Российский флот получит 4 Суперакулы проекта 971М

4 атомные подводные лодки ВМФ России К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара» будут модернизированы по проекту 971М (по классификации НАТО AKULA-IV). Первую серьезно обновленную субмарину наш флот получит уже в 2018 году.

Эти 110-метровые подводные лодки относятся к проекту 971, они построены более 20 лет назад: «Братск» (1988 год), «Леопард» (1992 год), «Волк» (1991 год), «Самара» (1995 год). Атомный реактор мощностью 190 МВт позволяет им развивать под водой скорость до 35 узлов. У АПЛ данного проекта двухкорпусная схема. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Кроме снижения общей шумности лодки, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Изначально советские АПЛ проекта 971 были вооружены различными торпедами, противолодочными ракетами ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью использования ядерной боевой части, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» дальностью полета до 2500 км с ядерной БЧ (200 килотонн). Для запуска ракет и торпед используются пусковые установки калибра 533 мм и 650 мм (по 4 каждого типа).

Новая модернизация в проект 971М предполагает полное переоснащение 4 подводных лодок современным радиоэлектронным оборудованием, мощными гидроакустическими станциями. Изменения коснутся главной энергетической установки и комплекса вооружения. Практически всё вместе - это новая «начинка» кораблей. Подводные лодки получат на вооружение крылатые ракеты «Калибр». Такая серьезная переделка советских подводных лодок получила неофициальное наименование «Суперакулы». По данным, опубликованным в открытых источниках, АПЛ проекта 971М приблизятся после модернизации по своим возможностям к современным российским многоцелевым атомным субмаринам проекта 885 «Ясень».

На фото: АПЛ К-295 "Самара" проекта 971 ВМФ России

Расскажите о статье своим друзьям в соцсетях!

tehnoomsk.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


14.02.2014
«Центр судоремонта «Звездочка» (Северодвинск, Архангельская область) в 2015 году планирует сдать ВМФ России после проведенной глубокой модернизации первую многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 971 третьего поколения «Леопард», сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе завода в четверг. Модернизация будет масштабной – до нового проекта 971М. Она затронет все системы радиоэлектронного вооружения, а также ракетно-торпедный комплекс.
14.02.2014
«ЛЕОПАРД»: ТРУДНОСТИ ПРИРУЧЕНИЯ

Как сообщает блог Центра судоремонта «Звездочка» zvezdochka-ru.livejournal.com, на предприятие ведется ремонт АПЛ «Леопард». Этот корабль построен по проекту 971, разработанному СПМБМ «Малахит».

В январе текущего года на АПЛ «Леопард» подведён итог очередному ключевому этапу ремонта и модернизации корабля – на сто процентов завершён демонтаж оборудования. Впору приступать к подготовительным мероприятиям под предстоящие электромонтажные работы. Препятствием к реализации этого звена в цепи восстановления боеспособности атомохода неожиданно стали систематические задержки рабочей конструкторской документации от проектанта.
СПМБМ «Малахит» подводит. Несмотря на то, что документация по ремонту есть, качество её оставляет желает лучшего, работать по ней нельзя. По словам строителей, именно этот факт является препятствием для дальнейшего продвижения, так как нет должной проработки исполнительной документации. Приходится вести её доводку, для чего на «Звёздочке» сегодня действует группа специалистов от проектировщика: конструкторы по отсекам, помещениям. Всё это требует времени, что отодвигает сроки исполнения графиков. Возражений нет лишь по аккумуляторной яме, а крайне нужно приступить к работам по кабельным подвескам и коробкам.
Работы идут с отставанием. Корабль новый, неизвестный и сложный, предусмотреть всего невозможно. Решение многих вопросов затягивается в среднем на месяц с насыщенной перепиской между заводом и проектантом, контрагентами. Не в полной мере оказались подготовлены к приёму такого корабля и оборудования технологические службы завода. Если по БДРМам процесс ремонта откатан годами, то на первой «Щуке-Б» приходится учиться, набивая шишки. Судоремонтники осваивают наладку крупногабаритного оборудования, шпилей, носовых рулей.
В цехах предприятия идёт дефектация и ремонт оборудования, снятого с заказа. Стапельный цех передал в монтажно-ремонтный почти шесть тысяч единиц оборудования, и более 1300 поступило на восстановление в цех ремонта систем контроля и автоматики, трубомонтажный ведёт дефектацию трубопроводов тоже непосредственно на своих площадях. И это только на «Звёздочке», которая восстановит лишь малую часть оборудования. Ремонтом и изготовлением большей части оборудования займутся контрагенты. В модернизации «Леопарда» их задействовано более трех десятков основных соисполнителей. Наибольший объем контрагентских работ предстоит выполнить СПО «Арктика», ОАО «Калужский турбинный завод» и ОАО «Пролетарский завод».
zvezdochka-ru.livejournal.com

ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»

22.08.2014

Две многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) проекта 971 «Самара» и «Братск» из состава Тихоокеанского флота (ТОФ) доставят в Северодвинск для модернизации на оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звездочка». Об этом сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе предприятия.
«Зафрахтованное судно-док «Трансшельф» голландской компании «Доквайз» в ближайшие дни примет на борт в Авачинской бухте Петропавловска-Камчатского обе подлодки и доставит их по трассе Северного морского пути в акваторию «Звездочки», – рассказали на судоверфи.
Ожидается, что переход займет около трех недель. До сих пор корабли Тихоокеанского флота ремонтировались в доках и эллингах дальневосточных верфей Вилючинска и Большого Камня. Однако правительство РФ приняло решение о том, что «Звездочка» выполнит средний ремонт и глубокую модернизацию многоцелевых АПЛ проекта 971 (шифр «Щука-Б»), а дальневосточный завод «Звезда» – АПЛ проекта 949А (шифр «Антей»). Arms-expo

ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

28.08.2014

Наблюдательные жители Петропавловска-Камчатского заметили, что с прошлой недели на рейде Авачинской бухты появились два необычных оранжевых судна полупогружного типа. Это голландское «Трансшельф» компании Dосkwise и китайское «Hai Yang Shi You». В минувшие выходные на первое судно погрузили две атомные субмарины К-391 «Братск» и К-295 «Самара» (обе проект 971М «Щука»). Их доставят северным морским путем в Северодвинск на ремонт и модернизацию. На китайское судно погрузили АПЛ К-442 «Челябинск» (проект 949 А, заводской №638). Этот подводный крейсер доставят в Приморье на завод «Звезда» также на модернизацию. В настоящий момент идет крепление субмарин к палубе специальными распорками.

В Северодвинске и Большом Камне все три подводных крейсера пройдут ремонты и модернизацию. Устаревшие системы вооружения, радиоэлектроники, гидроакустики заменят более современными. Т.е. произойдет глубокий тюнинг. После чего АПЛ вернутся на Камчатку уже своим ходом и снова усилят мощь военно-морской стратегической группировки ТОФ.
Судну «Трансшельф» предстоит преодолеть 4450 морских миль через Северный морской путь (СМП). Уже заключен договор с администрацией СМП и судно будет ждать в назначенной точке ледокольное сопровождение. Сейчас удачное окно для перехода. bratsk.org

06.09.2014
В рамках работ по Гособоронзаказу «Звёздочке» в течение ближайших лет предстоит выполнить ремонт и глубокую модернизацию многоцелевых АПЛ третьего поколения проекта «Шука-Б» Северного и Тихоокеанского флотов. Работы на первом корабле – «Леопарде» – идут в стапельном цехе продолжительное время, «Волк» встал к заводскому причалу совсем недавно, а в середине сентября завод примет еще два крейсера Тихоокеанского флота – «Братск» и «Самару», которые в настоящее время на борту судна-дока транспортируются в Северодвинск с Камчатки. Загруженность «Звездочки» кораблями 971-го проекта не снимает с завода ответственность за техническую готовность и атомоходов других проектов второго и третьего поколений – «Дельфинов» и «Антеев». zvezdochka-ru.livejournal.com

ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

20.09.2014

Завершена проводка через льды судна Transshelf с АПЛ Тихоокеанского флота. Как сообщает управление коммуникаций ФГУП «Росатомфлот», 18 сентября 2014 года атомный ледокол «Вайгач» завершил проводку судна полупогружного типа Transshelf по части Северного морского пути. На борту Transshelfнаходятся две атомные подводные лодки Тихоокеанского флота проекта 971 (К-391 «Братск» и К-295 «Самара»), перевозимые для прохождения ремонта на головное предприятие ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинск – об их погрузке на судно на Камчатке наш блог уже сообщал. Судно-док, принадлежащее голландской компании Dockwise, вышло с Камчатки в Северодвинск 28 августа. bmpd.livejournal.com

ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

26.09.2014

25 сентября 2014 года подводные лодки «Братск» и «Самара» проекта 971 на голландском судне-доке «Transshelf» прибыли в Северодвинск. Эта операция, спланированная минобороны и ВМФ России, станет частью давно ожидаемой программы заводских ремонтов и модернизации большой серии многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Генеральный директор ЦС «Звездочка» Владимир Никитин, к этому дню завод уже имеет контракты на модернизацию четырех субмарин этого проекта. Около года назад с Северного флота в ремонт пришла АПЛ «Леопард», за нею в очереди – «Волк».
Ознакомившись с положением дел на ТОФе и, в частности, крайне ограниченными возможностями для ремонта, министр обороны Сергей Шойгу настоял на том, чтобы корабли проекта 971 прошли глубокую модернизацию на «Звездочке», которая имеет для этого необходимые возможности.

После проведения модернизации подлодки «Братск» и «Самара» вернутся своим ходом в пункты базирования Тихоокеанского флота обновленными и отвечающими современным требованиям по скорости, вооружению и шумности для АПЛ такого класса.

ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

12.01.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПРИБЫТИЕ АПЛ «БРАТСК» И «САМАРА» ПРОЕКТА 971 НА ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗВЁЗДОЧКА»

Блог пресс-службы Центр судоремонта «Звездочка» http://zvezdochka-ru.livejournal.com опубликовал фоторассказ о том, как на предприятие «Звёздочка» прибыли две подлодки проекта 971 – «Братск» и «Самара». В своё время многие страницы ЖЖ и других социальных сетей пестрили фотографиями и даже видеороликами с участием судна «Трансшельф», на «спину» которого были водружены два атомохода. Снимки, безусловно, эпичны, но весьма однообразны, поскольку большая их часть сделана с берега. По этому поводу было принято решение «приготовить» репортажик со «вкусной начинкой» в виде снимков, сделанных с самых разнообразных интересных ракурсов.

ФОТОРЕПОРТАЖ: ПРИБЫТИЕ АПЛ «БРАТСК» И «САМАРА» ПРОЕКТА 971 НА ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗВЁЗДОЧКА»
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

31.03.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: МОДЕРНИЗАЦИЯ АПЛ «ВОЛК» НА «ЗВЕЗДОЧКЕ»

На Блоге пресс-службы Центра судоремонта «Звездочка» http://zvezdochka-ru.livejournal.com опубликовано фото из архива атомной подводной лодки К-461 «Волк» проекта 971. Лето 2014 г.
4 августа 2014 г. у причала «Звездочки» ошвартовался второй корабль проекта 971 — АПЛ «Волк» — которому предстоит пройти средний ремонт и глубокую модернизацию на верфи.
По планам корабелы оборонной судоверфи «Центр судоремонта «Звёздочка» проведут глубокую модернизацию шести ударных атомных подводных лодок (АПЛ) проекта 971 третьего поколения — до уровня «3+». По уже заключенному госконтракту, «Звёздочка» выполнит ремонт с модернизацией двух кораблей серии — головной АПЛ «Леопард» и «Волк». Модернизация будет масштабной — до нового проекта 971М. Модернизация затронет практически все системы — навигации, гидроакустики, комплекс вооружения, главную энергетическую установку, турбины».

