Содержание

Плавающий транспортер ПТС-2: фото, описание, технические характеристики

Плавающий транспортер ПТС-2 относится к категории отечественной гусеничной военной техники, рассчитанной на транспортировку боевых единиц через водные препятствия. В период ВОВ армия СССР остро нуждалась в переправочных приспособлениях самоходного типа. Малую часть потребностей удалось перекрыть при помощи ленд-лиза. Тем не менее после окончания войны было принято решение о создании собственных разработок подобной конфигурации.

Опытные образцы

Одним из прародителей плавающего транспортера ПТС-2 стала гусеничная модификация типа К-61. Его разработка велась в 1948 г. Занималось этим проектом инженерное ОКБ инженерных с применением деталей боевого тягача М2. Массовый выпуск начался на комбинате в Крюкове (до 1958 года). Дальнейшее производство было налажено на ижевском предприятии «Строймашина».

Плавающий агрегат оснащался цельным несущим корпусом из металла, не пропускающим воду. Погрузочно-разгрузочные манипуляции осуществлялись посредством специальной лебедки, расположенной в носовом отделе. Техника имела отбрасывающийся борт сзади, оборудованный въездными лыжами (аппарелями). Дизельный агрегат ЯАЗ-204В мощностью 130 лошадиных сил находился посредине, обеспечивая технике достойные дифференты при перемещении на плаву в груженном и порожнем состоянии.

За одну поездку К-61 в состоянии переправить до восьми раненных бойцов на носилках, 40 воинов в полной экипировке, грузовые автомобили (по одному), орудие на 100 мм, 160-миллиметровый миномет. В качестве жидкостных движителей выступала пара винтов, размещенных в туннельной части дна корпуса.

Серия ПТС

Плавающий средний транспортер создан в 1961 году на комбинате в Крюкове. За основу конструкторы во главе с Е. Ленциусом взяли арттягач АТС-59. Компоновка новой машины была идентична конфигурации К-61. При этом транспортер ПТС-2 обладал более высокими техническими параметрами в направлении грузоподъемности, маневренности и скорости. Техника оснащалась герметичной кабиной с фильтрационным вентиляционным устройством.

Агрегат за одну попытку переправлял:

  • пару пушек калибром 85 мм с боевым экипажем;
  • 122-152-мм гаубицу;
  • две машины типа УАЗ;
  • грузовики «Урал» без груза.

Тягачи и системы артиллерийского огня переправлялись при помощи плавающего прицепного устройства ПКП. Усовершенствованная модификация ПТС-М оснащалась дизельным обогревателем кузовной части и кабины, что увеличивало возможности техники в зимний период и предотвращало появление наледи на бортах. В оборудование вошли морские приспособления для ведения работ при волнении силой до трех баллов, устройства ночного видения.

Плавающий транспортер ПТС-2: технические характеристики

В 1973 г. на заводе по выпуску тепловозов в Ворошиловграде разработали данную модификацию. В изготовлении ПТС-2 использовали комплектующие части от танка Т-64. Технику оснастили усиленным многотопливным силовым агрегатом типа В-46-5. Показатель мощности составил свыше 700 лошадиных сил. На машине установили приспособление по самоокапыванию, агрегаты для использования на море, лебедку реверсивного типа, аппарели на корме корпуса.

Кабина машины с броней, герметична, имеет ФВУ и защиту от радиоактивных атак. Там же разместили радиометр и станцию связи. Над командирским люком предусмотрена турель для пулемета.

Основные ТТХ:

  • кардан для плавающего транспортера ПТС-2 от танка Т-34;
  • мощностные возможности мотора – 710 л. с;
  • вместимость бака для горючего – 1 090 л;
  • масса – 24 т;
  • скоростной порог по суше – 60 км/ ч;
  • запас хода по воде – 18 ч;
  • габариты – 12,5/ 3,3 м;
  • вместимость – 75 бойцов в полной экипировке, одно крупнокалиберное орудие, пара авто типа УАЗ-3151.

Техника транспортируется военно-транспортными самолетами.

Модификация ПТС-3

В отличие от плавающего гусеничного транспортера ПТС-2, модель следующего проекта так и не стала серийной. Параметр грузоподъемности планировалось увеличить до 16 тонн, а скорость по воде – от 12 до 15 км/ ч. Наверху бронированной кабины предусматривалась поворотная башенка с пулеметной установкой ПКТ. В качестве основы конструкторы взяли агрегаты и узлы Т-64.

После развала Советского Союза производственные возможности перешли к Украине (Лугансктепловоз). В связи с этим появилась необходимость создания подобного образца военной техники на комбинатах в России. Оперативно КБ в Омске разработало обновленную версию ПТС-4. В отличие от ПТС-2, фото которого приведено ниже, новый образец изготавливался из частей и агрегатов танков Т-72 и Т-80. Широким массам машина была презентована на выставке в 2007 году (изготовитель - ОАО Омский машзавод). После испытаний в 2011-м образец приняли на вооружение.

Конструкционные особенности

Отечественный плавающий транспортер ориентирован на перевозку артсистем, личного состава, колесных и гусеничных машин. ПТС может при необходимости служить паромом или транспортным средством для работы в местах аварий и стихийных бедствий. Последнее поколение рассматриваемой машины включает в свою конструкцию герметичный корпус, кабину для экипажа и грузовой отсек с отбрасываемым задним бортом.

Силовой агрегат типа В-84 имеет силу в 840 «лошадей», находится в средней корпусной части. Такая конфигурация улучшает устойчивость на воде и обеспечивает надежность трансформации момента кручения на движители и лебедки. В отличие от транспортера плавающего ПТС-2, на 4-ой серии отказались от размещения винтов в туннелях, а поместили их за кормой машины.

За каждым винтовым элементом предусмотрели спаренный водяной руль. Подобные внедрения позволили увеличить параметры управляемости и мощности. Особенно это заметно при перемещении техники на плаву в криволинейных участках. Радиус поворота машины с помощью рулей составил около 80 метров, а на противоходе – до 20 м. При движении по суше винты поднимаются с прижимом к борту.

Прочие параметры

ПТС-4, как и плавающий ПТС-2 оборудуется бронированной кабиной с ФВУ. Также конструкция машины включает в себя приспособления для самоокапывания. При необходимости имеется возможность монтажа экранирования ходовых элементов. Кроме того, в кабине устанавливаются связные средства и оборудование, помогающее облегчить вождение техники ночью и при плохой видимости.

Ходовая часть состоит из серийно выпускающихся деталей: гусениц и торсионных элементов Т-80. От 72-й модификации взяты фрикционы и коробка передач. Вооружение – дистанционно управляемая пулеметная установка калибром 12,7 мм с боезапасом 400 зарядов.

Эксплуатационные возможности

Рассматриваемая техника заходит на откидной борт своим ходом. Остальные агрегаты перемещаются при помощи специальной лебедки. Последний элемент также используется для вытаскивания самой машины в случае невозможности выхода транспортера из-за особенностей рельефа. Имеется возможность синхронной переправы тягача и буксируемых артиллерийских систем. Они загружаются на плавающий прицеп с колесами. При такой работе скорость и маневренность машины снижается практически на 30 процентов.

Плавающие транспортеры ПТС-2 и ПТС-4 могут не только переправлять боевые единицы, грузы и бойцов через водные помехи, но и везти их по заболоченной или пересеченной местности. Подобные возможности делают машину максимально универсальной. При таких нагрузках существенно снижается грузоподъемность гусеничного вездехода. Еще одна сфера эксплуатации указанной техники – морской десант. Для этого на борт дополнительно монтируется пара насосов для откачки воды. Их производительность – 800 и 400 литров в минуту. Кроме того, в оснащение входит специальная застекленная защита, герметизированный тент, полукомпас, удлинители выхлопа.

В завершение

Качественные характеристики гусеничного транспортера ПТС-2, включая хорошую маневренность, высокую грузоподъемность, достойную управляемость способствуют дальнейшей эксплуатации машины. Эта техника еще не один год будет использоваться инженерными войсками, поскольку обновленный аналог ПТС-4 преимущественно замечен на выставках и парадах, в реальных войсках этих единиц не так много.

fb.ru

Транспортер ПТС-2 | Энциклопедия военной техники

Плавающий транспортёр ПТС-2

Плавающий транспортер ПТС-2 (плавающий транспортёр средний) используется для переправы через значительные водные преграды (реки, озёра, морские заливы и лиманы) личного состава вооружённых сил, колесной техники, артиллерийских орудий и других материальных средств. ПТС-2 разработан на Луганском тепловозостроительном заводе на базе некоторых узлов танка Т-64.

Кабина транспортёра бронированная, герметичная, оснащена фильтро-вентиляционной установкой и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещается радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулемётная турель (в ПТС-3 – башенка).

Вместительность транспортёра ПТС-2:
– 75 солдат с полным вооружением и снаряжением;
– 2 орудия среднего калибра (до 85 мм) с расчётами;
– 1 орудия крупного калибра (до 152 мм) с расчётом;
– 2 автомобиля типа УАЗ-3151;
– 1 грузовой автомобиль (например, ЗиЛ-131 или Урал-4320) с грузом. Общий вес не должен превышать 12 т;
– 12 раненых на носилках;
Модификация транспортёра, ПТС-3, может перевозить и БМП-1/2.
Вес транспортёра: 24 т.
Размеры машины: 12.5х3.3 м.
Максимальная скорость движения на суше с грузом/без груза: 34/60км/ч.
Запас хода по топливу: на суше – 500 км., на воде – 18 часов.
Запас хода по топливу на воде:18 часов.
Топливный бак: 1090 литров.
Мощность дизельного двигателя: 710 л.с.
ПТС-2 может перевозится самолётами военно-транспортной авиации.

Плавающий транспортер ПТС-2 может использоваться при осуществлении десантных операций на море и крупных озерах. С целью повышения мореходности (волнение до 3 баллов) ПТС-2 оснащается водоотливными насосами, удлинителями выхлопа и герметичным тентом. Для навигации на больших водных просторах машина оснащается гирополукомпасом. На воде передвижение транспортёра происходит с помощью двух винтов. Максимальная скорость движения на воде с грузом/без груза 12/13 км/ч (для сравнения, скорость на воде БТР-82А – 8 км/ч). Для ПТС-2 предельно допустимость скорость течения воды в реке – 2,5 км/ч.

Транспортёр ПТС-2 используется и для перевозки грузов по пересечённой и болотистой местности (машина имеет весьма малое удельное давление на грунт). Транспортёр ПТС-2 может использоваться и как санитарно-эвакуационная машина. Для этого в кузове установлены специальные кронштейны для 12-ти носилок. На корме транспортёра установлено устройство для самоокапывания, благодаря которому можно оборудовать укрытие для машины. Реально самоокапывание редко используется, так как огромный объём грунта (120 кубометров – объем только самой машины, без учета съезда) трудная задача и для специальной техники. Интересный факт – кузов транспортёра снабжён мощным отопителем и при определённых условиях может стать комфортным домом. А при наличии 12 медицинских носилок (для которых есть специальные крепления) – очень комфортным.

war-book.ru

Плавающие транспортеры ПТС | Военное оружие и армии Мира

ПТС — это семейство отечественных гусеничных плавающих транспортеров, предназначенных для переправы через водные преграды различной не плавающей боевой и транспортной техники.

В годы Великой Отечественной войны Красная армия испытывала острую нехватку переправочных средств, особенно самоходных. Поставки по ленд-лизу плавающих автомобилей «Форд» GPA и GMC DUKW смогли удовлетворить лишь малую потребность войск в этом виде техники. Поэтому сразу после окончания войны начались масштабные работы по созданию различных образцов амфибийных машин.

ПЕРВЫЙ ОБРАЗЕЦ

Одной из таких машин стал плавающий гусеничный транспортер К-61, разработанный в 1948 году в ОКБ инженерных войск с использованием узлов и агрегатов артиллерийского тягача М-2. Серийное производство транспортера К-61 с 1950 по 1958 год осуществлялось на Крюковском вагоностроительном заводе, а с 1958 по 1965 год — на заводе «Строймашина» в Ижевске. Плавающий транспортер имел водонепроницаемый, цельнометаллический корпус несущего типа. Для погрузки и разгрузки переправляемой техники транспортер имел грузоподъемную лебедку, размещенную в носовом отсеке машины, и откидной задний борт с въездными аппарелями. Дизель ЯАЗ-204В мощностью 130 л. с. размещался в средней части корпуса, что обеспечивало машине приемлемые дифференты при движении на плаву с грузом и без груза.

За один рейс транспортер К-61 мог переправить (варианты): восемь раненых на носилках, 40 солдат с полным вооружением, автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-63, ЗИС-5 — ЗИС-150, ГАЗ-69 с грузом до 5 т, ЗИС-151 (без груза), ЗИЛ-157 (без груза), пушку калибром до 100 мм с расчетом, гаубицу калибром 122-152 мм с расчетом, миномет калибра 160 мм с расчетом. Водяным движителем машины были два винта, расположенные в туннелях в днище корпуса.

ТРАНСПОРТЕР ПТС

В 1961 году на Крюковском вагоностроительном заводе, под руководством Е. Е. Ленциуса, на основе агрегатов артиллерийского тягача АТС-59 и танка Т-54 был разработан транспортер ПТС (плавающий транспортер средний). Его компоновка была аналогична компоновке транспортера К-61, но в отличие от последнего ПТС имел более высокие характеристики по грузоподъемности, подвижности и т. д. ПТС имел герметичную кабину, оборудованную фильтровентиляционной установкой (ФВУ).

За один рейс транспортер мог переправить (варианты): две 85-мм пушки с расчетами, пушки и гаубицы калибра от 122 до 152 мм по одной с расчетами, 12 раненых на носилках, 72 солдата с полным вооружением, два автомобиля типа УАЗ-469, автомобили от УАЗ-452 до Урал-4320 (без груза). Для одновременной переправы артсистемы и тягача в комплект машины входил колесный плавающий прицеп ПКП. В этом случае артсистема переправлялась на прицепе, а тягач в транспортере.

Модернизированный образец ПТС-М был оборудован дизельным отопителем кабины и кузова, что повышало возможности машины при действиях в зимних условиях, исключало вероятность намерзания льда на бортах машины. Появился комплект морского оборудования для работы при волнении до трех баллов, радиостанция, приборы ночного видения и т. д.

ОТ ПТС-2 К ПТС-4

В 1973 году на Ворошиловоградском тепловозостроительном заводе был разработан плавающий транспортер ПТС-2. При его создании использовались узлы и агрегаты танка Т-64. На машине установили более мощный многотопливный двигатель В-46-5 мощностью 710 л. с, устройство самоокапывания, аппаратуру для эксплуатации в морских условиях, аппарели в кормовой части корпуса и реверсивную лебедку. Кабина транспортера бронированная, герметичная, оснащена ФВУ и защитой от радиоактивных веществ. В кабине размещается радиостанция и радиометр. Над люком командира машины установлена пулеметная турель.

Усовершенствованный образец ПТС-3, разработанный на том же предприятии, что и ПТС-2, так и остался опытным. Грузоподъемность машины при движении по воде была увеличена с 12 до 16 т, а скорость — с 12 до 15 км/ч. На крыше бронированной кабины была размещена вращающаяся башенка с пулеметом ПКТ. Базой машины служили узлы и агрегаты танка Т-64.

Поскольку после распада СССР производственные мощности по изготовлению плавающих транспортеров остались на Украине (в Луганске), встал вопрос о создании нового образца этой техники на российских предприятиях. В короткие сроки Конструкторское бюро транспортного машиностроения (КБТМ) в Омске разработало новый плавающий транспортер ПТС-4 с использованием узлов и агрегатов танков Т-72 и Т-80. В 2014 году предприятие переименовали в ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Впервые данная машина была показана публике на выставке вооружений и военной техники в Омске в 2007 году. В 2011 году плавающий гусеничный транспортер успешно прошел государственные испытания. Машина принята на снабжение вооруженных сил России и серийно выпускается в Омске.

ОПИСАНИЕ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТЕРА ПТС-4

Плавающий транспортер предназначен для транспортировки личного состава, артиллерийских систем, колесной и гусеничной техники, а также других грузов по воде и зыбкой почве.

Кроме того, «Омсктрансмаш» ведет разработку гражданской версии ПТС-4, которая сможет перевозить людей и грузы в местах стихийных бедствий или служить паромом при отсутствии мостов.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Гусеничный плавающий транспортер ПТС-4 состоит из водонепроницаемого корпуса с кабиной экипажа и грузовым отделением, в котором имеется откидной задний борт.

Двигатель В-84 мощностью 840 л. с. расположен приблизительно в центральной части корпуса транспортера, что увеличивает его устойчивость на плаву и надежность передачи крутящего момента на водяной и гусеничный движители, равно как и на лебедки. На ПТС-4 разработчики отказались от расположения винтов в туннелях и установили их в специальных направляющих насадках, которые были установлены за кормовой частью машины. При этом за каждым из винтов появился сдвоенный водяной руль. Благодаря наличию этих конструктивных решений удалось повысить маневренность и управляемость ПТС-4 на плаву, особенно при движении транспортера по криволинейным траекториям. При осуществлении поворота на плаву при помощи рулей радиус циркуляции ПТС-4 составляет примерно 80 м, а при повороте в режиме работы винтов в противоходе примерно 20 м. В то время, пока гусеничный транспортер перемещается по суше, винты поднимаются и прижимаются к заднему откидному борту. При осуществлении опускания и подъема заднего борта движительно-рулевой комплекс перемещается вместе с бортом.

Плавающий транспортер ПТС-4 имеет бронированную кабину экипажа, которая оснащена ФВУ. Также машина имеет устройство для самоокапывания. Технически предусмотрена возможность установить на транспортер навесное экранирование ходовой части. В кабине экипажа находятся средства связи, а также оборудование, позволяющее осуществлять вождение машины в ночных условиях и при плохой видимости.

В конструкции ходовой части ПТС-4 используются элементы серийно выпускающихся основных боевых танков: гусеницы и торсионы Т-80, коробка передач и фрикционы Т-72. В качестве вооружения используется дистанционно управляемый крупнокалиберный 12,7-мм пулемет с боекомплектом 400 патронов.

ТРАНСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Плавающий транспортер разгружается и загружается на суше через откинутый задний борт, который оборудован аппарелями. Техника заходит на борт своим ходом. Несамоходная военная техника перемещается при помощи специальной механической лебедки, которая находится в передней части грузовой платформы транспортера. Эта лебедка может применяться также для самовытаскивания ПТС-4 в той ситуации, когда береговой рельеф не позволяет транспортеру выйти на берег (при этом разгрузка машины значительно усложняется и время, необходимое для данной операции, увеличивается). Предусмотрена возможность одновременной переправы тягача и буксируемой им артиллерийской системы, которая в этом случае загружается на плавающий колесный прицеп, который входит в комплект ПТС-4. Маневренность и скорость движения при этом значительно падают (практически на 30 %).

Плавающий транспортер ПТС-4 может не только переправлять боевую технику, личный состав и различные грузы через водные преграды, но и перевозить их в условиях заболоченной или пересеченной местности, что делает машину довольно универсальной. Правда, при этом существенно снижается грузоподъемность гусеничного транспортера. Также гусеничный транспортер может применяться в морских десантах. Для этой цели на нем специально устанавливается дополнительное оборудование: два насоса, предназначенные для откачки воды производительностью 800 и 400 л/мин., специальная защита остекления, герметизированный тент, удлинители выхлопа и гирополукомпас.

ИНЖЕНЕРНЫЕ РЕШЕНИЯ

В процессе создания ПТС-4 был осуществлен большой объем НИОКР, которые включали поиск наиболее рациональных и эффективных технических решений, а также их последующую обработку и обкатку. В частности прорабатывались вопросы размеров и формы водоизмещающих корпусов, перебирались разнообразные типы движителей, систем управления транспортером на плаву, водоотливных насосов и тому подобное. Существенное внимание разработчиков было уделено повышению проходимости нового гусеничного транспортера, особенно на этапе входа машины в воду и выхода из воды на сушу. Угол крена удалось увеличить до 25°, а угол преодолеваемого подъема/спуска — до 32°.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТС-4

  • Боевая масса, т: 33,1
  • Экипаж, чел.: 2
  • Грузоподъемность на суше, т: 12
  • Грузоподъемность на воде, т: 18
  • Скорость движения, макс, км/ч:
    по шоссе: 60
    на плаву: 15
  • Запас хода (по топливу)
    по шоссе, км: 587
  • Запас хода (по топливу) на плаву, ч: 10,6
Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь