Содержание

ШВАК (пушка) — Howling Pixel

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

ШВАК
И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
Длина 1679—2122
Масса снаряда, г 91—96
Масса патрона, г примерно 200
Масса пушки, кг 40—44,5
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 150—2500
Темп стрельбы, выст/мин 700—800
Начальная скорость, м/с 800

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Производство

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм1726 мм2122 мм
Вес40 кг42 кг
44,5 кг
Длина хода подвижных частей185 мм
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[6]БЗ[7]
Масса (г)9696,6
Длина снаряда (клб.)2,43,1

Боекомплект

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Советская номенклатура снарядовАмериканская номенклатура снарядовМасса пули [г]Дульная скорость [м/с]Описание
ОЗ[8]HEI96,0770
с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТHEI-T96,5770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФHE-Frag. 91,0 790с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗHEI-Frag.91,0790с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗAPI-HC96,0750твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗAPI-HC 99,0 750как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[9]API 96,0 750сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТAPI-T 96,0 750как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУTP 96,0 770Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТTP-T 96,5 770цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.

Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Примечания

  1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 542.
  2. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 152.
  3. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 305.
  4. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 310.
  5. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 566.
  6. ↑ Осколочно-зажигательный
  7. ↑ Бронебойно-зажигательный
  8. ↑ Осколочно-зажигательные
  9. ↑ Бронебойно-зажигательные

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. —
    М.
     : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • А. Б. Широкорад «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин «Советское стрелковое оружие»

Ссылки

ВЯ

ВЯ (Волков-Ярцев) — советская авиационная пушка калибра 23 мм.

Малокалиберная автоматическая пушка

Малокалиберная автоматическая пушка (также скорострельная автоматическая пушка) — вид (тип) автоматического оружия, калибр которого превышает калибр стрелкового оружия (винтовки и пулемёты), но меньше калибра полевой артиллерии.

В настоящее время не существует однозначного и общепризнанного определения калибра оружия, начиная с которого оно принадлежит к малокалиберным пушкам, однако употребительным является представление о калибрах малокалиберных пушек, превышающих 15 мм, или иначе, начиная с 20 мм. Верхней границей диапазона калибров принято считать 50 (57) мм. Характерным отличием малокалиберных пушек является наличие автоматических устройств перезаряжания и более высокий темп стрельбы. Снаряды малокалиберных пушек характеризуются наличием ведущего пояска и центрирующего утолщения.

ШВАК (пулемёт)

ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт, спроектированный к 1931 году С. В. Владимировым. Был принят на вооружение под названием 12,7-мм авиационный пулемёт системы Шпитального и Владимирова.

ШКАС

ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт. Разработан в 1930 году, производился с 1932 по 1945 год, когда был прекращён выпуск авиационных пулемётов винтовочного калибра. Стал первым пулемётом, разработанным специально для авиации; для него также были разработаны специальные авиационные патроны повышенной надёжности с бронебойными и бронебойно-зажигательными пулями.

ШКАС устанавливался на всех советских самолётах, выпущенных с 1934 по 1941 год, и использовался во всех военных конфликтах этого периода с участием СССР, начиная с гражданской войны в Испании и заканчивая Великой Отечественной войной. Кроме того, имеются данные о применении самолётов И-16, оснащённых этими пулемётами, в корейской и китайской гражданских войнах. Причиной такой популярности стала высокая скорострельность, достигнутая использованием подающего барабана для извлечения патрона из ленты и газового поршня для приведения автоматики в действие.

Выпуск пулемёта был налажен в трёх вариантах, также выпускались спаренные установки, рассматривались возможности сухопутного и морского использования. В 1937 году была разработана модификация «УльтраШКАС» со скорострельностью, достигавшей 3 000 выстрелов в минуту, но отличавшаяся низкой надёжностью. Параллельно конструктор С. В. Владимиров разрабатывал крупнокалиберный вариант пулемёта, получивший наименование ШВАК, а из него, в свою очередь, путём увеличения калибра была разработана одноимённая пушка.

