О некоторых причинах конфликта на Корейском полуострове

На Корейском полуострове продолжает расти напряжённость. Пхеньян принял решение о закрытии индустриального комплекса в г. Кессон, являющегося зоной совместного предпринимательства с Южной Кореей, предложил иностранным посольствам в целях безопасности эвакуироваться из КНДР. Наиболее значимыми в серии шагов Пхеньяна стали решение мартовского (2013) Пленума ЦК Трудовой партии Кореи о юридическом закреплении ядерного статуса КНДР и постановление Верховного народного собрания КНДР «О дальнейшем укреплении статуса страны, обладающей ядерным оружием в целях самообороны».

Большинство СМИ, живописуя воинственность Северной Кореи, не пытаются разобраться в истоках нынешнего резкого обострения конфликта на корейской земле. А если и пытаются, то, как правило, безапелляционно называют Пхеньян зачинщиком всех бед, подчёркивая, что спусковым крючком «кошмара» стало третье ядерное испытание КНДР.

В связи с этим есть острая необходимость рассмотреть настоящие, глубокие причины того, что принято называть «корейской проблемой».

Если говорить кратко, то первопричиной является неурегулированность итогов Корейской войны 1950-1953 гг. В этом году мир будет отмечать 60-летие её окончания, а мирный договор между её участниками так и не подписан. Существует лишь (теперь уже, возможно, только на бумаге) Соглашение о перемирии, то есть временное прекращение боевых действий. Более того, между главными противоборствующими сторонами — США и КНДР — отсутствуют дипломатические отношения.

Аномальность подобной ситуации очевидна. Пхеньян многократно предлагал устранить этот поразительный анахронизм холодной войны, но тщетно: Вашингтон упорно отказывается и от нормализации межгосударственных отношений, и от замены Соглашения о перемирии фундаментальным документом, устанавливающим прочный мир на полуострове. Тем самым США не на словах, а на деле доказывают наличие у них, как это называют в Пхеньяне, «враждебных намерений». В планы США входит не мирное сосуществование с КНДР, а ликвидация этого государства.

Именно этим и предопределено состояние перманентного конфликта на Корейском полуострове, цикличность переходов от острого кризиса к относительной «ремиссии» и обратно. Действия Запада по отношению к КНДР образуют порочный замкнутый круг. Призывы остановить ядерную программу и тем самым прекратить нарушать основы режима нераспространения ОМУ часто используются как ширма для скрытой повестки — смены режима в КНДР…

В итоге в тех случаях, когда Пхеньян выбирает переговорную модель взаимоотношений с международным сообществом, готовность идти на взаимные компромиссы с учётом его озабоченностей (нераспространенческое досье), Запад воспринимает это не как самостоятельное решение северян, а как проявление их слабости, торжество своей политики нажима. Следуя такой логике, Вашингтон и его союзники спешат не оценить по достоинству шаг Пхеньяна, используя это в интересах конструктивного сотрудничества и продвижения вперёд в урегулировании ядерной проблемы Корейского полуострова, а поступают прямо наоборот. Исходя из того ложного понимания, что Северная Корея начала идти на уступки под внешним давлением, Запад считает необходимым свой нажим наращивать, чтобы окончательно дожать оппонента. И тут всякий раз происходит сбой политики с двойным дном. Убедившись в истинных намерениях своих партнёров, Пхеньян, в цели которого входит сотрудничество с ними, но никак не капитуляция, перестаёт играть в чужую игру и предпринимает шаги по укреплению национальной обороноспособности. В итоге Запад вместо ожидаемых дальнейших уступок и долгожданного краха Северной Кореи получает в ответ новые ракетно-ядерные испытания.

Хронология нынешнего кризиса хорошо известна.