02.09.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: АПЛ «БРАТСК» ПРОЕКТА 971 В ЦЕНТРЕ СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»

АПЛ «Братск» проекта 971 в Центре судоремонта «Звездочка». Сейчас идет работа на корабле, которая «на первый взгляд как будто не видна».
http://zvezdochka-ru.livejournal.com

18.12.2015

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в пятницу осмотрел модернизированную атомную подводную лодку К-419 «Кузбасс», которая сейчас находится на глубоководном пирсе на дальневосточном заводе «Звезда».
Председатель правительства поинтересовался, как проходила модернизация судна, параметрами и характеристиками.
Как сообщили Медведеву, подводная лодка уже готова к контрольному выходу в море с последующим переходом в основной пункт базирования.
С 2009 года лодка находилась на восстановлении технической готовности на дальневосточном заводе «Звезда».
РИА Новости

21.12.2015

Атомная подводная лодка Тихоокеанского флота К-419 «Кузбасс» проекта 971У «Щука-Б», завершившая длительный ремонт на дальневосточном заводе «Звезда» в Большом Камне, вернется в боевой состав флота до конца 2015 года. Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в оборонной промышленности. В настоящее время атомоход готовится к выходу в море с последующим переходом в базу атомных подлодок ТОФ на Камчатке.
«»Кузбасс» достаточно долго ремонтировался, с 2009 года, формально это было восстановление технической готовности, но фактически лодка прошла полноценный средний ремонт с заменой значительной части оборудования на современные аналоги» — сказал собеседник редакции.
Лента.ру

08.03.2016
В соответствии с программой судоремонта и модернизации атомных подводных лодок до конца марта текущего года в состав Военно-Морского Флота (ВМФ) России после ремонта на Приморском предприятии «Звезда» будет возвращена атомная многоцелевая подводная лодка проекта 971 «Кузбасс».
На субмарине обновлены системы жизнеобеспечения, радиотехническое и гидроакустическое вооружение.
В настоящее время подлодка проходит последний этап заводских ходовых испытаний.
Многоцелевая атомная подводная лодка «Кузбасс» войдет в состав подводных сил Тихоокеанского флота и прибудет в постоянный пункт дислокации на Камчатке.
Субмарина оснащена мощным торпедно-ракетным комплексом, способным уничтожать подводные лодки и надводные корабли, а также поражать наземные объекты.
Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

17.03.2016
Как сообщает пресс служба Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, 19 марта в день моряка-подводника России на Дальневосточном заводе «Звезда» (входит в периметр Дальневосточного центра судостроения и судоремонта) пройдет передача Тихоокеанскому флоту отремонтированной атомной подводной лодки «Кузбасс». В церемонии примут участие руководство компании Роснефть, администрации Приморского края, законодательного собрания Приморского края, Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, Дальневосточного завода «Звезда» и командование Тихоокеанского флота.
Российская АПЛ проекта 971У «Щука-Б» К-419 «Кузбасс» заложена 28 июля 1991 года на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
18 мая 1992 года спущена на воду. 5 февраля 1993 года вошла в состав Тихоокеанского флота. Несла боевое дежурство в Тихом и Ледовитом океанах.
На Дальневосточном заводе «Звезда» прошла восстановление технической готовности с частичной модернизацией.
ВТС «БАСТИОН»

19.03.2016
В ДЕНЬ МОРЯКА-ПОДВОДНИКА ЗАВОД «ЗВЕЗДА» ПЕРЕДАЛ ТИХООКЕАНСКОМУ ФЛОТУ АТОМНЫЙ КРЕЙСЕР «КУЗБАСС»

