Словарь терминов. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень

Словарь терминов

• Абсолютизм – неограниченная монархия; форма правления, при которой исполнительная, законодательная и судебная власти принадлежат одному лицу – монарху.

• Античный – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.

• Буржуазия – общественный класс собственников капитала, получающих доходы в результате торговой, промышленной, финансовой и другой деятельности.

• Бюргеры – название горожан в Средние века.

• Бюрократия – чиновники, служащие административного аппарата.

• Вассал – западноевропейский феодал, получавший земельное владение (феод) от более крупного феодала – сеньора и обязанный нести за это военную службу.

• Внутренняя колонизация – процесс введения в сельскохозяйственный оборот на давно уже освоенной территории новых посевных площадей.

• Гильдия купеческая – сословное объединение купцов, защищавшее интересы и привилегии своих членов.

• Гражданская война – война между гражданами (подданными) одного государства.

• Гражданское общество – совокупность отношений между людьми, при которых они связаны и взаимодействуют друг с другом вне рамок государства.

• Гуманизм – совокупность идей, выдвигающих на первый план интерес к личности человека, требующих уважения её достоинства, провозглашающих жизнь человека величайшей ценностью.

• Демократия – народовластие, форма политического, государственного устройства, основанная на признании народа как источника власти, его права принимать участие в решении общественных, государственных вопросов, на признании принципов свободы, равенства и других прав граждан, предусматривающая введение правовых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни общества.

• Деспотия – форма самодержавной неограниченной власти, связанная с полным произволом властных структур, бесправием подданных.

• Династия – ряд происходящих от общего предка монархов, сменяющих друг друга на престоле по праву родства.

• Догматы – основные положения вероучения, принятые для всех верующих и не подвергающиеся сомнению.

• Домен – наследственное земельное владение короля в странах Западной Европы.

• Ересь – вероучение, отличающееся от системы религиозных представлений, признанных церковью.

• Иерарх – высшее должностное лицо в христианской церкви.

• Империя – могущественное монархическое государство, глава которого носит титул императора или другой, приравнивающийся к нему; крупная колониальная держава.

• Канон

– свод положений, имеющих догматический характер; всё, что твёрдо установлено, стало общепринятым.

• Капер – судовладелец, получивший от государства разрешение нападать на неприятельские суда и грабить их.

• Колонизация – заселение, освоение новых земель.

• Конституция – основной закон государства, устанавливающий принципы формирования, организации и деятельности его органов, закрепляющий основные права и свободы граждан.

• Корпорации – группы людей, обладающих одинаковыми правами и обязанностями, занимающихся одним видом деятельности, ведущих определённый образ жизни.

• Кризис – нарушение привычных форм деятельности какой-либо экономической или социальной системы, переходное состояние, которое может вызвать крутой перелом.

• Люмпены – люди, лишённые каких-либо средств к существованию (городские бедняки, крестьяне, лишившиеся земли, жертвы войн и природных катаклизмов).

• Мануфактура – предприятие, для которого характерно использование ручного труда (наряду с применением технических приспособлений) и разделение труда между работниками. Различают рассеянные (то есть группы ремесленных мастерских, работающих по единому заказу) и централизованные (производство сосредоточено в одном месте) мануфактуры.

• Меркантилизм – экономическая политика, запрещавшая иностранным купцам вывозить из страны деньги, полученные за проданные ими товары; государство требовало тратить эти средства на покупку местных товаров.

• Метрополия – государство, осуществляющее колонизацию.

• Миграция – переселение, перемещение населения.

• Миссионер – проповедник религии, посланный господствующей церковью к иноверцам.

• Миф – сказание, в образной форме передающее представления о мире, его происхождении, о богах и героях.

• Монархия – форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному, обычно наследственному, правителю.

• Монополия – исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному человеку, группе лиц или государству. Капиталистическими монополиями называют объединения предпринимателей, которые сосредоточивают в своих руках производство или продажу какого-либо товара для того, чтобы установить своё господство в той или иной отрасли экономики.

• Натуральное хозяйство – замкнутая экономическая система, в которой продукты производятся не для продажи на рынке, а для внутреннего потребления.

• Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему, сопровождавшийся вступлением человеческого общества в стадию цивилизации.

• Олигархия – 1) политический режим, при котором власть принадлежит узкой группе лиц; 2) социальный слой, занимающий господствующие позиции в экономике или политике.

• Отцы Церкви – христианские писатели, которых церковь признала наиболее авторитетными толкователями Священного Писания.

• Плюрализм – принцип организации общества, основанный на признании многообразия экономических и политических интересов, эстетических ценностей и их конкуренции.

• Полис – древнегреческий город-государство, состоявший из самого города и прилегающих к нему территорий.

• Правовое государство – политический строй, при котором каждый гражданин имеет неотчуждаемые права на жизнь, частную собственность и личные свободы. Эти права защищены и гарантированы законом. В правовом государстве верховенство принадлежит закону, обязательному для всех. В нём налажен механизм сдерживания властей от произвола и злоупотреблений.

• Привилегия – исключительное право, преимущество, предоставленное избранным людям.

• Пролетариат

– наёмные рабочие, трудящиеся на капиталистическом предприятии.

• Промышленный переворот – историческая эпоха перехода от ручного труда к машинному, от мануфактуры – к фабрике, в ходе которой сформировались промышленная буржуазия и пролетариат, были заложены основы индустриального общества.

• Протекционизм – политика государства, направленная на защиту собственной промышленности путём введения высоких таможенных пошлин на импортируемые товары.

• Пуританизм – идеологическое течение последователей кальвинизма в Англии в XVI–XVII вв.

• Рационализм – здесь – система действий, имеющих разумный, целесообразный характер.

• Революция – коренной переворот в общественных отношениях, в технике, науке, культуре, сфере сознания.

• Республика – государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным обществом на определённый срок.

• 

Романизация – процесс, в ходе которого завоёванные римлянами народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.

• Сеньор – земельный собственник, выступавший господином по отношению к своим вассалам.

• Сословия – общественные группы, наделённые определёнными правами и обязанностями на основании законов государства.

• Сословно-представительная монархия – форма государства, при которой наряду с монархией существуют обладающие рядом властных полномочий представительные органы власти, выражавшие интересы сословий.

• Теократия – тип правления, при котором высшая государственная власть принадлежит духовенству; в одном лице происходит сочетание функций главы государства и религиозной организации.

• Террор – политика насилия, направленная на подавление, устрашение противников.

• Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, правила, порядки.

• Урбанизация – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.

• Федерация – форма государственного устройства, при которой образующие её на договорной основе члены федерации (земли, штаты, республики и др.) имеют собственные законодательные и исполнительные органы (в ряде случаев конституции и судебные органы). При этом государственное единство обеспечивается общей федеральной конституцией, общесоюзными органами власти, единым гражданством и т. д. Антиподом федерации является жёстко централизованное унитарное государство.

• Феод – земельная собственность, которая давалась при условии несения военной службы, военной или денежной помощи и верности своему сеньору.

• Феодализм – система поземельных и политических отношений, характерная для средневековой Европы; основана на собственности феодала на землю и эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.

• Халифат – форма государственного устройства у мусульман, при которой глава государства (халиф) является и религиозным главой.

• Хозяйственно-культурные типы – сходные комплексы хозяйства и культуры, сложившиеся вследствие однотипных природных условий проживания у различных народов.

• Централизованное государство – государство, для которого характерно наличие единого аппарата управления, законодательства, финансовой и налоговой системы, постоянной армии.

• Цех – объединение городских ремесленников одной или нескольких родственных специальностей.

• Цивилизация – пришедшая на смену первобытности ступень развития общества, характеризующаяся возникновением городов, появлением письменности, формированием различных общественных слоев и появлением государства; под цивилизацией понимают также отдельную большую общность людей, которая долгое время занимает определённую территорию и отличается особенностями экономического уклада, особыми взглядами людей на окружающий мир и место человека в нём, обычаями, правилами поведения, религиозными взглядами, эстетическими ценностями.

• Частная собственность – защищенная законами полная собственность человека на дом, имущество, землю.

• Эволюция – процесс постепенного развития; непрерывное постепенное количественное изменение.

• Экспансия – расширение, распространение, захват новых территорий.

• Элита – социальная группа, обладающая определёнными привилегиями и уровнем влияния в той или иной сфере общественной или государственной жизни.

• Эллинизм – историческая эпоха, начало которой было положено образованием державы Александра Македонского (323 г. до н. э.), а завершение связано с завоеванием Египта Римской республикой (30 г. до н. э.).

• Этика – философское учение о морали.

• Этнос – общность, совокупность людей, выделенных и объединённых по определённому признаку.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 1. Начало эпохи средних веков. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс

§ 1. Начало эпохи средних веков

Упадок античного мира

В начале первого тысячелетия новой эры мир был мало похож на сегодняшний. В Европе, Азии и Африке существовали всего несколько государств, крупнейшим из которых была Римская империя. Она раскинулась от Атлантического океана на западе до Евфрата на востоке, от Рейна и Дуная на севере до африканских пустынь на юге. Римская держава принадлежала к античному миру.

В Римской империи проживало множество народов и племён. Многие из них были в разное время покорены римлянами и затем романизированы. В III веке почти всё свободное население империи получило права римских граждан. Все они подчинялись общим законам, платили налоги императору, служили в войске. Как и в любом обществе, среди римлян были богатые и бедные. Богатые (магнаты – «могущественные») жили в роскошных дворцах, владели землёй и рабами. Уделом бедных был тяжёлый труд.

В IV–V веках некогда могущественное Римское государство начало постепенно приходить в упадок. Победоносные войны Рима остались в прошлом, количество рабов не увеличивалось, а их труд становился всё менее выгодным. Рабовладельческое хозяйство зашло в тупик. Это заставило магнатов изменить своё отношение к рабству. Невольникам стали предоставлять небольшие участки земли и требовать за это часть урожая. Положение мелких свободных земледельцев, напротив, ухудшилось.

Огромные налоги приводили их к разорению, и чтобы освободиться от непомерных поборов и притеснений чиновников, простые земледельцы переходили под покровительство магнатов. Большинство свободных граждан Рима были уже не способны приобрести оружие, чтобы служить в армии. Поэтому для охраны рубежей римским императорам приходилось привлекать в армию наёмников, которые служили за деньги. Среди них было много варваров.

Римский император

Удержать власть над обширной территорией императорам становилось всё сложнее. В конце IV века Римская империя была разделена на Западную, столицей которой являлся Рим (позже – Равенна), и Восточную, центром которой стал Константинополь. Но раскол могущественной державы не прекратил разгоревшейся в Риме борьбы за императорский трон. Частая смена правителей, войны претендентов на престол друг с другом ослабили государство, на которое обрушились волны варварского нашествия.

Мир варваров

Земли Европы, лежавшие к северо-востоку от Рейна и Дуная, рассматривались римлянами как далёкая и враждебная варварская окраина. Населяли эти земли германские и славянские племена. По своим привычкам и образу жизни варвары отличались от римлян.

Семья древних германцев. IV в.

Мужчины-воины носили штаны и просторные блузы, прикрываясь шерстяными плащами, скреплёнными на шее застёжкой. В ходу были также куртки с рукавами, овечьи и звериные шкуры. Женщины из варварских племён одевались в длинные сорочки без рукавов, которые закреплялись на обоих плечах металлическими застёжками. Носили они и украшения – пряжки, ременные обручи, браслеты, кольца. Варвары были язычниками. Среди многочисленных богов они особенно почитали мудрого Одина (Вотана), воинственного Тора, бога плодородия Бальдера и др. К IV–V векам некоторые варварские племена приняли христианство.

Вспомните, что такое язычество. Чем оно отличается от христианства?

Главными занятиями германцев были земледелие и скотоводство. Они разводили быков, лошадей, свиней, коз, которые обеспечивали их мясом, молоком и шерстью.

Землю германцы обрабатывали сохой и мотыгой, применяли двуполье. Они выращивали ячмень, пшеницу, рожь, репу, лук, горох, чечевицу и лён. Землю германцы особенно ценили, считая её не только кормилицей, но и наследием предков.

Обработка земли велась семьями, состоявшими из трёх поколений родственников. Для решения совместных хозяйственных вопросов, защиты от врагов и сохранения культурных традиций семьи объединялись в соседскую общину. В её собственности находились леса, поля, луга, пустоши, но пахотные наделы каждая семья обрабатывала самостоятельно. Общиной руководили старейшины. Семьи принадлежали к определённому роду. Несколько родов составляли племя. Все свободные мужчины племени имели право носить оружие. Воины на народных собраниях решали наиболее важные вопросы жизни племени: объявление войны, заключение мира, избрание вождя и старейшин и многие другие.

Постепенно равенство внутри рода и племени разрушалось. Народные собрания созывались всё реже, многие вопросы стал решать совет старейшин. Выбранные вожди окружали себя постоянным отрядом воинов – дружиной, которой доставалась лучшая часть добычи, захваченная во время военных походов. Дружинники гордились богатыми трофеями, ведь они были доказательством их смелости и военной удачи. Но превыше богатства варвары ценили свободу, которую связывали с воинской доблестью. Старейшины, военные вожди, а также самые храбрые и опытные воины составляли знать варварских племён.

Гибель Западной Римской империи

Крупнейшее столкновение античного и варварского миров произошло в IV–V веках в ходе Великого переселения народов. Соседи Рима – германцы – чаще, чем прежде, стали переходить границы империи в поисках безопасной жизни и лучших земель. Сначала они только просили римлян дать им приют, а затем, увидев слабость прежних «хозяев мира», стали захватывать одну провинцию за другой. Дважды в течение V века германские племена готов овладевали Римом.

Вспомните, какие народы участвовали в Великом переселении народов.

От нашествия германцев Римская империя так и не смогла оправиться. Реальная власть в империи оказалась у военачальников-варваров, один из которых в 476 году отстранил от власти последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула, а знаки его императорской власти – корону и пурпурную мантию – отослал в столицу Восточной Римской империи, устоявшей в борьбе с варварами. Так Западная Римская империя прекратила своё существование. С её падением ушла в прошлое эпоха Древнего мира.

Захват Рима варварами. Художник У. Кеки

Начало Средневековья

К концу V века земли, входившие прежде в Западную Римскую империю, представляли собой печальное зрелище. Их население уменьшилось в несколько раз, были забыты многие достижения сельского хозяйства, ремёсла, приходили в упадок великолепные римские дороги. На опустевших площадях античных городов, заросших травой, паслись стада коз и овец.

Варваров, захвативших земли империи, было относительно немного. Чтобы не смешаться с местным населением, они селились отдельно от него и избегали больших городов. Захватчики жили по своим прежним обычаям, римляне – по своим законам. Подчинение территории Западной Римской империи ускорило изменения, начавшиеся в варварском обществе ещё до Великого переселения народов. Вожди и старейшины сумели захватить имущество и земли римлян. Теперь они стали ещё богаче. Это привело к усилению неравенства среди варваров.

Варвары разоряют виллу в Галлии. Художник Ж. Рошегросс

Как вы думаете, почему варвары избегали больших городов?

Падение Западной Римской империи означало не только исчезновение с карты мира могущественной державы. Оно ознаменовало закат античной эпохи. Земли римских землевладельцев приобрели новых хозяев, которыми стали варвары. Рабство перестало играть прежнюю роль в жизни общества. В истории человечества начался новый период – история Средних веков.

Подведём итоги

Земли Западной Римской империи стали миром варваров. Расселившись на территории могущественной прежде державы, варварские народы принесли сюда свои обычаи и порядки. Завоевание Западной Римской империи усилило неравенство среди варваров.

Романизация – процесс, в ходе которого завоёванные римлянами народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства, культуру, отношения в обществе, государственное устройство.

Двуполье – способ обработки пашни, при котором поле каждый год делится на две части: одна засевается, другая – «отдыхает».

Соседская община – коллектив, состоящий из семей, совместно владеющих землёй. При этом каждая семья самостоятельно обрабатывает свой участок земли и присваивает урожай, собранный с него.

476 год. Падение Западной Римской империи. Начало Средневековья. «Увы! Мир гибнет… императорский город и главу Римской империи пожрал огонь!»

Христианский писатель Иероним

Вопросы

1. В чём проявился упадок античного мира в IV–V веках?

2. Каковы были занятия и образ жизни римлян?

3. Что отличало варваров от римлян?

4. Какое значение имело Великое переселение народов для Западной Римской империи, варваров и Всемирной истории?

Задания

1*. «Римляне сами себе были врагами худшими, нежели внешние враги, и не столько варвары их разгромили, сколько они сами себя уничтожили», – отмечал христианский писатель Сальвиан. Как вы думаете, что он имел в виду? Согласны ли вы с ним?

2. Используя материал параграфа, составьте рассказ на тему «Варвары глазами римлянина».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Какие страны и народы были завоёваны римлянами что позволило римлянам создать ог?

