Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». — Российская авиация
Ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (проект 903).
Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1987 г.
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана «КМ» в ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева под руководством В.Н.Кирилловых. Заложили первый экраноплан «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький (Нижний Новгород). 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 года первый экраноплан-ракетоносец «Лунь», несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами «Москит», был достроен и поступил на испытания. Мореходность «Луня» на взлетно-посадочном режиме была 5-6 баллов.
26 декабря 1987 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году. Экраноплан «Лунь» входил в 236-й дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии.
Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов печальную участь. Обвальное сокращение вооруженных сил, нарастающие экономические трудности поставили на прикол экранопланы «Орленок», а «Лунь» пытались переделать в специализированный поисково-спасательный вариант «Спасатель», но потенциальных заказчиков эта машина не нашла. Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
Экраноплан «Лунь» создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевидными шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Новая противокорабельная ракета (ПКР) ЗМ-80 «Москит» ОКБ А.Я.Березняка, не имеет аналогов в своем классе. Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем была способна пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. Ею с начала восьмидесятых начали оснащать новейшие эсминцы типа «Современный». Экранопланы, использую свою высокую скорость, могли бы наносить удары по кораблям противника на просторах Черного и Балтийского морей и легко уходить от преследования.
ЛТХ:
Модификация: «Лунь»
Размах крыла, м: 44,00
Длина, м: 73,80
Высота, м: 19,20
Площадь крыла,м2: 550,00
Масса, кг
-пустого самолета: 243000
-макс. взлетная: 380000
Тип двигателя: 8 х ТРД НК-87
Тяга, кгс: 8 х 13000
Макс. скорость, км/ч: 500
Практическая дальность, км: 2000
Высота полета на экране, м: 1-5
Мореходность, баллов: 5-6
Экипаж, чел: 10
Вооружение: 6 х ПУ ПКР ЗМ-80 «Москит».
Экраноплан-ракетоносец «Лунь».
Экраноплан-ракетоносец «Лунь».
Экраноплан-ракетоносец «Лунь».
Экраноплан-ракетоносец «Лунь».
Экраноплан-ракетоносец «Лунь».
Пуск ПКР «Москит».
Экраноплан «Лунь» на консервации.
Кабина экраноплана «Лунь».
Кабина экраноплана «Лунь». Место бортинженера.
Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.
Недостроенный экраноплан «Спасатель» проекта 09037.
Проекции экраноплана «Лунь». Рисунок.
Экраноплан «Лунь». Схема.
.
.
Список источников:
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России.
Издательство «Машиностроение» 2002 г. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Морская коллекция. Корабли умеющие летать. Экранопланы советского ВМФ.
Центр Экранопланных технологий «Алсин». История развития экранопланов.
НИА «Нижний Новгород» (www.niann.ru). Недостроенный экраноплан «Спасатель» выведен из цеха на отстой.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Лунь (экраноплан) — Википедия. Что такое Лунь (экраноплан)
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»[4] (заводской номер С-31[1], по кодификации НАТО: Utka[5]) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся[1].
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты[6].
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады [2].
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был[1].
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.
Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию[1]:
Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым. |
С другой стороны[9]:
… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. |
Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости[10].
Экраноплан «Спасатель»
Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010).Хорошо видны пусковые установки ПКР «Москит», а также кормовая и носовая кабины воздушных стрелков (с орудийных установок УКУ-9К-502-II демонтированы 23-мм пушки ГШ-23).
21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы.
Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны
В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий. |
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах[12], желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета[13]. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец[14]. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой [15][16][17]. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной[18].
Тактико-технические характеристики
- Размах крыла — 44,00 м;
- Длина — 73,80 м;
- Высота — 19,20 м;
- Площадь крыла — 550,00 м2;
- Масса:
- пустого самолёта — 243 000 кг,
- максимальная взлётная — 380 000 кг;
- Тип двигателей — НК-87;
- Тяга — 8 × 13 000 кгс;
- Максимальная скорость — 500 км/ч;
- Практическая дальность — 2000 км;
- Высота полёта на экране — 1…5 м;
- Мореходность — 5…6 баллов;
- Вооружение:
Сравнение с аналогами
ЭМ типа «Замволт» | ЭМ типа 45 | ЭМ типа 956 | «Лунь» | КМ | Ту-160 | Ту-95[19] | B-52 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Максимальная боевая нагрузка, т | н/д | ~600[К 1] | ~1500[К 1] | 137 | 304 | 45 | 29,4 | 22,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 55,6 | 53,7 | 61,9 | 500 | 500 | 2230 | 882 | 957 |
Максимальная дальность[К 2], км | н/д | 13 000 | 8300 | 2000 | 1500 | 13 950[20] | 15 000 | 16 090[21] |
Суммарная масса крылатых ракет[К 3], кг | н/д | 21 600 | 31 440 | 24 900 | н/д | 26 400 | 12 000 | 17 400 |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 7 956 000 | 4 050 000 | 7 500 000 | 104 000 | 130 000 | 100 000 | 48 000 | 61 680 |
Экипаж, чел. | 148 | 190 (235) | 296 (358) | 10 | н/д | 4 | 9 | 5 |
- ↑ 1 2 Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
- ↑ Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
- ↑ Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.
