Кистень

Кистень представляет собой контактное ударное и ударно-раздробляющее оружие с боевой частью в виде сосредоточенной массы, соединенной с рукоятью подвесом. Подвес мог изготавливаться из веревки, кожи, железной цепи. В некоторых источниках подобное оружие упоминается под названием «боевой бич». В Восточной Европе кистень иногда называли словом «басалык». Существовали не только одноручные варианты кистеня, но и двуручные. Это оружие применялось не только воинами. Небольшой кистень можно было спрятать под одеждой или за голенищем сапога для скрытого ношения как преступниками (которые его используют и по сей день), так и мирным населением для самообороны.

Разновидности кистеня встречаются у народов Европы, Азии, Северной Америки и Океании. Одной из таких разновидностей является «боевой цеп», представляющий собой усиленный железом сельскохозяйственный инструмент, использовавшийся для обмолота зерна. Наиболее массово цеп в качестве оружия использовался во время восстаний крестьян в Чехии в 1430 году, в Германии с 1524 по 1526 годы, а также на острове Окинава в XVII – XVIII веках, применявших разновидность цепа – нунчаки (нунчаку, нунтяку).

Боевая часть (гиря, ядро, било, яблоко, ударный груз) обычно была деревянной, каменной, костяной или металлической. Вес боевой гири варьировался от 30 грамм до 1 килограмма (чаще всего 100 – 300 грамм), а их количество от одного до четырех. Деревянный груз для увеличения прочности обивался железом. Каменное било иногда зашивали в кожаный чехол и с помощью подвеса из кожи крепили к деревянной рукояти. Такие кистени использовали, к примеру, североамериканские индейцы.

Кистень-палица под названием «мере» коренного народа Новой Зеландии маори изготавливался из камня (обычно нефрита). Он представляет собой дубинку длиною около 30 сантиметров  с отверстием в рукояти для веревки или кожаного ремешка, при помощи которых мере очень сильно раскручивают. В целях улучшения аэродинамических свойств мере имеет почти плоскую обтекаемую форму.

Длина подвесов одноручных кистеней средневековья могла быть одинаковой с рукоятью, а также короче или длиннее рукояти, но первые два варианта встречались значительно чаще. Кистенем с более коротким подвесом легче фехтовать, так как можно наносить более быстрые и точные удары, при этом вероятность травмировать самого себя уменьшается.

У нижнего края рукояти одноручных кистеней крепился темляк (петля) из тесьмы или кожи. Рукоять (кистенище) обычно была длиною от 30 до 75 сантиметров, но встречались и совсем короткие варианты длиной чуть более ладони. Подвес такого кистеня крепился по центру рукояти либо на её дужке, либо проходил между средним и указательным пальцами руки.

Иногда жесткую рукоять у кистеня заменял крайний участок длинного подвеса, который имел петлю (гасило) или просто наматывался на кисть руки (навязной кистень). Возможно отсюда, а также по причине применения кистевой техники фехтования и происходит название этого оружия, хотя существуют и другие версии о происхождении слова «кистень».

Одни исследователи считают, что это оружие получило свое название из-за сходства свисающей на подвесе ударной гирьки с кистями украшений. Другие специалисты полагают, что слово кистень заимствовано из тюркских языков и пришло в русский язык вместе с самим оружием от кочевых степных народов приблизительно в IV – VIII веках. По всей видимости прародителем кистеня у этих народов являлась боевая плеть. Археологические находки (подтверждаемые трудами Геродота) свидетельствуют о том, что такой кочевой народ как скифы, живший на территории от восточноевропейских до монгольских степей, использовал кнут в качестве боевого оружия уже в VI – IV веках до н.э.

Большое количество найденных археологами на территории Восточной Европы и Средней Азии боевых гирек малого веса (обычно 7 – 20 грамм) относится к оружию под названием «волкобой» (кистень-волкобой, волчатник). Волкобой использовался в первую очередь конными охотниками на лис и волков, поэтому изготавливался таким образом, чтобы обеспечить высокую точность и скорость нанесения ударов. Для достижения этих целей, сделанный по типу плети, кистень-волкобой получил достаточно жесткий подвес из заплетенных кожаных ремешков, на конце которого и закреплялся легкий боевой грузик. По мнению ряда экспертов из-за очень малого веса ударного груза волчатник следует относить к оружию под названием «боевая плеть» (хлыст, бич).

Кистень не случайно стал очень популярен у степных кочевников Восточной Европы и Средней Азии. Для ведения боевых действий они широко использовали кавалерию, оценившую атакующие качества этого оружия. Так, на Руси кавалерия до XIII века составляла главную ударную силу войска. Именно в XII – XIII веках кистень в качестве вспомогательного оружия достигает наибольшей популярности в русских землях. Кистени были очень распространены у тюркоязычных хазар, которые до X века вели кочевой образ жизни. Боевые части их кистеней изготавливались как со сквозными отверстиями, так и с петлями. По форме ударные гири хазарских кистеней были шаровидные, грушевидные (часто с рельефом в виде долей), биконические, в виде бруса со срезанными углами.

Широко использовали это оружие в средние века также воины народов Западной Сибири и Средней Азии.

Преимуществами кистеня является то, что развиваемая его боевой частью скорость (а значит и сила удара) благодаря наличию подвеса намного выше, чем у других видов ударного оружия (булавы и палицы). Било кистеня способно легко обогнуть край щита и ударить по шлему. Траектория его движения для противника часто бывает неочевидной и неожиданной. Одного точного попадания кистенем на полном скаку в голову или конечность врага могло быть вполне достаточно для того, чтобы вывести его из строя. Поэтому чаще всего это оружие в качестве вспомогательного использовали конные воины, всегда имевшие много свободного пространства для замаха и предпочитавшие решать исход битвы одним ударом.

Недостатками одноручного кистеня является его непригодность для защиты, а также проблематичность использования в ограниченном пространстве и в плотном пешем строю боевых порядков. По этим причинам это оружие было не очень популярно у пехоты и моряков. В пешем порядке одноручный кистень мог эффективно использоваться только в поединках один на один.

Боевую часть восточноевропейских кистеней до XIII века часто изготавливали из тяжелой и прочной кости (обычно рога лося). Форма этих боевых гирь была закругленной и во многих случаях вытянутой наподобие яйца или капли, а вес составлял от 100 до 250 граммов. Для крепления подвеса иногда в них вырезалось ушко. В других случаях в ударных грузах из кости проделывались сквозные отверстия, в которые пропускался подвес или вставлялся металлический стержень (более дорогой вариант). Таким образом можно было создавать мощное и легкое атакующее оружие практически без использования дорогого железа и других металлов.

С VIII по XVII века по мере удешевления железа, а также в связи с ростом качества доспехов и их более широким использованием, кистени с костяным билом постепенно уступают место вариантам с металлической боевой частью. Свинцовые, медные, бронзовые, чугунные и железные ударные грузы принимали самые разнообразные очертания. Некоторые из них повторяли своим видом популярные в русских землях формы наверший булав в виде куба со срезанными углами или куба с крупными пирамидальными шипами на гранях. Кроме этого боевые гири могли быть шаровидными, грушевидными (иногда приплюснутые), биконическими, сложной фигурной формы, в форме лимона или многогранника. Бронзовые боевые части в целях удешевления производства зачастую отливались полыми, а внутрь впоследствии клался камень и заливался свинец.

