чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга» — РТ на русском
В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил глава ведомства Владимир Кулишов на церемонии закладки киля данного судна. Строительство ориентировочно займёт четыре года. Военно-морская платформа будет оснащена современным вооружением и навигационным оборудованием для совершения дальних походов. Главными задачами «Пурги» станут защита государственных границ РФ в Арктике и охрана экономических ресурсов региона. Как считают эксперты, ввод в строй подобных кораблей укрепит безопасность Заполярья.
На Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) состоялась церемония закладки киля патрульного корабля ледового класса «Пурга» проекта 23550 для пограничной службы ФСБ России. Корабль должен войти в строй в 2024 году.
«Огромные ресурсы России в Арктике, Северный морской путь, повышенное внимание иностранных государств к этой зоне России, безусловно, требуют от нас наращивания корабельной группировки для гарантированного решения задач пограничной безопасности.
Также по теме
«Технологический прорыв»: каким будет самый мощный в мире российский атомный ледокол «Лидер»
Дальневосточная верфь «Звезда» приступила к строительству самого мощного в мире атомного ледокола «Россия» проекта «Лидер». Этот…
Выборгский судостроительный завод специализируется на производстве гражданской продукции. Как отметили эксперты, заказ от ФСБ является новым опытом для этого предприятия, который позволит укрепить его технологический и производственный потенциал.
В предыдущие годы Выборгский судостроительный завод успешно изготовил несколько кораблей для освоения Россией морских пространств Заполярья.
В 2015—2019 годах ВСЗ передал Федеральному агентству морского и речного транспорта дизель-электрические ледоколы проекта 21900М «Новороссийск» и «Мурманск», ПАО «Газпром нефть» получило два многофункциональных ледокольных судна «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», ФГУП «Атомфлот» — портовый ледокол «Обь».
В своём выступлении на церемонии закладки нового патрульного корабля Владимир Кулишов сообщил, что детище ВСЗ будет оснащено самым современным вооружением, навигационным и радиоэлектронным оборудованием. По его словам, «Пурга» сможет совершать походы дальностью до 12 тыс. миль (свыше 22 тыс. км).
В задачи корабля войдёт защита государственных рубежей РФ в Арктике, охрана экономических ресурсов и доставка грузов на необорудованное побережье. Как сказано на сайте ВСЗ, судно сможет нести круглогодичную службу в высоких широтах.
Корабль для ФСБ разработан в стенах ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) по проекту 23550, получившему шифр «Ермак». В настоящее время два судна проекта 23550, но под шифром «Арктика» («Иван Папанин» и «Николай Зубов») строятся на «Адмиралтейских верфях» по заказу Минобороны РФ.
- Макет корабля проекта 23550
- © Минобороны России
Оба корабля войдут в состав флота в первой половине 2020-х годов. Военные считают, что проект 23550 воплощает в себе «лучшие достижения военного кораблестроения».
Как уточнили эксперты, «Пурга» будет обладать такими же характеристиками (внешний облик, параметры, тоннаж), что и корабли ВМФ под шифром «Арктика». Отличия будут заключаться в основном в наборе вооружений.
«С виду корабль для ФСБ будет практически таким же, как и корабли для ВМФ. Но, скорее всего, у «Пурги» не будет ракетного вооружения, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов» (на кораблях для флота установлены контейнеры для пуска «Калибров» и «Уранов». —
RT)», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Александр Мозговой.«Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ.
В настоящее время флот этого ведомства включает патрульные корабли ледового класса проекта 22120 и проекта 22100 водоизмещением 1,16 тыс. т и 2,7 тыс. т соответственно.
«Пурга» будет значительно тяжелее платформ, стоящих сейчас на вооружении ФСБ. Водоизмещение корабля проекта 23550 составляет почти 9 тыс. тонн, длина — более 100 м, ширина — около 20 м, скорость — до 16 узлов, автономность плавания — около 60 суток. Массивный корпус судна способен раскалывать лёд толщиной до 1,5 м.
Также по теме
«Парировать любые провокации»: как Северный флот обеспечивает защиту арктических рубежей России
1 июня в России отмечается день Северного флота (СФ) — самого крупного оперативно-стратегического объединения ВМФ. На его вооружении…
На корабле проекта 23550 предусмотрено размещение вертолётов, БПЛА и двух патрульных катеров типа «Раптор». Важным преимуществом этого судна военные называют универсальность — оно совмещает в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.
Как предполагает Александр Мозговой, на борту «Пурги» роль основного средства огневого поражения будет играть 9-тонный артиллерийский комплекс АК-176МА, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов».
Данный образец ударного вооружения превосходит предшественников по кучности стрельбы и скорости горизонтального и вертикального наведения. Внешний облик АК-176МА выполнен по геометрии «стелс» с целью снижения радиолокационной заметности. Артиллерийская установка заслужила высокие оценки военных.
«АК-176МА оснащена цифровой системой управления и новой оптико-электронной станцией, позволяющей обнаруживать и поражать цели в любую погоду на большой дальности. Высокая плотность огня даёт возможность артустановке уничтожать даже бронированные объекты», — говорится на сайте Минобороны РФ.
«В суровых полярных условиях»
В комментарии RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров заявил, что строительство кораблей проекта 23550 позволит силовым ведомствам РФ выполнять широкий спектр задач в Заполярье. По его мнению, корабли под шифрами «Ермак» и «Арктика» расширяют возможности мореплавания и демонстрации силы в арктических морях.
«Корабли ледового класса, оснащённые ударным вооружением, имеют возможность прикрывать береговые объекты, действовать в составе соединений надводных сил, обеспечивать безопасность прохода подводных лодок.
- Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика») у причала завода «Адмиралтейские верфи»
- РИА Новости
- © Алексей Даничев
Аналогичной точки зрения придерживается и Мозговой. По его словам, заложенный в Выборге корабль станет эффективной платформой для выполнения длительных миссий в высоких широтах.
«Такие корабли, безусловно, нужны нашей стране, так как они приспособлены для выполнения боевых и патрульных задач в суровых полярных условиях. Думаю, что имеет смысл построить как минимум четыре корабля ледового класса для ФСБ и аналогичное количество для ВМФ», — рассуждает Мозговой.
Как отметил аналитик, строительство кораблей под шифрами «Ермак» и «Арктика» продиктовано необходимостью реагировать на потенциальные риски для региона и экономической деятельности РФ в Заполярье. Источником возможных угроз являются западные государства, входящие в блок НАТО, считает Мозговой.
«Американские подлодки регулярно плавают под полярными льдами. Кроме того, в Штатах разворачивается программа строительства военных ледоколов для береговой охраны. Помимо них, к Арктическому региону присматриваются Канада, Норвегия, Дания, Исландия. Угрозы могут исходить и от этих стран. По этой причине Россия принимает меры по укреплению военного присутствия в северных широтах», — подчеркнул Мозговой.
ФСБ Арктика Безопасность ВМФ России Высокие технологии Граница Дания Запад Исландия Канада Корабль Крайний Север Минобороны НАТО Новые технологии Норвегия Оборона Предприятие Ракета США Северный полюс Северный флот Флот Экономика
Флотскую арктическую группировку пополнили «превосходящие одноклассников» корабли
- Главный редактор Barents News Василий Борисов
- Общество
Они могут выполнять транзиты на дальние расстояния, поисково-спасательные работы, наблюдение за добычей нефти, вести разведку, сопровождение караванов, эскадр и преодолевать почти метровые льды
На прошедшей неделе состоялось неприметное на первый взгляд событие.
Арктические патрульные корабли будут оснащены серьёзными радарами, но слабым артиллерийским вооружением, и единственное значимое оружие могут нести вертолеты, которые будут на них базироваться. А опционно они могут нести торпеды, но не исключено, что они могут быть вооружены и более мощным вооружением.
Корабли могут выполнять ряд операций, включая транзиты на дальние расстояния, поисково-спасательные работы, наблюдение за добычей нефти, вести разведку, сопровождение караванов, эскадр и преодолевать почти метровые льды.
Группировка этих патрульных кораблей в сложной ледовой обстановке, например на трассе Северного морского пути, даже своим присутствием может создать серьезные проблемы. Серия канадских арктических патрульных ледоколов может достичь шести кораблей, норвежских – трех, а с учетом уже стоящего на вооружении норвежского универсального патрульного корабля Svalbard флот норвежских патрульных ледоколов к 2024 году составят четыре очень эффективных корабля.
Кстати, Svalbard, построенный в 2002 году, стал своеобразным прообразом этого типа кораблей – и по конструкции, и по функционалу. Что DeWolf, что Jan Mayen похожи на него, как родные братья.
Судя по всему, на Svalbard оглядывались и проектировщики «Ивана Папанина», головного корабля проекта 23550 «Арктика»/«Ермак». Его спустили на воду в 2019 году, сейчас его достраивают на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, передача заказчику планируется в 2024 году. Еще два корабля заложены и строятся, на четвертый подписан контракт. До 2026 года все корабли будут переданы заказчику.
По размеру и водоизмещению наши патрульные корабли будут мало чем отличаться от одноклассников у норвежцев и канадцев, но по техническим параметрам и вооружению, судя по всему, будут их превосходить. В первую очередь у проекта 23550 выше ледовый класс, «Иван Папанин» сможет преодолевать льды толщиной 1,7 метра, дальность плавания составить 10 тысяч миль, мощная энергоустановка общей мощностью 14 мегаватт. Универсальность проекта позволяет патрульному кораблю быть ледоколом, пожарным судном, спасателем, буксиром, носителем десантных катеров, выполнять как военные, так и гражданские, гуманитарные миссии. С военной точки зрения корабли проекта 23550 превосходят и канадцев, и норвежцев. Помимо более мощного орудия 76-мм, артустановки АК-176М, корабль несет два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд», также опционно он может быть вооружен переносными зенитными комплексами и противокорабельными крылатыми ракетами «Калибр».
Вооружение и повышенный ледовый класс могут показаться излишними, однако расстояния, на которых будут работать корабли проекта 23550, и возможная ледовая обстановка не позволяют быть менее могущественными. Однако, по мнению руководителя экспертного центра «Помор» Тимофея Суровцева, есть и своя «ложка дегтя»: пока на плаву и достраивается один «Иван Папанин», два только строятся, а четвертый еще не заложен. В современной России уже были ситуации, когда даже заложенные и спущенные на воду корабли так и оставались на верфях. При этом у той же Канады в строю уже два корабля, норвежцы обещают принять на вооружение Jan Mayen. На фоне повышения градуса в Арктике – и во всех смыслах – этих кораблей явно не хватает уже сейчас!
«Напомню, у наших партнеров по Арктическому совету и оппонентов по противостоянию с НАТО таких кораблей будет десять, и не факт, что они не продолжат свои серии: ходили разговоры, что американская береговая охрана может взять в аренду канадские патрульные ледоколы. Тогда их количество может увеличиться за счет новых заказов», – считает Тимофей Суровцев.
Так или иначе, флотская арктическая группировка пополнится серьезными кораблями, превосходящими одноклассников, с прекрасным функционалом, однако застарелая болезнь российского флота – бросать на середине хорошие проекты на серии из нескольких кораблей – может проявиться и здесь, и мы можем остаться с четырьмя кораблями на 7300 километров Северного морского пути и на миллион квадратных километров акватории, на которой, в рамках «большой арктической игры», будут устраивать «гонки» новейшие иностранные патрульные ледоколы.
Показать больше
Закрыть
Патрульные корабли пр. 23550 «Арктика»/«Ермак» – ключевые преимущества
Корабль пр. 23550, проектное изображение
В настоящее время для российских ВМФ и погранслужбы по проектным нормам 23550 с шифрами «Арктика» и «Ермак» идет постройка трех единиц кораблей, которые отличаются своей универсальностью – они могут выполнять широкий круг различных задач и должны будут применяться в арктических водах.
Разработку перспективного проекта 23550 с шифром «Арктика», специалисты КБ «Алмаз» завершили около шести лет назад, а контракт на строительство первых двух кораблей этого класса, предназначенных для ВМФ, был заключен с «Адмиралтейскими верфями» летом 2016 года. Немного позднее, в 2019 году, Выборгский СЗ получил заказ на два аналогичных корабля для береговой охраны, строительство которых ведется по переработанному для заказчика проекту с тем же номером, но с другим шифром – «Ермак».
Головной корабль типа 23550 для флота, получивший название «Иван Папанин», был заложен «Адмиралтейскими верфями» весной 2017 года, спущен на воду осенью 2019 года и, согласно последним данным, его достройка уже близка к завершению. После прохождения всех этапов испытаний, в 2023-2024 году, корабль будет передан флоту. Вторая «Арктика», предназначенная для пополнения состава ВМФ, «Николай Зубов», была заложена осенью 2019 года. В настоящее время корабль все еще находится на стапеле с планируемым сроком спуска на воду в период с 2023 по 2024 год.
Первый корабль 23550 для применения в составе береговой охраны, названный «Пурга», заложили корабелы Выборгского СЗ летом 2020 года. Спуск его на воду планируется в 2023 году, а передача заказчику должна состояться в 2024 году. Вторая единица для береговой охраны пока еще в планах, но его закладка ожидается в самое ближайшее время.
Корабли типов «Арктика» и «Ермак» предназначены для несения службы в акваториях северных морей выполняя широкий перечень самых различных задач. Фактически корабли данного проекта представляют собой универсальную платформу, которую можно оснастить различным оборудованием и вооружением, набор которых зависит от требований заказчика.
Корабль пр.23550 «Иван Папанин», спуск на воду, 2019 год
Корабли 23550 проекта имеют наибольшую длину порядка 115 метров при максимальной ширине в 19,5 метров. Полное водоизмещение составляет 8500 тонн, а осадка не превышает 6,5 метров. Корпуса данных кораблей с ледокольным обводами, имеющие ледовый класс Arc-7, позволяют преодолевать лед толщиной до 1,7 метра или до 1 метра при непрерывном ходе.
Корабли получили надстройку достаточно сложной конфигурации, а тщательно продуманная конструкция как корпуса, так и надстройки обеспечили максимальные свободные внутренние объемы, позволяющие закрыто размещать наибольшее количество оборудования и вооружения. Кроме того, на борту имеется вертолетная площадка и ангар, размещенные на корме.
В кораблях 23550 применяется единая ГЭУ с полным движением от электродвигателей, в основе которой дизель-генераторы, имеющие мощность по 3,5 МВт в количестве четырех единиц, обеспечивающие полное энергоснабжение двух электромоторов на 6,3 МВт, подруливающего устройства и всех энергосистем корабля при любых режимах работы. Максимальная скорость кораблей составляет 18 узлов, а дальность плавания – свыше 10000 миль.
Корабли «Арктика»/«Ермак» стандартно вооружаются артустановкой АК-176М, двумя зенитными автоматами АК-630М, четырьмя пулеметами «Корд», а также переносными ЗРК. Кроме того, на кораблях типа «Арктика» имеется возможность установки в корме ударных комплексов «Калибр-К» (две установки по четыре ракеты), тогда как «Ермаки», имеющие несколько другие задачи, не нуждаются в ракетном вооружении.
Закладка корабля пр.23550 «Николай Зубов», 2019 год
Корабли 23550 способны нести на борту, производить спуск и подъем нескольких дополнительных плавсредств – катера, включая скоростные «Рапторы» и лодки, обеспечивающие ведение патрулирования и позволяющие проводить высадку специальных групп, десанта и абордажных партий.
В качестве воздушного обеспечения, помимо вертолетов типа Ка-27/226, «Арктика» и «Ермак» получат разведывательные беспилотники. При этом на «Арктике» имеется ангар, рассчитанный на один вертолет, тогда как «Ермаки», имеющие другой набор оборудования и вооружения, могут нести два вертолета.
В итоге модульный подход, а также особая конструкция обеспечивают «Арктикам» и «Ермакам» возможность участия в самых различных операциях с эффективным выполнением широкого перечня задач. Кроме того, усиленный корпус позволяет им нести службу во льдах, включая применение в качестве ледокола для отряда кораблей, что серьезно расширяет районы их работы.
Также наличие больших объемов внутренних помещений и внешних площадок, предназначенных для размещения дополнительного оборудования, позволяет использовать «Арктики» и «Ермаки» в качестве ударного ракетного корабля, патрульного корабля прибрежной зоны, корабля для спецопераций, спасательного судна, плавгоспиталя и т.д. Данный потенциал кораблей этого класса ограничен исключительно требованиями заказчика и необходимостью разработки модулей с нужным оборудованием и функциями.
Новые российские многоцелевые арктические патрульные корабли будут оснащены крылатыми ракетами
Контейнеры Club K на корме сторожевого корабля ледового класса проекта 23550
Многоцелевой сторожевой ледокольный корабль проекта «Иван Папанин» (проект 23550), разрабатываемый петербургской компанией «Югрефтрансфлот», может быть вооружен комплексом крылатых ракет контейнерного типа «Калибр-К» (по классификации НАТО: SS-N-27 Sizzler).

Ксавьер Вавассёр 18 окт 2021
ТАСС Российское информационное агентство
Куратор проекта, член совета директоров компании Виктор Кот сказал:
«Арктическое рефрижераторное судно класса «Иван Папанин» может нести мобильный ракетный комплекс «Калибр-К». Для этого потребуются три стандартных грузовых контейнера, которые можно доставить на судно и выгрузить на берег 40-тонными судовыми кранами»,
При необходимости выгрузки мобильного ракетного комплекса на берег четвертый контейнер может быть установлен на борту рефрижераторного корабля для размещения боевого отделения «Калибр-К», сообщил куратор проекта.
«Персонал будет проживать в пассажирских каютах судна в период его следования по Северному морскому пути. При необходимости «Иван Папанин» сможет выполнять роль экспедиционного судна при выполнении челночных рейсов по Северному морскому пути», — добавил он.
Как сообщалось ранее, многоцелевой рефрижератор класса «Иван Папанин» сможет плавать по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения благодаря ледовому усилению корпуса, электродвижущей установке «Азипод» и ледовая радиолокационная станция. Судно сможет оперативно доставлять модули с ремонтными мастерскими, медицинскими и жилыми помещениями, а также группы специалистов на исследовательские и военные базы в Арктике. Главной задачей корабля станет доставка морепродуктов с Дальнего Востока в европейскую часть России.
Согласно открытым источникам, в состав ракетного комплекса «Калибр» в качестве основного блока входит универсальный пусковой модуль контейнерного типа. В его комплектацию входят наклонная или вертикальная пусковая установка, система управления огнем, боевое управление, средства навигации и связи, а также системы жизнеобеспечения, энергоснабжения и пожаротушения. Ракетный комплекс имеет четыре пусковых модуля, размещенных в 12-метровых грузовых контейнерах.
«Калибр-К» может принимать данные о целях от любых береговых, корабельных, бортовых и спутниковых комплексов. Крылатые ракеты «Калибр» в настоящее время находятся на вооружении ВМФ России. По данным из открытых источников, крылатая ракета 3М-14 системы «Калибр» развивает дозвуковую скорость и способна поражать цели на расстоянии около 2000 км (1243 мили).
-Конец-
Военно-морские новости Комментарии:
Ледокол ВМФ России «Иван Папанин» спущен на воду в Санкт-Петербурге 25 октября 2019 года. Фото Адмиралтейских верфей. Для ВМФ России строятся два корабля проекта 23550. Головной корабль проекта «Иван Папанин» проекта был заложен Адмиралтейскими верфями 19 апреля 2017 года, а спущен на воду 25 октября 2019 года под номером . Николай Зубов заложен 27 ноября 2019 года. Корабли должны войти в строй в 2023 и 2024 годах. Третий корпус, Пурга , в настоящее время строится для Погранвойск РФ ( киль заложен в июле 2020 года ).
Напомним, что проект 23550 — многоцелевой ледокол, сочетающий в себе функции буксира, сторожевого корабля и ледокола, способный ломать лед толщиной до 1,7 метра. Корабли проекта 23550 предназначены для охраны и наблюдения за водными ресурсами Арктики; сопровождение и буксировка других судов; действовать как вспомогательное судно; участие в спасательных работах; перевозить различные грузы в Арктике…
Судно имеет полное водоизмещение около 9000 тонн; длина около 114 метров; шириной около 20 метров и осадкой около 6,0 метров. Его максимальная скорость составляет 18 узлов; экономическая скорость 10 узлов; экипаж/дополнительный экипаж около 60/50 человек. Автономность — 70 дней в море. Категория арктического корабля: Arc7.
В части вооружения и оборудования корабли проекта 23550 оснащены 76-мм пушкой АК-176МА; переносные зенитно-ракетные комплексы; вертолетная площадка и вертолетный ангар, способные принять вертолет класса Ка-27 и беспилотные летательные аппараты; два быстроходных десантных катера типа «Раптор» и один катер на воздушной подушке проекта 23321. И последнее, но не менее важное: судно может быть оснащено ракетным комплексом «Калибр-НК» в контейнерном варианте.
Ледоколпроект 23550ВМФ РоссииТАСС 2021-10-18
Теги Ледокол проекта 23550 ВМФ России ТАСС
Проект 23550 «Иван Папанин» — патрульный ледокол
Минобороны России и Адмиралтейские верфи заключили контракт на строительство двух ледоколов проекта 23550 в мае 2016 года. К октябрю строительство патрульных ледоколов уже было начато: первый корабль должен был быть введен в эксплуатацию в 2019 году, а второй в 2020 году.
Первый корабль назван в честь Ивана Папанина, известного советского исследователя Арктики, имевшего, помимо прочего, звание контр-адмирала ВМФ. Папанин возглавил ряд пионерских экспедиций на север в 1930-е годы, а также возглавил спасательную операцию, которая вернула ледокол «Георгий Седов» после легендарного 800-дневного пребывания в ледовой ловушке. Второй будет назван в честь другого исследователя Арктики и океанографа Николая Зубова, который первым совершил плавание вокруг Земли Франца-Иосифа.
Для обеспечения защиты интересов России на Крайнем Севере Минобороны создает военную группировку ледоколов и кораблей ледового класса. Они также будут защищать арктическое побережье страны. Большая часть кораблей будет построена на базе ледокола-лидера ЛК-110Я. Планируется создание военных ледоколов и ударных кораблей ледового класса, способных нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.
Корабли проекта 23550 будут способны преодолевать лёд толщиной 1,5 метра, вооружены автоматической артиллерийской установкой АК-176МА, оборудованы вертолётной площадкой и ангаром для размещения вертолёта и БПЛА, а также двумя скоростными ударными катерами «Раптор». Длина корабля 114 метров, ширина 18 метров, водоизмещение 8500 тонн, скорость 18 узлов, дальность плавания 6000 морских миль, автономность 60 суток.0003
Само словосочетание «боевой ледокол» долгое время воспринималось зарубежными специалистами как абсурдное. Боевые действия в условиях низких температур, да и сам факт ведения боевых действий в таких условиях долгое время считался скорее делом отдаленного будущего, чем реальной необходимостью. Но стремительное освоение Арктики накладывало отпечаток на развитие боевых кораблей. Однако подход российских специалистов, как одних из наиболее опытных в проектировании и строительстве судов для «вскрытия» льдов, отличается от опыта зарубежных кораблестроителей, прежде всего, своим качеством.
Первым современным ледоколом, построенным для Минобороны России, стало судно проекта 21180 «Илья Муромец». Корабль, спущенный на воду в 2016 году, получит дополнительные возможности к концу 2017 года. Этот дизель-электрический ледокол нового поколения предназначен для обеспечения круглогодичного доступа к арктическим территориям для ВМФ России, восстановившего военную инфраструктуру в область. Однако «Илья Муромец» не имеет вооружения и ничем не отличается от гражданских ледоколов.
Минобороны приняло решение о разработке корабля нового типа, который может выполнять функции как ледокола, так и военного корабля. В России не стали формировать исключительно боевой корабль, для свободной эксплуатации которого в условиях полутораметрового льда потребуется несколько судов охранения. Взамен усилиями Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» создан многоцелевой сторожевой корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550. Корабль, заказанный для ВМФ, уже строится на станках Адмиралтейских верфей, но беспокойство зарубежных партнеров начинает проявляться задолго до того, как корабль будет спущен на воду и передан флоту.
Торжественная церемония закладки головного ледокола проекта 23550 «Иван Папанин» состоялась на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге в среду, 19 апреля. Второй корабль класса будет носить имя полярника Николая Зубова. Ледокол проекта 23550 разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». Корабль будет модульным и многофункциональным, сочетая в себе боевые, поисково-спасательные и научно-исследовательские функции. Проект полностью состоит из комплектующих российского производства.
Суть опасений иностранных военных в том, что «боевой ледокол» сможет не только «прорвать» коридоры к гражданским судам и обеспечить стабильные грузоперевозки, но и при необходимости уничтожить нарушителя морских границ России . Помимо радиоэлектронного оборудования и усиленного корпуса на борту «боевых ледоколов» проекта 23550 возможно размещение ракетного вооружения. Специалисты поясняют, что за вертолетным ангаром и площадкой могут комфортно разместиться пусковые контейнеры комплекса «Калибр-НК». По оценкам специалистов, на борту может быть размещено до восьми пусковых установок.
Однако задержание и поражение целей ракетно-артиллерийскими средствами — это далеко не все, на что будет способен перспективный корабль. В зависимости от поставленной задачи корабли проекта 23550 могут быть «дооснащены» вспомогательным оборудованием, с помощью которого можно будет вывести корабль из ледового плена, а также отбуксировать судно-нарушитель. Помимо прочего, на борту корабля могут быть размещены два крана грузоподъемностью до 28 тонн каждый, что может значительно облегчить работу не только экипажу корабля, но и окажет немалую помощь при спасении (и любом другие) операции. Максимальная дальность 6 тыс. морских миль, разнообразие вооружения.
По словам адмирала Королева, сторожевой корабль строится по решению министра обороны для охраны рубежей России на стратегическом арктическом театре. «Корабль назван в честь прославленного российского полярника Ивана Папанина. Это обязывает экипаж верно служить России», — сказал главком ВМФ. Второй корабль серии будет носить имя Николая Зубова, еще одного выдающегося российского полярного исследователя.
«Адмиралтейские верфи» имеют большой опыт судостроения таких кораблей, например, ледокол типа «Илья Муромец» строится в соответствии с графиком и сейчас проходит швартовные испытания, сообщил вице-президент верфи Андрей Быстров. Он заверил, что корабль будет доставлен вовремя.
Единственным боевым ледоколом в мире сейчас является корабль береговой охраны Норвегии «Шпицберген». Канада также разрабатывает серию кораблей класса Harry DeWolf, аналогичных норвежскому кораблю. Иван Папанин будет иметь больше возможностей, чем его зарубежные аналоги. Его вооружение сможет наносить удары по группам кораблей и наземным объектам.
«Иван Папанин» будет вооружен крылатыми ракетами «Калибр-НК». Специалисты считают, что на кораблях можно разместить восемь пусковых установок ракет. Боевые ледоколы будут иметь концепцию «Открытая корма», где в кормовой части корабля будет свободный отсек с несколькими съемными модулями. Эти модули будут содержать избранное вооружение, такое как пусковые установки «Калибр», противокорабельные ракеты Х-35 и минно-тральное вооружение. В соответствии с концепцией Open Stern боевые корабли не являются узкоспециализированными, но военное уравнение меняется благодаря модулям, которые можно изменить, чтобы они содержали различные типы оружия.
Кроме того, военные ледоколы проекта 23550 будут оснащены корабельными автоматическими орудиями АК-176МА. Орудие способно производить до 125 выстрелов в минуту, эффективно поражая цели на расстоянии до 16 км. АК-176МА — первое корабельное орудие в ВМФ России, выполненное по технологии «стелс», позволяющей снизить заметность техники противника для радаров. Корабль будет оборудован вертолетной площадкой для Ка-27 и ангаром для других вертолетов и дронов. Кроме того, на ледоколы разместят два скоростных боевых катера «Раптор».
В Санкт-Петербурге верфь «Адмиралтейские верфи» 28 октября 2019 года торжественно спустила на воду сторожевой корабль ледового класса «Иван Папанин». Новостройка предназначена для Северного флота и после завершения всех испытаний и приемки государственной комиссией пополнит арктическую группировку. Головной корабль проекта 23550, плавание которого будет проходить в высоких широтах, назван в честь дважды Героя Советского Союза контр-адмирала Ивана Дмитриевича Папанина, известного исследователя Арктики, доктора географических наук.
В 2016 году Минобороны подписало контракт с АО «Адмиралтейские верфи» на строительство двух сторожевых кораблей ледового класса. Корабелам удалось построить «Иван Папанин» всего за два с половиной года. Планируется, что он войдет в состав ВМФ России в 2023 году. По данным компании, через год на Адмиралтейских верфях намечена закладка второго корабля проекта 23550. Он будет называться «Николай Зубов» в честь полярного летчика, Героя Советского Союза, участника нескольких высокоширотных воздушных экспедиций.
Уникальность этих надводных кораблей заключается в их универсальности. Они могут охранять арктические водные ресурсы, сопровождать и буксировать задержанные суда в порт, сопровождать суда обеспечения и обеспечивать их. При этом патрульные корабли, способные ломать лед толщиной до двух метров и имеющие неограниченный район плавания, будут вооружены переносным зенитно-ракетным комплексом и артиллерийской установкой, благодаря чему смогут поражать морские, береговые и воздушные цели. Головной корабль проекта 23550 также может использоваться для научных исследований во льдах Арктики. Боевой ледокол водоизмещением около 9 т.000 тонн рассчитан на скорость до 18 узлов, дальность плавания около 10 тысяч миль и автономность более 60 суток. Арктическая категория — Arc7.
«Иван Папанин» — крупнейший надводный корабль, построенный в новейшей [то есть постсоветской] истории России.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Бронеледокол класса «Иван Папанин»
|
Иван Папанин — новый
Ледокол России. Это первый корабль, построенный по проекту 23550.
дизайн. Головной корабль «Иван Папанин» был заложен в 2017 г.
запущен в 2019 году. Ожидается, что он будет введен в эксплуатацию в 2023 году.
второй корабль, «Николай Зубов», был заложен в 2019 году.
находиться на вооружении ВМФ России.
Третий ледокол этого класса «Пурга» был заложен в 2020 году.
Этот корабль предназначен для Пограничной службы России и находится на
построен по несколько измененной схеме.
Планируется еще один ледокольный корабль для пограничников. Так
в настоящее время Россия строит небольшой флот вооруженных ледоколов.
Они будут эксплуатироваться ВМФ России и Пограничной службой России.
Охранники.
В концепции Иван Папанин похож на норвежца Шпицбергена или канадца Гарри. Военные ледоколы класса DeWolf. Однако российский ледокол несет значительно больше оружия. Основная роль этих новых Ледоколы патрулируют российские территориальные воды в Арктике.
Этот корабль
был специально разработан для арктической среды. Он может прорваться
лед толщиной до 1,5 м.
Этот ледокол управляется экипажем из 49 человек.. Он также может нести 47 дополнительных морских пехотинцев или специалистов миссии.
Этот Ледокол вооружен одной морской пушкой АК-176МА калибра 76 мм. Это также имеет 8-секционную систему вертикального пуска крылатых ракет «Калибр». Калибр — русский аналог Томагавк. «Иван Папанин» может запустить маршевый штурмовик 3М14 ракеты с дальностью не менее 1 500 км и противокорабельные 3М54 крылатые ракеты с дальностью 440-660 км. Эти ракеты могут использовать обычные или ядерные боеголовки.
Eсть вертолетная площадка и ангар для одного морского вертолета. Скорее всего, что эти ледоколы будут использовать какую-то версию Ка-27. Однако некоторые источники настаивают на том, что это будет военно-морской Ка-32. вертолет, представляющий собой упрощенную гражданскую версию Ка-27.
Эти
ледоколы также будут оснащены двумя «Рапторами» (пр.03160)
скоростные патрульные катера. Эти лодки могут использоваться для самых разных целей.