Интересные факты
- Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек[25]. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone[26].
- Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей[6].
- Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных аппаратов (ЛА), когда-либо произведённых[5] — наряду с такими ЛА как советские экраноплан-прототип КМ и транспортный самолёт Ан-225 «Мрия».
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Апальков, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 3 4 5 Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
- ↑ 1 2 3 4 Качур, 2007.
- ↑ «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
- ↑ 1 2 Lun Ekranoplan
- ↑ 1 2 Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
- ↑ В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
- ↑ Потенциальный спрос высок
- ↑ Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
- ↑ § Сравнение с аналогами.
- ↑ В России возрождают идею «каспийских монстров» — гигантских экранопланов, пугавших НАТО
- ↑ Убийцу авианосцев — под «болгарку»?
- ↑ Экраноплан «Лунь» вернут нижегородцам
- ↑ Сохраним ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
- ↑ Возвращение в Нижний ракетоносца «Лунь» стоит слишком дорого
- ↑ Зачем Нижнему Новгороду тратить миллионы на недостроенный экраноплан для Парка Победы?
- ↑ У «Луня» шансов мало
- ↑ Экраноплану подыскивают место
- ↑ Летно-технические характеристики Ту-95
- ↑ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160.
- ↑ Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.
- ↑ Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец
- ↑ Bond, James Bond
Литература
- Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
- Апальков В. А. Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М. : [б. и.], 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
- Павел Качур. Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
- Ярослав Ефименко. Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.
Ссылки
wiki.sc
Ударный экраноплан «Лунь» (проект 903) (СССР)
Создание гигантских экранопланов завершилось постройкой ударного аппарата проекта 903 «Лунь», ставшего кульминацией деятельности ЦКБ по СПК. Разработка аппарата, как и предыдущих машин, проходила под руководством Р.Е.Алексеева, но завершилась при В.В.Соколове. В основу «Луня» положили достаточно хорошо отработанную на самоходных моделях и аппарате КМ схему, но с восемью двигателями НК-87 тягой по 13 000 кгс с поворотными соплами, расположенными на пилонах в носовой части корпуса. Всё топливо размещалось в кессон-баках многолонжеронного крыла умеренным удлинением 3,26.
Корпус «Луня» был разделён на десять водонепроницаемых отсеков и имел три палубы. Под днищем корпуса расположили гидролыжное устройство, предназначавшееся исключительно для посадки — его амортизаторы снижали ударные нагрузки. Вооружённый шестью противокорабельными ракетами (ПКР) «Москит» (изделие 3М80), располагавшимися в трёх спаренных установках КТ-215, экраноплан летящий на сверхмалой высоте с крейсерской скоростью 350-400 км/ч, мог нанести ощутимый урон корабельным, в том числе и авианосным соединениям вероятного противника, и беспрепятственно скрыться.
Разработка ПКР «Москит» началась в 1973 году в МКБ «Радуга» (г Дубна) под руководством И.С.Селезнёва. Особенностью ракеты является прямоточный воздушно-реактивный маршевый двигатель (ПВРД) 3Д83, в камере сгорания которого размещён ракетный ускоритель, выбрасываемый из неё после израсходования топлива. Поскольку комплекс «Москит» предназначался для оснащения кораблей, то им в начале 1980-х годов в первую очередь вооружили эсминцы проекта 956 типа «Современный». Экраноплан же занимает промежуточную нишу между водоизмещающими судами и самолётами, поэтому для него разработали свой вариант ракеты с пусковой установкой. Впоследствии, когда страна находилась в глубоком финансовом кризисе, был предложен самолётный вариант «Москита», но заказчика он так и не нашёл. В конце 1980-х завершились испытания ракеты 3М80Е с модифицированным маршевым двигателем, работавшим на более калорийном топливе, что позволило увеличить дальность полёта изделия.
Отработка ракетного вооружения началась с бросковых испытаний габаритно-массовых макетов ПКР «Москит» с наземных пусковых установок на полигоне ВМФ Песчаная балка под Феодосией в октябре 1984 года. Кроме ракетного вооружения предусмотрели две (кормовая и передняя) артиллерийские установки УКУ-9К-502-11 с двумя двухствольными пушками ГШ-23, унифицированными с теми, которые устанавливались на самолёт Ил-76.
Существенным отличием новой машины стало не только ракетное вооружение, но и расположение всей силовой установки в носовой части. Последнее, видимо, связано с размещением противокорабельных ракет «Москит» на корпусе лодки. В случае размещения газотурбинных двигателей на кормовой части аппарата, при пуске ракет возможно попадание продуктов сгорания в их воздухозаборники и как следствие, возникновение помпажных явлений в них. На «Луне» предусмотрели две РЛС — для целеуказания ракетам и навигации. Аппарат заложили на опытном заводе «Волга» в 1983-м и спустили на воду 16 июля 1986 года. В ходе испытаний на Каспии в 1989 году после одиночного пуска «Москита», закончившегося аварией, состоялся успешный залп двумя ракетами по мишени (БТЩ проекта 43бис). В том же году завершились государственные испытания аппарата, и он с 1990 по 1991 год прошёл опытную эксплуатацию.
Казалось, машине принадлежит будущее, но случилось непредвиденное. События, произошедшие в Советском Союзе на рубеже 1980-1990-х годов и начавшаяся «конверсия» производства вынудили конструкторов перейти на мирную продукцию. Что касается «Луня», то его списали не только по экономическим соображениям, но и из-за неопределённости заказчика в вопросах его боевого применения. В 1990-1991 годах на «Луне» провели натурные исследования, подтвердившие большие возможности экраноплана при ведении поисково-спасательных работ. Вслед за этим подготовили технический проект и приступили к переделке находившейся в постройке второй боевой машины в «Спасатель». Согласно официальным сообщениям, гражданский вариант «Луня» — «Спасатель» может транспортировать от 150 до 500 человек. Проектом на его борту предусматривался госпиталь с операционной и реанимационным помещением. Семь членов экипажа (без медицинского персонала) разместили в носовой кабине, а штурмана и команду спасателей — в кормовой, на вершине киля, откуда открывается прекрасный, почти круговой обзор. Но «Спасатель» так и не «встал на крыло» из-за отсутствия финансирования. Других же путей конверсирования ударного аппарата для решения мирных задач нет, поскольку конструкция «Луня» не допускает его переделку в транспортный вариант
Мы гордимся тем, что Россия является единственной страной, создавшей столь тяжёлые экранопланы, однако им уготована печальная участь, поскольку для них не нашлось места в системе вооружений. Не заинтересовались ими и американцы: видимо, они в состоянии решать аналогичные задачи другими средствами. Не могут существующие аппараты соперничать и с самолётами, предназначенными для гражданских целей. Дело в том, что созданные аппараты имели довольно низкую весовую отдачу, в частности, из-за переразмеренного горизонтального оперения, дополнительных стартовых двигателей. Строили их не на авиационном,а на судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. Построенный специально для экранопланов сборочный цех на заводе «Море» в Феодосии (Крым) так и не выпустил ни одной машины. Оставляют желать лучшего и крейсерские значения аэродинамического качества, что снижает экономическую эффективность экранопланов, хотя, например, в Заполярье и Арктике их эксплуатация была бы очень выгодна. К сожалению, «Лунь» появился с опозданием, поскольку к тому времени у командования ВМФ изменились взгляды на применение подобных аппаратов. Ставку сделали на транспортно-десантный экраноплан «Орлёнок».
Лётно-технические характеристики экраноплана проекта 903 «Лунь»
Размах крыла — 44,00 м
Длина — 73,80 м
Высота — 19,20 м
Площадь крыла— 550,00 м2
Масса:
пустого самолёта — 243000 кг
максимальная взлётная — 380000 кг
Тип двигателей — НК-87
Тяга — 8 x 13000 кгс
Максимальная скорость — 500 км/ч
Практическая дальность — 2000 км
Высота полёта на экране — 1-5 м
Мореходность — 5-6 баллов
Экипаж — 10 чел.
Вооружение: 6 ПУ ПКР 3М-80 Москит
www.dogswar.ru
От А до Я — РК-экраноплан «Лунь» пр. 903
В 1969 году был создан проект десантного экраноплана проекта 902, при взлетном весе 400 т он был способен перевозить до 900 человек. Но для крупносерийного производства избрали более скромный вариант 904 «Орленок». Однако, экспериментальный КМ и проект 902 были положены в основу первого в мире экраноплана — носителя противокорабельных ракет. Ракетный корабль-экраноплан пр.903 (шифр «Лунь») спроектирован в ЦКБ по СПК в г. Горький под руководством В.Н. Кирилловых.
«Лунь» оснащен пусковыми установками противокорабельных ракет класса «воздух-поверхность» 3М80 «Москит» разработки ОКБ А. Я. Березняка и предназначен для уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС, отдельных надводных кораблей противника во взаимодействии с другими силами флота.
Экраноплан по конструкции является самолетом, использующим экранный эффект (резкое возрастание несущих свойств крыла на малых высотах полета). «Лунь» выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением. Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем — гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки. Корпус и крылья выполнены из легких сплавов. Силовая установка экраноплана проекта 903 состоит из восьми двигателей НК-87М с тягой по 13000 кг. Они расположены по четыре слева и справа сразу за кабиной. Она позволяет развивать огромную, по сравнению с кораблями ВМФ, скорость, равную 500 км/час. Экраноплан имеет очень высокую мореходность.
Первый полет экраноплан совершил в 1985 году на Каспийском море. Мореходность на взлетно-посадочном режиме составляла 5-6 баллов. В 1987 году первый экраноплан-ракетоносец «Лунь», несший на себе шесть контейнеров с управляемыми противокорабельными ракетами «Москит», был достроен и поступил на испытания. Но начавшийся развал СССР уготовил для уникальной машины и всех экранопланов вообще печальную участь.
В оперативно-тактическом плане «Лунь» отличается целым рядом преимуществ перед любым другим средством доставки противокорабельных ракет (например, малозаметность для корабельных радаров из-за сочетания высокой скорости с малой высотой движения к цели). Показательно, что военные специалисты США этот экраноплан метко назвали «Убийца авианосцев».
www.ot-a-do-ya.org
Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец.
Эффект экрана. Экранопланы и экранолеты. Проекты КМ, Лунь, Орленок, ВВА-14.
Понравилось?
Расскажите друзьям!
Реклама:
Первый в мире экраноплан-ракетоносец был спроектирован и построен командой Р. Алексеева в 1987 году. Он получил название экраноплан Лунь проект 903. В том же году начались его испытания. Огромный ракетоносец весом в 243 тонны, который способен поднять в воздух половину своего груза, развивая при этом скорость 500 км в час, и находиться на расстоянии 5 м над уровнем поверхности, сейчас не используется и всеми забыт.

После испытаний в 1987 году была доказана эффективность использования этого экраноплана, на борту которого находилось 6 противокораблевых ракет. Огромный по размерам, но незаметный радарам «Лунь» (проект 903), должен был стать великой разработкой советских инженеров и обеспечить безоговорочное преимущество вооруженных сил СССР. Кроме того, вооружен он был весьма серьезно, ракеты 3М80 или же 80М «Москит» — довольно мощное оружие. К слову, ракеты этого типа – это 150 кг взрывчатки, классификация НАТО «солнечный ожог», поражение цели на расстоянии 120 км со скоростью 2800 километров в час. И то, что на данный момент экраноплан «Лунь» не используется по назначению, еще раз доказывает тот факт, что после распада Советского Союза некоторые гениальные вещи были несправедливо забыты или заброшены.

Очень высокая скорость полета и большая грузоподъемность привели к созданию второго экраноплана типа «Лунь». Однако после распада Советского союза возникли проблемы с финансированием, и было принято решение достроить экраноплан по типу спасательного судна с простым и понятным названием «Спасатель». Предполагалось, что на борту экраноплана, который внешне выглядел как самолет, а внутри был оборудован как корабль, будет располагаться госпиталь, работники которого смогут оказать помощь одновременно 150 людям. В экстренных ситуациях «Спасатель» должен был вместить в себя 500 человек. Но это гениальное устройство, которое можно было бы использовать во множестве спасательных операций, так и не было создано.

Сейчас великий ракетоносец «Лунь» находится в Дагестанской республике и совершенно не эксплуатируется. Некогда перспективный ракетоносец ждет своей смерти в городе Каспийск, что на Каспийском море. По некоторым данным, в скорое время он будет утилизирован.
Единственная о нем память останется в нескольких компьютерных играх и анимационном мультфильме («World in Conflict: Soviet Assault», «James Bond — Blood Stone», мультфильм — «Евангелион 1.0: Ты (не) один»).

Ваш комментарий
* — Поля обязательные для заполнения
Комментарии к материалу
Александр Михалыч написал:
Не заменимая техника,тормозят власть при-держащие (Намеренно,нет?),я случайно,лет 10-15 увидел какое-то видео о нём,был потрясён…!!! Для России не заменим, а для военных………, быстр, экономичен, а главное практически не заметен для средств слежения(даже сейчас),а если оСТЕЛьСить его?, тема…!!!
01.04.2012 (20:17)
Иван Альмерин написал:
По моему, для передвижения в Сибири и Дальнем востоке надо строить дороги, и высококачественные. А не создавать специально для этого технику. Недаром говорят: «что только русские не придумают, лишь бы дороги не делать». Экранопланы очень важны с военной точки зрения и океанских перевозок. С военной — очень большой аппарат, который в принципе очень сложно засечь радарами как самолет, и невозможно …
01.04.2012 (20:17)
Владимир Калуцкий написал:
Что Вы все заладили дороги — экранопланы. Это два разных видов транспорта. Развивать нужно и то и другое в зависимосте от того что выгодно. Добыча полезных ископаемых уходит все дальше от крупных населенных пунктов, куда работники ездиют вахтовым методом. Смысл стоить хорошую дорогу в 500 км для тогоже рудника золота. Закончится рудник и не поедит туда никто и деньги на строительство дороги выбрашены …
10.04.2012 (20:51)
Василий Крокин написал:
Что значит «все дальше»? Как было изначально чорт знает где, так и сейчас остается. Вертолетами возят.
10.04.2012 (20:52)
тпкыра траворп написал:
Это наша НАЦИОНАЛЬНАЯ проблема с отработанным НАЦИОНАЛЬНЫМ решением. Значит, те, кто не заинтересован в освоении Сибири и Дальнего востока и тормозят развитие этой темы и страны потому, что этим узколобым чинушкам нужны аналоги из других стран, но таких стран как Россия больше просто нет. А учитывая «неподкупность» наших чинушек и внимательность пендосов у этой темы печальное будущее, как …
10.04.2012 (20:53)
Раклинский Виктор написал:
Надо дофига экранопланов! Кому?!!! Может у нас в Сибири и на Дальнем востоке в соответствии с потребностями парк самолётов обновляется? Закупаются новенькие в замен выходивших своё средне и ближнемагистральных? Нет! Они что не нужны самолёты? А почему экранопланы тогда нужны? В теории заинтересованное юрлицо и оплачивает. Но у нас теория не работает. Так что сначала государство — дай на разработку …
10.04.2012 (20:54)
Васильев Юрий Павлович написал:
Все экранопланы СССР базировались в г. Каспийск (Каспийское море. Дагестан). Была создана 11-я авиагруппа экранопланов с подчинением ВВС Черноморского флота. В составе оперативного отдела штаба ВВС ЧФ была должность старшего офицера — направленца по экранопланам. Занимал эту должность подполковник Виталий Осин. В свое время Виталий был командиром корабля одного из таких Каспийских монстров. Уже в то время командование ВВС ЧФ и ЧФ планировали участие экранопланов в боевых действиях на юго-западном направлении в акватории Черного и Азовского морей, а возможно и далее. Оценки расчетных результатов впечатляли.
01.01.2019 (15:53)
ss-op.ru
Экранопланы и экранолеты. Первый в мире ракетоносец «Лунь»
Огромный боевой экраноплан-ракетоносец «Лунь» сегодня забыт и о нем помнят лишь немногие специалисты. При массе 243 т половину, которой могла составлять полезная нагрузка, экраноплан мог осуществлять полет на высоте 5 м над подстилающей поверхностью со скоростью 500 км/ч. До настоящего времени «Лунь» не имеет аналогов и можно предположить, что их не будет и в ближайшем будущем.
Он представлял собой нечто среднее между кораблем и самолетом, походил на суда на воздушной подушке, но превосходил их по всем характеристикам в разы. Чудо инженерной мысли, способное одним залпом потопить любой корабль, сейчас гниет в доке на Каспийском море.
Разработка «Луня» началась в 1969 г. в ЦКБ по СПК (по судам с подводными крыльями) им. Р.Е. Алексеева в Нижнем Новгороде под руководством главного конструктора В. Кирилловых. Там же планировалось построить серию из нескольких экранопланов такого типа. Для крупносерийного строительства «Луней» в Феодосии (Крым) сооружался уникальный производственный комплекс, сборочный цех которого был рассчитан на одновременное строительство шести экранопланов класса «Лунь». В 1987 г. экраноплан совершил первый опытный полет на Каспийском море, а в 1990 г. был передан в опытную эксплуатацию ВМФ СССР.
Нереализованные проекты: Экранопланы и экранолеты. Проект КМ
В советское время были разработаны летательные аппараты, которые сегодня не имеют мировых аналогов и поражают воображение. В период, когда был создан экраноплан «Каспийский монстр», зарубежные инженеры даже понятия не имели о технологии, разработанной в Советском Союзе. Следует отметить, что сегодня подобная технология за рубежом только разрабатывается.
На момент создания «Луня» существовало 2 школы строения экранопланов — советская (Р.Е. Алексеев) с прямым крылом и западная (А. Липпиш) с треугольным крылом обратной стреловидности типа латинской буква V. Схема Алексеева требовала большей стабилизации, но обеспечивала движение с большими скоростями и возможность использования экраноплана для полетов в самолетном режиме.
Прототипом «Луня» стал экраноплан «Каспийский монстр». В отличие от самолета, «Лунь» не имел шасси и самостоятельно выходить на берег не мог. Для постоянной дислокации ему был нужен сухой плавучий док.
По длине (73,8 м) и высоте (19,2 м) «Лунь» несколько уступал «Каспийскому монстру». При размахе крыльев в 44 м их несущая площадь достигала 550 кв. м. Экраноплан имел выдающуюся грузоподъемность: при массе пустого в 243000 т, максимальная взлетная масса достигала 380000 т. Это обеспечивали уникальные 8 двигателей типа ТРД НК-87 с тягой по 13000 кгс каждый. В совокупности такие характеристики обеспечивали полет «Луня» с максимальной скоростью 500 км/ч на дальность до 2000 км на высоте 1-5 м над поверхностью при волнении моря 5-6 баллов. Экраноплан имел 6 пусковых установок противокорабельных ракет ЗМ-80 «Москит». С экипажем 11 человек (7 офицеров, 4 мичмана) «Лунь» мог действовать автономно до 5 суток.
Движение экраноплана осуществлялось за счет эффекта экрана («воздушной подушки»), который существует только на высотах до 10 м. После опускания закрылков двигатели нагнетают воздух под крыло и экраноплан поднимается над водой. В связи с тем, что центр подъемной силы находится ближе к задней кромке крыла, поэтому управление экранопланом требует специфических навыков. Тем не менее, «Лунь» имел высокую мореходность и мог взлетать и садиться при волне в 3 м и 3,5 м соответственно.
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» (заводской номер С-31)
По мнению специалистов, уникальной была и силовая установка боевого экраноплана. Она состояла из восьми турбореактивных двухконтурных двигателей НК-87, которые представляли собой морскую модификацию двигателей для самолета Ил-86.
Мощная сверхзвуковая ракета с прямоточным маршевым двигателем могла пустить на дно любой боевой корабль стран НАТО. С начала 80-х гг. этой ракетой начали оснащать новейшие эсминцы, в т.ч. и «Лунь». Ее основным назначением было «уничтожения авианосных многоцелевых или ударных групп ВМС противника во взаимодействии с другими силами флота». В США эту ракету окрестили «Убийца авианосцев».
В оперативно-тактическом плане «Лунь» имел много преимуществ. От самолетов он отличался большей экономичностью и грузоподъемностью. По скоростным, боевым и грузоподъемным характеристикам экраноплан превосходил суда на воздушной подушке и подводных крыльях, был малозаметен для корабельных радаров и очень живучим. Ввиду отсутствия подобной техники и успехов в этой области в США была создана специальная комиссия по ликвидации «русского прорыва».
Исполнению американских планов помог развал Советского Союза. Руководство ЦКБ по СПК получило разрешение Госкомоборонпрома и Минобороны на проведение переговоров с американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО РФ. Для прикрытия предмета переговоров была создана фирма под названием «Российско-американская наука» (РАН), которая стала посредником в переговорах делегации заокеанских специалистов с руководством и специалистами ЦКБ по СПК. Затем российская сторона организовала посещение американскими представителями базы в Каспийске, где они без ограничений детально отсняли все интересующее.
С распадом СССР средств на содержание «Луня» не стало. Однако в 1990-1991 гг. с его участием на Каспийском море прошли учения по спасению людей в море. По результатам учений было отмечено, что экранопланы могут быть хорошими морскими спасателями. Надводные корабли не способны быстро прибыть в район аварии, а экранопланы могут выполнить посадку в штормовых условиях в районе терпящего бедствия корабля или судна. А современные гидросамолеты и вертолеты по сравнению с экранопланами имеют существенно меньшую грузоподъемность, дальность и мореходность.
Второй «Лунь», который находился в сборочном цехе, мог быть реконструирован в поисково-спасательный экраноплан «Спасатель». При взлетной массе 400 т и крейсерской скорости 360 км/ч дальность полета достигала 3000 км. Планировалось экраноплан оборудовать специальными спасательными средствами и иметь на борту госпиталь на 150, а в критической ситуации – на 500 человек. Но из-за недостатка финансирования работы по этому проекту были заморожены при 95% готовности «Спасателя».
В настоящее время местонахождения «Спасателя» точно не известно, а «Лунь» ржавеет в доке на Каспийском море.
Список использованных материалов:
1 busovod.uahttp://busovod.ua/showthread.php?t=7383
2 http://ss-op.ru/reviews/view/37
3 http://www.airwar.ru/enc/sea/lun.html
4 http://bastion-karpenko.ru/903_lun/
Влад Захаров
www.rosinform.ru
Лунь (экраноплан) — WiKi
Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»[4] (заводской номер С-31[1], по кодификации НАТО: Utka[5]) — советский ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903, разработанного в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева под руководством В. Н. Кирилловых. Создан на опытном заводе «Волга» и является единственным полностью построенным кораблём проекта 903 из восьми планировавшихся[1].
Экраноплан предназначен для борьбы с надводными кораблями путём нанесения ракетного удара в условиях слабого противодействия со стороны средств воздушного нападения врага. Главной целью ракетоносца являются авианосцы. Экраноплан «Лунь» благодаря высокой скорости движения и незаметности для радаров может подходить к авианосцам на расстояние точного пуска ракеты[6].
История проекта и его реализации
Разработка проекта экраноплана велась с начала 70-х годов под руководством В. Н. Кирилловых в ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева — на основе конструкции и аэродинамической компоновки экраноплана КМ.
Заложили первый «Лунь» в 1983 году на опытном заводе «Волга», находившимся при ЦКБ в городе Горький. 16 июля 1986 года был произведен первый спуск экраноплана на воду[7] с последующим перенаправлением в город Каспийск для дальнейших испытаний и достройки аппарата. В марте 1987 начались конструкторские ходовые испытания, в июле 1989 года — заводские. 26 декабря 1986 подошли к концу государственные испытания. В 1990 году экраноплан был передан в опытную эксплуатацию, которая завершилась через год — в 1991 году[3].
Экраноплан «Лунь» входил в 236 дивизион кораблей-экранопланов Каспийской флотилии[2]. На момент декабря 2001 года в составе Военно-Морского Флота Российской Федерации экраноплан проекта «Лунь» не числится, то есть является списанным[1][8]. Он был законсервирован в сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Вся секретная электроника сдана на склады[2].
Изначально планировалось создать восемь ракетных экранопланов типа «Лунь», однако из-за финансовых проблем и военной целесообразности эти планы реализовать не удалось. Тем не менее, на момент прекращения работы над созданием экранопланов проекта 903 создавался ещё один корабль «Лунь», но завершён он не был[1].
Конструкция
Экраноплан создан по самолётной схеме моноплана с трапецевидным крылом в плане. Конструктивно корабль включает в себя корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления. В носовой части «Луня» расположен горизонтальный пилон, на котором держатся в мотогондолах восемь главных двигателей НК-87. Сверху корпуса под углом к горизонту установлены шесть контейнеров для противокорабельных ракет «Москит».
Оборонительное артиллерийское вооружение проекта 903 составляли носовая (размещалась в стойке носовых ПУ ПКР «Москит») и кормовая артиллерийские установки типа УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм 2-ствольными авиационными пушками ГШ-23. Данные установки являлись унифицированными, и кроме того устанавливались на самолётах Ил-76 и Ту-95МС[3].
Корпус, имея высоту — 19 метров, длину — 73 метра, делится переборками на десять водонепроницаемых отсеков. В средней части находится центроплан крыла, а под днищем расположено гидролыжное устройство (применяется при посадке). Корпус имеет три палубы, использующиеся для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса. Выполнен корпус из прессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 миллиметров.
Размах крыла 44 метра, а площадь — 550 квадратных метров. Оно выполнено цельнометаллическим и имеет многолонжеронную конструкцию. Крыло водонепроницаемо, кроме хвостовой части и закрылок. В четырёх отсеках крыла размещено топливо. Концевые шайбы имеют обтекаемую форму и представляют собой цельнометаллические сварные конструкции. Закрылки разделены на двенадцать секций и имеют клёпаную конструкцию из листов и профилей.
Стабилизатор цельнометаллический и имеет площадь 227 квадратных метров. Законцовка выполнена из пенопласта, а её наружные и внутренние поверхности облицованы стеклопластиком. Киль цельнометаллический и многолонжеронный, его обшивка является сварной из прессованных панелей. Руль высоты представлен четырьмя секциями с каждого борта. Руль направления состоит из нижней и верхней секции.
Нижняя часть корпуса защищена лакокрасочными покрытиями в сочетании с протекторной защитой от коррозии.
Достоинства и недостатки
Изделию присущи черты судов и летательных аппаратов, а следовательно достоинства и недостатки и тех и других.
Противники использования экранопланов используют соответствующую аргументацию[1]:
Проблема оказалась в том, что экраноплан должен действовать в условиях сильного сопротивления противника, а большие размеры корабля, зенитное вооружение и скорость хода, которые оказались на уровне тихоходного самолёта, делают «Лунь» крайне уязвимым. |
С другой стороны[9]:
… поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. |
Кроме того, экраноплан «Лунь» является кораблем по определению и сравнивать его следует в первую очередь с кораблями, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми кораблями, производимыми в мире, экраноплан «Лунь» имеет десятикратное превосходство в скорости[10].
Экраноплан «Спасатель»
Модель экраноплана «Спасатель» на Expo 2000Второй корабль также закладывался как ракетоносец, но распад Советского Союза негативно сказался на финансировании военно-промышленного комплекса. Предпринимались попытки завершить постройку второго экраноплана в качестве поисково-спасательного судна, названного «Спасатель». Экраноплан должен был быть оборудован не только специальными спасательными средствами, но иметь на борту ещё и госпиталь, способный принять 150 пострадавших. В критической ситуации на борт можно было бы принять до 500 человек. Работы по этому проекту в 90-х годах из-за недостатка финансирования были заморожены при 75 % степени готовности судна.
Дальнейшая судьба проекта и ракетоносца
Экраноплан «Лунь» (Каспийск, 2010).Хорошо видны пусковые установки ПКР «Москит», а также кормовая и носовая кабины воздушных стрелков (с орудийных установок УКУ-9К-502-II демонтированы 23-мм пушки ГШ-23).
21 ноября 2011 года появилась информация о том, что российские военные решили отказаться от разработки экранопланов, а оставшиеся экранопланы будут утилизированы в ближайшие месяцы. Как сообщил высокопоставленный представитель Минобороны[11][2]:
В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий. |
Однако сразу после этого в СМИ Нижнего Новгорода появилась новость о неких активистах[12], желающих сохранить ракетный экраноплан «Лунь» в качестве музейного комплекса. С этой целью они послали письмо в министерство обороны и получили ответ, в котором сообщалось о возможности передачи в том случае, если поступит официальное обращение муниципалитета[13]. В результате этого активисты создали петицию, адресованную администрации города, с просьбой сохранить уникальный ракетоносец[14]. В ответ на это администрация заявила о желании реализации музея из экраноплана «Спасатель» вместо ракетоносца «Лунь», транспортировка которого, по словам администрации, окажется крайне дорогой[15][16][17]. Таким образом, на момент начала 2013 года «Лунь» утилизирован ещё не был. Весной 2013 года администрация укрепилась в решении транспортировать «Спасатель» с завода «Волга» для музейных нужд, в то же время дальнейшая судьба ракетоносца «Лунь» остается неизвестной[18].
Тактико-технические характеристики
- Размах крыла — 44,00 м;
- Длина — 73,80 м;
- Высота — 19,20 м;
- Площадь крыла — 550,00 м2;
- Масса:
- пустого самолёта — 243 000 кг,
- максимальная взлётная — 380 000 кг;
- Тип двигателей — НК-87;
- Тяга — 8 × 13 000 кгс;
- Максимальная скорость — 500 км/ч;
- Практическая дальность — 2000 км;
- Высота полёта на экране — 1…5 м;
- Мореходность — 5…6 баллов;
- Экипаж — 10 чел.;
- Вооружение:
Сравнение с аналогами
ЭМ типа «Замволт» | ЭМ типа 45 | ЭМ типа 956 | «Лунь» | КМ | Ту-160 | Ту-95[19] | B-52 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Внешний вид | ||||||||
Максимальная боевая нагрузка, т | н/д | ~600[К 1] | ~1500[К 1] | 137 | 304 | 45 | 29,4 | 22,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 55,6 | 53,7 | 61,9 | 500 | 500 | 2230 | 882 | 957 |
Максимальная дальность[К 2], км | н/д | 13 000 | 8300 | 2000 | 1500 | 13 950[20] | 15 000 | 16 090[21] |
Суммарная масса крылатых ракет[К 3], кг | н/д | 21 600 | 31 440 | 24 900 | н/д | 26 400 | 12 000 | 17 400 |
Совокупная тяга двигателей, кгс | 7 956 000 | 4 050 000 | 7 500 000 | 104 000 | 130 000 | 100 000 | 48 000 | 61 680 |
Экипаж, чел. | 148 | 190 (235) | 296 (358) | 10 | н/д | 4 | 9 | 5 |
- ↑ 1 2 Максимальная боевая нагрузка судов требует уточнения. Сейчас это разность между стандартным и полным водоизмещением.
- ↑ Практическая дальность в таблице, по отношению экранопланам, представлена не очень выгодно, однако современные истребители, такие как Су-33, Су-57, F-22, F-35, имеют практическую дальность 1000—1500 км у поверхности и 2000—4500 км на высоте. Таким образом максимальная дальность экранопланов соизмерима с дальностью полёта истребителей на высоте, а при полёте над поверхностью даже больше чем у истребителей. Для истребителей имеется возможность дозаправки в воздухе. Информация о возможности дозаправки больших экранопланов на воде, например с танкера, в открытых источниках отсутствует. Вероятно такие опыты по дозаправке никогда не проводилась по причине приостановки работ по проектам.
- ↑ Суммарная масса крылатых ракет рассчитана на основе массы ракет и их количества.
Интересные факты
- Несколько ракетоносцев «Лунь» присутствуют в компьютерной игре World in Conflict: Soviet Assault. Однако, в отличие от реальности, в игре корабли имеют десантный отсек[25]. Один экраноплан типа «Лунь» участвует в сюжете игры James Bond 007: Blood Stone[26].
- Экраноплан был прозван «убийцей авианосцев» за свою специализацию в уничтожении этих кораблей[6].
- Экраноплан «Лунь» является одним из самых крупных летательных аппаратов (ЛА), когда-либо произведённых[5] — наряду с такими ЛА как советские экраноплан-прототип КМ и транспортный самолёт Ан-225 «Мрия».
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Апальков, 2004, с. 28.
- ↑ 1 2 3 4 5 Минобороны окончательно отказалось от экранопланов
- ↑ 1 2 3 4 Качур, 2007.
- ↑ «Лунь» — это шифр проекта 903, а не название единственного созданного ракетного экраноплана. Однако для удобства и краткости в статье ракетный корабль-экраноплан будет называться как «Лунь».
- ↑ 1 2 Lun Ekranoplan
- ↑ 1 2 Секретное оружие СССР пытаются вернуть к жизни
- ↑ В журнале «Наука и техника» и в книгах «Крылатые суда отечества» и «Гидросамолеты и электропланы России» годом начала испытаний является 1985. В статье журнала «Техника и вооружение» 16 июля 1986 года обозначено первым спуском на воду.
- ↑ Потенциальный спрос высок
- ↑ Горшков С. Г. Морская мощь государства. — М.: Воениздат, 1972.
- ↑ § Сравнение с аналогами.
- ↑ В России возрождают идею «каспийских монстров» — гигантских экранопланов, пугавших НАТО
- ↑ Убийцу авианосцев — под «болгарку»?
- ↑ Экраноплан «Лунь» вернут нижегородцам
- ↑ Сохраним ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь»
- ↑ Возвращение в Нижний ракетоносца «Лунь» стоит слишком дорого
- ↑ Зачем Нижнему Новгороду тратить миллионы на недостроенный экраноплан для Парка Победы?
- ↑ У «Луня» шансов мало
- ↑ Экраноплану подыскивают место
- ↑ Летно-технические характеристики Ту-95
- ↑ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОМБАРДИРОВЩИКА Ту-160.
- ↑ Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1996. — Т. 1. — С. 68. — 272 с. — ISBN 5-89327-004-5.
- ↑ Экраноплан лунь проект 903 Ростислава Алексеева. Первый в мире экраноплан-ракетоносец
- ↑ Bond, James Bond
Литература
- Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России : 1910—1999. — М. : РУСАВИА, 2000. — С. 206—207. — 248 с. — 3000 экз. — ISBN 5-900078-05-1.
- Апальков В. А. Ч. 2 : Малые ракетные корабли и катера // Корабли ВМФ СССР : Справочник : в 4 т. — СПб. : Галея-Принт, 2004. — Т. 2 : Ударные корабли. — С. 25—28. — 122 с. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Яблонский П. П. Крылатые суда отечества. — М. : [б. и.], 1997. — С. 44—49. — 98 с. : ил. — (Экранопланы мира). — ISBN 5-093-85941.
- Павел Качур. Ч. IV : Корабли, летящие над волнами. — В: Конструктор крылатых кораблей : К 90-летию Р. Е. Алексеева // Техника и вооружение : журн. — М., 2007. — № 5 (май).
- Ярослав Ефименко. Экранопланы / Ярослав Ефименко ; Андрей Скулин // Наука и техника : журн. — М., 2009. — № 7—8.
Ссылки
ru-wiki.org