Для более предсказуемой траектории удара и увеличения точности восточноевропейские кистени чаще всего изготавливались с подвесом из сыромятной кожи в виде толстого кожаного ремня, а также собранных в пучок или заплетенных кожаных шнурков. Подвесы из железной цепи (имевшие обычно удлиненные звенья) тоже использовались и были чаще всего не очень длинными.

В письменных свидетельствах XVI века описаны имевшиеся у русских кавалеристов кистени с рукоятью длиною около 35 сантиметров, кожаным подвесом длиною около 30 сантиметров. Подобное оружие в качестве вспомогательного упоминается и у русских пеших лучников этого периода.

Украшенный золотом кистень, заткнутым за пояс за спиной (что было обычным способом ношения кистеня), носил даже государь Великий Князь Василий III во время выезда на охоту. У его кистеня рукоять была длиною около 70 сантиметров, от которой на кожаном ремне свисал ударный груз диаметром приблизительно 11 сантиметров. Кроме позолоты било кистеней нередко украшали рисунками, узорами, чернью, серебром, а также специальными знаками-печатями под названием «тамга», использовавшимися в государствах Восточной Европы и Средней Азии для указания на принадлежность хозяина к определенному роду или племени.

Кистени с кожаными подвесами использовались на Руси вплоть до наполеоновских войн XIX века.

В Западной Европе такая разновидность кистеня как боевой цеп применялась в качестве боевого оружия с римского периода. Скорее всего именно он стал прародителем западноевропейских кистеней классического типа, которые использовались в качестве вспомогательного оружия с XI по XV века, достигая пика популярности к XV веку вследствие появления все более качественных доспехов и роста спроса на ударное оружие. Известные школы фехтования не оставляли это оружие без внимания, хотя и уделяли кистеням меньшее количество страниц в своих учебниках, чем другим видам холодного оружия.

Наряду с другим оружием кистени использовались и в рыцарских турнирах. Боевая часть у западноевропейских кистеней обычно изготавливалась из металла, либо вырезалась из дерева и оковывалась железом. Ударные гири имели самые разнообразные формы, среди которых встречались яйцевидные, грушевидные, шаровидные, фигурные, в виде брусков и кубов. Подвес выполнялся чаще всего из железной цепи и, в отличие от кожаного ремня, позволял делать более хлесткие удары. Однако траектория движения боевой гири была не всегда предсказуемой и требовала от воина серьезного навыка и привыкания к оружию.

Чтобы компенсировать низкую точность и увеличить вероятность попадания к кистеням с цепями крепили по два, три или четыре подвеса с ударными грузами.

Длинный подвес из цепи мог накрутиться на оружие противника и дать возможность атакующему в этот момент вырвать его из рук врага. Кистень с железным шаровидным билом, усиленным шипами, также как и подобную разновидность булавы, в Европе (предположительно вслед за швейцарцами) часто называли немецким словом «моргенштерн» или «кеттенморгенштерн». В Германии и Богемии эпохи средневековья существовало оригинальное комбинированное с кистенем оружие под названием «пломмея». Оно представляло собой тяжелую двуручную булаву (молот), в верхней части которой крепилась не очень длинная цепь с шарообразным билом.

У кистеней персидско-индийского региона в качестве подвеса обычно использовалась железная цепь. Разновидность этого оружия под названием «кабастин» (иранского происхождения) нередко оснащалась железной рукоятью. Часто кабастин в нижней части рукояти имел два шаровидных утолщения наподобие навершия рукояти и гарды. Било у этого оружия чаще всего изготавливалось биконической, шаровидной, грушевидной формы, в виде шестигранника или лимона. Зачастую кистени и булавы Ирана и северной Индии можно узнать также по шаровидной ударной части с шипами, размещенными вдоль линии экватора.

В Индии техника фехтования подобным оружием называется «минхати».

Видимо только настоящие мастера этой школы и могли использовать кистень с подвесами у каждого края рукояти под названием «камбаджанг».   Шаровидные боевые гири этого двуручного оружия усилены по экватору сильно выступающим кольцом.

В Китае и Японии подобное оружие на полях сражений применялось не часто, а практиковалось в основном мастерами боевых искусств, полицией, крестьянами, специальными подразделениями охраны либо ниндзя. Длина подвеса у некоторых разновидностей кистеней в боевых школах этих стран иногда достигала нескольких метров, что требовало от воина длительных тренировок. В Поднебесной встречаются много  разновидностей этого оружия, но самым известным является гасило под названием «лю син чуй» (молот-метеор), сложной технике владения которым школы боевых искусств Китая обучают и в наши дни. Лю син чуй имеет подвес из прочной плетеной веревки длиной от 4,5 до 6 метров, на которой (иногда с обоих концов) закрепляются металлические боевые гири.

В Японии использовались гасила (обычно парные) с подвесами длиной от 0,6 до 3 метров. Наиболее известными из них являются: суручин (сурутин), кусари-фундо (гусари-фундо), хосо-фундо и другие. Очень популярным кистенем в Японии в XVII – XVIII веках был манрики-гусари (манрики-кусари). Он состоял из цепи длиной 60 (иногда до 90) сантиметров, у которой с обоих концов закреплены ударные грузы (чаще всего вытянутой формы) весом  100 – 300 граммов, являющиеся одновременно и рукоятями. Компактность манрики-гусари позволяла носить его скрытно. Самураи носили это оружие на шее или за поясом. В наши дни обучиться владению этим оружием можно у мастеров школы масаки-рю.

Японские варианты кистеней с рукоятями называются «чигирики» (тигирики, кусари-тигирики).

В современных школах ниндзя можно обучиться владению оригинальным и комбинированным с кистенем оружием, таким как серп с кистенем «кусари-гама» и другие. Длинные цепи и веревки с грузами в Японии зачастую использовались не только для нанесения ударов, но и для удушения, связывания (техника ходзё-дзюцу), захвата оружия или конечностей противника (мусубинава, торинава).

Двуручный кистень с длинным древком и более коротким подвесом обычно применялся пехотой. Длина его рукояти (древка) составляла более метра (чаще всего около 1,2 метра) иногда достигая человеческого роста. Подвес из железной цепи чаще всего был значительно короче и заканчивался металлической боевой гирей.

Разновидность подобного оружия с очень коротким подвесом иногда именуют как «боевой цеп». Подобным оружием можно не бояться случайно ранить себя или боевых соратников, кроме того оно было более простым в обращении, чем одноручный кистень. Для эффективной защиты в ближнем бою на нижнем конце древка двуручных кистеней (также как у бердышей) нередко устанавливалось железное острие. Иногда копейный наконечник крепился на верхнем конце рукояти. На Руси подобный кистень именовался  «телепень» (било телепалось), в Юго-Восточной Азии он носил название «най».

Двуручные японские чигирики оснащались обычно подвесом из железной цепи длиной от половины длины рукояти и более, который активно использовался для захватов вражеского оружия. Это можно объяснить тем, что самураи не любили сражаться в плотных боевых порядках, предпочитая даже во время крупных сражений устраивать поединки один на один. Цепь и било в этих кистенях часто скрывались внутри полой рукояти.

