ПС-90А
- История
- Модификации
- Характеристики
Турбореактивный двухконтурный малошумный двигатель.
Двигатель ПС-90А – одно из важнейших достижений российского авиационного моторостроения 90-х годов ХХ века.
Это унифицированный, маршевый, турбовентиляторный, двухконтурный, двухвальный двигатель со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, с реверсом тяги в наружном контуре.
Уже более 25 лет ПС-90А остается единственным в России двигателем четвертого поколения для отечественной магистральной авиации.
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный двигатель с тягой 16 000 кгс для пассажирских самолетов нового поколения Ту-204 и Ил-96. Победу одержали пермяки: испытания Д-90А показали преимущество пермского двигателя по удельному расходу топлива и массе и обеспечили победу в конкурсе. В 1987 году двигателю было присвоено имя создателя, и он стал называться ПС-90А (ПС – Павел Соловьев).
Двигатель ПС-90А стал пионером по использованию узлов из полимерных композиционных материалов. Применение на двигателе звукопоглощающих конструкций второго поколения позволило самолетам с ПС-90А и его модификациями снизить уровень шума до самых современных нормативов и обеспечить им возможность летать во все аэропорты мира без ограничений.
Двигатель ПС-90А-76 создан в 2003 году для новых грузовых самолетов семейства Ил76МД-90, а также для модернизации имеющегося авиапарка Ил-76 с целью повышения эффективности их применения и обеспечения соответствия современным нормам по эмиссии и по шуму самолета на местности.
В 2017 году специальная модификация двигателя ПС-90А-76 создана и установлена на новейший многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-100.
Двигатель ПС-90А1 создан в 2007 году для широкофюзеляжного транспортного самолета Ил-96-400Т. Главная особенность двигателя ПС90А1 – увеличенная до 17 400 кгс тяга взлетного режима. Двигатель имеет малоэмиссионную камеру сгорания и звукопоглощающие конструкции второго поколения. Степень унификации с базовым двигателем ПС90А составляет 98 %.
Двигатель ПС90А2 создан в 2009 году для среднемагистрального пассажирского самолета Ту204СМ и имеет глубокую модернизацию относительно ПС-90А (новая турбина высокого давления, новая система автоматического управления, новые трансмиссионные подшипники и опоры). По сравнению с базовым двигателем ПС90А2 обладает рядом преимуществ, в числе которых уменьшение трудоемкости обслуживания, увеличение ресурса основных деталей.
Тяга на взлетном режиме: 16000 кгс
Тяга на крейсерском режиме: 3500 кгс
Удельный расход топлива: 0,595 кг/кгс·ч
Степень двухконтурности m=4,4
Температура газа ТСА макс=1640К
Высота полета: до 13100 м
Высота запуска в полете: 7 000 м
Температура воздуха у земли для запуска и работы: –47…+45°C
Высотность аэродромов: до 3500 м
Сухая масса: 2950 кг
Поставочная масса: 4300 кг
Длина двигателя: 4964 мм
Диаметр вентилятора: 1900 мм
ПС-90
В конце 1982 года был объявлен конкурс на унифицированный
двигатель с тягой 16000 кгс для самолётов Ил-96-300 и Ту-204. ПС-90А выполнен по двухвальной схеме с реверсивным устройством в канале
наружного контура. Состоит из 11 модулей. Вентилятор одноступенчатый с дополнительной
подпорной ступенью. Компрессор 13-ступенчатый, имеет корпусы кольцевого типа
без продольных фланцев, 3 поворотных направляющих аппарата. Турбина высокого
давления имеет 2 ступени, низкого — 4. Камера сгорания трубчато-кольцевая с 12
жаровыми трубами. ПС-90А стал первым отечественным двигателем, имеющим электронно-цифровую
систему управления и диагностики (система «Диагноз-90»). Она автоматически
выбирает оптимальный расход топлива при любом режиме и метеоусловиях, уменьшает
нагрузку на экипаж при запуске двигателя и наборе высоты, обеспечивает защиту
от помпажа. Всего изготовлено 300 двигателей семейства ПС-90. Развал страны и глубокий экономический кризис сказался и на производстве двигателя. В период с 1996 по 2001 год не было произведено ни одного нового ПС-90, а только производился ремонт ранее выпущенных. К сентябрю 2004 года общий налёт двигателей ПС-90А на всех самолётах составил 1000000 часов. 17 октября 2009 года начались лётные испытания модернизированного двигателя ПС-90А2. Модификации двигателя:
Технические харктеристики
Литература
|
Объединенная двигателестроительная корпорация — Двигатель ПС-90А
- Компания
- О компании
- ОДК Интерпартс
- Новости
ОАО «Девелопмент «Авиадвигатель»
Серийное производство ОАО «Пермский моторный завод»
Унифицированный базовый ТРДД двухконтурный двухвальный со смешением потоков внешнего и внутреннего контура, реверсом во внешнем контуре и системой шумоподавления.
Применение:
- Самолет Ил-96-300ПУ Президента Российской Федерации;
- дальнемагистральных широкофюзеляжных гражданских самолета Ил-96-300;
- Среднемагистральные гражданские и грузовые самолеты Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204С, Ту-214 и их модификации.
Аттестован в 1992 г. В эксплуатации с 1993 г. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию и не имеет ограничений по межремонтному и общеэксплуатационному (назначенному) ресурсу. Соответствует нормам выбросов, установленным Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) в 2008 году, и обеспечивает соответствие нормам ИКАО (глава 4) по шуму.
Двигатель ПС-90А1
Модификация ПС-90А
Серийное производство
ОАО «Пермский моторный завод»
Применение: дальнемагистральный широкофюзеляжный грузовой самолет Ил-96-400Т.
Сертифицирован в 2007 г. В эксплуатации с 2007 г. Уровень унификации с базовыми двигателями ПС-90А 98%. Соответствует нормам ИКАО по излучению 2008 года, обеспечивает соответствие нормам ИКАО (глава 4) по шуму.
Двигатель ПС-90А2
Модификация ПС-90А
Серийное производство
ОАО «Пермский моторный завод»
Применение:
- Среднемагистральные гражданские и грузовые самолеты Ту-204СМ, Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-204, Ту-214 и их модификации.
Разработан ОАО «Авиадвигатель» совместно с Pratt & Whitney (США).
Сертифицирован в 2009 году по АР-33. Соответствует нормам выбросов ИКАО 2008 года. Самолеты с двигателями ПС-90А2 соответствуют нормам ИКАО 2006 г. по шуму (глава 4).
По сравнению с базовыми двигателями:
- безопасность повышена в 1,5-2 раза;
- значительное снижение стоимости жизненного цикла;
- снижение сложности обслуживания в 2 раза.
Двигатель ПС-90А-76
Модификация ПС-90А
Серийное производство
ОАО «Пермский моторный завод»
ЕГЭ:
- Модернизация существующего парка самолетов Ил-76МД/ТД;
- Военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90, Ил-76МФ;
- Коммерческие грузовые самолеты Ил-76ТД-90, Ил-76ТФ.
Сертифицирован в 2003 г. Применяется с 2003 г. Соответствует нормам эмиссии ИКАО 2008 г. и обеспечивает соответствие самолетов нормам ИКАО (глава 4) по шуму.
Имеет ряд преимуществ по сравнению с двигателем Д-30КП, таких как:
- Снижает эксплуатационные расходы в 1,7 раза;
- Повышает надежность силовой установки в 1,5 — 2 раза;
- Снижает расход топлива на 13–17 %.
Основные характеристики двигателя
Индикатор | ПС-90А | ПС-902 | ПС-90-76 | |
Тяга взлетная (t 730 мм Торр H=0), кгс | 16 000 | 17 400 | 16 000 | 14 500 |
Тяга на крейсерском режиме (=11 км, =0,8), кгс | 3 500 | 3 500 | 3 500 | 3500 |
Удельный расход топлива (с реальной форсункой), кг/кгсч | 0,595 | 0,595 | 0,595 | 0,595 |
Высота полета, м | 13 100 | 13 100 | 13 100 | 13 100 |
Земная температура для запуска и эксплуатации, | -47…+45 | -47…+45 | -47…+45 | -47…+45 |
Высота аэропортов, м | 3 500 | 3 500 | 3 500 | 3500 |
Длина двигателя, мм | 4 964 | 4 964 | 4 964 | 4,964 |
Диаметр вентилятора по концам лопаток, мм | 1 900 | 1 900 | 1 900 | 1900 |
Сухая масса, кг | 2 950 | 2 950 | 2 950 | 2 950 |
Вес по умолчанию, кг | 4 160 | 4 250 | 4 220 | 4160 |
Авиадвигатель рассматривает возможность замены ПС-90А ПД-14 большей тяги (30 860 фунтов) коммерческий ТРДД ПД-14.

ПД-14М и более крупный ПД-16 с тягой 15,6 и 17,5 т соответственно отличаются от базового двигателя тем, что имеют большее количество ступеней компрессора низкого давления и турбины (КНД и ТНД). «Авиадвигатель» разработал двигатели для еще не запущенного 230-местного удлиненного варианта МС-21 — МС-21-400 — и его дальнемагистрального (LR) варианта.
Двигатели потенциально позволят осуществить программы модернизации узкофюзеляжных Туполев Ту-204/214, широкофюзеляжных Ил-96-300 и грузовых самолетов Ил-76М-90А, которые в настоящее время оснащены двигателем ПС-90А предыдущего поколения, который развивает 16 -тонн тяги.
Для дальнейшего повышения производительности конструкторское бюро рассматривает вариант с турбовентиляторным двигателем с редуктором (GTF), получивший название PD-18R. За счет введения редуктора между компрессором и турбиной «Авиадвигатель» надеется добиться увеличения максимальной тяги на 33% и улучшения удельного расхода топлива на 4% при сохранении оригинального газогенератора ПД-14.