На пирсе ОАО «ДВЗ «Звезда» (входит в периметр «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта») прошла торжественная церемония посвященная дню моряка подводника России и завершению ремонта атомного крейсера «Кузбасс».
Акт приемо-сдаточных работ прямо на пирсе подписали генеральный директор Дальневосточного завода «Звезда» Юрий Фильченок и и.о. командующего по вооружению ТОФ контр-адмирал Игорь Королев.
Поздравить подводников и заводчан приехали командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Сергей Авакянц, председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков, вице-президент по энергетике и локализации АО «НК «Роснефть» Андрей Шишкин.

ЗАВОД «ЗВЕЗДА» ПЕРЕДАЛ ТИХООКЕАНСКОМУ ФЛОТУ АТОМНЫЙ КРЕЙСЕР «КУЗБАСС»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЗАВОД «ЗВЕЗДА»

20.03.2016

Атомные подводные лодки проекта 971 после модернизации получат на вооружение ракетные комплексы «Калибр», сообщил в эфире радиостанции «РСН» начальник управления боевой подготовки ВМФ России Виктор Кочемазов.
«Сейчас модернизация подводных лодок 971 проекта предусматривает установку на них этого ракетного комплекса», – сказал он.
По словам Кочемазова, в период испытаний комплекс «себя зарекомендовал положительно». «И боевое применение с подводной лодки «Ростов-на-Дону» показало, что этот комплекс имеет блестящие перспективы дальнейшего развития», – подчеркнул он.
ТАСС

22.03.2017

Корабли проекта 971 «Щука-Б» строились на «Севмаше» и Амурском заводе в 80-90-е годы прошлого века. Проектант – СПМБМ «Малахит» – изначально предусматривал для них комплекс средних ремонтов после десяти лет эксплуатации. Но ни через десять лет, ни через двадцать ни один из кораблей 971-го проекта не прошел среднего ремонта. Теперь, уже с учетом сложившейся ситуации и новых задач, на атомоходах 971-го проекта выполняется модернизация с масштабными изменениями корабля по отдельному проекту. В детали погружаться не будем, но в целом могу сказать: по объемам работ это сопоставимо с постройкой, а по деньгам – в два раза ниже стоимости нового корабля, сказал руководитель Центра судоремонта «Звездочка» Николай Калистратов интервью «Российской газете».
Он добавил, что технический потенциал, закладываемый при модернизации кораблей проекта «Щука-Б», будет сопоставим с многоцелевыми АПЛ четвертого поколения «Ясень» того же самого конструкторского бюро «Малахит». Обновленные корабли 971-го проекта займут достойное место среди многоцелевых АПЛ четвертого поколения и будут востребованы для решения широкого спектра задач ВМФ России и министерства обороны в целом, сказал Н. Калистратов.
ВТС «БАСТИОН»

28.04.2017

В следующем году Военно-морской флот получит первую модернизированную по проекту 971М многоцелевую атомную подводную лодку К-328 «Леопард». Обновленный корабль оснащен новейшими крылатыми ракетами «Калибр», современным радиоэлектронным оборудованием и мощными гидроакустическими станциями. По своим характеристикам «Акулы» приблизятся к самым современным российским субмаринам «Ясень». У военных моряков обновленные лодки проекта 971М уже получили прозвище «Суперакулы».
В Главном штабе Военно-морского флота «Известиям» рассказали, что по контракту будут модернизированы четыре корабля: К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара». Исполнителем работ определен Центр судоремонта «Звездочка» (входит в состав Объединенной кораблестроительной корпорации).
— Первый обновленный корабль проекта 971М «Леопард» ВМФ получит в 2018 году, — рассказал «Известиям» официальный представитель Центра судоремонта «Звездочка» Евгений Гладышев. — По своим техническим и боевым характеристикам модернизированные корабли будут соответствовать требованиям флота к многоцелевым АПЛ 4–го поколения.
Субмарины 971М смогут охотиться за транспортами, подводными лодками и авианосцами, а также наносить удары по береговым объектам. Первоначально на вооружении «Акул» должны были стоять дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» с ядерной боеголовкой. Их запуск осуществлялся через 533–миллиметровый торпедный аппарат. Боезапас корабля был 28 ракет. Но в конце 1980-х годов «Гранат» сняли с вооружения ВМФ.
На «Суперакулах» место «Гранатов» заняли крылатые ракеты «Калибр» с обычной боевой частью, специально модернизированные для запуска из-под воды. Впервые эти ракеты были запущены в декабре 2015 года дизельной субмариной Б-237 «Ростов-на-Дону» в ходе антитеррористической операции в Сирии.
http://izvestia.ru

ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

02.11.2017

Центр судоремонта «Звездочка» завершит глубокую модернизацию многоцелевой атомной подводной лодки проекта 971 «Леопард» в 2019 году. Об этом FlotProm сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. «Леопард» выведут из эллинга в следующем году, а передадут флоту – в 2019, – рассказал источник. – Модернизация второй подлодки проекта – «Волк» – завершится уже после передачи флоту «Леопарда».Ранее сообщалось, что «Леопард» вернется в строй в 2018 году. Таким образом, сроки сдачи подводной лодки сдвинулись на год. Модернизация многоцелевых подлодок третьего поколения включает в себя обновление систем вооружения, радиоэлектронного оборудования и гидроакустических станций. В частности, «Леопард» и «Волк» получат возможность запуска крылатых ракет «Калибр».
На «Звездочку» корабль пришел летом 2014 года. Изначально планировалось, что модернизация завершится в 2017 году.
http://flotprom.ru


МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971М

На судостроительной верфи «Центр судоремонта «Звездочка» в городе Северодвинске планируют провести глубокую модернизацию 6 атомных подводных лодок (ПЛА) проекта 971. По уже заключенному государственному контракту предприятие «Звездочка» должно выполнить в интересах флота модернизацию 2-х лодок серии — головной пла «Леопард» и «Волк». При этом подлодку «Леопард» планируется сдать флоту уже в конце 2014 года. Сообщается, что модернизация кораблей будет масштабной, по сути, до нового проекта 971М. Такой объем работ по модернизации на предприятии предстоит выполнить впервые в истории современной России. Модернизация лодок затронет практически все их основные системы — гидроакустики, навигации, комплекс вооружения, турбины, главную энергетическую установку. При этом судоверфь в Северодвинске будет заниматься модернизацией не только подлодок Северного флота, но и лодок, базирующихся на Тихом океане.
Лодка «Леопард» должна открыть цикл модернизации многоцелевых подлодок по проекту 971М. При этом непосредственно «Звездочка» займется лишь восстановлением 15% оборудования, остальные работы по проекту должны выполнить производители систем.

Северодвинский судоремонтный завод «Звездочка» приступит к модернизации пла К-391 «Братск» и К-295 «Самара» проекта 971 «Щука-Б» в июле-августе 2014 года.
С приходом в 2011 году и принятием в ремонт АПЛ «Леопард» «Звездочка» открыла эпоху ремонта и модернизации многоцелевых лодок проекта 971 (шифр «Щука-Б»), более известных корабелам и военным морякам как «Барсы». Сегодня рядом с «Леопардом» на стапеле заводского эллинга стоит «Волк» – второй представитель этой серии из состава подводных сил Северного флота. Два их собрата с Тихого океана – «Братск» и «Самара» ещё ждут своей очереди встать на твёрдое основание.
Всех их помимо ремонта ждёт глубокая модернизация, после которой изменится и шифр проекта. Работы по модернизации коснутся как «начинки» – всех систем и комплексов, так и корпуса корабля. Многоцелевые АПЛ III поколения проекта 971М по обновлённым тактико-техническим характеристикам приблизятся к АПЛ следующего поколения – проекту 885 «Ясень». Можно сказать, что будет создан новый корабль в старом корпусе.

Своевременное выполнение поставленной задачи требует от предприятия также реализации ряда инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкцию производственных мощностей «Звёздочки». Помимо этого потребовалось внедрение широчайшего перечня средств технического оснащения заказов, в том числе стендов для испытаний и настройки систем и механизмов, средств обеспечения ремонта. Всё это предстояло «обкатать» на головном для «Звёздочки» «Леопарде». О том, какая обширная работа была проведена, говорят цифры. С момента подготовки и во время мероприятий по выгрузке и ремонту оборудования по сегодняшний день было изготовлено более 1400 единиц средств техоснащения заказов проекта 971М, что составляет более половины от требуемого количества. Создание и внедрение новых стендов при этом продолжается, для чего задействованы научно-исследовательские и проектные институты.

Что касается инфраструктуры, то нужно отметить: для проведения программы среднего ремонта и модернизации АПЛ III поколения в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной до 2018 года, ведётся реконструкция и строительство ряда производственных и технических объектов верфи. За счёт многомиллиардных бюджетных и собственных средств проведена реконструкция котельной пара низкого давления, реконструкция цеха № 10, идёт техническое перевооружение цеха № 15 – стапельных цехов предприятия. В стадии реализации строительство и перевооружение ещё нескольких объектов. В их числе гидротехнические сооружения (в первую очередь, глубоководная и мелководная набережные), судоподъёмный и транспортно-передаточный комплексы, винтообрабатывающее производство.
С большой долей уверенности думается, что и в программе ремонта и модернизации «Барсов» изначальные шероховатости будут устранены, а последующие корабли проекта 971М будут возвращаться в строй согласно контрактным срокам.

Источники: vpk.name, zvezdochka-ru.livejournal.com и др.

НОВЫЙ КОРАБЛЬ В СТАРОМ КОРПУСЕ
ЗАВОД «ЗВЕЗДА» ПЕРЕДАЛ ТИХООКЕАНСКОМУ ФЛОТУ АТОМНЫЙ КРЕЙСЕР «КУЗБАСС»
ФОТОРЕПОРТАЖ: ПРИБЫТИЕ АПЛ «БРАТСК» И «САМАРА» ПРОЕКТА 971 НА ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗВЁЗДОЧКА»
АТОМНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПРОЕКТА 971
ЦЕНТР СУДОРЕМОНТА «ЗВЕЗДОЧКА»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»

bastion-opk.ru

Бесшумная «Щука-Б» « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

 

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения в нашей стране было принято в июле 1976 года. Проектированием субмарины занималось конструкторское бюро СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»). До 1997 года работами руководил главный конструктор Г.Н. Чернышев, после его смерти – Ю.И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у «горьковского» проекта 945 «Барракуда», и проектирование корабля, получившего проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось делать не из титана, а из стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш». В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 г. технический проект был утвержден, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре, что было весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659 первого поколения, который строился только на Дальнем Востоке – тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность советских субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате получившегося скандала США даже ввели экономические санкции против японской компании.

Особенностью новой АПЛ «Щука-Б», было значительное (приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения) снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива «Малахит» (где в начале 1970-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог – многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Подводная лодка проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и прототип, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Технический проект «Щуки-Б» был утвержден 13 сентября 1977 года. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью «подтянуть» технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип «Лос-Анджелес») был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой «вводной», обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами «Гранат».

В ходе доработки, завершившейся в 1980 году, лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками «Скат-3», а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре – главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры на весь экипаж (которая успешно прошла проверку на титановых лодках 705-го проекта).

Субмарина пр. 971 имеет классическую двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали. Для упрощения монтажа оборудования лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объем работ из стесненных условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того, каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна гидроакустической станции. Особенностью проекта является плавно сопряженное соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих дополнительный шум.

Водоизмещение корабля составило: надводное 8140 тонн, подводное 10500 тонн. Длина наибольшая 110,3 м, ширина 13,6 м, осадка средняя 9,68 м.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицер), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» (141 человек). По сравнению с АПЛ предыдущего проекта 671РТМ «Щука» на новом корабле были улучшены также условия обитаемости. Весь экипаж размещен во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несет вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа мощностью 190 мВт с четырьмя парогенераторами и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу – 50 000 л. с.

Лодка оснащена семилопастным гребным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Полная скорость подводного хода составляет 33 узла, т.е. субмарина при желании может мчаться под водой со скоростью свыше 60 км/ч!

Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках 2-го поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме гидроакустических систем, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу. Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след в океанской среде спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

Ракето-торпедный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650 мм ТА, суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 – калибра 533 мм. Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами «Гранат» осуществляется специальным аппаратным комплексом.

Однако, на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением – то есть ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также КР типа «Гранат».

«Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта – К-284 – был заложен на берегах Амура в 1980 году и вступил в строй 30 декабря 1984 года.

Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12–15 дБ (то есть в 4–4,5 раза) оказался ниже шумности самой «тихой» отечественной лодки предшествующего поколения – проекта 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. На западе новые советские субмарины были быстро классифицированы как подводные лодки следующего поколения, им присвоили шифр «Akula».

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают лодкам пр. 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение кораблей проекта 971 позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты стратегическими крылатыми ракетами.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны Российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. Подводные лодки пр. 971 могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Появление уже после окончания «холодной войны» в составе Российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:

• потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;

• установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;

• оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

Как говорится, комментарии излишни.

Позднее проект 971 несколько раз усовершенствовался: субмарины «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. А вот последующие лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по значительно усовершенствованному проекту 971У. Эти субмарины имеют слегка измененные внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8140/10500 т до 9830/12390 т. Лодки также получили новую модификацию реактора – ОК-650Б3. В некоторых западных изданиях им даже присвоили шифр «Improved Akula». По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар». Но К-335 «Гепард» строилась по вновь созданному модернизированному проекту 971М, ставшему воплощением последних технических достижений. Западные специалисты окрестили их «Akula II», совершенно справедливо отметив значительные изменения по сравнению с базовым вариантом. Подводная лодка К-152 «Нерпа» достраивалась по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И была создана на основе 971У и отличается в основном экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения.

Первоначально все «Щуки-Б» традиционно для ВМФ несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В.Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 г. боевой счет российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море. Она была обнаружена противолодочными службами НАТО при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок потенциального противника. За время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской ударной АПЛ типа «Лос-Анджелес».

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1 ранга А.В. Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за ее выходом в боевое патрулирование. Конечно же, в случае боевых действий ничего не подозревающий американский ракетоносец был бы немедленно уничтожен. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства обнаружения. В сравнении с другими лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооруженности. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом – американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Дж. Бурда, являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994–1996 годах отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 фактически соответствуют параметрам лодок четвертого поколения. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 г. произошел беспрецедентный случай. Во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с британскими кораблями неожиданно вышла никем ранее не обнаруженная российская субмарина. А вскоре прямо в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». По сообщению ее командира один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита, для чего и было принято решение о помощи от западных коллег. Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса широко освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была яркая демонстрация незаметности российских подводных лодок. Но самое главное – британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК (то есть лодка поколения 2+), а не «Щука-Б»!

Все достроенные лодки проекта 971, кроме трех, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов с базированием на губу Ягельная (СФ) и в поселке Рыбачий (ТОФ). Строительство двух из четырех недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа», была спущена на воду и в 2008 году состоялась ее сдача в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет (см. подробнее об этом >>>). Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» получила название «Chakra». Ранее это имя носила советская субмарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988-1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *