Фехтование с катаной

Фехтование  с катаной — бой с мечом для  самурая

 

Во все времена именно катана считалась  символом самурая. Катана — чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути,  являся коипей катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен  и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

 

Однако именно самурайский меч —  катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование  c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII  веке с установлением сегуната Токугава. 

 

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

 

К этому времени, а точнее к  XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей  школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом. 

 

Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования  — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

 

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

 

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть  до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание. 

 

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли. 

 

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

 

Вообще,  в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов:  Дзедан  — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом  у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

 

Самих  основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты — верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке — бесчисленное множество. 

 

Основа успешного фехтования катаной — это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси — видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной — это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на  лице, мимике, жестах. 

 

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам  сплав нового и старого  — старых техник фехтования с катаной  с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового — приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча — катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей — вакидзаси, и для ножей — танто.

 

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя — не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом — катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия  и механика доводят его мышечную память до совершенства. разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой. 

 

Одна мышечная память  для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок. 

 

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний. 

 

katanaclubmaster.com

Упражнение с катаной. Путь самурая. «SLIMMERS.RU»

Наверняка, глядя фильмы про гордых самураев и стремительных нинзя, вам хотелось попробовать себя в фехтовании катаной? Действительно этот меч окружен славой и легендами!

Он известен с конца XIV века как традиционной оружие самураев.

Техническая справка:

Длинна катаны: от 60 см

Вес: 1100-1200 грамм

По типу хвата катана относится к полуторным мечам: в основном используется двуручный хват но возможен и одноручный.

При изготовлении используются минимум два сорта стали: вязкий для основания и твердый для режущей поверхности.

Клинок слегка изогнут чтобы увеличить площадь режущей поверхности(изгиб клинка характерен для многих мечей в том числе шашка, сабля и пр.)

В России доступны для изучения несколько направлений:

Кендо — фехтование на мечах, контактный вид спорта с партнером.

Иайдо- практика мгновенного извлечения меча из ножен с последующим нанесением удара.

Тамэсигири — разрубание предметов мечем .

Как правило все вышеперечисленные направления в России практикуются и преподаются как Кендо.

Кендо (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет. С момента зарождения и до второй половины 19 века в Японии применялось боевое оружие, позже были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. Подобное снаряжение используется в Кендо и в наши дни.

В настоящее время Кендо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по Кендо. С 1998 года в международных соревнованиях принимает Русская Федерация Кендо, основанная в этом же, 1989 году, и входящая в состав Всемирной (FIK) и Европейской (EKF) федераций кендо. В 2010 году Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская федерация Кендо, Иаидо и Дзёдо, одновременно Кендо приобретает в России статус вида спорта.

Изучение подобного искусства подразумевает не только физическое но и духовное развитие.

Согласно положениям AJKF (всеяпонской федерации Кендо) озвучивается следующая концепция: Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо?

— Для соединения воедино тела и духа,

— Развития сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок

— Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

— Уважать человеческое достоинство и честь,

— Искренне общаться с другими людьми,

— Всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

— Любить свою страну и общество,

— Способствовать развитию культуры,

— И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Кендо можно заниматься всем, независимо от пола и возраста. Регулярные занятия позволяют повысить не только силу мышц и выносливость тела, но также

— научиться снимать стресс;

— сделать осанку и походку красивой;

— нормализовать вес;

— поправить здоровье.

Приходите в кендо и вы научитесь побеждать испуг и страх, сомнение и неуверенность в себе, быстро и правильно принимать решение, быть наблюдательными, без потерь выходить из сложной ситуации и уметь ее предвидеть.

Узнать адрес клуба Кендо в вашем городе и другую полезную информацию вы можете на сайте Российской Федерации Кендо:

http://kendo-russia.ru

Также вам полезен будет сайт о катанах:

katanasword.ru

Раз уж мы сегодня говорим о самурайских мечах то нужно также сказать несколько слов про кодекс самураев – Бусидо.

Бусидо —  неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в книге «Начальные основы воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

* Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

* К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

* Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

* Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

* В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

* Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.

* Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

* На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

* Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

* Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

* Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

* Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

* Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

* Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

* Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

* Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

* Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Также рекомендуем вам еще одни очень хороший трактат: Хага?курэ  «Сокрытое в листве— это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо.

Сделай сам! Удар катаной.

Стойка:

Правая нога впереди, стопа развернула прямо, левая – под углом примерно 45 градусов, пятки на одной линии, колени согнуты, вес тела распределен равномерно между ступнями. Спина прямая, плечи опущены, локти чуть согнуты, рукоять меча смотрит в пупок, кончик лезвия – на уровне переносицы противника.  Правая рука крепко держит меч под цубой, она отвечает за силу удара, левая – за направление.  Для тех, кто не знает – цуба – это пластина между лезвием и рукоятью, защищающая руку. У боккена(это деревянный меч) нет цубы, она условно обозначена переходом лезвия в рукоять. Левая рука находится примерно на ширине кулака от правой, при этом мизинец должен чувствовать край рукояти.

Удар: удар выполняется одновременно с шагом вперед.

Выполнение:

1.Корпус(центр тяжести) начинает двигаться вперед по прямой линии на которой в находятся пятки, одновременно с этим начинаем шаг левой ногой вперед.

2.К моменту когда ноги поравняются должен быть выполнен взмах: вы обеими руками взносите катану над головой так что она уходит за спину.

3.Левая нога становится на намеченное место, завершая шаг(теперь соответственно левая нога смотрит вперед а правая развернута под 45 градусов, пятки по прежнему на одной линии) и одновременно с этим  вы наносите удар.

При ударе катана не должна выйти дальше положения когда она параллельна полу. При нанесении удара нужно слегка понизить центр тяжести: немного согнув колени как бы присесть(это увеличит силу удара).при этом  спина должна оставаться прямой.

4.После нанесения удара положение меча возвращается в исходное.Соответственно следующий шаг-удар вы совершаете с правой ноги.

Итак, поздравляем! Вы выполнили ваш первый удар катаной и первый боевой шаг. А одна восточная мудрость гласит: «путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Удачи вам на этом пути!

Ваш А.Б.

slimmers.ru

Удар мечом катана – колющий удар

Произнося удар мечом или удар катаной – все обычно понимают рубящей или режущий удар. Однако, справедливости ради стоит отметить, что несмотря на отличные рубяще режущие свойства катаны, ей удивительно удобно наносить и колющие удары. Вообще уколам катаной  удивительно мало уделено внимания в обучении фехтовальной технике. 

 

Такой подход отчасти объясняется стереотипами, привитыми с детства – катана рубяще-режущее оружие. Но в реальности – это далеко 

не так. Более того, стоит заметить ,что уникальные свойства древних японских мечей сильно преувеличены, причем уже в 20-м веке, отчасти пиаром самих японцев.

 

Древние катаны вовсе не отличались исключительно высокими рубяще-режущими свойствами, были достаточно плохого качества, из очень неоднородной стали тамахаганэ, не имели каких-то выдающихся качеств по твердости и часто рубить ими было сложнее, чем колоть.

 

Стоит обратить внимание на старые японские фильмы о самураях – там достаточно часто присутствуют именно уколы врага, а вовсе не его разрубание. 

 

Современный стиль ведения боя с катаной позволяет ей колоть на трех различных уровнях – в голову и верхнюю часть торса, в живот и в ноги. Отличие уколов катаны от одноручного оружия в том, что колоть ей можно, как одной рукой, так и двумя. Соответственно вектор укола может быть как справа, так и слева. 

 

Укол двумя руками – достаточно короткий и применя ть его можно пожалуй что исключительно на средней дистанции. Это, разумеется очень мощный укол, такой удар катаной пробьет человека навылет без значительных усилий. Тут скорее, стоит говорить об ограничении силы и длинны укола, чтобы снять труп врага с лезвия катаны. 

 

Укол на ближней дистанции катаной несколько неудобен, но возможен. В этом случае укол производиться одной рукой – правой, держа катану максимально близко к цубе, а вторую положив на тыльную сторону клинка  ладонью и действуя катаной как коротким копьем. По сути, вы как бы меняете хват на противоположенный мечу – на копейный хват.

 

Рукоять катаны выводится справа назад, выходя за корпус, правая рука держится максимально близко к корпусу и за счет этого укорачивается общая длинна клинка, что позволяет наносить уколы в узких и небольших помещениях. 

 

Такая техника достаточно необычна, сложна, но овладев ей вы перестанете бояться оказаться с катаной в узких и небольших помещениях, где длинный меч цепляется за все подряд. Более того, укол на ближних дистанциях с помощью указанной техники обладает невероятной мощью и  пробивной силой и способен остановить атаку любого врага.

 

Уколы на дальней дистанции – наиболее выигрышны с точки зрения фехтовальной практики. Он может наноситься как по прямой, так и слева и справа. Чтобы нанести колющий ударна длинной дистанции, следует после начала укола отпустить одну руку и наносить укол мечом только одной рукой.  Тут нужно понимать, с какой ноги вы наносите удар. Вы делаете выпад правой ногой – и соответственно мы отпускаем левую руку и полностью вытягиваем  правую. Весь корпус при уколе мечом вытягивается в одну линию, чтобы обеспечить максимальную длину укола. Однако, следует признать что укол с правой ноги  все же намного более короткий, чем с левой.