Револьверы
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы
Винтовки и карабины
Охотничьи ружья и карабины
Боевые и служебные ружья
Снайперские винтовки
Гранатомёты
Пулемёты
Авиационные пушки и орудия
Ракетные комплексы
Комплексы ПВО
Патроны
ПТУР и реактивные снаряды
Боевые модули
Огнемёты
Боевые ножи
Прочее
  • 1030 «Дрозд»
  • Метеоракета «Мера»
  • ТКБ-06
  • ТКБ-012
  • ТКБ-026
  • ТКБ-040
  • ТКБ-047
  • ТКБ-049А
  • ТКБ-069 «Факел»
  • ТКБ-076
  • ТКБ-0166 «Запуск»
  • ТКБ-0183 «Кристалл»
  • ТКБ-450А
  • ТКБ-451
  • ТКБ-871
  • ТКБ-881
  • КСАУО «Малахит»
  • КУВТ «Редут»
  • Б05Я01
  • КАУПП «Командирша-Э»
  • ОЦ-06
  • ОЦ-15

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Самолёты. Авиационная пушка ШВАК. Оружие советских асов ⋆

Крупнокалиберные пулеметы и первые пушки появились на борту самолетов еще в годы Первой мировой войны, но тогда это были лишь робкие попытки по усилению огневой мощи первых летательных аппаратов. До середины 30-х годов XX века данное оружие в авиации использовалось лишь эпизодически. Настоящий расцвет авиационных скорострельных пушек пришелся на предвоенные годы и годы Второй мировой войны. В Советском Союзе одной из самых известных авиационных пушек, которая устанавливалась на огромное количество самолетов от И-16 до Ла-7, а в составе турелей использовалась на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2, была 20-мм авиационная автоматическая пушка ШВАК (Шпитальный-Владимиров Авиационная Крупнокалиберная). Главным образом, данная пушка использовалась для вооружения советских истребителей.

При этом ни одна из советских авиационных пушек не могла похвастаться такими объемами производства, как ШВАК. В достаточно тяжелом для всей страны 1942 году советские предприятия смогли выпустить 34 601 авиационную пушку данного типа. Выпуск ШВАК был налажен на Тульском оружейном, Ковровском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. Всего в СССР с учетом предвоенного выпуска было изготовлено более 100 тысяч экземпляров 20-мм авиационной пушки ШВАК. Ее слегка измененный вариант использовался также для вооружения легких танков, к примеру, массового танка Т-60. Учитывая объемы производства и использования данной артиллерийской системы, её справедливо относят к «оружию Победы».

ШВАК – это первая советская автоматическая авиационная пушка калибра 20 мм. Она была принята на вооружение в 1936 году и производилась вплоть до 1946 года, когда были собраны последние 754 пушки данного типа. Авиационная пушка выпускалась в четырех вариантах: крыльевая, турельная, мотор-пушка и синхронная. Мотор-пушка отличалась наличием ствола большей длины и амортизатора. По своему устройству ШВАК была полностью аналогична крупнокалиберному 12,7-мм пулемету с одноименным названием, который был принят на вооружение еще в 1934 году. Различие было лишь в диаметре используемого ствола. Испытания крупнокалиберного пулемета ШВАК продемонстрировали конструкторам, что благодаря имеющемуся запасу прочности калибр системы может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы, просто путем замены ствола. Пушка ШВАК имела ленточное питание, процесс перезарядки осуществлялся механически или пневматически.

Авиационная пушка ШВАК

Синхронные ШВАК на истребителе Ла-5

Впервые новую пушку установили на истребителе ИП-1 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича. Летом 1936 года она была предъявлена в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. При этом для её доводки потребовалось около четырех лет. Только в 1940 году пушку ШВАК конструкции Бориса Гавриловича Шпитального и Семёна Владимировича Владимирова стали монтировать на советские истребители, как в развалке блока цилиндров авиационного двигателя М-105 (мотор-пушка), так и в крыле. Боевой дебют новой советской авиационной пушки пришелся на 1939 год. Авиапушки ШВАК стояли на истребителях И-16, которые использовались в боях с японцами на Халхин-Голе.

Конструктивно 20-мм авиационная пушка ШВАК повторяла предшествующие ей модели пулеметов ШКАС и ШВАК (12,7 мм). Автоматика пушки работала на основе газоотвода. Авиапушка имела неподвижный ствол, который в собранном виде был соединен с собранной коробкой при помощи запорного вкладыша. Как и в предшествующих разработках, в 20-мм авиационной пушке ШВАК была применена изюминка систем Шпитального – барабанный 10-позиционный механизм поэтапного извлечения патрона из ленты, благодаря его использованию обеспечивалась высокая скорострельность системы. Но данная схема работы требовала использования собственного рантового патрона с выступающим фланцем-закраиной, которая цепляясь за винтовой паз барабана пушки. По этой причине никакой другой тип патрона в оружии Шпитального использоваться не мог.

Сегодня можно смело говорить о том, что идея унификации оружия под различные калибры является вполне здравой. Многие системы в мировой практике шли тем же путем, сегодня в первой четверти XXI века мультикалиберное оружие переживает настоящий расцвет. Однако в случае с моделями Шпитального все было не так однозначно. Все дело в том, что его первый проект авиационного пулемета ШКАС строился вокруг уже имеющегося патрона винтовочного калибра 7,62х54R с закраиной, что было полностью обоснованно для достижения пулеметом высокого темпа стрельбы. Но уже ШВАКи потребовали от советской промышленности создания принципиально новых боеприпасов рантовой конструкции. В варианте с 12,7-мм пулеметом подобное решение оказалось неудачным. Данный калибр задумывался, как универсальный, его планировалось использовать не только в авиации. При уже существовавшем на тот момент дегтяревском 12,7х108 мм патроне, который был более удобен для магазинного питания, даже напористости, которая была характерна для Шпитального, было недостаточно, чтобы продавить параллельное производство аналогичного рантового патрона 12,7х108R. Такой патрон в СССР выпускался недолго параллельно с производством небольшой серии крупнокалиберных пулеметов ШВАК. В конце концов, его просто сняли с производства.

Крыльевая ШВАК на истребителе И-16 тип-17

А вот 20-мм версию ШВАК ждала гораздо более успешная судьба. На момент разработки данной авиационной пушки иных 20-мм патронов в Советском Союзе просто не существовало. В качестве возможного варианта рассматривалось производство «Длинного Солотурна» – мощного швейцарского боеприпаса калибра 20х138R, под который в КБ-2 создавался универсальный автомат Атслега АП-20, однако в целом, ниша 20-мм боеприпасов в СССР не была заполнена, что полностью развязало руки создателям авиапушки ШВАК.

К другим негативным моментам унификации 12,7-мм и 20-мм версий ШВАК специалисты относят тот факт, что группа Владимирова, стремясь сохранить единую конструкцию узлов двух авиационных систем, была вынуждена уровнять геометрические размеры по длине двух типов патронов. Длина обоих патронов составляла 147 мм, что обеспечивало единую конструкцию самого трудоемкого в производстве узла системы – барабанной конструкции подачи. Однако, если 12,7-мм патрон был достаточно мощным для своего класса, то новый 20х99R оказался одним из самых слабых боеприпасов 20-мм калибра среди своих иностранных аналогов.

В конечном итоге мотор-пушка составляла основу вооружения советских истребителей Як и ЛаГГ, в крыльевом варианте она шла также на первые штурмовики Ил-2 с боезапасом по 200 снарядов на ствол. Начало Великой Отечественной войны подстегнуло как массовый выпуск 20-мм авиапушек ШВАК, так и внедрение синхронных версий орудия, которые с 1942 года стали появляться на истребителях Лавочкина, ставили их и на отдельных сериях истребителя МиГ-3.

Авиамотор ВК-105ПФ с мотор-пушкой ШВАК

А вот турельная версия ШВАК похвастаться успешной судьбой не могла и в советской авиации не прижилась. Слишком тяжелая и громоздкая она не вписывалась в легкие турельные установки наших бомбардировщиков. Ее применение было крайне ограниченным. Пушка устанавливалась на летающей лодке МТБ-2 (АНТ-44), а также на опытном бомбардировщике Мясищева ДБ-102. Практически единственным серийным боевым самолетом, на котором штатно ставилась турельная версия ШВАК, был тяжелый бомбардировщик Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого на протяжении всех военных лет был практически штучным. А уже в самом конце войны на верхней турели бомбардировщика Ер-2 также была установлена пушка ШВАК.

Таким образом, главным потребителем авиационных пушек ШВАК на протяжении всего периода их производства, была советская истребительная авиация. ШВАК стояли на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и Пе-3. Когда с производства был снят истребитель И-16, а штурмовики Ил-2 начали перевооружаться новой 23-мм авиационной пушкой ВЯ, выпуск крыльевой версии ШВАК был практически полностью свернут. Только в 1943 году было выпущено 158 таких пушек для перевооружения ленд-лизовских Харрикейнов, где их установили вместо 7,7-мм пулеметов Браунинга. А в конце войны крыльевой вариант пушки снова нашел свое применение, став наступательным вооружением двухмоторного высокоскоростного бомбардировщика Ту-2.

Одновременно с этим мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в конструкции в 1941-42 годах монтировалась на легких танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемета ДШК, что позволяло значительно увеличить мощность их огневого воздействия на противника и давало танкистам возможность поражать легкобронированную технику противника (бронепробитие – до 35 мм подкалиберным снарядом), противотанковые пушки, пулеметные гнёзда и живую силу врага. Вариант пушки под обозначением ШВАК-танковая или ТНШ-20 (танковая Нудельмана-Шпитального) серийно устанавливался на легких танках Т-60.

Пушка ТНШ-20 в легком танке Т-60

В мае 1942 года специалисты НИИ ВВС пришли к заключению, что 20-мм авиационная пушка ШВАК безотказно работает на истребителях И-16 (в крыле), Як-1 и ЛаГГ-3 (через редуктор). Снаряд данной пушки эффективен при действии по самолетам противника, броневикам, легким танкам и автомашинам, железнодорожным бензоцистернам. Для действия по средним и тяжелым танкам снаряд пушки ШВАК не эффективен. В целом снаряд ШВАК по весу, а значит и эффективности разрывного действия, уступал снаряду немецких авиационных пушек того же калибра (снаряд ШВАК весил 91 грамм, а немецкой авиационной пушки MG FF – 124 грамма). Также отмечалось, что по эффективности действия по целям ШВАК существенно уступала 23-мм авиационной пушке ВЯ.

Сравнивая советскую ШВАК с немецкой авиационной пушкой MG FF, приходишь к выводу о том, что германская пушка, использовавшая энергию отдачи свободного затвора (на ШВАК – газоотвод), обладала преимуществом лишь в весе и разрывной силе используемых снарядов. При этом начальная скорость снаряда у немецкой пушки была минимум на 220 м/с меньше, но секундный залп для крыльевых авиационных пушек был практически одинаков. При этом MG FF была на 15 кг легче, в том числе за счет использования более короткого ствола. В то же время данное преимущество немецких пушек с появлением в СССР новой авиационной пушки Б-20 было утрачено.

Сегодня объективно оценивать значение 20-мм авиационной пушки ШВАК достаточно сложно. Безусловно, ей был присущ определенный букет недостатков – слабый боеприпас с неважной баллистикой, эксплуатационная и технологическая сложность, которые особенно на начальном этапе производства вели к высокой стоимости пушки. В то же время первый недостаток легко компенсировался огромной скорострельностью ШВАК, которая достигала 800 выстрелов в минуту, а снижение стоимости происходило за счет налаживания массового производства и адаптирования промышленности. Стоит отметить, что по скорострельности ШВАК не имела равных среди серийно производившихся авиационных пушек других государств. Правда, синхронные версии, которые ставились на отличные советские истребители Ла-5 и Ла-7, в зависимости от режима работы двигателя имели меньшую скорострельность – 550-750 выстрелов в минуту.

Сравнение патрона 20х99R с другими боеприпасами

В любом случае можно говорить о том, что авиапушка Шпитального-Владимирова стала одним из тех знаковых образцов вооружения Красной Армии, которые смогли обеспечить нашей стране победу в Великой Отечественной войне. По словам летчиков-истребителей тех лет, мощи даже сравнительно слабых 20-мм снарядов пушки ШВАК было достаточно для борьбы с любой авиационной техникой Люфтваффе. Конечно, если бы у Германии массово появились тяжелые бомбардировщики или советской авиации пришлось столкнуться в небе с армадами американских «летающих крепостей», нашим истребителям пришлось бы нелегко, однако в действительности ничего этого не произошло.

Важно помнит и о том, что в Советском Союзе альтернативы ШВАК долгое время просто не существовало. Разработка перспективной авиационной пушки Б-20 конструкции Михаила Евгеньевича Березина, также созданной им на базе крупнокалиберного пулемета и основанной на том же принципе работы, что и ШВАК, из-за болезни конструктора серьезно затянулась. По этой причине авиационная пушка ШВАК, несмотря на ее «слабость», оставалась основным вооружением истребителей Великой Отечественной войны.

Немалую роль играла и выучка советских летчиков, которая росла во время войны и позволяла эффективно использовать имеющееся в их распоряжении вооружение. Не секрет, что личный состав ВВС РККА, который встретил войну 22 июня 1941 года, имел крайне низкую квалификацию и практически полное отсутствие опыта боевого применения своих самолетов. Исключение составляли только командные кадры, которые успели пройти Испанию, Халхин-Гол, зимнюю войну с Финляндией, но таких летчиков было мало. Да и они, в основном, передавали накопленный опыт в соответствии с учебным «Курсом боевого применения истребительной авиации». Подтверждением этому был расход боеприпасов по воздушным целям, который изменялся на протяжении всей войны от первых ее месяцев к последним. Если на начальном этапе войны советские летчики часто открывали огонь по противнику с дистанции 300-400 метров, то уже в 1942 году, набравшись опыта, – с расстояния 100-150 метров, а иногда и с 50 метров. Это вело к увеличению точности стрельбы и сокращению расхода боеприпасов. Применительно к авиационной пушке ШВАК это повышало эффективность ее снарядов. Когда самолет противника превращался в дуршлаг, меньшая разрывная сила снарядов советской пушки не имела уже существенного значения.

Крыло немецкого истребителя Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

За предвоенный период и годы Второй мировой войны советская промышленность выпустила более 100 тысяч авиационных пушек ШВАК, что делает ее одной из самых массовых артиллерийских систем в истории авиации. Производство ШВАК было прекращено только в 1946 году. На смену ей пришла более совершенная авиационная пушка Б-20, которая, обладая схожими боевыми характеристиками, была более надежной и легкой.

Тактико-технические характеристики ШВАК:
Длина/масса:
Крыльевой вариант – 1679 мм/40 кг.
Турельный вариант – 1726 мм/42 кг.
Мотор-пушка – 2122 мм/44,5 кг.
Длина хода подвижных частей – 185 мм.
Темп стрельбы – 700-800 выстр/мин.
Начальная скорость снаряда – 815 м/с.
Патрон – 20х99 mm R.

 Источник:https://topwar.ru/146768-oruzhie-sovetskih-asov-aviacionnaja-pushka-shvak.html

alex-news.ru

ШВАК (пушка) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.
ШВАК
Носители
И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
Размеры, мм
Длина 1679—2122
Масса
Масса снаряда, г 91—96
Масса патрона, г примерно 200
Масса пушки, кг 40—44,5
Характеристики
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 150—2500
Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин 700—800
Начальная скорость, м/с 800

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Видео по теме

Производство

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм1726 мм2122 мм
Вес40 кг42 кг44,5 кг
Длина хода подвижных частей185 мм
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[6]БЗ[7]
Масса (г)9696,6
Длина снаряда (клб.)2,43,1

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 2427 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 2427 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Советская номенклатура снарядовАмериканская номенклатура снарядовМасса пули [г]Дульная скорость [м/с]Описание
ОЗ[8]HEI96,0770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТHEI-T96,5770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФHE-Frag. 91,0 790с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗHEI-Frag.91,0790с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗAPI-HC96,0750твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗAPI-HC 99,0 750как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[9]API 96,0 750сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТAPI-T 96,0 750как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУTP 96,0 770Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТTP-T 96,5 770цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Примечания

  1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 542.
  2. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 152.
  3. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 305.
  4. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 310.
  5. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 566.
  6. ↑ Осколочно-зажигательный
  7. ↑ Бронебойно-зажигательный
  8. ↑ Осколочно-зажигательные
  9. ↑ Бронебойно-зажигательные

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • А. Б. Широкорад «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин «Советское стрелковое оружие»

Ссылки

wiki2.red

Скорострельная пушка ШВАК — Народный комиссариат поисковых дел

  В годы первой пятилетки наша авиационная промышленность освоила производство новых самолетов и двигателей, что обеспечило дальнейшее развитие Военно-Воздушных Сил. Для новых боевых машин потребовалось более совершенное вооружение. И советские конструкторы его создали .

В 1934 году на истребителе И-16 наряду с пулеметами ШКАС были установлены две крыльевые автоматические двадцатимиллиметровые пушки ШВАК (Шпитального, Владимирова, авиационная, крупнокалиберная). Самолет испытывал В. Чкалов. Боевые качества этих машин были проверены в небе над Испанией. В боях за Мадрид отважные летчики на истребителях И-16 сбили в  воздушных боях немало итальянских и немецких самолетов.

Пушка ШВАК имела темп стрельбы 820 выстрелов в минуту. К окончанию Великой Отечественной войны ее скорострельность  возросла до 1200 выст./мин. благодаря специальной полировке деталей. Начальная скорость снаряда авиапушки 815 м/сек. С дистанции 600 метров бронебойный снаряд пробивал стальную плиту толщиной 20 мм. Это была самая первая в мире пушка, устанавливаемая на самолетах, обладавшая очень высокими боевыми качествами. Она была установлена на многие наши самолеты. На вооружение приняли четыре вида пушки: крыльевая КП-20, турельная ТП-20, мотор-пушка МП-20 для стрельбы через втулку редуктора двигателя и синхронная СП-20 для стрельбы через воздушный винт.

О пушке ШВАК и о том, какие проблемы приходилось решать при вооружении ею новых истребителей, созданных авиаконструкторами в годы войны, вспоминал Герой Социалистического Труда профессор, доктор технических наук Борис Гавриилович Шпитальный.

Вспоминается интересный эпизод.

Осенью 1941-го в нашу страну Англия начала поставлять истребители «заррикейн». Их вооружение состояло из двенадцати пулеметов Браунинга калибром 7,63 мм. В самых первых  воздушных боях обнаружилось, что пули «браунингов» не пробивали броню немецких самолетов и попросту отскакивали от нее. «Мессершмитты», например, при столкновении с «Харрикейнами» подставляли нижнюю бронированную частью фюзеляжа и не обращали внимания на ведение огня противником.

Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК)  поручила нашему конструкторскому бюро срочно заменить вооружение «харрикейнов» на две авиапушки ШВАК и два крупнокалиберных пулемета (калибра 12,7 мм). Задача оказалась нелегкой. Предстояло серьезно усовершенствовать конструкцию крыла в том месте, где следовало установить пушки. Иначе большие вырезы ослабили бы крыло.

Разработчики сняли пулеметы, а свободные полости расширили, убрав в каждой консоли крыла по нервюре. Также пришлось вырезать и часть несущей обшивки. Чтобы воссоздать цельность конструкции и восполнить потерю ее силовых звеньев, конструкторы заключили авиапушку в прочный замкнутый  стальной короб. Боковые стенки этого короба взяли на себя функцию нервюры, а верхняя и нижняя — обшивки крыла. Короб крепили торцом к лонжерону крыла.

При испытаниях «харрикейна» с новым вооружением проводились на одном из подмосковных аэродромов, находившимся недалеко от фронта. Однажды самолет встретился с барражировавшим истребителем противника. Немецкий летчик, увидев  «харрикейн», применил  тактику, испытанную в боях: сделав боевой разворот, подставил  свой «мессершмитт» желтым бронированным брюхом к нашему летчику. И тут заговорили пушки ШВАК. Все кончилось необычно быстро — «мессершмитт» развалился буквально на куски.

Этот эпизод с модернизацией вооружения «харрикейна» был наглядной иллюстрацией к тому, насколько правильно у нас была выбрана система вооружения самолетов. Ставка на крупнокалиберные пушки со значительным темпом стрельбы себя оправдала. Увеличение калибра авиационного оружия вызывалось повышением общей живучести воздушных целей и улучшением их бронирования. За счет увеличения калибра оружия возросла мощность артиллерийского огня самолетов.

Несколько слов о принципе работы пушки ШВАК. Как и у пулемета ШКАС, для автоматической работы пушки используется энергия пороховых газов, отводимых через специальное отверстие в канале ствола. Они действуют на поршень и заставляют его вместе со стержнем штока, штоком и ползуном двигаться назад. В результате отпирается и отводится затвор, экстрактируется гильза, взводится ударник, отражается гильза, подается очередной патрон к приемному окну, сжимается возвратная пружина и производятся все остальные операции.

narkompoisk.ru

ШВАК (пушка) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.
ШВАК
И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
Длина 1679—2122
Масса снаряда, г 91—96
Масса патрона, г примерно 200
Масса пушки, кг 40—44,5
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 150—2500
Темп стрельбы, выст/мин 700—800
Начальная скорость, м/с 800

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания[ | ]

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Производство[ | ]

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 63

ru-wiki.ru

ШВАК (пушка) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ШВАК.
ШВАК
Носители
И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
Размеры, мм
Длина 1679—2122
Масса
Масса снаряда, г 91—96
Масса патрона, г примерно 200
Масса пушки, кг 40—44,5
Характеристики
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 150—2500
Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин 700—800
Начальная скорость, м/с 800

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Производство

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм1726 мм2122 мм
Вес40 кг42 кг44,5 кг
Длина хода подвижных частей185 мм
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[6]БЗ[7]
Масса (г)9696,6
Длина снаряда (клб.)2,43,1

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 2427 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 2427 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Советская номенклатура снарядовАмериканская номенклатура снарядовМасса пули [г]Дульная скорость [м/с]Описание
ОЗ[8]HEI96,0770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТHEI-T96,5770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФHE-Frag. 91,0 790с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗHEI-Frag.91,0790с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗAPI-HC96,0750твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗAPI-HC 99,0 750как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[9]API 96,0 750сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТAPI-T 96,0 750как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУTP 96,0 770Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТTP-T 96,5 770цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Примечания

  1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 542.
  2. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 152.
  3. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 305.
  4. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 310.
  5. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 566.
  6. ↑ Осколочно-зажигательный
  7. ↑ Бронебойно-зажигательный
  8. ↑ Осколочно-зажигательные
  9. ↑ Бронебойно-зажигательные

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • А. Б. Широкорад «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин «Советское стрелковое оружие»

Ссылки

wikipedia.green

ШВАК (пушка) — Википедия. Что такое ШВАК (пушка)

ШВАК
Носители
И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, Ил-2
Размеры, мм
Длина 1679—2122
Масса
Масса снаряда, г 91—96
Масса патрона, г примерно 200
Масса пушки, кг 40—44,5
Характеристики
Калибр, мм 20
Число стволов 1
Боекомплект, патронов 150—2500
Скорострельность
Темп стрельбы, выст/мин 700—800
Начальная скорость, м/с 800

ШВАК (Шпитального-Владимирова Авиационный Крупнокалиберный) — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.

История создания

Полигонные испытания пулемёта ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путём замены ствола. После чего была разработана 20 мм пушка. Но было не ясно, как она поведёт себя в воздухе, и как её установка отразится на лётно-тактических характеристиках самолёта. Испытания были проведены В. П. Чкаловым на одноместном истребителе И-16 и были признаны успешными. По окончании испытаний, в 1936 была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК, что положило начало интенсивному развитию этого вида вооружения.

Производство

Серийное производство пушки было налажено на заводе № 536 НКВ[1] в Туле и на заводе № 314 НКВ[2] в Медногорске Чкаловской области. Лафеты ШВАК для тяжёлых истребителей Пе-3 выпускались на заводе № 481 НКАП[3], установки ШВАК для ТБ-7 на заводе № 487 НКАП[4]. Боеприпасы выпускались заводом № 187 НКОП/НКБ[5]

Ни один другой образец авиационного пушечного вооружения как у СССР, так и в других странах за все годы Второй мировой войны не может сравниться с ней по объёму производства. Количество выпущенных пушек ШВАК:

  • 1942 год — 34 601
  • 1943 год — 26 499
  • 1944 год — 25 633
  • 1945 год — 13 433
  • 1946 год — 754

Устройство

По устройству 20-мм пушка ШВАК была сходна с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки — ленточное, перезаряжание — пневматическое или механическое. 20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Мотор-пушка отличалась большей длиной, наличием амортизатора и рядом других изменений.

Типовые характеристики
Варианты установкиКрыльевойТурельныйМотор-пушка
Длина1679 мм1726 мм2122 мм
Вес40 кг42 кг44,5 кг
Длина хода подвижных частей185 мм
Темп стрельбы700-800 выстр./мин.
Начальная скорость снаряда815 м/c
Патрон 20×99 мм R
ТипОЗ[6]БЗ[7]
Масса (г)9696,6
Длина снаряда (клб.)2,43,1

Боекомплект

Крыло немецкого Bf.109 после попаданий 20-мм снарядов ШВАК

Первоначально в боекомплект пушки входили осколочно-зажигательные и бронебойно-зажигательные снаряды. В 20-мм патронах к пушке ШВАК применена латунная гильза цилиндрической формы с закраиной в донной части, выступающей за тело гильзы. Извлечение такой гильзы после выстрела было затруднено, так как оно начиналось[источник не указан 2419 дней] при некотором остаточном давлении пороховых газов в канале ствола, когда стенки гильзы были ещё прижаты к стенкам патронника. По этой причине часто[источник не указан 2419 дней] случались поперечные разрывы гильзы и обрывы закраин. А это в свою очередь приводило к утыканию очередного патрона и к прекращению автоматической стрельбы.

20-мм патроны комплектовали применявшимися в наземной артиллерии высокочувствительным головным взрывателем мгновенного действия непредохранительного типа МГ-3. Но МГ-3 иногда давал преждевременные разрывы снарядов в стволе пушки. В конце 1936 года МГ-3 был заменён взрывателем МГ-201, который имел более высокие чувствительность и мгновенность действия; вылетающий центробежный предохранитель был изъят. Но всё же взрыватель МГ-201 не удовлетворял требованиям по безопасности, так как взводился в канале ствола пушки.