Какие страны и народы были завоёваны римлянами что позволило римлянам создать ог??омную державу

Ответы:

1)Длительный период (III – II вв. до н. э. ) в Римской республики занимала борьба за господство в Западном Средиземноморье между Римом и Карфагеном, к которому было приковано основное внимание римлян. К этому периоду относится покорение Северной Африки и Испании. Пока Рим постепенно завоевывал Италию (Весь Апеннинский полуостров был покорен римлянами в 222 г. до н. э. Кроме этого они покорили соседние латинские города.) , Карфаген успешно подчинял себе северо – африканские области. Интересы Рима и Карфагена столкнулись на о. Сицилия, которым каждый из них хотел завладеть. Это спровоцировало три войны между Римом и Карфагеном, которые длились почти 120 лет (264 – 146 гг. до н. э.) . Эти войны впоследствии назвали Пуническими войнами Завоевания Рима в Восточном Средиземноморье, в котором во II в. до н. э. наиболее крупными государствами были: Македония, Сирия и Египет ( Рим не стал завоёвывать) . Основные этапы римских завоеваний в Восточном Средиземноморье: Сирия. Разгром войск сирийского царя (196 г. до н. э.) . Сирия сохранила независимость, но при этом навсегда лишилась своего могущества и части владений в Малой Азии. Македония. Войска македонского царя были разбиты и он их вывел из Греции. Рим объявил о возвращении независимости эллинским городам (189 г. до н. э.) . Греция. Подавление восстания греков. -Суровая расправа с восставшими и разрушение г. Коринфа (146 г. до н. э.) . -Полный разгром войск македонского царя в решающем сражении при г. Пидне, 111 г. до н. э. Македония перестала существовать. Таким образом в 146 г. до н. э. Рим установил своё господство над всем Средиземноморьем. 2)Порядок в стране, сильная армия и грамотные руководители

cwetochki.ru

Расовая история римского народа

 

Рекомендуется студентам исторических, педагогических и философских факультетов.


Из предисловия:  Данная книга написана с тем намерением, чтобы даже несведущий в области истории и расологии читатель мог получить максимально ясное и полное представление о тех биологических процессах, которые скрываются за известной нам греческой и римской историей.

 

 

Кречмер считает прародиной италиков область между низовьями Дуная и восточными Альпами, другие – Чехию и Западную Венгрию. Лингвистика доказала, что в рамках группы «кентум» италийские, кельтские и германские языки особенно близки друг к другу, так что эти народы первоначально должны были быть соседями, а италики и германцы долго ими оставались.

Миграция италийских племен в Италию началась около 2000 г. до н.э. К 1500 г. до н.э. они создали т.н. культуру террамар. Они практиковали трупосожжение, поэтому их черепа не сохранились, а покоренное ими туземное население представляло собой смесь альпийской и средиземноморской рас. Многие из террамар (свайных построек) имели такую же форму, как позже римские военные лагеря и город Рим. Богослужение, возможно, совершалось на мостах, отсюда название верховных римских жрецов – «pontifex». Древнейшие поселения в районе Болоньи, возможно, принадлежали умбрам.

Вторая волна с Дуная была более мощной, чем первая. Она принесла с собой т.н. культуру Вилланова (около 1100 г. до н.э.).

Геродот упоминает еще в V веке до н.э. царство умбров в устье реки По. Но умбры и сабеллы за несколько столетий до этого уже продвинулись к Апеннинам. Культура Вилланова между По и Апеннинами была создана ими.

То место, где позже был основан Рим, заняли латинские племена и фалиски. Латинский диалект очень отличен от умбрского, поэтому их носители должны были разделиться уже давно. У италийских племен не было воспоминаний об общем происхождении, они враждовали друг с другом.

Туземное население Италии стояло на более низком уровне, чем италики. Те уже зна

www.wotanjugend.info

Значение римских завоеваний для покоренных народов: какие территории завоевал рим

В VI —Vвв. до н.э. Рим начинает завоевывать сосœедние территории. Основой силы Рима стало войско — легионы, состоявшие из всœех граждан — членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в. до н.э. в Италию. Οʜᴎ постепенно завоевывали Италию и к началу III в. до н.э. стали ее полными хозяевами.

Самым тяжелым испытанием для ранней Римской республики стала 2-я Пуническая война с Карфагеном — финикийским государ­ством в Северной Африке. Потерпев поражение в холе долгой 1-й Пунической войны (пунами римляне называли карфагенян), поте­ряв флот и владения на Сицилии и в Сардинии, Карфаген не сми­рился с этим. Карфагеняне захватили часть Иберии (современная Испания). В 218 г, до н.э. карфагенский полководец Ганнибал совер­шил отгула беспримерный поход в Италию, перейдя через Аль­пийские горы. Он нанес поражение римлянам на севере Италии, а весной 217 ᴦ. до н.э. на берегу Тразименского озера вновь раз­бил их. При этом силы Ганнибала таяли, а римская армия крепла. В 216 ᴦ. до н.э. 87-тысячная римская армия встретилась с 54-тысяч­ной армией Ганнибала близ местечка Канны. Римляне ударили в слабый центр Ганнибала, но были втянуты в мешок между его сильными флангами. Оказавшиеся в западне римляне пытались сопротивляться, по вскоре битва перешла в их избиение.

Казалось. Риму не избежать гибели. Но были приняты чрезвы­чайные меры, и война продолжалась. Римляне стали одерживать победы. Молодой талантливый полководец Рима Публий Кор­нелий Сшитом завоевал владения карфагенян в Иберии. В 204 ᴦ. до н.э. Сципион высадился в Африке. Ганнибал вынужден был покинуть Италию. В 202 ᴦ. до н.э. Сципион в битве при Заме разгро­мил Ганнибала. Карфаген заключил мир с Римом, приняв всœе условия победителœей. В ходе 3-й Пунической войны во 11 в. до н.э. Карфаген был уничтожен, тогда же были захвачены Македония и Греция, ряд других земель.

Римляне превращали завоеванные земли в провинции — ʼʼпоме­стья римского народаʼʼ. Во главе их становились наместники из числа должностных лиц Рима. Местное населœение было обложено налогами, у него отняли часть земли. Стремясь разобщить жителœей провинций, римляне применяли метод ʼʼразделяй и властвуйʼʼ. Лояльные им города и общины получали преимущества и льготы, остальные были их лишены.

Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разо­рявших других, стало ослабление войска: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не жела­ли проливать кровь в битвах. Римский полководец консул Гай Марий в конце II в. до н.э. первым стал набирать на службу в легионы добровольцев — римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обе­щали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь резко повысилась. Но потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в исполнителœей воли своих ко­мандиров-полководцев.

Читайте также

  • — Римские завоевания.

    В VI —Vвв. до н.э. Рим начинает завоевывать соседние территории. Основой силы Рима стало войско — легионы, состоявшие из всех граждан — членов полиса. Римлянам удалось отразить нашествие галлов (кельтов), хлынувших в IV в.

    Какое значение имели римские завоевания для самих римлян и для …?

    до н.э. в Италию. Они постепенно завоевывали Италию и к… [читать подробнее].

  • — Римские завоевания.

    Управление в Римской республике. Древний Рим Греко-персидские войны. В VI в. до н.э. персы покорили греческие полисы Малой Азии. В 50(1 г. до н.э. вспыхнуло восстание этих городов, но царь Дарий I подавил его. Афины присылали вооруженную помощь восставшим…. [читать подробнее].

  • Ответ оставил Гость

    Длительный период (III – II вв. до н. э. ) в Римской республики занимала борьба за господство в Западном Средиземноморье между Римом и Карфагеном, к которому было приковано основное внимание римлян.
    К этому периоду относится покорение Северной Африки и Испании.

    Пока Рим постепенно завоевывал Италию (Весь Апеннинский полуостров был покорен римлянами в 222 г. до н. э. Кроме этого они покорили соседние латинские города.) , Карфаген успешно подчинял себе северо – африканские области.
    Интересы Рима и Карфагена столкнулись на о. Сицилия, которым каждый из них хотел завладеть.

    Это спровоцировало три войны между Римом и Карфагеном, которые длились почти 120 лет (264 – 146 гг. до н. э.) . Эти войны впоследствии назвали Пуническими войнами

    Завоевания Рима в Восточном Средиземноморье, в котором во II в. до н. э. наиболее крупными государствами были: Македония, Сирия и Египет ( Рим не стал завоёвывать) .

    Какое значение имели римские завоевания для жителей покоренных земель и для самих римлян?

    Основные этапы римских завоеваний в Восточном Средиземноморье:

    Сирия.
    Разгром войск сирийского царя (196 г. до н. э.) . Сирия сохранила независимость, но при этом навсегда лишилась своего могущества и части владений в Малой Азии.

    Македония.
    Войска македонского царя были разбиты и он их вывел из Греции. Рим объявил о возвращении независимости эллинским городам (189 г. до н. э.) .

    Греция. Подавление восстания греков.
    -Суровая расправа с восставшими и разрушение г. Коринфа (146 г. до н. э.) .
    -Полный разгром войск македонского царя в решающем сражении при г. Пидне, 111 г. до н. э. Македония перестала существовать.

    Таким образом в 146 г. до н. э. Рим установил своё господство над всем Средиземноморьем.

    Ответ оставил Гость

    Главная причина заключается, видимо, в том, что римляне умели завоевывать не только самих людей, но и их души. Завоеванные народы постепенно приобщались к городской жизни и связанной с ней античной культуре, получали права римского гражданства и из подданных Рима сами превращались в римлян. Со временем они начинали относиться к Риму не как к чужой и враждебной силе, а как к своей новой родине, а к античной (греко-римской) культуре как к своей собственной.

    Примером превращения врагов в соотечественников являются отношения римлян и галлов, занимавших в последние века до н. э. значительную часть Центральной и Западной Европы. Воинственные галлы, поселившиеся в Северной Италии, разгромили в начале IV в. до н. э. римскую армию, а затем разграбили и сожгли Рим.

    Спустя два столетия римляне ценой больших потерь подчинили себе галлов Северной Италии. Еще через полтора столетия римский полководец Юлий Цезарь завоевал галлов, живших за Альпами на территории современной Франции. Главной силой непобедимых легионов Цезаря были галлы из Северной Италии.

    Когда через сто лет после Цезаря император Клавдий подчинял Риму галлов, живших в Британии, главной силой его легионов были заальпийские галлы.

    Какое значение имели римские завоевания для жителей покоренных земель и самих римлян?

    В начале V в. н. э. галльский аристократ и выдающийся римский поэт Рутилий Намациан отправляясь из Рима на свою малую родину в Заальпийской Галлии, писал, обращаясь к богине Роме, олицетворявшей его большую родину:

    Разным народам единую ты подарила отчизну,
    Благо под властью твоей им беззаконье забыть.
    Ты побежденным дала участие в собственном праве,
    То, что было весь мир, городом стало одним.
    Приобщение завоеванных Римом народов Европы к городской жизни и античной, то есть греко-римской культуре, несколько столетий жизни этих народов в условиях античной цивилизации в конечном счете и привели к тому, что удивительная культура маленького греческого народа стала основой современной западной цивилизации. Без греческой культуры и Римской империи современный мир выглядел бы иначе, чем сейчас, и мы сами, возможно, были бы совсем другими. Изучая историю древнего Рима, мы можем лучше узнать и понять себя самих.

    magictemple.ru

    Лекция 2. Германцы в преддверии великих миграций. Великое переселение народов

    Лекция 2.

    Германцы в преддверии великих миграций

    В широко известном феномене Великого переселения народов немалую, если не решающую роль сыграли германцы. Германцы – это племена индоевропейской языковой группы, занимавшие к I в. н.э. земли между Северным и Балтийским морями, Рейном, Дунаем, Вислой и в Южной Скандинавии. Проблема происхождения германских племён чрезвычайно сложна. Как известно, у германцев не было ни своего Гомера, ни Тита Ливия, ни Прокопия. Всё, что мы о них знаем, принадлежит в основном перу греко-римских историков, язык сочинений которых не всегда адекватен явлениям германской действительности.

    Прародиной германцев являлась Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других – к союзу и этническому взаимовлиянию.

    Сам этноним «германцы» кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели ещё долго не отличали германцев от кельтов.

    Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские. Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, «мастерской племён» северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племён с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг вглубь континента и на запад. Северные германцы – это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы – племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы. Среди них готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, ругии. Вопрос о времени заселения ими этих районов остаётся спорным. Однако к началу н.э. они уже размещались в данном регионе. Самая значительная группа – это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна – это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера, т.н. рейнсковезерские германцы или культовое объединение истевонов. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, тенктеры, бруктеры, хамавы, хасуарии, хаттуарии, убии, усипеты и херуски. Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья (культовый союз ингевонов). Это кимвры, тевтоны, фризы, хавки, ампсиварии, саксы, англы и варны. Третьей ветвью западногерманских племён был культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры.

    Общая численность германских племён в I в. н.э. составляла около 3-4 млн. чел. Но эта скромная цифра к началу Переселения снизилась, ибо германский племенной мир нёс человеческие потери в результате войн и межплеменных конфликтов. На него обрушились эпидемии и потрясения из-за периодических колебаний климатических условий, естественных изменений ресурсов фауны и флоры, преобразования ландшафтов в результате использования огня, новых орудий или приёмов труда.

    Уже в раннее время германцы занимались земледелием. Оно являлось вспомогательным типом хозяйства. В некоторых районах под пшеницей были заняты значительные площади. Однако среди посевных культур преобладал ячмень, из которого кроме хлеба изготовляли пиво. Сеяли также рожь, овёс, просо, бобы, горох. Германцы выращивали капусту, салат, корнеплоды. Потребность в сахаре компенсировалась за счёт мёда. У некоторых племён важную роль играли охота и рыболовство. Следует отметить, что пользуясь сохой и колёсным плугом, германские племена могли обрабатывать только лёгкие почвы. Поэтому испытывалась постоянная нехватка пахотных земель. Хозяйственный уклад германцев отличался примитивностью, «от земли они ждут только урожая хлебов». Примитивная система земледелия требовала больших площадей для прокормления сравнительно немногочисленного населения. Поиски таких земель приводили в движение целые племена. Шёл захват владений соплеменников, а позже и удобных земель на территории Римского государства.

    До начала Переселения главенствующая роль в хозяйственной жизни германских племён принадлежала скотоводству. Скот – «единственное и самое любимое их достояние». Скотоводство было особенно развито в районах, изобилующих лугами (Северная Германия, Ютландия, Скандинавия). В этой отрасли хозяйства были заняты главным образом мужчины. Они выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, коз, домашнюю птицу. Домашним скотом дорожили, видя в нём не только рабочую силу, но и средство платежа. В пище германцев большую роль играли молочные продукты, мясо домашних и диких животных.

    Уже в это время у германских племён развивалось ремесло, продукция которого была не слишком разнообразна: оружие, одежда, утварь, орудия труда. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Германцы умели добывать железо и изготовлять оружие. Велась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Развивалось ювелирное дело. Германские женщины преуспели в ткачестве и гончарном деле, хотя керамика не отличалась высоким качеством. Были развиты выделка кож и обработка дерева.

    Весьма активно германские племена занимались торговлей. Внутри германского племенного мира преобладал натуральный обмен. В качестве средств платежа часто использовался скот. Лишь в пограничных с Римским государством областях в ходе торговых операций употреблялись римские монеты. Они, кстати, ценились и как украшение. Центрами внутренней торговли были укреплённые поселения набирающих силу германских правителей. Центрами германо-римской торговли являлись Кёльн, Трир, Аугсбург, Регенсбург и др. Торговые пути проходили по Дунаю, Рейну, Эльбе, Одеру. В зону торговых контактов входило Северное Причерноморье. Купцы плавали по Северному и Балтийскому морям. Торговля с Римом играла значительную роль. В большом количестве Рим поставлял германским племенам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие племена имели специальную привилегию свободы посреднической торговли. Так, гермундуры вели торговые операции по обе стороны верхнего течения Дуная и даже проникали в глубь римских провинций. Батавы переправляли в прирейнские области скот. Торговля являлась одним из мощных стимулов готовности германских племён к передвижениям. Контакты с римскими купцами давали им не только информацию о новых землях и путях в эти земли, но и способствовали формированию «притягательных целей» их будущих переселений.

    Германские племена жили родовым строем, который в первые века н.э. находился в стадии разложения. Основной производственной ячейкой германского общества была семья (большая или малая). Активно шли процессы перехода от родовой общины к земледельческой. Но род продолжал играть значительную роль в жизни германских племён. Членов рода объединяла общая территория, на которой они проживали, собственное имя, религиозные обычаи, общая система управления (народное собрание, совет старейшин), неписанное право. Род являлся опорой любого члена этого рода, ибо сам факт принадлежности к нему давал определённую защищённость. Постоянные же контакты разделившихся родственников обусловливали сохранение клановых связей и сакрального единства. Однако в повседневной хозяйственной практике род уступал свои позиции большой семье. Она состояла, как правило, из трёх-четырёх поколений, которые жили в большом (до 200 м2) продолговатом каменном или деревянном доме, окружённом полями и выгонами. Несколько домов образовывали хутор. Подобные поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Вероятно хуторская психология германских племён отразилась на их нежелании строить города. Между жителями поселений преобладали соседские связи. Интересы членов общины учитывались не только в хозяйственной деятельности. У германских племён не было частной собственности на землю. Общее владение землёй объединяло членов общины при нападении врагов. Они совместно строили деревянные или земляные укрепления, которые помогали выдерживать натиск противника. Жители поселений участвовали в отправлении культа, в обеспечении установленных правил жизнедеятельности общины.

    К началу Переселения германская община уже не была однородной, хотя социальное расслоение было выражено пока ещё довольно слабо. Большинство германских погребений не имеет инвентаря. Материальная культура германских племён этого времени не отличалась разнообразием, совершенством технического исполнения и была тесно связана со своим функциональным назначением. Лишь отдельные находки выделялись богатством и мастерством исполнения, но в подобных случаях мы имеем дело не с местным производством, а с кельтским импортом, который вполне удовлетворял потребностям пока ещё немногочисленной германской знати. К началу Переселения становится заметной тенденция возвышения германской знати. Она формируется из представителей старой родовой знати и вновь нарождающейся верхушки племени, т.н. «новой знати», которая приобретает в племени вес по мере захвата дружинниками и их вождями во время военных походов различной добычи и обширных земель.

    Центральной фигурой у древних германцев был свободный член общины. Он соединял занятия хозяйственной деятельностью, исполнение обязанностей воина и участие в делах общественного свойства (народное собрание, культовые церемонии). Социальная весомость такого свободного члена общины определялась в первую очередь принадлежностью к семье, имеющей определённый статус. Накануне Переселения статус семьи каждого германца зависел не столько от богатства, сколько от численности, происхождения, авторитета его предков, общего мнения о семье и роде в целом. Знатность рода, хотя и не проистекала от богатства, но давала определённые преимущества материального свойства, например, при дележе земель.

    Хотя центральной фигурой в экономической жизни германских племён, как уже было отмечено ранее, являлся свободный член германской общины, источники позволяют считать, что существовала прослойка людей экономически зависимых от свободных общинников. Это были или соплеменники, или пленные. Тацит называет их рабами, основываясь на том, что такие люди были обязаны отдавать хозяину часть производимой продукции, работать на него. Кроме того, они имели более низкий социальный статус. Так, раб по происхождению считался чужестранцем. У германцев были домашние рабы, которые вырастали и воспитывались вместе с хозяевами. Они отличались от них только личным бесправием, ибо им не разрешалось носить оружие и участвовать в народном собрании. Другая категория рабов – посаженные на землю. Однако, здесь можно лишь условно говорить о примитивном патриархальном рабстве. Такой раб мог иметь семью, хозяйство, и вся зависимость выражалась лишь в отчуждении у него части его труда, или продуктов труда. У германских племён в быту не было особой разницы между рабом и господином. Статус раба не был пожизненным. Пленённый в бою через некоторое время мог быть отпущен на свободу или даже усыновлён. Объём рабского труда составлял незначительную долю в жизни германцев. Не всякое богатое семейство имело рабов. Примитивное германское рабство вполне соответствовало потребностям примитивного хозяйства германцев.

    Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Как и в хозяйственной жизни, центральной фигурой был свободный член германской общины. Народное собрание, в котором участвовали все вооружённые свободные члены племени, являлось высшим органом власти. Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени. Одним из органов власти древнегерманского общества являлся совет старейшин. Однако накануне Переселения его функции и традиция формирования изменились. Наряду с мудрыми патриархами племени в совете принимали участие представители новой родоплеменной знати, в лице вождей и наиболее влиятельных лиц племени. Власть старейшин постепенно становилась наследственной. Совет старейшин обсуждал все дела племени и лишь затем вносил важнейшие из них на одобрение народного собрания, на котором представители старой и новой знати играли наиболее активную роль.

    Выразителем высшей исполнительной и распорядительной власти являлся избираемый народным собранием, а также и смещаемый им предводитель племени. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, ((((((((, (((((уs что, по мнению исследователей, в смысловом значении приближается к общегерманскому термину konung. Сфера деятельности конунга была весьма ограничена и его положение выглядело очень скромно. «Конунги не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом». Конунг ведал текущими делами племени, в том числе судебными. От имени племени он вёл международные переговоры. При дележе военной добычи имел право на большую долю. Власть конунга у германских племён носила и сакральный характер. Он являлся хранителем племенных традиций и обычаев предков. Его власть основывалась и поддерживалась личным авторитетом, примером и способностью к убеждению. Конунги «больше воздействуют убеждением, чем располагая властью приказывать».

    Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины. В отличие от племенного ополчения, они формировались не по признаку родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю. Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам (или к наживе), или способностями военного лидера. Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю («выйти живым из боя в котором пал вождь – бесчестье и позор на всю жизнь»). Дружинниками, как правило, становились представители двух полярных социальных категорий древнегерманского общества. Это могли быть молодые люди из знатных семей, гордящиеся своим происхождением, древностью рода, стремящиеся приумножить его славу. Не менее активно в дружину шли те, кто не имел крепких семейных связей, не особенно дорожил родовыми традициями, пренебрегал и даже противостоял им. Дружина доставляла племени немалое беспокойство, ибо порой своими набегами она нарушала заключённые мирные договоры. В то же время, как опытная в военном деле и хорошо организованная сила, дружина в критических ситуациях составляла ядро племенного войска, обеспечивая ему военные успехи. В дальнейшем, в ходе Переселения, дружина превращалась в основу военной власти конунга. Однако, поскольку она служила не конунгу, а своему предводителю, то последний зачастую становился соперником главы племени. Вожди отдельных дружин нередко становились вождями целых племён, а некоторые из них превращались в конунгов. Однако авторитет таких конунгов был непрочным и определялся прежде всего знатностью происхождения. Власть конунга, выраставшая из власти военного вождя, была крайне неустойчивой и пока у германцев доминировали нормы, основанные на принципах родства, «новая знать» не могла претендовать на монопольное распоряжение «общественным полем».

    Таким образом, к началу Переселения германские племена уже представляли собой достаточно серьёзную и мобильную силу, способную как к эпизодическим проникновениям на римскую территорию путём участия дружин в военных набегах, так и к продвижению на новые территории всем племенем или значительной частью племени с целью завоевания новых земель.

    Первое крупное столкновение германских племён с Римом связано с вторжением кимвров и тевтонов. Тевтоны представляли собой группу германских племён, живших вдоль западного побережья Ютландии и в районах нижнего течения Эльбы. В 120 г. до н.э. они вместе с кимврами, амбронами и другими племенами двинулись на юг. В 113 г. до н.э. тевтоны разбили римлян при Норее в Норике и, опустошая все на своём пути, вторглись в Галлию. Их продвижение в Испанию остановили кельтиберы. В 102-101 гг. до н.э. тевтоны терпят сокрушительное поражение от войск римского полководца Гая Мария при Аквах Секстиевых (ныне Экс в Провансе). Та же участь постигла в 101 г. до н.э. кимвров в битве при Верцеллах.

    Второй миграционный толчок из германского племенного мира, предваряющий Великое переселение народов, приходится на 60-е гг. I в. до н.э. и связан с племенами свевов. Одни исследователи считают свевов союзом племён, другие полагают, что это какое-то крупное племя, от которого постепенно отделялись дочерние племена. К середине I в. до н.э. свевы стали настолько сильными, что появилась возможность объединить под их властью несколько германских племён и сообща выступить на завоевание Галлии. Военно-переселенческое движение этого союза в Галлию имело свои паузы во время которых добывались средства к существованию. И хотя эти паузы были непродолжительными, процесс завоевания Галлии затягивался. Под предводительством конунга Ареовисты свевы пытались закрепиться в Восточной Галлии, но в 58 г. до н.э. были разбиты Юлием Цезарем. Именно после этого рейда Ариовисты римляне стали называть свевами всю совокупность племён за Рейном и Дунаем. Кроме маркоманнов и квадов, о которых речь пойдёт ниже, к свевам принадлежали вангионы, гаруды, трибоки, неметы, седусии, лугии, сабины.

    Борьба Цезаря с Ариовистом закончилась победой Цезаря и изгнанием Ариовиста из Галлии. В результате поражения в войне с Римом союз племён под главенством Ариовиста распался.

    Часть свевских племён ушла в Моравию и в дальнейшем известна в истории как племя квадов. Другие свевские племена сыграли значительную роль в союзе племён под водительством маркоманна Маробода (8 г. до н.э. – 17 г. н.э.).

    Таким образом, миграционный импульс, связанный со свевами, выявил стремление германских племён к консолидации и был собственно первым опытом такой консолидации. Именно после разгрома свевов Цезарем среди германских племён начинается массовый процесс образования различных союзов. Объединительное движение было вызвано стремлением отдельных племён защититься от Римского государства и сохранить свою независимость. После триумфа Цезаря римляне неоднократно вторгаются и ведут военные действия на германской территории. Все большее число племён попадает в зону военных конфликтов с Римом. При этом повседневная жизнь германцев, даже без потери ими независимости, лишается внутренней стабильности, но далеко не все германские племена после силовых контактов с Римом теряют желание сохранить автономию и самостоятельность. Гарантировать же независимость племени и обеспечить рядовому германцу и членам его семьи мирную и спокойную жизнь могла только сильная поддержка соседей-сородичей. Племя имело больше шансов сохранить стабильность и надёжную защиту от внешней угрозы, находясь в составе крупного племенного объединения. В этот период также проявился и тип племени, стремящегося к лидерству и способного лидировать. Ненадолго удалось возглавить германских племенной мир маркоманнам. Эти племена первоначально обитали на Средней Эльбе, но затем продвинулись в область Майна и на протяжении I в. до н.э. принимали участие в различных межплеменных столкновениях. Так, в 58 г. до н.э. они сражались в войсках союза племён, возглавляемого Ариовистом, но уже в 9 г. до н.э. римские войска под командованием Друза одержали над маркоманнами победу, после чего они переселились на территорию нын. Богемии, которую перед этим покинули племена бойев. Здесь маркоманны стали ядром союза родственных (квады, семноны, лангобарды, гермундуры) племён, возглавляемых Марободом. Однако война с херусками Арминия в 17 г., а затем свержение Маробода в 19 г. привели к прекращению гегемонии маркоманнов и превращению их в клиентов римского государства. Трудно судить, какие причины, кроме стремления Маробода к единоличной власти, помешали маркоманнам в это время удержать прочный контроль над свевской группой племён – недостаток сил, внешнеполитические затруднения или что-то ещё, но факт остаётся фактом: маркоманны временно уступили пальму первенства херускам, одному из значительных племён, обитавших между Везером и Эльбой севернее Гарца. В конце I в. до н.э. они были покорены Друзом и Тиберием. Однако уже в 9 г. н.э. возглавляемый Арминием союз племён нанёс римлянам в Тевтобургском лесу сокрушительный удар: погибли три легиона с легатами и всеми вспомогательными войсками.

    Крупное поражение римской армии в Тевтобургском лесу в начале I в. н.э. явилось логическим завершением полосы внешней активности германцев, ставшей как бы увертюрой к Великому переселению. Они проявили мобильность, обрели опыт успешных военных действий, нашли такую форму консолидации, как военный союз, которая увеличивала их силу и далее в ходе Переселения была многократно ими использована. Первые военные союзы (кимвров, тевтонов, свевов Ариовиста, херусков Арминия, свево-маркоманнов Маробода) были непрочными и недолговечными. Они формировались на исконно германских территориях, в интересах военной организации, с целью противостояния Риму и не представляли абсолютного этнополитического единства. Объединительные процессы проходили не бесконфликтно. Потребность в консолидации подпитывалась, вероятно, не только наличием сильного соседа – Римской империи, или других соперничавших окрестных «народов», но и внутренней эволюцией общественных традиций германских племён. Образование первых военных союзов можно рассматривать как проявление начавшихся процессов противостояния и одновременного сближения римского и варварского миров.

    В свою очередь эволюционировало отношение Империи к германцам. Хотя в течение всего I в. н.э., походы римлян в земли свободных германцев продолжались, удалось даже одержать ряд побед, тем не менее с мечтой о покорении Германии пришлось расстаться навеки. Римская империя в это время более всего нуждалась в защитных мерах, которые могли бы хоть сколько-нибудь замедлить натиск германских племён. В конце I в. окончательно определилась граница, отделявшая население Римской империи от этнически разноликой Barbaricum solum. Граница проходила по Рейну, Дунаю и лимесу, который соединял эти две реки. Limes Romanus представлял собой укреплённую полосу с фортификационными сооружениями, вдоль которой были расквартированы войска. Это была граница, которая и далее на протяжении многих сотен лет разделяла два сильно различающихся и противостоящих друг другу мира: мира римской цивилизации, уже вступившего в свою акматическую фазу, и мира только ещё пробуждающихся к активной исторической жизни германских племён. Однако политику сдерживания германцев Империя осуществляла не только путём военного усиления границ.

    Другим средством сдерживания должна была выступить торговля. Расширяется сеть торговых дорог, растёт число пунктов разрешённой торговли с германскими племенами. Многие племена получают привилегию свободы посреднической торговли. Развивая традиционные торгово-экономические связи и создавая новые, Империя надеялась удержать в необходимых для её спокойствия рамках чрезмерный азарт, жажду нового и склонность к авантюрам германских вождей.

    Однако такая политика Империи давала противоположные результаты. Чем больше Рим втягивал германские племена в сферу своего влияния, тем более опасного соперника он сам себе создавал. Общение прирейнских германцев с римскими солдатами и купцами стимулировало изменения в их родовом строе. Возрастало влияние родовой знати, представители которой служили в римской армии, получали римское гражданство, осваивали римский образ жизни. Вместе с тем знать была недовольна господством римлян, что и обусловило, например, восстание Арминия. Сдерживая германцев от миграций, Рим косвенным образом стимулировал их внутреннее развитие. Совершенствовалось земледелие и ремесло, становилась более устойчивой организация и структура власти в племени, росла плотность населения. В то же время в ряде случаев Империи удавалось удачно сочетать силовые и несиловые методы в сдерживании чрезмерной активности германских племён. Это можно сказать о батавах, которые ещё в 12 г. до н.э. были завоёваны римлянами. Но побеждённый противник широко привлекается к службе в войсках. В результате притеснений батавы во главе с Юлием Цивилисом в 69-70 гг. поднимают восстание. Оно охватило район от Самбры, Шельды, Мааса и Рейна до Эмса. Наряду с полиэтничностью батавского союза, а в него входили: германские племена – каннинефаты, фризы, бруктеры, тенктеры, кугерны, кельтизированные германцы – нервии и тунгры, кельтские племена – треверы и лингоны, ярко выделялась позиция его участников по отношению к Риму: от активных противников до племён верных и преданных. Восстание батавов Цивилиса было подавлено, однако римское правительство все больше нуждалось в помощи со стороны германцев и было вынуждено договариваться с их вождями. И даже после подавления восстания батавов продолжают привлекать на военную службу. Сильного телосложения белокурые воины-батавы были известны как искусные всадники и матросы. Преимущественно из них состояли императорские телохранители.

    Унизительное поражение в Тевтобургском лесу и нарастающая консолидация германского племенного мира усилили концентрацию римских войск на Рейне, но прекратили зарейнскую агрессию Империи. После подавления восстания батавов вспомогательные части перестали размещаться в тех провинциях, из которых они были набраны, было укорочено и улучшено сообщение между рейнской и дунайской границей, включены в Империю Декуматские поля на правом берегу Рейна и сооружены новые кастеллы. Германцы остались свободными, но независимость их была условной.

    Таким образом, в пестроте и разнообразии исторических событий и судеб отдельных германских племён, в кажущейся хаотичности межплеменных союзов и конфликтов между ними, договоров и столкновений германцев с Римом, вырисовывается исторический фундамент тех последующих процессов, которые составляли суть Великого переселения. Ранее уже говорилось об объективных предпосылках и побудительных причинах, толкнувших к историческому движению германские племена: необходимость освоения новых земель для занятия земледелием и скотоводством, изменение климата и потребность переселения в более благоприятные в этом отношении регионы и т.д. Но для реализации этих предпосылок сами племена должны были обрести определённое новое историческое качество. Племя должно было стать достаточно устойчивым и мобильным в социально-экономическом и военно-организационном отношении. Это обеспечивалось развитием системы власти и подчинения, самостоятельностью военных структур (дружин) и уровнем вооружённости всех свободных германцев, позволяющим отражать натиск врага, когда дружина находилась в походе, и поставлять резерв для вооружённых формирований.

    Важно было также преобладание скотоводства над земледелием, и в то же время достаточно высокий уровень земледелия, позволяющий менять местопребывание племени без разрушительных для племенного хозяйства последствий. Необходимо было и ослабление племенной изолированности, формирование навыка достаточно устойчивого и длительного объединения, ибо, как показывает судьба отдельных племён, само существование племени в ходе Переселения порой зависело от его способности к объединению с другими племенами в процессе контактов и конфликтов с Римом.

    Не менее важным было «накопление знаний» о Риме. Именно они помогали наметить цели передвижения, определяли характер военных и иных приготовлений к продвижению в римские пределы, формировали в племенном сознании, фиксирующем как поражения, так и победы, представления о возможности успеха в противостоянии или взаимодействии с римским государством.

    Итак, необходимость покинуть родные месте могла возникнуть тогда, когда племя, обретая достаточно высокий уровень развития, осознавало себя единой и могучей общностью, и являлось весьма многочисленным. Такой «готовности» многие германские племена достигли к началу Маркоманнских войн, которые открывают Великое переселение народов.

    Источники

    1. Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1994.

    2. Древние германцы. Сб. документов / Сост. Б.Н.Граков, С.П.Моравский, А.И.Неусыхин. М., 1937.

    3. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica) / Вст. ст., пер. и прим. Е.Ч.Скржинской. 2-е изд. СПб., 1997.

    4. Социальная история средневековья. М.-Л., 1927. Т.I. Раннее средневековье.

    5. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1970. Т. I.

    6. Цезарь Юлий. Записки о галльской войне (любое издание).

    Литература

    1. Буданова В.П., Горский А.А., Ермолова И.Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М., 1999.

    2. Гуревич А.Я. Аграрный строй варваров // История крестьянства в Европе. М., 1985. Т. I.

    3. Колесницкий Н.Ф. Этнические общности и политические образования у германцев I-V вв. // СВ. М., 1985.

    4. Колосовская Ю.К. Правовые основы торговли римлян с варварами // Торговля и торговец в античном мире. М., 1997.

    5. Неусыхин А.И. Военные союзы германских племён около начала нашей эры // А.И.Неусыхин. Проблемы европейского феодализма. М., 1976.

    6. Шкунаев С.В. Германские племена и союзы племён // История Европы. М., 1988. Т.I.

    7. Щукин М. На рубеже эр. СПб., 1994.

    8. Die Germanen: Geschichte und Kultur der germanischen Stamme in Mitteleuropa. Berlin, 1976. Bd. I.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru

    древние языки и культуры — Стр 26

    Тема 14. Великое переселениенародов как универсальная модель межкультурных коммуникаций

    ной Африки, где и основали первые варварские королевства (вандалы и аланы).

    Этому во многом способствовал раскол Римской импе- рии на Восточную и Западную в 395 г., духовный кризис рим- ского общества, в результате которого стала зарождаться но- вая религия (христианство), а также общий процесс варвариза- ции римской жизни и общее нежелание варваров защищать ненавистный им Рим.

    Многие исследовали единодушно отмечают, что глав- ным (или одним из главных) очагом формирования «кочевых империй», сокрушивших Рим, стали районы Меотиды и Се- верного Причерноморья. Именно оттуда началось настолько мощное наступление на Европу кочевых племен, что остано- вить его было практически невозможно. К числу главных пре- имуществ кочевников следует отнести превосходство в воору- жении (стальные сабли против бронзовых коротких мечей), искусство верховой езды (у римлян всадниками были только очень состоятельные люди), небывалая мобильность орды (против оседлости римлян и их нежелания воевать на чужой территории), а также необыкновенно высокий боевой дух, что всегда было характерно для кочевников в периоды пассио- нарного подъема.

    Не стоит также забывать о духовном превосходстве гун- нов, которые уже тогда верили в единого небесного бога Тен- гри и заражали своей верой множество покоренных племен. А римляне переживали период перехода от язычества к хри- стианству и не успели проникнуться идеями единого христи- анского единобожия, тем более что становление христианской Троицы вызывало много споров и порождало сумятицу в соз- нании римлян. Не случайно, что много позже германские пле- мена принимали христианство в форме арианства, то есть вос- точного единобожия, а не в форме непонятной им римской ве- ры, в которой прославлялась Троица – единство Бога-отца, Бо- га-сына и Духа святого. Алтайская вера кочевников признавала

    251

    Древние языки и культуры

    только единого Бога небесного, который управляет всем сущим и никоим образом не распадается на три ипостаси.

    Концом территориальной экспансии Рима можно счи- тать I в. н.э., когда римская армия потерпела сокрушительное поражение в Тевтобургском лесу и тем самым спровоцировала новую волну натиска варварских племен на земли империи. Именно с этого момента и можно говорить о начале Великого переселения народов, закончившегося крахом Римской импе- рии, возникновением Византии и появлением первых варвар- ских королевств. В конце I столетия окончательно определи- лась одна из первых в Европе границ, отделившая римский мир от Барбарикума. Она проходила по Рейну и Дунаю и представляла собой сложную систему пограничных лагерей, укреплений и сторожевых постов, призванных защищать зем- ли Рима от нападения варваров. Но поскольку Рим уже не имел сил для охраны столь протяженной границы, он стал нанимать для этой цели более или менее лояльные герман- ские племена, которые были весьма ненадежными союзника- ми и не желали умирать за интересы далекой империи.

    В следующем веке на границах империи произошел так называемый «маркоманский взрыв», в результате которого Рим навязал подчиненным германским племенам ряд договоров и соглашений, выполнение которых жестко контролировалось римскими властями. Именно с этого времени Рим начинает в массовом порядке селить на своих северных территориях вар- варские племена, становясь все более зависимым от ненадеж- ных варварских федератов. Следует заметить, что это была уже вторая волна романизации, распространившаяся не только на кельтов, но и на германцев. В конце концов римляне вы- нуждены были предоставить жителям Барбарикума права римского гражданства и вытекающие из них льготы по нало- гообложению. Однако эти меры не только не замедлили про- движение варварских племен на территорию Рима, но и зна- чительно ускорили его. Варвары восприняли эти уступки как

    252

    Тема 14. Великое переселениенародов как универсальная модель межкультурных коммуникаций

    проявление слабости и не упускали возможности поживиться за счет одряхлевшей империи.

    Пока западные германские племена (франки) приспо- сабливались к незнакомой для них ситуации сотрудничества и торговли с Римом, в III в. с востока пришли новые варвары, которые отличались необузданностью, агрессивностью и не испытывали никакой склонности к хитрым римским компро- миссам. Им нужно было все и сразу, а полагались они исклю- чительно на свое военное превосходство и невероятную жаж- ду военной добычи. Кроме того, в этом новом натиске прини- мали участие не только германцы, но и другие племена (ала- ны, арматы, скифы, анты, тюрки). Центр варварского мира переместился из района Северного Причерноморья на рав- нины Среднедунайской низменности, где формировались и набирались сил передовые отряды варваров для дальнейшего наступления на Рим.

    В IV в. огромная кочевая империя гуннов обрушила свою мощь на Балканы и вскоре захватила всю территорию Центральной и Восточной Европы. Письменные источники сохранили довольно подробный перечень этнического соста- ва этой невиданной варварской империи. В нее вошли сотни тюркских, финно-угорских, ирано-язычных племен, а к ним потом добавились и уже сформировавшиеся из этой полиэт- нической массы славянские племена. При этом наиболее ак- тивными участниками Великого переселения народов стали федераты – подлинные «герои» этой революции. Они быстро втянулись в римские политические интриги, стали назначать собственных императоров, имели собственные политические интересы в распадающейся империи и фактически полностью контролировали римскую армию. Причем не только в Запад- ной Римской империи, но и в Византии, где армия также со- стояла преимущественно из наемных кочевников. Правда, верховная власть в Византии осталась вне пределов досягаемо- сти варварских племен.

    253

    Древние языки и культуры

    С конца IV в. варварские племена стали требовать от Ри- ма не только статуса федератов, но и права на собственное са- моуправление. Во многих случаях, не дожидаясь одобрения Рима, они просто заселяли свободные земли и вообще пере- стали обращать внимание на протесты со стороны Рима. Этот процесс усилился в те годы, когда правление огромной гунн- ской империей оказалось в руках Атиллы – величайшего во- енного предводителя, получившего от европейцев ужасаю- щий титул «Бич Божий».

    В410 г. германские племена готов во главе с Аларихом прошли по всему Балканскому полуострову и направились к Риму. Защищать империю было практически некому. Рабы, колоны и легионеры-варвары сразу же перешли на сторону германцев. Захватив и разграбив Рим, готы ушли грубить другие провинции обессиленной империи, где уже вовсю гос- подствовали другие варварские племена.

    В451 г. на Каталаунских полях состоялась знаменитая «битва народов» между войсками Атиллы и последним рим- ским полководцем Аэцием. Во многих литературных произ- ведениях отмечается, что гунны потерпели поражение и были обращены в бегство, однако это поражение выглядит сомни- тельным, если учесть тот факт, что римляне выплатили Атил- ле огромный выкуп. Вряд ли в мировой истории есть случай, чтобы победители выплачивали выкуп побежденным. Вскоре после этого Атилла умер в своей резиденции на Дунае, а его огромная империя распалась на множество независимых го- сударств.

    В476 г. Одоакр, предводитель одного из наемных легио- нов римской армии, низложил последнего римского импера- тора Ромула Августина и отослал все знаки императорской власти в Константинополь. Так закончилась эпоха Западной Римской империи.

    254

    Тема 14. Великое переселениенародов как универсальная модель межкультурных коммуникаций

    * * *

    Важнейшим результатом Великого переселения народов стало падение античного мира и формирование на его об- ломках новой средневековой цивилизации. Под влиянием этих революционных процессов варварские общества перехо- дят от родового строя к классовому государству, создаются первые варварские королевства и возникают новые имущест- венные отношения. Разумеется, варварские государства пере- нимают многие достижения Римской империи, но не сразу, а через довольно продолжительный период становления и раз- вития их собственной государственности. Так, например, они не стали перенимать классическое римское рабство, а охотно восприняли систему колоната, из которого позже выросли ранние формы феодальных отношений. Предводители пле- мен стали конунгами и герцогами, составившими вместе с гуннами важнейшую прослойку средневековой цивилиза- ции – рыцарство.

    Таким образом, Великое переселение народов стало важнейшим революционным процессом, обозначившим пе- реход от античности к Средневековью. Следует помнить, что это было не только завоевание варварами цивилизованного мира, но и своеобразный синтез различных культур, поло- живший начало новой исторической эпохе. Разумеется, гру- бая военная сила во многих случаях становилась решающим фактором переселения, однако дальнейший прогресс и ста- новление новой цивилизации происходило под воздействием социально-экономических и культурных факторов. Западная Римская империя способствовала романизации варварского мира, передала ему знаменитое римское право, большое ко- личество научных и литературных произведений и проде- монстрировала наглядные образцы строительства городов, крепостей, дорог, водопроводов, канализации и многого дру- гого, без чего современная западная цивилизация была бы просто невозможна.

    255

    Древние языки и культуры

    ЗАДАНИЯ

    Контрольные вопросы

    1.Когда началось Великое переселение народов?

    2.Что понимали римляне под словом «Барбарикум»?

    3.Почему переселение варварских племен получило назва- ние «варварской» революции?

    4.Назовите три круга ассоциаций, которые характеризовали отношение римлян к варварам

    5.Почему кельтские племена галлов поддержали Рим в его борьбе с германскими племенами?

    6.Какие народы входили в состав гуннской державы?

    7.Кого в Риме называли «федератами»?

    8.Почему романизация варваров сочеталась с варвариза- цией Рима?

    9.Можно ли считать, что в битве 451 г. на Каталаунских по- лях вождь гуннов Атилла потерпел поражение?

    10.Когда и при каких обстоятельствах произошло падение Западной Римской империи?

    Темы докладов и рефератов

    1.Три круга ассоциаций, которые характеризовали отноше- ние римлян к варварам.

    2.Кельтские племена в союзе с Римом против германских племен.

    3.Главные результаты «варварской» революции в Европе.

    Практические задания

    1.Проанализируйте главные черты отношений между Ри- мом и Барбарикумом.

    2.Перечислите народы, входившие в состав империи гун- нов.

    3.Укажите стрелками на контурной карте основные на- правления продвижения кочевых народов.

    256

    Тема 14. Великое переселениенародов как универсальная модель межкультурных коммуникаций

    4.Опишите расстановку сил во время «битвы народов» на Каталаунских полях.

    5.Перечислите технические и военные преимущества ко- чевников.

    ТЕСТЫ

    1.Что обычно понимают под «Великим переселением народов»?

    а) греческую колонизацию Апеннинского полуострова; б) нашествие варварских племен на территорию Греции; в) нашествие варваров на провинции Римской империи.

    2.Когда началось Великое переселение народов?

    а) I в.; б) III в.; в) V в.

    3.Почему Великое переселение народов стали называть «варвар- ской» революцией?

    а) на смену рабовладельческому строю пришла феодаль- ная цивилизация;

    б) варварские племена разрушили Рим и захватили его богатства;

    в) варварские народы перешли к оседлому образу жизни.

    4.Что означало римское понятие «Барбарикум»?

    а) привлечение варваров на военную службу; б) наделение варваров землей в обмен на защиту границ;

    в) весь варварский мир, окружавший границы Римской империи.

    5.Первый круг ассоциаций по отношению к варварам:

    а) новорящие на непонятном языке; б) принадлежащие к другим этническим группам;

    в) придерживающиеся других культурных традиций.

    257

    Древние языки и культуры

    6.Второй круг ассоциаций по отношению к варварам:

    а) говорящие на другом языке; б) принадлежащие к другой этнической группе;

    в) придерживающиеся других культурных традиций.

    7.Третий круг ассоциаций по отношению к варварам:

    а) говорящие на другом языке; б) принадлежащие к другой этнической группе;

    в) придерживающиеся других культурных традиций.

    8.Почему галлы поддержали римлян в их борьбе против герман- ских племен?

    а) подверглись романизации и боялись диких варваров больше, чем римлян;

    б) не хотели портить отношения с Римом; в) получали значительное денежное вознаграждение.

    9.Кто такие гунны?

    а) варварские германские племена; б) древние кельты;

    в) федерация азиатских народов, состоявшая из тюрк- ских, иранских и угро-финских племен.

    10.Кого в Риме называли «федератами»?

    а) поступивших на военную службу варваров; б) союзные племена галлов;

    в) варварские племена, получившие землю в обмен на защиту внешних границ империи.

    11.В чем заключалось превосходство азиатских кочевников?

    а) в военной силе и боевом духе; б) в государственном устройстве; в) в более развитой культуре.

    12.Что произошло в I в. в Тевтобургском лесу?

    а) победа римлян над германскими племенами; б) разгром римских легионов древними германцами;

    258

    Тема 14. Великое переселениенародов как универсальная модель межкультурных коммуникаций

    в) военное поражение гуннов под предводительством Атиллы.

    13.Кто сокрушил могущественную Римскую империю?

    а) азиатские гунны; б) римские федераты;

    в) романизированные галлы.

    14.Что случилось в 451 г. на Каталаунских полях?

    а) разгром гуннской орды под предводительством Атиллы; б) разгром римских легионов под командованием Аэция; в) равновесие сил, после чего Рим уплатил гуннам огром-

    ную дань.

    15.Что произошло с символами императорской власти после лик- видации Западной Римской империи?

    а) были похищены германскими племенами; б) уничтожены в ходе разграбления Рима;

    в) отосланы правителю Восточной Римской империи в качестве наследства.

    259

    Древние языки и культуры

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Эпоха древних культур и цивилизаций занимает чрезвы- чайно важное место в истории современности. Она заложила основы современного общества, предопределила основные на- правления его развития, сформировала основные языки совре- менного мира и, что самое важное, определила развитие плане- тарной цивилизации на ближайшее будущее. Разумеется, исто- рия человечества оказалась слишком жестокой по отношению ко многим народам и языкам. Большинство древних народов ис- чезли, не оставив после себя сколько-нибудь заметных следов, а все потому, что они, как правило, не успели выработать собст- венную письменностьили хотябыпозаимствоватьчужую.

    Правда, следует отметить, что на самом деле древние языки и культуры, которые сейчас считаются исчезнувшими, на самом деле передали свое лингвистическое и культурное богатство другим народам, но их историческое бытие происхо- дило уже под другим названием и при других обстоятельствах. Так, например, многочисленные ирано-язычные и тюркские народы Евразии (киммерийцы, скифы, аланы, анты, половцы, печенеги и многие другие) исчезли как самостоятельные наро- ды, однако стали основой формирования новых народов и эт- носов. В Западной Европе полностью исчезли кельты, однако их культура и многие элементы языка вошли сперва в средне- вековую цивилизацию, а потом вместе с ней перешли к инду- стриальной цивилизации Нового и Новейшего времени.

    В этом смысле важное значение приобретает способ- ность различать такие фундаментальные понятия курса, как «культура» и «цивилизация». Разумеется, древние языки и культуры стали неотъемлемой частью мировой культуры и в то же самое время стали основой формирования древних ци- вилизаций. Если понимать под словом «культура» только не- кую часть жизнедеятельности древних людей, нашедшую вы-

    260

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.