Подобное оружие ниндзя,  представляющее из себя трость в виде трубки со спрятанным внутри (иногда с двух сторон) ударным грузом на цепи, имеет название  «синоби-дзуэ».

Вес двуручных кистеней обычно варьировался в пределах от 3 до 6 килограммов. В западноевропейских музеях можно встретить намного более тяжелые экземпляры подобного оружия, которые скорее всего не применялись в войнах, а использовались рослыми охранниками в качестве оружия устрашения или учениками фехтовальных школ в качестве учебно-тренировочных тренажеров. Двуручный кистень использовали в битвах также в персидско-индийском регионе, Китае и других странах.

В последний раз в качестве боевого оружия кистени применялись в Первой Мировой войне. Некоторые образцы «траншейных дубинок» заводского и кустарного производства, использовавшиеся во время рукопашных схваток солдатами Германии, Австро-Венгрии, Англии, Франции и Италии, были выполнены в виде кистеней. Повес в них изготавливали из стальных тросов и заплетенных веревок.

В наши дни под выражением «полицейский кистень» иногда подразумевают применяемые полицией пружинные телескопические дубинки с набалдашником на конце. Некоторые современные компании занимаются производством и продажей оригинальных кистеней небольших размеров. Одно из таких изделий (мухобойка, слеппер и т.д.) представляет собой удлиненный плоский кожаный мешочек, внутрь которого помещается плоская стальная пружина и ударный груз.

Слеппер был изобретен в США, где используется полицией и криминальными элементами с конца XIX века.

Другое изделие под названием «кулак обезьяны» произошло от бросательного конца (выброски), являющегося приспособлением для судовых швартовных операций и представляющий собой длинный линь с утяжелителем на одном конце, в качестве которого раньше использовали маленькое ядро. Кулак обезьяны выглядит в виде маленького мячика, плетеного из веревки при помощи одноименного узла с металлическим шариком внутри, от которого отходит плетеный веревочный подвес, являющийся также и рукоятью.

Несмотря на то, что у многих людей кистень ассоциируется с повстанцами и разбойниками, слеппер и кулак обезьяны фирмы-производители относят к средствам самообороны.

История появления и применения боевого кистеня — Книга войны

В Средние века все чаще стали выходить на поле боя или в чисто поле, а то и просто на большую дорогу люди, не имевшие дворянского звания. Они не имели рыцарских боевых коней и доспехов, не имели и денег на их приобретение. Однако им также необходимо было вооружиться, чтобы иметь возможность решить исход поединка в свою пользу одним ударом.

Понятное дело, оружие такого ратника не могло стоить дорого, требовалось и изготовление его из подручного материала в любой деревне. Выходом стал боевой кистень, доступный любому крестьянину, не требующий особого умения в изготовлении и применении. Сам образец представлял собой палку и пристёгнутый к ней ремнями или цепью металлический, или каменный груз, масса его не превышала двух килограмм…

Содержание

  1. История возникновения
  2. Материалы изготовления и устройство
  3. Применение в бою
  4. Как относится закон к кистеню
  5. Какие следы от кистеня остались в литературе и истории
  6. Заключение
  7. Видео

История возникновения

Четко отследить время появления кистеня невозможно. Ещё Геродот в своих трудах указывал, что в VI—IV веках до нашей эры скифы (они проживали на юге Восточной Европы и в Азии вплоть до Монголии) использовали как оружие в бою кнуты. Таким образом, до появления кистеня оставалось присоединить к концу кнута костяной или каменный груз.

Доподлинно установлено историками и археологами, что восточноевропейские варианты кистеня произошли от различных его хазарских вариантов. У этих кочевых племен, живших в нижнем и среднем течении Волги, применение боевых кистеней отмечено в IV—IX веках нашей эры.

Это оружие весьма подходило лёгкой кавалерии кочевников и вполне могло использоваться наряду с саблей в качестве оружия первого удара.

Поскольку кочевники постоянно нападали на сопредельные государства то не удивительно, что кистень распространился в X веке в Древней Руси, постоянно подвергавшимся набегам с юга.

Жители Руси по достоинству оценили это оружие первого удара, и вскоре оно стало использоваться как вспомогательное оружие у всадников и у пеших ратников. Разумеется, техника работы с кистенем была изменена в соответствии с особенностями боевых действий наших древних предков.

Появление этого холодного оружия в Центральной Европе связано не только с набегами кочевников, хотя хватало и их, но и с миграцией народов во времена Средневековья вообще. Здесь следует вспомнить переселение волжских булгар на территорию современной Болгарии, и венгров с Урала на территорию современной Венгрии.

Эти народы были знакомы с техникой боя кистенем, и на новом месте жительства остались верны прежним традициям. Учитывая небольшие европейские расстояния, это оружие быстро распространилось сначала по сопредельным странам, а затем и по всей Европе.

Здесь следует вспомнить, что европейские армии X—XV веков основной своей ударной силой имели закованных в броню и малоуязвимых рыцарей.

Понятное дело, что ни костяным, ни каменным кистенём особого повреждения даже шлему рыцаря не нанесёшь, поэтому ударная часть стала металлической.

Вершиной эволюции этого оружия в Европе стало появление моргенштерна (утренней звезды), в котором бьющая часть представляла собой небольшой шар с шипами.

Не следует думать, что подобное оружие было распространено только в Европе — так как идея прикрепить к ручке на ремне или цепочке ударную часть очень простая, то различные варианты этого оружия появились практически везде, где жили люди.

Стоит отметить разницу между оружием, созданным на основе орудий производства, таких как цеп. Боевые цепы (нунчаки), в отличие от кистеня имели укороченную гибкую сцепку и более длинную рукоять и ударную часть, что в корне изменяло технику боя.

Материалы изготовления и устройство

Кистень представляет собой ударно-дробящее оружие состоящее из ударной части, подвешенной на гибком ремне к рукояти или без таковой.

Для изготовления служили разнообразные материалы, это крайне демократичное оружие в плане материала, для ударной части необязательно использовать качественную сталь, вполне можно использовать и подручные камни или кость.

Некоторое разнообразие внешнего вида имеют лишь моргенштерны – это оружие зачастую использовалось как дополнительное рыцарской конницей и поэтому отличалось в лучшую сторону от оружия простолюдинов.

Так как устройство кистеня очень простое, то сведём его в один список:

  • темляк или гасило — дополнительное устройство для удобства хвата, в который продевалась рука. Материалом изготовления служила кожа животных;
  • рукоять (кистенище) — устройство для хвата, наиболее распространённым был вариант изготовления для хвата одной рукой, но встречались и позволявшие работать как одной, так и двумя руками. Наиболее популярным материалом было дерево, встречались и металлические. Зачастую для удобства переноски изготовляли кистени без рукоятки, в этом случае её заменяло гасило – петля, в которую продевали руку;
  • соединительное звено (ремень) — гибкая часть, предназначенная для соединения ручки с ударной частью. Вариантов по материалам не так уж и много: веревка, кожаный ремень, металлическая цепь;
  • кистень (груз) — бьющая часть оружия, изготавливалась из кости, камня, различных металлов, изредка применялось дерево.
    Зачастую груз имел выпуклые шипы или ребра для увеличения травматического действия. Кроме того, используемые дворянами моргенштерны, зачастую украшались родовыми гербами и гравировкой.

Применение в бою

Главным действующим фактором у боевых кистеней является скорость, с которой наносился удар, поэтому используемая в боях техника удара подразумевала кистевой удар с коротким размахом или вовсе без такового.

Сам удар должен был поражать голову или тело противника, возможен был даже удар по его незащищённой спине (благодаря наличию довольно длинной цепи). Связано это было с тем, что кистень – оружие первого удара, обороняться им было практически невозможно.

Даже при наличии металлической рукояти кистеня отразить удар (не важно какого оружия) было практически невозможно, из-за непредсказуемого поведения этой рукояти и груза.

Это в фильмах красиво показывают, что кистенем или просто цепью можно отобрать меч или пику у противника. На практике все не так однозначно. Можно при этом получить ранение от собственного кистеня.

В войсках кочевников это оружие с успехом использовалось в кавалерии.

Легкие кавалеристы с успехом применяли кистень в качестве дополнительного оружия и на землях Древней Руси. Связано это с различием истории Европы и восточной части Древней Руси, до которой эпоха рыцарства не дошла.

В Европе же в Средние века на поле боя тяжеловооруженные рыцари, которые полагались на силу удара, а не на его скорость применяли кистень крайне редко. Тяжелая амуниция не позволяла наносить быстрый кистевой удар, да и само оружие считалось оружием простолюдинов.

Применение рыцарями этого оружия зафиксировано только в случаях, когда в бою он лишался своего более привычного оружия — меча, копья, боевого топора, причем это относится к моргенштерну, а не к кистеню.

С другой стороны, имея саблю и отработанную в боях технику кистеня, легковооруженный ратник пробивал оборону тяжеловооруженного щитоносца. Дешевизна изготовления позволяла с легкостью и в короткое время вооружить армию восставших крестьян или поднятых по призыву ополченцев, ибо их оружие было нестроевым.

В качестве одного из основных видов оружия кистень использовался в европейских войнах только в одной армии — и это была армия восставших чехов под руководством сначала Яна Гуса, а затем Яна Жижки.

Следует вспомнить, что представлял собой гуситский лагерь — это были размещенные по кругу боевые возы, за которым укрывалось войско.

При попытке противника ворваться внутрь лагеря уж на один удар время было у каждого из обороняющихся. Удавалось чешским крестьянам с этим оружием (к тому моменту ставшим похожим на моргенштерн), и успешно переходить в атаку, при первом ударе буквально выкашивая ряд солдат противника.

С развитием технологий холодное оружие все больше вытеснялось огнестрельным. Не обошла эта тенденция и кистени, хотя их последнее применение в бою зафиксировано во время Первой мировой войны. Но это была уже импровизация отдельных солдат, а не общепринятая армейская практика.

Как относится закон к кистеню

В прошлом веке стали появляться кистени в упрощённом варианте, не имевшие ручки и представляющие собой гирьку на цепочке, или кусок поливочного шланга с большой гайкой на конце. Особенно широкое применение подобные варианты приобрели в криминальных разборках, начавшихся после распада Советского Союза.

В наше время ФЗ «Об оружии» классифицирует кистень как холодное оружие.

Его изготовление, хранение и применение является незаконным. Но определить признаки оружия может только криминалистическая экспертиза, поэтому сертифицированные как сувенирное оружие – моргенштерны, таковым не являются.

Но в случае если экспертиза считает, что представленный кистень является холодным оружием, за его изготовление и хранение грозит наказание по ст. 223 УК РФ.

Какие следы от кистеня остались в литературе и истории

Успехи использования кистеня гуситами и немецкими крестьянами во время германских войн нашли своё отражение в трактате Тальхоффера «Старое Вооружение и Искусство Борьбы», изданного в 1459 году.

В нем, наряду с вошедшим в обиход моргенштерном, рекомендовалось применение его улучшенного варианта с тремя маленькими шарами вместо одного.

Ещё одно упоминание можно встретить в трактате Сигизмунда Герберштейна, где описывались нравы и обычаи средневековой Московии.

Как один из видов вооружения конницы упоминались и кистени, причём они были обязательны для охраны даже при выезде Великого Князя Василия III на охоту.

Стоит отметить «Кистень» — тактический нож, создателем которого является А. М. Кистень, мастер ножевого боя современности. Но это уже к нашей теме не относится.

Заключение

Хотя кистень и не смог достичь такой популярности в применении, как меч, топор, или сабля он оставил свой след в историческом развитии вооружения.

Многие известные мастера трудились над его изготовлением и усовершенствованием. А его пик развития – моргенштерн и вовсе внушает уважение как оружие, достигшее своего технического совершенства.

Видео

Не забывайте оставлять свои комментарии на сайте и делиться своим мнением.

Кистень – Холодное оружие

В словаре В. И. Даля в описании кистеня говорится, что к вооруженному им бойцу «не было рукопашного приступа». На протяжение многих веков в том или ином виде (отдельно выделяют немецкий моргенштерн, а также кистенем иногда называют и боевой цеп) он входил в арсенал воинов в Европе и в Азии, в Америке и на Руси.

Название оружия, согласно одной из версий, произошло от слова «кисть»: как раз на нее и надевалась петля во время боя. Однако по другой версии, слово кистень имеет тюркские корни и буквально означает «дубина». В этом также есть некий смысл, так как кистень зачастую имел рукоять и напоминал плеть, которой всадники подстегивают лошадей. Возможно, именно плеть и натолкнула кочевников на мысль о создании оружия. В то же время в английском языке кистень обозначается словом flail, что переводится как цеп. Действительно, кистень зачастую причисляют к меньшей разновидности боевого цепа (и наоборот), который в свою очередь произошел от цепа обычного сельскохозяйственного — с его помощью крестьяне мололи зерно. Тем не менее, считается, что наиболее ранние образцы кистеня стали появляться в Восточной Европе приблизительно в VIII веке, правда, от раннего средневековья от кистеней до нас дошли только сами гири — «било» (ударная поверхность).

Гири кистеней. (wikimedia.org)

Кистени. (wikimedia.org)

На Руси, например, кистень также входил в арсенал конного воина. Это было такое вспомогательное оружие, которое можно было легко выхватить на скаку, им можно было быстро атаковать, нанести большой урон или как минимум оглушить, сбить с толку. Дошедшие до нас гири кистеней, найденные на территории России, датируются ранее IX—X вв.еками, хотя пик популярности оружия приходится на XII—XIII вв.ека. По форме гирьки напоминали яйцо, были гладкими и сделаны из кости, например, лосиного рога (согласно исследованиям А. Н. Кирпичникова, находки именно костяных гирь указанного периода составляют почти 30% от всего количества оставшихся кистеней, найденных на территории России).

Внутри груза, в центре находился стержень, который расширялся к основанию, утяжелял его и специальным образом расклепывался, хотя гирьки не всегда изготавливали со стержнем внутри. Как правило вес такой гирьки колебался в диапазоне 100—250 грамм. Кистени, подобно прочему оружию, могли быть украшены, например, серебром. А на некоторых гирьках XIII века могли встречаться изображения животных.

Кистень. (wikimedia.org)

Кистень. (wikimedia.org)

В XII веке гири кистеней уже по большей части металлические, хотя костяные просуществовали вплоть до века XIII. Тогда происходит совершенствование доспехов, что приводит к необходимости поиска более прочных и мощных видов оружия. Вмес с тем, сам кистень не теряет актуальности. В отличие от той же булавы или палицы, от удара кистенем было трудно защититься, даже при наличии щита: било с легкостью огибало щит, благодаря тому, что было подвешено, набирало при этом дополнительную скорость и ударяло по противнику с силой, достаточной как минимум для оглушения, а то и вовсе летального исхода. При этом для большей вероятности попадания по противнику, впоследствии стали прикреплять по два, три, а то и больше ударных ядер.

Моргенштерн. (wikimedia.org)

Вместе с тем в Германии в XVI—XVII ввеках популярен был еще более грозный вид кистеня, получивший название «моргенштерн» — утренняя звезда. Его особенностью было то, что било было усилено большими шипами. Его вес мог превышать 1 кг (при том, что средний вес гири кистеня варьировался чуть ли не от 30 грамм до 1 кг).

Естественно вес и шипы увеличивали урон, наносимый противнику, однако вместе с тем лишали кистень одного из главных своих преимуществ: при неудачно выполненном ударе моргенштерн рисковал застрять, например, в щите, что затрудняло возможность быстрого его дальнейшего использования или парирования ударов. В целом, один из самых больших минусов кистеня в принципе — это невозможность блокировать удары. Интересно, что оружие, от которого было очень сложно защищаться, само по большей части для защиты было непригодно. Поэтому кстати его и не жаловала пехота.

Боевой цеп. (wikimedia.org)

Вместо одноручного кистеня пехотинцы использовали боевой цеп.

По сути, это был тот же самый кистень, но с более коротким ремнем (подвесом), но более длинной рукоятью (более метра в длину). Било могло быть деревянным, усиленным железом или же цельнометаллическим. В любом случае, это было оружие по большей части простых военных. Владение цепом, кстати в отличие от кистеня, не составляло большого труда и в некотором роде смахивало на владение дубиной. При этом вес и размах позволяли наносить ощутимый урон.


Сборник: Холодное оружие

История создания орудий убийства. Оружие во всей его красе и мощи.

  • Статьи
  • Другое

Кастет

Кастет

Кастет в современном представлении — это что-то хулиганское, даже бандитское. Наряду с перочинным ножом он стал одним из основных орудий уличных разбойников: он был компактным и одновременно действенным для устрашения.

  • Статьи
  • Европа

Кистень

Кистень

Все гениальное не только просто, но и эффективно. Если взять веревку или цепь, на одном ее конце предварительно соорудить петлю для руки, а к другому прикрепить небольшой груз в виде гирьки, получится самая простая разновидность древнего, но довольно опасного оружия — кистеня.

  • Статьи
  • Европа

Нагайка — оружие казака

Нагайка — оружие казака

На разгон беспорядков и усмирение масс казаков отправляли без огнестрельного оружия. Тогда в ход шли нагайки: инструмент, предназначенный для подстегивания лошадей, против человека превращался в грозное оружие.

  • Статьи
  • Азия
  • VIII до н.э. -VI вв.

Акинак: меч скифов

Акинак: меч скифов

Племена скифов считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. Их главным оружием был акинак.

  • Статьи
  • Европа

Щит «скутум»

Щит «скутум»

Римские воины большое внимание уделяли упражнениям по пехотным маневрам. В шеренгах солдаты могли формировать различные фигуры, почти вплотную прижимая скутумы — щиты — друг к другу.

  • Статьи
  • Другое

Кастет

Кастет в современном представлении — это что-то хулиганское, даже бандитское. Наряду с перочинным ножом он стал одним из основных орудий уличных разбойников: он был компактным и одновременно действенным для устрашения.

  • Статьи
  • Европа

Кистень

Все гениальное не только просто, но и эффективно. Если взять веревку или цепь, на одном ее конце предварительно соорудить петлю для руки, а к другому прикрепить небольшой груз в виде гирьки, получится самая простая разновидность древнего, но довольно опасного оружия — кистеня.

  • Статьи
  • Европа

Нагайка — оружие казака

На разгон беспорядков и усмирение масс казаков отправляли без огнестрельного оружия. Тогда в ход шли нагайки: инструмент, предназначенный для подстегивания лошадей, против человека превращался в грозное оружие.

  • Статьи
  • Азия
  • VIII до н.э. -VI вв.

Акинак: меч скифов

Племена скифов считались одной из самых мощных сил на территории Передней Азии, Кавказа и Северного Причерноморья. Их главным оружием был акинак.

  • Статьи
  • Европа

Щит «скутум»

Римские воины большое внимание уделяли упражнениям по пехотным маневрам. В шеренгах солдаты могли формировать различные фигуры, почти вплотную прижимая скутумы — щиты — друг к другу.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Булгаков – правительству СССР

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Мюнхенский сговор

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Свержение Хрущёва

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Стол для Екатерины II

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды

  • Статьи
  • Другое
  • XX век

Тайна исполинов с острова Пасхи

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Самые ужасные пытки (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Рождённые от немцев: плоды полового коллаборационизма

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 412351
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 362167
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 294277
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 95510
Булгаков – правительству СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 95095
Мюнхенский сговор
  • 📚 Статьи
  • 👀 88663
Свержение Хрущёва
  • 📚 Статьи
  • 👀 59975
Стол для Екатерины II
  • 📚 Статьи
  • 👀 45740
Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды
  • 📚 Статьи
  • 👀 40957
Тайна исполинов с острова Пасхи
  • 📚 Статьи
  • 👀 36280
«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге
  • 📚 Статьи
  • 👀 4996363
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
  • 📚 Статьи
  • 👀 1038786
Самые ужасные пытки (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 803759
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 768388
Рождённые от немцев: плоды полового коллаборационизма
  • 📚 Статьи
  • 👀 627913
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 508211
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 485401
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 475941
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 450700
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 437303
От чего умер Ленин?

Flail — Bilder und Stockfotos

1. 394Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos
AlleEssentials

Niedrigster Preis

Signature

Beste Qualität

Durchstöbern Sie 1.394

flail Stock-Fotografie und Билдер. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.

set-line обелиск из Александрии, египетского фараона, гаунера, дома, пирамиды, шлегеля и иконы. вектор — цеп — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Set-Line Obelisk von Alexandria, ägyptischer Pharao, Gauner,… grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Großer dünner Mann mit Schlegel spricht mit einem kleineren Mann

Иллюстрация из 19. Jahrhundert.

dekorative morgenstern mittelalterliche waffe oder keule mit stacheln. тейл дер ваффе. — стоковые фото и фотографии цепа

Dekorative Morgenstern mittelalterliche Waffe oder Keule mit…

Декоративные morgenstern mittelalterliche waffe oder keule mit stacheln. — цеп

Dekorative Morgenstern mittelalterliche Waffe oder Keule mit…

buchweizen ernte — цеп инвентаря — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Buchweizen Ernte

holzkeule mit шипы. фрагмент einer dekorativen mittelalterlichen morgenstern-waffe auf grauem grund. leerzeichen kopieren. — стоковые фото и фотографии цепа

Holzkeule mit Spikes. Fragment einer dekorativen…

dekorative morgenstern mittelalterliche waffe oder keule mit stacheln. waffen auf holztorhintergrund. — цеп с фото и фото

Dekorative Morgenstern mittelalterliche Waffe oder Keule mit…

спасибо благодарения — цеп с фото и фото

благодарения с фото

— цеповой сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Ein Mann und seine unter einer Glocke geschützten Werke stehen…

Illustration aus dem 19. Jahrhundert.

силуэт иллюстрации schägelwaffensymbols. средний векторный клипарт пиктограмма символ. doodle skizze schwarzes schild. — цеповой сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Иллюстрация силуэта Schägelwaffensymbols….

keule mit einem stock und stacheln auf einem holzhintergrund. — фото и фото цепа

Keule mit einem Stock und Stacheln auf einem Holzhintergrund.

Antike Keule mit Holzgriff mit Metallspitzen, Kern und Stacheln, auf Holzhintergrund.

Schmerzen im Hüftgelenk Medizinischer Hintergrund-Flail Stock-fotos und Bilder

Schmerzen im Hüftgelenk Medizinischer Hintergrund

Letzten Sie-Fotos-Falder-Farem.30-гоэп-дизен. schönen letzten ägyptischen Prinzessin, Königin, Pharao, Kleopatra, in einem reich verzierten Tempel, der ihre Zeichen der Macht hält

Eleganter Gentleman mit Stehkragen hält einen schlegel, er sieht entschlossen aus, bereit zu schlagen — цеповая графика, -clipart, -cartoons und -symbole

Eleganter Gentleman mit Stehkragen hält einen Schlegel, er sieht. .. schlegelsymbol isoliert auf schwarzemhintergrund. старый египетский символ. Цептер фон Эгиптен. buntes gliederungskonzept. вектор — цеповой рисунок, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Leuchtende Neonlinie Crook und Schlegelsymbol isoliert auf…

вид с ausgestreckten armen in richtung sonne träume und hoffnungen, herausforderung und erfolgskonzept — цеповые фото и фотографии изображение

Mähdrescher zum Mähen von Weizen und Anderen Getreidekulturen

антикварная иллюстрация: schlegel — цеп, стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

антикварная иллюстрация: Schlegel

zepter-design-vektor-symbol flache векторная-illustration — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Krumm- und Dregelsymbole, Autoritätsabzeichen von Pharaonen im…

osiris, altägyptischer gott des jenseits, der toten und der auferstehung мультфильмы и символ

Osiris, altägyptischer Gott des Jenseits, der Toten und der… Dreschen von Weizen, Bäcker mit…

set von ausrüstung für urlauber in ägypten im cartoon-stil. векторная иллюстрация пирамиды, сфинкса, папируса, вазы, символа скарабея, авге де Гора, анкха, цепи и dreschflegel auf weißem hintergrund. — цеповой сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Set von Ausrüstung für Urlauber in Ägypten im Cartoon-Stil….

mörser und stößel aus granit auf weißem grund. — фото и фото цепа

Mörser und Stößel aus Granit auf weißem Grund.

mittelalterliche waffen, der militärschlegel — цеп, графика, клипарт, -мультфильмы и символы 3D-рендеринг изолированы на белом фоне. — стоковые фото и фотографии цепа

Фэнтези-Орк-Монстр брутальный Кригер, дер им Kampf eine…

Второстепенная часть медицинской анимации ракетных знаков — фото и изображения цепей

Второстепенная медицинская анимация десантных знаков eine barbarische rüstung, die mit einer tödlichen keulenwaffe in die schlacht zieht. 3D-рендеринг изолированы на белом фоне. — фото и изображения цепа

Heftiger Fantasy-Orc, брутальные с черными и татуировками, трэгт…

antikes schwarz-weiß-foto: rohrdrescher in zuckerfabrik, puerto rico — цеповой склад-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ -grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Mittelalterliche Waffen

red frick dreschmaschine modell 1906 — цеп

Red Frick Dreschmaschine Modell 1906

pfeil armbrust farbe symbol vektor illustration — flail stock-grafiken, -clipart, — мультфильмы и символ

Pfeil Armbrust Farbe Symbol Vektor Illustration

kronenkönig farbsymbol vektorillustration — flail stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Kronenkönig Farbsymbol Vektorillustration

flails — flail stock-fotos und bilder

flails

verschiedene hängende Dreschflegel

karte mittelalterliche linie symbol векторная иллюстрация — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Карты средних линий Символ векторной иллюстрации

миттелальтерлих кригерваффе и рюстунгссимвол набор вектор — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Mittelalterliche Kriegerwaffe und Rüstungssymbole Set Vektor

mittelalterliche kriegerwaffe und rüstung landung header vector — цеповая графика, -clipart, -cartoons und -symbole -cartoons und -symbole

Alt alte Waffen

mittelalterliche waffe zweihandkeule mit holzgriff und stacheligem eisenkopf vektorillustration auf weißem Hintergrund — цеповой рисунок, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Mittelalterliche Waffe Zweihandkeule mit Holzgriff und. ..

mittelalterliche kriegerwaffe und rüstungssymbole set vektor — flail stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Mittelalterliche Kriegerwaffe und Rüstungssymbole Set Vektor

dreschflegel mittelalterliche waffe glyphe symbol vektor illustration — flail stock- grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Dreschflegel Mittelalterliche Waffe Glyphe Symbol Vektor…

rahab verbirgt sich die spione (joshua 2), holzschnitt, 1886 veröffentlicht — цепляющий фондовый график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Rahab verbirgt sich die Spione (Joshua 2), Holzschnitt, 1886 veröf

schwertwaffe glyph icon vektor-illustration — цеп, -графика, -clipart, -cartoons und -symbole -grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Kronenkönig Farbsymbol Vektorillustration

plage der frösche (exodus 7-8), holzschnitt, veröffentlicht im jahre 1886 — цеповой сток-график, -clipart, -cartoons und -symbole

Plage der Frösche (Исход 7-8), Holzschnitt, veröffentlicht im…

фараон-символ. altägyptischer könig schwarze ikone — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Pharao-Symbol. Altägyptischer König schwarze Ikone

animationshintergrund des schmerzhaften rückens — цепляйте стоковые фотографии и изображения

Animation shintergrund schmerzhaften Rückens

набор тропических пальмовых линий, карт из Египта, глаза горят на папирусе и мошенниках. infografik-vorlage für unternehmen. вектор — цеп — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Set Line Tropische Palme, Karte von Ägypten, Eye Horus auf…

set karte von ägypten, crook, ägyptischer mensch und schmetterlingsfisch. infografik-vorlage für unternehmen. vektor — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Set Karte von Ägypten, Crook, Ägyptischer Mensch und…

waffen-icon-set — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Waffen-Icon-Set

setzen sie crook und dreschflegelsymbol isoliert auf schwarz-weißem hintergrund. старый египетский символ. Цептер фон Эгиптен. вектор — цеп — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Setzen Sie Crook und Dreschflegelsymbol isoliert auf schwarz-weiße

set krummstab und dreschflegel, ägyptische vase, sonne und halskette. infografik-vorlage für unternehmen.

Set Krummstab und Dreschflegel, ägyptische Vase, Sonne und…

set ägypten pyrienen, schlange, auge des horus, ägyptisches haus, lotus, gauner, schmetterlingsfisch und tropische пальмовый символ. вектор — цеп — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Set Ägypten Pyramiden, Schlange, Auge des Horus, ägyptisches Haus,

frauen meditiert — цеп, фото и фотографии

frauen meditiert

Dunkelhaarige Frau, die im Wald meditiert. Sie hat einen roten Mantel und sitzt im Schneidersitz auf Moos

set gauner und dreschflegel, auge des horus, magisches symbol ouroboros, ägyptischer skarabäus, kreuzankh, halskette und papyrusrollensymbol. вектор — цеп, графика, клипарт, мультфильмы и символы

Set Gauner und Dreschflegel, Auge des Horus, magisches Symbol. ..

set linie ägyptischer mann, papyrusrolle, nofretete, sphinx, schmetterlingsfisch, auge des horus auf monitor, halskette und gauner symbol.

Набор египетских манн, папирусов, нофрете, сфинкс,…

набор египетских мумий, нофретет, крест анх, гаунер, вассерпфайфе, папирусролл и египетский лотос-икона. . вектор — цеп — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Set Ägypten Mumie, Nofretete, Kreuz Ankh, Gauner, Wasserpfeife,…

Эйзенкетт. — фото и фото цепа

Eisenkette.

setzen sie papyrusrolle, kreuz ankh, krummstab и Sonne Symbol. вектор — цеп — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Setzen Sie Papyrusrolle, Kreuz ankh, Krummstab und Sonne Symbol….

из 24

Фото и фотографии цепового оружия

  • CREATIVE
  • ОТ РЕДАКЦИИ
  • ВИДЕО
  • Beste Übereinstimmung
    • Ältestes
    • Neuestes

      177 Am beliebtesten

    Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

    • Lizenzfrei
    • Lizenzpflichtig
    • RF und RM

    Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >

    Bilder zum Einbetten

    Durchstöbern Sie 55

    Цеповое оружие Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. антикварная иллюстрация: schlegel — цеповое оружие, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboleschlegel-symbol auf Transparentem Hintergrund — цеповое оружие, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolewaffen-icon-set — цеповое оружие, стоковое изображение , -clipart, -cartoons und -symbolewaffen-icon-set — цеповое оружие stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleСапер норвежской армии перемещает цеповое лезвие противоминной машины после подметания территории к северу от Баграма Авиабаза 12 апреля 2002 г. в … antiker waffen — цеповое оружие, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolewaffen-symbol-set — цеповое оружие, графическое изображение, -клипарт, -мультфильмы и -symboledreschflegel символ цепа — цеп оружие stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbolestar — цеповое оружие stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleBuratto, подпружиненная металлическая кукла со щитом и цепом в левой руке, средневековый инструмент, Joust of the Saracen , Ареццо, Тоскана, Италия. крупный план различных видов оружия ons — цеповое оружие stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleПакистанский мусульманин-шиит готовится бить себя цепными ножами во время религиозной процессии в Равалпинди, 30 января 2007 г., на святой … Пакистанский мусульманин-шиит цепляет себя ножи с цепями во время религиозного шествия в Равалпинди, 30 января 2007 г. … пакистанские мусульмане-шииты цепляют себя ножами с цепями, стоя на имитационных флагах США и Великобритании во время религиозной процессии в … Пакистанские мусульмане-шииты цепляются ножами с цепями, стоя на имитации флага США во религиозная процессия в Карачи, 30…Пакистанский мусульманин-шиит готовится бить себя цепными ножами во время религиозной процессии в Равалпинди, 30 января 2007 г., на святой… Пакистанский мусульманин-шиит цепляет себя с цепными ножами во время религиозного шествия в Равалпинди, 30 января 2007 г., на … Пакистанские мусульмане-шииты бьют себя цепными ножами во время религиозного шествия в Карачи, 30 января 2007 г. , на … пакистанские мусульмане-шииты цепляют себя ножами с цепями, когда они принимают участие в религиозной процессии на девятый день исламского святого … которые вращаются и бьют по земле, 20 апреля 2002 г. у… солдат 9-й армии2-й саперный батальон отмечает мину желтой лентой по периметру колючей проволоки советских времен перед бронированным … Солдаты 92-го саперного батальона наблюдают, как бронированный бульдозер подрывает фугас вдоль колючей проволоки советских времен. проволочный периметр по… Фрагмент из ‘Битвы Ираклия и Хосрова II’. На переднем плане молодой солдат размахивает цепом, за ним мужчина в доспехах… Цеп, булава, алебарда, меч, кинжал, топор, оружие, использовавшееся в средние века, рисунок. Рисунки колесниц, вооруженных цепами, лучника со щитом и всадника с тремя копьями», c1480. Из рисунков Леонардо da…antike waffen nahtlose muster — цеповое оружие, графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolesstudio выстрел из средневекового цепа — цеповое оружие, стоковые фотографии и бидермиттелалтерлихе-ваффен — цеповое оружие, рисунок, — клипарт, -мультфильмы и -символСтрасти Иисуса, Андреа ди Бонайуто, 1365-1368, 14 век, фреска Италия, Тоскана, Флоренция, церковь Санта-Мария-Новелла, испанский. .. Страсти Иисуса, Андреа ди Бонайуто, 1365-1368, 14 век, фреска Италия, Тоскана, Флоренция, церковь Санта-Мария-Новелла, испанский… Страсти Иисуса, Андреа ди Бонайуто, 1365-1368, 14 век, фреска Италия, Тоскана, Флоренция, церковь Санта-Мария-Новелла, Испанский…Италия, Ломбардия, Милан, Коллекция Брера. Общий вид произведения искусства. Преступник убивает одного из святых, преклонивших колени в молитве. Активист группы самообороны Майдана, вооруженный цепом, охраняет киевскую мэрию, чтобы предотвратить ее захват другими антиправительственными…lizenzfreie vektor icon «mit axt und dreschflegel waffe — цеповое оружие stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleДоспехи и оружие 13-го века , Гравюра из La France et les Français à Travers les Siècles, том I, редактор F Roy, Saint-Antoine,… Статуи Гога и Магога, 1886 г. Статуи мифических великанов размещены в Ратуше в лондонском Сити.Согласно традиции, они… ковбой Дикого Запада и шериф Шварц и вайссен набор иконок — цеповое оружие — графика, — клипарт, -cartoons und -symbolemittelalterliche waffen, der militärschlegel — цеповое оружие — графика, -clipart, -cartoons und -symboleLast Grimm Standing» Эпизод 112 — На фото: Дэвид Джинтоли в роли Ника Буркхардта —античная иллюстрация: schlegel — цеповое оружие -графикен, -клипарт, -корзина Уны и символическая старая гравированная иллюстрация предметов бронзового века, найденных в Цюрихском озере после архитектурных находок в середине 19 века. век (свайные жилища) — копье, лук и цеп — цеповое оружие стоковые фото и фотографииКистень, около 1938 г. Художник Макс Фернекес. Цеп, около 1937 г. Художник Фрэнк Эйсман. 1507. Художник Ханс Шуфелейн Старший. Христос очищает храм, из Speculum passionis domini nostri Ihesu Christi, 1507. Художник Ганс Шуфелейн Старший. Чарльз Мартель «Молот». Франкский король, дед Карла Великого. Побеждены мавры в битве при Туре, близ Пуатье, 732 г. 19век… waffen-symbol-set — цеповое оружие — графика, -клипарт, -мультфильмы и -символХэнань в Шаолине, Китай — Обращение с трехсекционной палкой в ​​Зале тысячи Будд. Во время крестьянских восстаний сельскохозяйственные инструменты, такие как… waffen-aufkleber-set — цеповое оружие Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleflail weapon значок тонкой линии — цеповое оружие Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und — набор иконок symbolewaffen dünne linie — набор иконок для цепового оружия, -clipart, -cartoons und -symboewaffen dünne linie icon set — графика для цепового оружия, -clipart, -cartoons und -symbolewaffen-icon-set — графика для цепового оружия, -клипарт, -мультфильмы и -symboledreschflegel waffe symbol — цеповое оружие, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ из 1

    Flail Stock-Fotos und Bilder — Getty Images

    • CREATIVE
    • EDITORIAL
    • VIDEOS
    • Beste Übereinstimmung
    • Neuestes
    • Ältestes
    • Am beliebtesten

    Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

    • Lizenzfrei
    • Lizenzpflichtig
    • RF und RM

    Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >

    Bilder zum Einbetten

    Durchstöbern Sie 344

    цеп Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. buchweizen ernte — графика на цепе, -клипарт, -мультфильмы и -символы-значок-набор — графика на цепе, -клипарт, -мультфильмы и -символГроб Тутанхамона, древнеегипетского фараона, c1325 г. до н.э. Изображение фараона 18-й династии Тутанхамона из гроба с его…landwirt dreschen reis auf bauernhof в японии 1876 г. выставка «Тутанхамон, сокровища золотого фараона» в марте… Цеп и скипетр. Найден в гробнице царя Тутанхамона. Изготовлен из позолоченного дерева. Бронза. Сердолик и стекло. Новое Королевство. Долина царей. Луксор. Молотьба изнасилования, 1 ноября 1813 года. Толпа мечется и собирает изнасилование; мужчины несут огромную связку этого. Слева на переднем плане две женщины… Подготовка к операции «Оверлорд»: день «Д» 6 19 июня44, Sherman Crab Mark II тральщик-танк с цепами, одна из «шуток» Хобарта, использовавшаяся для расчистки… Хатшепсут, была вторым фараоном восемнадцатой династии, статуя Осириана. Новое царство, храм Дейр-эль-Бахари, Фивы, Египет. антикварная иллюстрация: schlegel — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolecrook и значок цепа на прозрачном фоне — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolemittelalterliche geißel, peitsche für sebst abtötung verwendet — цеповая графика , -клипарт, -мультфильмы и -символГравюра, изображающая обмолот кукурузы на гумне ручным цепом. Дата 19го века. Гравюра, изображающая обмолот кукурузы на гумне с помощью ручного цепа. Дата: 19 век.landwirt trennt den weizen von der spreu mit hölzernen dreschen dreschflegel 1859 — цеповой рисунок, -клипарт, -мультфильмы и -символВойна и конфликт, Вторая мировая война, фото: январь 1945 г., Британский цеповой танк, проходящий по узкой переулок недалеко от Хайнсберга, Германия, с солдатами, одетыми в … gideon getreide dreschen corn (viktorianischen gravur) — цеп, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символШабти из гробницы Тутанхамона. Фигура несет сельскохозяйственные орудия. Египет. Древний Египет. 18-я династия, ок. 1357–1349 гг.BC.antiker waffen — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboleschlegel-symbol auf Transparentem Hintergrund — цеповая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символфермер на тракторе с цеповой косилкой — цеповая стоковая фотография и изображениеСтатуэтка с изображением Сопду бог неба. Найден в гробнице царя Тутанхамона. Сопду изображался в виде сокола, сидящего на религиозном штандарте… Бюст Эхнатона найден во Дворце Атона в Карнаке. Песчаник. 18-я династия. Правление Эхнатона. Часть статуи, которая была одним из… Бюста Эхнатона, найденного в Участке Атона в Карнаке. Песчаник. 18-я династия. Правление Эхнатона. Часть статуи, которая была одной из… Чикагские полицейские в касках бьются в толпу антивоенных бунтовщиков возле штаб-квартиры Демса в отеле Hilton, повергая многих на землю. Один из бунтовщиков носит маску… Чикагские полицейские в касках врезаются в толпу антивоенных бунтовщиков за пределами штаб-квартиры демократического отеля Hilton, повергая многих на землю. Один бунтовщик носит … Чикагские полицейские в касках врезаются в толпу антивоенных бунтовщиков за пределами штаб-квартиры демократического отеля Hilton, отправляя многих на землю. Муассон? на Елисейских полях в Париже, 24 июня 19 г.90, Франция. Путеводитель по периоду констумента стоит у входа в воссозданный 16-гранный амбар в Маунт-Вернон, на плантации, принадлежавшей Джорджу Вашингтону, первой… Статуя бога Мина, 3300 г. до н.э. Итифаллическая статуя, полная от подмышек до колен. Левая рука держит фаллос; правая рука, слегка согнутая в локте… Статуя бога Мина, Накада II, c3700–3200 до н.э. Статуя завершена от подмышек до колен. Итифаллический; левая рука держит фаллос; справа … Battage du mil au fléau dans un village Bambaras au Mali.Paysan Touareg battant la récolte du cram-cram au fléau, au Niger.Paysans battant legrain au fléau au Burkina Faso.Большой цеп и медный посох Heqa Crook Тутанхамона на официальном медиапревью мировой премьеры фильма Тутанхамона: Сокровища… Тут:. .. Буратто, подпружиненная металлическая кукла со щитом и цепом в левой руке, средневековый инструмент, турнир сарацинов, Ареццо, Тоскана, Италия. Египет. Первые жены фараона. Гравюра. Цвет.Египет. Старое Королевство. Женщины. Гравюра. Цвет. Гравюра изображает молотьбу с лошадьми в Испании. Обмолот — это метод, используемый для отделения зерна от зерна, как правило, с помощью цепа или действия… Гравюра изображает обмолот лошадей в Испании. Обмолот — это метод, используемый для отделения зерна от зерна, как правило, с помощью цепа или действия… Гравюра изображает обмолот лошадей в Испании. Обмолот — это метод, используемый для отделения зерна от зерна, обычно с помощью цепа или действия… Гравюра, изображающая обмолот кукурузы на гумне с использованием ручного цепа. Дата 19век. Гравюра с изображением переносного парового двигателя Garret & Son, приводящего в движение молотилку. Обмолот — это метод, используемый для отделения зерна от , как правило … Гравюра, изображающая переносной паровой двигатель Garret & Son, приводящий в движение молотилку.