Успешный запуск спутника КНДР состоялся 12 декабря 2012 г. СБ ООН на этот раз выбрал более жесткую форму реагирования в виде резолюции 2087 (22.01.2013) в отличие от аналогичного случая в апреле 2012 г., когда СБ ограничился заявлением своего председателя. КНДР решительно выразила несогласие с таким решением и логикой США, согласно которой «свои запуски – это спутники, а чужие – баллистические ракеты дальнего действия», и заявила, что «уже больше не существуют ни шестисторонние переговоры, ни Совместное заявление от 19 сентября». В «знак протеста» Пхеньян провёл 12 февраля 2012 г. третье ядерное испытание, обратив внимание в заявлении МИД на то, что в мире произведено «более 2 тысяч ядерных испытаний и 9 тысяч запусков спутников, но еще никогда не были приняты резолюции Совбеза ООН, запрещающие ядерное испытание или космические пуски». В ответ СБ ООН 7 марта 2013 г. принял резолюцию 2094, накладывающую на Северную Корею самые суровые санкции за последние десятилетия.

Что же послужило причиной быстрого усугубления конфронтации в 2013 году? Причин много. Оппоненты Пхеньяна обычно называют в числе главных: проявление неопытности, незрелости и авантюризма молодого лидера КНДР, стремление запугать Сеул, заставить его поверить в то, что, приобретя ядерное оружие, КНДР коренным образом изменила в свою пользу военный баланс на полуострове, приобрела иммунитет против действий Юга и теперь может безнаказанно осуществлять шантаж и «военные провокации» против РК. Такие настроения широко распространены и последовательно поддерживаются в южнокорейском общественном мнении.

В политическом и экспертном сообществе США резко возвысились голоса, требующие немедленного и решительного изменения приоритетов политики в пользу мер, направленных на форсирование смены режима в КНДР путём резкого усиления внешнего давления на страну, её изоляции и стимулирования внутренней оппозиции. На официальном уровне в открытую заговорили о подрыве жизненного уровня северокорейского населения и т. п.

Сторонники таких действий предпочитают не замечать, что ракетно-ядерные испытания КНДР на рубеже 2012-2013 гг. стали в значительной мере ответом на нежелание Запада вести конструктивный диалог с Пхеньяном. После того как КНДР в апреле 2009 г. заявила о выходе из шестисторонних переговоров, пять оставшихся участников объявили своим приоритетом найти средства убедить Пхеньян вернуться в «шестёрку». И вот, когда благодаря, прежде всего, усилиям дипломатии России и КНР эта цель была почти достигнута и руководство КНДР в 2011-2012 гг. неоднократно заявляло о готовности продолжить своё участие в данном дипломатическом процессе, Вашингтон, Токио и Сеул вопреки собственным декларациям стали выдвигать предварительные условия и, по сути, всячески затягивать возобновление переговоров. Тем самым они ещё раз обнажили свои настоящие цели: продолжение политики «стратегического терпения», которую многие американские эксперты назвали разновидностью «стратегии сдерживания» КНДР, то есть углубления её изоляции с конечной целью смены режима. Получив этот вполне чёткий сигнал от своих оппонентов и учитывая, в том числе на примере Ливана и Сирии, возросшую склонность Запада к использованию военной силы для свержения неугодных режимов, Пхеньян посчитал себя свободным в выборе средств и предпринял необходимые меры для укрепления национальной обороноспособности.

Конечно, это было не единственной причиной, толкнувшей Пхеньян на такие шаги. Вероятно, сыграли свою роль и стремление северокорейского руководства компенсировать неприятный осадок, возникший после неудачи запуска ИСЗ 13 апреля 2012 г., и реальность космической гонки между Северной и Южной Кореями. Выведя 12 декабря 2012 г. первый свой спутник на заданную околоземную орбиту, КНДР соревнование за прорыв в космос выиграла, что весьма болезненно восприняли на Юге, где произвели успешный запуск своего ИСЗ на полтора месяца позже.

И одновременно эти действия стали раскручивать спираль конфликта, которая поставила сейчас Корейский полуостров на грань войны.

Для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации всем вовлеченным сторонам необходимы, прежде всего, сдержанность и предельная концентрация на поиске путей возобновления политических контактов.

Александр Воронцов

«Фонд стратегической культуры»

vpoanalytics.com

Худоерова з. Х. Современные конфликты северной и южной Кореи

Введение

Функционирование современного международного общества невозможно без противостояния позиций и взглядов, присущих определенным субъектам. Толкование определенных вопросов, имеющихся в практике международных отношений, отличные оценки со стороны участников процесса Логическим следствием этого является противоречия и конфликты. Эти конфликты иногда приводили к опасным международным кризисам и вооруженной борьбе, причиняли серьезные и опасные последствия. Некоторые из них оказались устойчивыми, продолжались на протяжении и десятилетий, другие затихали на определенное время и при определенных условиях начинались с новой силой. Сегодня в современном мире наблюдается множество вооруженных конфликтов, вызванных этноконфессиональными, этнотерриториальными и этнополитическими причинами. Значительно чаще стали происходить конфликты между многочисленными вооруженными группировками внутри государств и распадающимися структурами власти. 

Цель

Целью моей работы является: определить причины возникновения конфликта и разделение корейского полуострова.

Задачи

Поставленными задачами являются :

  1. Определить понятие международного конфликта

  2. Причины разделения корейского полуострова.

  3. Начало конфликта между Северной и Южной Кореей.

  4. Позитивные и негативные воздействия конфликта.

  5. Развитие конфликта и поведение сторон конфликта.

1. Международные конфликты

1.2. Классификация Международного конфликта

Необходимо отметить, что международный конфликт как система никогда не выступает в «законченной» форме. В любом случае он представляет собой процесс или совокупность процессов развития, предстающих как определенная целостность. При этом в процессе развития может происходить изменение субъектов конфликта, а следовательно, и характера противоречий, лежащих в основе международного конфликта. Исследование процесса развития международного конфликта дает возможность установить многие его существенные для анализа исторические и причинно-следственные аспекты, а рассмотрение его системы и структуры выявляет главным образом структурно-функциональные стороны конфликта. Понятно, что эти стороны конфликта нельзя воспринимать изолированно друг от друга. Изучение конфликта в его последовательно сменяющихся фазах позволяет рассматривать его как единый процесс, обладающий различными, но взаимосвязанными сторонами: исторической (генетической), причинно-следственной и структурно-функциональной.

Практика международных отношений свидетельствует, что в основе противоречия изредка лежит какой-то один фактор. Источником противоречий в основном являются интересы определенных государств, экономических союзов, а также военно-политических блоков. Предметом разногласий часто являются территории и границы, стремление занять доминирующее положение в регионе, противостояние экономических, политических интересов стран развиваются, негативные этнические стереотипы, религиозные противоречия.

Раздел 2. Корейский полуостров

Корейский полуостров находится в восточной части Азии между Японским морем на востоке, Корейским проливом и проливом Чеджу на юге и Жёлтым морем на западе. Площадь около 220,8 тыс. км², длина приблизительно 1000 км. Рельеф преимущественно горный. Высшая точка — гора Пэктусанна границе КНДР и Китая, высота 2744 м.

Берега Японского моря преимущественно гористые и прямолинейные, побережье Корейского пролива и Жёлтого моря в основном равнинное, изобилует бухтами и заливами, рядом находятся Корейский архипелаг и остров Чеджудо.

Климат умеренно муссонный, на юге — субтропический. Средние температуры января от −20 °C на севере до +4 °C на юге, средние температуры июля от 24 °C на севере до 26 °C на юге полуострова. Осадки до 1500 мм в год, главным образом летом. На полуострове густая сеть полноводных рек, активно используемых для орошения.

Территория полуострова на 2/3 занята лесами и кустарниками. Лес нижнего пояса гор широколиственный, с преобладанием дуба, ясеня, каштана. По мере роста высот широколиственный лес сменяется хвойно-широколиственным, а затем хвойным. На юге острова преобладают вечнозелёные леса и кустарники. Практически все равнинные участки активно возделываются. Сохранились небольшие участки лугостепей. Организован ряд национальных парков.

