чем уникален первый крупнотоннажный корабль ледового класса для ФСБ «Пурга» — РТ на русском

В ближайшем будущем погранслужба ФСБ получит патрульный корабль ледового класса «Пурга» проекта 23550 (шифр «Ермак»). Об этом сообщил глава ведомства Владимир Кулишов на церемонии закладки киля данного судна. Строительство ориентировочно займёт четыре года. Военно-морская платформа будет оснащена современным вооружением и навигационным оборудованием для совершения дальних походов. Главными задачами «Пурги» станут защита государственных границ РФ в Арктике и охрана экономических ресурсов региона. Как считают эксперты, ввод в строй подобных кораблей укрепит безопасность Заполярья.

На Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ) состоялась церемония закладки киля патрульного корабля ледового класса «Пурга» проекта 23550 для пограничной службы ФСБ России. Корабль должен войти в строй в 2024 году.

«Огромные ресурсы России в Арктике, Северный морской путь, повышенное внимание иностранных государств к этой зоне России, безусловно, требуют от нас наращивания корабельной группировки для гарантированного решения задач пограничной безопасности.

Мы долго ждали этого дня», — заявил на церемонии закладки корабля руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов.

Также по теме

«Технологический прорыв»: каким будет самый мощный в мире российский атомный ледокол «Лидер»

Дальневосточная верфь «Звезда» приступила к строительству самого мощного в мире атомного ледокола «Россия» проекта «Лидер». Этот…

Выборгский судостроительный завод специализируется на производстве гражданской продукции. Как отметили эксперты, заказ от ФСБ является новым опытом для этого предприятия, который позволит укрепить его технологический и производственный потенциал.

В предыдущие годы Выборгский судостроительный завод успешно изготовил несколько кораблей для освоения Россией морских пространств Заполярья.

В 2015—2019 годах ВСЗ передал Федеральному агентству морского и речного транспорта дизель-электрические ледоколы проекта 21900М «Новороссийск» и «Мурманск», ПАО «Газпром нефть» получило два многофункциональных ледокольных судна «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», ФГУП «Атомфлот» — портовый ледокол «Обь».

Буксир, ледокол и патрульный корабль

 

В своём выступлении на церемонии закладки нового патрульного корабля Владимир Кулишов сообщил, что детище ВСЗ будет оснащено самым современным вооружением, навигационным и радиоэлектронным оборудованием. По его словам, «Пурга» сможет совершать походы дальностью до 12 тыс. миль (свыше 22 тыс. км).

В задачи корабля войдёт защита государственных рубежей РФ в Арктике, охрана экономических ресурсов и доставка грузов на необорудованное побережье. Как сказано на сайте ВСЗ, судно сможет нести круглогодичную службу в высоких широтах.

Корабль для ФСБ разработан в стенах ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) по проекту 23550, получившему шифр «Ермак». В настоящее время два судна проекта 23550, но под шифром «Арктика» («Иван Папанин» и «Николай Зубов») строятся на «Адмиралтейских верфях» по заказу Минобороны РФ.

  • Макет корабля проекта 23550
  • © Минобороны России

Оба корабля войдут в состав флота в первой половине 2020-х годов. Военные считают, что проект 23550 воплощает в себе «лучшие достижения военного кораблестроения».

Как уточнили эксперты, «Пурга» будет обладать такими же характеристиками (внешний облик, параметры, тоннаж), что и корабли ВМФ под шифром «Арктика». Отличия будут заключаться в основном в наборе вооружений.

«С виду корабль для ФСБ будет практически таким же, как и корабли для ВМФ. Но, скорее всего, у «Пурги» не будет ракетного вооружения, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов» (на кораблях для флота установлены контейнеры для пуска «Калибров» и «Уранов». —

RT)», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Александр Мозговой.

«Пурга» станет первым крупнотоннажным судном ледового класса в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ.

В настоящее время флот этого ведомства включает патрульные корабли ледового класса проекта 22120 и проекта 22100 водоизмещением 1,16 тыс. т и 2,7 тыс. т соответственно.

«Пурга» будет значительно тяжелее платформ, стоящих сейчас на вооружении ФСБ. Водоизмещение корабля проекта 23550 составляет почти 9 тыс. тонн, длина — более 100 м, ширина — около 20 м, скорость — до 16 узлов, автономность плавания — около 60 суток. Массивный корпус судна способен раскалывать лёд толщиной до 1,5 м.

Также по теме

«Парировать любые провокации»: как Северный флот обеспечивает защиту арктических рубежей России

1 июня в России отмечается день Северного флота (СФ) — самого крупного оперативно-стратегического объединения ВМФ. На его вооружении…

На корабле проекта 23550 предусмотрено размещение вертолётов, БПЛА и двух патрульных катеров типа «Раптор». Важным преимуществом этого судна военные называют универсальность — оно совмещает в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Как предполагает Александр Мозговой, на борту «Пурги» роль основного средства огневого поражения будет играть 9-тонный артиллерийский комплекс АК-176МА, которым оснащены «Иван Папанин» и «Николай Зубов».

Данный образец ударного вооружения превосходит предшественников по кучности стрельбы и скорости горизонтального и вертикального наведения. Внешний облик АК-176МА выполнен по геометрии «стелс» с целью снижения радиолокационной заметности. Артиллерийская установка заслужила высокие оценки военных.

«АК-176МА оснащена цифровой системой управления и новой оптико-электронной станцией, позволяющей обнаруживать и поражать цели в любую погоду на большой дальности. Высокая плотность огня даёт возможность артустановке уничтожать даже бронированные объекты», — говорится на сайте Минобороны РФ.

«В суровых полярных условиях»

 

В комментарии RT контр-адмирал в отставке Герой России Всеволод Хмыров заявил, что строительство кораблей проекта 23550 позволит силовым ведомствам РФ выполнять широкий спектр задач в Заполярье. По его мнению, корабли под шифрами «Ермак» и «Арктика» расширяют возможности мореплавания и демонстрации силы в арктических морях.

«Корабли ледового класса, оснащённые ударным вооружением, имеют возможность прикрывать береговые объекты, действовать в составе соединений надводных сил, обеспечивать безопасность прохода подводных лодок.

Также они смогут заниматься проводкой судов, принимать участие в аварийно-спасательных операциях», — говорит Хмыров.

  • Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика») у причала завода «Адмиралтейские верфи»
  • РИА Новости
  • © Алексей Даничев

Аналогичной точки зрения придерживается и Мозговой. По его словам, заложенный в Выборге корабль станет эффективной платформой для выполнения длительных миссий в высоких широтах. 

«Такие корабли, безусловно, нужны нашей стране, так как они приспособлены для выполнения боевых и патрульных задач в суровых полярных условиях. Думаю, что имеет смысл построить как минимум четыре корабля ледового класса для ФСБ и аналогичное количество для ВМФ», — рассуждает Мозговой.

Как отметил аналитик, строительство кораблей под шифрами «Ермак» и «Арктика» продиктовано необходимостью реагировать на потенциальные риски для региона и экономической деятельности РФ в Заполярье. Источником возможных угроз являются западные государства, входящие в блок НАТО, считает Мозговой.

«Американские подлодки регулярно плавают под полярными льдами. Кроме того, в Штатах разворачивается программа строительства военных ледоколов для береговой охраны. Помимо них, к Арктическому региону присматриваются Канада, Норвегия, Дания, Исландия. Угрозы могут исходить и от этих стран. По этой причине Россия принимает меры по укреплению военного присутствия в северных широтах», — подчеркнул Мозговой.

ФСБ Арктика Безопасность ВМФ России Высокие технологии Граница Дания Запад Исландия Канада Корабль Крайний Север Минобороны НАТО Новые технологии Норвегия Оборона Предприятие Ракета США Северный полюс Северный флот Флот Экономика

Флотскую арктическую группировку пополнили «превосходящие одноклассников» корабли

  • Главный редактор Barents News Василий Борисов

  • Общество

Они могут выполнять транзиты на дальние расстояния, поисково-спасательные работы, наблюдение за добычей нефти, вести разведку, сопровождение караванов, эскадр и преодолевать почти метровые льды

На прошедшей неделе состоялось неприметное на первый взгляд событие.

В состав Королевских ВМС Канады вошел патрульный ледокол Margaret Brooke – второй корабль типа Harry DeWolf. А несколько недель назад с румынской верфи на достройку на головную норвежскую верфь пришел норвежский патрульный корабль ледового типа Jan Mayen проекта P6615. Это два очень крупных корабля: первый водоизмещением 6400 тонн, второй – 9800 тонн. В Канаде, например, давно уже не строят кораблей таких размеров, а норвежские патрульные станут вообще самыми крупными в европейской Арктике. Для сравнения: ранние эсминцы американских ВМС Arleigh Burke были водоизмещением чуть менее 8 тысяч тонн.

Арктические патрульные корабли будут оснащены серьёзными радарами, но слабым артиллерийским вооружением, и единственное значимое оружие могут нести вертолеты, которые будут на них базироваться. А опционно они могут нести торпеды, но не исключено, что они могут быть вооружены и более мощным вооружением.

Корабли могут выполнять ряд операций, включая транзиты на дальние расстояния, поисково-спасательные работы, наблюдение за добычей нефти, вести разведку, сопровождение караванов, эскадр и преодолевать почти метровые льды.

Группировка этих патрульных кораблей в сложной ледовой обстановке, например на трассе Северного морского пути, даже своим присутствием может создать серьезные проблемы. Серия канадских арктических патрульных ледоколов может достичь шести кораблей, норвежских – трех, а с учетом уже стоящего на вооружении норвежского универсального патрульного корабля Svalbard флот норвежских патрульных ледоколов к 2024 году составят четыре очень эффективных корабля.

Кстати, Svalbard, построенный в 2002 году, стал своеобразным прообразом этого типа кораблей – и по конструкции, и по функционалу. Что DeWolf, что Jan Mayen похожи на него, как родные братья.

Судя по всему, на Svalbard оглядывались и проектировщики «Ивана Папанина», головного корабля проекта 23550 «Арктика»/«Ермак». Его спустили на воду в 2019 году, сейчас его достраивают на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, передача заказчику планируется в 2024 году. Еще два корабля заложены и строятся, на четвертый подписан контракт. До 2026 года все корабли будут переданы заказчику.

По размеру и водоизмещению наши патрульные корабли будут мало чем отличаться от одноклассников у норвежцев и канадцев, но по техническим параметрам и вооружению, судя по всему, будут их превосходить. В первую очередь у проекта 23550 выше ледовый класс, «Иван Папанин» сможет преодолевать льды толщиной 1,7 метра, дальность плавания составить 10 тысяч миль, мощная энергоустановка общей мощностью 14 мегаватт. Универсальность проекта позволяет патрульному кораблю быть ледоколом, пожарным судном, спасателем, буксиром, носителем десантных катеров, выполнять как военные, так и гражданские, гуманитарные миссии. С военной точки зрения корабли проекта 23550 превосходят и канадцев, и норвежцев. Помимо более мощного орудия 76-мм, артустановки АК-176М, корабль несет два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд», также опционно он может быть вооружен переносными зенитными комплексами и противокорабельными крылатыми ракетами «Калибр».

Вооружение и повышенный ледовый класс могут показаться излишними, однако расстояния, на которых будут работать корабли проекта 23550,  и возможная ледовая обстановка не позволяют быть менее могущественными. Однако, по мнению руководителя экспертного центра «Помор» Тимофея Суровцева, есть и своя «ложка дегтя»: пока на плаву и достраивается один «Иван Папанин», два только строятся, а четвертый еще не заложен. В современной России уже были ситуации, когда даже заложенные и спущенные на воду корабли так и оставались на верфях. При этом у той же Канады в строю уже два корабля, норвежцы обещают принять на вооружение Jan Mayen. На фоне повышения градуса в Арктике – и во всех смыслах – этих кораблей явно не хватает уже сейчас!

«Напомню, у наших партнеров по Арктическому совету и оппонентов по противостоянию с НАТО таких кораблей будет десять, и не факт, что они не продолжат свои серии: ходили разговоры, что американская береговая охрана может взять в аренду канадские патрульные ледоколы. Тогда их количество может увеличиться за счет новых заказов», – считает Тимофей Суровцев.

Так или иначе, флотская арктическая группировка пополнится серьезными кораблями, превосходящими одноклассников, с прекрасным функционалом, однако застарелая болезнь российского флота – бросать на середине хорошие проекты на серии из нескольких кораблей – может проявиться и здесь, и мы можем остаться с четырьмя кораблями на 7300 километров Северного морского пути и на миллион квадратных километров акватории, на которой, в рамках «большой арктической игры», будут устраивать «гонки» новейшие иностранные патрульные ледоколы.

Показать больше

Закрыть

Патрульные корабли пр. 23550 «Арктика»/«Ермак» – ключевые преимущества

Корабль пр. 23550, проектное изображение

В настоящее время для российских ВМФ и погранслужбы по проектным нормам 23550 с шифрами «Арктика» и «Ермак» идет постройка трех единиц кораблей, которые отличаются своей универсальностью – они могут выполнять широкий круг различных задач и должны будут применяться в арктических водах.

Разработку перспективного проекта 23550 с шифром «Арктика», специалисты КБ «Алмаз» завершили около шести лет назад, а контракт на строительство первых двух кораблей этого класса, предназначенных для ВМФ, был заключен с «Адмиралтейскими верфями» летом 2016 года. Немного позднее, в 2019 году, Выборгский СЗ получил заказ на два аналогичных корабля для береговой охраны, строительство которых ведется по переработанному для заказчика проекту с тем же номером, но с другим шифром – «Ермак».

Головной корабль типа 23550 для флота, получивший название «Иван Папанин», был заложен «Адмиралтейскими верфями» весной 2017 года, спущен на воду осенью 2019 года и, согласно последним данным, его достройка уже близка к завершению. После прохождения всех этапов испытаний, в 2023-2024 году, корабль будет передан флоту. Вторая «Арктика», предназначенная для пополнения состава ВМФ, «Николай Зубов», была заложена осенью 2019 года. В настоящее время корабль все еще находится на стапеле с планируемым сроком спуска на воду в период с 2023 по 2024 год.

Первый корабль 23550 для применения в составе береговой охраны, названный «Пурга», заложили корабелы Выборгского СЗ летом 2020 года. Спуск его на воду планируется в 2023 году, а передача заказчику должна состояться в 2024 году. Вторая единица для береговой охраны пока еще в планах, но его закладка ожидается в самое ближайшее время.

Корабли типов «Арктика» и «Ермак» предназначены для несения службы в акваториях северных морей выполняя широкий перечень самых различных задач. Фактически корабли данного проекта представляют собой универсальную платформу, которую можно оснастить различным оборудованием и вооружением, набор которых зависит от требований заказчика.

Корабль пр.23550 «Иван Папанин», спуск на воду, 2019 год

Корабли 23550 проекта имеют наибольшую длину порядка 115 метров при максимальной ширине в 19,5 метров. Полное водоизмещение составляет 8500 тонн, а осадка не превышает 6,5 метров. Корпуса данных кораблей с ледокольным обводами, имеющие ледовый класс Arc-7, позволяют преодолевать лед толщиной до 1,7 метра или до 1 метра при непрерывном ходе.

Корабли получили надстройку достаточно сложной конфигурации, а тщательно продуманная конструкция как корпуса, так и надстройки обеспечили максимальные свободные внутренние объемы, позволяющие закрыто размещать наибольшее количество оборудования и вооружения. Кроме того, на борту имеется вертолетная площадка и ангар, размещенные на корме.

В кораблях 23550 применяется единая ГЭУ с полным движением от электродвигателей, в основе которой дизель-генераторы, имеющие мощность по 3,5 МВт в количестве четырех единиц, обеспечивающие полное энергоснабжение двух электромоторов на 6,3 МВт, подруливающего устройства и всех энергосистем корабля при любых режимах работы. Максимальная скорость кораблей составляет 18 узлов, а дальность плавания – свыше 10000 миль.

Корабли «Арктика»/«Ермак» стандартно вооружаются артустановкой АК-176М, двумя зенитными автоматами АК-630М, четырьмя пулеметами «Корд», а также переносными ЗРК. Кроме того, на кораблях типа «Арктика» имеется возможность установки в корме ударных комплексов «Калибр-К» (две установки по четыре ракеты), тогда как «Ермаки», имеющие несколько другие задачи, не нуждаются в ракетном вооружении.

Закладка корабля пр.23550 «Николай Зубов», 2019 год

Корабли 23550 способны нести на борту, производить спуск и подъем нескольких дополнительных плавсредств – катера, включая скоростные «Рапторы» и лодки, обеспечивающие ведение патрулирования и позволяющие проводить высадку специальных групп, десанта и абордажных партий.

В качестве воздушного обеспечения, помимо вертолетов типа Ка-27/226, «Арктика» и «Ермак» получат разведывательные беспилотники. При этом на «Арктике» имеется ангар, рассчитанный на один вертолет, тогда как «Ермаки», имеющие другой набор оборудования и вооружения, могут нести два вертолета.

В итоге модульный подход, а также особая конструкция обеспечивают «Арктикам» и «Ермакам» возможность участия в самых различных операциях с эффективным выполнением широкого перечня задач. Кроме того, усиленный корпус позволяет им нести службу во льдах, включая применение в качестве ледокола для отряда кораблей, что серьезно расширяет районы их работы.

Также наличие больших объемов внутренних помещений и внешних площадок, предназначенных для размещения дополнительного оборудования, позволяет использовать «Арктики» и «Ермаки» в качестве ударного ракетного корабля, патрульного корабля прибрежной зоны, корабля для спецопераций, спасательного судна, плавгоспиталя и т.д. Данный потенциал кораблей этого класса ограничен исключительно требованиями заказчика и необходимостью разработки модулей с нужным оборудованием и функциями.

Новые российские многоцелевые арктические патрульные корабли будут оснащены крылатыми ракетами

Контейнеры Club K на корме сторожевого корабля ледового класса проекта 23550

Многоцелевой сторожевой ледокольный корабль проекта «Иван Папанин» (проект 23550), разрабатываемый петербургской компанией «Югрефтрансфлот», может быть вооружен комплексом крылатых ракет контейнерного типа «Калибр-К» (по классификации НАТО: SS-N-27 Sizzler).

Об этом ТАСС сообщил куратор проекта, член совета директоров компании Виктор Кот.