Содержание

Подводная лодка проекта 971 «Щука-б» 🔥 описание атомной субмарины

Основу стратегического вооружения России составляет атомный подводный флот. Кроме атомных подлодок с баллистическими ракетами, на службе состоят субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями врага.

Большие глубоководные крейсеры тихо передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной. Рассмотрим подробнее подводные лодки проекта 971 «Щука-б».

Содержание

  1. Действующие подлодки
  2. История создания
  3. Описание конструкции
  4. Технические характеристики
  5. Вооружение кораблей и навигационное оборудование
  6. Эксплуатация
  7. Источники

Действующие подлодки

В настоящее время сразу несколько атомных подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» числятся в составе ВМФ России, среди них:

  • К-419 плак «Кузбасс». 20 февраля 1989 года официально зачислена в списки кораблей ВМФ. 28 июля 1991 года состоялась закладка, как большой атомной подводной лодки на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в городе Комсомольск-на-Амуре. 28 апреля 1992 года лодка переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку. 30 апреля 1992 года выведена из эллинга в спусковой док. 18 мая 1992 года лодка была спущена на воду и начата программа швартовых и государственных испытаний. 5 февраля 1993 года вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ Тихоокеанского флота.
  • К-317 плак «Пантера». Заводской номер 822, седьмой корабль проекта. Заложена 6 ноября 1986 года, 10 марта 1987 года включена в списки кораблей ВМФ СССР, спущена на воду 21 мая 1990 года, введена в строй 27 декабря 1990 года. 28 января 2008 года после завершения ремонта принята в боевой состав ВМФ. Вошла в состав 24-й дпл 12-й Эскпл СФ с базированием в бухте Ягельная губы Сайда.
  • К-157 плак «Вепрь». Заводской номер 834. Отличается от всех предыдущих субмарин проекта своим модернизированным оборудованием и увеличенной на 3 метра длиной. На западе АПЛ проекта 971У «Вепрь» и все последовавшие за ним субмарины относят к подклассу «Akula II». Заложена 16 июня 1990 года на «Севмаше» в Северодвинске. 27 января 1992 года официально включена в списки кораблей ВМФ. Спущена на воду 10 декабря 1994 года. 29 декабря того же года включена в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ Северного флота. 5 августа 2020 года подлодка завершила ремонт и модернизацию под ракетный комплекс «Калибр» на СРЗ «Нерпа», вернулась в состав Северного флота.
  • К-335 плак «Гепард». АПЛ заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске под заводским номером 835. 22 февраля 1993 года получила наименование «Гепард» и была включена в списки кораблей ВМФ. В 1997 году унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки К-22 проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. В январе 2002 года вошла в состав 24-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота.

Базовые технические характеристики субмарин:

  • Водоизмещение (т): 12770.
  • Длина (м): 110.
  • Ширина (м): 14.
  • Осадка (м): 9,7.
  • Скорость полного хода (узлов): 33.
  • Автономность (сут.): 90.
  • Экипаж (чел.): 112.
  • Силовая установка: атомная.

История создания

Изучив опыт второй мировой войны, Советские адмиралы пришли к выводу, что тактика волчьих стай более не способна обеспечить победу в крупномасштабном конфликте. В случае начала Третьей мировой войны, Советские командиры должны были использовать ударные АПЛ для перехвата вражеских кораблей и подводных ракетоносцев в местах их дислокации, то есть возле океанских портов, удары по которым следовало наносить, как обычным, так и ядерным оружием.

В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.

Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.

Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.

Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.

Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.

В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.

Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.

Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».

Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.

На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.

К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у компании «Toshiba». Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.

Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.

Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».

Описание конструкции

Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.

АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.

Первый отсек разделен герметичным настилом на верхнюю часть, в которой расположены казенные части торпедных аппаратов и стеллажи с боезапасом, а также нижнюю с комплексом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.

Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.

Четвертый отсек занимает реактор.

Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.

В шестом отсеке находятся вспомогательные механизмы.

Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.

Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также па­ро­вой од­но­валь­ной па­ро­тур­бин­ной ус­та­нов­кой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.

Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.

Подводные лодки данной серии оснащены гидроакустическим комплексом «Скат-3» с цифровой обработкой данных. Он имеет мощную носовую и две бортовые антенны, а также буксируемую антенну, расположенную в буле хвостового оперения.

Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».

Технические характеристики

Водоизмещение, т:
надводное8140
подводное12770
Длина по КВЛ, м110,3
Ширина корпуса, м13,6
Ширина по кормовым рулям, м15,4
Максимальная скорость хода, узл:
надводная10
подводная33
Глубина погружения, м:
рабочая480
предельная600

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм.

Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону.

Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью.

АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием.

Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию.

Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю.

Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.

Эксплуатация

1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.

Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».

В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.

Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.

Источники

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a5a68d33c50f7dd3c95452e/sovetskie-apl-proekta-971m-scukab-5a5ca669799d9dd2bf36de25
  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/schuka-b/
  • https://warways.ru/flot/podvodnye-lodki/proekt-971.html
  • https://dubki-nk. ru/sluzhba/proekt-971-atomnoj-podvodnoj-lodki-apl-shhuka-realizatsiya.html

Почему в ВМС США боятся российских субмарин «Щука-Б»

https://inosmi.ru/20220522/vms-254231014.html

Вот почему в ВМС США боятся российских субмарин

Вот почему в ВМС США боятся российских субмарин

Вот почему в ВМС США боятся российских субмарин

ВМС США были уверены в том, что превосходят советские субмарины, так как они были исключительно шумные. В случае столкновения тихие американские лодки имели… | 22.05.2022, ИноСМИ

2022-05-22T00:09

2022-05-22T00:09

2022-05-22T00:09

the national interest

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.inosmi.ru/img/22905/88/229058857_0:3:1921:1083_1920x0_80_0_0_c6699ac4fcbde301bd50835661dfcfc3.jpg

Советский Союз делал отличные подводные лодки, которые были быстрее, живучее и погружались в воду намного глубже американских. Но ВМС США были уверены в том, что превосходят советские субмарины, так как они были исключительно шумные. В случае столкновения сверхдержав более тихие американские лодки имели больше шансов первыми засечь русских и нанести по ним удар самонаводящимися торпедами. Но в середине 1980-х в такой самоуверенности была пробита брешь, когда советский военно-морской флот получил первые атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971 «Щука-Б». С тех пор прошло больше 30 лет, а они лишь до недавнего времени были основой российского атомного подводного флота, будучи намного малошумнее американских образцов.Разведывательные сведения, предоставленные в 1970-е годы шпионами Джоном Уокером (John Walker) и Джерри Уитуортом (Jerry Whitworth), убедили командование советского ВМФ в том, что следующая ударная подлодка должна обладать средствами обеспечения акустической малозаметности. После создания многочисленных лодок проекта 671 «Ерш» и дорогой субмарины с титановым корпусом «Барракуда» в 1983 году начали строить подлодки проекта 971 «Щука-Б». Благодаря использованию закупленных в Японии высокоточных металлорежущих станков и импортированного из Швеции компьютерного управления у новой конструкции появились большие преимущества, что позволило советским инженерам сконструировать малошумные семилопастные гребные винты. Большая «Щука-Б» имеет подводное водоизмещение почти 13 тысяч тонн, а также типичный для советских субмарин двойной корпус из стали. Это позволяет лодке брать на борт больше балластной воды и выдерживать больше повреждений. Силовая установка ударной подлодки была усовершенствована с целью подавления шумов, а ее внешняя и внутренняя поверхность покрыты звукопоглощающими плитами. Даже лимбербордовые отверстия для перехода трюмной воды внутри внешнего корпуса «Щуки-Б» имеют сдвигающиеся крышки, что повышает ее акустическую скрытность. Корпус субмарины длиной 111 метров имеет элегантную аквадинамическую рубку и каплевидный буль на хвостовом оперении, где размещается пассивная гидроакустическая станция с буксируемой антенной. Экипаж лодки составляет примерно 70 человек и может действовать в море автономно в течение 100 дней.»Щука-Б» оснащена водо-водяным ядерным реактором мощностью 190 мегаватт, который имеет активную зону повышенной плотности. Скорость лодки — целых 33 узла, а глубина погружения 480 метров, то есть, на 200 метров больше современных американских субмарин типа «Лос-Анджелес». Но наибольшую тревогу в ВМС США вызвало то, что «Щука-Б» оказалась почти такой же малошумной, как и «Лос-Анджелес». Американские подводники уже не могли рассчитывать на неоспоримое акустическое превосходство. С другой стороны, бытовало мнение, что приборы обнаружения «Щуки-Б» уступают американским.Подводная лодка «Щука-Б» прежде всего предназначалась для охоты за американскими субмаринами, в первую очередь, за лодками с баллистическими ракетами. Имея четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра и четыре торпедных аппарата более крупного калибра 650 миллиметров, она может выпустить до 40 торпед с управлением по проводам, мины, а также противолодочные ракеты «Вьюга» и «Водопад». Эта лодка также может взять на борт до 12 крылатых ракет «Гранат», которые способны поражать наземные цели на удалении до трех тысяч километров.Советские судостроители выпустили семь лодок «Щука-Б», в то время как ВМС США в противовес им строили еще менее шумные субмарины типа «Сивулф». И хотя Советский Союз находился на грани развала, он успел построить первую из пяти лодок с улучшенной акустической скрытностью проекта 971-У. За ней в 1995 году последовала более тяжелая и длинная лодка «Вепрь» проекта 971-А, у которой имеется двухслойная система активного подавления шума и вибраций от энергетической установки, менее шумные электродвигатели и новый гидроакустический комплекс. У обоих вариантов шесть дополнительных торпедных аппаратов, которые могут запускать ракеты и ложные торпеды, а также новый ПЗРК «Стрела-3».Но самым важным усовершенствованием стала повышенная скрытность лодок. Новые субмарины оказались намного тише усовершенствованных лодок типа «Лос-Анджелес», хотя некоторые аналитики утверждают, что последние на высоких скоростях по-прежнему малозаметнее. Разведывательное управление ВМС США составило сравнительную таблицу акустической малозаметности подводных лодок. В боевом составе ВМС США до сих пор имеется 43 субмарины типа «Лос-Анджелес», хотя 14 новых лодок типа «Сивулф» и «Вирджиния» превосходят «Щуку-Б» и последующие варианты по характеристикам малозаметности.Но российские судостроители столкнулись с серьезными трудностями при строительстве усовершенствованных «Щук-Б», которые отнюдь не дешевы. Согласно одной оценке, каждая такая лодка в ценах 1996 года стоила 1,55 миллиарда долларов, а сегодня стоит 2,4 миллиарда. Сталкивающейся с трудностями российской экономике не по карману содержать уже построенные лодки. Две усовершенствованные лодки не были достроены, а их корпуса были использованы для постройки атомных ракетоносцев «Борей». Что касается субмарины «Вепрь», то там в 1998 году произошла трагедия. Когда лодка стояла у причала, психически неуравновешенный молодой матрос убил восьмерых сослуживцев и пригрозил взорвать торпедный отсек, после чего покончил с собой.Единственная достроенная по модернизированному проекту лодка «Гепард» вышла в море спустя 10 лет после начала строительства. В то время ее представили как образец российских технологий акустической малозаметности. Еще через семь лет Москва сумела, наконец, завершить строительство лодки «Нерпа» (проект 971И), которое продолжалось 15 лет. Но в ноябре 2008 года во время проведения морских испытаний в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения лодку заполнило фреоном, и 20 человек, в основном гражданские специалисты, задохнулись. Это был самый серьезный инцидент в истории катастроф подводных лодок, которая переполнена такими печальными событиями.После дорогостоящего ремонта «Нерпа» снова была готова к плаванию. Ее тут же передали на 10 лет в лизинг ВМС Индии за 950 миллионов долларов. Субмарина получила название «Чакра» и долгие годы являлась единственной в Индии атомной подводной лодкой, вооруженной крылатыми ракетами малой дальности Klub из-за ограничений по режиму контроля ракетных технологий. В октябре 2016 года Москва и Нью-Дели договорились об аренде второй подводной лодки этого проекта. Правда, пока непонятно, будет ли это более старый вариант «Кашалот» или незавершенная лодка проекта «Ирбис», хотя цена в два миллиарда долларов дает основания предполагать, что передана будет вторая субмарина. В этом году к индийской «Чакре» присоединится лодка «Ариант» местного производства. В основу ее конструкции лег проект «Щуки-Б», но она будет иметь на борту баллистические ракеты.На 2016 год в составе российского ВМФ имелось 10 или 11 лодок 971-го проекта. Действующие подводные лодки используются очень активно. В 2009 году две лодки этого проекта были замечены у восточного побережья США. Это был первый случай такого рода после окончания холодной войны. Спустя три года прозвучали неподтвержденные заявления (на сей раз ВМС США их опровергли) о том, что еще одна такая лодка целый месяц рыскала в водах Мексиканского залива, а обнаружить ее так и не удалось. Более старый «Кашалот» даже заслужил похвалу за то, что «14 суток следил за иностранной подводной лодкой». Все эти случаи указывают на то, что ВМС США нужно вновь сосредоточиться на борьбе с подводными лодками. В последние годы Россия модернизирует лодки 971-го проекта, чтобы они могли осуществлять пуски смертоносных ракет «Калибр». В 2015 году эти крылатые ракеты были выпущены по целям в Сирии с борта подводной лодки «Ростов-на-Дону» проекта «Варшавянка».Хотя состояние готовности лодок проекта 971 отвратительное, они по-прежнему составляют основу атомного многоцелевого подводного флота и останутся в боевом составе ВМФ все следующее десятилетие, пока в строй не войдут субмарины нового поколения «Ясень». А до тех пор проект 971 благодаря хорошим характеристикам акустической малозаметности будет создавать головную боль специалистам по противолодочной борьбе.

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2022

Себастьен Роблин

Себастьен Роблин

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/img/22905/88/229058857_0:0:1689:1267_1920x0_80_0_0_3b4a52b188624c5a4ba8444ccca6d7a2.jpg

1920

1920

true

ИноСМИ

[email protected]

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Себастьен Роблин

the national interest

Класс «Акула» / Класс «Барс» / Проект 971

Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (обозначение НАТО — «Акула») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по единому технические характеристики аналогичны титановым катерам проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом.

Катера проекта 971 получили в странах НАТО условное наименование «Акула». В дальнейшем проект несколько раз совершенствовался, и лодки, построенные по доработанным проектам, получили на западе условное наименование «Улучшенная Акула» (рус. «Улучшенная акула»), 9Проект 71М соответствует обозначению «Акула-II». Последняя из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе именуется «Акула-III».

Ударная подводная лодка проекта 971 «Шука-Б» «Барс» — многоцелевая подводная лодка, способная наносить удары по группировкам кораблей противника и по береговым сооружениям. Сообщается, что подводная лодка, получившая на Западе обозначение класса «Акула», а также широко известная как класс

«Барс» («Снежный барс»), получила официальное обозначение проекта 9.71 Шука Б (шука — агрессивная порода пресноводной щуки, Щука-А относится к проекту 671 «Виктор»). Около 110 метров в длину, «Акула» имеет двойной корпус со значительным расстоянием между внешним и внутренним корпусами, чтобы уменьшить возможное повреждение внутреннего корпуса. Корпус изготовлен из стали с низким магнитным полем, разделен на восемь отсеков и имеет характерный высокий хвостовой плавник.

Проект 971 со стальным корпусом был начат в 1976 году, когда стало очевидно, что существующая промышленная инфраструктура недостаточна для массового производства дорогостоящих титановых корпусов проекта 9.45 Сьерра класс. Характеристики лодок проекта 971 были близки к характеристикам лодок проекта 945, хотя последний был значительно дороже в строительстве и обслуживании. Он имеет 650-мм и 533-мм торпедные аппараты, которые могут использовать мины, а также крылатые ракеты «Гранат», противолодочные ракеты и торпеды.

Подводные лодки имеют двойную конструкцию корпуса, что резко увеличивает запас плавучести подводной лодки в три раза по сравнению с однокорпусным кораблем. Балластные цистерны и другое снаряжение расположены между внутренним и внешним корпусами, а для свободно затопляемых секций между корпусами предусмотрены передковые отверстия. Подводные лодки класса «Акула» оснащены крышками передков, которые можно закрыть, чтобы уменьшить или устранить этот источник нежелательного шума.

Подводная лодка «Акула», созданная для борьбы с надводными оперативными группами и береговыми объектами, постоянно совершенствовалась. В НАТО лодки проекта 971 обозначены как «Акула I», а проект 971У — как «Улучшенная Акула I», а проект 971А — как «Акула II». По некоторым данным, класс «Акула-II» имеет корпус на 3,7 метра длиннее, чтобы вместить более тихую силовую установку.

В первоначальный проект проекта 971 «Акула» были внесены существенные изменения, начиная с пятого блока. Эти модификации классифицируются как «Акула II» и включают в себя удлинение корпуса на четыре метра. Их иногда называют «классом Уокера», имея в виду Джона Энтони Уокера, чьи шпионские данные, связанные с обнаружением гидролокатора, использовались для улучшения подводной лодки. Пишу в 1999, Нил Стивенс заметил: «Шпионские усилия американского военно-морского персонала Джона Уокера и радиста Джерри Уитворта позволили военному командованию Советского Союза узнать, насколько далеко продвинулись американские подводные лодки. Существенные усилия по маргинализации звукового профиля Акулы можно проследить до разведданных из шпионской сети Уокера. Отдельной, но не менее важной последовательностью событий для русских была незаконная продажа технологии фрезерования винтов японской фирмой Toshiba и норвежской фирмой Kongsberg. В совокупности результаты привели к резкому снижению профилей широкополосного акустического шума».

«Акула» — самая тихая российская атомная подводная лодка из когда-либо созданных, и низкий уровень шума стал неожиданностью для западной разведки. Россия утверждает, что «Акула» является самой тихой из отечественных подводных лодок и оснащена средствами акустического противодействия. Усилия по снижению шума включают в себя стропление силовой установки, безэховые плитки снаружи и внутри корпусов и, возможно, другие меры, такие как активное шумоподавление. Тем не менее, класс American Improved Los Angeles сохранил решающее преимущество в бесшумности по сравнению с Akuka I.

Проект 971А «Акула II» включает усовершенствованную двухслойную систему глушения силовой передачи.

Согласно российским источникам, уровень шума этого варианта был примерно на уровне базового Лос-Анджелеса и улучшенного Лос-Анджелеса на малых скоростях. Согласно российским источникам, на средних или высоких скоростях улучшенный дизайн Los Angeles сохраняет акустическое преимущество. В Project 971 используются передовые методы звукоизоляции, которые могут не выдержать условий эксплуатации в России, и на самом деле он может быть более шумным, чем более ранние конструкции, использующие более простые технологии шумоподавления, если они плохо построены или не обслуживаются. Проект 971, как сообщают российские источники, находится в невыгодном положении с точки зрения сенсоров, с комплексом гидролокаторов, который примерно на одну треть менее чувствителен, чем Лос-Анджелес, и способен отслеживать только две цели одновременно (в отличие от возможностей отслеживания нескольких целей у американская система).

«Акула» может запускать ряд противолодочных и противокорабельных торпед. Подлодка имеет восемь торпедных аппаратов, четыре 650-миллиметровых и четыре 533-миллиметровых. У Improved Akula и Akula II их десять с шестью 533-миллиметровыми трубами. Четыре 650-мм трубы могут быть оснащены вкладышами для обеспечения дополнительной пусковой способности 533-мм орудия. Торпедные аппараты могут использоваться для запуска мин вместо торпед. Класс «Акула» несет до двенадцати крылатых ракет подводных лодок «Гранат». Ракеты запускаются из четырех 533-мм торпедных аппаратов. Противокорабельные ракеты подводной лодки — «Новатор SS-N-15 Starfish» и «Новатор SS-N-16 Stallion», а средства противовоздушной обороны обеспечивает переносная ракетная установка «Стрела» SA-N-5/8 с 18 ракетами.

Главная энергетическая установка состоит из водо-водяного реактора ВМ-5 с активной зоной реактора высокой плотности модели ОК-650 б мощностью 190 МВт с турбиной ГТ3А мощностью 35 МВт. Некоторые источники приписывают «Акуле» два реактора, но, похоже, у «Акулы» только один реактор, в отличие от более старых российских подводных лодок, у которых их было два. Два вспомогательных дизеля мощностью 750 л.

с. обеспечивают аварийное питание. Силовая установка приводит в движение семилопастный винт фиксированного шага. Силовая установка обеспечивает максимальную скорость в подводном положении 33 узла и надводную скорость 10 узлов. Резервная гребная система, приводимая в действие двумя двигателями мощностью 370 кВт, обеспечивает скорость от 3 до 4 узлов. Подводная лодка рассчитана на глубину погружения до 600 метров. На подводной лодке достаточно припасов на 100 дней, и ею управляет экипаж из 73 человек. 17 августа 2012 года сенатор США Джон Корнин (R-TX), член сенатского комитета по вооруженным силам, направил письмо начальнику военно-морских операций адмиралу Джонатану Гринерту с просьбой предоставить дополнительную информацию после того, как стало известно, что российская атомная ударная подводная лодка недавно путешествовал незамеченным в Мексиканском заливе: «Патруль подводных лодок вместе с воздушными вторжениями, кажется, представляет собой более агрессивную и дестабилизирующую военную позицию России, которая может представлять угрозу для нашей национальной безопасности». Билл Герц рассказал историю, сообщив, что «это только второй раз с 2009 года.что российская ударная подводная лодка патрулировала так близко к берегам США. … Компания Brazils O Estado de Sao Paoli сообщила 2 августа, что Россия планирует продать Венесуэле до 11 новых подводных лодок, в том числе одну «Акулу».

В начале августа 2009 года газета New York Times сообщила, что Пентагон отслеживал 2 подводные лодки класса «Акула II» у берегов США. 4 августа 2009 г. сообщалось, что одно судно находилось в 320 км (200 милях) от берега, а местонахождение второго судна было неясным. Пенгатон официально не дал никаких комментариев, а ВМФ России ответил на статью в New York Times, заявив, что подобные патрули продолжались даже в течение 1990-х годов, несмотря на предположения, что это был первый патруль такого типа за более чем десятилетие.

В конце декабря 2009 года российская ударная подводная лодка «Нерпа», получившая повреждения при ходовых испытаниях в ноябре 2009 года, была принята на вооружение ВМФ России. Подводная лодка должна быть сдана в аренду ВМС Индии под названием INS Chakra за 650 миллионов долларов сроком на 10 лет.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org
Введите свой адрес электронной почты

SD Modelers > Модели подводных лодок ВМФ России > Модели подводных лодок класса «Акула» атомная ударная подводная лодка (ПЛА), впервые принятая на вооружение ВМФ СССР в 1986 году. Этот класс также известен под названием «Барс» (что означает «снежный барс»). Есть четыре подкласса или звенья Щука, состоящие из первоначальных семи подводных лодок «Акула I», которые были введены в строй между 1984 и 1990, шесть подводных лодок «Улучшенная Акула» введены в строй в период с 1991 по 2009 год, одна подводная лодка «Акула II» введена в строй в 1995 году и одна «Акула III» введена в строй в 2001 году.

Русские называют все подводные лодки Щука-Б, независимо от модификации. Может существовать некоторая вероятность путаницы, поскольку название «Акула» («Акула» означает «акула» на русском языке) использовалось Советами для другой подводной лодки, проекта 941, которая известна на Западе как класс «Тайфун». Напротив, проект 971 (предмет этой статьи) был назван Советами «Щука-Б», но на Западе обозначен как «класс Акула» по названию головного корабля К-284.

1 90-114 29. 07.2010 8 декабря 2009 г.
90 Амурский судостроительный завод 905 6-10-10 Севмаш 6 5-911 СРЗ А4 ep-86 500-42 900-425 К-461 900 25 К-480 900 2
# Проект Название НАТО 042 Судостроительный завод Заложен Спущен на воду Вступил в строй Статус
К-152 971I/09719 Нерпа/ ИНС Чакра Акула II [28][29] Амурский ССЗ 1993 ТОФ. Сдан в аренду Индии с конца 2012 по 2022 год. 42 10 сентября 89 26 июня -93 29.12.93 СФ Капремонт с сентября 2011
К-157 971 Вепрь Смашев Акула II 42 13 июля 90 10.12.94 25.11.95 СФ
К-263 971 Дельфин 9 мая-85 28 -май-86 30-дек-87 ТОФ, выведен из боевого состава, статус неясен
К-284 971 Акула Амур2 9 Амур2 9 Амур2 9 042 6 ноября- 83 16 июня 84 30.12.84 ТОФ. 2001 г. снят с вооружения
К-295 971 Самара Акула II Амурский судостроительный завод 7-ноября-93

4

90 28. 07.95 ТОФ [  Под ремонт и модернизацию [
К-317 971 Пантера Акула II
21 мая 90 30.12.90 СФ
К-322 971 Кашалот Акула II 18 июля-87 30 -Дек-88 ТОФ, выведен из боевого состава, проходит капитальный ремонт и модернизацию.В стадии переговоров для аренды в Индию
К-328 971 Леопард Смаш 4 Акула 4 Улучшенный 9000 26.10.88 28.06.92 15.12.92 Северный флот Проводится капитальный ремонт с ноября 2011 г. Акула II Амурский судостроительный завод 28. 12.89 23.06.90 31.12.90 ТОФ В ремонте
(бывший Нарвал) 971У Рысь Акула II Севмаш 31 августа 1993 г. x x Не завершено. Корпус ПЛАРБ «Александр Невский» (пр.955 Борей)
К-335 971 М Гепард Акула III Севмаш

2

2

23 8 17 сент. 99 5- Дек-01 СФ
К-337 971У Кугуар Акула II Севмаш
928 18-авг x Не завершено. Корпус ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» пр.955 Борей 14 апреля-89 29- Дек-89 ТОФ, выведен из боевого состава, на ремонт и модернизацию
К-419 971 Кузбасс Акула II Амурский СРЗ0042 28. 07.91 18.05.92 31.12.92 ТОФ, в ремонте с 2010 г. Продолжается капитальный ремонт
Волк Акула I Улучшенный Севмаш 14.11.87 11.06.91 29.12.91 СФ
Ак Барс Акула I Севмаш 22 февраля 1985 г. 16.03.88 31.12.88 Северный флот. Снят с вооружения в 1998 году. [18]  Списан с февраля 2010 года. x x Не завершено. Корпус ПЛАРБ «Владимир Мономах» [18]  (пр.955 Борей)
K-xxx 971I/09719 Iribis Akula I Improved Амурский судостроительный завод 1994 ноябрь-16 июль-17 Строительство остановлено на 60% готовности. Может быть завершено и передано в аренду Индии, а также может быть присоединено к ВМС Индии в 1 квартале 2018 года.

Мы предлагаем наши модели подводных лодок класса Akula в нескольких популярных размерах/масштабах для облегчения заказа и выбора. Однако, если вы хотите, чтобы ваша модель была изготовлена ​​в размере, отличном от перечисленных, пожалуйста, свяжитесь с нами с вашим запросом. Индивидуальные заказы – наша специализация!

Наши модели подводных лодок изготавливаются на заказ, что означает, что у нас нет готовых моделей. Только когда клиент сообщает нам желаемый размер и/или масштаб, мы строим модель. Каждая модель искусно изготовлена ​​нашими мастерами-модельерами и поставляется полностью собранной с прочным корпусом, вырезанным вручную из высушенного в печи красного дерева. Другие части сделаны из различных пород дерева, замазки, смолы и металлов. Каждая модель включает в себя пьедесталы, установленные на подставке из полированного красного дерева. Варианты включают крепление кильблока, модели ватерлинии, таблички с именами, корабельные печати и ленты, а также схемы окраски в зависимости от погодных условий.

Время сборки модели обычно составляет 16 недель с момента получения заказа и депозита. Обычной процедурой является внесение 50% депозита при вводе в эксплуатацию, а остаток должен быть оплачен до отгрузки. Обратите внимание, что перед отправкой мы делаем серию фотографий модели и отправляем их вам для окончательного рассмотрения и утверждения, чтобы вы точно знали, как будет выглядеть ваша модель, и допускали любые необходимые модификации. После того, как вы утвердите свою модель, мы соберем окончательный баланс, и она будет отправлена ​​в надежном транспортировочном ящике и застрахована для вашей защиты.

100% гарантия качества: В маловероятном случае, если вы не полностью удовлетворены своей моделью и хотите вернуть ее, сообщите нам в течение 7 дней с момента доставки модели, и мы вернем деньги или обменяем ее.