 

С левой ноги укол на дальнюю дистанцию наиболее длинный. Вы так же отпускаете одну руку, а именно правую,  в самом конце удара мечом , чтобы вытянуть укол на максимально возможное расстояние. В этом случае вы держите катану левой рукой за самый кончик рукояти, только направляя укол меча, как шпагу, используя данное клинку до этого ускорение.

 

Но катана весит более 1 кг, многие образцы весят и 1,3 кг, и даже 1,5 кг. Чтобы удержать такой тяжелый меч, к тому же с балансом на клинке, а не в рукояти за самый кончик, вы должны задать высокую изначальную скорость клинка в ударе мечом, кроме того, укол наносится несколько снизу вверх, выходя на прямую только в самом конце, в момент уже отпускания рукояти (цуки) правой рукой, когда, по сути, клинок УЖЕ направлен в цель, и задача левой руки – только  продолжить движение и не дать клинку клюнуть вниз. 

 

Следует понимать, что удар мечом, в частности удар катаной наносится только выпрямленной рукой, то есть сперва выпрямляется рука и острие катаны направляется на цель и только потом происходит подшаг или перешаг по направлению к врагу. Такая последовательность во первых, удлиняет удар, он оказывается в целом длиннее на 50 см и более, во вторых обеспечивает необходимую точность укола или удара мечом. Удар мечом с отпусканием одной руки можно посмотреть в нашем видео. Там показана стандартная двойка — удар по кисти и последующий укол катаной, с отпусканием рукояти одной рукой. 

 

Именно такая последовательность и позволяет держа катану за самый конец рукояти (цуки) нанести укол левой рукой, с одновременным разворачиванием корпуса вправо, сведением плеч за спиной  и с  максимально глубоким выпадом.

 

Обратный ход меча идет соответственно по обратной схеме – сворачиваются лопатки, делается отшаг назад, подтягивается рука и только затем идет подхват катаны второй рукой. 

Ускориться из глубокого выпада можно резко отклонив с помощью поясницы тело назад, и помогая себе ногой. Этот прием описан в соответствующем разделе сайта. 

Саму по себе уколы могут быть как прямыми, так и по диагонали, тут нет никакой разницы с обычными уколами фехтовальной практике – хоть на шпаге, хоть на сабле.

 

Школа фехтования Katana Club обучает своих учеников колющим ударам катаны, именно по той методике, что кратко изложена выше. Разумеется, как и во всяких приемах есть свои тонкости, и изложить их все в короткой статье не получиться. Вы можете посетить наши занятия и попробовать наработать ваши навыки укола катаной под руководством нашего опытного тренера. 

 

katanaclubmaster.com

самоучитель фехтования на катанах | Академия Кендзюцу и Айкидзюцу

Урок №04
04 Раздел “Кобудзюцу — фехтовальная техника”. Урок 01

Фехтовальная техника, как основа работы с клинком. “Склеенные мечи”. Кен-дзюцу, как открытая форма ведения боя клинковым оружием.

Кен-дзюцу -– искусство фехтования катаной, универсальным клинковым оружием, дающим возможность работать как тяжелым мечом, быстрой саблей, лёгкой шпагой или коротким мечом. Одновременное использование нескольких фехтовальных техник -– сложное и красивое искусство, напрямую связанное с уровнем владения собственным телом (тай-дзюцу, тай-сабаки) и “манипулированием” противником (тактика и стратегия хэйхо-дзюцу).

Вспомним о некоторых методах практики в Традиционной Школе:
1. Ката -– формальные сольные и парные упражнения
2. Рандори –- свободное фехтование
3. Специальные упражнения, в т.ч. тай-сабаки, субури
4. Тамеси гири -– разрубание предметов
5. Кумитэ -– различные виды соревнований, как доступный способ проверки результатов.

Ката (кадзё, форма), медитативная одиночная и парная практика с мечом в Японии, начинается с использованием “боккэн”, имитирующего настоящий меч – катану.

Для сравнения посмотрите два подхода в практике кен-дзюцу парных кадзё (ката, форм):


1-я форма стиля Катори. Омотэ-но тачи: Ицуцу-но тачи


1-я форма Син Кагэ стиля. Сан Гаку тай-но тачи. Итто Рёдан

Сразу бросается в глаза достаточно длинный ката в Катори , в т.ч. для более лучшего вхождения в медитативную практику (кстати на среднем и высоком уровне обучения они становятся значительно короче). А в Син Кагэ -– очень короткий ката (если не обращать внимание на нарочито «медленные» действия исполнителей в этом ролике), который можно выполнять двумя способами:
1. за счёт физической силы, грубо, но практично
2. технически тонко и более «мягко»

Вопрос: А можно ли изучить тонкую и мягкую работу катаной в короткой ката?

Ответ: Можно, если уже имеется достаточная чувствительность и умение работать не жестко.

Имеющиеся различия в технике специалистам видны невооруженным глазом:
– Катори использует прямолинейные силовые методы, простые и надежные, чем обусловлена её популярность в армейской среде. Катори никогда не была закрытой школой, и подобная демократичность сыграла роль спасательного круга в смутные времена, которые поглотили немало прекрасных стилей.
– Син Кагэ представляется некой противоположностью, так как практиковалась в рядах высшей знати. Приемы округлы, “мягки”, движения “тоньше”, точно выверены, акцент смещен в сторону мастерства, а не пробивной мощи. Наблюдается явно отличная от Катори стратегия КАГЭ (Тень) и Принципом Маробаси, “заимствованным” из более старинной Традиционной Школы Боевых Искусств (БИ) Кагэ-рю.

Кстати, стоит вспомнить, что Традиционные Школы в Японии, преподававшие в целях бизнеса, разделяли обучение как минимум на 3 уровня:
1. Омотэ -– открытый раздел, «скрывающий» истинные техники, которым обучали только своих;
2. Тюдан – средний;
3. Окудэн – закрытый.
И хотя, о раскрытии “тайн” в Омотэ говорить не приходится, в первых ката тем не менее можно найти ВСЁ из арсенала стиля.

Открою вам тайну: невозможно научиться «секретам» (даже если их тебе дают) в начале обучения, должно пройти некоторое время в наработке чувствительности собственного тела, видении преподаваемой техники и умении повторить.

Вопрос: Можно ли фехтовать без чувствительности?

Ответ: Можно и без чувствительности, но фехтованием это будет назвать затруднительно, не говоря уж о “секретах”. Но при этом работать мечом вы научитесь значительно быстрее. Поэтому мы начнем с практики Катори стиля одновременно со свободными спаррингами, а через некоторое время перейдем к стилю Син Кагэ.

Вопрос: Как можно наработать чувствительность?

Ответ: Практикой специальных упражнений: тай-сабаки, «липких рук», «склеенных мечей» и др.

Поэтому параллельно с обучением фехтованию в виде практики ката и рандори, необходимо обязательно развивать чувствительность другими специальными упражнениями. Продолжая совершенствовать начатое в первом уроке о тай-сабаки, перейдем непосредственно к фехтовальной технике.

academy.muto.ru

Приемы защиты

Приемы защиты — наиважнейший элемент фехтования

В реальности пропущенный удар — это всегда БЕДА, как правило, смертельная беда. То, что на соревнованиях выглядит безобидно — ну 

подумаешь — попали по руке — в жизни — это страшная боль, это ручей крови, это возможно травма на всю жизнь. 

 

Да и жизнь, даже при условии что противник повержен, а у вас предположим рана руки — не всегда получиться сохранить, так как рядом может не оказаться доброго дяди доктора, больницы, вы можете не иметь возможности перевязать себя и как следствие погибнете от потери крови или заражения.

 

Ито Иттосай Кагэхиса, один из основоположников школы фехтования на мечах Оно ха Итто рю говорил «Мой ум не теряет хватки ни во время атаки, ни во время защиты. Важнее избежать удара, чем желание победить. любая атака — это та же оборона, а любая оборона – это та же атака».

 

А потому ПЕРВОЕ и главное правило любого фехтовальщика — сперва ЗАЩИТИ себя от клинка противника, и лишь потом организовывай действенную атаку на своего врага.

 

Самая первая линия защиты — это правильная стойка. Вас должно защищать само ваше тело и оружие в руке, без дополнительных движений этого оружия.

И потому — стойка должна быть правильной.

 

Ударная рука вытянута вперед и чуть согнута в локте, локоть на расстоянии кулака от тела, если у вас нож — то он держится чуть под углом или прямо по направлению к противнику острием в его живот или грудь (для ножа слишком высокое положение — скорее минус, чем плюс, в отличие от мачете, катаны, сабли), если более длинное оружие — то так, чтобы оно перекрывало вас по диагонали справа налево и снизу вверх если вы правша и наоборот — если левша. Острие клинка направлено в подбородок — глаза или горло противника — для шпаги, мачете, для сабли катаны возможно более верхнее положение, когда вашим клинком перекрыта и голова полностью.

 

Вы фактически прячетесь  за вашим оружием,  и достать вас возможно только полностью или частично сдвину ваш  клинок при ударе. Такая стойка — это уже защита сама по себе, статичная так сказать. Но, разумеется, во время фехтования, оружие не остается на одном месте, вас атакуют, наносят удары и вам как то нужно их отражать. 

Удары  любым клинком, будь то нож, мачете, сабля или катана, или даже двуручный меч наносятся на трех уровнях — в верхней — с поражением головы и верхней части плеч, средней — когда удары наносятся по корпусу — груди, животу, бокам и низу плеч и рукам, и нижние — когда удары приходятся в верхнюю часть бедер, пах, ноги. 

 

Соответственно вам нужно уметь владеть приемами защиты трех этих уровней, и двух полусфер — правой и левой. В некотором смысле, защита правой и левой стороны — зеркальна, есть, разумеется, некоторые нюансы при выполнении защиты, но в целом — защита одной полусферы — зеркальна защите другой полусферы.

 

Сначала рассмотрим приемы защиты среднего уровня.  Они достаточно просты для двуручного оружия и чуть сложнее для одноручного. Самым эффективным приемом защиты от удара сбоку — это чуть приопустить катану от начального положения и практически не меняя положения рук — повернуться всем корпусом в сторону удара.

 

Такой прием обеспечивает защите максимальную жесткость и  является очень быстрым. Вторым вариантом является прием защиты, когда навстречу вражескому клинку двигается сперва рука и лишь потом корпус, а не вместе. Такой  прием более энергозатратен, он медленнее, но позволяет отразить удар на значительно более дальнем расстоянии.

 

Защита головы достаточно проста. Обычно, она распадается на две составляющих. Сперва, вам нужно остановить вражеский клинок, и затем, убрать его от себя либо путем слива его по своему клинку, либо, уходом с линии атаки врага самому. Стандартная защита головы и верхней части плеч заключается в подъеме руки, присогнутой в локте  справа или слева от себя, в зависимости от того откуда в вас идет удар, и легкий доворот корпуса в этом же направлении.

 

Самая распространенная ошибка при фехтовании на тяжелом оружии – вы ставите защиту правильно, но она недостаточно жесткая и клинок противника просто проламывается через нее, сдвигая и ваш меч, и вашу руку вбок и доставая до тела. По этому, первое правило любой защиты – обеспечить жесткую структуру и остановить клинок противника на безопасном от себя расстоянии.

 

Если после остановки клинка противника он не убирает свой меч, а продолжает давить на ваш клинок, пытаясь передавливанием получить преимущество, то при защите головы происходит слив вражеского клинка – то есть, вы намеренно  ослабляете свой клинок, приопуская его на свое плечо и противник своим давлением сам сбрасывает свой меч с вашего оружия, а вы получаете взведенный и готовый к атаке клинок.

 

Второй вариант – это после остановки вражеского оружия  уйти с линии прохода вражеского клинка. В этом случае вы останавливаете вражеский меч, как это было описано выше, но не сливаете его по своему клинку, а  как бы отталкиваетесь от него и с помощью приема тай сабаки уходите в сторону – вправо или влево, тем самым уходя с линии атаки противника. Этот прием работает не только при  защите головы, он работает при любой  защите.

 

Если вас атакуют прямо сверху прямым ударом, то для защиты головы применяется защита Святого Георгия, когда вара полусогнутая рука выводится прямо наверх перед вами над головой и клинок слегка направлен в сторону противника, чтобы предотвратить сход клинка врага на ваши пальцы. 

 

Бывает такой вариант, что вас атакуют с нечеловеческой силой рубя прямо перед собой достаточно тяжелым клинком. В этом случае в большинстве вариантов нет возможности удержать  одной рукой клинок в защите Святого Георгия, и нужно взять второй рукой за конец клинка, чтобы поставить максимально жесткий блок на пути такой атаки. 

 

Еще один вариант остановки сильных ударов – это нанесение упреждающего удара в самой верхней точке начала вражеской атаки своим клинком в клинок противника. Такая защита ударом сминает вражескую атаку и предотвращает нападение как таковое. 

 

Следует понимать, что остановка ударов вражеского клинка всегда ведется исключительно в жесткой структуре, не получится остановить по-настоящему сильный и мощный удар, если ваше тело и стойка не имеют твердой, устойчивой структуры. 

 

Удары в ноги и верхнюю часть бедер  очень опасны, и вы должны уделять их защите большое внимание. Обычно предлагают осуществлять защиту  ног путем перевода клинка из центрального положения в сторону по внешней линии, с одновременным оттягиванием ноги назад. Такой прием верен только в части ухода ноги.

 

В остальном же он полностью ошибочен. Движение клинка по внешней дуге медленное и всегда запаздывает за атакой, не достигая цели, структура получается слабой и клинок продавливается сильным ударом по  ноге. Наиболее целесообразно просто опустить меч вниз прямо перед собой резко его уронив,  и потом отбить вражеский удар  вправо или влево как клюшкой в хоккее. Что не избавляет вас от ухода ногой. 

 

Мы рассказали об основных вариантах защиты, которые применяются в фехтовании. Разумеется, отработка их потребует массу времени и усилий. 

 

Кроме того, нужно понимать, что описанные приемы возможны для катаны, меча, сабли  или мачете, но не совсем годятся для ножа. Все принципы защиты остаются теми же, но ножом нельзя делать сливы клинка противника, да и вообще, чем короче клинок, тем сложнее им самим защититься как таковым.  Но нужно всегда помнить,  что меч (нож, мачете) является продолжением вашей руки и тут на помощь приходит рука. Основные принципы защиты при ножевом бое или бое с мачете – это отбив клинка противника и отход с линии его удара. 

 

В случае с ножом остановка атакующей руки противника  ножом возможна и с помощью своей руки — доворотов локтя и иногда кисти, реже плеча, так как в этом случае противник извернув нож может вас порезать. 

 

Вот основные принципы защиты, которые использует при обучении школа фехтования Katana Club. Все приемы защиты, описанные выше показаны в нашем разделе «Видео». Katana Club использует в обучении наиболее эффективные приемы, отработанные нашими мастерами в хоте тренировок и спаррингов

 

katanaclubmaster.com

Удар катаной — сохранение структуры тела

Удар катаной — сохранение структуры тела при ударе

Не секрет, что очень немногие фехтовальщики, из тех, что работают с мечом, понимают важность положения тела при ударе и акцентируют на этом внимание, даже если они и непроизвольно сохраняют правильное положение во время фехтования. 

 

Тем не менее, это одно из самых важных  в искусстве владения мечом – удар наносится не только руками, но и всем телом  и именно так он становится на самом деле мощным и неотразимым. 

 

Много писалось о том, что «меч это продолжение руки». Но мало кто говорит о том, что тело, это основа твоего меча. В фехтовальной практике, сложившийся в Москве, достаточно мало уделяется этому внимания. В спортивном фехтовании, ввиду легкости оружия, и негласному правилу не калечить партнеров, структуре тела внимания не уделяется. В дуэльном и реконструкторском фехтовании – кто умеет  это делать, тот умеет, но учитывая, что при таком подходе его удары становятся очень сильными, внимание на этом как бы не заостряется, чтобы не потворствовать излишнему травматизму. 

 

В ножевом бою об этом говорят, но на уровне говорильни. Я лично знаю несколько отличных высококлассных фехтовальщиков, которые имеют и применяют структуру тела при нанесении удара, но основная масса людей об этом даже не слышала. 

 

И если для короткоклинкового оружия это не слишком важно, хотя и крайне желательно,  так как решающим фактором все же выступает быстрота и скорость, то для среднеклинкового и длинномера это просто жизненно необходимо. 

 

Смысл сохранения структуры в том, что удар наносится не просто рукой. В него вкладывается сила всего корпуса, и как следствие, даже человек с очень средними ТТХ, при правильной технике удара, способен при вложении всего тела нанести сокрушающий удар по противнику, не перенапрягая при этом своего мышечного каркаса. 

 

Обычно в среде фехтовальщиков, особенно среди спортивного фехтования или дуэльного, принято наносить удары рукой, часто локтем, иногда с вложением верхней части тела, но очень редко – с вложением всего тела. Так как  фехтование ведется как бы на очки, для турниров и прочих зрелищных  мероприятий, нет необходимости вкладываться в полную силу. 

 

Иное дело – реальный бой клинковым оружием. Такой бой ведется не на очки, а за свою жизнь и на поражение противника с минимального количества ударов.

 

И тут сила удара играет значительную роль. Что делать, если вас  бьет клинком качок переросток, больше вас  в три раза, у которого руки как ваша ляжка? Остановить его удар и поразить своим возможно только в структуре  тела. Основа структуры идет от восточных единоборств, из айкидо, ицюань, ушу и других школ борьбы.

Справедливо считается, что пока человек находится в структуре тела, и она не сломана, то он выдержит нажим любой силы – его можно отодвинуть, но не сломать. 

 

В бою с мечом – сохранение структуры – это прежде всего возможность – сломать стойку противника, отбросить его меч не простобатманом или силой руки, а силой всего тела и довершить удар в голову, шею или корпус. 

 

Нет необходимости пояснять, что сильнее и какое давление эффективнее – только силы рук или всего корпуса вместе с руками. Сохранение структуры тела при ударе дает возможность еще и нанести раны, мало совместимые с жизнью, причем не используя длинных и соответственно видимых противнику замахов, равно как и остановить клинок после нанесения удара максимально близко от противника, чтобы туту же вывести его на защиту или контратаковать. 

 

Аксиоматично, что более сильный замах дает оружию большую силу. Но так же аксиоматично, что он гораздо более заметен противнику, чем короткий и максимально мощный и быстрый, почти мгновенный удар. 

 

Следовательно, предпочтительно второе, а не первое. Структура  тела при нанесении ударов и дает такую возможность. 

 

А как достигается сохранение структуры как таковой? Разберем  прямой удар сверху (мэн) двуручным мечом, или катаной , чтобы понять как именно это происходит. 

Сам удар начинает наноситься руками, причем  траектория движения рук напоминает траекторию, по которой забрасывается спиннинг. То есть на хлестом.

 

В верхней точке траектории  разгон меча достигается кистевым движением рук, резко переводящих клинок из вертикального положения над головой или слегка из за головы в горизонтальное, когда руки и катана представляют из себя прямую линию, направленную под углом в 45 градусов вперед и верх. Тело при этом так же слегка вытягивается вперед. Изначально, руки согнуты в локтях, слегка вывернутых наружу, и меч свободно лежит в кистях, придерживаемый  только пальцами рук – а точнее тремя нижними пальцами каждой кисти и слегка большими.

 

В процессе выпрямления рук, локти вворачиваются вовнутрь,  и руки выпрямляясь, кладутся на грудные  мышцы,  при этом руки слегка вывернутые как бы наружу. Рукоять меча  ложится по линии жизни обеих ладоней, при этом основание внутренней части большого пальца левой руки как бы придерживает рукоять сверху как рычагом, а правая ладонь, прижимаясь к рукояти так же линией жизни, давит вперед и вниз.

 

В результате в верхней части траектории удара мечом, тело УЖЕ представляет из себя прямую предельно жесткую структуру, вытягиваясь и напрягаясь как струна. Только после этого, когда руки в ПРЯМОМ положении начинают идти вниз, делается шаг вперед. Таким образом, вектор удара направлен вперед и вниз, одновременно отталкивая от себя противника и прорубая и разрезая его от макушки до груди или ключиц.

 

Удар идет не к себе, а ОТ СЕБЯ – это основное. Положение ног на ширин6е плечи и никакое боковое заваливание от центра движения не допускается. При подшаге задняя нога не сгибается в колене – наоборот, она остается ПРЯМОЙ, максимально прямой и жесткой. Если противник начнет давить в ответ, парируя удар, он не сможет вас сломать, он в самом худшем случае вас просто отодвинет назад, но ваше тело останется в том положении что и до его давления.

 

На второй фазе удара с подшагом, руки остаются прямыми и жесткими, положенными на грудные мышцы. Согнуть такие руки противнику совершенно не реально и удар приобретает максимальную силу и мощь. Движение рук заканчивается  с концом подшага,  потому говорят часто, что руки идут одновременно с шагом ноги. Это ОШИБКА и невероятно опасное заблуждение.

 

Руки ВСЕГДА  в ударе любым клинком идут ПЕРВЫЕ, они лишь синхронно заканчивают свое движение вместе с шагом ноги, так как именно такое совместное  окончание и обеспечивает удару мощь. 

 

Слишком ранее движение ног, во первых, дает противнику увидеть вашу атаку, и соответственно от нее уклониться, во вторых, рассихронизирует движение рук и ног, и руки останавливаются РАНЬШЕ ног, а это недопустимо. 

 

После нанесения удара, руки не притягиваются к себе, а остаются максимально далеко от себя, в структуре и готовые к новой атаке, пока вы не выйдите в безопасную зону от противника. Это наилучшая страховка  от его атаки в тот момент, когда вы завершили свою. Только выйдя на безопасное расстояние вы прикрываетесь клинком как  обычно – прямо или слегка справа налево по диагонали – как при обычной стойке. Такие приемы вы можете посмотреть в разделе «Видео» на нашем сайте. 

 

Мы вкратце описали движения в структуре при атаке прямым ударом сверху противника. Такой подход позволяет нанести максимально сильный удар и выдержать максимально сильное противодействие  противника. 

 

Все описанное справедливо на любом клинке, с поправкой на длину самого клинка – чем он короче, тем менее высок первое положение руки. 

 

Katana Club в своем обучении использует структуры тела,  в приемах и ударах для фехтования. Это позволяет нашей школе фехтования наносить мощные, короткие и незаметные для противника удары. Katana Club обоснованно считает, что применение структуры тела в фехтовании на любом оружии – катане, мачете, ноже, сабле, палаше, палке – дает значительное преимущество над противником в силе, быстроте, мощи и незаметности ударов фехтования.

katanaclubmaster.com

Иайдо — искусство мгновенного удара катаной


Иайдо — это особое искусство неожиданной резкой атаки или контратаки с применением японского меча катана. В иайдо изучается не фехтование на мечах, а только мгновенное убийство соперника с первоначально скрытым лезвием. «Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.

Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника. Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.

Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп. Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль. Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.

Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет. В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны. Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.

Ученик проходит обучение различным вариантам проведения боя, который начинается с резкой атаки, где движения происходят быстрее любых действий противника. Каждое движение имеет свое значение, техники, применяемые в бою, просты, но на тренировках необходима вся их сила, не только физическая, но и умственная. За многовековую историю иайдо много раз передавалось из поколения в поколение, практически не меняясь в главном — знающие иайдо могут отклонить нападение и неожиданно напасть первыми.

Стиль «мусо дзикидэн эйсин» — это один из наиболее популярных стилей иайдо в Японии. Он был основан в 16 веке Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу, который считается основателем и всего иайдо. Существует множество легенд и историй о его жизни, однако фактических событий о нем известно не так много. Его жизнь окутывает множество тайн и легенд, доподлинно известно немногое. Он вырос в сложной обстановке феодальных распрей. В детстве переехав в округ Ямагата, он начал изучать различные единоборства. Встав на путь физического и духовного совершенства, Хаясидзаки старался путем медитации и чтения молитв создать самый эффективный метод использования меча катаны в бою. В течение жизни он создал боевой стиль применения катаны, называющийся «симмэй мусо рю» («вдохновленный божественно, не имеющий равных»). Иайдо, созданное Хиясидзаки, распространялось под разными именами. Его стиль стал базой для двух самых популярных стилей, сейчас известных всем как эйсин рю и мусо синдэн рю. С 16 века многие сотни лет иайдо подвергалось переменам, образовывало новые течения благодаря различным наставникам, обучающих своих учеников. Но, с учетом появления различных техник и тактик, эйсин рю — это стабильная неменяющаяся база, которая обеспечило развитие иайдо со времен средневековья до нынешнего дня.

Сейчас больше десяти признанных не только на родине, но и по всему миру учителей продолжают совершенствовать обучение как в стиле эйсин рю-иайдзюцу, так и в стиле мусо синдэн рю иайдо. На сегодняшний момент даже в одном направлении существуют разногласия по поводу его главы, но у поклонников этого боевого искусства имеются все возможности тренироваться у всемирно известных японских учителей.

В 70-х годах прошлого века после многолетнего перерыва в СССР вновь начинают открываться школы джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу. В СССР была получена аккредитация первого представительства организаций Японии, обучающих искусству иайдзюцу и иайдо. Позже данную аккредитацию подтвердили в 2009 году, когда иайдзюцу и иайдо получили в России вторую жизнь.

Сейчас практически по всей России имеется значительное количество мастеров и наставников, имеющих постоянную связь со знаменитыми мастерами Японии, преподающими различные стили и школы иайдзюцу, иайдо. Много мастеров, которые занимаются обучением искусству владения мечом, имеют персональные полномочия от разных школ и стилей своих учителей из Японии. Многие специалисты, занимающиеся иайдо в России, постоянно стажируются и сдают экзамены в Японии, а также приглашают японских мастеров владения мечом на разнообразные мероприятия в России, что привлекает интерес к этому боевому искусству и помогает в дальнейшем его развитию. Среди спортсменов, участвующих в чемпионатах по иайдо, имеется немало представителей России. Часто, в клубах иайдо преподается не самостоятельно, а вместе с техниками других единоборств: джиу-джитсу, каратэ, айкидо, что, впрочем, практикуется и в самой Японии. Однако, прежде всего, иайдо — это самостоятельное боевое искусство, которое имеет в основе гигантский философский, культурно-эстетический, психологический слой знаний, образованный многими поколениями мастеров и учителей иайдо. © martialsport.ru

Похожие записи на сайте miuki.info:

miuki.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *