требует всего двух снарядов для того, чтобы откорректировать огонь с круговым вероятным отклонением (КВО) 100 метров, после чего для нейтрализации цели отстреливаются 10 снарядов. Если в Афганистане гаубицы Caesar работали с передовых оперативных баз, то в Мали тактическая мобильность была ключевым элементом. Работая двумя парами, СГ Caesar базировались в Гао, откуда они могли достичь любого места в районе операции в течение двух дней.
Полностью цифровая система Caesar позволяет быстро выполнить огневую задачу: готовность к стрельбе одна минута, отстрел шести снарядов за минуту и готовность к движению через 45 секунд. Французские гаубицы Ceasar устанавливаются на шасси Sherpa 5 6×6 производства компании Renault Truck Defense, их кабины опционально защищаются дополнительными комплектами бронирования. На данный момент системы Caesar, проданные за рубеж, базируются на шасси Soframe/Unimog 6×6. Такая конфигурация была принята Саудовской Аравией (заказчик, которого никогда не называла компания Nexter, но это секрет известный всем) для 100 систем, предназначенных для Национальной гвардии. Часть из них была собрана на местном предприятии. Саудовская Аравия также купила 60 СУО Bacara (BAlistic Computer ARtillery Autonomous) плюс шесть тренажеров Caesar.
Таиланд заказал шесть гаубиц Caesar, а Индонезия заказала 37 систем в 2012 году для оснащения двух артиллерийских дивизионов. В ноябре 2014 года Саудовская Аравия профинансировала программу перевооружения ливанской армии. Сделка, подписанная с Францией, предусматривает поставку 28 гаубиц Caesar. Компания Nexter со всей очевидностью не спускает глаз с индийской программы по мобильной САУ Mounted Gun System. Для этого французская компания объединилась с Larsen & Toubro и Ashok Leyland Defence и предложила систему Caesar, установленную на шасси Ashok Leyland 6×6 Super Stallion. Еще одно соглашение было подписано с бразильской компанией Avibras на установку системы Caesar на шасси, используемое для РСЗО Astros 2020. Кроме интеграции на новые платформы с целью расширения экспортного потенциала гаубица Caesar проходит квалификацию с управляемыми снарядами, например Spacido от Nexter и Excalibur от Raytheon (будут описаны в соответствующем разделе этого цикла). Рассматривается возможность повышения уровня защиты экипажа за счет дополнительного бронирования кабины, а также увеличение боекомплекта на борту (сейчас 18 выстрелов). Некоторые из этих решений могут ухудшить авиатранспортабельность, но некоторые потенциальные покупатели не требуют этой возможности. Кроме Индии компания Nexter рассматривает Ближний и Дальний Восток в качестве самых многообещающих рынков для своей системы Caesar, которая могла бы также поспорить за замену гаубиц M109 в Дании.
Приобретя компанию Soltam, израильская Elbit унаследовала с ней и 155-мм САУ Atmos. Были проведены работы по модернизации этой системы, модернизирована система заряжания, повышены характеристики и точность. В настоящее время компания Elbit предлагает вариант 155-мм/52, оснащенный горизонтальным скользящим затвором и полуавтоматическим системой заряжания. Платформа может быть либо грузовиком 6×6, либо 8×8; первый выстрел может быть произведен через 20-30 секунд после остановки. С целью максимального повышения точности на орудие устанавливается радар измерения начальной скорости. Израильская компания также готова установить на Atmos пушку 39 калибра. Вариант Atmos D30 был разработан с целью предоставления мобильной системы тем странам, которые до сих пор имеют на вооружении 122-мм пушки советского происхождения. В отличие от пушки 155 мм, пушка калибром 122 мм с полуавтоматической системой заряжания, может стрелять на все 360° (в связи с небольшими силами отката).
Недавние успехи 155-мм СГ Atmos на рынке связаны с неназванной африканской страной и Юго-Восточной Азией. Там Таиланд выбрал артустановку 39 калибра на шасси 6×6. Судя по доступной информации, сборка первого образца была осуществлена в Израиле, а оставшиеся пять систем изготавливаются и собираются в Таиланде.
Компания Elbit Systems очень активно продвигает свою систему Atmos. Она является базой для польской САУ Kril, разработанной компанией Huta Stalowa Wola. Модернизированная орудийная система была установлена на грузовое шасси Jelcz 6×6, специально разработанное для Kryl, что гарантирует возможность транспортировки самолетом C-130. Сухая масса системы составляет около 19 тонн; поставка первых систем была намечена на середину 2015 года. В настоящее время заказано 24 серийных системы Kryl (дивизионный комплект, три батареи по восемь орудий) с первыми поставками, ожидаемыми в 2017 году. Для индийской заявки компания Elbit Systems объединилась с Bharat Forge, но, как и все другие претенденты ожидает опубликования запроса предложений. 18 систем Atmos уже состоят на вооружении Румынии, там они были установлены на румынское шасси 26.360 DFAEG 6×6 и получили имя Atrom. Головным подрядчиком по этим системам является румынская компания Aerostar SA of Romania. САУ Atmos не принята на вооружение израильской армии, но состоит на вооружении нескольких стран. Азербайджан купил пять систем, Камерун 18, Уганда 6 и Таиланд 6 с возможностью дополнительных заказов. Глядя на успешное развитие мобильных систем, китайская компания Norinco разработала собственную 155-мм систему Sh2, представленную в 2007 году. Она базируется на шасси 6×6 с огромным задним сошником с гидравлическим приводом. В гаубице установлена система автономного ориентирования, радар измерения начальной скорости, автоматизированная СУО и полуавтоматическая система заряжания. Система в основном разработана для продажи за рубеж, но на нее на сегодняшний день не получено ни одного заказа.

Гаубица Centauro 155/39 LW от Oto Melara была представлена в 2012 году. В ней воплощен опыт компании по разработке наземных и корабельных систем. Программа по ней остановлена в связи с ограниченным бюджетом итальянской армии
Легкие мобильные установки
Разработка устанавливаемых на шасси грузового автомобиля 105-мм артиллерийских систем началось по разным причинам: потребность в огневой поддержке специальных и аэромобильных сил с одной стороны и с другой стороны потребность в увеличении количества мобильных установок в рамках ограниченных бюджетов.
В Соединенных Штатах компания Mandus Group, пойдя по первому пути, разработала гибридную технологию «мягкого» отката. В ее пушке гидравлическая система перед выстрелом движется впереди качающейся части лафета, что позволило уменьшить силу отката на цапфы с примерно 13 тонн типичных для 105-мм пушек всего до 3,6 тонны. Это да плюс сравнительно небольшая масса пушки позволяет создать множество жизнеспособных платформ. В апреле 2013 года прошли испытания системы на шасси Ford F-250 с использованием четырех телескопических боковых опор. На данный момент система, получившая обозначение Hawkeye, вооружена стволом 105-мм/27 от пушки M102, но компания готова по требованию заказчика устанавливать различные стволы. Со стволом от M102 гаубица Hawkeye имеет дальнобойность обычным боеприпасом 11,5 км и активно-реактивными снарядами 15 км и может также стрелять в режиме прямой наводки. Длительный темп огня составляет шесть выстрелов в минуту, максимальная скорострельность 10-12 выстрелов. Углы азимута орудия составляют все 360°, вертикальные углы -5°/+72°. Огромное преимущество перед другими пушками заключается в ее исключительной простоте, поскольку она собрана всего из 200 деталей, а это в 10 раз меньше чем у легкой пушки L119/M119 Light Gun. Hawkeye оборудована цифровой СУО, которая электронным способом контролирует углы азимута (горизонтальные) и места (вертикальные). Компания Mandus Group работала совместно с Mack Defense по производству легкого мобильного решения, заключающегося в установке орудия на шасси бронеавтомобиля Sherpa. Модуль с боекомплектом 24 выстрела размещается позади кабины, вся система весит менее 9 тонн, то есть она легко может перебрасываться вертолетами. Огневые испытания, проведенные в 2012 году, показали, что система Hawkeye/Sherpa может стрелять даже без опор, что позволяет сократить время развертывания до 15-20 секунд.
В 2012 году Mandus Group начала разработку, целью которой является создание верхней части лафета и откатной системы, способных принять 155-мм стволы калибров 39 и 52. Снижение сил отката позволяет устанавливать подобные артиллерийские системы на пятитонное грузовое шасси. Компания Mandus в настоящее время работает над несколькими проектами, которые вскоре будут воплощены в жизнь, но никаких подробностей по ним пока не представлено.

ATMOS от Elbit Systems, доступная со стволами разной длины, устанавливается на различные грузовики. На фото пушка на шасси 6×6 ведет огонь

Покупка фирмы Soltam привело компанию Elbit Systems в бизнес артиллерии. Компания использует свой богатый опыт в области электронных компонентов для интегрирования своих изделий в артиллерийские системы, например колесную гаубицу ATMOS

Прототип Kryl представлен компанией Huta Stalowa Wola на выставке Milipol 2014. По сути, артиллерийская система ATMOS от Elbit Systems, установленная на польский грузовик 6×6

Стремясь остаться в тренде, китайская компания Norinco разработала гаубицу Sh2, которая пока еще не сыскала заказов на экспортном рынке
Одной из первых компаний, установивших 105-мм буксируемую пушку на шасси грузовика, стала Югоимпорт. Эта система получила обозначение M09. Она базируется на шасси 6×6 с установленной впереди бронированной пятиместной кабиной, которая имеет уровень защиты, соответствующий 1 уровню STANAG. Артиллерийская часть представляет собой доработку буксируемой гаубицы M56A1 со стволом 105/33, которую компания Югоимпорт уже не производит. Это позволяет стрелять всеми боеприпасами, разработанными для американской гаубицы M101. Максимальная дальнобойность составляет 15 км при стрельбе осколочно-фугасным снарядом увеличенной дальности и 18 км при стрельбе снарядом с донным газогенератором. Заряжание ручное, также как опускание двух основных опор, установленных перед двумя задними мостами, и двух дополнительных опор в задней части. Щиток обеспечивает частичную защиту расчета орудия от баллистических угроз. Боеприпасы уложены в двух бронированных ящиках, установленных позади кабины. СУО этой установки позволяет быстро открыть ответный огонь. Боевая масса СГ M09 составляет 12 тонн.
Опытный образец САУ EVO-105, разработанный южнокорейской компанией Samsung Techwin, был показан в конце 2011 года. На шасси была установлена верхняя часть от американской буксируемой гаубицы M101. Система вооружения 105-мм/22 калибр может стрелять только назад. Мобильная САУ оборудована такой же СУО, что и гусеничная K9 Thunder. Судя по последней информации, корейской армия намерена приобрести 800 гаубиц EVO-105, установленных на пятитонное шасси KM500 6×6. Первые поставки ожидаются в 2017 году.

На выставке SOFEX 2014 была представлена мобильная артиллерийская система, состоящая из 105-мм буксируемой пушки, установленной на шасси 4х4. Ведется поэтапная доработка этой системы
На выставке SOFEX 2014 иорданская компания KADDB представила подобную систему, но на базе пушки M102 с более длинным стволом калибра 32; максимальная дальнобойность составляет 11,5 км. Она была установлена на двухосное шасси DAF 4440, которое оборудовано опорной плитой, позволяющей стрелять назад в секторе ±45°. Опорную плиту приводит в действие электрогидравлическая система (с ручной резервной ветвью), которая также является приводом вертикального наведения с углами в секторе –5°/+75°. За кабиной установлен снарядный ящик на 36 выстрелов; в положении для стрельбы опускаются два опоры за первым мостом; также для того, чтобы увеличить рабочее пространство для расчета из трех человек опускаются борта грузовика. На машине установлена навигационная GPS/инерциальная система с одометром, которая позволила во время первых огневых испытаний развернуть систему за три с половиной минуты и покинуть позицию через 45 секунд после последнего выстрела. Первый этап в настоящее время уже завершен, а в иорданскую армию первый прототип поставлен для оценочных испытаний. На втором этапе система будет установлена на паллету для быстрой переброски с одной платформы на другую, а также интегрирована СУО. Также предполагается увеличить количество боеприпасов.


Компания Mandus Croup предлагает свою пушку 105-мм с малым откатом, установленную на шасси от Mack Defense. Mandus в настоящее время работает над рядом новых программ, среди которых 155-мм орудие с очень небольшими силами отката
Китайская компания Norinco предлагает две легкие системы Sh3 и SH5 на базе одного шасси 6×6. Первая с 122-мм пушкой Д30, тогда как вторая, предназначенная для зарубежных заказчиков, вооружена пушкой 105/37. Расчет, размещающийся в передней защищенной четырехместной кабине, обслуживает пушку на задней платформе. Оборудованные автоматизированными системами навигации наведения и гидравлическими опорами в задней части, системы Sh3 и SH5 могут быстро занять, отстрелять и покинуть позицию (для 105-мм варианта приводится цифра 40 секунд снятия с позиции после отстрела последнего снаряда). Система Sh3 имеет максимальную дальнобойность 27 км с активно-реактивным снарядом с донным газогенератором, 18 км снарядом с донной выемкой, тогда как система SH5 стреляет на 15 км снарядом с донной выемкой и на 18 км снарядом с донным газогенератором. Система может стрелять американским боеприпасом М1 на дальность до 12 км. С целью повышения тактической мобильности у шасси оба моста управляемые. Артиллерийская система Sh3, скорее всего, предназначена для китайской армии, хотя не ясно, принята ли она на вооружение, в то время как относительно недорогой вариант SH5, предназначенный на экспорт, пока ждет своего заказчика.
topwar.ru
Самоходки на колёсах » Военное обозрение
Первые попытки повышения оперативной мобильности артиллерии за счёт установки орудий различного калибра на гусеничные или колёсные шасси предпринимались уже в начале XX века. При этом существовал определённый крен в сторону последних, что было не случайно.Гусеничные шасси тракторов, а затем и танков оказывались не только гораздо сложнее технически, но и значительно дороже. Тактика же боевого применения танковых частей в 1920 — 1930е годы ещё не была отработана. Роль и место самоходной артиллерии чётко не просматривались, да и самой самоходной артиллерии как таковой не существовало. Поэтому разработчики не видели существенных преимуществ гусеничных шасси перед колёсными. Тем более что автомобилестроение в тот период развивалось стремительно. Новый толчок к созданию САУ на колёсных шасси дало появление автомобилей повышенной проходимости. Наиболее удачной конструкцией такого рода следует признать французскую САУ на шасси грузовика-вездехода Laffly, вооружённую 47мм противотанковой пушкой.
Начало Второй мировой войны положило конец конкуренции между гусеничными и колёсными самоходками. Характер ведения боевых действий однозначно требовал присутствия на поле боя САУ, созданных на танковых шасси. Только так обеспечивалось тесное их взаимодействие с танками. Колёсные САУ не имели для этого ни достаточной проходимости, ни броневой защиты требуемого уровня. Самоходки же, созданные на шасси полугусеничных бронетранспортёров, можно рассматривать лишь как вспомогательную систему вооружения с ограниченными возможностями. Действовали они в основном в боевых порядках мотопехотных подразделений, оснащённых полугусеничными бронетранспортёрами. К концу войны концепия самоходноартиллерийской установки на танковом шасси победила окончательно. Но, как вскоре выяснилось, не надолго.
В первые послевоенные десятилетия из арсеналов ведущих военных держав мира исчезли противотанковые САУ. Борьбу с танками противника полностью возложили на танки и противотанковые ракетные комплексы. Причём последние можно было монтировать на чём угодно — от вертолётов до джипов. Необходимость сопровождения танков в бою самоходками отпала, а в результате снизились и требования к уровню бронезащиты последних. К началу 1970х годов в разных странах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, созданные либо на шасси гусеничных бронетранспортёров, либо на специальных шасси. Причём речь шла только о самоходных гаубицах калибра от 105 до 203 мм. С уменьшением боевой массы этих САУ вновь возник соблазн использования колёсных шасси, тем более, что к тому времени уже имелось много образцов автомобильной техники, по проходимости не уступавших гусеничным машинам. Пионером же в создании колёсных САУ нового поколения стала Чехословакия.
Следует отметить, что армии стран участниц Варшавского Договора в ОСНОВНОМ были оснащены вооружением и боевой техникой советского производства. Вместе тем странам, располагавшим соответствующей оборонной промышленностью, не возбранялось разрабатывать собственные образцы как для своих нужд, так и для других союзных государств. Единственным требованием была лишь унификация боеприпасов.
152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица образца 1977 года)В середине 1970х годов в конструкторском бюро машиностроительного предприятия в словацком городе Дубница-над-Вагом разработали новую артсистему, принятую на вооружение Чехословацкой армии под обозначением 152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица образца 1977 года). Однако большую известность эта самоходка, запущенная в серию в 1979 году, приобрела под именем собственным — «Дана».
В качестве базы для размещения вооружения в этой САУ использовано полноприводное шасси Tatra 815, серьёзно модернизированное для этой цели. Шасси имеет колёсную формулу 8×8, с двумя передними управляемыми парами колёс. Подвеска — независимая пружинная. Колёса оснащены системой регулирования давления воздуха в шинах. В передней части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина. В ней расположены рабочие места водителя и командира. В кормовой части шасси размещён 12цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 293034 мощностью 345 л.с.

в 1979 году, приобрела под именем собственным — «Дана»
Вооружение — 152мм пушка-гаубица — установлено во вращающейся башне состоящей из двух бронированных полубашен, герметичных и изолированных друг от друга. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов. В правой — рабочее место второго заряжающего, а перед ним — механизированная укладка снарядов. На турели посадочного люка второго заряжающего установлен 12,7мм зенитный пулемёт ДШКМ. Лафет пушки-гаубицы смонтирован открыто между полубашнями. Над стволом орудия размещён механизм досылания.
Подобная установка пушки-гаубицы исключает воздействие пороховых газов на расчёт при ведении интенсивной стрельбы. А именно такая стрельба обеспечивается в автоматическом режиме, когда снаряды и заряды с помощью специальных механизмов подаются на линию досылания. Стреляные гильзы удаляются специальным транспортёром. В автоматическом режиме «Дана» способна произвести 30 выстрелов за 7 минут, а в течение часа — 90 выстрелов. При ручном заряжании скорострельность составляет 2 выстр./мин. Возимый боекомплект — 60 выстрелов. Для стрельбы используются осколочно-фугасные гранаты от советской пушкиг-гаубицы Д20, в том числе и чехословацкого производства. Максимальный угол возвышения ствола орудия составляет +70°, склонения 4°. Несмотря на то что установка в боевом положении вывешивается с помощью трёх гидравлических опор, вести огонь можно только в секторе 225°. Максимальная дальность стрельбы осколочнофугасной гранатой массой 43,5 кг составляет 18,7 км. Установка может быть развёрнута на огневой позиции в течение 2 мин, а покинуть её — спустя минуту после окончания стрельбы.
Двигатель позволяет машине с боевой массой 29,25 т развивать скорость по шоссе 80 км/ч. Запас хода — 800 км.
В начале 1980х годов САУ «Дана» поступили на вооружение в Чехословакию, Польшу и ГДР. Чехословацкое военное руководство предложило «Дану» и Советскому Союзу, однако это особого энтузиазма не вызвало. С точки зрения огневых возможностей «Дана» была идентична (за исключением скорострельности) советской самоходной гаубице 2СЗ «Акация», которая уже состояла на вооружении Советской Армии. Правда, благодаря применению колёсного шасси «Дана» обладала более высокой подвижностью на дорогах, но на бездорожье она проигрывала по проходимости гусеничной «Акации». Это обстоятельство, возможно, не имело существенного значения в условиях разветвлённой европейской дорожной сети, но для территории СССР было явным минусом. Весьма серьёзным недостатком «Даны» считалось и отсутствие возможности заряжания с грунта.
В общем, было очевидно, что принимать на вооружение ещё одну артиллерийскую систему, не имевшую очевидных преимуществ перед отечественной, не имеет смысла. Такое мнение в итоге и утвердилось в Главном ракетно-артиллерийском управлении и 3м ЦНИИ МО СССР — организациях, которым было поручено проработать вопрос целесообразности закупок «Даны». Тем не менее в 1979 году на Ржевском артиллерийском полигоне испытали два образца «Даны», которые, как и ожидалось, показали отсутствие преимуществ перед отечественным аналогом. В 1983 году в Генеральный штаб было направлено письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в Советский Союз САУ «Дана». Однако в том же году командование всё-таки решило принять некоторое количество чехословацких самоходок в опытную войсковую эксплуатацию в СССР. Для этого в ЧССР закупили шесть (по другим данным, 18 — один дивизион) самоходных орудий. Они эксплуатировались в СССР около года, после чего были возвращены в Чехословакию. В 1985 году министру обороны СССР С.Л. Соколову был направлен доклад по результатам опытной эксплуатации «Даны». Несмотря на возражения и сомнения большинства наших артиллеристов, Совмин СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение «О закупке в ЧССР в 1987 — 1989 годах 152мм самоходных пушек-гаубиц «Дана». Возможно, этим заказом советское руководство хотело поддержать союзного производителя.
Чехословацкими САУ планировалось вооружить 211ю артбригаду, входившую в состав Центральной группы войск, дислоцировавшейся в ЧССР. Тем самым облегчалось решение вопросов материально-технического обеспечения. В 1988 году «даны» стали поступать в войска. До момента перевооружения 211я бригада состояла из четырёх дивизионов, оснащённых буксируемыми пушками-гаубицами Д20 и самоходными 2С5 «Гиацинт». С началом замены материальной части соединение перешло на новый штат: теперь оно включало в себя пять дивизионов, в каждом из которых было три артиллерийские батареи восьмиорудийного состава. Таким образом, общая численность САУ «Дана» в бригаде составила 120 единиц. Кроме артиллерийской бригады ЦГВ, эти установки поступили в артиллерийский учебный центр, находившийся на территории Белорусского военного округа.
По отзывам офицеров, служивших в 211й бригаде, артиллерийская часть «Даны» оказалась очень чувствительной к условиям эксплуатации, и по этой причине было немало отказов. Определённой похвалы удостоилось восьмиколёсное шасси, во всяком случае, его маневренность, которая оказалась даже выше, чем у БТР70. Радиус поворота САУ был таким, что в узких местах — там, где, например, бронетранспортёру требовалось проехать в два этапа, с включением задней передачи — «Дана» проходила без проблем.
В Советской Армии «даны» прослужили недолго. В 1990 году начался вывод соединений и частей ЦГВ с территории Чехословакии. 211я бригада была включена в состав войск Московского военного округа и передислоцирована в посёлок Мулино Горьковской области. Матчасть же бригады отправили в Казахстан, но данных об эксплуатации САУ «Дана» в Казахстане нет.
Необходимо отметить, что в СССР приблизительно в это же время предприняли попытки создать собственное самоходное орудие на колёсном шасси. В качестве базы использовалось шасси 8×8 15тонного опытного образца автомобиля КрАЗ4Р3130 с многотопливным дизелем ЯМЗ202 мощностью 360 л.с. Но эти работы дальше создания опытных образцов не пошли.
Что же касается Чехословакии, то до начала 1990х годов изготовили около 750 самоходных орудий. Была предпринята и попытка модернизации САУ за счёт увеличения длины ствола орудия с 39 до 47 калибров. Этот вариант получил название «Ондава», но данных о его серийном производстве нет.

САУ «Зузана»
В начале 1990х годов словацкие конструкторы, стремясь расширить рынок сбыта своей машины, разработали ещё один модернизированный вариант. САУ «Зузана» отличается от «Даны» главным образом орудием. Она вооружена 155мм пушкой-гаубицей с длиной ствола 45 калибров. Для стрельбы могут использоваться все стандартные боеприпасы НАТО. Боекомплект сократился до 40 выстрелов, а экипаж — до 4 человек. Усовершенствована система управления огнём. Зенитный пулемёт ДШКМ заменили современным НСВ12,7. На лобовых листах башни установили блоки дымовых гранатомётов. На некоторых демонстрационных образцах смонтировали и ИК-осветитель «Луна-4», что говорит о наличии на машине ночного прицела для стрельбы прямой наводкой.
После распада Чехословакии в 1992 году парк самоходок разделился между чешской и словацкой армиями. В частности, на 1 января 2008 года в Чехии имелось 173 машины (115 из них — на хранении), в Словакии — 131 (12 — на хранении). В свою очередь, Польша располагала 111 артсистемами «Дана».

САУ «Дана» Грузии
Что же касается поставок в другие страны, то о них известно очень мало. Достоверно известно, что в 2006 году Чехия продала 12 САУ «Дана» Грузии. Два года подряд эти установки были своего рода «гвоздём» военных парадов в Тбилиси. Судя по телевизионным кадрам, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года они обстреливали спящий Цхинвал вместе с «градами», кстати, тоже чехословацкого производства — RM70.

G6 Rhino («Носорог»)
Другой образец самоходно-артиллерийской установки на колёсном шасси был создан почти в то же время, что и «Дана», но далеко от Чехословакии — в ЮАР. Разработка САУ, получившей обозначение G6 Rhino («Носорог»), началась в конце 1970х годов в государственной корпорации APMSKOR, а первый опытный образец появился в 1981 году. Выбор колёсного шасси был обусловлен прежде всего особенностями рельефа местности данного региона, а также необходимостью иметь большой запас хода самоходной боевой техники, применяемой сухопутными войсками.

В передней части корпуса САУ G6 находится отделение управления, за ним — моторно-трансмиссионное, а затем боевое, включающее бронированную башню кругового вращения. Корпус выполнен из сварных броневых листов, защищающих от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Днище имеет усиленное бронирование против действия мин.
На G6 используется дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 525 л.с.
Автоматическая трансмиссия обеспечивает шесть передач переднего хода и две — заднего. Все колёса — ведущие (колёсная формула 6×6), передняя пара — управляемая. Подвеска колёс — независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами, во время стрельбы она выключается. Перед этим с помощью гидравлической системы опускаются четыре опоры (по бортам в передней и задней частях корпуса). Несмотря на значительную боевую массу в 36,5 т, самоходная гаубица G6 обладает хорошей подвижностью. Максимальная скорость движения по шоссе — 90 км/ч, а на пересечённой местности 35 — 40 км/ч. Запас хода 600 км.
В бронированной башне размещаются: командир, наводчик и два заряжающих. Для их входа и выхода имеются дверь на правой стороне и два люка на крыше башни. В передней части башни по обе стороны от орудия находятся четырёхствольные дымовые гранатомёты. Командирская башенка оснащена перископами кругового обзора. Перед люком заряжающего установлен 12,7мм пулемёт для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям.
Основное вооружение САУ — 155мм гаубица с длиной ствола 45 калибров. Углы наведения орудия по вертикали от 5 до +75°, а по горизонтали 80°. Приводы наведения — электрогидравлические. Для облегчения заряжания с левой стороны затвора размещён досылатель снарядов. Пороховые заряды в сгораемой гильзе помещаются в зарядную камору вручную. Хорошо тренированный расчёт обеспечивает скорострельность 4 выстр./ мин в течение 15 мин.
Для стрельбы из гаубицы применяются выстрелы с осколочнофугасными, дымовыми, осветительными и зажигательными снарядами. Возимый боекомплект — 47 снарядов и 52 заряда. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочнофугасным снарядом составляет 30 км, а осколочнофугасным со специальной донной пиротехнической насадкой — 39 км.
Система управления огнём (СУО), кроме дневных и ночных прицелов, включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Она может подключаться к батарейной СУО, получая оттуда необходимое целеуказание.
Серийное производство САУ началось в 1988 году. До этого несколько машин проходили испытания во время боевых действий юаровских войск в Анголе. В конце 1990х годов партию G6 приобрела армия Объединённых Арабских Эмиратов.
Создание двух достаточно удачных образцов САУ на колёсных шасси подтолкнуло конструкторов в других странах к проектированию аналогичных систем. При этом выявилась одна общая тенденция — отказ от использования тяжёлых многоосных шасси и броневой защиты.
Фактически речь идёт о замене обычного орудийного лафета вместе с колёсным ходом и станинами на двух или трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Создателей подкупает высокая мобильность таких систем, а также готовность к быстрому открытию огня.

система ATMOS (Autonomous TruckMounted System)
Одним из типичных образцов новых САУ является система ATMOS (Autonomous TruckMounted System), созданная израильской фирмой Soltam на шасси чехословацкого грузовика Tatra 815 (вариант 6×6). В кормовой части шасси смонтированы качающаяся часть и верхний станок 155мм гаубицы с длиной ствола 52 калибра. Эта САУ была создана в 2001 году практически по заказу индийской армии, которая проявляет к таким системам повышенный интерес.
В Нидерландах проходит испытания система МОВАТ — 105мм гаубица, установленная на грузовой платформе двухосного грузовика. А во Франции восемь артбатарей сухопутных войск перевооружены самоходками Caesar фирмы GIAT Industries. 155мм гаубица установлена в кормовой части шасси полноприводного грузовика Renault 6×6. Машина оснащена легкобронированной кабиной, приборами управления огнём, а также ящиками для размещения снарядов и зарядов. Впрочем, на самой машине их перевозится немного. САУ Caesar может транспортироваться самолётами С130. Установка приводится в состояние готовности к открытию огня в течение 2 минут. Следует отметить, что интерес к разработке таких систем проявляют США и другие страны НАТО.
topwar.ru
Пушка, поставленная на колёса. Прообраз САУ.
(Танк Лебеденко, «Черепаха» Навроцкого)
В этой статье мы продолжим освещение темы создания самоходных артиллерийских систем для армии Российской империи.
И начнём мы с рассмотрения одиозного проекта, который, как это ни парадоксально, был за государственный счёт доведён до изготовления опытного экземпляра. Речь идёт о машине, имевшей большое количество названий. Это Танк Лебеденко.
Данный образец вооружения имел ещё несколько наименований: «Нетопырь», «Летучая мышь», «Царь-танк». Любопытно, что автору проекта, капитану Лебеденко Н.Н. удалось привлечь к работе над ним не только молодых талантливых инженеров (например А.А.Микулина и Б.С.Стечкина, ставших впоследствии выдающимися конструкторами советских авиационных двигателей), но и такого видного российского учёного, как Н.Е.Жуковский. Более того, ему удалось получить одобрение своей идеи со стороны императора Николая II и профинансировать работы за государственный счёт.
Своё бронированное устройство Николай Лебеденко создавал с размахом. По неподтверждённым (но и не опровергнутым) данным его боевая машина стала самой крупной из когда-либо изготовленных сухопутных боевых машин. Работы над ней велись в 1914-1915 годах.
Внешне машина представляла собой сильно увеличенный артиллерийский лафет. Впереди – два спицевых колеса диаметров около девяти метров, в задней части один каток диаметр которого составлял «всего»1,5 метра. Общая длина составляла17,8 метра. Боевая рубка крепилась в верхней части Т-образного корпуса и находилась на высоте около8 метровнад землёй. Ширина этого монстра составляла почти12 метров. На боках корпуса имелись спонсоны для размещения в них двух трёхдюймовых капонирных пушек. Кроме этого планировалось, что танк Лебеденко будет дополнительно вооружён 8-10 пулемётами. Фактический вес составил почти 60 тонн, против 40 по проекту. Экипаж данной боевой машины составлял 15 человек. Считалось, что машина сможет двигаться со скоростью 17 км/час.
Но недостатки конструкции сказались на первом же испытании. Пройдя несколько метров и сломав по пути деревья, попавшие под колёса, машина намертво увязла в грунте задним катком. Сдвинуть с места её так больше и не смогли. О других недостатках подобной конструкции, и её крайней уязвимости мы говорить не будем. Это и так понятно.
Здесь она и простояла до 1923 года, когда её благополучно разобрали на металлолом.
В завершение краткое пояснение вариантов наименований данного устройства. Название «Царь-танк» машина получила по аналогии с «Царь-колоколом», который ни разу не звонил, и «Царь-пушкой» — ни разу не стрелявшей, но являвшимися крупнейшими изделиями своего класса. «Летучей мышью» («Нетопырем») машину Лебеденко прозвали за то, что когда макет данной машины несли за заднее колесо, он, со стороны, очень напоминал летучую мышь, висящую вниз головой где-нибудь в тёмном месте.
Гигантомания при проектировании боевых машин в ходе первой мировой войны была присуща практически всем воюющим государствам. И в Германии, и во Франции и в Англии также рассматривались и прорабатывались проекты «Супероружия». Очень хорошо умонастроения того периода передают иллюстрации подобной техники, которые печатали газеты того периода. Я позволил себе привести некоторые из них в данной статье.
Говоря о боевых машинах подобного класса нельзя не остановиться на ещё одной российской разработке.
20.04.1917 Технический Комитет ГВТУ рассмотрел на своём заседании проект инженера-механика Навроцкого С.П., именуемый «Улучшенная черепаха». Сам конструктор называл свою конструкцию «Подвижная батарея». Её масштабы также впечатляют. Новая боевая машина должна была весить 192 тонны (!), и иметь высоту восемь с половиной метров. Предполагалось, что она будет иметь передний привод в виде катка имеющего сферическую форму (диаметр сферы6,5 м) и две задних ведущих полусферических опоры диаметром по2,5 м. Данная боевая машина, согласно проекту, должна была иметь сверхмощное вооружение. На задней площадке и внутри переднего катка конструктор планировал установить две203 мм гаубицы. Кроме них «Черепаха» имела на вооружении два152 мм орудия, восемь76,2 мм, четыре102 мм пушки и десять пулемётов. Экипаж составлял от 60 до 100 человек (!).
Навроцкий создавал свою «черепаху», абсолютно ничего не зная о работе Лебеденко. Поэтому сходство конструкций объясняется господствовавшим в то время взглядом на то, как именно должен выглядеть сверхтанк.
Чрезвычайно высокая масса конструкции, ходовая часть «лафетного типа», отсутствие технических возможностей для создания двигателей необходимой мощности, крайне низкая проходимость и скорость были указаны в решении комитета в качестве основных недостатков предлагаемой конструкции. В финансировании проекта автору было отказано.
Продолжение следует…
Поделитесь с друзьями:bronetechnikamira.ru
Линкоры на колесаx: Царь-пушка | Журнал Популярная Механика
Гигантские железнодорожные орудия по весу снаряда и дальности стрельбы превосходили крупнейшие корабельные пушки Второй мировой войны

Уцелевший ТМ-3−12 можно наблюдать в Центральном музее Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге

Данные отечественных ж/д установок
Почти ни один фронтовик никогда не видел ни наших, ни германских артиллерийских железнодорожных установок: позиции гигантских орудий располагались далеко за линией фронта и скрупулезно маскировались, а подходы тщательно охранялись. Передвигались установки, как правило, ночью. Те же, кто видел разрушительное действие сверхмощных снарядов железнодорожной артиллерии, предпочитали помалкивать: и у нас, и у немцев объективный рассказ квалифицировался как паникерство.
Рельсовая артиллерия
Впервые железнодорожные артиллерийские установки (ЖДАУ) показали себя на Западном фронте в 1915—1918 годах. Их массированно использовали французская, английская и германская армии. В России первые две 254-миллиметровые ЖДАУ были изготовлены в 1917 году. В ходе Гражданской войны и белые, и красные интенсивно применяли ЖДАУ средней мощности, используя корабельные пушки калибра 120−203 мм.
Проектирование первых ЖДАУ было развернуто в СССР в 1927 году под руководством А.Г. Дукельского на Ленинградском механическом заводе. Всего было разработано три типа установок — ТМ-1−14, ТМ-2−12 и ТМ-3−12. Индексы расшифровывались так: ТМ — транспортер морской; 1, 2, 3 — номер типа установки; 14 и 12 — калибр установки в дюймах (356 и 305 мм соответственно).
Возникает вопрос — почему железнодорожный транспортер морской? Дело в том, что в середине 20-х годов советское руководство после ряда колебаний решило передать все ЖДАУ из Красной Армии во флот. Подчинение флоту было обусловлено панической боязнью советского руководства в 1925—1939 годах увидеть линкоры британского «Гранд флита» у своих берегов. Ошибочность решения стала очевидна в Великую Отечественную войну: ни одна тяжелая ЖДАУ ни разу не стреляла по морским целям, а вела огонь только по сухопутным объектам.
Стволы — английские, платформы — российские
Все три установки были устроены почти одинаково. Изготовление стволов калибра 305 мм и выше было прекращено отечественной промышленностью в 1917 году и возобновлено только в конце 30х годов. Поэтому для 356-миллиметровых установок использовали стволы, изготовленные в Англии для крейсеров типа «Измаил» в 1915—1917 годах. Для ТМ-2−12 применялись стволы 305/40 (также изготовленные в Англии в качестве запасных для броненосцев типа «Андрей Первозванный»). Установки ТМ-3−12 получили орудия 305/52, поднятые, в буквальном смысле, со дна моря — точнее, с затопленного в Севастополе линкора «Императрица Мария».
Одной из наиболее серьезных проблем для ЖДАУ было горизонтальное наведение. Для орудия среднего калибра (до 203 мм) вопрос решался просто — система вращалась на 3600 на центральном штыре, опираясь на шаровой погон нижней части лафета. Для орудий большего калибра такая система уже не годилась, а угол поворота отечественных и зарубежных орудий крупного калибра не превышал 1−30 от оси рельсовой колеи. Поэтому, чтобы обеспечить больший угол горизонтального наведения, строили специальные закругленные железнодорожные полосы (усы), передвигаясь по которым транспортер имел угол обстрела.
Перед стрельбой с установки разводились в стороны опорные ноги, которые упирались с помощью специальных «подушек» в грунт.
Стрельба с усов могла вполне удовлетворительно вестись по наземным целям, но стрельба по линкору или крейсеру, двигающемуся со скоростью 30 узлов на расстоянии 20 км вдоль берега, была нерезультативной, поскольку корабль быстро выходил из сектора стрельбы. Поэтому ЖДАУ могли стрелять не только с рельс, но и с бетонных оснований, которые предназначались исключительно для стрельбы по морским целям. Для этого в ключевых точках Балтийского и Тихоокеанского побережья были построены специальные огневые позиции.
Основание представляло собой бетонный массив размерами 16 х 16 х 3 м на железном каркасе (закладные части). Транспортер по рельсам, вмурованным в бетон, заезжал на основание. Затем от транспортера опускался опорный цилиндр, который крепился болтами к бетонному основанию. Потом из-под транспортера выкатывались тележки, и он опирался только на возимое основание (тот самый опорный цилиндр) и два задних катка. Таким образом, установка получала возможность вести круговой обстрел.
Транспортеры в походном положении без проблем могли передвигаться по большей части железных дорог СССР. Перегон целых батарей по периметру Николаев — Ленинград — Дальний Восток был обычным делом. Проектная скорость передвижения установок была 45 км/ч, однако на испытаниях скорость ТМ-1−14 достигла 60 км/ч. Естественно, здесь речь идет о паровозной тяге, но у ТМ-2−12 и ТМ-3−12 имелись небольшие двигатели для передвижения «самоходом» со скоростью 22,5 км/ч.
Батарея
Батареи ТМ имели трехорудийный состав и по структуре мало отличались друг от друга. Для примера рассмотрим батарею ТМ-1−14. В нее входило 3 орудийных транспортера, 3 вагона — снарядные погреба, 3 — зарядные погреба, 3 вагона силовых станций, 3 вагона компрессорной станции, один — батарейный пост. Весь подвижный состав батареи перевозился одним-двумя паровозами типа «Э».
По штату мирного времени в батарее числился 331 человек. Из них непосредственно орудийный транспортер и вагоны-погреба обслуживало 50 человек. Боекомплект 356, 305-миллиметровых железнодорожных установок состоял на 75% из фугасных и на 25% из бронебойных снарядов. При этом у ТМ-1−14 было 100 снарядов на ствол, а у 305-миллиметровых установок — по 200.
В 1934 году на заводе «Большевик» 356-миллиметровый ствол рассверлили до калибра 368 мм, в результате чего было создано сверхдальнобойное орудие. Оно должно было стрелять подкалиберным снарядом 368/220 на дальность 120 км. Такими стволами планировали оснастить ЖДАУ ТМ-1−14. Однако из-за войны и по ряду других причин сделать это не удалось.
Бессмертные бойцы
В годы Великой Отечественной войны тяжелые ЖДАУ сыграли огромную роль в обороне Ленинграда. Именно они, вместе с артиллерией кораблей Балтийского флота и стационарными береговыми установками, остановили германские войска.
Тяжелые ЖДАУ в течение всей войны вели контрбатарейную стрельбу по тяжелым германским орудиям, обстреливавшим город, наносили удары по скоплениям войск, штабам и аэродромам в самом глубоком тылу противника.
Любопытно, что за время осады Ленинграда не погибла ни одна установка, что было связано в первую очередь с их мобильностью и маскировкой. Открытие огня тяжелыми ЖДАУ обычно маскировалось подрывом имитационных пакетов или огнем орудий среднего калибра (100−152 мм), выполнявших задачи одновременно с транспортерами. Ложная позиция всегда выбиралась на 700−900 м впереди действительной. Первые залпы давались с ложной позиции, а когда враг открывал по ней огонь, транспортер начинал выполнять свои задачи.
Заметим, что в 1941 году противник начинал ответную стрельбу через 20−25 минут после открытия огня нашими транспортерами, но к лету 1942 года время реакции уменьшилось до 7−8 минут. По довоенным инструкциям на свертывание установки уходило 25 минут, но в ходе войны наши артиллеристы сумели сократить время до 3 минут — ЖДАУ уходили с позиции с растопыренными (неубранными) ногами. Последние выстрелы ЖДАУ совершили в январе 1944 года, обрушив на германские позиции шквал огня, открывая путь войскам, деблокировавшим город.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2003).www.popmech.ru
Колода с Повозкой с пушкой в Clash Royale
Не пустите всю игру под откос! Сначала прочитайте, как играть колодой с Повозкой с Пушкой в Clash Royale, а уже потом отправляйте этот юнит сражаться против реальных противников. Только так — и никак иначе — вы победите. А то, что в деке одна легендарка, так это ничего — просто обзаведитесь легендарным сундуком, сделать это проще простого.

Карты

- П.Е.К.К.А.: основной танк в колоде, контрящий большинство карт, пользующихся популярностью в текущей мете – от Голема до Боевого Тарана и до Трех Мушкетеров. Лучше всего призывать Пекку для обороны, а затем переходить в сокрушительный контрпуш, сопроводив его вспомогательными существами. Еще она легко уничтожает даже топ деки с Мега Рыцарем!
- Мини П.Е.К.К.А.: в принципе, работает по тому же принципу, что и более дорогостоящий собрат. Позволяет отбиваться от Всадника на Кабане, не оставляет шанса Арбалетам и Мушкетерам. В атаке способен быстро портить здоровье вышкам. В сязке с Ледяным Магом и Разряд образовывает относительно недорогие, но эффективные пуши.
- Пушка на колесах: сначала убьет для вас вражеских Элитных Варваров, а затем впитает в себя Огненный Шар или Разряд. Находясь за спиной у живучего юнита, способна уничтожить башню за один подход. Но лучше всего сочетать эту карту с Надгробием: призываемые им Скелеты будут удерживать танков наподобие Голема, пока Пушка расстреливает их с расстояния.
- Ледяной Маг: недавний бафф значительно усилил атакующий и оборонительный потенциал этого парня. Теперь он убивает с одного удара мелочь в духе Скелетов или Летучих Мышей, попутно замедляя здания и юнитов покрупнее.
- Торнадо: в комбинации с Магом формирует удешевленную версию Торнадо + Экзекутор, а в защите позволяет преждевременно активировать Королевскую Башню.
- Разряд: средство зачистки толп мелочи и борьбы с Адскими Башнями.
- Мегаминьон: юнит противовоздушной обороны. В связке с Разрядом сильно портит жизнь Адским Гончим и Пламенным Драконам. Помимо этого, хорошо справляется с хрупкими юнитами наподобие Мага.
- Надгробие Скелетов: лучший друг Пушки на колесиках и генератор пушечного мяса для обороны.
Общая Стратегия
3:00 – 2:00
Начинаем матч пассивно. Пусть противник сделает первый шаг, отбиваемся и переходим в контрпуш. Если же оппонент начинает игру с дорогостоящего танка (например, Голема), то наказываем его внезапным пушем из Мини П.Е.К.К.И. и Пушки на колесах.
2:00 – 1:00
Продолжаем играть от обороны, контролируя темп матча. Действуем по тому же принципу до начала двойного прироста эликсира.
Конец матча
Настало время повеселиться. Для начала размещаем Ледяных Магов и Мегаминьонов в дальнем конце базы, затем сопровождаем их обоими П.Е.К.К.А и Пушкой. При это важно не дать застать себя врасплох и всегда иметь достаточно ресурсов для обороны.

Матчапы
- Гигант: обе Пекки хорошо противостоят Гиганту. Также его можно просто притянуть под огонь башен и расстрелять.
- Голем: Надгробие Скелетов + Пушка не оставляют от Голема и мокрого места, при этом будучи устойчивыми к удару Молнии. При необходимости добить оставшихся Големчиков может Мини П.Е.К.К.А.
- Адская Гончая: не лучший матчап. Мегаминьон возьмет на себя воздушные отряды, в то время как Ледяной Маг будет замедлять их, так как ММ сам по себе достаточно медлительный.
- Всадник на Кабане: Надгробие, Торнадо и Мини П.Е.К.К.А. одинаково удачно противостоят Всаднику. Это позволит отбиваться от свино-пушей вне зависимости от того, как часто они происходят. Ради этого и стоит брать колоду с Повозкой с пушкой.
- Три Мушкетера: П.Е.К.К.А. мгновенно расправляется с ними, обеспечивая огромное эликсировое преимущество и открывая возможность для сокрушительной контратаки. Если же Мушкетеры разделены на два отряда, то с оставшимся в одиночестве стрелком разберется Мегаминьон, а с другими двумя – Мини П.Е.К.К.А.
- Мегарыцарь: один из самых простых соперников. Ледяной Рыцарь задержит Мегарыцаря, не так ему совершить прыжок, в то время как П.Е.К.К.А. выбьет из него весь дух. Если его сопровождают мощные юниты, то их можно оттолкнуть подальше с помощью Торнадо, тем самым выиграв достаточное количество времени.
clashroyale-guide.ru
$10 млн на лазерную пушку на колесах
warspot.ru
09 августа 2018, 13:21
Уже в 2022 году американские военные намерены получить полнофункциональный прототип «лазерного грузовика». Портал defensenews.com сообщил о том, что Минобороны США заключило контракты с компанией Raytheon и консорциумом Lockheed Martin-Dynetics на создание проекта мобильной лазерной установки мощностью 100 кВт.
Американская армия уже много лет финансирует разработки лазерного оружия и регулярно проводит испытания различных образцов. Вместе с ростом возможностей лазерных установок растут и требования военных. После программы HEL MD армия запустила разработку установки HEL TVD.
На фото боевой лазерный комплекс Stryker MEHEL (США) мощностью 5 кВт. Носителем лазерной установки на 100 киловатт станет грузовик FMTV
Фото: defensenews.com
Raytheon и Lockheed Martin-Dynetics получили по $10 млн на разработку проекта, который нужно представить в начале следующего года. Претендент, чей проект в большей мере удовлетворит требования военных, получит дальнейшее финансирование разработок и должен будет к 2022 году собрать полнофункциональную установку для проведения испытаний.
Ключевым отличием HEL TVD от HEL MD будет многократное увеличение мощности при снижении габаритов лазерной установки. Так, вместо грузовиков типа Heavy Expanded Mobility Tactical Truck (HEMTT) планируется использовать более компактные Family of Medium Tactical Vehicles (FMTV). Согласно требованиям военных, установки HEL TVD должны быть полностью самодостаточными — оснащаться системами обнаружения, наведения и поражения воздушных целей (от беспилотников до мин и ракет).
Напоминаем Вам, что в нашем журнале «Наука и техника» Вы найдете много интересных оригинальных статей. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.
Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!
Email*
Подписаться
naukatehnika.com
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
funer.ru