В 1938 году взрыватель был заменён более чувствительным взрывателем К-6, безотказно срабатывавшем при встрече с перкалевой обшивкой самолётов и отличавшимся большим быстродействием. Взрыватель К-6 имел механизм, обеспечивающий его взведение только после вылета снаряда из ствола пушки (на расстоянии 0,3-0,5 м от дульного среза), что практически исключало случаи преждевременного разрыва снаряда в стволе пушки.

Несмотря на многочисленную модернизацию снарядов, их действие было достаточно слабо для калибра 20 мм. Сразу после войны в СССР, как и в союзных странах (Великобритания и Франция), за счёт усовершенствования технологий, была увеличена степень наполнения 20 мм авиационных снарядов взрывчатым веществом (в СССР — вдвое).

Хотя пушка ШВАК обладала некоторыми недостатками, в годы войны развернулось массовое производство этих пушек. Всего было выпущено 100920 пушек. Производство 20-мм пушек ШВАК прекратилось в 1946 году.

Советская номенклатура снарядовАмериканская номенклатура снарядовМасса пули [г]Дульная скорость [м/с]Описание
ОЗ[8]HEI96,0770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного
ОЗТHEI-T96,5770с головным взрывателем, 2,8 г взрывчатого вещества + 3,3 г зажигательного, трассер
ОФHE-Frag. 91,0 790с головным взрывателем, 6,7 г HE, взрывчатого вещества, с полуготовыми осколками
ОФЗHEI-Frag.91,0790с головным взрывателем, 0,8 г взрывчатого вещества + 3,8 г зажигательного, с полуготовыми осколками
БЗAPI-HC96,0750твёрдый стальной сердечник в мягкой оболочке, 2,5 г зажигательного вещества, в алюминиевой либо бакелитовой баллистической оболочке
БЗAPI-HC 99,0 750как предыдущий, но с кованым стальным носом
БЗ[9]API 96,0 750сплошной стальной снаряд с кованым носом
БЗТAPI-T 96,0 750как предыдущий, но с трассёром в основной полости
ПУTP 96,0 770Практический, гремучая смесь во взрывчатой оболочке
ПУТTP-T 96,5 770цельноштампованный пустотелый с реактивной смесью в полости

Применение

20-мм пушка ШВАК нашла широкое применение в советской авиации и устанавливалась на многих типах самолётов. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК (20-мм пушка, 12,7-мм пулемёт) были установлены на истребителях И-153П, И-16, И-185, Як-1, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях «Харрикейн» взамен 7,7-мм пулемётов «Браунинг». Две неподвижные пушки были размещены на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. На первых моделях штурмовиков Ил-2 с лета 1941 года в крыльях устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 200 снарядов на ствол.

Мотор-пушка ШВАК с некоторыми изменениями в 1941—1942 гг. устанавливалась на танках Т-30 (модификация Т-40) вместо 12,7-мм пулемёта ДШК, что позволило существенно увеличить мощность их огня и дало возможность эффективно поражать легко- и среднебронированные цели (до 35 мм подкалиберным снарядом), пулемётные точки, противотанковые пушки и живую силу врага. Вариант пушки ШВАК-20 под названием ШВАК-танковая, ТНШ-20 или просто ТНШ (танковая Нудельмана — Шпитального) серийно устанавливался на лёгких танках Т-60 и в порядке эксперимента на плавающем танке Т-38 (пушка, установленная на опытный образец Т-38Ш, вышла из строя, и испытания на нём прекратились). Для пушки ТНШ с длиной ствола 82,4 калибра максимальная дальность стрельбы прямой наводкой достигала 2 км. Несколько сот танков Т-60 принимало успешное участие в боях под Истрой в декабре 1941 года во время битвы за Москву.
Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.

См. также

  • ТНШ-20 — танковый вариант пушки ШВАК
  • ШКАС — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
  • ШВАК — первый советский крупнокалиберный авиационный пулемёт.

Примечания

  1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 542.
  2. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 152.
  3. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 305.
  4. ↑ Тихонов, Т.2, 2010, с. 310.
  5. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 566.
  6. ↑ Осколочно-зажигательный
  7. ↑ Бронебойно-зажигательный
  8. ↑ Осколочно-зажигательные
  9. ↑ Бронебойно-зажигательные

Литература

  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.
  • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 2. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-03-9.
  • А. Б. Широкорад «История авиационного вооружения»
  • Д. Н. Болотин «Советское стрелковое оружие»

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *