Бронетранспортёр ГАЗ-5903 (БТР-80) — парк Патриот
В четвертом павильоне Технического центра центрального парка «Патриот» стоит БТР-80 — последний и лучший бронетранспортер в длинной цепочке советских колесных бронемашин — БТР-152, БТР-60 и БТР-70.
Бронетранспортер нужен для быстрой и безопасной доставки пехоты к месту боя. Уже в Первую мировую войну развитие артиллерии сделало почти невозможным хождение солдат в колоннах у линии фронта. И даже грузовики оказались слишком уязвимы и не могли проехать по полям сражений вне дорог.
Выходом стали бронетранспортеры, или БТР — специальные бронированные машины высокой проходимости. Однако простая, казалось бы, задача защиты пехоты потребовала на практике десятков лет усилий.
Броня защищает десант пехоты внутри БТРа от пуль и небольших осколков. Сам БТР в теории не должен участвовать в бою, его роль — “такси” для пехоты, поэтому защита и огневая мощь БТР гораздо слабее, чем, например, у танка.
Первые БТРы делали на базе легких танков, гусеничных тягачей и самоходных орудий. Но гусеничное шасси оказалось слишком дорогим.
Затем настала эпоха полугусеничных машин, когда БТРы двигались на колесах и небольших гусеницах одновременно. И только после Второй мировой войны колесное шасси смогли сделать достаточно проходимым и надежным.
Так в СССР появился колесный БТР-152 с открытой крышей и десантом в 8 человек. Гусеничный БТР-50 на базе легкого танка ПТ-76 вмещал уже 20 солдат.
В 50-е годы пехоту надо было защитить уже и от оружия массового поражения, прежде всего ядерного. Кроме того, транспорт для пехоты должен был уметь плавать, иметь башенку с пулеметом и быстро преодолевать бездорожье вслед за танками. Поэтому классические шасси с тремя осями уже не годились.
Новым советским бронетранспортером стал БТР-60, принятый на вооружение 13 ноября 1959 года и выпускающийся с 1960 года.
Его ключевые отличия — сразу восемь колес (из них четыре управляемых) и два бензиновых двигателя ГАЗ-40П, модификации еще довоенного мотора ГАЗ-11.
Почему двигателей два? Один мотор в 90 лошадиных сил — очевидно, слишком слаб для машины весом в 10 тонн. А мощный дизельный двигатель ЯАЗ-206Б оказался слишком тяжел. Поэтому пришлось поставить “спарку” моторов, уже освоенных заводами.
К тому же при таком варианте можно было использовать сцепления, коробки передач и карданные передачи от массовых легковых автомобилей. БТР должен был выпускаться тысячами, и потому стать максимально дешевым. А если один мотор выйдет из строя, БТР мог двигаться на втором со скоростью до 60 км/ч.
В корме БТРа — водометный движитель для движения по воде.
БТР-60 получился скоростным — до 80 км/ч по шоссе, и маневренным. В первых версиях БТР-60 перевозил десант в 14 человек, а с получением бронированной крыши — 8.
В начале 70-х годов на базе опытной колесной боевой машины пехоты ГАЗ-50 разрабатывают новый БТР-70, принятый на вооружение 21 августа 1971 года.
Новая машина отличается от БТР-60 более мощными моторами ГАЗ-66 — до 120 лошадиных сил. Десант посадили лицом к бортам, чтобы солдаты могли стрелять через амбразуры, и добавили нижние боковые люки для более безопасной высадки десанта под огнем.
Однако и у БТР-60, и у БТР-70 спарка моторов работает в гораздо более экстремальных условиях, чем на легковых автомобилях, что резко снижает надежность и ресурс ходовой части. Бензиновое топливо увеличивает опасность пожара и уменьшает запас хода.
Война в Афганистане показала, что БТР-60 и БТР-70 крайне трудно использовать на крутых подъемах, горных перевалах и по бездорожью.
Бронебойные 7,62-мм пули пробивали бортовую броню машин, а пули калибра 12,7-14,5 мм — даже лобовую. Кумулятивная граната РПГ-7 пробивала корпус навылет, а гранаты безоткатных орудий вообще проламывали защиту.
Ходовая часть БТРов тоже оказалась уязвимой к попаданиям пуль.
Поэтому 9 сентября 1982 года принимают на вооружение БТР-80, на котором устранили недостатки предшественников. Серийное производство новинки начинается в 1984 году.
Новый дизельный двигатель КамАЗ-7403 гораздо мощнее прежних бензиновых — до 260 лошадиных сил. Поэтому БТР-80 разгоняется по шоссе до 80-90 км/ч. На плаву по глубокой воде скорость достигает 9,7 км/ч.
Дизель экономичнее, что позволило увеличить запас хода. Мотор со сцеплением и коробкой передач собран в единый силовой блок.
