Создатель эффективного и мощного авиационного оружия — Михаил Березин

Михаил Евгеньевич Березин (1906—1950) — советский оружейник, конструктор авиационного вооружения, создатель универсального пулемёта Березина, лауреат Сталинской премии.

Родился 21 ноября 1906 года в бедной крестьянской семье, в деревне Гончарка Кириловского уезда Вологодской губернии (ныне Кирилловского района Вологодской области).

Начал работать уже в 9-летнем возрасте: был батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником.

После окончания Гражданской войны, в 1926 году поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте. В 1934 году закончил Ленинградский военно-механический институт. Работал на Тульском оружейном заводе: вначале простым мастером, а затем инженером-конструктором. В 1935, перейдя на работу в конструкторское бюро, участвовал в разработке 12,7-мм крупнокалиберного пулемёта, послужившего основой для УБ-12,7. Также активно занимался конструированием авиационных пушек, самой распространённой из которых стала Б-20.

Березин создал очень удачную систему авиационного пулемета, рассчитанного на использование бесфланцевого патрона от крупнокалиберного пулемета ДК. Новый авиационный пулемет отличался простотой конструкции, малыми габаритами, удобством в эксплуатации.

Автоматика пулемета Березина действовала по принципу использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Запирание осуществлялось при помощи особого клина. К одной из характерных особенностей устройства этого пулемета относилась подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т.е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной.

После проведения заводских и полигонных испытаний 1938-1939 годов, где это оружие показало высокие результаты, 12 апреля 1939 года 12,7-мм пулемет БС (Березина синхронный) Комитет обороны, даже не дожидаясь окончания заключительных войсковых испытаний, принял на вооружение ВВС. В 1940 году в процессе эксплуатации оружия в войсках наряду со всеми положительными качествами у пулемета БС выявились определенные недостатки, связанные с малой живучестью подвижных деталей автоматики, несовершенством системы перезаряжания. В процессе внесения изменений и улучшения конструкции Березину удалось доработать свой образец, переделав его в универсальный пулемет.

Новая модель 12,7-мм универсального пулемета Березина (УБ), созданная в турельном, крыльевом и синхронном вариантах, могла устанавливаться на самолете для использования во всех установках.
В январе — феврале 1941 года пулемет Березина успешно прошел войсковые испытания. 22 апреля 1941 года универсальный пулемет Березина был принят на вооружение ВВС. За разработку пулемета УБ-12,7 конструктору в 1941 году была присуждена Государственная премия СССР.

С началом эвакуации Тульского завода производство УБ было перенесено на завод в Златоусте, где продолжалось по 1943 год. Основная тяжесть по выпуску авиационного пулемета в это время легла на ижевцев. Только в 1941 году они передали предприятиям авиапромышленности более 6500 пулеметов УБ всех модификаций. В годы войны пулеметы Березина наряду со ШКАСами стали одним из основных видов авиационного оружия.

В годы Великой Отечественной Березин работал также над созданием авиационных пушек. В это время в Советском Союзе велись интенсивные работы по проектированию более совершенных образцов авиационного пулеметно-пушечного вооружения. Стремясь создать более эффективное оружие, чем штатная 20-мм авиационная пушка ШВАК, Березин вместе с группой конструкторов в 1943 году разрабатывает на базе универсального пулемета УБ-12,7 новую авиационную пушку под 20-мм патрон от пушки ШВАК. Система питания и автоматика оружия претерпели некоторые изменения, вызванные иной конструкцией патрона с фланцевой гильзой.

Перезаряжание осуществлялось или сжатым воздухом (пневмоперезаряжание), или же вручную, механически. Масса пушки составляла всего 25 кг. Темп стрельбы для синхронного варианта 600 выстр/мин, для турельного и крыльевого — 800 выстр/мин.

Новая 20-мм авиационная пушка, принятая на вооружение в 1944 году под индексом Б-20, сохранив столь же высокие боевые качества, как и у пушки ШВАК, оказалось вдвое легче, что дало возможность использовать ее как для подвижных установок с дистанционым управлением, так и для встроенных неподвижных стрелковых установок.

Советская авиация на заключительном этапе войны получила одну из наиболее эффективных и мощных в своем классе систем авиационного оружия. За успешные труды по созданию стрелково-пушечного вооружения для Военно-воздушных сил Березин дважды становился лауреатом Государственной премии СССР, кроме того, он был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й степени, орденом Суворова 2-й степени. Умер Михаил Евгеньевич 23 августа в 1950 году в Туле.

На доме в Туле, где жил М. Е. Березин (Ленина проспект, 67 / Первомайская, 5), установлена мемориальная доска.


Его дело продолжил сын — Березин Сергей Михайлович (умер 2005), который после окончания в 1960 году Тульского политехнического института, пришёл работать в КБП и стал разработчиком БМП-3 и БМП-4.

Авиационный крупнокалиберный пулемет УБ. — Российская авиация

Авиационный крупнокалиберный пулемет УБ.

Разработчик: М.Е.Березин
Страна: СССР
Начало разработки: 1937 г.
Испытания: 1938 г.
Принят на вооружение: 1941 г.

В 1937 году М.Е.Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 года синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 года еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный), который по праву заслужил звание лучшего в своем классе, постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Любопытно, что на момент появления первых прототипов пулемета фамилии конструктора в то время не знали даже в Управлении вооружения ГУ ВВС КА, поэтому в некоторых документах наименование пулемета писали так — 12,7-мм пулемет «Березина» — полагая, что оно выбрано по имени реки.

Михаил Евгеньевич Березин начал трудовую деятельность в девять лет, работая батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 году поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1934 году он работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, затем инженером-конструктором. В 1935 году перешел в конструкторское бюро, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, который стал первой самостоятельной работой молодого конструктора.

Михаил Евгеньевич Березин.

Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета Михаил Евгеньевич Березин начал еще в 1937 году. Характерно, что задания «сверху» на создание оружия в рамках какой-либо государственной программы не было. Видимо работа по проектированию авиационного пулемета была инициирована внутри завода. Пулемет изначально создавался под мощный патрон 12,7 х 108 мм от пехотного пулемета ДШК. В проекте Березин выбрал достаточно популярную в те годы газоотводную схему автоматики, которая имела ряд преимуществ перед другими схемами, в частности, компактность конструкции, надежность работы, меньшую зависимость от разброса мощности патрона, а поскольку ствол при выстреле остается неподвижным, большую кучность стрельбы.

В октябре-декабре 1938 года пулемет БС (Березина-Синхронный) прошел серию заводских и полигонных испытаний, показав исключительно высокие характеристики, хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Так, при массе чуть более 24 кг пулемет имел темп стрельбы до 1000 выстр/мин, при работе с синхронизатором, который неизбежно падал до 700-800 выстр/мин, что все равно превышало таковые показатели у любых современных ему иностранных образцов. А использование исключительно мощного патрона, делало итоговый залп этого оружия самым мощным в мире, сопоставимым с 20-мм системами того времени.

13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны пулемет был запущен в серийное производство.

К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести:
— удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом;
— простое заряжание и разряжание;
— высокий темп стрельбы;
— быструю смену ствола и устранение задержек;
— сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи достаточно архаичной для конца 30-х годов тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, что было недопустимо в бою. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это во внимание, Березин приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (Универсальный Березина). Пулемет сразу создавался в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного-спускового механизмов, в который были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС устаревшая тросовая механическая схема перезарядки была заменена пневматической, для чего над газоотводной трубкой расположили пневмоцилиндр.

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г. И.Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа, расположенную сверху ствольной коробки в горизонтальной плоскости.

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м ИАП на истребителях И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42°С … -48°С.

Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть ствола пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н.П.Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах. В 1941 году было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1942-м — около 25 тыс, в 1943 году — 43 690, в 1944 году — 38 340, в 1945 году — 42 952. Таким образом, итоговый объем выпуска пулеметов Березина превысил 150 тыс штук.

Первым самолетом, спроектированным изначально под установку пулемета УБС стал истребитель И-200, будущий МиГ-3. Характерно, что распространенное мнение о слабости вооружения МиГа не совсем корректно, часто довооруженные парой крыльевых пулеметов УБК, «пятиточечные» МиГи имели один из самых мощных залпов среди всех советских истребителей. Позднее синхронные «Березины» стали штатным оружием истребителей ЛаГГ-3, Як-7, Як-9 и Як-3.

Турельный УБТ впервые появился на советском бомбардировщике ТБ-7, в котором даже еще не принятые на вооружение пулеметы Березина располагались в оригинальных установках в гондолах шасси, прикрывая заднюю нижнюю полусферу. Характерно, что на немногочисленных выпущенных ТБ-7 состав вооружения в различных установках постоянно варьировался, но пара УБТ в «шассейных» турелях оставалась неизменной всю войну.

В годы войны основным потребителем турельных пулеметов Березина стали штурмовики Ил-2. Также небезинтересна история появления турельного Березина на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Из воспоминаний Л.Л.Селякова, заместителя директора авиазавода № 22, выпускавшего в годы войны бомбардировщики Пе-2:

«… На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. «Мессер» подходит почти в плотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из «ШКАСа». Видели как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен минимум пулемет Березина 12,7 калибра… Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П.Чугунова, А.Архипова и говорю им: «Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка «Пешки» пулемет Березина.» До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.

10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под ШКАС. Установка была сделана. Общий вид установки «ФТ» был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.

Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили «ФТ» (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, естественно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка «ФТ» жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.

Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию. Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки «ФТ» испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.

Несколько установок «ФТ» открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты. Это была победа нового оружия…»

Кроме вышеперечисленных машин турельные УБ составляли основу оборонительного вооружения на бомбардировщиках Ил-4, Ту-2, Ер-2, Ар-2. Башенную турель ставили на транспортных самолетах Ли-2. На пулеметы Березина меняли штатное вооружение на лендлизовских «Бостонах» и «Харрикейнах».

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И.С.Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение, да и время авиационных пулеметов подошло к концу.

Если сравнить авиационный пулемет Березина с таким классическим и широко распиаренным пулеметом Браунинга AN/M2, составлявшем основу вооружения союзной авиации в годы 2-й Мировой войны, можно заключить, что Браунинг уступал УБ в темпе стрельбы на 24%, в кинетической энергии на дульном срезе на 15%, массе секундного залпа практически в полтора раза. Будучи почти на 8 кг тяжелее, M2 обладал практически вдвое меньшей поражающей способностью, с единственным превосходством над УБ в начальной скорости снаряда (чуть более 1%). При этом, в номенклатуру боеприпасов пулеметов Березина входили разрывные снаряды, которых не было у американцев и англичан. Единственно, чем творение Браунинга превосходило отечественное оружие была широкая унификация американского пулемета, который в различных исполнениях мог использоваться в армии, авиации и флоте. Пулемет УБ все же был узкоспециализированным чисто авиационным оружием.

Сравнивать же пулеметы Березина с немецкими MG-131, итальянскими «Брэда-Сафат» и «Скотти» вообще не имеет смысла, на столько превосходство советского пулемета было подавляющим. Единственным «одноклассником», превосходившим УБ по комплексу данных, стал японский клон Браунинга флотский пулемет Тип 3, да и то лишь за счет применения значительно более мощного и тяжелого боеприпаса калибра 13,2 мм, к тому же, появился он лишь к концу войны.

Справедливости ради стоит отметить, что пулемет Березина не смотря на свои прекрасные характеристики, все же обладал недостатками. Расположенный в задней кабине штурмовика Ил-2 на шкворневой установке пулемет УБТ, частенько страдал отказами при резких перемещениях, которые приводили к изломам слишком жесткой металлической ленты. Также к серьезным недостаткам следует отнести малую унификацию деталей пулемета. В руководстве к пулеметам Березина категорически запрещалось при одновременной разборке нескольких пулеметов смешивать их детали.

Конструктивно пулемет УБ относился к системам автоматического оружия, действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.

Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь автоматической стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Стрельба велась с открытого затвора, что предотвращало возможность самовоспламенения очередного патрона при перегреве. Питание пулемета патронами осуществлялось при помощи оригинальной рассыпной металлической ленты суммарной емкостью в 150-250 патронов у турельных версий и до 400 патронов у синхронных и крыльевых версий.

Звенья ленты для пулемета Березина конструктивно были идентичны таковым от пулемета ШКАС, изготавливались штамповкой из низкоуглеродистой стали толщиной 0.95 — 1.1 мм. Шаг ленты, 34 мм был уменьшен по сравнению с неразъемной лентой пулемета ДШК (39 мм) во имя скорострельности. Масса звена составляла 34 грамма. Снаряженную ленту согласно руководства обязательно должны были проверять на гибкость. При этом диаметр окружности ленты, емкостью 100 патронов, уложенной на плоскость и завернуой в окружность фланцами гильз к центру окружности, не должен был превышать 600 мм. Лента не должна была иметь заеданий в шарнирах. К сожалению, на первых порах это требование не всегда выполнялось, что видимо было вызвано отладкой штамповой оснастки на звенья.

Также рекомендовалось звенья ленты использовать не более 8 раз, предварительно при повторном снаряжении подвергая визуальному осмотру. Естественно, в условиях тотальной войны это требования выполнялись далеко не всегда, что также вело к снижению надежности оружия.

Механизм подачи ленты был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.

Модификации:

УБТ — турельный, применялся на самолетах: СБ, Пе-2, Ер-2, Ил-2, Ту-2, Ил-4 и Пе-8;
УБК — крыльевой, применялся на самолетах: Пе-2, МиГ-15УТИ;
УБС — синхронный, применялся на самолетах: И-15, И-153БС, Як-1Б, Як-3, Як-7Б, Як-9, МиГ-3, ЛаГГ-3.

ТТХ:

Модификация: УБС / УБК / УБТ
Калибр, мм: 12,7 / 12,7 / 12,7
Вес без боекомплекта, кг: 21,45 / 21,41 / 21,43
Нач. скорость пули, м/сек: 814-850 / 814-850 / 814-850
Темп стрельбы, выстр./мин: 700-800 / 800-1050 / 800-1050
Дульная энергия, кгм: 1634 / 1634 / 1634
Дульная мощность, кгм/с: 21786 / 28598 / 28598
Масса секундного залпа, кг: 0,80 / 0,80 / 0,80
Автоматика: Отвод пороховых газов
Питание: Ленточное (рассыпная лента)
Запирание: Клиновое.

Пулемет УБТ (турельный).

Пулемет УБК (крыльевой).

Пулемет УБС (синхронный).

УБТ. Схема.

УБК. Схема.

УБС. Схема.

.

.

Список источников:
Евгений Аранов. Авиационное вооружение ВВС РККА.
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения. 12,7-мм мулемёт Березина.
ГУ ВВС КА. Универсальный пулем УБ калибра 12,7-мм. Описание конструкции и экслуатация.

[История] Крупнокалиберный пулемёт Березина — Новости

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.


22 апреля 1941 года на вооружение военно-воздушных сил РККА был принят крупнокалиберный пулемет УБ конструкции Михаила Евгеньевича Березина.

Что значит хороший пулемет на войне? Это можно понять из рассказа фронтовика, стрелка пикирующего бомбардировщика Пе-2, опубликованного в воспоминаниях конструктора завода №22 Леонида Леонидовича Селякова: «На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. «Мессер» подходит почти вплотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из ШКАС-а. Видели, как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен минимум пулемет Березина 12,7 калибра».  

Михаил Евгеньевич Березин

На дворе стоял 1942 год. Тем не менее, во фронтовой среде пулемет УБ уже был известен с хорошей стороны. И это вдвойне любопытно, потому что фамилию конструктора в это время знали не все даже в Управлении вооружения ГУ ВВС Красной Армии. В некоторых документах пулемет Михаила Евгеньевича фигурировал как «12,7-мм пулемет «Березина», а сотрудники очевидно полагали, что последний получил свое название от имени реки.

История 12,7-мм универсального пулемета Березина началась в 1937 году, когда 31-летний конструктор Березин работал в КБ Тульского оружейного завода. Взяв за основу проект, в разработке которого он участвовал в 1935 году, Михаил Евгеньевич спроектировал синхронный пулемет под патрон 12,7×108 мм. Пройдя в течение 1938 года заводские и полигонные испытания, пулемет БС 12 апреля 1939 года, не дожидаясь окончания проверки в войсковых условиях, был запущен в серийное производство. Однако конструкция требовала доработки, после выполнения которых Березин приступил к созданию крупнокалиберного пулемета УБ в варианте крыльевого (УБК), синхронного (УБС) и турельного (УБТ).

В ходе работы для первых двух вариантов нового пулемета Михаилом Евгеньевичем была разработана система пневматической перезарядки. Для турельной модификации УБ конструктором Г.И. Никитиным была разработана рукоятка перезаряжания рычажного типа.

Общая масса крупнокалиберного пулемета УБ составляла 25 кг. Темп стрельбы модификации УБС составлял 600 выстр./мин. В вариантах УБТ и УБК – 800 выстр./мин. Боеприпасы крупнокалиберного пулемета Березина, разработанные Н.М. Елизаровым и А.П. Забегиным, включали пули специальных назначений: бронебойно-трассирующую Б-32, бронебойно-зажигательную-трассирующую БЗТ и зажигательно-разрывную МДЗ-3.

В ходе испытаний конструкция работала на высоте девяти километров, выдерживая температурный диапазон ±48 °С, безотказно ведя огонь в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании. После прохождения войсковых испытаний в период с 7 января по 22 февраля 1941 года, пулемет УБ был рекомендован в серийное производство и принят на вооружение ВВС РККА.

Сборка пулеметов на заводе

Серийное производство было начато на Тульском оружейном заводе в 1941 году. В 1942 году производство пулемета Березина освоили и на Ижевском машиностроительном заводе, что было вдвойне важно из-за частичной эвакуации тульского завода. За период 1941-42 гг. было произведено 6300 пулеметов УБ. В 1943 году количество выпущенных пулеметов было доведено до 43690 единиц, в 1944 году несколько снизилось до 38340 стволов, а затем вновь выросло в 1945 году до 42952 штук.

Однако в первый год эксплуатации крупнокалиберного пулемета УБ возникали частые отказы оружия. В воспоминаниях Степана Анастасовича Микояна можно прочесть об одном из таких эпизодов: «Летчики прилетели, рассказали, что видели, как Володя стрелял по бомбардировщику, потом вышел из атаки вверх, где его атаковал «мессершмитт». Говорили, что один наш летчик наперерез сунулся, хотел отсечь его. Но у него отказало оружие. Тогда это было частым дефектом. Пулеметы Березина у нас были и пушки ШВАК. Пушки стреляли ничего, а пулеметы часто отказывали. Даже говорят, был большой правительственный разбор из-за того, что часто отказывало оружие». Со временем все дефекты были устранены, и пулемет УБ стал одним из лучших в своем классе вооружения. В последующем, на базе пулемета УБ Михаил Евгеньевич создал 20-мм авиационную пушку Б-20, которая, при сохранении высоких боевых качеств другого орудия ШВАК, была в два раза легче последней, что сделало возможным ее эксплуатацию в качестве подвижной оборонительной установки с дистанционным управлением.

Пулемет УБС установленный на истребителе
Яковлева Як-9Т

Исходя из своего основного назначения, пулемет УБ эксплуатировался на 16 типах летательных аппаратов. Однако во время обороны Тулы пулемет Березина использовали в качестве станкового и даже зенитного пулемета после размещения установок с ним на грузовике ГАЗ.

Возвращаясь к началу статьи, нужно сказать, что Л.Л. Селяков вместе с другими конструкторами в десятидневный срок разработали верхнюю крупнокалиберную пулеметную установку для Пе-2, чем заслужили благодарность от Верховного главнокомандующего – И.В. Сталина.

Вот как рассказывает об этом сам Л.Л. Селяков: «Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П. Чугунова, А. Архипова и говорю им: «Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка «Пешки» пулемет Березина».

До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.

10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под ШКАС.

Установка была сделана. Общий вид установки «ФТ» был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха. 

УБ на турельной установке бомбардировщика Ил-4

Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили «ФТ» (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, естественно, сжимая курок спуска пулемета.

Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка «ФТ» жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.

Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию.

Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки «ФТ» испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители.

Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.

Несколько установок «ФТ» открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю.

Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты.

Это была победа нового оружия».

Автор теста Матвеев Вадим

 

Афанасьев А-12,7 | Weaponsystems.net



Обзор


Крупнокалиберный пулемет А-12,7

Крупнокалиберный пулемет А-12,7, вид слева, выставленный в музее.
Источник: МКФИ —

© общественное достояние

Происхождение

Советский Союз

Тип

Крупнокалиберный пулемет

Принят на вооружение

1953

Статус

9000 Разработка

1949 — 1953

Разработчик

Советский Союз
Николай Михайлович Афанасьев

Производство

1953 — 1983

Производитель

Советский Союз — Ижмаш

Советский Союз — КМЗ
Советский Союз — Туламашзавод

Количество выпущенных

Несколько тысяч (оценка)

Обозначения

9А-016П (индекс ГРАУ)
ТКБ-481 (обозначение прототипа)
ТКБ-481М (улучшенная модель)

Описание


Введение

А-12,7 — крупнокалиберный пулемет времен холодной войны советского производства. Он был разработан в начале 1950-х годов для повышения скорострельности широко используемого крупнокалиберного пулемета Березина УБ. Изначально А-12.7 предназначался для вооружения бомбардировщика Ту-4, но вместо него была выбрана более мощная автопушка НС-23. В итоге А-12.7 стали использовать для вооружения самых разных вертолетов и учебно-тренировочных самолетов.

Модель

A-12.7 — крупный одноствольный крупнокалиберный пулемет. Это газовое оружие, в котором используется рычаг акселератора для увеличения скорострельности. Боеприпасы подаются лентой либо с левой, либо с правой стороны. Используется электрический спусковой механизм. Засоры устраняются пневматическим зарядным механизмом.

Огневая мощь

A-12.7 стреляет патронами 12,7×108 мм. Теоретически А-12.7 может стрелять со скоростью 1400 об/мин. На практике она снижается до 800-1100 об/мин, чтобы уменьшить износ ствола. С уменьшенной скорострельностью характеристики аналогичны УБ Березина, улучшением которого должен был стать А-12. 7.

Платформы

А-12.7 используется только на самолетах. Его вес и скорострельность делают его очень непрактичным для наземного использования. А-12.7 был установлен на ударный вертолет Ми-24А, но заменен более мощным Як-Б на Ми-24Д и последующих моделях. Штурмовые транспортные вертолеты, такие как Ми-4А, Ми-6А и Ми-8ТВ, также оснащены А-12,7 в носовой установке. МиГ-15УТИ, МиГ-17УТИ и МиГ-19УТИ оснащены А-12.7, а на МиГ-21У использовалась подвеска для А-12.7.

Детали


Факты А-12.7

Общие

Происхождение

Советский Союз

Тип

Тяжелый пулемет

CALIBER

CALIBRE

12.7X108MM SOVIET

CALIBRE

12.7X108MM SOVIET

CALIBE

Нарезы

8 Grinkes, правая рука

Скорость дуло

818 м/с

срок службы барреля

4. 000 раундов с использованием снижения частоты пожара

Операция

Action

GASC RAHING

Action

GASC RAHING

Action

GASC RAHING

Action

. — F

Скорострельность

1400 об/мин (теоретическая)

800 — 1100 об/мин (практическая)

Размеры

Длина

909010

мм0016

153 mm

Height

155 mm

Weight

25.5 kg empty

Sights

Mechanical

None

Media


Крупнокалиберный пулемет А-12,7


Крупнокалиберный пулемет А-12,7 в подфюзеляжной гондоле вертолета Ми-4А, вид спереди.

Источник: MKFI

Авторское право: общественное достояние

Крупнокалиберный пулемет А-12,7


Крупнокалиберный пулемет А-12,7, вид слева, выставленный в музее.

Источник: MKFI

Авторское право: общественное достояние

< Предыдущий > Следующий

Связанные статьи


Ми-24А

Наиболее культовое использование А-12.7 — ударный вертолет Ми-24А (НАТО: Hind-A).

Здесь он установлен в носовой установке НУВ-1 и готов к стрельбе на 900 снарядов.

Чтение подробнее о Ми-24А

12,7мм Якушев-Борзов Як-Б

А-12.7 заменен на Ми-24Д четырехствольным Як-Б, который имеет более высокую скорострельность и более надежен.

Чтение подробнее о 12,7мм Якушев-Борзов Як-Б

12,7х108 ДШК-38, УБ-12,7 патроны | Производитель оружия реплики

Герои того времени — российская песня Второй мировой войны

Точные деревянные реплики картриджи — Soviet 12,7 x 108 CALIBE 12 -Rounds 12 -L -Rounds 12 -Rounds 12 -Rounds 12 -Rounds 12 -Rounds 12 -Rounds 12 -Rounds 12 -rounds. Этим типом боеприпасов стреляли российские крупнокалиберные пулеметы времен Второй мировой войны.0226 ДШК-38 (1938-45), а также авиационных УБ-12,7 (1939-45) семейства крупнокалиберных пулеметов. Во время Второй мировой войны этот известный русский ДШК был установлен на большое количество советских пехотных и военно-морских зенитных комплексов, в качестве дополнительной огневой мощи на советских тяжелых танках и даже на легких танках в качестве основного вооружения. Газоотводная пушка с ленточным питанием — усовершенствованная версия изготовленного ранее опытного станкового пулемета ДК-31 (1931 г.). Тот же тип боеприпасов использовался и в других советских крупнокалиберных пулеметах времен Второй мировой войны, таких как экспериментальный 9.0226 ДАК-32, ДК-32, ДК-33, ДК-34, ДНК-12,7, ДШТА-12,7, ДШКА-38, АП-12,7 Таубина, и серийные авиационные пулеметы УБС-12,7 (синхронный), УБТ- 12,7 (турельный), УБК-12,7 (крыльевой) различные модификации. Это надежное вооружение устанавливалось на многие известные и знаковые советские истребители, штурмовики и бомбардировщики. Было даже противотанковое ружье ПТР-12,7 Шелохова , в котором использовались различные типы бронебойных и API-выстрелов из этого диапазона 12,7-мм боеприпасов. 9 сравнивать не имеет смысла0226 УБ с баллистикой при одинаковом калибре с немецким MG.131, итальянским Breda-SAFAT, Scotty или Browning AN/M2 – превосходство советского пулемета было просто подавляющим. Достаточно сказать, что общий вес русского оружия составлял около 25 кг, начальная скорость пули 860 м/с при максимальной скорострельности 1050 выстр/мин, пневматическая система заряжания, и это было настоящее несгибаемое и неприхотливое оружие, что было очень важно для любое орудие, побывавшее в тяжелых боевых условиях. Массу секундного залпа УБ-12,7 можно сравнить с 20-мм системами! В то время он считался самым мощным 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом в мире. Советские истребители могли совершать до 5-6 боевых вылетов в сутки без всякого обслуживания (чистки и смазки) пушек УБ! Средний ресурс одного ствола составлял 10 000–12 000 выстрелов. Пулемет был разработан в период 1937-39, развёрнутый в апреле 1941 года и остававшийся на вооружении до 1945 года. Единственным одноклассником, который был немного лучше УБ на тот момент, была покойная морская пушка типа 3 японского клона Браунинга, только потому, что эта пушка использовала несколько более тяжёлую Патроны калибра 13,2 мм. Еще одно отличие состоит в том, что Type 3 был представлен только в конце войны и это орудие почти не участвовало в боях. В 1944 году главный конструктор пушки УБ-12,7 Михаил Березин без особых затруднений изготовил следующую модель – еще одну очень эффективную и надежную 20-мм авиационную автоматическую пушку 9.0226 Б-20 (20x99R) , созданный на базе всех механизмов УБ-12,7, выполненный в увеличенном масштабе. Линейка патронов 12,7×108 для УБ разработана конструкторами-оружейниками Елизаровым и Забегиным. Российское послевоенное крупнокалиберное оружие, такое как ДШКМ-12,7 , КОРД-12,7, НСВ-12,7-Утёс, А-12,7 авиационный крупнокалиберный пулемет, современная российская армия крупнокалиберные снайперские винтовки все использовали патроны одного калибра с различные диапазоны.

Мощные гильзы 12,7х108 оптимального размера и веса для средних и больших дистанций, а также ближнего боя. Разнообразие боеприпасов состоит в основном из бронебойных и бронебойно-зажигательных патронов, включая некоторые специальные типы, такие как зажигательные и снайперские, все с трассерами или без них.

Благодаря хорошей эффективности эти знаковые 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы УБ были установлены на большое количество советских истребителей и бомбардировщиков времен Второй мировой войны: И-16 с.29, МиГ-3, И-185, ЛаГГ-3, Як- 7Б, Як-3, Пе-8, Ил-2, Пе-2, Пе-3, Ил-4, Ту-2, Ер-2, Ар-2, Ли-2, ленд-лизовские Бостоны и Харрикейны. Такого же калибра пехотный ДШК-38 был установлен на нескольких тяжелых танках: ИС-2 и ИСУ-152 в качестве дополнительных крупнокалиберных пулеметов. Множество пехотных наземных, бронепоездных, а также корабельных зенитных орудий базировались на очень эффективных спаренных ствольных системах ДШК 1-2-3. Многие послевоенные, а также современные российские крупнокалиберные пулеметы, а также танковые зенитно-ракетные комплексы и даже крупнокалиберные снайперские винтовки стреляют одними и теми же патронами. Эти прекрасные послевоенные пулеметы — сухопутный ДШКМ-12,7 и танковый ДШКТ-12,7 (ДШКМТ) на российских послевоенных основных боевых танках Т-10, Т-54, Т-55, Т-62; послевоенные авиационные крупнокалиберные пулеметы А-12,7; послевоенные крупнокалиберные современные снайперские винтовки В-94, ОСВ-96, СВН-98, КСВК, АСВК, ОЦ-44; авиационный скорострельный 4-ствольный пулемет ЯКБ-12,7; очень популярны пехотные крупнокалиберные пулеметы КОРД-12,7 и НСВ-12,7-Утёс. Наслаждайтесь всем огнестрельным оружием, самолетами и бронетехникой, относящимися к этому калибру, от , нажав здесь — специальная подборка в моем фотоархиве!

Набор реплик включает картриджи следующих типов:

  • 12,7×108 B-30
  • 12,7×108 Б-32
  • 12,7×108 БЗТ-44
  • 12,7×108 БЗФ-46
  • 12,7×108 БС-41
  • 12,7×108 МД-В166
  • 12,7×108 МДЗ
  • 12,7×108 МДЗ-3
  • 12,7×108 МДЗ-46
  • 12,7×108 Т-38
  • 12,7×108 ZP
  • 12,7×108 B-32 цинк

Реплика патронов 12,7х108 российского производства демонстрирует детали, аутентичные патроны, имитации базовых грунтовок, цветные наконечники, аутентичную цветовую схему, аутентичные маркировки, тиснение заводских кодов на дне гильзы. Патроны-реплики выглядят настоящими, но изготовлены из цельного дерева – достойный пример для любой частной выставки, реконструкции истории войны, музея войны или просто впечатляющего сувенира и редкого украшения комнаты. Для большей реалистичности российские патроны-реплики подверглись везерингу: были применены дополнительные цветовые эффекты для «старых юнитов». В конце концов, патроны-реплики должны представлять собой боеприпасы времен Второй мировой войны 75-летней давности! Обратите внимание: текущая реплика артиллерийского снаряда является продуктом ручной работы, поэтому любое дополнительное воздействие погодных условий на него может немного отличаться.

Калибр: 12,7 мм
Гильза: 12,7×108
Максимальный диаметр: 22 мм
Общая высота: 147 мм 7
Масса: 7,362 902

9 6

ПУНКТ ТОЛЬКО ДЛЯ ОТОБРАЖЕНИЯ!

КУПИТЬ СЕЙЧАС!

Цена: 127ДШК12 — спрашивайте!

Предварительный заказ

Еще один меньший набор из 5 раундов также доступен-пожалуйста, . Проверьте здесь

Disploy Disploy Diseaure -в случае, пожалуйста, A, пожалуйста, A-Case.

Видео и фотографии ниже демонстрируют 12,7-мм российские крупнокалиберные пулеметы, которые использовались во время Второй мировой войны с боеприпасами текущего типа 12,7 × 108, а также противотанковые ружья. Russian postwar modern heavy machine guns and large caliber sniper rifles still using the same caliber rounds:

 

 

 

 

 

 

Storm Birds Wreak Havoc — Warfare History Network

Автор Phil Zimmer

Василий Емельяненко руководил полетом советских самолетов Ильюшин Ил-2 «Штурмовики», или «Буревестники», в конце 19 июня42 против удерживаемого немцами аэродрома под Артемовском на востоке Украины, пролетая низко над глубоким ущельем, чтобы избежать обнаружения.

Самолеты Ил-2 слегка накренились, чтобы подняться над холмом вперед, и земля раскрылась, когда они заметили два ряда немецких бомбардировщиков, аккуратно выстроившихся на аэродроме впереди. Емельяненко опустил нос своего самолета для атаки, когда услышал оглушительный звук, и самолет внезапно встряхнуло, когда в его правом крыле лопнула большая дыра. Он работал быстро, выпрямляя самолет и выпуская залп ракет по припаркованным самолетам противника. Затем взорвались пулеметы Емельяненко, и бомбардировщики загорелись. Его ведомые сбросили гранулированный фосфор, который распространил пламя, ревущее еще выше в небо.

Емельяненко отчаянно пытался вытащить свой самолет над стеной высоких сосен, расположенной за пределами аэродрома, но у самолета произошло попадание в двигатель. Давление масла резко упало до нуля, а температура воды резко возросла. Опытный пилот знал, что у него есть в лучшем случае пять минут, прежде чем двигатель заглохнет, когда он лихорадочно маневрировал к безопасным советским позициям.

Пилот скользил по местности, и каждый оборот винта приближал его все ближе к безопасным советским позициям. В конце концов двигатель заглох, и Емельяненко выпустил крепкое шасси и с ревом рухнул на каменистую почву со скоростью более 60 миль в час. Он чудесным образом оставался в сознании, когда вокруг него осела пыль. Он собирался сориентироваться, когда очередь из пулемета ударила в тяжелую броню самолета. Раздалась еще одна очередь, и когда она закончилась, Емельяненко выпрыгнул из кабины и рухнул на землю, когда немецкие автоматы открыли огонь.

Вражеские солдаты, казалось, почти играли с ним, стреляя каждый раз, когда он двигался, но не продвигаясь и не показывая себя. Пилоту потребовалось более двух мучительных часов, чтобы проползти около 200 ярдов от самолета и спасти советского товарища, который осторожно пробрался вперед, чтобы спасти сбитого ветерана.

Это было не последнее столкновение Емельяненко со смертью на знаменитом «Ильюше» — женское прозвище, которое советские летчицы ласково дали своим крепким штурмовикам. До окончания войны он налетал 92 боевых вылета на Восточном фронте, получил звание Героя Советского Союза, трижды был сбит крепким, закалённым в броню самолётом, спасавшим ему жизнь в каждом столкновении со смертью.

Ил-2 показал себя смертоносным на протяжении всей войны. Например, когда Сталинградская битва близилась к своему судьбоносному завершению, два внушающих страх советских штурмовика-штурмовика появились над важной удерживаемой немцами железнодорожной станцией Малороссийская к югу в Тихорецком районе.

Немцы карабкались что 26 января 1943, но было уже поздно. Серия оглушительных взрывов сотрясла четыре поезда, которые стояли на путях, и большой черный шлейф поднялся высоко в небо, поскольку сама станция была закрыта из виду после разрушительной атаки.

Этот Ил-2м3 украшен красной звездой Советского Союза и патриотическими лозунгами.

Все четыре поезда были уничтожены всего двумя советскими «Грозовыми птицами», что привело к значительным потерям немецкого личного состава, горючего, танков и боеприпасов, жизненно важных для продолжения военных действий. Сами пути были настолько сильно повреждены, что их нельзя было быстро отремонтировать, и многие севшие на мель поезда были захвачены наступающей Красной Армией.

Ильюшин Ил-2 создавался для бизнеса и мог наносить смертельные удары по наземным силам и технике, даже находясь в укрепленных бункерах. К середине Великой Отечественной войны самолеты были оснащены двумя 37-мм пушками, двумя 7,62-мм пулеметами, одним 12,7-мм пулеметом Березина для бортового стрелка и до 1300 фунтов бомб или несколько бомб. смертоносные ракеты РС-82 или РС-132.

Ракеты, особенно РС-132, были мощными, но не слишком точными. Однако они оказались особенно разрушительными, особенно когда стреляли залпами с нескольких самолетов. Самолет также мог нести до 216 бутылок с зажигательной жидкостью, что также оказалось эффективным против бронетехники и зенитных батарей.

Успех миссии на вокзале и других подобных ей, выполненных с большим героизмом летчиками-штурмовиками, побудил советского премьера Иосифа Сталина издать приказ, призывающий к продолжению атаки поездов и конвоев, чтобы сорвать подготовку немцев к предстоящей битве при Курская битва, знаменитое танковое сражение, которое привело к почти непрерывному отступлению немцев к Берлину в течение следующих 2,5 лет перед лицом растущей советской военной мощи.

Штурмовик пользовался уважением и ненавистью немецких летчиков, пехотинцев и танкистов. Люфтваффе называли его «летающим танком», «бетонным самолетом» или даже «железным Густавом» из-за его высокоэффективной броневой защиты, а немецкие танкисты и пехотинцы называли его «мясником» или даже «черной смертью». из-за разрушений, оставшихся после атаки Ил-2. Надежный самолет доказал, что он может более чем противостоять хваленым люфтваффе, особенно по мере того, как советская тактика улучшалась, а пилоты приобретали опыт борьбы с немецкими летчиками, которые становились моложе, а ветеранов все меньше по мере того, как кровавая «Великая Отечественная война» продвигала все дальше на запад.

Самолет был настолько ненавистным, что на Восточном фронте стало обычной практикой, когда разочарованные и уставшие от боёв солдаты Вермахта просто открывали фонарь кабины сбитого штурмовика и стреляли в упор в голову раненому пилоту.

Сами Ил-2 также со временем совершенствовались, переходя от несколько маломощных одноместных к двухместным с более мощной силовой установкой и добавленным пулеметчиком позади пилота, чтобы обеспечить лучшую защиту от атак немецких истребителей, особенно сверху и снизу. позади.

Во многих отношениях «Штурмовик» был предшественником сегодняшнего А-10 «Бородавочник», разработанного Fairchild Republic для ВВС США и использовавшегося для непосредственной авиационной поддержки, который способен наносить серьезный урон укрепленным наземным целям, защищая при этом своего пилота. с его закаленной оболочкой. A-10 Thunderbolt Hog может стрелять 30-мм осколочно-фугасными снарядами из семиствольной высокоскоростной пушки, торчащей из его носа, и может нести под крыльями множество смертоносных ракет и другого оружия.

«Буревестник» был правильным самолетом, разработанным в нужное время Советами. Он был разработан для выживания во враждебном, зенитном и наполненном истребителями небе Восточного фронта, где немцы так сильно рисковали и понесли более 70 процентов своих потерь во время Второй мировой войны.

Ил-2 имел прочное шасси, которое часто позволяло быстро обученным пилотам взлетать и садиться на сравнительно примитивных аэродромах. И его хвалили за то, что он легче бомбардировщика действовать в сложных погодных условиях. Его также было относительно легко и недорого производить: за время войны было выпущено более 36 150 всех вариантов, что сделало его самым производимым боевым самолетом всех времен.

Как и большинство самолетов, Штурмовик эволюционировал из ранее разработанных самолетов для удовлетворения конкретных потребностей, в данном случае непосредственной авиационной поддержки. Монгольско-маньчжурский пограничный конфликт 1939 года с Японией, гражданская война в Испании и начало Зимней войны с Финляндией продемонстрировали потребность в таком самолете. Были предприняты различные проекты, в большинстве из которых использовались советские ракеты РС-82 для атак воздух-воздух, а затем и для атак воздух-земля.

Перед взлетом двигатели работают, группа штурмовиков готова к бою против вторгшихся немцев.

Неудача Советского Союза в использовании таких бомбардировщиков, как Туполев СБ, в гражданской войне в Испании заставила Красные ВВС отказаться от концепции стратегических бомбардировок в пользу быстроходных истребителей, чтобы сначала завоевать превосходство в воздухе, а затем использовать их. при непосредственной поддержке с воздуха. Решение перейти к специализированному бронированному штурмовику привело в 1938 году к разработке ЦКБ-55, который позже был назван Ильюшинским в честь руководителя проекта Сергея Ильюшина.

Самолет впервые поднялся в воздух 2 октября 1939, через месяц после того, как Германия, тогдашний союзник Советского Союза, вторглась в Польшу и разожгла Вторую мировую войну в Европе. Корабль на том этапе испытаний представлял собой двухместный одномоторный моноплан. Жизненно важные компоненты, включая двигатель и все боевое отделение, были хорошо бронированы, а самолет был оснащен пятью пулеметами калибра 7,62 мм, один для защиты и четыре в крыльях для наступательной стрельбы. Использовалась броневая обшивка различной толщины, а не просто наслоение брони поверх существующих конструкций, как это чаще всего делалось в то время.

Конструктор Ильюшин добивался от самолета надежных характеристик, что потребовало выбора более мощного и доступного двигателя с жидкостным охлаждением вместо радиального варианта с воздушным охлаждением. Он считал, что броня обеспечит необходимую защиту потенциально уязвимой системы охлаждения. Ильюшин выбрал двигатель Микулин АМ-35, дававший на взлете 1350 лошадиных сил, и дал добро на разработку еще более мощных двигателей.

Снято в строю перед нанесением удара по немецкой нефтебазе в Крыму. Эти самолеты Ильюшина Ил-2 готовятся начать пикирование к цели внизу.

Дальнейшие доработки двигателя были произведены вместе с модификацией остекления, где изначально располагался задний стрелок, что привело к прозвищу «Горбатый» или «горбатый» по-русски. Самолет на этом этапе имел две 20-мм пушки (позднее заменены двумя 23-мм пушками) и пулеметы в крыльях. Испытания продолжались, и добро на производство было дано в начале марта 1941 года, примерно за три месяца до вторжения Германии в Советский Союз 22 июня того же года.

Советы по достоинству оценили самолет, который немцы называли «Мясник», «Мясорубка» или даже «Бойня». Некоторые из Ил-2 имели почти полностью металлические фюзеляжи, включая металлические крылья, но из-за нехватки металла во время войны другие варианты имели деревянные крылья, а третьи — деревянную заднюю часть фюзеляжа. Те, у кого задняя часть фюзеляжа была деревянной, нуждались в дополнительном усилении: четыре металлических ребра жесткости были добавлены в полевых условиях к внешней части фюзеляжа. Полевые модификации иногда включали версии с лыжами и вырезание отверстия за фонарем для добавления места заднего стрелка, второго пассажира самолета, использующего реквизированный пулемет, прикрепленный к поворотной установке.

Штурмовики всех типов были исключительно выносливы, и все они были хорошо бронированы. Даже когда один из них был сбит или сильно поврежден, советские войска извлекали и ремонтировали самолет или, по крайней мере, спасали детали для последующего использования. По советским оценкам, довольно поразительные 90 процентов поврежденных «Илюш», которые были восстановлены, были отремонтированы и отправлены обратно в воздух.

Операции 1941-1942 гг. показали необходимость в кормовом стрелке для защиты от атак истребителей сверху и сзади пилота, особенно после того, как немцы обнаружили слабость незащищенной задней части деревянного фюзеляжа. Проблема усугублялась отсутствием эффективного истребительного сопровождения самолетов непосредственной авиационной поддержки в этот начальный период войны.

К сентябрю 1942 года Советы начали модифицировать Ил-2 на сборочных линиях для установки заднего стрелка. Была расширена защитная броня, добавлено полузакрытое остекление, а для пулемётчика изначально закинуто довольно грубое лямочное сиденье. К концу того же года было выпущено около 1450 двухместных самолетов, а к февралю 1943 года все авиазаводы производили двухместные машины. взлет, чтобы компенсировать добавленный вес.

Двухместный самолет также был оснащен двумя 37-мм пушками, установленными в обтекаемых контейнерах под каждым крылом. Это дало советскому самолету вдвое большую пушку, чем у американского Bell P-39 Airacobra с его единственной 37-мм пушкой, которую Соединенные Штаты предоставили Советскому Союзу по закону о ленд-лизе.

Пушка штурмовика точно могла уничтожить легкий танк и имела неплохие шансы сделать то же самое со средним танком. Советы обнаружили, что, как сообщается, они могут уничтожить PzKpfw. Средний танк V Panther и даже тяжелый PzKpfw. VI Тигр с точным попаданием бронебойного снаряда в более тонко обшитую корму машины. Однако наводить пушки было сложно, а сильная отдача вынуждала перенацеливать пушку всего после нескольких выстрелов. Как оказалось, к концу 1943 использование 37-мм пушек на штурмовиках в значительной степени было прекращено с введением противотанковых бомб (ПТАБ), которые оказались исключительно эффективными против танков, артиллерии и укрепленных корпусов.

ПТАБ были небольшими 5,5-фунтовыми бронебойными кумулятивными бомбами, способными пробить верхнюю броню любого немецкого танка в полевых условиях. ПТАБы сбрасывались с высоты всего 320 футов и имели зону поражения размером примерно 50 на 230 футов. Впервые они были применены в Курской битве и оказались эффективными, поскольку неопытным пилотам было намного проще использовать бомбы, чем другое противотанковое оружие. Они также устранили время простоя, необходимое для перенацеливания пушки.

Первоначальное использование ПТАБ стало тактическим сюрпризом, по сообщениям, ошеломившим немцев и подорвавшим их боевой дух. Вскоре ПТАБ были запущены в серийное производство и с тех пор широко использовались против немецких наземных частей, железнодорожных вагонов, мостов и артиллерийских частей. Со своей стороны, немцы ответили на новое оружие рассредоточением своих танковых соединений, что, в свою очередь, снизило их эффективность и существенно усугубило проблемы с командованием и управлением для нацистских танкистов.

Советы не отказались полностью от штурмовиков с 37-мм вооружением, и они применялись в ряде случаев, в том числе против военно-морских сил противника. Другие Ил-2 были модифицированы в бомбардировщики-торпедоносцы.

Двухместный самолет претерпел дополнительные изменения по ходу войны, включая использование стреловидных крыльев, чтобы компенсировать изменение центра тяжести, вызванное добавлением заднего стрелка. Это привело к гораздо лучшему контролю и стабильности, а также устранило сложную эластичную пружину и систему противовеса на элементах управления лифтом. Версия со стреловидным крылом пошла в серию в конце 1943, а прямокрылые Ил-2 были полностью сняты с производства в начале следующего года. К концу войны было построено около 17 000 двухместных самолетов со стреловидным крылом, или 47% от общего числа произведенных.

Со временем эволюционировал не только самолет, но и советская тактика. Тактика ранней войны заключалась в том, что несколько Ил-2 летали без сопровождения против сильной немецкой обороны только для того, чтобы нести значительные потери как от вражеских самолетов, так и от зенитной артиллерии. В начале войны опытным немецким летчикам было относительно легко сбивать неопытных советских летчиков, летевших без сопровождения истребителей. Попытки пикирования Ил-2 на цели с высоты от 2000 до 3000 футов привели к повышению эффективности, но с увеличением потерь от самолетов противника и огня с земли.

Те, кто подвергся атаке Ил-2, прозвали этот самолет Мясником, Мясорубкой и Мясником. Ил-2 было произведено в большем количестве, чем любой другой самолет Второй мировой войны.

Советы прибегли к тому, чтобы штурмовики летали большими группами от восьми до двенадцати самолетов, что позволяло Ил-2 лучше защищать друг друга, летая по оборонительному кругу, который немцы называли «Колесом смерти». Атака такими группами также помогла гарантировать, что залпы несколько неточных ракет поразят жизненно важные элементы немецкой обороны. Изменения также включали в себя то, что несколько Ил-2 первоначально атаковали позиции немецкой артиллерии, чтобы уменьшить урон от зенитной артиллерии при последующих атаках. Пилоты также разработали зигзагообразную систему атаки, которая снижала вероятность попадания. Исследования, проведенные на советском полигоне, показали, что было бы более эффективно, если бы в первом заходе использовались ракеты, за которыми следовали второстепенные заезды с бомбами и последующие заезды с пушками.

Советские летчики также обнаружили, что, хотя Илюша был медленнее в повороте, чем немецкие истребители, он мог обогнать их в маневре в пол-оборота, что позволило им стать атакующими. Они также научились внезапно замедлять штурмовик, чтобы немецкие истребители проносились мимо и становились жертвами мощного артиллерийского и пулеметного огня советских самолетов. Также научились сносить Ил-2 в 20-градусный крен, что создавало немцам проблемы с прицеливанием.

К концу 1943 года советская тактика развилась до такой степени, что штурмовик стал очень опасным оружием. Пилоты приобрели значительный опыт, и немцы были вынуждены полагаться на меньшее количество пилотов с часто недостаточной подготовкой из-за истощения на Востоке и эскалации давления союзников в Северной Африке, Сицилии и Италии. Когда в воздухе было меньше вражеских истребителей, «Колесо смерти» было преобразовано из оборонительного режима в почти чисто наступательный, поскольку советские атакующие круги обстреливали цель обстрелом до тех пор, пока цели не были уничтожены или у Ил-2 не закончился запас хода. боеприпасы.

Эти атаки иногда длились более 90 минут, и по мере развития войны к смертоносным колесам добавлялось еще больше Ил-2, что часто приводило к удлинению групп самолетов.