Содержание

ЭПОС (105.11)экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет

    Изд.105-11 — летный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС), создававшегося в ОКБ А.И.Микояна в рамках программы «Спираль» (тема 50, позднее — 105-205) по Приказу МАП от 30 июля 1965 г. В конце 1965 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании Воздушно — орбитальной системы (ВОС): Экспериментальный комплекс пилотируемого орбитального самолета «Спираль» включал в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Первоначально было решено создать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет ЭПОС, выводимый на орбиту ракетой Р-7. 
    Для возвращения на Землю и совершения предпосадочного маневра, в отличие от спускаемых аппаратов космических кораблей, изд.105 имело «самолетную» компоновку — оно выполнялось по схеме низкоплана - «бесхвостки» интегральной схемы с треугольным крылом, консоли которого имели значительный угол поперечного V, несущим фюзеляжем с закругленным носком, вертикальным оперением и обычными органами управления (элероны, руль направления), имело традиционный «самолетный» турбореактивный двигатель РД36-35К тягой 2000 кгс и шасси.

За плоскодонную форму с большой вздернутой носовой частью космолет получил прозвище «Лапоть». Такая геометрия носовой части существенно снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и была использована затем НАСА в проекте HL-20 1980-х .
    Для управления самолетом на орбите и в атмосфере на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях имелись модули газодинамического управления (малоразмерные жидкостно-реактивные двигатели в двух блоках по три сопла тягой 16 кгс и пять сопел тягой 1 кгс), а для маневров на орбите и схода с нее — ЖРД тягой 1500 кгс с двумя дополнительными камерами тягой по 40 кгс. Все двигатели размещались в хвостовой части фюзеляжа. Для защиты фюзеляжа от термодинамического нагрева при входе в атмосферу в конструкции был предусмотрен стальной термостойкий экран. Кабина летчика выполнялась в виде спасаемой (отстреливаемой) в аварийной ситуации герметичной металлической капсулы, покрытой слоем теплоизоляции.
    Разработка аванпроекта системы «Спираль» началась в 1965 г. , в следующем году приступили к разработке эскизного проекта. Одновременно в 1966 г. было принято решение о постройке аналога ЭПОС — изд.105-11 (с ТРД, но без ЖРД и газодинамического управления) для атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе его с соответствующим образом переоборудованного самолета Ту-95КМ. К постройке аналога приступили в 1968 г., параллельно на авиационном заводе в Куйбышеве (Самаре) началось переоборудование выделенного ВВС бомбардировщика Ту-95КМ № 2667 в экспериментальный самолет-носитель. Позднее к испытаниям планировалось подключить два других аналога ЭПОС, теперь уже с ЖРД, — изд.105-12 и 105-13, которые могли бы совершать полет со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями соответственно. Для отработки высотного запуска турбореактивного двигателя РД36-35К, который ранее использовался на Як-38 в качестве подъемного двигателя, была создана летающая лаборатория Л-18 на базе ракеты К-10С и самолета-носителя Ту-16К-10.
    Общее руководство темой осуществлял Г. Е.Лозино-Лозинский. В 1970 г. все работы по постройке аналогов ЭПОС были переданы с ММЗ «Зенит» на Дубненский машиностроительный завод «Радуга». Для работ по теме из состава филиала в Дубне собрали группу в 150 человек, а ОКБ-155-1 выделили в самостоятельную организацию, ныне известную как МКБ «Радуга». Здесь завершалась сборка изд.105-11 № 1-01, а в 1971 г. началось изготовление аналога 105-12, а также пяти изделий экспериментальной 0-й партии (№ 001 — 005). Первое из них предназначалось для статических испытаний, второе — для испытаний средств спасения, третье и четвертое — для отработки ЖРД и газодинамического управления, пятое — для теплопрочностных испытаний. Изделие № 002 было изготовлено в 1971 г., № 005 — в 1973 г., № 001 и 003 — в 1974 г. Кроме того, в программе испытаний по программе «Спираль» с 1971 г. принимали участие изготовленные в ЛИИ в масштабе 1:3 и 1:2 модели ЭПОС, получившие название «БОР».
    Сборка самолета-аналога 105-11 завершилась в 1974 г. В следующем году он был перебазирован на летную базу ОКБ им. А.И.Микояна на полигоне в ГК НИИ ВВС в Ахтубинске (Астраханская область), где началась подготовка к летным испытаниям.
    Первый этап испытаний — пробежки с постоянным увеличением скорости разбега и, наконец, подлет. Испытания проводились на ровной грунтовой ВПП длиной 5 км и шириной 500 м, плотность грунта, которой в разных местах была неоднородной. Вдоль всей длины полоса была отмаркирована окрашенными конусами, расставленными через каждые 200 м. Никаких внешних измерительных устройств не имелось. Кроме того, ВПП находилась в степи в 25-30 км от основной базы. Перед каждой пробежкой, аналог на основной базе со снятым килем грузился с помощью крана на трейлер и в сопровождении кавалькады автомобилей специального назначения отправлялся малой скоростью на ВПП. Там ставился на грунт, к нему пристыковывался киль, велись различные монтажные работы, и только после опробывания двигателя и проверки всех систем летчик занимал место в кабине.
Проведение одной пробежки занимало фактически весь день.
    После всем известного курьезного случая с арбузами, подложенными под шасси для смазки, передние стойки переобули в пневматические колеса, хотя с этим связана серия испытаний в связи с уводом самолета в сторону от условной центральной линии ВПП иногда на 150-180 м. Но эту проблему удалось решить. К летным испытаниям в лыжно-колесном варианте приступили в мае 1976г.
    Длина ВПП позволяла аппарату находиться в воздухе не более 10-15сек., но они показали удовлетворительные характеристики аналога. Посадка и пробег прошли успешно, чем, при моделировании на пилотажном стенде МК-10 в ЦАГИ, где была проблема с выдерживанием заданной высоты полета. Но это было связано с особенностями конструкции и информационного обеспечения стенда.
    В таких подлетах в мае 1976 г. опробовали аппарат летчики-испытатели И.П.Волк, В.Е.Меницкий и шеф-пилот микояновской фирмы А. В.Федотов. Ими было выполнено 15 пробежек и 10 подлетов (первый — 20 июля). Наряду с микояновцами в испытаниях участвовали и военные летчики и инженеры ГНИИ ВВС. Но основная нагрузка легла на плечи А.Г.Фастовца.
    11 октября 1976 г. он поднял 105-11 в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте 560 м.
    В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ (используемого ранее для испытаний крылатых ракет «воздух-земля» Х-20). Подвеска «105.11» под фюзеляжем Ту-95КМ была полувнешней: кабина до половины остекления уходила за обрез бомбоотсека, с которого были сняты створки. Вначале в полетах без отцепки проверялись возможности только выпуска ЭПОС в воздушный поток на специально удлиненных держателях и включение в таком положении его двигателя. Т.к. воздухозаборник оказался в бомбоотсеке, для обеспечения запуска двигателя пришлось смонтировать дополнительную систему наддува.
Летчик переходил из самолета Ту-95 в кабину орбитального самолета непосредственно перед сбрасыванием.
    27 октября 1977 г. самолет-носитель Ту-95КМ, пилотируемый экипажем во главе с заместителем начальника службы летных испытаний подполковником А.Н.Обеловым впервые сбросил аналог 105.11, пилотируемый А.Г.Фастовцом, с высоты 5000м в створ посадочной глиссады аэродрома. Балансировочный щиток был заранее установлен на пикирование и птичка , как любовно называли аппарат конструкторы и испытатели, резво нырнула вниз со скоростью 50-70 м/сек., аэродинамическое качество аналога составляло менее 5. Потом, в 1977-78 гг., состоялось еще 9 полетов, 4 из которых летающим аэродромом командовал командир испытательной эскадрильи полковник А.П.Кучеренко. Один полет после воздушного старта на аналоге также совершил заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза П.М.Остапенко. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное.

    В 1978 г. дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. Окончание летных экспериментов на аналоге 105.11 случайно совпало с его поломкой при посадке в сентябре 1978 года. В тот раз его пилотировал военный летчик-испытатель полковник В.Е.Урядов. Наблюдал за ним, сопровождая в полете на МиГ-23, Авиард Фастовец. Заходить на посадку пришлось против закатного солнца, видимость ограничивала дымка. Незадолго перед тем полосу расширили и соответственно переставили ограничительные флажки. Да только расчистить до конца, заровнять колдобины и кочки не успели. Руководитель полетов был опытный — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-майор авиации В.И.Петров, но и его подвела плохая видимость. По ошибке приняв уклонившийся влево МиГ-23 Фастовца за аналог, Вадим Иванович дал команду Урядову довернуть вправо. Тот выполнил. Снижаясь против солнца, поздно заметил, что вот-вот приземлится правее полосы.
Реакция опытного испытателя позволила ему отвернуть в последний миг и войти в зону флажков, но на большее высоты не хватило. Аппарат грубо приземлился на неровности почвы. Аналог не разрушился — обошлось лишь трещиной в районе силового шпангоута. Его вскоре восстановили. Только летать ему больше уже не пришлось.
    К концу испытаний было организовано НПО «Молния», ставшее участником работ. С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета - «Бурана», и к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и изд.105 были прекращены. Тем не менее опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран», первый (и, к сожалению, единственный) космический старт которой состоялся 15 ноября 1988 г.
    В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г.Монино Московской области.

  • Описание конструкции и ТТХ
  • ЭПОС (105. 11) на видео

Использованы материалы, любезно предоставленные В.Лукашевичем — webmaster’ом Buran.ru

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности / BURAN.RU /
  3. Проект «Спираль». В.В.Лебедев / BURAN.RU /
  4. В космос на крыльях. Техника Молодежи №1
  5. Моя небесная жизнь / В.Меницкий, Москва, 1999 /
  6. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  7. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков

ЭПОС (105.11) — Испытатели

экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет

Изд.105-11 — летный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС), создававшегося в ОКБ А.И.Микояна в рамках программы «Спираль» (тема 50, позднее — 105-205) по Приказу МАП от 30 июля 1965 г. В конце 1965 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании Воздушно — орбитальной системы (ВОС): Экспериментальный комплекс пилотируемого орбитального самолета «Спираль» включал в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд. 105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Первоначально было решено создать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет ЭПОС, выводимый на орбиту ракетой Р-7.
Для возвращения на Землю и совершения предпосадочного маневра, в отличие от спускаемых аппаратов космических кораблей, изд.105 имело «самолетную» компоновку — оно выполнялось по схеме низкоплана — «бесхвостки» интегральной схемы с треугольным крылом, консоли которого имели значительный угол поперечного V, несущим фюзеляжем с закругленным носком, вертикальным оперением и обычными органами управления (элероны, руль направления), имело традиционный «самолетный» турбореактивный двигатель РД36-35К тягой 2000 кгс и шасси. За плоскодонную форму с большой вздернутой носовой частью космолет получил прозвище «Лапоть». Такая геометрия носовой части существенно снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и была использована затем НАСА в проекте HL-20 1980-х.
Для управления самолетом на орбите и в атмосфере на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях имелись модули газодинамического управления (малоразмерные жидкостно-реактивные двигатели в двух блоках по три сопла тягой 16 кгс и пять сопел тягой 1 кгс), а для маневров на орбите и схода с нее — ЖРД тягой 1500 кгс с двумя дополнительными камерами тягой по 40 кгс. Все двигатели размещались в хвостовой части фюзеляжа. Для защиты фюзеляжа от термодинамического нагрева при входе в атмосферу в конструкции был предусмотрен стальной термостойкий экран. Кабина летчика выполнялась в виде спасаемой (отстреливаемой) в аварийной ситуации герметичной металлической капсулы, покрытой слоем теплоизоляции.
Разработка аванпроекта системы «Спираль» началась в 1965 г., в следующем году приступили к разработке эскизного проекта. Одновременно в 1966 г. было принято решение о постройке аналога ЭПОС — изд.105-11 (с ТРД, но без ЖРД и газодинамического управления) для атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе его с соответствующим образом переоборудованного самолета Ту-95КМ. К постройке аналога приступили в 1968 г., параллельно на авиационном заводе в Куйбышеве (Самаре) началось переоборудование выделенного ВВС бомбардировщика Ту-95КМ № 2667 в экспериментальный самолет-носитель. Позднее к испытаниям планировалось подключить два других аналога ЭПОС, теперь уже с ЖРД, — изд.105-12 и 105-13, которые могли бы совершать полет со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями соответственно. Для отработки высотного запуска турбореактивного двигателя РД36-35К, который ранее использовался на Як-38 в качестве подъемного двигателя, была создана летающая лаборатория Л-18 на базе ракеты К-10С и самолета-носителя Ту-16К-10.
Общее руководство темой осуществлял Г.Е.Лозино-Лозинский. В 1970 г. все работы по постройке аналогов ЭПОС были переданы с ММЗ «Зенит» на Дубненский машиностроительный завод «Радуга». Для работ по теме из состава филиала в Дубне собрали группу в 150 человек, а ОКБ-155-1 выделили в самостоятельную организацию, ныне известную как МКБ «Радуга». Здесь завершалась сборка изд. 105-11 № 1-01, а в 1971 г. началось изготовление аналога 105-12, а также пяти изделий экспериментальной 0-й партии (№ 001 — 005). Первое из них предназначалось для статических испытаний, второе — для испытаний средств спасения, третье и четвертое — для отработки ЖРД и газодинамического управления, пятое — для теплопрочностных испытаний. Изделие № 002 было изготовлено в 1971 г., № 005 — в 1973 г., № 001 и 003 — в 1974 г. Кроме того, в программе испытаний по программе «Спираль» с 1971 г. принимали участие изготовленные в ЛИИ в масштабе 1:3 и 1:2 модели ЭПОС, получившие название «БОР».
Сборка самолета-аналога 105-11 завершилась в 1974 г. В следующем году он был перебазирован на летную базу ОКБ им. А.И.Микояна на полигоне в ГК НИИ ВВС в Ахтубинске (Астраханская область), где началась подготовка к летным испытаниям.
Первый этап испытаний — пробежки с постоянным увеличением скорости разбега и, наконец, подлет. Испытания проводились на ровной грунтовой ВПП длиной 5 км и шириной 500 м, плотность грунта, которой в разных местах была неоднородной. Вдоль всей длины полоса была отмаркирована окрашенными конусами, расставленными через каждые 200 м. Никаких внешних измерительных устройств не имелось.
Кроме того, ВПП находилась в степи в 25-30 км от основной базы. Перед каждой пробежкой, аналог на основной базе со снятым килем грузился с помощью крана на трейлер и в сопровождении кавалькады автомобилей специального назначения отправлялся малой скоростью на ВПП. Там ставился на грунт, к нему пристыковывался киль, велись различные монтажные работы, и только после опробывания двигателя и проверки всех
систем летчик занимал место в кабине. Проведение одной пробежки занимало фактически весь день.
После всем известного курьезного случая с арбузами, подложенными под шасси для смазки, передние стойки переобули в пневматические колеса, хотя с этим связана серия испытаний в связи с уводом самолета в сторону от условной центральной линии ВПП иногда на 150-180 м. Но эту проблему удалось решить. К летным испытаниям в лыжно-колесном варианте приступили в мае 1976 г.
Длина ВПП позволяла аппарату находиться в воздухе не более 10-15сек., но они показали удовлетворительные характеристики аналога. Посадка и пробег прошли успешно, чем, при моделировании на пилотажном стенде МК-10 в ЦАГИ, где была проблема с выдерживанием заданной высоты полета. Но это было связано с особенностями конструкции и информационного обеспечения стенда.
В таких подлетах в мае 1976 г. опробовали аппарат летчики-испытатели И.П.Волк, В.Е.Меницкий и шеф-пилот микояновской фирмы А.В.Федотов.
Ими было выполнено 15 пробежек и 10 подлетов (первый — 20 июля). Наряду с микояновцами в испытаниях участвовали и военные летчики и инженеры ГНИИ ВВС. Но основная нагрузка легла на плечи А.Г.Фастовца.
11 октября 1976 г. он поднял 105-11 в воздух, совершив перелет с одной грунтовой ВПП на другую. Перелет протяженностью 19 км проходил на высоте 560 м.
В следующем году приступили к полетам на подвеске у самолета Ту-95КМ (используемого ранее для испытаний крылатых ракет «воздух-земля» Х-20). Подвеска «105.11» под фюзеляжем Ту-95КМ была полувнешней: кабина до половины остекления уходила за обрез бомбоотсека, с которого были сняты створки. Вначале в полетах без отцепки проверялись возможности только выпуска ЭПОС в воздушный поток на специально удлиненных держателях и включение в таком положении его двигателя. Т.к. воздухозаборник оказался в бомбоотсеке, для обеспечения запуска двигателя пришлось смонтировать дополнительную систему наддува. Летчик переходил из самолета Ту-95 в кабину орбитального самолета непосредственно перед сбрасыванием.
27 октября 1977г. самолет-носитель Ту-95КМ, пилотируемый экипажем во главе с заместителем начальника службы летных испытаний подполковником А.Н.Обеловым впервые сбросил аналог 105.11, пилотируемый А.Г.Фастовцом, с высоты 5000м в створ посадочной глиссады аэродрома. Балансировочный щиток был заранее установлен на пикирование и птичка, как любовно называли аппарат конструкторы и испытатели, резво нырнула вниз со
скоростью 50-70 м/сек. , аэродинамическое качество аналога составляло менее 5.
Потом, в 1977-78 гг., состоялось еще 9 полетов, 4 из которых летающим аэродромом командовал командир испытательной эскадрильи полковник А.П.Кучеренко.
Один полет после воздушного старта на аналоге также совершил заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза П.М.Остапенко. Затем для проведения второго этапа испытаний была произведена замена колесного шасси на лыжное.
В 1978 г. дозвуковые летные испытания изд.105-11 по определению ЛТХ при отцепе от самолета-носителя были завершены. Окончание летных экспериментов на аналоге 105.11 случайно совпало с его поломкой при посадке в сентябре 1978 года. В тот раз его пилотировал военный летчик-испытатель полковник В.Е.Урядов. Наблюдал за ним, сопровождая в полете на МиГ-23, Авиард Фастовец. Заходить на посадку пришлось против закатного солнца, видимость ограничивала дымка. Незадолго перед тем полосу расширили и соответственно переставили ограничительные флажки.
Да только расчистить до конца, заровнять колдобины и кочки не успели. Руководитель полетов был опытный — Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-майор авиации В.И.Петров, но и его подвела плохая видимость. По ошибке приняв уклонившийся влево МиГ-23 Фастовца за аналог, Вадим Иванович дал команду Урядову довернуть вправо. Тот выполнил. Снижаясь против солнца, поздно заметил, что вот-вот приземлится правее полосы. Реакция опытного испытателя позволила ему отвернуть в последний миг и войти в зону флажков, но на большее высоты не хватило. Аппарат грубо приземлился на неровности почвы. Аналог не разрушился — обошлось лишь трещиной в районе силового шпангоута. Его вскоре восстановили. Только летать ему больше уже не пришлось.
К концу испытаний было организовано НПО «Молния», ставшее участником работ.
С 1976 г. в СССР развернулось проектирование принципиально иного типа воздушно-космического самолета — «Бурана», и к 1979 г. все работы по теме «Спираль» и изд.105 были прекращены. Тем не менее опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран», первый (и, к сожалению, единственный) космический старт которой состоялся 15 ноября 1988 г.
В настоящее время аппарат 105.11 находится в музее ВВС в г.Монино Московской области.

Компоновка и конструкция. Аппарат выполнен по схеме «бесхвостка» с несущим корпусом, низкорасположенным треугольным крылом, однокилевым оперением, одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа и четырехопорным шасси. Несущий фюзеляж имеет стреловидную в плане форму (угол стреловидности 78°) и сечения с закругленной верхней и практически плоской нижней частью. Фюзеляж состоит из четырех частей: носового отсека оборудования с кабиной, фермы с рамами, панелей с воздухозаборником ТРД и нижнего теплостойкого экрана.
Основной частью фюзеляжа является ферма. В этом конструкция была схожа с американским X-20.
Ферма с рамами — силовая пространственная сварная конструкция из стали ВНС-2. Ферменная конструкция выбрана из условий обеспечения максимального объема для размещения двигателя, топлива и оборудования, а так же в целях обеспечения минимальных температурных напряжений.
В нижней центральной части расположен топливный бак-отсек, который входит в силовую часть фермы. В хвостовой части размещен ТРД, воздухозаборник которого снабжен открываемой при работе двигателя створкой. Отсек оборудования с кабиной — обычной сварной конструкции из листовой стали ВНС-2, соединяется с фермой пироболтами, образуя спасаемую капсулу. Пилот попадал в кабину верхний люк. Панели и воздухозаборник ТРД — обычной дюралевой конструкции, закрывают ферму и крепятся к ней на болтах. Экран установлен снизу фермы, защищает ее от термодинамического нагрева и создает основную несущую поверхность. Экран — сварная панель из листовой стали ВНС-2 с набором продольных и поперечных профилей, приваренных контактной сваркой.
С внутренней стороны экран покрыт термоизолирующим материалом. Экран подвешивается к ферме на 110 свободноориентирующихся тандерах, что обеспечивает его деформацию при неравномерном нагреве во все стороны без появления температурных напряжений. Съемные панели включают створку аварийного покидания кабины, люки подходов к оборудованию и двигателю и боковые панели. Пилот попадал в кабину верхний люк.
Консоли крыла имеют угол стреловидности по передней кромке 55°, крепятся к фюзеляжу, но могут поворачиваться на угол до 30° вверх в зависимости от режима полета. Привод поворота консолей крыла — электрический с червячным механизмом. Крыло снабжено элеронами для управления по крену. Вертикальное оперение включает киль площадью 1,7 м2 с углом стреловидности по передней кромке 60° и руль направления. На верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположены балансировочные щитки, отклоняемые вверх. Система управления самолетом — ручная, от традиционной ручки и педалей «самолетного» типа.
Шасси — четырехопорное, убираемое, лыжное (для взлета с земли в начале летных испытаний на передних опорах установлены колеса). Передние опоры убираются поворотом назад в ниши боковых панелей фюзеляжа выше теплозащитного экрана, хвостовые — за задний обрез фюзеляжа. Выпуск шасси производится с помощью пневмосистемы.
Силовая установка самолета 105-11 состоит из турбореактивного двигателя Колесова РД36-35К тягой 2000 (2350) кгс и весом 176 кг. Топливо для ТРД размещается в баке в средней части фюзеляжа.
Запаса топлива (500 кг) хватало на 10 минут крейсерского полета при полной тяге. С помощью этого двигателя осуществлялся и взлет с поверхности (с использованием колесного шасси, закрепляемого на передних полозьях).
Оборудование самолета включает стандартный набор пилотажно-навигационных приборов, размещенных на приборной доске в кабине летчика.

Описание
РазработчикОКБ-155 Микояна
Обозначение105105.11
Типвоздушно-космический самолетдозвуковой аналог ЭПОС
Экипаж, чел.11
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м88,5
Размах крыла, м7,76,4 (7,4)
Базовый диаметр, м2,8
Высота, м3,33,5
Вес, кг103004220
Силовая установка
Атмосферная
ДвигательТРД РД-36-35КТРД РД-36-35К
Тяга двигателя, кгс23502000
Орбитальная
ДвигателиЖРД
Тяга двигателя, кгс1х 1500 и 2х 40
Системы управления
ДвигателиЖРД
Тяга двигателя, кгс6x 16 и 10x 1
Летные данные
Посадочная скорость, км/ч250-280
Вооружение
Вооружение


  • ЭПОС (105. 11) на видео

Использованы материалы, любезно предоставленные В.Лукашевичем — webmaster’ом Buran.ru

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности / BURAN.RU /
  3. Проект «Спираль». В.В.Лебедев / BURAN.RU /
  4. В космос на крыльях. Техника Молодежи №1
  5. Моя небесная жизнь / В.Меницкий, Москва, 1999 /
  6. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  7. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков

Программа «Спираль»: Микоян-Гуревич 105.11 ЭПОС

ЭПОС (105.11) экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет.

Изд.105-11 — летный аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС), создававшегося в ОКБ А.И. Микояна в рамках программы «Спираль» (тема 50, позднее — 105-205) по Приказу МАП от 30 июля 1965 г. В конце 1965 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании Воздушно — орбитальной системы (ВОС). Экспериментальный комплекс пилотируемого орбитального самолета «Спираль» включал в себя одноместный воздушно-космический самолет многоразового использования (изд.105) и самолет-разгонщик (изд.205), с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту.


Первоначально было решено создать экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет ЭПОС, выводимый на орбиту ракетой Р-7. Для возвращения на Землю и совершения предпосадочного маневра, в отличие от спускаемых аппаратов космических кораблей, изд.105 имело «самолетную» компоновку — оно выполнялось по схеме низкоплана — «бесхвостки» интегральной схемы с треугольным крылом, консоли которого имели значительный угол поперечного V, несущим фюзеляжем с закругленным носком, вертикальным оперением и обычными органами управления (элероны, руль направления), имело традиционный «самолетный» турбореактивный двигатель РД36-35К тягой 2000 кгс и шасси. За плоскодонную форму с большой вздернутой носовой частью космолет получил прозвище «Лапоть». Такая геометрия носовой части существенно снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и была использована затем НАСА в проекте HL-20 1980-х.

Для управления самолетом на орбите и в атмосфере на гиперзвуковых и сверхзвуковых скоростях имелись модули газодинамического управления (малоразмерные жидкостно-реактивные двигатели в двух блоках по три сопла тягой 16 кгс и пять сопел тягой 1 кгс), а для маневров на орбите и схода с нее — ЖРД тягой 1500 кгс с двумя дополнительными камерами тягой по 40 кгс. Все двигатели размещались в хвостовой части фюзеляжа. Для защиты фюзеляжа от термодинамического нагрева при входе в атмосферу в конструкции был предусмотрен стальной термостойкий экран. Кабина летчика выполнялась в виде спасаемой (отстреливаемой) в аварийной ситуации герметичной металлической капсулы, покрытой слоем теплоизоляции.

Разработка аванпроекта системы «Спираль» началась в 1965 г., в следующем году приступили к разработке эскизного проекта. Одновременно в 1966 г. было принято решение о постройке аналога ЭПОС — изд.105-11 (с ТРД, но без ЖРД и газодинамического управления) для атмосферных испытаний аппарата на дозвуковых скоростях при сбросе его с соответствующим образом переоборудованного самолета Ту-95КМ. К постройке аналога приступили в 1968 г., параллельно на авиационном заводе в Куйбышеве (Самаре) началось переоборудование выделенного ВВС бомбардировщика Ту-95КМ № 2667 в экспериментальный самолет-носитель.

Позднее к испытаниям планировалось подключить два других аналога ЭПОС, теперь уже с ЖРД, — изд.105-12 и 105-13, которые могли бы совершать полет со сверхзвуковыми и гиперзвуковыми скоростями соответственно.




Фото Кузнецова Андрея (c) http://russianplanes.net

Фото Кузнецова Андрея (c) http://russianplanes.net

Фото Дениса Апалькова (c) http://russianplanes.net

Фото Дениса Апалькова (c) http://russianplanes.net

Фото Павла Аджигильдяева (c) http://russianplanes. net

После прекращения испытаний с самолета было частично демонтировано оборудование и в начале 1980-х годов он был передан в Центральный музей ВВС (под инвентарным номером 13576/142), расположенный на территории Военно-воздушной академии им. Ю.А.Гагарина в подмосковном г.Монино. С тех пор ЭПОС все время находился под открытым небом и, как и прочие экспонаты, постепенно ветшал. Не смотря на жесткий пропускной режим музея, аппарат достаточно серьезно пострадал от вандалов — за годы хранения появились механические повреждения: разорвана кинематика левой створки передней стойки шасси, погнута штанга носового приемника воздушного давления и т.д. Кроме того, по разным причинам были частично утрачены приборы и другое оборудование кабины, некоторые внешние элементы. После одной такой крупной пропажи пришлось заварить люк кабины.
В рамках подготовки к шоу «Летающие легенды-2004» ЭПОС был совершенно бездумно покрашен некачественной серебрянкой — в результате были потеряны оригинальные звезды, эмблема-логотип Дубненского филиала ОКБ им. А.И.Микояна, бортовой номер и вся нанесенная на внешнюю поверхность техническая информация.
В 2008 г., по инициативе Феликса Сорокина и по договоренности с администрацией Музея за восстановление ЭПОСа взялась волонтерская организация http://aviarestorer.ru/ . Группу реставраторов ЭПОСа возглавил Николай Чеканов.
Активные работы непосредственно на аналоге начались в мае 2008 г. Сначала, впервые за многие годы, аппарат был помыт. Затем были подготовлены к покраске внешние поверхности, на которые были нанесены звезды, покрашены законцовка киля и заглушка реактивного сопла.
Через несколько дней была вскрыта пилотская кабина. Ее вычистили от накопившихся грязи и пыли и провели анализ комплектности внутреннего оборудования и пилотажных приборов.



Респект и Уважуха ребятам!

Детская конфиденциальность — EPIC — Электронный информационный центр конфиденциальности

Дети особенно уязвимы к нарушениям конфиденциальности в Интернете. Соответственно, Конгресс принял Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете, один из немногих федеральных законов о конфиденциальности в США. К сожалению, соблюдение Закона часто отстает от новых технологий, слияний и поглощений технологических компаний и недостаточных действий FTC для пресечения нарушений. EPIC выступает за создание специального агентства для полной защиты всех людей в Интернете и поддерживает всеобъемлющее федеральное законодательство о конфиденциальности.

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ (COPPA)

Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете («COPPA») специально направлен на защиту конфиденциальности детей в возрасте до 13 лет, запрашивая согласие родителей на сбор или использование любой личной информации пользователи. Закон вступил в силу в апреле 2000 г. и был пересмотрен в 2013 г. Закон был принят в ответ на растущее осознание методов интернет-маркетинга, нацеленных на детей и собирающих их личную информацию с веб-сайтов без уведомления родителей. Закон распространяется на коммерческие веб-сайты и онлайн-сервисы, предназначенные для детей. Основные требования Закона, которым должен соответствовать оператор веб-сайта, включают:

  • Включение подробной политики конфиденциальности, описывающей информацию, полученную от пользователей.
  • Получение поддающегося проверке согласия родителей до сбора личной информации от ребенка в возрасте до 13 лет.
  • Раскрытие родителям любой информации, собранной на веб-сайте об их детях.
  • A Право отозвать согласие и удалить информацию.
  • Ограниченный сбор личной информации, когда ребенок участвует в онлайн-играх и конкурсах.
  • Общее требование по защите конфиденциальности, безопасности и целостности любой личной информации, полученной в Интернете от детей.

Цель Конгресса при принятии Закона заключалась в расширении участия родителей в онлайн-деятельности детей, обеспечении безопасности детей во время их участия в онлайн-деятельности и, что наиболее важно, в защите личной информации детей.

  • Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете, 15 U.S.C. §§ 6501-6506, П.Л. № 105-277, 112 стат. 2681-728.
  • Регламент FTC COPPA, 64 Fed. Рег. 212.

Закон COPPA устанавливает принципы добросовестной работы с информацией, регулирующие сбор, доступ и использование личной информации веб-сайтом, предназначенным для детей. Закон не распространяется на веб-сайты для широкой аудитории; однако операторы таких сайтов, у которых есть специальные разделы для детей или которые действительно знают о детях, использующих их сайт, должны соблюдать правила COPPA. Кроме того, COPPA распространяется на иностранные веб-сайты, предназначенные для детей из США.

На федеральном уровне нарушения COPPA считаются недобросовестной или вводящей в заблуждение торговой практикой в ​​соответствии с § 5 Закона о Федеральной торговой комиссии, и FTC может налагать гражданско-правовые санкции за его нарушение. Чтобы обеспечить соблюдение правила, FTC следит за Интернетом и поощряет жалобы родителей на своем веб-сайте. Нарушители могут быть привлечены к ответственности до 43 792 долларов за каждое нарушение. На уровне штата COPPA уполномочивает генеральных прокуроров штата подавать иски в федеральный окружной суд для обеспечения соблюдения правил FTC и получения возмещения убытков или других форм компенсации и помощи.

В 2019 году EPIC представила комментарии в Федеральную торговую палату по поводу проведенной агентством нормативной проверки правил Закона о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA). EPIC заявила, что FTC должна: (1) поддерживать строгие меры безопасности для данных детей, (2) отклонить «официальное исключение школы», (3) FTC определить термин «коммерческая цель» и обеспечить, чтобы личные данные детей, собираемые в школах, не передается компаниям EdTech; и (4) FTC требует уведомления в течение сорока восьми дней об утечке данных о детях компанией, подпадающей под действие COPPA. EPIC заявила, что «FTC должна теперь установить четкие гарантии для данных детей, собираемых в школах». EPIC выступала перед Конгрессом в 19 году.96 в поддержку первоначального закона о конфиденциальности детей. Ранее FTC рассмотрела рекомендации EPIC в рамках раннего обзора правила COPPA и включила несколько рекомендаций EPIC в правила 2013 года.

НАРУШЕНИЯ COPPA СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КОМПАНИЯМИ

После принятия COPPA несколько социальных сетей и технологических компаний нарушили Закон. Еще в 2003 году EPIC вместе с 11 потребительскими организациями заявили в иске в Федеральную торговую комиссию (FTC), что Amazon незаконно собирала и раскрывала личную информацию детей в нарушение Закона о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA).

В августе 2018 года FTC единогласно проголосовала за одобрение рекомендаций EPIC по усилению защиты данных детей в игровой индустрии. В результате голосования 5–0 FTC приняла предложения EPIC по пересмотру отраслевых правил Совета по рейтингу развлекательного программного обеспечения, чтобы (1) распространить защиту конфиденциальности детей в COPPA на всех пользователей по всему миру; и (2) реализовать меры защиты конфиденциальности для сбора данных, «обезличенных». FTC написала: «Комиссия согласна с комментарием EPIC. Поскольку защита COPPA не ограничивается только резидентами США, определение «ребенок» в программе ESRB было пересмотрено, чтобы снять это ограничение». Комиссия также усилила защиту деидентифицированных данных детей: «компании должны уведомлять и получать поддающееся проверке согласие родителей, если личная информация собирается, даже если она впоследствии анонимизируется».

EPIC вместе с коалицией групп потребителей в феврале 2019 года направили жалобу в FTC, обвинив Facebook в недобросовестной и вводящей в заблуждение практике и нарушении Закона о защите конфиденциальности детей в Интернете после того, как судебные документы по групповому иску 2012 года показали, что Facebook поощрял детей совершать покупки кредитной картой на платформе Facebook. Родители и несовершеннолетние неоднократно жаловались на расходы по кредитным картам, но документы указывают на то, что компания отказалась возмещать расходы и создала сложную систему жалоб для предотвращения запросов на возврат средств.

TikTok рассчитался с FTC на 5,7 миллиона долларов в связи с утверждениями о том, что китайская компания, разрабатывающая видеоприложения, нарушила Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете в феврале 2019 года. В жалобе FTC утверждалось, что TikTok нарушил COPPA, собирая личную информацию от детей без согласия родителей. Штраф в размере 5,7 миллиона долларов был крупнейшим штрафом Комиссии COPPA на тот момент. Голосование комиссии было единогласным.

FTC объявила в сентябре 2019 года, что Google и ее дочерняя компания YouTube заплатят штраф в размере 170 миллионов долларов, чтобы урегулировать обвинения FTC в том, что YouTube собирал личную информацию детей без согласия родителей. YouTube собирал информацию от детей на страницах, специально предназначенных для детей, таких как видео о детских игрушках и потешках. Хотя штраф был рекордным, комиссар Чопра объяснил , что он не наказывал Google или YouTube за их доходы, полученные нечестным путем.

АКЦИЯ КОНГРЕССА ПО ЗАЩИТЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В марте 2019 года сенаторы Эдвард Марки (штат Массачусетс) и Джош Хоули (республиканец) представили закон обновляющий Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA). Законопроект запрещает интернет-компаниям собирать личную информацию или информацию о местонахождении детей до 13 лет без согласия родителей и подростков в возрасте 13–15 лет без согласия пользователя. EPIC поддержала правила 2013 года, обновившие закон.

Сенаторы Марки (штат Массачусетс), Блюменталь (штат Коннектикут), Дурбин (штат Иллинойс) и Хоули (штат Миссури) отправили письмо в мае 2019 г.в Федеральную торговую комиссию, чтобы начать расследование новых доказательств нарушений Amazon Закона о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA) с устройством Amazon, предназначенным для детей. Сенаторы писали: «Дети — это исключительно уязвимая группа населения. Мы призываем Комиссию принять все необходимые меры для обеспечения их конфиденциальности по мере выхода на рынок устройств «Интернета вещей», ориентированных на молодых потребителей, включая незамедлительное начало расследования соответствия Amazon Echo Dot Kids Edition требованиям COPPA. В письме цитировалась жалоба в FTC от кампании за детство без рекламы, к которой присоединилась EPIC.

Двухпартийная группа сенаторов призвала Федеральную торговую комиссию начать расследование использования детьми данных в сфере образовательных технологий и цифровой рекламы. В письме в FTC от мая 2020 года сенаторы Эдвард Марки (штат Массачусетс), Джош Хоули (штат Миссури), Ричард Блюменталь (штат Коннектикут), Билл Кэссиди (штат Калифорния), Дик Дурбин (штат Массачусетс) -Иллинойс) и Марша Блэкберн (республиканец от Теннесси) заявили: «Федеральная торговая комиссия должна использовать свои следственные полномочия, чтобы лучше понять коммерческие организации, занимающиеся онлайн-рекламой для детей, особенно то, как эти коммерческие организации меняют свои маркетинговые стратегии в ответ на Пандемия коронавируса и увеличение экранного времени среди детей».

В июле 2021 года член палаты представителей США Кэти Кастор (FL14) представила обновленный «Закон о защите информации наших уязвимых детей и молодежи» или «Закон о конфиденциальности детей», чтобы усилить Закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA). «Законопроект представителя Кастора вносит важные изменения в законы о конфиденциальности наших детей, чтобы устранить опасности современных технологий», — сказала Катрина Фицджеральд, заместитель директора Электронного информационного центра конфиденциальности (EPIC). «Каждый заслуживает надежной защиты конфиденциальности в Интернете, но дети и подростки особенно нуждаются в защите от корпоративной слежки и манипулятивной целевой рекламы. Закон о конфиденциальности детей запрещает таргетинг поведенческой рекламы на детей и подростков и включает в себя надежные механизмы обеспечения соблюдения закона компаниями. EPIC гордится тем, что поддерживает этот законопроект, и призывает Конгресс продвигать этот закон, чтобы защитить детей и подростков в Интернете».

Callaway Epic Pro Irons Steel Shafts Right Hard Project X LZ 105 4-PW (Ex display)

Epic Pro Irons Steel Shafts Right Hard Project X LZ 105 4-PW (Ex display)

Утюги Callaway Epic Pro – Стальные стержни

В утюгах Epic используются наши самые высококачественные материалы и передовые технологии, обеспечивающие высочайший уровень скорости мяча, прощения и производительности, который мы когда-либо имели в айронах Callaway.

Технология лицевых чашек нового поколения 360 для увеличения среднего расстояния

Усовершенствовав ведущую в отрасли лицевую технологию, которая сделала Callaway айроном №1 в гольфе, обод лицевой чашки имеет толщину 1 мм в самом тонком месте, что еще больше увеличивает скорость мяча при ударах по центру и дополнительно минимизирует потерю дистанции при ударах вне центра. хиты.

Exo-Cage для энергетической линзы и максимальной COR

Конструкция головы Exo-Cage придает телу жесткость, позволяя лицу принимать на себя большую часть ударной нагрузки. Это известно как «Energy Lensing» — оно способствует более высокой скорости мяча на больших расстояниях и помогло поднять COR в Epic Irons до предела для каждого айрона. Мы никогда не достигали такого уровня скорости в полном сете.

Литой вольфрамовый сплав со стоячей волной для оптимизации положения ЦТ

Конструкция из нескольких материалов требует строгих допусков, бесшовной посадки и надежного соединения. Утюги Epic изготовлены с высокой точностью и сварены роботом, и каждый утюг в этом наборе имеет уникальную конструкцию, обеспечивающую максимальную целостность и оптимальную производительность. Включение вольфрама во внутреннюю стоячую волну позволило инженерам Callaway точно расположить компьютерную графику в каждом отдельном утюге. Это включает в себя более низкий CG для более легкого запуска и длинной переноски в длинных айронах, более высокий CG в коротких айронах для более низкого и более управляемого полета и управление CG слева направо в тандеме с полым шлангом.

Предложения по валу премиум-класса

UST Предложения Mamiya Recoil ES 760/780 из графита и стали Project X LZ 95 с широким выбором вариантов стальных валов премиум-класса без дополнительной оплаты.

Гарантия JamGolf Love It

Эксклюзивно для JamGolf. 60-дневная ГАРАНТИЯ LOVE IT распространяется на все новые стандартные клюшки для гольфа, приобретенные через наш веб-сайт, на котором отображается значок Love It.
(Обратите внимание, что товары со скидкой и беспроцентные кредиты не включены)

Независимо от того, сколько раз вы играли в гольф с вашей новой покупкой, будь то набор айронов, драйвер или клюшка — если вы каким-либо образом недовольны своей покупкой, мы примем ее обратно и предложим вам КРЕДИТ. ПОЛНОЙ СТОИМОСТИ ПОКУПКИ.

ВСЕ ВОЗВРАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОДТВЕРЖДЕНЫ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ НАМ. номер телефона. Затем один из наших специалистов PGA позвонит вам, чтобы облегчить обмен. Перед отправкой товара обратно убедитесь, что соблюдены следующие условия.

Количество использований клюшек не ограничено, если они получены нами в течение 60 дней при соблюдении следующих условий: поле для гольфа

  • Булавы не должны иметь следов от неба на верхней кромке всех металлических деревянных и гибридных
  • По этой схеме разрешен только один возврат на домохозяйство или держателя карты
  • Булавы должны быть получены в течение 59 дней с момента первоначальной транзакции
  • Предложение НЕ распространяется на комплекты индивидуальной подгонки или наборы пакетов
  • Товары должны быть возвращены нам за ваш счет
  • Булавы должны быть куплены по полной розничной цене, не включая клюшки с гарантией соответствия цены
  • Это не влияет на ваши законные права.

    Получите лучшее предложение в JamGolf

    Мы хотим, чтобы вы получили лучшее предложение на клюшки для гольфа, одежду, аксессуары или все, что вы найдете в JamGolf. Чтобы убедиться, что это произойдет, мы готовы снизить нашу цену, чтобы она соответствовала цене наших конкурентов, если вы найдете тот же товар в другом месте с меньшей ценой. Конечно, как всегда, к этому предложению прилагаются некоторые условия, но мы хотим, чтобы вы делали покупки в JamGolf, поскольку мы считаем, что мы лучшие в своем деле, и наш рейтинг TrustPilot подтверждает это. В настоящее время мы занимаем 1-е место из 64 в категории «Гольф» и 14-е место из 604 в общей категории «Спорт»!

    Мы не так легко достигли вершины в своей области, и оставаться здесь — это постоянная борьба, поэтому мы хотим, чтобы вы получили наилучшие впечатления при покупке новых клюшек для гольфа или чего-либо еще у нас. Итак, как вы относитесь к сопоставлению цен в JamGolf? Если вы найдете такой же товар по более низкой цене, свяжитесь с нами и сообщите нам, где он находится, и, при условии соблюдения наших критериев, мы сравняем эту цену или предоставим вам кредит в размере 100 фунтов стерлингов на ваш счет JamGolf.

    Теперь об этих условиях:

    • Товар должен быть идентичным
    • Должен быть в наличии
    • Нет аукционов или онлайн-рынков
    • Цена не должна включать какие-либо применяемые коды скидок или ваучеров

    Если у вас есть какие-либо вопросы об этом предложении или о чем-либо другом, связанном с JamGolf, позвоните нам по телефону 03330 607141, напишите по электронной почте: [email protected] или воспользуйтесь нашим вариантом чата.

    Варианты доставки

    Мы пользуемся услугами трех курьерских служб: DPD, Parcelforce и Royal Mail Special Delivery.

    Большинство товаров будет отправлено через DPD.

    Варианты доставки

    Великобритания 5–7 рабочих дней — бесплатно

    Великобритания 2–3 рабочих дня — 4,95 фунтов стерлингов

    Великобритания на следующий рабочий день (при заказе до 14:00) — 6,95 фунтов стерлингов

    Доставка по ЕС — 10 фунтов стерлингов

    Обратите внимание любые заказы, размещенные в выходные или праздничные дни, будут отправлены на следующий рабочий день.

    Оптимизация эффективности передачи пациентов и документирования прогресса в системе EPIC EMR в нейрохирургической ординатуре: инициатива по улучшению качества

    . 2022 15 сентября; 105:86-90.

    doi: 10.1016/j.jocn.2022.09.007. Онлайн перед печатью.

    Михаил Д Крушельницкий 1 , Марк В. Янгблад 2 , Мацей С Лесняк 2 , Ханна Р. Кемени 2 , Луис Г Фернандес 2 , Кирстен Л. Белл Бёрдетт 2 , Хуэй Чжан 2 , Торд Д. Олден 3 , Надер С Дахдале 2

    Принадлежности

    • 1 Отделение нейрохирургии, Северо-Западная мемориальная больница, Медицинская школа Файнберга Северо-Западного университета, Чикаго, Иллинойс, США. Электронный адрес: [email protected].
    • 2 Отделение нейрохирургии, Северо-Западная мемориальная больница, Медицинская школа Файнберга Северо-Западного университета, Чикаго, Иллинойс, США.
    • 3 Отделение нейрохирургии, Детская больница Анны и Роберта Х. Лури в Чикаго, Чикаго, Иллинойс, США.
    • PMID: 36116353
    • DOI: 10.1016/j.jocn.2022.09.007

    Михаил Д Крушельницкий и др. Дж. Клин Нейроски. .

    . 2022 15 сентября; 105:86-90.

    doi: 10.1016/j.jocn.2022.09.007. Онлайн перед печатью.

    Авторы

    Михаил Д Крушельницкий 1 , Марк В. Янгблад 2 , Мацей С Лесняк 2 , Ханна Р. Кемени 2 , Луис Г. Фернандес 2 , Кирстен Л. Белл Бёрдетт 2 , Хуэй Чжан 2 , Торд Д. Олден 3 , Надер С Дахдале 2

    Принадлежности

    • 1 Отделение нейрохирургии, Северо-Западная мемориальная больница, Медицинская школа Файнберга Северо-Западного университета, Чикаго, Иллинойс, США. Электронный адрес: [email protected].
    • 2 Отделение нейрохирургии, Северо-Западная мемориальная больница, Медицинская школа Файнберга Северо-Западного университета, Чикаго, Иллинойс, США.
    • 3 Отделение нейрохирургии, Детская больница Анны и Роберта Х. Лури в Чикаго, Чикаго, Иллинойс, США.
    • PMID: 36116353
    • DOI: 10.1016/j.jocn.2022.09.007

    Абстрактный

    Фон: Передачи и документация являются потенциально поддающимся изменению источником врачебной ошибки. Однако мало внимания уделялось усовершенствованию этих методов в нейрохирургии. Мы стремимся повысить эффективность и точность нейрохирургических передач, включая неврологический осмотр, тем самым сокращая время медицинской документации в рамках текущих ограничений рабочего времени.

    Методы: Существующая система электронных медицинских карт Epic была изменена, чтобы включить неврологическое обследование в передачу: инструмент, используемый для создания списков, включая соответствующие клинические данные и планы пациентов. Инструмент передачи также был преобразован в формат субъективной, объективной, оценки и планирования (SOAP), который использовался для эффективного создания ежедневных отчетов о ходе работ. Для оценки эффективности этого нового формата был разработан опрос из четырех вопросов. Среднее время нот сравнивали до и после обновления EPIC с использованием t-критерия независимых выборок.

    Полученные результаты: Все опрошенные ординаторы нейрохирургии в нашем учреждении сообщили о сокращении времени документирования на отчет о проделанной работе, считают, что записи были более точными, и им стало легче вспоминать неврологические обследования пациентов. 8/9 жильцов считают, что новая передача вызовов сделала звонки внутри дома менее напряженными. Наблюдалась значительная разница в среднем времени заметок: среднее время заметок составило 37,9 с после обновления EPIC по сравнению со 120 с до обновления. Мы прогнозируем, что ежегодно в нашем учреждении будет сохраняться более 241 часа документации.

    Выводы: Этот проект QI демонстрирует, как инициатива с низкими усилиями улучшила память пациентов о неврологических обследованиях, сэкономив время, затрачиваемое на документирование ежедневных отчетов о прогрессе.

    Ключевые слова: ЭМИ; Эффективность; Руки прочь; нейрохирургия; Резиденция.

    Copyright © 2022 Elsevier Ltd. Все права защищены.

    Заявление о конфликте интересов

    w3.org/1998/Math/MathML» xmlns:p1=»http://pubmed.gov/pub-one»> Декларация о конкурирующих интересах Авторы заявляют, что у них нет известных конкурирующих финансовых интересов или личных отношений, которые могли бы повлиять на работу, представленную в этой статье.

    Похожие статьи

    • Тезисы презентаций на собрании Ассоциации ученых-клиницистов 143 rd Луисвилл, Кентукки, 11–14 мая 2022 г.

      [Нет авторов в списке] [Нет авторов в списке] Энн Клин Lab Sci. 2022 май; 52(3):511-525. Энн Клин Lab Sci. 2022. PMID: 35777803

    • Суицидальная идея.

      Хармер Б., Ли С., Дуонг ТВХ, Саадабади А. Хармер Б. и др. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв. –. 2022 г., 18 мая. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing; 2022 янв.–. PMID: 33351435 Бесплатные книги и документы.

    • Оценка и стандартизация практики передачи резидентов: проект PACT.

      Тапия Н.М., Фэллон С.К., Брандт М.Л., Скотт Б.Г., Сулибурк Дж.В. Тапиа Н.М. и соавт. J Surg Res. 2013 г., сен; 184 (1): 71-7. doi: 10.1016/j.jss.2013.04.063. Epub 2013 18 мая. J Surg Res. 2013. PMID: 23721935

    • Практики передачи в неотложной медицинской помощи: мы добиваемся прогресса?

      Херн Х.Г. младший, Галлахью Ф.Е., Бернс Б.Д., Драк Дж., Джонс Дж., Кесслер С., Кнапп Б., Уильямс С.; Представляет Совет директоров резидентур, Целевая группа по переходу ухода. Херн Х.Г. мл. и соавт.