Корпус БТР-80 увеличили в длину, ширину и высоту на 100-115 мм. Лобовая броня из катаных стальных листов защищает даже от пуль калибра 12,7 мм (тогда как на БТР-60 — лишь от пуль обычного калибра, 7,62 мм).
Крупнокалиберный 14,5-мм пулемет КПВТ в конической башенке у БТР-80 может вести огонь с углом возвышения ствола до 60 градусов (против 30 градусов у БТР-70). Такое новшество внедрили по опыту боев в Афганистане, где БТРы предыдущих поколений часто не могли обстреливать цели на склонах гор.
С крупнокалиберным пулеметом спарен пулемет ПКТ обычного калибра 7,62 мм. Боезапас — 500 патронов в лентах для крупнокалиберного пулемета и 2000 — для ПКТ.
Шесть гранатометов на башне ставят дымовую завесу специальными гранатами 3Д6.
Для десантников БТР-80 вместо двух смотровых приборов на БТР-70 поставили шесть.
Бойницы развернули по ходу движения. Благодаря повышенному давлению воздуха внутри корпуса десант может стрелять из машины через амбразуры даже при заражении местности радиоактивными веществами.
Если цели расположены высоко, по ним можно стрелять из двух амбразур в бронелюках крыши.
Теперь десант может выходить из БТРа не только через люки, но и через большие двустворчатые двери на обоих бортах.
Специальные пулестойкие шины сверхнизкого давления с толстыми стенками даже при многократном простреле пулями позволяют машине проехать еще несколько сотен километров.
БТР-80 может двигаться даже после вывода из строя одного или двух колес.
Например, в Афганистане после подрыва на противотанковой мине у машины полностью разрушило резину шины, повредило редуктор, подвеску колеса и даже полку над колесом. Но БТР-80 смог уехать с места подрыва и пройти 10 км, а экипаж внутри машины получил лишь легкие и средние контузии. Уже спустя сутки машину смогли отремонтировать.
Также в Афганистане некоторым БТРам добавляют сплошные стальные экраны, усиливая защиту против бронебойных пуль.
После завершения войны в Афганистане БТР-80 принимают участие во множестве локальных войн, а также экспортируются от Вьетнама до Финляндии.
На базе БТР-80 создают огромное семейство машин — командно-штабные, управления артиллерий, огневой поддержки “Нона-СВК” со 120-мм орудием, медицинские, для ремонта и эвакуации, станцию спутниковой связи, химической разведки.
Новым этапом развития БТР-80 стал БТР-80А с 30-мм пушкой в необитаемой башне.
На смену БТР-80 должен был прийти БТР-90 с усиленной броней, большой башней от БМП-2, 30-мм пушкой и двигателем в полтысячи “лошадей”. Но новая машина получилась слишком большой и тяжелой — более двадцати тонн, к тому же дорогой. Поэтому, несмотря на многолетние испытания и принятие на вооружение в 2008 году, БТР-90 так и не пошел в серийное производство.
А наследником БТР-80 стала модификация БТР-80А, где резко повысили огневую мощь. В новую необитаемую башню поставили 30-мм пушку 2А42 от БМП-2 — гораздо мощнее прежнего пулемета. Угол возвышения пушки достигает 70 градусов. Для внутренних войск в производство запустили БТР-80С — с той же башней, но 14,5-мм пулеметом КПВТ вместо пушки.
Новейшая модификация заслуженного ветерана — БТР-82, с 30-мм пушкой 2А72 в необитаемой башне, всесуточным (и дневным, и ночным) прицелом ТКН-4ГА, более мощным двигателем в 300 лошадиных сил и усиленной противоосколочной защитой.
Причем уже выпущенные БТР-80 тоже можно переделать в БТР-82АМ. В итоге с минимальными затратами денег и сил можно из устаревших машин получить сотни новых.
Так БТР-80 даже в двадцать первом веке, десятки лет спустя после принятия на вооружение, остается на службе и воюет до сих пор.Техника для войн прошлого / Вооружения / Независимая газета
От Советской армии нынешними Вооруженными силами унаследована система бронетанкового вооружения, включавшая различные виды транспортно-боевых средств пехоты и ориентированная на ведение крупномасштабной войны в Европе 1970-1980-х гг. Система включала в себя три основных элемента: бронетранспортеры, боевые машины пехоты (БМП) и десанта (БМД).
СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Наиболее массовой техникой стали бронетранспортеры БТР-60ПБ/-70/-80. Это были легкие, относительно недорогие плавающие машины, вооруженные 14,5-мм пулеметом КПВТ. Бронетранспортеры использовались как легкие колесные БМП, способные поддерживать спешенных мотострелков пулеметным огнем. Средства противодействия противника — безоткатные орудия, переносные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), пулеметы — легко поражались в окопах. Легкая бронетехника также была уязвима от огня 14,5-мм пулеметов. Технологичное колесное шасси не разрушало дорожное покрытие, имело достаточную проходимость и большой межремонтный ресурс.
Для мотострелковых частей в совершенно бездорожной местности (Сибирь, Север, Дальний Восток) использовались гусеничные бронетранспортеры-тягачи МТ-ЛБ с противоосколочным бронированием и единственным 7,62-мм пулеметом. В качестве штурмовых машин они применяться не могли и выделялись только очень хорошей проходимостью.
Для вооружения маневренных мотострелковых батальонов «первой линии» предназначались БМП-1 и БМП-2. Легкие плавающие БМП 1-го поколения предназначались для атаки позиций противника в едином строю с танками. На расстоянии 600 м (дистанция прицельного огня безоткатных орудий) производилась высадка десанта, который должен был автоматным огнем подавлять противотанковые средства. Вооружение БМП-1 было ориентировано на борьбу с танками: 73-мм орудие низкой баллистики, стреляющее реактивными гранатами от СПГ-9, противотанковый ракетный комплекс «Малютка» и пулемет. На БМП-2 под влиянием опыта ближневосточных войн 1967 г. и 1973 г. и примера стран НАТО вместо 73-мм орудия появилась 30-мм автоматическая пушка.
В конце 1970-х — начале 1980-х гг. вместо смонтированной в башне «Малютки» на крыше башни БМП-1 были установлены новые ПТРК «Фагот», затем более мощный «Конкурс». Решение оказалось не слишком удачным: блок наведения ракеты легко поражался пулями и осколками, для стрельбы наводчику нужно было высовываться из люка. На немецкой БМП «Мардер» такая установка ПТРК «Милан» была вызвана общим оборонительно-противотанковым уклоном бундесвера: в обороне «Милан» можно было снять и использовать с отдельной позиции. За это приходилось платить повышенной уязвимостью ПТРК в атаке, однако именно наступление для бундесвера было проблематично.
Сравнение с западными БМП 2-го поколения было уже не в пользу БМП-2: она превосходит по вооружению легкую французскую БМП АМХ-10Р, но равна ей в защищенности и заметно уступает по этому показателю американской БМП «Брэдли», немецкой «Мардер» и английской «Уорриор». Броня БМП-2 не защищает от огня 25-мм пушки в передней проекции и от 12,7-мм пулемета с борта. Попытка поднять защищенность БМП-2 привела к ухудшению подвижности и потере способности плавать (модификация БМП-2Д).
Одновременно для вооружения ВДВ было создано еще одно семейство боевых машин пехоты — БМД-1 и БМД-2. Эти машины имели вдвое меньшую, чем у БМП массу (7-9 т) и уменьшенную вместимость (2 человека экипажа и 5 человек десанта). Предполагалось, что для рейдов по тылам противника большего не надо, поэтому можно смириться с небольшим ресурсом ходовой части и компоновкой с задним расположением двигателя, при которой десантники должны ютиться по периметру башни и выбираться из машины через люки в крыше. Кстати, аналогичная компоновка была избрана и для БМП-3: мотострелки под огнем должны выбираться из машины через узкий лаз над двигателем. Из подбитой машины раненые будут не прыгать в кормовую дверь, а выползать по раскаленной крыше горящего двигателя.
В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Советская система бронетанкового вооружения, более или менее соответствовавшая концепции тотальной войны на европейском ТВД, оказалась неприемлемой в новых условиях. Итоги второй войны в Чечне подтвердили давно наметившуюся тенденцию к повышению истребительного характера огня и защищенности целей. Десант мотострелков уже не может высадиться за 600 м от позиций противника и автоматным огнем подавить позиции противотанковых средств: ПТРК теперь спрятаны за броней, а огонь автоматических гранатометов уничтожит десант.
В этих условиях БМП стремятся под прикрытием огня танков и артиллерии прорваться к позициям противника как можно ближе и высадить десант не далее, чем за 100-150 м — на дистанции прицельного огня ручных противотанковых гранатометов (РПГ). Однако в этом случае БМП будут поражаться огнем 12,7-мм снайперских винтовок, пулеметов, 20-мм (на «Мардере»), 25-мм (на «Брэдли» и LAV-25), 30-мм (на «Уорриор») и
40-мм (на CV-90) автоматических пушек. От массированного огня всех этих средств уже не может спасти «Арена»: на каждый мелкокалиберный снаряд ее зарядов не хватит.
Систему бронетанкового вооружения в связи с этим, видимо, придется пересматривать, причем универсального решения для всех проблем нет. Во-первых, войска нуждаются в новой БМП с задним расположением десантного отсека и уровнем защищенности, равным танковому. Во-вторых, необходимо создание и новых легких БМП для вооружения мобильных частей мотострелковых войск, ВДВ и морской пехоты.
Нуждается в дополнительном изучении проблема выбора базы для легкой боевой машины пехоты. Теоретически создание гусеничной плавающей БМП, обладающей высокой проходимостью в горной и болотистой местности, возможно. В определенном смысле такой машиной является БМД-3. Однако ей присущ серьезный недостаток: при аналогичном вооружении и заметно лучшей подвижности она догнала БМП-2 по массе и размерам, однако вмещает всего четверых десантников.
Но легкая БМП не может доставить пехотинцев прямо к узлу сопротивления. Десант (как в мотострелковых частях, так и в ВДВ) вынужден под прикрытием ее огня действовать в пешем порядке, и его состав необходимо доводить до 10 человек. Таким образом, готовой легкой гусеничной БМП нового поколения с задним расположением десантного отсека, равно пригодной для мотострелков, морской пехоты и десантников, не существует. Судя по всему, в планах промышленности разработка такой БМП отсутствует: Курганский завод рассчитывает прожить модернизацией БМП-3. В этих условиях военные в Чечне обходятся переделками не предназначенного для использования в качестве штурмовой машины МТ-ЛБ. Путь этот хорошо известен: на вооружении Болгарии стоит созданная на базе МТ-ЛБ БМП-23, в десятке стран мотопехота оснащена БМП на базе американского БТР М113. Эти машины могут называться современными БМП только с большими натяжками.
ВЫХОД — КОЛЕСНАЯ БМП
Видимо, имеет смысл делать легкую БМП колесной — не разрушающей дорожные покрытия и с большим межремонтным ресурсом. Разработчики рекламируют как новейшую технику БПМ-97 и БТР-90 — наследников двух известных советских БТР. Концептуальный предок БПМ-97 («боевая пограничная машина») — БТР-152. Это типичный недорогой БТР, сконструированный из автомобильных узлов и имеющий компоновку и подвижность внедорожного грузового автомобиля. Вооружение (30-мм автоматический гранатомет и 12,7-мм пулемет) позволяет поражать легкую бронетехнику и живую силу, но не БМП. При относительно легком бронировании БПМ-97 не обладает плавучестью. Это очень неплохая машина для внутренних войск, на которой можно патрулировать городские улицы и проселки в мятежных предгорьях. ПТРК даже выглядит в ней излишним. Производство БПМ-97 для нужд внутренней безопасности — рациональная и экономичная мера. Но ведь на базах хранится много поддающихся модернизации БТР-70. Есть ли в бюджете лишние деньги для закупки специализированной техники не самой высокой боевой мощи?
Концепция БТР-90 более перспективна. Его предок — несомненно семейство БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80. За четыре десятилетия эксплуатации в них устранялись различные недостатки: выход из БТР переместился с простреливаемой крыши в нижние бортовые люки, спаренные карбюраторные двигатели сменились дизелем, повысилась маневренность, усилилось бронирование. Однако семейство БТР устарело и нуждается в замене. БТР-80 не защищает от огня 25-мм пушки в передней проекции и от 12,7-мм пулемета с борта. Усиление бронирования БТР-80 невозможно: он уже сейчас по сравнению с исходным БТР-60П перетяжелен, легко вязнет на слабых грунтах. Вооружение БТР-80 не позволяет применять его в современной войне: 14,5-мм пулемет КПВТ не может пробить броню БМП 2-го поколения, а противотанкового вооружения БТР не имеет. Любое усиление вооружения ведет к сокращению объема десантного отделения.
Поскольку БТР-80 уже не поддается модернизации, имеет смысл создавать новую колесную БМП как развитие концепции плавающего восьмиколесного бронированного шасси. Эта БМП должна соответствовать минимальным требованиям: защищенность на уровне БМП 2-го поколения, перспективное вооружение, десант до 10 человек. Масса не должна превышать 20-25 т, ибо это создаст трудности при авиаперевозке. БТР-90 этим требованиям соответствует и вполне достоин обозначения «БМП»: подвеска и трансмиссия позволяют идти по пересеченной местности наравне с танками, основное вооружение заимствовано у БМП-2, бронирование усилено, состав десанта увеличен. Следует однако учесть, что такая машина предназначена для локальной войны или «миротворческой» операции, поскольку она не способна бороться против современной бронетехники. Впрочем, в рамках концепции подготовки ВС в основном к локальным войнам этот недостаток может быть признан допустимым.
ОРУЖИЕ ЛЕГКИХ МАШИН
Вооружение новых БМП — отдельная проблема. БМП необходимо поражать любую легкобронированную технику, иметь превосходство в дуэли с БМП 2-го поколения, поражать танк 2-го поколения и сбивать встроенную динамическую защиту танка 3-го поколения. Это заставляет идти на повышение калибра пушки до 40-45 мм. Для уничтожения пехоты желательна установка автоматического гранатомета. Применение тяжелой БМП подразумевает взаимодействие с танками, и поэтому можно в принципе отказаться от установки на ней ПТРК, однако экономия будет небольшой, а боевая машина потеряет возможность защищаться от танков.
Для легких БМП, которые могут использоваться отдельно от танков, противотанковое вооружение необходимо. Однако именно на них ПТРК перестали устанавливать. Вооружение БМД-3 прямо заимствовано у БМП-2: ПТРК «Конкурс» установлен открыто, для стрельбы нужно высунуться из башни. А вооружение БМП-3 и БМД-3М отвечает требованиям 1970-х гг.: управляемый снаряд 100-мм пушки низкой баллистики, как его ни модернизируй, абсолютно бессилен против танков 3-го поколения, имеющих лобовую броню свыше 750 мм. А ведь через 10 лет можно ожидать массового производства танков 4-го поколения. 100-мм управляемый снаряд гарантированно поражает легкобронированную технику, танки 1-го и 2-го поколений, полевые укрепления и открыто расположенную живую силу, однако неэффективен по главной цели — современным танкам. С таким вооружением БМП-3 можно использовать в морских десантах, на труднодоступных для танков направлениях, в болотистой местности. Но так ли необходимо разрабатывать машину только для Дальнего Востока и Сибири?
Для борьбы с танками на легкой (а возможно, и на тяжелой) БМП нужен ПТРК нового поколения. Чтобы исключить гибель членов экипажа от осколков, желательно использование автомата подачи пусковых труб ПТРК на линию выстрела (такая схема использована в комплексе «Хризантема»).
Проблема повышения мощи бронетехники не решается на пути модернизации существующих машин. Переоборудование БТР-80, БМП-1 и старых танков после капитального ремонта в носители комплекса «Кливер» (30-мм пушка, 7,62-мм пулемет и пакет из 4 труб ПТРК «Корнет») имеет смысл только как временная мера: она значительно повышает их огневую мощь в обороне, но никак не влияет на защищенность. Растет силуэт машины, а открытый пакет из 4 труб ПТРК — идеальная мишень для осколков. Некоторый смысл имеет переделка в БМП танков Т-55, Т-62 и Т-72 ранних серий (боевые машины БМПТ и БТР-Т), но высадка из этих машин затруднена в силу «танковой» компоновки. Самое же главное — больше 4-5 десантников в них втиснуть не удается, а этого количества мотострелков в машине недостаточно.
Таким образом армии объективно нужны три вида новых боевых машин пехоты:
— тяжелая БМП для механизированной пехоты, действующей вместе с танками;
— легкая гусеничная БМП для воздушно-десантных войск и мотострелковых частей, действующих в условиях полного бездорожья;
— колесная БМП для мобильных мотострелковых подразделений, предназначенных для действий на закрытой местности и форсирования водных преград.
Из всех этих машин в металле существует только последняя — БТР-90. С 1995 г. идут разговоры о «боевой машине ближнего боя, способной выдержать огонь противотанковых средств». Не исключено, что в условиях недостаточного финансирования создание функционально полного комплекса БМП маловероятно, и российским военным придется довольствоваться тем, что есть.
Бронетранспортер БТР-4 (БТР)
Бронетранспортер БТР-4 разработан и изготовлен Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени Морозова (ГП ХКБМ). Предоставлено: фото армии США, сделанное Sgt. Александр Ректор/Википедия. Российская армия захватила несколько украинских БТР-4 во время вторжения России в Украину в 2022 году. Фото: Wanderer777/Wikipedia. БТР-4Е может перевозить десять человек, включая трех членов экипажа. Кредит: Артемис Дред/Википедия. БТР-4МВ1 разработан в соответствии со стандартами НАТО. Кредит: VoidWanderer/Википедия. БТР-4 — бронетранспортер (БТР) с колесной формулой 8×8. Он был разработан и изготовлен как колесная бронированная машина нового поколения Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени Морозова (ГП ХКБМ), входящим в состав украинского производителя вооружения и военной техники «Укроборонпром», в рамках частного венчурного проекта.
БТР-4 может использоваться как бронированная машина в пехотных подразделениях в армии или как колесная боевая машина пехоты для огневой поддержки солдат в боевых условиях. Автомобиль может выполнять свою работу в различных климатических условиях днем и ночью.
Вооруженные силы России захватили несколько украинских БТР, в том числе БТР-4Е1, во время российского вторжения в Украину в 2022 году.
Разработка и производство
Прототип автомобиля был представлен в июне 2006 года на выставке «Авиасвит», проходившей под Киевом, столицей и крупнейшим городом Украины. Испытания амфибийных возможностей были завершены в январе 2007 года.
Производство БТР-4 было начато в 2008 году после получения одобрения Министерства обороны Украины. Ограниченные поставки осуществлялись для украинской армии. Автомобили производятся на заводе им. Малышева, государственном производителе тяжелой техники, расположенном в Харькове, Украина.
Харьковское конструкторское бюро двигателей и другие оборонные предприятия Украины также участвуют в производстве автомобилей.
Конструкция и характеристики БТР-4
Машина имеет модульную конструкцию и может быть использована для разработки целого семейства боевых машин в соответствии с потребностями заказчика или миссии.
Дизайн машины вдохновлен, но отличается от российской серии колесных БТР 8×8. Обычная компоновка БТР-4 изображает западные разработки, такие как немецкий БТР TPz Fuchs.
Компоновка БТР-4 разделена на три отсека. Передний отсек предназначен для водителя и командира. Среднее отделение предназначено для двигателя и трансмиссии, а заднее — для десанта.
Войска могут входить и выходить из машины либо через задние двери, либо через люки в крыше. Двери предусмотрены по обеим сторонам корпуса для механика-водителя и командира. Экипаж машины – три человека.
Вооружение и вооружение БТР Украины
БТР-4 может комплектоваться вооружением в соответствии с требованиями заказчика или потребностями миссии.
Вооружение машины, представленное на Международной оборонной выставке и конференции (IDEX-2009), включало в себя дистанционно-управляемый подвесной боевой модуль (ББО) «Парус», оснащенный 30-мм автоматической пушкой 3ТМ-1, 40-мм автоматическим гранатометом, 7,62-мм пулеметом и барьером. ПТРК.
В стандартной комплектации машина оснащена 30-мм пушкой, спаренным с ней пулеметом (7,62 мм) и четырьмя противотанковыми ракетами «Конкурс» или «Барьер». Он также может быть вооружен 30-мм автоматическим гранатометом вместо двух противотанковых ракет.
Кроме того, машина может быть вооружена несколькими модулями вооружения, такими как модуль ГРОМ, модуль Шквал и модуль БАУ 23х2.
Модуль ГРОМ включает в себя 30-мм орудие с боезапасом 360 снарядов, 30-мм гранатомет с боекомплектом 150 снарядов, 7,62-мм пулемет с боезапасом 1200 патронов и четыре противотанковые ракеты «Конкурс» или «Барьер».
Компоненты модуля «Шквал» включают 7,62-мм пулемет с боекомплектом 2000 патронов, 30-мм орудие с боезапасом 360 патронов, 30-мм гранатомет с боезапасом 150 патронов и две противотанковые ракеты «Конкурс» или «Барьер». Модуль BAU 23×2 состоит из 7,62-мм пулемета с боекомплектом 2000 патронов и двух 23-мм автоматических пушек с боезапасом 400 патронов.
Машина в стандартной комплектации может защищать от огня стрелкового оружия и подрыва мин. Однако его можно усилить, чтобы обеспечить невосприимчивость к 30-мм артиллерийским снарядам. Машина также оснащена системами автоматического пожаротушения и защиты от ядерного, биологического и химического оружия.
Двигатели и силовая установка
БТР-4 может комплектоваться различными двигателями. В стандартной комплектации машина оснащена двухтактным дизельным двигателем КМДБ 3ТД, обеспечивающим максимальную мощность 500 л.с.
Фитинг KMDB может быть заменен на двигатель Deutz EBPO III по требованию заказчика. Это четырехтактный дизельный двигатель мощностью от 489 до 598 л.с. Он приводится в действие водометами во время десантных операций.
Мобильность и производительность
Колесная формула машины включает восемь больших опорных катков, четыре из которых расположены на бортах корпуса. Каждое подвесное колесо сцеплено по отдельным осям. Для направления и курса передняя пара соединена рулевым колесом в стиле авто.
БТР-4 является полностью амфибийным и может преодолевать водные преграды со скоростью до 10 км/ч. Максимальная скорость автомобиля на дорогах с твердым покрытием составляет 110 км/ч.
Варианты БТР-4
ХКБМ разработало несколько вариантов БТР-4. Варианты включают БТР-4К, БТР-4Кш, БРМ-4К, БРЭМ-4К, БСЭМ-4К, МПО-4К, БТР-4 БАУ, БТР-4Е, БТР-4М и БТР-4У.
БТР-4К — командирская машина. Он имеет боевую массу 20 т и экипаж из семи человек. БТР-4Кш — штабно-командирская машина. Он имеет экипаж из семи человек и боевую массу 18 тонн. БРМ-4К позиционируется как разведывательная бронированная машина.
БРЭМ-4К — ремонтно-эвакуационная машина, БСЭМ-4К — машина медицинского обеспечения, МПО-4К — машина огневой поддержки, оснащенная 120-мм пушкой. Вариант БТР-4 БАУ оснащен двухорудийной 23-мм башней. БТР-4М — вариант, предназначенный для использования силами морской пехоты.
БТР-4Е — современная бронированная колесная четырехосная плавающая боевая машина с двигателем Deutz мощностью 450 л.с., соединенным с автоматической трансмиссией Allison. Он вооружен 30-мм автоматической пушкой 3ТМ-1, 30-мм автоматическим гранатометом, 7,62-мм пулеметом и противотанковыми ракетами «Барьер». Платформа доступна в различных комплектациях, включая командно-штабные, ремонтные и эвакуационные машины.
В марте 2014 года ХКБМ выпустил новую версию плавающей боевой бронированной машины БТР-4Е1 с дополнительной защитой.
БТР-4МВ1, модификация бронемашины БТР-4, разработана в соответствии со стандартами НАТО. В конструкции бронезащиты реализован модульный подход с активным использованием разнесенной брони. Компоненты верхнего слоя брони можно быстро заменить на поле боя, тем самым обеспечив повышенный уровень защиты.
Заказы и поставки украинского БТР
БТР-4 состоят на вооружении вооруженных сил Украины, Ирака, Нигерии, Индонезии.
В конце 2009 г. Ирак заказал в общей сложности 420 БТР-4. ХКБМ отгрузил первую партию из 26 машин в апреле 2011 г. Машины прибыли в Ирак в мае 2011 г. Вторая партия из 62 машин была доставлена в июне 2012 г. Третья партия из 40 машин была принята Министерством обороны Ирака в феврале 2013 года. Ирак выявил проблемы с качеством третьей партии и расторг контракт.
Армия Нигерии получила БТР-4 в 2014 году. Корпус морской пехоты Индонезии заказал 55 БТР-4М с боевым модулем BAU 23×2. Первая партия из пяти плавающих бронированных машин БТР-4М с колесной формулой 8х8 была получена в январе 2017 года. колесный БТР БТР-4У с колесной формулой 8х8 в марте 2019 года.
ХКБМ получил новый контракт от Министерства обороны Украины на серийное производство боевой бронированной машины БТР-4 с колесной формулой 8х8 в марте 2021 года. до 75 новых бронированных машин, включая колесный БТР-4Е и усовершенствованную амфибийную конфигурацию для ВМС Украины.
Другие проекты
Посмотреть большеМ113 | Weaponsystems.net
Обзор
M113A3
M113A3 армии США в роли машины скорой помощи.
Источник: Армия США (сержант 1-го класса Йоханчарлес Ван Бурс) — © общественное достояние
Происхождение
США
Тип
Бронетранспортер
Вступил в строй
1960
Статус
В строю
Разработка
1956 — 19 60
Разработчик
США — FMC
Производство
1960 — 1992 или выше
Производители
США
—
Корпорация ФМС
Бельгия
Италия
Пакистан
—
Тяжелая промышленность Таксила
Произведено
Более 80 000, включая варианты на шасси M113
Описание
Введение
M113 — американский бронетранспортер. Он был разработан в конце 1950-х годов в качестве замены бронетранспортеров M75 и M59. M75 был хорошо бронирован и дорог, в то время как M59 был очень мобилен, но ему не хватало защиты и надежности. M113 — одна из самых многочисленных когда-либо произведенных боевых машин, которая служила шасси для множества специализированных модификаций, некоторые из которых описаны в отдельной статье.
Компоновка
M113 имеет ту же компоновку, что и более ранние M75 и M59, и представляет собой бронированную коробку на гусеничном шасси. Двигатель и водитель расположены спереди. Десантное отделение расположено сзади, доступ к нему осуществляется через большую аппарель сзади. Командир сидит за двигателем посередине и имеет доступ к низкопрофильной башенке, на которой обычно устанавливается 12,7-мм крупнокалиберный пулемет M2HB.
Огневая мощь
M113 вооружен 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом M2HB на кольцевой установке, которая обычно снабжена орудийным щитом и бронированными листами по периметру. Модификация ACAV времен Вьетнама добавила 7,62-мм пулемет M60 за орудийными щитами с каждой стороны. Шасси M113 использовалось для многих оружейных платформ, таких как истребители танков со 106-мм безоткатными орудиями M40 или ракеты TOW, а также минометы с 81-мм, 107-мм или 120-мм минометами.
Защита
M113 имеет алюминиевую броню, защищающую от огня стрелкового оружия и осколков снарядов со всех сторон. Существует несколько комплектов улучшений для повышения защиты от снарядов большего калибра, а решетчатая броня может быть установлена для уменьшения воздействия противотанковых ракет. Система NBC является стандартной, а дымовые гранатометы не являются обязательными.
Мобильность
Гусеничное шасси обеспечивает М113 очень хорошую проходимость по пересеченной местности. Первоначально был установлен бензиновый двигатель мощностью 209 л.с., но во всех последующих серийных моделях он был заменен на дизельный. Максимальная скорость 68 км/ч достаточна, но не позволяет ему угнаться за M1 Abrams и M2 Bradley. M113 является полностью амфибией и передвигается по воде с помощью гусениц.
Пользователи
Основным оператором M113 была армия США, но многие из них были экспортированы союзникам США, большинство из которых являются членами НАТО. С появлением более вооруженных и бронированных M2 Bradley и более быстрого Stryker использование M113 на вооружении США значительно сократилось. Многие американские M113 также были экспортированы. На иностранной службе M113 часто модернизировались различными комплектами брони и боевым модулем, которых нет на вооружении США.
Варианты
M113A2
M113A2 во время учений в пустыне.
Источник: Армия США (неизвестный фотограф) — © общественное достояние
M113 — бронетранспортер, базовая машина семейства M113. Существует четыре основных версии M113. На иностранной службе возникло множество модификаций и модификаций.
Список базовых вариантов M113
M113
Оригинальная модель M113 с бензиновым двигателем. Выпущен в 1960 году.
M113A1
Улучшенный M113 с дизельным двигателем. Выпущен в 1964 г.
M113A2
Аналогичен M113A1, но с улучшенным охлаждением и подвеской и дымовыми гранатометами на лобовой плите. Представлен в 1979 году.
M113A3
M113A2 с повышенной живучестью на поле боя представлен в 1987 году. Усовершенствования включают внешние топливные баки, противоосколочные вкладыши, рулевую трапецию и более мощный двигатель. Легко узнать по большим топливным бакам с каждой стороны задней рампы.
Подробнее
Факты М113 М113А1 М113А2 М113А3
ОбщийПроисхождение
США
Тип
Бронетранспортер
Экипаж
2 + 11 (водитель, наводчик, 1 1 десант)
Габаритные размерыМасса
Боевая нагрузка 10,4 т
Длина
4,86 м
Ширина
2,69 м
Высота
2,50 м над пулеметом
Основное вооружение 90 213Тип
12,7-мм крупнокалиберный пулемет M2HB
Крепление
Крепление для цапфы
Боеприпасы
2000 патронов, 100 готовых к стрельбе
Траверса
Ручная траверса и подъем
Стабилизатор 900 03
№
ШассиТип шасси
Гусеничное шасси, 5 опорных катков
Компоновка
Ведущая звездочка передняя, направляющая задняя
Ширина колеи
2,16 м
Ширина гусеницы
0,38 м
Длина по земле
2,67 м
Давление на грунт
0,51 кг/см²
Подвеска
Торсион
АвтомобилиМодель двигателя
Chrysler 75M
Тип двигателя
8-цилиндровый бензиновый
Выходная мощность
215 л. с. при 4000 об/мин
Трансмиссия
TX-200-2A, 4 вперед, 1 назад
Топливо
300 л
Подвижность 9 0010 Скорость64 км/ч по дороге
6 км/ч на плаву
Запас хода
320 км по шоссе
Радиус поворота
7,9 м
Удельная мощность
20,7 л.с./т 90 003 Преодоление препятствий
Дорожный просвет
0,41 м
Стена
0,6 м
Траншея
1,7 м
Градиент
60 %
Уклон
3 0 %
Вброд
Амфибия
ЗащитаТип брони
Алюминий
Толщина брони
38–45 мм
Система NBC
Да
Дымовая система
Нет 9000 3 Оборудование
Ночное видение
Да, для водителя
Транспортные средства на базе на шасси М113
ACAV модификация
Во время войны во Вьетнаме АРВН усовершенствовала свои М113 дополнительной защитой главной башни и дополнительными пулеметами. Армия США приняла эту идею и разработала комплект ACAV, что расшифровывается как Armored Cavalry Assault Vehicle. Комплект ACAV добавляет всестороннюю защиту существующей позиции M2HB и добавляет два 7,62-мм пулемета M60 с орудийными щитами. И M113, и M113A1 были оснащены комплектом ACAV, но после войны во Вьетнаме крепления M60 больше не использовались.
M113 C&R
M113 Command & Reconnaissance основан на M113. У него более короткое шасси и более низкая линия крыши, чтобы уменьшить его силуэт.
Чтение подробнее о M113 C&R
M577
M577 — бронированная командно-штабная машина на базе шасси M113. Отличается более высокой линией крыши.
Чтение подробнее о M577
M901 ITV
Американский истребитель танков, оснащенный выдвижной пусковой установкой с двумя готовыми к пуску противотанковыми ракетами BGM-71 TOW.
Чтение подробнее о M901 ITV
M106
M106 — это самоходный миномет с 4,2-дюймовым (107-мм) минометом M30, стреляющим через большие люки в крыше.
Чтение подробнее о M106
M1064
Самоходный миномет M1064A3 является обновленной версией M106A2. Он сочетает в себе 120-мм миномет Soltam K6 с автомобильными улучшениями M113A3.
Чтение подробнее о M1064
M163 Vulcan
Зенитная самоходная установка на базе шасси M113. Вооружен 20-мм пушкой M168 Vulcan.
Чтение подробнее о M163 Vulcan
Machbet
Израильская модификация M163 Vulcan с возможностью запуска FIM-92 Stinger.
Чтение подробнее о Махбет
SIDAM 25
Итальянская зенитная самоходная установка на базе модифицированного шасси M113A2. Вооружен четырьмя 25-мм автоматическими пушками КБА.
Чтение подробнее о SIDAM 25
Статьи по теме
12,7-мм M2HB
Крупнокалиберный пулемет M2HB является основным вооружением бронетранспортера M113.