На Корейском полуострове расположены Республика Корея и большая часть КНДР.

studfiles.net

Почему отношения Северной и Южной Кореи опять потеплели – Корё Сарам

Андрей Ланьков

На Корейском полуострове, который в последние месяцы был чуть ли не главным источником международной напряженности, вдруг стали происходить события, поражающие своим миролюбием. Северная Корея заявила, что будет участвовать в Олимпийских играх в Пхёнчхане, на территории Южной Кореи. Более того, Южная и Северная Корея выставляют на Игры единую команду, которая будет выступать под нейтральным флагом с изображением Корейского полуострова. Вместо государственного гимна они планируют использовать народную песню «Ариран».

Сообщение об этом стало неожиданностью, ведь еще в декабре большинство наблюдателей не сомневались, что Северная Корея не будет участвовать в Олимпийских играх в Пхёнчхане.

Впрочем, Олимпийскими играми все не ограничивается: появились признаки потепления межкорейских отношений и на других направлениях. Идет подготовка к политическим переговорам на «высоком уровне», всерьез обсуждаются контакты по линии Красного Креста и возможная встреча членов разделенных семей. Показательно, что многие из обсуждающихся сейчас контактов всего лишь несколько месяцев назад предлагались Сеулом, но были с негодованием отвергнуты северокорейской стороной.

Поворот в Пхеньяне

На протяжении последнего года Северная Корея активно продвигала ракетно-ядерную программу, проводила запуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ядерные испытания, причем добилась в этом больших успехов: именно в 2017 году КНДР впервые испытала как полноценный водородный заряд, так и баллистические ракеты, способные поразить территорию США. Особенно показательным был запуск «Хвасон-15», новой северокорейской МБР, которая в состоянии нанести удар по любой точке Соединенных Штатов.

Тем не менее, несмотря на эти акции и сопровождавшую их воинственную риторику, большинство наблюдателей предполагали, что мы имеем дело с обыкновенной для КНДР тактикой. Эта тактика предусматривает, что за периодом нагнетания напряженности следует период переговоров.

Неожиданностью, однако, стало то, что поворот к переговорам произошел раньше, чем предполагалось. Один удачный запуск не является достаточным основанием для того, чтобы ставить МБР на вооружение. Поэтому наблюдатели предполагали, что Северная Корея сначала проведет серию запусков «Хвасон-15» и лишь после этого сменит риторику и пойдет на переговоры, на которых будет говорить с позиции силы и, соответственно, сможет рассчитывать на серьезные уступки. Однако сейчас мы видим, что дипломатический разворот произошел раньше, чем ожидалось.

Президент Трамп и его окружение сочли такое развитие событий своим достижением, о чем американский президент, по обыкновению, и заявил в твиттере. Нельзя исключать, что на этот раз президент Трамп прав и Соединенные Штаты действительно внесли свой вклад в неожиданное изменение северокорейского политического курса.

Ведь в прошлом году жесткой была не только риторика Пхеньяна: совершенно беспрецедентные по жесткости заявления регулярно делались и в Вашингтоне. Из окружения Трампа постоянно просачивались слухи, что в Белом доме всерьез думают о нанесении ударов по стартовым позициям ракет или по иным объектам северокорейского военно-промышленного комплекса. Трудно сказать, сколько в этих слухах было реальности, а сколько блефа. Мнения на этот счет были разные, и даже хорошо информированные специалисты по КНДР терялись в догадках. Тем более терялись в догадках и в Пхеньяне.

В любом случае в последний год казалось, что вероятность вооруженного удара со стороны Соединенных Штатов резко возросла. Понятно, что такую угрозу в Пхеньяне игнорировать не могли. Хотя в случае прямого конфликта у КНДР есть возможность нанести противнику тяжелый ущерб, шансов на победу в военном противостоянии с США у Северной Кореи нет.

Именно в этой обстановке в Северной Корее, кажется, решили снизить накал ситуации, опасаясь, что продолжение запусков МБР и ядерных испытаний в конце концов переполнит чашу терпения Трампа и его окружения и подтолкнет его к решению о применении против Северной Кореи силовых мер.

Поворот в Сеуле

Беспокойство (и даже страх) Пхеньяна по поводу возможного конфликта вполне разделяли и в Сеуле. После выборов, которые прошли в мае 2017 года, к власти в Южной Корее пришли левые националисты, которые традиционно относились к Северной Корее существенно мягче, чем их предшественники из консервативного лагеря, правившие страной в 2008–2017 годах. В своей предвыборной платформе Мун Чжэ Ин обещал, что преодолеет кризис в межкорейских отношениях, возникший из-за его предшественников-консерваторов, и наладит отношения с Пхеньяном.

Однако после избрания Мун Чжэ Ина президентом стало ясно, что его планам на северокорейском направлении не дано осуществиться. Главную роль тут сыграла жесткая позиция новой американской администрации, которая самым недвусмысленным образом выступает против любой экономической помощи Северной Корее и против экономического сотрудничества между двумя корейскими государствами. Вызвано это тем, что на практике такое «сотрудничество» является замаскированной формой помощи Северу со стороны Юга, невозможно без дотаций из южнокорейского бюджета и фактически подрывает режим санкций, направленных против КНДР.

Мун Чжэ Ину удалось получить от Трампа согласие на то, что Сеул будет развивать спортивные, гуманитарные и прочие формы неэкономического взаимодействия с Пхеньяном. Однако этот дипломатический успех на практике значил мало, так как до недавнего времени северокорейская сторона самым недвусмысленным образом отвергала любые попытки Южной Кореи наладить такие неэкономические контакты.

Тем не менее стремление окружения Мун Чжэ Ина улучшить отношения с Северной Кореей никуда не делось, особенно в условиях, когда нарастающая угроза вооруженной конфронтации создавала немалую нервозность в Сеуле.

Таким образом, в начале января совпало несколько тенденций. Во-первых, северокорейское руководство, опасаясь поступающей из Вашингтона информации, решило снизить градус напряженности и дало понять южнокорейской стороне, что готово на восстановление культурных и гуманитарных контактов и даже на участие в Олимпийских играх.

Во-вторых, администрация президента Муна, которая с самого начала стремилась установить такие контакты, в последние несколько месяцев стала рассчитывать на то, что частичная нормализация межкорейских отношений снизит вероятность возникновения на полуострове вооруженного конфликта. Иначе говоря, в Сеуле (и Пхеньяне) надеются: в Вашингтоне не будут так рваться стрелять, если решат, что Пхеньян пошел на уступки, пусть и символические.

Так и возникла нынешняя ситуация, при которой северокорейские спортсмены, скорее всего, появятся в Пхёнчхане.

Все это можно только приветствовать, ибо олимпийские переговоры действительно снижают вероятность вооруженного конфликта на Корейском полуострове, которая сейчас выше, чем когда-либо за последние два-три десятилетия. Тем не менее излишним оптимизмом по поводу происходящего лучше не проникаться.

Речь идет о мероприятиях, носящих косметическо-символический характер. Никуда не делась решимость руководства Северной Кореи создать полноценный ядерный арсенал и разработать средства доставки, способные нанести ядерный удар по континентальной части Соединенных Штатов. Отказ от ракетно-ядерной программы или ее существенное сокращение воспринимаются северокорейским руководством как первый шаг на пути к коллективному политическому и даже физическому самоубийству, и поэтому на серьезные уступки рассчитывать не приходится.

Более того, недоработанной остается и северокорейская ракетная программа, так что, скорее всего, как только отшумят олимпийские страсти и в Белом доме несколько успокоятся, северокорейские стартовые площадки опять услышат рев реактивных двигателей. Испытания наверняка будут продолжены, и это обстоятельство гарантированно вызовет жесткую реакцию США.

Нынешние контакты и взаимодействие по олимпийским делам никак не решают ключевых проблем Корейского полуострова и являются лишь способом выиграть время. Тем не менее даже временное снижение напряженности – хорошая новость.

***

Источник: http://carnegie.ru/commentary/75317

koryo-saram.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *